Вовлечение, затягивание — психология

Психологические приемы манипулирования: как нам затыкают рот

Вовлечение, затягивание - психология

Ради достижения желаемого в процессе общения многие люди могут использовать разнообразные приемы манипуляции, заставляющие почувствовать тебя виноватым, ничтожным дезинформированным или растерянным.

Особенно часто к манипуляциям подобного рода прибегают носители антисоциальных черт личности, нарциссы, социопаты и психопаты.  Что бы успешно противодействовать таким низменным атакам на свое достоинство, нужно научиться их вовремя распознавать.

Итак, стоит рассмотреть основные приемы манипуляции, которые применяют деструктивные личности.

Газлайтинг

Газлайтинг можно считать одним из наиболее неприятных и дезориентирующих приемов манипуляции, так как он направлен на формирование у человека недоверия к себе, сомнения в правильности собственной реальности.

Реализуется газлайтинг при помощи фраз вроде «Что это ты выдумываешь?», «Такого не было», «Да ты просто с ума сошел/сошла» и т.д.

Чтобы не поддаваться на эту манипуляцию стоит утвердиться в своей реальности, иногда также можно найти поддержку со стороны – нарциссу или психопату будет намного сложнее выставить Вас «выдумщиком» если кто-то третий подтвердит Вашу правоту.

Проекция

Проекция свойственна всем людям – это механизм, при помощи которого люди переносят собственные личностные черты и особенности на другого человека.

Так и нарциссы, не желающие видеть и принять собственные недостатки, просто проецируют их на других людей – виноватыми и плохими могут быть все, но только не сами они.

После этого деструктивные личности стараются внушить своим жертвам чувство вины за эти проецированные недостатки, и на этой основе «вознести» самого себя на трон совершенства в глазах других. Чтобы противодействовать подобным интригам стоит не принимать эти надуманные проекции на себя.

Бессмысленные беседы

Как только правота нарциссов или деструктивных личностей в разговоре ставится под вопрос, они пытаются сменить тему беседы, направляют на собеседника бессмысленный речевой поток, пытаются вселить в собеседника чувство вины за то, что он имеет собственное мнение, отличное от мнения самого нарцисса. В этих случаях не следует давать втягивать себя в такие утомляющие монологи, единственная цель которых – подпитать раздувшееся Эго нарцисса.

Обобщения и навешивания ярлыков

Зрелым и самодостаточным людям свойственно анализировать различные точки зрения и выслушивать аргументы противодействующих сторон, а уже затем  выносить собственное суждение.

Однако многим людям (в том числе и нарциссам) намного легче «навесить» на собеседника «ярлык» или вынести скоропалительное обобщение касательно ситуации – так и времени меньше тратишь, и, как бы, подкрепляешь непоколебимость собственного авторитета.

От таких людей часто можно услышать фразы вроде «да ты всегда чем-то недоволен/недовольна», «тебя ничто не устраивает» – при помощи таких фраз нарцисс «убивает двух зайцев» за раз: на партнера навешивается ярлык «привереды», которому невозможно угодить; также этот ход позволяет «уйти в сторону» от реальной проблемы, которая стала предметом разговора.

Доведение до абсурда

В процессе беседы социопат или нарцисс может пытаться представить позицию собеседника как абсурдную и нерациональную. Для этого он перефразирует реплики партнера и доводит их до абсурда. Так, например, в ответ на просьбу не повышать голос может прозвучать ответ: «А ты у нас, значит, самый культурный и сдержанный?».

Этот прием манипуляции основан на когнитивном искажении – так называемом «чтении мыслей». Собеседник с таким искажением уверен, что «читает» мысли и чувства других людей, и потому делает поспешные выводы касательно состояния собеседника. Защита от такой манипуляции – проведение четкой границы между действительным и надуманным.

Следует сказать, что именно Вы говорили, а что – нет.

Смена правил игры

Самовлюбленные нарциссы любят прибегать к софизму, называемому «смена правил игры», – таким образом у них всегда будет повод быть недовольным поведением партнера.

Суть этой тактики в том, что каждый раз, когда партнер удовлетворяет их желание, они выдвигают новое требование, меняя «правила игры» и заставляя партнера постоянно заслуживать их царственное одобрение. Вы начали хорошо зарабатывать, успешно строить свою карьеру? Нарцисс скажет, что Вы проводите очень мало времени дома.

Вы стали чаще бывать дома? Вас обвинят в лености и отсутствии амбиций. И так список требований будет постоянно расти, а «правила игры» будут все более запутанными и противоречащими друг другу.

Смена темы

Этот прием используют, что бы уйти от личной ответственности, от обсуждения неприятных тем. При этом деструктивная личность буквально «перескакивает» на другую тему в разговоре, пытаясь «увести» собеседника в «сторону» от обсуждения нежелательного вопроса.

Что бы избежать влияния этой манипуляции, нужно упорно возвращаться к обсуждению важной тематики. Следует продолжать придерживаться фактов и не уходить в сторону от темы – и собеседнику не удастся увильнуть от ответственности.

Шантаж

Как уже говорилось ранее, нарциссы не терпят любых расхождений с их собственным мнением – а потому при помощи разных техник манипуляции они пытаются лишить собеседника веры в правдивость его собственного мнения.

Чтобы не решать конфликты как зрелая личность и не искать компромиссы, нарциссы предпочитают прибегнуть к угрозам и шантажу: «Если ты не сделаешь этого, то я поступлю вот так».

На подобные требования «вестись» не нужно – стоит только нарциссу почувствовать в Вас слабину, как поток шантажа только наберет силу.

«Дрессировка»

Деструктивные личности могут буквально «приучать» своих партнеров ассоциировать свои позитивные качества с чем-то неприятным, разочарованием.

Для этого они, порой, могут отпускать язвительные высказывания касательно позитивных качеств партнера – так они пытаются усилить свое влияние на этого человека и сделать зависимыми от мнения самого нарцисса.

Что бы противостоять этим нападкам, надо обладать сильным чувством собственного достоинства и не давать критике разрушать собственную самооценку.

Клевета

Если у деструктивной личности не выходит контролировать партнера непосредственно, они начинают контролировать восприятие партнера другими людьми. В ход идут наговоры и клевета, сплетни – таким образом, нарцисс или психопат выставляет себя мучеником в глазах окружающих, а также лишает своего партнера поддержки со стороны в случае ссоры или разрыва отношений.

Чтобы противодействовать клевете, стоит придерживаться реалий, действительных фактов, держать себя в руках и не давать лишних поводов для сплетен.

Оглушение любовью и обесценивание

В самом начале отношений нарциссы могут буквально очаровать: поток обожания и любви с их стороны может вскружить голову партнеру.

