Тренер — мотиватор — психология

Особенности мотивации спортсменов

Тренер - мотиватор - психология

(материал подготовлен Мешковой Е.А. – преподавателем дисциплин «Психология общения» и «Социальная психология»  ГБОУ СПО МО «Училище (техникум) олимпийского резерва № 2, г.Звенигород)

       Спорт – это особая деятельность человека, которая, прежде всего, связана с большим физическим напряжением и требует сохранения у спортсмена устойчивой положительной мотивации к ежедневным нагрузкам, формирования активной внутренней установки на самосовершенствование, самовоспитание и саморазвитие. Такая специфическая деятельность  в результате приводит к формированию у спортсмена профессионально важных психических качеств и личностных особенностей, значимых как для конкретного вида спорта, так и полезных в повседневной жизни.

         Спортивные психологи и опытные тренеры полагают, что без знания  особенностей потребностно-мотивационной сферы юного спортсмена, трудно «подводить» его к соревнованиям, формировать  устойчивую, «результативную» мотивацию достижения успеха. Тренер, вооруженный информацией о личной мотивации своего подопечного, выступает как тонкий творец и истинный создатель его спортивного результата.

          Говоря о мотивации, необходимо подчеркнуть, что она является одним из проявлений личностных черт спортсмена. Ведущая мотивация, как и характер, формируется в течение всей жизни человека, начиная с раннего детства.

Природу мотивации достижения успеха (потребность во всем быть первым, неудовлетворенность проигрышем, потребность в признании личных достижений, склонность к активным двигательным действиям, положению лидера в общении со сверстниками и др.

) в детском возрасте в основном определяют особенности  психики ребенка.

         Огромное влияние на формирование устойчивой мотивации достижения успеха в спорте оказывают внешние компоненты, такие как, воспитание в семье, влияние педагогов и тренеров, которое проявляется в положительном и внимательном отношении не только к способностям ребенка, но и к его потребности двигаться, соревноваться.

         Внедрение новых организационно-методических приемов физического воспитания, наличие современной материально-технической базы для занятий физической культурой и спортом,  доступный спортивный инвентарь, соответствующая реклама, спортивные телевизионные каналы и каналы, пропагандирующие здоровый образ жизни,  – всё это создает у молодого человека положительный фон для формирования стойкого интереса и потребности к занятию спортом и, как следствие, к здоровому образу жизни.

         По признанию многих спортивных психологов и тренеров, сформированная или, как еще говорят, «заточенная на успех» мотивационно-потребностная сфера спортсмена — это стержень, ядро его личности.

Это ядро состоит из совокупности внутренних качеств и побудительных мотивов к конструктивному, рациональному действию не только в момент ответственных соревнований, но и в трудоемкий, рутинный и энергозатратный период «накопительного» тренировочного процесса.

 
При каждодневной тренировочной деятельности спортсмену требуется достаточно высокий уровень мотивации, побуждающий его перешагнуть барьер переживания дискомфортных ощущений, возникающих при крайней степени утомления и напряжения.

Степень выносливости к действию факторов нагрузки в этом случае будет зависеть от силы ведущего и сопутствующих мотивов. При высоких психофизических нагрузках они побуждают спортсмена к проявлению имеющихся волевых компонентов характера, как в учебно-тренировочном процессе, так и в ситуации соревновательной деятельности.

         Мотивация достижения успеха в спортивной деятельности имеет двойственный характер. С одной стороны, долговременный (сила и устойчивость мотива постановки и достижения отсроченной во времени цели), с другой – ситуативный (сила и устойчивость мотива достижения успеха при намерении показать лучший для себя результат с позиции «здесь и сейчас»).

         Надо отметить, что проблема отсроченной во времени конечной цели (например, итоговых спортивные состязания — финалов) в учебно-тренировочном процессе зачастую приводит к потере («замыливанию») образа перспективы соревнования.

И, как следствие, у спортсмена снижается уровень мотивации и интереса к тренировочной деятельности, без которой (и спортсмен это хорошо понимает) достижение поставленных целей невозможно. В этом случае у него довольно часто мотивация достижения успеха постепенно начинает сдавать свои ведущие позиции в пользу мотивации избегания неудач.

При этом недовольство своей деятельностью или же, наоборот, иррационально завышенная самооценка своих достижений переносятся из личностного уровня, на внешние социальные факторы.

