Вербальное мышление — психология

Вербальное мышление

Вербальное мышление - психология

Добрый день, посетители и читатели!
Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вы задали следующий вопрос, что же такое вербальное мышление в психологии? Назовите основные отличительные черты.  

Стоит отметить, что для начала важно сказать, что наука психология многоступенчатая и многоуровневая. И для того, чтобы ее усвоить наиболее эффективно, рассмотрим следующие понятия, к которым мы будем обращаться по мере разбора сегодняшней темы: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, МЫШЛЕНИЕ.                

  1. ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
  2. ПСИХОЛОГИЯ – это сложная и многоуровневая наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей.
  3. ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ – это процесс отражения объективного мира, который осуществляется в словесной форме. Вербальное мышление протекает в словах, использует в качестве знаковой системы речь.

 
Какими же основными отличными чертами обладает вербальное мышление? Стоит заметить, что само мышление человека разделяется на несколько видов, и у каждой личности наиболее выражен лишь один из них. Наглядно-действенное мышление, как правило, ярко выражено у детей до 3-х лет. Ребенок не знает еще слов, но уже выражает эмоции и выполняет некоторую последовательность действий.  

Дополним также, что, в первую очередь оно очень важно при формировании психических функций еще в раннем возрасте. Если ребенок не может правильно выразить свою мысль на словах, значит, и сформировать вербальный образ у него не получается. В дальнейшем особенности мышления у ребенка в раннем возрасте влияют и на взрослую жизнь.

Дети, которые в свое время не научились коммуникации, вырастают замкнутыми от внешнего мира. Как правило, люди, имеющие успехи в гуманитарных науках, обладают вербальным мышлением. Полагаю, что Вы смогли выявить для себя что-то полезное и новое.

Если же остались какие-то незатронутые вопросы, помните, что Вы всегда можете задать волнующий вас вопрос, наша команда будет рада его рассмотреть и обосновать.

Желаем удачи и успехов!

Источник: http://ru.solverbook.com/question/verbalnoe-myshlenie/

Что такое вербальное мышление

Инструкция

Слово, мощный инструмент взаимодействия, общения. Вербальное мышление необходимо развивать, начиная с детского возраста.

С рождения ребенок слышит речь и воспринимает ее, затем пытается копировать, совмещая невербальные и вербальные способы передачи информации. Пока он не может объяснить словами, что и откуда ему нужно взять, он знаками или рукой укажет это.

Нежелание есть, он выразит тем, что отвернется от ложки с едой. Или протянет руку, кивнет в знак согласия, когда предлагаются фрукты.

Играя с ребенком, нужно как можно больше говорить с ним. Вовлекая ребенка в игру, вызывать в нем желание «высказаться» как он умеет, пусть это будут только попытки невербального общения.

Возвращаясь с прогулки, например, и задавая вопросы: «Что видел, слышал, кого встретили, какая погода?», старшие должны помочь ребенку ответить на поставленные вопросы. Но обязательно привлекать внимания его, требуя подтверждения ответов. Его мозг будет усиленно искать слова.

Постепенно речевой формат углубляется и к 3 годам выразить свои мысли он способен не односвязными словами, а целыми предложениями. Пусть речь еще очень проста, но уже имеет цветность, объем.

Помогайте, раскрашивайте для малыша мир. «Мы видели большое голубое небо, светило яркое солнце, на зеленой поляне играли красным мячом».

Включая понятия тепло, холодно, сильно, слабо, вы усложняете вопросы и получаете не примитивные ответы, тем самым развивая вербальное мышление. Развивайте способность обобщать, выделять общее в разных предметах, ощущениях.

Теплое солнце, шубка, отопительная батарея. Но яркая лампочка, солнце, елочные огни.

От слова к предложению, от предложения к рассказу, процесс выявления смысла, языковой единицы будет совершенствоваться. Должен пройти определенный период, чтобы уровень развития вербального мышления, становился все выше. Человек, вследствие этого, способен будет, бегло использовать многие понятия в своих размышлениях и передать смысл собеседнику.

Что можно использовать в обучении? Картинки, предметы в комнате, на улице. Расширяйте понятия. Сначала транспорт, затем различие воздушного, наземного, водного транспорта.

Играя в слова, привлекайте и детей и взрослых, хвалите за подробное описание предмета, с каждым разом усложняя его (цвет, размер, объем). Рассматривая картинки, делайте сравнительную характеристику изучаемого объекта.

Муха, пчела, шмель, кто из них больше, кто полезный, кто умеет летать.

Развивая вербальное мышление, даем возможность ребенку четко облекать мысли в слова. У подвижных, активных детей, словарный запас большой, владеют словом они правильно, но это не дает уверенности, что они проявят такие же способности по другим предметам в школе.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-900200-chto-takoe-verbalnoe-myshlenie

Вербальное мышление: как его развить и зачем это надо?

0:00, 13 января 2015 83   0   5701

Каждый из нас обладает вербальным мышлением. У кого-то оно развито лучше, у кого-то хуже, но им обладает каждый, даже часто не подозревая об этом. Вербальное мышление – это не что иное, как словесное мышление, внутренний диалог с самим собой.

К примеру, мы часто обращаемся к себе при покупке одежды, в тяжёлой ситуации, в ситуации внутреннего конфликта и во многих других случаях. Но не всегда мы находим нужных слов, не так ли?! Наш диалог с самим собой может быть более успешным, если мы начнём развивать нашего внутреннего «собеседника», т.е. вербальное мышление.

А помогут это сделать, простые, незатейливые игры, которые подойдут как детям, так и взрослым. Вот несколько из них:

В игре принимают участие несколько человек. На карточках каждый пишет по одному слову, а потом случайным порядком выбирает себе одну. За фиксированное время (например, за 1 минуту) каждый составляет хотя бы одну фразу из слов, первые буквы которых входят в состав доставшегося по жребию слова. К примеру, слово ДРОЗД: Дмитрий Решил Оставить Зарплату Дома и т.д..

Внимательно оглядите помещение, в котором находитесь. Каждый предмет, на который упадет Ваш взгляд, попробуйте назвать иначе, не обязательно существующими словами: дверь — открывалка, стекло — прозрачка и т.п. Можно играть так же и в группе, например, выбрать 3-5 предметов и соревноваться, кто больше сочинит для них названий.

Они тоже способствуют развитию Вашего вербального мышления. Можно устроить целое соревнование, кто больше скороговорок знает. Причём можно от самых простых скороговорок выбрать, до самых сложных и запутанных.

Тоже очень интересная развивающая игра, способная поднять настроение. Участники по очереди называют бессмысленное слово, а остальные придумывают для него значения. Например: авропдий, пориарок и т.д. Другой вариант игры: бессмыслицы должны иметь форму прилагательного, значения которого участники записывают на листках, а потом озвучивают, сравнивая: квадрапильный, синкаральный и т.д.

