Такие разные времена — психология

Мужчина и женщина. Почему мы такие разные?

Такие разные времена - психология

Как мужчины просто не представляют свою жизнь без общения с женщинами, так и женщины стремятся окружить себя обществом сильных мужчин. И все бывает хорошо до тех пор, пока поверхностное общение и легкий флирт не перерастают в более тесные отношения.

И вот тогда оказывается, что они совсем не понимают друг друга. Он из чуткого и внимательного обожателя превращается в грубого и бесчувственного чурбана. А вместо нежной и ласковой кошечки возникает плаксивая и требовательная фурия.

Неужели они просто до поры до времени скрывали свое истинное лицо? Или дело совсем в другом – в том, что, не понимая особенностей друг друга, мужчина и женщина своим поведением и различиями во взглядах на ситуацию провоцируют у партнера проявление самых плохих и неприятных черт.

Может, можно избежать этого, если лучше понимать, чего хочет она, и чего не хочет он, и как сделать так, чтобы оба чувствовали, что их понимают и принимают такими, как они есть.

Давайте разберемся, почему мужчине и женщине так трудно бывает найти общий язык, в чем заключаются коренные отличия их внутреннего мира, и почему они возникают. Ведь только поняв другого и посмотрев на мир его глазами, мы получаем возможность построить не только близкие, но и гармоничные отношения с партнером.

Когда мы понимаем, почему он так делает, и что им движет не злой умысел или желание нас обидеть, а просто привычный способ реагирования в кризисных ситуациях, то мы склонны относиться к этому гораздо более спокойно.

Тогда у нас появляется выбор: выдать привычную реакцию в виде упреков и обвинений или же попытаться в доступной для партнера форме донести свое видение ситуации и попытаться найти устраивающее обоих решение.

Большинство из нас считает себя достаточно адекватными людьми, способными вполне объективно воспринимать реальность. Но если Вы посмотрите на какую-то сложную ситуацию глазами мужчины и сравните эту картинку с той, какой видит ее женщина, то Вы удивитесь, насколько разными они будут.

А все дело в том, что все события нашей жизни преломляются через призму наших оценок и эмоций, которые мы по этому поводу испытываем. И одно и то же событие интерпретируется по-разному  зависимости от того, какое значение ему придает человек.

Мужчина и женщина до такой степени по-разному расставляют акценты в той или иной ситуации, что попросту образуют две совершенно разные эмоциональные реальности – ее и его.

Это происходит потому, что мужчины и женщины имеют не только чисто физиологические отличия, но и воспитываются по-разному, даже если растут в одной и той же семье. Уже в младенческом возрасте одни и те же действия ребенка оцениваются окружающими не одинаково.

Так, когда мы слышим крики новорожденного мальчика, то, как правило, отмечаем силу его голоса и хорошие легкие. А когда так же громко кричит девочка, то мы склонны рассматривать это как признак ее тревожности и капризности.

Получается, что изначально мы уделяем большее внимание эмоциональной жизни девочки, в то время как для действий мальчика у нас существуют совсем другие критерии оценки – его сила и приспособляемость к миру.

Ученые, наблюдавшие за тем, как матери общаются со своими маленькими детьми, пришли к выводу, что они пользуются гораздо более широким спектром эмоций по отношению к своим дочерям.

Они чаще используют различные эмоциональные выражения, рассказывая им что-то, например, сказку. И могут долго и в подробностях обсуждать разные эмоциональные нюансы той или иной ситуации, и раскрывать тонкости отношений героев повествования.

С мальчиками же они этого не делают, и обсуждают их эмоциональную жизнь по большей части в рамках контроля над негативными эмоциями. Такие темы, как гнев, его разрушительные последствия и как с ним справляться, периодически возникают при беседе родителей с мальчиком.

Часто это происходит после каких-то агрессивных действий ребенка и принимает форму разных назидательных историй.

Поскольку девочки быстрее и лучше овладевают языком, они учатся также более четко и ясно выражать свои эмоции. В то же время мальчики способны довольно смутно различать свои эмоциональные состояния, а тем более сложно им выразить их в словестной форме. Гораздо легче они различают сильные негативные эмоции, такие как злость и гнев, и склонны выражать их в форме физической агрессии.

А такие действия, естественно, не одобряются родителями. Т.о. получается, что мальчик и так менее способный различать свои эмоциональные состояния, вынужден их еще и подавлять, чтобы не вызвать недовольство родителей. В результате, эмоциональная жизнь мужчины остается для него самого полуосознанной, а сильные эмоции рассматриваются им, как нечто опасное, угрожающее ему или близким людям.

После такой многолетней тренировки в подавлении и удержании под контролем своих эмоций, не удивительно, что мужчина испытывает определенные трудности в их выражении. И хотя изначально такой предохранительный барьер был поставлен им против негативных эмоций, он так же хорошо срабатывает и для более позитивных чувств.

Кроме того, не умея понять себя и не замечая у себя даже явных проявлений сильных эмоций, мужчины становятся также относительно нечувствительны к эмоциональным проявлениям других людей. Они попросту не замечают те изменения в мимике и движениях, которые совершенно очевидны для женщин.

И способны заметить только очень сильные эмоции, которые не заметить попросту нельзя.

Я вовсе не хочу сказать, что все мужчины – эмоциональные слепцы. Среди них есть и такие, которые способны лучше женщин чувствовать малейшие движения души собеседника. Но такие мужчины являются скорее исключением из правил.

Большинство же мужчин надевают на себя темные защитные очки, которые сильно искажают их восприятие эмоциональной жизни другого человека, делая краски более тусклыми, а движения немного смазанными.

Понятно, что степень затемнения таких защитных стекол у всех разная, как и способность воспринимать и понимать эмоции, свои и окружающих.

Уделяя больше внимания эмоциональной стороне жизни, девочки учатся читать по людям, что они чувствуют в тот или иной момент времени. А научившись это видеть, используют полученную информацию в своих целях. Поскольку они обладают более слабыми физическими данными, то склонны искать обходные пути для достижения цели, в т.ч. используя манипулятивные техники.

Вот тут им как никогда полезной оказывается способность чувствовать других и играть на этих чувствах. Даже желая отомстить обидчику, они склонны делать это не открыто, а предпочитают распустить сплетни или настроить кого-то (того же мальчика) против.

Мальчики же напротив, испытывая недовольство словами или действиями другого, склонны лезть в драку, открыто выражая свое неудовольствие.

