Разум — психология

Как развить разум

Разум - психология

Человеческий разум – это совокупность свойств, позволяющих каждому индивиду иметь интеллект, сознание и подсознание. Разум позволяет человеку продуцировать собственные мысли, воспринимать окружающие предметы и явления, сохранять события в памяти, проявлять эмоции и чувства, пользоваться силой воли, представлять в воображении существующие и несуществующие вещи.

Каждому из нас полезно развивать разум, поскольку возможности человека безграничны.

Многие ошибочно предполагают, что развивать разум – это становиться более начитанный и демонстрировать свой интеллект окружающим. Стремление расширить свои знания – лишь небольшой элемент совершенствования разума. Эрудиция, несомненно, является важной для человека, она позволяет оперировать историческими датами, знать научные термины, разбираться в природе различных процессов.

Человеку не стоит ограничивать свое развитие исключительно изучением теоретических данных из разных областей наук, чтобы казаться окружающим людям начитанным. Стоит позаботиться о своей способности разрешать возникающие проблемы, принимать сложные решения, разбираться в спорных вопросах, а не только удовлетворять потребности своего эго.

Эволюция сознания должна быть разносторонней. Важно поддерживать в тонусе логической и творческое мышление. Человек должен постоянно искать что-то новое, становиться креативным, разрабатывать новые способы решения тривиальных задач.

Развитие разума предполагает способность человека управлять собой, своими мыслями и чувствами. Сила воли является основным инструментом, позволяющим индивиду контролировать личное поведение.

Обретая власть над своим разумом, человек может получать от жизни то, что ему требуется без лишних проблем, достигая личного успеха. При достижении вершины саморазвития он будет способен управлять поведением других лиц, которые не развили свои способности должным образом.

Для прогресса силы воли полезно выполнять следующие упражнения:

В течение нескольких дней делать то, что не хочется. К примеру, можно совершить ряд полезных утренних пробежек в парке, на набережной или готовить только здоровую пищу из овощей и круп;

Прекратить делать то, что человек обычно делает, если такое занятие не приносит пользы или приносит вред. Избавляться от бессмысленного времяпрепровождения очень полезно, ведь человек получает дополнительное время на осуществление важных и приятных вещей, которые он планировал, но не успевал совершить.

В качестве примера можно привести исключение привычки играть в компьютерные игры или сидеть у экрана телевизора на протяжении нескольких часов. Также можно заняться речевыми привычками, стоит установить запрет на произношение нецензурной лексики или оскорбительных выражений.

Тем, кто решился развивать разум, стоит придерживаться следующих рекомендаций:

Читать больше книг, что позвонит расширить пределы восприятия и подчерпнуть полезные сведения. Не стоит забывать о таких писателях-психологах как Тони Бьюзен, Дейл Карнеги, Мэрили Зденек и Аллан Пиз;

Постоянно напрягать мозг, но не забывать об отдыхе. Нагрузки должны быть постоянными и объем их следует постепенно увеличивать. Стоит время от времени заучивать стихи, фразы, заниматься сочинительством, постигать иностранные языки и культуры, изучать новые термины и явления;

Заниматься физическими нагрузками, которые дополнительно стимулируют работу мозга, обеспечивают прилив сил и хорошее самочувствие;

Уделять внимание персональной самореализации, выполнять ту работу, которая доставляет удовольствие.

Источник: http://psiholog4you.ru/kak-razvit-razum/

Концепция стратегической психологии. Тезис 2

Концепция стратегической психологии. Тезис 2

Когда то проф. В.А.Ганзен установил, что все учебники психологии содержат не совпадающие наборы психологических переменных, которые характеризуют человека. Психология — наука о стохастических процессах, которые могут происходить или не происходить с некоторой долей вероятности.

И поэтому сама современная психология описывает вероятностный список феноменов поведения, характеризующий психику человека.

Вероятно, что психология человека не исчерпывается оглавлениями учебников и необходимо рассмотреть, чем психологическая наука может помочь интеллектуалам вернуть свое место в жизни общества? Для этого можно попытаться расширить принятую сегодня дифференциацию психологического знания.

1. Психология Разума

Психология Разума — содержание классической психологической науки и практики, которая и выстроила современное общество. Это не только наука — это почти религия нашей цивилизации.

Мы оцениваем достоинства человека по критериям развития его мышления, памяти, внимания, речи, восприятия, измеряя качества его знаний, умений и навыков для овладения своим поведением и внешним миром.

Начало психологии разума в современном понимании, условно говоря, положил Френсис Бэкон около 1272 года. Он переориентировал психологию мышления на обобщение реалий, а не слов, и сформулировал основы психологии разума. Менее осознанно это начиналось с открытия Академии в Лангедоке в 792 г. Генри де Желоном. Основная проблема психологии разума формулируется в 1122г.

Абеляром в сочинении «Да и нет», не желавшего веровать в то, что он не «расколол» предварительно рассудком. Плодами психологии разума являются компас (1150г.), часы (1220г.), географические карты и угломер (1250г.). Затем Оккам заложил основы эмпирически ориентированной психологии научения и мышления (1345г.).

Психологию разума укрепляли такие аргументы, как работа Коперника » Об обращении небесных сфер» (1543г.), которая прозвучала как «сигнал страшного суда над ложной философией». После этого, в 1590 г. Гоклениус вводит в науку понятие «психология».

Плоды психологии разума: закон всемирного тяготения, теория света, химия газов, превращение энергии, паровая машина, электромагнетизм создали условия для принципиально новой системы образования.

Современная педагогика выросла именно из психологии разума, когда в 1631г. Я.А. Коменский в своем труде «Великая дидактика» потребовал «познавать и исследовать реальный мир, причем познавать и исследовать самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Почти одновременно, в 1640г.

, появляется труд Декарта «Правила для руководства ума», где единственным бесспорным объектом интроспекции объявляется мысль. К 1690 г. широко распространяется динамический принцип Ньютона, доказывающий, что за реальными объектами могут быть признаны физические свойства, доступные опытному познанию и математическому обобщению.

Из психологии разума естественно следуют психолого-педагогический труд Д.Локка «Опыты о человеческом разуме» (1689) и ответ на него В.Г.Лейбница «Новые опыты о человеческом разуме» (рукопись датирована 1705 г., издана в 1765г.).

Дифференциальное исчисление (1684), интегральное исчисление (1693), исчисление бесконечно малых (1702) Лейбница-Ньютона являются символом могущества психологии разума.

Педагогика продолжала точно и последовательно реализовывать психологию разума, совершенствуя свои методы приблизительно каждые 30 лет. Педагоги «Волны Гельвеция» (р.1715) совершают отход от психологии веры и дрейф к психологии разума. Затем педагогическая «волна Песталоцци» (р.1746) способствует идее развития мышления вопреки механическому накоплению. «Волна Гербарта» (р.

1776) разрабатывает новый инструментарий психологической науки, критериями которого стали ясность, система и метод. «Волна Ушинского» (р.1813) добивается того, что наука стоит вне всякой религии, ибо опирается на факты, а не на верования. «Волна Кеттела» (р.1860г.

) систематизирует, классифицирует работу разума: люди стали оцениваться с точки зрения способности много и долго помнить, сохранять устойчивое внимание, делать логически верные умозаключения. Времена «волны Макаренко» (р.1888) пришлись на сложный период всеобщей «технологизации» всех наук, когда работали Корнилов (1879), Блонский (1884), Рубинштейн (1889), Выготский (1896), Теплов (1896).

