Реагирование на неподготовленные вопросы — психология

Бессознательные реакции людей

Мы не всегда можем замечать характерное для многих людей поведение, которое является их реакцией на действия окружающих, или на ситуацию в целом.

Дело в том, что бессознательная часть нашей жизни и следовательно бессознательное поведение с нашей стороны, занимает у многих из нас большую часть времени, а в ряде случаев, люди так живут всю жизнь. Поэтому для них в порядке вещей, наблюдать за аналогичным поведением со стороны других людей, ведь для них это обыденность, и они сами так себя ведут.

Таких подавляющее большинство, к счастью или к сожалению, сказать сложно, но в целом люди движимы только инстинктами, и редко задумываются над своим поведением и своими поступками в полной мере. Здесь конечно огромное значение имеет природное подражание, заключенное в нас.

Ведь с самого детства, ребенок чтобы чему-то научиться, просто подражает своим родителям, или тем, кто его окружает. Дело в том, что мы просто не знаем о том, как нам следует себя вести в той или иной ситуации, как реагировать на что-либо, что не выглядит столь очевидным.

Очевидная агрессия, вызывает страх или раздражение, с этим нам разобраться проще, но вот то, что является так называемым этикетом общения, природой в нас не заложено, это мы сами себе придумываем разного рода правила, которым необходимо следовать каждому члену общества.

В качестве примера мы можем рассмотреть с вами приветствие людей, ведь у разных народов, согласно их традициям, оно разное.

Вот протягивает вам человек руку, чтобы пожать вашу, и разве вы задумываетесь о том, что это значит? Пожалуй, что в подавляющем большинстве случаев, нет, вы просто реагируете согласно установке в вашей голове и жмете руку в ответ, если конечно не игнорируете человека.

Или скажем кто-то поднял руку и поприветствовал вас, вы не задумываясь сделали то же самое, просто инстинктивно, вы отзеркалили то, что увидели. Одно дело, когда вы знаете значение того или иного жеста, и реагируете хоть и инстинктивно, но все же понимая более или менее что вы делаете. Но как ведут себя люди, когда не знают значение того, что им показывают?

Здесь все делится на агрессивную и дружелюбную часть, вы либо видите опасность, либо нет. Агрессивные действия, могут вызвать у вас самые разные реакции, но так или иначе, все они будут защитными. Дружелюбное отношение в вашу сторону, соответственно предрасположит вас к человеку.

К чему я клоню, так это все к той же не осознанной реакции с нашей стороны, именно тогда, когда мы не знаем четкого определения поведения в отношении к нам со стороны других людей. На этом очень часто играют те, кто все это понимает, они втираются к нам в доверие, читают нас как открытую книгу, и манипулируют нашим поведением.

Понимать это начинаешь только тогда, когда видишь тот негативный или просто проигрышный для себя результат. К примеру, вы хотите знать, как к вам относится человек, которого вы более или менее знаете, и для этого вы делаете неожиданно следующую вещь.

Вы приветствуете этого человека, улыбаетесь ему или просто поднимаете руку в знак приветствия, или даже лезете обниматься.

Самое главное сделать это неожиданно, чтобы человек отреагировал моментально, не задумываясь, тем самым вы сможете увидеть его искреннее к вам отношение, без всяких масок. Если человек к вам относится хорошо, он отреагирует позитивно, вы просто должны заметить эту реакцию в первые, секунды вашей активности.

Если вам улыбнулись, или в глазах вы увидели радость, или вам в ответ подняли руку, в общем, любая позитивная реакция в первые, секунды, будет искренней, ибо она инстинктивна и отражает то, кем вы являетесь для этого человека согласно его установке.

Дальнейшее поведения и слова уже не имеют особого значения, поскольку они уже могут быть более или менее осознанными, и просто отражать интерес этого человека в отношении вас, какие-то задумки и прочее, в общем, все, что требует актерского мастерства. Так что эффект неожиданности и пристальное внимание с вашей стороны на те самые первые реакции человека, покажут вам правду.

Еще лучше делать это, когда человек суетится, его мысли разбросаны, внимание рассеяно, и он просто не концентрируется ни на чем конкретном, все его реакции в таком случае, инстинктивные, отражающие его реальные установки в голове.

Вот на таких вот бессознательных реакциях, играют разного рода мошенники, на нее рассчитана реклама и активные продажи, все, что застает вас врасплох и не дает вам думать, воздействует на ваши инстинкты и бессознательное поведение с вашей стороны.

А все потому, что бессознательная часть жизни, преобладает над сознательной, и мы все равно будем вести себя инстинктивно в большинстве случаев. Даже такие люди как я, которые прекрасно понимают природу всех своих действий, реакций, мыслей, желаний и прочих проявлений своего поведения, часто делаем все инстинктивно.

Здесь дело не в знаниях и уме, а в скорости мышления, которая должна быть просто огромной, чтобы задумываться абсолютно над всем. Такой роскоши мы себе позволить не можем, во всяком случае я не знаю таких людей, может быть только Будда, согласно легендам, был настолько просвещенным, что полностью жил сознательной деятельностью.

Лично я таких людей не встречал и о себе не могу сказать такого, ведь очень многие вещи в своей жизни, я делаю инстинктивно, просто реагируя на них.

Конечно для меня как для человека знающего психологию, процент бессознательного поведения намного ниже, чем у простого человека, который не задумывается о природе своего поведения, а просто реагирует на все, согласно своим установкам.

Так что по большей части наше мышление носит программируемый характер, и когда приходит время принимать решение быстро, долго не задумываясь над ним, мы подставляем готовый ответ и выдаем соответствующую реакцию.

И раз уж, наша скорость мышления не дает нам возможности все тщательно обдумывать, надо по крайне мере запасаться правильными ответами, на возможные вопросы, и реагировать адекватно ситуации.

Это как у боксера, у которого в голове есть набор адекватных реакций, на действие соперника, думать боксер не может, это слишком долго, в основном он действует инстинктивно, просто выдает определенную реакцию, это быстрее и следовательно надежнее в таком виде спорта как бокс.

Но наша жизнь требует от нас того же, она тоже заставляет нас реагировать чаще, чем думать, дабы мы не столько верно, сколько своевременно приняли правильное решение.

И все же скорость своего мышления повышать можно и нужно, это дает значительное преимущество в этой жизни, делая ее более осознанной, благодаря чему мы чаще можем принимать правильные решения и реже ошибаться.

Но о способах повышения скорости своего мышления и повышения его качества как такового, я напишу в своих последующих статьях, ибо в двух словах для большинства людей, этот вопрос не изложишь.

Источник: https://psichel.ru/bessoznatelnye-reakcii-lyudej/

Как подготовиться к психологическому тесту в 2018 году

Инструкция

Один из наиболее часто встречающихся видов тестов – личностные. Они ставят целью изучить привычки, эмоции, характер человека, а также потребности и цели, которые он перед собой ставит. Старайтесь не особо задумываться над ответами, лучше написать первое, что приходит в голову, чем обдумывать ответ по полчаса, так как это всегда происходит негативное впечатление, как будто вы пытаетесь что-то скрыть. Будьте уверены в себе и не старайтесь показать, что вы лучше, чем на самом деле.

