Выученные эмоции, чувства и состояния — психология

Эмоции и чувства в психологии

Эмоции и чувства в психологииВыученные эмоции, чувства и состояния - психология

Эмоции и чувства – это то, без чего наша жизнь не была бы такой интересной и наполненной впечатлениями. Функции чувств в психологии весьма разнообразны, и чтобы разобраться в них более детально, можно обратиться к простым классификациям.

Эмоциями называют конкретные ощущения, которые человек переживает здесь и сейчас. Это ощущения связаны с положительным или отрицательным отношением человека к различным объектам. У эмоций есть свои основные функции:

  1. Сигнальная. Мы испытываем эмоции в те моменты, когда у нас есть какая-либо потребность.
  2. Регуляторная. Эмоции позволяют человеку вести себя сообразно ситуации, исходя из норм, свойственных для общества, в котором живет человек. Кроме этого, эмоции позволяют оценивать ситуации.
  3. Мотивационная. Чтобы человек начал действовать, ему нужны эмоции. Все мы по сути своей склонны к тому, чтобы переживать как можно больше различных ощущений, и отрицательных, и положительных.

Не смотря на то, что эмоции играют очень важную роль в жизни человека, мало кто из нас умеет или хотя бы стремится научиться понимать чужие впечатления. Кроме того, даже своими собственными чувствами и эмоциями умеет управлять отнюдь не каждый человек.

Психология разграничивает эмоции, чувства и волю. И каждое из этих направлений получает массу своих отдельных видов и ответвлений. Например, существует несколько видов эмоций:

  1. Возбуждение – успокоение.
  2. Удовольствие – неудовольствие.
  3. Напряжение – разрешение.
  4. Стенические (активность) и астенические (уныние, бессилие).

Так постепенно мы подобрались к определению чувств в психологии, ведь это – ни что иное, как устойчивые эмоциональные реакции на объекты. Чувства могут расцениваться как свойство характера, и указывает на определенные пристрастия и антипатии.

Свойства чувств в психологии

Как и в случае с эмоциями, понятие чувства в психологии позволяет создать определенную классификацию. Они могут быть:

  1. Интеллектуальные чувства. Они связаны с познанием и возникают в ходе научной или учебной работы — это удивление, уверенность, любопытство, неуверенность, сомнение, любознательность, недоумение.
  2. Нравственные чувства. Они связаны с отношением человека к общественной морали. Сюда относят долг, совесть, уважение и презрение, симпатию и антипатию, патриотизм и прочее.
  3. Эстетические чувства. Они связаны с эстетическими потребностями. Это чувства прекрасного, возвышенного, безобразного, низменного и т.д.
  4. Чувства справедливости. Люди болезненно реагируют на любую несправедливость, и стремятся выглядеть достойно и независимо в любой, даже самой угнетающей ситуации.

Психология человека различает чувства по силе, скорости возникновения и продолжительности. Одни возникают быстро и также быстро улетучиваются, другие медленны и стабильны. В зависимости оттого, насколько сильны и продолжительны чувства, их можно отнести к разным видам эмоциональных состояний человека:

  1. Эмоциональный тон. Это непосредственные переживания и ощущения, которые относятся к каждому объекту реальности.
  2. Настроение. Это переживания слабой или средней силы и относительно устойчивые.
  3. Страсть. Это устойчивое, длительное состояние. Оно связано с сильным накалом страстей. В позитивном смысле это отличный мотиватор, но страсть же и порождает зависимости.
  4. Аффекты. Это чрезвычайно сильные, быстрые и бурные эмоциональные состояния, которые быстро проходят. Возникают в связи с внезапными шокирующими событиями.
  5. Воодушевление. Это состояние большой устремлённости к определенной деятельности.
  6. Амбивалентность. Это противоречивость переживаемых эмоций.
  7. Апатия. Это последствие утомления или сильного переживания, которое протекает как безразличие к жизни.
  8. Депрессия. Это подавленное состояние, в котором у человека нет желаний и все видится в мрачном свете.
  9. Стресс. Это эмоциональное состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое нередко требует специальных восстановительных процедур.
  10. Фрустрация. Это состояние дезорганизации сознания из-за серьезных препятствий на пути к цели.

Обладая такими знаниями о чувствах и эмоциях, становится проще понимать себя и окружающих.

В жизни случаются ситуации, в которых важно уметь не цепляться за мелкие детали. Посмотреть на событие целиком и принять креативное решение умеют не многие. Ведь для этого нужно иметь развитое абстрактное мышление. Что это такое и как его развить читайте далее.Если вам хочется всего и сразу, без каких либо компромиссов и уговоров, то самое время задуматься, а не подвержены ли вы максимализму? Мы привыкли к тому, что это явление встречается лишь у молодых людей. Однако и многие современные женщины весьма часто обладают этим чувством.
Споры о том кого мужчины предпочитают больше наверное никогда не утихнут. Одни упорно защищают блондинок, вторые часто говорят о брюнетках. Третья категория и вовсе скромно стоит в сторонке, поскольку рыжих на свете еще меньше. Но цвет волос также может рассказать и о характере своего обладателя. Как и почему — вы узнаете далее.Среди опросов мужского населения часто можно узнать много интересного. Например, большинство мужчин очень любят такую женскую черту, как чувственность. Но далеко не все дамы ею обладают. Что же это за умение и как его обрести? Об этом читайте далее.

Источник: https://womanadvice.ru/emocii-i-chuvstva-v-psihologii

Эмоции и чувства в психологии (кратко) :: SYL.ru

Мы злимся на коллег за то, что они отлынивают от работы и взваливают на нас дополнительные задачи… Мы испытываем большую радость, когда видим чистое небо и яркое солнышко…

Мы гордимся своими детьми, любим родителей, грустим за школьными годами… Все эти переживания – эмоции и чувства.

В психологии они рассматриваются всегда как две половинки одного целого, так как взаимосвязаны и часто дополняют друг друга.

Сущность эмоций

Определение данного понятия даёт практическая психология. Эмоции человека – это его внутренние переживания по отношению к тому или иному человеку, предмету, явлению или действию. Они могут быть окрашены в позитивные или негативные тона.

Обычно тесно связаны с внутренними потребностями индивида, поэтому психологическое состояние, называющееся эмоциями, возникает у человека в зависимости от того, насколько хорошо или плохо удовлетворены его нужды, соблюдены интересы.

Например, мы можем испытывать гнев, если нас обижают, то есть ущемляют наше «я», идут вразрез с нашими желаниями, ведь мы всегда ждём похвалы.

Объяснить, что такое эмоции и чувства в психологии, кратко не получается. Так как они охватывают очень широкий спектр жизни, деятельности, человеческих отношений. Только самих эмоций может быть сотни, причём каждая из них окрашена в новые оттенки, значит, и характеризуется всегда по-другому.

Например, удовольствие. Это ощущение всегда бывает разным: если мы получаем его от работы, то оно с примесью чувства гордости; если от хобби, то тут отмечается налёт релаксации и лёгкости; от общения с подругой – близость и доверие.

Одним словом, каждая эмоция всегда выглядит по-новому в зависимости от конкретной ситуации.

Чувства: чем они отличаются от эмоций

Часто эти два явления путают. И это неудивительно: они очень похожи, часто даже идентичны. Несмотря на это, различия всё-таки существуют.

Чем же отличаются эмоции и чувства человека? Психология характеризует первые как временное состояние, возникшее в виде ответной реакции на события, происходящие в данный момент. Эмоции ситуативные: если мы хотим есть, то испытываем голод.

Но стоит нам перекусить, как потребность и связанная с ней эмоция исчезают. Всё зависит от конкретных обстоятельств, времени, места и даже компании людей.

Чувства же, наоборот, вторичны. Они основаны на эмоциях, только время их действия более длительное. Например, вы испытываете временную симпатию при знакомстве с молодым человеком. Это эмоция.

Через какое-то время она трансформируется и перевоплощается в любовь, которая уже является чувством. Оно уже не зависит от перемены ситуации и будет сопутствовать нам всю жизнь (или какой-то отрезок жизненного пути).

Эмоции и чувства в психологии разделяет тонкая грань, часто мы долго не можем понять, что именно испытываем и ощущаем.

Демонстрация эмоций и чувств

Итак, с характеристикой этих двух явлений мы разобрались. Теперь давайте определим, как проявляются эмоции и чувства. В психологии первые всегда осознанны, но могут быть и латентными. Например, мы злимся на супругу за то, что она не успела приготовить ужин.

Мы ясно понимаем, что гневаемся, но тем не менее скрываем свою эмоцию: не хотим портить себе нервы после тяжёлого рабочего дня, избегаем распространять негатив в присутствии детей или сами провинились по какой-либо причине.

Взрослые люди привыкли маскировать свои истинные ощущения, чтобы не обидеть, не разочаровать других людей, не потерять их доверие и так далее. Что касается проявления эмоций, то обычно мы это делаем путём крика, плача, смеха, жестикуляций или движений.

Если же они латентные, то выдаём себя мимикой или интонацией голоса.

Если индивид легко может объяснить, почему испытывает ту или иную эмоцию, то чувства нельзя описать словами. Часто мы сами не понимаем, за что любим того или иного человека. Чувства мы не всегда умеем скрывать, так как они находятся глубоко в сердце: не мы влияем на них, а они на нас. Демонстрируем с помощью поступков, выражения лица, вербальных знаков.

Основные виды

Чтобы легче понять разницу между этими двумя понятиями, нужно их классифицировать. Как утверждает общая психология, эмоции и чувства могут быть позитивными, негативными и нейтральными. Человек проявляет их в зависимости от жизненной ситуации.

Например, к положительным эмоциям можно отнести радость, удовольствие, восторг, блаженство, к негативным – страх, грусть, печаль, горе, отчаянье, тревогу, к нейтральным – удивление, безразличие, любопытство. Что касается чувств, то положительными являются любовь, счастье, ответственность, к отрицательным относят ненависть, отчуждённость.

Нейтральные тяжело выделить, так как человек обычно принимает ту или иную сторону, узеньким мостком между которыми служит только одно равнодушие.

Кроме того, чувства бывают:

  1. Нравственными или моральными. Возникают как взаимоотношение общественных правил и поведения человека. Имеют социальный характер, бывают позитивными и негативными: патриотизм, дружба, презрение, неуважение.
  2. Интеллектуальными. Основаны на познавательной деятельности. Например, самоудовлетворение, разочарование.
  3. Эстетическими. Умение создавать или воспринимать прекрасное.

Каждое чувство и эмоция легко переходят из одной категории в другую, так как способны трансформироваться и полностью менять свой «окрас».

Что формирует чувства и эмоции

Отправную точку человеческих реакций трудно определить. Поэтому часто остаются загадкой причины, по которым возникли эмоции и чувства. В психологии картинки, показанные разным людям во время эксперимента, провоцируют и разное поведение.

Например, демонстрируя подопытным участникам фотографию с изображением огня, учёные видят абсолютно разную реакцию: у одних пламя вызывает раздражение, у других – страх, у третьих – ощущение тепла. Жизненный опыт, полученные знания формируют наше отношение к тому или иному явлению.

Понятно, если мы пережили пожар или получили сильный ожог, то созерцание огня ни с чем радостным ассоциироваться не может.

Так как чувства и эмоции – явление социальное, то они возникают в процессе жизни. Мы приобретаем их, общаясь с родителями, друзьями, коллегами, читая литературу, просматривая кино. Уже в раннем детстве нам внушают, что хорошо, а что плохо.

И если ты не испытываешь нежных чувств к тому или иному предмету, тебя считают странным или эгоистичным. Например, ещё в школе нам вбивают в голову чувство долга и любви к Родине.

Но если человек не приемлет насилие и отказывается идти на войну, чтоб защитить страну от врага, его сразу называют не патриотом, жалким трусом и предателем.

Врождённые чувства и эмоции

Не все наши ощущения формируются под влиянием общества, некоторые мы впитываем с молоком матери. Врождённые эмоции и чувства в психологии – это те, которые возникают у младенца сразу после его появления на свет.

Их очень мало, и граница между ними и приобретёнными достаточно размытая. Многие психологи утверждают, что интерес, возбуждение, радость, удивление, испуг, злость, отвращение заложены уже в генах. Остальным чувствам человека научили ему подобные. Но тут можно поспорить.

Рассмотрим, например, испуг. Нельзя сказать, что младенец сразу всего боится. Скорее всего, он приобретает это чувство в зависимости от жизненных ситуаций: раскаты грома, лай собаки, отсутствие матери.

С другой стороны, возможно, малыш уже при рождении склонен пугаться, просто определённый случай активирует эту эмоцию.

Читайте также:  Тавтология - психология

Эмоции и чувства наполняют нашу жизнь смыслом, окрашивают серые будни в яркие краски. Конечно, хотелось бы испытывать только положительные ощущения. Но, согласитесь, что без плохих нам также не обойтись. Ведь только ощутив горе и разочарование, мы умеем ценить любовь, жадно черпая от неё наслаждение и счастье.

Источник: https://www.syl.ru/article/168761/new_emotsii-i-chuvstva-v-psihologii-kratko

Эмоции и чувства в психологии

Эмоции и чувства в психологииВыученные эмоции, чувства и состояния - психология

Эмоции человека — это огромный сложный мир, в котором рациональное спорит с нерациональным, где мелочи становятся важны, а действительно важные вещи остаются незамеченными.

Каждый человек видит мир необъективно именно из-за особенностей его чувственного пространства в воображении. Он искажает существующие факты.

Взамен их он вкладывает свое понимание происходящего, которое уже окрашено в палитру его эмоций. Чем же они являются на самом деле?

Сложность изучения эмоций

Эмоции в психологии — это один из основных объектов ее изучения. Мы не можем достоверно знать, существует ли душа и биополе, мы не можем осязать внутренний мир человека, не можем заснять его на экран или записать на аудио.

Все что нам известно, это то, что говорит о себе этот человек. Однако, о существовании неизведанного в нем свидетельствуют его эмоции. Они каждому событию дают свою оценку, которая будет независима от оценки разума.

Они заставляют отдельных людей и целые общности предпринимать какие-то поступки, хотя разум может приказывать совсем другое.

Однако, проблемой изучения эмоций является то, что большинство людей их скрывает. На то много разных причин, но вопросом остается одно – если эмоции так значительны в нашей жизни, что часто диктуют разуму, как ему поступить, то как же узнать достоверно, что они существуют, и как узнать каковы они у конкретных личностей в определенных моментах их жизни?

Эмоции и чувства в психологии изучаются разными методами. Первый источник этой информации для науки — это люди, которые готовы рассказать о себе. Но даже тогда, когда человек, посетивший психолога, искренне верит, что говорит ему правду, он все равно очень многое недоговаривает о своих чувствах. Увы, это правда. Люди обманывают самих себя чаще, чем хотят в это верить.

Как рождаются эмоции

Книга Пол Экман «Психология эмоций» была создана, чтоб найти ответ на часто возникающие вопросы. Мир эмоций до сих пор остается очень мало изученным. Свою работу автор начал за 40 лет до того, как ее результаты начали издаваться.

Писатель начал свои исследования с изучения чувственной сферы людей и ее проявления в разных культурах.

Что общего можно найти между всеми народами на земле, когда они проявляют свои эмоции? Каковы различия? Дело в том, что различия в проявлении чувств могут пролить свет на то, которые из них поддаются воспитанию и влиянию окружающих, а какие неизменны для всех людей на всех континентах?

Книга тем более интересна, что автор не ограничился одним лишь этническим признаком при изучении, но провел наблюдение психически-больных людей, неуравновешенных и тех, кто выглядит абсолютно нормальными.

Кому доступно испытывать эмоции

Издание Изард «Психология эмоций» дарит читателю много интересной информации для размышления. Так именно тут можно узнать о провокационном факте: даже вирусы могут обладать эмоциями. По мнению некоторых специалистов, они способны испытывать отвращение, если рядом находится отравляющая среда.

По мнению автора, эмоция — это необходимый компонент эволюции живого существа, без которого невозможно его выживание. Ведь чувства мотивируют все виды животных бороться за свое существование. Такие проявления эмоций называют базовыми.

Это более сложное явление, чем то, что мы относим к сфере физических ощущений и потребностей.

Когда животное хочет есть или испытывает боль, холод, в нем работают физические ощущения, которые являются мотивом к действию. Однако, даже в комфортных условиях любопытное животное готово лезть в темную нору, где неизвестно что его ждет. Это эмоция любопытства.

Те звери, которые не погибли на этом пути, нашли для себя новые места обитания и источники пищи. Любого зверя можно разозлить, и это тоже будет только эмоцией.

Эмоции испытывает самка, которая бережет своих детенышей от бед, эмоции испытывает самец, когда борется за свое лидерство в стае.

Социальная психология личности зарождается с того момента, когда маленький ребенок обнаруживает, что он живет не один в этом мире. Уже с первых дней жизни он гневно кричит, если хочет есть, или если у него болит животик.

Таковы его самые первые эмоции. Через два месяца он улыбнется впервые. Это свидетельство тех чувств, которые возникли уже сами по себе, а не из-за чувства голода или дискомфорта.

Это радость видеть близкого человека, радость существовать.

К врожденным базовым эмоциям специалисты относят и интерес. Даже существует предположение, что именно любопытство каждый человек испытывает постоянно и большую часть жизни по сравнению с другими эмоциями. Исключением можно назвать только состояние гнева, а также другие очень сильные чувства, когда интерес на время потерян.

Именно на изучение всех форм любознательности направлены многие исследования психологов, так как сегодня привлечь внимание потребителя — это основа маркетинга, завоевать внимание зрителей — это цель политики и искусства. Весь мир постоянно изучает, как завоевать и определенным образом удержать внимание большого числа людей.

Те, кто ищут вторую половинку, не устают набирать в поисковике запрос, как привлечь внимание девушки или парня.

На что влияют эмоции

Психологические особенности личности целиком зависят от ее эмоций. Мы знаем об одних людях, что они часто раздражительны и неприветливы. Другие наоборот, очень милы.

Кто-то очень позитивно относится к своей работе, потому что любит ее, или потому что его устраивают условия. Кто-то планирует оставить свое рабочее место потому, что ему больше нравится другое.

Выбор друга и невесты, предпочтения в цвете, музыке, кулинарии, все это имеет одну причину – эмоции.

Примечательно, но до 1980-х годов психология, как наука, пыталась развиваться без пристального изучения чувственной сферы мышления человека, но уделяла больше внимания рациональной. Как показали практические выводы, это было ошибкой.

Такой же грубой ошибкой, как изучать разум не учитывая значения подсознания. Наше сознание часто говорит нам одно, и мы что-то приказываем ему, но на деле происходит другое.

Чувства и разум находится в постоянном противоречии между собой, что иногда создает очень сложно разрешимые конфликты.

Теории личности в психологии сегодня непременно учитывают всю гамму эмоций, которые может испытывать человек касательно той или иной темы. Иначе будет упущен огромный пласт факторов, которые влияют на его принятие решений.

Дело в том, что сознанием мы охватываем лишь очень незначительную часть информации, которая поступает к нам из окружающего мира.

Большая часть зрительных, слуховых, обонятельных и осязательных сигналов остается вне поля нашей памяти, но все это фиксирует наш мозг. Он оставляет нашу реакцию на определенные раздражители глубоко в подсознании.

Мы порой сами не сможем себе объяснить, почему нам глубоко неприятен именно тот оттенок желтого, или почему так хочется съесть именно этот продукт.

Эмоции как фактор, влияющий на здоровье и жизнь

Психологическая характеристика личности неотъемлема от ее эмоций. Даже то же чувство интереса учащает мышечные сокращения сердца у маленьких детей в возрасте от двух месяцев. Внутренний мир человека эволюционировал таким образом, что эмоции постоянно помогают нам жить и развиваться.

Всем известное и неприятное чувство страха помогает быть осторожнее, что влияет вы выживаемость. Любопытство ведет к исследованию новых возможностей человека и окружающей природы, делает нас защищенными.

Ведь еще пару столетий тому назад никто и думать не думал, что те болезни, которые раньше скитались неизлечимыми, могут быть устранены порой за очень короткое время.

Человечество познает этот огромный мир и его устройство не только ради интереса. Когда кто-то кого-то любит и дорожит этим человеком, то стремится что-то для него сделать. Так рождается то, что поначалу кажется ненужным и нерациональным – искусство.

Эстетическое чувство позитивно воспитывает людей, оно преображает этот мир, и он кажется нам лучше. Во всем этом огромную роль играют наши чувства.

Однако, как их воспитать таким образом, чтоб они приносили только позитив и их владельцу, и окружающим близким людям?

Уже давно открыта взаимосвязь между эмоциями и гормональным составом крови. Она может быть как прямой, так и обратной. Есть люди, которые генетически склонны часто быть сердитыми, или веселыми. Однако, любая сильная личность может повлиять на свой внутренний мир и приучить себя испытывать определенные чувства.

Первый метод, как отвлечь себя от негатива, это чувство прекрасного. Красивые предметы искусства захватывают внимание человека, увлекают его. Особенно это проявляется тогда, когда он является не только зрителем, но и художником. Особенностью эстетики является то, что чувство красоты может развиваться день ото дня, расти, усложняться.

Яркий позитив вызывают в людях маленькие дети и животные. Людям, которые склонны к депрессии, специалисты рекомендуют завести котенка. На эту тему постоянно проводятся новые исследования, и они снова и снова подтверждают, что пушистые существа способны изменить настроение их хозяина и вывести его даже из очень сложных состояний психологических расстройств.

Чтоб удостовериться в важности эмоций и в том, что они способны менять жизнь, стоит набрать в поисковике: «психология личности книги» и изучить работы авторов. Современные писатели стремятся изложить свои знания максимально популярным языком, чтоб читатель ощущал себя не студентом на занятии, а человеком, у которого есть хороший собеседник, способный дать полезный совет.

Эмоции и чувства в психологии was last modified: Декабрь 21st, 2015 by Елена Погодаева

Источник: http://DizzWizz.ru/psihika/psihoanaliz/emotsii-i-chuvstva-v-psihologii.html

Психологическая безопасность: учебное пособие

Психологическая безопасность: учебное пособие

Эмоции и чувства – это переживание человеком своего отношения к тому, что он воспринимает или представляет, о чем мыслит или говорит, что он делает, к чему стремится. Субъективно эти отношения переживаются как приятное (удовольствие) или неприятное (неудовольствие).

Источниками эмоций и чувств являются объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашем организме. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением мотивов деятельности меняется и отношение к предмету потребности.

Чувства и эмоции – два разных, хотя и взаимосвязанных, явления эмоциональной сферы личности.

Эмоция – непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей (страх, гнев, радость и т. д.). Эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, имеются и у животных. Но у человека даже эти эмоции в определенной мере обусловлены уровнем общественного развития.

Человек удовлетворяет свои потребности, учитывая их уместность и имеющиеся возможности. Проявляясь как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями.

Так, первое впечатление от знакомства с новым человеком носит чисто эмоциональный характер, это непосредственная реакция на какие-то его внешние проявления.

Чувство – это постоянное, устоявшееся отношение человека (чувство патриотизма, коллективизма, долга, совести, стыда, гордости, любовь к труду), сложная форма отражения.

В ней обобщаются эмоциональное отражение и понятия. Чувства свойственны только человеку; они социально обусловлены.

Чувства выражаются в эмоциях, но не беспрерывно, и в данный момент могут не выражаться в каком-либо конкретном переживании.

Читайте также:  Личные позиции, взгляды, ценности и интересы - психология

https://www.youtube.com/watch?v=yB15hNwA35A

Эмоции и чувства выполняют сигнальную и регулятивную функции.

Сигнальная функция эмоций и чувств связана с тем, что они сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек.

Регулятивная функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения.

Когда эмоции достигают крайнего напряжения, они трансформируются в такие процессы, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Например, плач обычно продолжается не более 15 мин.

Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы снять избыток напряжения. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление.

Эмоции и чувства имеют качественные характеристики, отличающие их от других психических явлений: фазность, полярность, выражение отношения личности к объекту ее чувств.

Фазность характеризует эмоции и чувства с процессуальной стороны. Это проявляется в нарастающем напряжении и сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать по мере изменения внешних обстоятельств. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения.

В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность или проявляться в скованности действий, мыслей, поступков человека.

Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение или полная обессиленность.

Полярность – это противоположность переживаемых чувств. Например: радость – печаль, удовольствие – страдание, любовь – ненависть.

Выражение отношения к объекту проявляется в положительном, отрицательном или неопределенном (ориентированном) переживании. Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникает положительное эмоциональное переживание.

Если же что-то препятствует удовлетворению потребности или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.

Неопределенное (ориентированное) эмоциональное переживание возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с окружающим миром или при знакомстве с неизвестными прежде предметами деятельности.

Это состояние не является длительным или устойчивым. Оно снимается изменением ситуации, переходя в положительную или отрицательную эмоцию.

В зависимости от того, какое состояние – активное или пассивное – вызывают эмоции, повышают или уменьшают они жизнедеятельность человека, различают стенические (от гр. stheneia – сила) и астенические (astheneia – слабость, бессилие) эмоции. Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение и бодрость.

К ним относятся радость, возбуждение, гнев, ненависть и т. д. Астенические эмоции (печаль, тоска, уныние, подавленность) уменьшают активность, энергию, жизнедеятельность человека. Индивидуальные различия в проявлении эмоций в значительной степени зависят от волевых качеств личности.

Волевой человек всегда стремится овладеть своими эмоциями, не расслабляться под их влиянием.

Различают две пары наиболее простых эмоциональных переживаний: удовольствие – неудовольствие; напряжение – разрешение.

Эмоции удовольствия или неудовольствия биологически развивались как отражение связи организма с внешней средой и установление в процессе этой все более усложняющейся связи требований, предъявляемых организмом к среде.

Удовлетворение этих требований отражается как удовольствие, а неудовлетворение – как неудовольствие. В основе простейших эмоций удовольствия (приятного) или неудовольствия (неприятного) лежат безусловные рефлексы.

Более сложные переживания «приятного» и «неприятного» развиваются у человека по механизму условных рефлексов, т. е. уже как чувства. Эмоции удовольствия и неудовольствия, сопровождающие выполнение какого-либо действия, играют важную роль в превращении его в привычку.

При этом надо учитывать, что эмоциональная память лучше сохраняет переживание, удовольствия, и поэтому поощрение – более сильное воспитательное средство, чем наказание.

Эмоция напряжения всегда связана с созданием нового или ломкой старого образа жизни и деятельности. Чем сложнее создаваемая или ломаемая система условных рефлексов, тем большим напряжением сопровождается этот процесс. Завершение его переживается как эмоция разрешения (облегчения).

Чувства классифицируют по содержанию и по силе стремления к объекту.

1. По содержанию их подразделяют на моральные, интеллектуальные, эстетические. Моральные, или нравственные, чувства – это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному.

К ним относится чувство симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.

Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, долга и совести, обусловленные мировоззрением – системой взглядов и убеждений человека. Они порождаются человеческими отношениями и регулирующими их этическими нормами.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами.

Это радость поиска при решении какой-нибудь проблемы или тяжелое чувство неудовлетворенности, когда не удается решить ее.

К интеллектуальным чувствам относятся также любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильном решении задачи и сомнение при неудаче, чувство нового.

Эстетические чувства – это чувство красоты или, напротив, безобразного, грубого; чувство величия или, наоборот, низости, подлости; чувство трагического и комического.

2. По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения. Страстями называют сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие энергию, направленную на достижение единственной цели или предмета.

Предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека, определенные вещи, лица другого пола. Основным признаком страстей является их действенность, единство волевых и эмоциональных компонентов.

Страсть всегда побуждают людей к активной деятельности, через которую она удовлетворяется и на основе которой развивается. Страсти характеризуются стойкостью, длительностью времени, в течение которого они проявляются и владеют человеком.

Увлечение отличается от страсти переменчивостью и тем, что оно органически не связано с основными жизненными установками личности. Увлекаются чаще всего люди импульсивные, легко возбудимые, эмоциональные. Увлечение может перерасти в страсть.

Выделяют эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности. К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность, эмоциональная устойчивость, сила, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус. Они обусловлены типом нервной деятельности.

При наблюдении удается уловить силу, темп и ритм эмоциональных реакций. Выраженность эмоциональных особенностей колеблется от легкой эмоциональной возбудимости до эмоциональной инертности, от импульсивности и эффективности до сдержанности.

К эмоциональным свойствам относятся впечатлительность и отзывчивость.

Формирующаяся в процессе жизни система чувств и типичные эмоциональные состояния – настроения, аффекты, напряженность и фрустрация – составляют эмоциональную сторону личности.

Настроение – это относительно слабо выраженное эмоциональное состояние, в течение некоторого времени захватывающее всю личность и отражающееся на деятельности и поведении человека. Одно настроение может сохраняться недели, а иногда и месяцы.

Настроение может быть стеническим (активным) или астеническим (пассивным, ригидным). Вызывается оно различными событиями, обстоятельствами, а также физическим самочувствием. Причины, обусловившие настроение, человек осознает не всегда.

Настроение может передаваться от одного человека к другому в процессе общения. Этот процесс называется «заражением».

Аффект – наиболее сильная эмоция взрывного свойства, неподконтрольная сознанию, протекающая стремительно и бурно. Есть специальные оттенки для обозначения бурных и сильных степеней проявления эмоций: радость – восторг, страх – ужас, горе – отчаяние, гнев – ярость.

Аффекты обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие. Более склонны к аффектам лица с неуравновешенным типом нервной системы, с преобладанием возбуждения.

В состоянии аффекта суживается объем сознания – оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием.

Физиологическая особенность аффекта – освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры, что проявляется в яркости внешних проявлений переживаемого.

У подростков аффекты проявляются обычно чаще, чем у взрослых, так как процессы торможения выражены у них еще недостаточно. Однако следует подчеркнуть, что сдержаться, не потерять власть над собой на первой стадии аффекта может каждый человек, в том числе и подросток. На дальнейших стадиях осуществлять волевой контроль гораздо труднее. Поэтому важно вовремя сдержать развитие аффекта.

Напряженность – это психическое состояние, вызванное неординарными для данной личности условиями, которое проявляется в скованности движений и неуверенности при выполнении новых действий, грозящих какой-либо опасностью. По степени выраженности различают следующие уровни напряженности:

• незначительная, быстро исчезающая напряженность;

• выраженная напряженность, появившаяся после какого-либо события;

длительная, резко выраженная напряженность, практически неисчезающая, несмотря на принятые активные меры.

Фрустрация – состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели. Это состояние дезорганизации сознания и деятельности, вызванное объективно непреодолимыми или переживаемыми препятствиями на пути к желаемой цели.

В состоянии фрустрации человек практически всегда находится в негативном состоянии, которое вызывается мыслью: «Я хочу, но не могу». У него имеются потребности, желания, которые не могут быть реализованы, а намерения блокированы.

Чем сильнее выражены потребности и желания, чем более значимы цели и чем существеннее препятствия на пути их реализации, тем большее эмоциональное напряжение испытывает человек. Состояние фрустрации негативно влияет на жизнедеятельность организма, постепенно подтачивает его силы, ослабляет нервную систему.

Устранение фрустрирующих обстоятельств обычно снимает нервное напряжение.

Методика изучения эмоций

Применяется для обследования подростков и взрослых.

Цель: изучение дифференциации эмоций, определение доминирующего эмоционального состояния.

Описание. Для определения эмоционального состояния используется специальная шкала.

Дифференциальная шкала эмоций

Инструкция. Оцените по 4-балльной шкале, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент:

1 – совсем не подходит;

2 – пожалуй, верно;

3 – верно;

4 – совершенно верно.

Обработка результатов. Подсчитываются суммы баллов по каждой строке (1-10) и эти значения проставляются в графу «Сумма». Так обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого.

КС – коэффициент самочувствия (КС) определяется следующим образом:

Психология bookap

если КС >1 – положительное самочувствие;

если КС<\p>

Источник: http://bookap.info/psywar/solomin_psihologicheskaya_bezopasnost/gl29.shtm

Эмоции и психические состояния личности

  • Каждый день находите повод посмеяться. Почитайте, посмотрите, послушайте, расскажите что-нибудь смешное. Умейте посмеяться над собой.

  • Каждый день несколько раз хвалите себя. Любая работа, большая или маленькая, выполненная вами или другим человеком вовремя и достаточно качественно, заслуживает благодарности. Не дожидайтесь подвигов, чтобы произнести добрые слова — где подвиги, там и стрессы.

  • Каждый день признавайтесь в любви дорогим вам людям. Хотя бы раз в день говорите приятные слова вашим близким. Начав это делать, вы скоро поймете, что это приносит пользу вам и близкому человеку.

  • Два-три раза в неделю давайте себе физическую нагрузку до пота. Подарите небольшой подарок телу: примите ванну с какими-нибудь добавками, сделайте массаж.

  • Берегите свое время и никому не давайте расхищать его. Каждый раз, перед тем как начать что-либо делать или пообещать кому-то потратить свое время, спросите себя: «Какое это будет иметь значение для меня через пять лет?».

  • Хотя бы полдня в неделю проводите так, как вам нравится.

    Стресс часто связан с состоянием, возникающим в затруднительных ситуациях, которое в психологии обозначается фрустрацией.

    Фрустрация — (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — эмоциональное состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.

    Фрустрация проявляется в отрицательных эмоциях: гневе, раздражении, растерянности.

    Важнейшая задача для достижения высоких результатов в профессиональной деятельности — повышение устойчивости (толерантности) к затруднениям (фрустрирующим факторам).

    Ведь, как заметил Вольтер, «никогда не бывает больших дел без больших трудностей». Уровень толерантности может быть в значительной мере повышен в ходе саморазвития.

    3. Классификация эмоций и чувств

    В науке предпринимались различные попытки классифицировать эмоции и чувства. Например, немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека.

    И наоборот, когда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность — это астенические эмоции.

    Также известно, что основоположник научной психологии Вильгельм Вундт предложил характеризовать эмоции по трем параметрам: 1) удовольствие — неудовольствие; 2) напряжение — разряжение; 3) возбуждение — торможение.

    Читайте также:  Теплота - психология

    Американский исследователь эмоций К. Изард считает, что существуют фундаментальные и производные (образующие комплекс производных) эмоции. К фундаментальным эмоциям ученый отнес:

  • интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующих обучение;

  • радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность;

  • удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникающие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес;

  • страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной (или кажущейся таковой) информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным;

  • гнев — отрицательное эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта, вызванное внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности;

  • отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызванное объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками;

  • презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением субъекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие нравственным нормам;

  • страх — отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания — это лишь вероятный прогноз возможного неблагополучия;

  • стыд — отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности ожиданиям окружающих или своим представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

    В представленной классификации эмоций выделяются положительные и отрицательные эмоциональные переживания. Положительные эмоции и чувства возникают при удовлетворении потребностей или надежде на их удовлетворение. В приведенном выше перечне К. Изарда к положительным эмоциональным переживаниям человека относятся радость и интерес.

    Отрицательные эмоции и чувства возникают при неудовлетворении потребностей. К. Изард относил к ним страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. Иногда также выделяют неопределенные эмоции и чувства, которые возникают в незнакомой ситуации, характеризуются неустойчивостью и легкостью смены положительных и отрицательных эмоций.

    К неопределенным эмоциям и чувствам можно отнести удивление, растерянность Б.И. Додонов в своей работе «Эмоции как ценность» отмечал, что отрицательные эмоции выполняют более важную биологическую функцию по сравнению с положительными. Отрицательные эмоции — это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибельна.

    Положительная эмоция — сигнал возвращения благополучия.

    В жизни часто наблюдаются ситуации, когда человек одновременно испытывает противоположные эмоции и чувства (радость — грусть, удовольствие — страдание и др.). Сочетание двух несогласованных, противоречивых эмоциональных отношений получило название амбивалентности.

    Далее рассмотрим классификацию чувств. Выше отмечалось, что чувства представляют собой особую форму эмоциональных переживаний, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от высших потребностей чувства подразделяются на нравственные, эстетические и интеллектуальные.

    Нравственные (моральные) — чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом. Через них выражается отношение человека к другим людям и обществу в целом.

    Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила. К нравственным чувствам можно отнести чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, эмпатию.

    Соответственно, к аморальным чувствам относят жадность, эгоизм, жестокость.

    Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни людей, искусстве (чувство трагического, вдохновение, восторг). Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах. Некоторые исследователи выделяют в качестве особой группы праксические чувства, связанные с деятельностью человека.

    Интеллектуальные чувства — переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Интеллектуальные чувства не только сопровождают познавательную деятельность человека, но и стимулируют ее, влияют на скорость и продуктивность мышления, содержательность и точность знания.

    Эти чувства выступают как своеобразный регулятор умственной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят удивление, сомнение, любознательность, чувство юмора. В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или кому-нибудь.

    В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. Чувство иронии — тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Сарказм — язвительная насмешка, гневная ирония.

    Цинизм — издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его.

    4. Понятие и значение психологических защит в адаптации человека. Виды психологических защит.

    Человеку постоянно приходится преодолевать различные внутренние и внешние возбуждения.

    В результате у него возникает тревога, назначение которой состоит в том, чтобы предупредить человека о надвигающейся угрозе. Тревога дает возможность реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом.

    Это делается возможным благодаря возникающим у личности механизмам психологической защиты.

    Основной функцией защитных механизмов является сохранение самоуважения, поддержание сильного, непротиворечивого, позитивного чувства собственного Я.

    Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

    1) действуют на неосознанном уровне;

    2) до известной степени обеспечивают избавление от тревоги за счет искажения, фальсификации реальности.

    Вытеснение – вытеснение из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание.

    Отрицание – бессознательный отказ допустить существование определенных событий, переживаний и ощущений, которые причинили бы человеку боль при их признании (человек знает, что он неизлечимо болен, но продолжает активно заниматься прежней работой, избегая разговоров о своей болезни и строя долгосрочные планы).

    Проекция – человек приписывает собственные неприемлемые мысли, установки, желания другим людям (возложение вины на другого).

    Рационализация – ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение выглядит вполне разумным и оправданным в глазах окружающих (уволенный с работы человек говорит о том, что эта работа давно перестала его интересовать).

    Сублимация – трансформация сексуальной энергии «либидо» в различные виды творческой деятельности, социально приемлемые решения внутренних конфликтов между примитивными стремлениями и запрещающими силами (адвокат может сублимировать желание уничтожать врагов).

    5. Психические состояния. Регуляция и саморегуляция психических состояний.

    Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической жизни.

    По уровню динамичности состояния занимают как бы промежуточное место между процессами и свойствами. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания.

    В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических.

    Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

    Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.).

    Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т.е. психические состояния определенных общностей людей (групп, народов, обществ).

    Психические состояния можно классифицировать по таким основаниям: 1) в зависимости от ведущих компонентов (если таковые явно выступают) – интеллектуальные, волевые, эмоциональные; 2) в зависимости от времени протекания – кратковременные, длительные; 3) в зависимости от влияния на личность, особенности ее деятельности — стенические (повышающие жизнедеятельность и активность), астенические; 4) в зависимости от степени осознанности – состояния более или менее осознанные; 5) в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

    Огромное значение для эффективной трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности.

    Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью.

    Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию к состоянию творческого вдохновения (творческий подъем, обострение восприятия, повышение способности воспроизведения ранее запечатленного, возрастает сила воображения, возникновение новых идей).

    Счастье – психическое состояние, субъективно переживаемое человеком как удовлетворенность собственной жизнью. Счастье – не есть постоянное, непрерывное блаженство, отсутствие всяких жизненных трудностей, тревоги забот. Постоянное удовольствие просто невозможно: длительный период удовольствия, как правило, сменяется скукой.

    Страдания, переживания – отнюдь не антипод счастья. Наиболее полно счастье переживается тогда, когда достигнуто оптимальное сочетание положительных и отрицательных эмоций. Свободный творческий труд – важнейший источник человеческого счастья, т.к. он, как ничто другое, способен насыщать жизнь самыми разными эмоциями.

    Любовь – интимное и глубокое чувство, устремленное на другую личность, человеческую общность, идею или самого себя. Любовь возникает как самое свободное и непредсказуемое выражение глубин личности, ее нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть.

    Важность и сложность любви определяется тем, что в ней пересекаются противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и значимого для всех. Исследования любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции.

    Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Характеристики любви, ее формы определяются традициями и нормами общества, а также особенностями семейного воспитания. Существует тесная связь между способностью к любви и отношением человека к самому себе.

    Любовь исключительно важна для воспитания и самовоспитания личности, для психотерапии и психологического консультирования. Трехкомпонентная теория любви Роберта Сгернберга демонстрирует то, насколько сложно достичь успеха в близких отношениях, определяемых как любовные.

    Стернберг полагает, что любовь имеет три составляющих: интимность (чувство близости, блаженство, когда рядом любимый, общие интересы, взгляды), страсть

    (физическое влечение), решение / обязательство (решение, что конкретный человек любит другого, обязательство сохранять эту любовь). Возможны различные комбинации этих составляющих любви, которые приводят к различным видам любви.

    Сон и бодрствование – наиболее различимые состояния сознания. Измененные состояния сознания – то, с чем каждый человек сталкивается ежедневно, например, рассеянность внимания.

    Измененные состояния сознания под действием психоактивных веществ более очевидны и заметно отличаются от привычного состояния человека.

    Измененные состояния сознания – это качественный сдвиг в характере психологического функционирования.

    Депривация – сенсорный голод. Стресс – состояние сильного и длительного психологического напряжения; неспецифический (т.е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование.

    Фрустрация – “стресс рухнувшей надежды”. Агрессия – наиболее распространенная реакция на фрустрацию. Регуляция (психологическая помощь и поддержка) и саморегуляция психических состояний в современной психологии является бурно развивающейся областью и подробно описывается в соответствующих источниках.

    Р.М. Грановская делит все стратегии выхода из напряжённой ситуации на три группы:

    1) изменить или ликвидировать проблему;

    2) уменьшить её интенсивность за счёт смещения своей точки зрения на неё;

    3) облегчить её воздействие с помощью включения ряда способов:

    — формирование мировоззренческой позиции;

    — правильный выбор момента для принятия решения или реализации своего плана;

    — ослабление мотивации;

    — увеличение объёма сведений о волнующей проблеме;

    — заранее подготовленные стратегии отступления;

    — осознание реальной ситуации и поражения, переоценка её.

    Основными видами саморегуляции являются аутогенная тренировка и релаксация.

    Аутогенная тренировка (от греческого аутос – сам и генос – возникающий) – это активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены. Она сочетает самовнушение и саморегуляцию. Её приёмы помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряжённость.

    Релаксация – состояние успокоения, расслабления, восстановления. Это состояние возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

    Виды релаксации:

    непроизвольная – при засыпании, при утомлении;

    произвольная – в результате аутогенной тренировки.

    Принятие спокойной позы, представление состояния соответствующего покою, расслабление мышц, вовлечённые в различные виды активности, приводит к нормализации эмоциональной сферы.

  • Источник: http://bip-ip.com/emotsii-i-psihicheskie-sostoyaniya-lichnosti/

    Ссылка на основную публикацию