Психотерапевтический тренинг — психология

Психологический тренинг и групповая психотерапия

Психотерапевтический тренинг - психология

Автор: Сосед-Домосед

Рубрика: Психология и семья

Добрый день, дорогие домоседы. Чем отличается психологический тренинг от групповой психотерапии? Отличия между групповой психотерапией и тренингом колоссальные. Отличия выражаются во многих аспектах.

  • В первую очередь, это задачи, которые ставятся перед участниками и психологом.
  • Во вторую очередь, отличаются методы, которыми происходит воздействие на аудиторию.
  • В-третьих, отличие также выражается в выборке участников, а также опыте самих участников и ведущего.

Основные понятия

Тренинг – это форма организации группового обучения, которая предусматривает развитие теоретических и практических навыков у каждого участника. Навыки могут являться социальными, личностными и так далее.

Психотерапия – меры, направленные на лечение патологий психологического характера путем прямого или косвенного воздействия на психику человека.

Психокоррекция – меры, направленные на восстановление нормы по определенным психическим показателям.

Обучение – процесс, направленный на обретение теоретических и практических навыков и умений у участников группы или отдельного человека.

Отличия тренинга от психотерапевтической группы по целям

Цель тренинга, как правило, четко обозначена и направлена на формирование или улучшение общественных навыков и умений в определенной области. Цель же психотерапевтической группы – это уменьшение выраженности определенных симптомов у участников, а также трансформация личности участников психотерапевтической группы.

Глобальная же ведь выражается в изменении характера. Он также может отличаться у разных групп людей.

Проще говоря, при поверхностном рассмотрении целью обучения является приведение всех к одному результату. Таким образом, тренинг больше похож на обычный школьный урок.

Цель же групповой терапии выражается в желании подвести каждого к выполнению их индивидуальных целей. В этом случае все векторы взаимодействия участников со своими проблемами во время обучения направлены в одну точку, а во время психотерапии – в несколько. И часто они могут вовсе не пересекаться.

Различия по методике работы

Обычно в тренинге все методы работы структурируют. Обычно во время тренинга ведущий занимает активную позицию и дает наставления участникам, заставляет выполнять задания, направленные на их саморазвитие. Также на плечи тренера возлагается ответственность за результаты.

Когда же проходит групповая психотерапия, никаких рекомендаций не дается. Есть единственное правило свободной интеракции, согласно которому каждый высказывает то, что считает нужным и трактует происходящее во время обучения по своему усмотрению, так, как самому участнику удобно это делать. Проще говоря, тренинг – это в большинстве случаев директивное ведение группы.

Под директивным подходом подразумевается, что кому, как не самому тренеру, знать, как правильно действовать и куда направлять группу. Групповой же терапевт сам дает группе возможность определить, в каком направлении ей стоит двигаться.

Тренинг имеет авторитарный тип организации, а психотерапия в группе – либеральный или демократический. Единственное, что делает групповой терапевт – это помощь группе, которая зашла куда-то не туда.

Немного разъяснений

Проще говоря, тренинг – это форма организации работы с группами, которая базируется на заранее предполагаемой конечной точке прибытия участников. Также существуют отличия по отбору участников. как правило, оговаривается определенная область, в которой участники должны развивать навыки. На обучение берут участников, имеющих определенную проблему.

Во время групповой терапии в первую очередь учитываются характерологические особенности участников группы, которую ведет психолог или психотерапевт. Да и в сфере компетенции заключаются отличия между групповой психотерапией и тренингом. Образование совершенно разное, как ни странно.

В первом случае нужно получать опыт проведения тренингов, а во втором – супервизии и ведения психотерапевтических групп.

Выводы

Итак, давайте рассмотрим содержание этой статьи вкратце для экономии вашего времени и подведения итогов.

Тренинг от групповой психотерапии отличается по форме работы группой. В первом случае доминируют директивные указания тренера. Во втором же ход работы определяет сама группа.

Векторы групповой работы в случае с тренингом спряжены, все участники двигаются в определенном направлении, заметна некоторая уравниловка. В случае с групповой психотерапией цели могут не пересекаться вовсе.

По принципу отбора участников обучение отличается от психотерапии основным критерием отбора. Во время тренингов основным является наличие определенной проблемы. В случае же с групповой терапией опираются исключительно на характерологические особенности.

Чем отличается психологический тренинг от групповой психотерапии мы объяснили. Хочется надеяться, что эта статья помогла немного ясности внести по поводу этого сложного вопроса. Если нет, то перечитайте ее еще раз, и все станет понятно.

Психологический тренинг видео

Групповая психотерапия видео

Удачи!

Источник: https://sosed-domosed.ru/psixologicheskij-trening-i-gruppovaya-psixoterapiya/

Институт клинической психиатрии и психологии

Тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок.

Виды тренингов
Можно выделить три основных типа тренингов по критерию направленности воздействия и изменений:

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенных навыков. Большинство бизнес-тренингов являются навыковыми. Например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.

Психотерапевтический тренинг (психотерапевтическая группа) направлен на изменения в сознании клиентов. Эти группы соотносятся с существующими направлениями психотерапии (гештальт-группы, группы телесно-ориентированной терапии, психодраматические и пр.)

Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения.

