Своеволие — психология

Своеволие и безволие – две стороны одной гордыни

Своеволие - психология

11 июня 2015 Автор: Александр Харин

Рубрика: Личностное и духовное развитие, Психология для души, Статьи Александра Харина, Статьи наших авторов, Статьи о психологии, отношениях и личностном развитии

Есть много причин, из-за которых мы можем сказать, что наша жизнь не ладится. Как это ни прискорбно, но зачастую люди склонны видеть виновников своих несчастий во внешнем мире.

Я же в очередной раз предлагаю отложить «охоту на ведьм» и заглянуть внутрь себя. Сегодня я расскажу еще об одном качестве, которое стоит на пути нашего счастья и благополучия.

Дамы и господа, представляю вам Своеволие!

Воля – это наша внутренняя сила, наша способность осуществлять задуманное, наш дух. Сама по себе воля – очень полезная функция нашей психики, но с одной поправкой: когда есть в ней мера. Правильная воля или правильное волеизъявление, чаще всего, связано с интуицией и возможностью слышать мир.

И чем лучше интуиция, тем гармоничнее воля человека встраивается в этот мир. Чем интуиция меньше, тем искаженнее воля. Причем, заметьте, верно и обратное: делая упор на волю, человек перекрывает доступ к интуиции.

Поэтому будем говорить о том, что безмерная или искаженная воля уводит человека от успеха, счастья и гармонии.

Своеволие

Что такое своеволие? Это проявление гордыни и высокомерия, это «моя воля важнее всего». Зачастую своеволие идет с упрямством, твердолобостью, напористостью.

Люди с такими качествами действуют, руководствуясь не тем, как правильно, как говорит голос разума или интуиция, а так как им хочется. Воспринимать информацию им крайне тяжело, потому что у них на все есть свое мнение, которое и будет играть главную роль в принятии решений.

Мнение и интересы других людей чаще всего они игнорируют либо вообще не слышат. Но давайте подумаем, что такое счастье и успех в жизни?

Часто так бывает, что счастье и успех хоть и находятся в наших руках, но, в то же время, тесно связаны с миром и другими людьми.

Только тогда, когда мы можем сочетать свое мнение со знанием мира, со знанием ученых, со знанием своих родственников, друзей, соседей, когда мы можем правильно обрабатывать информацию, мы можем рождать правильное отношение к миру и адекватное мнение. Но когда этого нет, человек упрямится, поступает наперекор всему и чаще всего неправильно.

Что интересно, мы можем сказать, что человек своеволия – сильный, он действующий, он добивающийся. Но, как правило, он все время наступает на одни и те же грабли, потому что ему сложно учиться на своих ошибках – на этот счет у него тоже есть свое мнение.

Своеволие – это сбегание от правил, норм, порядка. До революции в дворянских семьях существовала хорошая традиция отдавать своих детей в кадетские корпусы, пансионы либо на послушание в монастырь. Это помогало смирять волю и научиться слушать и слышать других людей, чтобы в своей последующей жизни направлять свою волю не на сопротивление и «грабли», а на достижение целей.

Безволие

Своеволие имеет обратную сторону – безволие. Безвольный человек не только не отстаивает свое мнение, но даже не озвучивает его вслух. Поэтому что его не попросят – он сделает, что о нем не скажут – стерпит. О них пренебрежительно говорят – «человек-тряпка». Конечно же, достичь чего-то в жизни безвольному человеку очень сложно, поэтому счастье и успех обходят таких людей стороной.

Многие полагают, что у безвольных людей вообще нет своего мнения. Но это не так. Внутри у них сидит глубокое несогласие с людьми, миром, жизнью. Только в отличие от своевольных, они однажды поняли, что спорить, не просто бесполезно, а небезопасно. Каким-то образом в них проросло убеждение, что если они проявят свое мнение, мир сотрет их в порошок. И они сделали выбор: не проявлять себя.

Поэтому мы можем сделать вывод, что безвольные люди – это те же гордецы, у которых нет энергии, чтобы отстаивать свое Я.

И своевольные, и безвольные считают себя правыми абсолютно во всем. Они стремятся реализовать только свои желания за счет других людей, пусть даже не всегда осознавая свои истинные мотивы.

И также это люди, которые считают мир относительно себя недостойным, неправильным, искаженным – только их мнение имеет право на существование. Однако рано или поздно мир начинает «лечить» тех, кто перегибает палку в своей гордыне. Приходят неудовлетворенность, страдания и лишения.