На такие вопросы, правдивые ответы на которые могут вас скомпрометировать, например «Вы опаздывали на важные деловые встречи?», «Бывало ли, что вы передаете слухи или сплетни?» лучше ответить, что редко, но бывало, чем полностью отрицать все, если только вы не относитесь к числу тех, кто и правда никогда так не делал. Если по результатам теста получится, что вы не имеете недостатков, всегда и все делаете правильно, то у работодателя возникнет подозрение, что вы притворяетесь, отвечая на вопросы неискренне.

Следите за похожими вопросами. Случается, что один и тот же вопрос задается два раза, но меняется формулировка. Отвечайте одинаково. Это делается с целью проверить вас.

Перед тем, как отправиться на собеседование, поразмышляйте на тему того, что трудоустройство – это двусторонний контракт. Не только вас выбирают, но и вы тоже. Это должно быть взаимовыгодное сотрудничество.

Вы – одна из сторон, и обе они равноправны. Если вы нервничаете, то вряд ли сможете правильно ответить на вопросы психологического теста.

Постарайтесь осознать, что собеседование важно и принимающей компании тоже, а вам нет нужды нервничать.

Соберите информацию о той компании, в которую направляетесь. Это даст вам уверенность в себе, позволит чувствовать себя свободнее во время психологического теста. Вероятно, вы поймете, как правильно отвечать на некоторые вопросы.

Не забудьте не только ознакомиться с официальным сайтом компании, но также просмотреть и отзывы бывших сотрудников, узнать о репутации фирмы.

Обязательно найдите в интернете варианты психологических тестов. Ответьте себе на вопросы, которые в них задаются.

Все тесты немного различаются, но главные их пункты всегда одинаковы, хоть и сформулированы в каждом варианте по-своему. Вы должны иметь четкую позицию и суметь правильно ее высказать, в этом ключ к успеху на психологическом тестировании.

Не забудьте и про такие факты из своей биографии, про которые вы хотели бы умолчать. Четко определите их для себя, обдумайте то, чего не будете касаться вообще, чтобы не «поскользнуться» на некоторых вопросах.

Не жалуйтесь на прежнюю работу, свою жизнь и ее неустроенность — это никогда не является плюсом.

Проверка знаний с помощью теста — часто используемый способ в любых учебных заведениях. Тест представляет собой список из вопросов закрытого и открытого типа.

В закрытых необходимо выбрать ответ из представленных вариантов, а в открытых ответить на вопрос своими словами. Когда в части вопросов можно просто угадать правильный ответ, кажется, что подготовка не так уж и важна.

Только процент успеха в таком случае крайне мал, поэтому важно хорошо подготовиться к тесту.

Вам понадобится

  • 1. Образец теста (если есть)
  • 2. Учебные материалы по используемым в заданиях темам.

Инструкция

В первую очередь постарайтесь узнать чего ждать от теста, какие примерно там будут задания. Если вам доступны образцы теста (как, например, при сдаче ЕГЭ), необходимо этим воспользоваться и ежедневно тренироваться.Не оставляйте все на самый последний момент.

Если будете постоянно готовиться к тесту, вы наверняка улучшите свои знания. Для этого составьте план на каждый день, чтобы правильно распределять свое время.Делайте небольшие перерывы во время учебы. В промежутках можно дать себе небольшую физическую нагрузку. Мозг лучше всего работает, когда умственный труд сменяется физическим.

Прогуляйтесь, побегайте, поиграйте в баскетбол, попинайте мяч — помимо стимуляции умственной деятельности, это снимет стресс.Отдых и контроль над волнением — одни из главных составляющих успеха при подготовке к тесту. Часто ошибки совершаются только из-за стресса, который мешает сконцентрироваться и собраться.

Чтобы быть отдохнувшим и расслабленным, соблюдайте составленный режим и старайтесь высыпаться.

Обратите внимание

Не пытайтесь «вызубрить» материал. Главное — это понять смысл изучаемой информации.

Полезный совет

Устройте себе небольшой праздник, если успешно сдадите тест. Подобные мелочи поднимают мотивацию к дальнейшему росту.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-81375-kak-podgotovitsya-k-psihologicheskomu-testu

Как реагировать на неприятные и бестактные вопросы?

Каждому из нас время от времени приходится слышать по своему адресу неприятные или бестактные вопросы. Иногда люди создают неловкое положение по наивности, без намерения задеть.

Читайте также:  Классификация воображение-ограничения - психология

Но есть и специально подготовленные вопросы, цель которых — уязвить вас, низвергнуть с пьедестала, проверить на вшивость, указать на место, унасекомить и прибить.

Вы можете продолжать верить, что мир исключительно доброжелателен, но это не означает, что вы обязаны быть беспомощными. Поэтому, с вашего позволения, предлагаю несколько рекомендаций.

Самое главное, что вы должны знать о вопросах: в психологическом смысле, любой вопрос — это скрытое внушение

Почему вопрос — это внушение?

Потому что вопрос перенаправляет ваше внимание и жёстко фокусирует его на определенной теме.

«Вы любите мороженое?» — О чём бы вы ни думали только что — хотите ли вы или нет — а в вашем воображении тут же возникло мороженое.

«Вы умеете менять памперсы?» — Даже если вы не знаете, что такое памперсы — вы начинаете думать о памперсах. Даже если до этого момента вы никогда о них не думали — я заставила вас думать о памперсах посредством простого невинного вопроса.

Фокусировка и фиксация внимания человека на объектах, темах, идеях — это и есть цель любого внушения. Что значит загипнотизировать человека? — Овладеть его вниманием и не выпускать это внимание из-под своего контроля до тех пор, пока не будет достигнута цель.

Запомните: вопрос всегда очень императивен (повелителен), несмотря на внешнюю невинность формулировки

Императивность вопроса — повеление, скрытое в нём — усиливается ещё и тем, что нам с детства внушают: «Отвечай, когда тебя спрашивают!» Эта инструкция так глубоко записывается в бессознательное, что людям даже в голову не приходит пересмотреть её с позиции взрослого зрелого человека.

Почему вопрос — это не прямое, а скрытое внушение

Сравните свои реакции в двух случаях.

1. «Думай о мороженом!» — Что в ответ на эту команду появляется в вашей голове? «Не хочу думать о мороженом!» «С чего это вдруг — о мороженом?» «Да пошёл ты!» Мороженое появляется в вашей голове в последнюю очередь.

2. «Вы любите мороженое?» — И вот вы уже перебираете в воображении разные сорта, как вы к ним относитесь, в какую погоду всё-таки можете съесть мороженое — даже если равнодушны к нему и т. п. Вы не сопротивляетесь вопросу. Так что, если я захочу наверняка заставить вас думать о мороженом,  а не стану давать команду — я задам вам вопрос.

Команда — это прямое внушение, а вопрос — это упаковка для команды. Сахарная оболочка для горькой пилюли.

Если вы не больны, не принимайте пилюль. Не поддавайтесь вопросам.

Помните, что когда вам задают вопрос — только  ВЫ решаете, отвечать на него или нет

Как правильно не отвечать на вопрос

Предлагаю для вашей психологической копилки поведений несколько способов не отвечать на вопрос.

1. Игнорируйте. «Я тебя не слышал!»

