Спор — психология

Психология спора: почему спорят люди

Спор - психология

Психология спора позволяет понять истинные намерения вашего оппонента. Причины того, почему спорят люди, могут быть самыми неожиданными.

Спор, независимо от его предмета, является важной составляющей межличностного общения и взаимодействия людей. Во время этого процесса стороны с помощью аргументов отстаивают свое понимание обсуждаемого вопроса и стремятся опровергнуть доводы оппонентов.

Не секрет, что спорщики не всегда оперируют фактами, но и используют психологические и логические уловки. Не исключены шантаж и физическое воздействие.

Результат обмена мнениями зависит от многих составляющих: от явной и скрытой причины спора, особенностей характера спорящих людей, стремления к взаимопониманию, способности доказывать и опровергать те или иные высказывания.

Что заставляет людей обсуждать спорные вопросы с окружающими, даже если спор заведомо неконструктивный, а средства – не всегда позволительны?

Затевая спор, люди стремятся получить в результате словесных баталий определенную выгоду – материальную или моральную. Давайте посмотрим на причины, почему спорят люди, не с содержательной стороны, а с точки зрения импульса, который к этому побуждает.

Ведь спор является способом выплеснуть накопившиеся эмоции, в том числе негативные – боль, неудовлетворение, злость. Тот, кто становится второй, третьей и т.д.

стороной спора, фактически признает важность разговора и значимость мнения оппонента для себя.

Практический смысл

Во время спора каждая из сторон отстаивает свои интересы. Часто они, действительно, имеют практический смысл. Преимущества того или иного интереса зависят от того, насколько каждая сторона сможет отстоять свое понимание проблемы и способна опровергнуть доводы другой стороны.

Например, споры возникают при решении бытовых или производственных вопросов. Члены семьи спорят о том, потратить ли сбережения на отпуск, либо вложить в ремонт. Или, например, человек, который получает прибыль от выпиливания леса, будет спорить с экологами, которые защищают этот лес.

Нежелание рушить стереотипы

Одна из распространенных причин того, почему спорят люди, является нежелание рушить устоявшиеся стереотипы, которые присутствуют в каждом человеке. Эта информация, которая формирует фундамент его поведения и принимаемых им решений.

Если при общении с кем-то человек вдруг начинает понимать, что его стереотипы ошибочны, то происходит сбой всей системы. В данном случае личность собеседника неважна – важна только информация.

Спор – способ защитить свой внутренний мир, даже если человек признал свою неправоту и принял действительность.

При этом если собеседник просто указывает на ошибки, но не делает заключения и не предлагает способа их решения, это говорит о его слабости и психологической неустойчивости. Что, в свою очередь, только подогревает накал в споре.

Вопросы читателей

Здравствуйте! Пожалуйста, подскажите или направьте в нужном направлении 18 October 2013, 17:25 Здравствуйте! Пожалуйста, подскажите или направьте в нужном направлении.Дело в том, что я очень чувствительная натура.

Могу всплакнуть в каком нибудь фильме, хотя по сути это может быть даже не драма, а просто фильм с грустным концом, по крайней мере мне это может показаться грустным.

В данный момент встречаюсь с девушкой (я её очень люблю и не хочу терять), в моменты ссор (имею ввиду серьёзные ссоры, не по пустякам) могу расплакаться достаточно сильно. По началу относился к этому нормально, но сейчас когда мы ссоримся (и в будущем будет ссориться, т.к.

в отношениях всё бывает) уже это мне не кажется нормальным, тем более что не представляю это в супружестве. Хотелось бы научиться сдерживать свои эмоции. Есть ли какой-то метод решения этой «проблемы»?

Посмотреть ответ

Заниженная самооценка

Внутренние конфликты, неудовлетворенность жизнью могут сделать из человека заядлого спорщика. Один из примеров – заниженная самооценка.

Человеку с этой проблемой важно убедить в чем-нибудь своего собеседника, чтобы таким образом самоутвердиться.

Если он выигрывает в этом споре, то, как бы сам для себя убеждается, что его мнение значимо для других, и что кто-то другой более ущербный.