Поэтому если замечаете за собой какие-то проявления своеволия, лучше работайте с ними самостоятельно, не доводите его до «уроков жизни».

Воля, как она есть

Рассмотрим, что же такое здоровая, не искаженная воля?

Наша воля всегда связана с нашими желаниями. И чаще всего, если наши желания для нас важны настолько, что другие люди перестают что-то значить, появляется то самое своеволие.

Но если мы согласуем свое желание с интересами других людей и встраиваем его в идею мира, в идею существования, наша воля остается все так же крепка и при этом мы слышим других людей.

Могу с уверенность сказать, что люди, которые преуспели в своей жизни – это люди, которые умеют слышать себя и соотносить свое мнение с мнением окружающих, а также с законами этого мира.

Интуиция либо творчество – это умение слышать Господа, умение слышать высший разум, умение слышать природу и весь мир – сонастраивать свое мнение с мнением окружающих. Те, кто добился успеха, будь то в бизнесе или в творчестве, имеют особое чутье. Это люди, которые слышат мир, пусть даже не всегда осознают это.

Так вот, наша основная задача заключается в том, чтобы не отказываться от своего мнения и  не отрицать мнение других, а научиться соединять их. Исходя из этого, я дам несколько советов.

  1. Научитесь заглядывать глубоко в себя и действуйте не из чувства протеста или сопротивления, и не из сознания своей правоты, а из глубинного ощущения природы своих желаний. То есть, действуйте от души. И я вам скажу честно, что душа не имеет своеволия, все искажения воли происходят в сознании человека.
  2. Каково бы ни было ваше мнение, каким бы правым вы себя не считали, научитесь слушать и слышать окружающих. Человек рядом с вами может быть тысячу раз не прав, но он может стать вашим учителем, даже если во всей его «не правой» речи вы найдете для себя хотя бы одно слово, которое может вас чему-то научить. И вы любого своего врага сможете превратить в друга.
  3. Научитесь сопоставлять свои глубинные чувства с мнением окружающих и приводить их в единую целостность. Например, я думаю так, вы думаете эдак – это все взгляды с разных сторон на одну проблему. Ваша основная задача – научиться собирать все точки зрения воедино.
  4. Собирая точки зрения, умейте обобщать и смотреть с более высокой позиции – так вы получите целостный взгляд на разные стороны вопроса. Развивая это качество, вы научитесь видеть мир с разных позиций, а значит, во всей его полноте.
  5. Поступайте исходя из целостной картины мира.
  6. Научитесь слышать не только себя и других людей, научитесь слушать и слышать мир, свою интуицию, интуицию других людей, подсказки из этого мира в виде образов, запахов, ваших снов, и ваша жизнь качественно измениться. Слушание и слышание – это важные навыки на пути к изменениям в лучшую сторону.

Несколько заключительных слов. Слушайте других. Искореняйте безволие и своеволие, умейте соединять разные точки зрения, умейте слушать себя и свою интуицию и в вашей жизни обязательно будет успех. Потому что ваша интуиция, как подсказка Бога, она хочет сделать вас обязательно счастливым. Будьте счастливы!

Предлагаем вам приобрести видеокурс «Лабиринты Судьбы». Он поможет правильно и полноценно построить жизнь, стать сильной, гармоничной личностью и реализовать ваши истинные желания

Источник: https://zhivoeslovo.com/stati-aleksandra-harina/svoevolie-i-bezvolie-dve-storony-odnoj-gordyni.html

Скачать лекцию по психологии «Зависимый и своеволие»

Скачать лекцию по психологии «Зависимый и своеволие»rehabmoscow

По мнению Гербера Спенсера, есть правило, которое является преградой восприятию информации и не поддается чужим убеждениям — «презрение прежде, чем исследование». Простыми словами речь идет о закрытом мышлении. Человек подобного склада ума отклоняет идеи без их рассмотрения, и консервативно относится к своим принципам, даже если они не действуют.

Миллионы зависимых людей по всему миру обладают именно таким складом ума и придерживаются старых устоев жизни, даже когда они не приносят никакой пользы.

Читайте также:  Дигикон - психологическая игра, мини-тренинг - психология

Зависимый человек будет утверждать, что для победы над его заболеванием нужна только сила воли, хотя он не применял ее на практике. В случае с наркоманом можно услышать, что достаточно погрузиться в работу, чтобы избавиться от заболевания.