Однако затем происходит обесценивание – начинается жестокое извлечение недостатков партнера, вызывается тяжкое чувство вины и стыда из-за любого изъяна.

Маркерами, позволяющим определить возможность применения этой тактики нарциссом, являются отзывы о его предыдущих партнерах: первым «звоночком» станут уничижительные отзывы и жестокая критика бывшей любви.

Превентивная оборона

Если кто-то пытается усилено убедить окружающих в свое добропорядочности, в том, что ему/ей можно полностью доверять, – то это манипуляция. По-настоящему добропорядочным людям редко приходится убеждать других в своей доброте – их поступки говорят за них.

Триангуляция

Триангуляция – это попытка втягивания третьего в отношения с целью составления оппозиции партнеру. Так, этот «третий» может быть втянут в отношения с целью подтверждения правоты своей позиции: «Если даже В. так думает, значит, я определенно прав, а ты – нет». Противостоять этому можно при помощи создания собственных триангуляций – поддержка со стороны может оказаться весьма ценной.

«Святая невинность»

Один из способов манипуляции деструктивных личностей в том, что бы «надавить на больную мозоль» партнера, вывести его из себя, а потом притвориться невинной жертвой.

Например, зная слабые места другого человека, манипулятор может сделать ироничное замечание по этому поводу, а затем спрашивать, все ли в порядке и уверять, что он/она не хотел никого обидеть.

Зная о возможности применения этой тактики человеком, стоит сначала обдумать подобные реплики, а уж затем реагировать.

Затягивание в ад

Когда партнер уходит от мучительных отношений с нарциссом, психопатом или даже насильником, совершаются попытки втянуть его обратно в ад. Так, деструктивная личность может заманивать бывшего партнера красочными обещаниями сказочных перемен, убеждениями, что «все будет по-другому». Многих подкупает жар таких убеждений, и они заново ныряют в омут деструктивных отношений.

«Невинные шутки»

Манипуляторы любят прибегать к иронии и сарказму: сначала они почти в открытую оскорбляют собеседника, а в ответ на возмущенный протест могут заметить, что Вы «просто не понимаете шуток».

Покровительственный тон

После того, как нарцисс вынудит собеседника экспрессивно реагировать на его нападки, он может напустить на себя снисходительный вид, заявить, что Вы «не умеете владеть собой».

Провокация стыда

Деструктивные люди особенно часто любят пристыдить жертву, дабы сохранить свой непоколебимый авторитет и подставить под сомнение правдивость своего собеседника. Главное помнить в таких ситуациях, что фраза «как тебе не стыдно» из уст манипулятора – это вовсе не повод стыдиться себя, а лишь способ достижения другими своих целей.

Контроль

Чтобы как можно более успешно контролировать своего партнера во всех жизненных сферах, социопаты и нарциссы пробуют выбивать у него «почву из-под ног». Так, устраивая скандалы на ровном месте, они заставляют чувствовать тебя неуверенно и нестабильно, все больше полагаясь на мнение деструктивного партнера.

Лишь поняв, что им манипулируют, человек может разорвать деструктивные отношения и возобновить контроль над своей жизнью.

Источник: https://psyhosoma.com/psixologicheskie-priemy-manipulirovaniya-kak-nam-zatykayut-rot/

Почему некоторые психологи эффективнее других?

Исследования подтверждают популярные в гуманистической традиции идеи, что критическое значение имеет способность психолога наладить с клиентом отношения сотрудничества.

Клиентские факторы (идентификация себя как часть проблемы, мотивация к изменению, готовность  вкладываться в терапию, непосредственная вовлеченность на сессии и т.п.

), имеют 40% влияние на успех терапии, фактор отношений между клиентом и психологом – 30%, базовые положительные ожидания от курса консультаций – 15%, а конкретные методы и техники – 15 % (Duncan, 2004).

Другие исследователи приводят похожие данные: позитивные терапевтические отношения объясняют 60%  улучшений, вера психолога в используемый подход – 30%, в то время как сами используемые методы – всего 10% (Wampold, Bhati, 2004).

Логично думать, что большая компетентность способствует большей эффективности психолога. Однако исследования показывают, что едва ли существует какая-то связь между наличием большого опыта у психолога и эффективностью его работы для клиентов. Есть даже данные, что чем дольше профессионал ведет практику и чем больше обучения прошел, тем ниже его эффективность в работе.

Опытные терапевты менее эффективны?

Hiatt и Hargrave (1995) обнаружили, что терапевты, которые продемонстрировали в исследовании низкую эффективность, имеют более длительный опыт работы, чем терапевты, показавшие большую эффективность.

  Исследование также показало, что низкоэффективные психологи даже не подозревают о своей низкой эффективности, так как не обращаются за обратной связью клиентов, не проводят «follow up» сессии.

Ну и, пожалуй, революционное открытие – клиенты, терапевты которых регулярно проясняют с ними эффективность сессий, имеют меньшую вероятность того, что терапия повлияет в худшую сторону, и в 2 раза большую вероятность значимых изменений. Похоже, ничто другое в истории психотерапии не демонстрировало настолько высокое влияние какого-либо фактора  на эффективность!

Труднее всего найти способ измерить и «повысить» свою эффективность терапевтам гуманистического толка, хотя я знаю, что некоторые коллеги используют для этого структурирование первой сессии, резюме курса сессий и «проверочную» сессию спустя время.

Я соглашаюсь, что наработки когнитивно-поведенческих психологов крайне полезны в данном контексте, поэтому опиралась на них в работе с химически зависимыми и со-зависимыми в стационаре, и видела их высокую эффективность.

В моей же частной практике хорошо работала структурированная предварительная сессия, во время которой я разъясняла принципы своей работы и того, как происходят изменения в терапии, какие действия клиента и отношения между нами могут помочь процессу. Также значимым для первых сессий считаю прояснение целей терапии.

Я также вела записи каждой сессии, время от времени предлагала клиенту сделать срез курса из 10-15 встреч, а также просила клиентов выходить на связь через 1-3 месяца после окончания курса консультаций.

Неожиданным для меня, помню, стало открытие — если относиться к каждой сессии как к финальной, то энергии в работе у обоих из нас прибавляется и клиент ощущает больше ясности в том, куда двигаться дальше.

Вот, что на сегодняшний день мне лично кажется принципиально важным для успеха терапии

  1. Наличие у психолога ясного понимания подхода, в котором он работает и себя в этом подходе. Не просто вера, но убежденность в том, что этот подход действительно отлично работает (и неважно, насколько это правда).