Бизнес-тренинги. На сегодняшний день значение тренингов, нацеленных на повышение эффективности работы компании, значительно возросло. Тренинги для руководителей и менеджеров помогают сократить финансовые и временные потери, активизировать ранее не используемые резервы и повысить общий уровень производительности.

Посттренинг. До 90% освоенного на тренинге постепенно забывается и вскоре сотрудники компании применяют лишь 10-20% из полученных знаний и умений.

Увеличить эффективность обучения поможет правильно организованная система посстренингового сопровождения — система работы с персоналом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности.

Посттренинг может проводиться в формате семинара, мастерской, повторения фрагментов тренинга, коучинга и наставничества, электронной переписки с тренером, внедрением дистанционного курса.

Желающие могут заказать в Институте подготовку и проведение тренингов любого типа, с учетом видов деятельности участников тренинга, их возраста (взрослые, подростки, дети) и даже пола, а также учитывая место и условия проведения тренингов.

Как говорится: «В Здоровом теле здоровый Дух…» А в отдохнувшем теле супер-здоровый дух!!! Испытываешь стресс? Усталость, эмоциональные сложности? Телесное напряжение, скованность? Не можешь понять, чего же хочешь на самом деле? Ходишь в жизни по кругу?

Хочешь изменений, но бесконечно откладываешь?

— Тренинг «Целительная энергия Вашего тела» через опыт телесных ощущений, приятных погружений, визуализаций и медитаций поможет получить заряд позитивной энергии, как от двух недель полноценного отпуска.

— Это способ через телесность восстановить связь с истинным Я, научиться слышать своё тело и быть в гармонии с ним.

— Тренинг для тех, кому интересно собственное развитие, кто заинтересован в познании и гармонизации собственного Духа и Тела.

Для участия в тренинге: коврик или подстилка, свободная форма одежды не стесняющая движение, возможность разуться.

Оплата 2000 руб. За 4 часа

Первая встреча планируется на 5 августа 2017 года.

Ведущие тренинга:

психологи и тренеры-консультанты в области социальных технологий и личностного развития

Чеховская Наталья Владимировна и Штительман Иосиф Павлович.

Источник: http://psy-vl.ru/index/0-76

Психотерапия и тренинги

Психотерапия и тренинги

Психотерапия массово пришла в нашу страну одновременно с сексуальной революцией. И, как и в случае с сексом, одновременно с пользой принесла немало вреда.

Речь о псевдонаучных подходах в терапии человеческой психики.

Шарлатаны и самозванцы объявили себя мессиями и получили возможность беспрепятственно ковыряться в человеческих душах, экспериментируя над самыми тонкими сферами человеческого бытия.

Психотерапия характеризуется тем, что в ней очень тонка, почти неуловима граница между научным и ненаучным, между целительством с одной стороны, и мистикой и шарлатанством, — с другой.

Дело в том, что основная задача психотерапии — подтолкнуть человека к тому, чтобы он сам захотел внутренне измениться. Он должен понять, в чем причина своих проблем, что нужно для избавления от них в себе изменить, захотеть это изменить и начать это делать.

А большинство людей этого не хотят. Они вроде бы и стремятся изменить что-то в своей жизни, но как только дело доходит до реальных изменений, сразу возникает большое сопротивление. Ведь изменениям предшествует огромная работа над собой, чего мы очень не желаем.

Нам намного проще, когда кто-то говорит: «сделай так», — и дает чудо-таблетку. Все мы не любим изменяться.

Даже если человек неудовлетворен собой, когда дело доходит до изменений, он пугается. Психологи это интерпретируют как страх потерять свою идентичность, то есть перестать быть собой хоть на какую-то часть.

И в этом проявляются две проблемы психотерапии: с одной стороны, она должна подталкивать людей к изменениям, а с другой, она наталкивается на боязнь этих изменений. Именно здесь возникает огромное пространство для злоупотреблений, шарлатанства, самообмана.

Людям хочется, чтобы их окунули во что-то интересное, незнакомое, неожиданное, оригинальное, и, погрузившись в это, они вроде бы получают нужный результат. Но не через внутреннюю работу, а через внешнее влияния.

А уже какими могут быть эти влияния, как их можно организовать, это, как говорится, дело техники и… намерений психотерапевта. Речь идет о своего рода манипуляции. В действительности определенная манипуляция присутствует даже в научной психотерапии.

Она не может быть строгой, логической, рациональной. Всегда есть элемент влияния, внушения и даже обмана пациента в его собственных интересах. 

Читайте также:  Оценка - психология

Психотерапевт не может давать прямых советов — это непрофессионально и неэффективно. Поэтому он прибегает к определенной манипуляции, поскольку должен подтолкнуть человека в правильном направлении непрямыми способами.

Но когда к этому прибегают ненаучные круги, не говоря уже о сознательных шарлатанах, которые всегда были, есть и будут в каждой сфере, может случиться беда. Имеются в виду даже те люди, которые, прибегая к определенной психотерапии, искренне верят в то, что помогают.

Очень часто от их деятельности действительно есть эффект, несмотря на то, что они вообще не знают, что такое психотерапия. Но вероятность совершения ошибки с их стороны намного выше, чем у профессионала.