         Например, перестает нравиться ранее устраивающий план тренировочного процесса; место и время проведения тренировок становится неудобным; вызывает сомнение принимаемая ранее методика учебно-тренировочного процесса; кажется, что тренер слишком придирчив, соперники или члены родной команды бесцеремонны; снижается уверенность в личном (командном) успехе и персональная активность спортсмена. Для внимательного тренера эти симптомы является отражением меняющейся или уже изменившейся мотивации спортсмена.

          В последнее время в обществе сложилась ситуация, при которой материальные ценности занимают ведущее место в потребностно-мотивационной сфере многих людей. Это не могло не отразиться, как на деятельности спортсменов, так и на особенностях спортивной мотивации.

«Материальная ориентация» может иногда выступать как ведущий мотив в мотивации спортсмена, но доминирование в установках и потребностях именно материального стимула следует рассматривать как сигнал неблагоприятный.

Тренер в работе со спортсменами не должен использовать только материальное стимулирование их усилий.  Нужен разумный баланс в удовлетворении духовных и материальных потребностей.

 Социологический опрос победителей и призеров различных соревнований показал, что стоя на пьедестале, спортсмен переживает различные эмоции, но мысли о сумме, которая будет получена им за выигрыш, приходят, как правило, позже.

         Если тренер умело формирует у спортсмена ведущий мотив и второстепенные мотивы «подстраивает» под цели и задачи для достижения намеченного (запланированного) результата, то спортсмен мотивирован на их достижение.

Это объясняется тем, что перед спортсменом выстраивается четкая иерархия мотивов.

Она открывает перед ним широкую перспективу повышения персональной результативности с помощью удовлетворения разноплановых, причем сначала духовных и только затем материальных, запросов и потребностей.

         Если тренер знает наиболее актуальные потребности спортсмена и не игнорирует его потребности в самоутверждении, самовыражении, исполнении общественного долга, то это знание и конструктивное отношение тренера повышает эффективность деятельности спортсмена в учебно-тренировочном процессе.

А в соревновательной деятельности эти знания настраивают конкретного спортсмена (команду) на то, чтобы, в одном случае, показать свой максимум с позиции «здесь и сейчас», достойно проигрывая более сильному противнику, а в другом — суметь переломить ход состязания или соревновательного поединка и в итоге одержать победу над более сильным соперником.

         Мотивация спортсмена также во многом зависит от факторов социально-бытового характера, например от микроклимата в команде, где он осуществляет свою учебно-тренировочную и соревновательную деятельность. Тренеру важно учитывать в работе со спортсменом его доминирующую (ведущую) мотивационную направленность.

И если она — «общение», то для такого спортсмена особенно значима психоэмоциональная обстановка, которая царит в его команде. Если его потребность в общении не реализуется в полной мере, то возникает реальная опасность «зажима» и «ситуативной тревожности» на соревнованиях, причем только от того, что у спортсмена не было возможности обсудить в команде важные для него вопросы.

Психологи в таких случаях говорят о синдроме «незавершенного действия» (по Зейгарник). Т.е. спортсмен самостоятельно не может выбрать для себя конкретное, ясное решение волнующей его проблемы. Он не может сориентироваться, как действовать правильнее и результативнее для команды в каком-то конкретном случае.

В данной ситуации слово тренера, определенность его позиции по волнующему спортсмена вопросу, снимает и «зажим» и возникшую ситуационную тревожность.

         Если же мотивационная направленность спортсмена – это «деятельность», то для него важно в полной мере реализовывать весь свой арсенал возможностей в избранном виде спорта.

И от уровня реализации себя в конкретной деятельности зависит сила и устойчивость его мотивации достижения успеха. Тренеру необходимо помнить, что данная психологическая направленность, как правило, свойственна спортсменам — «трудоголикам».

Поэтому здесь необходимо контролировать и корректировать действия и поведение данного спортсмена и не допускать перетренировки, чтобы он смог «выдать на гора» весь свой высокий потенциал в нужное время и в нужном месте.

Считается, что  у спортсменов с данной мотивационной направленностью большая вероятность получения травмы из-за повышенной бескомпромиссности и агрессивности поведения на спортивной площадке под девизом: «Отдать всего себя для победы».

         И, наконец, если мотивационная направленность спортсмена – «на себя», то для «подпитки» мотивации достижения успеха в учебно-тренировочной и спортивной деятельности ему очень важен карьерный рост.

