Теория — психология

Психологические теории

Многое из того, что нам известно о человеческом мышлении и поведении, появилось благодаря различным психологическим теориям. Например, поведенческие теории демонстрируют, как обусловливание может быть использовано для изучения новой информации и поведения.

Студенты-психологи обычно тратят много времени на изучение разных теорий. Некоторые из этих теорий вышли из поля зрения, в то время как другие остаются широко распространенными, но все внесли существенный вклад в понимание мышления и поведения человека.

Узнавая больше об этих теориях, можно получить более глубокое понимание прошлого, настоящего и будущего психологии.

Поведенческие теории

Поведенческая психология, также известная как бихевиоризм, — это теория обучения, которая базируется на идее того, что поведение формируется через обусловливание. Разработанные такими знаменитыми психологами, как Джон Уотсон и Б.Ф.

Скиннер, бихевиоральные теории доминировали в психологии в первой половине двадцатого века.

Сегодня методы поведенческой теории остаются широко распространенными в терапевтических вопросах, чтобы помочь клиентам обучиться новым навыкам и принципам поведения.

Когнитивные теории

Когнитивные теории психологии фокусируются на внутренних состояниях, таких как мотивация, решение задач, принятие решений, мышление и внимание.

Теории развития

Теории развития создают основу размышления о развитии и обучении человека. Если Вы когда-либо задумывались о том, что является мотивом человеческой мысли и поведения, эти теории могут оказаться полезными в понимании личности и общества.

Гуманистические теории

Гуманистические психологические теории начали набирать популярность в 1950-е гг. В то время как ранние теории делали акцент на анормальном поведении и психологических проблемах, гуманистические теории, наоборот, подчеркивали нравственные качества человека. Основные авторы гуманистических теорий — это Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.

Теории личности

Практически ежедневно мы даём описание и оценку людям вокруг нас. Осознаем мы это или нет, эти ежедневные размышления о том, как и почему люди ведут себя, подобны тому, что делают психологи. Психология личности рассматривает мысли, эмоции и поведение — все, что делает личность уникальной. Некоторые из известнейших теорий психологии посвящены личности.

Социально-психологические теории

Социальная психология помогает нам понять и объяснить социальное поведение. Авторы социальных теорий обычно концентрируются на специфических социальных феноменах, в частности, на поведении групп, просоциальном поведении, социальном влиянии, любви и многом другом.

Теории научения

Теории обучения рассматривают то, как люди обучаются и приобретают новые знания. Это междисциплинарная тема, которая часто опирается на информацию из психологии, образования, педагогического проектирования и других областей.

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Источник: http://aboutyourself.ru/psixologicheskie-teorii/

Современные психологические теории

Психика и личность человека настолько многогранны и сложны, что на современном этапе развития психология еще не достигла полного познания тайн человеческой души. Каждая из существующих теорий и концепций раскрывает лишь какую-то одну из граней психики человека, выявляет те или иные реальные закономерности, но не всю истину о сущности человеческой психики.

Американский психолог Уильям Джеймс (1848-1910) — наиболее яркая фигура в истории мировой психологии. Он создал первую психологическую лабораторию в Америке, а его идеи оказались столь многогранны, что предвосхитили появление бихевиоризма, гештальт-терапии и других современных теорий. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он писал:

Ученый выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям, либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни из них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые называются непроизвольными, вторые — произвольными.

Бихевиоризм определил облик американской психологии XX в. Его основатель Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо этого направления так: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название: от англ. behavior — поведение. Термин бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология.

Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями. Все, что не поддается объективной регистрации, не подлежит изучению, т. е. мысли, сознание человека нельзя рассматривать, потому что их нельзя измерять.

Происходящее внутри человека изучить невозможно, следовательно, личность выступает как «черный ящик». Объективны лишь внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые они обусловливают.

И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу предсказывать определенную реакцию.

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера. Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) выдвинул теорию оперантного бихевиоризма.

Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, он сформулировал положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

В последние десятилетия, развивая идеи классического бихевиоризма, сформировалось социально-когнитивное направление.

Его представители Альберт Бандура и Джулиан Роттер показали, что хотя на поведение человека влияет окружение, люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды, будучи активными участниками событий, влияющих на их жизнь.

Научение происходит не только благодаря прямому опыту и внешним подкреплениям, поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров. Хотя социально-когнитивные теории значительно отличаются от классического бихевиоризма Скиннера, они сохраняют строгую научную и экспериментальную методологию, общую для данного подхода.

Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуации.

Потребность — это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви и т. п.). Цель показывает, к чему личность стремится, какой результат хочет получить.

Одна и та же цель может быть поставлена исходя из разных потребностей.

Человек — своеобразный биоробот, поведением которого можно управлять, формируя и закрепляя определенные реакции (без учета сознания и мнения человека) благодаря внешним воздействиям: изменяя стимулы, подкрепления, вероятность последствий, давая внешние образцы поведения для подражания.

Поведенческая терапия (бихевиористского толка) предполагает четыре подхода:

  • контробусловливание;
  • оперантные методы;
  • терапия с предъявлением модели;
  • процедуры самоконтроля.

Ни одно направление не приобрело столь громкой известности вне сферы психологии, как психоанализ. Его идеи повлияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком.

Свое название оно получило по имени основателя Зигмунда Фрейда (1856-1939). На основе выдвинутых им идей, с известной корректировкой и дополнением, постепенно сформировалось целое психологическое направление — «психоанализ».

К такого рода теориям относятся концепции Хорни, Адлера, Юнга, Фромма, Райха и др., хотя каждый из них был оригинален.

Согласно фрейдистской психоаналитической концепции развития, всякий человек рождается с врожденными сексуальными инстинктами.

Внутренняя психическая инстанция — Оно — является наследственным фактором, а влияние внешней среды, общества обусловливает возникновение сознания и Сверх-Я.

Оно и Сверх-Я, наследственность и внешняя среда давят на Я, причем влияния среды вытесняют сексуальные влечения, находясь с ними в антагонистических, противоречивых отношениях. Общество же выступает как источник всевозможных травм.

Источник: https://pro-psixology.ru/sovremennye-psixologicheskie-teorii

Теории в психологии (стр. 1 из 5)

Реферат

Теории в психологии

Посредством выявления категориального строя историзм психологического анализа дает историку психологии возможность перейти на позиции разработчика теоретической психологии.

