Психологический аспект адаптации — психология

Психологические аспекты адаптации персонала

Психологический аспект адаптации - психология

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Студентка, Русинова Екатерина Олеговна

РГУИТП (СФ), 3 курс,katerina-rusinova@mail.ru

Адаптация персонала в организации

Адаптация персонала – включение работника в новую для него социальную и предметно-вещественную среду.

Процесс адаптации тем успешней, чем больше норм поведения и ценностей предприятия становится одновременно ценностями и нормами поведения работника. 

Выделяют адаптации:

1) первичная – она происходит при первоначальном вхождении человека в трудовую деятельность; 

2) вторичная – связана с переходом работника на новое рабочее место.

В процессе адаптации работник проходит несколько стадий. 

1-я стадия ознакомления. Работника информируют о новой трудовой среде, о критериях оценки его различных действий, об эталонах и нормах трудового поведения. 

2-я стадия приспособления. Работник оценивает полученную информацию и принимает решение о переориентации своего поведения. При этом у работника сохраняются многие из прежних установок. 

3-я стадия идентификации, полное приспособление работника к новой трудовой среде.

Роль корпоративной культуры

Корпоративная культура определяется как система норм поведения и ценностей, которые обеспечивают эффективное достижение цели организации, а также поднимают авторитет организации.

Благодаря грамотно внедренной корпоративной культуре у сотрудников возникает чувство причастности к миссии и успехам. 

Несмотря на актуальность темы корпоративной культуры, малое количество предприятий в России занимаются этим вопросом вплотную. Так, по данным аналитических агентств, только лишь 10-15% российских компаний занимаются формированием корпоративной культуры. 

В целом эффективную корпоративную культуры отличает следующее:

— командный дух;

— преданность организации;

— высокая требовательность к качеству своего труда;

— удовлетворение работой и гордость за полученные результаты;

— готовность к переменам, вызванным конкурентной борьбой.

Одним из заметных результатов сильной корпоративной культуры является низкая текучесть кадров. Командный дух, верность и преданность организации , сплоченность сотрудников ведет к тому, что у работников не возникает желания покинуть организацию.

Следует выделить ключевые моменты, на которые необходимо обратить внимание:

• При разработке и внедрении корпоративной культуры очень важно участие ключевых сотрудников компании, а также топ-менеджмента.

• Корпоративная культура это система норм и ценностей, а не просто совокупность ее отдельных элементов.

• Внедряя корпоративную культуру нельзя допускать двойных стандартов, правила должны действовать для всех. 

• Необходимо разделить требования к сотрудникам на те, которые строго обязательны для исполнения и те, которые желательны. 

• Руководитель должен своим примером демонстрировать людям желательное поведение.

Мотивация в процессе адаптации

Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внешних и внутри личностных факторов.

Влияние мотивации на адаптационную деятельность довольно велико. Чем выше сила мотивации, тем успешнее проходит адаптация личности в группе. Однако мотив может характеризоваться как количественной величиной (сильный — слабый) , так и качественной.

В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние (имеют прямое отношение к деятельности, которой занимается человек: удовлетворение познавательной потребности, потребности в общении в процессе обучения, работы) и внешние (социальный престиж, заработная плата).

Сами внешние мотивы могут быть положительными, такими как мотивация успеха, достижения, а также и отрицательными.

Анализируя экспериментальные исследования можно создать портрет личности, мотивированной на успех, и личности, которая мотивирована на неудачу.

Личности, мотивированные на успех в деятельности обычно инициативны , активны. Если встречают препятствия – ищут способы их преодоления. Отличаются настойчивостью, предпочитают выбирать средние по трудности достижимые цели. Такая расчетливость ведет к суммарному успеху.

Личности, мотивированные на неудачув деятельности не инициативны. При выполнении ответственного задания ищут причины отказа от него.

Предпочитают выбирать крайние цели: либо очень легкие, либо слишком сложные для выполнения. При выполнении деятельности проблемного характера, результативность деятельности снижается.

Отличаются меньшей настойчивостью. Планируют свое будущее на менее отдаленный промежуток времени.

Психологические особенности периода адаптации работника на новом рабочем месте

Психологическая адаптация — это понятие, которое лежит в основе концепции здоровья человека.