    Понятно, что  все, кто окончил обучение в каком-либо подходе, владеет теорией – тут речь именно о внутреннем соответствии. Я встречала психологов, мировоззренческие установки которых шли вразрез с подходом, в котором они пытались практиковать, и, возможно, именно поэтому они были не удовлетворены своей работой.

  2. Тотальное бытие на стороне клиента. Даже тогда, когда нужна конфронтация, клиент должен видеть, что мы в одной команде. Это святое.
  3. Умеренность с повышением квалификации, семинарами и курсами, что ведет к «передозу».

    В результате у многих в голове полная каша из разных направлений, подходов и методов — я знаю это со слов коллег, которых консультирую по личным и рабочим вопросам, а также от участников моих семинаров. Психология это не медицина или фармакология, где происходят еще открытия,  у нас мало что меняется.

    А вот вдохновение от наработок коллег, от увлеченных дискуссий с ними в кулуарах и удовольствие от полноты, «вкуса» своей собственной жизни – принципиально.

  4. Практическое умение вести терапевтическую беседу. На это стоит потратить год-другой после получения диплома и активно практиковать в работе.

    В глубинных подходах это диапазон вербальных и невербальных воздействий на ход общения, уровень присутствия клиента и изменения «внутри клиента». В поведенческих – гибкость в переключении между ключевыми зонами внимания на сессии (например, в ACT терапии — присутствие, принятие, следование главному).

    Кстати, это отличный инструмент работы в ситуациях, когда терапия завязла или когда клиент не может включиться достаточно – начать работать можно в любой из точек, нет никакой последовательной схемы, и свободно переключаться между ними. Не нужна никакая логика, потому что любая из  точек фокусирования будет на пользу.

    Чтобы было понятнее:

    Если клиент утрачивает мотивацию, можно начать с фокусирования на его главных целях, на том, что для него важно вообще и в настоящий момент в частности. Это по моему опыту хорошая отправная точка для большинства клиентов, но особенно для тех, кто пришел работать над взаимоотношениями или карьерными вопросами.

    Для клиентов в кризисе, панике хорошо подойдет начало с «заземлением» — телесным присутствием, дыханием.

    С переживающими потерю имеет смысл начать с выражения своего горя.

    Для тех, кто в целом продуктивно работает над своими целями, но оказался захвачен мыслями или растерян — фокусирование на настоящем моменте и так далее.

    Я находила полезным со всеми клиентами начинать с фокусировки на целях и ценностях, и если это не подходило, то двигалась дальше. Начинающим терапевтам,  кто часто теряет нить и перестает понимать, куда двигаться в сессии, это помогает обрести уверенность в том, что он делает.

  5. Регулярный совместный и раздельный срез улучшений клиента, его работы на сессиях, а также своей работы и состояния.
  6. Владение приемами работы с «трудными» клиентами.
  7. Чувствительность к своим собственным способам затягивать терапию.
  8. Наличие критериев  того, кого брать в работу, а кого нет.  Звучит странно, но у тех, кто делает правильный «отбор» клиентов, результаты автоматически лучше. Фактически это часть работы.

Как и всегда, буду рада вашим комментариям и опыту!

Источник: http://PsyPractice.ru/organizaciya-practiki/pochemu-nekotorye-psikhologi-ffektivnee-drugikh

Борьба с затягиванием судебного процесса

Борьба с затягиванием судебного процесса

В связи с загруженностью арбитражных судов, а также по причине злоупотреблений процессуальными правами недобросовестными участниками процесса, все большую актуальность получают следующие вопросы:

1) Как бороться с затягиванием процесса в арбитражном суде?

2) Какие способы помогут стороне по делу легально затянуть судебный процесс?

3) Какие жалобы можно заявить с целью отложения рассмотрения дела?

4) Что поможет в борьбе со злоупотреблением процессуальными правами?

В арбитражных спорах нередки случаи злоупотребления процессуальными правами в виде намеренного затягивания рассмотрения дела.

Недобросовестный ответчик, к примеру, таким образом может выиграть драгоценное время с целью продажи активов, фиктивной ликвидации компании и т.д.

Добросовестной стороне важно уметь отличить право на судебную защиту от намеренного затягивания арбитражного процесса, а также знать некоторые способы борьбы с недобросовестной стороной.

ОППОНЕНТ МОЖЕТ ЗАЯВИТЬ ХОДАТАЙСТВО ОБ ОТЛОЖЕНИИ ДЕЛА

1) Первый и наиболее очевидный способ затянуть арбитражный процесс – заявить ходатайство об отложении судебного заседания.

Цитата: «Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству обеих сторон в случае их обращения за содействием к суду или посреднику, в том числе к медиатору, в целях урегулирования спора» (ч. 2 ст. 158 АПК РФ).

Обычно к этой норме прибегают стороны, желающие заключить мировое соглашение. Однако недобросовестный ответчик может использовать это право с целью затягивания процесса.

Одной из задач арбитражного процесса является примирение сторон. Суд принимает меры к примирению сторон, содействуя им в урегулировании спора, как на стадии подготовки дела, так и в судебном разбирательстве (ч. 1 ст. 138 АПК РФ). После привлечения профессионального медиатора этой процедуре отводится еще большее значение.

Это означает, что если ответчик заявит ходатайство об отложении разбирательства с целью заключения мирового соглашения, суд, скорее всего, удовлетворит его. Дополнительным аргументом в пользу удовлетворения такого ходатайства могут стать некоторые письменные документы, представленные ответчиком.

Так, он может представить суду заявление, подписанное директором компании, и заявить, что переговоры о заключении мирового соглашения ведутся уже давно.

Выход:

В случае если добросовестный истец понимает, что такая мера не направлена на реальное урегулирование спора мирным путем, а является лишь поводом для отложения рассмотрения дела, он может предпринять следующие меры.

Можно представить суду письмо от руководителя компании, подтверждающее факт ведения переговоров по мировому соглашению со стороной.

В таком письме не лишним будет указать на то, что переговоры продолжались длительный период времени и на дату судебного заседания потеряли всякий смысл, так как ответчик имел цель затянуть процесс. Возможно, такая мера поможет убедить суд не откладывать рассмотрение дела.

2) Другим основанием для отложения дела может стать неявка в судебное заседание лица, участвующего в деле, по уважительным причинам (п. 2 и 4 ст. 158 АПК РФ).

В качестве уважительной причины недобросовестная сторона может обосновать невозможность всех уполномоченных лиц компании прибыть в суд.

Здесь речь идет как обо всех уполномоченных представителях, у кого есть доверенность, так и лицах, которые могут действовать от имени компании без доверенности.

