Великодушие — психология

Великодушие как черта личности

Великодушие - психология

0:00, 02 октября 2013 22   0   6813

Великодушный человек должен иметь несколько недостатков, чтобы не расстраивать своих друзей.

 Бенджамин Франклин

В каждом человеке собрано немало замечательных качеств. Одним из них, без сомнения, является великодушие. Когда мы называем человека «великодушным», мы характеризуем его с точки зрения его большой и прекрасной души. Эта черта личности выражается в том, что человек проявляет снисходительность, уступчивость, а также может пожертвовать своими интересами ради других людей.

Великодушие характеризуется также тем, что проявляется по отношению к людям, которые не вполне этого заслуживают. Поэтому, великодушие всегда высоко оценивается окружающими, а великодушный человек всегда становится объектом их уважения.

И это не удивительно, поскольку каждый из нас испытывает признательность к людям, которые могут закрыть глаза на наши проступки, даже если знают, что мы сто раз не правы.

Вы, безусловно, встречали великодушных людей в своей жизни. Например, в офисе сотрудники вместе «дружат» против своего коллеги, чиня ему козни и всячески отравляя его жизнь.

  Такая ситуация длиться достаточно долго и вот тот самый коллега, которого все активно «гнобили», получает повышение и становиться начальником? Как поступил бы в подобной ситуации обычный человек? Скорее всего, он бы «припомнил» все свои неприятности тем, кто их организовывал.

А вот великодушный человек простит тех, кто был к нему несправедлив, и, главное, никогда не вспомнит о прошлых неприятных моментах. Проявить великодушие может далеко не каждый. Именно поэтому это душевное качество считается особенно ценным в человеке.

Некоторые могут путать великодушие с добротой. Разница состоит в том, что доброту мы проявляем в отношении людей, которые чаще всего, вызывают у нас симпатию, а вот великодушие направлено на тех, кто этого совсем не заслуживает. Раньше считалось, что великодушие свойственно правителям, которые могли своей волей решать людские судьбы.

Так, царь одним росчерком пера мог великодушно помиловать преступника или врага, оставляя тем самым добрую память у своего народа. Но на самом деле, проявлять это замечательное качество может любой человек. Мы все можем стать великодушными, если будем делать это сознательно.

А это гораздо сложнее, чем проявить великодушие в порыве положительных эмоций.

Каким же образом можно стать великодушным, когда люди так часто совершенно не заслуживают доброго к себе отношения?

Нужно помнить, что в каждом из нас есть доброе начало, которое вполне можно извлечь наружу. Все мы способны испытывать сострадание, любовь, жалость и т.п. по отношению к другим людям. Поэтому, оказавшись в сложной ситуации, когда Ваш оппонент заслуживает быть четвертованным на месте, загляните внутрь себя и отыщите эти самые качества.

Перестаньте обвинять того, кто сделал Вам больно. На самом деле, человек не всегда отдает себе отчет в том, насколько гадко он поступает. Возможно, по прошествии времени, он сам раскается в своем проступке. Для Вас главное, не копить негативные эмоции по отношению к нему и оставаться спокойным.

Будьте выше своих обид. Постарайтесь понять, что тот человек, который плохо поступил по отношению к Вам, был послан для того, чтобы преподать определенный урок и сложившаяся ситуация не случайна. Какой смысл копить обиду по отношению к нему, если он всего лишь инструмент Вселенной?

И самое главное, помните о том, что в этом мире все взаимосвязано. Если Вы сегодня проявите великодушие, это обязательно положительно отразиться на Вас завтра. Ничто не проходит бесследно, и все наши добрые поступки работают на то, чтобы Вселенная проявляла к нам расположение.

Конечно, великодушие больше присуще людям с высоким уровнем духовного развития, поскольку требует более глубокого понимания себя и мира. Но мы все можем стремиться к этому. Если Вы сегодня находитесь в сложной ситуации, когда кто-то поступил по отношению к Вам дурно, проявите великодушие и Вам это обязательно зачтется в будущем.

Великодушие — очень важная черта личности.

Считаете ли Вы, что великодушие могут проявлять не все? Есть ли у Вас пример того, как Вы повели себя великодушно? Присутствует у Вас эта черта личности? Поделитесь с нами, мы обязательно разместим Вашу историю на нашем сайте.  

Источник: http://your-happy-life.com/velikodushie-kak-cherta-lichnosti/

Великодушие Великодушный

Великодушие Великодушный

19.02.2013 by petr8512

Самый большой дар в жизни – великодушие.

Из заповедей Будды.

Великодушие — непременное качество благородства.

Из поговорок Пророка

        Великодушие как качество личности – способность в преддверии своих животворящих добро поступков абстрагироваться от суеты мира и собственного эгоизма,  оставшись наедине с красотой и любовью  души.        

Высунув голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.   — Мама, что это за птицы?- спросил он.    — Наши друзья,- ответила орлица сыну.- Орел живет в одиночестве — такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе, какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу,- наши верные друзья.

  Удовлетворенный маминым разъяснением орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:    — Ай-ай, они украли у нас еду!  — Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила.

Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать. Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам.

Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

           Лишь время от времени в болоте человеческого эгоизма рождаются люди, способные в приказном тоне разговаривать со своим Эго, мгновенно проявлять свои лучшие качества личности, реализуя потребности души в любви, красоте и счастье.

Исполины души неведомым даже для себя способом могут оставаться один на один с душой, создав вакуумное пространство, свободное от нашептываний эгоистичного и вожделенного ума, от сомнений взбудораженных чувств и прагматичных расчетов разума.

 Приятное свидание с душой, когда тебе не мешают накопленные обиды, корыстные мыслишки, всё наносное и суетное, что преподносит жизнь в своем ежедневном беге, выливается «золотым дождем» великодушного поступка.

В струях дождя ясно проглядывается красивая, радостная природа души, ее большая любовь и уважение к таким же, как она душам, живущим в других людях.

  Капли золотого дождя падают на людей, и они ощущают, как свеж и прозрачен стал воздух вокруг, и видят, как по волшебному мосту между небом и землей – радугой, к ним идет доброжелательность, бескорыстие, благородство, снисходительность, щедрость, уступчивость, альтруизм и прощение. И  падают  с моста, вставшие на их пути, злопамятство, низость, мелочность, злобность, мстительность и гневливость.

        Человек, дарящий чудо «золотого дождя» с волшебным мостом, через который идут к людям человеческие добродетели, излучают какой-то особый свет, притягивающий к себе, как магнит, других людей.

К нему тянутся, как к согревающему огню, а когда такой человек уходит в духовные миры, людям становится зябко. У И. Анненского есть такие потрясающие строки: «И если мне сомненье тяжело, я у нее одной ищу ответа, не потому, что от нее светло, а потому, что с ней не надо света».

С великодушным человеком не надо света, красота и любовь его души дарит людям незабываемый, изумительный вкус счастья.

Он уже ушел из жизни, а люди навсегда запоминают и осознают — оказывается, в жизни есть такое сладостное счастье великодушия, которое не идет ни в какое сравнение с материальным или сексуальным счастьем. Около таких людей мир зеленеет и солнце светлеет.

Советую почитать:  Возбудимость Возбудимый

    Алгоритм великодушия всегда одинаков – отрешение от всего суетного, а затем реализация красоты и любви своей души. Рассмотрим, для примера, великодушный поступок английского адмирала Нельсона. От эскадры Нельсона в Англию должен был уйти фрегат с почтой. Завтра будет сражение, и все, кто мог, писали пись­ма.

Почту запечатали в мешки и передали на фрегат, тронувшийся в путь под полными парусами. И вдруг обна­ружилось, что молодой моряк, собиравший и отправляв­ший почту, в спешке забыл опустить в мешок соб­ственное письмо. С потерянным несчастным видом он держал лис­ток в руке, стоя перед дежурным офицером. Офицер Резко отчитал его. Случайно Нельсон оказался невдале­ке и увидел эту сцену.

«В чем дело?» — спросил он офицера. «Пустяк, недостойный вашего внимания, милорд», — ответил тот. Но Нельсон потребовал объясне­ний, а узнав о происшествии, отдал приказ поднять сиг­нал и вернуть фрегат. Письмо гардемарина было отп­равлено. Случай невероятный для огрубевших на войне, черствых сердец офицеров! Сотни моряков стали невольными свидетелями великодушия своего флотоводца.

Способность Нельсона на великодушие приносила ему искреннюю любовь и привязан­ность моряков.

           Наполеон, при всей его беспощадности, несомненно, был фаворитом великодушия, чему свидетельства – множество ситуаций его жизни, описанных очевидцами.  Однажды он про­верял караулы и обнаружил часового, заснувшего в снегу на своем посту у опушки леса. По Уставу и за­конам военного времени часового ожидал неизбежный суд и расстрел.

Это справедливо — нет пощады воину, постыдно заснувшему, ведь своим поступком он ставит под угрозу жизнь остальных бойцов. Как же по­ступил Наполеон? Он принял ошеломляющее своей непредсказуемостью решение: поднял ружье спящего часового, вскинул его себе на пле­чо и занял оставленный солдатом пост.