Спортсмены такого типа, например, уверены, что реализация затраченных им сил обязательно должна воплощаться в повышении его социального статуса в команде. Как правило, ему очень важно услышать слова одобрения, выделяющие его на фоне кого-то, кого он считает равным.

Жгучее желание такого спортсмена быть первым, главным, лучшим – вот локомотив его мотивационно-потребностной сферы. Однако есть реальная опасность, что, если по субъективному мнению ему покажется, что тренер или кто-то из команды «мешает» ему реализоваться, он будет склонен искать другую команду.

Читайте также:  Эмоции, которые делают дети - психология

Известны случаи, когда спортсмен переходил в другую, более слабую команду, но там он успешно реализовывал свою цель и ведущий мотив быть лучшим на фоне других, быть лидером.  В этом случае происходит смещение ведущего мотива на другой компенсаторный аспект. Он первый, лучший в новой команде.

И, в этом случае для спортсмена не столь актуально, что новая команда, в которой он является реальным, действующий лидером, сама не является таковой.

         Специалистами, которые исследуют проблемы мотивации спортсменов,была определена зависимость: чем шире круг успешно решаемых спортсменом задач в его личной спортивной деятельности, тем более ярко выражена и более устойчива у него мотивация достижения высокого результата.

В учебно-тренировочной и спортивной деятельности практически на всех её этапах информация о предстоящих соперниках имеет большое мотивирующее значение.

Это обстоятельство необходимо учитывать в тренерской практике.

Для усиления мотивации каждого спортсмена и команды в целом необходима не только общая информация о предстоящих конкурентах, гораздо важнее оценить слабые и сильные стороны их подготовки.

         Если же говорить в целом о связи мотивации и психофизического состояния спортсмена, то можно отметить прямую зависимость. Чем лучше состояние здоровья спортсмена, тем выше его мотивация.

В этой связи большую роль приобретают профилактические мероприятия, позволяющие предупредить возникновение отдельных психосоматических заболеваний, и тем самым, сохранить мотивацию спортсмена на высоком уровне. 

         Необходимо также подчеркнуть, что изменения в психическом состоянии спортсмена могут иметь конкретную «материальную» основу. Неуверенность, страх — возможно  результат методических просчетов тренера.

В результате возможных ошибок в тренировочном процессе, у спортсмена формируется иррациональная цель, которую он не способен достичь, несмотря на усердие и перенапряжение.

Вследствие этого может возникнуть фрустрация, которая крайне негативно воздействует не только волю и психоэмоциональную устойчивость спортсмена, но и на его потребностно-мотивационную сферу. 

         Практика спортивной деятельности знает целый ряд примеров, когда благодаря плодотворному сотрудничеству тренерского состава со специалистами – психологами были разработаны индивидуальные планы построения учебно-тренировочного и соревновательного процессов для каждого спортсмена команды, с помощью которых удавалось скорректировать и благополучно преодолеть имеющиеся пробелы в психофизиологическом компоненте подготовленности команды.  Учебно-тренировочный и соревновательный процессы, выстроенные с учетом индивидуальных психофизических особенностей каждого спортсмена, позволяют сформировать у них устойчивую мотивацию достижения высших результатов. В свою очередь, мотивация достижения успеха приводит к формированию у спортсмена установки на целеустремленность, уверенность в себе. Год за годом эта установка закрепляется в его сознании. И в результате положительные качества спортсмена становятся характерными особенностями его личности, находят свое отражение не только в высоких спортивных достижениях,  но и в его жизнедеятельности вне спорта. 

Контактные данные автора — Елизаветы Мешковой:

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

+7-903-749-27-06 

Источник: http://www.self-master-lab.ru/recommendation/recompsiho/12-uncategorised/381-osobennosti-motivatsii-sportsmenov.html

