Психофизика — психология

Психофизика | Мир Психологии

Психофизика - психология

Психофизика (англ. psychophysics) — одна из психологических дисциплин, обычно определяемая как наука об измерении ощущений человека.

Психофизика изучает отношения между величинами физических раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ими ощущений, отвлекаясь при этом от рассмотрения промежуточных физиологических процессов организма (см. Психофизиология).

Психофизика основана Г. Фехнером, который рассматривал ее как науку о функциональных соотношениях между сознанием и телесным миром.

Пытаясь решить эту общую проблему, Фехнер в своем фундаментальном труде «Элементы психофизики» (1860) уделил преимущественное внимание измерению ощущений как области, где соотношения между объективным и субъективным наиболее доступны для экспериментального исследования. Им были введены основные понятия П.

, разработаны некоторые психофизические методы, ставшие классическими, сформулирован основной психофизический закон о соотношениях между рядами физических и психических величин. Создание Фехнером П. положило нач. экспериментальной психологии.

В настоящее время П. состоит из 2 разделов: учения об измерении сенсорной чувствительности (см. Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории) и учения о психофизических функциях (сенсорных шкалах), причем предмет П. часто понимается шире, чем он был определен ранее.

Во-первых, для оценки эффективности воздействующих раздражителей используются не только осознанные ощущения, но и др. ответные реакции организма (см. Порог сенсорный) — моторные реакции, кожно-гальваническая реакция, депрессия альфа-ритма, вызванные потенциалы и др. (объективная сенсометрия).

Во-вторых, раздражителями считаются не только поддающиеся количественному измерению физические стимулы, но и любые др. стимулы, которые наблюдатель может упорядочить по какому-то их общему признаку, напр. почерки по степени разборчивости, цвета по степени привлекательности и т.п. В таком широком смысле П.

можно определить как науку об ответах организма на служащие стимулами формообразования внешней среды (С. Стивенс). Принято различать классическую и т.н. современную П. В области учения о порогах различие между ними состоит в том, что современная П.

допускает существование в сенсорной системе собственных сенсорных шумов и рассматривает обнаружение раздражителей малой интенсивности как выделение слабого сигнала на фоне флуктуаций этих шумов (см. Психофизическая модель теории обнаружения сигнала), в то время как классическая П.

утверждает, что единственный источник возбуждения сенсорной системы — действие раздражителя. Соответственно этому современная психофизика рассматривает реакцию ложной тревоги в качестве закономерного ответа сенсорной системы; классическая П. — как чисто поведенческую реакцию, вызванную исключительно внесенсорными факторами.

В области измерения выше пороговых ощущений классическая П. исходит из предположения о невозможности непосредственной количественной оценки субъектом интенсивности собственных ощущений и признает единственно возможными косвенные методы измерения ощущений, которые приводят к созданию шкалы накопления едва заметных различий.

Отношение между субъективным и объективным рядами, получаемое с помощью этих методов, выражается логарифмическим законом, предложенным Фехнером (см. Закон Фехнера). Напротив, современная П. допускает возможность непосредственного количественного измерения интенсивности ощущений.

Реализация этого допущения привела к разработке прямых методов измерения ощущений, на основе которых строятся объективные сенсорные шкалы (см. Методы шкалирования). Отношение субъективного и объективного рядов, получаемое с помощью прямых методов, выражается сформулированным Стивенсом степенным законом (см.

Закон Стивенса).

Термины «классическая Психофизика» и «современная Психофизика» следует считать достаточно условными: оба научных направления имеют своих сторонников среди современных ученых. В некоторых зарубежных работах можно встретить подразделение П. по методологическому принципу на объективную и субъективную (А. Пьерон). Классическая психофизика отождествляется в этом случае с объективной П.

, а к субъективной П. относят 1) субъективные сенсорные шкалы, а 2) в соответствии с широким толкованием предмета П., — субъективные шкалы суждений (вкусов, эстетических и политических мнений и т.п.). Последние находят широкое применение в дифференциальной и социальной психологии. См. также Психофизика дифференциальная, Психофизика субъектная. (К.В.

Бардин)

Психологический словарь. И. Кондаков

Психофизика

  • Словообразование — происходит от греч. psyche — душа + physis — природа.
  • Автор — Г.Фехнер.
  • Категория — раздел психологии.
  • Специфика — посвящена измерениям ощущений в зависимости от величин физических раздражителей.
  • Виды — выделяют два раздела психофизики: измерение сенсорной чувствительности и исследование психофизических функций.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Психофизика — один из классических разделов психологии общей, основанный Г.Т. Фехнером. Посвящена измерениям ощущений в зависимости от величин раздражителей физических. Ее специфика — в том, что многообразие наблюдаемых форм поведения и состояний психических объясняется прежде всего различиями вызывающих их физических ситуаций.

Особенно развиты психофизические исследования сенсорных процессов. При этом выделяются два круга проблем:

  1. измерение порога восприятия;
  2. построение шкал психофизических.