Прибывший че­рез несколько часов со сменой сержант увидел невероятную картину: ча­совой дрыхнет, а император стоит на посту. «Кто наберется смелости утверждать, что Наполеон допустил ошибку, что он потворствовал такому наруше­нию долга?» — комментирует этот случай английский психолог Норман Коупленд в своей прекрасной книге «Психология и солдат».

Аналогичного мнения придерживался и американский генерал и герой сэр Джордж Макманн, который по по­воду этого инцидента очень рассудительно заметил: «Никто лучше Бонапарта не знал, какая усталость одолевает солдата, целый день находившегося в походе.

Никто лучше его не понимал, что история о «маленьком капрале», взявшем на плечо ружье, вместо того, чтобы вызвать подразделение для расстрела, на следующий день молнией облетит весь бивак и походные колонны. После этого случая стало славиться не только великое обаяние императора Франции, но и его тонкое чутье пропагандиста».

      В 1809 году французские войска оккупировали Вену, где жил композитор Гайдн. В знак протеста музыкант ежедневно играл австрийский гимн.

Несмотря на это Наполеон приказал охранять дом композитора, чтобы никто не смог побеспокоить великого композитора.

  Позже, когда композитор уже лежал на смертном одре, император послал к нему французского гусара, чтоб тот спел ему несколько тактов из его оратории «Сотворение мира».

Советую почитать:  Вежливость Вежливый

      И в удивительной ситуации с Нельсоном, и в экстраординарном эпизоде с Наполеоном ясно прослеживается алгоритм действия великодушия.

Из жестокой, наполненной кровью, палитры красок войны, у которой, как известно, не женское лицо, они мгновенно и уверенно смогли абстрагироваться от ее трибуналов, уставов, условностей, предписаний, остаться наедине со своей душой и выбрать самую подходящую краску – великодушие.

Красота и любовь души подсказала им необходимость великодушно простить часового, искренне откликнуться помощью на беду моряка, прочувствовать ситуацию, в которой находятся простые солдаты, встать с ними в один ряд, ситуационно сравняться и, в конечном итоге, переплавить руду неприятной ситуации в золотой слиток воинского братства и торжества человеческого духа.

      А. И. Герцен (1812—1870) в «Былом и думах» вос­произвел потрясающий эпизод проявления великодушия.  В 1844 г. происходили крайне ожесточенные споры между  западниками и славянофилами. Взаимные обиды переросли в открытую неприязнь и нежелание даже пожать друг другу руки. И вот однажды Герцен  шел по улице, а его идеологический «враг» К. С. Аксаков ехал в санях.

Герцен дружески поклонился ему, но  Аксаков демонстративно проехал мимо, но вдруг оста­новил кучера, вышел из саней и подошел к Герцену. «Мне было слишком больно, — сказал он, — проехать мимо вас и не проститься с вами. Вы понимаете, что после всего, что было между вашими друзьями и моими, я не буду к вам ездить; жаль, жаль, но делать нечего. Я хотел пожать вам руку и проститься».

Далее А. И. Герцен продолжает: «Он быстро пошел к саням, но вдруг воротился; я стоял на том же месте, мне было грустно; он бросился ко мне, обнял меня и крепко поцеловал. У меня были слезы на глазах. Как я любил его в эту минуту ссоры!».

Так и проявляется великодушие – отбрасывая без колебаний и сомнений ненужный хлам наносной суеты жизни, радостно украшает мир красотой и любовью своей души.

   А вот еще сюжет. Его продиктовал из Мадрида в марте 1989 г. корреспондент «Известий» В. Берников.

Статья называлась ««Звонок, разбудивший короля»: «Несколько дней назад в 10 часов 30 минут ночи корреспондент популярной в Испании радиостанции СЕР решил связаться из Мадрида с Токио, с отелем «Окура», где размещались королевская семья и сопровождающие ее лица, прибывшие для участия в похоронах императора Хирохито, и взять интервью у министра по связям с Гене­ральными Кортесами В. Сапатеро. Ответивший на зво­нок служащий отеля сказал, что человека с такой фами­лией  среди гостей не значится. Тогда журналист опросил его соединить с кем-либо из испанской деле­гации. Через несколько секунд в трубке раздался, как пишут газеты, слегка заспанный голос. Репортер извинился за столь ранний звонок (в Токио было 6.30 утра) и, объяснив суть своей просьбы, поинтересовался, с кем говорит. Каково же было его удивление, когда он услышал: «Я — король». А затем произошел следующий диалог. Журналист, изумленный, переспросил: «Дон Хуан Карлос?» Король, рассмеявшись: «Да». Журналист: «Ваше Величество, это радиостанция СЕР. Извините, я не думал, что меня соединят с вами». Король: «Я еще не до конца проснулся, но хочу сказать, что рад приветствовать вас и всех тех, кто меня сейчас слушает. Но… в общем, конечно, еще нем­ного рановато…» Журналист: «Ваше Величество, коль уж мы гово­рим, не могли бы вы сказать, как сложится ваш нынеш­ний рабочий день?» Король: «Пожалуйста. Встречусь с президентами Португалии и Индии». Говорившие попрощались, и связь прервалась. Беседа шла в эфир. Так радиослушатели стали свидетелями ис­полнительности служащего токийского отеля, находчиво­сти журналиста и, конечно же, доброжелательного и уважительного отношения короля к средствам массовой информации. Но, по-моему, и еще чего-то, не менее важного».

Советую почитать:  Воспитанность Воспитанный

      Примеры с Нельсоном, Наполеоном, Аксаковым и королем Испании могут создать видимость принадлежности великодушия исключительно великим людям. Это заблуждение. Примеры великодушия можно обнаружить во всех духовных традициях, во всех расах и нациях, во всех социальных слоях общества.

Достаточно вспомнить годы  Великой Отечественной войны и после нее, когда люди массово брали в семьи чужих потерянных детей. Были случаи, когда к детскому дому подъезжали жители какого-либо села, и  после их отъезда он уже был просто домом, все дети были разобраны семьями. Сами полуголодные, они брали на воспитание чужих детей.

Израненная страна выживала на великодушии своего народа.

     А вот сегодняшний пример великодушия. Две взрослые собаки метрах в пяти от берега провалились под лед и тщетно пытались выкарабкаться из полыньи: тонкие ледяные края ломались и крошились под их лапами. Вокруг взрослых собак по льду метались и жалобно скулили два небольших щенка, которых лед пока удерживал.

«Спокойно смотреть на это было невозможно!» – рассказывала одна из свидетельниц. Вдруг она заметила машину «скорой» и в отчаянии бросилась к медикам. Те посоветовали вызвать МЧС, но их помощь не понадобилась.  Молодой парень бросился в воду и помог собакам выбраться на берег. «Этот поступок меня просто сразил наповал.

Мужчина разулся и пошел, ломая лед, в ледяную воду! – поделилась впечатлениями свидетельница событий. – Я действительно была впечатлена!» Впрочем, сам герой ничего сверхъестественного в своем поступке не видит и даже не рассказал о нем жене и сыну. «Я думаю, многие на моем месте поступили бы так же, видя, как гаснет надежда в чужих глазах.

Когда мы подошли к берегу, я понял, что самостоятельно собаки уже не выберутся. Одна уже обессилено сложила лапы на лед и вот-вот могла уйти под него. Раздумывать и ждать чьей-то еще помощи было просто некогда…», – рассказывал парень. В ледяной воде он пробыл около пяти минут.

Но, несмотря на то, что сам больше любит тепло и «моржеванием» никогда не занимался, заболеть не успел. Даже насморка не поймал.

«Узнав обо всей этой истории, мои друзья и коллеги по работе практически единодушно высказали мне свои «респект и уважуху», – сказал молодой человек, —  Конечно, кто-то будет читать об этом и подумает: «Вот придурок! Чего он полез!? Пускай бы тонули!» А для меня нет существенной разницы в том, кого спасать – людей или пса. И те, и другие – живые существа».

Источник: https://podskazki.info/velikodushie-3/

Что такое Великодушие? | 101Я

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Это способность мгновенно, не задумываясь, проявить свои лучшие качества человека, реализуя свое предназначение в Любви, Красоте и Счастье.  Это способность абстрагироваться от суеты мира и собственного Эгоизма, понимать ценность и суть человека, свое предназначение, ценность других людей, смысл жизни.

Проявление Великодушия всегда одинаково – это отрешение от всего суетного, а затем реализация красоты и Любви к другому. Это истинная Любовь!  Почет и уважение добываются способностью на Великодушный поступок и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

Читайте также:  Импульсивность - психология

Великодушие – это проявление лучших качеств личности, таких как, доброжелательность, бескорыстие, благородство, снисходительность, щедрость, уступчивость, альтруизм и прощение. Это пожарный спасает людей в огне, это врач скорой помощи искренне переживающий за больных, это человек оказавший помощь девочке упавшей с велосипеда…

В поступке или проявлении Великодушия, нет места для Злопамятства, Низости, Мелочности, Злобности, Мстительности и Гневливости.

Примеры великодушия можно обнаружить во всех духовных традициях, во всех расах и нациях, во всех социальных слоях общества.