План, лекция и упражнения к мотивационному тренингу

Тренинговое действие ВремяКак это сделатьПримечание
1.  Знакомство15 минКаждый участник представляетсяИ отвечает на вопрос: Что привлекает меня в моей работе?
2.  Введение нормСидоренко«Мотивационный Тренинг»15 минТренер предлагает участникам обращаться на «ты». И предлагает 3 нормы:Активности, психологической и физической безопасностиНа этой стадии тренер проявляет деловитость и твердость, вежливо и с чувством юмора пресекая долгие рассуждения. Все хотят работать, и большинству не нужны объяснения почему он это делает.
3.  Разминка«Психогимнастика в тренинге» под ред. Хрящевой с.2015 минУчастники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.Когда упражнение завершено, тренер может обратиться к  группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?» или «Как ваше настроение сейчас?»Цель: повысить тонус группы. Как правило упражнение проходит весело. Оно позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление.
4.  «Лекция»30 минБеседа о теоретических основах мотивации.
5.  Разминка15 минПостроение по росту, цвету волос, дате рожденияСплочение команды!!!!
6.  Хочу работать!!!!30 минУчастники делятся на две команды. Одна команда – это сотрудники, которые очень хотят работать. Вторая команда – это участники (воображаемые родители, супруги) которые препятствуют желанию работать на этой работе. Команды  меняются местами.Цель: Выявление собственных мотивов.
7.  «Птичий двор»60 минОрганизация: Участники должны иметь возможность свободно перемещаться в помещении. Желательно, чтобы в процессе упражнения можно было использовать мебель и какие-нибудь подручные материалы.Цель: Выявление неосознаваемых аспектов в организации собственной трудовой деятельности.
ОБЕД
8.  Упражнение «Выйди из круга»Стишенок «Трениг уверенности в себе»С. 5830 минУпражнение «Выйди из круга» — прекрасная диагностика жизненного стиля человека. Его суть, конечно, не в самом результате — «погиб» участник или нет, а в том, как он опре­деляет свою судьбу. Кто-то рвется из круга силой напролом, кто-то все три минуты растерянно улыбается и делает вид, что ничего не происходит, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идет с открытым сердцем.Цель упражнения: Определение участниками тренинга сво­ей способности достигать поставленной цели, находить вы­ход из сложных ситуаций, умения не теряться в испытаниях, бороться на пределе душевных сил и, с другой стороны, дове­рять людям.
9.  Возьмите меня в экспедициюШевцова http://www.shevtsova.ru/shkola/ex_ex.php70 минОрганизация: Работа в кругу. По ходу сюжета участники будут пересаживаться на сторону, где сидит тренер.Цель: Исследование стратегии самопрезентации в ситуации оценивания. Способствовать преодолению «страха экзамена», нахождению новых способов убеждения, влияния, раскрытию потенциалов естественности.
10.  Минное полеШевцоваhttp://www.shevtsova.ru/shkola/ex_minefield.php30 минОрганизация: В помещении освобождается свободное пространство. На полу раскладываются листы цветной бумаги – беспорядочно, на расстоянии 40–50 см. Важно, чтобы листов было много, и они покрывали все пространство до стены. Вдоль стены расставляются в ряд стулья.Цель: Способствовать развитию смелости в принятии решения и достижении своей цели.
11.  Поймай удачуШевцоваhttp://www.shevtsova.ru/shkola/ex_luck.php15 минОрганизация: группа 10-18 человек. Важно, чтобы в помещении можно было свободно двигаться. Понадобятся бумага, бумажный скотч и повязка на глаза.Цель: Способствовать созданию ощущения и уверенности в собственной удачливости и везении.
12.  Упражнение «Успех»Стишенок «Трениг уверенности в себе»С. 7215 минОбсуждение:Участники рассказывают, насколько им удалось предста­вить и почувствовать ситуацию успеха.Цель упражнения: Формирование оптимизма, укрепление уверенности участников в том, что они способны достичь успеха
13.  Завершение20 минВысказывание участников группы о том что происходило в течении тренинга…

Тренинг с 10 – 18 часов с перерывом на обед  — 1 час – 7 часов, 6 (360 мин) часов чистого рабочего времени, 30 мин – перерывы, 30 мин – запасного времени на спонтанно возникающие вопросы и дискуссии.

Лекция.

Мотивация

Это весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека. Можно разделить ее на два раздела: система мотивов определенного человека, система действий по активизации мотивов определенного человека.

Как вы считаете, все ли мотивы осознаваемы?

Можно рассмотреть мотивацию с точки зрения айсберга:

                                                  10% — осознаваемая

                                                  90% — неосознаваемая 

                                                  Часто мы не осознаем, что движет нами. И действия по мотивированию других людей тоже не осознаваемы и часто несознательны, потому что плохо понимаемы нами самими.

10% мотивации определяется факторами общественного договора: расчета, обмена, обязательств.

90% — это стихийная мотивация.