Кто-то в периоды между запоями посещает церковь и убежден — вера в Бога может им помочь.

Такие люди в самом деле мыслят в одном направлении. Если бы неведение было благом, то все люди с подобным складом ума были бы счастливы. Однако, в реальности все наоборот, и алкоголики постоянно раздражены, нервозны и недовольны жизнью. Несмотря на то, что люди подобного типа отличаются между собой, их объединяют две вещи:

  1. Вызывающее поведение.
  2. Отрицание наличия заболевания.

Обсуждение

Необходимо уточнить, что есть два типа людей с закрытым умом: те, кто основываются на разуме и те, чье мышление неразумно вовсе. Всегда существовали люди, которые придерживались того, во что верили. Они были консервативны и следовали традициям.

Но люди первого типа закрывают мышление только после подробного изучения факта. Второй тип людей изначально отрицает любые изменения в своем мире. Они отклоняют все предложения не приступая к их исследованию. Зависимые люди продолжают жить по своим устоям, опровергая все факты абсурдными заявлениями.

Подобное своеволие присуще только фанатикам, невротикам и людям с химической зависимостью.

Алкоголизм и своеволие

Известно, что зависимые от алкоголя люди своевольны. К этому мнению пришли благодаря многочисленным исследованиям. Люди подобного типа не видят своих проблем и не в силах здраво оценить свое поведение со стороны, в отличие от своих близких.

Исследователи заявляют, что лучше всего под описание характера своевольного человека подходят именно алкоголики. Они любят говорить, что живут так как сами этого хотят и являются собственниками своей судьбы. Они будут до последнего защищать свое мнение об их складе жизни.

Это и является эгоцентричностью.

Это большая беда для зависимых от алкоголя людей, ведь они намерены идти до конца и бороться, что в итоге неотвратимо ведет к гибели.  Они не принимают веру в другую, более правильную жизнь, и продолжают заблуждаться до конца своих дней. Именно своеволие препятствует излечению.

Так как оно вероятно может привести к летальному исходу, необходимо серьезнее подойти к этой проблеме и досконально ее изучить.

Согласно словарям своеволие трактуется как сопротивление к изменениям или презрение.

Другими словами, когда посторонние люди совершают то, в чем по своему мнению нуждается зависимый человек, то нет никаких проблем. Однако, если люди вмешиваются в жизнь алкоголика со своими правилами и принципами, которые он отрицает, то они становятся для него врагами.

Немногие люди, в том числе зависимые, знают, что существует много способов проявления своеволия.

  1. Оно не всегда проявляется открыто. Многие думают, что контролируют гнев, основываясь на том, что никому не причиняют физическую боль. Их гнев не приносят вреда, по их мнению, и не проявляется в открытую.
  2. Огромное количество вариантов проявления своеволия знает каждый зависимый человек, и он профессионален в каждом из них.

Есть два основных типа своеволия: активное и пассивное.

Активное своеволие

Оно проявляется враждебным отношением с целью нанесения вреда тому, который не принимает устоев зависимого человека. Тут есть два варианта: зависимый либо не может, либо не хочет контролировать себя.

Люди с активным своеволием выражают свое недовольство открытым способом: наносят физический вред человеку, говорят на повышенных тонах и пытаются доказать, что они правы. Другими словами, они пытаются искоренить те суждения, которые их не устраивают.

В некоторых случаях доходит до трагедии и своевольный человек может в прямом смысле уничтожить того, чьи идеи не сходятся с его собственными. Пример тому распятие Христа. Его убили практиканты активного своеволия.

Пассивное своеволие

В данном случае враждебность проявляется неагрессивно. Зависимый человек боится говорить о своих истинных желаниях и постоянно обманывает оппонента лживыми намерениями. Он откладывает действия в решение проблемы, выражает недовольство мимикой лица, безответственно выполняет свою работу и т.д. Такие люди, грубо говоря, просто играют.