В ходатайстве об отложении разбирательства могут быть указаны следующие причины невозможности компании присутствовать на суде: к примеру, единственный юрист в день рассмотрения дела находится на больничном, директор компании – в командировке и т. д.

 К такому ходатайству может быть также приложено штатное расписание (где предусмотрена единственная юридическая должность), заверенная организацией копия командировочного удостоверения, копии билетов, больничный лист и сведения о том, что больше никому судебные доверенности не выдавались.

При соблюдении всех перечисленных требований, шансы на то, что ходатайство будет удовлетворено, очень высоки.

Выход:

Бороться с таким злоупотреблением не просто, так как от другой стороны в судебном заседании никого не будет. Однако можно попытаться доказать, что есть еще другие представители ответчика с доверенностями. Для этого, правда, необходимо будет получить судебные акты с их фамилиями. Можно также попробовать доказать, что противник находится в городе, тем самым вводит суд в заблуждение.

3) Еще один способ, которым может воспользоваться сторона, желающая затянуть процесс, это – ходатайствовать о представлении дополнительных доказательств (ч. 5 ст. 158 АПК РФ).

В таком ходатайстве нужно обязательно указать, какие доказательства будут представлены, объяснить, почему ранее не удалось этого сделать, и показать реальную возможность представить их к следующему заседанию.

В то же время сторона, скорее всего, никогда не представит запрашиваемые судом документы по собственной инициативе, если дело и так откладывается по каким-либо причинам. Ведь впоследствии такой повод ходатайствовать об отложении дела (в связи с необходимостью представить дополнительные доказательства) может еще пригодиться.

Выход:

Бороться с таким методом затягивания процесса достаточно просто. На каждом заседании необходимо иметь при себе максимум связанных с рассматриваемым делом документов (обязательно надлежаще заверенных). И тогда в ответ на заявленное ходатайство у добросовестной стороны будет возможность представить доказательство, о необходимости которого заявляет другая сторона.

В случае, если у стороны не будет при себе необходимого доказательства по делу, всегда можно его заменить другим документом. Такой документ, возможно, убедит суд в отсутствии необходимости представления доказательства противника.

Например, таким доказательством может стать письмо третьего лица о том, что документ, который хочет предоставить оппонент, третьим лицом никогда не подписывался.

Во всех перечисленных случаях ходатайства об отложении судебного разбирательства подаются либо в письменной форме, либо заявляются в судебном заседании устно. В последнем случае они должны быть зафиксированы в протоколе судебного заседания.

Чаще всего ходатайства об отложении судебного разбирательства рассматриваются на подготовительной стадии, когда устанавливается явка лиц и соблюдение порядка судебного извещения.

Суд может выслушать мнение иных лиц, участвующих в деле, по поводу заявленного ходатайства об отложении, но в итоге суд самостоятельно решает данный вопрос. 

СТОРОНА МОЖЕТ ОБЖАЛОВАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУДА, КОТОРЫЕ НЕ ПОДЛЕЖАТ ОБЖАЛОВАНИЮ

Еще один способ затянуть дело – обжаловать определения суда. Такое обжалование приводит к необходимости направления материалов дела в вышестоящий суд. И без них дело в судебном заседании рассмотрено быть не может.Как известно, есть определения, которые нельзя обжаловать. Или, точнее, их невозможно обжаловать.

Также существует ряд определений, которые могут быть обжалованы только в апелляционном порядке.

Например, по результатам рассмотрения арбитражным судом вопроса о передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда выносится определение, которое может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в десятидневный срок со дня его вынесения (ч. 3 ст. 39 АПК РФ).

Также определение о вступлении либо об отказе вступления в дело соистца, о привлечении соответчика может быть обжаловано только в апелляционном порядке (ст. 46 АПК РФ).

Кроме того, определение об отказе от вступления в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, может быть обжаловано лицом, подавшим соответствующее ходатайство в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения данного определения, в арбитражный суд апелляционной инстанции (ст. 50 АПК РФ). Но для целей затягивания судебного процесса именно такие определения и обжалуются, а иногда даже не в апелляционном, а в кассационном порядке.

Арбитражный суд первой инстанции обязан направлять кассационную жалобу вместе с делом в соответствующий арбитражный суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд (ч. 2 ст. 275 АПК РФ). Учитывая срок пересылки дела, можно предположить, что это займет около месяца.

После поступления жалобы в суд кассационной инстанции в течение пяти дней будет решаться вопрос о принятии жалобы к производству арбитражного суда кассационной инстанции.Далее арбитражный суд кассационной инстанции вернет кассационную жалобу, и дело будет направлено обратно в суд первой инстанции.

Тем самым, рассмотрение дела затянется очень надолго.

Выход:

К сожалению, каких-либо легальных способов противостоять такому способу затягивания рассмотрения дела, нет. То есть добросовестной стороне придется ждать возврата дела в суд первой инстанции.

ДЛЯ ЗАТЯГИВАНИЯ ПРОЦЕССА МОГУТ БЫТЬ ПОДАНЫ ДРУГИЕ ИСКИ

Затянуть процесс сторона может путем предъявления самостоятельного иска, от которого будет зависеть исход затягиваемого дела. Например, если с компании взыскивают задолженность по кредитному договору, она может предъявить отдельный иск о признании кредитного договора недействительным.

А в процессе, где компания выступает ответчиком, представитель заявит о приостановлении производства по делу. В таком случае дело будет приостановлено до тех пор, пока суд не вынесет решения по иску о недействительности спорного договора.

Есть шанс избежать затягивания дела путем заявления ходатайства об объединении дел в одно производство.

Разновидностью этого способа затягивания является предъявление встречного иска (ст. 132 АПК РФ), но он менее выгоден для недобросовестной стороны. Встречный иск с целью затягивания процесса, как правило, подается в том случае, если оппонент не успевает подать отдельный иск так, чтобы он был принят до даты судебного заседания.

 Предъявление встречного иска направлено здесь не столько на удовлетворение встречных требований, сколько на «подрыв» требований истца. Суд должен быть наделен правом отказывать в принятии встречного иска по мотиву того, что принятие встречного иска приведет к затягиванию судебного разбирательства.

Отказ в принятии встречного иска не должен препятствовать лицу обратиться в суд с теми же требованиями в общем порядке.

Выход:

Чтобы избежать приостановления рассмотрения дела из-за предъявления другого иска, можно заявить в суде об отсутствии оснований для принятия иска или приостановлении производства. Одним из доводов может быть следующий – суд может сам дать оценку соответствия законодательству оспариваемого договора.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ТРЕТЬИХ ЛИЦ, НЕ ЗАЯВЛЯЮЩИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ, МОЖЕТ ЗАТЯНУТЬ РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА

Для затягивания процесса достаточно часто используется привлечение в дело третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований. Их привлекают почти всегда, особенно для каких-либо сложных правоотношений с большим числом участников.