Наша задача расширить зону осознанных действий по активизации мотивов определенного человека.

Остановимся на вопросе направленности: рассмотрим мотивацию к работе

Читайте также:  Каяться - психология

Как вы считаете, какие виды направленности мотивации могут быть?

Выделяется 3 вида направленности:

                               1.  На себя                2. На других

                                 (эгоист)                          (альтруист)                                               

                                                  3. На задачу

                                (трудоголик, фанатик, эксперт)

                                    На результат                 На процесс

                                     (парателик)                    (телик)                                         

 На достижение успеха             На избегание неудачи

1.  Направленность на себя

Как вы считаете всегда ли эта направленность может считаться эгоизмом?

Рассмотрим самую известную теорию мотивации А. Маслоу.

на себя                     Самоактуализация                          — потребность развивать и реализовать свой потенциал

                                                                                              полностью

                            Уважение, признание                    —  потребность ощущать себя ценимым другими и                                           

                                                                                               самим собой

                                 Любовь, дружба                       — потребность в добрых и любовных отношениях с

                                                                                               другими людьми

на себя                        Безопасность                          — потр. В защищенности от опасности, угрозы, нападен

                на себя            Физиологические потребности         — кислород, вода, пища, физ. Здоровье, комфорт

Согласно концепции Маслоу, сначала должны быть удовлетворены потребности более низкого уровня, чтобы перейти к удовлетворению потребностей более высокого уровня.

«Человек должен быть тем, чем он может быть. Эту потребность можно назвать самоактулизация.» А. Маслоу.                                                                                                                                                

Человек тем более человек, чем более высокими потребностями он движим.

В результате исследования этой теории возникло много вопросов:  действительно ли удовлетворенные потребности перестают быть активными? Действительно ли удовлетворение одних потребностей активизирует потребности следующего уровня?

Так же стоит вопрос, как определить степень удовлетворенности потребностей определенного уровня.

Эта теория пользуется большой популярностью в среде менеджеров.

Давайте рассмотрим пример Ван Гога, как известно он был очень беден и за всю свою жизнь продал всего несколько картин, когда у него наконец появлялись деньги его подруга просила их у него на жизнь, и он отвечал …. Покупкой новых красок.

Как вы считаете, какая направленность преобладала в его действиях?

2.  Направленность на других.

Люди это главный ресурс организации, фактически не одна задача не может быть выполнена без людей.

          В каждый момент времени человек находится то в телическом состоянии, то в парателическом  состоянии.

Телическое состояние это когда человек ориентируется на существенную цель (или чувствует в этом потребность).

Парателическое, когда человек ориентируется на какие-то аспекты своей текущей деятельности и связанные с этим ощущения (или испытывает потребность ориентироваться на них).

Для того чтобы понять какая потребность у вас преобладает, достаточно вспомнить какое-либо дело которым вы уже какое-то время

Источник: https://vunivere.ru/work31000

Наука и психология для мотивации в фитнесе

Наука и психология для мотивации в фитнесе

Что такое мотивация? Что движет нами, тобой и мной? И я не имею в виду только основные определения, а скорее науку о том, как работает мотивация и психологические процессы, стоящие позади нее. В этой статье мы будем размышлять о том, что движет нами в жизни, и в фитнесе (спорте).

Мотива́ция (от лат. movere) — побуждение к действию. Мотивация в целом определяется как совокупность побуждающих факторов (потребностей), которые определяют активность людей и других животных, объясняющих их поведение, начало, направленность и активность.

При ее удовлетворении формируется положительная эмоция. Цепь активации в конечном итоге выглядит как: потребность – мотивация — эмоции – побуждение к действию.

Ученые полагают, что гипоталамус является ведущим центром возникновения эмоций, который обеспечивает физическую основу для удовольствия у человека, играет большую роль в мотивации.

Гипоталамус и лимбическая система
Гипоталамус означает, одна из версий, «под таламусом». Гипоталамус участвует в регулировании определенных функций организма, включая голод, жажду, циркадные ритмы, колебания и выделении гормонов в течение дня, аспектов сексуальной активности и температуры тела. Гипоталамус является частью лимбической системы.

Лимбическая система участвует в организации того, что движет нами, основанных на воспоминаниях и других стимулах. Эта система окружает ствол мозга как оболочка. Ее обычно называют «обонятельным мозгом», так как она непосредственно связана с обонянием и осязанием.

Медицинские препараты, влияющие на настроение, воздействуют именно на лимбическую систему, и поэтому те люди, которые их принимают, ощущают эмоциональный подъем или депрессию. Эмоциональный опыт и интерпретации, эмоционально окрашенных событий или раздражение системы заставляют стимулировать разные участки этих областей и их связь друг с другом.

Кроме того, лимбическая система может быть важна для нашего общего сознания.

Мотивация достижения
Мотивация ориентированного на достижение цели поведения может стать мощным стимулом в жизни человека. Некоторые люди живут для достижения своих целей. Потребность в достижении — это их мотивация для выполнения сложной задачи быстро и эффективно.

Именно поэтому методика измерения мотивации достижения, разработанная исследовательской группой Дэвида С. Мак-Клелланда стало прорывом в области психологии.

В дополнение к базовым человеческим потребностям, таким как пища и кров, выделяют три других типа мотивационных потребностей:

  • потребность достижения: человек, мотивируемый такой потребностью, хочет добиваться успеха и достигать целей амбициозных, но реалистичных;
  • потребность во власти: человек, мотивируемый ею, хочет добиться власти, влияния, уважения, роли лидера.
  • потребность в принадлежности: человек, мотивируемый такой потребностью, стремится установить взаимодействие с другими людьми, которые также ищут благожелательного отношения и признания.

Исследователь, его ученики и коллеги в течение сорока лет, изучали первый тип потребности.

Они проанализировали личности тех, кто продемонстрировал эту потребность, в достижении цели находясь в обществе в целом.

Те, у кого была высокая потребность достижения, как правило, работали больше, чем без нее, были более ориентированы на будущее, и получали большее удовлетворение от проделанной работы.

Примером мотивации достижения могут служить результаты анализа исследования, проведенного методом фокус-групп на студентах-медиков. Группа респондентов состояла из десяти мужчин и девяти женщин. Все они получили высокие оценочные баллы по итогу сдачи всех экзаменов.

В ходе обсуждения темы, было установлено, что студенты полностью посвятили себя учебе: ходили на лекции, устанавливали приоритеты, занимались самостоятельным обучением, анализировали ошибки, планировали время, и поддерживали семью.

Неакадемические факторы, такие как недосыпание и ностальгия также сыграли определенную роль в учебе.

Люди, мотивируемые такой потребностью, как правило, приносят себя в жертву ставя перед собой цель, к которой они стремятся всю свою жизнь, и обходят проблемы, которые могут быть не связаны с фитнесом или спортом, научными кругами, или с тем, что они не мотивированы делать. Они тратят свое время на обучение, как добиться успеха и достигать целей более эффективно.

Достижение цели делает некоторых людей довольными и счастливыми. С другой стороны, провал может привести к боли, печали и несчастью, которые могут привести к уходу от разрешения стрессовой ситуации поведения.

Рассматривая спортсменов мы обычно видим сочетание двух типов успешных мотиваций:

Внутренняя мотивация: определяется как психологические свойства личности и желание быть компетентным, уверенным в своих силах и намерениях, получать удовлетворение от своего труда, самореализации.

Эти спортсмены, как правило, инициативны из-за своей любви к игре или тренировке. Внутренне мотивированные спортсмены имеют больше шансов сохранить согласованность усилий в тренировках и соревнованиях.

Мотивация достижения: Эти спортсмены хотят участвовать в соревнованиях или социальных сравнениях. При прочих равных качествах между двумя спортсменами, тот, кто имеет более высокую мотивацию достижения, будет лучше из-за стремления добиваться высоких результатов.

Тренер: понимание мотивации.

Как вы знаете фитнес это не спорт, здесь мотивация клиента ставится как задача. Понимание и использование различных видов обучения с подкреплением и наказанием помогут тренерам лучше мотивировать своих клиентов.

Насколько и какой вы используете тип мотивации, зависит от способности тренера понять клиента, его или ее эмоции, и его или ее личность.

Понять на основе чего ставятся цели и принимаются решения о том, как надо действовать в той или иной ситуации, избегая психологического дискомфорта.

Существуют положительные и отрицательные способы обучения и тренировки. Положительный подход, основанный на поощрении за соответствующее поведение, повышает вероятность возникновения желательных реакций в будущем.

С другой стороны, отрицательный подход, основанный на наказании нежелательного поведения, должен привести к снижению вероятности его повторения в будущем.

Читайте также:  Динамические мотиваторы - психология

Положительный подход предназначен для подкрепления желательного поведения вследствие мотивации, занимающегося на его повторение и поощрения в случае повторения такого поведения. Отрицательный подход направлен на искоренение нежелательного поведения посредством наказания и критики.

Обучение с подкреплением. Принципы подкрепления.

Поведение подкрепления основано на двух основных принципах.

  1. Если выполнение чего-либо приводит к хорошим последствиям (положительное подкрепление), люди, как правило, стараются повторить данное поведение для получения дополнительных положительных результатов.
  2. Если выполнение чего-либо приводит к неприятным последствиям (отрицательное подкрепление), люди, как правило, стараются не повторять данного поведения с тем, чтобы избежать более негативных последствий.

Что, по-моему, изменилось за последние одно-два десятилетия, так это то, что принципы достижения быстрых результатов стали как бы сами собой разумеющимися в стандартных приемах обучения.

«Вот способ быстрого обучения горным лыжам: не кричите на начинающих, постепенно переходите от первого к десятому этапам, хвалите и подкрепляйте успехи на каждом из этапов, и большинство из них через три дня будут на склонах».

Принципы подкрепления довольно сложные, поскольку люди:

  • по-разному реагируют на один и тот же подкрепляющий фактор;
  • не всегда способны повторить желаемое поведение;
  • в разных ситуациях получают различные подкрепляющие факторы.

Тренеру необходимо учитывать все возможные виды подкреплений (похвала, улыбка, похлопывание по спине, разрешение на чит-мил), а также знать, как каждый занимающийся их оценивает.

Например, человек, занимающийся по программе, получает значительное положительное подкрепление от того, что находится в форме и хорошо выглядит.

Однако занимаясь по программе, он меньше времени уделяет своей семье, что является отрицательным подкрепляющим фактором, который перевешивает положительный, вследствие чего человек бросает занятия.

Очень часто тренеры, преподаватели и инструкторы по физической подготовке не подозревают о таких конкурирующих мотивах и подкрепляющих факторах.

С другой стороны, отрицательный подход, основанный на наказании нежелательного поведения, должен привести к снижению вероятности его повторения в будущем.

Положительный подход предназначен для подкрепления желательного поведения вследствие мотивации клиента на его повторение и поощрения в случае повторения такого поведения.

Отрицательный подход направлен на искоренение нежелательного поведения посредством наказания и критики. Следовательно, основной мотивацией здесь является страх.

Использование наказания и критики может:

  • повышать боязнь неудачи
  • действовать как усиливающий фактор
  • препятствовать усвоению навыков и умений

Выбор эффективных подкрепляющих факторов

Вознаграждение должно отвечать потребностям тех, кто его получает. Чтобы выбрать адекватное вознаграждение, необходимо знать вкусы людей, с которыми вы работаете. Вознаграждения можно разделить на внешние, то есть исходящие из внешних источников, например, от тренера и внутренние, например, гордость за выполнение и ощущение своих возможностей.

Чем раньше после реакции обеспечено подкрепление, тем сильнее его воздействие на поведение. Особенно важно подкрепление в период, когда клиент усваивает новые навыки и когда легко утратить уверенность при неправильном выполнении упражнения.

После усвоения навыка необходимость немедленного подкрепления отпадает, тем не менее, необходимо определенное подкрепление, чтобы обеспечить адекватное поведение. Так же необходимо выбрать то за что вы будете поощрять, наиболее важное поведение, которое приводит к правильным действиям, выполнению близкому к идеальному.

Положительное подкрепление должно быть доминирующим методом изменения поведения; по мнению ученых, 80—90 % подкреплений должны быть положительными. Несмотря на то, что наказание характеризуется возможными побочными явлениями, особенно если применяется слишком часто, иногда его просто необходимо использовать, чтобы искоренить нежелательное поведение.

Наказание.  

Наказание призвано уменьшить возникновение активных действий, то есть негативное поведение, такое как ошибки или отсутствие усилий предъявлением неприятных стимулов. Как и поощрение, наказание могут выполняться двумя способами.

Позитивное наказание является презентацией какого-либо действия, объекта или события после данного поведения клиента, которое может уменьшить нежелательную реакцию.

Например, некоторые спортивные залы делают замечания или даже аннулируют клубные карты своим клиентам, если они бросают штанги, без веса, поскольку если они не обратили на их поведение внимания, то это становится привычным (не говоря уже о порчи оборудования).