Ненаучная психотерапия все же бывает эффективной. Как пример — религия. Когда люди приходят в церковь, молятся и выходят оттуда очищенными, довольными, с ощущением того, что они правильно живут, это дает очень сильный психотерапевтический эффект.

В конечном итоге, обратите внимание — в психотерапии в большей степени нуждаются женщины, поэтому в церквях значительно больше женщин, чем мужчин. Но не стоит критиковать религиозную психотерапию. Если это человека успокаивает, дает ему смысл жизни, то это социально выработанный, одобренный способ психотерапии.

Более того — во второй половине прошлого века на Западе образовалось течение сочетания религиозной терапии с научной. 

Есть несколько течений так называемых псевдотерапий. Это, например, ворожеи, астрологи, экстрасенсы, провидцы, — все это находится на грани правды и лжи, науки и невежества. В основном эти люди не только психологии не знают, они вообще плохо образованы. Но они имеют внутреннюю силу, стремление и глубокую веру в свои возможности.

И это действительно дает им возможность влиять на людей, особенно на тех, кто ищет этого на свою голову. Такие люди начинают верить в то, что им говорят, и эта вера меняет их жизнь. Например, новаторские религии. Их не признает ни церковь, ни власть, но всегда сопровождает группа фанатиков. Это один из элементов зависимости.

Если небольшой группе людей это помогает, дает облегчение в чем-то, — это одно дело. Совершенно другая ситуация, когда новоявленные мессии влияют на детей, когда грабят людей или злоупотребляют своим влиянием в обществе. В действительности, если человек хочет поддаваться влиянию, то пусть. Но он может подчиняться настолько, насколько этого хочет.

А если его втягивают дальше, то это уже насилие над волей. 

Сегодня часто говорят о тренингах, которые, скажем, учат быть богатым, успешным, влиятельным. Психотерапия и тренинги являются очень эффективным методом, который может подсказать человеку, что же ему делать дальше. И здесь тоже есть место для определенных иллюзий.

Скажем, человек нерешительный, несмелый, стеснительный идет на тренинг, на котором ему обещают, что он станет успешным бизнесменом. Но тренинг не может кардинально изменить человека.

Он может помочь почувствовать в себе новые возможности, изменить или откорректировать коммуникативные черты, побуждать к развитию в том направлении, о котором человек раньше не думал, приобрести больше уверенности.

Но ни один тренинг не сделает из нахального и дерзкого человека совестливого, он может лишь научить его сдерживать свои эмоции. То есть, если кто-то ожидает принципиальных изменений себя и своей жизни, то это иллюзия. 

Если говорить о том, стоит ли идти на тренинг или нет, то в первую очередь следует выяснить, кто его проводит. Главными критериями является образование, опыт, а главное — признание этого человека в научно-терапевтическом мире.

Также человек должен ответить себе на вопрос, нужен ли ему этот тренинг. Поскольку на такой вопрос обычно трудно ответить однозначно, но если он возник, то попробовать нужно. И если человек не имеет конкретной цели, нужно посетить три разных тренинга.

Сравнить людей, способы, проанализировать результаты. Правда, есть такие, которые бегают по тренингам без конца. И это тоже своего рода патология. Конечно, если это помогает, то пусть ходит.

Но такому человеку стоило бы подумать о более глубокой психотерапии, которая помогла бы выяснить, почему он так боится реальной жизни и замещает ее участием в тренингах, которые эту жизнь лишь моделируют.

Психотерапия и тренинги — это не одно и то же, поскольку есть тренинги, которые могут быть вредными. В первую очередь, вредным может быть любой тренинг, который вместо лечения комплексов еще больше травмирует человека. И всегда есть те, кто чувствуют большой кайф пребывая в роли маленького фюрера.

Есть люди, которые проводят тренинги именно с такой целью. Их главным и самым сладким мотивом является ощущение торжества власти над другими людьми. Одно из таких направлений — саентология.

Это течение, которое в большой мере является псевдонаучным, при этом научная обертка маскирует тоталитарный характер деятельности, признаком которого является жесткая иерархия, подчинение, притеснение, более высоким более низкого. Это самый настоящий тоталитарный способ влияния на людей, подавления их как личности.

Другая известная школа — нейролингвистическое программирование, оказывающее воздействие на те сферы нашей психики, о которых мы даже не догадываемся, но которые готовы поддаться влиянию. Забрасывая свои якорьки, специалист вынуждает человека делать то, что нужно ему.

Это фактически попытка манипулировать сознанием через подсознание. Нельзя сказать, что НЛП ненаучно, но с точки зрения морали, этики общения — здесь очень много противоречий. Хотя… когда вообще наука и мораль шли рука об руку?

Источник: http://zdips.ru/sam-sebe-psikholog/vsyako-razno/535-psikhoterapiya-i-treningi.html

Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия

  • Преподаватель дисциплины «Основы взаимодействия психотерапевта и клиента» в программе высшего образования «Психология» ИППиП
  • Куратор студенческих групп / Ведущая программ повышения квалификации и тренинговых программ ИППиП

Преподаватель ИППиП с момента образования института. Преподаватель дисциплин «Введение в психотерапию», «Теория и практика индивидуальной терапии», «Основные направления в психотерапии» в программе высшего образования «Психология» и «Клиническая психология» ИППиП.