Есть несколько типов игр у пассивно своевольных людей и вот некоторые из них:

  • «непрямое убийство» — попытка разрушить мировоззрение оппонента путем критики, вырывания фраз из контекста, клеветы и т.д.;
  • «неделание» — притворство и лживое желание изменить свою жизнь, когда на деле никаких планов на это не имеется;
  • «интеллектуализирование» — попытка оставить оппонента в замешательстве путем задавания риторических вопросов;
  • «мешкание» — постоянное оттягивание дел, в том числе и решение проблемы зависимости;
  • «игра в религию» — лживый прием религиозных убеждений, непланируемых применяться зависимым человеком, а также, цитирование Библии с целью дискредитации оппонента;
  • «выискивание недостатков» — попытка привлечь внимание к несовершенству идей оппонента;
  • «игра в неспособность» — намеренное безответственное выполнение порученных дел;
  • «игра в созависимость» — попытка переложить свою вину на посторонних лиц;
  • «я пытался, но это не сработало» — утверждение и попытка доказать, что лечение не помогает при том, что своевольный человек не пытался его даже опробовать на практике.

Это лишь малая часть того множества игр, в которые играет пассивно своевольный человек. В безалкогольном состоянии зависимые люди чаще всего выражают свое мнение именно пассивным способом. В состоянии алкогольного опьянения снижается страх и они открыто заявляют о своем мнении. Известный психиатр говорил о «непобедимом» эгоцентризме, которое активно сопротивляется любым мыслям об излечении.

В любом случае, цель у алкоголика всегда одна — не принимать советы и действовать только по своим идеям и правилам.

Источник своеволия

Есть несколько корней возникновения своевольности зависимого человека:

  • их мнение убеждает их не верить словам других людей;
  • их направляют собственные ценности;
  • они не осознают масштабы своего заблуждения;
  • они не способны оценить то, насколько они не правы;
  • страх.

Все эти причины приводят к возникновению такой черты характера как эгоизм.

Это можно трактовать как самолюбие или эгоцентричность, но в любом случае — это своеволие из-за закрытого ума. Это происходит из-за страха и недоверия посторонним людям. На кого на самом деле похож зависимый человек? Вот несколько характеристик, которые помогут осознать присуще ли человеку своеволие:

  • импульсивность;
  • безответственность;
  • отсутствие здравомыслия;
  • нетерпимость;
  • вспыльчивость;
  • отсутствие дисциплины;
  • представление себя в выгодном свете;
  • непринятие авторитетных мнений;
  • обидчивость;
  • злость;
  • умение с легкостью врать;
  • обвинение близких в своих проблемах и неудачах;
  • нереалистичность поставленных задач.

Если вы можете дать положительный ответ на эти утверждения, то вы своевольны. Если вы отрицаете каждую из этих характеристик, то вы своевольны вдвойне, потому что отрицаете это.

Зачастую люди, зависимые от алкоголя, притворяются заинтересованным в излечении с целью остаться в покое или заботливо относятся к близким, чтобы удовлетворить свои эгоцентричные наклонности.

Результаты своеволия

  1. Неудачи и провал. Человек с зависимостью от алкоголя, закрывающийся от окружающих винит во всех неудачах посторонних людей. Он обречен на поражение. Людям необходим рост и развитие, но они возможны только если человек открыт для новых знаний и внешнего мира. Человек истощается не подпитываясь новыми занятиями и знаниями.

  2. Отчуждение. Отторгая предложения близких, своевольный человек отталкивает и их самих. Итогом становится изолированная и одинокая судьба, которая приводят к информационному дефициту.
  3. Боль. Своевольные люди подвержены сильнейшей душевной боли от того, что они одиноки и не признаны.

    Это происходит из-за того, что они живут по абсурдным принципам.

  4. Поражение. Зависимый человек постоянно терпит неудачи, даже не начиная борьбу. Он губит сам себя своим абсурдным поведением. В конце концов жизнь по убеждениям своевольного человека приведет его к поражению.

Живой человек уступчив и податлив.

Мертвый человек неподвижен. Отсюда следует — отсутствие гибкости и рост — шаг к поражению.

Лечение

Взгляните на ту реальную жизнь, что у вас есть на данный момент. Чтобы вылезти из этой трясины неудач и сомнений в предложениях окружающих необходимо сделать несколько шагов.  Для начала, взглянуть внутрь себя и понять: счастлив ли ты или напуган и страдаешь. Обратить внимание на окружающих тебя людей и оценить, есть ли среди них близкие тебе люди и насколько они близки.