Их ровесниками за рубежом были Келлер (1887), Вертгаймер (1880), Коффка (1886), Левин (1890), Торндайк (1874), Уотсон (1878), Кёлер (1887), Кречмер (1888). Они довели измерение разума человека до совершенства, а технологию его развития до ремесла. Их трудами мы живем в ауре поклонения разуму так естественно, словно ничего иного не существует.

Однако люди, воспитанные по модели «психологии разума», все более становятся интеллектуальными рабами примитивов. Чего же они не знали? Они не могли поверить, что продукты разума подменят его мнимыми эквивалентами.

2. Психология Бессознательного

Психология бессознательного до начала 90-х годов былаза пределами психологического и педагогического образования в СССР. Поэтому многие и сейчас считают, что «она» пылится в книгах З.Фрейда или ограниченно применяется в медицинских и зрелищных целях.

Между тем она вторглась в жизнь каждого из нас посильнее, чем эпидемия СПИДА: современная реклама, средства массовой информации, масс-культура, кино и телевидение, избирательные кампании, политическая пропаганда и агитация — ее производные.

Все коммерческое и политическое давление на поведение масс людей целиком строятся на законах и механизмах психологии бессознательного. Иммунитета у населения у нее нет, однако интеллектуалы игнорируют ее коммерческо-политические притязания.

Признаком этого служит то, что они презирают политические кампании, не участвуют в выборах, не смотрят шаманствующее ТВ и пр. В результате, они постепенно становятся ее социально-экономическими рабами

Психология бессознательного исторически зарождалась как инструмент различного рода ересей — т.е сомнения в тех областях, где психология разума не все объясняет. Если признаком психологии разума является открытость, то психологии для бессознательного характерно прежде всего «таинство».

Скрытые, неявные методы управления, стремление влиять мягко, опосредовано, требуют избегания прямого силового противодействия и, значит, нуждаются в формировании тайных объединений, структур. Первым ересистом считается Валентин, уроженец Александрии (150г.

), потом следуют основатель манихейства Мани (240 г.), Арий из Александрии (324 г.), Либерий (360г.), Пелагий (405г.) и другие монофизиты. Позднее, в 300 г. печатаются труды астролога Фирлика Матерна, первого физиогномика Петера фон Альбано (1380 г.).

Далее следуют работы алхимика Василиса Валентина (1415 г.), в 1518 г. выходит книга «О магии кристаллов» Альберта Вели, предсказания Парацельса (1536 г.) и Нострадамуса (1575).

К сегодняшнему дню часть из этих дисциплин стали общепризнанными науками: психометрия породила экспериментальную психологию, травники — фармакологию и т.д. Она имеет несомненные достижения в виде общепризнанной психотерапии, психометрии и др.

Когда психология разума породила атомную энергетику, генную инженерию, системы компьютерной связи, валютную систему и потеряла контроль над этим беспределом возможностей человека, психология бессознательного взяла на себя лидерство в разрешении проблем общества.

Легализации этого направления психологии происходила усилиями гипнотизера Месмер (1760-1815г.г.), первыми демонстрациями в 1813 г. словесного погружения в гипноз аббатом Фариа, в 1848 г. сестры Фокс в США демонстрируют сеансы спиритизма. После 1900 г. широкую поддержку получает психоанализ Фрейда. С 1928 г.

в публикациях Фореля осуществляется мощная кампания защиты гипноза как приемлемой лечебной процедуры. В 1939-1957г.г., широко обсуждается психология подсознательного восприятия, открытого Петцлом, Сидисом, Диксоном, Миллером и др. В 1955 г.

во Франции снимается запрет Наполеона Бонапарта 1801 года на книги графа де Сада, и на Западе начинается сексуальная революция. Психотерапия превращается в рутинную медицинскую процедуру и около 1980г. становится мощным орудием изменения сознания, например, в варианте Вирджинии Сатир. В рамках подготовки управленческого персонала с 1982 г.

в СССР начинается широкая практика применения методов психологического программирования по методикам Бэндлера, Гриндера и др.. После 1985 г. сеансы массового суггестивного воздействия в исполнении Кашпировского транслировались по ТВ на многомиллионные аудитории телезрителей. С 1992 г.

начинаются мощная кампания коммерческой и политической рекламы на базе психологии бессознательного во всех средствах массовой информации России. Порождением психологии бессознательного являются пропаганда и реклама в средствах массовой информации, масс культура, избирательные кампании, искусство кино и ТВ.

3. Психология Веры

Психология Веры давно и полностью изъята из психологического образования и воспитания, а массы людей оказались лишены мощнейшего инструмента психологической поддержки. Психология веры опирается на психологические механизмы убеждения, которое широко применялась со времен богословских споров.

Человек, обладающий верой в «нечто» психологически чрезвычайно силен. Этим «нечто» может быть вера в Бога или в свою Родину, в свою семью или в свои способности, в свою судьбу или в свое предназначение. Верить во все сразу или хотя бы во что либо отдельное — обязательное и непременное условие жизнеспособности человека.

Психология веры — позвоночник всей структуры психики человека.

Психология веры формировалась в процессе богословских дискуссий, которые были, по существу, спорами о том, чем руководствоваться человеку в поисках своего места в жизни. Согласно христианству, «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11.1.).

Человек успешно противостоит тяготам жизни только отождествляя себя с родом человеческим, с конкретным народом, государством, местностью, профессией, с членами своего коллектива и семьи. Сам факт отождествления — уже факт веры, дающей ему душевные силы. Булгаков С.Н.

писал, что то, во что можно верить, нельзя знать — оно выходит за пределы знания, а в то, что можно знать, нельзя и не должно верить. Кто верит в таблицу умножения, или Пифагорову теорему? Ее знают. По мнению Соловьева В.С.

, кто не верит, например, в бытие и познаваемость истины и не принимает достоверности первых оснований разумного мышления, тот, конечно, ничего не сделает для науки. Е.Н.Трубецкой утверждает, что, вера, — как уверенность, присуща всякому человеку независимо от его убеждений, и не от его свободы зависит, верить или не верить в бытие внешнего мира и собственное существование.

Суть веры заключается по его словам в том, что если искания нашей немощной мысли не увенчались успехом, мы должны быть непоколебимо уверены, что ответ есть. Вера разрешает загадки, которые ставят в тупик теоретический ум. Понимание веры как способа изжития противоречий наиболее кратко воплощено в августиновском изречении «верую, чтобы понимать» (credo ut intelligam).

Одним из наиболее ярких создателей психологии веры был Афанасий Александрийский, чья судьба связана с «Новым заветом» Библии (393г.). Он говорил о необходимости различения истины, которая кажется истиной в глазах человеческого мнения, и настоящей истины, которая является таковой благодаря человеческой вере.

Другой теоретик психологии веры, Августин Блаженный, утверждал, что начало зла в душе — своеволие. Воля, свободная в своем решении, является причиной того, что человек творит зло. Психология веры самым существенным образом определяет общественно-политическую и личную жизнь людей. Следствием борьбы вокруг веры стал раскол христианства (343г.

) и объявление взаимной анафемы Римской католической и Византийской православной церкви (послание Гумберта, 1054г.). Классиком психологии веры является Мартин Лютер, положивших начало движению протестантов (1517г.). Вера обусловила появление в 1520 г. секты менонитов в Саксонии, из-за веры в 1532 г. происходит разрыв Англии с Римом и начинается движение англикан.

