Выученная беспомощность — психология

Выученная беспомощность

Выученная беспомощностьВыученная беспомощность - психология

Выученной (заученной или приобретенной) беспомощностью называют состояние, при котором человек не пытается что-то улучшить, хотя возможностей для подобного улучшения достаточно много.

У вас плохое настроение, тревога, беспокойство, неуверенность в себе? Вы постоянно чувствуете усталость? Забыли, когда от души смеялись? Это симптомы депрессии, болезни, которая выходит на первое место среди прочих заболеваний, опережая инфекционные и сердечно – сосудистые. Депрессия – лидер среди психических расстройств, основная причина инвалидности и больше половины самоубийств. Но что вызывает депрессию, и как с ней бороться? Причин много, но одним из основных социальных виновников болезни психологи считают выученную беспомощность.

Выученная беспомощность – одно из самых распространенных состояний психики. Многие люди даже не замечают ее. Возможно, не узнали бы о выученной беспомощности и психологи.

Помог случай, который вывел из тени это коварное явление, а его исследователь со временем создал новое направление в науке – позитивная психология.

Как появляется эффект выученной беспомощности у человека? Чем он опасен, и как от него избавиться?

История возникновения термина

1964 год. Лаборатория Пенсильванского университета. Здесь проводят эксперимент на собаках. Животных помещают в наглухо закрытые клетки, подают слабый звук, который сопровождается неприятным ударом тока. Стимулы повторяют до закрепления рефлекса. Затем собак перемещают в клетки, из которых можно убежать. Вновь раздается звук.

Сформированный рефлекс на звук перед ударом тока казалось бы, должен выгнать собак из клеток, но они ложатся на пол и даже не пытаются спастись. Что это? Ошибка в проведении эксперимента, или теория условных и безусловных рефлексов дала сбой? Ни то, ни другое.

Молодой психолог Мартин Селигман понял, что ученые стали свидетелями нового для психологии явления.

Для того чтобы проверить свою догадку, Селигман проводит новый опыт. Но в этом эксперименте собаки из первой группы после условного сигнала могут нажать носом кнопку и отключить ток. Эта же кнопка отключает подачу электричества собакам в другой клетке.

Сами собаки второй группы не могут никак повлиять на ситуацию. Третья группа остается контрольной, и ударов тока не получает.

Вскоре все рефлексы сформированы, и всех собак помещают в клетки, где нет кнопки для отключения тока, зато есть стенка, которую легко перепрыгнуть.

Раздается звук. Собаки из первой и контрольной групп быстро сбегают от ожидаемого удара током, а животные из второй группы скулят и ложатся на пол, готовясь терпеть.

Такое отсутствие попыток повлиять на ситуацию назвали феноменом выученной беспомощности.

Вывод заключался в следующем: что не сами по себе происходящие события вызывают ощущение беспомощности, а убеждение, что повлиять на происходящее невозможно.

Спустя 5 лет, в 1971 году Дональд Хирото, аспирант университета, решил проверить этот феномен на людях. Для этого ученый посадил в комнату несколько человек. Затем, включил громкий звук, и предложил всем, находящимся в комнате, научиться его отключать. Но первой группе никакие комбинации на панели не дают это сделать.

У второй группы есть комбинация кнопок, которая отключает шум. Третья группа контрольная, и не подвергается воздействию шума. Затем, Хирото отправляет всех в другую комнату с ящиком – пеналом. Если прикоснуться рукой к его стенке, раздается неприятный звук сирены. Если прикоснуться к другой стенке – звук прекращается.

Люди, которые вначале не могли отключить звук, теперь даже не пытаются от него избавиться. Зато люди из контрольной группы, и те, кто мог отключать шум, очень быстро находят возможность прекратить работу сирены.

За последующие 35 лет провели исследования в десятках университетов на собаках, крысах, людях. И всегда члены беспомощных групп сдавались, и не пытались что-либо изменить в новых ситуациях.

Выученная беспомощность – это такое состояние, при котором возникает убежденность, что человек никак не может повлиять на исход событий, и появляется отказ от каких-либо действий в непонятной и сложной ситуации.

Во второй половине 70-х годов ученые на основе экспериментов доказали влияние психического состояния на физическое здоровье. Среди женщин, болеющих раком молочной железы, смогли избежать рецидива преимущественно женщины с бойцовским духом, а летальный исход всего был у опустивших руки пациенток.

По данным национального института онкологии, выживаемость не была связана с тяжестью болезни. У людей, переживших утрату близких, нервная система была ослаблена, а у пессимистов вдвое чаще обнаруживали инфекционные заболевания.

Какие жизненные обстоятельства могут привести к выученной беспомощности?

  • Первое – это отсутствие последствий. Когда нет никакой обратной связи извне по поводу того, что человек предпринимает. Что ни делает – ничего не меняется.
  • Второе – однообразие. Последствия есть, но всегда одни и те же.
  • Третье – асинхронность. События и результаты сильно отсрочиваются, и видимая связь между ними теряется.
  • Четвертое – когда последствия бывают разными и непредсказуемыми.

Методы преодоления выученной беспомощности

Человек может незаметно для себя научиться беспомощности, и она будет отравлять его жизнь. С другой стороны, любой индивидуум может избавиться от данного психологического состояния, если будет помнить о том, что способен повлиять на свою жизнь. С коварным феноменом выученной беспомощности учит бороться позитивная психология.

Суть метода заключается в том, чтобы переключиться с того, что не получается на то, что удается. Человек с выученной беспомощностью считает причиной своих неудач самого себя, а не свои неправильные действия. Это происходит потому, что у данного индивидуума причинно-следственная связь нарушена.

Концентрация внимания на наших сильных и успешных сторонах позволит противостоять тем социально-психологическим факторам, которые могут вызывать депрессию.

Позитивная психология помогает найти человеку успешные опыты преодоления трудностей и выбрать ресурсы, на которые может опереться индивидуум.

Источник: https://www.psyportal.net/135411/vyiuchennaya-bespomoshhnost/

Выученная беспомощность и способы работы с ней

Выученная беспомощность и способы работы с ней

Давайте для начала рассмотрим несколько жизненных ситуаций.

Первая – о женщине, прожившей 15 лет в браке, которая уже давно мечтает уйти от мужа-тирана.