  • Встреча с инопланетянином

Участникам предлагаются слова и (или) выражения из обихода, и они должны объяснить их назначение (т.е. для чего нужен предмет или слово) «инопланетянину», который совершенно не знаком с этими вещами. Можно использовать, как простые слова, например, вода, картофель, драка, так и сложные — любовь, мечта и т.д.

Такие интересные игры, не только займут Вас и Ваших друзей и поднимут настроение всей компании, но и будут отличным упражнением для развития вербального мышления, воображения, памяти и многих других мыслительных функций, которые и делают нас теми, кто мы есть, а именно людьми разумными. Успехов, друзья! И развивайтесь, в своё удовольствие!

Источник: http://your-happy-life.com/verbalnoe-myishlenie-kak-ego-razvit-i-zachem-eto-nado/

Что такое вербальный интеллект?

Способность человека адаптироваться к новым ситуациям и обучаться новому называется интеллектом.

Вербальный интеллект – это тот вид интеллекта, который позволяет анализировать и систематизировать полученную словесную информацию, а также воспроизводить ее в виде речевых сигналов.

Вербальные способности — это свойства мышления, которые отражают, насколько выражено у человека словесно-логическое мышление. Вербальные способности определяют возможности человека в использовании речи для оформления своих мыслей в виде логического высказывания.

https://www.youtube.com/watch?v=OpyVd8RQu58

Если вербальное мышление имеет высокую степень развития, человеку легче будет овладеть языковыми средствами.

В этом случае может стать прекрасным оратором, изучение гуманитарных предметов не будет для него сложным.

Если проводится психологическая диагностика вербальных способностей, тестовые задания направлены на оценку возможностей человека в поиске аналогий, исключении лишнего, обобщении, сравнении.

Что такое вербальный и невербальный интеллект

Уровень развития вербального интеллекта определяет, насколько человек способен изучать иностранные языки, овладевать словесным материалом. Этот вид интеллекта начинает развиваться еще в раннем детстве вместе с овладением ребенком связной речью.

Еще один важный этап в развитии этого вида интеллекта – процесс овладения письменной речью, то есть обучение письму и грамоте. Если у ребенка к этому периоду процессы анализа и синтеза словесной информации сформированы в достаточной степени, процесс обучения чтению будет протекать легче.

В среднем у детей может быть достаточная степень готовности к обучению чтению в возрасте 5 – 7 лет.

От уровня развития вербального мышления зависит успешность в учебной деятельности. Это важно не только для овладения гуманитарными предметами. Весь процесс обучения протекает легче при достаточном уровне развития вербального мышления, так человек при этом может хорошо понять и оценить полученную речевую информацию, понять смысл высказывания.

Невербальный интеллект это вид интеллекта, функционирующий с опорой на пространственные представления и зрительные образы.

Невербальное мышление оперирует наглядными объектами, представляя их человек может оценивать сходства и отличия между предметами и изображениями, определять положение в пространстве.

Развитие этого вида интеллекта поможет человеку ориентироваться в схемах и чертежах, конструировать, рисовать.

Что такое вербальные способности?

Хорошо развитые вербальные способности позволяют человеку овладеть языковой системой. В неё входят различные элементы и правила использования и соединения этих элементов. В систему языка входит:

  • фонетическая сторона речи;
  • грамматический строй речи;
  • лексическая сторона речи;
  • синтаксис.

Фонетическая сторона речи – это звуковой состав языка. Вербальные способности позволяют различать звуки на слух, определять правильность своего произношения.

В грамматике вербальные способности проявляются правильно построенными высказываниями, слова в которых согласованы, падежи и предлоги употреблены правильно. В синтаксисе – красиво и верно оформленными предложениями, составляющими связный текст.

Словарный запас человека с хорошо развитыми вербальными способностями, как правило, богат.

Все перечисленное помогает в вербальной стороне общения, то есть коммуникации, происходящей с использованием речи. Высокоразвитое вербальное мышление помогает донести до собеседника свои мысли, убедить в своей правоте, наладить диалог и совместную деятельность.

При недостаточном развитии этих способностей процесс общения затруднен (см. Дизартрия  у детей). Только лишь невербальная сторона общения (мимика, пантомимика и жесты) не дает достаточной информации.

Качественное использование речи для передачи информации необходимо в процессе общения.

Диагностика вербального и невербального интеллекта

Вербальный и невербальный интеллект диагностируют различными способами. Есть отличия в заданиях и материале, на котором эти задания даются.

Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала. Кроме того, материал подобран с учетом возраста испытуемого.

Чаще всего для диагностики вербального интеллекта используют вербальный тест интеллекта Г.Айзенка.

Для диагностики невербального интеллекта используют задания на наглядном материале, без использования речи. В тестовых заданиях человек манипулирует объектами, составляет фигуру из отдельных элементов, сравнивает наглядный материал. Для определения уровня развития невербального интеллекта применяют «кубики Коса», тест в виде доски форм Сегена, прогрессивные матрицы Равена.

Существуют и тесты, задания в которых позволяют оценивать уровень развития и вербального и невербального мышления одновременно. Это, например, тест Векслера на интеллект. Диагностика в этом случае занимает достаточно большой отрезок времени, около 1,5 – 2 часов.

Подведем итоги

Вербальное и невербальное мышление взаимосвязаны. Сниженный уровень развития одного из этих видов мышления оказывает влияние и на другой вид.

Например, если недостаточный уровень развития пространственного мышления не позволяет хорошо ориентироваться в размере, форме и соотношении предметов, пострадает и развитие речи. В этом случае человек может путать похожие по изображению буквы (см.

Дизартрия). Недостаточное развитие вербального мышления отразится на понимании любого вида информации.

(2

Источник: http://GolMozg.ru/interesno/verbalnyy-intellekt.html

Психология мышления. — Виды мышления

Страница 14 из 42

Виды мышления.

В психологии наиболее принята и распространена следующая простейшая и не­сколько условная классификация видов мышления:

1) наглядно-действенное;

2) наглядно-образное;

3) словесно-логическое;

4) абстрактно-логическое.

Наглядно-действен­ное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие пред­метов в процессе действий с ними.

Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возни­кающий в практической деятельности и являющийся основой для формиро­вания более сложных видов мышле­ния.

Основная характеристиканаглядно-действенного мышленияопределяется возможностью наблюдать реальные объекты ипознавать отношения между ними в реальном преобразовании си­туации. Практические познавательные предметные действия яв­ляются основой любых более поздних форм мышления.

Наглядно-образное мышление -вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышленииситуация преобразуется в плане образа или представления.

Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину.

Овладение нагляд­но-образными представлениями расширяет сферу действия прак­тического мышления.

Читайте также:  Сенсорные мотиваторы - психология

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех­ — семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше.

В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребе­нок необязательно и далеко не всегда должен потрогать ру­ками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования (действования) с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объ­ект.

Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле).

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с поня­тиями.

При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и нена­блюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности.

Развитие словесно-логического мышленияперестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от дру­гих, несущественных.

Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филоге­незе и в онтогенезе.

В настоящее время в психологии убедитель­но показано, что эти четыре вида мышления сосуществуют у взрос­лого человека и функционируют при решении различных задач. Все виды мышления тесно взаимо­связаны. При решении задач словес­ные рассуждения опираются на яркие образы.

В то же время решение даже самой простой, самой конкретной за­дачи требует словесных обобщений. Поэтому описанные виды мышления нельзя оценивать как более или менее ценные.

Абстрактно-логическое или словесно-логическое мышление не могут быть “идеалом” мышления вообще, конечной точкой интеллек­туального развития. Так дальнейшее совершенствование мышления связывается в психологии с расширением и конкретизацией сфер приложения усвоенных мыслительных норм и техник.

Кроме того, выделениевидов мышления можно про­изводить по различным основаниям. Так, опираясь на различные источники, касающиеся изучения мышления, можно выделить следующие виды мышления (см. рис.7).

Рис. 7. Классификация видов мышления по различным основаниям

По характеру решаемых задач различаюттеоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений.

Практическое мышление — мышление на основе суждений и умо­заключений, основанных на решении практических задач. Теоретическое мышление — это познание за­конов и правил. Основная задача практического мышления- раз­работка средств практического преобразования действительно­сти: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Практи­ческое мышление было изучено Б.М.Тепловым. Им установле­но, что важной особенностью практического мышления является то, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита време­ни и актуального риска. В практических ситуациях очень огра­ничены возможности для проверки гипотез.

Все это делает прак­тическое мышление в определенном отношении более сложным, чем мышление теоретическое.

По степени развернутости мышления во времени различают интуитивное и дискурсивное, или аналитическое мышление.

Дискурсивное (аналитическое) мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в созна­нии самого мыслящего человека.

Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

Интуитивное мышление харак­теризуется быстротой протекания, отсутствием четко выражен­ных этапов, является минимально осознанным.

Обычно используют три критерия для различения дискурсивного и интуитивного мышления:1)временной (время протекания процесса); 2) структурный (членение на этапы); 3) уровень осознанности (представленность в сознании самого мыслящего).

По степени новизны и оригинальности различаютрепродуктивное и продуктивное мышление по их функ­циональному назначению.

Репродуктивное мышление — мышление на ос­нове образов и представлений, почерпнутых из каких-то определен­ных источников.

Продуктивное мышление — мышление на основе твор­ческого воображения.

В своей деятельности люди сталкиваются с такими объектами, которые имеют целостно-системный характер. Для ориентации в таких объектах человеку необходимо уметь выде­лить в них внешнее и внутреннее содержание, их внутреннюю сущность и ее внешние проявления. В этой связи по типу познания выделяют теоретическое и эмпирическое мышление.

Теоретическое мышление – мышление, направленное на познание внутреннего содержания и сущности сложных системных объектов. Основным мыслительным действием, связанным с таким познанием, являетсяанализ.

Анализ целостного системного объ­екта обнаруживает в нем некоторуюпростую связь (или отноше­ние), выступающую в роли генетически исходной основы для всех его частных проявлений. Эта исходная связь служит всеобщим или существенным источником становления целостного систем­ного объекта.

Задачатеоретического мышления состоит в обнаружении этой исходной существенной связи, при последующем ее выделении, т.е. абстрагировании, и, в дальнейшем, сведе­нии к этой исходной связи всех возможных частных проявлений системного объекта, т.е. производство действияобобщения.

Эмпирическое мышление – мышление, направленное на познание внешних проявлений рассматриваемых предметов и явлений. Основными операциями эмпирического мышления являетсясравнение и классификация, которые связаны с действиями абстрагирования и обобщения одинаковых свойств, предметов и явлений.

Познавательным продуктом осуществле­ния этих действий являются общие представления (или эмпири­ческие понятия) об этих предметах и явлениях. Эмпирическое мышление выполняет весьма важные и необ­ходимые функции в повседневной жизни людей, а также в нау­ках, находящихся на начальных этапах своего развития.

По функциональному назначению различают критическое и творческое мышление.

Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.

Творческое мышлениe связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Противоположны условия их реализа­ции: порождение новых творческих идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов; критический отбор и оценка этих идей, напротив, требует строго­сти к себе и другим, не допускает завышенной оценки собствен­ных идей. В практике существуют попытки объединения преиму­ществ каждого из этих видов.

Например, в известных методиках управления мыслительным процессом и повышения его эффек­тивности (“мозговой штурм”) творческое и критическое мышле­ние как разные режимы сознательной работы используются на разных этапах решения одних и тех же прикладных задач.

Одно из традиционных различий мышления по типам ос­новано на анализе содержания используемых средств мышления -наглядных или вербальных. В этой связи выделяют наглядное и вербальное мышление.

Наглядное мышление – мышление на основе образов и представлений предметов.

Вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять пред­меты, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковы­ми структурами.

В психологии полагают, что наглядный и вер­бальный виды мышления являются “антагонистами”: носителям первого бывают труднодоступны даже простые задачи, представ­ленные в знаковой форме; носителям второго нелегко даются за­дачи, требующие оперирования наглядными образами.

Источник: http://LibSib.ru/obschaya-psichologiya/psichologiya-mishleniya/vidi-mishleniya

Вербальное (абстрактное) мышление

(по Й. Ерасеку)

НАЗНАЧЕНИЕ˸ определение уровня вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы.

ОБОРУДОВАНИЕ˸ бланк теста на определение уровня “Вербального мышления”.

ИНСТРУКЦИЯ ОБСЛЕДУЕМОМУ˸ ответь мне, пожалуйста, на несколько вопросов.

ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ˸ обследуемому задаются вопросы, ответы на которые оцениваются по шкале.

ШКАЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ˸ I уровень – 24 и более – очень высокий

II уровень – от 14 – 23 — высокий

III уровень – от 0 –13 — средний

IV уровень – (- 1) – (-10) — низкий

V уровень – (-11) и менее – очень низкий

ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ВЕРБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Нужно обвести кружком, число

Баллов вынести в правую колонку

ВопросыПравильный ответНеправильный ответДругие ответыБаллы
1.Какое животное больше˸ лошадь или собака?— 5
2.Утром мы завтракаем, а днем?— 3
3.Днем светло, а ночью?— 4
4.Небо голубое, а трава?— 4
5.Яблоки, груши, сливы, персики – это что?+ 1— 1
6.Что такое˸ Москва, Калуга, Брянск, Тула, Ставрополь?Города +1— 1Станции 0
7.Футбол, плавание, хоккей, волейбол – это…Спорт, физкультура +3Игры, упраж. +2
8.Маленькая корова – это теленок? Маленькая собака – это …? Маленькая лошадь ?Щенок, жеребенок +4— 1Кто-то один щенок или жеребенок 0
9.Почему у всех автомобилей тормоза?2 причины из следующих˸ тормозить с горы, на повороте, остановка в случае опасности столкновения, после окончания езды +1— 1Названа одна причина
10.Чем похожи друг на друга молоток и топор?2 общих признака +3Назван один признак +2
11.Чем различаются гвоздь и винт?У винта нарезка +3Винт завинчивается, а гвоздь забивается, у винта гайка +2
12.Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем? Что у них одинаково?На кошку (с выделением признаков подобия) 0На курицу — 3На кошку (без выделения признаков подобия) – 1
13.Чем похожи друг на друга белка и кошка?2 признака +31 признак +2
14.Какие ты знаешь транспортные средства?3 средства˸ наземное, водное, воздушное и т.п. +4Ничего не названо или неправильно 03 наземных средства +2
15.Чем отличается молодой человек от старого?3 признака +41-2 признака +2
ИТОГО˸

ПРОТОКОЛ (ТЕСТ) ОБСЛЕДОВАНИЯ

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/271047_verbal_noe_abstraktnoe_myshlenie

Зачем и как развивать вербальное мышление?

Тренировка внутреннего голоса

Это хороший способ улучшения способности управлять речью. Не зря же признаками ума являются и четкое произношение слов, и насыщение их смысловыми оттенками, и богатство интонации.

Попробуйте взять одну фразу (да хоть бы и афоризм из первой строчки статьи) и произносите в уме с разной скоростью, громкостью, высотой звука, смысловыми ударениями.

А потом:  — представьте, как она звучит в исполнении разных людей — от ваших друзей и близких до знакомых с экрана знаменитостей; — вообразите, что воспроизводимая мысль находится у вас в голове, в груди, правой ладони, левой пятке, в углу комнаты, высоко в небе.

Как она будет звучать?  — «прочитайте» ее, воспроизведя мысленно в виде написанной на грифельной доске;

 — наконец, позвольте ей предстать проплывающей перед вами и просто наблюдайте за движением.

Регулирование мысленного монолога

Ежедневно и ежечасно мы пребываем в мысленном потоке. Только понаблюдайте, как внутри вас работает «словомешалка», практически не останавливаясь ни на минуту. И не так уж она безобидна, поскольку препятствует эффективному мышлению и провоцирует неизвестно откуда берущуюся усталость. А избавление от нее освежает мозг, освобождает ум.

Одна из техник: сосредоточение на мысленном счете в ритме дыхания от 1 до 10. Главное условие: только считать и ни о чем не думать. Как только появляется мысль, счет начинается сначала. «О, у меня получается!» — это тоже мысль. Попробуйте выполнять это упражнение хотя бы в течение минуты, и оцените, как будете себя чувствовать.

Чтение

К слову сказать, оно бывает разным: развлекательным или познавательным. Первое требует максимального использования воображения, второе — тщательной концентрации внимания. Об этом, пожалуй, стоит как-нибудь поговорить подробнее.

Сейчас лишь заметим, что читающие медленно делают глазами мелкие частые прыжки, охватывая небольшие участки текста при фиксации зрения.

А те, что быстро — реже перемещают взгляд, вбирая им большие фрагменты страницы. Похоже, что они ее читают сверху вниз, а не построчно слева направо.

Так что если вы попытаетесь, взяв газету или журнал, захватывать взглядом все больше слов, это поможет развитию вербального мышления.

Кластеризация

Что это такое, давайте рассмотрим на примере. Возьмем тему, например, конфликт. Запишем это слово в центре листа бумаги и обведем рамочкой (круглой, квадратной, прямоугольной — не принципиально).

Затем начинаем, не задумываясь, писать на листе бумаги мысли, чувства и ассоциации, связанные с этим понятием.

Записав, каждое слово обведем отдельной рамкой, а потом линиями или стрелками обозначим связи между ними.

Взглянув на результат, вы без труда удостоверитесь, что организовали свои мысли. Весьма полезная техника для выбора решения, планирования и т. п. Тем более, что центральной идеей может быть именно то, что вас конкретно интересует: вложение денег, решение семейного спора и т. д.

Игры со словами

Вот несколько таких, что подходят и для компании, и для пары участников, и даже для одного.

Неожиданная аббревиатура

Участники на карточках пишут по одному слову, а потом случайным порядком выбирают себе одну.

За фиксированное время (например, за 1 минуту) каждый составляет хотя бы одну фразу из слов, первые буквы которых входят в состав доставшегося по жребию слова. Например, слово МОЗГ: Мрак Охватил Задумавшегося Гения.

Мария Отправилась Зарабатывать Гроши. Можно усложнить задачу, определив тему, которой должны соответствовать составляемые фразы.

«Инакомыслие»

Оглядите помещение, в котором находитесь. Каждый предмет, на который упадет ваш взгляд, попробуйте назвать иначе: дверь — открывалка, стекло — прозрачка и т. п. В группе можно выбрать 3−5 предметов и соревноваться, кто больше сочинит для них названий. Усложнить задание можно, поставив условие подбирать звуки-буквы, соответствующие форме предмета.

«Что бы это значило?»

Участники по очереди называют бессмысленное слово, а остальные придумывают для него значения. Например: бамбутирак, крумпишен и т. д. Другой вариант: бессмыслицы должны иметь форму прилагательного, значения которого участники записывают на листках, а потом озвучивают, сравнивая: квадрапильный, синкаральный и т. д.

«Встреча с инопланетянином»

Участникам предлагаются слова и (или) выражения из обихода, задача — объяснить их назначение «инопланетянину», который совершенно не знаком с этими вещами. Например, вода, картофель, драка, любовь, мечта и т. д.

«Скороговорки»

Читайте также:  Внутренний текст - психология

Они тоже способствуют развитию вербального мышления. От простеньких вроде: «Крыса в риге грызла рис» до таких как «Шла глава к главе, ударила глава главу. От удара главы головой главе по голове на голове вскочила шишка». Главное, наряду с развитием быстроты произнесения не забывать, что слова не должны «налезать» друг на друга.

Игры со словами могут быть столь же увлекательны, сколь и полезны.
Желаю вам в этом убедиться!