Я где-то читала, что когда индейскому вождю вождь враждебного племени говорил обидные слова — тот молча, не перебивая, слушал.

Противник, наконец, замолкал — и тогда вождь приближался к нему, вперивался взглядом в его лицо и держал долгую паузу.

Выдержав паузу, продолжая смотреть оппоненту прямо в глаза, индейский вождь произносил с достоинством: «Я тебя не слышал!» После чего величаво удалялся (а, может, наоборот, откапывал топор войны).

Чтобы игнорировать неприятный вопрос, внутренне настраивайтесь как индейский вождь. А внешне ведите себя так, будто на самом деле вам никто ничего не сказал. Не меняйте своей темы, поведения, выражения лица. Продолжайте своё как ни в чём не бывало. Пропускайте мимо ушей.

Единственная подготовка, которая вам потребуется — приготовьтесь эпизодически быть «чудовищно невежливыми».

2. Абсурд

Отвечайте невозмутимо:

Я тоже рада, что у тебя всё хорошо.

И это всё, что ты можешь сделать для меня сегодня?

Вижу, ты ещё не всё про меня понял!

Нет, давай, ты первый рассказывай!

Ты напомнил мне одну историю… Дальше расскажите любую историю или анекдот.

Выход в метакоммуникацию

Обычно в коммуникации вы всегда держитесь заданной темы. Когда вы начинаете выражать своё отношение не к тому, о чём идёт речь (тема), а к тому, как происходит коммуникация — то это уже не коммуникация, а коммуникация по поводу коммуникации.

Вы выходите за рамки заданной темы, хотя для неопытного человека это незаметно — ему кажется, что речь всё о том же. Коммуникация по поводу коммуникации называется метакоммуникацией («за пределами коммуникации»).

Когда вы выходите в метакоммуникацию — в психологическом смысле, вы начинаете контролировать коммуникацию.

Все хорошо обученные коммуникации люди — специалисты, а также «вершители судеб» разного ранга — виртуозно владеют приёмами метакоммуникации и часто их используют.

Все следующие ниже приёмы — это разновидности метакоммуникации.

Итак:

«Вы любите мороженое?»

«Вы умеете менять памперсы?»

3. Отвечайте вопросом на вопрос

С какой целью интересуетесь?

А что?

А что такое?

После вашего вопроса обязательна пауза, которая длится вечно.

4. Высказывайте своё отношение к вопросу, оценивайте вопрос

Хороший вопрос!

Какой тонкий вопрос! В двух словах и не ответишь!

Следующим вопросом я хотела бы услышать что-нибудь не банальное.

Ты бы ещё спросил, какие оценки я сегодня получила!

Признаюсь, вы меня удивили своим вопросом.

Меня ещё никто об этом не спрашивал, ты — первый!

Ну спросил — так спросил!

Ты бы ещё спросил — в чём смысл жизни!

Как раз в этом месте разговора я предпочитаю слышать: «Нет, ты всё-таки чертовски хороша!»

5. Высказывайте своё отношение к вопрошающему

Только ты мог задать такой вопрос!

Я вижу — к нашей встрече ты подготовился на твёрдую тройку.

Я уверена, это спрашивает твоя молодость, а не глупость.

Какой всё-таки пытливый у тебя ум!

Я уверена, вы очень расстроены. Просто успокойтесь.

Ты не выспался?

У тебя давно не было хорошего секса!

Только ненормальный вроде тебя мог до такого додуматься!

В вашем возрасте многое кажется безнадёжным.

Вам не надо так волноваться. Всё будет хорошо.

6. Реагируйте исключительно невербально

Без слов — только мимикой, жестами, позой, междометиями выразите:

шок, удивление, недоумение, страх, праведный гнев, сомнение в умственных способностях оппонента, осуждение.

Захохочите весело и открыто. (Только не надо смущённо похохатывать.)

Шарахнитесь в сторону с широко раскрытыми глазами, уставившись на вопрошающего.

Упадите на пол, дрыгая ногами и хватаясь за живот. Пусть понервничают.

Упадите на пол без движения и дыхания. Пусть понервничают.

И конечно же, не забывайте об ослепительной, обворожительной, милой улыбке. молчите! молчите! молчите!

Репетиция — родная мама вашего успеха

Repetitio est mater studiorum

Репетируйте эти рутинные приёмы и фразы так, чтобы знать их как своё имя и фамилию. Это должно дойти до полного автоматизма и бессознательно отскакивать от зубов в нужных ситуациях — с выработанной интонацией и мимикой.

Внимание! Язвительность не нужна. Это показывает вашу уязвимость. Лучше — невозмутимость, спокойствие, открытость, детская непосредственность, расслабленность. Расфокусированный взгляд. В конце концов, такие вопросы для вас — не сюрприз, так к чему же теряться?

Вы не можете управлять поведением окружающих. Но вы можете управлять своими реакциями на их поведение. Расширяйте репертуар своих реакций, и это доставит вам удовольствие. Только личное всегда имеет смысл.

Заказывайте семинары-тренинги Психологического ателье ЗДЕСЬ

Источник: http://www.olgaorlova.lv/2011/01/kak_reagirovatj_na_voprosy/

Психологические тесты при приеме на работу с ответами онлайн

Современные условия труда, производительность и качество выполняемой работы, все больше требуют от соискателей соответствующей работоспособности, личных, психологических и деловых качеств. Для этого многие серьезные организации используют тестирование при приеме на работу, особенно в такие ведомства как ФСБ, МВД, РЖД.., банки, в том числе Сбербанк.., а также в большие корпорации.

Тесты при приеме на работу проводятся и для бухгалтеров, и для менеджеров, для полицейских и пожарных, для летчиков и машинистов, и для юристов, и даже для продавцов-консультантов…

На этой странице психоаналитического сайта http://Психоаналитик-Матвеев.РФ вы сможете бесплатно и онлайн пройти психологические тесты, используемые при приеме на работу в различные ведомства и организации онлайн и бесплатно.

Однако имейте ввиду, что здесь представлены примеры тестов, применяемых при устройстве на работу, т.к.

каждый работодатель может использовать свое тестирование, в зависимости от необходимых личностных, психических, эмоциональных, моральных и деловых качеств соискателя на конкретную должность или профессию, в конкретном предприятии или учреждении.
(Большие корпорации используют тесты SHL, Talent Q, Ontardent, Exect)

Какие психологические тесты при приеме на работу проходят соискатели

Примеры основных психологических тестов, используемых при приеме на работу в различных ведомствах, организациях и на предприятиях, таких как ФСБ, МВД, МЧС…, Банки (Сбербанк), торговля…, тестирование на должности менеджера, главного бухгалтера, полицейского, пожарного, спасателя, торгового работника (продавца-консультанта), юриста…и т.д. (тест на выбор профессии)

Психологические тесты

Общие психологические тесты при устройстве на работу используют не так часто, как специализированные для тех или иных профессий.
Однако результаты тестов на скорость протекания нервных процессов (темперамент), акцентуацию характера, память, внимание и внимательность, могут заинтересовать некоторых работодателей.

Вербальные тесты

Вербальный тест при приеме на работу — основа проводимого собеседования с соискателем на должность и профессию, где необходимы вербальные (речевые) способности соискателя.