Отношения в их семье далеки от понятия близости, окутаны грубостью и цинизмом с его стороны, пассивностью и жертвенностью – с ее. Муж часто избивает жену, когда, как он утверждает, «у него срывает крышу», а она «попадается под руку»!

Она мечтает о разводе. Но, вот уже 15 лет не уходит, а только тихо плачет по ночам, уткнувшись в подушку…

Вторая, о девушке, которая работает в одной очень известной фирме. Работа престижная, высокооплачиваемая. Но, она просто ненавидит ее! Когда заходит в кабинет к шефу, то уже готова к порции брани и оскорблений в свой адрес, которые уж никак не зависят от качества выполненной ею работы.

Она может сделать все безупречно, вот только начальник сегодня не в настроении, а значит – грушей для битья снова станет она.

Девушка работает в фирме уже больше года, столько же рыдает в туалете после каждого визита к начальнику-самодуру.

И последняя – о мужчине 40 лет, который после сокращения на работе из-за кризиса в компании, получил десяток отказов на собеседованиях, без объяснений или же с объяснением в одно предложение: «Вы нам не подходите!».

У него семья, маленький ребенок, сломанные амбиции и возрастающее желание выпить, чтобы снять стресс после очередного «провала».

Что же общего между этими случаями, кроме того, что, на первый взгляд, все три героя кажутся очень несчастными?

Ответ кроется в основе того, как они воспринимают реальность и что в связи с этим чувствуют.

Психологи во главе с Мартином Селигманом, в подобных случаях говорят о выученной беспомощности, за открытие которой ученый получил награду Американской психологической ассоциации.

Выученная беспомощность – это пребывание человека или животного в таком состояние, которое характеризуется дискомфортом от влияния на него сложившейся ситуации и отсутствием каких бы то не было попыток ее изменить, хотя такая возможность может присутствовать.

Но, тем не менее, и человек, и животное остаются пассивными, бездейственными, нежелающими менять среду или же воздействовать на нее в ответ.

Такое состояние возникает, когда любые попытки противостоять повторяющемуся негативному опыту систематически заканчиваются поражением, ощущением отсутствия личного контроля над происходящим, в ситуациях постоянного хаоса и неопределенности.

Человек теряет чувство контроля, перестает верить в собственные силы и способность что-то изменить. Вследствие чего могут развиваться подавленность, депрессия, более раннее наступление смерти.

Научно доказано

У теории есть экспериментальная основа – исследовательское подтверждение.

Первые эксперименты, открывшие феномен выученной беспомощности, проводились М. Селигманом на собаках. Животные фиксировались в особые упряжки, по звонку их ударяли током.

В основе лежала теория условного рефлекса Ивана Павлова и гипотеза о том, что на площадке для собак с ослабленной фиксацией и низкой перегородкой, услышав звонок, собаки немедленно будут избегать боли всеми возможными способами, и в первую очередь, сбегать!

Но результат эксперимента был поразительным! Собака оставалась на месте и просто скулила.

Интересно, что другая собака, в опыте которой не было таких испытаний, немедленно убегала с вольера после первого же удара током.

В своих дальнейших исследованиях М. Селигман установил, что собаки, у которых в опыте была возможность повлиять на ситуацию (к примеру, они могли головой нажать на кнопку, выключающую удары тока), оказывали сопротивление и пытались найти выход из ситуации даже, когда были зафиксированы в упряжке.

Результаты говорили сами за себя – чувство выраженной беспомощности возникает, когда отсутствует возможность влиять и контролировать неприятные события.

В последующем подтверждение теории нашлось и в отношении жизни людей. Эллен Джейн Лангер и Джудит Роден – психологи, изучавшие беспомощность в одном из домов престарелых.

Результаты эксперимента показали следующее: группа пожилых людей, которым предоставили возможность распорядится обстановкой в комнате на свое усмотрение, делать выбор, как наполнить свой досуг (смотреть фильм или нет), и нести самостоятельную ответственность за выбранный ими же подарок (комнатное растение), субъективно ощущали себя менее несчастными, имели лучшее состояние здоровья и общий уровень самочувствия, жили дольше. Чего не скажешь о той подгруппе, которая была лишена этих возможностей.

Таким образом, мы видим, что контроль над ситуацией и собственной жизнью препятствует развитию беспомощности и полной атрофии воли и желания изменить сложившуюся ситуацию.

Можно ли преодолеть выученную беспомощность?

К счастью, ощущение беспомощности и последствия, которые она за собой несет – не приговор! С этим можно работать, не всегда это сделать легко в одиночку, иногда может потребоваться помощь профессионала.

Вот несколько рекомендаций, которые могут в этом помочь.

В первую очередь, в работе с выученной беспомощностью важно вернуть субъективное чувство контроля. В этом поможет выполнение действия! Любого действия, которое вы сами выбираете делать.

Вы можете что-то сделать и делаете!

Опыт концентрационных лагерей показывает, что в ситуации чрезмерного давления, нестабильных правил и угрозы смерти, сопровождавшееся наказанием за малейшую провинность, человек очень быстро ломается и теряет силу воли.

Бруно Беттельгейм – психолог, который, согласно его слов, выжил в таких условиях только благодаря тому, что снова и снова брал контроль за жизнь в свои руки! А способ был достаточно прост – он делал все, что было разрешено в лагере по собственному выбору!

На первый взгляд – самые элементарные вещи: чистил зубы, потому что выбирал это, а не потому соблюдал гигиену, ложился спать, а не участвовал в обсуждениях заключенных ночью. Так он чувствовал возможность выбирать, принимать решения и сразу же действовать в связи с ними!

Из этого можно сделать вывод, что шаг номер один в противостоянии выученной беспомощности – искать точки контроля, те сферы и ситуации, в которых вы можете делать выбор и реализовывать собственное решение!

Начните с мелких бытовых вещей: выкинуть старый шкаф, сделать перестановку, решится на звонок, который давно откладывали, и вы очень скоро почувствуете результат.

Фиксировать такие зоны своего влияния можно письменно, постоянно задавая себе вопрос: «Что я могу сделать прямо сейчас?».

Задавать правильные вопросы тоже очень действенный способ. Важно научится различать реальные факты и свое восприятие.