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/school/articles/16131/

вербальное мышление — это… Что такое вербальное мышление?

  • ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ — ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Мышление, основой которого являются слова. Использование в мышлении лексических единиц иностранного языка достигается в результате систематической практики в иностранном языке …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • МЫШЛЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ — МЫШЛЕНИЕ ВЕРБАЛЬНОЕ. См. вербальное мышление …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • МЫШЛЕНИЕ — направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… …   Философская энциклопедия
  • Мышление в общении — это включение в процесс мышления (М.), познания и О., М., направленного на обнаружение противоречий, постановку и решение задач. В процессе О., взаимодействуя с др. людьми и миром, человек осуществляет М., в к ром можно выделить 3 вида… …   Психология общения. Энциклопедический словарь
  • языковое мышление — мышление на основе языковых знаков (слов и словосочетаний). То же, что и вербальное мышление …   Толковый переводоведческий словарь
  • ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ — умственная деятельность, в основе которой лежит оперирование наглядными графиками, пространственно структурированными схемами. Является разновидностью рационального постижения существенных связей и отношений вещей и дополняет вербальное мышление …   Современный философский словарь
  • ДЗЭНСКОЕ МЫШЛЕНИЕ — Дзэн буддизм ответвление классического индийского буддизма, перешедшего из Индии в Китай, а оттуда в Японию, где он стал одной из национальных религий и философий. Д. м. особенно важно для культурного сознания ХХ в. как прививка против истового… …   Энциклопедия культурологии
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ — абстракция, автоматизация, автоматизм, аграмматизм, адаптация, адаптация сенсорная, адаптация социальная, адаптивность, адекватность восприятия, адекватность ощущений, аккультурация, акмеология, акселерация, акт деятельности, активизация,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • функциональная асимметрия мозга —         ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА разделение когнитивных функций между правым и левым полушариями головного мозга человека.         Сам факт межполушарной церебральной асимметрии мозга известен со второй половины 19 в., когда, опираясь на… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • Психометрический вступительный экзамен в Израиле — Психометрический вступительный экзамен (ивр. הבחינה הפסיכומטרית‎, также психометрия  ивр. הפסיכומטרי‎, также психотест)  единый стандартизованный экзамен (англ. Standardized test) для поступления в израильские высшие учебные… …   Википедия

Источник: https://perevodovedcheskiy.academic.ru/158/%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Вербальный фактор интеллектаВербальные способности. Вербальность. Вербальный интеллект. Вербальное мышление

Вербальный фактор интеллектаВербальные способности. Вербальность. Вербальный интеллект. Вербальное мышление

Один из составителей стандартного психологического теста для оценки интеллекта (IQ) Р. Амтхауэр выделил 4 ведущих фактора интеллекта: вербальный, счетно-арифметический, пространственный и мнемический.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра в наибольшей степени отвечает задачам профориентации, т.к.

он позволяет продиагностировать не только уровень интеллекта, но и его направленность: математическую, гуманитарную, техническую.

Тест структуры интеллекта Амтхауэра привлекателен, во-первых, тем, что он хорошо автоматизируется и может быть представлен в компьютерном варианте, что дает много преимуществ для исследования, во-вторых, он позволяет количественно, в числах выразить уровень интеллектуального развития.

Отдельные (тесты) субтесты сведены в батарею тестов, что позволяет сразу оценить уровень развития различных сторон интеллекта:

Вербальное мышление — мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами. Для нормальной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим легче оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

Теория интеллектуального развития

Швейцарским ученым Жаном Пиаже была предложена наиболее разработанная теория интеллектуального развития. В интеллектуальном развитии он выделил четыре стадии:

  1. Сенсомоторная стадия— младенчество. Когда ребенок осуществляет поиск предметов, исчезнувших из его поля зрения, предполагая, где они могут находиться. Он умеет координировать информацию, поступающую от органов чувств, и развиваются способности к целенаправленным действиям.

  2. Стадия дооперационального мышления. У ребенка начинает формироваться вербальное и понятийное мышление.

  3. Стадия конкретных операцийначинается примерно в семь лет, ребенок уже может рассматривать проблемы на понятийном уровне и приобретает простейшие представления о таких категориях, как пространство, время и количество.

  4. Стадия формальных операцийначинается приблизительно с 11-ти лет. Мышление ребенка систематизируется, он способен определять следствия, исходя из причин какого-либо явления.

У человека вербальная способность развивается с 3 лет от уровня простых суждений к логическому выводу на основе формальных и содержательных правил, проходя шесть ступеней до 18 лет. Затем вербальный интеллект улучшается до 55-60 лет, снижение наступает к 65-70 годам.

Но все же с возрастом происходит снижение продуктивности основного показателя интеллекта, а именно «общего интеллекта», из-за замедления мыслительного процесса, т.е. снижения скорости обработки информации. Причем скоростные показатели интеллекта могут снижаются уже с 30 лет.

Однако существует непосредственная связь интеллектуальной продуктивности людей в 60-80 лет с их профессией, некоторые интеллектуальные функции с годами развиваются и в преклонном возрасте.

Из парциальных способностей ухудшаются мнемические процессы (активное восприятие и долгосрочное хранение информации), в то время как способность к краткосрочному удержанию информации с возрастом снижается совсем незначительно.

Связь вербальных способностей с успеваемостью

В педагогической психологии давно замечена связь уровня развития интеллекта с успеваемостью. Согласно Векслеру вербальный интеллект сильнее связан с уровнем учебной успеваемости, чем невербальный.

Развитие отдельных составляющих структуры интеллекта обусловливает успешность изучения учащимися тех или иных учебных предметов.

Вербальный интеллект определяет успешность учения по всем предметам и, в первую очередь гуманитарным (язык, литература, история и т.п.).

Чтобы успешно обучаться естественнонаучным дисциплинам, нужен высокий уровень развития пространственного и вербального интеллекта, для хорошей успеваемости по гуманитарным дисциплинам, нужна высокая степень развития вербального интеллекта (чувство языка, речи).

В психологии речь — это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, материализация мысли.

Речь и язык

Основное различие речи и языка заключается в следующем:

  • Язык— это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей вполне определенные значения и смысл, объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки — языкознания (лингвистики).
  • Речь(предмет «психолингвистики») — психологический процесс формирования и передачи мысли посредством языка. Речь без знания языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться по своим законам.

Детерминантные процессы речи и их восприятие (перцепцию) структурами (моделями) соответствующих (конгруэнтных) языков, лингвистических моделей изучает психолингвистика.

Развитие вербального фактора интеллекта в зависимости от профессиональной деятельности

Если в своей профессиональной деятельности человеку в основном необходимо оперировать словами как символами, тогда ему потребуется более высокий уровень вербального интеллекта.