Вера заставляет в 1592 г. признать кальвинизм государственным исповеданием в Шотландии, дает начало движению пуритан.

Борьба вокруг веры никогда не прекращалась: ее не остановил во Франции Нантский эдикт (1598г.), в России она не закончилась вместе с окончание Смутного времени 1602-1612г.г. Вера побудила заявить о себе баптистов в Англии в 1639 г., квакеров Г.Фокса в Америке в 1647 г.

Кардинал Ришелье вел долгую борьбу с Корнелием Янсением, который основал во Франции движение янсенистов в 1637 г. и верил, что человеческая порода порочна, отрицал свободу воли, защищал идею предопределения.

Имена Монтескье, Вольтера, д»Аржансона, Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Руссо, Мабли, Рейналя, Кондорсе, Мирабо, Сьейса, д»Антрега, Лафайета, Камилла, Демулена — имена идеологов Великой Французской революции, а это имена создателей новой веры для множества своих современников. В рамках борьбы вокруг веры в 1865г.

опубликован «Силлабус» папы Пия 1Х: отлучение от церкви повинных в симпатии к пантеизму, натурализму, рационализму, либерализму, протестантизму, социализму.

Тем не менее, имена Канта, Фейербаха, Гегеля, Маркса, Энгельса, Ленина, Мао-Цзедуна, Гитлера, Сталина стали не просто известны, но созданная ими вера увлекла многие миллионы людей, перекроила карты мира, переселила народы, перераспределила власть и ресурсы. В 70-х годах появились имена новых идеологов волны психологии веры: Тоффера, Нэйсбита, Ферраротти, Маркузе, заложивших основы веры нового информационного общества. Порождением психологии веры являются не только классические религии, но и политические, общественные организации, партии, корпорации и т.п.

Читайте также:  Способности руководителя - психология

4. Психология Воли

Психология воли и ее эквивалент — деньги. Воля незаметно стала принадлежностью военной и спортивной психологии и почти полностью исчезла из арсенала классической науки и педагогики.

Множество людей сегодня продолжают демонстрировать предельные достижения личной храбрости, прыгая с заоблачных высот, погружаясь в пучины океана, спускаясь на лыжах по отвесным кручам, преодолевая в одиночку мировой океан, взлетая в Космос и терпя там невыносимые страдания ради науки.

Но в то же время масса людей отказывается от малейших усилий для того, чтобы утром приступить к труду, отказаться от роковых наслаждений, заставить себя вдуматься в нерешенный вопрос, представить себе перспективу собственной жизни.

Забвение психологии воли, как самостоятельного направления, сравнимого с психологией разума, ошибочно.

Важность психологии воли для человека определяется тем, что без нее невозможно применение принуждения и самопринуждения: самоконтроля, саморегуляции, самоуправления, самовоспитания. Все, что «Само» — это воля.

«Само» — это психическое усилие, которое связывает воедино мотив и действие человека. Это усилие может быть применено к собственному поступку, а может быть использовано для формирования поступков других людей.

Без волевого усилия не совершается ни один поступок, ни выполняется ни одно действие, не реализуется никакая деятельность. Любой успех непременно имеет в своей основе огромный ресурс волевых усилий для преодоления внешних и внутренних препятствий. Обладание высокими волевыми качествами — залог успеха любого и каждого.

Все натуральное поведение человека строится на психологии смелости, решительности, выносливости. Волевые люди, независимо от иных их достоинств, высоко ценятся и поныне, особенно в спорте, в военном деле, в экстремальных видах человеческой деятельности.

Безвольные в подобной среде презираются, отвергаются, даже уничтожаются. Психология воли трудно поддается лабораторному экспериментированию, наблюдению, описанию. Исследователи и творцы психологии воли после себя склонны оставлять факты сражений, побед и очень мало аналитических материалов.

Средоточием науки о воли являются вооруженные силы, правохранительные органы, спецслужбы, овеянные романтикой силы прямого противоборства, физического и морального подавления оппонентов. Дар достигать результата ценой непосредственного и чрезвычайного усилия не так часто встречается.

Хотя никакой успех в жизни не приходит к безвольному человеку.

Выводы

Предложенное для обоснования стратегической психологии обобщение психологического знания не отменяет, а максимально эффективно использует имеющиеся знания в области психических процессов, свойств и особенностей личности и психических состояний человека.

Речь идет только о том, что они возвращаются в практику в оболочке терминов, понятий, явлений, признанных и принятых человечеством много ранее, чем современная психологическая терминология.

Одно не мешает другому, и они вместе объясняют сущность поведения человека в современном мире.

Александр Юрьев

Источник: http://www.yuriev.spb.ru/globalization/koncepcia-strateg-politic-2

Как устроено сознание человека, открытия психологов, известные эксперименты

Как устроено сознание человека, открытия психологов, известные эксперименты

Некоторые критики психологии утверждают, что психология – это всего лишь констатация фактов, подтверждение того, что уже давно известно.

С этим трудно спорить, потому что люди, получая новую информацию, склонны думать, что это было очевидно с самого начала. Однако есть ряд психологических экспериментов, которые заставляют взглянуть по-новому на привычные вещи.

Вот небольшой список подобных экспериментов в психологии, которые раскрывают суть того, как работает наш разум.
1. Когнитивный диссонанс

Festinger и Carlsmith (1959) провели свой эксперимент, в котором проверили идею о том, что человеку трудно принять два противоречащих верования, поэтому он бессознательно приспосабливает одно с другим.

Интересный вывод этого классического эксперимента в психологии: наше сознание постоянно выполняет рационализацию, не отражаясь в сознании. В исследовании, реально скучные задания, как по взмаху волшебной палочки, превращались в интересные и увлекательные.

Поэтому нельзя с уверенностью сказать о том, что мы знаем, о чем мы на самом деле думаем. Возможно, именно сейчас, мы занимаемся привычной рационализацией, чтобы защитить себя от когнитивного диссонанса.

2. Галлюцинации являются общими

Галлюцинации, как сны наяву, и мы склонны думать о них как о симптомах серьезного психического заболевания. На самом деле они являются более распространенными среди «нормальных» (психически здоровых) людей, чем мы могли себе представить.

В исследовании Ohayon, (2000) треть опрошенных сообщают о наличии галлюцинации, 20% испытывают галлюцинации раз в месяц и 2% раз в неделю.

Точно так же «нормальные» люди часто имеют параноидальные мысли, в этом же исследовании отмечалось, что 40% опрошенных, имели параноидальные мысли о виртуальном путешествии.

Таким образом разрыв между людьми с психическими расстройствами и “нормальный” намного меньше, чем хотелось бы многим думать. Если считать наши фантазии и грезы о будущем галлюцинациями, то этот процент существенно мог бы увеличиться. Некоторые люди даже не выходят из своих галлюцинаций в реальную жизнь, предпочитая свои иллюзии.

3. Эффект плацебо

Возможно, вы имели опыт, что головная боль уменьшается через несколько секунд после того, как вы принимаете аспирин? Это не может быть действие препарата, поскольку его усвоение занимает не менее 15 минут. Это эффект плацебо: Ваш разум знает, что вы приняли таблетку, так что вы почувствуете себя лучше.