Применение новых средств описания работы испытуемого позволяет учитывать наряду с величиной чувствительности системы сенсорной также особенности внутренней активности, в частности избираемые критерии принятия решения. Пример таких методик психофизики — так называемое Шкалирование многомерное, позволяющее восстанавливать взаиморасположение ощущений в многомерных субъективных пространствах признаков.

Подобные процедуры широко применяются за пределами сенсорной психофизики: в психологии эмоций, психодиагностике, психосемантике, и пр. В этом выражается тенденция к более широкому пониманию психофизики и к ее интеграции с исследованиями, ведущимися в других разделах психологии.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Психофизика — область психологии, занимающаяся, прежде всего, количественным отношением между физическими стимулами и их психологическим коррелятами. Истоки психофизики восходят к деятельности Г.Т.

Фехнера, открывшего закон, определяющий эти отношения (1860). По его мнению, эта наука определяет сугубо формальные отношения между психикой (душой) и телом (физикой).

По мере развития психофизики выделилось два широких класса ее проблем: определение порогов чувствительности и установление психофизических шкал.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Психофизика — область психологии, занимающаяся, прежде всего, количественными отношениями между физическими стимулами и их психологическим ощущением. Психофизика формально восходит к деятельности Густава Т. Фехнера в 1860-х гг.

По его мнению, эта наука определяла формальные отношения между психикой (душой) и телом (физикой). По мере ее развития выделилось два широких класса проблем: определение порогов чувствительности (1,2) и установление психофизических шкал. См.

эти и связанные с ними статьи.

предметная область термина

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Источник: http://www.persev.ru/psihofizika

Психофизика ощущений. Основной психофизический закон

Психофизика ощущений. Основной психофизический закон

Психофизика — это наука об измерении ощущений, изучающая количественные отношения между интенсивностью раздражителя и силой ощущения.

Основной психофизический закон

Густав Фехнер предпринял попытку разработать точный количественный метод измерения ощущений (душевных явлений). То, что сильные раздражители вызывают сильные ощущения, а слабые раздражители – слабые, было известно давно.

Задача состояла в том, чтобы определить величину ощущения для каждого предъявляемого раздражителя. Попытка сделать это в количественной форме восходит к исследованиям греческого астронома Гиппарха (ок. 180 или 190-125 до н.э.).

Он разработал шкалу звездных величин, делящую видимые невооруженным глазом звезды на шесть категорий: от самых слабых (шестой величины) до самых ярких (первой величины).

Эрнст Генрих Вебер на основе экспериментов по различению силы давления на кожу (веса поднимаемых на ладони грузов) установил, что вместо того, чтобы просто воспринимать разницу между раздражителями, мы воспринимаем отношение этой разницы к величине исходного раздражителя.

До него аналогичный вывод уже был сделан в середине XIX в. французским физиком и математиком Пьером Бугером в отношении яркости зрительных ощущений. Г. Фехнер выразил сформулированную Э.

Вебером закономерность в математической форме:

ΔR — изменение раздражителя, необходимое для обнаружения едва заметного различия в стимуляции;
R – величина раздражителя;
k – константа, значение которой зависит от вида ощущений.

Конкретное числовое значение k называют отношением Э. Вебера. В последующем было обнаружено, что величина k не остается постоянной во всем диапазоне интенсивности раздражителя, а увеличивается в области низких и высоких значений.

Тем не менее отношение приращения величины раздражителя и силы ощущения (или отношение увеличения стимула к исходному его значению) остается постоянным для средней области диапазона интенсивности раздражителей, вызывающих практически все виды ощущений (закон Бугера – Вебера).

В дальнейшем измерение ощущений стало предметом исследований Г. Фехнера.

Опираясь на закон Бугера – Вебера, а также на собственное допущение о том, что ощущение раздражителя представляет собой накопленную сумму равных приращений ощущения, Г.

Фехнер сначала выразил все это в дифференциальной форме как dR=adI/I, затем проинтегрировал [принимая R=О при интенсивности раздражителя, равной абсолютному порогу (Iο)] и получил следующее уравнение:

R=clog Iο/I

где R – величина ощущения;
с – константа, величина которой зависит от основания логарифма и от отношения Вебера;
I – интенсивность раздражителя;
Iο — величина абсолютного порога интенсивности.

Приведенное выше уравнение получило название основного психофизического закона, или закона Вебера – Фехнера, согласно которому ощущения описываются кривой уменьшающегося прироста (или логарифмической кривой).

Например, увеличение яркости, ощущаемое при замене одной лампочки десятью, будет таким же, как и в случае замены десяти лампочек сотней.

Иначе говоря, возрастанию величины раздражителя в геометрической прогрессии соответствует прирост ощущения в арифметической прогрессии.

Позже были сделаны попытки уточнить основной закон психофизики. Так, американский психофизик С. Стивенс выявил степенной, а не логарифмический характер зависимости между силой ощущения и интенсивностью раздражителя:

где R – сила ощущения;
с – константа;
I – интенсивность раздражителя;
Iο —  величина абсолютного порога ощущения;
n – показатель степени, зависящий от модальности ощущений (значения приводятся в справочниках).