Уровень развития и эффективность функционирования именно данной структуры, а, следовательно, связанной с ней системы операционных механизмов оказывают более существенное влияние на продуктивность интеллектуальной деятельности, например, учителей-словесников, нежели уровни развития «математического» и наглядно-образного мышления.

Продуктивность познавательных способностей человека снижается в связи с деформацией или разрушением системы операционных механизмов вербального типа: отвлеченное сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ и синтез.

Система функциональных механизмов познавательных способностей (первый уровень интеллекта) с возрастом не претерпевает значительных изменений.

Вербализм

При интеллектуальной неготовности детей возможны разные варианты развития, одним из которых является вербализм.

Вербализм — это высокий уровень речевого развития, хорошее развитие памяти при недостаточном развитии восприятия и мышления.

В таких случаях речь у детей развивается рано и интенсивно, они применяют сложные грамматические конструкции, обладают богатым словарным запасом, предпочитая чисто вербальное общение с взрослыми, недостаточно включаясь в практическую деятельность, с родителями или другими детьми.

Вербализм опасен для развития мышления своей односторонностью, такие дети не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с существующими правилами, им трудно успешно учиться в школе.

Возврат ребенка к развитию образного мышления (играм, конструированию, рисованию) является основой коррекционной работы с такими детьми.

Источник: http://www.effecton.ru/384.html

Дислектики – невербальные мыслители. Центр коррекции дислексии

Дислектики – невербальные мыслители. Центр коррекции дислексии

Дислектики – невербальные мыслители

Люди думают двумя способами: с помощью звуков и слов — ВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ и с помощью мысленных образов, концепций или понятийНЕВЕРБАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Люди используют оба эти способа мышления, однако каждый из нас выбирает основной и вспомогательный.

На протяжении того периода времени, когда формируется аспект дислексии, который принято называть «неспособность к обучению» (в возрасте от трех до тринадцати лет), у потенциального дислектика должен преобладать невербальный способ мышления, т.е. ДИСЛЕКТИК — это человек, который мыслит образами, т.е. НЕВЕРБАЛЬНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ.

Вербальное мышление осуществляется примерно с такой же скоростью, что и речь. Максимальный предел вербальной концептуализации – 250 слов в минут, скорость же нормальной речи составляет 150 слов в минуту.

Вербальная мысль линейна во времени и повторяет структуру языка, она осуществляется путем создания предложения, слово за словом, тогда как невербальное образное мышление имеет эволюционный характер.

Образ вырастает по мере того, как мысленный процесс добавляет к общей концепции все больше дополнительных концепций. Невербальная мысль намного быстрее, возможно, в тысячи раз быстрее вербальной.

Представленные в виде образов мысли являются столь же полными или глубокими, сколь точными являются эти мысленные образы в изображении значения слов, которыми воспользовался бы человек для описания тех же самых мыслей.

Мы можем сказать, что мысли, представленные в виде образов, являются материей, тогда как мысли в виде слов являются значимым звуком.

Единственным недостатком в образном мышлении является то, что человек, который это делает, не осознает отдельные образы по мере их появления. Это происходит слишком быстро.

Охват осознания — это количество времени, необходимое для того, чтобы что-то осознанно зарегистрировалось в сознании человека. У людей это происходит с относительно постоянной скоростью.

Иными словами, для того, чтобы стимул зарегистрировался в сознании человека, он должен присутствовать в течение 1/25 секунды. Если длительность наличия стимула составляет менее 1/25 секунды, но более 1/36 секунды, то он попадает в категорию, называемую подсознательные стимулы.

Образное мышление постоянно происходит со скоростью 32 изображения в секунду. Это несколько быстрее, чем 1/25 секунды для охвата сознания, но медленнее, чем предел подсознания в 1/36 секунды. Так что образное мышление попадает в диапазон подсознания.

Мозг человека получает мысль, но сознательно человек не отдает себе в этом отчет. Образное мышление — это то же самое, что и интуитивное мышление. Человек знает ответ, не зная, почему это является ответом.

Многие дислектики находят способ, как принести подсознательный мыслительный процесс в свое сознание. Если они думают о чем-то интересном, они могут дезориентироваться в мысли и смотреть отдельные образы по мере их возникновения. Когда они это делают, это называется грезить.

Родители и учителя очень критически относятся к грезам, но они не должны этого делать. Фактически, они должны поощрять их при каждой возможности. Пребывание в грезах — это процесс, связанный с гениальностью, как это было не раз доказано Эйнштейном и другими.

Дезориентация добавляет мыслительному процессу размерность. Мышление больше не является подсознательным или происходящим только в образах. Многомерная мысль использует все органы чувств.

Когда возникло состояние дезориентации, мозг больше не видит того, на что смотрят глаза — он видит то, о чем думает человек, так как будто бы это видели его глаза.

Мозг больше не слышит того, что слышат уши — он слышит то, о чем думает человек, так как будто бы это слышали его уши.

Тело больше не чувствует того, что ощущают его органы чувств — оно ощущает то, о чем думает человек, и так далее.

Одним аспектом многомерного мышления является способность думающего ощущать мысли как реальность.

Источник: http://dislekt.ru/disleksiya-chto-eto/dislektiki-neverbalnyie-myisliteli/

Невербальное мышление

Невербальное мышление

Поскольку речь в данной статье идет о невербализуемом, и автору приходится балансировать на грани выразимого с помощью слов, читателя неминуемо подстерегает проблема недопонимания.

Впрочем, это положение вещей стало уже традиционным для цикла моих «академических» статей.

Надо быть готовым к «непрозрачности» текста и прилагать некоторые усилия по интерпретации употребляемых терминов   нахождению им аналогов в собственной картине мира.

В частности, хочу заранее предупредить относительно понятий «Язык» и «Мышление»  в данной статье их употребление заметно отличается от словарного. Подобное переопределение оставляет хотя бы призрачный шанс на передачу авторской мысли.

Существует ли невербальное мышление? Казалось бы, ответ на этот вопрос самоочевиден.

Так же самоочевиден, как ответ на вопрос «думает ли шахматист во время партии?» Разумеется, думает. И конечно же — невербально. Гроссмейстеры не ведут с собой внутренний диалог типа «сейчас я передвину этого коня на f2, а потом…» — иначе бы в условиях дефицита времени они постоянно проигрывали бы противникам с более эффективной стратегией мышления.

Читайте также:  Как выбрать тренинг? - психология

Более того, к подобному же умозаключению можно прийти, проанализировав действия плотника дяди Васи, который может сколотить стол (что вообще-то должно предполагать мышление), но не способен описать, как именно он это делает.