В годы Великой Отечественной войны и после нее, когда люди массово брали в семьи чужих потерянных детей. Были случаи, когда к детскому дому подъезжали жители какого-либо села, детский дом оставался пустым и все дети разбирались по семьям.

Сами полуголодные, жители села, брали на воспитание чужих детей. Израненная страна выживала на великодушии своего народа.

Примеры Великодушия можно увидеть в наши дни. Вот сегодняшний пример великодушия из новостных рубрик:

Две взрослые собаки метрах в пяти от берега провалились под лед и тщетно пытались выкарабкаться из полыньи: тонкие ледяные края ломались и крошились под их лапами.

Вокруг взрослых собак по льду метались и жалобно скулили два небольших щенка, которых лед пока удерживал. «Спокойно смотреть на это было невозможно!» – рассказывала одна из свидетельниц. Вдруг она заметила машину «скорой» и в отчаянии бросилась к медикам.

Те посоветовали вызвать МЧС, но их помощь не понадобилась.

Молодой парень бросился в воду и помог собакам выбраться на берег. «Этот поступок меня просто сразил наповал. Мужчина разулся и пошел, ломая лед, в ледяную воду! – поделилась впечатлениями свидетельница событий.

– Я действительно была впечатлена!» Впрочем, сам герой ничего сверхъестественного в своем поступке не видит и даже не рассказал о нем жене и сыну.

«Я думаю, многие на моем месте поступили бы так же, видя, как гаснет надежда в чужих глазах.

Говорит молодой человек, проявивший подвиг и великодушный поступок:

Когда мы подошли к берегу, я понял, что самостоятельно собаки уже не выберутся. Одна уже обессилено сложила лапы на лед и вот-вот могла уйти под него. Раздумывать и ждать чьей-то еще помощи было просто некогда…», – рассказывал парень.

В ледяной воде он пробыл около пяти минут. Но, несмотря на то, что сам больше любит тепло и «моржеванием» никогда не занимался, заболеть не успел. Даже насморка не поймал. «Узнав обо всей этой истории, мои друзья и коллеги по работе практически единодушно высказали мне свои «респект и уважуху», – сказал молодой человек,

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Тренер проектов — оценка и реальное натаскивание отслеживание действий клиента по проекту клиента (личностные характеристики, клиента, ключевые компетенции, графики, консультации, рекомендации методов достижения целей, анализ реальности идеи в бизнес, проектный менеджмент, ресурсы, риски, ответы на вопрос — зачем все это нужно?

Источник: http://101ya.ru/chto-takoe-velikodushie/

Что такое милосердие, сострадание и великодушие

Многие интересуются, что такое милосердие, сострадание и великодушие на самом деле, как стать милосердным и великодушным человеком и как распознать таких добрых людей, которых сейчас очень мало.

На самом деле такой тип характера дается не всегда с рождения, его каждый может воспитать и развить в себе при желании. Но, увы, люди решили, что для того, чтобы выжить в современном мире, данный тип характера не подойдет.

В статье вы узнаете, что такое милосердие, сострадание и великодушие, так как, найдя себе таких друзей, построив отношения или создав семью с добрым человеком, вы обречены на успех.

Великодушные и милосердные люди никогда вас не придадут, не обманут и будут с вами до конца, только если вы также добрый человек.

Лучше всем людям быть или стать милосердными и великодушными, тогда мир станет счастливее, чище и лучше.

Что такое милосердие

Милосердие – это доброжелательное, сострадательное, заботливое, любовное и дружеское отношение к другому человеку, которое проявляется добрыми намерениями, словами, действиями, поддержкой. Противоположные эгоизму, равнодушию и жестокости.

Милосердным человеком может стать каждый, кто полюбит в первую очередь себя и всех окружающих, какими бы они ни были. Отвечая злом на зло, мы в итоге порождаем еще больше зла, если мы отвечаем добром на зло, то побеждаем его и исправляем мир в лучшую сторону. Узнайте: кто такой альфонс.

Что такое сострадание

Сострадание – это очень доброе качество и проявление души человека, который способен в любой момент помочь другому человеку, даже в неподходящий и неожиданный момент. Это лучший и добрый вид взаимоотношений с ближним человеком и показывает, на сколько человек чист и добр душой. Ведь не только, по словам, нужно, ценить человека, но и по поступкам и действиям.

Стать сострадательным человеком, не всегда оказывается просто. Во-первых, вам нужно забыть о собственной выгоде и научиться отдавать людям то, что им нужно, не ожидая ничего взамен, даже благодарности.

Что такое великодушие

Великодушие – сильное и доброе свойство и проявление характера человека, которое выражается в бескорыстии, уступчивости, отсутствия обид, эгоизма и злопамятности по отношению к другим. Великодушный человек никогда не придаст другого человека, и не будет идти по головам к славе, богатству и счастью, вредя окружающим. Узнайте: что такое психология.

Стать великодушным человеком может каждый, кто сам этого захочет и исправит свои свойства характера и души. Великодушных людей сегодня очень мало и можно пересчитать их на пальцах. Но когда все люди в Мире начнут делать что-то ради того, чтобы сделать другого человека счастливее, мир станет лотосовым раем.

Люди перестанут грабить друг друга, бить, убивать и вредить окружающему миру и природе, в поисках счастья проявляя эгоизм. Отдавая, каждый человек будет получать от другого еще больше и в итоге все люди будут счастливыми.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru

Источник: http://psyh-olog.ru/2015/02/chto-takoe-miloserdie-sostradanie-i-velikodushie/

Великодушие. Популярные афоризмы о великодушии

Великодушие. Популярные афоризмы о великодушии

Умей прощать так же великодушно, как прощали тебя твои родители, когда ты был ребёнком…

Искусство более великодушно, чем люди.

Глубину колодца, как и глубину души, можно измерить брошенным туда камнем.

Слабого всегда тянет к сильному, великодушие которого продлевает жизнь на земле.

Правила поведения при собачьей драке: пусть ваше тайное сочувствие будет на стороне слабой — это великодушие, но ставьте на более сильную — это ваш бизнес.

Великодушие легко приходит к богатым и сильным.

Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

Популярные афоризмы о великодушии

Чтобы великодушие было полным, в нем должно быть чуть чуть легкомыслия.

Великодушие — быть выше всех и удерживаться от плевка вниз.

На величие души не претендую, мне достаточно того, что я честен, порядочен и не умею предавать.

Романтические популярные афоризмы о великодушии

Слишком много людей решило творить милосердие без великодушия.

Великодушие в политике — нередко высшая мудрость; великая империя и ничтожный ум плохо ладят.

Настоящее великодушие — это когда прощают неблагодарность.

Степень великодушия зависит не от того, сколько мы отдаём другим, а сколько ожидаем взамен.

Почему-то среди мужчин, наделенных высоким уровнем интеллекта, отличающихся эрудицией, практически нет великодушных…

Иногда поступать великодушно заставляет малодушие.

Опасайся тех, кого простил! Великодушие тебе ещё припомнят…

Великодушный человек должен иметь несколько недостатков, чтобы не расстраивать своих друзей.

В основе добродетельных поступков и готовности жертвовать своими интересами и самим собою лежат потребность благородной души, великодушие сердца и, в какой-то степени, эгоизм сильной натуры.

Истинно великодушные люди всегда готовы проявить сострадание, если несчастье их врага превосходит их ненависть.

Извинение — это Божье благословение.

Самая строгая мораль позволяет нам чувствовать удовольствие при мысли о великодушном поступке…

Оперативные популярные афоризмы о великодушии

Великодушие — это не что иное, как сострадание благородного сердца.

Великодушие — непозволительная роскошь для мелких людей.

Великодушие состоит не в том, чтобы ты дал мне нечто такое, в чем я нуждаюсь более тебя, но чтобы ты дал мне то, без чего сам не можешь обойтись.

Прошу понять меня и простить, как это сделал я сам.

Великодушие всегда находит почитателей, но редко подражателей, поскольку это слишком дорогостоящая добродетель.

Гораздо легче быть снисходительным, чем стать великодушным.

Сперва нужно быть справедливым, а уже потом великодушным; сперва нужно обзавестись рубашками, а уже потом кружевами.

Благородная мысль задевает все струны сердца.

Наиболее виновные — наименее великодушны, это общее правило.

Я не обвиняю дождь, поливающий меня водой, и не обвиняю людей, поливающих меня грязью.

В своих трудах и страдании прилично человеку иметь терпение, к людским же винам и погрешностям — великодушие.

Благодарите тех, кто не верит в вас, они учат вас верить в себя.

Без великодушных идей человечество жить не может.

Мужество идет обыкновенно рядом с мягкостью характера, и мужественный человек более других способен на великодушие.

Отсутствие примеров великодушия, замечу, деморализует общество не меньше, чем излишняя снисходительность.

До символов популярные афоризмы о великодушии

Мы приписываем нашим ближним те добродетели, из которых можем извлечь выгоду для себя, и воображаем, что делаем это из великодушия.

Великодушие — это благородное усилие гордости, с помощью которого человек овладевает собой, тем самым овладевая и окружающим.

Души побеждаются не оружием, а любовью и великодушием.

Любовь! Это самая возвышенная и победоносная из всех страстей! Но ее всепокоряющая сила заключается в безграничном великодушии, в почти сверхчувственном бескорыстии.

Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий ищет себе подобных.

Благоразумному подобает все испробовать, прежде чем прибегать к оружию.

Любить — означает желать любимому счастья. Без великодушия цена любви — медный грош.

Благородный муж винит себя, малый человек винит других.

Великодушие всем пренебрегает, чтобы всем завладеть.

Человеку редко прощают щедрость. Равно как и великодушие.

Великодушное сердце — лучший вдохновитель разума.

Величие заключено не в том, чтобы быть сильным, а в том, чтобы правильно употреблять свою силу.

Большинство людей по своей природе великодушны, только мерзавцы устроены по-другому.

Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

Великодушие — это фермент, который врачует наши внутренние раны, но в конце концов приводит к отравлению организма.

Великодушие — единственная стоящая приправа к могуществу.

Сосредоточенные популярные афоризмы о великодушии

Бедняк не считает великодушие богача добродетелью.

Некоторые люди очень охотно отдают то, что им самим крайне необходимо. Вот что я называю верхом великодушия!

Месть приносит удовольствие, продолжающееся всего лишь миг, а великодушием наслаждаешься вечно.

Великодушие не заразно.

Каждый хочет иметь репутацию благородного человека, и каждый хочет купить ее подешевле.

Дар — благо для того, кто дарит.

Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.

Великодушного человека отличает то, что он не ищет выгоды для себя, но с готовностью делает добро другим.

Я никогда не ударю лежачего, разве что он попытается встать.

Надменность и великодушие заключаются только в высоком мнении о самом себе… Они отличаются друг от друга только тем, что это мнение у надменного человека ни на чем не основано, в то время как у великодушного — вполне справедливо…

Если уж уступать, то сразу, — и тебя назовут великодушным. Но если уступишь после размышлений — решат, что ты слаб.

Что можно преподнести великодушному человеку? После оказанной ему услуги он своим великодушием немедленно превращает вас в своего должника.

Бить лежачего некрасиво. Зато безопасно.

Лев великодушен, но за этим великодушием стоит готовность сожрать любого, кто разозлит царя зверей.

Сообщить друзьям о публикации «Великодушие. Популярные афоризмы о великодушии» и почитать Статусы года о школе: Тебе осталось жить 2 месяца, А ПОТОМ Я ПРИДУ ЗА ТОБОЙ P.S. Школа.

  • Page 1 of 2
  • « Предыдущая
  • 2
  • Следующая »

  • of 2
  • « Предыдущая
  • 1
  • Следующая »

Скромный человек может добиться всего, горделивый — все потерять: скромность всегда имеет дело с великодушием, гордыня — с завистью.

Благородный муж не стремиться есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя.

Проигрывают те, кто проявляет малодушие. Великодушные всегда в выигрыше. При любом раскладе.

Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами.

Блаженны подавляющие свой гнев и прощающие людей.

Если оскорбление нанесено публично, женщина охотно забывает его, ей любо подавить вас великодушием, выказать женскую кротость и милосердие; но скрытой обиды женщина не простит никогда, ибо не выносит тайны ни в подлости, ни в добродетели, ни в любви.

Совершенство духа нельзя ни взять взаймы, ни купить, а если бы оно и продавалось, всё равно, я думаю, не нашлось бы покупателя.

Сообщить друзьям о публикации «Великодушие. Популярные афоризмы о великодушии» и почитать Ненаглядные мысли о музыке: То, что является чепухой, не может быть положено на музыку.

  • of 2
  • « Предыдущая
  • 1
  • Следующая »

Источник: http://mudroslov.com/aforizmy/velikodushie-populyarnye-aforizmy-o-velikodushii/

Что такое великодушие?

Что такое великодушие?

  • quot;Величие душиquot;. Значение слова со времен, скажем, Пушкина немного поменялось. Тогда оно как раз и значило quot;величие душиquot;, а сейчас чуть-чуть quot;полинялоquot; и стало означать что-то вроде quot;добротыquot;, quot;сердечностиquot; и т.п. А это следствие того, что и люди quot;полинялиquot;!
  • Великодушие — это такое качество, которое, к сожалению дано не каждому, но благодаря которому мы можем прощать. Ведь именно в момент прощения человеку предстоит переступить порой через quot;себяquot;, через свои обиды и другие негативные ощущения; когда его душа проявляет не подлую мелочность и меркантильность, а наоборот величие и щедрость! Вообще великодушие — это принести свои интересы в жертву ради другого. Аристотель говорил:А вот пример без комментариев — Джордж Буш о великодушии:http://itmydream.com/citati/velikodushieЕсли бы кто-то со стороны сказал эти слова об американцах-было бы понятно. Но когда сами о себе говорят, что они великодушны, да ещ гордятся этим, то мне кажется Д. Буш поспешил с выводами!Хотелось бы в конце привести пример, что говорят со стороны о русском великодушии:http://www.budo-forums.ru/topic/22636-slovo-o-russkom-soldate/
  • Когда открыт для людей, в помыслах честен и искреннен.Не желаешь зла никому и живешь по заповедям.
  • Великодушие — это в первую очередь моральная сторона человека — положительная сторона человека. Бескорыстность, самопожертвование, гуманность, всепрощение, благородство, любовь к ближним (и врагам тоже) — вот эти качества характеризуют великодушие.Пишу и думаю: quot;Встречала ли я таких людей в своей жизни?quot;. Наверное нет. quot;Возможно встречу в будущем?quot;.Великодушные люди жертвуют собой и своим временем, отдаю все даже, если ничего не имеют. Но не всегда такие quot;редкиеquot; люди ценятся по достоинству. Их считают слабыми, мнимыми. На самом деле, великодушные люди — это сильные люди, сильные духом.Очень сильный афоризм:
  • Великодушием обладают люди большой души, которые умеют дарить тепло и доброту, которые несмотря на полученную обиду могут простить ее своему обидчику и помочь ему в трудную минуту жизни, при этом не прося ничего в замен и не ожидая благодарности за это.

  • Это когда человек не держит зла на людей, которые причинили ему боль, обидели. Способный все простить. Человек, который не отвернется от того, от кого все остальные отвернулись. Добр и приветлив со всеми, желает помочь. Но такие люди конечно редко встречаются, а жаль)

  • Что такое великодушие.

    Когда тебя обозвали—ты не обратил в ответ и обшаешся несмотря ни на что…

    Когда в тебя плюнули—ты не плюнул в ответ, а простил…

    Вообще тебя бьют—ты должен простить, плюют, тоже должен простить. Такой на Земле был один человек —это сын Бога, которого люди потом и распяли на Кресте. Он все это знал все равно пришел помочь людям.

    А людей таких великодушных сейчас нет да и раньше не было… Это же люди со своими недостатками….

  • Великодушием можно назвать, на мой взгляд, щедрость души. Когда у человека душа на распашку и там есть место каждому. Векликодушный человек может в любой ситуации поставить себя на место другого человека и прежде, чем осудить его попытается понять.

  • Великодушие — удел избранных.Быть великодушным — значит уметь прощать промахи других, быть снисходительным,не злопамятным, способным жертвовать своими интересами.Это одно из качеств благородного человека.

  • Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/filosofiya-nepoznannoe/chto-takoe-velikodushie/

    Великодушие

    Великодушие

    Великоду́шие — 1) свойство человеческой души, объединяющее высшие душевные качества, добродетели; 2) моральный принцип.

    Можно ли достичь великодушия при отсутствии веры?

    В формате обиходного языка великодушие нередко отождествляется с щедростью души. Под щедростью же, в данном случае, подразумевается готовность бескорыстно делиться и жертвовать, превосходящая уровень общепринятых показателей, среднестатистических норм.

    Причём, эта готовность распространяется не только на материальные блага, но и подразумевает готовность сопереживать и сочувствовать, делиться радостью, тратить личное время, расходовать силы, а если потребуется, жертвовать личными интересами, репутацией, положением.

    В какой то мере взрастить в себе эти качества способен любой человек. Великодушия же в возвышенном смысле можно достичь лишь на основе подлинной любви, которая, как известно, есть совокупность совершенств (Кол.3:14).

    Поскольку такая любовь превышает меру естественных возможностей человека, порабощенного диаволом и грехом, постольку недостижима без сверхъестественной поддержки.

    Такая поддержка предоставляется человеку Богом, однако не механически, а по вере в Того, Кто может её обеспечить, и при добровольном желании следовать Его нравственным законам, распоряжениям, заповедям.

    А это возможно лишь в лоне Церкви (см.: Синергия).

    Читайте также:  Территориальная экспансия - психология

    Примерами великодушных людей являются сонмы святых. Величие их душ подтверждено многочисленными человеческими свидетельствами, но главное — удостаиванием Царства Небесного, чествованием Святой Христовой Церковью.

    В чем отличие между жертвенностью и христианским великодушием?

    — Христианское великодушие строится на основе любви и включает в себя множество добродетелей, таких как благоразумие, милосердие, сострадание, кротость, терпение и др. Жертвенность же как таковая не требует стольких совершенств. Жертвенность, например, может быть и неблагоразумной, и немилосердной.

    — Христианское великодушие, проявляясь вовне, имеет широкую направленность, а жертвенность, не связанная с великодушием, бывает ограничена тем или иным узким кругом людей.

    — Христианское великодушие сопряжено со смирением, а жертвенность может сопровождаться тщеславием.

    — Христианское великодушие, как черта характера, формируется ради единения с Богом и ближним, а жертвенность как таковая может формироваться и в силу богопротивных причин.

    • •

    «В наши дни очень трудно обратить необразованного человека, потому что ему все нипочем. Популярная наука, правила его узкого круга, политические штампы и т.п.

    заключили его в темницу искусственного мира, который он считает единственно возможным. Для него нет тайн. Он все знает.

    Человеку же культурному приходится видеть, что мир очень сложен и что окончательная истина, какой бы она ни была, обязана быть странной».
    Льюис К. С.

    Единственная польза от здешней жизни здесь в том, что само смятение видимого и подверженного бурям заставляет нас искать постоянного и незыблемого.
    cвт. Григорий Богослов

    Верить и говорить о своей вере – разные понятия. То, во что я верю, – это то, что я делаю.

    Источник: https://azbyka.ru/velikodushie

    Афоризмы и цитаты про ведикодушие

    Афоризмы и цитаты про ведикодушие>> Все темы цитат >> Эгоизм и альтруизм

    Великодушие — сдержанное отношение к чужим достоинствам.
    Геннадий Малкин

    Часто не великодушие толкает нас на помощь людям, а любовь к спокойной жизни.
    Жан де Лабрюйер

    Благодарность — это великодушие принимающего.
    Александр Круглов

    Каждый хочет иметь репутацию благородного человека, и каждый хочет купить ее подешевле.
    Миньон Маклофлин

    Совершенство духа нельзя ни взять взаймы, ни купить, а если бы оно и продавалось, все равно, я думаю, не нашлось бы покупателя.
    Сенека

    Наиболее виновные – наименее великодушны, это общее правило.
    Пьер Бомарше

    Бить лежачего некрасиво. Зато безопасно.
    Анджей Сток

    Я никогда не ударю лежачего, разве что он попытается встать.
    Веслав Брудзиньский

    Мужество идет обыкновенно рядом с мягкостью характера, и мужественный человек более других способен на великодушие.
    Николай Шелгунов

    Великодушие — умение стать выше слабостей, — чужих и своих собственных.
    Александр Круглов

    Великодушие — кротко переносить чужую погрешность.
    Демокрит

    Великодушие — это благородное усилие гордости, с помощью которого человек овладевает собой, тем самым овладевая и окружающим.
    Ф. Ларошфуко

    Великодушие всем пренебрегает, чтобы всем завладеть.
    Ф. Ларошфуко

    Великодушие и жестокость помогают друг другу.
    Конфуций

    То, что кажется великодушием, весьма часто – только замаскированное честолюбие, презирающее мелкие выгоды, чтобы достигнуть гораздо больших.
    Ф. Ларошфуко

    Что можно преподнести великодушному человеку? После оказанной ему услуги он своим великодушием немедленно превращает вас в своего должника.
    Р. Эмерсон

    Кто нуждается в снисхождении, пусть и сам в нем не отказывает.
    Сенека Ауций Анней (Младший)

    Необходимо, чтобы тот, кто мужествен, был и великодушен.
    Неизвестный автор

    Поверьте, признак мудреца — великодушное забвенье.
    Лопе де Вега

    На многое в делах домочадцев, друзей и особенно врагов смотри сквозь пальцы. Придирчивость всегда неприятна, а как черта характера — несносна. Постоянно возвращаться к чему-то неприятному — род мании.
    Бальтасар Грасиан-и-Моралес

    Не будь придирой — чтобы себя не срамить и других не сердить.
    Бальтасар Грасиан-и-Моралес

    Посредственный человек редко бывает великодушным, и никогда не бывает он таким наглым, как тогда, когда он держит в своей прихожей человека высшего достоинства.
    Жан де Лабрюйер

    Великодушие в политике — нередко высшая мудрость; великая империя и ничтожный ум плохо ладят.
    Эдмунд Бёрк

    Великодушие — это не что иное, как сострадание благородного сердца.
    Никола Себастиан Шамфор

    В своих трудах и страдании прилично человеку иметь терпение, к людским же винам и погрешностям великодушие.
    Екатерина II Алексеевна

    Великодушие состоит не в том, чтобы ты дал мне нечто такое, в чем я нуждаюсь более тебя, но чтобы ты дал мне то, без чего сам не можешь обойтись.
    Халиль Джебран Джебран

    Великодушное сердце — лучший вдохновитель разума.
    Александр Александрович Бестужев-Марлинский

    Без великодушных идей человечество жить не может.
    Федор Михайлович Достоевский

    …Мелочи человеческой жизни преодолеваются великодушием.
    Михаил Михайлович Пришвин

    Источник: http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-vedikodushie

    В чем сила мужчины? мужественное великодушие — центр живое слово

    16 февраля 2017 Александр Харин

    Рубрика: Личностное и духовное развитие, О мужчинах и женщинах, Статьи Александра Харина, Статьи наших авторов, Статьи о психологии, отношениях и личностном развитии

    В чем сила мужчины? Какой он, сильный мужчина?

    Многие женщины ломают себе головы в поисках сильного мужчины. Иные ломают шеи, чтобы достать из-под земли такой бриллиант. Но мало кто из женщин, и даже мужчин, знает, в чем секрет мужской силы.

    Она не в мужском накачанном торсе, не в его кошельке. Мужскую силу нельзя найти в его постели. Она иного рода.

    Хотя часто женщины, в поисках «золотого тельца», все же ориентируются на атрибуты, которые порождает мужская сила и его здоровая духовная самость.

    Ярким блеском дорогого автомобиля, брендовой вещью, и белоснежной улыбкой многие мужчины завоевывают слабый пол, но это только «одежда». Сильные мужчины, к счастью, не всегда одеваются в такую одежду.

    Но имеют все возможности иметь такой «парад» при себе.

    Как мужчине достаются такие достижения:

    Проходя через мощное нервное напряжение.

    Преодолевая свои личные недостатки и расширяя горизонты.

    В чем сила мужчины

    В единении сильной мужской и женской природы. Ему приходится быть в мужском и женском теле одновременно. Он может чувствовать себя и резвым ребенком и глубоким стариком. Ему не трудно и не жалко все это в себе вмещать. Он это делает с охотой. Остап Бендер, когда влюбился в Зосю Синицкую, сказал: «Мое сердце большое, как у теленка». Эта фраза про сильного мужчину.

    Его мужественность – это не просто физическая или духовная сила. Его мужественность проистекает из глубокого понимания мира вещей, глубокой чувственности. Она в объединении противоположностей. Когда он уже сильный, ему ничего не сложно, хотя часто и нелегко. Ему не трудно тяжело работать, не трудно лезть по водосточной трубе, не трудно любить и не трудно жалеть. Ему трудно, но это не важно.

    Ему не сложно понять женщину с ее вечными перепадами настроения. Ему легко понянчиться с капризным ребенком. И в этом нет терпения или надрыва. Его мускулы не напрягаются и ни один нерв не дрогнет, чтобы сделать что-то немужское или сверхженское.

    Он может хорошо и легко жить и так же быстро принять решение отдать свою жизнь ради кого-то, если есть ради чего жертвовать такой малостью.

    В его поступках нет ничего «сверх». Он может быть с метлой у двора, может ремонтировать канализацию. Вечером того же дня его можно увидеть на телевидении или за рулем дорогого автомобиля.

    Сверх его сил и сверх его терпения ничего не происходит. Он знает цену вещам, цену своему слову и самое главное – цену жизни.

    Но не все мужчины, кажущиеся сильными, таковыми являются. Бывают мужчины, у которых сила идет не из сердца, а от их ума. Эти – напряженные, они вообразили себя сильными.

    Когда женщина познает сверхсильного и напряженного мужчину, через время она шарахается от него, как от черта. Напряжение в желании быть сильным мужчина распространяет вокруг: в семью, деятельность, на работу.

    Женщина сразу чувствует это «сверх» через запреты, ограничения и постоянный свой надрыв. Она как будто пропитывается его напряжением. Она чувствует жесткого сильного мужчину кожей и боится его. Ведь рядом с ним она не может раскрыться, не может быть такой, какая есть.

    Она не может расслабиться, не может рожать, любить – она задыхается.

    Рядом с сильным происходит все совершенно иначе. Он силен не своей силой, не своей храбростью, хотя и то и другое у него в наличии в высшем качестве. Он силен своим умением объединить в одной груди силу и слабость, войну и любовь, смерть и жизнь.

    Сильный, он должен быть сильным и за мужчину, и за женщину, и за детей, и за Родину. Его сила в виде живой ауры распространяется далеко впереди него, а позади, в прошлом, памятью оставляет неизгладимо добрый след.

    Поэтому женщина рядом с ним чувствует себя в безопасности. Она в своем настроении может на него злиться, колотить кулаками, простить и не прощать. Он верен своей силе и мужской верности, потому что знает себя и познал ее. Поэтому его нельзя не любить, и от него невозможно сбежать. Как не захочется бежать от своего счастья.