В медицине это этот эффект является достаточно сильным, особенно в случае боли. Некоторые исследования полагают, что плацебо раствор (соленая вода) может оказывать такой же мощный эффект, как морфин (Hrobjartsson и др., 2001. ). Другие исследования показывают, что даже 80% от силы действия достаточно мощного средства как «Прозак», является эффект плацебо .

Это очередное подтверждение тому, что наш ум и тело не являются чем-то различным, и являются одним целым

4. Послушание власти

Большинство из нас хотели бы думать о себе, как независимо мыслящих людях, со свободной волей. Мы уверены, что сознательно не навредим другому человеку, если под очень серьезным давлением.

Знаменитое исследование Стэнли Милгрэма (1960-е годы) обнаружил, что 63% участников продолжали подавать электрошок другому человеку, несмотря на то, что их «жертвы» кричали, демонстрировали мучения и, в конце концов, затихали.

Таким образом, ситуации имеют огромную силу, и могут контролировать наше поведение, и это сила, которую мы не замечаем, пока оно не проявится в подобных исследованиях. А вы владеете ситуацией, или ситуация владеет вами?

Кстати, есть замечательный художественный фильм, он так и называется “Экспериментатор”. Вы можете познакомиться не только с этим экспериментом, но и узнать про теорию “6 рукопожатий”

5. Слепой выбор

Мы все знаем причины наших решений, не так ли? Например, вы знаете, почему нас привлекает тот, или иной человек? Не будьте так уверены. Йоханссон, П. Холл, Л., Sikstrom С., и Олссон, A.

(2005)в своем исследовании показали, что людей легко обмануть, чтобы оправдать свой выбор, который они на самом деле не делали, указывая на привлекательных им людей. Сперва необходимо было выбрать на карточках привлекательных людей, затем объяснить свой выбор, но во время эксперимента карточки незаметно подменялись.

Испытуемые не замечали подмены и давали свои объяснения привлекательности людей на карточках. При определенных обстоятельствах, мы, фактически, не обращаем внимание на выбор, который сделали. Мы, похоже, имеем мало представления или вообще ничего не знаем о своем выборе и своих мотивах выбора.

Затем мы используем рационализацию, чтобы скрыть и замести следы своего неведения.
Это еще один пример общей идеи о том, что мы имеем относительно ограниченный доступ к внутренней работе нашего разума .

6. Фантазии способны уменьшить мотивацию

Один из способов, которым люди обычно мотивируют себя- это с помощью фантазий о будущем. Идея состоит в том, что положительном мечты о будущем помогают мотивировать вас к этой цели. Однако, остерегайтесь, психологи Оттинген и Mайер (2002)обнаружили, что фантазии о будущем успехе, на самом деле, являются плохой мотивацией.

Похоже, что ощущая вкус будущего в ситуации «здесь и сейчас» снижает стремление к ее достижению. Фантазии не способны предупредить о проблемах, с которыми мы можем столкнуться на пути к нашей цели.

Люди тратят огромное количество времени, сил и ресурсов на поддержание своих фантазий, предпочитая не замечать настоящую жизнь, и лишая себя «живости»

7. Мозговой штурм не работает

Хотите мыслить нестандартно? Знайте, что в соответствии с психологическими исследованиями, мозговой штурм не работает ( Furnham, 2000 ).

В группе люди скорее будут ленивы, быстро забывая о своих идеях, и беспокоясь о том, что подумают другие (несмотря на правило, что «нет плохих идей”).

Поэтому гораздо лучше посылать людей придумать новые идеи наедине. Группы хороши только в оценке этих идей.

8. Не подавляйте!

Когда вы подавлены или вас что-то беспокоит, от людей часто можно услышать: “Я стараюсь не думать об этом, просто откладываю это в сторону в своих мыслях!”
Это очень плохой совет. Попытки подавления свои мысли – непродуктивны . Вегнер и соавт.

, (1987 ) выяснили как сложно контролировать свои мысли, например, не думая о белой хромой обезьяне. То, что испытывают люди, когда они пытаются подавить свои мысли, является эффектом бумеранга: мысль возвращается сильнее, чем прежде, когда от нее избавлялись.

Ищете то, что способно реально отвлечь ваше внимание и ваши мысли. Это гораздо лучшая стратегия.

Еще хуже обстоят дела с подавлением чувств, которое выливается в психосоматические расстройства, или в отдельных случаях, способны парализовать всю жизнь (например, не пережитое чувство горя, утраты близкого страх, или чувство токсического стыда

9. Навыки многозадачности

Несмотря на все ограничения нашего разума, мы можем научить его делать невероятные вещи.

Например, мы много слышали о нашей способности многозадачности, но на практике, знаете вы людей, которые могут читать и писать одновременно?
Исследование Spelke, Hirst & Neisser, (1976) было направлено на выявление способности к многозадачности, когда двух добровольцев обучали в течение 16 недель, пока они не смогут прочитать рассказ и классифицировать списки слов, в одно время. В конце концов они смогли выполнить по две задачи одновремено, также, как они могли выполнять аналогичные задачи по отдельности до начала эксперимента.

10. Мелочи жизни

Мы склонны думать, что крупные события в нашей жизни являются наиболее важными: выпускной, вступление в брак или рождение ребенка. Но на самом деле, главные события жизни часто не так важны для нашего благополучия, как повседневные и рутинные дела в нашей жизни (Каннер и соавт., 1981 ).

Основные события, главным образом, влияют на нас через повседневные дела и то влияние, которые они производят. То же самое на работе, где удовлетворенность работой сильно зависит от повседневной суеты и дел.

И куда большее влияние оказывает на ощущение счастья людей, такие вещи, как качество сна, меньшее количество взлетов и падений на работе (стабильность), и отношения с нашими друзьями и семьей. Другими словами, это мелочи, которые делают нас счастливыми.

Последний тезис сильно перекликается с концепцией гештальт-терапии, которая говорит, что нельзя откладывать жизнь назавтра, потому, что она происходит каждую секунду. Вся наша жизнь соткана из тысячи мелочей, которые, обычно, не осознаются, а это влияет на качество самой жизни.

Многие думают, что не живут, а участвуют в генеральной репетиции жизни, готовя себя к чему-то большому и серьезному, и каково же их разочарование, когда приходит осознание, что жизнь проходит мимо.

В таком случае просто показана психотерапия, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы

Статья подготовлена по материалам и психологическим исследованиям зарубежных авторов.

Почитать другие статьи:
Как достигать жизненных целей?
Как изменить жизнь
Почему плохо запоминаются имена?

О чувстве зависти

Источник: https://adnosiny.by/psihologiya/kak-rabotaet-razum

Разум, дух и душа | Психология взаимоотношений

В настоящее время мы привыкли говорить, что разделение тела и разума есть продукт человеческой мысли, что разум и тело в действительности есть единое целое. Слишком долго мы рассматривали их как влияющие друг на друга, но не связанные друг с другом напрямую части. Это отношение практически не изменилось.

Наш образовательный процесс все еще разделен на умственное и физическое, у которых нет ничего общего. Некоторые учителя физкультуры верят, что они могут повлиять на способность детей учиться, занимаясь с ними гимнастикой или атлетикой. Но на самом деле так случается редко.

Однако если разум и тело составляют единое целое, правильное физическое воспитание может быть в то же время правильным духовным воспитанием, и наоборот.

