Как спрашивать с тех, кто должен отвечать — психология

Как отвечать на бестактные вопросы?

Каждый из нас хотя бы изредка сталкивается с таким явлением, как бестактность. Кто-то знает, как отвечать на бестактные вопросы, и умеет поставить собеседника на место, а кто-то теряется.

Мотивы поведения людей, обделенных чувством такта, могут быть разными — от банального любопытства до осознанного желания причинить боль.

Некоторые настолько виртуозно ставят ловушки, что потом недоумеваешь — как же я так попалась?

«Умиляют» те, кто на отповедь обиженно дует губы: ну я же только спросил! При этом взгляд — добрый, наивный.

И ты чувствуешь себя виноватой — действительно, человек же только спросил! Можно же было как-то помягче, потактичнее.

Про свое, интимное, про доходы-расходы… Интересно же человеку, почему бы не рассказать? К тому же теперь все считают тебя грубиянкой — ни за что обидела хорошего человека!

Как же отвечать на бестактные вопросы? Прежде всего, надо научиться отличать истинный интерес в коварных целях от дежурных фраз. В большинстве своем люди, задавая вопросы о семье, о детях, о работе, вовсе не ждут ответа.

В этом случае бурная реакция с вашей стороны будет расценена как неадекватность. Другое дело, если вас намеренно провоцируют. Тогда допустимы и колкость, и ответный выпад. Но это — только в исключительных случаях.

Если вы не хотите отвечать на вопрос, лучше прямо так и скажите: «Извините, но это мое личное дело!» Еще лучше постараться сменить тему. Например, сделать вид, будто вы забыли рассказать что-то очень важное.

Не приходит ничего подходящего на ум? Не беда! Озвучьте какую-нибудь глобальную новость — снег в Африке, повышение цен на бензин и открытие супермаркета возле вашего дома прекрасно подойдут.

Чтобы не выглядеть глупо, в вопросе о том, как отвечать на бестактные вопросы, лучше придерживаться неагрессивной тактики. Есть несколько фраз, которые позволяют безболезненно и незаметно уйти от ответа.

Можно перевести тему на собеседника, например: «Да что я! У меня все по-старому, расскажите-ка лучше, что у Вас нового?» Встречные вопросы — хороший прием, который срабатывает практически всегда.

Хорошая тема, можно сказать, классическая — погода: «Что там мои проблемы на фоне глобального потепления!» Важно не только как ответить, важно и то, как себя при этом вести.

Главное — не тушеваться, не показывать, что этот вопрос для вас является болезненным, иначе тот, кто задает бестактные вопросы осознанно, будет мучить вас снова и снова. Сделайте вид, что вас это совершенно не задевает.

Конечно, ситуации бывают разные, иногда можно и нагрубить или прямо сказать, что вопрос бестактен, глуп, неуместен. Не хотите ссориться? Отшутитесь! Хорошая шутка — это, пожалуй, лучший ответ на бестактный вопрос. И помните — вы не обязаны откровенничать с каждым, кто этого захочет.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/57736/

Прием психотерапевта

Прием психотерапевта традиционно для многих людей проходит в волнительном и тревожном ожидании. А вот в развитых странах давно уже стало привычным делом посещения врача психотерапевта. Зачастую это связано с тем, что в помощи на определенных жизненных этапах нуждается практически каждый индивид.

Люди в этих странах осознают необходимость посещения таких специалистов, поскольку обращение за консультацией говорит об осознанной насущной потребности изменить свою жизнь и взять ответственность за собственное здоровье.

Поэтому если человек сам решился пойти на прием к психотерапевту, то это является первым шагом на пути к его выздоровлению и главным условием успеха в лечении.

Обращение к специалисту является важным событием и всегда возникает вопрос, к какому специалисту лучше обратиться за помощью и почему.

При наличии каких-либо проявлений тягостных ощущений и переживаний, связанных с психикой, а также при снижении качества жизни из-за непонятных проявлений с психикой, связанных с нервной системой, необходимо обращаться к врачу-психотерапевту, поскольку это человек, получивший специальное образование и имеющий опыт в решении проблем данной направленности.

В каких случаях необходимо отправляться на прием к психотерапевту?

Консультация специалиста необходима при различных психических расстройствах:

— депрессивные и тревожные состояния, неврозы, психозы, расстройства личности, органические психические расстройства и прочее;

— при зависимостях (табакокурение, наркотическая, алкогольная, игровая и др.);

— при нарушениях поведения, вследствие переутомлений, стрессов, отравлений, воздействий химических и физических факторов, болезней внутренних органов и других состояниях.

Как найти психотерапевта, который поможет? Выбор врача-психотерапевта дело не из простых. На данный момент интернет и пресса переполнены предложениями по оказанию психотерапевтической помощи.

Перед консультацией специалиста, необходимо ознакомиться с документами врача, который предлагает необходимую услугу. Обязательно это должен быть человек, имеющий полное высшее медицинское образование и в дипломе должно быть указано высшее медицинское учебное заведение, а в строке «специализация» – лечебное дело.

Следует убедиться, что у специалиста есть диплом врача-психиатра или удостоверение об окончании ординатуры по психиатрии, также у него должен быть отдельный диплом врача-психотерапевта.

Поэтому записаться на прием к психотерапевту необходимо к тому, кто имеет высшее медицинское образование по психиатрии, проработал в должности врача-психиатра клиники не менее 5 лет и прошел курсы повышения квалификации по психотерапии. В компетенцию психотерапевта входит все то, что касается врача психиатра, а также дополнительно этот специалист имеет право на проведение психотерапии при лечении психических расстройств.

Прием у психотерапевта, что говорить

У людей часто возникают вопросы, как вести себя на приеме у психотерапевта? Как проходит прием и какие вопросы задает психотерапевт на приеме?

Не нужно переживать на приеме за то, что психотерапевт не поймет пациента. При правильном подборе врача, он поймет в любом случае, на то он и специалист.

Но это произойдет только тогда, когда установится взаимопонимание и доверие между пациентом и врачом.

Человек должен полностью довериться специалисту и точно выполнять все его указания, а также рекомендации, поскольку без этого лечение будет бесполезным.

Что делает психотерапевт на приеме? Врач-психотерапевт полностью оценивает ситуацию, выясняет особенности развития высшей нервной системы, а также причины проявления тех симптомов, на которые у пациента есть жалобы. На это примерно требуется около одного часа. От врача нельзя скрывать что-либо или искажать истину, поскольку специалист может принять неверное решение, что скажется на качестве лечения.

Первый прием у психотерапевта включает знакомство с пациентом.

На первой консультации врач большую часть времени расходует на то, чтобы оценить эмоциональное состояние пациента и сориентироваться в его жизненной ситуации (настоящее, прошлое, планы на будущее).

Происходит своеобразная «проверка на совместимость» между пациентом и врачом, формируется психоэмоциональный контакт и задачей врача-психотерапевта выступает умение правильно «подстроиться» к пациенту.

На приеме у врача-психотерапевта выясняются все аспекты течения и формирования заболевания, индивидуальные параметры развития организма, особенности адаптации и социального функционирования.

Во время первого приема психотерапевт пытается установить истинные психические реакции, а также возможные нарушения в мыслительных процессах и поведении пациента.

Заканчивая первую консультацию, специалист определяет состояние высшей нервной деятельности человека и уже по результатам направляет его домой с рекомендациями о нормализации режима дня, при необходимости направляет на подробное обследование к смежным специалистам.

Если на приеме психотерапевт обнаруживает по своей специализации какие-либо нарушения, то он принимает решение о начале терапии, при этом он подробно оповещает пациента о предполагаемом плане лечения и применении в случае необходимости медикаментозных средств, получая на это у него письменное согласие.

Примерная схема лечения у врача психотерапевта выглядит так:

  • медикаментозная терапия;
  • назначение диеты;
  • установка режима дня;
  • психотерапия.

Врач-психотерапевт может выполнять все функции самостоятельно либо вместе с клиническим психологом или обычным психологом, но при обязательном условии – наличии у последнего высшего психологического образования.
Ели врач назначил медикаментозную терапию после первой консультации, то пациенту назначается день следующего визита.

Это делается с целью прохождения более детального обследования, а также для подготовки к сеансам психотерапии. Для этого потребуется еще 2-3 посещения, которые назначаются обычно через 2-3 дня. В эти дни посещений, психотерапевт ведет активное обследование с применением лечебных технологий.

Также он контролирует действие медицинских препаратов, в случае необходимости проводит коррекцию медикаментозной терапии и готовится непосредственно к психотерапии.

Пациенту следует понимать, что если специалист принимает решение о проведении медикаментозной терапии, то он руководствуется конкретными основаниями.

А ввиду того, что лечение подбирается индивидуально, то невозможно узнать сразу реакцию организма на препараты, поэтому необходимо время, для отслеживания их действия, чтобы пациенту не навредить.

С другой стороны, если требуется медикаментозная терапия, то, это значит, что организм человека еще не готов принять психотерапевтическое лечение, и необходимо время для начала позитивного действия препаратов.

Психотерапия может помочь пациенту тогда, когда она осуществляется на фоне улучшения состояния, а это достигается медикаментозно и не всегда быстро. Параллельно психотерапевт отслеживает и корректирует четкость и правильность выполнения его рекомендаций по диете и режиму дня.

В лечении пациенту очень важно взять ответственность за свое здоровье. Человек, который желает получить гарантированный результат, должен полностью довериться врачу-психотерапевту и четко выполнять все его рекомендации.

Лечение у психотерапевта является достаточно сложным процессом, который не все пациенты выдерживают. Он включает ежедневный, ежечасный, ежеминутный, кропотливый контроль над собой. Больным зачастую тяжело изменить свои привычки и ход привычного ритма жизни. Но, если пациент желает вылечиться, то следует на период лечения забыть о некоторых желаниях и привычках.

Итак, стоит записываться на прием к психотерапевту, если:

— возникли различные проблемы (личностные, эмоциональные, социальные);

— если человек нуждается в психологической поддержке;

— если есть желание избавиться от чувства психологического дискомфорта и неуверенности;

— если необходима помощь в решении психологических проблем;

— если человек страдает от усталости, депрессии, внутренней напряженности, чувства страха.

Профилирующими направлениями деятельности психотерапевта на приеме являются:

— неврозы;

— психосоматические расстройства;

— депрессивные состояния;

— проблемы в общении;

— навязчивые состояния, фобии;

— синдром хронической усталости.

Итак, психотерапевт на приеме методом беседы, установив личный контакт с пациентом, выясняет проблему, ее причину и начинает лечение, применяя различные когнитивные, поведенческие, медикаментозные и другие методики.

При необходимости в каждом конкретном случае проводятся специальные исследования. Зачастую это:

— патопсихологическое обследование;

— лабораторные исследования крови, мочи, электрокардиография, электроэнцефалография;

— при предполагаемом возможном органическом поражении головного мозга или с целью подтверждения диагноза проводятся сложные аппаратные методы обследования — МРТ, КТ головного мозга;

— на основании полученных индивидуальных данных обследования, специалист назначает комплексную терапию;

— во время первой консультации психотерапевт устанавливает «рабочий диагноз», принимающийся за основу, который за окончательный диагноз не принимается. Как правило, окончательный диагноз пациенту устанавливается специалистом в течение 10-15 посещений, что при амбулаторном лечении осуществляется в течение одного месяца;

— прием психотерапевта на периодических консультациях заключается в отслеживании состояния больного в течение всего периода лечения и при необходимости осуществлении коррекции терапии, как психотерапевтического, так и медикаментозного характера;

— на приеме у врача-психотерапевта лечение не должно включать только однонаправленный характер. Должны применяться различные методики психотерапии, варьирующиеся в количестве (4-7), что будет достаточно для достижения терапевтического стойкого эффекта;

— психотерапевт может прибегать в работе к помощи психолога, который ему помогает получить дополнительную, нужную информацию. С этой целью психотерапевт направляет пациента на психологическое консультирование.

Всем людям важно помнить, что психотерапия помогает в лечении не только психических расстройств, но и многих различных соматических заболеваний.

Источник: http://psihomed.com/priem-psihoterapevta/

Умение правильно задавать вопросы

Важной составляющей коммуникативного общения является умение задавать вопросы.

Вопросы – это способ получения информации и в то же время способ переключения мыслей человека, с которым ведете беседу, в нужном направлении (кто задает вопросы, тот управляет беседой).

С помощью вопросов мы прокладываем себе мост в неизвестное и неопределенное. А поскольку неопределенность и неизвестность это характерная черта современного, стремительно меняющегося мира, развитие умения задавать вопросы является очень актуальным.

«Извините за недоразумение, я вас не правильно понял» — фраза, которую часто можно услышать в разговоре между людьми. Так вот, чтобы вам не приходилось ее произносить, научитесь правильно задавать вопросы. Правильно поставленный вопрос, позволяя выяснить намерения партнера, помогает избежать недоразумений и конфликтов.

Ведь порой, пренебрегая возможностью задать вопрос, или не задавая его в нужное время, мы открываем путь догадкам и домыслам,  разнообразным умозрительным построениям, создаем неверное впечатление о других, приписывая им несуществующие качества, достоинства и недостатки, что нередко и приводит к недоразумениям и конфликтам.

Кем бы вы небыли, руководителем или обычным менеджером, коуч тренером или психологом, в любой сфере жизнедеятельности вам пригодится умение правильно задавать вопросы. В любой беседе, как в деловой, так и в личной, правильные вопросы помогают:

  • Проявлять интерес к личности партнера и собеседника;
  • Обеспечить «взаимопроникновенность», т. е. сделать свою систему ценностей понятной для собеседника, одновременно прояснив его систему;
  • Получить информацию, выразить сомнения, проявить собственную позицию, выказать доверие, интересоваться сказанным, проявить снисхождение и показать, что вы готовы уделить разговору необходимое время;
  • Перехватить и удержать инициативу в общении;
  • Перевести разговор на другую тему;
  • Перейти от монолога собеседника, к диалогу с ним.
Читайте также:  Ярость - психология

Как правильно задавать вопросы

Чтобы научиться правильно задавать вопросы, надо уделить внимание правильности построения внутреннего диалога и изучит основных виды вопросов во внешнем диалоге.

ВНУТРЕННИЙ ДИАЛОГ (вопросы самому себе)  организует наше собственное мышления и помогает нам формулировать мысли. Уместность и качество, точность и последовательность вопросов, возникающих в нашей голове, в значительной степени влияют на эффективность большинства предпринимаемых нами действий.

Для того, чтобы организовать внутренний диалог надо понять, что его цель это анализ какой-либо из проблем. Всесторонне разобрать любую проблему (ситуацию) поможет набор, соответствующих  вопросов. Существует два варианта вопросов.

Первый вариант, это семь классических вопросов:

Что? Где? Когда? Кто? Как? Почему? Какими средствами?

Эти семь вопросов позволяют охватить проблемную ситуацию целиком, и произвести ее словесно-логический анализ.

Второй вариант анализа ситуации это набор из шести вопросов:

  • Факты — Какие факты и события, относятся к рассматриваемой ситуации?
  • Чувства — Какие чувства в общем, я испытываю по отношению к данной ситуации? Что предположительно чувствуют другие?
  • Желания — Что я по-настоящему хочу? Чего хотят другие?
  • Препятствия — Что мне мешает? Что мешает другим?
  • Время — Что и когда надо делать?
  • Средства — Какими средствами я обладаю для того, чтобы решить эту проблему?  Какими средствами обладают другие?

Используйте любой из двух вариантов, организовывая внутренний диалог. При возникновении проблемы проанализируйте ситуациюс помощью вопросов самому себе, доведите свои мысли до ясности, и только после этого начинайте действовать.

Важность и значимость ВНЕШНЕГО ДИАЛОГА, заключается в правильных вопросах, которые куда лучше, чем монотонный монолог.Ведь тот, кто спрашивает, является лидером в разговоре.

Также с помощью вопросов мы показываем собеседнику свою заинтересованность в беседе и в ее углублении. Спрашивая, мы выражаем человеку стремление установить с ним хорошие отношения.

Но все это происходит тогда, когда беседа не напоминает и не выглядит как допрос.

Поэтому перед тем как начать беседу или деловой разговор, подготовьте для собеседника серию вопросов, и задайте их ему, как только перейдете к деловой части разговора (в обычном разговоре, как только коснетесь нужной вам темы). Так, вы обеспечите себе психологическое преимущество.

Вопросы внешнего диалога могут ставиться в конкретных формах и бывают следующих видов:

Закрытые вопросы. Целью закрытых вопросов является получение однозначного ответа (согласия или отказа собеседника), «да» или «нет».

Такие вопросы хороши, только в случае, когда необходимо четко и ясно определить наличие чего-либо в настоящем, прошлом, и иногда в будущем («Вы применяете это?», «Вы это применяли?», «Хотите попробовать?»), или отношение к чему-либо («Вам понравилось?», «Вас устраивает это?»), чтобы понять, как дальше действовать. Закрытые вопросы (и ответы на них «да» или «нет») переключают наши усилия в определенное направление. [ad#yan4megduabzacami]

Не следует сразу подталкивать человека, задавая такие вопросы, к окончательному принятию решения. Помните, что проще убедить, чем переубеждать.

Другое дело, когда вы намеренно задаете закрытый вопрос, на который сложно ответить отрицанием. Например обращаясь к общепризнанным ценностям (подобным способом часто пользовался Сократ): «Согласитесь, жизнь не стоит на месте?», «Скажите, для вас важно качество и гарантии?».

Для чего это делается: чем чаще человек с нами соглашается, тем шире зона взаимопонимания (это один из способов манипулирования). Так и наоборот, если вы не можете подобрать правильный вопрос, и часто слышите «нет» в ответ на наводящие вопросы вопросы, увеличивается вероятность отказа вашему предложению в целом.

Поэтому добейтесь согласия в малом, не начинайте разговор с противоречий, тогда  будет легче добиться желаемого результата.

Открытые вопросы. Они не предполагают однозначного ответа, заставляют человека задуматься, лучше выявляют его отношение к вашему предложению. Открытые вопросы, это хороший способ получения новой, подробной информации, которую очень сложно получить с помощью закрытых вопросов. Следовательно, в разговоре надо чаще использовать открытые вопросы, в различных их вариациях.

Спрашивайте о фактах, которые помогут вам понять ситуацию: «Что имеется?», «Сколько?», «Как решается?», «Кто?» и т.д.

Выясняйте интересы вашего собеседника и условия их удовлетворения.

Выясняйте отношение вашего собеседника к обсуждаемой ситуации: «Что вы думает по этому поводу?», «Как вы относитесь к этому?».

Предложите в форме вопросов, иное (свое) решения проблемы: «Может поступить таким образом..?», «Почему бы нам не обратить внимание  на такой-то вариант..?», при этом аргументируя свое предложение. Это намного лучше, чем открыто говорить: «Я предлагаю…», «Поступим лучше так…», «Я считаю…».

Интересуйтесь, на чем основывается утверждение вашего собеседника: «Из чего вы исходите?», «А почему именно так?», «Чем это обусловлено?».

Уточняйте все, что вам неясно: «Что (как) именно?», «В чем конкретно..?», «Из-за чего?».

Выясняйте неучтенные моменты, как личные, так и деловые: «О чем мы забыли?», «Какой вопрос мы не обсудили?», «Что упущено?»,

Если имеют место сомнения, уточняйте их причины: «Что мешает?», «Что вас беспокоит (не устраивает)?», «В чем причина сомнений?», «Почему это нереально?».

Характерные особенности открытых вопросов:

  • Активизация собеседника, такие вопросы заставляют его думать над ответами и высказывать их;
  • Партнер по своему усмотрению выбирает, какую информацию и аргументы нам представить;
  • Открытым вопросом мы выводим собеседника из состояния сдержанности и замкнутости и устраняем  возможные барьеры в общении;
  • Партнер становится источником информации, идей и предложений.

Так как, отвечая на открытые вопросы, собеседник имеет возможность уйти от конкретного ответа, увести разговор в сторону или поделится только выгодной для него информацией, рекомендуется задавать основные и второстепенные, уточняющие и наводящие вопросов.

[ad#Реклама в текст поста]Основные вопросы – планируются заранее, могут быть как открытыми, так закрытыми.

Второстепенные, или последующие вопросы — спонтанные или запланированные, они задаются для уточнения уже прозвучавших ответов на основные вопросы.

Уточняющие вопросы предполагают короткие и лаконичные ответы. Задаются они в случае возникновении сомнений, чтобы уточнить нюансы.

Люди почти всегда с охотностью вникают в  подробности и нюансы  своих дел, так что проблемы тут не возникает.

Разве что мы сами часто пренебрегаем задавать уточняющие вопросы, в то время как наши собеседники только и ждут от нас этого, дабы удостоверится, что мы все правильно поняли. Не стесняйтесь и не забывайте задавать уточняющие вопросы!

Наводящие вопросы это вопросы, по содержанию делающий очевидным определенный ответ, т.е. формулируются так, чтобы подсказать человеку, что он должен сказать.

Наводящие вопросы рекомендуется задавать, когда вы имеете дело с робкими и нерешительными людьми, для подведения итогов разговора, или если собеседник заговорился и надо вернуть разговор в нужное (деловое) русло, либо если вам нужно подтвердить правильность вашего суждения (веру в выгодность вашего предложения).

Наводящие вопросы звучат крайне навязчиво. Они почти заставляют собеседника признать правильность ваших суждений и согласиться с вами. Потому использовать их нужно крайне осторожно.

Для того чтобы знать как правильно задавать вопросы, надо иметь представление о всевозможных видах этих вопросов. Применение в деловой и личной беседе вопросов всех видов позволяет добиваться различных целей.

Давайте рассмотрим основные виды вопросов:

Риторические вопросы задаются с целью вызвать у людей нужную реакцию (заручиться поддержкой, акцентировать внимание, указать на нерешенные проблемы) и не требуют прямого ответа. Такие вопросы также усиливают характер и чувства в предложении говорящего, делают текст богаче и эмоциональнее.

Пример: «Когда, наконец, люди научатся друг друга понимать?», «Можно ли считать произошедшее нормальным явлением?».

Риторические вопросы надо так формулировать, чтобы они звучали кратко и лаконично, были уместны и понятны. Одобрением и понимание здесь служит — тишина в ответ.

Провокационные вопросы задаются с целью вызвать у собеседника (оппонента) бурю эмоций, для того, чтобы человек в порыве страстей, выдал скрытую информацию, сболтнул что-то лишнее.

Провокационные вопросы это чистой воды манипулятивное воздействие, но и оно иногда необходимо для пользы дела. Только не забудьте, перед тем как зададите подобный вопрос просчитать все риски, с ним связанные.

Ведь задавая провокационные вопросы вы в какой то мере бросает вызов. [ad#yan4megduabzacami]

Сбивающие вопросы переводят внимание в область интересов спрашивающего, которая лежит в стороне от основного направления разговора.

Подобные вопросы задаются или непреднамеренно (если вам интересна тема разговора, не стоит спрашивать о вещах, не имеющих к ней дела) или умышленно из-за желания решить какие-то собственные проблемы, направить беседу в нужное вам русло.

Если на ваш сбивающий вопрос, собеседник предложит вам не отвлекаться от обсуждаемой темы, так и сделайте, но при этом заметьте, что хотите рассмотреть и обсудить заявленную вами тему в другое время.

Также сбивающие вопросы задаются с целью просто уйти от темы разговора, либо потому что она не интересна (если вы дорожите общением с этим человеком не стоит так делать), либо она неудобна.

Эстафетные вопросы — направлены на опережение и требуют умения схватывать на лету реплики партнера и провоцировать его на дальнейшее раскрытие своей позиции. Например: «Вы этим хотите сказать, что?..».

Вопросы демонстрирующие свои знания. Их цель  блеснуть собственной эрудицией и компетентностью перед другими участниками беседы, заслужить уважение партнера. Это некая форма самоутверждения. Задавая такие вопросы надо быть действительно, а не поверхностно компетентным. Потому, что вас самих могут попросить дать подробный ответ, на ваш же вопрос.

Зеркальный вопрос содержит часть утверждения произнесенного собеседником. Задается, чтобы человек увидел свое утверждение с другой стороны, это помогает оптимизировать диалог, придать ему подлинный смысл и открытость. Например, на фразу «Больше никогда не поручайте мне этого!», следует вопрос  — «Не поручать вам? А разве  есть еще хоть кто-то, кто так же хорошо мог бы с этим справиться?»

Вопрос «Почему?», примененный в данном случае, вызвал бы защитную реакцию, в виде отговорок, оправданий и поиска мнимых причин, и мог бы закончиться даже обвинениями и привести к конфликту. Зеркальный вопрос дает гораздо лучший результат.

Альтернативный вопрос задается в форме открытого вопроса, но содержит несколько вариантов ответа. Например: «Почему вы выбрали профессию инженера: сознательно, пошли по стопам родителей или решили поступать за кампанию, вместе с другом, а может, сами не знаете почему?». Альтернативные вопросы задаются, чтобы активизировать неразговорчивого собеседника.

Вопрос, заполняющий молчание. Хорошим правильным вопросом можно заполнить неловкую паузу, порой возникающую в беседе.

Успокаивающие вопросы оказывать заметное успокаивающее воздействие в трудных ситуациях. Вам они должны быть хорошо знакомы, если у вас есть маленькие дети. Если они чем-то расстроены, отвлечь и успокоить их можно задав несколько вопросов. Действует этот прием незамедлительно, ведь на вопросы приходится отвечать, тем самым отвлекаясь. Точно так же можно успокоить и взрослого.

Умение правильно задавать вопросы предполагает соблюдение следующих правил:

Краткость сестра таланта. Вопрос должен быть кратким, четким и ясным. Тем самым увеличивается вероятность ответа на него. Когда вы начинаете сложные, пространные рассуждения, уходите далеко от темы можете вообще забыть, о чем конкретно хотели спросить.

А ваш собеседник, в то время когда вы пять минут излагаете свой вопрос, ломает голову, о чем именно вы хотите его спросить. И может так получиться, что вопрос останется не услышанным или непонятым.

Читайте также:  Вентиляция эмоций - психология

Если уж вы хотите зайти издалека, пусть сначала прозвучит объяснение (предыстория), а потом понятный и короткий вопрос.

Чтобы у собеседника, после ваших вопросов не возникало ощущение, что он на допросе, смягчайте их по интонации.

Тон вашего вопроса не должен показывать, что вы требуете ответа (конечно если это не ситуация когда у вас не остается иного выхода), звучать он должен в непринужденной форме.

Иногда будет правильно спросить у того с кем вы разговаривает, спросить разрешения — «Можно задать вам для уточнения несколько вопросов?»

Умение задавать вопросы, неразрывно связано с умением слушать собеседника. Люди очень отзывчивы к тем, кто их внимательно слушает. И к вашему вопросу они отнесутся с той же долей внимательности. Так же важно не только показать свою культуру и заинтересованность, но и не пропустить информацию, которая может послужить поводом для уточняющих вопросов или для корректировки уже заготовленного.

Большинство людей по разным причинам не готовы отвечать на прямые вопросы (кто-то испытывает трудности в изложении, а кто-то боится передать неправильные сведения, одни недостаточно знают предмет, других ограничивает личная или корпоративная этика, причиной может быть сдержанность или стеснительность, и т. п.). Для того, чтобы человек не смотря ни на что дал вам ответ нужно его заинтересовать, объяснить ему, что отвечать на ваши вопросы в его интересах.

Не стоит задавать вопрос начинающийся со слов: «Как вы могли…?» или «Почему вы не…?». Правильный вопрос это запрос об информации, но не как не скрытое обвинение. Когда ситуация требует выразить недовольство действиями партнера, лучше твердо, но тактично сказать об этом ему в утвердительной форме, а не в форме вопроса.

Итак, узнав как правильно задавать вопросы, вы можете получить от собеседника нужную вам (профессиональную) информацию, лучше его понять и узнать, узнать его позицию и мотивы поступков, сделать более искренними и доверительными (дружескими) отношения с ним, активизировать на дальнейшее сотрудничество, а также обнаружить слабые стороны и дать ему возможность разобраться в том, в чем он заблуждается. Понятно почему психологи чаще говорят об искусстве, а не об умении задавать вопросы.

Источник: https://constructorus.ru/samorazvitie/kak-pravilno-zadavat-voprosy.html

9 правил хорошего психолога

Вы пришли на первый сеанс к психологу. О чем он должен вас предупредить на старте и на какие «сигналы» клиенту нужно обратить внимание при знакомстве? Чего можно ждать от профессионального консультанта, а на что рассчитывать не стоит?

Прежде чем включаться в короткую и тем более — в длительную психотерапию, клиенту стоит позаботиться о собственной безопасности. Она состоит из нескольких параметров. О чем обеим сторонам стоит договариваться «на берегу»?

Психолог-консультант Ирина Богораз считает, что при работе с клиентом важнее всего вопросы психологической этики.

Увы, в России работа психологов не регламентируется законодательно, и уже несколько лет ведутся дискуссии о том, что необходимо принять закон о психологических услугах населению.

Пока такой документ не принят на государственном уровне, каждое направление психологии создает свои этические кодексы. В чем-то они отличаются, в чем-то похожи.

С чего начинается психотерапия? Даже для тех, кто уже бывал в кабинете психолога, иногда становится откровением тот факт, что между участниками процесса заключается контракт.

«Это необязательно должен быть письменный договор, можно договориться устно, — говорит Ирина Богораз.

— Но по моему опыту — а я практикую 9 лет — на первой встрече клиент, как правило, волнуется и может забыть, о чем они договорились со специалистом. Поэтому я предпочитаю контракт на бумаге.

Это не юридический документ, это просто визуализация договоренностей, шпаргалка на будущее. Ее даже не обязательно подписывать — можно отправить на почту».

После выяснения запроса и подтверждения того, что психолог может взять себе этого клиента (бывают и «противопоказания»), в заранее подготовленный текст вписываются конкретные параметры, устраивающие обоих.

Сколько стоит одна сессия, за сколько времени психотерапевт должен уведомить клиента об изменении цены, как часто проходят встречи, какие последствия будут у опозданий и пропусков встречи — как со стороны клиента, так и со стороны терапевта.

«Это зависит от конкретного психолога: есть среди моих коллег те, кто требует полностью оплатить пропущенную сессию, если клиент не отменил ее за сутки или за несколько часов», — поясняет Ирина.

Часто это вынужденная мера — ведь не у каждого психолога есть свой кабинет и он оплачивает аренду, независимо от обстоятельств клиента.

«Об этом пункте и финансовых нюансах очень важно предупредить заранее. Меня удивляют коллеги, которые говорят: «Ну, вы приходите, а там договоримся».

О цене первой сессии и о стоимости последующих встреч необходимо заявлять до того, как клиент потратил свое время и приехал. Терапевт обязан создать безопасные условия для клиента, и контракт — устный или письменный — их основа». Там же прописывается, можно ли психологу вести записи.

Если клиент соглашается на письменное фиксирование, аудио- или видеозаписи сессий, то психотерапевт обязан хранить их в защищенном от третьих лиц месте. По первому требованию он обязан показать записи клиенту. Если клиент возражает против каких бы то ни было записей, даже в блокноте, психотерапевт должен подчиниться и положиться на собственную память.

Консультация должна проходить в «безопасном» пространстве, где нет посторонних людей, а самому процессу терапии не должны мешать звонки и сообщения в телефоне.

Есть «узкое место», о котором спорят психологи: можно ли использовать клиентские истории в публикациях, в саморекламе? С одной стороны, клиент может дать письменное согласие на это. С другой, клиент может увидеть в СМИ или соцсетях свою историю, прочитать комментарии и испытать крайне неприятные чувства.

«Я против использования конкретных примеров, — заявляет Ирина Богораз, — я придумаю сама подходящую иллюстрацию, если потребуется».

Но есть случаи, когда психотерапевт обязан нарушить это правило.

«Мы все существуем в правовом поле. Если клиент рассказывает мне о нарушении Уголовного кодекса, я обязана сообщить об этом в полицию. Поэтому в самом начале нашей терапии я должна предупредить о том, что не всю информацию стоит мне выдавать», — делится Ирина.

В некоторых случаях психотерапевт может или даже обязан отказать клиенту в работе.

«Есть такое понятие, как компетентность, — поясняет Ирина, — Если я, например, не специализируюсь на семейной терапии или психосоматике или не имею специального клинического и психиатрического образования и я понимаю, что передо мной «не мой» клиент, я обязана отказаться от него и, при желании, передать более компетентному специалисту. Иначе очень велик риск ему навредить».

Есть вопросы на грани клинической психологии или даже психиатрии, которые неопытный психолог может не разглядеть. Или — что хуже — заметить, но переоценить свои возможности. Это попросту опасно для клиента.

Клиенту не надо стесняться спрашивать психолога о его образовании, опыте, просить рекомендации других специалистов. Стоит навести справки, в конце концов. Клиент имеет право обратиться в институт, который выдавал диплом психологу, и написать жалобу в этическую комиссию о том, что его взял в работу специалист с неподтвержденной компетентностью.

Важно задавать вопросы о компетентности на стадии знакомства или до него, формулируя свой запрос.

При первой встрече необходимо уточнить, в какой парадигме работает специалист.

«Если клиент не терпит прикосновений чужого, то ему не место в кабинете телесно-ориентированного терапевта, — объясняет Ирина, — Если психотерапевт говорит, что работает в психоанализе, и при этом позволяет себе прикасаться к вам, — это сигнал тревоги. В этой парадигме запрещено не только трогать, но часто даже находиться во время сеанса в поле зрения клиента».

Психотерапевт следит за феноменами клиента, отражая то, что видит: как меняется выражение лица, поза, движения, темп речи. И возвращает клиенту его эмоции, делясь ощущениями и тем, что замечает, задавая вопросы. Но не с позиции всезнающего эксперта или советчика.

Если психотерапевт хочет поделиться своим опытом в похожей ситуации, то он должен прежде выяснить, готов ли клиент это принять и выслушать. Клиентское время — для историй клиента.

Профессиональный психолог никогда не позволит себе «шпилек», оценочных жестов или ухмылок. Так же, как и осуждать вместе с клиентом его друзей, родственников, детей, жен и мужей. Нейтралитет во всем!

Важно уточнить у психотерапевта, сколько часов терапии он прошел (и продолжает проходить) сам в качестве клиента, сколько супервизорских часов на его счету (супервизор — это психотерапевт, который помогает анализировать работу своего коллеги). Зачем это нужно?

«Чем работает психотерапевт? Он работает собой, собственной личностью. Хирург использует в операции стерилизованный инструмент.

Косметолог делает маникюр с помощью продезинфицированных ножничек и пилочек, — объясняет Ирина Богораз, — Чем тщательнее психолог ухаживает за собственным «инструментом», тем более идеальным зеркалом он будет для клиента, отражая его состояние и эмоции.

Тогда его собственные неврозы и проблемы не будут «фонить» клиенту. Если я регулярно разбираю их на личной или групповой терапии, то я несу личные сложности не в свой кабинет, а супервизору».

Чем чревата терапия с «непроработанным» консультантом? Психологи тоже люди, у них случаются разводы, неудачные отношения, ссоры и стычки с друзьями и знакомыми.

«В гештальт-терапии, в которой работаю я, это называется «поле». Часто я замечаю: если у меня какие-то проблемы, то ко мне идут клиенты с тем же самым. И очень важно, чтобы я эту тему прорабатывала не за счет клиента и его времени. Иначе не я для него, а он для меня».

Допустим, психолог, находясь в острой стадии развода, принимает даму в предразводном состоянии.

«Если у психотерапевта это не проработано, он может начать давать советы, сливаться с клиенткой, представляя себя на ее месте. Психолог уже не будет независимым, нейтральным и не увидит ситуацию со стороны. Он вовлечен в нее.

Профессиональная психотерапия — позиция извне, возможность посмотреть со всех ракурсов, не занимая ничью сторону.

Именно поэтому, кстати, в основных психологических парадигмах запрещено проводить терапию знакомым, близким и родственникам, чтобы не создавать двойных отношений и «не фонить».

В разных школах свои требования к отношениям «психолог — клиент» вне кабинета. Однозначное табу — сексуальные связи. В основных направлениях подобные случаи — верный шаг к дисквалификации и отлучению от психотерапевтической работы.

Есть школы, в которых даже находиться в одном помещении вне работы запрещено: если психолог оказался случайно в том же театре и ресторане, что и его клиент, профессионал обязан, не подавая вида, что они знакомы, покинуть зал. Иногда не разрешается даже здороваться при случайной встрече. Все зависит от профессионального кодекса конкретной школы.

Почему само профессиональное сообщество устанавливает такие жесткие рамки?

«Одно дело, когда мы встречаемся раз в неделю в рамках установленного времени, места, обстановки, правил, — объясняет Ирина, — Другое дело, когда вдруг вы, моя клиентка, берете у меня денег в долг и вовремя не возвращаете. Или я подвожу клиента на машине и не там его высаживаю. Та эмоция, которая возникает вне кабинета, оттягивает нашу энергию и внимание на себя, она выводит наши отношения с уровня нейтральных.

Нам достаточно эмоций и работы с ними в пределах кабинетного пространства. Для продвижения в терапии важно оставаться в заданных ролях — «психотерапевт» и «клиент». И приносить свои рефлексии в кабинет, а не выносить из него».

Читайте также:  Идеальное - психология

Есть и другой момент, связанный с безопасностью. Часто для клиента психотерапевт становится значимой фигурой, на которую переносится весь спектр чувств к другим значимым фигурам в жизни клиента (как правило, родителям). Матери или отцу сложно отказать. И психотерапевт, обладая этой властью, может злоупотребить ею, иногда даже сам того не ведая, и ранить клиента.

Отношения с бывшими клиентами в разных парадигмах регламентируются по-своему. В каких-то допускается общение вне кабинета уже через полгода, в каких-то спустя три года или пять лет. Есть школы, где «карантин» после терапии должен быть равен времени самой терапии».

Если во время сессии всплыла острая тема, которая вызвала у клиента бурю эмоций, психолог должен предупредить, что в течение 48 часов (или 72, или даже двух недель) нельзя совершать резких движений.

В таких случаях велик соблазн «вытащить меч» и пойти к обидчику — будь то старенькая мама, давно забывшая о нанесенных когда-то шестилетнему клиенту травмах, или начальник, удостоенный «справедливых претензий».

«Пусть клиент бушует и эмоционирует у меня — в безопасном пространстве кабинета, а не за его пределами. Для этого мы и работаем. Разумеется, без рукоприкладства в мой адрес — психолога бить нельзя», — комментирует Ирина Богораз.

Существует миф, что помочь может только психолог, испытавший то же самое, что и клиент. Если клиент пришел с разводом, то и психолог должен иметь такой опыт, если с утратой — то и тут иметь за плечами прожитое горе.

«Для того, чтобы помочь человеку, необязательно проживать его испытания, — убеждена Ирина Богораз.

— Да, по моим наблюдениям, психотерапевт, проработавший свой личный опыт, бывает более эффективным в терапии. Но это условие скорее дополнительное, а не обязательное. Бывают и обратные ситуации.

Если психолог продолжает горевать, вряд ли он сможет быть идеальным зеркалом для страдающего клиента».

Когда клиент приходит к психотерапевту, он должен чувствовать доверие и безопасность, чтобы максимально раскрыться и продвинуться.

«В психотерапии нет хороших и плохих специалистов. Кроме, разумеется, откровенных шарлатанов и вредителей, — говорит Ирина Богораз. — Есть психотерапевты, которые нам подходят или нет. Хороший психолог вряд ли будет восхвалять себя сам. Часто хорошего специалиста передают из рук в руки, по сарафанному радио. Это лучшая реклама.

И точно нельзя ждать от психолога, что он изменит ваших родственников, мир вокруг, вернет жену или счастье. Изменить себя и свою жизнь — это работа клиента. От того, насколько вы открыты и готовы к работе, зависит результат — ваше спокойствие, обретение смысла жизни и внутренней опоры».

Ирина Богораз – психолог-консультант.

Источник: http://www.psychologies.ru/articles/9-pravil-horoshego-psihologa/

Как правильно общаться с неприятным тебе человеком! Психологические приемы. Решение конфликтных ситуаций — Праздник Идей

Все мы не раз сталкивались с ситуаций, когда кто-то обижал нас, говорил колкости, пытаясь вывести из равновесия, задавал бестактные вопросы и говорил все то, что нам неприятно слышать! Когда речь идет о малознакомом человеке – выход может быть простым, просто исключить этого человека из своего общения. Но что делать, если это невозможно, если этот малоприятный человек близкий родственник или вы работаете с ним плечом к плечу? Как себя вести, чтобы не испытывать негативные эмоции, не разжигать конфликт, но при этом не накапливать негатив и внутри себя?

В статье вы найдете несколько интересных психологических приема и примеры ситуаций с их решением.

Первое правило, которое нужно обязательно уяснить: человек не изменится! Он будет продолжать цеплять вас ровно столько, сколько вы на это будете реагировать! Ведь раз он это делает, значит, он нашел у вас слабое местечко.

Второе правило. Именно вам нужно изменить свое отношение к данной ситуации. Речь идет не о том, чтобы просто начать терпеть неприятные слова и не подавать виду, что это вас задевает! Речь идет о том, чтобы перестать испытывать какие-либо ощущения от происходящего. Другими словами, вам должно стать «по барабану» что говорит человек, почему, для чего и как.

Добиться этого непросто, и, вполне вероятно, вам не сразу удастся перестать реагировать. Но нет ничего невозможного. Вот несколько психологических приемов, которые помогут вам проще смотреть на неприятные слова, сказанные одним и тем же человеком. А быстро поднять себе настроение и избавиться от стресса вам помогут 20 простых упражнений арт-терапии.

Прием «Спам»

Представьте, что неприятный человек, достающий вас – это спам! А что делает спам? Правильно, постоянно спамит и спамит.

Разве вы будете обижаться на спам, который пришел вам по почте или на телефон? Вы, конечно, можете каждый раз, получив очередной спам, сотрясаться от ярости, ругаться с телефоном и кричать на монитор! Но зачем? Ведь спам все равно периодически будет приходить к вам, поэтому тратить свою энергию на эмоциональную борьбу со спамом нет никакого смысла!

Вот и этот человек для вас — настоящий спам! Какая разница, какое послание передает спам, главное, что это всего лишь мусор, который загрязняет ваше психологическое пространство! Так зачем обращать на него внимание и принимать всерьез, что он вам спамит?!

Прием «Клоун»

«Жизнь – театр, а люди в ней актеры!». Давайте представим, что это действительно так, и каждый человек исполняет свою роль в великом цирке жизни. Конечно же, ваш недруг исполняет роль настоящего клоуна.

Представьте себе, как он забавно говорит глупости и корчиться на арене цирка, изо всех сил пытаясь затянуть вас из зрительского зала к нему на арену. Не опускайтесь на уровень клоуна! Помните, это всего лишь представление, разыгранное специально для вас!

Попробуйте, насколько это возможно, внутренне насладиться этим представлением, которое показывают специально для вас! Ведь если человек так усердно старается, значит, есть в вас то, чего ему не хватает, и так жадно хочется получить. Значит вы человек, который чего-то стоит! Внутренне пожалейте, этого грустного клоуна! Это самое мудрое, что вы можете сделать в данной ситуации!

Прием «Колпак»

Для этого приема вам понадобиться немного фантазии и юмора. Чем больше юмора, тем лучше! Вы мысленно надеваете на неприятного вам человека колпак с надписью, которую вы придумываете самостоятельно. Например, если человек постоянно язвит, надпись может быть «Колючая злючка», «Сколько я зарезал, сколько перерезал…», «Бешенство матки», «Эх, растерзаю!» и т.п.

Вам нужно запомнить фразу и при общении с этим человеком, всегда мысленно надевать на него колпак с этой забавной надписью. Вот увидите, через некоторое время вы перестанете всерьез обращать внимание на то, что говорит этот человек!

Мы рассмотрели 3 интересных психологических приема для того, чтобы спокойнее реагировать на негатив, направленный на нас. Но как лучше отвечать на колкие фразы и неудобные для нас вопросы?

Ниже представлено 5 распространенных ситуаций и способы их решения.

Ситуация № 1. Человек рассказывает вам то, что вам неприятно, обидно или выводит из себя. Уйти нет возможности, перевести тему нельзя, но слушать все это просто невыносимо. В таком случае:

1) Начинайте про себя петь любимую песенку. Это поможет вам заглушить то, что говорят и сохранить спокойное состояние внутри себя.

2) Начните считать. Счет всегда помогает отвлечься, а также успокоиться. Ведь вместо того, чтобы начать испытывать негативные эмоции от сказанного, мозг занят счетом.

3) Повторяйте про себя мантры: «А мне все равно!», «А мне по барабану» и т.п. Таким образом, вы посылаете мозгу сигнал, что вы не реагируете на слова, и вуаля вы действительно на них не реагируете!

Ситуация № 2. Человек постоянно говорит вам колкости. Ответив ему колким замечанием, вы вовлечете себя в его игру, ваше раздражение только усилиться, а он добьется того, чего и хотел.

Поэтому, выбирайте ответ из представленных ниже. Можно попробовать использовать все по очереди, наблюдая за эффектом, который окажет каждый ответ.

1) Ответьте комплиментом. Это шокирует человека и буквально выбьет седло из под него. Ведь вы не включаетесь в его игру, не теряете энергию, а напротив, как от зеркала отражаете от себя его негатив.

Например, если другая женщина сообщает вам, что вы поправились, плохо выглядите или что-то подобное, с улыбкой ответьте ей: Зато вы выглядите превосходно! Ответ поразит ее, и, скорее всего, обмен любезностями на этом и закончится.

2) Переведите тему на этого человека, задав ему тот же вопрос. К примеру, услышав про то, что вы поправились или плохо выглядите, сразу спросите, критично оглядывая ее (его): А вы сами поправились или похудели? Никак не могу понять.

3) На все неприятные высказывания в свой адрес можно отвечать коротко и ясно: «А мне нравится!», «Меня устраивает!», «Ну и что!», «Что ж теперь поделать!» и т.д.

Отвечая такими фразами, вы как будто «отбрасываете мяч со своего поля» и закрываете тему разговора, показывая, что вам хорошо и так! Даже если человек попробует развить тему дальше, он столкнется со стеной, которую ему не пробить! Ведь вы не реагируете, не отрицаете, не оправдываетесь. Фразу можно повторять до тех пор, пока человек не замолчит.

Ситуация № 3. Что делать, если вам задают бестактный и неприятный вопрос,
на который вы не хотите отвечать?

1) Вежливо попросите не отвечать на этот вопрос. Например, «Можно я не буду отвечать на этот вопрос?» Задавая вопрос, вы как будто спрашиваете разрешения, но на самом деле завуалировано сообщаете, что не намерены отвечать на данный вопрос!

2) Извинитесь, и спокойно сообщите собеседнику, что вам не хотелось бы говорить на эту тему.

Ситуация № 4. Как ответить если вам задают каверзный вопрос, пытаясь докопаться до истины, поймать вас на чем-то или поставить в неловкую ситуацию?

1) Сообщите, что вы еще не думали об этом и пообещайте подумать об этом позже!

2) Скажите, что это сложный вопрос над которым нужно поразмыслить…

3) Ответьте вопросом: «А вы сами что думаете на этот счет?»

Ситуация № 5. Как быть, если человек задает вам вопрос, подталкивая дать положительный ответ, используя фразы: Не так ли?  Да ведь? Откровенно ответить «Нет» будет или невежливо, или у вас нет желания открыто противоречить.

1) Не можете ответить «Нет» или «Да», отвечайте: «Похоже на то!» Таким образом, все выглядит так, как будто вы соглашаетесь. Человек удовлетворен вашим ответом, а вы остаетесь при своем мнении.

2) Если человек практически сам уже вкладывает тебе в рот ответ, вопросом: «Не так ли?», отвечайте: «Как скажете». Главное, говорить слова легко и это не вызовет никаких отрицательных эмоций со стороны вопрошающего.

Если же человек уловит иронию в ваших словах, он может прямо задать вам вопрос: «Вы не согласны?» Тогда вы можете отшутиться, сказав, что вы просто за меня уже все сказали!

Старайтесь меньше общаться или полностью прекратить общение с людьми, которые приносят вам негативные эмоции. А если это невозможно, ограничивайте ваше общение с ними настолько, насколько вы можете.

Ни в коем случае не терпите, не копите внутри негатив. Запомните: люди в большинстве случаев не меняются, особенно, если они сами этого не хотят. Но можете измениться вы!

Постарайтесь принять неприятного человека таким, каков он есть. Да этот человек язва, да стерва, он плохо к вам относиться, ну и что! Примите его отношение к себе, как самую естественную вещь в мире! И вы увидите, как этот человек сам прекратит пытаться задеть вас. Он почувствует, что сделать это просто невозможно!

Надеюсь, вам пригодятся приемы, описанные в этой статье.

Желаю Вам только Положительных Эмоций,
Екатерина Ахметзянова, автор статьи.

Источник: http://prazdnikidey.ru/kak-pravilno-obshhatsya-s-nepriyatnym-tebe-chelovekom-psihologicheskie-priemy-reshenie-konfliktnyh-situatsij/

Ссылка на основную публикацию