Обобщенный психофизический закон, предложенный Ю. Забродиным, учитывал тот факт, что характер зависимости между ощущениями и воздействующими раздражителями обусловлен осведомленностью человека о процессах ощущения. Исходя из этого, Ю. Забродин ввел в формулу закона С. Стивенса показатель z, характеризующий степень осведомленности:

Из формулы видно, что при z=0 формула обобщенного закона Ю. Забродина принимает вид закона Вебера – Фехнера, а при 2=1 — закона Стивенса.

Современные исследования шкалирования указывают, что уравнение Ю. Забродина не является обобщенным «в последней инстанции» психофизическим законом, т.е. оно не может охватить все существующее многообразие психофизических функций. В целом же Ю. Забродиным разработан системно-динамический подход к анализу сенсорных процессов.

Ставя перед собой задачу измерения ощущений, Г. Фехнер предполагал, что человек не способен непосредственно количественно оценить их величины. Поэтому он предложил косвенный способ измерения – в единицах физической величины стимула.

Величина ощущения представлялась как сумма едва заметных его приращений над исходной точкой. Для ее обозначения Г. Фехнер ввел понятие порога ощущений, измеряемого в единицах стимула.

Он различал абсолютный порог чувствительности и различительный (дифференциальный) порог.

Источник: http://www.psyworld.info/psihofizika

Психофизика: суть направления

Психофизика: суть направления

Возникновение психофизики было обусловлено обычным человеческим желанием – знать, «как оно устроено», понимать, «как оно работает». Психология как наука не давала ответов на эти вопросы, а лишь констатировала работу психики человека, взаимосвязь физического и психического начал. При этом появление психофизики было лишь вопросом времени и технических возможностей.

Измерить то, что не видно

В первой половине 19 века были осуществлены первые попытки при помощи опытов и математических расчетов изучить психические явления. Немецкий физиолог и физик Г. Фехнер был одним из первых, кто с упорством размышлял о неразрывности материального и психического и об их взаимосвязи.

Рекомендуем: Что изучает психогенетика?

Он хотел доказать, что психические процессы могут иметь точную оценку и свою шкалу единиц. В результате его многолетней работы было выведено такое соотношение ощущения и раздражителя, которое определялось логарифмической зависимостью. Его программный труд «Элементы психофизики» описывает схему построения психического образа, впоследствии полностью повторенную схемой восприятия.

Еще один важный вопрос, который изучала психофизика, – вопрос о порогах ощущений человека. Фехнером выделялись:

  • Абсолютный порог, который представлял собой ту минимальную силу, действуя с которой раздражитель вызывает ощущения.
  • Максимальный порог – наибольшую силу, вызывающую ощущения.
  • Дифференциальный порог – такое наименьшее изменение силы раздражителя, которое вызывает изменение ощущений.

Задачи психофизики, сформулированные ее основателем, стали актуальными на многие десятилетия вперед:

  • Открыть законы, регулирующие отношения физического и психического миров.
  • Облечь законы и закономерности этих отношений в математические формулы.
  • Разработать новые единицы измерения для психофизических процессов.

Эксперименты другого физиолога – Вебера, в которых психофизика ощущений была подвергнута изучению для выявления закономерностей между психическими реакциями и раздражителями, были также высоко оценены научной общественностью. Свое развитие психофизика получила в трудах таких ученых, как И. Мюллер, Гельмгольц, Ф. Дондерс и другие.

Однако физиологические опыты на определенной стадии зашли в тупик. Причиной тому стало недостаточное знание о нервных и иных физиологических процессах, а также ограниченные методы и инструменты для проведения экспериментов.

Рекомендуем: Межполушарная асимметрия мозга

Однако психофизика значительно обогатила знания и методы, используемые в психологии. Психология получила новый виток развития, поскольку на пост-психофизическом пространстве она уже не была, подобно философии, лишь умозрительной наукой.

Ощущения человека, хотя и не все, тем не менее можно было оценивать и на них можно было влиять. Люди раньше и не подозревали, какие необъятные пространства для новых экспериментов перед ними открыты.

Где и как применяются знания психофизики

В середине 20 века, спустя более чем сто лет с момента появления психофизики, исследования в этой области перешли в стадию изучения возможности моделирования человеческих реакций и даже моделирования души.

Научная значимость психофизики стала возрастать по мере появления новых знаний о психике и составляющих ее явлений – например, о биополях, энергиях и пр.

Это означает, что помимо раздражителей физического мира необходимо изучать влияния на психику иного уровня – энергетического.

Рекомендуем: Метапсихология

Здесь психофизика тесно переплетается с парапсихологией – наукой, изучающей непонятные и неисследованные явления психики. Ученые уже изобрели приборы, измеряющие ауру человека. При помощи новых методик и таких приборов можно определить не только уровень энергетики индивида, но и отклонения его здоровья от физической или психологической нормы.