С другой стороны, желание самоутвердиться может сподвигнуть человека на конструктивный спор, заставляющий его действовать. Например, чтобы поднять свою самооценку, он спорит с другом, что сможет научиться водить автомобиль, и спор мотивирует человека это сделать.

Человек с завышенной самооценкой настолько верит в свои силы и правоту, что ему сложно воспринять чужое мнение и авторитет другой личности. Это провоцирует спор.

Сброс негативных эмоций

Иногда люди затевают спор, желая избавиться от накопившейся в них негативной энергии. Плохое настроение, проблемы дома или на работе могут породить желание доказать кому-то, что белое – это белое, или, наоборот – что абсурд является истиной. Такой спор — способ снять эмоциональное напряжение и переключить проблемные мысли.

Желание оправдаться

Если человек чувствует за собой вину, спор используется как способ переложить инициативу на собеседника. Зачинщик подобного разговора не способен критично относиться к себе. Таким методом он пытается оправдаться перед самим собой. Например, совершив какую-то подлость по отношению к собеседнику, он будет искать аргументы, которые оправдали бы его поведение.

Как видим, часто психология спора заключается не в желании получить конкретный практический результат, а в самом процессе. Но если обсуждение позиций и мнений достаточно аргументировано, то все его стороны чувствуют себя психологически комфортно, и начинают видеть больше, чем видели ранее.

Источник: http://www.likar.info/psihologicheskie-problemyi/article-67209-psihologiya-spora-pochemu-sporyat-lyudi/

Как правильно спорить

Как правильно спорить

Беседа может закончиться спором, но спор редко заканчивается беседой. В кругу знакомых, друзей, коллег, или в семейном кругу, или рядом с любимым человеком может затаиться повод для спора. Оживленное ораторское высказывание в довод какой-то мысли, может быть остановлено хладнокровным отрицанием и завертеть в водоворот губительного спора.

Важно понимать, что вы хотите получить от «водоворота». Победу? Знания? Повысить свою значимость в глазах оппонента? Или направить его на «путь истинный»? Правду? Истину?

Возможно, вы желаете отстоять свою репутацию, доброе имя, честь? В момент, когда вы поняли, что спор неизбежен, абстрагируйтесь на секунду, посмотрите на себя со стороны, взгляните на собеседника и осознайте, что вы намерены получить в результате спора.

Истинные причины спора

Если спросить у человека, по какой причине он спорил, то в ответ мы услышим, что-то вроде этого: «Я прав, а он нет, но он не желает с этим соглашаться». На самом деле, если честно признаться, то станет очевидно, что абсолютно все люди разные и личное мнение у каждого индивидуальное. Но если человек намерен вступить в спор, то его не остановить.

Как правило, предмет спора «ломаного гроша не стоит». И это первый факт, который необходимо осознать человеку, вступившему в спор. Причины спора, на самом деле, таятся намного глубже, чем может показаться.

И заглянуть в истину вещей, не просто важно, а крайне необходимо для вашего психического здоровья.

Намного сложнее человеку признаться, что он не прав или, что он длительное время жил в иллюзорном мире, только перед одним человеком – перед самим собой.

Спор – это прекрасная возможность ознакомить собеседника с большинством своих заблуждений. Светлана Нергина. Дорога к Храму.

Парадоксальный, на первый взгляд, факт – то о чем вы спорите, на самом деле, является вашими мыслями, с которыми вы согласились, но пытаетесь безрезультатно побороть на протяжении длительного времени. Если вас что-то чрезмерно возмущает, значит это то, с чем вы согласны, но никак не можете в себе принять.

Вы стараетесь прогнать «неправильные» мысли, но вдруг, наступает момент, когда вы понимаете, что еще один человек в этом огромном мире также думает и приводит веские доводы своей правоты. В такой момент, вы встречается со своей тенью, с которой нет смысла бороться потому, что вы и ваша тень – это одно и то же.

Примите неприятную правду о себе и разрешите внутренние конфликты, тогда поводы для споров иссякнут.

У меня в голове за несколько секунд пронеслась буря доводов, как всегда бывает у человека, проигравшего в споре. Робертсон Дэвис. Мятежные ангелы.