Необходимо определиться с жизненной целью. Осознайте, есть ли в вашей жизни что-то по-настоящему важное: семья, благополучие близких, здоровье? Или есть только пустота? Действительно ли, ваш образ жизни приносит вам пользу? В книге «Как Билл говорит» для ответа на этот вопрос советуют просто посмотреть на себя в зеркало.

Признайтесь самому себе, что вы в тупике и остановите себя в попытках жить по-своему. Близкие люди не желают вам зла, поддайтесь им и вслушайтесь в то, что они говорят. Понаблюдайте за своим поведением и постарайтесь сконцентрироваться на своем ЭГО. Когда оно проявляется и как? Пытайтесь бороться с самим собой и утихомирить его. Трудитесь над собой, займитесь медитацией.

Если честно ответить на все эти вопросы и следовать этим правилам, то вы будете обречены на успех.

В ту секунду, когда ваш ум откроется для внешнего мира, ваше своеволие покинет вас. Как только произойдет избавление от закрытости ума, вас ждут умопомрачительные эмоции и чувства, которые, возможно, до этого вы никогда не испытывали. Именно с этого момента начнется новая жизнь.

Перед глазами замаячат новые возможности, идеи, занятия. Вы обретете мир, гармонию и спокойствие в собственной душе. Главное — очень сильно этого хотеть, открыться для всего нового. Осознать, насколько сильно ваши близкие нуждаются в вас и насколько сильно они хотят, чтобы вы были здоровы и счастливы.

Все, что необходимо для этого — открыть свой ум.

Источник: http://rebcenter-moscow.ru/lekcii/svoevolie/

Своеволие

Своеволие

Своево́лие — 1) склонность решать и действовать, руководствуясь собственным разумением, собственной волей; 2) обусловленные этой склонностью: решение, действие, поведение; 3) пренебрежение чужой волей (желанием, рекомендацией, требованием и т. п.); 4) то же, что самочинство.

Cвоеволие — то же, что своевольство: чрезмерное стремление или склонность действовать по своему произволению; помыслы и поступки, свидетельствующие о такой склонности. Своеволие может быть обусловлено: гордостью, самомнением, жестокосердием, эгоизмом, упрямством, чванством и самодурством, влиянием падших духов.

Своевольных людей не следует путать с людьми сильной воли. Так, если о первых священнописатели отзываются в негативном ключе (Суд. 9:4; 2Пет. 2:10), то о вторых — в зависимости от того, с чем именно связано и на что обращено их произволение.

Воля — способность человека действовать в направлении поставленных целей, сознательно управлять своими действиями, преодолевать препятствия для достижения целей. Но она — и дар Божий, одна из характернейших черт образа Божия в человеке.

Проявление воли часто зависит от сердечного порыва. Сильная воля, ориентированная на Добро, может служить знаком внутренней чистоты, причастности Богу и Божьего водительства.

Ведь не безвольными же были такие великие праведники как Моисей; царь Давид; Божьи пророки, апостолы, исповедники, мученики.

Несмотря на то, что наши прошения и мольбы отражают наши собственные произволения, едва ли мы согрешим против Истины, если скажем, что лейтмотив всех богоугодных молитв сводится к торжеству именно Божьей воли, «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36). Не случайно, предоставляя нам образец христианской молитвы, Господь Иисус Христос заповедовал просить: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10).

В нравственном отношении своеволие интерпретируется как грех по причине предпочтения человеком своей воли (вместо) Божественной.

Стало быть, в строгом значении слова своевольный — не тот, кто способен на решительные поступки, а тот, кто сознательно или из прихоти налагает на себя узы непослушания Богу.

Такое расположение воли ведёт к самоугождению и, как результат, к вечной погибели: чем больше человек утверждается в своеволии, тем больше отдаляется от Владыки владык, лишается благодатного покрова и вязнет в объятиях демонических сил.

Проверенным средством борьбы со своеволием является послушание. В наиболее резком выражении послушание сопоставляется с оставлением или отсечением собственной воли.

«Оставь волю свою позади себя, — наставляет по этому поводу Варсануфий Великий, — и смиряйся в течение всей твоей жизни, и спасешься… Кто умрет в смирении и послушании, тот спасается Христом» (Преподобных отцов Варсануфия и Иоанна ответы на вопросы учеников, отв. 61, 588 ).

Однако послушание послушанию — рознь. В древности послушание встречалось в рабовладельческих обществах, а ныне — в тоталитарных религиозных общинах, криминальных сообществах. Но это не служило и не служит залогом спасения.

