Регрессия — психология

Регрессия

Регрессия – это такой способ защиты, когда психика прибегает к возврату в детское состояние с целью понижения тревоги или разрешения конфликта. Соответственно детская модель поведения оказывается незрелой, менее эффективной, затрудняет адаптацию.

При этом у окружающих она часто вызывает состояние родителя, бессознательное желание опекать будь-то более слабую или ущербную личность.

Однако механизм регрессии включается не лишь в межличностном взаимодействии, человек может активировать его также наедине с собой, во внутренней психологической реальности, ведь детская модель поведения кажется ему более безопасной и успокаивающей.

Что такое регрессия в психологии?

Регрессия есть возвращение к своим более ранним формам поведения. Она происходит оттого, что нынешним, зрелым поведением человек не имеет возможности добиться желаемых целей.

Например, девушка не может убедить своего мужчину в действительности какого-то факта.

Что выбирает она? Часто это слезы, и плач, которые не являются рациональным способом в разрешении ситуации, это тот способ, которым она пользовалась в детстве, дабы привлечь внимание и добиться желаемого.

Спортсмены, занимающиеся боевыми искусствами и изучающие множество приемов в зале, выходя на ринг, используют лишь несколько приемов регрессии, что происходит из-за фрустрации, стресса, в котором человеку свойственно возвращаться к наиболее эффективным ранним формам поведения, которые его никогда не подводили.

Хотя их эффективность – очень спорный вопрос, на деле было бы уместнее использовать другие формы поведения. Но есть навыки, какие содержатся в основе психики, как говорят, «на подкорке», вернуться к которым легко, и это происходит бессознательно.

Проблему это не решает, но временно успокаивает человека, снижает уровень его тревоги.

Каждый сохраняет из детства воспоминания о приятных моментах, легком разрешении проблем и хоть раз задумывался, чтобы вернуться в детство. Личности же, что используют регрессию как доминирующий механизм защиты, когда она становится стратегией жизни, называются инфантильными, такая длительная регрессия в психологии это синоним инфантилизма.

Регрессия как явление была описана впервые Фрейдом. Регрессия по Фрейду есть отказ от прогрессивного движения желания в сторону действий, возврат к образам или галлюцинациям. Также регрессия по Фрейду находит себя в сновидениях и неврозах, в каких он рассматривал возврат к архаическим формам жизни как индивидуальным, так и филогенетическим.

Регрессия – защитный механизм

Регрессия в психологии это механизм защиты, развивающийся при слабости Я личности, именно к регрессии чаще всего прибегает личность незрелая, поскольку этот способ ей ближе остальных и не требует никаких дополнительных усилий.

В регрессии человек стремится к бессознательному воссоединению, полному комфорту и удовлетворению потребностей, какое он получал от матери. Отсутствие необходимости прилагать усилия, пробуя новые стратегии проведения, при недостатке энергии и инертности личности делает регрессию доступным и простым способом приспособления.

Другой вопрос уже, что адаптация затрудняется и в итоге оказывается неполной. Построить зрелые отношения с окружающими при доминирующей регрессивной защите, инфантилизме, становится невозможным.

Взаимодействие выстраивается только в случае наличия у партнера дополняющей стратегии, активного состояния родителя, отношения тогда скорее напоминают детско-родительский симбиоз.

Более сильная, стеническая личность прибегает к регрессии, только когда остальные механизмы защиты оказались неэффективными, наступило состояние фрустрации.

Регрессия в таком случае чаще всего частичная и непродолжительная, возвратившись к детским формам удовлетворения потребностей и получив желаемую разрядку, снизив напряжение, личность возвращается к другим видам защит.

Потому, определив, что регрессия длительное время доминирует в арсенале защит, следует направить внимание на развитие личности, признав ее незрелость.

В характере при этом преобладают такие черты, как зависимость от окружающих и их мнения, несамостоятельность, легкая внушаемость и поддавание влиянию других, отсутствие глубоких стабильных интересов, быстрая смена настроений, плаксивость, обидчивость, неумение доводить начатое до конца, безответственность и страх будущего. В крайних случаях это может выразиться в тунеядстве, злоупотреблении алкоголем, зависимости от наркотических препаратов.

Регрессия в психологии – примеры

Частым примером регрессии как отката назад, в прошлое, к более ранним своим паттернам, является поведение старшего ребенка при рождении младшего.

Старшему становится тяжело вынести то, что появился еще один объект для родительской любви, и он начинает плакать и капризничать, как несколько лет назад, может начать лезть в коляску, брать одежду, соску и погремушки младшего, есть его еду, гулить, ползать, изображая из себя малыша. Часто даже появляется возврат к непроизвольному мочеиспусканию. Это помогает ему справиться с напряжением, обидой и ревностью, появившимися в связи с конкуренцией, «предательством» родителей, привлечь к себе внимание, чтобы его полюбили так же, как малыша. Более старшему ребенку в данной ситуации кажется, что о нем забыли, хотя в том же возрасте ему уделяли обычно такое же количество внимания.