Формулируя в качестве одного из принципов теоретической психологии принцип открытости категориального строя, исследователи получают возможность расширить базисные категории за счет психологического осмысления других понятий, фигурирующих в психологии.

Подобным образом могут быть построены новые диады: базисная категория – метапсихологическая категория. Так, например, к четырем базисным категориям, впервые введенным М.Г. Ярошевским при характеристике категориального строя психологии, присоединяются еще две – «переживание» и «субъект» [5].

Метапсихологическое развитие этих категорий (на основе других, базисных) может быть найдено, соответственно, в таких категориях, как «чувство» и «Я».

Итак, в данный момент разработки проблем теоретической психологии может быть отменена возможность восходящего движения конкретизации базисных психологических категорий в направлении метапсихологических категорий различной степени обобщенности и конкретности. Вырисовывается ряд соответствий между базисными и метапсихологическими категориями:

образ → сознание

мотив → ценность

переживание → чувство

действие → деятельность

взаимоотношения (интеракция, взаи­модействие)[1] → общение

субъект → Я

ситуация → предметность.

Определяемое ниже соотношение базисных и метапсихологических категорий может быть осмыслено следующим образом: в каждой метапсихологической категории раскрывается некоторая базисная психологическая категория через соотношение ее с другими базисными категориями (что позволяет выявить заключенное в ней «системное качество»).

В то время как в каждой из базисных категорий любая другая базисная категория существует скрыто, «свернуто», каждая метапсихологическая категория представляет собой «развертку» этих латентных образований. Взаимоотношения между базисными категориями психологии можно сравнить со взаимоотношениями лейбницианских монад: каждая отражает каждую.

Если же попытаться метафорически выразить взаимоотношения между базисными и метапсихологическими категориями, то будет уместно вспомнить о голограмме: часть голограммы (базисная категория) заключает в себе целое (метапсихологическая категория).

Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на любой фрагмент такой «голограммы» под определенным углом зрения.

В логическом отношении каждая метапсихологическая категория определяется через слитную субъект-предикативную конструкцию, в которой положение субъекта занимает некоторая базисная категория (один из примеров: «образ» как базисная категория в метапсихологической категории «сознание»), а в качестве предиката выступает соотношение этой базисной категории с другими базисными категориями – «мотивом», «действием», «отношением» («взаимоотношениями», «интеракцией»), «переживанием».

Так, метапсихологическая категория «сознание» рассматривается как развитие базисной психологической катего­рии «образ», а, например, базисная категория «действие» обретает конкретную форму в метапсихологической категории «деятельность» и т.п.

Базисную категорию в функции логического субъекта какой-либо метапсихологической категории будем называть «категориальным ядром», а категории, посредством которых данная ядерная категория превращается в метапсихологическую, обозначим как «оформляющие» («конкретизирующие»).

Формальное соотношение между базисными и метапсихологическими категориями изображено на рисунке.

Из приведенного рисунка видно, что в соответствии с принципом открытости категориальной системы теоретической психологии ряд базисных психологических категорий, как и ряд метапсихологических, открыт.

Это объясняется тем, что некоторые категории рождаются только сегодня (к примеру соотношение «ситуация» → «предметность»); как и все, возникающие «здесь и теперь», они оказываются пока отчасти за пределами актуальной саморефлексии науки.

Предлагаемый способ восхождения к метапсихологическим категориям с опорой на категории базисного уровня далее кратко иллюстрируется на примере их соотнесения.

https://www.youtube.com/watch?v=u5lvC2Jxblk

Образ → сознание. Действительно ли «сознание» является метапсихологическим эквивалентом базисной категории «образ»? В литературе последнего времени высказываются мнения, исключающие подобную версию. Утверждается, что сознание не есть, как полагал, например, А.Н. Леонтьев, «в своей непосредственности…

открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния», и не есть «отношение к действительности», а есть «отношение в самой действительности», «совокупность отношений в системе других отношений», оно «не имеет индивидуального существования или индивидуального представительства» [2].

Другими словами, сознание якобы не есть образ – акцент переносится на категорию «отношение». Подобный взгляд, как нам думается, вытекает из ограниченного представления о категории «образ». Упущена связь между понятием «образ» и имеющим многовековую традицию в истории философской и психологической мысли понятием «идея».

Идея есть образ (мысль) в действии, продуктивное представление, формирующее свой объект. В идее преодолевается оппозиция субъективного и объективного (вполне резонно полагать, что «идеи творят мир»).

Выявляя в образе то, что характеризует его со стороны действенности (а значит, «мотивов», «взаимоотношений», «переживаний» субъекта), мы определяем его как «сознание».

Итак, «сознание» есть целостный образ действительности (что в свою очередь означает область человеческого действия), реализующий мотивы и отношения субъектов и включающий в себя его самопереживание, наряду с переживанием внеположности мира, в котором существует субъект. Итак, логическим ядром определения категории «сознание» здесь является базисная категория «образ», а оформляющими категориями – «действие», «мотив», «взаимоотношения», «переживание», «субъект».

Мотив → ценность. Проверка на прочность идеи восхождения от абстрактных (базисных) к конкретным (метапсихологическим) категориям может быть проведена также на примере развития категории «мотив».

В этом случае возникает сложный вопрос о том, какая метапсихологическая категория должна быть поставлена в соответствие этой базисной категории: «значимость» (Н.Ф. Добрынин), «ценностность» (Н.И. Непомнящая), «смысловое образование», «ценностные ориентации».

Однако при всей несомненности того, что все эти понятия находятся в перекличке друг с другом и при этом соотносятся с категорией «мотив», они не могут – по разным причинам – считаться метапсихологическим эквивалентом последней. Одно из решений этой проблемы – привлечение категории «ценность».

Спрашивая, каковы ценности этого человека, мы задаемся вопросом о сокровенных мотивах его поведения, но сам по себе мотив еще не есть ценность. Например, можно испытывать влечение к чему-либо или к кому-либо и вместе с тем стыдиться этого чувства.