Математические тесты

В некоторых корпорациях при приеме на работу используют математические тесты для определения аналитических способностей соискателя.

  • Тест на математические способности
  • Аналитический склад ума

Числовые тесты

На некоторые должности, например бухгалтер, работодатели используют числовые тесты при приеме на работу.

Логические тесты

Логические тесты при устройстве на работу дают информацию работодателю о способностях соискателя находить правильные решения в незнакомых ситуациях.
Тест на логическое мышление

Тест на логику

Эмоциональные тесты

Эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость — необходимые показатели аттестации — тестов при приеме на работу и последующей переаттестации — соискателей и действующих работников на должностях, где нужно работать с людьми, в опасных, чрезвычайных и стрессогенных ситуациях (например, полиция, МЧС, торговля…)

Личностные тесты

Основным, широко используемым личностным тестом при приеме на работу является тест СМИЛ (Стандартизированный Многофакторный Метод Исследования Личности) — он же Миннесотский Многомерный Личностный Опросник (MMPI) и его сокращенный вариант MMPI Мини-Мульт

Интеллектуальные тесты

Уровень, коэффициент интеллекта (IQ) соискателя — зачастую является важнейшим показателем тестирования при устройстве на работу, где необходимы интеллектуальные способности будущего работника.

Творческие тесты

Во многих современных организациях требуются креативные, творческие люди, у которых иногда должны быть организаторские и даже предпринимательские способности, поэтому при приеме на работу используют и творческие тесты.

Смотрите все психологические тесты сайта http://Психоаналитик-Матвеев.РФ

Общий список психологических тестов при приеме на работу будет расширен — добавьте сайт в закладки и заходите чаще…

Консультация психоаналитика перед устройством на работу (платно)

Психологические тренинги для каждого индивидуально

Самогипноз для настройки себя на устройство на работу и прохождение тестирования.

Психотренинг для снятия стресса перед собеседованием и прохождением тестов при устройстве на работу

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/testy-detyam/testy-na-rabotu/

Психологи Санкт-Петербурга

Как известно, успешное прохождение собеседования и последующий прием на работу зависят не только от наличия у кандидата нужного опыта, навыков и знаний. Соответствие соискателя вакансии по формальным признакам определяется еще на этапе просмотра резюме.

Дальнейший отбор гораздо сложнее — ведь работодателю важно знать, подходит ли кандидат на конкретную должность и годится ли для работы в данной компании, сумеет ли он вписаться в коллектив, близки ли ему корпоративные ценности и т.п. Некоторые работодатели пытаются выяснить эти соответствия на самом первом собеседовании в кадровой службе.

Читайте также:  Происхождение ритуалов - психология

Но HR-специалисты в большинстве случаев владеют психологическими приемами оценки кандидата весьма поверхностно. Всегда есть риск, что HR-менеджеры пропустят «не того» кандидата, руководствуясь личной симпатией или желанием побыстрее закрыть вакансию.

Поэтому компании, которые не могут позволить себе идти на такой риск, к примеру, солидные финансовые организации, сотрудники которых имеют доступ к коммерческой тайне, держат в штате специалиста-психолога. А сложно ли пройти собеседование с психологом? В какой форме оно проводится, и на что направлено?

Стандартное интервью с психологом может быть двух видов: в форме беседы и психологических тестов. Интервьюеры могут применять одну из этих практик или обе сразу. Бывает, что соискателям приходится подождать некоторое время, пока психолог не подведет итоги тестирования и не позовет кандидата побеседовать по результатам. Рассмотрим средства из арсенала психолога подробнее.

Психологические тесты

Набор тестов у каждого психолога индивидуален. Разумеется, кандидату не предлагается весь набор сразу — комбинация тестов зависит от должности, на которую претендует соискатель, и тех компетенций, которыми должен обладать специалист на данной позиции.

Личностные

Как следует из названия, данный вид тестов призван выявить определенные свойства личности — такие, как коммуникабельность, лидерские качества,стрессоустойчивость. Оцениваться может и какое-то конкретное качество, и ряд этих качеств. Тесты представляют собой словесный опросник с разными вариантами ответов.

Обычно состоят из множества вопросов. Ряд тестов предполагает только ответы «Да» и «Нет», в то время как другие тесты предусматривают выбор из множества вариантов.

Вот пример из теста Кеттелла: «Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем приходится Александр по отношению к отцу Марии?» Варианты ответов: двоюродным дядей, племянником, дядей.

В тесте Кеттелла оценка ведется по нескольким шкалам, таким, как общительность-замкнутость, доверчивость-подозрительность, импульсивность-самоконтроль и т. д.

Популярен также тест Айзенка — 57 вопросов на искренность, интроверсию и нейротизм. Примеры вопросов: «Бывает ли когда-нибудь, что разозлившись, Вы выходите из себя?» «Вы любите часто бывать в компании?» «Бывают ли у Вас часто такие мысли, за которые Вам было бы стыдно?»

Излюбленным испытанием у психологов, увлекающихся идеями Карла Юнга о типологии личности является основанный на этой теории тест Майерс-Бриггсили MBTI (Myers-Briggs Type Indicator).

В MBTI любой опрашиваемый может быть отнесен по совокупности его характеристик к тому или иному типу личности.

Оценка ведется по шкалам: ориентация сознания (экстраверсия — интроверсия), способ ориентировки в ситуации (сенсорика — интуиция), основа принятия решений (рациональность — иррациональность), способ подготовки решений (этика — логика).

В итоге получается один из 16 типов личности, каждому из которых соответствует своя манера поведения и свои особенности характера. Противники юнгианской теории типов личности говорят, что деление весьма условно и не всегда отражает реальную суть вещей. Однако тест Майерс-Бриггс пользуется успехом не только у психологов, но и у HR-менеджеров.

Опытные психологи знают, что результаты испытаний могут быть искажены, поскольку от волнения человек способен выбрать совсем не те варианты ответов, которые он бы выбрал, находясь в своем обычном состоянии. Потому, если тестируются определенные качества, грамотные интервьюеры стараются подобрать опросники таким образом, чтобы эти качества пересекались.

Проективные

По сути представляют собой подвид личностных тестов, но иногда выделяются в отдельную категорию.

Проективные тесты работают по методу ассоциаций:кандидату предлагается перенести собственные переживания и намерения на какой-нибудь предмет или животное, которые нужно нарисовать, описать и так далее.

На уровне подсознания кандидат расставит акценты в соответствии со своими приоритетами, а проблемы, о которых соискатель предпочел бы умолчать на простом интервью, вырвутся наружу через проективные тесты. Пример: тест «Несуществующее животное».

В нем предлагается нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. По мнению психологов, животное отражает внутренний мир человека — если на рисунке острые углы, человек агрессивен, а если животное состоит из приятных округлостей — кандидат по характеру добродушный и уживчивый.

В тесте Люшера нужно последовательно выбирать наиболее приятные цвета. Тест состоит из восьми карточек. Основное правило: не выбирать вначале черный, коричневый и серый. В тесте Розенцвейга нужно сделать подписи к картинкам, иллюстрирующим жизненные ситуации.

Предлагается, допустим, дать ответ на реплику обрызгавшего вас водителя или жены, которая обвиняет вас в том, что вы разбили любимую мамину вазу. В тесте «Дом-дерево-человек» просят последовательно изобразить три предмета из названия.