Некоторые базовые знания психофизики применяют современные науки – маркетинг, дизайн, информационные технологии. Применение на практике данных о порогах ощущений помогает выявить дифференциальный порог для установления таких цен на товары, чтобы их увеличение не привело к оттоку покупателей.

Или наоборот – возможно создание такой ценовой политики, которая привлечет потребителей при сохранении максимальной прибыли. При этом используется то самое наименьшее изменение раздражающего фактора – суммы, указанной на ценнике, – которое вызовет либо не вызовет изменение ощущений.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/psixofizika.html

Психология

Психология

Психика возникла и развивается в непрерывном взаимодействии с окружающим физическим миром. Характер и результаты этого взаимодействия определяются конкретными условиями нашей планеты.

Достаточно устойчивые периодические изменения физических условий, связанные с переходами от дня к ночи, от зимы к лету, сила тяжести, определяющая точку отсчета в трехмерном пространстве, участок спектра солнечного излучения, вызывающий фотохимические реакции, – эти и другие специфические свойства Земли выдвинули требования, которым должны были удовлетворять все организмы, населяющие эту планету. Этим же требованиям соответственно должна удовлетворять наша психика как, по меньшей мере, регулятор активного поведения организма.

Мы, по сути, частицы материального мира, в этом мире существуем, с ним взаимодействуем – мы адаптированы к этому миру.

То, что мы как-то воспринимаем этот мир и общество себе подобных и, более того, в какой-то мере понимаем друг друга – эти и многие другие реалии нашей действительности не вызывают у нас удивления, они обыденны, мы к ним привыкли и принимаем как данное, само собой разумеющееся.

Но при более детальном рассмотрении самые обыденные привычные факты часто оказываются самыми непонятными. Так, например, на вопрос: «Почему вы видите дерево?» вы отвечаете: «Потому что мне дерево показывают».

Вы будете абсолютно правы, но при этом остается открытой одна из самых интересных и сложных проблем психологии – почему мы видим мир таким, каким мы его видим, а не как комбинацию электромагнитных полей, которые физика достаточно уже изучила, и не как ряд электрических импульсов в нейронных цепях или распределение электрических потенциалов в различных частях коры головного мозга, изучением чего занимается физиология? Из первого вопроса следует второй, более частный, но звучащий несколько парадоксально: «Почему для описания результата восприятия окружающего мира мы используем глагол “видеть”»?

На эти и другие подобные вопросы пытается ответить психофизика. Гравитационное поле Земли, вне которого еще недавно (до появления космонавтики и, следовательно, проблемы невесомости) не мыслилось наше существование, определяет систему координат в трехмерном эвклидовом физическом пространстве, относительно которой мы строим психическую картину мира.

С детства мы знаем о существовании 5 основных чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. На самом деле «чувств» гораздо больше. По всему телу размешены рецепторы, с помощью которых мы получаем информацию о состоянии внешней среды и внутреннем состоянии организма. Эта информация поступает к нам непрерывно с момента рождения до смерти.

Медики исследовали самочувствие человека в условиях сенсорной депривации, т. е. когда контакты с окружающим миром сведены к минимуму. Это достигалось с помощью повязки на глазах, наушников, специальных перчаток, ванны, наполненной водой определенной температуры, и других доступных средств. Оказалось, что сенсорная депривация переживается очень болезненно.

У человека появляются галлюцинации, чувство страха, неуверенности, потеря ориентации, некоторые из испытуемых нуждались после эксперимента в длительном лечении.

Таким образом, сенсорные процессы (иногда их называют элементарными ощущениями) нам необходимы не столько для построения осознанной картины мира, сколько для непрерывной неосознаваемой адаптации к изменениям во внешней (и внутренней) среде.

Одной из главных качественных характеристик ощущения является его модальность.

Модальность ощущения определяется анализатором (нейрофизиологической системой: рецепторы – нейронные пути – соответствующие участки мозга), который возбуждается сигналами определенной физической природы.

Например, системы зрительной и слуховой модальностей возбуждаются соответственно электромагнитными и акустическими волнами.

Мы существуем в непрерывно меняющейся физической среде. Наши анализаторы созданы природой, чтобы оптимальным образом получать информацию об этих изменениях.

Физическим сигналам соответствуют определенные психические образы. Такие пары (физический раздражитель – психический образ) называются психофизическими коррелятами.

Рассмотрим самые основные характеристики физического мира, указанные на рис. 13.