Являются ли такие побуждения «ценностями»? Да, но только в том смысле, что это – «негативные ценности». Данное словосочета­ние должно быть признано производным от исходной – «позитивной» – интерпретации категории «ценность» (говорят о «материальных и духовных, предметных и экзистенциальных, познавательных и нравственных ценностях» и т.д. и т.п.).

Таким образом, ценность – это не просто мотив, а мотив, характеризуемый определенным местом в системе самоотношений субъекта. Мотив, рассматриваемый как ценность, выступает в сознании субъекта как определяющая характеристика его существования в мире.

Мы сталкиваемся с подобным пониманием ценности как в обыденном, так и в научном сознании («ценность» в обычном словоупотреблении означает явление, предмет, имеющий то или иное значение, важный, существенный в каком-нибудь отношении; в философском плане подчеркивается нормативно-оценочный характер «ценности»).

Читайте также:  Эффект пигмалиона - психология

Ценностно то, что человек, по словам Г. Гегеля, признает своим.

Однако прежде чем мотив выступит перед индивидом как ценность, должна быть произведена оценка, а порой и переоценка той роли, которую мотив играет, или может играть в процессах самоосуществления индивида.

Иначе говоря, для того чтобы мотив был включен субъектом в образ себя и выступил, таким образом, как ценность, субъект должен осуществить определенное действие (ценностное самоопределение).

Результатом этого действия является не только образ мотива, но и переживание данного мотива субъектом в качестве важной и неотъемлемой части его самого. Вместе с тем ценность есть то, что в глазах данного субъекта ценимо и другими людьми, т.е.

обладает для них побудительной силой. Посредством ценностей субъект персонализируется (обретает свою идеальную представленность и продолженность в общении).

Мотивы-ценности, являясь сокровенными, активно раскрываются в общении, служа тому, чтобы «приоткрыть» общающихся друг другу.

Таким образом, категория «ценность» неотделима от базисной категории «взаимоотношения» («интеракция»), рассматриваемой не только во внешнем, но и во внутреннем плане.

Итак, ценность – это мотив, который в процессе самоопределения рассматривается и переживается субъектом как его собственная неотчуждаемая «часть», что образует основу «самопредъявления» (персонализации) субъекта в общении.

Переживание → чувство. Категория «переживание» (в широком смысле слова) может рассматриваться как ядерная в построении метапсихологической категории «чувство». С.Л. Рубинштейн различал первичное и специфическое «переживание» [3].

В первом значении (его мы рассматриваем как определяющее для установления одной из базисных психологических категорий) переживание рассматривается как сущностная характеристика психики, качество принадлежности индивиду того, что составляет внутреннее содержание его жизни; С.Л.

Рубинштейн, говоря о первичности такого переживания, отличал его от переживаний «в специфическом, подчеркнутом смысле слова»; последние имеют событийный характер, выражая «неповторимость» и «значительность» чего-либо во внутренней жизни личности. Такие переживания, на наш взгляд, и составляют то, что может быть названо чувством.

Специальный анализ текстов С.Л. Рубинштейна мог бы показать, что путь становления событийного переживания («чувства») есть путь опосредствования: образующее его первичное пе­реживание выступает при этом в его обусловленности со стороны «образа», «мотива», «действия», «отношений» субъекта.

Рассматривая, таким образом, «переживание» (в широком смысле слова) как базисную категорию психологии, категорию «чувство» – в логике восхождения – можно рассматривать как метапсихологическую категорию.

Источник: http://MirZnanii.com/a/203638/teorii-v-psikhologii

Теоретическая психология

Теоретическая психология является мета разделом психологии, который выделяется из состава других психологических наук тем, что противопоставляется практическим психологическим наукам, таким как: психотерапия, инженерная психология, психотехника и так далее.

Она занимается изучением человеческой психики – ее свойств, функций и закономерностей, а также изучает психологию человека – его убеждения, поведение, черты характера, личностные особенности и все то, что на них влияет.

Теоретическая психология – это, в сущности, научная психология, общая психология и академическая психология. Поэтому, научную психологию или даже в целом психологию, как таковую, и психологию теоретическую, можно считать синонимами.

Хотя теоретическая психология заслуживает того, чтобы быть выделенной в отдельную отрасль знания. Но вместе с тем она должна быть тесно связанна с практической психологией. Все-таки, в большинстве случаев любые исследования, и не только в психологии, начинаются с теорий, а точнее, с допущения чего-либо.

К тому же, психологической науке необходима саморефлексия [самоотражение, самовосприятие, самоосмысление], для изучения многочисленных психологических теорий и концепций. Ну что же, давайте посмотрим, какую пользу мы можем извлечь из теоретической психологии.

Так вот, теоретическая психология изучает различные психологические закономерности, коих довольно-таки много, а также вырабатывает практические рекомендации общего плана для прикладных специалистов, занимающихся решением различных проблем и задач прямо или косвенно связанных с психологией. Ключевое слово здесь – теория. Именно вокруг теории все крутится.

А теории могут быть разные, как с точки зрения их правильности и точности, так и с точки зрения их уместности. Иногда, одна теория верна в той или иной ситуации, иногда другая.

Это хорошо понимаешь, когда долгое время работаешь с людьми и понимаешь, что работать с ними по учебнику невозможно, всегда требуется особый подход к решению одних и тех же проблем, которые возникают у разных людей в разных ситуациях. Вообще, когда в психологии речь заходит о теориях, то обычно можно услышать такую фразу: “сколько психологов — столько теорий”.

Что в общем-то, верно. Я бы только добавил к этому, что психологи должны быть людьми думающими, мыслящими, они должны быть исследователями в своей области, ищущими какие-то свои пути в психологии, для понимания, объяснения и донесения до других людей важных истин. Только в таком случае они могут стать авторами какой-то значимой для этой науки теории.

В остальных случаях, психологи, как и многие люди других профессий, являются носителями чужих теорий, которые, в случае их незначительных изменений, совсем необязательно станут их собственными теориями, если только эти изменения не окажутся весьма существенными.

Другими словами, теорий в психологии много, потому что опыт у разных психологов разный, и потому что человеческая психика сложна в понимании, ее нельзя описать несколькими формулами и объяснить несколькими универсальными законами.