Уровни адаптации:

  • психофизиологическая,
  • психологическая,
  • социальная.

Психофизиологическая адаптация — это совокупность физиологических реакции организма. Данный вид адаптации не рассматривается отдельно от психического и личностного компонентов.

Психологическая адаптация — способность к сохранению целостности и адекватному реагированию на различные ситуации окружающей среды. Данный термин морально устарел, но иногда используется в клинической психологии.

Социально-психологическая адаптация — процесс преодоления проблемных ситуаций, в ходе которого используются приобретенные навыки социализации, что позволяет продуктивно удовлетворять свои основные потребности и выполнять ведущую деятельность.

На биологическом уровне психологическая адаптация зависит от состояния нервной системы и ее способности регулировать процессы торможения и возбуждения. Длительная эмоциональная нагрузка, отсутствие возможности восстановления заканчиваются истощением физиологических ресурсов.

На адаптацию влияет множество факторов. Такие демографические признаки, как пол, возраст, семейное положение находятся во взаимосвязи с процессом адаптации.

Вхождение в должность

Процесс адаптации нового сотрудника можно разделить на несколько этапов. Рассмотрим, чем характеризует каждый из них.

До начала работы нового сотрудника

  1. Подготовить рабочее место.
  2. Составить план вхождения в должность.
  3. Определить наставника.
  4. Проинформировать коллектив о новом сотруднике.

Первый день работы сотрудника

  1. Оформить его, ознакомить с положениями, должностной инструкцией.

  2. Провести ознакомительную беседу с новичком.
  3. Познакомить с коллегами, провести экскурсию по подразделению.
  4. Организовать беседу с руководителем и/или наставником. Разъяснить план вхождения в должность.
  5. Обеспечить допуск в базы данных компании.

Ознакомление и общая ориентация (В первую неделю работы)

Цель — формирование положительного отношения к организации; обеспечение понимания принципов функционирования компании; формирование командного духа.

Введение в организацию

Предполагает обеспечение сотрудника основной информацией об организации и о перспективах, которые он может иметь, работая в ней. На этом этапе сотрудник получает информацию об обедах, мотивации, отпусках, перекурах, т.е. бытовую информацию, которая очень важна для него в этот момент.

Введение в подразделение

Сотрудника знакомят с людьми, с которыми ему необходимо общаться по характеру выполняемой работы. Кроме того, сотрудник знакомится с внутренними правилами отдела. Именно на данном этапе ему представляют наставника — более опытного сотрудника.

Введение в должность. Введение в должность представляет собой процесс, посредством которого новичок трансформируется в полноправного члена организации.

Очень важно на этапе вхождение в должность:

  • Обеспечить эффективную работу с наставником.
  • Контролировать соблюдение плана адаптации.
  • Обеспечить посещение сотрудником запланированных программ обучения.
  • Обеспечить нового сотрудника всем необходимым для быстрого привыкания и к началу выполнения своих профессиональных обязанностей

Правильно спланированная и хорошо организованная программа адаптации нового работника позволяют ему быстро выйти на необходимый уровень профессиональных показателей, направляют его работу на благо организации.

Завершение. На этапе завершения важно получить обратную связь от всех участников процесса адаптации нового сотрудника. В реальной жизни адаптацию сотрудника можно считать завершенной, когда для коллектива он перестает быть новым сотрудником.

Первый день на новой работе

1Выполните «домашнее задание»: Просмотрите свежие события в Вашей отрасли.

2Хороший сон: Сон в течение 7-8 часов будет для Вас лучшим помощником и позволит хорошо себя чувствовать в течение всего дня.

3Плотный завтрак: Нет ничего хуже, чем волнение на пустой желудок.

4Одежда:  Если Вы осведомлены о дресс-коде на новой работе – оденьтесь соответственно ему. Если вы ничего не знаете о дресс-коде, лучше выберите официальный строгий стиль в одежде.

5Не забывайте ничего дома.

6Пунктуальность: В свой первый день на работе категорически нельзя опаздывать. Это произведет плохое впечатление.

7Этикет:  нужно соблюдать правила вежливости и этикет. Пожелание доброго утра, «здравствуйте», «спасибо» — очень важны. Это продемонстрирует Вашим новым коллегам, что Вы открытый и дружелюбный человек.

8Не стесняйтесь задавать вопросы.