    Мужская инициация

    Как родятся такие, и как часто? Такими не родятся, такими становятся. Для этого мужчине приходится пройти кузницу жизни. Как правило, это те мужчины, которых побросало по жизни.

    Только пережив болезни, потери, личные оскорбления, только пожертвовав всем, чтобы начать с нуля, мужчина может получить такую инициацию. И стать сильным мужчиной. Но при этом не оскорбиться, не отчаяться и не умереть духом.

    Такая инициация сподвигает каждого из мужчин смотреть на жизнь с силой завоевателя и с глубоким состраданием одновременно. Он может пустить слезу, когда ему трудно и простить слабость другим людям. Он может стряхнуть беду и пойти дальше жить, растить, любить.

    И только лишь глубокая мудрость, любовь и великодушие делают его прочным, как сталь, внутри и мягким, как плюшевый мишка, снаружи.

    Где взять мужскую силу?

    Нигде! Она в постоянном поиске смысла жизни самого мужчины. Она в попытке любить, когда не любится и верить, когда все умерло внутри.

    Мужская сила родится тогда, когда хочется не придушить никого своей волей, дать свободу, дать возможность отдохнуть от себя и в это время питать. Она в стремлении питать любовью, силой, желанием подарить безопасность.

    Она рождается, когда хочется сохранить чувства и внутренний мир того, кого любишь.

    Мужская сила – это колодец с вечно Живою водою.

    А все остальные атрибуты, как те: автомобиль, дача, яхта – это только мужская возможность контактировать со своей силой.

    Как рождается мужская сила? Она приходит сама, если только вы мужчина и стремитесь быть и мужественным, и великодушным одновременно. Всегда и везде.

    В чем сила мужчины? В чем сила женщины? Как взрастить в себе эту силу и научиться гармонично взаимодействовать с собой, с людьми и с миром? Тренинг отношений поможет разобраться в этих вопросах и развить в себе СВОЮ силу.

    Источник: https://zhivoeslovo.com/stati-nashih-avtorov/stati-nashih-avtorov-v-chem-sila-muzhchiny-muzhestvennoe-velikodushie-html.html

    Мне к священнику или к психологу? | Милосердие.ru

    Мне к священнику или к психологу? | Милосердие.ru

    Иерей Михаил Владимиров

    Недавно в социальных сетях разгорелась эмоциональная дискуссия о том, кто лучше поможет человеку решить психологические проблемы, с которыми все мы сталкиваемся в повседневной жизни — Церковь или специалист? В каких случаях к кому обращаться?

    — Ну, давайте посмотрим на такую ситуацию. Скажем, у человека депрессия.  Депрессия может возникать минимум по двум причинам. Первая – нарушение биохимической работы организма. Например, это может оказаться маниакально-депрессивным синдромом, который если уж развился, то без таблеток не прекратится.

    Но депрессия может начаться и по другой причине – несбывшиеся надежды и несбывшиеся желания. Например: «Я хотел занять место своего начальника, а меня сегодня уволили…».

    В первом случае Церковь в одиночку помочь не может, здесь нужна помощь врача, так как болезненное состояние развивается как следствие конкретного физиологического нарушения. А вот второй случай – как раз для священника. Потому что тут в основе депрессии лежит травмированная гордость.

    — То есть, священник и специалист – скажем, психотерапевт или психолог – решают разными способами одну задачу?

    — Это совершенно не так. Но для того, чтобы разобраться в этом, нам нужно определиться, кто есть кто.

    Психиатрия – это область медицины, которая занимается лечением конкретных заболеваний, вызванных в значительной степени нарушениями функции мозга или обменных процессов. Таким образом, психиатрия лечит тело и через это помогает жизни души. Здесь я противоречий с христианской верой не вижу.

    С психологией и психотерапией все сложнее.  Это области науки, которые занимаются душевными проблемами здоровых с точки зрения психиатрии людей, но испытывающих внутренние страдания. Полезно вспомнить, что «психе» по-гречески означает «душа».

    «Психология» означает «изучение души», «психотерапия» — «исцеление души». Но вместе с этим большинство направлений в психологии основываются на отрицании существования Бога, а следовательно, и души как нематериальной субстанции, которая не поддается исследованию научными методами.

    Например, Фрейд, основоположник психоанализа, писал, что «религия – общечеловеческий невроз навязчивости». Концепция Юнга, которая включает в себя понятие религии в качестве необходимого условия психического здоровья личности, уравнивает христианство с оккультизмом.

    Таким образом, возникает удивительный парадокс: и психология, и психотерапия фактически занимаются изучением того, что они отрицают. Отрицая существование души, эти области познания фактически противопоставляют себя христианству.

    О том же свидетельствует и история. Появление психологии как науки было связано прежде всего с упадком духовной жизни и с тотальным ошельмовыванием Церкви. Психология расцветает именно в 19 веке, когда Просветительство достигло апофеоза, а Католическая церковь, особенно католическое богословие, пришли в упадок.

    В этот период начинается массовое вероотступничество, особенно среди образованной части общества.

    Понятно, что в такой ситуации человек остается беззащитным перед окружающим миром и перед проблемами, с которыми он неизбежно сталкивается. Он начинает искать что-то, что заменило бы ему нормальную религиозную жизнь. На этом фоне и начинают развиваться психология и психотерапия.

    Посмотрите: к психологам порой обращаются люди, ищущие легких путей.

    Они не хотят работать над собой и обращаться к Богу, потому что это колоссальный труд, но хотят прийти к психологу, который их утешит, и даст им конкретный рецепт: 10 ступеней достижения мечты, 7 шагов для счастливого супружества, 3 этапа познания себя и так далее. По крайней мере, такова «популярная психология», которой, увы, сейчас много.

    А судьи кто?

    Александр Петросян

    — Но, по большому счету, психолог, как и священник, утешает человека, предлагая ему решения, которые, кстати, тоже бывает не всегда легко реализовать?

    — Есть принципиальное различие в подходах священника и психолога к решению одной и той же проблемы, и основывается оно опять же на признании или непризнании существования души и Бога.

    При зачатии человека Господь дает ему бессмертную душу, имеющую в себе «дух прав». Дьявол, приводя человека к совершению греха, попирает именно этот самый дух прав, заставляя человеческую душу страдать от нарушения ее цельности. Это чувство страдания души и есть то, что сегодня принято называть психологическими проблемами.

    Священник предложит путь восстановления цельности души. Вспомним царя Давида, который, совершив два страшнейших преступления – убийство и прелюбодеяние – возопил к Богу: «дух прав обнови во утробе моей!», и Господь, услышав его, дал просимое. Так же и священник укажет страдающему путь, который восстановит израненную душу и избавит человека от невыносимой боли.

    Другой путь – путь психолога/психотерапевта. Он предложит страдающему человеку изменить свой взгляд на причину страданий, принять совершенный грех как неизбежность, примириться с ним, забыть о нем, принять грех за проявление своей индивидуальности.

    Психолог помогает человеку поставить самого себя высшим законотворцем и одновременно судьей своих действий и именно через это приобрести спокойствие и примирение с самим собой, возводя человека на высшую ступень индивидуализма. Квинтэссенцией гештальт-терапии являются следующие строки:

    «Я – это Я, а ты – это ТЫ. Я делаю свое дело, а ты – свое. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, А ты живешь не для того, чтобы соответствовать моим. И если мы случайно нашли друг друга, это прекрасно.

    Если нет, этому нельзя помочь».

    Эти слова принадлежат одному из крупнейших немецких психологов Фредерику Соломону Перлзу. В психотерапии этот текст получил название гештальт-молитвы (молитвы целостности). Молитва – это всегда обращение к Богу, и если прочитать этот текст как обращение к Богу, то станет ясен его подлинный автор – сатана, желающий отлучить человека от Бога.

    Христианство учит, что страсть – греховна, а любой грех, в конце концов (и изначала) — результат влияния дьявола на человека.

    Но если священник учит, как победить дьявола с помощью Христа с тем, чтобы Христос уврачевал то, что разрушил дьявол, то психолог учит примириться с последствием дьявольского влияния на человека, даже считать это «нормой». В этом и есть, с моей точки зрения, принципиальная разница.

    Похищенный термин

    «Православная психотерапия», книга митрополита Иерофея Влахоса. Фото с сайта zyorna.ru

    — Но есть ведь и православные психологи?

    — На мой взгляд, православное направление в психологии родилось из попыток пришедших к вере психологов найти компромисс на профессиональном уровне между собственными религиозными убеждениями и уже полученным психологическим образованием. Это попытка соединения двух путей, противоположно направленных, мне видится искусственной и ложной. По-моему, такой компромисс значительно опаснее, чем открытое богоборчество обычной психологии/психотерапии.

    О том, что такое настоящая православная психотерапия, пишет известный греческий богослов Иерофей Влахос, митрополит Навпактский и Свято-Власиевский. У него есть книга, которая так и называется «Православная психотерапия». В ней, например, он дает четкое определение, кто такой психотерапевт.

    Такой психотерапевт в буквальном смысле лечил душу. А в своем нынешнем значении понятие «психотерапевт» — похищенный и искаженный термин. Кстати говоря, Митрополит Иерофей рассматривает и богословие не как что-то родственное философии, а как практическую медицинскую науку об оздоровлении и выздоровлении души – и только через Христа.

    Читайте также:  Как создается взаимопонимание - психология

    — Некая женщина жаловалась, что в одном храме ей в качестве «терапевтического средства» дали правило вычитывать по пять кафизм в день, после чего ей стало намного хуже. В связи с чем возникает вопрос: можно ли навредить человеку, предложив ему большое правило или другие «духовные средства»?

    — Можно, c вероятностью 99%, если правила дается человеку, который к этому не готов. Такое правило или сломает человека, или он не станет его выполнять, но на исповеди будет обманывать, или вовсе оставит и правило, и исповедь, и может вообще уйти из Церкви.

    Большое правило сразу не помогает. Когда ко мне обращаются взрослые люди, крещеные в детстве, но только пришедшие в Церковь, я не даю им читать целиком даже утреннее и вечернее правила.

    Я советую им дома за столом внимательно прочитать оба правила, попытаться понять каждую молитву, заглянув в azbyka.

    ru, а затем самим себе составить молитвенное правило, которое будет состоять из начальных молитв плюс еще три любые молитвы, которые будут им близки.

    И это становится их молитвенным правилом на первые полгода. Через полгода, если человек продолжает ходить в храм и на исповедь, тогда я говорю ему, что пора добавить еще пару молитв, но чаще всего оказывается, что он уже читает сам все правило целиком.

    И тут есть еще важный момент. Когда я слышу, что на чтение правила не хватает времени, я задаю простой вопрос: сколько времени занимает чтение молитвы «Отче наш»? Обычно мне отвечают: полторы-две минуты.

    На самом же деле она прочитывается за 14-17 секунд. Чтение всего правила тоже не занимает много времени. Поэтому трудности, связанные с чтением правила — это не вопрос времени. Это вопрос преодоления сатаны.

    Этого делать нельзя! Неокрепший новоначальный с большой вероятностью погибнет в такой борьбе ….

    Сначала лекарство, потом Евангелие

    — Существует мнение, что нельзя приступать к, скажем так, духовному деланию, духовной жизни, не прояснив, не очистив хоть в какой-то степени свое восприятие. А Евангелие, полагают некоторые, нельзя понять адекватно, пока сам, хоть в какой-то степени, не стал психологически здоров. Иначе есть риск привнести в него свои невротические смыслы.

    — Надо вспомнить, что такое духовное делание. По мнению того же митрополита Иерофея (Влахоса) это «очищение сердца, просвещение ума и обожение». Поэтому утверждать, что ты не можешь заниматься очищением, пока не очистишься, звучит нелепо.

    Что касается чтения Евангелия: если человек имеет проблемы, которые сегодня называют психологическими, то Евангелие ему необходимо читать ежедневно (о непонятном можно всегда спросить у священника).

    Если же мы говорим о проблемах, которые имеют отношение к психиатрии, то человеку сначала нужно выпить лекарство, а потом читать Евангелие.

    Потому что иначе у него может возникнуть совершенно неадекватная реакция на прочитанное.

    Давайте разберемся: человеку дано тело – физический функционирующий агрегат, и дан мозг, который, являясь частью тела, тем не менее генерирует не только физическое действие, но и такую нематериальную субстанцию, как мысль. Чтобы нормально функционировать, тело должно быть здоровым. Иными словами, вряд ли сможет играть в теннис человек, у которого сломаны руки. Переломы должны срастись, и тогда он сможет играть.

    Но вместе с телом человеку дан и мозг, как главный контролирующий орган, который ведет человека к спасению.

    Священник должен это четко понимать. Когда мы обращаемся к психиатрическому больному с теми же требованиями, терминами, словами, что и к здоровому человеку, его мозг может сгенерировать совершенно неожиданную реакцию. Соответственно, его действия окажутся не теми, на которые рассчитывал священник.

    Я расскажу вам об одном случае. В одном храме появился новый, очень трепетный и ревностный прихожанин, уже немолодой человек. Через некоторое время появилась его мама, которая подошла к священнику и предупредила, что ее сын тяжело болен.

    Она попросила, чтобы к нему относились очень бережно, например, не призывали бы его к строгим постам, потому что он и так дома ничего не ест, возомнив себя святым.

    Впервые его состояние проявилось со всей очевидностью, когда после проповеди о пользе паломничеств этот человек исчез, и нашли его только через две недели в совершенно другом городе, куда он отправился в паломничество, надев сандалии и выкинув и мобильный телефон, и деньги.

    Его подобрала полиция, когда он был уже в очень плохом состоянии – обезвоживание организма и тепловой удар — так как он шел без головного убора, чтобы быть «палимым солнцем». Кроме того, он, конечно, все это время не принимал лекарства.

    То есть его реакция на проповедь, обычную и нормальную для всех, оказалась совершенно неадекватной. Фактически он мог погибнуть, и слава Богу, что он шел по дорогам, и его подобрала полиция. Если бы он решил пойти лесами, то там его бы никто и никогда не нашел.

    Мое глубокое убеждение заключается в следующем: если священник хотя бы заподозрил у своего прихожанина психические отклонения, то он должен в первую очередь и под любым предлогом встретиться с его близкими и узнать у них, как обстоит дело в реальности – болен этот человек или здоров?

    И если он болен, то нужно встретиться с его лечащим врачом, и обязательно поддерживать контакт и с его близкими, и с доктором, имея все их телефоны и дав свой телефон, не боясь, что они будут звонить в любое время суток. Без этого можно в буквальном смысле погубить человека.

    Профпроверка батюшек в Америке

    Нью-Йорк, Николаевский кафедральный собор на Ист 97-й улице Манхеттена. Фото с сайта bigpicture.ru

    — Но ведь это предъявляет серьезные требования к подготовке самого священника?

    — Да. И поэтому мне странно, когда до сих пор не могут прийти к единому мнению, нужно ли вводить в семинарии специальный ознакомительный курс по психиатрии. Я помню, как о.

    Джон Матусяк, когда я сомневался в целесообразности поступления в духовную академию, сказал мне: «Священник выполняет работу значительно более серьезную, чем любой врач. У врача должно быть профессиональное образование.

    У священника – тоже. В противном случае ты погубишь людей».

    Пользуясь случаем, я могу посоветовать молодым людям, готовящимся к принятию сана, хотя бы просмотреть книгу В.Э. Пашковского «Психиатрические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями». Она может помочь избежать непоправимых ошибок. Эту книгу легко найти в свободном доступе в интернете.

    — У психологов принято отправлять будущих и действующих специалистов на личную психотерапию. А у священников существует нечто подобное?

    — Одно из важнейших отличий священника от психолога заключается в том, что психолог чаще всего считает себя здоровым с точки зрения психологии человеком.

    Поэтому каждый день священник, стоя перед Богом, просит Его о помощи и исповедует Ему свои грехи. Кроме этого, естественно, священник как минимум два раза в год должен исповедоваться у епархиального священника. В своей жизни я стараюсь придерживаться ежемесячной исповеди.

    В Американской автокефальной православной церкви есть прекрасное правило: человек, поступающий в семинарию, подписывает разрешение администрации семинарии проверить полностью его бэкграунд (историю жизни), включая не только возможные нарушения им закона, но и все нарушения правил дорожного движения, историю болезни, кредитную историю, информацию о собственности и др.

    Этот процесс занимает значительное время, и проводится специальными независимыми агентствами. Естественно, студент тоже получает копию своего досье, обычно это от 20 до 30 страниц.

    Руководство семинарии имеет право по полученным результатам отчислить слушателя, если хотя бы по одному из перечисленных пунктов получен не соответствующий требованиям ответ, и уж тем более рукополагать такого человека ни под каким видом не будут.

    Сам я окончил Свято-Владимирскую духовную академию, находящуюся под юрисдикцией Американской Автокефальной Церкви, а служу в Русской Зарубежной Церкви. Спустя семь лет после окончания Академии ко мне обратились монахини соседнего монастыря Американской автокефальной церкви с просьбой изредка совершать богослужения в у них, т.к. они остались без священника.

    И хотя благословения обоих митрополитов, и Американской, и Зарубежной церкви были получены незамедлительно, но приступить к окормлению монахинь мне разрешили только после того, как я заново прошел всю проверку, включая и мою медицинскую историю. Ничего унизительного в подобной проверке я не вижу и считаю ее необходимой для каждого человека, готовящегося к священству, равно как и периодически для каждого служащего священника.

    P.S. Как сказал апостол Павел, «должно быть разномыслие между нами, — чтоб выявились искусные». Разномыслие представлено здесь: 

    Источник: https://www.miloserdie.ru/article/mne-k-svyashhenniku-ili-k-psihologu/

    Будьте милосердны к себе

    Будьте милосердны к себе

    Исследования американских ученых показали, что сострадательное отношение к себе помогает лучше переносить неприятности и стрессы. Милосердие к себе — умение прощать и относиться к себе с любовью и доверием в те моменты, когда жизнь ставит подножки.

    Профессор психологии Марк Лири, возглавивший эти исследования, сделал вывод, что в непростом современном мире, полном жестоких испытаний, доброта и милосердие к себе уменьшает риск нервных расстройств и депрессий, позволяет избежать гнева, разочарования и обиды.

    Психологи и психотерапевты обычно уделяют много внимания выравниванию самооценки людей, но вместо этого лучше развивать в них сострадание к своей собственной личности — косвенным образом это влияет и на самооценку.  Человек с комплексом неполноценности и отсутствием снисходительности к себе ежедневно добавляет к своим психологическим проблемам еще и самокопание, упреки, чувство вины за сделанные ошибки.

    Милосердие к себе основано на трех составляющих:

    1. Доброта помогает хорошо и с пониманием относиться к себе в любой трудной ситуации вместо того, чтобы отдаваться самоедству.
    2. Человечность дарит осознание того, что мы несовершенны и способны ошибаться, что неудачи — это неотъемлемая часть нашего существования.
    3. Объективное восприятие себя позволяет спокойно относиться к различным ситуациям вместо того, чтобы зацикливаться на неприятных эмоциях и воспоминаниях.

    Исследователями было организовано пять опытов, призванных определить процессы эмоциональной и познавательной сферы, помогающие людям, наделенным милосердием к себе, преодолевать жизненные невзгоды. Объектом изучения были эмоциональные отзывы добровольцев на:

    • негативные события из прошлого, которые их просили вспомнить;
    • визуализацию возможных печальных сюжетов;
    • отрицательные мнения окружающих о себе.

    Экспериментаторами учитывалось два фактора — насколько хорошо выполнено задание и какие эмоции испытывают участники. В ходе опытов выяснилось, что милосердие к себе не имеет отношения к самооценке, которая может быть разной. Но при этом самосострадание необходимо людям с заниженной самооценкой.

    Что еще выяснили ученые:

    • Люди, которым присуще милосердие к себе, меньше подвержены влиянию отрицательных переживаний из-за плохих событий, воспоминаний или воображаемых неприятностей.
    • Самосострадание помогает человеку быть ответственным за неудачи в своей жизни, но при этом не впадать в уныние.
    • Милосердие к себе является лучшей защитой от негатива, чем самооценка. Самосострадтельным людям свойствен более оптимистичный взгляд на мир. При этом им не свойственна самовлюбленность, как это часто бывает с людьми, обладающими завышенной самооценкой.
    • Сострадание к себе играет большую роль в жизни людей с заниженной самооценкой. Те, кто снисходительно относится к себе, легче переживают ситуации, связанные с плохим мнением окружающих — они справляются со стрессом даже лучше, чем люди, имеющие высокую самооценку.
    • Настроение милосердного к себе человека меньше зависит от внешних факторов — он относится к себе по-хорошему даже когда ситуация складывается не в его пользу.

    Исходя из всего этого, ученые пришли к выводу, что причина положительного жизненного настроя заключается в милосердии к себе, а не в высокой самооценке, как считалось ранее.

    «Выяснилось, что многие выгодные и полезные свойства высокой самооценки на самом деле принадлежат самосостраданию, а значит, оно более важно, — признается Лири.

    — Американские психологи бьются изо всех сил, пытаясь поднять самооценку пациентов, но оказывается, что работать в первую очередь нужно с состраданием, ведь оно является более существенным компонентом развития психологически здоровой личности».

    P.S. О том как научиться самосостраданию и полюбить себя, читайте в статье — https://constructorus.ru/psixologiya/kak-polyubit-sebya.html

    Источник: https://constructorus.ru/psixologiya/budte-miloserdny-k-sebe.html

    Великодушие и всепрощение

    Прямым следствием развития любви, помимо сердечного милосердия, является также проявление великодушия и всепрощения. И то и другое есть способность любви не позволять появляться в душе злым чувствам, даже при явной вине против нас.

    Господь велит отпускать вины до «седмижды семидесяти раз» (Мф. 18, 22) и прощать «от сердца» (Мф. 18, 35), т. е. совершенно.

    Он ставит в зависимость от полноты прощения наших близких их вины против нас и Свое прощение наших грехов: «Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших» (Мк. 11, 26).

    Следует заметить, что часто мы не замечаем в душе нашей гнездящегося там змея непрощения, т. е. злопамятности.

    Мы склонны часто напоминать нашим близким их прежние проступки против нас и укорять их за старую вину: это глубокий порок души — грех против любви, отвращающий от нас милость Божию, лишающий даров Духа Святого.

    Мы должны хорошо помнить притчу о немилосердном заимодавце, которому было прощено 10 000 талантов, и потребовавшему уплату себе 100 динариев. Этому заимодавцу вновь был восстановлен счет всего ранее прощенного ему огромного долга.

    И когда мы имеем еще на сердце воспоминания о зле, сделанном нам, и смеем упоминать о нем, или укорять им, или просто думать с неприязнью о человеке, то мы ставим себя по отношению к Богу в положение евангельского злого заимодавца, который не заслуживает никакой милости, и потеряем и благодать Божию, и при нас останутся и все грехи, ранее прощенные нам.

    Непрощение и злопамятность порождают вражду. А к чему может привести непримиримая вражда — об этом рассказывается в житии св. мч. Никифора (память 9 февраля ст. ст.).

    Святой мч. Никифор жил в первой половине III века. У Никифора был друг, которого звали Саприкием. Они были близкие друзья, но диавол, который ненавидит мир между людьми, внес в их взаимоотношения ненависть. Сначала они поссорились; эта злоба углубилась, дошло до того, что они не хотели не только разговаривать, но и видеть друг друга.

    Первым пришел в себя Никифор. Он пришел к Саприкию и говорит: «Я виноват перед тобою, прости меня, давай жить как раньше». Но Саприкий не хотел разговаривать, и Никифор должен был уйти огорченный.

    Через некоторое время Христианская Церковь подверглась гонению. Саприкий как христианин был взят и заключен в темницу, и подвергнут многообразным пыткам. Его принуждали отречься от Христа, но он выдержал все пытки и не отрекся от Христа. Тогда язычники приговорили его к смерти.

    Никифор узнал об этом. Когда Саприкия вывели из темничных ворот, он подошел, поклонился и говорит: «Мученик Христов, я виноват пред тобою, давай помиримся». Но в сердце Саприкия сохранилась злоба. Он вспомнил о прошлой обиде, отвернулся от Никифора и пошел дальше. Никифор следовал за ним. Пришли на место казни, и опять Никифор подошел к нему, опять поклонился и сказал: «Прости».

    Тот опять вспомнил прежнюю обиду и не захотел смотреть на него.
    Поскольку Саприкий не изгнал злопамятства, то благодать Божия, которая помогала Саприкию переносить и тяжести темницы, и пытки, оставила его.
    И когда на месте казни Саприкий увидел палача и орудие казни, он спросил: «За что хотят меня умертвить, что хотят от меня?» Тот говорит: «Чтобы ты отрекся от Христа».

    В это мгновение Никифор подошел к Саприкию и сказал: «Ты уже сделал все: претерпел и темничное заключение, и пытки — осталась только казнь, и ты будешь на небе, не отрекайся от Христа».
    Но поскольку благодать Божия оставила Саприкия, то он, потеряв веру, сказал язычникам: «Я отрекаюсь от Христа».

    А Никифор в это время выступил перед язычниками, сказал: «Я христианин», — и был казнен«.

    Как говорил старец Парфений Киевский: «От памятозлобного отвращается Бог, молящемуся и питающему злобу на ближнего вместо ангелов соприсутствуют демоны, и молитва его бывает в грех».

    Итак, прощать надо один раз навеки и всем всегда, не оставляя в сердце ни малейшего оттенка неприязни и осуждения. Только тогда наше сердце будет чисто перед Богом и мы с дерзновением можем произнести прошение молитвы Господней: «И остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим».

    У всепрощения, как и всякой добродетели, есть несколько ступеней.

    Прп. Иоанн Лествичник приводит рассказ про трех воинов, которые вместе претерпевали бесчестие: «Один из них был угрызаем скорбию, но смолчал; другой порадовался за себя, но опечалился за оскорбившего его; третий же, думая единственно о вреде для ближнего, пролил теплые слезы. Тут видны делатели страха, мздовоздаяния и любви».

    Будем же подражать тому третьему иноку в его подвиге всепрощения, забывая здесь о себе, а думая лишь о пользе для ближнего.

    Как пишет о. Александр Ельчанинов: «Норма отношений к нашим близким — прощать без конца, так как мы сами бесконечно нуждаемся в прощении. Главное — не забывать, что доброе, что мы ранее ценили в ближнем, — оно остается у него, а грех всегда тоже был, только мы его не замечали».

    Про праведника о. Матфея (Гомилевского) рассказывали, что когда его невинного обвиняли, то он не считал возможным оправдываться, боясь впасть в грех отмщения и самооправдания.

    Как пишет архиепископ Иоанн: «Во всяком обижаемом, если он не обижается, есть неотмирное величие, отсвет Христовых страданий».

    Отрывок из книги: Современная практика православного благочестия

    Николай Евграфович Пестов

    Все о смысле жизни — www.Krasnov.tv

    Источник: https://krasnov.tv/velikodushie-i-vseproshhenie/

    Ссылка на основную публикацию