Я думаю, что вся бела заключается в том, что мы просто болтаем о концепции единства, но не применяем ее в нашей повседневной жизни. Мы предполагаем, что можно воспитать разум ребенка, не обращая внимания на его тело. Под угрозой провала на экзамене или наказания мы можем впихнуть какую-то информацию в его голову.

К несчастью, информация не переходит в знания, пока она не соприкасается с опытом. Мы постоянно недооцениваем тот факт, что опыт есть телесный феномен. Человек ощущает только то, что происходит в его теле. Степень живости тела определяется тем, насколько человек бодр или подавлен.

Когда события, происходящие во внешнем мире, действуют на тело, человек переживает их, но то, что он действительно чувствует, является результатом их воздействия на его тело.

Недостаток психоаналитической техники заключается в том, что она игнорирует тело в его попытках помочь пациенту проработать эмоциональные конфликты. Так как она не в состоянии представить любой важный телесный опыт, то идеи, возникающие в курсе лечения, бессильны вызвать значительные изменения в личности.

Слишком часто я встречал пациентов, которые за годы психоанализа собрали много информации и знаний о своем состоянии, но чьи основные проблемы остались незатронутыми. Знания становятся понятными, когда они соединяются с чувствами.

Только глубокое понимание, заряженное сильными чувствами, способно изменить структурированные паттерны поведения.

Читайте также:  Экспрессивность - психология

В предыдущих книгах я глубоко изучал проблемы разума — тела. Здесь я хотел бы остановиться на определенных ментальных функциях, которые имеют важное отношение к биоэнергетике. Во-первых разум имеет направляющую функцию относительно тела.

Посредством разума человек может направлять свое внимание на различные части тела и таким образом воспринимает их более отчетливо. Позвольте мне предложить простой эксперимент.

Вытяните вашу руку прямо перед собой, сохраняя ее расслабленной, и сфокусируйте ваше внимание на руке Сосредоточьте внимание на руке примерно на минуту, в течение которой вы дышите легко и вы можете по-другому ощутить вашу руку.

Вы можете почувствовать движение энергии в вашей руке которая сейчас ощущает нагрузку и покалывание. Она может начать вибрировать или немного дрожать. Если вы чувствуете это, вы можете представить себе что вы направили поток возбуждения или энергии в вашу руку.

На биоэнергетических семинарах я использую различные варианты этого эксперимента, чтобы сделать переживания более интенсивными.

Я прошу надавить растопыренными пальцами одной руки на пальцы другой, держа ладони и запястья по возможности дальше друг от друга. Теперь, продолжая держать руки вместе, поверните их вовнутрь таким образом, чтобы они указывали на грудь, и продвиньте кисти рук вперед не разнимая их (рис. 2).

Рис. 2.

Держите их в этом положении сверхрастяжения в течение минуты, легко дыша в это время. В конце минуты руки расслабляются и свободно разнимаются. Человек может снова пережить движение, нагрузку, покалывание и вибрацию. Если вы проделаете это телесно-ощущаемое упражнение, то вы сможете заметить, что ваше внимание сосредоточено на руках из-за увеличивающейся нагрузки на них.

Ваши руки находятся в состоянии возрастающего напряжения или заряжения, что может быть объяснено так, что на них обращено все внимание.

Если вы медленно будете подносить две руки навстречу друг к другу, пока ладони не будут на расстоянии двух или трех дюймов* друг от друга, полностью расслабленными, то пока они еще заряжены, вы можете почувствовать между ними заряд, как если бы у него было вещество или тело.

Разум может направлять внимание человека внутрь или наружу, внутрь тела или наружу к внешним объектам. По существу, человек направляет свою энергию или на себя, или на внешний мир. Здоровый человек может чередовать эти два направления легко и быстро таким образом, что почти одновременно он осознает и свое тело и окружающий мир.

Такой человек внимателен к тому, что происходит с ним и с другими. Но не у каждого есть такая возможность. Некоторые люди становятся слишком внимательными к себе и развивают повышенное самосознание. Другие настолько внимательны к тому, что происходит вокруг них, что они теряют осознание себя.

Такое часто встречается у людей с повышенной чувствительностью.

Забота о вашем теле есть один из принципов биоэнергетики, так как только этим способом вы можете узнать, кто вы есть, т. е. познать свой собственный разум. В этой связи разум функционирует как воспринимающий и реагирующий орган, ощущающий и определяющий настроение, чувства, желания и т. д.

Познать свой разум — это в действительности узнать, что вы хотите или чувствуете. Если у вас нет чувств, вам не о чем беспокоиться (не на что обращать внимание), и, таким образом, у вас нет ума.

Когда действия человека находятся под влиянием других людей, а не под влиянием собственных чувств, то у него нет своего ума.

Когда человек не может составить свое мнение, это означает, что он осознает два различных чувства, равнозначно сильных. В таких случаях принять решение практически невозможно, пока одно чувство не станет сильнее и не возобладает.

Потерять разум, как в случае помешательства, это означает не знать, что вы чувствуете. Это случается, когда разум подавлен чувствами, которые он не может принять и не осмеливается сосредоточиться на них. В таком случае человек разъединен и разобщен, его сознание не воспринимает его тело.

Он может лишиться индивидуальности или потерять над собой власть, оставив все попытки к самообладанию.

Если человек не заботится о своем теле, то это потому, что он боится осознавать или ощущать свои чувства. Когда чувства имеют угрожающий характер, они обычно подавляются.

Это происходит посредством развития хронического мышечного напряжения, которое не дает любому потоку возбуждения или спонтанному движению развиться в соответствующих областях.

Люди часто подавляют свой страх, так как он вызывает парализующий эффект, свою ярость, потому что она слишком опасна, и свое отчаяние, потому что оно слишком обескураживающе.

Они будут также подавлять свое осознание боли, такое, как боль несбывшегося сильного желания, потому что не могут выдерживать эту боль. Подавление чувств уменьшает состояние возбуждения в теле и снижает возможность разума сосредоточиваться. Это — первичная причина потери силы разума. В большинстве случаев наш разум занят потребностью все контролировать в ущерб более живому восприятию жизни.

Разум и дух также взаимосвязаны. Духовное состояние человека определяет, насколько он энергичен и полон жизни, буквально говоря, сколько у него энергии. Связь между энергией и духом непосредственна. Когда человек становится возбужденным и его энергия увеличивается, его дух поднимается.

В этом смысле мы говорим об энергичном человеке, или горячей лошади. Поэтому я хотел бы определить дух как жизненную силу внутри организма, проявляющуюся в самовыражении индивидуума. Сила духа человека характеризует его как личность, и когда она сильна, она выделяет человека из его окружения.

Жизненная сила, или дух организма, ассоциировалась с дыханием. В Библии сказано, что Бог вдохнул свой дух в кусок глины, давая ей жизнь. В теологии Дух Господний, или Святой Дух, называется пневма, что в словаре обозначается как «живая душа, или дух».

Слово «пневма» пришло из Греции, где оно обозначает ветер, дыхание или дух и близко к греческому phein, что обозначает дуть, дышать. Многие восточные религии делают ударение на дыхании как средстве связи со Вселенной.

Дыханию отводится важная роль в биоэнергетике, потому что только дыша глубоко и полно можно собрать энергию для более энергичной и одухотворенной жизни.

Душа — это более сложное понятие, чем разум или дух. Ее первичное значение — это «принцип жизни, ощущение, мысль и действие человека, рассматриваемые как определенная сущность отдельно от тела» /10/.