Регулярные детские болезни также могут говорить о потребности в родительском внимании, при нежелании идти в сад или школу быстро появляются симптомы простуды, а в запущенных ситуациях развиваются и серьезные хронические болезни, имеющие психосоматическую природу. Стоит чаще показывать ребенку свою любовь, а если причина и в плохих отношениях в детском коллективе – поговорить об этом или поменять садик или школу.

То же может происходить и с взрослым человеком, когда он заболевает. Невысокая температура переживается уже как серьезная, тяжелая болезнь, что может бессознательно демонстрироваться окружающим, чтобы получить ту полноту заботы и внимания, какую взрослый помнит из детства. Это то, что в психологии рассматривается как получение вторичной выгоды.

Здесь может иметь место и соматизация, когда и сама болезнь наступает по причине потребности снизить психическое напряжение, словно вернуться в детство и передохнуть.

Если действительной причиной болезни была регрессия, то излечение становится очень сложным, усилия докторов часто не приносят нужных результатов, болезнь может менять свои формы или даже переходить в другую, проявляя высокую резистентность к различным врачебным вмешательствам, развивается ипохондрия.

Своевременная успешная диагностика психологической причины болезни позволяет не только идти в верном направлении к излечению, но и сохраняет действительное физическое здоровье пациента.

В других случаях уставший взрослый человек может начать хныкать как ребенок, топнуть ногой или обидеться, невесть на кого, развернуться и уйти. Сюда относятся и несдержанность в эмоциях, какую часто прощают детям, бунт против авторитетов, хаотичное поведение, любовь к быстрой и неосторожной езде на машине, не задумываясь о последствиях.

В ситуациях перегрузки практически каждый испытывал желание закутаться в одеяло, есть конфеты и смотреть мультики. Некоторые взрослые на всю жизнь сохраняют любовь к детской мультипликации, носят одежду в ребяческом стиле, играют в игры.

Компьютерная зависимость также связана с регрессивным уходом от взрослой реальности в детский мир на экране, к которому человек привык еще будучи ребенком.

Примеры регрессии в психологии. Психологи часто наблюдают регрессию у своих клиентов на консультации.

Как только психолог с клиентом подходят к сверхважному для последнего вопроса, в котором нужно принять решение – клиент часто не выносит этой эмоциональной перегрузки и начинает дурачиться: накручивать волосы на нос, снимать и играть кольцом, крутиться на кресле, шутить. Регресс в детское поведение оттаскивает человека назад, чтобы снизить критический уровень напряжения, и психолог должен отследить это и проработать с клиентом.

Регрессивный откат в детство свойственен практически всем людям в ситуации, когда желаемое можно получить от кого-то из близких.

Так ребенок начинает выпрашивать конфеты у матери более детским голосом, капризничая и давя на жалость.

Также может поступать и жена, прося у мужа, например, купить ей платье, бессознательно активируя в себе поведение маленькой девочки. А муж может проситься на рыбалку с друзьями, обещая свое хорошее поведение, словно мальчишка.

Склонность к мистике часто также является регрессивной защитой, когда человек не желает разбираться в реальных причинах происходящего, что потребует от него усилий и ответственности в разрешении проблемы, а, к примеру, оправдывает сложности наложенной порчей или родовым проклятием.

Регрессивность часто находит выражение в откате к более ранним психосексуальным формам развития, что связано с возникновением неврозов. В случае регрессии либидо в полном объеме генитальность замещается прегенитальными способами проявления сексуальности, откуда развивается анально-садистичные или инцестуозные наклонности, бисексуальность, нарциссизм.

К механизмам регрессии часто прибегают маркетологи, создавая в рекламе предпосылки для эмоционального возвращения в детские ощущения полного комфорта, тотальной продуманности и контроля производителем своего продукта, приобретя который человек может, словно погрузиться в идеальную реальность.

Источник: http://psihomed.com/regressiya/

Регрессия – что такое регрессия в психологии, медицине, экономике?

Регрессия – распространенный термин в таких областях науки как психология, психиатрия, математика, экономика и отражающий процессы обратного движения или развития. Эзотерика и популярная психология используют методы регрессии для путешествия по прошлым жизням или воплощениям.

Регрессия в психологии

Маленький ребенок, набираясь опыта взаимодействия с окружающим миром и другими людьми, исследует связи и реакции в ответ на свои действия и манипуляции – так закрепляются определенные паттерны поведения, помогающие ребенку получать желаемое, или не быть наказанным за какой-то проступок. Регрессия – механизм защиты, используемый человеком, уже будучи, во взрослом состоянии, в момент тревоги или фрустрации, с которыми он не может справиться и западает на более ранние, незрелые реакции поведения, характерные для маленького ребенка.

Примеры регрессии:

  • при появлении в семье еще одного ребенка – старший, в результате ревности всячески пытается вернуть к себе внимание (он тоже еще маленький или беспомощный, хнычет, капризничает);
  • уход в болезни — манипулирование близкими людьми;
  • «заедание» проблем («воспоминание», когда плачущему ребенку дают конфетку, вместо того, чтобы разобраться в причинах плача и помочь ребенку справиться с возникшей проблемой).

Регрессивная психология изучает психические процессы возникновения состояний регресса.

Возврат в детские реакции характерен для всех людей и объясняется тем, что на бессознательном уровне есть опыт того, что ребенка меньше наказывают или если применить эмоциональный шантаж: заплакать, обидеться, закатить истерику – можно получить желаемое.

Такие смежные науки как психиатрия и психология используют регрессивные техники для возврата человека в прошлые травмирующие события, для того, чтобы «стереть» травму или переписать жизненный сценарий.

Регрессивный гипноз

Регрессия в прошлые жизни – популярный метод самопознания среди людей, занимающихся саморазвитием, практикующих йогу и увлекающихся индуизмом.

Наука отрицает то, что бессознательное человека хранит информацию о прошлых воплощениях, да и сам факт реинкарнации не признает.

Регрессивный гипноз измененное состояние психических процессов, во время которого гипнолог может внушать человеку все что угодно, например, что он:

  • в другом времени;
  • на неизвестной планете;
  • совершает какие-либо действия.

Регрессивный гипноз в отличие от регрессий в прошлые жизни, является методом воздействия на человека, с целью исследования его прошлого, для решения проблемы или избавления от страха, причины которых не осознаются и имеют корни в прошлом пациента, чаще в детстве. Опытный гипнотерапевт должен владеть методами регрессивной терапии, ведь 80% работы гипнолога связано с регрессией в прошлое.

Регрессивная терапия

Для обычного человека регрессинг представляет собой что-то нереальное и фантастичное, но наука объясняет это более прозаично и сам процесс тесно связан с психофизиологическими свойствами человеческого организма.

Регрессивный гипноз – состояние сознания, при котором оно пребывает в трансе, а сам транс – это привычное явление для человека, в нем он пребывает несколько раз в течение дня.

Все автоматизмы (привычные действия), будь то мытье посуды, хождение по одному и тому же маршруту – совершаются человеком в состоянии транса, когда мозг работает с частотой 7 – 14 Гц (альфа-ритм).

Гипнотерапевт вводит пациента в состояние транса и сопровождает человека в его «путешествии» до того места или события где случилась травма и происходит «перезагрузка» сценария в более позитивном ключе. Успех регрессивной терапии зависит от следующих факторов:

  • скорости погружения;
  • гипнабельности человека (только 30% людей обладают высокой степенью гипнабельности, с остальными нужны дополнительные методы по снятию защит и недоверия);
  • время, в течение которого человек способен находиться в трансе.
Читайте также:  Телемаркетинг - психология

Регрессивный самогипноз

Регрессивная гипнотерапия может с успехом применяться и в самогипнозе. Сознательное погружение человеком самого себя в определенное событие имевшее место в прошлом. Важные моменты самогипноза:

  • применение техник последовательного движения глаз или обратный отсчет;
  • первоначальная концентрация на незначительных деталях события;
  • задействование всех органов чувств;
  • переживание самого события и выстраивание другой, положительной цепочки;
  • выход из состояния транса и анализ произошедшего.

Регрессивные расстройства

Регрессия – психологическая защита, свойственная человеческой психике.

Откат к незрелым формам реагирования на стресс – это бессознательный механизм, но иногда это и манипуляция, к которой прибегают инфантильные личности, в арсенале которых, только такое поведение способствующее достижению желаемого.

Регрессивные расстройства – это уже комплекс синдромов, характерных для личности, находящейся в неврозе или страдающей психиатрическим заболеванием (шизофрения, психозы, слабоумие).

Виды регрессивных расстройств:

  • нарушение навыков опрятности (энурез, энкопрез);
  • расстройства психомоторики (ползание вместо ходьбы, раскачивания, ходьба на носочках);
  • поведенческие нарушения выражены в полной или частичной утрате навыков самообслуживания (больной ест руками, проглатывает пищу не разжевывая, не может самостоятельно одеться).