Рис. 13. Основные характеристики физического мира

То, что мы рассматриваем взаимодействие психики и физического мира, заставляет нас добавить к привычной тройке понятий «энергия, время, пространство» понятие информации, как характеристики этого взаимодействия. Физические характеристики сигналов определяют характеристики соответствующих анализаторов и свойства психических коррелятов. Самые общие из них:

энергия – определяет интенсивность сигнала, которой соответствует интенсивность ощущения (яркость света, громкость звука, сила запаха);

частота – комбинация временных и пространственных характеристик сигнала. В ощущениях она представлена как высота звука или цвет;

мощность – количество энергии в единицу времени. Для света или звука она может быть представлена в виде вспышек или хлопков;

концентрация – сочетание энергии и пространства. Значима для анализаторов, работа которых основана на химических процессах, определяет запах, вкус;

модуляция – изменение во времени или пространстве характеристик сигнала (например, частотная, амплитудная, фазовая).

Восприятие модуляции сигнала определяет его информативность. Именно изменение (в частном случае – движение) воспринимается нами в первую очередь. Более того, среда без изменений (если такой случай можно представить) вообще перестает восприниматься.

В классических экспериментах Ярбуса по исследованию движения глаз с помощью специальных приспособлений добивались того, чтобы изображение предмета фиксировалось на определенном месте сетчатки, а не перемещалось вместе с ним.

Оказалось, что через достаточно короткое время предмет перестает восприниматься.

Анализаторы разных модальностей отличаются не только по принципу действия – давление звуковой волны, химические реакции в рецепторах сетчатки под действием фотонов, механическое давление при ощупывании (тактильная модальность), концентрация химических веществ и т. д.,– но и по объему воспринимаемой информации.

Традиционно считается, что через зрение человек получает примерно 80 % информации о внешнем мире, а через слух – примерно 15 %. На долю остальных модальностей приходятся оставшиеся 5 %.

Такая доминирующая роль зрения дает основание считать его интегратором сигналов всех модальностей в единый сенсорный образ, поэтому мы чаще всего описываем воспринимаемый мир в терминах зрительной модальности. Приведенные процентные соотношения нисколько не умаляют роль остальных модальностей в нашей жизни. Все ощущения – тепла, боли, запаха и т. п.

 – жизненно необходимы, кроме того, без них наша жизнь была бы не такой яркой и, по крайней мере, менее комфортной. Но даже при повреждении или потере какого-либо анализатора его функции берут на себя другие модальности, причем успешность их работы повышается (эффект компенсации).

Но при всех очевидных различиях в работе сенсорных анализаторов разных модальностей имеются некоторые общие закономерности, которые позволяют выделить сенсорные процессы в один класс психических явлений. Эти общие закономерности в первую очередь рассматриваются психофизикой. Схема построения сенсорного образа выглядит следующим образом (рис. 14).

Рис. 14. Построение сенсорного образа

Дистантный стимул – это физический источник сигнала, например источник света или звука; поверхность, отражающая свет или звук, и т. д.

Проксимальный стимул – это сигнал, непосредственно вызывающий раздражение анализатора.

В случае слуховой модальности – это звуковая волна, прошедшая предварительную обработку в ушной раковине и попавшая на мембрану.

При зрительной модальности – это изображение предмета, спроецированное линзой зрачка на сетчатку глаза, причем это изображение перевернутое, двумерное и искажено формой глазного яблока.

Эти два примера показывают, насколько характеристики дистантного стимула отличаются от характеристик проксимального. После попадания сигнала на анализатор в последнем возникает и некоторое время сохраняется остаточное возбуждение – последовательный образ.

Например, на сетчатке глаза сохраняется изображение в течение примерно 120 мс – это время, необходимое для прекращения вызванных химических реакций в зрительных рецепторах – палочках и колбочках. В этом случае последовательный образ называется «иконическая память».

Поэтому при предъявлении изображения на время меньше, чем 120 мс, мы не знаем, как долго в действительности испытуемый «видел» изображение. Чтобы снять эту неопределенность, используют «маскирующее» изображение, которое предъявляется сразу после «рабочего» и стирает иконическую память.

Вне стен психофизической лаборатории, в условиях повседневной жизни, эта инерция в работе анализаторов помогает созданию непрерывного психического образа, переводу процесса восприятия в режим реального психологического времени.

Раздражение анализатора вызывает физиологический процесс перекодировки информации в коды нервных сигналов, в результате чего возбуждаются соответствующие части коры головного мозга.

Формируется чувственная ткань образа.

Соотношение между работой нейронной системы анализатора и возникающим в результате психическим (сенсорным) образом представляет психофизиологическую проблему, над которой трудятся биологи и нейропсихологи.

Далее в работу включается вся целостная структура нашей психики. Единичный процесс восприятия заканчивается вычленением предметного содержания образа.

Между начальной фазой процесса – дистантным стимулом – и завершающей – предметным содержанием образа – устанавливается тождество непосредственной данности.

Именно в вопросе «почему мы воспринимаем мир, таким, каким мы его воспринимаем» заключается суть психофизической проблемы.

Три свойства, характеризующие действия анализаторов любой модальности, наглядно демонстрируют гибкость сенсорной системы и ее неотъемлемое включение в работу всей психики в целом – это адаптация, сенсибилизация и синестезия.

Когда летним утром мы, решив искупаться, прыгаем в озеро, вода сначала кажется нам очень холодной, но вскоре она нас уже даже греет и не хочется вылезать на прохладный берег.