Под отсечением воли через послушание следует разуметь не подавление воли как способности стремится к каким-либо целям вообще, а отсечение воли греховной и самостной. Духоносный и богомудрый наставник знает, в чём состоит воля Божья и что для послушника лучше.

Поэтому можно сказать, что вверяясь воле хорошего духовника, послушник вверяется Богу. Совсем другое дело, если в качестве душеспасительного наставника выбирается недостойный человек.

В этом случае результат может оказаться трагичным: «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14).

«Надо наперед удостовериться в правомыслии и в опытности старца, — сигнализировал Антоний Великий, — и тогда уже доверяться его слову и беспрекословно принимать его советы… Надобно смотреть, — говорил он, — на то, что повелевается.

Если кто укажет тебе что-либо такое, что согласно с заповедями Господа нашего, — прими то с покорностью и старайся соблюдать, да исполнится и в нас слово апостола: повинуйтеся друг другу в страхе Божии(Гал. 5:13; Еф. 5:21).

Напротив, если кто укажет тебе что, противное Божественным заповедям, то скажи дающему наставление: аще праведно есть тебя слушать паче нежели Бога? (Деян. 4:19)» (Изречения преподобного Антония Великого. Руководители ревности).

Преподобный Иоанн Лествичник подтвердил эту мысль: «Когда мы, в намерении и разуме смиренномудрия, желаем покорить себя ради Господа, и без сомнения вверить спасение наше иному; то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели» (Преп. Иоанн Лествичник. Лествица, возводящая на Небо. О блаженном и приснопамятном послушании). См. ПОСЛУШАНИЕ.

Источник: https://azbyka.ru/svoevolie

Своеволие: хорошо ли иметь свою волю?

Личностные качества детей многие педагоги ранжируют, разделяя на колонки «Положительные черты» и «Отрицательные черты». На этой основе строят психологические портреты и составляют долгосрочные характеристики детей.

Для чего нужна воля

Хотелось бы напомнить, что дети и подростки, как правило, действуют ситуативно, в процессе разнообразных проб и испытаний обретая жизненный опыт. Это – обычный путь их личностного развития.

Может, поэтому у многих подростков проявляются противоположные качества, например безволие и своеволие. Безволие порождает лень, а своеволие – упрямство. И при этом необязательно подросток относится к категории «трудных» или «неуправляемых».

Своеволие – отнюдь не негативная черта характера: подросток без наличия самостоятельной, собственной (своей) воли рискует стать игрушкой в руках другого.

Своя воля – системообразующее качество. Попробуйте чего-то добиться в жизни без наличия своей воли. Но когда воля становится недостатком? Без воли – не проживешь полноценной жизнью, но постоянная опора лишь на свою волю порождает авторитарное отношение к другим людям.

Где же та грань, переходя которую человек услышит: «Поберегите ваше своенравие для семейных разборок!»?

Посмотрите в словарях разные определения этих понятий, и вы поймете, что своеволие необходимо в жизни, хотя и опасно.

История про девочку Олю

Девочка занималась в музыкальной школе, занималась без особого блеска и интереса, но была дисциплинированной. В музыкальной школе всем детям говорили, что на расстроенных инструментах играть нельзя ни при каких обстоятельствах.

А тут оказалось, что в общеобразовательной школе ее классу поручили организовать концерт к очередному празднику. Стали набирать артистов. Классный руководитель, составляя список выступающих, сразу вписала Олю, позабыв предупредить ее об этом.

Накануне концерта Оля узнает, что ее номер – второй. И перед всем классом категорически отказывается выступать (Оля-то знала, что две важные клавиши школьного пианино западают). Ее отказ перепутал все планы. Другая девочка отказалась читать свои стихи. Дети начали ссориться.

Кого-то в срочном порядке стали заставлять выступить. Мальчики смеялись. Концерт был на грани срыва.

Классный руководитель позвонила родителям и попросила их «повлиять на Олю, потому что ее самовольный отказ срывает мероприятие».

Беда в том, что Оля молчала о причинах своего отказа. Ей казалось, что говорить о клавишах бесполезно, никто не воспримет это серьезно. Сказала об этом маме много позже.

То, что она не объяснила причины своего отказа, испортило ее отношения с классом: класс решил, что «она – воображала; подумаешь – музыкантша», а классный руководитель зачислила Олю в разряд своевольных на долгие годы – до выпускного вечера, на котором все и раскрылось.