Позвольте себе роскошь – проиграть в споре, быть не правым и признать заблуждение. Человек, который говорит о том, что вчера был глупцом, подтверждает тот факт, что сегодня он стал мудрее.

Не стоит после спора, «смаковать» доводы и убеждать себя, как вы правы. Как известно, после драки кулаками не машут, так избавьте себя от бессмысленной траты энергии.

Читайте также:  Адаптационная теория эмоций - психология

Гоните мысли о том, что вот в следующий раз вы уж точно будете «на коне».

Уделите время себе и своим переживаниям и осознайте, что человек, который с вами спорил – это ваше зеркало. Глупо злиться на отражение, разбивать зеркало, требовать от него, чтобы оно изменило отражение, необходимо просто изменить свое отношение, свое выражение лица и тогда вы в зеркале увидите совершенно другой облик.

Эмоциональное состояние, как признак правоты

Если человек знает, что его земля круглая, то пусть хоть весь мир восстанет и целеустремленно станет твердить, что она плоская, он все равно будет придерживаться первоначального своего мнения.

Такой тип мышления, принято считать, принципами. Личность не станет оспаривать свои принципы потому, что она по ним живет и благодаря именно им смогла справиться со своими неприятностями.

Если убеждения перестанут работать, тогда человек может найти новые правила и начать ими пользоваться.

Ищущая личность обладает явными перепадами настроения в споре, она может стать робкой или агрессивной, может согласиться с доводом, но спустя некоторое время оспорить его, может не иметь своей точки зрения, а защищать чужую, но авторитетную. Личность, вступившая в спор, основой которого оказались ее принципы или оттенки убеждений, обладает ровным эмоциональным состоянием, и все доводы оппонента отскакивают от твердой позиции такой стабильной и уверенной персоны.

Профессиональный спор – это война без стрельбы

К спору можно и нужно относиться, как к игре. Ни в коем случае нельзя тратить на него бесценную энергию. Не забывайте, периодически абстрагироваться и наблюдать за собой со стороны, быть зрителем и участником одновременно.

Наблюдайте за оппонентом, найдите его слабые стороны (например, когда он повышает тон, произнося какую-то мысль). Определите психологические проблемы и свои, и участников спора, с помощью этого подходящего момента.

И наконец, говорите по существу, не отклоняясь от темы, не переходя на личности, не повышая голос. Как известно, краткость – сестра таланта, так станьте талантливым собеседником. Ваши слова должны быть подобно выстрелу, а ваши принципы – бронежилету.

И помните, вы не станете хуже или лучше кого-нибудь, ни до, ни вовремя, ни после спора. Игра интересна только тогда, когда перед вами достойный противник.

Соберите всех великих учителей вместе в одной комнате, и они будут согласны во всем друг с другом. Соберите вместе их учеников, и они во всем будут спорить друг с другом. Брюс Ли.

Действительно, невежество, отсутствие глубинного познания и недостаточный жизненный опыт, порождает конфликтную натуру. Как известно, правду не доказывают и с глупцами не спорят, но иногда человеку действительно тяжело держать свое мнение при себе. Но причина кроется не в словах, а в их высказывании, интонации, эмоциональной подаче.

«Молодец» можно сказать по-разному, и от этого теряется предназначение самого слова. Когда спор начат, и вам ничего не остается (не упав «лицом в грязь»), кроме того, чтобы участвовать в конфликте, постарайтесь извлечь выгоду для себя, позвольте себе научиться чему-то новому, практиковать иные тактики (кроме крика и слов «Я знаю» или «Я прав») для того, чтобы одержать победу в споре.

И наконец, удивите себя, приняв нестандартное решение.

Источник: http://psychology-s.ru/kak-pravilno-sporit/

Как победить в споре: психологические приемы, видео

Как победить в споре: психологические приемы, видео

Приветствую неизменных и новых читателей! Друзья, хотите знать, как победить в споре? Надеюсь, что эта информация вам поможет выиграть любой спор.