Поэтому в теоретической психологии, как в философии, всегда будет место новым теориям, концепциям, направлениям, которые можно развивать, но не всегда есть возможность проверить их на практике. В конце концов, наш пытливый ум всегда ищет то, чего нет и чего мы пока еще не знаем. А тот факт, что в психологии еще очень много тайн, которые человечеству предстоит раскрыть, не вызывает никаких сомнений. Поэтому теоретическая психология помогает нам, по сути, познать самих себя, причем как изнутри, так и извне.

Если говорить о психологии по умолчанию, под которой многие психологи подразумевают именно теоретическую психологию, то она определенно не сводится исключительно к теории, поскольку в ней немало внимания уделяется практике, которая позволяет проверить или развеять некоторые старые теоретические знания и в то же время порождает новые теории, благодаря полученным результатам. Так что размышлять нам всегда будет над чем. Но тем не менее, современная академическая психология, которую преподают студентам-психологам и о методах которой можно узнать из учебников, в основном является теоретической. Что, впрочем, не мешает дополнить эти знания знаниями из области практической психологии, чтобы самостоятельно синтезировать теорию с практикой и прийти к определенным полезным умозаключениям. Для меня психология никогда не сводилась и не сводится в большей степени к теории или практике, я любое направление в психологии и не только в психологии, но во всех остальных науках и даже вненаучные формы знания, считаю полезным с практической точки зрения, так как любые достоверные знания всегда имеют широкое применение, если его найти. Знания, информация – это ценность сама по себе, а уж как человек этой ценностью распорядится, зависит от его фантазии и возможностей. Да и ситуации в жизни могут быть самые разные, поэтому никогда не знаешь, какие твои знания могут оказаться для тебя полезными в жизни.

Есть ли польза от теоретической психологии? Естественно, есть. Как и от любых других теоретических знаний. Вообще, многое из того, что мы с вами знаем – это в основном теория, не подтвержденная нашими собственными практическими действиями и жизненным опытом. А некоторые знания, которыми мы руководствуемся по жизни, вообще ни чьей практикой и ни чьим опытом не подтверждены.

Скажем, никто из нас точно не знает – есть ли жизнь после смерти или нет, и что вообще ждет человека после того, как он умрет. Но при этом, огромное количество людей верят в жизнь после смерти, верят в существование ада и рая, или верят в перерождение, в реинкарнацию. А другие, наоборот, верят в то, что никакой такой жизни после смерти нет.

Другими словами – никто точно не знает, что ждет человека после смерти, но при этом разные люди верят в разные теории и эта их вера, эти их неподтвержденные ни кем знания об их будущем, сильно сказываются на их текущей жизни, на их поведении.

Одни стараются не грешить, а другие стараются взять от жизни, как можно больше, любыми возможными способами, невзирая ни на какие преграды, как внутренние, так и внешние. Можем ли мы с полной уверенностью сказать, что одни люди правы, а другие нет? Конечно, нет. Но мнение по этому поводу у нас может быть, вопрос только в том, насколько сильно мы верим в его правильность.

Поэтому теория очень важна для нашей жизни, особенно такая теория, которая сильно влияет на наше поведение и наше внутреннее состояние. С помощью теоретических знаний можно управлять, как собой, так и другими людьми, и теоретическая психология создает такие знания.

Она создает такие знания, в которые мы верим, не имея возможности их проверить, а некоторые из них мы вполне успешно применяем на практике, подтверждая таким образом их истинность. Также и практические результаты мы описываем с помощью теоретической психологии, а затем опять создаем новые концепции, новые теории, новые знания, благодаря своей фантазии.

Так что диапазон работы у практической психологии довольно-таки большой. Главное для нас – не ограничивать себя ни какими рамками, не научными, ни какими-либо другими. Тогда мы сможем выдвигать самые необычные теории и искать подтверждение им, тем самым открывая, познавая, исследуя и в конечном счете изменяя и совершенствуя наш мир.

Лично мне очень нравится теоретическая психология, а вернее, нравится размышлять о различных закономерностях человеческого поведения, человеческих убеждений, человеческих мечтаний и делать из этого далеко идущие выводы.

Мне нравится мечтать и фантазировать, потому что я считаю, что чем больше мы будем выходить за пределы допустимого и известного, тем дальше сможем продвинуться в своих делах, в том числе и таких делах, которые никак не связаны с психологией.

Скажем, можно создать успешный бизнес, опираясь на какую-нибудь необычную, но по-своему гениальную идею, которая еще никем не была опробована на практике и поэтому неизвестно, какой окажется реакция людей на нее. Это, конечно риск, но он может привести к большому успеху.

Сегодня такое время, когда креативное мышление особенно ценится, хоть и не всеми и не везде. А креативность в свою очередь, берет свое начало из теоретических размышлений, которые позволяют нам заглянуть за пределы известного.

И что особенно важно, отталкиваясь от известных нам закономерностей, с помощью теоретических размышлений можно создавать новые теории и новые знания, допускать наличие новых возможностей и совершать новые открытия.

Для меня это особенно важно, потому что я не ученый и у меня нет возможности проводить полноценные научные эксперименты, тогда как тяга к новым знаниям у меня огромная, и чтобы утолить свое любопытство и по возможности сделать какие-то свои собственные открытия, пусть даже они уже кем-то сделаны, а я о них просто не знаю, мне приходится изучать научные статьи и опираться на чужие открытия в той или иной области. Это непростая, но очень интересная работа.

Работать с информацией и создавать на ее основе новую информацию, которая была бы не просто чьей-то фантазией, а опиралась бы на проверенные научные данные и имела бы высокую вероятность достоверности, это действительно интересно и в некоторых случаях очень полезно.

Тут вам и творческое мышление задействуется, и аналитическое, и логическое, в общем, мозг напрягается очень сильно и результатом его труда может стать что-нибудь очень важное и новое, что внесет в психологию существенный вклад, а возможно и мир изменит.

Человек ведь пока еще является загадкой для самого себя, так как он не в силах управлять собой, не в силах совладать со своей природой и полностью подчинить ее своему разуму. А это говорит о том, что мы пока еще очень мало о себе знаем.

А представьте, что будет, когда мы узнаем себя лучше, когда научимся еще эффективнее контролировать себя, абстрагировавшись от своей животной сущности, мешающей нам поступать мудро, руководствуясь не своими примитивными желаниями, а здравым смыслом. Человек качественно изменится, он эволюционирует и перейдет на новую ступень развития.