9Общение с коллегами: Не будьте слишком разговорчивы и не пытайтесь вторгаться в жизненное пространство других людей, но вместе с тем не держитесь в стороне ото всех и не замыкайтесь в себе.

10Возможно, за Вами наблюдают: Обычно работодатели тайно контролируют работу новых сотрудников. Держитесь уверенно и свободно, но не развязно.

11Не забывайте прощаться: Это тоже — часть этикета. Не забудьте поблагодарить тех, кто оказывал Вам помощь, пусть даже самую незначительную. Это позволит расположить к себе коллег.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://psihdocs.ru/psihologicheskie-aspekti-adaptacii-personala.html

Психологический аспект адаптации к детскому саду. Рекомендации родителям

Психологический аспект адаптации к детскому саду. Рекомендации родителям

«Семья может воспитать ребенка только в том случае, если сама будет воспитана ребенком».
Эрик Эриксон

Вроде бы, только вчера ваш малыш делал свои первые шаги и сказал первое слово, и вот сегодня вы родители стоите на пороге детского сада и как-будто сами первый раз переступаете стены садика. Незаметно летит время и вот пришла пора выпустить свое чадо в «мир».

Что ждет вашего ребенка за стенами этого учреждения, быстро ли он адаптируется, будет ли часто болеть и не будут ли его ругать воспитатели? Этими вопросами, сомнениями, переживаниями переполнены родители в этот период.

Как важен для ребенка этот период наверно известно всем, и через это состояние проходит почти каждый родитель. И от того, насколько успешной и быстрой будет адаптация вашего ребенка в детском саду, во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка в будущем.

Поэтому очень важно помочь ему в этом и это задача не только воспитателей, но мам, пап, бабушек и дедушек. Воспитатели сада безусловно, помогут преодолеть трудности адаптации, но и вы со своей стороны должны установить хороший контакт с воспитателями и действовать сообща.

Такой комплексный подход пойдет на благо вашему сыну или дочери и поможет ему(ей) безболезненно войти в «коллектив». Ведь тот опыт общения и социализации, который малыш приобретает в садике, в жизни ребенка просто незаменим

Посещение детского сада — важный период в жизни каждого ребенка. Однако многие родители, прежде всего сами боятся перемен и потому задаются вопросом «А нужен ли детский сад нашему малышу?» Успешность адаптационного периода ребенка во многом зависит именно от морального настроя самих родителей и бабушек и дедушек.

Сомневаясь в возможностях собственного ребенка и не находя согласия между собой по поводу того, отдавать малыша в детский сад или нет, родители тем самым усложняют ситуацию. Ребенку необходима уверенность родителей, их личная готовность к переменам и заинтересованность в успехах малыша.

Решение должно быть заранее и тщательно обдуманным, экспромт — не лучший помощник в адаптации. Нередки случаи, когда деткам, особенно привыкшим к знакомой домашней обстановке, на адаптацию в садике требуется чуть больше времени, тогда главное ваше терпение и психологическая поддержка.

Поэтому не спешите забирать его с детского сада, убеждая себя в том, что Ваш ребенок не создан для садика.

Чтобы детский сад стал для ребенка вторым домом, куда он будет идти с удовольствием, без слезных расставаний с мамой и папой, малыша необходимо заранее подготовить. Для этого родителям следует, во-первых, взвесить все «за» и «против» относительно предстоящего шага. Не спешите отдавать ребенка в сад слишком рано.

Конечно же понятно, желание многих мам поскорее вернуться на работу и начать активную жизнь, но важно знать и помнить, что по мнению психолога Э.

Эриксона: «Если уж матери все же просто необходимо выйти на работу, то лучше сделать это до достижения ребенком полугода — тогда он сумеет привязаться к другому человеку, который будет за ним ухаживать в течение дня, и перенесет это менее болезненно, чем если он сначала привыкнет к материнской заботе, а потом попадет в другие руки.

Кстати, из медицинских источников известно, что разрыв близких отношений между 2-мя и 4-мя годами оставляет травмирующий след на всю жизнь и позже может приводить к психосоматическим и нервным заболеваниям, поэтому, подбирая няню к малышу, хорошо бы планировать так, чтобы этот человек в дальнейшем мог заботиться о ребенке до 4-5 лет.