Ведь, очень часто чреда мелких жизненных событий соединяются в одну цепочку и подытоживаются самоуничижительными мыслями: «Я ни на что не способен», «Не стоит даже пробовать», «У меня снова ничего не получится».

Учитесь задавать себе вопросы и искать на них ответы. Например, спросите себя: «Почему я так уверен, что ничего не получится?», «Что заставляет меня так думать?», «Зачем мне так думать?».

Ответив на них, в продолжении можно сделать более развернутую работу по поиску иного взгляда на событие, своеобразное переосмысление происходящего.

Читайте также:  Возможности воспитания - психология

Для этого можно воспользоваться схемой ABCDE.

Инструкция звучит следующим образом – расчертите лист бумаги на 5 столбиков, где:

  • Первый – это описание неблагоприятного опыта, (носит название Adversity – неприятный факт): опишите в этом столбике ту ситуацию, которая вызывает чувство беспомощности.
  • Второй – это все ваши мысли по поводу описанного события (Belief – убеждение). Напишите сюда свою интерпретацию происходящего, как вы это видите.
  • Третий столбик должен содержать информацию обо всех ваших реакциях по поводу происходящего (Consequence – последствие): чувствах, желаниях, поведении.
  • В четвертом столбике важно найти доводы и аргументы, как можно опровергнуть ваши убеждения, описанные ранее. Это должно помочь вам засомневаться в их истинности и единоверности!
  • И, наконец, запишите в пятом столбике (под названием Energizing – активизация) те чувства, которые возникли у вас после того, как вы прописали новые мысли, более оптимистические, относительно ситуации.

Систематическая работа с вашими пессимистическими мыслями, убеждениями поможет вам находить новые успешные способы решения возникших проблем, не впадая в отчаяние и не чувствуя себя беспомощным при встрече с ними!

Но, важно помнить также о том, что нет единственной «волшебной таблетки», которая бы вмиг исцелила любого!

 С чего начать?

Жизненная история каждого из нас уникальна, поэтому, прежде чем испытать определенную методику, следует прислушаться к себе и позаботится о своей безопасности, возможно обратившись за поддержкой и помощью к профессионалу.

Но, главное помнить: преодолевая трудности, мы обретаем силу.

Все в наших руках! Давайте делать выбор в пользу воли и ответственности, а не пассивности и беспомощности!

Источник: https://psyhosoma.com/vyuchennaya-bespomoshhnost-i-sposoby-raboty-s-nej/

«Выученная» беспомощность: самоограничения и безнадежность

Большинство людей сами себя ограничивают. Причем зачастую даже не подозревают об этом.

Вопиющие случаи отказа от действий и принятие неблагоприятных для себя условий можно ежедневно наблюдать в новостях. Например, когда жена не уходит от пьющего мужа, полностью подчинив себя его воле. Такое поведение в психологии называется выученной беспомощностью, а причину, как всегда, можно отыскать в детстве.

Синдром выученной беспомощности. Откуда он берется?

Чувство беспомощности у человека закладывается в детстве. Часто родители и учителя ограничивают активность ребенка, убивают инициативу и навязывают общепринятые шаблоны мышления.

В некоторых семьях не обходится без крика, физической силы и эмоционального насилия.

В такой ситуации растет большинство современных детей, а потому неудивительно, что комплексы и страхи из детства сопровождают маленьких людей во взрослую жизнь.

Ощущение беспомощности на всю жизнь

Известный психотерапевт и исследователь поведенческих факторов Мартин Селигман провел ряд экспериментов, в ходе которых было выяснено, что если у живого существа появляется возможность изменить что-то в лучшую сторону, то не всегда этот шанс будет использован.

Например, в банку с крышкой поместили блох, которые по своей природе являются прыгучими существами. Естественно, что из емкости с закрытой крышкой никому не удалось сбежать, но вскоре крышку открыли. Однако ни одна блоха не смогла допрыгнуть до высоты банки и освободиться. Иными словами, живое существо было уже запрограммировано на неудачу после короткого периода безуспешных попыток.

В такие моменты формируются сценарии поведения, которые потом используются человеком в будущем. В итоге личность может попасть в замкнутый круг и принять как данность то, что ей не под силу ничего изменить ни в этом мире, ни в своей жизни.

Выученная беспомощность или почему мы так быстро сдаемся?

В психологии существует такое понятие как «интроект» – частичка информации, которая была усвоена на лету как общепризнанный факт. То есть, на веру принимаются все стандарты общества и типичные поведенческие паттерны. Это убеждения, которые витают в воздухе, умозаключения других людей, которые лично вами никак не были проверены.

Например, люди убеждены, что «муж должен» или «жена должна», «дети должны». Или что женщине за 30 стоит вначале родить детей, а уже потом думать о карьере. Или что ипотека это выгодно (или не выгодно).

Примеры можно приводить и дальше. Но кроме установок и шаблонов мышления существуют еще и так называемые жизненные сценарии. Это убеждения, которые распространяются на всю жизнь человека. На практике все работает неплохо: окончил школу, ВУЗ, устроился на работу. Это пример типичного жизненного сценария, который принят в обществе.

Если же человек пытается обогнуть, обойти протоптанную кем-то дорожку, не вписывается, терпит неудачу, то на уровне подсознания винит себя в том, что не пошел по дорожке, по которой идут все остальные. Появляется еще больший страх. А где страх, там и потребность в комфорте. В итоге любая личность с целью самосохранения выберет зону комфорта.

Можно ли изменить что-то и перестать бояться?

Личность человека заточена под один из двух вариантов выбора: риск или комфорт.

  • Если вам страшно, то есть стремление очутиться в зоне комфорта. Потом опасность может миновать, но вы все равно с высокой долей вероятности прекратите попытки выйти из «убежища».
  • Но есть и другая модель поведения – вместо страха испытать интерес. Если у человека есть интерес, то он идет не в зону комфорта, а в зону риска. Риск этот может быть совсем незначительным, но он однозначно начнет расширять ваши границы и убирать рамки, которые, кстати, есть только в вашей голове.

Любые условные рефлексы, адаптация собственного поведения и попытка подстроиться приводят только к тому, что вы убиваете в себе способность активной исследовательской деятельности.

Выученная беспомощность: два способа поставить себе рамки

Психологи выделяют два аспекта ограниченности мышления.