Она ассоциируется с жизнью после смерти, с небесами и адом, идеями, которые отвергаются сейчас искушенными людьми. На самом деле само упоминание этого слова в такой книге, как эта, которая претендует на объективность, может оттолкнуть некоторых людей.

Они не могут примирить идею существования чего-то отдельного от тела с концепцией единства, которую представляет биоэнергетика. Но я тоже не могу достичь такого примирения. К счастью, каждый рассматривает душу как субстанцию, существующую в теле до смерти.

Что случается с ней в момент смерти и после, я не знаю. Этот вопрос не беспокоит меня, так как мой основной интерес связан с телом при жизни, или живым телом.

Есть ли у живого тела душа? Это зависит от того, как определять термин «душа».

Словарь Random House дает четвертое определение этого слова: «эмоциональная часть природы человека; место эмоций или чувств». Его синонимы также дух, сердце.

Это помогает не настолько, чтобы можно было разобраться в терминах. Это слово имеет совершенно иное значение для меня, оно помогает моему пониманию человека.

Я рассматриваю душу как чувство или ощущение человеком того, что он является частью чего-то большего или вселенной.

Такое чувство должно возникать из некоторого действительного переживания принадлежности к чему-то или связанности с неким жизненным или духовным аспектом вселенной.

Я использую слово «духовный» не в его абстрактном или мысленном дополнительном понимании, а как дух, пневма или энергия. Я верю, что энергия в наших телах находится в контакте и взаимодействует с энергией вокруг нас в мире и во вселенной. Мы не являемся изолированным феноменом.

Однако не каждый чувствует эту связь или контакт. Мое впечатление от людей таково, что изолированный, отчужденный и не связанный ни с чем человек теряет качество душевной полноты, которое, я чувствую, присутствует в людях, ощущающих себя частью чего-то большего, чем есть сами.

Мы рождаемся соединенными, хотя эта наиболее видимая связь — пуповина — рвется при рождении. Пока функционировала эта связка, младенец чувствовал себя частью своей матери.

Хотя он начинает вести полностью независимое существование после рождения, он все еще связан со своей матерью энергетически и эмоционально. Он реагирует на ее волнение и находится под влиянием ее настроения.

Я не сомневаюсь, что младенец чувствует эту связь и принадлежность к своей матери. У него есть душа, а его глаза часто принимают то глубокое выражение, которые мы называем душевным.

Процесс роста растянут на много уровней. Устанавливаются и переживаются новые связи: первая — с другими членами семьи. При устанавливании такой связи образуется энергетический обмен между младенцем и каждым человеком в семье, плюс еще один — с семьей как с группой. Люди становятся частью его мира, так же как он становится их частью.

По мере роста сознания и увеличения контактов человек развивает расширяющиеся круги отношений. Существует мир растений и животных, который он принимает и с которым идентифицируется.

Существует общество, в котором он живет, которое становится его обществом, так же как и он становится его членом. И так продолжается с увеличением возраста. Если человек не прерывает связь, он будет ощущать свою принадлежность к великому естественному порядку нашей земли.

Так как он принадлежит ей, то она принадлежит ему. На следующем уровне осмысления маленькое общество становится расширенным и включает нацию и человечество. Дальше всего находятся звезды и вселенная.

Глаза пожилых людей иногда имеют обращенный вдаль взгляд, как будто их взор сосредоточен на небесах. Кажется, что ближе к концу жизни душа устанавливает контакт со своим последним пристанищем.

В последующей диаграмме расширяющиеся отношения человека показаны как ряд сконцентрированных кругов (рис. 3).

[Надписи (сверху — вниз): Звезды и космос, Природа и земля, Животные и растения, Люди, Младенец — мать, Семья, Общество, Нация и мир, Вселенная.]

Рис. 3.

Диаграмма схожа с подобной в предыдущем разделе, которая в ином контексте иллюстрирует уровни развития сознания индивидуума. По мере расширения сознание включает все больше внешнего мира в психику и личность индивидуума.

Как энергетически, так и физически новорожденный организм подобен цветку, который медленно раскрывается и открывается миру. В этом смысле душа представлена при рождении, но рудиментарно.

Как аспект живого существа она также проходит естественный процесс роста и созревания, в конце которого она становится полностью отождествленной с космосом и теряет свое индивидуальное качество.

Мы можем представить себе возможность того, что при смерти свободная энергия организма покидает тело, чтобы объединиться с всеобщей или космической энергией. Мы говорим, что душа уходит из тела во время смерти.

Жизнь приходит в мир как существование, но именно существование, кажется, уменьшает чувство наполненности. Один пациент прояснил это для меня, когда сказал: «Существования недостаточно. Я хочу участвовать в жизни, а я не чувствую, что делаю это».

Расширение существования в мире через идентификацию и взаимоотношения дает начало чувству общности. Существование стремится к этому расширению, принадлежности к единому целому. Чувство стремления, одно из самых важных ощущений в организме, отражает потребность в контакте с окружающими средой и миром.

Через связь с миром душа избегает узкой ограниченности себя без утраты чувства себя.

Posted in Терапия, которая работает с телом

Источник: http://pciholog.com/terapiya-kotoraya-rabotaet-s-telom/razum-dux-i-dusha/

Ум, разум, рассудок, слово — ЭЛЕКТРОННЫЙ СЛОВАРЬ

– это произведение умозаключений, аналогий, понятий, суждений и т. д. Направлен он в первую очередь на внешний мир, но при помощи своих абстракций пытается анализировать его и находить какие-то закономерности формально-логического плана.

Поэтому логический ум достаточно ограничен и его возможности не надо переоценивать: «Чтоб сбиться уму с пути истинного надо немного: одна какая-нибудь ложная мысль» /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 4. 1993, с.491/. Подобный мысленный «пунктик» есть у каждого человека, это то, что святые отцы называют пристрастием (т.

е., что находится «при страсти» и ведет к ней) или плотским мудрованием.

Именно плотское мудрование противостоит духовному разуму. Принадлежностью первого являются: неведение Бога, неверие, гордость, самонадеянность, самомнение.

И, наоборот, ко второму относятся: богопознание, живая вера, благодатное смиренномудрие, чистая молитва /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 4. 1993, с.331/.

Поэтому нередко его еще называют лжеименным разумом: «Евангелие научает нас, что падением мы стяжали лжемнимый разум, что разум падшего естества нашего, какого бы он ни был достоинства природного, сохраняет достоинство, доставленное ему падением, пребывает лжеименным разумом» /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 4. 1993, с.481/.

Тягчайшим последствием лжеименного ума есть ересь: «Ересь – грех ума… нечестие, близкое к идолопоклонству» /христ.: Игнатий (Брянчанинов). Т. 4. 1993, с.483/. Поэтому «многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении» /там же, с.483/.

Опасность ложного мудрования актуальна и для наших дней: «Никогда, может быть, даже во время гонений от язычников, не было столько опасностей для Церкви, как в наши, якобы мирные, дни. Ей грозят и внешние и внутренние враги.

Внешние – это секты и расколы, открыто отпадшие от нее; внутренние – это не порвавшие открыто единение с нею, но уже не единомышленные, уже мудрствующие по-своему смышлению в вопросах веры и понимания жизни по вере.