Возраст от 2-х до 4-х лет — важный этап в жизни маленького человечка. Дети приучаются к туалету, овладевают навыками опрятности и проходят процесс социализации. У них происходит дальнейшее освоение собственного тела, развиваются способности жить в обществе, подчиняться принятым нормам и взаимодействовать с другими людьми.

Поэтому самым лучшим возрастом для начала посещения садика является этот возраст — 3 года. Или немного старше. Как правило, к этому периоду ребенок уже обладает навыками самообслуживания и готов психологически вступать в контакты с другими детьми, выстраивать с ними отношения. Впрочем, затягивать с этим тоже не следует.

Следующим этапом, обязательно стоит позаботиться о самом саде и его расположении. Выбирайте сад недалеко от дома. Этот пункт можно не соблюдать, если собираетесь лично возить ребенка в сад и обратно на машине.

Утомительный пеший поход или давка в общественном транспорте адаптацию ребенку не облегчат. Кроме того, в ближайших садах наверняка найдутся друзья-приятели, с которыми малыш вместе проводил время в песочнице.

Отдавайте ребенка в сад только если он абсолютно здоров. И заблаговременно побеспокойтесь об укреплении иммунной системы ребенка.Никогда не обсуждайте в присутствии ребенка проблемы, связанные с садом и воспитателей.Научите малыша необходимым навыкам самообслуживания.

Заодно объясните, что он всегда может обратиться за помощью к воспитательнице.При поступлении в сад стоит максимально уменьшить нагрузку на нервную систему ребенка. Походы в парк, театр и просто в гости, где ожидаются шумные компании лучше отложить.Спокойствие, только спокойствие!. Не стоит самим сильно волноваться.

Малыши очень чувствительны к эмоциям родителей и ваша тревога может передаться ему. Не зря отмечено, что когда детей в сад начинает водить папа, количество пролитых слез уменьшается.Приучайте ребенка ложиться в одно и то же время. Укладывайте ребенка спать пораньше. Хорошо выспавшийся малыш всегда жизнерадостный и энергичный.

По мнению физиологов, для хорошего самочувствия ребенку требуется спать около 10 часов в сутки.Приходите в садик к самому открытию. Так у ребенка будет возможность спокойно начать день, размеренно освоиться и привыкнуть к новой обстановке.

Некоторое время родители могут побыть в садике вместе с ребенком: понаблюдать, как малыш знакомится и играет с другими детьми. Так будет спокойней и ему, и Вам.По дороге домой не забывайте спрашивать малыша о том, как прошел день, что было интересного, чем он занимался и т.д. Малыш должен чувствовать Вашу заинтересованность им и его делами.

Обязательно интересуйтесь у воспитателя о том, как чувствует себя ребенок в группе, как он играет, как общается с детьми. Мнение компетентного педагога поможет Вам проконтролировать ситуацию.Поддерживайте дома теплую и спокойную атмосферу. Когда ребенок чувствует к себе внимание и заботу в семье, он уверенней общается и с другими людьми.

Будьте терпеливы, если процесс адаптации займет у ребенка чуть больше времени, чем Вам хотелось бы. Адаптационный период может длиться несколько месяцев. Для маленького ребенка, особенно чувствительного и восприимчивого, это абсолютно нормально.

Будьте спокойны при виде первых слез, трогательно появляющихся на глазках Вашего любимого малыша. Это вполне естественно.

Пройдет чуть-чуть времени, малыш адаптируется, и, с удовольствием оставаясь в садике, будет спокойно отпускать родителей на работу.

И самое главное, не забывайте говорить малышу как сильно вы его любите, как он вам дорог. Впрочем, этот пункт стоит соблюдать даже если ребенок и не ходит в садик.

Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/772

Понятие, сущность и основные аспекты адаптации

Адаптация – это процесс приспособления к условиям внутренней и внешней среды. В течение жизни человеку часто приходится адаптироваться в связи со сменой места учебы, работы, состава коллектива, изменения состояния здоровья, семейного положения и т.д.

От успеха адаптации зависит последующая отдача и стабильность работника в организации, его отношение к труду.

Сущность адаптации состоит в том, что это процесс двусторонний, т.е. как новичок приспосабливается к новым трудовым условиям, так и трудовой коллектив приспосабливается к новичку.