Как победить в споре: советы, которые пригодятся

Каждый стремится выйти из спора победителем. Существует искусство побеждать в спорах, называемое эристикой. Для того, чтобы научиться выходить из любого спора победителем, нужно придерживаться определенных правил:

Сохранять спокойствие

Обычно спорящие много говорят, кричат, машут руками, брызжут слюной. Одни эмоции! Друг друга не слышат и победителей в таком разногласии не бывает. Обе стороны, прокричав и не услышав друг друга, расходятся в разные стороны.

Поэтому в любом споре следует сохранять спокойствие. Холодная непробиваемость дает хорошую защиту и позволяет победить собеседника.

Уверенность

Уверенность в себе -это одно из необходимых условий для победы в споре. Будь уверенным в себе, даже если не прав. Маленькая доля сомнения способна свести на нет все усилия. Твердая уверенность в собственной правоте может выбить из колеи соперника и заставить засомневаться в своей точке зрения и принять вашу сторону.

Умение аргументировать фактами

Все аргументы, предоставляемые противнику, должны быть вескими и обоснованными. Важно выставить свою точку зрения, умело подтвержденную фактами.

https://www.youtube.com/watch?v=x8V8giO8qr4

И «бить» в незащищенные места соперника, заставив его усомниться в своей точке зрения. Не дать ему передохнуть, подлить очередную порцию веских аргументов, что окончательно выбьет его из колеи.

Веские факты способны повергнуть собеседника в растерянное состояние, и в этом случае победа гарантирована вашей стороне.

Отвлекающий манёвр

Во время спора постарайтесь держать какой-либо предмет, будь то очки или авторучка. Это поможет создать вокруг вас защитный барьер. Внимание собеседника будет переключаться на ручку и сбиваться с разговора. Он будет чувствовать, что вы невнимательно его слушаете.

Подобный манёвр является дополняющим к остальным, потому, что только маханием ручки у носа противника, вы не сможете выиграть спор.

Зайди на пьедестал

При разговоре желательно занять положение выше противника. Если он сидит, вы должны встать, если он стоит, займите место повыше, поднявшись на ступеньку. Это позволит создать ощущение властности.

Шаг назад

Есть еще один маневр для успешной победы в дискуссии. Не дайте собеседнику увлечься бесконечными словесными убеждениями, не дайте себя увлечь длительным разговором. Для этого улыбнитесь, помолчите, и скажите, что вы полностью придерживаетесь такой же точки зрения.

Ваш соперник может и поймет, что вы притворились, но говорить ему уже будет нечего. Вот после этого следует взять инициативу в свои руки и продолжить спор уверенно предоставляя свои аргументы. Это также беспроигрышный ход, позволяющий взять реванш в дискуссии

Важно в споре умело подстраиваться к ситуации. Бывают моменты, когда соперник является не очень добропорядочным человеком, и старается выбить вас из колеи, используя непринятые методы или ненормативную лексику.

В таких случаях важно не опустить свой уровень, не поддаться на провокацию, сохранять спокойствие, и еще лучше, что можно сделать — улыбаться. Улыбка обескуражит спорящего и заставит сесть на место.

Помните, что никогда не следует уклоняться от предмета разногласий и не переходить на личностные оскорбления.

Видео

В этих видео дополнительная информация к теме «Как победить в споре»

Как выиграть в споре ↓

Дорогие читатели, оставляйте комментарии, советы и дополнения к статье «Как победить в споре: психологические приемы, видео». Заходите чаще, я всегда вам рада, потому, что этот сайт для вас, друзья! Впереди много интересного!

МирТесен

Источник: https://damy-gospoda.ru/kak-pobedit-v-spore/

Как побеждать в спорах?

Вообще, люди любят спорить. В этом занятии многие ловят особый драйв, способ продемонстрировать силу своего интеллекта. Спор позволяет почувствовать первобытный дух борьбы, наверное, самым безобидным, простым и общедоступным из всех возможных способов.

Однако часто при этом «упоении борьбой» забывается основной смысл любой дискуссии — склонить собеседника на свою сторону в обсуждаемом вопросе.