Отрицательное наказание является удалением чего-либо, что ценится клиентом, которое может принять форму грубого ответа или упрека, ругани.

Тренера могут использовать обе формы мотивации, но позитивное подкрепление, более эффективно, потому что оно сосредоточено на том, что должны делать клиенты и что они делают это правильно. Подкрепление повышает целевую направленность, отношение, а не беспокойство и раздражительность.

Фокусирование на соответствующих задачах облегчает время реакции и время принятия решения. Успешный опыт раскрашивает эмоции клиента в положительный цвет, создавая благоприятный фон для функционирования психических процессов и психомоторики.

Наибольшая результативность возникает при оптимальных и индивидуальных для конкретного клиента уровнях психического напряжения.

Оптимизация психического напряжения может обеспечиваться через оптимизацию психических нагрузок. Психические состояния клиента можно условно классифицировать еще по одному признаку, характеризующему степень адаптации требований к тренировкам. Здесь выделяются:

а) благоприятные (оптимальные) состояния — это состояния спокойствия, уверенности, комфорта и ощущения полноты сил;

б) неблагоприятные состояния — это дискомфортные, тяжелые, неприятные состояния;

в) вредные состояния — монотония, психическое пресыщение;

г) крайние состояния — утомление, снижение эффективности деятельности («мертвая точка») и др.

Определенный сложившийся образ взаимодействия тренера с клиентом, который в свою очередь стремиться к нему, за помощью в решении своих целей, и подход к мотивации указывают, получается ли двигаться в сторону желаемого стимула. При этом тренер своими действиями должен избегать внутреннего дискомфорта для клиента. Точки общения должны служить индикаторами, с их помощью можно не только изучать складывающуюся ситуацию, но и оказывать на нее влияние.

Исследования показали, что положительная мотивация способствует когнитивной гибкости (умственная способность переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно).

На баланс между когнитивной гибкостью и стабильностью (способность переключать свое поведение при возникновении опасности) также влияет уровень мотивации.

Воздействие низкой или высокой положительной мотивации будет сдвигать баланс в ту или иную сторону.

Если с когнитивной гибкостью ясно, она нужна, чтобы реагировать на любые изменения в рабочей среде. То, что такое когнитивная стабильность нам дает наглядное представление известная зрительная иллюзия. Что изображено на этом рисунке?

Некоторым вначале видится молодая женщина, отвернувшаяся от художника, а другим — старуха с огромным носом. После небольшой тренировки можно видеть либо женщину, либо старуху по своей воле, свободно переключаясь от одного к другому.

Однако если попытаться зафиксировать свое восприятие в какой-то промежуточной точке, начинаются трудности — наше восприятие «сопротивляется» остановке в промежуточном положении и скатывается то к женщине, то к старухе. Эта точка является когнитивной нестабильной границей, которая разделят две стабильные зоны.

Наше восприятие изначально принимает целостные характеристики вещей, а затем уже начинает рассматривать детали. Так и высоко-мотивированный человек повышает свою стабильность, он яснее видит цель, не отвлекается и понимает, что нужно сделать, чтобы достигнуть ее.

Меняя детали мы можем смешать внимание, можно перерисовать всю картину полностью, а можно добавить незначительную деталь, кажется совершенно постороннюю, но этого оказывается достаточно, чтобы сделать желаемый образ устойчивым и естественным.

Есть много вещей, которые мотивируют нас. Вы пытаетесь найти причину для утренней тренировки? Постановка конкретных целей, как правило, лучший способ провести ее.

Та цель, которую клиент хотите достичь, например, «Я хочу увеличить вес в упражнении «приседание» с 40 кг до 60 кг за восемь недель» или «Я хочу, чтобы потерять 5 кг веса в течение двух месяцев», является примером мотивации ориентированной на ее достижение. Это лучший вариант для тех, кому трудно найти причину, чтобы начать заниматься фитнесом.

Фокус в том, чтобы найти причину, сделать что-то или в противном случае он не будете достаточно мотивирован, чтобы решиться на это. И не заставляйте делать что-то для вас, вероятно, он не сможете продолжать работать «за того парня». Мотивируйте, чтобы делать это только для себя.

Источник: https://myfitnesslife.ru/nauka-i-psihologiya-dlya-motivatsii-v-fitnese/

Ссылка на основную публикацию