И последние, при известных условиях, могут быть опаснее первых» /христ.: Никон (Рождественский). 1995, с.3/.

Поэтому, ум человека, так же как и все его существо, требует охранения, очищения и обновления, о чем говорится в самом Евангелии:

– «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая» (Рим. 12, 2);

XVIII – . 3, 17). 1/. : . .

Источник: http://www.xpa-spb.ru/slov/2-20.html

Разум и сознание — Философия

Разум и сознание, это сущности, существующие во взаимодействии или базовые формы человека, обеспечивающие в дальнейшем процесс творения разумом в сознании собственных форм.

Читайте также:  Проступок - психология

Создание базовых форм, позволяет разуму проявить себя для себя, иначе позволяет осознать себя как «я». При этом одновременно, созданная базовая форма сознания, осознается разумом как «не я».

Рассмотрим более подробно процесс создания базовых форм разума и сознания (пространства).

В момент рождения ребенка, в его мозге только оболочка будущего разума и сознания, представляющая из себя копию (дубликат) оболочки разума и сознания матери.

Пока оболочка еще никак не обозначена, поскольку обозначать еще некому, а значит, эта оболочка не существует для живого мозга, и массы других живых органов и систем тела ребенка, существование которых (жизнь) была обеспечена реализацией жесткой программы заложенной в ДНК. Но это оболочка есть.

Другими словами, в этот момент имеется оболочка, с внешней стороной которой все другие существующие живые формы организма, а внутри хаос или ничто. Оболочка представляет собой границу между упорядоченностью живого организма и хаосом, границу между нечто и ничто.

Оболочку разума можно представить в виде сферы, поскольку только сфера позволяет иметь наибольший объем охвата, при наименьшей площади охватывающей поверхности, то есть оптимальна с точки зрения и «расхода» материала, и «объема» охватываемого хаоса.

Если мозг человека рассматривать как существующую живую форму внутри существующей живой формы черепа, то оболочка это граница между формой мозга и формой черепа. Возможно, это так называемое серое вещество.

Иначе говоря, оболочка разума это одновременно: граница в виде сферы, разделяющая ничто внутри и нечто снаружи (форма мозга), и граница в виде сферы, разделяющая форму черепа и форму мозга. Причем, первая сфера внешней стороной охватывает и контактирует с формой мозга.

Представить себе такую конструкцию в целом, в виде образа, совершенно невозможно, поскольку трехмерного пространства явно не хватает, а мыслить в пространстве с количеством измерений больше трех, человек не способен. Но, для дальнейших рассуждений указанное обстоятельство не имеет значения, поскольку для достижения поставленной в данной работе цели, достаточно представлять оболочку будущего разума и сознания в виде сферы охватывающей ничто, с внешней стороны которой нечто (мозг). А также иметь в виду, что внешняя сторона оболочки, контактирует со всей поверхностью мозга, охватывая его.

Отметим, что процесс создание матерью копии оболочки, не является творческим процессом, поскольку ничего принципиально нового в созданной оболочке нет.

Созданная оболочка ничем не отличается от оболочки, существующей у матери в момент ее рождения. Процесс вынашивания и рождения ребенка, а в общем случае процесс размножения в природе, является ремеслом, а не творчеством.

Надеюсь, женщины на меня не сильно обидятся за подобные слова.

Чтобы что-то произошло дальше с созданной матерью оболочкой, необходим какой-то толчок, какое-то воздействие на оболочку. Поскольку внутри оболочки ничто, то и никаких воздействий с этой стороны быть не может.

Значит, воздействие должно быть с внешней стороны оболочки, со стороны соприкосновения с мозгом. И таким воздействием является ощущение из нечто, поступившее от уже работающих органов восприятия ощущений ребенка.

Не будем гадать, какое ощущение самое первое у ребенка после рождения. Скорее всего, ощущение света, поскольку этот канал наиболее быстродействующий, но может быть и ощущение шлепка по попке, может быть и ощущение холода. По сути это и не важно.

Это первое внешнее воздействие, подобно толчку или удару из нечто. В месте приложения толчка, от действия толчка, оболочка прогибается внутрь и уплотняет ничто.

Место уплотнения ничто становится первой точкой временности, было – не стало. Оболочка возвращается в прежнее положение и воздействует на окружающий ее мозг. Это воздействие воспринимается уже действующими в мозге другими формами, которые и формируют единственно доступную телу ребенка реакцию в нечто — крик.

Поскольку в месте толчка возникло уплотнение, то вокруг обязано одновременно возникнуть и разряжение, причем в той же самой точке временности.

Другими словами, если брать точку временности в целом, то в ней одновременно существует, и уплотнение, и разряжение, давая в сумме ноль или состояние до воздействия толчка.

После прекращения действия толчка, уплотнение приходит в движение по линии действия толчка, в сторону разряжения и по направлению к оболочке.

Сказанное выше, достаточно хорошо поясняет следующий пример. Представим себе толстый кусок мягкой резины.

Если пальцем нажать на поверхность в любой точке, то поверхность прогнется, в месте нажатия резина уплотнится, а вокруг места нажатия расширится.

Теперь уберем палец, уплотненная поверхность начнет разжиматься, а расширенная сжиматься. То есть, точка приложения нажатия придет в движение.

Аналогичный процесс происходит и на поверхности ничто охваченного оболочкой. Причем, движется не само ничто, поскольку там двигаться нечему, а уплотнение, как бы постоянно «догоняя» разряжение.

Точка уплотнения в ничто, это есть уже что, основная функция которого действовать в направлении разряжения, и это форма разума. Точка разряжения в ничто, тоже есть что, основная функция которого принимать уплотнение, и это форма пространства или сознание. Взаимодействие разума, пространства и движения в виде схемы показано на Рис. 1.

Рис. 1. Взаимодействие разума, пространства, движения

Разум порождает пространство, пространство порождает движение, а движение обеспечивает существование разума. Появление формы пространства, проявляет разум, который становится «я», а сама форма пространства становится для разума «не я».

Двигаясь по линии, в сторону разряжения, вслед за распрямляющейся оболочкой, разум отражается от распрямившейся оболочки, точка отражения становится точкой второй временности. Линия движения разума от первой точки временности к второй, является уже формой одномерного пространства.

Количество движения, между точкой первой временности и текущей точкой движения разума по линии, или пройденное разумом расстояние, воспринимается движущимся разумом, как время. Разум находится в точке движения, а значит, для самого разума собственного движения нет.

Для разума, движется первая точка временности, постоянно отодвигаясь в прошлое, а сам разум находится в настоящем. Таким образом, времени как такового не существует, есть постоянное движение, которое разум заменил на условный параметр время, ибо наблюдать движение самого себя разум не может.

Движение разума в ничто абсолютно, поскольку вокруг нет ничего, что могло бы сделать движение разума относительным.

Отразившись от оболочки, движение разума — сознания продолжается, не смотря на отсутствие внешнего воздействия, поскольку нет сопротивления движению. Внутри оболочки ничто и сопротивляться просто нечему.

Движение продолжается, но уже не по линии, которая закончилась во второй точке временности, а во все стороны от нее, как от центра, по поверхности ничто. Прямолинейное движение сопровождается постоянным колебанием разума – сознания. Разум постоянно действует в направлении сознания, а сознание постоянно принимает эти действия.

Разум из точки становится линией окружности, а расширяющаяся плоскость окружности, плоскостью двухмерного пространства.

