Заражение как психологический феномен — психология

Психическое заражение — Гюстав Лебон

Статьи по психологии Социальная психология Психическое заражение — Гюстав Лебон

Человек не может полноценно существовать вне общества. Практически, общественный уклад жизни является характерной чертой человечества на любом его временном периоде.

Объединение в толпу дает отдельному индивиду ощущение безопасности и уверенности. Конечно, в любом обществе возникают свои взаимоотношения, основанные на разных формах психологического воздействия.

Психическое заражение является одной из них.

Основные механизмы данного психического воздействия определяются как внушение, убеждение, заражение, подражание. Именно на них строится структура отношений в обществе.

Понятие психического заражения

Психическое заражение – один из основных методов интеграции и управления групповой деятельности человека.

Своими корнями данное явление уходит к самым истокам общества вплоть до первобытнообщинного строя. Другими словами, психическое заражение считается первичным среди массовых механизмов воздействия.

Помимо древнейшего происхождения заражению характерна многогранность проявления. Рассмотрим подробнее данное явление.

Основное определение психологического заражения трактует его как бессознательную подверженность отдельного индивида различным психическим воздействиям. При этом передача поведенческого, психологического фактора происходит на эмоциональном, подсознательном уровне, а не на осознанном уровне личности.

Фактически можно рассматривать психическое заражение как один из способов общественного внушения. Одним из ярких примеров психического заражения является действие таких понятий и процессов, как престиж, реклама, нормы поведения и др. Находясь в обществе, человек невольно подчиняется данным проявлениям психического заражения на подсознательном уровне.

В профессиональной социологии психическое заражение – совокупность процессов передачи эмоционального настроя одного индивида по цепочке другому (другим) индивиду на глубоком психическом уровне контактирования. При этом огромную роль играет заряд, степень эмоционального настроя источника воздействия: чем они ярче и глубже, тем эффективней и результативней сам процесс психического заражения.

Основные характерные признаки психического заражения

Суммируя вышесказанное и другие установленные многочисленные факты, можно сказать, что механизму психического заражения характерны такие составляющие как:

  • Наличие прямой зависимости степени влияния от качества и количества катализатора действия.
  • Наличие эффекта цепной реакции процесса и взаимного усиления (нарастания) его величины. Пример – заражение энтузиазмом в какой-либо сфере деятельности.
  • Многогранность проявления процесса психического заражения.
  • Зависимость глубины психического заражения от уровня развития отдельной личности и общества в целом.

Хочется отметить последний пункт. Наблюдается следующая закономерность – чем выше уровень развития общества и личности в частности, тем труднее они поддаются воздействиям в виде психического заражения и внушения. Иными словами, их интеллект ставит под вопрос все поведенческие факторы, исходящие и навязываемые из вне.

Внушение – одна из форм воздействия

Одной из часто наблюдаемых форм психического заражения является внушение, или суггестия – от греческого слова «suggestio» (внушение, намек, добавление). Вернее, даже не формой, а предпосылкой развития психического заражения.

Суггестия определяется как психическое влияние на индивида, сопровождаемое подавлением его уровня развития: критичности к источниками информации, способности к анализу и сознательной деятельности.

Суть данного воздействия в том, что влияние направлено именно на его готовность к тем или иным действиям, факторам поведения, при одновременном подавлении логики и мыслительных способностей.

Иными словами, суггестия – одна из сильных форм воздействия, наряду с гипнозом и зомбированием. От психического заражения суггестия отличается именно тем, что источник внушения находится на ступень выше внушаемого, тем самым контролируя ситуацию в отношениях.

Что в конечном итоге часто становится одной из первопричин психического заражения.

Итог внушения первостепенно зависит от обеих сторон воздействия: суггестора (источника) и суггеренда (получателя). Их уровень развития, а также способность строить отношения напрямую влияют на результирующий эффект суггестии, как способа психологического заражения.

Труды и исследования в области психического заражения

В управлении массами себе подобных, люди практикуются с древнейших времен. За все время существования социологии и психологии постоянно проводятся попытки (и порой довольно успешные) анализа и рассмотрения самих процессов психического заражения и воздействия.

Родоначальником основ теории психического заражения считается Гюстав Лебон – французский психолог, философ и социолог. Именно он первым попытался систематизировать и анализировать влияние сознания масс на отдельного человека и наоборот.

Основной тезис его теории психического заражения таков – именно толпа, ее дух и настрой, влияет на отдельного человека, так что он отдает свои эмоции и помыслы в угоду ей, при этом чувствуя себя неотделимой частицей общей массы.

В состоянии уединения подобные психических явлений не наблюдалось. Лебон вывел основные закономерности и способы процесса психического заражения, влияния в своих многочисленных трудах.

Его работы были приняты на «вооружение» многими правителями и вождями народных масс для практического применения психического заражения.

Большую роль в область исследования психического заражения вложил Габриэль Тард, так же француз.

Он довольно успешно описал и анализировал феномен подражания – одну из важных составляющих психического заражения, отождествляя его с конкретными физическими и химическими процессами.

Всю социологию, общественную и политическую жизнь он обосновал с точки зрения подражания и развития нововведений.

Также хочется упомянуть Бориса Поршнева – русского историка и социолога. Всем известна его теория суггестии и контрсуггестии, их влияния и решающей роли в истории развития общества. Его вклад в исследование психических заражений тоже довольно высок и признается многими социологами.

Источник: http://1vc0.ru/socialnaya-psixologiya/psixicheskoe-zarazhenie

Психология заражения

Заражение принадлежит к особому способу психологического воздействия на личность в процессе общения и взаимодействия, которое осуществляется не через сознание и интеллект, а через эмоциональную сферу человека.