Аспекты адаптации:

1) профессиональный. Заключается в овладении профессией;

2) психофизиологический. Связан с освоением психофизиологических и санитарно-гигиенических условий труда;

3) социально-психологический. Связан с включением работника в систему взаимоотношений коллектива, с освоением его традиций, норм, правил.

Этапы адаптации и факторы, влияющие на нее

Адаптация персонала является своего рода индикатором успешности или провала работы по поиску, отбору и найму персонала.

Процесс адаптации работника проходит в несколько этапов:

1) общее ознакомление с ситуацией;

2) привыкание;

3) ассимиляция – полное приспособление;

4) идентификация – отождествление себя с коллективом.

Примерный порядок адаптации выглядит следующим образом:

1 ознакомление с предприятием, его особенностями и внутренним трудовым распорядком;

2 церемония представления коллективу, ознакомление с рабочим местом;

3 беседа с руководителем;

4 инструктаж по пожарной безопасности и технике безопасности;

5 ознакомление с социальными льготами;

6 обучение по специальной программе.

В процессе адаптации должны быть достигнуты:

— чувство причастности к делам предприятия;

— правильное понимание своих должностных обязанностей;

— высокий уровень мотивации к труду;

— заинтересованность в улучшении дел на предприятии.

Успешность адаптации зависит от характеристики производственной среды и самого работника. Адаптация как процесс имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов нет, то определить ее окончание весьма сложно. Адаптация – процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды и самого человека.

При определении сроков адаптации в качестве ее предела могут использоваться следующие показатели:

1) объективные:

— уровень и стабильность количественных показателей труда;

— отсутствие опозданий;

— и т.д.

2) субъективные:

— уровень удовлетворенности своей профессией, условиями труда и коллективом.

Управление процессом адаптации – это активное воздействие на факторы, определяющие ее ход, сроки и снижение неблагоприятных последствий. В процессе адаптации следует плавно вводить новичка в деятельность и исключать факторы, которые могли бы отрицательно повлиять на трудовой ритм коллектива, создать непредвиденные трудности.

Молодой рабочий, принятый на предприятие, сталкивается, как правило, со всеми сторонами производственной адаптации. Работник, перешедший в другой цех, будет адаптироваться заметно меньше в плане социально-психологических аспектов.

Особое внимание к молодым рабочим необходимо проявлять в первые 3 месяца их работы, когда сказывается недостаточный уровень освоения профессии, весьма напряженными представляются нормы.

Среди мер, способствующих сокращению периода адаптации, можно выделить хорошо поставленную профессиональную ориентацию. Успешной психофизиологической адаптации способствуют мероприятия по приспособлению среды к человеку, т.е. учет эргономических требований при организации рабочего места.

Особую проблему представляет адаптация к труду в новых условиях хозяйствования, т.е. человек, оставаясь на своем рабочем месте, должен приспособиться к новой экономической, социальной и психологической ситуации.

Адаптация работника требует большой организационной работы, поэтому в адаптационный период следует принять меры по недопущению моментов, приводящих к психологическому дискомфорту:

— недоумение, т.е. все позитивные представления рушатся;

— испуг, т.е. неизвестно, как себя вести и что делать;

— уныние, т.е. ощущение, что нет необходимости себя проявить;

— возмущение, т.е. проявляется склонность негодовать по пустякам;

— нарушение режима работы;

— пассивное принятие, т.е. безмолвное подчинение любому распоряжению;

— отсутствие участия, т.е. работник все меньше отождествляет себя с коллективом;

— отсутствие диалога с начальством;

— притязание, т.е. склонность присоединяться к коллективным протестам.

Важная задача службы адаптации состоит также в координации деятельности всех звеньев предприятия, имеющих отношение к адаптации, к совершенствованию конкретных мероприятий по изменению параметров внешней среды.

Эффектом от сокращения сроков адаптации будет снижение уровня текучести, уровня брака, сокращение числа поломок оборудования и инструмента, достижение среднего уровня выполнения норм и сокращение нарушения трудовой дисциплины.

Функциональная адаптация собственного персонала

К потребностям производства

Трудообеспеченность предприятия за счет собственной рабочей силы выражается в заполнении вакантных должностей за счет перевода собственных работников, что имеет следующие преимущества:

1) возможность быстрого заполнения вакансий;

2) незначительные затраты на привлечение рабочей силы;

3) знание работника, т.е. его положительных и отрицательных качеств;

4) сокращение периода социально-психологической адаптации;

5) снижение текучести.