В кинотеатре, после того как погас свет, вы не видите ничего, кроме экрана, но через некоторое время начинаете различать фигуры и даже лица соседей по ряду. Это примеры адаптации наших ощущений к средней фоновой величине внешних раздражителей.

Понижая или повышая свою чувствительность, приноравливаясь к внешним условиям, сенсорная система «выбирает» исходный уровень, относительно которого будет восприниматься интенсивность воздействия среды.

Механизм сенсибилизации в отличие от адаптации работает только в сторону повышения чувствительности.

В одних случаях эффект сенсибилизации проявляется при определенной комбинации двух сигналов одной модальности – у одного из них повышается чувствительность (эффект маскировки).

В других случаях сенсибилизацию вызывает общая окружающая обстановка и наше к ней отношение – на охоте, в разведке, просто на темной улице мы гораздо чувствительнее к звукам, запахам и прочим внешним сигналам, чем в спокойной домашней обстановке.

Синестезия – самое интересное свойство сенсорной системы – проявляется в возникновении ощущений, присущих одной модальности, при воздействии раздражителей другой. «Искры» в глазах от боли, эффект цветомузыки – примеры синестезии разной степени приятности.

Психофизическая проблема представляет собой предмет интереса психофизики – одного из разделов науки экспериментальной психологии Кроме этой глобальной проблемы, психофизика занимается более частными задачами, имеющими конкретное практическое приложение, а именно установлением количественных и качественных соотношений между параметрами физических раздражителей (стимулов) и характеристиками вызываемых ими ощущений.

Источник: http://bookap.info/genpsy/krylov_psihologiya/gl24.shtm

Блог Ильи Винштейна

Психофизика и психология ощущений

Психофизика (физика сознания) изучает связи между физическими свойствами стимулов и ощущениями, которые они вызывают. Она дает функциональное, то есть процессно- ориентированное, описание; интерес психофизики сосредоточен прежде всего на процессах сенсорных систем, а не на их структуре и физиологии.

Физика ощущения

Вот очень простой вопрос из области психофизики: какова последовательность событий между начальным стимулированием и конечным ощущением, сформулированным как «ярко-красный цвет» или «громкий шум»? Подробности этой цепочки, конечно, будут разными в зависимости от разных типов ощущений, но в любой из них всегда есть три основные стадии: воздействие стимула на орган чувств, возникновение электрического сигнала в нервной цепи с последующим нервным импульсом и, наконец, психологическая реакция.

Пороги

Чтобы изучать восприятие, психологам прошлых лет нужно было найти надежные способы измерения человеческой чувствительности. Одна из главных идей психофизики — понятие порога. Это уровень интенсивности стимула, необходимый для того, чтобы вызвать отклик.

Абсолютный порог — это минимальный уровень энергии, требуемый для реакции. Так, можно определить самый тихий звук или самый неяркий свет — достаточный, чтобы человек его ощутил, а более слабый сигнал не будет восприниматься как звук или свет.

Минимальное изменение стимула, которое может заметить человек, называется дифференциальным порогом.

Едва заметное различие

Едва заметное различие (ЕЗР), или дифференциальный порог, — это минимальная разница между двумя сходными стимулами. Она зависит и от объема, и от силы реакции. Густав Фехнер первым использовал ЕЗР для измерения ощущений человека в рамках своего знаменитого эксперимента 1850-х годов, когда исследовал реакцию человека на яркость.

Каждый испытуемый видел два светлых диска, яркость которых регулировалась. Яркость одного из дисков увеличивалась, пока участник эксперимента не начинал замечать разницу, и эту разницу Фехнер определил как 1 ЕЗР. Затем яркость дисков выравнивалась и снова увеличивалась для одного из дисков, пока разница снова не достигала 1 ЕЗР.

Затем все это повторялось, чтобы выявить диапазон реакций человека на яркость стимулов. Фехнер открыл один из основных законов психофизики: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. То есть, чтобы один источник света казался человеку в два раза ярче, чем другой, он должен быть ярче не в два раза, а больше.

Эрнст Генрих Вебер открыл другой закон психофизики. Он обнаружил, что дифференциальный порог зависит от отношения интенсивности одного раздражителя к интенсивности другого. Так, предположим, вы воспроизводите для слушателя звук громкостью в 50 децибел, затем начинаете увеличивать громкость.

И звук в 55 дб слушателю кажется более громким, а звук в 54 дб — нет. Если же первоначальная громкость звука составляет 70 дб, то для того, чтобы обнаружить повышение громкости, понадобятся 77 дб. Для первоначальных 30 дб разница будет заметна при 33 дб, а для 100 — 110 дб. Соотношение в каждом случае будет постоянным, 1 : 10.

Исследования 1940-х годов выявили конкретные цифры: для яркости разница начинает ощущаться при изменении на 1,2%, а для ощущения вкуса соли — при изменении солености на 20%.