  1. Эмоциональные установки. Например, когда вам страшно. Страху под силу даже парализовать вашу способность думать, а не то, что действовать.
  2. Когнитивные установки. Это ваши убеждения, которые вероятнее всего были также заложены в детстве. Например, у людей, которые выросли в нищете и не видели никаких успешных примеров самореализации, зачастую атрофирована возможность веры в чудо. В их жизненных установках, картине мира не было положительных примеров, счастливых историй, а потому такие люди убеждены, что счастье и успех им в принципе не доступны.

Конечно, из всех правил есть исключения. Как уже было сказано выше, — есть люди, которые, несмотря на обстоятельства, обладают высокой поисковой активностью и просто не сдаются.

Ощущение беспомощности. Как от него избавиться?

Несмотря на то, что ощущение беспомощности может быть привито еще в детстве, от него вполне реально избавиться. Для этого рекомендовано проходить специальную терапию, которая позволит вернуть способность выбирать и действовать.

Ведь по факту вся наша жизнь состоит из череды действий, которые направлены на выбор. Если вы выбираете бездействовать, то не выбираете действовать. Если вы выбираете одну работу, то не можете выбрать другую.

Если хотите курить, то маловероятно станете заниматься спортом…

Если сегодня вы ощущаете собственную беспомощность, то пришло время активно действовать и выбирать.

Источник: https://piter-trening.ru/vyuchennaya-bespomoshhnost/

Выученная беспомощность

Выученная беспомощностьВыученная беспомощность - психология

Выученная беспомощность означает неадаптивное, пассивное поведение человека, которое проявляется в большинстве ситуаций как доминантный паттерн.

По большому счету, выученная беспомощность представляет собой нарушение мотивации человека, возникшее в результате пережитой им, как правило, неоднократно, неподконтрольности ситуации, связанной с независимостью результата от прилагаемых человеком усилий («сколько не делай, толку все равно не будет»).

Впервые синдром выученной беспомощности был описан психологами из США Мартином Селигманом и Стивеном Майером в 1967 году. Открытие этого феномена была сделано на основании экспериментов, проведенных на собаках, которых раздражали электрическим током.

Суть их экспериментов состояла в том, что собак вначале подвергали слабым ударам электротока, которых они не могли избежать, а затем помещали в другие клетки, в которых их активность уже могла бы способствовать избеганию ими неприятных воздействий. Самое интересное состояло в том, что вопреки основным законам бихевиоризма, собаки не могли научиться таким простым навыкам и вели себя пассивно.

А открытие сводилось к тому, что данная пассивность (беспомощность) собак проистекала из воспринимаемой ими независимости исходов (результатов) от его (животных) усилий. Предыдущие опыты над собаками сформировали в них стереотип, согласно которому их усилия не могут повлиять на ход развития событий, на последствия и не приводят к желаемым для собак результатам.

Это породило ожидание неподконтрольности результатов собственного поведения, ощущение неспособности влиять на ход развития событий и, как итог, бессмысленность каких-либо усилий.

В последующем Селигман усложнил эксперимент с тем, чтобы проверить полученные выводы. Он набрал три группы собак. 

Первая группа животных имела объективную возможность избежать удара током, если собака нажимала носом на специальную кнопку и отключала этим самым систему электропитания. Таким образом, у них была возможность контролировать ситуацию. У второй группы животных отключение электропитания зависело от поведения животных из первой группы.

Эти собаки получали удар током, как и собаки из первой группы, однако их собственная реакция на результат отключения тока не влияла. Удары током собак второй группы прекращались лишь тогда, когда на отключающую кнопку нажимала собака из первой группы, которая была с ней связана.

Третья группа животных была контрольной и удара током эти животные не получали.

Затем все три группы животных были помещены в клетку с перегородкой, через которую любая собака могла легко перепрыгнуть, и таким образом избежать удара током.

Перепрыгивали ее только собаки из первой группы, которые «осознавали» возможность контролировать последствия своего поведения. Также легко это делали собаки из третьей, контрольной группы.

Однако животные, имевшие опыт неконтролируемости последствий, метались по клетке, затем ложились на пол и поскуливая переносили один за одним удары током, причем нарастающей силы.

Последующие многочисленные наблюдения и эксперименты выявили наличие этого феномена также и у людей. Выученная беспомощность стала предметом исследования многочисленных психологов и психофизиологов в зарубежных странах.

Так, Хирото проводил аналогичные эксперименты с воздействием на его участников неприятного и громкого звука, который можно было выключить, подобрав соответствующую комбинацию клавиш на панели управления (1974).

По данным этого ученого, выявились две диаметрально противоположные по типу поведения группы людей: первая группа (в которую вошла 1/3 часть испытуемых) ни при каких обстоятельствах не впадала в состояние выученной беспомощности, вторая группа (охватывала около 10% участников эксперимента) ничего не делала для того, чтобы прекратить нарастание шума и сидела возле пульта совершенно неподвижно, невзирая на то, что они были уже обучены тому, как можно прекратить нарастание громкости звука.

В психологии принято различать беспомощность ситуативную и личностную

Ситуативная выученная беспомощность — это временная реакция на события, которые по каким-либо причинам воспринимаются человеком как не подконтрольные ему.

Личностная выученная беспомощность — это уже устойчивая мотивационная характеристика субъекта, которая формируется в процессе развития под воздействием взаимоотношений с другими людьми (Циринг Д.А., 2005).

Этот вид выученной беспомощности проявляется в замкнутости, возбудимости, эмоциональной неустойчивости, пессимизме, робости, склонности к проявлению чувства вины, заниженной самооценке, равнодушии, пассивности, низком уровне притязаний и отсутствии творческих проявлений.

Многие люди помнят себя маленькими детьми, когда очень хотелось что-то сделать по-своему. Иногда взрослые, глядя на наши неуклюжие попытки, вместо оказания помощи в достижении нужного нам результата, наглядной демонстрации правильных шагов, недовольно ворчали на нас, а то и вовсе пресекали наши попытки самостоятельно решить задачу.

Давая некоторым из нас по рукам, они лишали нас возможности получать удовольствие от решения этой задачи. Они услужливо убирали за нами игрушки, постель, зашнуровывали обувь, мыли посуду, в общем выполняли любую работу, лишь бы не отвлекали их и не отнимали бы их время.