Интересно, что тень своеволия Оли легла на родителей («яблоко от яблони недалеко падает»). К сожалению, эффект отсвета негативных оценок личностных качеств ребенка очень уж часто ложится на родителей: «Ребенок способный, но работает ниже своих способностей» (и выразительный взгляд на папу, который, похоже, в глазах учительницы – тоже способный, но ленивый).

История про девочку Иру

Своенравными чаще бывают мальчики. Они, как известно, – маленькие упрямцы. Но упрямыми бывают и девочки. Ира умела драться не хуже мальчишек. Когда ее отчитывали, она молчала. Ни классный руководитель, ни школьный психолог, ни директор школы не могли вытянуть из нее ни слова сожаления или самооправдания.

Причины озлобленности Иры легко было обнаружить. Она жила с мамой, и маме приходилось много работать, Ира весь день была предоставлена сама себе. Ее самостоятельность и своеволие развивались бок о бок. В классе Иру побаивались, и у классного руководителя она была не в чести.

«Девочка – своенравная, себе на уме», – говорили учителя.

Классный руководитель всегда осторожно разговаривала с Ирой, потому что не понимала, какую реакцию вызовут у девочки ее слова.

Училась Ира еле-еле. Часто, когда ее вызывали, смотрела в окно и не отвечала. Но две другие девочки, дружившие с Ирой, ее защищали: «Не ставьте двойку, она всё знает, мы все вместе учили…». Но учителям нужен был ответ, которого часто не было…

Зато был у Иры интерес, который позволял ее периодически аттестовать, – она бралась за выполнение графического оформления разных учебных проектов. Оформление явно указывало на способности: так Ира и держалась в школе. И уж совершенно неожиданным был переход Иры из школы в педагогический колледж.

Этого никто из учителей не ожидал, но Ира поступила и в школу больше не приходила.

Может, Иру потянула в педагогику собственная логика жизни «от противного»? Она так во многом и не смогла себя проявить за годы учебы, возможно, поэтому решила возместить свою непроявленность собственным общением с детьми… Может быть, ее своеволие (драки, уход от контакта с педагогами) было стремлением показать независимость? Или она чувствовала себя аутсайдером в жизни? Возможно, хотела так доказать свою неординарность? Во всяком случае, она стремилась утвердить себя, но не всегда находила для этого приемлемые способы. Фактом остается то, что педагоги и основная часть класса не приняли ее, лишь только несколько друзей, которые что-то интуитивно понимали, поддерживали ее.

Позитивная роль своеволия

Насколько часто нам в жизни помогает своеволие? Мне думается, есть две особенности своеволия, которые помогают человеку.

Первая особенность: своеволие помогает нам утверждать свое «Я». Оно фиксирует отличие наших действий от действий и поведения других, при этом фиксирует достаточно настойчиво и порой жестко. В результате ребенок или подросток категорически отказывается что-то делать или, наоборот, настойчиво к чему-то стремится вопреки тому, что ожидают от него другие дети и взрослые.

Вторая особенность: своеволие доказывает неординарность человека, его нонконформизм, стремление быть лидером в какой-либо сфере, нежелание быть зависимым и идти у кого-то на поводу.

Своеволие – показатель того, что человек (маленький или большой) знает или видит что-то другое, чего не видят и не знают остальные.

Он видит и чувствует иначе (вспоминается фотография Эйнштейна, который показывает язык человечеству).

Девиз своевольных первооткрывателей: «Я люблю доказывать людям, что они не правы, а прав я!». А это – один из двигателей развития.

Без своеволия никто из великих не стал бы великим, не сделал бы открытия или изобретения, не создал бы значимого произведения искусства. Не стоит углубляться в историю, чтобы найти примеры.

Билл Гейтс – современный пример движущей силы своеволия. Он неважно учился в школе, ушел из университета, чтобы осуществить то, что задумал.

Осуществил вопреки всему и стал одним из самых богатых и удачливых бизнесменов.

Но было бы неверно на этом и окончить наши рассуждения, потому что, как все знают, наши достоинства – это продолжение наших же недостатков (как и ровно наоборот!).

Негативная роль своеволия

Билл Гейтс, как говорят, себе на уме, к тому же он всегда был жестким человеком. Он топил конкурентов, что и помогло ему взобраться на пирамиду успеха.