Поясним сказанное на примере. Представим поверхность воды в озере. Если бросить камень в воду, то в точке касания возникнет уплотнение воды, а вокруг уплотнения, разряжение.

После того как камень утонет, в точке касания возникнет движение уплотнения, сначала по линии в верх, а затем, после отражения от атмосферы, во все стороны плоскости поверхности воды в виде волн, которые представляют собой чередующиеся уплотнения и разряжения.

Если до броска камня, на поверхности воды не было ничего, то после броска появилась поверхность с движущимися во все стороны волнами. Из-за наличия сопротивления движению, движение волн на воде со временем прекратится. В ничто сопротивления движению нет, поэтому колебания и движение пары разум – сознание продолжается без затухания.

Расширение колеблющейся плоскости пространства, идет по всей внутренней поверхности сферы оболочки, каждое новое колебание первой точки временности рождает новою волну. Разум — сознание охватывает ничто полностью, образуя объем трехмерного пространства.

Одновременно, окружность разума и сознания сходятся в точке, которая становится третьей точкой временности, и из которой возможно одно единственное направление движения колебаний, в направлении расширения объема сознания и разума.

Разум — сознание начинают расширяться по четвертому измерению, которое разум осознает не как собственное движение, а как движение времени от первой точки временности. Представить образуемую форму в виде статического образа невозможно, поскольку разум человека мыслит только в трехмерном пространстве.

Хотя, с позиции наблюдателя находящегося в четвертом измерении, полученная форма имеет некий, нам не ведомый, статический образ.

В точке третьей временности, заканчивается формирование двух базовых форм, разума и сознания, которые полностью охватили ничто внутри оболочки, причем форма сознания находится внутри формы разума.

Можно сказать, что уплотнение (гребень волы) образовал базовую форму разума, а разряжение (впадина волны) базовую форму сознания. Разум всегда смотрит на сознание «сверху».

Употребляя понятие базовая форма, как нечто статичное, надо помнить, что фактически статической формы не существует, есть постоянное движение волн уплотнение – разряжение, постоянное движение (расширение) объема разум — сознание в направлении четвертого измерения.

Но для упрощения понимания рассматриваемых вопросов условно принимаем, что формы сознания и разума статичны, пространство трехмерно и не движется, а движется время.

Отныне все ощущения будут попадать в сознание, где разум будет реализовывать свои функции, в процессе создания собственных форм в трехмерном пространстве и во времени. Причем, разум постоянно находится в одном месте, в настоящем времени, а двигаться (течь) будет время. Точка первой временности, точка рождения разума и сознания, будет постоянно отдаляться от разума, уходить в прошлое.

Любая точка на поверхности сознания может получать информацию и любая точка на поверхности разума может информацию отдавать, причем как в сознание, так и в нечто. Разум принимает решение не только, куда отдавать команды, в сознание или к другим формам в нечто, но и принимает решение, пропустить ощущения в сознание или нет.

Интересно отметить, что базовая функция разума отдавать и базовая функция сознания получать, лежащие в основе человека в целом, поразительным образом совпадают с представлениями об основе человека, известными из древних источников, как мужское и женское начало, как Янь и Инь. На рис.2 показаны сформировавшиеся базовые формы разума и сознания, и их взаимодействие.

Рис. 2. Базовые формы разума и сознания

В процессе создания базовых форм разума и сознания выявились три характерные точки, точки первой, второй и третьей временностей. Рассмотрим, как эти точки внешне проявляются у ребенка и что они означают для него.

Первая точка временности, является началом жизни разума в одномерном пространстве и внешне, как уже упоминали выше, проявляется криком ребенка.

Такое сознание способно получать ощущения, а разум способен формировать в сознании, на основе ощущений, только представления и отдавать команды в нечто молчать или кричать. Как не прискорбно, но в этот период разум ребенка линеен, очень несовершенен и подобен разуму червяка.

Червяк ведь тоже не имеет зрения, не умеет говорить и поэтому вся его жизнь проходит в одномерном пространстве, а все ощущения воспринимаются его разумом, как представления было — стало.

Вторая точка временности, является продолжением жизни разума, но уже в двухмерном пространстве. Разум получает возможность различать в сознании две точки находящиеся на разных линиях: тут и там. Иначе говоря, ребенок начинает видеть.

Форма двухмерного пространства позволяет разуму создавать в сознании, на основе поступающих ощущений из нечто, принципиально новые формы в виде образов.

Разум ребенка становится более совершенным и подобным разуму любого животного обладающего зрением.

Третья точка временности, является продолжением жизни разума в трехмерном пространстве. Имея трехмерное пространство, разум получает возможность различать направления поступающих ощущений, находящихся выше или ниже плоскости тут – там в объеме сознания.

Но, что бы это различие осознать и запомнить, разуму необходимо третью координату обозначить каким-либо словом. Иначе говоря, ребенок получает возможность начать говорить. С этого момента, разум ребенка начинает учиться творить принципиально новые формы, формы понятий.

Сначала разум ребенка создает новые для себя понятия, дублируя понятия, передаваемые ему словами от родителей. Разум учиться осознавать, запоминать и использовать слова – новые для себя формы. Учитсяговорить. По своему качеству, разум ребенка становится более совершенным, чем у любого существующего животного, и не отличается от разума взрослого человека.

Более того, в этом возрасте разум ребенка максимально творческий. Бесконечные вопросы «почему» и осознание ответов на них, по своей сути, являются творчеством разума ребенка, творением новых для него форм.

Создание более сложной формы в процессе творчества расширяет пространство, а расширенное пространство позволяет разуму создавать еще более сложные формы. Иначе говоря, за единицу времени, синхронизированного с другими людьми, разумом создаются все боле и более сложные формы.

Но расширение пространства, есть увеличение амплитуды колебания, а значит увеличение скорости действия разума в пространстве или скорости мышления. У взрослого человека подобное увеличение скорости мышления субъективно ощущается, как ускорение течения времени. Именно этим объясняется ощущение медленного течения времени в детстве и очень быстрого в зрелом возрасте.

На самом деле, время одно и то же, а увеличивается скорость мышления, как результат создания разумом все более и более сложных форм в сознании. Но скорость мышления может и уменьшаться, когда разум не создает новых, более сложных форм, что субъективно человеком ощущается, как замедление времени.

Субъективно радостные часы или часы увлечения любимым делом, пролетают совершенно незаметно, сжимаясь до минут, в то время как состояние скуки или тоски растягивает часы до вечности.

Если от условно принятой статичности пространства вернуться к реальной картине, то скорость распространения колебаний разум – сознание в ничто или скорость расширения трехмерного пространства, остается постоянной, увеличивается амплитуда этих колебаний.

Чем больше статической энергии ничто охватит сознание, тем больше этой энергии перейдет в кинетическую энергию разума, и тем глубже будет охват ничто в следующем процессе творчества.

По мере творения разумом все более и более сложных форм, по мере совершенствования разума, его кинетическая энергия будет более и более возрастать.

Подводя некий итог вышесказанному, отметим. В результате первоначального толчка и последующего движения пары уплотнение – разряжение, возникла базовая форма разума или «я», базовая форма пространства (сознания) или «не я», и началось взаимодействие «я» с «не я» или бытие разума. Начался процесс творения разумом собственных форм, или жизнь разума.

Источник: http://filosofia.ru/76496/

Ссылка на основную публикацию