Еще одним существенным различием между полами является то, как они взаимодействуют в игре с представителями своего пола и какие игры выбирают. Так, девочки предпочитают собираться небольшими группами, затевая игры, имитирующие отношения, например дочки-матери.

Но даже если это и игры другого типа, то все равно девочки предпочитают играть в них своим узким кружком, с неохотой принимая в этот круг посторонних.

И самую выгодную роль в этой игре будет иметь та девочка, которая умеет найти подход к каждой из подруг и объединить их вокруг общего дела.

При этом, если в ходе игры с одной из подружек происходит какая-то неприятность, то все остальные собираются вокруг нее, чтобы помочь или хотя бы утешить. Игра не продолжается до тех пор, пока душеное состояние пострадавшей не будет восстановлено.

Мальчики же предпочитают играть совсем по-другому. Они любят собираться большими открытыми группами, где, чем больше народу, тем веселее. При этом, в группе царит дух соперничества, где каждый мальчик стремится показать свои способности и добиться превосходства над соседом.

В такой группе больше ценится личная сила и доблесть, а не способность ладить с другими.

И если с кем-то из мужской компании происходит неприятность, то его задача – не показать, насколько ему плохо, а максимально быстро справиться с ситуацией и постараться не мешать остальным продолжить игру.

Т.о., мы можем сделать вывод, что для мужчины более характерна независимая и даже немного отстраненная позиция с сильным акцентом над контролем собственных чувств. В то время как женщины ищут опору в окружающих, пытаясь делить с ними и радость и беду.

Соответственно, мужчина рассматривает как реальную угрозу собственной целостности и независимости любые попытки женщины сблизиться и проникнуть в тайны его эмоциональной жизни. В то время как для женщины именно такое поведение является наиболее естественным, поскольку, только разделяя свои эмоции с другими, она чувствует истинную близость и понимание.

Вот так и получается, что то, что хорошо для женщины – автоматически плохо для мужчины, и наоборот.

Начиная с раннего детства, женщина учится настраиваться на эмоциональную волну собеседника, и с годами делает это практически непроизвольно. Она привычно держит руку на пульсе беседы, пытаясь определить, что чувствует собеседник, и как он к ней относится.

Но для мужчины такое поведение непривычно и неприятно, что он и демонстрирует, периодически прося оставить себя в покое, не трогать, не отвлекать и т.п. А для женщины такое пожелание практически невыполнимо, подобно требованию  к человеку с хорошим слухом перестать слушать или делать это избирательно.

Не делая такой сильный акцент на своих и чужих чувствах, мужчина просто не понимает, почему это женщина постоянно хочет залезть к нему в душу, воспринимая естественное для нее поведение как посягательство на личную свободу.

И реагирует на это психологическим бегством — он попросту закрывается, стремясь прервать контакт и остаться одному, чтобы восстановить внутреннее равновесие. Что в свою очередь, абсолютно неприемлемо для женщины.

В ее мире это означает, что что-то происходит не так. Возможно, она сделала что-то, что расстроило или обидело мужчину.

Естественно, что, руководствуясь подобными предположениями, она стремиться понять, что же произошло, и начинает еще более настойчиво искать общества мужчины – заводить разные разговоры, задавать вопросы, обсуждать чувства. Для мужчины такое ее поведение достаточно дискомфортно даже в спокойном состоянии.

А когда он уже взвинчен предыдущим разговором, то желание женщины догнать его и поговорить воспринимается им почти как нападение.  А как мужчина привык реагировать на нападение? Правильно, ответной агрессией.

Но учитывая то, что перед ними все-таки женщина, и он должен ее защищать, а не нападать на нее, мужчина выбирает другой способ защиты – еще большее отстранение и полное прерывание психологического контакта.

Он уходит в другую комнату, берет в руки газету, садится за компьютер – в общем, всем видом показывает, что очень занят и его нельзя тревожить.

И только в крайнем случае, не имея возможности сдержать заполняющие его чувства или защищаясь от продолжающихся попыток женщины поговорить не смотря ни на что, мужчина может выразить неудовольствие происходящим не только словами и голосом, но и ударами (в большинстве случаев – по попавшимся под руку твердым предметам типа дверей или стен).

Женщина воспринимает такое поведение мужчины как несоответствующее ситуации. Она не может понять, откуда этот гнев и такое раздражение.

И поскольку ничего в текущей ситуации, на ее взгляд, не могло вызвать такую бурю эмоций, то она приходит к вполне логичному выводу, что это происходит потому, что чувства мужчины к ней изменились (или их не было вовсе).

А такие страшные предположения требуют немедленной проверки и обличения коварного мужчины, столь подло обманувшего ее ожидания.

В результате, в порыве эмоций женщина, не умеющая и не желающая сдерживаться, выливает на мужчину поток обвинений во всех настоящих и прошлых грехах.

И теперь уже наступает очередь мужчины чувствовать себя обманутым и преданным — оказывается, что он не достаточно хорош для своей любимой женщины, и она с ним несчастна. А для мужчины нет ничего страшнее этого.

Ведь для него очень важно знать, что все, что он делает, кому-то нужно, что сам он важен и ценен для женщины, и ей с ним хорошо. А тут вдруг оказывается, что все, что он делал, не имеет смысла, и она просто перечеркнула все это двумя-тремя фразами.

Мужчина не может понять, что свои возмущенные реплики женщина адресует, прежде всего, конкретно этой ситуации, выражая ими скорее свои чувства, чем действительно стремясь разорвать отношения.

Да и как он может это понять, если женщина, не подбирая слова, говорит Ты такой-сякой, ты испортил мне жизнь.

И что остается в такой ситуации делать мужчине? Только перестать портить ей жизнь, и уйти.

Вероятнее всего, спустя какое-то время и поостыв немного, обе стороны захотят потом восстановить отношения. Ведь связывает их так много хорошего, да и любовь – это не то чувство, которое можно легко перечеркнуть.

Но, не смотря на желание восстановить отношения и последующий после примирения период видимой гармонии и взаимопонимания, на душе обоих остается горький осадок от пережитого.

Читайте также:  Физиологический инфантилизм - психология

И если подобные сцены будут повторяться вновь и вновь (а они будут повторяться, если мужчина и женщина не научатся лучше понимать друг друга), то рано или поздно они приведут к окончательному разрыву.

Вот так печально может закончиться даже самая красивая история любви. А причиной всему будет отсутствие банального понимания особенностей друг друга, упрямое нежелание стать на позицию партнера и эгоистическое отстаивание своих интересов, забывая о том большем, что есть в паре двух любящих людей.

Но что же делать? – спросите Вы.

Значит невозможно надеяться на гармоничные отношения между мужчиной и женщиной при таких значительных различиях в их эмоциональной реальности? Конечно же, абсолютной гармонии между полами достичь будет сложно, но максимально к ней приблизиться — в Ваших силах.

И первый шаг Вы уже сделали, прочитав эту статью. Теперь Вы будете знать, что Ваш мужчина или женщина мотает Вам нервы не специально, а просто потому, что он или она такие, какие они есть.

И что Вам стоит попытаться сделать, так это стать на его позицию и понять, почему он так реагирует. Возможно, какие-то Ваши слова или действия запустили такую реакцию, а значит, если Вы не сделаете в будущем ничего подобного, то велика вероятность того, что напряженность в Ваших отношениях существенно уменьшится.

Главное – сделать первый шаг на пути к взаимопониманию, быть чуткими и снисходительными к слабостям других. Терпимость и умение понять другого – вот рецепт счастливых отношений. И помните, что никто никому ничего не должен. И если Вы хотите что-то изменить в своей жизни, то начните с себя. И тогда, подстраиваясь под Ваши изменения, изменится и Ваш партнер.

А перекладывая весь груз вины в неудачных отношениях только на его плечи, Вы обрекаете себя на подобные неудачи в будущем.

Так что выбирайте, что для Вас важнее – быть недостаточно правым и недостаточно совершенным, но при этом счастливым или же чувствовать свою правоту на фоне явных недостатков другого, но при этом постоянно разочаровываться в отношениях, и в конце концов, в самой жизни…

Источник: http://psyholog-praktik.ru/man-woman/muzhchina-i-zhenshhina-pochemu-myi-takie-raznyie

Личность. Почему все люди разные и одинаковые?

Психология личности, пожалуй, самый интересный раздел психологии.  С конца 1930-х гг. в психологии личности начались активные исследования. В результате ко второй половине прошлого века сложилось много различных подходов и теорий личности. На сегодняшний момент существует около 50 определений понятия личность

Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Самый современный подход рассматривает человека как биопсихосоциальную систему. И, по большому счету, совокупность этих трех факторов: биологического, психологического и социального и есть личность.

Биологический фактор – это внешние признаки: и цвет глаз, и рост, и форма ногтей; внутренние признаки: симпатический или парасимпатический тип вегетативной нервной системы, особенности кровообращения, биоритмы, словом: биологический фактор – это все то, что относится к анатомии и физиологии человека.

Психологический фактор – это все психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, воля, которые имеют в своей основе материальный субстрат и в немалой степени им обусловлены, т.е. определены генетически.

И наконец, третья составляющая личности – это социальный фактор. Что понимается под этим социальным фактором?

Социальный фактор – это, в принципе, весь опыт общения и взаимодействия с окружающими людьми и с окружающим миром в целом. Т.е. это по своей сути весь жизненный опыт человека.

А как вы думаете: с какого момента начинается формирование личности?

Не помню, кто сказал, но очень точно: “Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают”.

Люди рождаются очень похожим. Конечно, младенцы отличаются, потому что каждый имеет свой собственный индивидуальный набор биологических качеств, а так же психологических, которые будут стремительно развиваться в первые годы жизни. И все-таки они очень похожи друг на друга.

Постепенно каждый человек не только развивает свои психологические качества, но и приобретает социальный опыт – опыт взаимоотношения с окружающими его людьми. Постепенно человек подрастает и круг окружающих его людей становится все шире, все разнообразнее и его опыт общения становится все более многосторонним.

Так формируется личность, так умножается уникальность каждого человека, потому что жизненный опыт у каждого  свой собственный. Его невозможно спланировать, просчитать, потому что слишком много случайных явлений и обстоятельств ежедневно и ежеминутно вмешивается, встраивается  в жизнь каждого человека.

Жизненный опыт – социальный фактор личности, он  складывается не только на основании взаимодействия с людьми, но так же и на основании взаимодействия с различными событиями общественными и личными.

Например, человек заболел тяжелой болезнью. Что происходит? Вот человек родился с неким набором биологических и психологических качеств, жил – развивался – приобретал опыт социальных взаимодействий и вдруг заболел.

Болезнь это событие, которое изменяет биологический фактор – на период болезни утратилась какая-то часть его здоровья, изменился так же психологический фактор, поскольку во время болезни изменяется состояние всех психических функций и память, и внимание, и мышление – во всяком случае, содержание мышления – теперь человек думает о болезни и о том, как от нее излечиться. А так же болезнь оказывает влияние и на социальный фактор. К больному человеку окружающие люди относятся иначе, нежели к здоровому. Если болезнь непродолжительная, то и влияние ее будет коротким и незначительным, а если речь идет о тяжелой и длительной болезни. Например, ребенку 7 лет и ему пора идти в школу – это событие планируется, в школе он будет общаться со сверстниками и учителями, очень многое изменится в его жизни и он интенсивно будет приобретать новый социальный опыт. А если тяжелая болезнь и лечение требует нескольких месяцев? И в этом случае человек будет приобретать свой уникальный социальный опыт, только опыт этот будет иной по содержанию.  Он будет общаться со сверстниками, но не в школе, а в больнице, так же он будет общаться и с авторитетными взрослыми, но не учителями, а представителями медицинских профессий. Кроме того, изменятся и его отношения с окружающими близкими людьми. Причем иногда эти изменения отношений с ближайшим окружением может продолжаться не только в период болезни, но и длительное время после. Этот пример – частность, но он проиллюстрирует насколько вариабельным и не всегда предсказуемым может быть социальный опыт каждого человека.

Именно этот социальный опыт придает каждому человеку уникальность и делает его неповторимым, единственным в своем роде. Это ответ на вопрос: почему все люди разные.

С другой стороны, мы часто говорим: люди – все одинаковые и даже на протяжении своей истории существования человек не слишком изменился. З.

Фрейд в ходе создания своей психоаналитической теории вывел общий принцип психологического устройства человека – принцип абсолютного гедонизма, который означает, что человек постоянно стремится к тому, чтобы получать удовольствия.

Исходя из этого принципа, главной потребностью человека и основной мотивацией всех его поступков является получение удовольствия. Многие не согласны с такой формулировкой и готовы поспорить.

В последующем этот принцип был доработан, несколько изменен и получил название принципа относительного гедонизма, который звучит так: человек стремится получать удовольствия и жить без конфликтов. Т.е.