Оно является одним из древнейших способов интеграции групповой деятельности и характеризуется стихийностью, поскольку возникает прежде всего в ситуациях значительного скопления людей — на стадионах, в концертных залах, на карнавалах, митингах и т.д.

Источники заражения своими корнями уходят в седую старину, а его проявления чрезвычайно многочисленные: это и заразительно ритуальные танцы, посвящения, и массовые психозы, которые охватывают большое количество людей, и спортивный азарт или религиозный экстаз и др.

По условиям психического заражения процесс передачи эмоционального состояния от одного лица к другому происходит прежде всего на бессознательном уровне. Речь идет о том, что сфера сознания во время эмоционального заражения резко сужается, критичность к событиям, к информации, поступающей из различных источников, почти отсутствует.

Психология заражения характеризуется как бессознательная, непроизвольная склонность человека к определенным психическим состояниям.

В социальной психологии заражения— это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта.

Заражение осуществляется через передачу психического настроения, наделенного большим эмоциональным зарядом.

Исследователи утверждают, что заражения являются одновременно продуктом как влияния на других большой энергетики психического состояния индивида или группы, так и способностью человека к восприятию, сопереживанию этого состояния, соучастия.

Действенность силы психического заражения заключается в прямой зависимости от глубины и яркости эмоциональных возбуждений, идущих от коммуникатора.

Одновременно значимой является и психологическая готовность реципиента к эмоциональному реагированию на соответствующее влияние. Сильным катализатором эмоционального возбуждения являются взрывные формы проявления эмоций, порожденные позитивным или негативным эмоциональным состоянием людей, в частности заразительный смех, плач и др.

Исследования природы психического заражения указывает на факт наличия коммуникативного контакта индивидов, что взаимодействуют, как основного катализатора этого феномена. Т.е.

непосредственная коммуникативная связь является важной особенностью заражения, а сила нарастания напряженности, что образует психический фон заражения, находится в прямой зависимости от величины аудитории и степени эмоционального напряжения коммуникатора.

Как следствие, одни люди очень быстро проникаются психическим состоянием и эмоциональным воздействием других.

Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий за счет того, что они будто отражаются от многих других индивидов. Наличие цепной реакции заражения наблюдается в больших открытых аудиториях, в неорганизованном сообществе, в толпе.

Конечно, степень заражения людей или групп зависит также от общего уровня развития индивидов, их психического состояния, возраста, эмоционального настроя, в целом — от уровня развития их самосознания.

В связи с этим известное утверждение исследователей о том, что чем выше уровень развития общества, тем критичней является отношение людей к тем или другим силам, которые побуждают их к определенным действиям или переживаниям.

И так действие механизмов заражения становиться слабее.

Все-таки проблема заражения имеет место, более того, она является недостаточно исследованной и, конечно, требует детального изучения, как на теоретическом, так и на прикладном уровне.

Конструктивное действие заражения проявляется в еще большем укреплении групповой сплоченности, а также используется как средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы. Так, заражение энтузиазмом можно наблюдать в профессиональной деятельности, т.е., если людей объединяет общее дело, то успехи одних заражают других, вызывая у последних интерес к общей деятельности.

Основной характеристикой внушения считают существенное снижение критичности человека к информации, которая к нему поступает, отсутствие у индивида стремления проверить ее достоверность, неограниченное доверие к ее источникам. Именно это доверие и является основой эффективности внушения.

Источником внушения может быть человек, как знакомый, так и совершенно незнакомый, а также средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, видео, реклама и др. Внушение действует на сознание и подсознание человека и именно поэтому оно может быть опасным инструментом манипуляции поведением человека.

Итак, внушение или сугестия (от лат.

Suggestio)- это процесс влияния на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности в восприятии и реализации внешней информации, с отсутствием желания ее понять, проанализировать и оценить, с доверием к источнику информации.

Как видим, содержание влияния направляется не на логику индивида, его способности мыслить, анализировать, оценивать, а на его готовность получить распоряжение, приказ, совет и действовать в нужном направлении.

При этом, конечно, большое значение имеют индивидуальные особенности человека, на которого направлено такого рода влияние: его способность критически мыслить, самостоятельно принимать решения, иметь твердые убеждения, его пол, возраст, эмоциональное состояние, степень внушаемости т.д.

Значительным фактором, влияющим на эффективность внушения является авторитет источника влияния, его умения и навыки, статус, волевые качества, предварительная установка. На эффективность внушения влияют уверенные манеры, категоричный тон, выразительная интонация сугестора.

Эффективность внушения также определяется отношениями, которые складываются между сугестором (тот, кто внушает) и сугерендом (тот, на кого направлено внушение).

Речь идет о доверии, авторитетности, зависимости и др. Показателем эффекта внушения является и способ конструирования сообщения, т.е.

учитывается уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонентов.

В социальной психологии внушение рассматривается преимущественно в двух плоскостях: как стихийный компонент повседневного общения и как специально организованная разновидность коммуникативного воздействия, которое используется в средствах массовой коммуникации, моде, рекламе и др.

Попытка проанализировать внушение с социально-психологической точки зрения осуществил Б. Поршнев. Сквозь призму механизмов внушение (сугестии) и контрвнушения (контрсугестии) ученый объясняет развитие личности и человечества в целом.

Читайте также:  Знакомство - психология

Так, сугестию автор отождествляет с доверием к информации, которую передает коммуникатор с уступчивостью конкретного человека перед внешними обстоятельствами, с зависимостью человека от принудительной силы коллективных действий и представлений, со средством интеграции группы, сохранением устоявшихся обычаев.

Контрсугестия, напротив, связана с недоверием к информации, неповиновению к господствующему положению вещей, она обусловливает рождение внутреннего мира, независимости личности, является орудием осуществления перемен в обществе.

Единство действия механизмов сугестии и контрсугестии, по мнению исследователя, является необходимым моментом развития человека. Соглашаясь с Б. Поршневым о правомерности, значимости и ценности в генезис исторического процесса предложенной им концепции взаимодействия сугестии и контрсугестии, Б. Паригин полемизирует с автором в вопросе о природе и сущности самого феномена внушения.

В частности, исследователь не вполне согласуется с Б. Поршневым, рассматривающего внушение как разновидность или один из типов заражения наряду с подражанием. Б.

Паригин утверждает, что хотя между заражением и внушением есть много подобного (они являются способами групповой интеграции, способами объединения сообщества в одно целое путем создания общего психического состояния, которые затем перерастают в совместную групповую и массовую деятельность; эти два феномена имеют большой степень взаимовлияния друг на друга).

Однако не следует делать вывод о том, что внушение представляет собой лишь разновидность заражения из следующих соображений:

  • в отличие от заражения, которое является способом сопереживания людьми одновременно общего психического состояния, внушение не только не предусматривает, но и не предполагает психического состояния одинакового сопереживания идентичных эмоций и представлений обоими участниками этого процесса, т.е. индуктором и реципиентом;
  • искусство внушения заключается в том, что оно имеет несколько односторонний характер, т.е. тот, кто внушает, должен заразить других, в определенной степени, конечно, заражая и себя, но при этом все время оставаться на достаточно высоком уровне контроля, чтобы не заразиться полностью самому ;
  • если заражение как процесс взаимодействия может иметь не персонифицированный характер, что является результатом спонтанной, стихийной тонизации психического состояния группы или массы людей в результате простого психического контакта, то внушение является процессом одностороннего активного и персонифицированного воздействия одного индивида на другого или группу людей;
  • если заражение, которое, кроме речевого воздействия, часто осуществляется невербальным путем (танцы, музыка, игры), то в внушении преобладает в основном (за исключением отдельных случаев гипноза и телепатически связи) вербальный характер.

По содержанию и конечному результату воздействия выделяют внушение позитивное и негативное, этическое и неэтическое. Внушение как положительный, нравственный фактор находит применение во многих сферах социальных отношений. Оно используется как метод активизации групповой деятельности — производственной, учебной и др.

Известны широкие возможности применения внушения, в частности гипноза, в медицинских целях, в психотерапии. Одновременно внушение может оказывать и негативное влияние, которое происходит в том случае, когда оно становится инструментом намеренной и безответственной манипуляции сознанием индивида или группы людей.

Внушение может осуществляться в форме гетеросугестии (влияние со стороны) и аутосугестии (самовнушения).

Самовнушение принадлежит к сознательному саморегулированию, внушение самому себе определенных представлений, чувств, эмоций, то есть человек сам создает себе модель состояния или действий и вводит их в свою психику путем, во-первых, выявлением недостатка, которого индивид хочет избавиться, а, во-вторых , разработка формулы и методики самовнушения.

Различают прямое и косвенное, умышленное и неумышленное внушение. Прямое внушение предусматривает призыв к определенным действиям, которое передается сугестором как приказ, указание, распоряжение, запрет. В условиях косвенного внушения содержание информации коммуникатором подается в скрытом, замаскированном виде.

Преднамеренное внушение— это целенаправленное и сознательно организованное психологическое воздействие, которое характеризуется тем, что сугестор знает, для чего он осуществляет воздействие, кому пытается внушить запланированное, и согласно этому подбирает приемы влияния.

Неумышленное внушение не ставит перед собой специального задания, но своими словами и действиями сугестор навевает именно то состояние, которое побуждало бы к соответствующему поступку. При этом сугеренд во время внушения может находиться в активном состоянии, в состоянии естественного сна, в состоянии гипноза и в постгипнотическом состоянии (внушение реализуется после выхода из гипноза).

Источник: http://psyznaiyka.net/socio-obchenie.html?id=25

Подражание

Подражание – это процесс, в котором один индивид пытается в точности следовать во всем другому человеку, группе, образцу, при этом он самостоятельно копирует действия, которые воспринимает у других.

Психологическое подражание имеет немалое значение в усвоении человеком социального опыта, который наблюдается у многих в разных фазах индивидуального развития.

В дошкольном и раннем возрастах посредством подражания перенимаются нормы поведения, навыки самообслуживания, предметные действия. В старшем возрасте оно приобретает иное значение.

Этот феномен является вполне закономерным социологическим явлением. Например, когда человек подвергается давлению с помощью социальных норм, то большинство участников социальной группы ведут себя определенным образом, проделывая конкретные действия, и личности будет трудно противостоять этому.

В данном случае подражание является видом группового мышления. Люди желают чувствовать и понимать, что они правы. Эти люди так себя ведут, чтобы соответствовать другим.

Они смотрят, как другие ведут себя и берут пример, копируют паттерны их поведения, считая это правильным, поскольку так ведет себя большинство.

В явлении подражания имеет значение боязнь изоляции. Каждому хочется быть понятным и приятным, чтобы его принимали в обществе, ведь многие не хотят быть белыми воронами, отвергнутыми из группы. Именно потребность в признании способствует, что они принимают ценности и нормы большинства.

Эффект подражания вполне неустойчивое проявление, ведь люди могут легко перенять предпочтения и отказаться от них так же быстро. Данный феномен в психолого-социологическом аспекте является осознанным следованием поведению других, воссозданием воспринимаемого поведения.

Механизм подражания в психологии может быть осознанным и бессознательным, абсолютным или частичным, творческим и буквальным, добровольным и принудительным.

Подражание как механизм психологии массы имеет такую особенность, что оно проявляется при снижении индивидуального сознания. Потребность находится в массах, не только содействует снижению уровня рациональности, она повышает эмоциональность. Это эмоциональное состояние способствует желанию человека его разделить с другими.

Если возникают благоприятные ситуации для этого, способность подражания актуализируется. Благоприятными факторами может быть наличие определенного количества людей, ощущающих близкие состояния, готовых разделить его.

Получается, что оно становится основным механизмом поведения, поскольку из потенциальной способности становится конкретной способностью. Человек начинает отображать воспринятые им паттерны поведения персон, находящихся в похожем эмоциональном состоянии, соблюдая предлагаемые образцы регулирования эмоционального состояния.

Создается масса людей, что подражают друг другу. При таком взаимодействии, усиливаются испытываемые состояния, доходя до пика, затем постепенно снижаясь.

Способность подражать небеспредельное, оно исчерпывается, разряжая эмоциональное состояние, при этом насыщается потребность регуляции этого состояния, тогда начинает восстанавливаться контроль над поведением.

Подражание в психологии

Несмотря на сходство, которое наблюдается во внешних признаках, механизм подражания в психологии имеет различные психологические признаки в разных категориях возраста. В детском возрасте явление характеризуется тем, что ребенок воспринимает голос и движения взрослого, делая попытку определить с ним первый контакт.

В возрасте дошкольника психологическое подражание уже является проникновением в смысловое строение деятельности индивида.

Оно развивается, проходит определенные этапы, также меняется ведущая возрастная деятельность – сюжетная игра.

Ребенок сначала начинает подражать открытым особенностям деятельности взрослых, постепенно начиная копировать особенности поведения, которые отображают смысл ситуации.

В подростковом периоде подражание ориентировано больше на внешнюю идентификацию со значимой особой или со стереотипом личностных поведенческих характеристик. У взрослых оно является элементом обучения в деятельности нескольких видов (профессиональной, спортивной, личностной и другой).

Психическое заражение и подражание понималось психологом Фрейдом, как следствие процесса внушения.

Между понятиями психическое заражение и подражание есть отличие. Психическое заражение представляет ряд наименований феноменов социально-психического порядка поведения людей, где предпосылками выступают механизмы имитирования и суггестии (внушения).

В психическом заражении определяющим является доминирование эмоционального компонента его выражение и осуществление. Психологическое подражание предполагает связь с модой, с коллективными фобиями разного вида.

Заражение давно исследовалось, как средство активного влияния на массы, в связи с такими явлениями, как массовые психозы, культовые секты и подобное.

О феномене заражения было известно даже на самых ранних этапах истории, проявлялось оно достаточно многообразно: спортивный азарт, коллективные состояния, проявляющиеся во время церемониальных танцев, панические ситуации, медитация.

Заражение определяется, как непроизвольная бессознательная подверженность человека разным психическим состояниям. Проявляется не как сознательное принятие любой информации или шаблонов поведения, а как передача определенного состояния, психологического настроя.

Это массовое эмоциональное состояние действует, как механизм взаимного увеличения эмоциональных воздействий людей, которые коммуницируют между собой.

Здесь индивид вовсе не поддается преднамеренному организованному давлению, он только несознательно усваивает образец чужого поведения, подчиняясь только ему.

Исследователи доводят факт о существовании «реакции заражения», что возникает достаточно часто в открытых и просторных аудиториях, где эмоциональное состояние увеличивается в разы, посредством многократного отображения цепной реакции.

Феномен заражения часто наблюдается в плохо организованной группе, толпе, которая является «ускорителем», разгоняющим эмоциональное состояние. Точная психологическая трактовка гласит, что заражение является невольной бессознательной подверженностью личности различным психическим состояниям.

Совместно с тем совершается не осведомленное принятие и передача материала информации или шаблона поведения, а передача аффективного эмоционального состояния (настроя).

Чтобы эмоциональное заражение возникло, необходимо установить общность оценок. Так, заражение возникает, когда в толпе кто-то начинает аплодировать, и его начинают поддерживать все, то есть совершается массовое заражение. Заражение – это важный элемент в социально-психологических феноменах.

Большое значение феномена заражения содержится в формировании «психических эпидемий», что встречаются среди населения. Сюда относится увлечение модой, веяния в медицине, литературе, искусстве, бесчинства фанатиков. Содержание этих эмоций устанавливает содержание психологического заражения. Это имеет немалое значение в социальной коллективной жизни.

Правильное использование психологического заражения является важным в профессии педагога, воспитателя и руководителя.

Подражание является процессом воспроизведения человеком черт и стереотипов демонстрируемого поведения. Также его можно отнести к механизму взаимного влияния, с включением условий массового поведения, также учитывается его проявление в группах.

Подражание как механизм психологии массы сопровождается следующими законами: внутреннее шаблоны способны вызывать имитирование раньше, нежели внешние образцы; низшие образцы подражают высшим.

Механизмы подражания не односторонние, ведь всегда есть обратный ход – от индивида к воздействию, причем интенсивность воздействия зависимое от критичности индивидов, которые входят в стихийную группу.

Подражание бывает трех видов:

— при наблюдении проявляются новые реакции;

— наблюдение за наказанием или награждением модели ослабляет или усиливает сдерживаемое поведение;

— наблюдение за моделью способствует активизации стереотипов поведения, о которых ранее знал наблюдатель.

Подражание отличается от внушения тем, что тут достижение цели обеспечено очевидной выразительностью источника потока информации, также присутствует повышенная привлекательность информации, истекающей из источника. Можно считать, что эффект образа составляет основание для восприятия информации.

В ситуации внушения, достижение цели устанавливается через прямое эмоциональное воздействие, где определяющим компонентом является слово.

Подражание понимается, как один из шаблонов «закона повторения», происходящего в природе. Животные в своем мире осуществляют это через наследственность, люди, в человеческом – через копирование.

Читайте также:  Бессознательное как продукт веры - психология

Подражание является шагом к прогрессу. В обществе периодически возникают изобретения, которым начинают подражать массы.

Такие открытия в последствие укладываются в структуру социума и осваиваются путем процесса копирования вновь.

Подражание некоторыми исследователями рассматривается, как «владычество примера», что означает, что разные новации в социальной жизни усваиваются, после чего начинают повторяться многими, способствуя обогащению их разнообразной деятельности, жизни, подчиняя себе природу. Во взаимодействии одни начинают подражать другим, определяя этим изначальный компонент социальности. Поэтому данное явление составляет движущую, активирующую силу в социальном прогрессе, оно является неодолимым устремлением людей к взаимному общественному подражанию.

Теория подражания Тарда

В социальной психологии теория подражания представлена, как явление, где её анализируют в таких формах, как имитирование поведения конкретного индивида или копирование норм, которые соблюдаются в группе.

Также выделяют такие его формы, как конгруэнция (реализация согласованных действий группы), копирование (отображение точных действий других в поведении), референтность (копирование или конгруэнция к людям, не присутствующим в контакте).

Механизм подражания в психологии изучал социолог Ж. Тард.

Теория подражания Тарда кратко строится на трех базовых типах процессов общества: оппозиция, повторение, оно же подражание и адаптация (приспособление). Соответственно базовыми социальными законами у него выделялись законы подражания, адаптации, оппозиции.

Но важнейшим среди них он выделял закон повторения и предоставлял именно ему больше всего своего внимания. Он также говорил, что подражание – некоторого рода гипнотический феномен. Его теория распространена на область групповых и межличностных взаимодействий.

Характерным типом в социальном плане считается подражание, где низшие слои подражают высшим.

Процесс подражания Тард понимал, как основной объяснительный принцип жизни, и персональной и коллективной. Он считал его всемирным, постоянным социальным явлением, что способствует росту государства, его экономическому развитию, религии, языку, и других феноменов.

Социальное познание выступает познанием процесса подражания. Его возникновению способствуют внутренние с внешними причины, по-другому их называют логическими, внелогическими. Во внешних причинах он особенно уделял внимание социальным причинам, в которые включал экономические, религиозные, политические, лингвистические и эстетические влияния.

Теория Тарда упирается на то, что основоположные акты персональной и социальной жизни проявляются, как следствие подражания. Это значит то, что общественные взаимодействия имеют в своем основании такое отношение, как «учитель-ученик».

Теория подражания Тарда повлияла на его последователей, которые твердили, что в социуме существуют три главных типа: взаимное подражание, традициям (обычаям) и идеалу. Его теория анализирует данный феномен в связи с взаимными действиями людей.

Теория Тарда выступает за рамки персоны и устремляется к рассмотрению межличностного взаимодействия. Тард считает социум продуктом взаимодействия персональных сознаний через перенос людьми информации, освоение ими убеждений, верований, намерений, желаний.

Мода – форма подражания

Подражание как механизм психологии массы приобретает такую форму, как мода. Чтобы мода стала массовым механизмом подражания, нужно, чтобы были выполнены определенные условия. Важнейшим условием считается престижность нового веяния. Часто решающим фактором, который также выступает регулятором поведения людей, является стремление присоединиться к престижной общности.

Престиж достаточно трудноопределимый механизм, и не единственный. Престижем наделяют людей, относящихся к референтной группе, в которую входят другие.

Значит, массовая мода базируется на понимании индивидами, что они подражают тем, кого причисляют к собственной референтной группе.

Здесь также сохраняется правило подражания от низшего уровня к высшим, значит, если элита одевает определенные вещи и хоть какими бы оригинальными ни были, кто-то из нижестоящих может также позволить себе это надеть.

Второй фактор или условие – это утилитарность того, что является объектом подражания, что есть объектом массовой моды.

Так, вещи могут быть не престижными, но практичными и удобными, что позволяет им приобрести мировую популярность. Например, джинсы. Нельзя не сказать об эстетической основе, что имеет важность во многих общностях.

И даже речь не о моде элиты, а о том, что является действительно практичным и красивым для повседневной жизни.

Наверное, самым главным фактором остается реклама. Компании используют целенаправленные действия, которые способствуют массовому заражению и подражанию. Здесь фактор престижа или практичности не столь важны.

Психология масс определяет моду, как особенный феномен, который сформирован на основе категории «модности» и «не модности», на действии механизмов заражения и подражания. Этот феномен может проявляться, как механизм стандартизированного поведения массы, или в совсем иных и новых формах, не только стихийных.

Мода, как форма подражания выполняет такие функции: коммуникативную (обеспечивает общение индивидов), компенсаторную (как психологический механизм защиты) и интерактивную (взаимодействие и согласование).

Источник: http://psihomed.com/podrazhanie/

Психология масс

Исторически первичным и главным психологическим механизмом, действующим в массе, всегда считалось заражение. Однако и вокруг этого явления постоянно развертывалась борьба теоретических взглядов. Суть этой борьбы заключается в двух моментах.