Со временем мы начинали понимать, что не стоит напрягаться, поскольку мы наверняка услышим, что делаем что-то не так, как требуется.

Сам Селигман убежден в том, что синдром выученной беспомощности у человека окончательно формируется примерно к восьми годам и выражается в том, насколько человек верит в эффективность своих действий. Он отмечает 3 источника формирования этого синдрома:

Читайте также:  Инструкция по использованию инструкций - психология

1) опыт переживания негативных событий, то есть отсутствие в детском возрасте возможности контролировать события своей жизни.

Причем приобретенный в одной негативной ситуации опыт может легко в дальнейшем, уже во взрослой жизни переноситься на другие ситуации, в которых возможность контроля объективно сохраняется.

К таким неконтролируемым ситуациям Селигман относит обиды, которые наносят детям их родители, воспитатели и учителя детских образовательных учреждений, смерть близкого человека или животного, развод родителей, серьезное заболевание, потерю работы, скандалы и т.д.;

2) опыт наблюдения за жизнью беспомощных людей (например, телепередачи о беззащитных жертвах);

3) значительное ограничение самостоятельности в детском возрасте, готовность родителей делать все за ребенка.

Устойчивость синдрома выученной беспомощности доказана в трудах различных авторов, причем некоторые из них, в том числе и сам Селигман, убеждены, что он остается на всю жизнь.

Выученная беспомощность проявляется в трех сферах: 1) мотивационной, 2) когнитивной и 3) эмоциональной.

В мотивационной сфере она проявляется в неспособности активно влиять на ситуацию, в когнитивной — в неспособности человека в дальнейшем обучаться тому, что в схожих ситуациях действие может быть достаточно эффективным, в эмоциональной — в подавленном вплоть до депрессии состоянии, которое возникает из-за неэффективности собственных усилий.

В более поздних трудах Селигман бихевиоральный подход к синдрому выученной беспомощности переформулировал в когнитивно-бихевиоральный. Сделал он это исходя из воззрений Б.

Вайнера, который показал, что настойчивость человека перед лицом неудачи в значительной мере зависит от того, как он сам интерпретирует имевшую место неудачу — лишь как результат недостаточности приложенных усилий либо как результат внешних обстоятельств, которые ему полностью неподконтрольны. Селигман и несколько его коллег (Abramson, Seligman, Teasdale, 1978) экстраполировали эти выводы на интерпретацию того, почему у одних людей развивается синдром выученной беспомощности, а у других нет. Это в сильной степени зависит от того, какой стиль объяснения имевшей место неудачи имеется у конкретного человека — пессимистический или оптимистический.

Огромную роль в формировании данного синдрома на ранних этапах развития индивида играет семья. Те дети, родители которых имели синдром выученной беспомощности, и те, родители которых были свободны от него, претерпевали очень разные стили воспитания.

При этом родители детей с выученной беспомощностью в значительно большей степени склонны проявлять так называемый неустойчивый стиль воспитания. Более того, замечено, что влияние отцовского и материнского стилей воспитания детей на формирование выученной беспомощности и самостоятельности сильно различаются.

Матери «беспомощных детей» в большей мере, чем это делают матери самостоятельных детей, потворствуют детям, к тому же они обычно стремятся к более полному и некритичному удовлетворению почти всех потребностей своих чад, превращая их желание в абсолют, а необходимость данного стиля воспитания ребенка объясняют его исключительностью, желанием дать ему то, чего они сами были лишены в детстве, иногда отсутствием в их (матерей) семье отца. Отцы же «беспомощных детей», наоборот, значительно менее склонны к некритичному удовлетворению многих потребностей ребенка, чем отцы детей без выученной беспомощности. В этой связи можно с уверенностью сказать, что отцовское потворствование ребенок воспринимает как позитивное подкрепление самостоятельности, тогда как материнское потворствование — как ее (самостоятельность) подавляющее. Матери «беспомощных детей», по сравнению с матерями детей самостоятельных, в большей степени проявляют гиперопеку, уделяют ребенку без необходимости больше времени, сил и внимания, и воспитание ребенка считают основным делом своей жизни, они весьма склонны к жестким запрещающим требованиям (доминированию над ребенком), а отцы таких детей, с одной стороны, не предъявляют жестких требований к детскому поведению, не возлагают на них много обязанностей, почти не привлекают ребенка к домашним делам, а с другой стороны, они склонны к жесткому стилю воспитания через чрезмерность санкций, что проявляется в сильных реакциях даже на незначительные нарушения правил поведения ребенка, являются приверженцами строгих наказаний за отступление от семейных предписаний, убеждены в необходимости строгого воспитания.

Обоим родителям детей с выученной беспомощностью свойственна проекция на своего ребенка собственных нежелательных личностных качеств. И мать, и отец в данном случае склонны к тому, чтобы видеть в ребенке те черты, наличие которых они не желают признавать в себе самих.

Такой родитель ведя борьбу с соответствующими качествами своего ребенка, как реальными, так и воображаемыми, извлекает из этого определенную эмоциональную выгоду прежде всего для самого себя. Они приписывают ребенку якобы существующие негативные роли, что позволяет родителю убеждать себя в том, что у них самих этих личностных качеств нет.

Родители становятся уверенными в том, что их ребенок является «неисправимым», что он такой «по натуре».

Ребенок же, в свою очередь, может прикладывать определенные усилия, чтобы соответствовать ожиданиям родителя, как бы «исправиться», но поскольку родители убеждены в том, что измениться он не может и не желает, то реакция отца и матери на любой вариант поведения ребенка остается неизменной. Таким образом, ребенок субъективно начинает терять контроль над происходящим, а это уже верная предпосылка для формирования синдрома выученной беспомощности.

Можно еще добавить, что отцам детей с синдромом выученной беспомощности свойственно предпочтение в своем ребенке детских черт и качеств. Дети со временем становятся беспомощными именно у отцов, в большей мере склонных создавать ребенку роль «еще маленького».

Не случайно такие отцы очень любят проявление у своих детей детских качеств (наивность, непосредственность, игривость), они даже испытывают страх или нежелание, чтобы их дети повзрослели, воспринимают взросление детей негативно. Подсознание ребенка подыгрывает отцу тем, что игра в «маленького» снижает уровень требований к нему.