Преподаватель дисциплины и руководитель практики «Психологическое консультирование по телефону», «Психологическое консультирование детей и подростков», «Психологическая коррекция кризисных и стрессовых состояний» программы высшего образования по специальности «Психология» ИППиП

  • Преподаватель Института Практической Психологии и Психоанализа
  • Преподаватель кафедры пластической и реконструктивной хирургии, косметологии и клеточных технологий, Российская государственная медицинская академия;
  • Преподаватель Института Коммуникации в здравоохранении, Нью Хэвэн, США. 

Психоаналитический психотерапевт, ассоциированный член Общества психоаналитической психотерапии – Европейской федерации психоаналитической психотерапии (EFPP), преподаватель дисциплины «Основы психологического консультирования».

Старший преподаватель курса «Основы взаимодействия терапевта и клиента».

Преподаватель психоаналитических дисциплин: «Теория и практика психотерапии», «Профессиональная этика», «Введение в теорию объектных отношений».

Преподаватель программ по психоаналитической психотерапии, преподаватель дисциплины «Динамическая психиатрия».

Куратор студенческих групп. Ведущая программы повышения квалификации и тренинговых программ ИППиП.

Преподаватель отделения Психоанализа ИППиП, дисциплины «Введение в психоанализ», специализации по психоаналитической психотерапии ИППиП.

Преподаватель курса «Психоаналитические теории развития».

Преподаватель программы «Игровая психотерапия, центрированная на ребенке», курса «Основы взаимодействия терапевта и клиента», куратор студенческих групп.

Преподаватель отделения психоанализа ИППиП, дисциплины «Основные принципы психоаналитической техники», специализации «Психоаналитическая психотерапия».

Преподаватель дисциплины «Основы взаимодействия психотерапевта и клиента» в программе высшего образования «Психология» и «Клиническая психология» ИППиП

Преподаватель дисциплин «Динамическая психиатрия».

Преподаватель дисциплины «Психология утраты и травмы» программы высшего образования по специальности «Психология» и программы профессиональной подготовки «Психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия».

Преподаватель дисциплины «Основы взаимодействия психотерапевта и клиента».

Преподаватель дисциплины «Введение в психоанализ», «Психоаналитическая диагностика» и «Основы психоаналитической техники».

С 2000 года по настоящее время преподаватель ИППиП, руководитель и преподаватель специализации «Психодинамическая психотерапия».

Преподаватель программ «Психоаналитическая психосоматика».

Преподаватель отделений «Психоанализа» и «Психологического консультирования и психотерапии». 

Преподаватель программ «Основные направления психотерапии», «Краткосрочная динамическая психотерапия», «Техника начального динамического интервью», «Практикум по психологическому консультированию».

Источник: http://psychol.ru/additional/distancionnoe-obuchenie/psihologicheskoe-konsultirovanie-psihokorrekciya-psihoterapiya

Структура психологической помощи. Глава 4

Структура психологической помощи. Глава 4

Предыдущая ГЛАВА 3

4. Психологический тренинг

В предыдущих главах мы рассмотрели некий логичный путь, который психолог и его клиент проходят вместе в процедуре психологической помощи. Разумно, что обычно помощь начинается с психологической консультации (об этом мы говорили в Главе 1), т.к.

психологу и клиенту нужно присмотреться друг к другу, необходимо обозначить психологическую проблему, запрос клиента, поставить предположительный психологический диагноз и решить те психологические проблемы, которые можно решить методом консультации.

Если после этого остаются нерешенные вопросы, то клиент отправляется на психологическую диагностику (психодиагностику), (о чем мы писали в Главе 2), после чего обычно всё уже понятно, и остается только действовать.

Именно этим (решение психологических проблем, работа с психологическим своеобразием клиента) и занимаются психолог с клиентом во время курса психотерапии и психокоррекции (об этом мы писали в Главе 3). Попутно по мере необходимости привлекаются дополнительные специалисты, например, психиатр (в случае наличия симптомов психического расстройства) или юрист (в случае семейного насилия).

После того, как основная масса психологических проблем клиента решена, очень часто остается некий «проблемный остаток» – отсутствие у клиента элементарных навыков и умения жить нормальной счастливой жизнью в обществе людей.

Например, раньше психологические проблемы мешали клиенту устроить личную жизнь, а теперь проблемы, в основном, решены, но клиент элементарно не умеет знакомиться или выстраивать постоянные отношения или конструктивно конфликтовать. Т.е. душа готова к новой жизни, желание есть, а умения и навыков не хватает.

У клиента психолога так сложилась его прошлая жизнь, что он не смог, не успел или не хотел этому вовремя научиться. И теперь это отсутствие навыков клиенту психолога очень мешает построить свое счастье. Например, в личной жизни. Или в карьере и бизнесе. Для того, чтобы восполнить пробел в навыках, существуют психологические тренинги.

Тренинг – от слова тренировка. Только тренируем мы не спортивные навыки, а психологические. И занимается этим тренинговый психолог.

Читайте также:  Ассоцианизм - психология

Психологические тренинги – наша первая любовь. С этого мы начинали. Профессионально разрабатывали и проводили множество психотренингов. Попробуем рассказать об этом.

Поскольку существует огромное количество навыков, которые у клиента психолога могут быть не сформированы или сформированы неправильно, то существует и большое количество видов тренингов. Единой общепринятой систематизации нет, но есть общепринятые виды психотренингов. Рассказать обо всём невозможно, поэтому расскажем о том, что разрабатывали и проводили сами.

Психологические тренинги бывают коммуникативные или иначе тренинги коммуникаций. Под коммуникацией психологи понимают общение и взаимодействие. Причем в теории эти два понятия разводятся.

Например, когда аборигены съели Кука, у них с Куком было взаимодействие, но вряд ли было общение. Вся эта теоретическая заумь вызывала у нас неприятие, еще когда мы были студентами.

Сейчас ничего не изменилось, чувства те же.

Коммуникативные тренинги учат людей общаться и взаимодействовать в группе. Например, тренинг знакомств, тренинг групповой сплоченности, тренинг публичного выступления, тренинг лидерства и т.п. Обычно на коммуникативный тренинг собирается значительное количество людей от 10-15 до 50-60 человек.

В большом количестве участников одновременно сила и слабость коммуникативного тренинга.

С одной стороны, большое количество участников тренинга дает возможность клиенту психолога воспользоваться многовариантностью общения и взаимодействия в группе, дает возможность найти свою  социальную нишу, проявить себя, найти свой индивидуальный стиль общения и самопрезентации. Как правило, участие в такой «массовке» – это весело и драйвово.

С другой стороны, при большом количестве народа тревожный интроверт с психологическими проблемами (а это типичный клиент психолога!) часто чувствует себя «лишним на чужом празднике жизни». Многие люди при отсутствии индивидуального подхода так ничему и не научаются.

И вообще, коммуникативный тренинг часто превращается в большую игру без особого результата, если за критерий результата взять формирование у участников реальных полезных навыков общения. Коммуникативные тренинги очень любят проводить молодые психологи. Людей можно просто развлечь, вместо обучения, и претензий, как правило, не будет.

Было же весело! Участников много, следовательно общая сумма денег, заработанных психологом, будет приятной, даже при низкой стоимости тренинга для каждого отдельного участника. А еще коммуникативные тренинги очень любят в корпорациях. На такие тренинги можно списать очень значительные деньги. Вплотную к коммуникативным тренингам примыкают игровые тренинги. Часто грань между коммуникативным и игровым тренингом провести очень сложно.

Психологические тренинги бывают личностные или иначе тренинги личностного роста. Под личностным ростом можно понимать всё, что угодно.

Существует большое разнообразие тренингов личностного роста: от вполне серьезных и нужных тренингов, например, тренинг борьбы с одиночеством, тренинг чувства свободы и самодостаточности, до весьма дискуссионных тренингов, например, психотренинг выхода в астрал или психотренинг поднятия энергии кундалини.

Размытость понятия «личностный рост» и размытость критериев этого роста – это отдельная непростая тема в психологии. Это стало, например, одной из причин критики Маслоу и его пирамиды потребностей. В психотренингах тоже не всё просто.

Такое количество людей с пограничными состояниями психики, какое собирается на психологических тренингах личностного роста, мы встречали только в одном месте… на приеме у психиатра. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Многим участникам тренингов личностного роста нужна психотерапевтическая помощь, но организаторы тренингов обещают им выход в астрал и чудеса левитации. М-да, иногда становится стыдно, что ты тоже называешься психологом. Наряду с этим существуют очень серьезные правильные тренинги личностного роста, но доверие к этому виду тренингов подорвано, и хорошие тренинги и их ведущие-психологи несут на себе издержки подмоченной репутации тренингов личностного роста.

Существуют также образовательные психологические тренинги. Не секрет, что учебные заведения часто учат не тому и не так. Образовательные тренинги позволяют учиться в игровой и (или) практической форме.

Многообразие образовательных тренингов позволяет каждому желающему подобрать интересную нужную тему обучения и подходящую ему лично форму обучения. Всем хороши образовательные тренинги! За исключением одного.

Если данный тренинг не вписан в академическую систему образования, то участник тренинга после окончания получает сертификат, который имеет весьма спорную юридическую силу в официально принятой системе образования.

А если образовательный тренинг удается встроить в эту систему, он постепенно теряет свою яркость и самобытность. Тем не менее, образовательные тренинги мы очень любим и рекомендуем их всем энтузиастам от неформальной учебы.

Вплотную к образовательным психологическим тренингам примыкают бизнес-тренинги. Они, по сути, обучают навыкам и умениям, необходимым для успешного ведения того или иного бизнеса. Также бизнес-тренинги иногда пересекаются к тренингам личностного роста, т.к.

часто для того, чтобы человек мог успешно вести бизнес, необходимо сформировать и развить у него определенные качества личности. В свое время некоторые психологи очень любили заявлять, что они проводят бизнес-тренинги. Это повышало их рейтинги в собственных глазах и давало надежду на состоятельных клиентов.

Очень популярным был тренинг эффективных продаж.

Одним из самых интересных видов психологических тренингов является психотерапевтический тренинг. Как следует из названия, психотерапевтический тренинг призван решать психологические проблемы клиента.