Как правило, ответчик заявляет ходатайство о привлечении не сразу всех возможных третьих лиц, а заявляет ходатайства по очереди, тем самым затягивая процесс.

Ответчик вправе каждый раз ходатайствовать о привлечении третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, на том основании, что решение суда может затронуть интересы такого лица как участника одной из сделок.

Как показывает практика, суд удовлетворяет такое ходатайство и откладывает судебное заседание для извещения третьего лица.

Еще важно помнить, что в случае привлечения третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, и вступления его в дело после начала судебного разбирательства, рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда производится с самого начала (п. 4 ст. 51 АПК РФ). В случае же отказа суда в удовлетворении ходатайства о привлечении в дело третьего лица, лицо, заявляющее такое ходатайство, может оспорить определение суда. Это дает дополнительные возможности для затягивания дела.

Выход:

Для того, чтобы избежать такой ситуации, можно посоветовать добросовестной стороне самой ходатайствовать о привлечении всех возможных лиц к процессу сразу, еще при подаче искового заявления, либо возражать против привлечения третьих лиц, права и обязанности которых не будут затронуты судебным актом по вашему делу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В арсенале стороны, намеренной любыми способами также могут быть иные способы затягивания дела: ложные заявления о фальсификации и заявление ходатайства о назначении экспертизы, заявление отводов арбитражному суду, незаблаговременное предоставление суду и лицам, участвующим в деле, доказательств, отзывов и т. д., подача жалоб с недостатками, с целью затягивания разбирательства по ней, вступления решения арбитражного суда в законную силу (неоплата госпошлины, отсутсвие документов о вручении копий жалобы другой стороне и т.п.).

Приведенный выше перечень не является исчерпывающим. Определить, где кончается право и начинается злоупотребление им – сложно. Злоупотребление связывается с понятием недобросовестности, а является ли каждое конкретное действие недобросовестным – оценит суд. Но четких критериев такой оценки в законодательстве, увы, нет.

В случае необоснованного затягивания дела по любым вышеуказанным причинам, рекомендуем также использовать институт ускорения рассмотрения дела. Т.е.

если суд, рассматривающий спор, не реагирует должным образом на поведение одной стороны, направленное на затягивание процесса, другая вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела.

Ведь затягивание процесса нарушает право на судопроизводство в разумные сроки (ст. 6.1 ГПК РФ и ст. 6.1 АПК РФ).

ВНИМАНИЕ:

Чем дольше рассматривается дело, тем меньше шансов, что будущее решение суда будет фактически исполнено

ДОВЕРЬТЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ВАШЕЙ КОМПАНИИ В СУДЕ В РУКИ ПРОФЕССИОНАЛОВ*

Юристы нашей организации предлагают своим клиентам следующие услуги: 

— представление интересов в судах всех инстанций;

— консультирование устное, письменное, письменные заключения (консультация юристов в офисе);

— проверка документов, договоров, исковых заявлений, жалоб по всем значимым юридическим вопросам;

— составление документов, договоров, исковых иных заявлений, жалоб; 

— абонентское обслуживание юридических лиц;

— другие юридические услуги по гражданским делам и налоговым спорам.

*Закон предусматривает возмещение расходов на услуги представителя с другой стороны спора в случае выигрыша дела. Вот почему мы рекомендуем поручить задачу защиты ваших интересов профессионалам.

+7 (495) 203-56-08

mail@orion-debt.ru

Источник: http://orion-debt.ru/anti-protraction

Вовлеченность персонала: 4 кейса, как ее повысить

Вовлеченность персонала: 4 кейса, как ее повысить

Вовлеченность персонала не возникает на пустом месте.

Чтобы работники были заинтересованы в успехе бизнеса, чтобы они по своему внутреннему убеждению работали с максимальной производительностью и творчески относились к трудовым обязанностям, работодатель должен обеспечить соответствующие условия, создать такую атмосферу, при которой работник хочет и может реализовать свой имеющийся потенциал в полном объеме. Расскажем, какие оригинальные способы повысить вовлеченность персонала используют в своей практике российские компании.

Что такое вовлеченность персонала

На первый взгляд цели и задачи работодателя и наемных работников не совпадают.

Стратегическая задача работодателя — получение максимальной прибыли при минимальных затратах, а наемного работника — дороже продать свой труд, то есть получать максимально высокую зарплату за одинаковое количество прикладываемых усилий.

Долгое время такое положение вещей считалось вполне естественным и было в основе многих методов и теорий организационного управления, которые нельзя назвать ни эффективными, ни верными.

Этот подход полностью исключал использование такого мощнейшего мотивационного инструмента, как вовлеченность персонала – заинтересованности работников в результатах своего труда и достижении стратегических целей компании.

Вовлеченность сотрудников проявляется не только в том, что они заинтересованы в успехе компании, лояльны ей и удовлетворены содержанием своего труда, но и проактивны и при этом им обеспечена перспектива личного и профессионального роста. Это позволяет им принимать и участвовать в формировании и развитии корпоративной культуры, поддерживать в компании командный дух и здоровые рабочие отношения.

В чем преимущества вовлеченности персонала для компании

О том, что вовлеченность персонала – условие высокой конкурентоспособности и эффективности предприятия, свидетельствует статистика. По данным агентства Gallup, в среднем, количество вовлечнных сотрудников в стабильно развивающихся компаниях составляет порядка 60%, в то время как в тех компаниях, которые занимают лидирующие позиции на рынке, этот показатель не ниже 90%.

Важные выводы

Повышение количества вовлеченных сотрудников дает для компании:

Повышение производительности;

Внедрение новых методов и идей, основанных на знании особенностей конкретного производства;

Привлечение новых клиентов и расширение рынков сбыта;

Лояльных сотрудников, не стремящихся сменить работу;

Экономию на поиске, подборе, адаптации и обучении персонала.

Как HR-у управлять вовлеченностью персонала

Практика показывает, что вовлеченность персонала вполне поддается оценке и администрированию.

Но, чтобы успешно управлять вовлеченностью персонала, необходимо соблюдение нескольких условий, основными из которых является доверие к руководству компании и понимание направлений и целей ее развития.

Поскольку олицетворением компании является ее руководитель и на него, как правило, равняется весь коллектив предприятия от руководителей подразделений до рядовых исполнителей, его участие в формировании вовлеченности персонала является не рекомендацией, а одним из требований.