Методы

За историю психофизики успели выработаться проверенные и надежные методы. Один из них — метод установки (или метод средней ошибки). Испытуемые регулируют интенсивность звука, света или запаха так, чтобы она соответствовала первоначальной интенсивности.

Другой метод — метод границ — состоит в том, что испытуемые определяют интенсивность второго раздражителя больше или меньше, чем интенсивность первого раздражителя.

В методе постоянных раздражителей участников эксперимента просят распознать уровень интенсивности раздражителя сразу у нескольких источников.

Шкала

В точном мире психофизики измерения играют ключевую роль, и поэтому решающее значение отводится выбору шкалы.

Для любой шкалы предъявляют четыре требования: шкала должна отражать различия (мужчина или женщина, горячее или холодное); шкала должна отражать величину объекта (доги крупнее терьеров); шкала должна иметь равный интервал (между 5 и 8 килограммами такая же разница, как между 22 и 25 килограммами).

И наконец, шкала должна иметь нулевую точку, определяющую уровень, на котором измеряемое свойство не фиксируется.

Психологи различают четыре типа шкал: номинальная (показывающая различие), порядковая (показывающая различие и величину), интервальная (показывающая различие, величину и равные интервалы) и относительная (включающая все три компонента). Так, оценки за экзамен — это порядковая шкала, хотя она и может показаться интервальной. А температуру, вес и видимость мы измеряем с помощью относительных шкал.

Теория обнаружения сигнала

Психологи используют теорию обнаружения сигнала (ТОС), когда хотят измерить, как принимаются решения в условиях неопределенности. Испытуемым нужно определить, обнаружили они раздражитель или нет, — а это зависит и от их органов чувств, и от ожиданий испытуемых, а также от их стремления к точности.

ТОС широко используется в современных исследованиях, и это, пожалуй, ценнейшее наследие психофизики раннего периода. Порог не является постоянной величиной, потому что в его определении решающую роль играют два человеческих фактора.

Чувствительность — то есть насколько хорошо человек может видеть или слышать раздражитель. И искажение в ответах — насколько легко человек подтверждает восприятие раздражителя, когда не уверен.

ТОС считает, что испытуемый не просто пассивно воспринимает информацию, но активно принимает решения о восприятии в условиях неопределенности, что делает определение сигнала более системным.

Экспериментаторы используют «пустые пробы», когда в ходе эксперимента не происходит изменения раздражителя (наблюдается лишь так называемый «шум»), а ответы проверяются (см. таблицу).

Терминология определения сигналов выделяет: «попадание» — подтверждение сигнала; «пропуск сигнала» — не фиксирование раздражителя; «ложную тревогу» — фиксирование раздражителя, когда его нет; «правильное отрицание» — ответ «нет», когда раздражителя и в самом деле нет.

Если человек стремится обнаружить все сигналы, в его ответах возрастает «ложная тревога». Или, наоборот, человек боится «ложных тревог» настолько, что часто совершает «пропуск сигнала». Ошибочные ответы, искажения, используются для оценки порога обнаружения раздражения.

Чтобы сделать соответствующую поправку, психологи специально манипулируют искажением в ответах испытуемых и определяют его на основе их ответов. Это влияние графически отражается на кривой соотношений правильного и ложного обнаружения сигналов.

Теория обнаружения сигнала — это лучший способ определить чувствительность человека к изменениям. Человек сам определяет, действовал ли раздражитель, поэтому задействованы и другие факторы, такие как мотивация и прежний опыт.

Изучение действия акупунктуры с помощью ТОС

Один из основных вопросов, связанных с акупунктурой, — действительно иглы уменьшают боль или пациентам это просто внушается. Критиков интересует, действительно данные подтверждают обезболивающий эффект иглоукалывания или иглы просто поднимают порог чувствительности пациента к самой боли. То есть людям становится лучше от того, что в ходе терапии поднимается их болевой порог.

Одно из ранних исследований проверило гипотезу болевого порога. Испытуемым прикладывали к плечу горячий раздражитель и просили оценить его интенсивность по шкале от 1 (нет ощущений) до 12 (невыносимо). Измерения делались до сеансов акупунктуры, во время сеансов и после них.

Иглоукалывающая терапия и в самом деле облегчала боль, но исследование выявило, что акупунктура поднимает болевой порог у пациентов.

Источник: http://www.winstein.org/publ/1-1-0-229

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

В 70-е годы в обращении парапсихологов появился термин «психофизика». Психофизика — один из классических разделов общей психологии основанный Г.Т.Фехнером. Это область естествознания, занимающаяся изучением взаимосвязи психических процессов с физическими процессами и явлениями.

Само слово «психофизика» было заимствовано из психофизиологии, где означает её раздел, посвящённый изучению количественных отношений между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения.

Однако парапсихологи вполне справедливо предложили использовать его во втором значении как наиболее удачно звучащий термин для обозначения области естествознания, изучающей взаимосвязь психических процессов (имеющих отображение в виде комплекса физических процессов) с возбуждаемыми или воспринимаемыми ими при определённых функциональных состояниях мозга физическими процессами и явлениями материального мира.

Исследования в психофизике показывают, что многие психические феномены и явления могут быть поняты только на основе квантовой физики и процессов, происходящих в физическом вакууме.

Все явления, отмеченные в квантовой физике, наглядно проявляются и в паранормальных явлениях: квантовая нелокальность, скрытые переменные, принцип неопределённости, многомерность пространства — всё это находит своё отражение в психофизических феноменах и явлениях.

Психофизика и психология решают одни и те же задачи, но лишь на разных уровнях и методологических принципах. Психофизика и парапсихология выступает сейчас как науки новых прогрессивных идей в психологии и преобразования современного естествознания, открывая новые горизонты в психологии и физике.

Психофизические явления целиком основаны только на внутримозговых процессах (сознательной и подсознательной мыслительной деятельности) индуктора или перципиента.

Хотя, конечно, понятно, что внутримозговое экстрасенсорное восприятие обязательно должно иметь этап преобразования абстрактной информации в нервно-импульсные процессы головного мозга, являющиеся материальной основой мыслительных процессов.

Парапсихология, как область знания о необычайных психических способностей человека, привлекает внимание учёных самых разных специальностей.

За последние годы были разработаны и с успехом использованы новые методы изучения паранормальных способностей человека и проведены многолетние тщательные исследования, показавшие важную роль сознания для окружающего нас мира живой и неживой природы.

Характерно, что результаты всех проведённых исследований, составившие огромный массив данных, анализировались на основе современных методов статистической обработки. Выводы авторов этих исследований были однозначными — сознание и мысль человека, как его векторная сила, являются основой нашего мира и должны быть включены в научную парадигму современного естествознания.

Как указывал в одной из своих работ известный учёный — философ, математик В.В.Налимов — «…сейчас есть все основания полагать, что представление о сознании должно быть достаточно широким». Специалист в области информационной теории И.М.

Коган отмечает, что научная значимость парапсихологии и психофизики отмечается в трёх больших областях знания — физической, психологической и мировоззренческой.

В физической области формируется круг проблем, связанных с биополем, которое характеризуется чрезвычайно низким энергетическим уровнем, соизмеримым с энергиями единичных квантов. В психологии открываются новые стороны в изучении психики человека, расширяющие наше представление о психической деятельности человека.

В мировоззренческой области (философии) возникают проблемы взаимосвязи сознания и физического мира, интуитивного восприятия, проблема отражения субъекта в объекте (отражение информации о субъекте в виде автономной субстанции, сосредоточенной).

Источник: http://psyvision.ru/help/psikhologiya/36-psyhology/369-psyfusik

История психологии — Психофизика. Г. Фехнер и Э. Вебер

Во второй половине XIX в. отдельные вопросы и проблемы, лежащие на границе физиологии и психологии, становятся предметом специальных и систематических исследований, которые затем обособляются и оформляются в относительно самостоятельные научные направления. Одной из первых таких областей и явилась психофизика, созданная немецким физиологом Г. Фехнером (1801–1887).

Психофизика была задумана Фехнером как наука о всеобщей связи физического и духовного мира. Исследователь выступил с учением о тождестве психического и физического, выдвинул принцип всеобщей одушевленности природы.

По мнению Фехнера, должна быть создана специальная наука, которая с помощью эксперимента и математики могла бы доказать выдвинутую им философскую концепцию.

Такой наукой и явилась психофизика, которая определялась им как точное учение о функциональных отношениях между телом и душой.

Согласно Фехнеру, психофизика должна заниматься экспериментально-математическим изучением различных психических процессов в их отношении, с одной стороны, к физическим факторам, что должно составить предмет внешней психофизики, с другой – в отношении к анатомо-физиологическим основаниям, что должно было представить предмет внутренней психофизики.

Особую роль в изучении этого вопроса сыграли работы Э. Вебера по изучению осязания и порогов чувствительности.

Именно опыты Вебера показали, что существует определенная зависимость между физическим и психическим, в частности, между раздражением и ощущением, и что обнаруженные отношения между ними поддаются экспериментальному измерению.

Немалое значение для определения специфики новой науки сыграли идеи Гербарта, в частности, его учение о порогах сознания и обоснование возможности применения математики в психологии.

Психофизика становилась наукой о связи раздражений и ощущений.

Установленные Фехнером положения об измеримости психофизических отношений и о возможности применения математического закона к ним ставили на передний план проблему разработки специальных методов психофизического измерения и способов математического анализа и описания психофизических отношений. Общая программа построения психофизики включила три главные задачи:

1) установить, какому закону подчиняются отношения психического и физического мира, на примере связи раздражений и ощущений;

2) дать математическую формулировку этому закону;

3) разработать психофизические методы измерения.

Источник: https://cribs.me/istoriya-psikhologii/psikhofizika-g-fekhner-i-e-veber

Ссылка на основную публикацию