Психологи заметили, что некоторые психологические (и даже психиатрические) проблемы, например, страхи и фобии, неплохо решаются с помощью психотренинга. Кроме того, некоторые виды зависимостей, например, алкогольная зависимость и секс зависимость, тоже корректируются психотренингами.

(Возможно, вы смотрели художественные фильмы, в которых показаны психотерапевтические тренинги, проводимые психологами с клиентами-сексоголиками. Киношники любят снимать такие сюжеты.

) Также с помощью психотерапевтических тренингов пытаются эффективно помогать жертвам различных видов насилия: физического, психологического, сексуального. Замечено, что некоторым людям значительно легче говорить об этом в группе себе подобных, чем наедине с психологом, который не пережил событий, травмировавших клиента.

Психотерапевтические тренинги могут быть не только групповыми, но и индивидуальными. Соединить в единое целое традиционную психотерапию и индивидуальный психотерапевтический тренинг – это наш любимый прием. Он позволяет очень деликатно и одновременно эффективно решать психологические проблемы клиента.

Такими «коктейлями» из консультативной, психотерапевтической и тренинговой форм помощи, являются, например, психотерапевтические курсы: «Горевание при потере близкого человека», «Развитие и управление сексуальностью», «Ваша агрессивность – это дар». Конечно, это общие названия. Для каждого клиента разрабатывается индивидуальная программа психологической помощи.

Как вы уже, наверное, поняли, психологические тренинги делятся на групповые и индивидуальные. Какие из них лучше – это вопрос идеологии, но мы лично тяготеем к индивидуальным тренингам. Они позволяют психологу более глубоко и вдумчиво работать с каждым отдельным клиентом.

Создание и проведениетренинга – нелегкое ремесло и высокое искусство одновременно. За кажущейся легкостью стоит процедура, которая очень требовательна к психологу. При разработке тренинга требуется мышление ученого, а при проведении навыки актера и психотерапевта одновременно.

Рекомендации психологам: тренируйте силу нервной системы. Тренинг реально выматывает. Не валите в кучу упражнения тренинга, одно упражнение должно логично вытекать из другого.

Не стремитесь подобрать упражнения, напрямую моделирующие проблемную ситуацию клиента. Прямые аналогии вызовут аффект клиента, и работа будет идти неэффективно.

Подбирайте упражнения, которые связаны с проблемой клиента по требуемому навыку, но ситуация связана с проблемной очень ассоциативно. Подбирайте забавные и смешные упражнения. Юмор расслабляет и помогает выразить аффект вовне.

Собирайте наиболее эффективные упражнения в свою личную коллекцию тренинговых упражнений. Полноценная коллекция включает, как минимум, сотни(!) упражнений. Иначе вы будете «ездить по одной колее». Тренинговый психолог обязан быть творческим человеком.

Рекомендации клиентам: тренинг может навредить, это надо понимать.

Тренинг личностного роста вместо остро необходимой психотерапевтической помощи – это ошибка и риск ухудшения вашего психологического состояния вплоть до развития психиатрического заболевания.

Это не означает, что все тренинги личностного роста плохи, но «мухи должны быть отдельно, а котлеты – отдельно»! На рынке психологии огромное количество как хороших интереснейших и полезных тренингов, так и откровенной халтуры. Научитесь выбирать! Это суровая необходимость.

Некоторые тренинги вызывают зависимость. Таков уж моральный облик психологов, которые разрабатывают и проводят подобные тренинги. После этого клиента приходится вытаскивать не только из психологических проблем, приведших его на тренинг, но и из сформированной зависимости.

Ну, а мы в следующей, заключительной главе поговорим об адаптации клиента к реальной жизни, о том, как сделать, чтобы клиенту было хорошо не только в кабинете психолога, но и в обычной жизни, и о том, как сделать так, чтобы клиент «не подсаживался» и не становился зависимым от посещения своего психолога.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Продолжение: Структура психологической помощи. Глава 5.

Источник: http://www.uspeshnie-mozgi.ru/struktura-psixologicheskoj-pomoshhi-glava-4/

Тренинги психолога, психотерапевта, сексолога, кмн Толоконина А.О

Тренинги психолога, психотерапевта, сексолога, кмн Толоконина А.О

Психотерапевтические тренинги специалисты называют психотерапевтическими группами, и именно в этом словосочетании заключается главная идея методики изменения сознания и жизненных установок каждого участника в результате группового взаимодействия.

Читайте также:  Обратное делегирование - психология

Каждый из нас с детства создает свое субъективное поле реальности, а также стереотипы поведения. Не всегда эти установки позволяют нам выстраивать свою жизнь максимально гармонично и счастливо.

Современную практическую психологию просто невозможно представить без психотерапевтических тренингов, их используют подавляющее большинство школ практической психологии.

Разгадка популярности и эффективности методики заключается в идеальном сочетании теоретического погружения и реальных практических упражнений.

Особую роль в этом групповом «спектакле» играет психолог-ведущий, который руководит работой группы с той или иной темой или проблемой. Однако не только он влияет на изменения в сознании и эмоциональной сфере каждого участника, само групповое взаимодействие, общение обладает мощным психотерапевтическим потенциалом. Это называется«терапевтическим эффектом».

Если сформулировать цели и задачи психотерапевтических тренингов тезисно, то, скорее всего, это должно звучать следующим образом:

  • осознание каждым членом группы продуктивных и непродуктивных жизненных установок, сознательное открытие в себе их;
  • осознание собственного потенциала и новых уровней свободы;
  • последующее формулирование и выбор новых жизненных установок и алгоритмов построения гармоничного будущего.

Самое главное, что на тренингах никто не принимает решения за вас, никто не учит вас — как вам жить! Это всегда собственное открытие и прозрение.

Обязательное практическое общение в составе группы принципиально отличает тренинги от простых лекций, именно благодаря этому становится возможным достичь «терапевтического эффекта».

И последнее: психотерапевтические тренинги традиционно относятся к гуманистическому направлению в психологии, а это значит, что в основе методики лежат поистине благородные задачи и установки. На психотерапевтических тренингах мы реально помогаем людям.

Мастер-класс «Секреты успешной семьи»

Как влияют семейные отношения на здоровье и наш внешний вид? Казалось бы, причинно-следственные связи здесь неочевидны.

Однако известный психотерапевт Артем Толоконин в своих статьях, семинарах и мастер-классах доказывает справедливость мысли, что качество реальных семейных отношений в конкретном временном промежутке Вашей жизни является безусловным маркером состояний эмоциональной сферы человека, его гармоничности и, как следствие, состояния его здоровья и реальным внешним образом.

Гармония человека поистине раскрывается в близких эмоциональных отношениях, внутри его семьи. Если семейная атмосфера гармонична, то потенциал этого человека значительно выше. И реализуется этот личностный ресурс успешно и гармонично. Совместная вера в любовь и успех является фундаментом здоровья всех членов семьи, их внутренней и внешней красоты.

Задумайтесь, самые сильные стрессы, как ни странно, человек получает не на работе, а именно в семье. Накопленные семейные обиды более разрушительны, чем любой стресс, полученный вне дома.

Зависимость хронических заболеваний от семейных сценариев – это уже научно доказанный факт.

Управляя ситуацией, выстраивая свою семейную жизнь в сознательном позитивном поле, Вы можете избежать болезни и быть не только счастливым, но и здоровым.

Источник: http://neo-vita.ru/psihologiya-i-psihoterapiya/treningi-psihologa-psihoterapevta-seksologa/

Как стать психотерапевтом: обучение профессии, курсы психотерапии зависимостей

Как стать психотерапевтом: обучение профессии, курсы психотерапии зависимостей

Что заставляет людей, задающихся вопросом о профессиональной деятельности, сделать свой выбор в пользу психотерапии? Как показывает практика, наиболее часто подобное желание формируется у испытавших душевные страдания, у тех, кто желает глубже понять себя и других.

Но прежде чем говорить о том, как стать психотерапевтом, рассмотрим, что подразумевает это понятие.Профессия психотерапевта подразумевает диагностирование и последующую терапию психических расстройств, при этом в лечении не задействуются фармацевтические препараты.

Впрочем, в некоторых случаях психотерапия может являться не самостоятельным, а дополнительным методом, усиливающим эффект ранее назначенного медикаментозного лечения.

Терапевтом нельзя стать просто так — для этого надо выучиться

Особенности профессии

На сегодняшний день современная психотерапия насчитывает свыше 400 методов воздействия, включая гипноз, простую релаксацию, психогимнастику.

При этом данную область медицины разделяют на немедицинскую, медицинскую.

В первом случае лечение осуществляет психолог, во втором – психотерапевт, при этом в обоих случаях задействованы психологические технологии. Однако в чем тогда отличие между двумя специалистами?

Дело в том, что обучение психотерапии подразумевает последующую работу с людьми, подверженными психическим патологиям, и требует обязательного получения медицинского образования.

На плечи психолога возлагается решение душевных проблем и в данном случае медицинское образование не является обязательным.

Также следует заметить, что профессия, о которой идет речь, находится далеко за рамками одной лишь медицины, поскольку в ней немалое место отведено гуманитарной составляющей.

Также следует понимать, что входит в обязанности специалиста и предъявляемые к нему требования:

  • психотерапевт проводит прием пациентов и их консультирование;
  • определяет первичные диагнозы;
  • проводит групповую, индивидуальную либо семейную терапию;
  • при этом необходимо наличие высшего медицинского образования, специальность «Психотерапия»;
  • требуется действующий сертификат;
  • для предоставления качественных услуг необходим опыт работы.

Психотерапия зависимостей

Современная психотерапия предоставляет огромное количество методов, для лечения пострадавшего может использоваться гипноз, поведенческие тренировки, аутотренинги, личностно-ориентированный либо рациональный методы.

Существуют и иные методы воздействия, каждый из которых подбирается специалистом индивидуально. Но какая бы совокупность методик не использовалась, успех достигается лишь в случае полного доверия пациентом врачу.

При этом все взаимосвязано – доверие начинает укрепляться при положительных результатах, которые дает лечение.

Аутотренинги активно используются, как один из методов психотерапии

Психотерапия зависимостей может включать все эти методы. Специалист, занимающийся пациентами с алкогольной, наркологической, игровой и прочими зависимостями волен выбирать требуемый подход, опираясь на собственное мировоззрение, свой характер и интересы, представления о данном разделе науки, однако чаще всего применяется:

  • нейролингвистическое программирование;
  • гештальт-терапия;
  • техники, психосинтеза;
  • эриксоновский гипноз;
  • психоанализ и прочие.

Стоит увидеть:  Консультация психотерапевта

Основная задача при этом – после завершения детоксикации воздействовать на пациента таким образом, чтобы он изменил собственный взгляд на окружающую действительность, принял тот факт, что в обществе необходимо жить полноценной жизнью.

Зачастую пациенты задаются вопросом – если существует возможность кодирования и подавление болезненной тяги одним уколом, к чему проводить психотерапию зависимости? Между тем, любая зависимость является системным нарушением, поражающим:

  • физический;
  • духовный;
  • социальный;
  • психологический аспекты жизни.

Нарушения взаимосвязаны, они поддерживают и укрепляют друг друга, формируя обратную связь. Наблюдается ухудшение качества жизни, возникновение социальных проблем – потеря работы и близких людей.

Развивается депрессия и тревожность, усиливается болезненное влечение к запретному источнику.

Зависимости могут развиваться на протяжении долгих лет, соответственно далеко не всегда удается решить проблему в течение одного приема.

В любой зависимости действуют самоподдерживающие механизмы, что делает необходимостью проведение многоаспектной работы для устранения проблемы.

Обучение психотерапии зависимости

Информационные блоки сочетаются с интерактивными способами обучения, поскольку именно такой подход в соответствии со статистикой является наиболее эффективной возможностью предоставления навыков, знаний. Курсы проводят сертифицированные практикующие терапевты, разработанные программы включают все аспекты, необходимые для последующей успешной работы со всякого рода зависимостями:

  1. Диагностику патологий, рассмотрение причин и течения заболеваний.
  2. Особенности поведения зависимого, особенности взаимодействия с ним.
  3. Воздействие психогенных факторов на развитие зависимости.
  4. Построение контакта и построение мотивации на излечение.
  5. Способы построение взаимодействия с семьей пациента, роль близких в клинической картине патологии, в выздоровлении.
  6. Рассмотрение имеющихся моделей терапии зависимостей, построение реабилитационного процесса.
  7. Командное взаимодействие, стандарты этики, групповые процессы.
  8. Формы групповой деятельности.
  9. Методы и техники, чаще всего применяемые при терапии зависимостей. Чаще всего рассматривают техники юнгианского подхода, психодраму и арт-терапию, имеющиеся возможности и возможные ограничения при работе с пациентами.

Хороший терапевт должен уметь работать с группами

Возможность дистанционного обучения

Достаточно часто возникает вопрос относительно того, возможно ли проводить обучение психотерапии дистанционно и где учат на психотерапевта.

Ответ в данном случае положительный, многие престижные учреждения, обладающие соответствующими сертификатами, реализуют полноценное обучение, предоставляя по окончании Диплом о профессиональной подготовке.

Как правило, для эффективного проведения обучения требуется соблюдение определенных технических требований. В частности, необходимо наличие определенного оборудования:

  • Персонального компьютера определенной конфигурации.
  • Выделенной Интернет-линия.
  • Наушников, микрофона и веб-камеры для возможности проведения видеоконференций.
  • Дисплея с определенным разрешением.
  • Определенной операционной системы.
  • Интернет браузера со стабильной работой.
  • Установленной программы Skype и AdobeFlashPlayer.

Стоит увидеть:  Экзистенциальная психотерапия

Предлагаемая схема обучения включает базовые курсы по выбранной методике, состоящие из семестров с определенным количеством академических часов. В процессе обучения студентам предоставляются видеоматериалы, доступ к которым обеспечивается круглосуточно. В определенное время проводятся семинары с практическими упражнениями, разбор вызывающих затруднения мест в лекционных материалах.

Где обучают и какие шаги следует предпринять

Теперь поговорим о том, как выучиться на психотерапевта. Также следует выяснить, где учиться на психотерапевта.

Эти два вопроса взаимосвязаны, ответ на них вполне понятен – для получения профессии специалиста-психотерапевта необходимо поступление в медицинский ВУЗ по специальности «Лечебное дело» и его окончание, после чего проводится послевузовская подготовка по рассматриваемой специальности.

Что касается того, какие предметы нужно сдавать на психотерапевта, то обычно вступительные экзамены в медицинский университет предполагают родной язык, химию, в обязательном порядке биологию, после чего проводится специализация по психиатрии.

В случае, когда настрой достаточно серьезен, первым шагом становится получение звания бакалавра в сфере психологии. Впрочем, в аспирантуру проводят прием тех, кто имеет степень бакалавра в иных областях при условии наличия определенных наработок. В частности, речь идет о тех, кто получил образование в сфере социологии, образования и здравоохранения.

Тем, кто хочет выучиться на психотерапевта, необходимо поступить в ВУЗ на специальность «Лечебное дело»

Длительность обучения, предварительная подготовка для получения определенной степени могут быть различными, после выбора образовательных программ, которые будут соответствовать интересам и потребностям, необходимо обговорить возможные варианты со специалистами. Хорошим подходом будет предварительная подготовка вопросов относительно конкретных требований к обучению.

Источник: http://psycholekar.ru/psihoterapiya/kak-stat-psihoterapevtom.html

Ссылка на основную публикацию