Вот и получается, что вроде бы человек досконально разбирается в теме, фактически полностью обосновал свою позицию, а его визави всё равно остался при своём и вообще не хочет больше слушать доводы первого. На этой почве часто могут возникнуть серьёзные конфликты и ссоры.

Но как грамотно убедить человека таким образом, чтобы собеседник полностью принял излагаемые вами доводы и аргументы, сделав их своими? Этим вопросом с древнейших времён задавались различные мыслители и философы.

Ещё в Древней Греции умение побеждать в споре было возведено в ранг искусства. Там же существовала целая наука, именуемая софистикой, которая изучала способы грамотного изложения определённого материала в целях убеждения как одного оппонента, так и большого числа людей. Мудрецы-софисты обучали крупных государственных деятелей искусству красноречия и навыкам ведения политических дискуссий.

Несмотря на то, что прошла уже не одна тысяча лет, меньше спорить не стали (скорее наоборот) и эти навыки сохранили свою актуальность.

Читайте также:  Тимоти лири - психология

В нашу эпоху «человек-машина», когда подавляющие число людей работают, развлекаются и даже принимают пищу и спят перед монитором компьютера, часто не находя времени на полноценное живое общение, искусство грамотного ведения диалога (и спора в частности) стало и вовсе на вес золота.

Вообще, наилучший вариант победить в споре — это его избежать. Эта мысль, при глубоком её рассмотрении, лишена видимого на первый взгляд излишнего пацифизма. Дело в том, что человеческая природа так устроена, что любой конфликт воспринимается нами как вызов, и чем безобидней этот конфликт, тем больше соблазна этот вызов принять, не опасаясь последствий.

Если обсуждение проблемы перешло в спор, то стоит ожидать, что визави будет изо всех сил искать у себя в голове (а часто и придумывать) подтверждения своей точки зрения, стараясь во что бы то ни стало разрушить ваши доводы. Если же изначально постараться убедить собеседника в форме мягкой беседы, то в большинстве случаев можно избежать подобной конфронтации.

При такой форме убеждения бывает полезно придерживаться метода индукции (от частного к общему), то есть сначала изложить все имеющиеся у вас аргументы в пользу данной точки зрения, а только потом высказать её саму.

В этом случае собеседник или согласится с вашим мнением, или, вступая в спор, будет вынужден сначала опровергнуть сразу несколько ваших доводов, заявленных вначале, что гораздо сложнее, чем опровергать их по очереди (по мере поступления).

При данной тактике полезно использовать правило Сократа: «Сначала задай человеку два простых вопроса, на которые он вынужден будет ответить „да“; и лишь затем задай ему третий, важный для тебя, вопрос».

Это правило подействует со значительно большей силой, если вопросы, предполагающие положительный ответ, будут являться вашими аргументами. Их количество не обязательно должно равняться двум — чем больше, тем лучше (в разумных пределах).

Если вы будете следовать этому нехитрому правилу, то, когда вы выскажите свою основную мысль, собеседнику придётся согласиться, поскольку он сам только что аргументировал эту мысль своими положительными ответами на составляющие её вопросы.

При ведении диалога в форме спора (если он всё-таки случился) очень важно также и умение выслушать доводы визави.

Если бесперебойно кричать, не слушая собеседника, то ваши мысли, какими бы верными они не были, будут восприниматься оппонентом как нечто чужеродное и навязываемое ему против воли и, как следствие, будут вызывать сознательный (а часто и подсознательный) протест.

Но если вначале внимательно выслушать аргументы человека, то можно построить для них грамотное опровержение, тем самым обезоружив его. После этого следует высказать свои мысли и обосновать своё видение проблемы.

Однако при такой тактике следует терпеливо выслушивать только один, максимум три довода (в зависимости от их объёма), после чего переходить в контрнаступление, опровергая их. В противном случае, вы можете оказаться в ситуации, когда собеседник просто закидает вас своими мыслями. Пытаясь разложить по полкам и опровергнуть сразу несколько высказываний, вы можете просто растеряться.

Для того чтобы последовательно опровергнуть высказывания визави, постарайтесь посмотреть на проблему его глазами. При этом вы сможете лучше понять все составляющие проблему элементы и, проанализировав чужую позицию, просто разобрать её по кирпичикам.