Последняя победа его компании над компанией «Нэтскейп» несколько лет назад в сражении за завоевание Интернета чуть не привела к распаду «Майкрософта».

Из-за безудержного стремления к монополии и желания побеждать всех и вся Гейтс попал под суд. Если рассуждать с нравственной позиции, туда его привело своеволие.

Первая негативная черта своеволия – склонность к авторитаризму. Все диктаторы были предельно самовольными, своенравными и своевольными. Своеволие часто ведет к авантюризму, рискованным действиям, самоуверенности.

Вторая негативная черта – своевольному человеку легко себя противопоставить окружающим, особенно на пике успеха, поэтому его могут бояться, но любить и уважать не будут. На своеволие диктатора всегда найдется своеволие иной восходящей силы.

Своеволие как педагогическая проблема

Все дети и в любом возрасте проявляют своеволие. Это закономерно, потому что они пробуют себя в разных ситуациях, нащупывая ту стратегию поведения, которая приведет их к успеху и самоутверждению.

И с этим не надо бороться, потому что, ломая их волю, мы закладываем мину замедленного действия под основы их становящегося характера: в результате такой борьбы дети становятся неуверенными, зависимыми, привыкают прогибаться под сильных.

С детьми, которые проявляют своеволие, интересно общаться, но они понимают только язык равных. Если ими пытаться командовать, они уйдут в глухую защиту. Если им подыгрывать, они перестанут уважать того, кто играет с ними. Только партнерские отношения могут создать атмосферу взаимного принятия. Это первое правило.

Второе правило – с ними надо время от времени советоваться относительно организации общего дела.

Третье правило – им нужна особая ответственность. Им надо (с их согласия, конечно) давать поручения немного более трудные и ответственные, чем остальным.

Четвертое правило – никакой опеки.

Впрочем, это полезно всем детям. Тогда их стремление доказать свою собственную волю будет оправданно, а их своеволие получит продуктивное выражение.

Источник: http://ruk.1september.ru/article.php?ID=200902109

Своеволие

Своеволие

Разновидностью упрямства является своеволие , но отличается от него тем, что его основу составляют прихоть ребенка, его произвол, который бывает разумным и неразумным. Проявляется произвол большей частью как действие, идущее вразрез или не согласующееся с требованиями, советами, указаниями старших, в отсутствии послушания.

Своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении младшего школьника, его стремления самоутвердиться и неумения избрать для этого адекватные средства. Движущей силой своеволия может быть неправильно реализованное стремление младшего школьника к взрослости.

Вместе с тем своеволие может выступать и как протест ребенка против несправедливости взрослых, прежде всего родителей.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым могут возникать и как результат неправильной реализации ребенком (подростком) стремления к взрослости, ложного стыда проявить нежность, ласку, послушание.

Нередко причинами своеволия выступают несдержанность, слабоволие, неумение ребенка владеть собой, особенно в состоянии физического или умственного переутомления. Определенную роль в проявлении своеволия играет неправильное воспитание, эгоизм ребенка, потакание его прихотям, непоследовательность в требованиях к нему.

При отсутствии эффективного педагогического влияния своеволие может стать чертой характера, а ребенок – дезорганизатором учебной деятельности в школе.

Основной путь профилактики этого поведенческого отклонения – создание благоприятных условий в среде, окружающей ребенка, обстановки доброжелательности и доверия, а также преодоление педагогических ошибок, допущенных в семейном воспитании ранее.

Довольно распространенной ошибкой многих молодых родителей в преодолении детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают в самом зародыше его волю, способность к инициативным самостоятельным действиям. Следствием подобной педагогической тактики родителей может стать конформное поведение ребенка, который бездумно следует за сверстниками и легко поддается негативному влиянию различных не всегда благовидных компаний. Первое детское «Я – сам!» должно служить своеобразным сигналом для родителей о необходимости уважительного отношения к только что зарождающейся личности. Одной из главных психологических причин, порождающих негативные проявления у детей, чаще всего бывает невнимание к их нуждам и потребностям, отсутствие заботы о них, а также несправедливое к ним отношение (незаслуженные обвинения, подозрения, оскорбления, наказания и т. п.).

Источник: https://studlib.info/psikhologiya/675780-svoevolie/

Ссылка на основную публикацию