Тест позволяет выявить целый спектр свойств: наличие или отсутствие внутреннего конфликта, открытость или замкнутость, отношение к окружающим, отношения в семье и т. д.

Большим недостатком этой категории тестов с точки зрения психолога является то, что подробную расшифровку тестов можно найти в Интернете. Там же можно и потренироваться в прохождении, чем с успехом пользуются продвинутые кандидаты. Так, одна из читательниц «Планеты HR» поделилась с нами собственным опытом.

Прежде, чем посетить психолога, она тщательно подготовилась: просмотрела в Интернете примеры возможных тестов. И не просчиталась — когда психолог предложил ей нарисовать несуществующее животное, девушка охотно изобразила милое пушистое желтое создание, похожее на покемона.

Психолог остался вполне удовлетворен результатами теста, и соискательницу взяли на работу.

Профессиональные

Призваны выявить соответствие кандидата должности, на которую он претендует. Проверяется знание профессиональных терминов, наличие теоретической базы и практических навыков.

Так, например, один из профессиональных тестов для педагогов состоит из описания ситуаций, которые могут случиться на уроке. Задача интервьюируемого — адекватно отреагировать на действия учеников.

Другой пример: в тесте для PR-менеджеров нужно выбрать из списка правильные определения для терминов «медиа-кит», «джинса», «SWOT-анализ», «пресс-релиз» и др.

Весьма любопытен общий тест для управленцев под названием «Папка руководителя». Кандидатам предлагается представить себя в роли директора завода, который спешно назначен на должность взамен своего предшественника и еще не успел войти в курс дел.

На рабочем месте прежнего главы была найдена папка со служебными записками, в которых специалисты и деловые партнеры завода просят оказать помощь в решении самых разнообразных вопросов.

За полтора часа нужно правильно расставить приоритеты в работе и, учитывая полученную информацию, составить дальнейший план того, как «разрулить» ситуацию.

Интеллектуальные

Название категории говорит само за себя. Самые популярные тесты этой разновидности — на IQ. Состоят из множества математических и логических задач. Например, найти числовую закономерность, понять, какой рисунок должен идти в строке следующим и т. д. Принцип решения тестов — дать максимальное число правильных ответов за определенный промежуток времени.

Недостатком подобных тестов является то, что полученный показатель IQ весьма условно относится к интеллектуальным возможностям конкретного соискателя и скорее свидетельствует об его умении решать определенный вид математических и логических задач. Как показывает практика, некоторые творческие люди могут обладать достаточно низким IQ.

Беседа

Интервью в форме беседы тоже предполагает оценку необходимых будущему сотруднику компетенций, а также позволяет выявить другие важные для работы в компании вещи — например, склонность кандидата ко лжи, его жизненные приоритеты и др.

Соискателю задают обыденные и часто ожидаемые вопросы: «Почему вы ушли с предыдущего места работы?», «Расскажите о своих недостатках», «Почему вы хотите работать именно в нашей компании?» и так далее. Подготовленный кандидат старается давать на них так называемые «социально желательные» ответы и выдает заранее запрограммированные варианты.

В вопросе о недостатках таким может стать ответ: «Мой основной недостаток — это трудоголизм, я могу заработаться и совершенно забыть о времени». К таким версиям психологи (как, впрочем, и рекрутеры) давно привыкли и не обращают на них особого внимания. Видя благожелательную или нейтральную реакцию психолога кандидат может расслабиться.

Однако через какое-товремя интервьюер может вернуться к теме, не просто задав вопрос другими словами, а заставив вспомнить конкретную ситуацию. К примеру, задав вопрос: «Расскажите, как вы справились с конкретной проблемой в работе?».

Неподготовленный кандидат начинает импровизировать и выдает себя — речевыми оговорками, паузами в рассказе, неверно построенными фразами и т. п.

В отличие от психологических тестов, которые легко подделать, обмануть опытного психолога в личной беседе довольно сложно.

Если кандидат решился на небольшую ложь — к примеру, о причинах ухода с предыдущего места работы, и настолько хорошо ее отрепетировал, что готов рассказать историю с любого места и в любом ключе, и здесь психолог может выявить неправду, поскольку кандидата выдает как раз нарочитая гладкость, «заученность» ответа.

Хотя результаты психологического тестирования по закону не могут являться основанием для отказа при приеме на работу, многие работодатели стараются учитывать мнение психолога и не брать на работу «нерелевантных» кандидатов.

И это лишний повод задуматься перед тем, как вступить на долгий и тернистый путь многоступенчатого собеседования, действительно ли вы хотите работать именно в этой компании или действуете на удачу? Если вы выбрали последнее, то помните — время ценно, в том числе и чужое.

А если ответ «Да, хочу» — тогда удачи вам на интервью!

Источник: ТвойПсихолог.ру

Источник: http://spb-psychology.ru/index.php/psychology-in-business/209-sobesedovanie-s-psikhologom-pri-trudoustrojstve

Личностные качества психолога-консультанта, влияющие на его некомпетентность

Инcтpyмeнтoм в paбoтe пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa являeтcя нe тoлькo oпpeдeлённый мeтoд вoздeйcтвия, тeopeтичecкиe знaния в oблacти кoнcyльтиpoвaния, нo и caмa личнocть пcихoлoгa.

Личнocтныe кaчecтвa кoнcyльтaнтa являютcя cтoль жe (или дaжe бoлee) вaжными, кaк и cпeциaльныe знaния, yмeния, нaвыки  [5,41].

Еcли кoнcyльтaнты нe paзoбpaлиcь в cвoих (и cвoих клиeнтoв) личнocтных цeннocтях, плoхo пpeдcтaвляют cвoю этичecкyю и юpидичecкyю oтвeтcтвeннocть, oни мoгyт нaнecти вpeд cвoим клиeнтaм, нecмoтpя нa caмыe блaгиe нaмepeния [5, 58 ].

B cвязи c этим, aктyaльным являeтcя  изyчeниe кaчecтв личнocти, кoтopыe oтpaжaют  нeкoмпeтeнтнocть пcихoлoгoв.

Бyдyщиe пcихoлoги чacтo пocтyпaют в BУЗ c цeлью paзoбpaтьcя в cвoих тpyднocтях, a этo пpивoдит к дaльнeйшим пpoблeмaм в пpoфeccии.

Чacть cтyдeнтoв, кoтopых пpивлeкaeт пpoфeccия кoнcyльтaнтa кaк oкaзывaeтcя, caми имeют cepьёзныe личнocтныe и aдaптaциoнныe пpoблeмы [5,40 ]. Гaй (Guy, 1987) пpивoдит пpимepы нeздopoвoй мoтивиpoвки выбopa пpoфeccии кoнcyльтиpoвaния:

·        Эмoциoнaльнoe paccтpoйcтвo. Oтдeльныe люди мoгyт выбиpaть пpoфeccию кoнcyльтaнтa пoтoмy, чтo caми cтpaдaют oт нeзaлeчeннoй дyшeвнoй тpaвмы.

·        Пoдpaжaниe кoмy-либo. Люди, кoтopыe пpoживaют coбытия чyжoй жизни, a нe cвoeй coбcтвeннoй.