Персонал, кроме того, должен четко видеть зависимость между условиями своей работы, карьерой, заработной платой и успешностью компании, стабильностью ее положения на рынке. К рычагам управления вовлеченностью относят перспективу развития, а, следовательно, возможности карьерного и профессионального роста для сотрудников, от которых также зависит степень вовлеченности.

Важные выводы

HR-у следует учитывать, что формирование вовлеченности у сотрудников необходимо осуществлять с учетом индивидуальных особенностей, жизненных ценностей и потребностей каждого из них. Но есть и общие рекомендации:

У сотрудников должно быть право голоса и возможность быть услышанным, чтобы каждому из них хотелось проявить себя и, следовательно, как можно полнее раскрыть свой профессиональный и личностный потенциал;

Справедливая и открытая система оплаты труда и распределения нематериальных стимулов позволит каждому сотруднику четко видеть взаимосвязь между своим вкладом в общее дело и получаемым вознаграждением;

Система нематериальных стимулов должна быть адаптирована под реальные потребности сотрудников, учитывать их предпочтения;

Возможность развития и роста, внедрение на предприятии образовательных программ и программ повышения квалификации, помогающих достижению этих целей;

Там где нет необходимости в строгой иерархии и командном стиле управления, демократизм в общении и уважительное отношение ко всем сотрудникам, независимо от занимаемой должности, имеют положительный эффект.

Четыре кейса повышения вовлеченности персонала, которые предложены ниже, проверены на практике. HR-специалисту они помогут повысить лояльность сотрудников, а руководителям задуматься и, может быть, пересмотреть нормы и стиль управления.

Как повысить вовлеченность персонала: 4 кейса

Кейс №1: «Я люблю свою компанию»

Суть идеи

Иногда руководство компании не учитывает, что отсутствие представления о целях компании, стратегических задачах, стоящих перед ней, ее организационной структуре и деятельности каждого подразделения может быть сильным демотивирующим фактором. Сотрудник в такой ситуации чувствует себя отстраненным, неуверенным, поскольку не обладает информацией о векторе развития компании.

Необходимо провести комплекс мероприятий, которые помогут сотрудникам ощутить себя командой с общими целями. Это позволит улучшить психологический климат в коллективе, повысить мотивированность и каждому сотруднику ощутить свою значимость для компании.

В число таких мероприятий можно включить мастер-классы для руководителей, а также мастер-классы для сотрудников, которые проведут их непосредственные руководители; тематические встречи с сотрудниками других подразделений; конкурс «Я люблю свою компанию».

Существует множество вариантов проведения подобных конкурсов, их можно найти в интернете и адаптировать к особенностям конкретной компании. В нашем кейсе мы рассмотрим в качестве такого задания работу над фильмом-интервью, в котором сотрудники расскажут о том, как они понимают вовлеченность персонала и предложат способы ее повышения.

Как организовать процесс

Процесс популяризации компании с целью повышения уровня вовлеченности персонала нельзя пускать на самотек.

Справка

Чтобы съемки фильма-интервью прошли успешно, необходимо:

  • получить поддержку руководителей подразделений и привлечь их к процессу съемки;
  • собрать команды и предложить каждой выбрать свою тематическую направленность фильма, чтобы объединенные общей темой, все фильмы получились разные и раскрыли идею с нескольких точек зрения;
  • привлечь к процессу создания фильмов как можно большее количество сотрудников, которые могут выступать не только в роли интервьюируемых, но и сценаристов, помощников режиссера, администраторов;
  • обеспечить сотрудников необходимой аппаратурой и ресурсами, в том числе временем, помещением, доступом к нужной информации и пр.

Поскольку особых требований к качеству съемки не предъявляется, сотрудники вполне могут использовать встроенные в телефоны видеокамеры, но для монтажа им потребуются специальные программы. Для помощи работников можно привлечь профессиональных монтажеров, специализирующихся на съемках видео-фильмов, заключив с ними договор.

Чем хорош кейс «Я люблю свою компанию»

Совместная работа над фильмом, сюжет которого объединяют темы лояльности, удовлетворенности работой и вовлеченности — не только захватывающий процесс, но и фактор нематериальной мотивации для всех его участников:

Справка

  • это позволит объединить сотрудников и лучше узнать друг друга, поскольку обычно тесному общению мешает отсутствие общих рабочих тем;
  • дух соревнования — это всегда энергетический заряд и положительные эмоции;
  • тема значимости компании в жизни персонала позволит и рядовым сотрудникам, и руководителям осмыслить этот вопрос, задуматься об объединяющих их ценностях корпоративной культуры, принятых нормах и стандартах поведения и стиле управления;
  • запоминающимся, ярким, мотивирующим и объединяющим работников событием станет обсуждение отснятого командами материала, выбор и награждение победителей.

Шпаргалка от электронного журнала «Директор по персоналу»

Как поздравлять сотрудников с днем рождения, чтобы повысить лояльность и вовлеченность

Скачать шпаргалку >>>

Кейс № 2. Повышаем вовлеченность персонала, обучая руководителей

В результате решения этого кейса руководители всех уровней смогут открыто обсудить между собой те инструменты управления, которые они используют в своей работе. Совместными усилиями они смогут найти более эффективные подходы к подчиненным, что поможет повысить на порядок уровень мотивации персонала.

Суть идеи

Вовлеченность персонала во многом зависит от психологического климата в организации, а он, в свою очередь, зависит от непосредственного руководителя и его стиля управления. В компетенции менеджера входит повышение мотивации сотрудников и демонстрация их значимости для компании.

Комплекс мероприятий, направленных на улучшение психологического климата в коллективах, зависит от финансовых возможностей, корпоративной культуры, специфики деятельности организации.

Но обучение руководителей необходимо провести в первую очередь: они должны научиться повышать уровень мотивации сотрудников, грамотно организовывать обратную связь и применять наиболее эффективные методы и инструменты управления.

Специальные тренинги и мастер-классы — традиционная форма обучения руководителей. Стоимость их может быть различной, но HR-бюджет они способны сократить в значительной степени, что руководство совсем не радует.

Поэтому лучше всего проконсультироваться, ознакомиться со специальной литературой, которую можно найти и в интернете, и сэкономить средства на обучении, проведя эти тренинги самостоятельно, не привлекая внешних провайдеров.

Как организовать обучение руководителей для повышения вовлеченности персонала

Попросите эффективных руководителей, лидеров коллектива – наставников, модераторов рабочих групп провести мастер-классы и поделиться опытом работы и секретами привлечения сотрудников к заботе развитии организации.

Проведите мозговые штурмы с участниками таких мастер-классов: пусть они сформулируют свой взгляд и предложат свои решения, которые смогут повысить уровень вовлеченности персонала компании.