Однако же находятся отдельные «эксперты», которые продолжают отстаивать тезис об обязательной вербальности, выходя из этого затруднительного положения с помощью утверждения будто то, чем пользуется дядя Вася, не есть мышление. А мышление есть только то, что вербально осуществляют они (эксперты), изрекая эту мудрую сентенцию.

Тем самым определение мышления становится настолько замкнутым на «язык» и тавтологичным, что теряется какой-либо смысл в его практическом употреблении.

Полемизировать с ними бессмысленно[i], поскольку любые дискуссии неизбежно упрутся в констатацию того, что под термином «мышление» подразумеваются разные семантические реальности. Однако имеет некоторый смысл исследование того, каковы причины возникновения подобных заблуждений.

Что есть язык?

Смысл, безусловно, растождествлен с языком. Об этом знает любой человек, который, отчетливо вспомнив то, как выглядели деревья, произраставшие во дворе его детства, но не зная, как они называются, пытается передать это воспоминание другому.

При безусловном наличии в сознании смысла, на который в данном случае осуществляется ссылка, подходящее слово (вяз, клен и т.д.) для его выражения отсутствует.

Можно, конечно, возразить, что термин для выражения смысла в данном случае все равно присутствует в языке, и он сконституирован самой структурой языка. Просто данный человек не может его передать.

Но это никак не повлияет на то обстоятельство, что в индивидуальном сознании между смыслом и его языковым выражением – пропасть. Подчас непреодолимая.  Более того, в случае нуминозных переживаний в языке может отсутствовать даже термин. И для переживания просто исключается возможность быть переданным.

Если исследовать вопрос о возможности конвенционального понимания, окажется, что в большинстве случаев залогом иллюзии понимания является общность мира, который объединяет воспринимающего и передающего (факт наличия именно этого дерева во дворе), а не общность субъективно переживаемых смыслов.

Это легко продемонстрировать на примере попыток передать свои ощущения, испытанные в измененных состояниях сознания (например, в трансе) другому человеку.

В этом случае отсутствует возможность использовать внешний мир и объекты в нем как средство остенсивной (указательной) фиксации используемых понятий и гарантии приблизительного тождества объектов мысли. Однако, именно в таких ситуациях люди особенно «болтливы».

Попытки передать субъективный смысл приводят к тому, что со стороны происходящее нередко воспринимается именно как «индивидуальный язык». Да и «изнутри» тоже.

Итак, налицо очевидная необходимость разобраться, наконец, с определением: что же такое Язык? В широком смысле?

Я дам такое определение: в наиболее общем смысле язык – это определенная система глоссировки. Чего бы то ни было.

Итак, если воспринимать язык как структуру, позволяющую дифференцировать информационное поле и произвольным образом оперировать с содержаниями сознания, тогда тезис о наличии или отсутствии внеязыкового мышления уточняется и трансформируется в вопрос о том, возможна ли ментальная деятельность по получению операционального смыслового результата и не предполагающая использование для этого свойственного языку аппарата структурно-глоссированного различения?

Ответ – да.

Наглядное доказательство этого предоставлено мною в статье «Сакрализация отчуждения».

Любые акты выхода за пределы своей системы глоссировки (акты истинного творчества) имеют принципиально неязыковую природу.

Если мы зададимся целью обнаружения истоков языка, предполагающей ответ на «противоположный» вопрос – как возможно языковое мышление? – то в полном соответствии с теоремой Геделя обнаружится, что язык не обусловливает системы глоссировки, а наоборот – сам зависим от них. Основывается на них и оказывается невозможным без предварительной операции по глоссировке всего поля значений.

Соответственно, примеры внеязыкового мышления находятся не только в областях «над» конвенциональным языком, прорывах в сферах творчества и рефлексивной надстройки, но и в необозримом пространстве «под языком» – поле бытовых автоматизмов, спонтанных реакций, смутных, неоформленных ощущений, снов и гипнотических состояний. Поле того, что фундирует язык, является почвой, на которой он вырос, обуславливает его. Отсутствие чего делает язык невозможным.

Давайте рассмотрим ситуацию, в которой вы вспоминаете малознакомое слово и ощущаете, что искомое «вертится» где-то рядом, каждый раз ускользая буквально на долю секунды.

В этом случае «семантический образ смысла» может быть отчетливо представлен в вашем сознании – вы четко знаете, что имеете в виду. Но не можете выразить, потому что просто забыли слово.

Итак, требуется осуществить дополнительную ментальную операцию для того, чтобы связать подразумеваемый смысл со словом – и выразить его в языке.

Иногда (особенно это очевидно при феноменологических исследованиях) необходимое слово попросту отсутствует в языке – и (если вы, конечно, хотите донести до окружающих свою мысль) приходится создавать его, проделывая иногда мучительную, тягомотную и всегда неполную процедуру по выстраиванию определений.

В определенном смысле мы постоянно проделываем указанную процедуру «связывания» внеязыкового смысла, фигурирующего в сознании, с вербальной конструкцией, его выражающей.

Только в большинстве случаев она автоматизировалась настолько, что перестала восприниматься как отдельный ментальный акт, слившись с самим процессом говорения.

И только в «разрывах» этого автоматизма, когда мы вынуждены прилагать специальные усилия для того, чтобы сформулировать мысль, проглядывает внеязыковой остов этого механизма[ii].

Более того, каждый из нас был вынужден фиксировать внимание на этой процедуре в детстве, входя в круг языка. Таким образом, акт формулировки, выражающийся в связывании смысла и понятия, его выражающего, является первичным по отношению к языковому выражению.

Итак, если язык опирается на более глубокую систему внеязыковых различений, и, в частности, зависит от базовых структур интенциональности памяти (помогающей находить и выбирать нужное выражение из имеющихся) и акта глоссировки (выделения, спецификации искомого смысла), в таком случае сам процесс направленного воспоминания должен обладать собственной структурой, значительно теснее связанной с сознанием, нежели опосредуемый им язык. Разумеется, акты мышления (а что такое направленная интенцией ментальная деятельность, увенчивающаяся получением операционального в дальнейшем результата, как не мышление?) могут проявляться – и проявляются постоянно – вне языка.

Язык для мышления или мышление для языка?

Откуда же растут корни популярного заблуждения об исключительно языковом характере мышления? Ответ на этот вопрос опирается на ту функцию, которую язык выполняет по отношению к мышлению.

Давайте зададимся вопросом о самом процессе глоссировки, с помощью которого мы интерпретируем, а затем запоминаем и воспроизводим некоторую структуру (например, для того, чтобы сохранить в памяти значимый эпизод жизни).