В итоге ребенок лишается опыта преодоления жизненных трудностей, активного влияния на различные ситуации, ответственности за содеянное.

Беспомощность очень развита именно у детей, чьи отцы имеют недостаточно развитые отцовские качества. Таким отцам свойствен неглубокий интерес к делам и успехам детей, нежелание общаться и проводить время с ними.

Но выученная беспомощность может формироваться и у взрослых людей. Ей способствует высокий уровень мотивации к избеганию различных неудач, а также контроль за действием по типу ориентации на состояние. Исследования, проведенные на менеджерах, показали, что выученная беспомощность может сформироваться у сотрудников фирмы, если стиль руководства ими является авторитарным.

Как правильно наказывать ребенка

Источник: http://zdips.ru/sam-sebe-psikholog/vsyako-razno/811-vyuchennaya-bespomoshchnost.html

Выученная беспомощность

Выученная беспомощностьВыученная беспомощность - психология

Выученная беспомощность. На первый взгляд бессмыслица. Но иногда в жизни происходят странные вещи. Парадоксальность самой жизни порой поражает. К таким неожиданным явлениям можно отнести синдром выученной беспомощности.

Наша психика полна сюрпризов и запутанных головоломок. Рассматривая континуум, воля – безволие, важно сохранить объективность взгляда и не быть перетянутым на одну из сторон этих полярностей.

Попробуем вместе трезво оценить эти психологические категории.

Полвека назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли.

Казалось бы, все ясно. Тот, кто обладает силой воли, бесстрашен перед врагом. Да, это так, когда враг не замаскирован. Но в жизни все гораздо запутанней, и все, что зримо, лишь поверхность. Суть всегда глубже и не видима поверхностным взглядом. И правда состоит в том, что и сильного человека можно выучить бояться, встроить этот механизм в его психику.

Как можно выучить бояться и стать беспомощным? И можно ли помочь избавиться от таких уроков судьбы?

Американский ученый Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Целью этого эксперимента было сформировать условный рефлекс страха на звук сигнала. У Павлова собаки по звонку получали положительное подкрепление — мясо, а у Селигмана отрицательное — удар током. Чтобы животные не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи.

По логике вещей должно бы происходить следующее: когда собак переведут в вольер с низкой перегородкой, они должны сбежать, как только услышат сигнал. Ведь все живое двигается либо к положительному стимулу, либо от отрицательного.

 Но в клетке, где была возможность легко перепрыгнуть перегородку и убежать, собаки сидели на полу и скулили. Никто даже не попытался преодолеть слабое препятствие.

Когда в этот же вольер поместили собаку, не участвовавшую в эксперименте, она тут же абсолютно легко сбежала.

Можно сделать вывод, такой же, какой сделал и Селигман после этого эксперимента: если складывается ситуация, когда на протяжении длительного отрезка времени невозможно влиять на постоянный поток негативных событий, развивается тяжелое чувство беспомощности. Таким образом, Селигман открыл психологический феномен выученной беспомощности.

Эксперименты с животными открывают возможность правильнее взглянуть на происхождение условных рефлексов у людей, что может объяснить различные особенности реакций психики на внешние воздействия.

Теория Селигмана показывает, что если человек систематически:

— испытывает поражение, несмотря на все усилия;

— переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;

— оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию,

у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать. Приходит апатия, а за ней — депрессия. Человек сдается.

Выученная беспомощность и теория о ней подтверждается самой жизнью. Не обязательно сидеть на поводке и получать удары током. Все может оказаться прозаичнее. Это могут быть, например:

— неудачные попытки устроиться на работу;

— частые отказы без объяснения причин;

— агрессия в ваш адрес без видимого повода;

— критика без каких-то логичных предпосылок;

— затянувшаяся болезнь с чередой безуспешных походов к врачам;

— родительские установки и прочее…

Как видите, не все уроки полезны, не любой опыт нужно применять. Бывает, что опыт необходимо забыть, а уроки переучивать на каких-то этапах своего развития.

Помощь  при выученной беспомощности

Как противостоять хаосу? Что делать, если выученная беспомощность уже отвоевывает внутреннюю территорию? Можно ли не опускать руки и не сдаваться апатии?

Можно. Следуйте правилам!

Правило 1: Делайте что-нибудь.

Да, что угодно. Главное делайте не останавливаясь. В режиме концлагеря люди быстро теряли волю и ломались. Но некоторые знали противоядие: делать все, что не запрещено. Можешь лечь спать, ложись.

Не потому, что хочешь спать, а потому, что так возвращается субъективный контроль. У человека появляется выбор сделать то или иное. Важно, что это собственное решение, включается личность.

Так человек продолжает двигаться в сторону выхода из тяжелой ситуации.

Бывает так, что проблемой является не ситуация, а потеря веры в себя, в свою значимость, что сильно ослабевает волю к жизни.

Правило 2: Маленькими шагами идите прочь от беспомощности.

Нужно ставить небольшие, но реальные цели и обязательно отмечать их достижение. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Обязательно хвалите и награждайте себя за каждый шаг, каким бы маленьким он не казался. Это поможет набрать ресурс для дальнейших действий, уже более серьезных и крупных.

Правило 3. Новая самооценка.

Расскажите себе новую историю о себе. О том, что мои действия могут влиять на обстоятельства, что я важен людям, миру и себе.

Перепишите представления о себе «у меня ничего не получается», «я никчемный», «мои попытки ничего не изменят» на новые «я могу», «каждая новая попытка приближает к успеху», «я делаю и получаю результат».

Все успешные попытки складываются из многократного повторения ошибок. Нас просто научили думать, что успех это блиц-криг. Но на самом деле это вовсе не так. Успех это не избегание неудачи, а наоборот, встреча лицом к лицу с огромным количеством препятствий и их игнорирование. Просто не замечайте их. И они растворятся в пространстве.

Но этому надо научиться. Приобрести новый взгляд на себя, как на человека, влияющего на события. Важно находить такие случаи в прошлом: когда у меня получилось? когда я смог на что-то повлиять? когда изменил ситуацию своими действиями? Энергия там, где находится наше внимание.

Чем больше внимания достижениям, тем сильнее подпитка для новой истории о себе и своей жизни.