Эти предложения впоследствии станут основой программы повышения вовлеченности на всех уровнях управления.

Чем хорош кейс подготовки руководителей для повышения вовлеченности всего персонала

К достоинствам такого метода обучения можно отнести не только распространение передового опыта эффективных руководителей, но и то, что они могут стать «работой над ошибками» и помогут избежать их в дальнейшем взаимодействии с подчиненными. Обсуждение вопросов, которые волнуют каждого руководителя, предлагаемые более опытными коллегами решения делают обучение, проводимое в такой форме, максимально эффективным.

Для закрепления полученного материала и проверки того, насколько новые знания реализуются на практике, можно провести между отделами конкурс реализованных идей, которые помогли усилить степень вовлеченности персонала и напрямую заинтересовать его в развитии организации.

Кейс № 3. Повысить вовлеченность персонала, проведя конкурс историй

Менеджеры по персоналу, использовавшие этот кейс для повышения уровни вовлеченности сотрудников, отмечают, что помимо достижения главной цели смогли значительно улучшить HR-имидж организации.

Суть идеи

В любой организации известно множество позитивных примеров, когда руководители помогали сотрудникам осознать свою значимость. Ответом было чувство благодарности, испытываемое подчиненными, что улучшало результаты их труда и влияло на отношение к работодателю в целом.

Подобные случаи и истории — источник кейсов для HR-специалистов. Если знакомить с ними новичков, это без каких-либо финансовых затрат повысит на порядок уровень лояльности и вовлеченности персонала.

Поэтому важно, чтобы такие истории были доступны в компании, а их участники стали примером для других сотрудников и руководителей. И это вполне реализуемо с помощью специального конкурса историй.

Как организовать конкурс историй для повышения вовлеченности персонала

Справка

Подобный конкурс организовать несложно, для этого потребуется:

  • проинформировать о проведении конкурса сотрудников и подключить руководство организации, которое прорекламирует его и будет агитировать сотрудников принять в нем участие;
  • попросить руководителей и остальной персонал вспомнить такие истории, написать о них и прислать свои рассказы о реальных событиях, которые помогли улучшить климат в коллективе и отношение к руководству на конкурс;

Источник: https://www.hr-director.ru/vovlechennost-personala

Намеренное затягивание процесса. Как с этим бороться

Намеренное затягивание процесса. Как с этим бороться

Поиск справедливости в арбитражах существенно затрудняет весьма популярная у «продвинутых» пользователей судебной системы вещь — злоупотребление процессуальными правами, в частности преднамеренное затягивание рассмотрения дела.

Выигранное в результате время может быть плодотворно использовано для аварийной реализации активов, инициирования ликвидации и т. д.

Специально для таких случаев в АПК РФ предусмотрено следующее правило: «Арбитражный суд вправе отнести все судебные расходы по делу на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами или не выполняющее своих процессуальных обязанностей, если это привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрению дела и принятию законного и обоснованного судебного акта» (п. 2 ст. 111 АПК РФ).

Проще говоря, на недобросовестную сторону могут быть отнесены все судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела.

Однако для того, чтобы это правило сработало, следует чётко представлять себе, как можно защититься от намеренного затягивания арбитражного процесса.

Напомним, что ходатайства об отложении судебного разбирательства либо подаются в письменной форме, либо заявляются в судебном заседании устно. Если ходатайство заявлено устно, то оно должно быть отражено в протоколе судебного заседания.

Как правило, ходатайства об отложении судебного разбирательства рассматриваются на подготовительной стадии, когда устанавливается явка лиц и соблюдение порядка судебного извещения.

При решении вопроса суд выслушивает мнение лиц, участвующих в деле, но в итоге принимает решение самостоятельно.

Ходатайство об отложении дела

Казалось бы, право заявить ходатайство об отложении судебного заседания — святое и законное право: «Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству обеих сторон в случае их обращения за содействием к суду или посреднику, в том числе к медиатору, в целях урегулирования спора» (ч. 2 ст. 158 АПК РФ).

Надо чётко понимать, что задача арбитража — не покарать, а примирить: «Арбитражный суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора» (ч. 1 ст. 138 АПК РФ).

То есть если ответчик заявит ходатайство об отложении разбирательства для заключения мирового соглашения (и представит доказательства того, что ответчик в самом деле желает мира, предлагает и ведёт переговоры), то суд, скорее всего, его удовлетворит.

Но если данное ходатайство предъявлено лишь для того, чтобы затянуть процесс, то подтверждение ведения переговоров может сыграть на руку истцу: если истец сможет подтвердить тот факт, что переговоры по мирному соглашению идут уже давно и безрезультатно, то это поможет убедить суд не откладывать рассмотрение дела.

Хронические неявки

Неявка в судебное заседание лица, участвующего в деле, по уважительным причинам — также причина отложить судебное заседание (п. 2, 4 ст. 158 АПК РФ).

Распространённая уважительная причина: уполномоченные лица ответчика не имеют возможности явиться на заседание. Это касается уполномоченных, которые:

  • представляют интересы ответчика по доверенности, а также
  • являются его представителями в силу закона.

Например, в фирме один-единственный юрисконсульт, и он в больнице. Или единственный учредитель, директор находится в длительной командировке. Это доказывают:

штатное расписание, из которого очевидно следует, что юрисконсульт в самом деле один;копия командировочного удостоверения;

копия больничного листа и т. д.

Если ответчик документально подтверждает невозможность явки уполномоченных лиц, то, скорее всего, ходатайство будет удовлетворено, если только истец не сможет доказать то, что юрисконсульт на самом деле не один, что ответчик на самом деле заключил договор с юридической фирмой, что отсутствующий директор на самом деле не в командировке.

Требование дополнительных доказательств

Арбитражный суд вправе отложить заседание в связи с необходимостью представления стороной дополнительных доказательств (ч. 5 ст. 158 АПК РФ).

Истцу в данном случае следует обратить внимание на само ходатайство. В нём должны быть указаны:

  • доказательства, которые должны быть представлены;
  • причины, по которым не удалось собрать эти доказательства ранее;
  • доказательства того, что всё требуемое будет представлено к следующему заседанию.

Практика свидетельствует однозначно: ответчик, скорее всего, не представит дополнительные доказательства по доброй воле. Тем более что ходатайствовать об отложении дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств можно не раз.

Для того чтобы убедить суд не откладывать заседание, истцу стоит на каждом заседании иметь все документы (надлежащим образом заверенные копии), связанные с делом, чтобы быть готовым представить требуемое дополнительное доказательство. В таком случае суд может прийти к выводу об отсутствии необходимости представления доказательства.