При построении собственной позиции старайтесь, чтобы сильные доводы были высказаны в самом начале и в самом конце диалога.

Сознание устроено так, что человек хорошо запоминает в основном только те слова и высказывания, которые он услышал в начале и в конце беседы, то, что было посередине, часто отметается как мусор.

Поэтому, если вы хотите надолго склонить человека на свою сторону в какой-либо проблеме, следует помнить об этой закономерности человеческой психики.

Помните также, что большее значение для собеседника имеет то, как мы говорим и как при этом выглядим, чем-то, что мы говорим (это обусловлено работой нашего подсознания, которое на несколько миллионов лет старше нашего мышления). Активно пользуйтесь невербальными средствами ведения диалога (открытые жесты, дружелюбная мимика) и говорите спокойным и ровным голосом.

Вообще грамотно использовать невербалику (игру голосом) умеет не так много людей. Для того чтобы научиться этому искусству, стоит понаблюдать, как ведут себя публичные деятели (звёзды кино и шоу-бизнеса, политики и т. д.). Для самостоятельного изучения невербальных элементов непосредственно при ведении спора полезно наблюдать за проведением политических дебатов.

И наконец, самое главное правило любой дискуссии — старайтесь относиться с искренним уважением как к самому оппоненту, так и к его точке зрения.

Если вы будете слишком активно прессинговать и оказывать жёсткое психологическое давление, то собеседник даже может для виду (чтобы вы от него отстали) согласиться с вами, однако на самом деле не примет ваше мнение, оставшись при своём.

Это может повлечь за собой отсутствие взаимопонимания в дальнейшем. Помните, что сколько людей — столько и мнений.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/53228/

Психологические уловки в споре

В споре важна не только аргументация и логика, но и психология. Нередко победу одерживает не тот, кто формально прав, а тот, кто умело оказывает психологическое давление на собеседника.

Нужно знать, какие психологические уловки возможны в споре, чтобы распознать их в речи противника, а при случае (и если вам позволяют ваши моральные принципы) применить их самому.

Состояние духа во время спора оказывает огромное влияние на результат. Вдохновенная речь производит сильное впечатление и на противника, и на сторонних слушателей.

Когда человек, что называется, «в ударе», у него намного лучше работают память, воображение, интуиция, чем когда он растерян или подавлен.

Поэтому существуют приёмы, направленные как раз на то, чтобы выбить противника из этого состояния.

Самый примитивный приём – попытка вызвать у противника раздражение, вывести его из равновесия. Для этого используют прямые оскорбления, переходят на личности, выдвигают заведомо ложные обвинения, или насмехаются над «святая святых» противника.

Иногда даже идут на то, что сообщают перед спором истинную или ложную неприятную новость, чтобы выбить противника из колеи. При этом шумная реакция противника, попытки опровергнуть обвинения, проявления сильных эмоций – это именно то, чего пытаются добиться, следовательно, то, чего ни в коем случае нельзя себе позволять.

Более тонкий приём – использование типа мышления оппонента против него самого. Если он мыслит медленно, его противник может начать говорить быстро, приводя большое число аргументов, перечисляя длинные перечни фактов, иногда даже связанных с предметом спора лишь косвенно или не связанных вообще.

Загрузив противника множеством фактов, он, пока тот пытается установить связь между ними, протаскивает нужный вывод, не акцентируя на нём внимание. Для той же цели, особенно если аудитория мало знает о вопросе, могут быть использованы нагромождения иностранных слов и наукообразных терминов.

Множество уловок имеют своей целью отвлечь внимание соперника от какого-либо вопроса. Например, чтобы провести мысль, которую при детальном разборе противник не сможет доказать, он может сделать следующее.

Сама мысль высказывается в максимально незаметной форме, а рядом с ней, иногда даже в одном предложении, ставится другое высказывание, которое вызовет гарантированное возмущение собеседника.

Несколько таких повторений, при которых оппонент спорит с «ложной целью» — и у аудитории создастся полное впечатление, что эта незаметная мысль действительно очевидна.

Часто чтобы одержать победу в споре используют и особенности характера противника, недостатки, присущие практически всем. Одна из таких уловок – использование оборотов типа «всем известно», «наука давно установила», ссылка на авторитеты. Даже если оппонент усомнится в сказанном, скорее всего он побоится задать вопрос, чтобы не показаться невежей.

К тому же чувству – к желанию выглядеть умным – апеллирует и ещё одна уловка: приведение сильного довода в очень туманной и запутанной форме, в сочетании с комплиментами в адрес противника (например, «не всякий это поймёт, но мы – умные люди…», «вы, как умный человек, не станете отрицать…»)

Важную роль, особенно для сторонних слушателей, играет внешний вид спорщика, убедительность его речи. Если тема спора не касается насущных интересов слушателя напрямую, то он, скорее всего, будет руководствоваться в присуждении правоты внешними признаками.

Читайте также:  Пять пальцев - психология

Это нередко можно видеть в современных ток-шоу: зрители отлают свои голоса не тому, кто прав с точки зрения логики, а тому, кто красивее говорит. С целью внушения слушателю своего мнения часто также используют оценочные утверждения («это чепуха, нелепость» и т. п.).

Употреблённые без доказательств, они тем не менее формируют у слушателя (который и не склонен требовать доказательств эмоциональной оценки) нужную точку зрения.

Источник: http://ladydiary.ru/otnosheniya/psihologicheskie-ulovki-v-spore.html

§ 2. Определение понятий спор , дискуссия ,

§ 2. Определение понятий спор , дискуссия ,

«полемика». Классификация видов спора

Размышляйте неторопливо, но действуйте решительно, уступайте великодушно, а сопротивляйтесь твердо.

К. Лолток

Что же такое спор? Какова его сущность, с какими видами спора нам приходится иметь дело? В «Словаре современного русского

языка» сказано, что спор – это словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту; борьба мнений (обычно в печати) по различным вопросам науки, литературы, политики и т.д.; полемика. Разговорные значения: разногласия, ссора, препирательство; переносные: противоречие, несогласие.

Общим для всех значений слова «спор» является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство. В современной научной литературе слово «спор» служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями. Однако единого определения данного понятия не существует.

На наш взгляд, наиболее приемлемо следующее определение: спор это всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту*.

В русском языке имеются и другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Довольно часто они употребляются как синонимы слова «спор». В научных исследованиях эти слова служат нередко наименованиями отдельных разновидностей спора.

Например, дискуссией (от лат.

discussio – исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Слово диспут тоже пришло к нам из латинского языка (disputer – рассуждать, disputatio – прение) и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения ученой степени. Сегодня в этом значении слово «диспут» не употребляется. Под ним подразумевается публичный спор на научную и общественную тему.

Другой характер носит полемика (от древнегреч. polemikos – воинственный, враждебный).

Полемика – это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей.

Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Из данного определения следует, что полемика отличается от дискуссии и диспута именно своей целевой направленностью. Участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.

Цель полемики иная: необходимо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Однако следует иметь в виду, что подлинно научная полемика ведется не ради победы как таковой. Полемика – это наука убеждать. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами.

Слово «дебаты» французского происхождения (debat – спор, прения); «прения» – русское слово, зафиксированное в лексиконе XVII в.

Толковый словарь определяет эти слова так: дебаты – прения, обмен мнениями по каким-либо вопросам, споры; прения – обсуждения какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам.

Под этими словами, как правило, подразумевают споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т.д.

Классификация споров. Как видим, существуют разные виды споров. В научной литературе делаются попытки их систематизировать. В качестве основания берутся различные признаки. Однако единая классификация споров на сегодняшний день отсутствует.

К. основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относятся:

  • цель спора;
  • значимость проблемы спора;
  • количество участников;
  • форма проведения спора.

Цель спора:

  • поиск истины;
  • убеждение оппонента;
  • одержать победу;
  • спор ради спора.

Спор как поиск истины может служить средством для поиска истины, для проверки какой-либо мысли, идеи, для ее обоснования. В таком споре тщательно подбираются и анализируются доводы, взвешенно оцениваются позиции и взгляды противоположной стороны, т.е.