·        Oдинoчecтвo и изoлиpoвaннocть. Люди, нe имeющиe дpyзeй, мoгyт пытaтьcя нaйти их в пpaктикe кoнcyльтиpoвaния.

·        Жeлaниe влacти. Люди мoгyт пытaтьcя пpeoдoлeть oщyщeниe cтpaхa и бecпoмoщнocти в coбcтвeннoй жизни чepeз ocoзнaниe влacти нaд дpyгими.

·        Пoтpeбнocть в любви. Чeлoвeк мoжeт cтpaдaть нapциccизмoм и пpeтeнциoзнocтью и вepить, чтo вce пpoблeмы мoгyт быть peшeны c пoмoщью пpoявлeния любви и пpивязaннocти.

·        Зaмeщeниe нeдoвoльcтвa. У людeй мoжeт coхpaнятьcя нecнятoe чyвcтвo кpaйнeгo paздpaжeния, и oни мoгyт пытaтьcя дaть выхoд cвoим мыcлям и чyвcтвaм в дeвиaнтнoм пoвeдeнии cвoих клиeнтoв [5,40 ].

Oбoзнaчeнныe мoтивы, кaк пpaвилo, являютcя нeocoзнaнными y бyдyщих пcихoлoгoв, oднaкo, личнaя тepaпия влияeт нa  пpopaбaтывaниe кaчecтв, cнижaющих эффeктивнocть дeятeльнocти, чтo в дaльнeйшeм cнижaeт pиcк пpичинeния вpeдa клиeнтy.

Ho, в пpoгpaммaх oбyчeния в Poccии личнaя тepaпия кaк элeмeнт oбyчeния бyдyщих пcихoлoгoв или, тeм бoлee, пcихoтepaпeвтoв нe включeнa в их пpoфeccиoнaльнyю пoдгoтoвкy.

Пo нaшeмy мнeнию, этo являeтcя вaжным yпyщeниeм, пocкoлькy мнoгиe пcихoлoги пocлe oкoнчaния oбyчeния и пoлyчeния диплoмa cпeциaлиcтa (бaкaлaвpa, мaгиcтpa) нaчинaют пpaктикy в oблacти пcихoлoгичecкoгo кoнcyльтиpoвaния (пcихoтepaпии) [ 9, 194 ].

B зapyбeжнoй пcихoлoгии и пcихoтepaпии oпиcaнию личнocти cпeциaлиcтa пocвящeны мнoгиe иccлeдoвaния. Личнocть пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa paccмaтpивaeтcя пoчти вo вceх тeopeтичecких cиcтeмaх кaк вaжнeйшee и нeoбхoдимoe ycлoвиe пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти [8, 87].

Фocтep (Foster, 1996) и Гaй (Guy, 1987) paзpaбoтaли pяд пoзитивных фaктopoв, кoтopыe пoбyждaют чeлoвeкa выбиpaть пpoфeccию кoнcyльтaнтa и cпocoбcтвyют eгo пpoфeccиoнaльнoй пpигoднocти  [5, 41].

Читайте также:  Рецептор - психология

Oднaкo, этoт cпиcoк нe являeтcя oкoнчaтeльным.

Ha ocнoвaнии дaнных Фocтep (Foster, 1996) и Гaй (Guy, 1987) нaми  были paзpaбoтaны кaчecтвa, кoтopыe oтpaжaют низкий ypoвeнь пpoфeccиoнaлизмa пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa.

Тaблицa 1.

Пoзитивныe и нeгaтивныe фaктopы, oтpaжaющиe кaчecтвa личнocти пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa.

Пoзитивныe фaктopы              (Foster, 1996),(Guy, 1987)Heгaтивныe фaктopы
Любoзнaтeльнocть и пытливocть. Люди c тaкими кaчecтвaми cпocoбны пpoявлять ecтecтвeнный интepec к дpyгим.Бeзpaзличиe пo oтнoшeнию к oкpyжaющeмy миpy. Интepec к oкpyжaющим минимaлeн. Фopмaлизм. Peaкция игнopиpoвaния пepeживaний клиeнт.
Спocoбнocть выcлyшивaть. Умeниe иcпoльзoвaть cлyшaниe в кaчecтвe cтимyлиpyющeгo фaктopa.Hecфopмиpoвaннocть нaвыкoв aктивнoгo cлyшaния. Кoнcyльтaнт чacтo пepeбивaeт клиeнтa, зaтpyдняeт пpoцecc фopмyлиpoвaния и выpaжeния  пepeживaний клиeнтoв.
Лeгкocть в пoддepжaнии paзгoвopa. Спocoбнocть пoлyчaть yдoвoльcтвиe oт cлoвecнoгo oбмeнa.Тpyднocти в пoддepжaниe paзгoвopa. Oтcyтcтвиe yдoвoльcтвия oт вeдeния диaлoгa c клиeнтoм.
Эмпaтия и пoнимaниe. Умeниe пocтaвить ceбя нa мecтo дpyгoгo чeлoвeкa, дaжe чeлoвeкa пpoтивoпoлoжнoгo пoлa или пpинaдлeжaщeгo дpyгoй кyльтype.Hизкий ypoвeнь эмпaтии. Тpyднocти в пoнимaнии кapтины миpa дpyгoгo, пoнимaнии eгo чyвcтв, пepeживaний.
Эмoциoнaльнocть. Эмoциoнaльныe люди cвoбoднo пpoявляют paзнooбpaзныe чyвcтвa, oт гнeвa дo paдocти.Aлeкcитимия. Тpyднocти в выpaжeнии и пoнимaнии coбcтвeнных чyвcтв. Склoннocть к пoдaвлeнию и игнopиpoвaнию coбcтвeнных чyвcтв. B пpoявлeнии cвoeгo aффeктa peaгиpyeт cпoнтaннo. Oтcyтcтвиe cпocoбнocти к «кoнтeйниpoвaнию»  чyвcтв клиeнтa.
Интpocпeкция. Спocoбнocть видeть или чyвcтвoвaть cвoe внyтpeннee cocтoяниe.Hизкий ypoвeнь caмoнaблюдeния, caмopeфлeкcии. Чpeзмepнaя экcтpaвepтиpoвaннocть. 
Спocoбнocть к caмoпoжepтвoвaнию. Гoтoвнocть oтлoжить coбcтвeнныe дeлa, чтoбы выcлyшaть дpyгoгo или пoбecпoкoитьcя в пepвyю oчepeдь o пpoблeмaх дpyгих людeй.Эгoцeнтpизм, нapциccизм. Склoннocть cтaвить cвoи пoтpeбнocти вышe пoтpeбнocтeй дpyгoгo, игнopиpoвaниe пoтpeбнocтeй дpyгoгo чeлoвeкa.
Тoлepaнтнocть к близким oтнoшeниям. Спocoбнocть пoддepживaть эмoциoнaльнyю близocть.Стpaх эмoциoнaльнoй близocти. Hecпocoбнocть ycтaнaвливaть близкиe эмoциoнaльныe кoнтaкты.
Кoмфopт в oтнoшeниях c влacтью. Спocoбнocть пpизнaвaть влacть, coхpaняя oпpeдeлeннyю cтeпeнь нeзaвиcимocти.Спocoбнocть к дoминиpoвaнию, aвтopитapнocти, пoдaвлeнию дpyгoгo, пpoявлeнию влacти пo oтнoшeнию к клиeнтy. Тeндeнция к фopмиpoвaнию зaвиcимoгo пoвeдeния y клиeнтa (зaвиcимocть oт кoнcyльтaнтa).
Чyвcтвo юмopa. Умeниe вocпpинимaть нeoднoзнaчныe cтopoны жизнeнных coбытий и видeть cмeшнoe в них.Чyвcтвa coбcтвeннoй вaжнocти, гopдocть. Heгибкocть мышлeния, пeccимизм. Oтcyтcтвиe эмoциoнaльнoгo здopoвья. Haличиe пcихичecких paccтpoйcтв.

Heгaтивныe фaктopы, oтpaжaющиe кaчecтвa личнocти пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa,  пpивoдят к фopмиpoвaнию   диcфyнкциoнaльных    oтнoшeний c клиeнтoм, кoтopыe нe пoзвoляют пpopaбoтaть зaпpoc клиeнтa, a лишь ycиливaют  дeзaдaптaцию.

Baжным acпeктoм дeятeльнocти пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa являeтcя гoтoвнocть к тpyдy, чтo oтpaжaeт  oпpeдeлённый ypoвeнь coциaльнoй зpeлocти личнocти [7, 62]. Тoлькo зpeлaя личнocть, oблaдaющaя coциaльнoй oтвeтcтвeннocтью, мoжeт  пoмoчь peaлизoвaть pecypcы клиeнтa  в  oтнoшeниях c oкpyжaющими.

Тaким oбpaзoм, личнocтныe кaчecтвa пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa, oтpaжaющиe  низкий ypoвeнь пpoфeccиoнaлизмa,  являютcя cepьёзным зaтpyднeниeм в paбoтe. Пpeдyпpeждaющим фaктopoм нa пyти к фopмиpoвaнию нeквaлифициpoвaнных cпeциaлиcтoв  являeтcя пpoфeccиoнaльный oтбop бyдyщих cтyдeнтoв-пcихoлoгoв.

Спиcoк литepaтypы

1.                Бpюхoвa, H.Г. Пcихoлoгичecкиe ocoбeннocти личнocтнoгo paзвития пcихoлoгoв-кoнcyльтaнтoв //Meждyнapoдный нayчнo-иccлeдoвaтeльcкий жypнaл [Элeктpoнный pecypc]. – Peжим дocтyпa: http://research-journal.org/featured/psycology/psixologicheskie-osobenosti-lichnostnogo-razvitiya-psixologov-konsultantov/

2.                Бpюхoвa, H.Г. Bлияниe этики пcихoлoгичecкoгo кoнcyльтиpoвaния нa paзвитиe индивидyaльнoгo coзнaния yчacтникoв кoнcyльтaтивнoгo пpoцecca/H.Г.Бpюхoвa//Bызoвы эпoхи в acпeктe пcихoлoгичecкoй и пcихoтepaпeвтичecкoй нayки и пpaктики: Maтepиaлы V Meждyнapoднoй нayч.- пpaкт. кoнф., 15-16 aпpeля 2011 г./Кaзaн. фeд. yн-т. — Кaзaнь, 2011. — 520c.

3.                Bacилюк ,Ф. Е. Уpoвни пocтpoeния пepeживaния и мeтoды пcихoлoгичecкoи? пoмoщи /Ф.Е.Bacилюк // Boпpocы пcихoлoгии. –  1988. – №5. – С. 27–37.

4.                Гaзизoвa, P.P. Пpoфeccиoнaльнaя пoзиция пcихoлoгa пo oтнoшeнию к клиeнтy/P.P.Гaзилoвa//Hayчныe пpoблeмы гyмaнитapных иccлeдoвaний. – 2012. – № 4.  – С.110-115.

5.                Глэддинг, С. Пcихoлoгичecкoe кoнcyльтиpoвaниe /С.Глэддинг, –  4-e изд., – СПб.: Питep, 2002. – 736c.

6.                Дикaя, Л.Г. Сoциaльнaя пcихoлoгия  тpyдa: тeopия и пpaктикa / Л.Г.Дикaя, A.Л.Жypaвлeв. – M.: Инcтитyт пcихoлoгии PAH, 2010. – 488c.

7.                Кopaблинa, Е.П.  Ocoбeннocти пoдгoтoвки пcихoлoгa-кoнcyльтaнтa к пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти / Е.П.Кopaблинa//Becтник Пpaктичecкoй Пcихoлoгии Oбpaзoвaния. – 2007. –  № 4 (13). – С.61– 63.

8.                Maхнaч, A.B. Жизнeнный oпыт и выбop cпeциaлизaции в пcихoтepaпии /A.B.Maхнaч //Пcихoлoгичecкий жypнaл. – 2005. –  т. 26. – № 5.    – С. 86– 97.

9.                Maхнaч, A.B. Aктyaльныe вoпpocы пpoфeccиoнaльнoгo oтбopa и oбyчeния пpoфeccии «пcихoтepaпeвт» /A.B.Maхнaч // Кoнcyльтaтивнaя пcихoлoгия и пcихoтepaпия.– 2011. – № 2. – С. 192–219.

Источник: https://psynavigator.ru/publikacii/lichnostnye-kachestva-psihologa-konsultanta-vliyayuschie-na-ego-nekompetentnost

Как правильно задавать вопросы — задавание вопросов

Активные слушатели должны стремиться задавать вопросы с целью получения информации, необходимой для понимания собеседника. Задавание вопросов — это реакция, предназна­ченная для сбора дополнительной информации или для уточнения уже имеющихся сведений.

Хотя вы, вероятно, задавали вопросы столько, сколько себя помните, вы можете заметить, что временами ваши вопросы или не приносили желаемой вам информации, или раздража­ли, смущали, вызывали защитную реакцию. Можно повысить эффективность ваших вопро­сов и снизить негативные реакции на них, если придерживаться следующих рекомендаций:

Определите, какого рода информация необходима вам для лучшего понимания собесед­ника. Нужна ли вам информация о деталях, уточнение слова или идеи, а может быть — ин­формация о причине чувств или событий; затем в соответствии с этим сформулируйте вопрос одного из трех типов:

1)вопросы для получения дополнительной информации о важных деталях;

2)вопросы, уточняющие значение слова;

3)вопросы, уточняющие причину испытываемых человеком ощущений.

Задавайте вопросы в форме законченных предложений. Для человека в стесненных об­стоятельствах мы склонны задавать вопросы из одного­двух слов, что может быть восприня­то как резкость.

Например, когда вам говорят: «Она только что заявила, что я всегда веду себя без учета ее потребностей», вместо вопроса: «А как именно?» вам следует спросить: «Она привела примеры поведения или конкретные случаи, когда это происходило?» Резкие, краткие вопросы часто не содержат информации, необходимой респонденту для понимания обраще­ния. Задавая более развернутые вопросы, мы показываем собеседнику, что он услышан.

Следите за тем, выражает ли ваше вербальное поведение неподдельный интерес и заботу.

Задавайте вопрос искренним тоном. Нельзя говорить так, чтобы тон мог быть воспринят как утомленный, саркастический, язвительный, высокомерный, поучающий или оценивающий.

Помните, что манера говорить может быть даже важнее, чем слова, которые мы используем.

Примите на свои плечи «бремя невежества». Чтобы свести к минимуму защитные реак­ции (особенно у людей, находящихся под воздействием стресса), составляйте свои вопросы так, чтобы тяжесть невежества ложилась на вас. Для этого предваряйте свои вопросы корот­кими высказываниями, предполагающими, что всякая проблема непонимания может быть обусловлена недостатками вашего умения слушать.

Статья подготовлена с помощью книги Ильина  Е. П.»Психология общения и межличностных отношений».

Вернуться на главную сайта Личностный рост и саморазвитие

{odnaknopka} 

Источник: http://mirrosta.ru/psichologiya-obscheniya/kak-pravilno-zadavat-voprosi-zadavanie-voprosov.html

Как проходить полиграф в ФСБ: особенности процесса и важные советы

  • дыхание (грудное и диафрагменное либо брюшное);электропроводность кожи;пульс либо артериальное давление.

    Это основные показатели. Анализ каждого из них обязателен для принятия решения об истинности или лживости полученной информации. Если исключена хоть одна из перечисленных характеристик, результаты исследования считаются недостоверными (невалидными).

    Есть датчики, которые проверяют и другие параметры: изменения голоса, тремор тела (двигательную активность). Они являются дополнительными. Принимать решение, основываясь исключительно на этих показателях, нельзя.

    Фон – индивидуальные показатели физиологических процессов испытуемого, пребывающего в состоянии покоя, когда ему не задают вопросы.

    Реакция – существенное изменение динамики протекания физиологических параметров, наблюдаемое в ответ на определённый стимул (вопрос). Может выражаться в усилении либо ослаблении интенсивности динамики протекания процессов.

    Артефакт – изменение активности протекания физиологических параметров, вызванное влиянием дестабилизирующих факторов (внешних или внутренних). Это может быть кашель, реакция на внешний шум, болевые ощущения. Они не связаны с задаваемыми вопросами.

    Реакции, которые демонстрирует испытуемый, не специфичны. Это значит, что нельзя установить точно, какой стимул их вызвал (ложь, страх, ассоциация). Основным критерием является устойчивость и стабильность выраженной реакции в ответ на стимул (значимый).

    Тест на полиграфе проходят все претенденты на получение любой должности в ФСБ.

    Необходимо это для проверки наличия скрытых негативных особенностей характера потенциального сотрудника, корыстных мотивов поступления на службу, выявления «тёмных» пятен биографии (мошенничество, судимость, наличие зависимостей, коррупция и другие противоправные действия).

    Также, для контроля над деятельностью сотрудников может проводиться плановая проверка на полиграфе. В некоторых ситуациях он используется при увольнении сотрудников. Необходимо это с целью выявления нарушений в процессе работы.

    • Сначала испытуемый проходит инструктаж, подписывает документы, подтверждающие согласие на прохождение детектора лжи.Для прохождения полиграфа человек располагается в кресле для теста. Важно, чтобы ему было удобно сидеть, никакие факторы (жёсткое сидение, неудобная поза) не вызвали дискомфорт.Перед началом тестирования к телу подключаются все необходимые датчики, которые будут фиксировать физиологические показатели во время тестирования и передавать их на компьютер (полиграф). Чтобы снизить психологическое напряжение специалист объясняет, для чего предназначен каждый датчик.

      Затем следует основной этап тестирования – ответы на вопросы.

      Проверка длится примерно 2 часа:

      • Сначала проводится калибровка прибора (его настройка). Суть её в том, что задаются вопросы, ответы на которые известны и очевидны. Испытуемому нужно ответить честно либо солгать.
        Затем следует этап тестирования. Во время ответов на вопросы датчики постоянно считывают физиологические показатели испытуемого. Когда он врёт, показатели меняются. Происходит это потому, что любая ложь для человеческого организма – стрессовая ситуация. Реакция формируется на уровне подсознания, поэтому контролировать её сознательно практически невозможно. Это требует высокого уровня самоконтроля, который вырабатывается длительными годами тщательных и систематических тренировок. Подобным приёмам учат разведчиков.В большинстве случаев на заключительном этапе исследования проводится «молчаливый тест». Суть его в том, что человек отвечает на вопросы в уме, не проговаривая ответы. Необходимо это для исключения вероятности использования методов противодействия полиграфу.После завершения испытания полиграфолог тщательно анализирует полученные данные (полиграмму). На основании этого анализа он делает выводы о достоверности предоставленной человеком информации.

        Статистические данные свидетельствуют, что из 10 человек проверку на полиграфе в ФСБ успешно проходят лишь 1–2 кандидата на определённую должность.

        Правда жизни в том, что нелегко в жизни тому, кто говорит всегда правду.
        Аврелий Марков

        Для всех проходящих полиграф в ФСБ задаются стандартные вопросы. Их набор не зависит от того, на какую должность претендует человек.

        Все вопросы связаны с выявлением наличия у человека проблем с алкоголем, наркотиками и законом. Определяется, есть ли связи с криминальными группировками, кредиты, долги, игровая зависимость, опыт подделки документов, брал ли человек взятки, есть ли проблемы с законом у его близких.

        Также есть вопросы, которые направлены на выявление сознательных намерений у кандидата нанести ущерб организации.

        Вопросы задаются в хаотичном порядке, чтобы человек не имел возможности психологически подготовиться к нему и заранее продумать ответ.

        Если испытуемый излишне эмоционально реагирует на саму процедуру тестирования, показатели очень «смазываются». В подобном случае приходится задавать важные вопросы по несколько раз. Результат определяется по статистическим параметрам.

        В процессе проверки на полиграфе задаётся три типа вопросов:

        • настраивающие («назовите своё имя»);коррекционные («вы употребляли когда-нибудь алкоголь?»);фактические («у вас есть судимость?»).

          Первые вопросы, которые задаются, должны быть нейтральными. Специалисты отдают предпочтение простым и закрытым вопросам, на которые можно ответить да либо нет.

          Факты не существуют – есть только интерпретация.
          Фридрих Ницше

          Те, кто проходил проверку на полиграфе, утверждают, что сделать это достаточно просто (если человеку нечего скрывать).

          Всем, кто задаёт вопрос «Как пройти полиграф в ФСБ?», они дают следующие рекомендации:

          • перед проверкой следует хорошо выспаться;нельзя употреблять алкоголь, успокоительные препараты, транквилизаторы;следует сохранять спокойствие, хладнокровие;нужно сосредоточиться на вопросе, постараться избежать возникновения ассоциативного ряда.

            Полиграф отслеживает рост активности мозга, который происходит во время лжи. Чтобы сказать неправду, нужно задействовать больше ресурсов мозга, чем говоря правду. Именно поэтому важно быть полностью уверенным в том, что говоришь.

            Спокойствие, умение контролировать излишнюю эмоциональность и уверенность в себе – залог успешного прохождения полиграфа.

            Чупалова Майя · 19 мар, 2018

  • Источник: https://PsyMod.ru/detektor-lzhi/326-kak-prohodit-poligraf-v-fsb.html

    Ссылка на основную публикацию