Правило 4: Формирование другого взгляда на вещи.

Селигман, проведя множество исследований, пришел к выводу: склонность тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, ищем ли мы возможность действовать или сдаемся.

Люди с убеждением: «Плохое случается по моей вине» более склонны к развитию депрессии и состоянию беспомощности.

Те, кто считает «Плохое может случиться, но это не всегда моя вина и ситуацию можно изменить», легче справляются с неблагоприятными обстоятельствами.

Читайте также:  Насилие - психология

Надо опровергнуть пессимистичные убеждения. Попробуйте это сделать письменно. Заведите дневник для записи неприятных событий и их проработки по схеме “моя вина – не виновен”. Перечитывайте свои записи.  Стрессовые ситуации будут возникать в жизни.

Но можно научиться более эффективно справляться с тревожностью, не поддаваться беспомощности и вырабатывать собственные успешные стратегии поведения.

Энергия, которую вы тратили на негативные убеждения, высвободится, и ее можно будет вложить в дела и личную жизнь.

Возможность хорошего будущего за пределами сегодняшних обстоятельств

Пусть вчерашний опыт не диктует вам завтрашнюю реальность. Иногда надо выбрасывать мусор. Мусором в контексте вышеизложенного является полученный и невольно выученный урок тяжелого травматического опыта, который не надо брать с собой в дальнейшую жизнь.

Выученная беспомощность. Помощь  от беспомощности. Выучили плохое – переучитесь, получите новый опыт позитивного мышления, оптимистичного взгляда на себя и реальность. Включите радость!

Выученная беспомощность этого щенка равна нулю…

Ольга Толмачева

Источник: http://mercabadom.ru/vyuchennaya-bespomoshhnost/

выученная беспомощность — это… Что такое выученная беспомощность?

  • Выученная беспомощность — или приобретенная беспомощность состояние человека или животного, в котором они научились вести себя беспомощно, даже при том, что возможность улучшения появляется после исчезновения вредных обстоятельств, в которые человек или животное были… …   Википедия
  • Выученная Беспомощность — (learned helplessness) особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется… …   Психологический словарь
  • Выученная беспомощность — – неспособность человека действовать в ситуациях, на исход которых, по прежнему опыту, он не способен повлиять. Выученная беспомощность имеет три составляющие: окружающую среду, в которой некоторые важные процессы не поддаются контролю; выученную …   Словарь-справочник по социальной работе
  • Выученная беспомощность — состояние, возникающее у животных после более или менее длительного неприятного или болевого воздействия, избежать которого не удается. Такая ситуация возникает, когда перед собакой ставят невыполнимую задачу или отрабатывают сразу весь сложный… …   Словарь дрессировщика
  • Выученная беспомощность — (learned helplessness) основанное на прошлом опыте представление, что человек не контролирует свои подкрепления …   Общая психология: глоссарий
  • выученная беспомощность (learned helplessness) — Категория. Особенность поведения, приобретаемая при систематическом негативном воздействии, избежать которого нельзя. Специфика. Характеризуется тем, что наступает торможение моторной активности, ослабляется биологическая мотивация, теряется… …   Большая психологическая энциклопедия
  • Выученная беспомощность (learned helplessness) — В. б. относят к феноменам из области реактивной депрессии и выполнения людьми разнообразных задач, несмотря на то, что первонач. этот феномен был зафиксирован в ходе исслед. на животных. Сам термин был введен в употребление Мартином Селигманом и… …   Психологическая энциклопедия
  • беспомощность выученная — состояние, возникающее у человека и животных после достаточно длительного аверсивного воздействия, избежать коего не удается: в экспериментах на животных для этих целей используется электрический ток, а людям дается серия нерешаемых задач, или же …   Большая психологическая энциклопедия
  • Депрессия (depression) — Понятие депрессии Д. термин, используемый для описания настроения, симптома и синдромов аффективных расстройств. Что касается настроения, Д. означает преходящее состояние, для к рого характерны чувства грусти, уныния, покинутости, безрадостности …   Психологическая энциклопедия
  • Внутренне- и внешненаправляемое поведение (inner / outer-directed behavior) — Проблема внутреннего контроля поведения, в сравнении с внешним, затрагивает, во первых, обстоятельства, при к рых человек воспринимает собственное поведение как определяемое внешними силами или им самим. Во вторых, она касается вероятности того,… …   Психологическая энциклопедия

Источник: https://psychology.academic.ru/3982/%D0%B2%D1%8B%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Выученная беспомощность

Выученная беспомощностьВыученная беспомощность - психология

Этот научный эксперимент проводился сначала на собаках, и только потом на людях. Результат ученых мало порадовал.

Идея эксперимента состояла в том, чтобы сформировать у собак условный рефлекс страха на звук высокого тона. Для этого их, вслед за громким звуком, подвергали несильным, но чувствительным ударам электрического тока. Предполагалось, что спустя некоторое время собаки будут реагировать на звук, выскакивать из ящика и убегать.

Но собаки этого не делали! Они не совершали элементарных действий, на которые способна буквально любая собака! Вместо того, чтобы выпрыгнуть из ящика, собаки ложились на пол и скулили, не совершая никаких попыток избежать неприятностей!

Причина была в том, что в ходе самого эксперимента собаки не имели физической возможности избежать электрошока — и привыкли к его неизбежности. Собаки научились беспомощности.

Чтобы доказать это ученые взяли три группы собак. Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия. Нажав на панель носом, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей шок. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, ее реакция имела значение.

Шоковое устройство второй группы было «завязано» на систему первой группы. Эти собаки получали тот же шок, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат. Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала «завязанная» с ней собака первой группы. Третья группа шока вообще не получала.

Таким образом, две группы собак подвергались действию электрошока равной интесивности в равной степени, и абсолютно одинаковое время. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, другие же имели возможность убедиться в безрезультативности своих попыток как-то влиять на неприятности.

С третьей группой собак ничего не делали. Это была контрольная группа. После такого рода «тренировки» все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока.

Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать шок. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы.  Собаки же с опытом неконтролируемости неприятностей жалобно скулили, метались по ящику, затем ложились на дно и поскуливая переносили удары током все большей и большей силы.

Из этого был сделан вывод, что выученную беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий.
Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.

Собакам просто отбили желание вновь и вновь перепроверять контролируемость ситуации. И они перестали.

Не секрет, что возможность непосредственного применения результатов, полученных на животных, к объяснению особенностей поведения человека до сих пор вызывает большие сомнения.

Поэтому специально для людей придумали следующую схему эксперимента. Сначала испытующий предложил трем группам испытуемых обнаружить комбинацию кнопок, нажатие которых будет отключать громкий раздражающий звук. У одной группы такая возможность была — искомая комбинация существовала.

У другой же группы кнопки были просто отключены. Какие бы комбинации они не нажимали — неприятный звук не прекращался. Третья группа вообще не участвовала в первой части эксперимента.

Затем испытуемых направляли в другую комнату, где стоял специально оборудованный ящик. Испытуемые должны были положить в него руку, и когда рука прикасалась ко дну ящика, раздавался противный звук.

Если испытуемые касались противоположной стенки — звук прекращался. Эксперименты на людях доказали две важные вещи.

Было установлено, что люди, имевшие возможность отключать неприятный звук, выключали его и во второй серии экспериментов. Они не соглашались с ним мириться, и быстро обнаруживали способ прекратить неприятные ощущения.

Так же поступали люди из группы, не участвовавшие в первой серии. Те же, кто в первой серии испытал беспомощность, переносили эту приобретенную беспомощность в новую ситуацию.

Они даже не пытались выключить звук — просто сидели и ждали, когда все кончится.

Два важных факта состояли в том, что у людей существует уже установленный на животных механизм возникновения беспомощности, и что беспомощность легко переносится на другие ситуации.

Источник: http://psycabi.net/nauchnye-issledovaniya-i-eksperimenty/35-vyuchennaya-bespomoshchnost

Развитие синдрома выученной беспомощности

Развитие синдрома выученной беспомощности

Почему иногда человек, попадая в проблемную для себя ситуацию, неблагоприятное влияние которой ему доставляет множество негативных переживаний, не пытается ничего изменить, а просто терпит ее? Такую модель поведения психологи характеризуют как «синдром выученной беспомощности». Это одновременно и модель поведения и психологическое состояние.

Выученная беспомощность как модель поведения

Личность с синдромом выученной беспомощности привыкает говорить себе: «Да, мне плохо! Но что я могу сделать?! Ничего…». Такая установка не всегда уместна, ей не стоит злоупотреблять, чтоб не превратить свою жизнь в мучение.

Умение принимать жизнь такой, какая она есть, и подстраиваться под сложившуюся ситуацию помогают индивиду выжить и адаптироваться в обществе. Но такая модель поведения неверна, когда ситуация может быть изменена в лучшую сторону усилием воли и деятельностью личности.

Непоправимых ситуаций в жизни мало. Чаще судьба оказывается в руках человека, он делает свой жизненный выбор каждый раз, принимая какое-либо решение. Не принимать решений, «закрывать глаза» на трудности, уходить от них, терпеть невыносимую ситуацию порой легче, чем мужественно и решительно изменить ее. Позиция «мученика», может быть, благородна, но не эффективна, она пассивна, а не активна.

Причины развития синдрома выученной беспомощности

В названии синдрома кроется понимание его причин. Выученность – основная характеристика этого явления. Когда-то пассивность и бездействие были впервые использованы личностью как модель поведения, затем, стали применяться все чаще и чаще, находя подкрепление и, наконец, вошли в привычку.

Подспорьем для возникновения синдрома могут быть:

  1. Перенос опыта личных переживаний непоправимых ситуаций на ситуации, которые можно исправить. Человек, переживший множество неконтролируемых ситуаций, теряет веру в возможность контроля над другими событиями в жизни.

    К примеру, ребенок, переживший в раннем детстве развод родителей (неконтролируемая ситуация для ребенка), может во взрослом возрасте свой развод (контролируемая ситуация для взрослого) воспринимать как непоправимую ситуацию, не видя возможностей ее исправления.

  2. Перенос опыта переживаний других людей на свою жизнь.

    В этом случае человек копирует, заимствует модель поведения, наблюдая за поведением других людей в безвыходных ситуациях.
    Например, в некоторых культурах женщина обязана быть покорной и послушной, ее этому учат с детства, такая модель поведения ею воспринимается как традиционная и верная.

  3. Психологические явления: инфантильность, пассивность, безынициативность, чрезмерная привязанность к значимому взрослому и другие.

Рекомендации по избавлению от синдрома выученной беспомощности

Одни люди живут с синдромом выученной беспомощности всю жизнь, привыкая страдать и терпеть, а другие пытаются изменить свой шаблон поведения. Сделать это бывает достаточно сложно.

Психологи дают следующие рекомендации:

  1. Правильный круг общения. Когда нужно избавиться от выученной беспомощности, необходимо в круг своего общения включить людей решительных, смелых, волевых и мужественных. Если когда-то человек выучился неэффективной модели поведения, наблюдая за другими, то и теперь сможет переучиться благодаря тому же методу наблюдения.

  2. Выход из зоны комфорта. Иногда люди с синдромом выученной беспомощности остаются заложниками неблагоприятной ситуации по простой причине – известность, комфортность, путь даже и смертельно опасная.

    Нужно учиться выходить из зоны комфорта, делать то, что неизвестно, страшно, непривычно, превозмогать себя и свои привычные образы действий.

  3. Целеустремленность. Беспомощные люди не умеют ставить цели и даже не имеют мечты (настолько они разочарованы в жизни)! Нужно учиться ставить перед собой цели, пусть даже незначительные.

    Достигнув, хвалить себя, укреплять веру в собственные силы и возможности.

  4. Ответственность. За человека и за все его действия/бездействия несет ответственность только он сам. Эту ответственность нужно постоянно осознавать.

    Как бы ни помогали окружающие, ни старались оградить от неприятностей, или, напротив, какие бы преграды и страдания ни причиняли, ответственность несет сам человек.

Выбор быть счастливым или несчастным – в руках каждого!

Ждем Вашей оценки

(Еще не али)
Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ СВЕТСКИЕ НОВОСТИЛичность, Ответственность, Умение, Человек

Источник: https://ourmind.ru/sindrom-vyuchennoj-bespomoshhnosti

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию