Трансактный анализ — психология

Трансактный анализ

Трансактный анализ - психология

Трансактный анализ – это психотерапевтическая концепция, разработанная Эрихом Бёрном в 50-х годах XX века. Благодаря своей простоте и доступности она нашла множество последователей и приверженцев.

Эго-состояния

В основе трансактного анализа лежит представление о трех эго-состояниях, в которых может находиться человек: взрослого, ребенка и родителя.

Взрослый — рациональное начало человека. То, что позволяет нам объективно оценивать окружающую обстановку, разрабатывать план действий и принимать решения. Это примерно соответствует фрейдовскому эго.

Ребенок – естественные и непринужденные реакции, эмоциональное импульсивное поведение. В то же время, к этому эго-состоянию относят и определенные модели поведения, усвоенные в детстве – покорность и беспомощность либо же бунт. Психическая структура, соответствующая ид у Фрейда.

Родитель – волевой  директивный компонент личности. Иногда утешает и опекает, а иногда – требует, угрожает и запрещает. Модель поведения родителя человек заимствует у значимых других, с которыми ему пришлось тесно контактировать в детстве. Родитель соответствует суперэго у Фрейда.

В той или иной степени эти эго-состояния свойственны нам всем. Каждое из них при определенных обстоятельствах уместно и необходимо. Взрослый позволяет нам эффективно анализировать и решать насущные жизненные задачи.

Без внутреннего ребенка жизнь была бы тосклива и уныла, а родитель регулирует нравственную сторону жизни.

Но когда эти эго-состояния проявляются некстати либо находятся в сильном дисбалансе, это приводит к серьезным проблемам в жизни.

Трансакции

Трансакцией называют элементарный акт взаимодействия в общении между людьми, т.е. стимул и реакцию на него.

Причем всякий раз, когда мы вступаем в трансакцию с кем-то, мы находимся в одном из трех эго-состояний и ожидаем ответной реакции со стороны определенного эго-состояния собеседника.

Если стимул и реакция соответствуют друг другу, происходит дополнительная трансакция. Такие взаимодействия обычно комфортны и могут продолжаться бесконечно долго. Примером дополнительной трансакции могут служить взаимодействия:

родитель-ребенок (учитель дает наставления ученику)

взрослый-взрослый (коллеги ведут аргументированный спор по какому-то рабочему вопросу)

ребенок-ребенок (друзья веселятся на вечеринке)

родитель-родитель (соседи в два голоса возмущаются новым распоряжением правительства)

Но иногда собеседники реагируют не так, как мы ожидаем. Например, муж спрашивает жену, не видела ли она его рубашку. При этом он обращается к ней как взрослый к взрослому.

Приблизительный ответ, которого он ожидает, это «не видела» или «висит на стуле в гостиной».

Но вместо этого жена реагирует с позиции критического родителя: «Вечно ты где попало вещи разбрасываешь!» Такие трансакции называются пересекающимися и ведут к обрыву контакта или скандалу.

А кроме того, трансакции бывают скрытые. Т.е. при поверхностном взгляде взаимодействие осуществляется на одном уровне, а на самом деле совсем на другом.

Например, под видом обсуждения ситуации с позиции взрослого, может говорить ребенок, выпрашивающий снисхождения у заботливых родителей.

Ловкий манипулятор, который, на первый взгляд, обращается к взрослому эго-состоянию собеседника, может заставить отреагировать бунтующего ребенка. А во время флирта взаимодействие ребенок-ребенок очень часто камуфлируется под взаимодействие взрослый-взрослый.

Игры

Именно скрытые трансакции лежат в основе психологических манипуляций и игр — включая знаменитый треугольник Карпмана. Люди прибегают к ним, чтобы получить мимолетную психологическую выгоду.

Игры могут быть безобидными и откровенно опасными, но в целом в трансактном анализе они расцениваются скорее как негативное явление. Потому что в отдаленной перспективе нередко несут проигрыш всем участникам.

А также потому что полностью несовместимы с подлинной душевной близостью.

Цель психологической помощи, согласно трансактному анализу, научить человека распознавать свое эго-состояние и осознанно выбирать его. Благодаря этому достигается понимание истинных мотивов собственных слов и поступков, а также мотивов, которые движут другими людьми.

Освоив трансактный анализ, можно разобраться в причинах многих конфликтов, предотвратить их появление в будущем, и таким образом сделать общение с другими людьми более эффективным.

Можно освободиться от привычных, усвоенных с детства, моделей поведения и научиться самостоятельно управлять собственной жизнью.

Источник: http://sam-sebe-psycholog.ru/articles/transaktnyy-analiz

Трансактный анализ Берна

Трансактный анализ Берна

Трансактный анализ Эрика Берна одновременно является анализом и психокоррекцией жизни человека, его судьбы.
Каждый человек появляется на свет обладая способностью развивать свои потенциальные возможности во благо себя и общества, продуктивно, творчески, работать и радоваться жизни, быть свободным от психологических проблем…

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического кабинета Олега Матвеева, где Вы можете бесплатно задать вопрос психоаналитику.
Желаю Вам психического здоровья!

Сегодня, в рубрике Психоанализ и психотерапия, мы рассмотрим трансактный анализ как терапию взаимодействия и изменения жизни, судьбы.

Трансактный анализ Эрика Берна — основы:

Трансактная теория личности основана на анализе последней; анализе взаимодействий (собственно самом трансактном анализе), и на анализе жизненного сценария.
Все эти три составляющие определяют жизнь и судьбу человека.

Познание и осознание, посредством трансактного анализа, структуры своей личности, взаимодействия с другими людьми и своего сценария жизни, дает возможность человеку заметно улучшить свою жизнь, либо, при трагическом сценарии неудачника, изменить ее, вплоть до наоборот.

Составляющие трансактного анализа

В состав трансактного анализа входят три отдельные и логически завершенные, самостоятельные части.
Структурный анализ, транзактный анализ и сценарный анализ.

Структурный анализ

Структура личности человека состоит из трех частей (этажей). Э.Берн назвал их Я-состояниями личности (или Эго-состояниями), и для упрощения понимания, определил их как Родитель, Взрослый и Дитя (Ребенок).

Родитель
У каждого человека были родители или лица их замещающие, и все, что ребенок скопировал и сохранил в себе (интроецировал), воспринимая заботливое или критикующее, разрешающее или приказывающее (наказывающее) поведение своих родителей, продолжает жить в психике человека всю его жизнь, несколько модернизируясь и видоизменяясь.
Это и есть Я-состояние «Родитель».

Попросту говоря, в каждом из нас живут родители, которые, когда-то в детстве нас воспитывали, и они продолжают заниматься нашим воспитанием. Это проявляется в морали и нравственности, в предвзятости и предрассудках нашего нынешнего поведения.

Родитель в нас отвечает за нашу совесть.

Родитель занимает самый верхний этаж личности и является самым слабым звеном. Это можно легко наблюдать, когда человек пьянеет от алкоголя — первым засыпает Родитель, что очевидно в бессовестности и, порой, безнравственности, а иногда, и аморальности нашего поведения.

Взрослый Я-состояние Взрослого отвечает за тестирование реальности и оценку вероятностей.

Взрослый — это та часть личности, которая адекватно реагирует на ситуацию «здесь и сейчас». Это эго-состояние воспринимает и перерабатывает информацию в настоящем времени, словно бездушный компьютер. Также, Взрослый является посредником во внутренних отношениях Родителя и Дитя.

Дитя (Ребенок)
Каждый человек был когда-то ребенком, отголоски детства проявляются во взрослой жизни как Я-состояние «Дитя».

Дитя находится под тормозящим, разрешающим и провоцирующим влиянием Родителя.

Что проявляется в повторении, несколько измененного детского поведения (чувство вины, обиды, стыд, дурачливость, необоснованный страх, излишняя тревожность, ожидание чуда и волшебства, фантазии и сновидения, ребячество, протесты, негативизм, детский бунт, отрицание и др., сюда же относятся беззаботность, радость, веселье, смех и шутки).

Это эго-состояние отвечает за чувствительность и эмоциональность, за интуицию и творчество, а также за неадекватное поведение.

Говоря обычными словами, в каждом из нас живет маленький мальчик или девочка.

У психически здорового, удачливого человека все три Я-состояния личности живут и работают автономно не конфликтуя между собой, общее поведение находится под контролем Взрослого.

В случае внутриличностного конфликта, когда Взрослый теряет власть и не в состоянии регулировать отношения Родителя и Дитя, то у человека возникают различные тупиковые ситуации приводящие к психологическим проблемам: от плохого настроения до конфликтов во взаимоотношениях, депрессий, неврозов, психозов и суицидов (в том числе затяжных: алкоголизм, наркомания, курение, переедание, трудоголизм).

Цель структурного анализа выявить отношения между Я-состояниями личности и помочь человеку осознать и исправить внутриличностные проблемы, для дальнейшей адаптации и исключения структурной патологии.

Транзактный анализ

Взаимодействие между людьми состоит из набора транзакций. Транзакция — единица общения (взаимодействия). Один что-то говорит (стимул), другой — отвечает (реакция).

Например: — здрасте (стимул), — добрый день (реакция).

Обычно человек обращается из какого-то одного Я-состояния к тому же Я-состоянию собеседника.
Например: Взрослый — Взрослый — Сколько время? (стимул)

— Три часа. (реакция)

Родитель — Родитель — Какая нынче молодежь беспардонная… (стимул)

— И не говори… (реакция)

Дитя — Дитя — Давай прогуляем школу…

— А нас не накажут?

Такие транзакции называют прямыми, когда человек так общается, то конфликты исключены.

Но, транзакции могут пересекаться, что приводит к напряженности в межличностном общении и к конфликтам. (см. контрперенос и перенос) Например: муж жене — В-В где моя рубашка? (стимул) — Д-Р вечно я у тебя во всем виновата (реакция)

или — Р-Д я что должна следить за твоими вещами, сам уже не маленький (реакция)

Такие транзакции называют пересекающимися — они служат началу ссор и конфликтов, как дома, так и на работе.

Есть и другие наборы транзакций приводящие людей к разрыву отношений, ругани и скандалам. Зачастую, реально на пустом месте.

Транзакции человека в жизни

Человек существо общественное и без общения (транзакций) жить не может.

Условно, человеческое общение можно разделить на шесть типов, которые и заполняют наше жизненное время, структурируют его.

Структурирование времени

Уход -когда человек отказывается от общения и общается внутри себя.

Ритуал — ритуальные, заученные или привычные для данной культуры или общества действия, например, приветствия.

Времяпрепровождение — общение без дела: в барах, клубах, на улице, у компьютера и телевизора.

Деятельность — любые дела, деловые, рабочие отношения, в том числе, учеба.

Игры — это не те игры, которые веселят детей, это взрослые, как правило нечестные и порой жестокие игры, которые приводят к конфликтам, скандалам, распадам отношений, а в более крупных масштабах — к войнам.

Близость — Честные, доверительные близкие отношения, которые присущи любви и дружбе. Изначально отношения матери с грудным ребенком. То, к чему нужно стремиться в семье и в других отношениях.

Транзактный анализ помогает человеку разобраться в использовании своего времени и в отношениях в семье и на работе, в обществе и внутри себя. Он помогает правильно структурировать свое время и обеспечивает удачное общение и взаимодействие.

Удачливый человек — человек со структурированным временем.

Сценарный анализ

На основе детско-родительских отношений, воспитания и транзакций (родительского программирования); подкрепленное детскими сказками и историями, у человека формируется жизненный сценарий, которому он неосознанно следует всю свою жизнь.

Сценарий может быть либо победителя (если повезло с родителями), либо банальный (непобедителя), либо сценарий неудачника (часто трагический).

Цель сценарного анализа — распознать суть и истоки неудачного сценария жизни, разрушить его, либо изменить на более удачливый.

Лучший вариант — это полное освобождение от сценария, приход к свободе, автономности личности, и последующее осознанное выстраивание, по свободному выбору, своего жизненного пути и судьбы удачливого человека.

Итак, трансактный анализ Берна направлен: На познание и понимание себя, своей личности;

На научение бесконфликтному общению, рациональному взаимодействию и возможности иметь близкие честные отношения;

На Разрушение трагического жизненного сценария, и написания нового, по своему свободному выбору.

Если у человека есть желание, то он может понять себя, наладить отношения в семье и на работе; избавиться от вредных привычек, страхов, тревожности, неврозов и других психологических и эмоциональных расстройств личности; он может выстроить новый сценарий победителя и обрести счастливую судьбу.

Волшебства никакого нет, но есть большое желание и активная работа, в первую очередь, над собой.

Помощь психоаналитика Матвеева Олега в осознании и изменении негативного сценария жизни. Все в Ваших руках!

Доминирование в личности человека: Родитель, Взрослый, Дитя — тест

Желаю всем психологического благополучия!

Читайте также:  Виктимное поведение, или как мы сами притягиваем неприятности к себе - психология

Один Ваш вопрос психоаналитику — бесплатно

Психологическая консультация по E-mail

Психологическая помощь по Skype, ICQ, Телефону

Смотрите другие виды анализа и психотерапии

В разделе психодиагностика и тестирование Вы найдете тесты детям и взрослым

Вся психологическая информация кабинета в СОДЕРЖАНИИ

Читайте в кабинете психоаналитика Матвеева Новую информацию

Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychoanaliz/transaktnyjj-analiz-berna/

Трансактный анализ в психологии: применение в психотерапии

Трансактный анализ в психологии: применение в психотерапии

Другая терапия

20.12.2017

281

188

9 мин.

Трансактный анализ (ТА) — это одна из наиболее известных теорий в психологии и психотерапии. Его основой является положение о том, что человек с детства запрограммирован так называемыми «ранними решениями» на определенную жизненную позицию.

Он действует по «сценарию», написанному при участии его окружения: родителей, учителей, сверстников.

Взрослый человек принимает решения в настоящем, основываясь на моделях поведения, которые когда-то были необходимы для выживания в прошлом, но теперь абсолютно бесполезны.

Ключевая цель психотерапевтического процесса — моделирование личности, способной успешно адаптироваться к текущей ситуации. Это достигается путем пересмотра существующих жизненных позиций, выявления непродуктивных моделей поведения, мешающих принятию адекватных решений, формирования новой системы ценностей на основе потребностей и возможностей человека в сложившихся условиях.

«Трансактный анализ (ТА) представляет собой теорию личности, а также систематическую психотерапию, применяемую с целью развития и коррекции личности». Такое определение было предложено психоаналитиками в 1960-е гг ХХ века.

  • Мясников: Устал повторять! Если ноют колени или тазобедренный сустав, срочно уберите из рациона…

Основателем этого направления психоанализа является известный психиатр Эрик Берн (1910-1970). Теория ТА была сформирована автором в 1950-е гг ХХ века. Будучи активно практикующим врачом, Берн стремился приложить свои разработки к клинической практике.

В 1961 году вышла книга «Трансактный анализ в психотерапии», а пять лет спустя на свет появилось издание «Принципы группового лечения» (1966). В этих двух трудах впервые вводятся и получают свое развитие ключевые понятия ТА, такие как трансакция (поглаживание), игра, сценарий, эго-состояние.

Сегодня эти термины широко используются в психотерапевтической практике, понятие «трансакция» применяется в философии, политологии, экономике и бизнесе.

Как теория личности, ТА раскрывает «психологическую анатомию» человека. Для этого используется трехуровневая модель «эго». Она дает возможность понять, как выражается индивидуальность поведения личности в разных вариантах социального взаимодействия.

В области клинического применения ТА является методом психотерапии, который используется при лечении всех типов психических расстройств (начиная от обыденных жизненных проблем и заканчивая психозами). Этот метод носит роль вспомогательного, применяемого для отдельных людей и социальных групп.

Основу ТА составляет концепция «эго-состояния» (уровня), которое представляет собой систему связанных друг с другом действий, мыслей и чувств. Оно рассматривается как способ выражения личности в данный момент и отражает ее структуру. Последняя описывается с помощью трех состояний «Я»:

  1. 1. Родитель (Экстеропсихе);
  2. 2. Ребенок (Археопсихе);
  3. 3. Взрослый (Неопсихе).

Первый, самый «древний» уровень носит название «Я-Родитель». Это информация, полученная в детстве от родителей и других значимых для ребенка лиц.

Сюда входят советы, правила поведения, различные социальные нормы, запреты — любые знания из разряда «что такое хорошо, и что такое плохо».

Когда индивид ведет себя, подсознательно копируя поведение одного из близких людей, он находится в эго-состоянии Родителя.

Второй уровень получил название «Я-ребенок». Он раскрывает эмоциональное начало в человеке. Личность включает в себя все черты, характерные для ребенка: доверчивость, открытость, любопытство, тягу к знаниям, изобретательность. Благодаря этим характеристикам «Ребенок» приобретает огромную ценность, независимо от возраста субъекта: он придает индивиду обаяние и теплоту.

Третий, наиболее зрелый уровень обозначается как «Я-взрослый». Это способность личности объективно и беспристрастно оценивать действительность, основываясь на информации, полученной из собственного жизненного опыта. На этой базе человек способен принимать адекватные решения в той или иной ситуации, размышляя по принципу «здесь и сейчас».

Индивид в любой момент может обратиться к другому субъекту из одного из трех эго-состояний. В свою очередь, другой человек способен ответить одним из своих эго-состояний. Такой «обмен» называется трансакцией.

При взаимодействиях (трансакциях) двух людей могут активизироваться различные Я-состояния. Существуют дополнительные, перекрестные и скрытые трансакции:

  1. 1. Дополнительными называются трансакции, которые соответствуют ожиданиям контактирующих людей и отвечают нормальным человеческим отношениям. Эти взаимодействия не вызывают конфликтов и могут длиться сколько угодно долго.
  2. 2. Способностью порождать конфликты обладают перекрестные трансакции. В таких ситуациях возникает непредвиденная реакция на стимул, включается неадекватное Я-состояние.
  3. 3. Скрытые отличаются тем, что включают более двух Я-состояний. «Сообщение» в них «прячется» под социально приемлемым стимулом. Но ответная реакция ожидается в результате эффекта скрытого «сообщения». Такое взаимодействие составляет основу психологических игр. Подобную трансакцию можно наблюдать, к примеру, при покупке недвижимости. Агент с улыбкой говорит покупателю: «Это великолепная просторная квартира в престижном районе, но ее стоимость будет слишком высокой для Вас». В такой ситуации его слова могут быть услышаны как Взрослым, так и Ребенком. Когда их слышит Взрослый, ответ звучит так: «Да, Вы правы, я не могу сейчас себе позволить купить эту квартиру, учитывая мой уровень зарплаты». В то же время, Ребенок отвечает так: «Я беру ее — это как раз то, что я хочу». Самые изощренные и тонкие обманные комбинации создаются на основе базовой человеческой потребности в признании.

Перекрестная трансакция

Дополнительная трансакция

Скрытая трансакция

В детстве каждый человек пишет уникальный, присущий только ему «сценарий жизни». Он определяется позициями, принятыми в этом возрасте, и записывается в Я-состояние Ребенка. Это происходит через трансакции между ребенком и его социальным окружением.

В сценарии существуют начало, середина и конец. Основа сюжета закладывается в раннем детстве до того, как ребенок начинает говорить. Первоначально он пишется невербально (позиции, принимаемые в детстве — «я о'кей», «я не о'кей».

Потом дети получают от родителей вербальные (словесные) сценарные сообщения.

Они могут относиться к общему жизненному плану («ты обязательно станешь знаменитостью», «ты никогда ничего не добьешься»), а могут касаться тех или иных сторон жизни ребенка: ему предписывается профессиональный сценарий («ты прирожденный артист»), сценарий применительно к половой принадлежности («ты такой слабый, ты никогда не будешь настоящим мужчиной»), относительно учебы, религии, спорта, хобби и т. п. В той или иной ситуации родительские сообщения («установки») могут быть конструктивными, разрушительными (в крайних случаях — ведущими к суициду) и непродуктивными.

Позднее на каждом этапе жизни к сценарию добавляются незначительные детали. К семи годам он уже полностью написан, а в юношеском возрасте индивид может его пересмотреть.

Будучи взрослыми, люди обычно не осознают, что сами создали для себя «сценарий жизни». Они в точности ему следуют в любых ситуациях.

Без осознания этого факта жизнь складывается таким образом, что личность движется к той финальной сцене, которая была заложена в детстве.

Концепции эго-состояний и «сценария жизни» являются центральными проблемами ТА. Дискуссии вокруг них продолжаются до сих пор.

Тем не менее, модель «жизненного сценария» занимает центральное место в психотерапевтической практике.

При анализе сценария специалист использует концепцию для понимания того, как люди способны подсознательно создавать себе проблемы и какие существуют способы их решения.

Термин психологической позиции также считается одним из ключевых в ТА. Его ввел в практику американский психиатр Харрис в издании «Я о'кей — ты о'кей». Название книги показывает конечную цель, которой человек должен добиваться в процессе трансактной психотерапии. Всего Харрис различает 4 основных позиции:

  • я о'кей — вы о'кей;
  • я не о'кей — вы не о'кей;
  • я не о'кей — вы о'кей;
  • я о'кей — вы не о'кей;

Психологические позиции существуют не только в отношении себя и других, но и применительно к лицам противоположного пола.

Приняв однажды определенную позицию, личность стремится укрепить ее, чтобы усилить самооценку и сохранить собственное восприятие окружающего мира в привычных рамках.

Психологическая позиция становится основой, исходя из которой люди играют в игры и реализуют «жизненный сценарий».

Пример: мужчина, которого в детстве притесняла властная мать-одиночка, принимает 2 позиции: «Я ничего собой не представляю» (я не о'кей) и «Женщины и дальше будут обижать меня» (женщины не о'кей).

Исходя из этого, он выбирает индивидов, которые играют те или иные «роли», отвечающие его «жизненному сценарию». Так, он женится на властной даме с истерическими чертами характера.

Вдобавок к этому на людях он играет в «психологическую игру»: супруга третирует его, но он стойко терпит все ее унижения, еще раз убеждаясь, что «все женщины хотят обидеть его» (коллекционирование «избранных чувств»).

В детстве каждый ребенок рано или поздно осознает, что в семье одни чувства одобряются, а другие запрещаются.

Для осуществления трансакции (успешного социального взаимодействия) нужно использовать только разрешенные в семье чувства. Это решение принимается подсознательно.

При проигрывании того или иного сценария во взрослой жизни человек продолжает скрывать истинные эмоции, заменяя их теми, которые ему были позволены в детском возрасте.

Психологическая игра представляет собой комбинацию следующих друг за другом дополнительных скрытых трансакций с прогнозируемым исходом. Это совокупность трансакций со скрытой мотивацией, последовательность ходов, содержащих «ловушку».

В качестве «приза» выступает определенное эмоциональное состояние, к которому человек стремится бессознательно. Это не всегда некое приятное чувство, удовольствие или радость.

Часто это негативные эмоции, которые для игрока являются «избранными» и которые он при любом удобном случае «коллекционирует».

В книге Берна «Игры, в которые играют люди» приведено множество комбинаций.

Они могут исполняться из различных состояний: из Родительского, когда человек копирует действия (игру) близких; из Взрослого, тогда все продумано по принципу «здесь и сейчас»; из Детского, в этом случае игры исходят из тех переживаний, решений и психологических позиций, которые ребенок занимал в отношении себя и других в раннем детстве.

Трансактный анализ — это вид интеракционной психотерапии, которая, как правило, применяется в групповой форме. Пациенты знакомятся с основными понятиями, вырабатывают собственное четкое понимание механизмов поведения и причины их расстройств у конкретного человека. Психотерапевт и пациенты используют для работы доску и мел.

Целью является понимание членами группы того, в рамках какого Я-состояния они функционируют в повседневной жизни (структурный анализ). Пациенты исследуют свое раннее программирование, те «установки», которые они принимали от родителей, и детские решения по поводу собственного достоинства («я о'кей», «я не о'кей») и психологической позиции.

Для полноценной реализации потенциала взрослых людей пациентам необходимо постоянно изменять и улучшать те модели поведения в обществе, которые они усвоили, когда были детьми. Когда обнаруживается, что эти стратегии больше не работают, нужно поменять их на другие, более совершенные. С точки зрения ТА это означает, что человеку надо завершить выполнение сценария и достигнуть автономии.

Если в детстве было принято какое-либо ошибочное решение, то, используя различные психотерапевтические методики, каждый пациент в группе может повторно пережить сцену из своего детства, «вернуть» те или иные ситуации, в которых им было принято нерациональное, губительное решение по поводу себя и своей дальнейшей жизни. По завершении курса сеансов люди сами могут сформировать новый жизненный сценарий на сознательном и подсознательном уровне и скорректировать свою жизненную позицию.

Главная задача техник ТА — помогать людям получить автономию, основными составляющими которой являются четкое осознание своей роли и места в обществе, способность адекватно ставить цели и достигать их, взаимодействуя с окружающими. Автономия подразумевает также умение успешно выходить из проблемных ситуаций, используя весь потенциал зрелой («взрослой») личности.

ТА тесно связан с другими направлениями в психологии, особенно с учением Фрейда. Несмотря на свою внешнюю простоту, он имеет тщательно продуманную и глубоко обоснованную теорию. С момента своего создания она претерпела множество изменений.

Читайте также:  Позитивная психотерапия - психология

Основатель направления, Психиатр Эрик Берн, часто указывал на необходимость усовершенствования и дальнейшей разработки концепций. Этим занялись его ученики.

С целью развития исследований в области ТА была учреждена премия имени Эрика Берна. Особенность этого метода заключается в том, что записи психотерапевта всегда доступны для пациента.

Для облегчения общения со специалистом все термины излагаются на понятном для неподготовленного человека языке.

Трансактный анализ может применяться как в отдельности, так и в сочетании с такими методами, как гештальт-терапия, модификация поведения, психодрама.

Источник: https://neurofob.com/therapeutic-measures/another-therapy/transaktnyj-analiz.html

Транзактный анализ

Что такое транзактный анализ и каковы практические преимущества этого метода терапии?

1956. Американский психиатр Эрик Берн (Eric Berne, 1910–1970) начал работу над собственным психоаналитическим методом. Концепцию разных состояний «Я» (эго-состояний) он позаимствовал у своего учителя, психоаналитика Пауля Федерна (Paul Federn,1871-1950), который был одним из первых учеников Зигмунда Фрейда.

Однако предложенная Берном теория строения личности отличалась подлинной оригинальностью, подразумевая наличие в каждом из нас трех основных эго-состояний – Ребенка, Родителя и Взрослого. На ее основе Эрик Берн создал схему взаимодействий между людьми.

Он использовал слово «транзакция», которое буквально означает сделку – подразумевая, что наши коммуникации в идеале всегда должны быть взаимовыгодными. Главной задачей своего метода он видел максимально быстрое избавление клиентов от неприятных симптомов и дискомфорта.

В 1961 году Эрик Берн выпустил книгу «Транзактный анализ в психотерапии». Метод обрел огромную популярность в США, а во второй половине 1970-х годов распространился и в Европе.

Транзактный анализ основан на концепции, согласно которой у каждого человека есть три эго-состояния (состояния личности) – Ребенок, Родитель или Взрослый. В каждый момент времени мы находимся в каком-то одном из них.

Метод позволяет научиться различать в себе эти эго-состояния и эффективно использовать их в общении.

В результате транзактного анализа можно научиться более ясно понимать себя и строить более гармоничные отношения с окружающими как в личной, так и в профессиональной сфере.

Предмет транзактного анализа – общение клиента с окружающими людьми. Цель анализа – выяснить, какая из трех составляющих его личности преобладает в разных ситуациях. Ребенок является воплощением эмоциональной жизни, наших мотиваций и внутренних ощущений.

Эго-состояние Родителя выражается в критической оценке различных ситуаций, соблюдении моральных принципов и норм, в «опекающей» манере поведения. Наконец, Взрослый собирает информацию, внимательно оценивает и анализирует обстоятельства, принимает взвешенные решения.

Такой подход объясняет, почему наши коммуникации (транзакции) далеко не всегда ведут к желаемым результатам. Нередко, например, Взрослый в нас, желая серьезно и вдумчиво обсудить какую-нибудь проблему с другим Взрослым, встречает в собеседнике лишь раздраженного Родителя или маленького капризного Ребенка.

Понять собственные эго-состояния, научиться определять их в своем собеседнике и выстраивать между этими эго-состояниями оптимальное взаимодействие – задача транзактного анализа.

С самых первых сеансов клиент заключает с терапевтом устный «контракт на изменение», в котором определяются цели работы и пути их достижения. В ходе терапии контракт может быть пересмотрен, но только после обсуждения. Терапевтическая работа основана на исследовании слов, эмоций и чувств клиента.

С помощью терапевта клиент познает себя, структуру своей личности, учится распознавать по внешним и внутренним признакам, в каких состояниях «Я» он чаще всего бывает и как это сказывается на его поведении и общении.

Терапия помогает клиенту измениться: вновь обрести в себе Естественного Ребенка, укрепить позиции уставшего от борьбы Родителя, научиться разрешать свои проблемы с позиции Взрослого и восстановить уверенность в себе и в своих силах. По мере прогресса в работе терапевт предлагает клиенту опробовать новые модели поведения.

В результате успешной терапии клиент обретает уверенность в себе и способность открыто выражать свои истинные эмоции, в то же время находя для них социально приемлемые формы и эффективно общаясь с другими людьми.

Транзактный анализ рекомендован всем, кто испытывает трудности в общении, хочет побороть свою робость, агрессивность, подозрительность, недостаток уверенности в себе.

Метод может быть использован в рамках семейной терапии – он помогает проанализировать особенности общения между партнерами и выявить скрытые противоречия и конфликты.

Также он может быть полезен для руководителей предприятий как основа тренингов, направленных на повышение коммуникативных навыков сотрудников.

Транзактный анализ проводится в группах и индивидуально. Групповые встречи проходят один раз в неделю, обычно в течение трех месяцев. Стоимость такого цикла встреч 15–20 тысяч рублей.

Индивидуальные консультации – 1,5–2-часовые сеансы раз в неделю. Как правило, требуется 4–6 сеансов, однако в некоторых случаях терапия может затягиваться и на несколько лет.

Стоимость одного сеанса составляет от 2500 до 7500 рублей.

Источник: http://www.psychologies.ru/psychotherapy/methods/tranzaktnyiy-analiz/

Трансактный анализ

Трансактный анализ - психология

Трансактный анализ — это психотерапевтическая теория человеческой личности, созданная Эриком Бернсом. Она считается одной из наиболее понятных, эффективных и интересных психологических моделей, применяемых в работе психотерапевтов, психологов и бизнес-консультантов.

Что собой представляет метод трансактного анализа?

Трансактный анализ — это рациональная методика, основанная на том, что каждый человек может и должен научиться принимать самостоятельные решения, думать за себя, доверять самому себе и открыто выражать собственные чувства и эмоции.

Принципы трансактного анализа могут применяться практически везде, где существуют межличностные отношения: дома, в школе, на работе, при общении со знакомыми и незнакомыми. С точки зрения ТА человек рассматривается, как продукт взаимодействия с окружающими его людьми.

Данная методика основывается на том, что все люди, за редким исключением, обладают способностью мыслить, а поэтому они могут сами определять собственную судьбу, и, при желании, изменять свои решения.

Особенности трансактного анализа

Согласно трансактному анализу в каждом человеке можно выделить три эго-состояния (системы поведения и опыта): ребенок, взрослый и родитель. Каждое эго-состояние — это образец мышления, поведения и чувств. Существует три аксиоматических положения, позволяющих выделить систему поведения и опыта:

  • каждый из нас когда-то был ребенком (эго-состояние «ребенок»);
  • каждый нормально развитый человек способен адекватно оценивать окружающую реальность, систематизировать информацию, приходящую извне, а также принимать разумные решения (эго-состояние «взрослый»);
  • у каждого человека были родители (или люди, их заменившие). Поэтому в любую личность внедрено родительское начало в виде эго-состояния «родитель».

Трансактный анализ занимается изучением вербальных и невербальных компонентов поведения человека, таким образом диагностируя эго-состояния личности.

Цель и задачи метода трансактного анализа

Основной целью трансактного аналитика является реконструкция личности при помощи пересмотра жизненных позиций. С точки зрения психологии, каждый человек проживает свою жизнь по сценарию, написанному при активном участии родителей и близких ему людей, и все принимаемые им решения «запрограммированы» заранее.

Они основаны на стереотипах, некогда необходимых для выживания, однако в настоящий момент в большинстве своем бесполезных.

Поэтому главная задача трансактного анализа — помочь человеку осознать непродуктивность стереотипов его поведения, мешающих принимать адекватные решения и формировать новую систему ценностей, исходя из собственных возможностей и потребностей.

Кому помогает трансактный анализ, в каких случаях и для коррекции каких проблем этот метод используется?

ТА используется для разрешения следующих проблем:

  • фобии и зависимости;
  • трудности при налаживании отношений с другими людьми;
  • неуверенность в себе, робость или же явные проявления агрессии.

Также данная методика используется при работе с «проблемными» супружескими парами. После выяснения, в каких эго-состояниях находятся супруги в момент общения, трансактный аналитик помогает мужу и жене реконструировать их отношения и лучше понимать друг друга.

Вместе с тем ТА используется при решении недоразумений, возникающих между родителями и детьми, при выборе жизненного пути, проблемах личностного роста и развития, а также он используется в рабочих коллективах для улучшения взаимопонимания между сотрудниками.

Источник: http://medafarm.ru/psychology/transaktnyi-analiz

Психология общения — Трансактный анализ Э.Берна. Виды трансакций

Трансактный анализ (ТА) — направление психологии, рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчиненных уровней организации индивидуальной психики. Трансактный анализ как психотерапевтический метод был разработан в 50-х годах XX в. американским психологом и психиатром Эриком Берном, который опирался на представления З.

Фрейда о структуре личности. Берн утверждал, что им осуществлена адаптация психоанализа с целью его более широкого и эффективного использования.  Берн сосредоточил внимание на межличностных отношениях, лежащих в основе типов человеческих “трансакций”. Этих состояний, по Э. Берну, существует три: Родитель, Взрослый и Ребенок.

В разных ситуациях общения могут активизироваться различные состояния Я и определять собой конкретные структуры «трансакции». Определенное место Берн отводит понятию “игра”, используемому для обозначения всех видов лицемерия, неискренности, других негативных приемов, имеющих место в отношениях между людьми.

В каждый момент времени наше Я находится в одном их трех состояний    Родитель,    Взрослый,

    Дитя.

Виды трансакций.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРАНСАКЦИИ

Основная особенность дополнительных ТА в том, что векторы общения параллельны и никогда не пересекаются. Пока ТА дополнительны — процесс коммуникации между людьми будет протекать гладко и неопределенно долго. Это правило не зависит ни от природы ТА, ни от их содержания.

Дополнительная ТА имеет под собой совпадение ожиданий, при этом Я-состояние, в которое обращаются, является источником реакции.

ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ТРАНСАКЦИИ

возникают, когда на определенный стимул следует неожиданная реакция. Именно этот тип ТА доставляет Наибольшие хлопоты в общении. При перекрестной ТА векторы не параллельны друг другу, а Я- состояние, в которое обращаются, не является источником реакции.

Например, стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый — Взрослый: «Ты не видела, где мои запонки?». Дополняющим здесь может быть признан ответ: «Запонки лежат на столе».

Однако собеседник может вспылить: «Вечно я у тебя во всем виноват!» (Детский вариант) или «Ищи их там, куда сам положил!» (Родительский вариант). После пересекающейся ТА процесс коммуникации временно прекращается.

Начинается позиционная борьба, которая длится до тех пор, пока векторы будут приведены в порядок. Для восстановления контакта одному собеседнику или обоим в паре необходимо изменить свое Я-состояние.

СКРЫТЫЕ ТРАНСАКЦИИ

являются более сложными. Это связано с тем, что поведение людей не всегда соответствует их социальному положению. На социальном уровне, например, начальник может быть и маленьким мальчиком и покровительствующим отцом. Скрытые ТА требуют одновременного участия более, чем двух состояний, одно из которых маскируется.

Открытое сообщение происходит на внешнем социальном уровне, скрытое — на психологическом уровне. Скрытые ТА — это шифровка, секрет, по крайней мере, для Я- состояния Взрослого. Соответственно, результат такой ТА определяется на психологическом, а не на социальном уровне.

Это можно рассмотреть на примере торговой ситуации.

Продавец: Эта модель лучше, но боюсь, что она вам не по карману.Покупательница: Вот ее-то я и возьму.Продавец на уровне Взрослого констатирует два факта: «Эта модель лучше» и «Она вам не по карману».

На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить: «Вы, безусловно, правы и в том, и в другом». Однако скрытый, психологический вектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к Дитя покупательницы.

Ответ, который дал Дитя, показывает правильность анализа. Покупательница думает: «Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей».

Эта ТА дополнительна на обоих уровнях, поскольку продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть как ответ Взрослого, решившего сделать покупку.

Источник: https://cribs.me/psikhologiya-obshcheniya/transaktnyi-analiz-e-berna-vidy-transaktsii

Трансактный анализ

Трансактный анализ - психология

Кому подойдет трансактный анализ

К сожалению, многие до сих пор считают, что к психологам обращаются только не вполне здоровые люди. Я хочу бороться с этим мнением, потому что трансактный анализ – для здоровых людей, для повышения их осознанности и улучшения качества жизни.

Читайте также:  Управление агрессией - психология

Если у человека не выходит реализовывать новые проекты, возникает тревога по поводу смены работы, не получаются личные отношения, периодически возникают соматические проблемы, – во всех этих случаях ему подойдет трансактный анализ.

Эта концепция на основе психоанализа применима в любых нормальных ситуациях, когда клиент чем-то не доволен, неэффективен, его мучают страхи, тревоги, даже депрессии, он хочет совершить карьерный рост, сбросить лишний вес, пережить боль потери.

Что такое трансактный анализ

В середине ХХ века американец Эрик Берн на основе классического психоанализа Фрейда разработал свою концепцию, включившую теории личности, коммуникаций и детского развития. По теории Берна, структуру личности можно охарактеризовать тремя «эго-состояниями»: Родитель, Ребенок и Взрослый.

Одна из главных отличий этого метода – уход от слишком интеллектуального психоанализа. Берн хотел создать такой метод, чтобы пациенту был предельно ясен язык его терапевта и схема его работы. «Я должен общаться так, чтобы меня понимал пятилетний ребенок», — говорил Эрик Берн.

Сейчас трансактный анализ, который активно развивается в Великобритании, трансформировался и ушел достаточно далеко от заявленных Берном принципов, оброс терминологией.

Однако его цель не изменилась: главное — помочь клиенту осознать свой жизненный сценарий и получить независимость, освободить от повторения навязанных программ поведения, сделать возможным для него полноценные отношения.

В результате личность получит автономию, сможет решать собственную судьбу, принимать ответственность не только за свои действия, но и за чувства. Главная идея трансактного анализа сформулирована так: мы пришли в этот мир прекрасными, а окружающая среда засорила нашу психику. Надо просто убрать эти засоры, и мы снова будем прекрасны.

Понятие «родительских приказаний» может передаваться всем образом жизни родителей. Например, ребенку говорят – не будь значимым, и тогда всю свою жизнь он не будет требовать того, что ему необходимо. При общении с родителями мы бессознательно записываем их программы – так и рождается наш внутренний Родитель.

Мой личный опыт воспитания приемных детей показал, что я пытаюсь воспитывать их не совсем корректными методами, которыми воспитывали меня.

При этом я вспомнила, как в детстве меня это угнетало, но мой внутренний Родитель включился! Так же он может включаться не только по отношению к внешним объектам, но и к себе: например, совесть — это тоже внутренний Родитель. Иногда это прекрасно, ведь нормы поведения тоже передаются вместе с внутренним Родителем. Но если пример не был позитивным, он не помогает жить, а угнетает, не дает развиваться. Трансактный анализ выявляет часть личности, которая относится к внутреннему Родителю. Когда человек сможет отделить свое взрослое состояние от внутреннего Родителя, он сможет смело пойти вперед без тревоги и страха.

Контракт

Обязательным при консультировании в трансактном анализе является контракт между клиентом и консультантом. В этом документе, который может быть заключен и устно, оговариваются цели терапии, пути, достижения этих целей, требования к пациенту.

Наличие контракта необходимо, потому что ответственность за него несут две стороны — и клиент, и консультант. На первых нескольких сессиях они проясняют проблему, обговаривают период лечения и его стоимость.

Главное отличие здесь от психоанализа в том, что эта бизнес-модель дает четкое понимание, чего необходимо достичь и за какие сроки. Например, в течение 10 сессий можно выявить причины низкой самооценки. А чтобы их проработать, нужно перезаключить контракт.

Такая фокусированная работа дает видимый результат. Если проблем несколько, можно выбрать самую главную, а затем заняться другими. Клиент должен понимать, что все проблемы невозможно решить одновременно.

Трансактный анализ предлагает два пути работы: краткое консультирование, направленное на определенную проблему, и долгосрочное, позволяющее глубинно проработать проблему и дождаться результата от терапии. Второй вариант подразумевает и заключение антисуицидального контракта. Но не стоит этого опасаться.

Терапия может даваться клиенту очень нелегко, а в какой-то момент он даже захочет сбежать от нее, провалившись в депрессию. Это нормальное развитие процесса терапии. По мнению Берна, каждый человек в младенчестве пишет свой сценарий, а потом в течение всей жизни реализовывает его.

Как правило, сценарий этот негативный и предполагает самоубийство, убийство или же лишение рассудка. Когда становится невыносимо, человек может начать реализовывать один из этих сценариев. Чтобы этого не произошло, консультант переживает депрессию вместе с клиентом, постепенно отыскивая ее глубинные причины.

Долгосрочная работа трансактного анализа направлена на выявление негативного жизненного сценария и дальнейшую работу над его изменением.

Практикующий психолог Элина Иванова

Источник: http://goodpsy.ru/transaktnyj-analiz

Про трансактный анализ (транзакционный анализ, ТА)

АВТОР: МАРИЯ САВИНА

Объяснить основы ТА проще всего, обратившись к истории, поскольку самое важное, что определило философию, теорию и практику этого направления, было привнесено его создателем –

Эриком Берном

Говоря о рождении и развитии психотерапии, часто упоминают родоначальника психоанализа Зигмунда Фрейда. Используя метод свободных ассоциаций, он предложил структурную теорию психики и открыл бессознательные.

Однако Эрик Берн был равным по значению первооткрывателем. Исследуя невербальные проявления человеческой коммуникации, он предложил структурный анализ личности и транзакционный анализ.

Начиная с 50-х годов в Сан-Франциско проводились семинары по «социальной психиатрии», в которых обсуждались базовые понятия стуктурного анализа (Эго-состояния Взрослый, Родитель, Ребенок) и трансакционного (трансактного) анализа (времяпрепровождение, игры, сценарий).

Если теория Фрейда опиралась на умозаключения при анализе свободных ассоциаций и снов, то Берн выбрал другую «дорогу в бессознательное» – наблюдения за скрытыми (невербальными) знаками, проявляемых в общении.

Первым шагом на пути к новым горизонтам было открытие и анализ Эго-состояний

(термин предложен психоаналитиком Берна Федерном для обозначения наблюдений нейрохирурга Пенфилда, которые описывали возникновение целостных и дискретных состояний при раздражении коры головного мозга у эпилептиков).

Анализируя жесты, мимику, эмоции, когнитивный стиль, проявляемые в беседе, Эрик Берн фиксировал дискретные состояния, в которых пациент играл, веселился, шутил или скромничал и подчинялся как Ребенок, трезво оценивал состояние вещей, тестируя реальность как Взрослый,  или напоминал фигуру прошлого пациента (Родителя), которая была заботливой или поучающей.

По мысли Берна, в здоровой психике в разное время  проявляют себя все три Эго-состояния, при этом спонтанность обуславливается свободным перетеканием энергии между ними; в то же время, в большинстве случаев Взрослый берет на себя контроль над ситуацией, сохраняя социальную приемлемость поведения.

Структурный анализ Берна легко объяснял возникновение множества психиатрических синдромов (от психогений и  неврозов до психотических расстройств, включая пограничное расстройство личности и  биполярное расстройство).

Это объясняется тем, что метко схваченные и обозначенные наблюдения Берна отражают обширные пласты человеческой психики: 

  • растущую эмоциональную археопсихику, определяющую поведение привязанности и контактирующую в своей глубине с инстинктами Ид (Ребенок); 
  • экстеропсихику — интроекты , возникшие в разные периоды развития, заключающие в себя и свойства реальных воспитателей, и фантастические черты, созданные воображением ребенка (эти интроекты определяют прежде всего способы обращения индивида с другими и самим собой); 
  • неопсихику —  психику, ориентированную на оценку реальности, установление связного повествования о себе и фиксацию причинно-следственных связей. 

Археопсихика и экстеропсихика включают в себя набор различных дискретных состояний (например, расщепленные части в Ребенке, различные родительские фигуры в Родителе), что подтверждает и теория объектных отношений. Взрослый же – это некое более целостное образование, в сами функции которого входит сопоставление внешних и внутренних явлений для создания целостной – и управляемой – картины происходящего. 

Именно с работы над Взрослым Эго-состоянием (узнавание своих Эго-состояний, деконтаминации, работы с границами эго-состояний) начинал свою терапию Эрик Берн. Проявления структурной патологии ярче всего видны в общении, поэтому дальнейшим развитием теории Эго-состояний являлся собственно

Трансактный анализ

В отличие от Фрейда, для которого социум был лишь препятствием для выражения инстинктов, Берн широко охватил и раскрасил яркими определениями явления общественной жизни, создав теорию, объясняющую мотивации и внутрипсихические механизмы социального взаимодействия.

Глядя с позиций структурного анализа на общение между людьми, известное испокон веков, он впервые за многие столетия рассмотрел в нем повторяющиеся паттерны – времяпрепровождения и игры.

Эти способы взаимодействия заполняли большую часть времени, которые люди уделяли друг другу, и удовлетворяли их потребности – стимульный голод, стремления к позитивному или негативному признанию, потребность в структурировании времени, стремление к получению удовольствия от общения с другим, а также – что важно – избегание близости.

Времяпрепровождение

  — является самой частой формой поверхностного социального контакта, включающее обмен открытыми трансакциями Родитель-Родитель или Взрослый-Взрослый. Оно безопасно для участников такого общения, поскольку (по негласным правилам) не затрагивает чувств Ребенка.

По мере установления знакомства мирные светские беседы (например, Собрание Учителей и Родителей для обсуждения разгула преступности в обществе) прерываются встрясками, которые хотя и рассматриваются как случайные, являются повторяющимися и запланированными – последовательностями трансакций.

– это обмен скрытыми трансакциями, направленными на удовлетворение нужд Ребенка участников.

В поздних работах Берн приводил более развернутое определение игр, для настоящего же обсуждения важно то, что игры начинаются с социально-приемлемого «крючка», за которым следует быстрое переключение ролей, после которого Ребенок игрока получает право выражать эмоции в отношении окружающих, которые он не мог разрешить себе до игры.Драматизм переключения определяется степенью расщепления Ребенка: между частью, обращенной в социум и адаптированной под него, начинающей игру, и частью, которая скрывается от себя и окружающих  и потребности которой в игре удовлетворяются. Степень глубины расщепления играющих частей Ребенка и выраженность дискомфорта спрятанной игровой части определяет уровень драматизма игры: игры 1-й степени вызывают легкие пересуды за кухонным столом, игры же 3-й степени заканчиваются в тюрьме, больнице или психиатрической клинике.
 

Игры (повторяющиеся короткие последовательности  транзакций) входят в состав более сложных последовательностей —

Сценария.  

Концепция сценария  — это самая динамично меняющаяся концепция в ТА, в результате чего сценарий получал много разных определений. Некоторые определения ушли далеко от определений Берна (сценарий как жизненный план, или как сложная последовательность трансакций).
Тем не менее, всеми признается, что это некий – выбранный самим индивидом– способ общения с другими, собой и миром, который вырабатывается исходя из опыта отношений раннего детства. Способ, постоянство которого определяет и структурную патологию. При этом в каждом сценарии существуют фрагменты, которые удовлетворяют потребности Ребенка, вписывая их удовлетворение в социальные нормы, а также фрагменты, в которых интересы собственной психики не учитываются, а окружение и внутренняя реальность воспринимается с большими искажениями (преувеличениями или игнорированиями). Такие – дисфункциональные – части сценария и лежат в основе многих психопатологических состояний. Задолго до появления выводов Винникота Берн определял психическую патологию как следствие особенностей раннего окружения.   Картина, нарисованная Берном, может восприниматься с ужасом: он рисует мир, в котором люди разобщены, избегают близости и находятся в плену своего прошлого. Времяпрепровождения и игры являются заместителями реальной жизни и реальной близости, не позволяющими осознать глубину экзистенциального отчаяния. Но Берн не таков, чтобы поддаваться пессимизму. Он радуется празднику жизни, пробуя и оценивая все блюда, которые на нем предлагают. С огромной наблюдательностью, чуткостью и чувством юмора он наблюдает за спектаклями, устраиваемыми людьми. Его книги пронизаны восхищением перед мастерством игроков. Там, где другие видели только психопатологию, Берн уловил творчество маленького ребенка, который проявил изобретательность в нахождении способа удовлетворения своих потребностей, при этом обеспечивая себе  безопасность и принятие со стороны раннего окружения.Предоставляя пациенту возможность исследовать себя, свои способы взаимодействия с миром, трансактные аналитики, вслед за Берном, предоставляют возможность изменить свой сценарий, выйти из него, чтобы по-новому оценить, что такое настоящая близость и настоящая жизнь.Свой психолог Савина Мария Александровна

Источник: http://svoj-psiholog.ru/stati/transaktnyj_analiz/pro_transaktnyj_analiz_tranzakcionnyj_analiz_ta.html

Ссылка на основную публикацию