, по существу, ведется совместное расследование истины. Конечно, такой спор возможен только между компетентными людьми, знающими данную проблему и заинтересованными в ее решении. Как подчеркивал профессор С.И. Поварнин, который в начале XX в.

активно, разрабатывал теорию спора, «…это высшая форма спора, самая благородная и самая прекрасная».

Спор для убеждения оппонента. Здесь можно выделить два важных момента. Иногда спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден, но порой он уверяет и потому, что так «надо» по долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств и т.д.

Спор для одержания победы. Спорящие добиваются ее по разным мотивам. Одни считают, что отстаивают общественные интересы, другим нужна победа для самоутверждения, третьим нужна победа поэффектней, и они не стесняются в приемах и средствах для ее достижения.

Спор ради спора. Это своего рода «искусство», «спорт». Для таких спорщиков безразлично о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием.

В жизни не всегда удается четко разграничить виды спора по целям, они носят условный характер.

Значимость проблемы спора. В спорах затрагиваются национальные интересы, интересы определенных социальных слоев, нередко приходится отстаивать групповые интересы. Защищаются в них также и семейные, и личные интересы. Важно понимать социальную значимость проблемы, чтобы не растрачивать силы и энергию на несущественные вопросы.

Количество участников. На специфику спора влияет количество лиц, принимающих участие в обсуждении проблемных вопросов. По этому признаку важно выделить три основные группы:

спор-монолог (человек спорит сам с собой, это так называемый «внутренний спор»);

спор-диалог (полемизируют два лица);

спор-полилог (ведется несколькими или многими лицами).

Споры могут проходить при слушателях и без таковых. Присутствие слушателей, даже если они не выражают своего отношения к спору, влияет на спорящих.

Форма проведения спора. Споры могут быть устными и печатными. Устная форма предполагает непосредственное общение друг с другом, письменная (печатная) форма – опосредованное общение. Устные споры, как правило, ограничены во времени и замкнуты в пространстве. Письменные споры более продолжительны.

В устном споре важную роль играют внешние и психологические особенности. Большое значение имеют манера уверенно держаться, скорость реакции, живость мышления, остроумие. Робкий, застенчивый человек обычно проигрывает по сравнению с самоуверенным противником.

Именно поэтому письменный спор бывает более пригоден для выяснения истины, чем устный. Однако у него имеются и свои недостатки.

Он может продолжаться слишком долго, иногда годами, поэтому его участники успевают забыть отдельные моменты, не имеют возможности восстановить их в памяти.

Споры бывают организованные и неорганизованные. Организованные споры планируются, готовятся, проводятся под руководством специалистов.

Полемисты имеют возможность заранее познакомиться с предметом спора, определить свою позицию, подобрать необходимые аргументы, продумать возможные возражения оппонентов.

Однако спор может возникнуть и стихийно – в учебном процессе, на собраниях и заседаниях, в быту.

Успех спора зависит и от состава полемистов. Важное значение имеют их уровень культуры, эрудиция, компетентность, жизненный опыт, владение полемическими навыками и умениями, знание правил публичного спора. На практике очень часто компетентность участников спора отсутствует. Об удивительной смелости спорщика-дилетанта хорошо сказал Ф.М. Достоевский:

«Если бы, например, он встретился с Либихом (известный немецкий химик) хоть в вагоне железной дороги, и если бы только завязался разговор о химии и нашему господину удалось к разговору примазаться, то сомненья нет, он мог бы выдержать самый ученый спор, зная из химии только одно слово: химия. Он удивил бы, конечно, Либиха, но кто знает – в глазах слушателей остался бы, может быть, победителем. «

Предложенная классификация позволит вам точнее определить, с каким именно видом спора вы имеете дело в конкретной ситуации, и поможет вам выбрать оптимальную тактику поведения.

*
См.: Введенская Л. А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. –Ростов н/Д., 1995.– С. 398.

Источник: http://psy-top.ru/borozdina/259-13.html

Ссылка на основную публикацию