С одной стороны, при внешнем наблюдении именно заражение выглядит наиболее очевидной особенностью поведения людей в массе. С другой стороны, заражение всегда казалось наиболее легко объяснимым феноменом. Самым простым было образное объяснение, по аналогии с заражением какими-то болезнями, например гриппом.

Действительно, жизнь показывает: стоит одному человеку начать чихать и кашлять, как вскоре вокруг возникает масса таких же, чихающих и кашляющих индивидов. Есть и другая, психологическая аналогия. Стоит кому-то начать смеяться, как смех обычно подхватывается. Аналогично объяснялось распространение эмоциональных состояний в массе.

Но за кажущейся легкостью объяснений скрывались многочисленные подводные камни. При углубленном рассмотрении далеко не все исследователи соглашались с подобным подходом.

Еще Г. Лебон писал: «Заражаемость есть легко констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феноменам гипнотического рода… В толпе заразительно каждое действие, каждое чувство, и притом в такой сильной степени, что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интересов общего.

Это — вполне противоположное его натуре свойство, на которое человек способен лишь в качестве составной части массы» (Цит. по: Фрейд, 1969).

Однако Лебон не углублялся в дальнейший анализ таких «феноменов гипнотического рода», считая вполне достаточным указание на заражение как на наиболее важный психологический механизм существования массы.

Несмотря на все приведенные выше упреки 3. Фрейда, У. Макдауголл уделял феномену заражения вполне достаточное внимание.

Согласно представлениям Макдауголла, заражение действует достаточно просто и вполне эффективно: «Факт тот, что наблюдаемые признаки состояния аффекта способны автоматически вызвать у наблюдателя тот же аффект.

Это автоматическое принуждение тем сильнее, чем больше количество лиц, у которых одновременно наблюдается проявление того же аффекта. Тогда замолкает критическая способность личности, и человек отдается аффекту.

Но при этом он повышает возбуждение тех, кто на него повлиял, и таким образом аффективный заряд отдельных лиц повышается взаимной индукцией. При этом возникает несомненно нечто вроде вынужденности подражать другим, оставаться в созвучии с «множеством». У более грубых и элементарных чувств наибольшие перспективы распространяться в массе именно таким образом» (McDougall, 1920).

В современной социальной психологии под заражением понимается процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, протекающий на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему.

Заражение может обладать различной степенью произвольности. При наличии обратной связи заражение способно нарастать в силу взаимной индукции, приобретая вид особой циркулярной реакции.

«Такая реакция сопутствует эффективным массовым акциям, публичному восприятию ораторских выступлений, произведений искусства и т. д. и служит дополнительным сплачивающим фактором, пока не превысит некоторой оптимальной интенсивности.

Однако вышедшее из-под контроля обоюдное заражение приводит к распаду формальных и неформальных нормативно-ролевых структур и вырождению организованно взаимодействующей группы в ту или иную разновидность толпы» («Психология. Словарь», 1990), т. е. массы.

Обратим внимание на определенную нелюбовь авторов данного определения к феномену заражения, однако по сути они абсолютно правы. Заражение противостоит нормативно-ролевым структурам и разрушает их своей эмоциональной интенсивностью, выступая в качестве механизма формирования и функционирования массы.

Однако Б. Ф. Поршнев справедливо считал заражение хотя и важным, быть может, внешне даже главным, но далеко не первичным феноменом в данном процессе. Для его характеристики он использовал различные понятия.

Хотя все они, в той или иной степени, были связаны с заражением, но расшифровывались через иные феномены — прежде всего через подражание или «имитативность».

Важным среди использовавшихся Поршневым понятий, например, было понятие «контагиозности» (заразительности), обладающей даже собственной биологической базой и чуть ли не собственным материальным субстратом в физиологии нервной деятельности: «психическая контагиозность, заразительность, опирается на выработавшуюся еще у животных предков человека несколько загадочную, ибо физиологи еще не раскрыли ее механизм, автоматическую имитацию, или подражательность» (Поршнев, 1966.). Поршневым использовались также понятия «имитативное поведение», «коллективная индукция» и др. В целом же Поршнев суммировал свою позицию следующим образом: «В явлении психического заражения в коллективе, в той или иной общности, следует, в сущности, различать два разных явления. Их можно определить как внушение и подражание» (Поршнев, 1966). То есть базовая формула такого подхода выглядит следующим образом:

Психология bookap

заражение = внушение + подражание.

Это означает, что наблюдаемое со стороны заражение складывается из внешнего воздействия (внушение) заражающего и внутренней реакции (подражание) заражающегося.

Источник: http://bookap.info/sociopsy/olshanskiy_psihologiya_mass/gl26.shtm

Внушение, заражение и убеждение — как механизмы проявления социально-психологических явлений и процессов

(источник: Руденский Е.В. Социальная психология)

Внушение (суггестия) — это активное воздействие одного субъекта на другой, адресованное не к логическому мышлению, а к эмоциональной готовности человека получить установку к действию.

Внушение может влиять не только на одного человека, но и на массу людей.

Внушение приводит либо к проявлению человеком, помимо его воли и сознания, определенного состояния, чувства, отношения; либо к изменению его поведения, то есть совершению им поступка. Внушение осуществляется в основном вербальными действиями.

Основная цель, которая преследуется при внушении: навязать человеку готовые оценки, выводы суждения, способы поведения.

Различают прямое и косвенное внушение. Прямое внушение – воздействие, когда один человек сообщает другому в авторитарной форме идеи, которые должны быть безоговорочно приняты и реализованы. В качестве подобного примера внушения можно назвать авторитарное воздействие родителей, учителей на детей.

При косвенном внушении цель достигается обходными способами. Ярким примерам косвенного внушения служит реклама, где чаще всего используются приемы, которые склоняют к одобрению без раздумий. Вместо четкой информации о товаре реклама связывает предлагаемый товар с представлениями о красоте и удовольствии (такова, в основном, реклама сигарет, пива, косметики).

При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии. Степень внушаемости у людей различна, она зависит от различных факторов:

Читайте также:  Испанская система образования - психология

1. Возраст (более всего внушению поддаются дети и люди преклонного возраста);

2. Утомление и физическая слабость объекта внушения;

3. Авторитет человека, который осуществляет внушение (его компетентность, должность, участие в какой-либо авторитетной социальной группе, знакомства, связи).

  1. Личные характеристики внушаемого (самостоятельность, эмоциональность, тревожность, жизненная позиция, интересы, потребности).

Таким образом, внушение относится к манипулятивным способам воздействия на аудиторию. Исследованы приемы сопротивления внушению (контрсуггестия) и приемы снятия этой психической самозащиты (контрконтрсуггестия).

Результатам внушающего воздействия является вера. Вера не требует доказательств и подтверждений, она выполняет мотивационную функцию и является побуждающим факторам в деятельности.

Отличия механизма внушения от механизма заражения состоит в том, что заражение – это сопереживание всей массой людей (в том числе и лидером) общего психического состояния, а при внушении суггестор не подвергается такому же состоянию, что и принимающие индивидуумы. Внушение, как правило, вербально; при заражении используются и другие средства (восклицания, движения, ритмы и др.)

Отличия механизма внушения от убеждения состоит в следующем: внушение непосредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике; здесь достигается не согласие, а просто принятие информации как готового вывода; убеждение происходит логическим методом, и вывод делает сам убеждаемый. Другими словами, убеждение — интеллектуальное воздействие, а внушение — эмоционально-волевое.

Убеждение — процесс обоснованного, логического, опирающегося на систему доказательств, воздействия, имеющий целью изменить или сформировать новые взгляды, отношения или способы поведения личности. Убеждение ориентировано на критически настроенную личность.

Условием убеждающего воздействия является заинтересованность человека, которому адресовано воздействие, в чем-либо. Убеждение основано на том, чтобы с помощью логического обоснования выдвигаемых положений, с опорой на рациональное мышление, повлиять на человека.

Большую роль при этом, играет логическая структура, правильное соотношение теории с достоверными фактами.

Убеждение предполагает, что человек должен не только понять, но и согласиться с получаемой информацией. Убеждение осуществляется за счет того, что аудитория сосредоточивает внимание на аргументах и размышляет.

Таким образом, являясь более аналитическим и менее поверхностным механизмом воздействия убеждение чаще достигает своей цели, то есть с большей вероятностью способно повлиять на поведение и это изменение более прочно и устойчиво.

Эффективность убеждающего воздействия зависит от ряда условий:

  1. Силы воздействия, которая определяется его содержательностью, аргументированностью и авторитетом убеждающего;
  2. Психологического cклaдa личности на которую воздействуют (ее потребности, самостоятельность мышления, уровень тревожности, интересы, вкусы);
  3. От интеллектуального и эмоционального состояния убеждающего и убеждаемого в момент их взаимодействия.
  4. Наличие достоверных и ярких фактов, примеров.

Важно насколько велико доверие к человеку, который проводит убеждение. Верит ли сам убеждающий в то, что говорит.

Убеждение — это также элемент культуры личности, неразрывно связанный с ее эмоциональной сферой и побуждениями к действию.

Убеждение как процесс предполагает воздействие и на рациональную, и на эмоциональную сферы. Убеждение — это активное взаимодействие, перерастающее в дискуссию.

Такие виды убеждения, как — информирование, разъяснение, доказательство, опровержение — представляют собой некий каркас убеждающего воздействия на людей, но дающий лишь общее представление о конкретной процедуре. Информирование – это непосредственная передача информации, в которой может быть заинтересован субъект.

Разъяснение – это метод словесно-эмоционального воздействия, который ставит своей целью более точное понимание происходящего. Выделяют инструктивное, повествующее и рассуждающее разъяснение. Доказательство – это логическая операция, в ходе которой выдвигается какой-либо тезис и приводятся аргументы в его пользу.

Опровержение – это метод, цель которого через доказательство одной гипотезы, опровергнуть другую.

Заражение —это процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому. Заражение осуществляется путем передачи психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения эффекта заражения — эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.

По условиям психического заражения процесс передачи эмоционального состояния от одного лица к другому происходит прежде всего на бессознательном уровне.

Речь идет о том, что сфера сознания во время эмоционального заражения резко сужается, критичность к событиям, к информации, поступающей из различных источников, почти отсутствует.

Наличие цепной реакции заражения наблюдается в больших открытых аудиториях, в неорганизованном сообществе, в толпе.

Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям. Также заражение — это сопереживание общего психического состояния большой группой людей одновременно.

Оно проявляется в таких явлениях, как религиозные экстазы, массовые психозы, массовая паника, спортивный азарт.

Феномен заражения был известен еще в древности, на самых ранних этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуации паники.

Широко известен пример возникновения массовой паники в США 30 октября 1938 г. после передачи, организованной радиокомпанией Эн-би-си по книге Г. Уэллса «Война миров».

Массы радиослушателей самых различных возрастных и образовательных слоев (по официальным данным, около 1 200 000 человек) пережили состояние, близкое к массовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю.

Хотя многие из них точно знали, что по радио передается инсценировка литературного произведения (трижды это объяснялось диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали «появление марсиан». Это явление было специально проанализировано американскими психологами.

Итак, заражение появляется через восприятие определенного эмоционального состояния.

В стихийных группах, таких как толпа (образуется на улице по поводу самых различных событий), масса, публика (кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем).

Особенно ярко заражение проявляется в ситуации паники (психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное чувство острого страха).

Конечно, степень заражения людей или групп зависит также от общего уровня развития индивидов, их психического состояния, возраста, эмоционального настроя, в целом — от уровня развития их самосознания.

Таким образом, к факторам, усиливающим заражение можно отнести силу передаваемых эмоций и состояний, наличие непосредственного контакта, харизму человека, транслирующего эмоциональное состояние, сужение индивидуального сознания у заражаемого (в связи с нахождением в толпе, общей неуверенностью и некритичностью).

В связи с этим можно утверждать что, чем выше уровень развития общества, тем критичней является отношение людей к тем или другим силам, которые побуждают их к определенным действиям или переживаниям. И так действие механизмов заражения становиться слабее.

Конструктивное действие заражения проявляется в еще большем укреплении групповой сплоченности, а также используется как средство компенсации недостаточной организационной сплоченности группы. Так, заражение энтузиазмом можно наблюдать в профессиональной деятельности, т.е.

, если людей объединяет общее дело, то успехи одних заражают других, вызывая у последних интерес к общей деятельности. Следовательно заражение — не только асоциальный механизм.

В качестве положительного примера может служить заражение личным примером на войне, при проведении спасательных работ в зонах катастроф и т.д.

Подражание — это социально-психологический механизм общения, обеспечивающий воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения (манер, действий, поступков), внешнего вида, объектов материального мира. Объектами/субъектами подражания также могут являться как отдельные личности, так и группы людей.

Подражание – это процесс, в котором один индивид пытается в точности следовать во всем другому человеку, группе, образцу, при этом он самостоятельно копирует действия, которые воспринимает у других.

Психологическое подражание имеет немалое значение в усвоении человеком социального опыта, который наблюдается у многих в разных фазах индивидуального развития.

В дошкольном и раннем возрастах посредством подражания перенимаются нормы поведения, навыки самообслуживания, предметные действия. В старшем возрасте оно приобретает иное значение.

Этот феномен является вполне закономерным социологическим явлением. Например, когда человек подвергается давлению с помощью социальных норм, то большинство участников социальной группы ведут себя определенным образом, и личности будет трудно противостоять этому.

В данном случае подражание является видом группового мышления. Люди желают чувствовать и понимать, что они правы. Эти люди так себя ведут, чтобы соответствовать другим.

Они смотрят, как другие ведут себя и берут пример, копируют паттерны их поведения, считая это правильным, поскольку так ведет себя большинство.

В явлении подражания имеет значение боязнь изоляции. Каждому хочется быть понятным и приятным, чтобы его принимали в обществе, ведь многие не хотят быть белыми воронами, отвергнутыми из группы. Именно потребность в признании способствует, что они принимают ценности и нормы большинства.

Механизм подражания в психологии может быть осознанным и бессознательным, абсолютным или частичным, творческим и буквальным, добровольным и принудительным.

Согласно Г. Тарду, подражание делится на следующие виды: логические, внелогические, внутренние, внешние, подражание-мода, подражание-обычай и пр.

Логическое подражание – это сознательное воспроизведение выбранного образца; внелогическое — это бессознательное подражание, основанное на эмоциях; внутреннее подражание — подражание мировоззрению, принципам; внешнее подражание – подражание поведению, внешнему виду и т.п.. Также различают следующие виды подражания: конгруэнция (реализация согласованных действий в группе); копирование (отображение точных действий других в поведении); референтность (копирование людей, с которыми ты не контактируешь).

Подражание— это фундаментальный принцип развития и существования общества, именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности.

Подражание выступает как частный случай более общего «мирового закона повторения». В животном мире этот закон реализуется через наследственность, в человеческом обществе — через подражание.

Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются изобретения, которым подражают массы.

Сформулированы некоторые законы подражания. В частности: подражание идет от внутреннего к внешнему, т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние; низшие по социальной лестнице подражают высшим.

К условиям усиливающим склонность индивида или группы к подражанию относятся: снижение индивидуального сознания (некритичность к внешним тенденциям, неуверенность в себе), привлекательность и выразительность объекта подражания, сходство эмоционального состояния, наличие таких факторов тормозящих сознание как музыка, световые эффекты, алкоголь, наркотические вещества.

Если возникают благоприятные ситуации для этого, способность подражания актуализируется. Благоприятными факторами может быть наличие определенного количества людей, ощущающих близкие состояния, готовых разделить его.

Получается, что оно становится основным механизмом поведения, поскольку из потенциальной способности становится конкретной способностью. Человек начинает отображать воспринятые им паттерны поведения персон, находящихся в похожем эмоциональном состоянии, соблюдая предлагаемые образцы регулирования эмоционального состояния.

Создается масса людей, что подражают друг другу. При таком взаимодействии, усиливаются испытываемые состояния, доходя до пика, затем постепенно снижаясь.

Подражание отличается от внушения тем, что тут достижение цели обеспечено очевидной выразительностью источника потока информации, также присутствует повышенная привлекательность информации, истекающей из источника. Можно считать, что эффект образа составляет основание для восприятия информации.

В ситуации внушения, достижение цели устанавливается через прямое эмоциональное воздействие, где определяющим компонентом является слово.

Источник: https://cyberpedia.su/8xe165.html

Ссылка на основную публикацию