Необходимость вызова свидетеля

Ещё один способ затягивания процесса — ходатайство о вызове свидетеля.

Суд согласился с необходимостью опросить свидетеля? Следовательно, суд считает, что без участия данного свидетеля разрешить дело нельзя (ч. 5 ст. 158 АПК РФ).

В любом случае сторона, заявившая ходатайство о вызове свидетеля, обязана указать на обстоятельства, которые сможет сообщить свидетель и которые имеют значение для разрешения дела.

Необходимость вызова свидетеля может быть создана искусственно, например путём создания противоречия в документе, подписанном свидетелем.

Рецепт противодействия в данном случае один — представлять бесспорные доказательства, не имеющие противоречий, неясностей и неточностей. К примеру, если заявляется ходатайство о вызове свидетеля, присутствовавшего при заключении договора, то эта необходимость обессиливается представлением свидетельства о государственной регистрации права, возникшего на основании данного договора.

Неоправданные обжалования

Обжаловать, обжаловать и обжаловать — самый действенный рецепт для того, чтобы затянуть дело. Даже те определения, которые нельзя обжаловать.

К примеру, решения суда в делах, связанных с банкротством (определения об установлении размера денежных обязательств, вынесенные по результатам рассмотрения заявлений арбитражных управляющих и жалоб кредиторов, а также по разногласиям между арбитражным управляющим и представителем работников должника, определения о сокращении или продлении срока внешнего управления на шесть месяцев и т. д.).

Ряд определений могут быть обжалованы исключительно в апелляционном порядке, например:

определение по результатам рассмотрения арбитражным судом вопроса о передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда (может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в десятидневный срок со дня его вынесения, ч. 3 ст. 39 АПК РФ);определение о вступлении либо об отказе вступления в дело соистца, о привлечении соответчика (ст. 46 АПК РФ);

определение об отказе от вступления в дело третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора (может быть обжаловано лицом, подавшим соответствующее ходатайство в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения данного определения, в арбитражный суд апелляционной инстанции, ст. 50 АПК РФ).

Как правило, такие определения и обжалуются. Выгода во времени очевидна, поскольку арбитражный суд первой инстанции направляет кассационную жалобу вместе с делом в соответствующий арбитражный суд кассационной инстанции в трёхдневный срок со дня поступления жалобы в суд (ч. 2 ст. 275 АПК РФ), приплюсовываем срок пересылки, получаем примерно месяц.

По поступлении жалобы в кассационную инстанцию в течение пяти дней разрешается вопрос о принятии жалобы к производству арбитражного суда кассационной инстанции.

Скорее всего, кассация вернёт жалобу обратно в суд первой инстанции.

И без подсчётов очевидно, что рассмотрение дела затягивается на неопределённый срок.

Тут придётся признать, что законных способов противостоять данному «экстремизму» нет, и истцу придётся смириться и ждать возврата дела.

Подача дополнительного иска

«Арбитражный суд первой инстанции, установив, что в его производстве имеются несколько дел, связанных между собой по основаниям возникновения заявленных требований и (или) представленным доказательствам, а также в иных случаях возникновения риска принятия противоречащих друг другу судебных актов, по собственной инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, объединяет эти дела в одно производство для их совместного рассмотрения» (ч. 2.1 ст. 130 АПК РФ).

В законе есть лазейка, используя которую, можно затянуть процесс, — это предъявление самостоятельного иска.

К примеру, ответчик по иску о взыскании задолженности по договору может предъявить отдельный иск о признании договора недействительным, а в процессе, в котором он выступает ответчиком, предъявляет ходатайство о приостановлении производства по делу. В таком случае рассмотрение дела должно быть приостановлено до тех пор, пока суд не вынесет решение по иску о недействительности спорного договора.

Для затягивания рассмотрения дела также предъявляются ходатайства об объединении дел в одно производство, а также встречный иск (ст. 132 АПК РФ). Как правило, встречный иск предъявляется в том случае, если должник не успел подать отдельный иск.

В данном случае истец может указать суду на то, что нет оснований для принятия иска или приостановления производства, поскольку суд сам даёт оценку соответствия законодательству оспариваемого договора.

Требование о привлечении третьих лиц

Ещё один способ затянуть дело — просить суд о привлечении третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований, появляются, как правило, в сложных делах с числом участников больше двух. При этом ответчик ставит вопрос не о привлечении всех возможных третьих лиц, а по очереди.

Ответчик будет иметь на это право, поскольку решение суда может затронуть интересы такого лица как участника одной из сделок.

Арбитраж, как правило, всегда удовлетворяет такие ходатайства и откладывает судебное заседание.

Дополнительные возможности для затягивания дела создаёт то обстоятельство, что в случае привлечения третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, и вступления его в дело после начала судебного разбирательства закон требует производить рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда с самого начала (п. 4 ст. 51 АПК РФ).

И ещё: отказ суда в удовлетворении такого ходатайства даёт право оспорить это определение. Ещё одно основание для затягивания.

Противодействовать данному «саботажу» возможно лишь одним способом — просить о привлечении всех возможных лиц сразу, при подаче иска.

Несколько замечаний напоследок

Независимо от того, к какому способу прибегает ответчик для затягивания рассмотрения дела, такое поведение может привести к тому, что, например, на ответчика могут быть отнесены все судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела (ст. 111 АПК РФ).

В то же время не следует забывать, что недобросовестность ответчика придётся доказывать, поскольку изначально считается, что он действует разумно и добросовестно. Доказывать придётся истцу, т. е. вам, потому что ответчик, разумеется, будет утверждать, что не злоупотребляет правами, а использует свои законные права.

ВАЖНО:

Поиск справедливости в арбитражах существенно затрудняет весьма популярная у «продвинутых» пользователей судебной системы вещь — злоупотребление процессуальными правами, в частности преднамеренное затягивание рассмотрения дела.

Если ответчик документально подтверждает невозможность явки уполномоченных лиц, то, скорее всего, ходатайство будет удовлетворено, если только истец не сможет доказать то, что юрисконсульт на самом деле не один, что ответчик на самом деле заключил договор с юридической фирмой, что отсутствующий директор на самом деле не в командировке.

В законе есть лазейка, используя которую, можно затянуть процесс, — это предъявление самостоятельного иска.

Для затягивания рассмотрения дела также предъявляются ходатайства об объединении дел в одно производство, а также встречный иск (ст. 132 АПК РФ). Как правило, встречный иск предъявляется в том случае, если должник не успел подать отдельный иск.

Станислав ГОРОД, адвокат

Источник: http://www.pbu.ru/pbu/article/1705

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию