Зрелость — психология

Что такое психологическая зрелость?

Зрелость - психология

Психологическая зрелость — это такое состояние личности, которое способствует процветанию в жизни, раскрытию всех талантов человека, его способностей, конструктивному общению с другими людьми, адекватному восприятию реальности, удовлетворению важных потребностей человека социально приемлемым образом.

Зрелость способствует благополучию в семье, отличной карьере и профессиональному росту, взаимопониманию при общении с людьми. С точки зрения энергетики, зрелый человек таким образом распоряжается своей психической и биологической энергией, что практически вся она идёт на конструктивные нужды: творчество, любовь, развитие, образование, рост уровня жизни.

Психологическая зрелость — это качество психологически зрелой личности. Что же такое психологически зрелая личность? Каковы её признаки? Назову некоторые их них. При этом я не претендую на их равнозначность.

То, что важно и желанно для одного, для другого уже давно пройденный этап. Этот перечень скорее эталонный. Понимаю, что трудно представить себе все эти качества в одном человеке.

Тем не менее, считаю, что развитие в себе всего лишь нескольких из этих качеств уже существенно повышает качество жизни.

Психологически зрелая личность:

Берёт на себя всю ответственность за свою жизнь, за свои успехи и поражения, за качество своей жизни (хотя здесь надо учитывать следующее: если вас не понимают, то вполне возможно, что глупец вовсе не вы).

Заботится о своём личностном росте: развивает свои способности, избавляется от предрассудков, меняет привычки, расширяет связи, повышает свой профессионализм, заботится о росте самоуважения.

Никогда и ни у кого не спрашивает, что правильно, а что нет. Решает это сама, исходя из своих желаний, целей.

Доверяет себе. Доверяет своим чувствам, потребностям, разуму. Знает, что если возникло желание что-то делать — это не случайно.

Не заводит себе незыблемых правил.

Естественна. Естественно проявляет свои чувства и эмоции. Если хочет плакать — плачет. Если злится — не скрывает этого.

Заботится о своём физическом здоровье.

Способна думать не только о своих потребностях, но и о потребностях других.

Скорее всего, религиозна. Но не ортодокс. Просто вера действительно делает человека многократно сильнее и чище. Например, это проявляется в отношении к смерти. По сути, вера позволяет решить для себя один из самых мучительных вопросов — вопрос о смерти.

Не стремится изменить (воспитать) других людей, а меняется сама в лучшую сторону. Личный пример — лучший воспитатель.

Занимается интересной творческой деятельностью, приносящей радость. Поэтому достигает больших высот в своей профессии.

Знает, чего хочет от жизни. Умеет ставить цели, планировать и достигать их. Доводит начатое дело до конца.

Принимает во внимание свои самые тайные желания. Ищет возможность реализовать их приемлемым образом.

Не страдает от излишней скромности.

Не имеет времени на такие низкие вещи, как мелкая мстительность, злопамятность, обидчивость.

Умеет сказать «нет».

Не боится одиночества, а рассматривает его как возможность развивать свои способности.

Умеет быть благодарной.

Умеет любить и принимать любовь.

Верит в себя. Верит в свои способности, в своё умение принимать правильное решение, в свою способность правильно расставить приоритеты, в своё обаяние, в свою независимость. Одним словом, доверяет жизни, доверяет людям, доверяет себе.

Активно действует в своих интересах, не боясь испортить отношения с другими.

Стремится расширить и углубить свои познания.

Умеет строить доброжелательные отношения с людьми.

Не ставит перед собой нереальных целей (подчинить себе кого-то, всем нравиться, быть безупречным, быть всегда правым).

Умеет разделять деловые и личные отношения.

Умеет управлять своими чувствами и эмоциями. Имеет развитый эмоциональный диапазон. Обладает актёрскими навыками. Когда это нужно, может быть страшной, обаятельной и т. д.

Мыслит позитивно. В любой трудности старается увидеть и положительные стороны.

Умеет грамотно распорядиться своим временем. Не теряет его напрасно. Ей не бывает скучно.

Находит опору в самой себе, когда трудно.

Умеет прощать.

Честно признаётся себе в своих слабых и сильных сторонах. То, что в одной ситуации является слабостью, в другой может оказаться серьёзной силой.

Умеет расставлять приоритеты в делах и отношениях.

Способна к длительной концентрации внимания.

Держится подальше от нытиков, пессимистов и завистников. Не принимает их «дружеских советов».

Владеет речью, может передать свои мысли простым и понятным языком. Ясно говорит, следовательно, ясно мыслит.

Имеет свою «изюминку», индивидуальность. Дела ведёт не так, как другие, и не стесняется этого. Может иметь свои ритуалы или другие, странные, на посторонний взгляд, нестандартные способы действовать. Вероятен эксцентричный образ жизни.

Для зрелой личности скорее характерно сожаление, что жизнь так коротка и что так мало можно успеть, нежели скука и незнание, как убить время.

Знает, что всему своё время. Всё — любые перемены, любые процессы — требуют времени. И чем они значительнее, тем больше времени они требуют для своей реализации. Если что-то серьёзное происходит на глазах у всех, значит, оно давно назревало.

Умеет держать удар. Это значит, не сдаётся, когда трудно на пути к поставленным целям. Устойчива к критике, если она несправедлива, и принимает критику, если она справедлива.

Ценит общение. Ведь это возможность обогатиться идеями, чувствами и мыслями. Это возможность расширить свой опыт, поделиться своим.

Если не может решить проблему, то переводит её в вопрос. Активно ищет ответы на свои вопросы. И всегда находит.

Обладает чувством юмора. То есть, способна видеть и понимать смешное, а иногда и посмеяться в трудной ситуации. Может относиться с юмором и к себе.

Финансово независима. Способна организовать своё финансовое благополучие. В то же время не связывает ценность своей личности с размером счёта в банке. Это весьма шаткая опора для чувства собственного достоинства.

Обладает проницательностью. Способна видеть истинную подоплёку происходящего. Благодаря этому видит автоматизм действий других (действия по привычке даже там, где следует подумать).

Не пользуется возможностью унизить другого, даже если она есть. Унизить другого — это унизить себя.

Не даёт советов, если её об этом не просят.

Не идеализирует реальность, а принимает её такой, какая она есть.

Способна самостоятельно и быстро принимать решения.

Знает, что мечты — важная часть жизни. Мечты есть движущая сила в труде и творчестве. При этом не забывает, что мечтать мало, надо ещё и активно действовать.

Знает, что если трудно, можно обратиться к психологу. Духовные вопросы решает с духовником. Тело лечит у врача.

Умеет быть ребёнком, взрослым и родителем. Знает когда и кем быть.

Способна встать над ситуацией. Предпочитает не «купаться» в неконструктивных эмоциях.

Имеет привычку получать отдачу от своих усилий. Не позволяет им пропасть даром.

Если имеет детей, то знает, что воспитание и обучение — это разные вещи. Причём, воспитывать труднее, так как надо самому соответствовать собственным требованиям.

Знает, что подарками не приобретают прав.

Знает: чтобы оказать человеку благодеяние, надо оставить его в покое.

Понимает, что иногда приходится драться, воевать, отстаивать свои права. Старается поддерживать в себе несгибаемый воинский дух.

Отличается цельностью жизни. Дела, мысли и слова направлены в одном направлении. Волнуется, когда что-то уже случилось, а не до того.

Не считает, что у неё всегда и всё должно получаться. Однако неудача — не повод для отступления.

Иногда бывает в нерешительности и смятении. Рассматривает это как акты движения и развития души. Понимает, что кризисы — это естественные процессы роста, развития, переоценки.

Расширяет круг своего общения.

Почитает своих предков, понимая, что без этого она сама не достойна уважения.

Знает, что возраст и мудрость — это не одно и то же.

Знает, что нет универсальных методик достижения счастья и богатства. У каждого свой путь, свои обстоятельства, свой багаж. Поэтому в каждом случае надо думать, как при решении физических задач. В физике даже очень похожие внешне задачи могут иметь совершенно разные способы решения.

Как видите, мой перечень довольно длинный. Да, созреть в психологическом смысле — это большая работа над собой. И лучшего способа провести эту работу, чем ежедневные небольшие достижения, я не знаю. Просто берите любой пункт из перечня и практикуйте. Результаты превзойдут все ваши ожидания. Будьте успешны и скорее созревайте!

Роман Помазанов ФИТНЕС ДЛЯ УМНЫХ ЛЮДЕЙ

ggym.ru

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/29024/

Что такое психологическая зрелость человека

Что такое психологическая зрелость человека

Взросление человека – это главный этап в развитии личности. Однако все понимают, что стать взрослым – это просто, нужно лишь дождаться определенного возраста. Гораздо важнее обрести зрелость.

Возраст зрелости не имеет стандарта, не является одинаково определенным у всех, у каждого человека он индивидуален. Стоит разобраться, в чем проявляется зрелость личности и как определить степень зрелости индивида. Психология не имеет точных, однозначных ответов на эти вопросы, однако некоторые моменты в этом сложном понятии на сегодняшний день удалось выявить.

Говоря о человеке, что он зрелый, состоявшийся, в первую очередь говорят о его психологическом росте. Но как определить, что индивид «созрел»? Ведь это состояние нельзя потрогать, нельзя попробовать. Как понять, что индивид, с которым вы общаетесь, обладает этими качествами?

Рекомендуем: Что изучает акмеология?

Конечно же, многих больше всего интересует вопрос о себе. Ведь как ни крути, но психологическая зрелость – это то, к чему стремится каждый индивид, это некий эталон, идеал.

В психологии зрелость понимают двояко:

  • Определенный этап в жизни, возраст.
  • Уровень развития личности.

Необходимо учитывать многие критерии, чтобы определить, насколько зрелым является индивид. Ведь недаром есть поговорка: «Седая голова, но нет ума» – это тот случай, когда возраст индивида не совпадает с психологическим возрастом.

Основы развития

Так как до сих пор не существует общепризнанного способа определить возраст зрелости, психологи используют различные способы. Личностная зрелость – понятие очень сложное и для каждого – индивидуальное. Для её определения учитывают много значимых аспектов – это и эмоциональная зрелость, и социальная зрелость, и даже взрослость человека.

Социальное окружение, общество формирует определенные идеалы и представления, на которые так или иначе ориентируется каждый. Человек считается зрелым тогда, когда он достигает этих определенных социальных идеалов. В некоторых социальных группах личность считается зрелой после окончания учебы. Некоторые полагают, что люди созрели, если завели семью.

Рекомендуем: Гомеостаз в психологии

У каждой народности, социальной группы имеются свои критерии для определения зрелости как очередного этапа в жизни. А вот психологическая зрелость личности помогает человеку достигать соответствия определенным устоям общества. Она показывает, насколько индивид адаптирован к окружающим, насколько уверенным и самостоятельным он чувствует себя в социальной среде.

То есть, другими словами, это качество, которое показывает степень интеграции личности. Если человек смог полностью интегрироваться, то это означает, что он достиг зрелости. Для того чтобы индивид мог с уверенностью заявить, что он зрелая личность, ему необходимо пройти несколько этапов развития.

  • Хронология. Достижение определенного возраста, который считается зрелым в социуме.
  • Физиология. Важна также и физиологическая зрелость человека.
  • Социум. Основной показатель того, насколько личность адаптировалась к окружающим.
  • Интеллект. Наиважнейший этап – пройдя его, личность может принимать разумные решения и развиваться.
  • Эмоции. Только зрелый человек может похвалиться тем, что контролирует свое эмоциональное состояние.

Все эти понятия должны быть тождественны, чтобы личность обрела полноценную зрелость. Находясь на различных ступенях развития, личностная зрелость проявляется по-разному. В некоторых случаях индивид может быть зависимым.

Например, парень достиг совершеннолетия и покинул отчий дом. Однако он не смог еще найти свое призвание, не прошел все этапы развития, его личность уже сформировалась, но еще не созрела. В этом случае молодой человек будет зависимым от своих родителей или от тех, кто будет оказывать ему поддержку. Люди по-разному воспринимают взрослость личности, зачастую совершая ошибки.

Признаки

Но незрелую личность тоже можно определить по признакам, которые присущи только ей:

  • Неспособность принимать собственные ошибки.
  • Взрывной характер.
  • Тяга к соперничеству.
  • Неприятие проигрыша.
  • Эмоциональная нестабильность.
  • Капризы.
  • Неприятие критики.
  • Неумение прощать.
  • Боязнь перед изменениями.
  • Зависимость.
  • Необоснованная требовательность.
  • И довольно часто встречается неадекватность.

Это лишь основные из многих качеств, которые характеризуют незрелую личность. Если внимательно на них посмотреть, то можно сказать, что это черты, присущие ребенку: капризный, требующий внимания и не принимающий воспитания. Такое поведение может существенно осложнить жизнь в социальной среде.

Социальная зрелость наступит тогда, когда человек сможет преодолеть все черты характера, которые свойственны детскому мышлению. Незрелость может проявляться и в абсолютно зрелой личности – точнее, некоторые её признаки.

Читайте также:  Фантазия - психология

Рекомендуем: Гиперкомпенсация — это

Это не означает деградации развития, напротив, иногда обстоятельства принуждают проявить нетерпимость или же соперничество. А некоторые индивиды обладают азартным характером, что тоже может показать признаки незрелости.

Психология зрелости выявила некоторые моменты развития, которые могут охарактеризовать зрелую личность или же помогут понять, насколько правилен выбранный путь к зрелости. Здесь очень много второстепенных факторов, но мы обратим внимание на основные критерии.

1. Любовь. Только зрелая личность может развить чувство безопасности при повышенной ранимости. Это сложное сочетание чувств содержит риск, который может разбить сердце. Однако только эти чувства в гармонии помогают человеку любить и быть любимым.

2. Реальность. Возможность отличать выдуманное от реального, видеть вещи в их истинном виде, не наделяя собственными качествами. Только зрелая личность сможет признать свои проблемы и разобраться в них – незрелая постарается избежать этого.

Рекомендуем: Как развить силу воли?

3. Отзывчивость. Это качество требует делиться не из расчетливых целей, а для блага остальных. Давать и принимать бывает очень сложно.

4. Положительное восприятие окружающего мира. Принимать все повороты судьбы такими, какие они есть, и уметь их проходить. При этом не просто преодолевать сложности, а становиться сильнее, извлекать жизненные уроки. Видеть причину изменений в себе, а не винить обстоятельства.

5. Конструктивность. Зрелый индивид не будет воспринимать критику враждебно. Он будет искать проблемы, которые можно решить и исправить сложившуюся ситуацию. Для него избавление от недругов означает, что их нужно сделать друзьями. И он достигнет этого путем преодоления неприязни.

6. Расслабление. Полноценная личность не будет никогда испытывать напряженность. Она может в любой момент расслабиться, ведь она сильна и достигнет своего, несмотря на преграды.

Как повзрослеть

Зрелость социальная, психологическая, эмоциональная – это все личностная зрелость. Не стоит дожидаться, пока проявляющийся признак развития подтолкнет в нужную сторону. Зрелую натуру нужно обязательно развивать самостоятельно.

Для этого существует немало методик психологической терапии. Каждая по-своему действенна, и человек должен индивидуально подбирать нужную для себя. Однако существуют и основные шаги к личностному росту, подходящие для любого индивида.

Научиться понимать самого себя, свои желания и улучшать свои качества. Развивать в себе общительность, выходить с людьми на открытые разговоры. Стать социально значимым человеком. Отбросить все эгоистичные мысли. Научиться хотя бы частично сдерживать проявления эгоизма в поведении.

Рекомендуем: Как контролировать свои эмоции?

Решить все мелкие проблемы, простить обиды и помириться с окружающими. Завершить все, на что не хватало времени или желания. Избавиться от ненужных вещей, приучить себя к порядку. Порядок должен быть не только в доме, но и в мыслях. И самое главное – найти в своей жизни то, что будет гораздо важнее вас самих, то, ради чего стоит стараться быть лучше.

Психологическая зрелость личности имеет прочную основу из выборов, которые совершает и завершает индивид в своей жизни. Другими словами, зрелая личность – огромный шаг к благополучному будущему. Людмила Мухачева

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/zrelost.html

Психологическая зрелость

Психологическая зрелость

Психологическая зрелость – это многоаспектное понятие, не имеющее на данный день единого устоявшегося определения. Психологическая зрелость личности это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом.

Это включает способность устанавливать продуктивные социальные контакты, адекватно воспринимать реальность и окружающих людей.

Помимо этого психологическая зрелость личности основывается на самостоятельности в удовлетворении базовых необходимых потребностей, а также ответственности за свою жизнь и поступки.

Вся деятельность психологически зрелого индивида направлена на реализацию собственных умений, эмоциональных потребностей, с соблюдением социальных норм, прав и личных границ других людей.

Это определенное умение, позволяющее добиваться успеха, как в личной жизни, так и в профессиональной.

Приоритетными задачами для такой личности становятся задачи роста, развития, продвижения, имеется богатый запас жизненного опыта и эмпатии, что позволяет осуществлять коммуникации практически на любом уровне.

Что такое социально-психологическая зрелость

Личностная зрелость не приобретается и не зависит от паспортного возраста. Это скорее возраст психологический, который может быть совершенно различен у ровесников.

Так, человек прошедший множество различных ситуаций, научившийся их преодолевать и самостоятельно отвечающий за собственные выборы является более зрелым в психологическом плане, чем тот, кто все это время прожил в одинаковых условиях с минимальным уровнем ответственности.

У некоторых складывается ощущение, что чем более серьезен человек и чем более загружен различными важными задачами, тем выше уровень его зрелости. Важно понимание собственных возможностей и желаний, чуткое следование внутреннему голосу, который включает не только интуицию, но и разум.

Психологическая зрелость дает ощущение плавности и повышает гибкость – ни одно правило однажды установленное не является незыблемым. Человек понимает, что меняется он, окружающая реальность и потребности, а соответственно должны меняться и способы взаимодействия.

В действиях зрелого человека много естественности, он не будет скрывать слезы силой воли, когда очень грустно и не будет держать серьезное лицо, когда смешно.

Подобная свобода рождается от полного принятия себя, глубокого знания своих психологических особенностей и малой подверженности манипуляциям.

Социальные стереотипы практически не властны над такими людьми, поскольку в выборе пути и собственных реакциях они ориентируются на внутренние ощущения, собственные потребности.

Принятие себя и мира с его законами, смертью, страданиями и недостатками людей позволяют находиться в большей гармонии и не пытаться изменить то, что существует тысячелетиями.

Ресурсы тратятся на необходимое и приносящее пользу: на собственное развитие и деятельность, приносящую результаты.

Такие люди в итоге живут более наполненной жизнью и довольно спокойно принимают смерть, в отличие от тех, кто все время играет с ней в прятки, так и не совершив ничего стоящего.

Психологически зрелые люди выделяются из толпы не только поведенческими реакциями, но и внешне, обычно их образ довольно экстравагантен, поскольку нет стремления поддерживать общие тенденции.

Так же у них нет жалоб на скуку и стремления убить время – они полны живого интереса к миру и жизни, часто азартны, а единственное о чем могут сожалеть, так это об ограниченности физического воплощения.

Психологическая зрелость человека может проявиться и сформироваться исключительно в условиях социальной среды. Соответственно на пути взросления человек проходит необходимые стадии и процессы созревания личности.

Это своеобразная гармоничная комбинация, включающая физическую зрелость и психологический возраст.

Есть свои особенные необходимые психологические проявления на каждом возрастном промежутке, свидетельствующие о гармоничности процесса развития, при застревании на одном из этапов личностное взросление тормозится и присутствует инфантилизация.

Многими психологами личностная зрелость определяется через экзистенциальный процесс нахождения смысла собственного существования и принятия ответственности в проявлении свободы своего выбора. Помимо столь глубоких и серьезных категорий существуют измеримые внешние признаки психологической зрелости.

Сюда первым делом входит интерес человека не только к индивидуальным потребностям, своему существованию и телу, но и к делам окружающих. Такой человек будет заботиться о своей семье, помогать друзьям, участвовать в процессах, формирующих общественное состояние.

Интерес проявляется не только к самому близкому ограниченному кругу, но к многочисленным социальным группам (рабочий коллектив, государственные процессы, религиозные традиции и прочее).

Способность оценивать себя со стороны позволяет устанавливать глубокие и конструктивные социальные отношения, которые строятся на взаимном доверии, сочувствии, искренности, уважении и толерантности.

Социально-психологическая зрелость позволяет человеку контролировать и предугадывать собственные эмоциональные проявления.

Это способствует проявлению толерантности, но не путем усилий воли, а благодаря широкому кругозору и принятию, как своих внутренних особенностей, так и других людей.

Управление своими эмоциями позволяет выражать их в социально приемлемой форме, указывая свое отношение и не обижая чувства других.

Зрелая личность довольно целостна и гибка в своих проявлениях. То есть у нее всегда есть система ценностей и важных целей, достижение которых всегда будет соответствовать морально-этической концепции человека. Чувство юмора и самоанализ также приобретаются при психологическом взрослении и отражают высокий уровень психического развития.

Социальная зрелость не является идентичным понятием зрелости психологической. Она отражает исключительно аспект социального взаимодействия, при котором учитывает адекватность, предсказуемость и устойчивость личности.

Это отражает самостоятельность человека в жизни, когда он не нуждается в физических, материальных или психологических поддержках со стороны окружающих, при полной дееспособности в данном вопросе.

Сюда относится умение самостоятельно решить свои бытовые проблемы, уметь обеспечить свое питание и проживание.

Социально-психологическая зрелость напрямую связана с ответственностью, как в личном проявлении относительно только себя, так и на общественном уровне, где вовлечены другие индивидуумы. Если психологическая зрелость заботится о развитии и реализации потенциала личности, то социальная зрелость подразумевает направленное поведение человека, способствующее развитию человечества в целом.

Даже механизмы психологических защит у зрелой личности не находятся на примитивном уровне: среди них будут интеллектуализация, сублимация, рационализация, вместо вытеснения и агрессии.

Признаки психологической зрелости

Психологическая зрелость и психологический возраст – тесно связанные понятия, но это не дает понимания и определения такой личности. Наиболее оптимально определять категории через признаки, в зависимости от научной концепции их насчитывается от четырех до пятнадцати. К основным признакам относят:

– естественное и спонтанное поведение, а также эмоциональное реагирование. Это подразумевает свободное и открытое самопредъявление, но при этом существует уважение к принятым общественным нормам. Зрелая личность будет проявлять свои желания и чувства, но выберет для этого такой способ, чтобы не травмировать психическое состояние окружающий, соблюдая этикет и толерантность;

– относительная вовлеченность в мировые процессы. Человек осведомлен об основных мировых событиях и в важных для него социальных группах, но достаточно независим в своих суждениях, чтобы не поддаваться на пропаганду и манипуляции. Доля юмора и отрешенности позволяют не сильно эмоционально вовлекаться в мировые социальные процессы, что дарит независимость;

– в отношениях отсутствуют меркантильные интересы и искусственные формы поведения. Вместо этого присутствует принятие себя и других людей в том состоянии, в котором они естественны и не пытаются переделать в более удобные и выгодные варианты;

– наличие глобальных целей и смыслов и постоянная работа над их реализацией. Это заставляет совершенствоваться, развиваться, постоянно двигаться и быть занятым. Среди подобных целей обычно что-то, имеющее высокую духовную ценность или практическое значение для многих людей, а не пользу в настоящем моменте;

– процесс достижения целей никак не корректирует моральные ценности и устремления личности. Чувствительность к несправедливости, невозможность предать собственные идеалы в сочетании с высоким уровнем развития позволяют выбирать пути достижения в рамках своей моральной концепции;

– отношения, выстраиваемые в узком личном кругу обычно долговременные, глубоки, открыты. В контексте подобного взаимодействия происходит совместное развитие партнеров и постоянное углубление в познание внутреннего мира, как своего, так и другого;

– креативность и чувство юмора. Данные проявления спонтанны и естественны, для их проявления подойдет и бытовая ситуация и профессиональные вопросы. Кроме того подобное восприятие касается собственных качеств и взаимоотношений с другими. Позволяет легче адаптироваться и быстрее переживать кризисные моменты, находить простые и неожиданные выходы из сложных ситуаций.

Естественно автоматически сюда включаются все факторы, определяющие взрослого человека, несущего полную материальную и уголовную ответственность. Зрелая личность способна нести ответственность, обусловленную любыми законодательными актами и документальными требованиями.

Уровни психологической зрелости

Уровень психологической зрелости во многом измерим степенью ее социализации, поскольку основные признаки касаются именно социального взаимодействия и устроенности личности. Сюда можно отнести широту социальных контактов, которые могут быть на уровне взаимодействия с конкретным человеком, группой людей или человечеством.

Чем шире круг, с которым способен взаимодействовать человек, тем выше уровень его зрелости. Кроме этого учитывается характер данного социального взаимодействия, который может заключаться в присвоении и использовании чужих достижений в процессе контакта или в сознательном воспроизводстве с целью улучшения.

Важным критерием является социальная компетентность, отражающая умение человека ориентироваться в различных ситуациях общения и общественных нормах.

Среди внутренних характеристик уровень зрелости отражает количество теплоты, проявляемое в сторону другого в сочетании с чувствительностью, чтобы забота не превратилась в навязчивость.

Принятие себя и других помогает устанавливать безопасные отношения, возможность открываться и развиваться.

Чем выше уровень понимания и принятия собственной личности, тем выше способность к формированию адекватного конструктивного взаимодействия.

Высокий уровень личностной зрелости состоит из высокого развития чувства ответственности и толерантности. Чем выше стремление к саморазвитию и чем эффективнее и быстрее оно происходит, тем о более высоком уровне психологической зрелости можно говорить. Этому способствует позитивное мышление и открытое отношение к миру.

Читайте также:  Синтонность - психология

Развитие и совершенствование личности не останавливается ни после достижения физической автономности, ни после социальной самостоятельности. Данный процесс бесконечен и включает огромное количество факторов, над которыми можно постоянно работать – от реализации собственных талантов, до принятия не идеальности всего мира.

Источник: http://psihomed.com/psihologicheskaya-zrelost/

ПСИ-ПОРТАЛ

Алексей Недозрелов, 22 Фев 2013

Психологическая зрелость личности лежит в основе глобального процесса интеграции личности, вокруг которого, так или иначе, строится вся наша жизнь, и зрелость личности напрямую выражается в ее интегральности.

И можно прямо сказать, что интегрированная личность – это личность, достигшая психологической зрелости. И не будет преувеличением, если мы скажем, что именно психологическая зрелость лежит в основе личной харизмы.

Но из чего состоит зрелость личности?

Зрелость личности: основные показатели

Принято выделять несколько показателей зрелости личности:

  • Хронологическая зрелость – достижение того возраста, когда человека принято считать зрелым и состоявшимся;
  • Физиологическая зрелость – физиологическое взросление, достижение стадии формирования взрослой особи;
  • Социальная зрелость – развитие социальных навыков;
  • Интеллектуальная зрелость – развитие интеллекта и способность принимать взвешенные, продуманные решения;
  • Эмоциональная зрелость – способность как контролировать свои эмоции, так и находиться в комфортном эмоциональном состоянии.

Именно эмоциональная зрелость личности является основой личностной интеграции. Но из чего она складывается? Для начала рассмотрим основные симптомы эмоциональной незрелости.

Симптоматика психологической незрелости:

1.      Взрывное поведение;
2.      Вспышки эмоций;
3.      Низкая фрустрационная переносимость;
4.      Неадекватный эмоциональный ответ;
5.

      Чрезмерная чувствительность;
6.      Неспособность принимать критику;
7.      Беспричинная ревность;
8.      Неспособность прощать;
9.      Капризное изменение настроения;
10.

  Повышенная зависимость;
11.  Боязнь изменить ситуацию;
12.  Требование моментального внимания и постоянного сопереживания;
13.  Повышенная соревновательность и неумение проигрывать;
14.

  Неспособность принимать ответственность за свои ошибки.
 

Психологическая зрелость: основные критерии

  • Способность давать и принимать любовь, что возможно только при развитом ощущении безопасности, которое позволяет иметь ранимость. Только так можно позволить себе по-настоящему кого-то любить.
  • Способность реально относиться к жизни – способность встретить реальность и не отворачиваться от нее. Здесь хорошо работает формула «зрелые люди со своими проблемами работают, незрелые их избегают».
  • Готовность отдавать и принимать. Отдавать не с расчетом, а чтобы улучшить качество жизни других людей. И способность принимать, что иногда бывает еще сложнее.
  • Способность положительно принимать жизненный опыт. Это состояние, когда есть уверенность, что «что бы со мной ни случилось, я это переживу и стану сильнее»; отказ от привычки объяснять свои успехи и неудачи стечением обстоятельств.
  • Способность выдерживать фрустрацию – способность решать задачи и сохранять работоспособность в течение необходимого времени, и, при необходимости, находить более эффективный подход.
  • Способность конструктивно выдерживать враждебность – способность искать за враждой проблему, которая может быть решена, и ее решение. Установка на то, что «лучший способ избавиться от врага – сделать его другом».
  • Относительная свобода от симптомов напряженности – расслабленная уверенность в том, что «все свое я получу в любом случае».

Как развить зрелость личности: ключевые шаги

Вильям Глассер, основатель «терапии реальностью», дает ряд по-американски простых, но одновременно внятных и функциональных советов:

  • Постоянная работа над пониманием и улучшением себя;
  • Ищите и принимайте обратную связь от людей;
  • Тренируйте неэгоистичное поведение;
  • Уладьте все нарушенные контакты с социумом: скажите все, что не было сказано, простите всех и попросите у всех прощения, верните все долги или сдайте, наконец, книжки в библиотеку;
  • Полностью завершите все дела, которые откладывались;
  • Приведите в порядок свой дом, и избавьтесь от всего, чем вы не пользуетесь – раздайте ненужные вещи тем, кому они нужнее;
  • Наведите баланс в своей личной бухгалтерии, оплатить все счета и налоги;
  • Найдите в своей жизни что-то; что будет значимее вас самих.

И главное – психологическая зрелость личности основывается на завершенности жизненных выборов, целостности и готовности справляться с возникающими препятствиями. Можно сказать еще короче: зрелость личности – это готовность к будущему.

:

Источник: http://portal.psymodelling.ru/zrelost-lichnosti/

Психологическая зрелость (что значит быть по-настоящему взрослым)

Денис Крюков

2016-11-05

Рубрика: Саморазвитие и личностный рост

Здравствуйте, уважаемые читатели! 

Вы когда-нибудь встречали взрослого человека?

Согласен, на первый взгляд, – это довольно странный вопрос.

Но попробуйте на него ответить, не определившись: что значит быть взрослым?

Конечно же, в этой статье пойдет разговор не о физической или возрастной зрелости, а о том, что такое психологическая зрелость.

Частично эта тема затрагивалась в статье «Вы здоровы психологически? Как узнать?». В принципе, едва ли мы ошибемся, если скажем, что психологически здоровая личность – это по-настоящему взрослый человек. 

Но кто-то скажет: для чего вообще разбираться с тем, что такое зрелая личность? Зачем это нужно?

На что я отвечу словами Эриха Фромма: «Большинство людей умирает, так и не родившись». Глубокие слова, не правда ли?

Они стали эпиграфом к статье «12 признаков того, что ваша жизнь — это не «ваша» жизнь».   

Дело в том, что для многих людей личностная зрелость так и остается туманной и не досягаемой, а для многих и просто нелепой целью.

Большинство людей живет лишь внешней жизнью, а их внутренний потенциал так и остается нереализованным.

Такие люди похожи на бесплодные деревья – древесной массы много, а цветов и плодов никаких.

Психологическая зрелость, наоборот, предполагает раскрытие внутренних, духовных потенциалов человека, раскрытие его талантов, установление положительных и конструктивных отношений с окружающими людьми, удовлетворение своих потребностей социально приемлемым способом.

Итак, давай попробуем разобраться, что такое …

Личностная зрелость

или что отличает психологическое взросление

Ниже я перечислю основные признаки, которые характерны для психологически зрелого человека.

Зрелая личность способна самостоятельно делать жизненный выбор, принимая при этом полную личную ответственность на себя.

Делая выбор, зрелый человек выражает свою внутреннею позицию. Он выбирает, ориентируясь на свои ценности, но при этом обязательно учитывает и ценности других людей.

Именно поэтому его выбор, это выбор не эгоиста, но аутентичного, т.е. подлинного человека.    

Зрелый человек способен принимать себя таким, какой он есть, у него адекватная самооценка, без перегибов в сторону непомерной гордыни или нескончаемых самообвинений и неприязни к самому себе.

Кроме того, психологически зрелый человек способен принимать мир таким, какой он есть.

Для такого человека все черное и белое, все уродливое и прекрасное, все злое и доброе является гармоничным проявлением Вселенной, и если такой человек ничего не может изменить, то со смирением и философски принимает все, как есть. 

  1. Глубокие и искрение отношения с другими людьми

Духовно зрелый человек не играет ролей, не прячется за масками, он живет естественно, ощущая себя не центром, но частью отношений с другими.

Он толерантно относится к другим людям, умеет сопереживать, понимать, слушать и слышать других.              

Зрелая личность, наряду с адекватностью самовосприятия, еще и хорошо знает себя, осознает свои преимущества и недостатки, сильные и слабые стороны, ресурсы и возможности.

Зрелый человек умеет слышать себя, правильно идентифицировать свои переживания, мысли и эмоции. Он знает, кто он такой.    

  1. Стремление к саморазвитию

Психологически зрелой личности свойственна здоровая неудовлетворенность имеющимся уровнем духовности и личностной зрелости.

Поэтому такой человек стремиться к дальнейшему росту, не останавливается на достигнутом, он готов жертвовать силами и временем ради расширения своего познания и развития.

Конечно же, в данной крохотной заметке невозможно описать все признаки, которыми характеризуется зрелая личность, у нее много граней и проявлений.

По этому, в следующей статье я расскажу о других важнейших ее характеристиках, а также опишу условия, при которых формируется личностная зрелость.

Кроме того, в ней я позволю себе порассуждать о связи психологического взросления с ключевыми составляющими успеха и уверенности в себе.          

На этом все. Берегите себя!

До встречи в следующей публикации!

© Денис Крюков

Вместе с это статьей читайте: 

Жизненный кризис: союз опасностей и возможностей (Часть 1)

Жизненный кризис: союз опасностей и возможностей (Часть 2)

Почему так трудно изменить свою жизнь (часть 1)

Почему так трудно изменить свою жизнь (часть 2)

Вам понравилась статья?

Буду очень Вам признателен, если оставите свой комментарий

Источник: http://formaetsensum.ru/psikhologicheskaya-zrelost-ili-chto-znachit-bit-vzrosiym.html

Психология ранней взрослости, зрелость. Карьера и ее становление

Зрелость – это уровень психическигармоничной развитости личности, обеспечивающий ее эффективную включенность в социальные отношения.

Зрелость – основной период онтогенеза от завершения юности до начала периода старения.

Основными чертами зрелой социализированной личности являются: чувство социальной ответственности, стремление к социальной самореализации, наиболее эффективному использованию своих возможностей в основных видах деятельности социальной общении, утверждение своего «Я» в многообразных социальных связях; расцвет духовных и физических сил человека. Различают анатомо-физиологическую, психическую и социальную зрелость индивида.

Социальная зрелость – итоговый уровень социализации индивида, интернализация (присвоение) им базовых социальных ценностей и образцов социально значимого поведения, его способность к исполнению социальных ролей и активному участию в жизнедеятельности социума. Наиболее ответственный период в жизни человека. Ответственность за его развитие лежит прежде всего на самой личности, его жизненной позиции, жизненной направленности, устремлениях.

Период взрослости является самым большим из всех периодов развития личности человека. Он начинается в 20-25 лет и заканчивается в 60-65 лет, а это более сорока лет жизни.

Этапы периода взрослости:

-ранняя взрослость;

— средняя взрослость.

Некоторые специалисты выделяют три или четыре периода. Их начало (возраст) варьируется у каждого автора.

Зрелостью называю период наиболее яркого проявления всех человеческих качеств В это время человек может раскрыть свои способности, реализовать возможности. Это расцвет его индивидуальности.

Происходит его становление в индивидуальном плане, он переходит на новый уровень общения с людьми, реализует себя в новых социальных ролях (семейных, профессиональных).

Первый период взрослости обладает психологическими, физиологическими и познавательными особенностями. Человек продолжает свое индивидуальное развитие. Его основные психологические функции стабилизируются, а сенсорная чувствительность достигает пика развития. Внимание также изменяется, становится избирательным, увеличиваются его объем и способность к переключению.

Память достигает больших показателей (как долговременная, так и кратковременная). Мышление отличается гибкостью и подвижностью. Процессов. В зависимости от определенного возраста конкретные виды мышления развиты чуть больше.

В эмоциональной сфере также присутствуют особенности. Человек стремится к установлению длительных позитивных эмоциональных связей. Он старается завоевать и удержать общественные позиции.

Сталкиваясь с комплексом родительских отношений, человек может осознано подходить к оценке своих способностей и возможностей.

Чаще всего в этот период он встает перед выбором своей будущей профессии, а это значит, что он самоопределяется.

Второй период взрослости также имеет свои отличительные черты. Для этого возраста характерно снижение уровня психических функций.
Это обусловлено тем, что возможности организма человека снижаются. Интеллектуальная деятельность достаточно продуктивна, но после 50 лет начинает снижаться. Более значимыми для человека становятся внутрисемейные отношения.

Профессиональная деятельность продолжает занимать большое место в жизни человека. Проявляются особенности Я-концепции. Человек реально оценивает себя как личность. Самооценка становится обобщенной.

Как и любой биографический этап, период взрослости может сопровождаться кризисом. Это кризис человека 40 лет, отличающийся своими особенностями возникновения, протекания и прекращения.

В профессиональной деятельности в период зрелого возраста, человек, как правило, состоялся.

Он уже добился определенного положения в обществе, уважения со стороны коллег и подчиненных, его профессиональные знания расширились и приумножились.

Человек сам ощущает себя профессиональной личностью. В свое работе он находит источник получения морального удовлетворения, раскрытия своих способностей.

В этот период у человека, чаще всего, есть семья. Основными семейными задачами является обучение и воспитание детей, становление их как личностей. Значимо взаимодействие родителей и детей ВО многом оно определяет семейную ситуацию: спокойную и благоприятную или неспокойную, негативную.

В период зрелости человек может не ощущать своего настоящего возраста, а чувствовать себя настолько, насколько позволяет физическое и психическое состояние. Выделяют три вида возраста: хронологический, физический и психологический. Чаще люди ощущают себя моложе, чем есть на самом деле.

Кризис 40 – это своего рода повтор кризиса 30 лет, когда человек заново начинает искать смысл жизни. Дети становятся самостоятельными и меньше нуждаются в родителях. Семьи, которые держались на взаимоотношениях с детьми, как правило, распадаются. Люди постепенно начинают терять близких, друзей, родственников. Происходит становление новой Я-концепции.

Читайте также:  Систематическая десенситизация - психология

Семья и профессиональное становление (новообразования молодости) претерпевают изменения. Они становятся более осмысленными. Происходит интегрирование предыдущего опыта, что получило название продуктивности. Психическим новообразование зрелого возраста является переосмысление.

Человек как бы выбирает новое для себя направление или корректирует прежнее.

По мнению, Клапаред, человек в зрелом возрасте достигает определенного профессионального уровня, выше которого ему трудно подняться. Он оттачивает свое мастерство. Но постепенно желания и возможности человека затухают. Это объясняется отсутствием желания у человека расти дальше, спадом его познавательных способностей и возможностей, состоянием его здоровья и пр.

Человек начинает стареть. Важно чтобы в это время он нашел для себя что-то новое, какой-то иной вид деятельности (хобби, увлечение, творческую работу). Это поможет ему почувствовать прилив сил. Новая деятельность – это новые цели. Задачи, следовательно, и поиск путей их достижения.

Источник: http://hr-portal.ru/article/psihologiya-ranney-vzroslosti-zrelost-karera-i-ee-stanovlenie

Зрелость | Зрелая личность. Возрастная психология

Зрелость — полное, состоявшееся развитие той или иной системы.

Зрелость у человека может быть физическая, душевная (психологическая), интеллектуальная, духовная. Человек, зрелый во всех этих отношениях, считается зрелым человеком. Не достигший зрелости — человек-ребенок. Обычно зрелый человек — это взрослый человек. Зрелость характеризуется замедлением темпов роста.

Имеется много возрастных классификаций, разработанных специалистами из разных областей человеческого знания (и по разным основаниям).

Например, по древней китайской классификации зрелость разделяют на 4 периода: с 20 до 30 лет – возраст вступления в брак; с 30 до 40 – возраст выполнения общественных обязанностей; с 40 до 50 – познание собственных заблуждений; с 50 до 60 – последний период творческой жизни. Пифагор сравнивал возраста с временами года и, соответственно, зрелость охватывала периоды лета (20–40) и осени (40–60).

Возрастная периодизация Д.Б. Бромлей (1966) относит зрелость к четвертому циклу и делит их на четыре стадии: 1) ранняя взрослость 21–25 лет; 2) средняя взрослость 25–40 лет; 3) поздняя взрослость 40–55 лет; 4) предпенсионный возраст 55–65 лет.

Стадии развития личности по Э. Эриксону включают в себя: раннюю взрослость (от 20 до 40–45 лет), среднюю взрослость (от 40–45 до 60 лет) и позднюю взрослость (свыше 60 лет).

Схема периодизации индивидуального развития (B.B Бунак, 1965) относит зрелость ко второй (стабильной) стадии развития, которая включает в себя два периода, подразделяющиеся на два возраста.

Взрослый период: первый возраст – 22–28 лет для мужчин, 21–26 для женщин и второй возраст – 29–35 лет для мужчин, 27–32 – для женщин.

Зрелый период: первый возраст – 36–45 лет для мужчин, 33–40 лет для женщин и второй возраст – 46–55 лет для мужчин, 41–50 – для женщин.

Немногие задаются вопросом: «Насколько я зрелая личность?» Вы можете сами ответить на этот вопрос, воспользовавшись «стандартами» зрелости от М.Е. Литвака из его книги «Принцип сперматозоида».

  • Незрелая личность часто знает, но не умеет. Зрелая не только знает, но и умеет. Поэтому незрелая личность критикует, а зрелая делает.
  • Незрелая личность пытается устроить в первую очередь свою личную жизнь, а потом дела. В результате не устраивается ни то, ни другое, и она попадает в зависимость от других людей. Зрелая личность в первую очередь устраивает свои дела и приобретает независимость. Личная жизнь устраивается сама по себе.
  • Потребности зрелой личности вытекают из ее успехов, из ее дел. Незрелая личность, не делая дел, копирует потребности зрелой личности, увеличивая их размеры. (Вспомните потребности великовозрастных детей, сидящих на шее своих стареющих родителей).
  • Незрелая личность думает о результате, а зрелая — о деле. Незрелая личность хочет больше, чем имеет и заслуживает, в результате нередко теряет и то, что имеет. Зрелая личность довольна тем, что имеет, и тогда к ней прибывает что-то еще.
  • Незрелая личность хочет, чтобы ее дела кто-то устроил, зрелая устраивает их сама.
  • Незрелая личность надеется, зрелая действует.
  • Незрелая личность пытается управлять другими людьми, зрелая управляет собою.
  • Незрелая личность — декорация, она беспокоится о том, как выглядит. Зрелая личность — фигура, которая не задумывается, как она выглядит.
  • Незрелая личность вначале принимает решение, а потом подгоняет факты под выбранное решение — отсюда ее подозрительность. Зрелая личность вначале собирает факты, а потом на их основании принимает решение — отсюда открытость зрелой личности.
  • Незрелая личность хочет занимать высокое положение и иметь много, не занимаясь личностным ростом и приобретением навыков. Зрелая личность заботится о личностном росте и приобретении навыков. Высокое положение и деньги приходят сами по себе, как побочный продукт личностного роста.

Источник: http://zabolel.info/psychology/zrelost

Психология возрастных кризисов (ранняя зрелость, середина жизни, поздняя зрелость)

Введение.

Ранняя зрелость

Средняя зрелость(усл. 30-35 лет)

Кризис середины жизни(усл. около 40 лет).

Психология поздней зрелости (55-60 лет)

Каждый переход на следующую ступень развития заставляет человека разрушать существующую защитную структуру. Этот переход может продолжаться несколько лет. Преодолев его, мы попадаем в продолжительный период стабильности и относительного спокойствия и обретаем чувство равновесия.

Все что происходит с нами: окончание учебного заведения, брак, рождение ребенка, развод, получение или потеря работы,-все влияет на нас. Эти события являются вехами в нашей жизни. Однако степень развития определяется изменениями личности в эти переходные моменты.

Личность обладает скрытой тенденцией к изменению, которая реализуется под воздействием знаменательных событий. Жизнь личности включает в себя внешние и внутренние аспекты. Внешние аспекты состоят из определенных ценностей:работа, положение в обществе, семья и социальные роли. Внутренний аспект состоит из определенных моментов, важных для каждого из нас.

Каким образом цели и стремления подкрепляются или нарушаются нашей системой жизни? Какие черты собственной личности мы можем изжить, а какие подавляем? Как мы себя ощущаем в мире в данный момент?

Внутренний аспект появляется там, где разрушающие силы начинают выводить человека из равновесия, сигнализируя о необходимости изменения и продвигая его к новой опоре на следующей ступени развития.

В переходные моменты наш образ жизни подвергается внезапным изменениям в четырех измерениях: Первое измерение: внутреннее ощущение себя по отношению к другим. Второе измерение: чувство безопасности и опасности.

Третье измерение: наше восприятие времени-достаточно ли у нас времени или мы чувствуем его нехватку? Четвертое измерение: ощущение физического спада.

Все эти ощущения задают тон жизни и подталкивают нас к тем или иным решениям.

Анализ жизни взрослого человека достаточно сложен. Как в детстве, каждый шаг не только ставит перед нами новые задачи развития, но и требует отказа от тех способов решения, которыми мы пользовались до сих пор. Вот так можно кратко описать пути развития.

Психолог Левинсон выделил 4 задачи развития человека в возрасте от 17 до 35 лет:

1) увязать мечту с реальностью (часто мечта разорвана с реальностью);

2) обрести наставника, который поможет продвижению в карьере, передаст мастерство, перейти от отношений типа «родитель-ребенок» к отношениям типа «взрослый-взрослый»;

3) научиться строить близкие отношения с людьми, научиться общаться;

4) построить карьеру. Если говорить о карьере, то выделяют два этапа:

1. этап начинаний, примерно до 25 лет, характеризуется выбором и освоением профессии, частой сменой работы.

2. этап упрочения карьеры. Человек пытается утвердиться. Считается, что в течении 7-10 лет он кардинально не меняет вид деятельности. В современном мире ситуация меняется, в связи с изменением мотивации (условия работы, зарплата встает как главная задача).

Интеллект человека достигает психофизиологического пика, большую роль оказывают социальные и культурные аспекты.

Выделяют два фактора, влияющие на интеллект:

1) одаренность человека долго сохранять интеллектуальную способность;

2) образование, особенно высшее и дополнительное. Когда человек учится, развивается высокоинтеллектуальная деятельность.

Качественные особенности интеллекта:

1. интеграция разных типов мышления (у взрослого объединяются все виды мышления: логическое, теоретическое, практическое). У каждого человека более развит тип мышления, соответствующий его роду деятельности.

2. неравномерное развитие вербальных и невербальных функций. Невербальные функции: образное мышление, образная память ухудшается после 35 лет. Вербальные функции (логическое мышление, память) продолжают развиваться, достигают своего максимума после 40-45 лет.

3. интеллектуальная мудрость-человек отходит от жестких логических схем, начинает рассматривать ситуацию разносторонне.

В период ранней зрелости человек проходит кризис 30 лет ( усл.)

Он анализирует свои достижения, сопоставляет с задачами, которые ставил перед собой ранее. Может быть приходит к выводу, что его достижения не соответствуют потребностям.

В этот период часто распадаются браки, возникает переживания по поводу ухода молодости, ускоряется субъективный темп времени. В детстве и юности время как бы растянуто, в зрелости возникает страх не успеть что-то сделать, ощущение ограниченности времени.

Человек пытается что-то изменить: получить новую профессию, завести новую семью и т.д.- меняются ценности.

Кризис как бы заставляет взглянуть назад, он связан с противоречивостью развития.

Этот возраст характеризуется изменением в личностном плане: самооценка реалистична, рациональна, человек избавляется от иллюзий. Самооценка обобщена и менее противоречива, могут быть личностные конфликты, выполняется много различных ролей на работе, дома и т.д. Эти роли различны, происходит примирение конфликтов различных ролей.

Основные потребности в этот период: творческая реализация, совершенствование профессиональной деятельности, потребность в хороших отношениях с родными и близкими, желание подготовиться к старости. Потребность учить других охватывает все сферы жизни. Человек идентифицируется со своей профессией.

Деформацией профессиональной деятельности является трудоголизм . Термин эмоционального сгорания введен в 1974 г. Фреденбергером -психическое состояние людей, которые в сфере своей профессии общаются с клиентами в эмоционально напряженной атмосфере (врачи, учителя, менеджеры и т.д.)

Признаки эмоционального сгорания:

1) эмоциональное истощение (усталость). Работник чувствует, что не может отдаться своей профессии.

2) деперсонализация -циничное, негативное отношение к клиенту.

3) низкая оценка себя как профессионала, чувство разочарования.

Если симптомы не уходят после отдыха, то говорят об эмоциональной усталости. Выход в этой ситуации-смена работы, если это невозможно, то включаются механизмы психологической защиты. Работник уходит в болезни, семью, строительство, политику, общественную деятельность и т.д., т.е происходит смещение центра тяжести.

Профессия способствует развитию творческого потенциала. Период акме- период взлета творческой энергии.

С одной стороны чувство стабильности, с другой, правильно ли понято основное предназначение в жизни (ключевой смысл кризиса).

Человек оценивает и анализирует свою жизнь: к чему пришел, чего достиг, хотел ли этого.

Если человек не состоялся, нет результатов, то как правило, возникают отрицательные эмоции. Человек чувствует убывание сил, замедляется темп. Мужчины и люди творческих профессий острее переживают кризис. Женщины более рассредоточены (работа, семья, карьера).

В этом возрасте возникает страх старости. Последняя возможность что-то изменить, прожить жизнь заново. Человек может бросить семью, поменять работу, переехать в другой город и т.д.

Позитивным выходом из кризиса считается изменение сферы деятельности, постановка новых целей.

Любой кризис сопровождается изменением ценностей. Позитивная сторона кризиса-человек становится более свободным, как бы отбрасывается лишнее.

Старость -понятие абсолютное, генетически определенное. С другой стороны, относительное, как человек считает и понимает старость.

Считается, что в старости ухудшается интеллект, пожилые люди забывчивые. Это не так, механическая память ухудшается, но смысловая память сохраняется хорошо.

Закономерность вербального и невербального мышления углубляется.

Интеллект: критерием является увеличение времени реакции (между стимулом и ответом). Скорость и пластичность психических процессов ниже, медленнее думает и обрабатывает информацию.

Развиваются компенсаторные возможности, например, организация деятельности (что-то записывается на память, вспомогательные средства).

В понятие кризис пожилого возраста добавляются свои моменты-сокращается временная перспектива, человеку кажется, что все кончено. Неопределенность жизненной перспективы-основной момент кризиса.

Человек, уходя на пенсию, не знает, что будет делать, чувствует себя некомфортно.

Появляется много свободного времени, позитивное влияние оказывает посещение театра, общение с природой. Люди в этом возрасте становятся чувствительнее и эмоциональнее.

По Маслоу потребность в безопасности встает на первый план, люди живут сиюминутными желаниями.

Ш. Бюлер выделила четыре типа отношения к старости:

1) старость как продолжение активной жизни;

2) желание отдохнуть, расслабиться, получить удовольствие.

3) недовольство своей жизнью -депрессия.

4) недовольство жизнью -фрустрация (невозможность удовлетворения значимой потребности, препятствие, которое невозможно преодолеть).

Как средство профилактики-творческая деятельность: стихи, пение и т.д., обращение к религии.

Рекомендую статью по теме Фазы жизни(особенности протекания кризиса у мужчин и женщин).

Источник: http://lutim.narod.ru/life.htm

Ссылка на основную публикацию