Ведь это процесс, который тоже обладает своей структурой – хотя бы потому, что есть системы улучшения навыков систематизации и воспроизведения, помогающие получать более быстрый и точный доступ к содержанию памяти. Или же эйдетические техники, позволяющие вспоминать более детально и развернуто – так, чтобы картины буквально «оживали перед глазами».

Для того, чтобы вспомнить нечто, необходимо:

  1. «запеленговать» в личном семантическом пространстве накопленной информации искомый смысл,
  2. осуществить доступ к нему
  3. и воспроизвести с помощью какой-либо системы ментальной репрезентации (увидеть, услышать, почувствовать и т.д.)

Например, вы хотите вспомнить мелодию, которая звучала на вашем выпускном вечере. Сама формулировка, которая здесь представлена, уже представляет собой часть процесса «пеленгации», интенциональной настройки на соответствующее воспоминание.

Она еще ничего не гарантирует, поскольку перед глазами могут, например, промелькнуть картинки с выпускного – и ничего в аудиальном канале. Но, по крайней мере, такая формулировка задает направление поиска и критерии оценки добытого воспоминания.

Обычно на этой стадии уже проявляется язык как средство удержания (фиксации) искомой цели, помогающее поддерживать константность (постоянство) в процессе ментальных операций – и не сбиваться на не имеющие отношения к цели представления.

Впрочем, использование языка необязательно даже на данной стадии. Вместо языковой формулировки результата, может возникнуть, например, определенное ощущение – или «предощущение», нащупывая способ полноценного разворачивания и проживания которого, человек может вспомнить соответствующую мелодию.

Однако, неоспоримо, что сама система глоссировки, позволяющая выделять мелодию и выпускной как отдельные, достаточно хорошо различимые и выделяющиеся на общем фоне ментальные единицы, имеет языковую природу – и досталась нам от окружающих на ранних стадиях освоения языка.

Именно в этом проявляется роль языка по отношению к мышлению – он действительно помогает сформировать ментальную структуру, позволяющую обрести возможность произвольным образом выделять из первоначального синкретичного хаоса внутренних впечатлений необходимые для реализации какой-либо цели. В этом заслуга языка для формирования отточенного, подчиненного воле мышления неоспорима. Однако из данного положения отнюдь не следует, что вне языка (системы глоссировки) мышления быть не может.

Кроме того, язык также может участвовать и на третьей стадии – воспроизведении некоторой ментальной данности. Например, в виде внутреннего диалога.

Заблуждение относительно невозможности внеязыкового мышления покоится на отсутствии в текущем (доступном для воспоминания и осознания) опыте большинства людей ментальных операций, имеющих другую (не задаваемую синтаксисом конвенциональной глоссировки) структуру или не имеющих структуры вообще.

Структурное и качественное

Задав однажды пространство (операциональное поле) для систематизации впечатлений, язык в дальнейшем прекрасно реализует свою функцию по спецификации и выражению того, что находится в рамках этого однородного качественного поля вербализуемого смысла. Но он практически бесполезен в случаях, когда необходимо передать качественно другой опыт, полученный путем деглоссировки конвенционального восприятия или реглоссировки на основе других (неконвенциональных) принципов.

Парадокс «остенсивности восприятия» основан именно на невозможности в прокрустовом ложе языка выразить конкретную качественную наполненность опыта, полученного в рамках другой – инспирированной непосредственным восприятием –  системы глоссировки.

Если расширить область применения данного парадокса, окажется, что помимо цветов и звуков под него подпадают пространство, время, существование. Мы не знаем, как воспринимает и переживает пространство, время и существование другой человек. А ведь это не просто абстракции. За каждым из них стоит система построения и наполнения живым содержанием конкретного жизненного мира.

В конечном итоге можно прийти к осознанию того, что весь предстающий в сознании окружающий мир в его качественном (qualia) аспекте является плодом индивидуального перцептивного творчества воспринимающего субъекта.

Осуществившегося на ранним этапах его развития и закрепившегося в качестве автоматизма. Хотя на уровне структурного согласования разных способов воспринимать мир будет наблюдаться совпадение, обусловлено оно тождеством мира, а не тождеством качественных впечатлений.

По сути, общаясь друг с другом, мы занимаемся тем, что даем ссылки на содержания сознания, заведомо предполагая, что они согласованы.

Хотя в действительности согласован лишь структурный каркас, система глоссировки, не способный помочь в передаче скрепляемой им «текстуры» опыта, его квалиативной наполненности.

Если же внимание какого-либо человека смещается с обусловленных структурой конвенциональной глоссировки содержаний на данности, определяемые способностью выходить за рамки этой системы, тогда он, даже оставаясь на аксиоматической почве конвенционального языка, в состоянии констатировать ее ограничения, но как передать другому этот опыт, принципиально отсутствующий в его картине мира, если не на что дать ссылку? Разве что таким «корявым» способом, который предпринят в данной статье.

Таким образом, плоды невербального мышления (выходящего за пределы системы глоссировки) нуждаются в изобретении специальных средств донесения до окружающих. Этим и занимается искусство.

А теперь сделаем следующий ход – и зададимся вопросом о том, с помощью каких средств мы выстраиваем внутреннюю коммуникацию? Ведь что такое память, как не способ коммуникации с собой из прошлого, скрепляющий наше существование воедино?

В том случае, если есть неизменная система глоссировки, задающая каждому элементу его место, воспоминание осуществляется легко и непринужденно. Убедиться в этом легко, вспомнив, как вы праздновали последний Новый Год – это мероприятие жестко привязано к дате, которая вписана в устойчивую систему глоссировки событий и впечатлений.

Однако, как быть в том случае, если мы хотим вспомнить события, имевшие место до того момента, когда мы обрели эту устойчивую систему, задаваемую языком? События далекого детства, во многом обусловившие саму эту систему? Вот здесь и возникают проблемы. И для их решения необходимо выйти за рамки конвенционального описания – и установить иной способ коммуникации с самим собой, не предполагающий языка в качестве опосредующей инстанции.

А. С. Безмолитвенный © 2011

Обсудить статью можно на форуме.

[i] В частности, мы здесь даже не будем затрагивать обсуждение аргумента против существования индивидуального языка Витгенштейна – ввиду его явной нерелевантности.

[ii] Кроме того, прекрасно известно, что у разных людей разные способности по формулировке смысла. Кто-то является обладателем гибкого и простроенного автоматизма связывания мыслей и слов – и даже способен в некоторых случаях быстрее и точнее сформулировать мысль за другого. Кто-то наоборот – формулирует мысль, выходящую за пределы привычных коммуникативных ситуаций, с большим трудом.

Социальные кнопки для Joomla

Источник: http://www.bezmolit.tv/articles/for-academics/philosophy/nonverbal-thinking

Ссылка на основную публикацию