И это позволит ему создать новую цивилизацию, которая быть может станет для него раем на земле и откроет перед ним новые, еще более грандиозные возможности. Ради таких перспектив имеет смысл погружаться в глубокие раздумья, размышляя о психологии человека.

Читайте также:  Валеология - психология

Вообще, если задуматься, то вся наша картина мира, которая находится у нас в голове, вся наша жизнь – это множество теорий, которые в совокупности описывают известный нам мир.

Для нас внешний мир является в большей степени виртуальным миром, потому что он формируется у нас в голове, он не что иное, как наше представление о мире, наше теоретическое представление о нем, даже если часть этой теории основана на нашем или чужом жизненном опыте.

Ведь любое реальное событие, свидетелями которого мы являлись, воспринимается разными людьми по-разному, а следовательно, оно по-разному запечатлеется в памяти разных людей. Кто-то, например, вы, помнит одно, кто-то другое, а кто-то третье, в зависимости от отношения человека к тому или иному событию.

Наш жизненный опыт – это теория, основанная на нашем отношении к тем событиям, из которых этот опыт состоит. А опыт у каждого человека свой, кто-то в одной ситуации добился одного результата, а кто-то, в точно такой же ситуации, другого.

Соответственно мнение об этой ситуации и разных людей будет разным, и они отразят его в своих высказываниях, в своем мнении, в своем описании жизни.

И нельзя будет сказать, что один человек прав, а другой нет, ибо каждый прав по-своему, но опыт у них будет разный, а следовательно, разными окажутся и те знания, которыми они поделятся с другими людьми – для которых эти знания будут теоретическими.

И совсем необязательно, что эти теоретические знания позволят вам повторить опыт других людей, то есть, что вы сможете использовать их на практике. Ведь в точности повторить чужой опыт непросто, согласитесь, особенно в тех ситуациях, когда речь идет об очень сложной деятельности, на которую оказывает воздействие масса различных факторов. Но в теории мы можем знать, что те или иные вещи возможны, а значит имеет смысл к ним стремиться. Например, мы знаем, что в теории психоанализ способен помочь людям справиться с огромным количеством проблем, но ведь чтобы такую помощь оказать, каждому конкретному человеку, психолог должен грамотно проделать необходимую работу, что далеко не всегда удается сделать, даже очень хорошим специалистам. Но ведь неудача в этой работе не обесценивает данную теорию, верно? Нужно просто стараться работать как можно лучше, чтобы добиться успеха в каждом отдельно взятом случае.

Подводя итог всему сказанному, а вернее, написанному, хочу заметить, что теоретическая психология способна очень продуктивно работать с различными психологическими знаниями. Ведь любые знания необходимо обдумывать, анализировать, оценивать, необходимо теоретически осмыслять каждый представленный ими факт, чтобы понимать его природу.

Тогда эти знания будут нам понятны, и мы сможем ими эффективно пользоваться. Естественно, любую теорию необходимо время от времени проверять практикой, насколько это возможно, чтобы от нее была реальная польза. Но даже сами по себе теоретические построения, позволяющие заглянуть за рамки известного – это чрезвычайно полезный вид работы.

Теоретические рассуждения позволяют прийти к отличным идеям, которые могут быть смелыми, дерзкими, даже наглыми и потому прорывными, с которых, как правило, начинается все новое в нашей жизни, что делает ее лучше. Так что заниматься теоретической психологией не менее полезно, чем практической. А уж про интерес и говорить нечего.

Ведь с помощью теории можно вообразить много всего необычного, а затем искать подтверждение своим домыслам и догадкам, чтобы найти истину или узнать о том, где ее нет.

Источник: https://psichel.ru/teoreticheskaya-psihologiya/

Понятие теории в психологии

Теория — внутренне непротиворечивая система знаний о части реальности, это высшая форма научного знания. Согласно К. Попперу, «теории — это сети, предназначенные улавливать то, что мы называем «миром», для осознания, объяснения и овладения им. Мы стремимся сделать ячейки этих сетей все более мелкими.

Каждая теория включает в себя следующие компоненты:

 — исходную эмпирическую основу;

 — множество допущений (постулатов, гипотез);

 — логику — правила логического вывода;

 — теоретические утверждения, которые и есть основное теоретическое знание.

Различают качественные теории, которые строятся без математического аппарата (психоанализ З. Фрейда, теория самоактуализации А. Маслоу) и формализованные теории, в которых главные выводы построены на основе математического анализа данных (теория поля К. Левина, теория когнитивного развития Ж. Пиаже).

Теория создается не только для описания, но и объяснения, а также предсказания реальности. Она считается научной, если есть вероятность ее отвергнуть (признать ложной) в процессе проведения эмпирической проверки.

Такая проверка осуществляется не на всем объеме исследуемых объектов — генеральной совокупности, а на части или подмножестве этой совокупности, которая обладает всеми ее свойствами. Такая часть генеральной совокупности называется выборкой.

Основными правилами формирования выборки являются:

1) содержательный критерий (критерий операциональной валидности), в соответствии с которым подбор испытуемых определяется предметом и гипотезой исследования;

2) критерий эквивалентности (критерий внутренней валидности), по которому испытуемые должны быть уравнены по другим (в отличие от независимой переменной) характеристикам;

3) критерий репрезентативности (критерий внешней валидности), определяющий соответствие испытуемых той части популяции, на которую потом будут переносится результаты исследования.

Теория, согласно С.Л. Рубинштейну, «это круг явлений, развивающихся и функционирующих согласно своим внутренним закономерностям. Каждая дисциплина, поднимающаяся до уровня науки, должна раскрывать специфические законы детерминации изучаемых явлений».

Основная задача всякой науки, в том числе и психологической — вскрыть основные специфические закономерности изучаемых явлений.
Теоретическим фундаментом психологической теории является принцип детерминизма, т.е.

принцип причинной обусловленности психических явлений, направленный на объяснение и раскрытие этих причин. Функциями психологической теории являются:

1) объяснение возникновения определенных феноменов (например, тревожности), или ретросказание;

2) предсказание их возникновения;

3) обнаружение и доказательство связей между несколькими детерминантами и психическим явлением.