человек в своем стремлении получить удовольствие постоянно соотносит удовлетворение своей потребности с внешними обстоятельствами, желая сохранить баланс между своими интересами – удовольствиями и социальным окружением. Принцип абсолютного гедонизма присущ детской психике.

Если понаблюдать за маленьким ребенком в течение дня, то становится очевидным, что все его помыслы, интересы и действия направлены именно на получение удовольствия и восстановление состояния внутреннего комфорта. Постепенно ребенок включается в процесс социализации и основным ограничительным фактором, препятствующим получению удовольствия, становится социальный. Чем успешнее пройдена социализация, тем более автономной и,  в то же время, более адаптивной формируется личность. Быть счастливым и жить без конфликтов – это универсальный залог психического здоровья каждой личности – каждого человека.

Источник: http://weterperemen66.ru/lichnost-pochemu-vse-lyudi-raznye-i-odinakovye/

Психология человека

*

Психология человека в обществе… «от рождения до смерти»

Часто случается, что окружающие люди хотят от нас чего-либо против нашей воли. Как правило, это нам неприятно и мы начинаем искать пути выхода из сложившейся ситуации. Пути бывают разные, но чаще всего, мы ищем компромисс, проявляем агрессию или ведем себя пассивно.

Если человек в различных ситуациях ведет себя пассивно, не пытается озвучивать свои желания и предпочтения, то практически всегда он не в силах противостоять требованиям окружающих.

На таких людей легко воздействовать, легко подчинять их своей воле. Пассивный человек не уверен в себе, он страдает от того, что его способности недооценены.

Часто такое состояние становится причиной сбоя внутреннего самосознания, что накладывает отпечаток на всей его деятельности.

Он в угоду себе игнорирует права и желания других, часто нанося им определенный моральный ущерб. Окружающие перестают доверять ему и настраиваются против него, проявляя при этом идентичное отношение к агрессору. Агрессивностью человек может добиться  только сиюминутного  кратковременного успеха, который повлечет за собой массу негативных последствий для него самого.

От других его отличают умение позитивно относиться к людям и объективная оценка самого себя. Такой человек ведет себя спокойно, уверенно, изъясняется четко и ясно. Ему не страшны обман и уловки, так как он сразу их вычислит и сможет вовремя защититься. Ему легко найти общий язык с окружающими и адаптироваться в любой обстановке.

Психология жизни человека как личности

Ни для кого не секрет, что наши шансы справиться с возникшей проблемой напрямую зависят от нашего желания. Воспринимать жизнь, такой как она есть, значит осознавать в ней самого себя. Главное место тут отводится самоконтролю. У человека, всецело владеющего собой, не бывает эмоциональных всплесков, поэтому его трудно чем-либо уязвить.

Чтобы всегда держаться на плаву в нашем современном мире, надо знать и выполнять несколько простых правил. Постарайтесь научиться разбираться в людях, это поможет сохранить хорошие отношения с окружающими в любой ситуации.

Если вы будете ладить с людьми и сможете влиять на них, то успех вам обеспечен, учитывайте желания и потребности других людей, ведь у каждого есть свои права, и об этом всегда нужно помнить, не опускайте руки перед невзгодами, боритесь из последних сил.

Всегда старайтесь войти в положение других людей, тогда и вас будут стараться понять окружающие. Активный образ жизни способен значительно поднять энергетический жизненный тонус. Не общайтесь с окружающими с позиции силы и принуждения, это только отдалит вас от других людей.

Не стоит постоянно анализировать свое поведение, и не бойтесь совершать поступки. Боритесь за свои права, всегда помня об обязанностях.

Если человек попадает в особую ситуацию, это, обычно, вызывает у него эмоциональный всплеск и психологическое напряжение. Реакция у людей бывает разной.

У одного – мобилизуются все жизненные ресурсы, у другого наоборот наблюдается снижение работоспособности и полное отсутствие возможности предпринимать какие-либо действия.

Такая разная реакция объясняется индивидуальными свойствами организма человека, его воспитанием, осведомленностью, осознанием степени опасности, моральной закалкой и психическим состоянием. Этим и определяется степень готовности к соответствующим действиям в той или иной ситуации.

Как правило, при стихийных бедствиях, в крупных авариях или катастрофах человек переживает сильное эмоциональное возбуждение, справиться с которым помогают психологическая устойчивость, решительность, умение и желание помочь пострадавшим.

У тех, кто не имеет соответствующей психологической подготовки, возникает сильное чувство страха и желание скрыться от надвигающейся опасности, может возникнуть и психологический шок, который вызывает неподвижность, человек теряет способность нормально мыслить и контролировать свои чувства и сознание.

Такая реакция человека на чрезвычайное происшествие может длиться до нескольких дней.

Люди ведут себя так по ряду причин: их пугает внезапное возникновение опасности и неспособность противостоять ей из-за неопытности и отсутствия соответствующей морально-психологической подготовки.

Чаще всего, первая реакция человека на приближающуюся опасность – страх. Чувство страха вызывает  негативные ощущения, вместе с тем, страх сигнализирует о том, что нужно защищаться, потому  главная задача, которая стоит перед человеком, спасти свою жизнь.

Если, попадая в особую ситуацию, человек пугается и теряется, то это уже само по себе может стать причиной тяжелых и непоправимых последствий.

Особенно это касается руководящего состава, члены которого обязаны мобилизовать коллектив, не допустить паники и суеты.

Именно поэтому так важно изучать психологию поведения человека в различных ситуациях при подготовке спасателей, руководителей и населения к возможным экстремальным ситуациям.

Читайте также:  Цепочка жизненных задач - психология

Цели психологии

Изучить психологические параметры человека и использовать полученные результаты в жизни. Выделяются 2 раздела психологических целей. Это гражданская психология и военная.

В военной психологии существую закрытые разделы, которые изучаются и практикуются для применения в  военных и разведывательных целях.

Мужская и женская психология

Человек многообразен и нет одинаковых людей и их поведения, но есть категории полов, которыми нас разделила жизнь при рождении — на мужчин и женщин.

Но не будем забегать вперед, перейдем к раскрытию темы о психологии женщины и мужчины, которые считают себя таковыми.

Дисциплина — Психология человека

В содержание дисциплины психологии входят такие понятия, как сознательные и без сознательные проявления психики человека, общение человека и его речь, структура личности психологических особенностей человека, темперамент, характер человека, способности мотивационной сферы деятельности. Введена рейтинговая система оценки в психологии.

Психология отношений парня и девушки

Это человек со своими индивидуальными способностями, мышлением, взглядами на жизнь и взглядом на любовь. Психология любви парней складывается из следующих этапов и у каждого они индивидуальны.

Это человек со своими индивидуальными способностями, мышлением, взглядами на жизнь и взглядом на любовь.

Психология отношений между мужчинами и женщинами

Мужчина сильнее физически, но слабее женщины в моральном плане, мужчина старается сдерживать эмоции, боится показать свою несостоятельность, свои низменные чувства прячет в самых укромных уголках своей души.

Значит ли это, что мужчина – моральный оборотень для женщины? Этот вопрос могут задать и мужчины о нас, женщинах.

Мы такие разные… В психологии мужчин в отношениях с женщинами чувствуется их хватка просто за живое, они могут обидеть просто желая не выдать свои тайны, обидеть потому, что он, мужчина, а Вы – женщина.

Психология человеческого стресса

Необходимо воспользоваться уже имеющимся опытом других стран, где в качестве лечения стрессовых ситуаций организуются группы людей с аналогичными проявлениями, они встречаются и обсуждают причины возникновения стресса, как правило в большинстве случаев, происходит восстановление нервной системы. Каждый человек индивидуален и так же индивидуален стресс человека. При стрессовых ситуациях неотъемлемым является участие посторонних людей в познании причин стресса и сглаживание последствий, действующих на сознание человека.

Психология памяти человека

Тема памяти человека связана с водной средой. Человек состоит из воды на 80%.

Вода кристаллизуется при благотворном влиянии со стороны и образует правильные (красивые) кристаллические формы, если на воду оказывается негативное воздействие, форма кристаллов  хаотично выстраивается в искривленные и деформированные  изображения клетки воды.

Психология управления людьми

К сожалению, «дар» манипулирования (управления) ситуацией и людьми, дан далеко не каждому. Однако, стоит попробовать освоить его «технологии».

А что, если, на самом деле, у вас есть способности к манипулированию, а вы не замечали его? Давайте-ка проверим.

Вам страшно? Вы боитесь, что люди «заметят» ваш дар и перестанут вас уважать, считая предателем или еще кем-то (фантазия людей – невероятно богатая, как и их словарный запас, в то время, когда они на кого-либо злятся или кого-то «тихо» ненавидят).

Различные методы психологического влияния на людей

Человеческая психика – это одна из тайн внутреннего мира людей.

Хотите знать конкретно о том, что входит в этот коктейль? Эмоции, ощущения, воображение, память…. Дальше – можно не перечислять: вы очень скоро и сами все поймете. Этот «коктейль» действует на человека по – разному. Все зависит от ситуации и случая. Очень часто, психику человека, используют в очень корыстных целях. Цели эти, в основном, направлены в «недоброе» русло. Иногда – наоборот.

Психология Любви и отношений

Сказка — это отношения, в которых мужчина и женщина становятся спутниками, попутчиками, единомышленниками в самом лучшем смысле этих слов. Такова психология любви и отношений.

 Существуют романтические отношения, которые развиваются ровно, без резких перепадов. Чтобы сохранить такие отношения, необходимо «подпитывать» их.

Всегда надо стараться сохранить интерес друг к другу, даже если у вас за плечами несколько лет брака.

Психологические расстройства человека

Как часто, некорректно, мы используем слово «ненормальный». Если бы так назвали нас, нам было бы безумно неприятно и обидно.

А теперь представьте, что есть люди, для которых, говорить такое слово, в порядке вещей. К числу таких людей, относятся невоспитанные хамы, на которых, казалось бы, не следует обращать внимания.

Но сознание и анализаторы, ведь, «перекрыть» никак невозможно. «Ненормальность» — понятие относительное.

Психология. Мимика и жесты лжи

Не пытайтесь сосчитать, сколько раз в день вы обманываете: собьетесь со счета просто – напросто. Дело в том, что есть такая ложь, которая незаметна даже самому себе.

Пример: нас спросят «как дела?», мы отвечаем «Замечательно», даже если это не так. Мы мило улыбаемся, будто действительно все так прекрасно, как кажется тому, кто интересуется нашей жизнью.

А по улыбке, кстати, тоже можно распознать ложь….

Психология сознательного и бессознательного в человеке

«Потоки сознательности» управляют людьми в той или иной ситуации. Человек, благодаря наличию сознательности, может адекватно подойти к ситуации, принять решение, осознать происходящее. Вы ходите, пьете, дышите, считаете деньги, стоите в очередях, ищите покупки…. Это все вы делаете, понимая (осознавая) каждое свое действие.

Болезни психики человека

Болезнь – это не сладенький торт, который скушаешь, насладишься и останешься довольной.

Она просто «притягивает» людей к себе, и все. Человек, который сильнее – сможет «вырваться из лап заболевания», тот, который слабее – сдается ей, ни о чем не задумываясь.

Расстройства человеческой психики

Не все болезни отличаются какой-то «предвиденностью» или симптоматикой. Есть такие болезни, которые относятся к «неполадкам» психики. А психика – настолько глубинная «человеческая часть», что до нее не всегда есть возможность достучаться, чтобы разобраться в том, что, как и когда лечить.

Влияние психики на организм человека

Психика людей – это все то, благодаря чему он чувствует, думает, ощущает, воспринимает, вспоминает, действует и помнит.

Именно поэтому, между психикой, психическими процессами и организмом людей существует неразрывная связь. Психические процессы и, соответственно, организм, с возрастом, меняются.

Об этом говорил еще Леонтьев Алексей Николаевич, рассматривая одну периодизацию, связанную с возрастом и типом деятельности, являющуюся ведущей.

Любовная психология человека

Когда мужчины любят…. А умеют ли любить они? Вы знаете, умеют, но не все. Или, если правильнее сказать…. Каждый мужчина по-своему любит.

У них своя любовная психология для отношений с женщинами. Расскажем о пяти видах любви мужчин, чтобы было интереснее вникнуть в тему.

Психология цвета в рекламе

Наверное, всем известно, что цвет является информационным носителем и провоцирует определенные эмоции и чувства. Эти его качества давно и успешно используются в мире рекламы.  По мнению психологов  не менее 60% успеха рекламной кампании зависит от ее цветового решения, цвета в рекламе.

Психология похудения

И снова – недовольные собой…. И снова – все надежды на диеты…. Ради того, чтобы соответствовать «глянцевым» стандартам, очень многие женщины «бросаются в омут диет», не обращая внимания на то, что здоровье «умоляет» о нем не забывать.

Конечно, в тот период, когда женщины мечтают о фигуре, они ставят здоровье на второй план. Они считают, что лучше быть без здоровья, но с фигурой. Глупо, по-детски, но красота – дороже.

Источник: http://SunHi.ru/psihologiya-cheloveka/

Восприятие времени человеком

Время существует объективно, непрерывно одна минута сменяет другую, один день — другой, проходят месяцы, года, столетия.

Но, несмотря на то, что ход времени во всем мире подчиняется одним и тем же законам, для каждого отдельного человека один и тот же промежуток объективно прошедшего времени может представляться короче или длиннее, чем он был на самом деле.

Для разных людей один и тот же отрезок времени может иметь совершенно различные значения. Для одного человека неделя «тянется» как месяц, для другого же неделя «пролетает» словно пара дней.

Известно, что восприятие времени зависит от многих факторов. Екатерина Воронова отвечает на вопросы по восприятию времени.

1) Почему в детстве, когда мы сидим за школьной партой оно тянется медленно, зато в во взрослой жизни всегда на что-то не хватает времени, а в старости дни пролетают как один миг?

Один из вариантов объяснения этого явления заключается в том, что у людей разного возраста разная «мера времени» в сравнении со всей их жизнью.

В первые годы жизни человека периоды измеряются месяцами и полугодиями, в дальнейшем же происходит как бы «растягивание» времени.

Время измеряется уже не годами, а десятилетиями «Один год для пятилетнего ребенка, равный для него 1/5 его жизни, кажется продолжительнее в 10 раз, чем один год пятидесятилетнего человека, равный для него 1/50 его жизни.

Другое объяснение таково:

Ход психологического времени замедляется, если человек живет в процессе восприятия информации. В детстве ребенок как губка впитывает новые знания и каждый день наполнен впечатлениями. По мере взросления человек больше действует автоматически, меньше познает мир и впитывает информацию.

Поэтому с годами мы ощущаем ускорение хода времени. Если человек изо дня в день совершает одни и те же знакомые действия или увлечен только одной какой-нибудь мыслью или идеей, то, состарившись, он разводит руками: «Как быстро пролетели отведенные мне годы, как много я не успел сделать».

Проводили исследование по восприятию времени в разном возрасте. Участникам исследования задавали вопрос: «Насколько у вас изменилось восприятие времени сейчас по сравнению с детством?» Молодые люди от 10 до 20 лет ответили: примерно в 1,2 раза.

Для 20–30-летних коэффициент ускорения достиг 1,5. Для 30–40-летних — двух. Участники, достигшие 40–50 лет, признавались, что ход их жизни ускорился в 4–5 раз.

Более пожилые называли цифры в пределах 10–25! Человек старится тем быстрее, чем сильнее ощущает, что время ускользает от него.

2) Почему, когда мы что-то и делаем важное или участвуем в интересном мероприятии время пролетает незаметно, а когда чего-то сильно ждешь и нервно смотришь на часы, время тянется очень долго?

В этих случаях мы не воспринимаем длительности всего данного отрезка времени от его начала и до конца, а судим о нем по непосредственному восприятию его «плотности» (наполненности событиями) в каждый данный краткий момент.

Во время каких-то увлекательных действий наше внимание переключается с раздражителя на раздражитель, которых в интересном событии очень много. Эти элементы сливаются в единый комплекс «настоящий момент», который длится большой промежуток времени, но воспринимается как одно целое.

А когда вниманию не за что уцепиться (например при томительном ожидании), то оно фокусируется на самом течение времени (отслеживании стрелок часов, например), и дробится на маленькие промежутки, последовательность и однообразность которых и создает иллюзию «растягивания времени».

При этом, существует обратный эффект при вспоминании интересных и скучных моментов жизни: Ярким событиям мы приписываем длительное время, потому что много подробностей всплывает в памяти, а бездействие пролетает для нас как миг, так как вниманию не за что зацепиться.

Это явление можно, также, объяснить с точки зрения физиологии В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших полушариях головного мозга. Когда в коре головного мозга преобладают процессы возбуждения — повышается обмен веществ, следовательно, время «летит» быстрее. В случае торможения оно «тянется» медленно, из-за замедления обмена веществ.

3) Отличается ли восприятие времени у людей разных профессий?

Существует целый ряд профессий, в которых уделяется особое внимание точности восприятия времени. Так в операторской деятельности (при взаимодействии человек — машина) от ориентации во времени может зависеть жизнь и благополучие других людей.

Отсутствие точности и быстроты реакций у водителя на дороге может привести к дорожно-транспортным происшествиям, а у оператора на атомной электростанции — к радиационному заражению окружающих территорий.

Люди, обладающие сильно развитым «чувством времени» часто встречаются и среди военных, железнодорожников, лекторов, учителей, спортсменов.

4) Зависит ли восприятие времени от вероисповедания, национальных особенностей?

Если рассматривать культуру народов Запада и Востока, то можно обнаружить различные модели восприятия времени.

На Западе существуют такие ценности, как: планирование, ответственность, обязательства, созидание. Поэтому важно видеть время в настоящем и будущем, воспринимать его большими интервалами, чтобы вовремя реагировать и правильно им распоряжаться.

Здесь рассматривают время как бы «вширь» с устремлением в будущее. Для западного менталитета время имеет высочайшую ценность. Это более чем ограниченный ресурс. Его можно «безвозвратно потерять», «упустить», «растратить», «убить» и т. п.

, потеряв, упустив и растратив вместе с ним массу возможностей и денег. Поэтому, чтобы не упустить время, надо всегда успевать за ним. Выигрыш во времени — важнейший фактор конкурентной борьбы. Те, кто движется медленно, отстают и теряют рынок.

В этих странах не принято опаздывать ни на деловые переговоры, ни на дружеские встречи. Здесь хорошим тоном является придти несколько ранее намеченного срока.

Читайте также:  Ассертивность, ассертивное поведение в психологии: что это такое и как их развить?

На Востоке больше ценится радость жизни и настоящего момента, углубленное восприятие, интуитивность, способность к внутреннему духовному поиску. Поэтому здесь важна глубина восприятия момента «здесь и сейчас» и получения от него удовольствия.

Опоздать на 20-30-40 минут, при определенных обстоятельствах, здесь становится вполне допустимым. Отношение ко времени выражено в известной арабской пословице, которая гласит: «Когда Бог создал время, Он создал его достаточно».

В отличии от Запада, Восток всегда более обращен в прошлое, в историю, традиции.

Здесь даже деловые переговоры занимают намного больше времени, поскольку значительная их часть связана не с обсуждением конкретных целей и задач, а с выстраиванием дружественных и доверительных отношений, с изучением общего контекста событий.

5) Отличается ли восприятие времени от того, в каком пространстве ты находишься, например, в маленьком темном помещении или светлой просторной комнате?

Данная информация мне не известна.

6) Влияет ли на восприятие времени эмоциональное и физическое состояние?

Влияет. Точными экспериментальными исследованиями установлено, что человек, испытывающий положительные эмоции, недооценивает временные интервалы, т. е.

субъективное течение времени у него убыстряется; при отрицательных же эмоциональных переживаниях временные промежутки переоцениваются, т. е.

наблюдается субъективное замедление течения времени Например, время ожидания желательного события в непосредственном переживании томительно удлиняется, нежелательного — мучительно сокращается.

Широко известен феномен изменения масштаба времени при стрессовых ситуациях, когда, с одной стороны, люди успевают в невероятно короткий срок принять решение и выполнить необходимый объем действий (время для них как бы «растягивается»), а с другой стороны, происходит переоценка протекающего времени, и люди не успевают сделать необходимое — время в этом случае как будто «сжимается».

Есть и другие факторы, влияющие на восприятие времени: окружающая среда (шум укорачивает субъективную длительность), задача, стоящая перед субъектом (чем сложнее задача, тем короче кажется длительность), концентрация (всякий раз, когда мы обращаем внимание на течение времени, оно кажется нам длиннее) и т. д. Также доказано, что время в момент движения кажется короче, чем в покое.

7) Существуют ли болезни связанные с нарушением восприятия времени?

Да, некоторые больные шизофренией отмечают, что время для них как будто остановилось. Они умом понимают, что время движется, но не «чувствуют» его течения. Нарушение восприятия времени отмечают при очаговых поражениях головного мозга. При поражении лобных долей коры полушарий головного мозга человек лишается способности планирования действий во времени.

Источник: http://syntone.ru/article/vospriyatie-vremeni-chelovekom/

Пространство и время с точки зрения психологии личности

Личность и ее развитие традиционно рассматривались на пересечении двух осей — времени и пространства. В отечественной литературе пространство идентифицируется с социальной действительностью, социальным пространством, предметной действительностью. По словам А.Г.

Асмолова, человек становится личностью, если с помощью социальных групп включается в поток деятельностей и через их систему усваивает экстериоризированные в человеческом мире значения. Проблема пространства и его психологическая трактовка обсуждалась в работах С.Л. Рубинштейна.

Он трактует ее как проблему бытия, мира и существования человека как действующего, воздействующего и взаимодействующего субъекта. Эта точка зрения, безусловно, отличается от позиции, высказанной А.Г. Асмоловым, поскольку допускает возможность организации жизненного пространства самой личностью.

Последнее определяется способностью человека к установлению разнообразных отношений с другими людьми и их глубиной. Другой человек, отношения людей, их поступки как реальные «человеческие», а не «предметные» условия жизни — такова онтология человеческой жизни.

Пространство личности определяется и ее свободой, умением выйти за пределы ситуации, раскрыть свою подлинную человеческую природу. В связи с такой трактовкой пространства личности формулируются вопросы — свободы и несвободы личности, отношения Я-Другой, переживания состояния и чувства одиночества и др.

Проблема времени в философской и психологической литературе разработана более подробно. Решение кардинального для психологии вопроса о объективном и субъективном времени позволило в дальнейшем раскрыть временные аспекты психики, механизмы их действия — скорость, ритм, интенсивность.

В более широком контексте проблема времени жизни была решена в концепции личностной организации времени К.А. Абульхановой-Славской. Понятие личностного времени раскрывается в этой теории через категорию активности, которая выступает как способ организации времени жизни, как способ превращения потенциального времени развития личности в реальное время жизни. Гипотетически предполагается, что личностное время имеет вариативно-типологический характер, и не может быть научно исследовано в терминах индивидуально-неповторимого, биографического времени.

Данная гипотеза проверялась в конкретных эмпирических исследованиях. Так, в работе В.И. Ковалева было выделено четыре типа регуляции времени. Основаниями для построения типологии были — характер регуляции времени и уровень активности.

Стихийно-обыденный тип регуляции времени характеризуется зависимостью от событий, ситуативностью, неумением организовать последовательность событий, отсутствием инициативы.

Функционально-действенный тип регуляции времени характеризуется активной организацией событий в определенной последовательности, умении регулировать этот процесс; инициатива возникает только актуально, отсутствует пролонгированная регуляция времени жизни — жизненная линия.

Созерцательный тип характеризуется пассивностью, отсутствием способности к организации времени; пролонгированные тенденции обнаруживаются только в сферах духовной и интеллектуальной деятельности.

Созидательно-преобразующий тип имеет такие свойства как пролонгированная организация времени, которая соотносится со смыслом жизни, с логикой общественных тенденций.

Только один из выделившихся типов, а именно последний, обладает способностью к целостной, пролонгированной регуляции и организации времени жизни. Он произвольно делит свою жизнь на периоды, этапы и относительно независим от событийного ряда. В этом смысле событийный подход (А.А.

Кроник) не смог бы объяснить существующие индивидуальные различия в организации времени жизни.
Задача соотношения субъективного и объективного времени была сформулирована в исследовании Л.Ю. Кублицкене.

Предметом анализа явилась взаимосвязь переживания времени, его осознания и его практической регуляции.

В результате были выделены пять режимов осуществления деятельности:

1) оптимальный режим;

2) неопределенный срок, при котором человек сам определяет общее время и срок завершения деятельности;

3) лимит времени — напряженная работа в ограниченное время;

4) избыток времени, т.е. времени заведомо больше, чем необходимо для выполнения задания;

5) дефицит времени — недостаточное время.

В ходе исследования все режимы предъявлялись испытуемому, который должен быть выбрать один из пяти предложенных вариантов при ответе на следующие вопросы: «Как вы действуете обычно, реально?» и «Как нужно было бы действовать идеально?».

В результате исследования было выделено пять типов личностей:

 — Оптимальный — успешно работает во всех режимах, справляется во всеми временными задачами; способен к организации времени.

 — Дефицитный — сводит все возможные режимы к дефициту времени, поскольку именно в дефиците действует успешнее всего.

 — Спокойный — испытывает трудности при работе в дефиците времени. Стремится знать все заранее, планировать свои действия; дезорганизация поведения возникает при заданности времени извне.

 — Исполнительный — успешно действует во всех режимах, кроме временной неопределенности, во всех режимах с заданным сроком.

 — Тревожный — успешен при оптимальном сроке, неплохо работает в избытке, но избегает дефицитной ситуации.

Каждый человек, зная свои особенности организации времени, может либо избегать трудных для него временных режимов, либо совершенствовать свои временные возможности. Типологический подход к времени жизни и ее организации дает возможность наиболее точно и дифференцированно классифицировать индивидуальные варианты временной регуляции жизненного пути личности.

В ряде исследований типологический подход к организации времени был осуществлен благодаря уже известной типологии К. Юнга. Это — исследование, проведенное Т.Н. Березиной.

К. Юнг выделил восемь типов личности. В качестве критериев для построения типологии были выбраны:

1) доминирующая психическая функция (мышление, чувство, интуиция, ощущение)

2) эго-направленность (интроверсия или экстраверсия).

Существовало мнение, что для представителей чувствующего типа свойственна ориентация на прошлое, мыслительного — на связь настоящего с прошлым и будущим, сенсорного — на настоящее, а интуитивного — на будущее. В исследовании Т.Н. Березиной, выполненном под руководством К.А.

Абульхановой-Славской, используется понятие трансспективы, предложенное В.И. Ковалевым. Трансспектива — такое психологическое образование, в котором органически объединяются, генерируются прошлое, настоящее и будущее личности.

Это понятие обозначает обозрение индивидуумом течения собственной жизни в любом его направлении, на любом его этапе, сквозное видение прошлого и будущего в их взаимосвязи с настоящим и в настоящем. Все многообразие трансспектив рассматривается в связи с личностными типами.

Например, интуитивный интроверт оценивает прошлое, настоящее и будущее как отдельно представленные, не связанные друг с другом образы; мыслительный интроверт связывает образы прошлого, настоящего и будущего, причем будущее видится как более отдаленный от прошлого и настоящего отрезок времени жизни; ощущающий интроверт выделяет настоящее, а прошлое и будущее не определены и размыты и т.д. Типологический подход к регуляции времени жизни имеет ряд преимуществ по сравнению с событийным (А.А. Кроник) и эволюционно-генетическим (Ш. Бюлер). Он дает возможность исследовать индивидуальные различия между людьми в организации времени и дифференцированно рассмотреть проблему временной или жизненной перспектив. С точки зрения этого подхода принято различать психологическую, личностную и жизненную перспективы. Психологическая перспектива — способность человека сознательно предвидеть будущее, прогнозировать его. Различия в психологической перспективе связаны с ценностными ориентациями личности. Личностная перспектива — способность предвидеть будущее и готовность к нему в настоящем, установка на будущее (готовность к трудностям, неопределенности и др.). Личностная перспектива — свойство личности, показатель ее зрелости, потенциала развития, сформировавшейся способности к организации времени. Жизненная перспектива — совокупность обстоятельств и условий жизни, которые создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения. Рассматривая эволюционно-генетический и функционально-динамический подходы к проблеме жизненного пути личности и ее времени, следует остановиться и на событийном подходе А.А. Кроника, Е.И. Головахи.

С точки зрения событийного подхода анализ развития личности осуществляется в плоскости — прошлое-настоящее-будущее. Возраст человека рассматривается с четырех точек зрения, которые дают представление о разных характеристиках возраста:

1) хронологический (паспортный) возраст,

2) биологический (функциональный) возраст,

3) социальный (гражданский) возраст,

4) психологический (субъективно переживаемый) возраст.

Авторы соотносят решение проблемы психологического возраста с субъективным отношением к нему человека, с самооценкой возраста.

Для проверки теоретических и эмпирических гипотез был проведен эксперимент, в ходе которого испытуемым предлагалось представить, что им ничего не известно об их хронологическом возрасте, и назвать тот, который им субъективно подходит.

Оказалось, что у 24% людей их собственная оценка совпала с хронологическим возрастом, 55% считали себя более молодыми, а 21% чувствовал себя старше. Выборка состояла из 83 человек (40 женщин и 43 мужчин).

Было выделено специфическое влияние возрастного фактора на субъективную оценку возраста — чем старше человек, тем сильнее тенденция считать себя моложе своего возраста. А.А. Кроник и Е.И. Головаха связали оценку времени жизни с оценкой личностью своих достижений (и их соответствие возрасту).

В случае, когда уровень достижений опережает социальные ожидания, человек чувствует себя старше истинного возраста. Если же человек достиг меньшего, чем от него ждут, как ему кажется, в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе.

Эксперимент, проведенный в группе людей 23-25 лет выявил, что холостые/незамужние молодые люди занижают свой возраст по сравнению с женатыми/замужними. Это, по-видимому, означает, что соответствующий семейный статус — вступление в брак и создание семьи определяет психологический возраст личности.

Время жизни личности — это и прожитые, по Кронику, годы и годы, которые предстоит прожить в будущем, поэтому психологический возраст следует оценивать по двум показателям: прожитым годам и предстоящим годам (так, если ожидаемая продолжительность жизни 70 лет, а самооценка возраста равна 35, то степень реализованности будет равна половине времени жизни). В соответствии с событийным подходом восприятие человеком времени определяется числом и интенсивностью происходящих в жизни событий. Можно получить конкретный ответ, если задать человеку следующий вопрос: «Если все событийное содержание Вашей жизни принять за 100%, какой его процент уже реализован Вами?». События оцениваются не как объективные единицы жизни, а как значимые для человека субъективные составляющие.

Реализованность психологического времени осознается человеком в форме переживания внутреннего возраста, который называется психологическим возрастом личности.

Психологический возраст — характеристика индивидуальности человека; он измеряется с помощью внутренней системы отсчета.

Психологический возраст обратим — человек может как стареть, так и молодеть.

Психологический возраст многомерен. Он может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности (профессиональной, семейной и др.).

Как мы смогли заметить, концепция С.Л. Рубинштейна вызвала серьезный научный интерес, который отразился на дальнейшем развитии основных положений психологии жизненного пути личности.

Правда, преемственность идей Рубинштейна не всегда соблюдалась, поскольку последующие научные разработки осуществлялись в несовпадающих по своим методологическим и теоретическим положениям направлениях — в концепции личностной организации времени и в рамках событийного подхода.

Каждая из этих теорий по-своему сформулировала задачи, связанные с решением фундаментальной проблемы жизненного пути личности, по-разному исследовала проблему личностного и психологического времени. Думается, что при всем этом обе школы остались открытыми для обмена мнений и проведения научных дискуссий.

Источник: http://biofile.ru/psy/1711.html

Ссылка на основную публикацию