Данный подход имеет и негативные стороны:

— меньшие возможности для выбора;

— не исключены повышенные затраты на переподготовку;

— слишком тесные взаимоотношения между коллегами, т.е. появление панибратства при решении деловых вопросов.

Важнейшим инструментом достижения соответствия между потребностью в труде и фактическими возможностями коллектива служит регулирование режима рабочего времени. Таким способом можно удовлетворить изменяющуюся потребность как в меньшую, так и в большую сторону, никого не увольняя и не принимая со стороны.

Применяемые на практике режимы работы обусловлены особенностями производства, организационными формами выполнения отдельных видов работ, но все они исходят из необходимости соблюдать установленную норму рабочего времени применительно к календарному периоду, т.е. рабочий день, рабочая неделя, месяц, год.

В настоящее время более широко стали применяться, так называемые, нестандартные режимы работы, которые дают возможность отработки рабочего времени, как меньшего, так и большего, по сравнению с нормой. Выбор такого рода режимов можно производить как по инициативе работника, так и по инициативе администрации.

Статистика зарубежных стран свидетельствует, что по нестандартным режимам работают где-то 25-30% занятых. Нестандартными режимы рабочего времени называются потому, что в их основе лежит либо отклонение от нормы, либо отклонение от общепринятого трудового распорядка.

Отклонение от нормы рабочего времени в меньшую сторону должно быть предусмотрено условиями найма. В других случаях его следует рассматривать как вынужденную меру по отношению к персоналу в связи с изменяющейся экономической ситуацией.

Режим сокращенного рабочего года предусматривает временный найм работников, предоставление административных отпусков, по длительности превышающих установленные законодательством. Для некоторых категорий работников, как правило, наиболее ценных для предприятия, возможно в этот период направление на учебу, переподготовку и т.д.

Сокращенный рабочий день может быть применен администрацией на рабочих местах с полной загрузкой как средство снятия напряженности на рынке труда и как форма занятости высвобождаемой рабочей силы. Речь идет о делении рабочего места между двумя работниками.

Нестандартные режимы работы, основанные на превышении нормы времени, используются в течение четко определенного календарного периода.

Организационно они применяются в виде самостоятельного варианта найма или как следствие использования режимов. Наиболее распространена практика сверхурочных работ.

При всех их недостатках с социально-психологической стороны сверхурочные работы представляют собой важное средство удовлетворения возросшей потребности в рабочей силе.

Некоторые нестандартные режимы работы не имеют отклонения от нормы рабочего времени, и они получили название «гибкая организация рабочего времени». Гибкость организации связана с плавающим началом и окончанием рабочего дня, продолжительностью обеденного перерыва, его началом и окончанием.

Основное условие здесь – полная отработка длительности рабочего дня в тот же день или длительности рабочей недели в той же неделе. Гибкие графики предполагают деление рабочего дня на время обязательного присутствия на работе и периодов гибкого времени, когда работник по своему усмотрению может приходить на работу и уходить с нее.

Отсутствие работника на своем рабочем месте в период обязательного присутствия считается нарушением трудовой дисциплины.

Гибкое рабочее время имеет важное значение для улучшения социального климата, решаются проблемы опозданий, транспорта. Оно позволяет работать на двух и более работах, сочетать полную занятость и неполную. Особой формой занятости является работа на дому.

Эффективность использования нестандартных режимов работы зависит от многих условий и, прежде всего, от специфики производства. Поэтому эти режимы широко применяются в отраслях с неравномерной загрузкой.

Организация работы по нестандартным режимам представляет собой важную управленческую проблему. С их введением снижается скорость реагирования, оперативность управления там, где необходимы действия многих работников, становится менее устойчивой система коммуникаций.

Поэтому при принятии решения о переходе на нестандартные методы необходимо учитывать технологические, социально-психологические и организационные условия. Чем выше степень самостоятельности работы, тем меньше препятствий введению нестандартных режимов.

Их применение целесообразно там, где выше монотонность, утомляемость, заболеваемость.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/a9316.html

Ссылка на основную публикацию