Особенностями психологический теории являются — объяснение причинной обусловленности психических явлений, обоснование многообразия факторов, влияющих на психическое явление, дифференциация обыденных и научных представлений.

Имплицитная и эксплицитная концепции

В определенном смысле слова все люди являются исследователями, и как истинные исследователи стремятся к конструированию своей системы представлений о части реальности, к созданию своей теории. Такая концепция носит название обыденной или имплицитной.

По сравнению с ней научную теорию называют эксплицитной. Научную теорию отличает от имплицитной то, что ее можно эксплицировать, проверить, сделать явной. Имплицитные теории считаются не явными, не артикулированными, не проверенными в эксперименте.

Понятие «имплицитная теория личности» было предложены Дж. Брунером и Р. Тагиури в 1954 г. и используется до сих пор для обозначения бессознательной иерархической системы представлений о психической организации других людей. Ее содержание составляют представления о качествах личности.

В изучении имплицитных теорий личности выделяются два основных подхода — традиционный и альтернативный (психосемантический). Традиционное направление представлен работами Дж. Брунера и Р. Тагиури, а также психологию «здравого смысла» Л. Росса, теорию каузальной атрибуции Г. Келли, Д. Шейдер и др.

Альтернативный подход, названный таким образом его родоначальником Дж. Келли, возник в русле теории личностных конструктов и был развит психосемантическим направлением (П. Вернон, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелев и др.).

Представители последнего подхода, кроме выделения содержательных компонентов имплицитной теории личности, проводят факторный анализ, который позволяет оценить и объединить качества и связи между отдельными компонентами в личностное семантическое пространство.

Теория считается эксплицитной, если она артикулирована, осознана и проверена эмпирическим, или, строже, — экспериментальным путем. Критериями эксплицитной теории являются широта охвата проблем, экономность и релевантность по отношению к эмпирическому исследованию. Рассмотрим наиболее известные эксплицитные теории личности.

Источник: http://biofile.ru/psy/1705.html

психологическая теория — это… Что такое психологическая теория?

  • Психологическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, разработанная Львом Петражицким. Согласно этой теории, государство образовалось в результате деления общества по психологическим признакам: одни способны только подчиняться и подражать, другие могут управлять.… …   Википедия
  • Психологическая теория права — право возникло в результате биологических и психологических факторов человека. Содержание 1 Представители 2 Основные идеи теории …   Википедия
  • психологическая теория цикла — теория зарубежных политических экономистов, находящаяся на границе психологии и экономической науки и пытающаяся обьяснить смену фаз экономического цикла такими субьективными, психическими факторами, как смена настроений и состояний: уныния,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Психологическая теория цикла —         буржуазная теория, пытающаяся объяснить смену фаз капиталистического цикла (См. Капиталистический цикл) субъективно психологическими факторами. Широкое распространение П. т. ц. получила с конца 19 в. Английский экономист У. Джевонс… …   Большая советская энциклопедия
  • Психологическая теория нравственной санкции — система идей и доказательств того факта, что в природе человека нравственные чувства являются врожденными, что субъективные эмоции и чувства вполне способны «различить» добро и зло, что в природе человеческой психики есть осуждение зла. Теория… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — выдвинутая в отечественной психологии система представлений о происхождении и развитии психики, сущности психических процессов как особой формы деятельности продукта развития материальной жизни, внешней материальной деятельности, которая… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Психологическая теория права — возникла в конце XIX начале XX в. Родоначальниками теории считаются Г. Тард и Л.И. Петражицкий. Ценно в этой теории то, что она акцентирует внимание на эмоциональной стороне человеческого поведения. Однако она преувеличивает роль психологического …   Теория государства и права в схемах и определениях
  • Дифференциально-психологическая теория — психологическая теория, объясняющая закономерности психологических и психофизиологических различий между людьми …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • ЭГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ГИЛЛА, СТОУНА, БИБРИНГА и др. —         Психоаналитическое исследование механизмов защиты и сопротивления, переносов и производных влечений у пациентов с выраженной характерологической патологией и пограничной личностной организацией показало, что структурные характеристики… …   Психотерапевтическая энциклопедия
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РОЛЕЙ — теория, описывающая и объясняющая ролевое поведение людей в обществе и в непосредственном общении друг с другом …   Словарь терминов по психологическому консультированию

Источник: https://psychology_pedagogy.academic.ru/14059/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F

10 любопытных теорий из психологии

Психология общения дает просто неисчерпаемые возможности открыть что-то новое для своих последователей. Потому что каждого психолога окружает его «исходный материал» — люди, которые готовы подкинуть парочку свежих идей или серьезных мыслей для обдумывания практически каждый день.

И сегодня мы предлагаем вам своеобразный «психологический дайджест» — свеженькие и горячие исследования, которые могут вам пригодиться.

Заморозка настроения

Мы привыкли верить, что давая своим эмоциям выход мы чувствуем себя лучше. Идея «катарсиса» состоит в том, что выпустив свой гнев, мы избавляемся от негатива.

Участники эксперимента по «заморозке эмоций» верили в то, что волшебная пилюля в состоянии заморозить их, в то время как им давали плацебо. Их специально доводили до точки кипения и после этого сразу же давали таблетку. Все участники отмечали практически моментальное успокоение и все утверждали, что чувствуют себя значительно лучше.

То есть вам не обязательно выражать свой гнев или негативные эмоции, или пить волшебную таблетку. Весь фокус в том, что вам достаточно убедить себя в том, что вам станет легче и без выражения гнева. Просто если вы осознаете его и успокоитесь без битья чашек, криков или избиения чучела босса.

«Лицевой» фидбек

Согласно одной из теорий, существует некая взаимосвязь между выражением лица и внутренним настроем. То есть если вы будете специально хмуриться, настроение сразу же испортится. Если же улыбаться через силу, то настроение сразу же улучшится.

И эта теория подверглась проверке на людях, которые получили уколы ботокса. Оказалось, что они способны испытывать эмпатию (сопереживание) в меньшей степени из-за невозможности выражать свои эмоции на лице из-за полученных инъекций. Однако, результаты не были учтены, так как эти люди не показывали особых эмоций еще до уколов.

Самоутверждение. Я — самая обаятельная и привлекательная!

Часто положительные самоутверждения делают людей сильнее внутренне и дает им гораздо больше шансов на успех в достижении задуманного. Однако, и в этом подходе есть определенный риск.

Читайте также:  Природа обиды, или как дети учатся обижаться - психология

Недавнее исследование показало, что слишком самоуверенным людям в случае неудачи иногда бывает очень сложно начать что-то заново.

И то, насколько близко к сердцу вы приняли эту неудачу, может показать, что шансов на успех у вас в вашей дальнейшей деятельности, на самом деле, гораздо меньше, чем вы думали.

Витание в облаках

Термин «mind-wandering» не был особо известен до 2013 года, но последние исследования показали, что на самом деле вы можете получить определенные преимущества для своего мышления (а в школе учительница сказала бы вам, что вы ворон считаете).

Мы привыкли думать, что это плохо для нашей повседневной работы, но исследования показали, что вы можете лучше справляться с поставленными задачами и составлять планы на будущее, если будете изредка отпускать свое сознание и позволять ему блуждать в далеких далях.

Возможно, именно там к вам может прийти нежданное озарение, потому что ваше сознание полностью свободно и воспринимает то, что раньше был либо не замечено, либо задавлено.

Не мог бы ты сделать мне небольшое одолжение?

Техника «foot-in-the-door» (получить шанс на что-то) позволяет так манипулировать сознанием человека, что он делает для вас что-то очень важное и сложное, сначала просто согласившись выполнить небольшую просьбу. Однако есть те, кто умудряется закрутить это так, что в итоге человек делает в два раза больше (double foot-in-the-door).

Этот процесс состоит из трех этапов: малый, средний и большой, а не сразу переход от маленького к большому. Подобная постановка вопроса позволяет сделать последнюю задачу не такой пугающей. И даже если вам нужно растянуть это на неделю или две, в итоге она все равно окупается.

Эвристический аффект

Эвристический — это «правило большого пальца», которое позволяет людям делать выводы и решать проблемы.

Эвристический аффект обращается к нашей не очень логической тенденции предсказывать риск, основываясь на том, насколько пугающим это выглядит для нас, а не на реальной вероятности.

Например, люди склонны принимать меры чтобы избежать редких, но очень пугающих болезней, чем тех, которые приносят меньше боли и неудобств, хотя гораздо более реальны.

Шаблон цели

Когда мы ищем выход из сложной ситуации, например, пытаемся перейти улицу с оживленным трафиком, в первую очередь мы должны определить для себя главный источник опасности.

«Шаблон целей» — это руководство для поиска подобных массивов стимулированных комплексов. И в этом вам могут помочь… видеоигры.

Несмотря на то, что многие говорят о вреде видеоигр в большом количестве, на самом деле в них есть и положительные моменты. Например, они являются идеальным тренажером для поиска и выявления опасностей и сканирования сложных ситуаций.

И чем больше игра ориентирована на действия, тем больший вы получаете импульс для тренировки вашего внимания.

И тут я сразу вспомнила о том, как невропатолог ребенка моей подруги сказала: «А вот в это ему лучше играть почаще!» после того, как она увидела одну из игр на wii. «Хорошо развивает мелкую моторику и сообразительность!» — на прощание добавила продвинутая тетенька-врач. И было это лет 5 назад 🙂

Темная триада

Темная триада — это сочетание нарциссизма, психопатии и макиавеллизма (грубая сила, пренебрежение нормами морали и тому подобное). И это не только звучит плохо. Это действительно плохо в большинстве случаев.

Обычно, это люди, которые приносят окружающим довольно много страданий и неприятностей, а любить такого тирана — настоящая пытка. Но, тем не менее, во время исследований было выяснено, что именно эти черты способствуют продвижению по карьерной лестнице. Люди, обладающие подобными чертами, невероятно настойчивы и производительны.

Более того, они превосходят своих более добросовестных, немного обсессивно-компульсивных (склонных к повторяющимся действиям) коллег.

Боязнь счастья

Не смотря на то, что человек считает поиск и достижения счастья смыслом своей жизни, многие его, на самом деле, боятся.

Это похоже на боязнь успеха, когда человек сознательно идет на все, чтобы проваливать поставленные задачи, так как успех означает и большую ответственность, и работу.

В культурах, в которых мирское (земное) счастье и достаток связывается с грехом, человек, достигший всего этого чувствует себя, как бы парадоксально это ни звучало, несчастным.

То есть нам хочется обладать материальными и моральными благами, иметь любящую семью, любимую работу и деньги, но при этом мы начинаем чувствовать себя очень неловко на фоне остального общества, когда добиваемся всего этого. А богатые и успешные люди часто клеймятся обществом. Люди редко верят в то, что все это может быть заработано и заслужено честным трудом, а не получено в наследство или украдено.

Профессиональное призвание

Если вы будете думать о работе, как о своем «призвании», вы будете получать гораздо больше удовольствия от процесса. Люди, которые думают о своей работе как о призвании, чувствуют себя более мотивированными и удовлетворенными. И ключом к этому ощущению является не только то, что вы чувствуете, что это работа — ваше призвание. Но и то, что вы можете жить и без нее.

Если ваше желание совпадает с вашим опытом, вы ощущаете больший контроль над своей карьерой, которая, в свою очередь, может помочь вам чувствовать себя связанным с большей целью в жизни, чем с просто работой.

Источник: https://lifehacker.ru/10-lyubopytnyx-teorij-iz-psixologii/

Классификация психологических теорий по А.В. Юревичу

«Чтобы понять, кто такие психологи-теоретики, рассмотрим особенности и основные типы психологических теорий.

Психологические теории делятся на три типа:  1) теории-систематизации,  2) теории-номинации и  3) теории-проекции.

Теории-систематизации (ТС) наиболее просты, наименее претенциозны и наиболее полезны. Их суть состоит в том, что изучаемые объекты разделяются на несколько разновидностей, а в исследуемых процессах вычленяется несколько аспектов.

Это делает и те, и другие намного понятнее, а главное, упорядоченное, хотя и отдает бюрократической традицией начинать любое дело с инвентаризации. Но что в ней плохого? Причём исследователи почему-то любят делить изучаемое ими на три части, в результате чего соответствующие теории обычно выглядят как триады.

Именно такие триадические систематизации образуют скелет большинства так называемых (термин Роберта Мертона — Прим. И.Л. Викентьева), которые в современной психологии востребованы куда больше, чем любые другие теории.

А большинство психологов нового поколения знает только теории среднего ранга, хотя что-то слышали и о Фрейде или Скиннере.

Теории-номинации (ТН) основаны на переименовании общеизвестных вещей — в расчёте на то, что от этого переименования они станут менее общеизвестными, а стало быть, более научными. Костная ткань таких теорий состоит из определений типа «психика — это деятельность», «мотив- это предмет потребности» и т.п.

Их характерная особенность — большое количество подобных определений, в результате чего соответствующие теории обычно излагаются в виде многотомных произведений, сквозь многословие которых очень трудно пробиться, а значит, и понять, в чём именно состоит та или иная теория.

Теории-номинации особенно характерны для нашей отечественной психологии, органично вписываясь в нашу национальную традицию всё переименовывать — города, улицы, станции метров надежде на то, что от этого наша жизнь изменится к лучшему.

Но сейчас они не очень популярны и к тому же более других подвержены главной коррозии психологических теорий — идеологизации.

Но самый важный тип психологических теорий это всё-таки теории-проекции (ТП).

Немного забегая вперёд подчеркнём, что теории нужны в психологии не только для того, чтобы психологам, имеющим идиосинкразию на исчисление корреляций, тоже было чем заняться.

Тем не менее любые теории в первую очередь нужны тем, кто их разрабатывает, а психологические теории выполняют в этом плане две важнейшие функции.

Первая состоит в том, что с их помощью психологи привлекают широкое внимание к своим личным проблемам, что в любой другой форме было бы сделать нескромно и даже неприлично.

Вообще давно известно, что любая научная теория имеет толстенную личностно-психологическую подоплеку. Например, психобиограф (существует и такая профессия) И. Ньютона Дж.

Кристиансен убедительно доказал, что теория всемирного тяготения — не что иное, как продукт психологической тяги этого ученого к своей матери, с которой он был насильственно разлучён в раннем детстве. А формальная логика, как показал У.

Томас, это — следствие нелюдимого образа жизни и пристрастия к сухим формализмам её основоположника — Дж. С. Милля. Нечто подобное можно сказать и о многих других, если вообще не обо всех научных теориях.

Но ни в одной другой науке они в такой степени не выражают психологические особенности их авторов, как в психологии. Хорошо известно, что психоанализ Фрейда это способ, которым он лечил свой собственный невроз. Учение А. Адлера было реализацией инстинкта власти, свойственного ему самому.

Та же закономерность продемонстрирована и в отношении других классиков психоанализа и прочих авторитетных представителей психологической науки. А в работах У. Джемса можно без труда проследить не только проявление его психологических особенностей, но и перепады его настроения.

Вторая важнейшая функция психологических теорий не столь специфична для них, характерна для всех научных теорий, особенно для гуманитарных, и состоит в выражении не психологических особенностей, а личных и групповых интересов их авторов. Данная функция научных теорий воспета концепцией интересов (кстати, тоже теорией), разработанной в современной социологии науки.

Правда, связь содержания теории с личными интересами тех, кто её разрабатывает и развивает, никогда не носит непосредственного характера, что и создает иллюзию отсутствия такой связи. Однако она существует, и подчас содержание теории имеет куда меньшее значение, чем стоящие за нею личные и групповые интересы учёных.

В данном плане теории напоминают знамена: не важно, что изображено на знаменах и какого они цвета, важно, кто их поднимает и с какими целями. Теории это и в самом деле знамена, под которые учёные становятся ради отстаивания своих интересов. Для знаменосца, т. е.

для автора теории, это интересы индивидуальные, для всех остальных, становящихся под знамя, — интересы групповые, сравнимые с интересами членов политической партии. Что, кстати, является одним из главных свидетельств, как выражаются науковеды, теснейшей связи когнитивного и социального в науке. При этом было бы совершенно несправедливо считать психологов непринципиальными людьми.

Многие из них были очень даже принципиальными, способными ради своих принципов на истинный альтруизм и даже на героизм. М. Басов, например, сам снял себя с поста директора института и отправил рабочим на завод на социалистическое перевоспитание.

Вот настоящее назидание молодым психологам, которые такой подвиг, наверное, даже не смогут себе представить. Равно как и переживания Л. Выготского, который писал: «я не хочу жить, потому что меня не считают марксистом».

Здесь следует отметить, что сверхэмоциональное отношение к отстаиваемым им учениям вообще очень свойственно отечественным учёным. Эту тенденцию уловил ещё М.

Ломоносов, который писал о том, что униженное, по сравнению с чиновниками, достоинство отечественных профессоров приводит их к «помешательству в размножении учения».

Вопрос о том, зачем для выражения личных интересов психологам, да и вообще учёным, нужны научные теории, тоже может задать только очень наивный читатель. На войне как на войне, но для каждой войны характерны свой тип оружия и особые правила поведения воюющих сторон. С развитием науки изменялись и виды вооружения, которыми учёные пользовались для уничтожения своих противников, и область дозволенного.

Так, Гассенди, критикуя систему Аристотеля, настаивал на том, что нельзя верить такому жадному, неблагодарному, склонному к различным низменным побуждениям человеку, который, вследствие этих своих личных недостатков, не может быть прав.

В советские годы уничтожить оппонента можно было ещё проще — указав компетентным органам на его недостаточно пролетарское происхождение или на идеологическую нелояльность. Но в современной, относительно нормальной (не только в смысле Т. Куна, но и вообще) науке так уже нельзя.

Её этика требует критики не личности оппонента, а его научных воззрений, и поэтому учёные, метя в эту личность, вынуждены бить по отстаиваемой ею теории. Побеждена же любая теория, как будет показано ниже, может быть не эмпирическим опытом, а только соперницей той же весовой категории — другой теорией.

И поэтому главное оружие, которое учёные используют при сведении личных счетов, — научные теории».  

Юревич А.В., Психологи тоже шутят, М., «Канон+», 2012 г., с. 67-70.

Викентьев И.Л.

Youtube

Источник: http://vikent.ru/enc/4174/

Ссылка на основную публикацию