Регрессия в медицине

Виды регрессий, существующих в медицинской науке:

  1. Логистическая регрессия – метод статистики, позволяющий прогнозировать наступление, особенности протекания, исход того или иного заболевания, процент заболевших.
  2. Возрастная регрессия – деградация личности с постепенной утратой знаний и навыков.
  3. Регрессия болезни – фаза заболевания, при котором происходит спад симптомов и возврат к нормальному функционированию организма.

Возрастная регрессия

Деградация и регрессия тесно взаимосвязанные процессы, наблюдаемые при тяжелых соматических и психических заболеваниях. Деградация представляет собой процесс распада личности, потери собственного «Я», что приводит к регрессии – примитивным формам реагирования, характерным для детского возраста. Заболевания, провоцирующие возрастную регрессию:

  • алкоголизм, наркомания;
  • болезнь Альцгеймера;
  • старческое слабоумие (стадия маразма);
  • рассеянный склероз.

Регрессия в экономике

Понятие регрессии нашло применение и в экономической сфере. Регрессивный откат в экономике, проявляется как возврат к прежним, изжившим себя когда-то методам, внешне это проявляется упадком и стагнацией экономических процессов. Регрессионно-корреляционный анализ – метод, помогающий просчитать прибыль, факторы, влияющие на снижение или увеличение объемов производства.

Аддитивные технологии – что это такое и где применяются?Аддитивные технологии – инновации в сфере промышленности и производства. Цифровые новшества с использованием 3D-печати, используемые в разных прикладных сферах, таких как медицина, фармакология, авиа и машиностроение – воспринимаются на грани фантастики.
Топ-10 предсказаний Симпсонов, которые уже сбылись

Мультик о «Симпсонах» предсказал будущее человечества – его герои знают все о победе Трампа, смертоносных вирусах и грядущих терактах…

Когнитивные способности – что это такое, как их развить?Когнитивные способности – познавательные процессы человека: память, мышление, внимание, воображение, восприятие, направленные на взаимодействие с окружающим миром, другими людьми, получение информации и трансформации ее в знания и опыт.Что такое способности – какие бывают способности и способы их развитияЧто такое способности и как они проявляются? Ребенок рождается с определенными задатками, развивая которые он становится успешно реализованным в социуме. Это могут быть таланты и одаренность в сферах: математики, лингвистики, музыки, спорта.

Источник: http://kak-bog.ru/regressiya-chto-takoe-regressiya-v-psihologii-medicine-ekonomike

Регрессия (психология)

Регрессия — защитный механизм психики, процесс, в ходе которого человек возвращается на предыдущую или менее зрелую стадию развития чувств и поведения.

История возникновения термина

Зигмунд Фрейд ввел понятие регрессии в «Толкование сновидений» (Die Traumdeutung, 1900) для объяснения сути сновидения: сновидного мысли приходят в основном в форме чувственных образов, которые преследуют субъекта почти как галлюцинация.

Для объяснения этого феномена нужно подойти к нему с точки зрения топики, чтобы психический аппарат выглядел ориентированной последовательности систем.

В сознательном состоянии возбуждения проходят через все системы, двигаясь вперед (то есть от восприятия к движениям), в то время как во время сна мысли не способны разряжаться в движении и направляются назад, к системе восприятия. Таким образом, для Фрейда понятие регрессии было, прежде всего, топическим.

Временное значение регрессии, сначала неявное, начало усиливаться в концепции Фрейда одновременно с выявлением новых моментов в психосексуальному развития индивида.

В «Трех очерках по теории сексуальности» (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) термина «регрессия» нет, однако здесь мы уже видим указания на возможность возвращения либидо на обходные пути удовлетворения и к более старым объектов. На самом деле, разработка понятия временной регрессии нуждалась (в 1910 — 1912) прояснения последовательности стадий детского психосексуального развития.

В «склонности к неврозу навязчивых состояний» (Die Disposition zur Zwangsneurose, 1913), например, Фрейд противопоставляет тех случаях, когда «… сексуальная организация, подвержена невроза навязчивых состояний, возникнув однажды, сохраняется до конца», тем случаям, когда она «сначала замещается организацией более высокого уровня, а затем направляется регрессивно — вниз от этой стадии».

Таким образом, судя по фрагменту, прилагаемого к «Толкование сновидений» в 1914 году, Фрейду пришлось провести в понятии регрессии внутренние разграничения: «Мы различаем регрессию трех видов: а) топической, обусловленная функционированием психического аппарата; б) временную, при которой вновь становятся дееспособными предыдущие способы психической организации »; в) формальную, которая заменяет привычные способы выражения и образного представления на примитивные. Эти три формы регрессии в основе своей едины, поскольку раньше во времени оказывается одновременно и проще по форме, располагаясь в психической топике вблизи восприятия «.

Топическая регрессия особенно ярко проявляется в сновидениях, где она осуществляется до конца. Однако, ее можно обнаружить также в патологических процессах, где она распространяется не так широко (галлюцинации), или в нормальных процессах, где она не идет так далеко (память).

Реже Фрейд использовал понятие формальной регрессии, хотя оно охватывает многие явления, при которых происходит возврат от вторичных процессов к первичным (переход от тождества мысли к функционированию в соответствии с принципом тождества восприятия).

В рамках временной регрессии Фрейд различает несколько линий: регрессию относительно объекта, регрессию относительно либидинальнои стадии те регрессию относительно эволюции Я.

Эти разграничения связаны не только с заботой о строгости классификации.

Дело в том, что в некоторых нормальных или патологических структурах различные типы регрессии не совпадают друг с другом; Фрейд отмечал, например, что «… за истерии систематически наблюдается регрессия либидо к первоначальным сексуальных объектов инцестуозного типа, хотя регрессии к предыдущим стадиям сексуальной организации при этом не происходит».

Фрейд настаивал на том, что прошлое ребенка — индивида, а потому и всего человечества — навсегда остается в человеке: «Первоначальные состояния всегда могут возникнуть вновь. Первоначальная психика в собственном смысле не может быть уничтожена ».

Фрейд повторяет эту мысль о возвращении к прошлому относительно самых разных сфер: психопатологии, сновидений, истории культуры, биологии и т. На восстановление прошлого в настоящем указывает также и понятие навязчивого повторения.

Для выражения этой мысли Фрейд использует не только срок Regression, но и смежные по смыслу термины: Rückbildung, Rückwendung, Rückgreifen т.

Понятие регрессии связано с понятием фиксации.

Примитивные механизмы

Примером регрессии является примитивные механизмы — защиты, которые возникают у человека еще в детстве и проявляются в течение всей жизни. К ним относятся перцептивные механизмы: отрицание, расщепление (расщепление объекта), проективная идентификация, парциальная перцепция, двигательная активность и тому подобное.

Возражения

Отрицание реальности (или конфликта) проявляется в том, что человек не воспринимает отдельные реальные ситуации, их части, объекты, конфликты и тому подобное.

В психоанализе отрицание рассматривается как особая форма сопротивления. По этому поводу Фрейд писал о том, что есть такие пациенты, которые ведут себя «несколько странно».

Чем глубже движется анализ, тем сложнее им признать воспоминания, которые возникают.

В целом описываемый механизм психологической защиты включает искажения информации (ее формы или содержания), которая может травмировать индивида, в начале восприятия.

В связи с этим Фрейд описал действие трех аспектов этого механизма:

  1. отрицание — это способ осознания вытесненного
  2. отрицание устраняет только отдельные последствия процесса вытеснения
  3. через отрицание психика освобождается от ограничений, связанных с вытеснением

Фрейд утверждал, что отрицание — это самый ранний онтологически и примитивный механизм защиты, который считается столь же древним, как и ощущение боли. Способность к отрицанию неприятных сторон реальности является своего рода временным приложением к исполнению желаний и сохранения аффективной равновесия, при которых конфликт не допускается внутрь личности, своего Я.

Расщепление

Фрейд употреблял термин «расщепление» для обозначения своеобразного явления, когда внутри личностного Я сосуществуют две парадоксальные психические установки по внешней реальности: первая учитывает реальность, вторая — игнорирует.

Фрейд считал, что расщепление является не только защитой Я, но и способом сосуществования двух защитных механизмов, один из которых служит для защиты от реальности, а другой — защита от поездов. Патологическим вариантом расщепления, по Фрейду, является запрет личности на компромиссы и сохранения обоих установок одновременно.

Расщепление как защитный механизм личности от тревоги, негативных переживаний способствует формированию другого защитного механизма — проективной идентификации (по терминологии М. Кляйн, 1946).

Проективная идентификация

Защитный механизм, который изучала Мелани Кляйн. Она считала, что расщепление на «хорошо Я» и «плохое Я», начиная с возраста младенца, является попыткой защитить свои хорошие части от плохих, освободиться от невыносимых качеств собственного Я, превратить их в своих «преследователей».

У взрослых механизм проективной идентификации вызывает страхи преследования, смерти, различные фобии, паранойю и тому подобное.

В повседневной жизни это может проявляться в ситуации экзамена в виде страха перед преподавателем, во враждебном отношении к представителям других национальностей, неприятии взглядов и позиций других людей и др.

Парциальная перцепция (Частичное восприятие)

Защитный механизм, который характеризуется тем, что субъект склонен воспринимать только то, что ему нравится, для него выгодно, ценно или содержательно. Другая информация индивидом не фиксируется, формируя тем самым своеобразные ограниченные представления об окружающем мире и о себе, которые базируются в основном на «нужном» материале, «вырезая» все остальное из своего восприятия.

Этот механизм формируется в раннем детстве, но «работает» и у взрослых людей. Он довольно распространен и в профессиональной деятельности, и в повседневной жизни.

Двигательная активность

Это снижение беспокойства, вызванного запрещенным поездом, путем разрешенном его прямого или косвенного выражения без развития чувства вины.

Двигательная активность входит в кластер регрессии и развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Двигательная активность включает непроизвольные, иррелевантные действия для снятия напряжения.

Источник: http://info-farm.ru/alphabet_index/r/regressiya-psikhologiya.html

Регрессия — что такое простыми словами? :

О том, что такое регрессия, знают и программисты, и врачи разных направлений, а особенно хорошо ориентируются в этом понятии психологи.

Впрочем, математики и эзотерики тоже могут рассказать, что понимать под этим термином.

Самое удивительное – тот факт, что представители каждой из перечисленных областей видят в слове свое значение! Действительно, регрессия – понятие многогранное и сложное. Попробуем разобраться с некоторыми его сторонами.

Общее понимание

Разобраться с тем, что такое регрессия, проще всего, если обратиться к психологической стороне вопроса.

Термином принято обозначать такой защитный механизм, который позволяет на некоторое время сбежать от реальных сложностей, беспокоящих личность, к более простым вопросам.

То есть фактически регрессия – упрощение решаемых задач. Регрессия применительно к развитию вида будет означать упрощение с поколениями, деградацию.

А вот в математике, программировании и других точных науках термин применяется в том же значении, но по отношению к исследуемой области. Если прогрессия предполагает развитие и увеличение, то регрессия – полная противоположность этого термина.

Читайте также:  Вертикаль и горизонталь - психология

Когда и зачем?

Психологи считают, что регрессия – это отличительная особенность любой человеческой личности, столкнувшейся с новой, сложной, непонятной задачей. Реакция на новую обстановку, психическое или физическое состояние могут спровоцировать такой эффект. Узнать, что такое регрессия, на своем примере можно, если человек сильно устает или заболевает.

Теория и практика

В поведении регрессия – переход к прежней стадии. Особенное внимание этому явлению уделялось в работах Фрейда – известнейшего австрийского психоаналитика прошлого столетия. Он разработал онтогенетическую теорию, в рамках которой и рассматривается, что такое регрессия.

В соответствии с психотерапией, термином следует обозначать возвращение личности к такому времени, когда ощущалась удовлетворенность от обстановки.

В настоящее время психоаналитика предпочитает понимать под регрессией такой неэффективный защитный механизм, который активируется при возникновении дискомфортной ситуации.

Наибольшую практическую пользу принес бы поиск выхода из ситуации, но в реальности многие люди лишь стремятся упростить комплексную задачу, тем самым загоняя себя в еще более безнадежный тупик.

Где это наблюдается?

Лучше всего знают, что такое регрессия, психотерапевты, вынужденные работать с индивидуумами, страдающими невротическими расстройствами либо инфантилизмом. Регрессия – это одна из форм, помогающая человеку справиться с эмоциональным перенапряжением.

Специалисты отмечают, что она довольно сильно отличается от альтернативных способов борьбы с проблемой. Замещение, генерализация помогают сохранить структуру деятельности, а вот рассматриваемое явление меняет потребности, мотивацию. Все это приводит к деградации качеств личности.

Процесс протекает очень быстро, особенно в условиях отсутствия сторонней помощи.

В то же время известны случаи, когда явление приносило индивидуумам пользу. Так, в рамках когнитивного теоретического подхода принято говорить о значимости регрессии как методики обращения к упрощенным схемам, помогающим познать себя, проблему, пути ее решения. Отталкиваясь от простого понимания, можно со временем добиться прогресса личности.

Противоречия и общий подход

Как было упомянуто выше, значение слова «регрессия» психологами, психотерапевтами определено еще с прошлого столетия.

Современные методологи, однако, отмечают, что экспериментальных исследований было организовано всего несколько, поэтому каких-то реальных подтверждений теоретических выкладкок нет и по сей день, а механизмы, через которые реализуется личностная регрессия, вовсе не изучены.

Еще только предстоит ознакомиться с проявлениями этого явления, сформулировать, насколько оно значимо. Позиции, которых придерживаются ведущие психоаналитики современности, во многом противоречат друг другу.

Можно сказать точно, что все виды регрессии предполагают возвращение к прошлому, в детство, к усвоенным ранее моделям поведения. То есть фактически человек с текущей ступени развития возвращается на уже пройденную им ранее. В психологии о таком явлении говорят как о понижении организационного уровня. Фактически наблюдается примитивизация.

Регрессия в онкологии

Этот термин как для врачей, работающих с онкологическими больными, так и для самих людей, столкнувшихся со злокачественными новообразованиями, исключительно важен.

Чаще всего о возможности регрессии говорят, если опухоль развилась на веке либо поблизости от этой области человеческого организма.

Медицина знает несколько случав, когда злокачественность была установлена и подтверждена, тем не менее, спустя некоторое время наблюдалось самостоятельное излечение больного – регрессия. Значение слова в медицине действительно важно, так как дает надежду многим больным.

Такое явление применительно к раковым заболеваниям наблюдается, если опухоль не трогать, не беспокоить. Возможность самостоятельного излечения есть только у развивающихся медленно новообразований. Процесс протекает следующим образом: сперва наблюдается медленный рост, затем его прекращение и начало обратного процесса.

Происходит это обычно неожиданно и непредсказуемо. Что это такое простыми словами? Регрессия – ситуация, когда опухоль рассасывается без малейшего следа. Ни на коже, ни поблизости не будет даже намека на злокачественный процесс.

В официальной литературе есть упоминания о нескольких подобных случаях, наблюдаемых квалифицированными врачами.

Официальная позиция

О том, что это такое – регрессия простыми словами – можно узнать, обратившись к работам Закса, Лиша. Именно они особенно детально рассматривали явление применительно к онкологическим больным.

Как удалось выяснить в ходе экспериментального исследования, здоровый организм имеет возможности, ресурсы, позволяющие активизировать обратный рост новообразования. Это характерно не только для ранних стадий.

В медицинской практике Лиша был такой случай, когда рецидив, спровоцированный слабой эксцизией, останавливался в развитии, а затем самостоятельно развивался обратно.

Как видно из опубликованных работ, метод регрессии применительно к онкологическим больным может сработать совершенно непредсказуемо. Если некоторая часть опухоли не была удалена при операции, преобразованные клетки самопроизвольно могут погибнуть. Такое наблюдалось и у больных, у которых рак проявил себя видимым участком, и на этапе лишь появления ракового комплекса в структурах ткани.

Как это работает?

Многие исследователи, обратив внимание на указанное уникальное явление, предложили объяснять его с точки зрения учения Павлова, рассматривавшего значимость головного мозга, в частности, коры этого органа как центра, регулирующего весь живой организм. Как следует из известной в настоящее время информации, это может быть фактором регрессии в силу возможности применения нервных механизмов для обеспечения различных участков тела защитой. На мозг возлагается еще и компенсаторная функция.

Как видно из онкологии, важные параметры регрессии еще только предстоит открыть, чтобы найти механизмы, активизирующие природный защитный процесс.

Уже сейчас известно, что влияние нервной системы провоцирует некроз больных тканей, появление язв, рубцов. Альтернативный вариант – инкапсулирование клеток, потенциально не имеющих более возможности роста.

В таком состоянии они со временем гибнут. Каким образом можно стимулировать этот механизм, пока неизвестно.

Значений множество!

Но не только в психологии, регрессия рассматривается еще и в эзотерических учениях. Характерно это в первую очередь для тех, что посвящены погружению в прошлые жизни. Как рассказывают специалисты этого направления, под термином принято понимать трансвизуализацию.

В некоторой степени явление это сходно с осознанным сновидением, в то же время имеет специфические отличия. Человек, переходя в такое состояние, полностью сохраняет под контролем собственное сознание, но может выйти из него без особенных усилий.

Погружение для такого состояния характерно относительно слабое. С одной стороны, нет ощущений, деталей, присущих классическому полноценному сну, в то же время общее представление человек получает. Можно сравнить это с подсматривающим через щелку.

Многие считают, что степень восприятия определяется количеством, качеством тренировок.

Можно пройти регрессию как самостоятельно, в одиночестве, так и в группе заинтересованных лиц, собравшихся в одном месте и с одной целью.

В крупных городах регулярно организуют такие мероприятия для желающих. Используются специальные звуки.

Принято деление на уровни, каждый из которых подбирается к конкретной ситуации на усмотрение самого ответственного и опытного участника группы или тренера.

Что это такое?

Пытаясь объяснить суть регрессии, некоторые сравнивают ее с информационным потоком, в который появляется возможность включать свое сознание. В то же время неясно, откуда берет начало этот поток.

Одни считают, что из воображения, другие убеждены в его в связи с прошлыми жизнями.

Кто-то готов отстаивать мнение о том, что все сведения поступают из параллельных миров, а иные убеждены, что дело лишь в памяти.

Одна из теорий гласит, что наш мир – это всего лишь симуляция. Такой подход делает наиболее вероятной правильность идеи реинкарнации, а также дает неплохое объяснение устройству вселенной.

Фактически разумные сущности могут словно блуждать меж мирами, и регрессия помогает включиться в этот процесс, осознать его, стать элементом информационного потока, в рамках которого и происходят все передвижения.

Регрессия и воспитание детей

Это явление знакомо не только врачам, известным ученым, эзотерикам и стремящимся к духовным практикам, просветлению и познанию мира людям. Самые простые родители, активно воспитывающие маленьких детей, также нередко сталкиваются с регрессией.

Этим термином принято обозначать такое поведение ребенка, когда уже обучившийся чему-либо малыш внезапно словно бы возвращается на ступеньку назад. К примеру, еще недавно умевший самостоятельно пользоваться горшком ребенок вдруг писает в штанишки.

Психологи объясняют это следующим образом: никаких отклонений в развитии нет, чадо вполне может пользоваться туалетом так, как его учат родители. Дело в том, что малыш, когда обучается чему-то новому, одновременно испытывает испуг от своей самостоятельности.

Стремясь вернуться в тепло и безопасность родительской опеки, он пытается отринуть новое знание, умение. Со временем, если родители ведут себя правильно, малыш осознает, что страшного и опасного в пользовании новыми навыками ничего нет, и применяет их на практике.

Поэтому родители, столкнувшиеся с такой проблемой, должны максимально внимательно относиться к своему чаду, поддерживать его и доказывать свою любовь и заботу.

Подводя итоги

Не зря филологи гордятся богатством русского языка. Действительно, можно встретить такие уникальные термины, значение которых исключительно богато и разнообразно.

Рассмотренный пример регрессии – хорошее доказательство постулата о многообразии и многозначительности русского языка.

Само слово пришло к нам из латыни, но было применено к разным областям жизни и в современности обширно используется и специалистами разных сфер, и обывателями. Сохранилось значение «обратное движение», в то же время расширилась область применения.

Источник: https://www.syl.ru/article/365003/regressiya—chto-takoe-prostyimi-slovami

Психологические защиты. Регрессия

Регрессия является относительно простым защитным механизмом, знакомым каждому родителю, который наблюдал, как его ребенок соскальзывает к прежним привычкам (присущими более ранним стадиям развития), когда он устал или голоден.

Социальное и эмоциональное развитие никогда не идет строго прямым путем; в процессе роста личности наблюдаются колебания, которые с возрастом становятся менее драматичными, но никогда полностью не проходят. Практически каждый человек, находясь в состоянии сильной усталости, начинает хныкать.

Подфаза воссоединения (“репрошман”) в процессе сепарации-индивидуации, которую Малер описала как универсальную особенность, проявляющуюся в конце второго года жизни каждого ребенка (когда ребенок, начинающий ходить и только что провозгласивший свою независимость от матери, возвращается обратно и прячется под ее юбкой), становится одной из тенденций, присущих каждому человеку. Это возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетентности.

Данную тенденцию можно легко различить, проводя долгосрочную психотерапию и психоанализ.

Пациент, который наконец собрал все свое мужество для того, чтобы попытаться вести себя по-другому (особенно, если это включает в себя новое поведение в отношениях с терапевтом – выражение ненависти или критики, признание мастурбационных фантазий, просьба изменить оплату или расписание с большим самоутверждением, чем допускалось в детстве), будет часто возвращаться к прежнему образу мыслей, чувств и поведения в последующих за этим сессиях. Психотерапевт, который не принимает приливов и отливов, присущих переменам в развитии, может быть разозлен подобным явлением. Контрперенос в этом случае походит на состояние доведенного до белого каления родителя, наконец-то преуспевшего в укладывании своего маленького ребенка спать самостоятельно и затем в течение недели получающего его визиты в спальню в три часа ночи. Это может продолжаться до тех пор, пока не станет ясно, что, несмотря на регрессивные тенденции в сопротивлении пациента, общее направление изменений прогрессивно.

Строго говоря, регрессией не является ни просьба о поддержке и утешении человеком, который обеспокоен достижением столь необходимого ему внутреннего комфорта, ни намеренное выискивание способов разрядки драйва на начальных уровнях. Для классификации данного процесса как защитного механизма он должен быть бессознательным.

Так, поведение женщины, которая, рассказывая о чем-то, допускает нечаянные ляпсусы и впадает в угодливый тон маленькой девочки сразу после демонстрации своих амбиций; или реакция мужчины, который удивленно хлопает глазами, глядя на свою жену после того, как только что была достигнута новая степень близости с ней, демонстрируют регрессию в психоаналитическом смысле данного термина, если только эти действия не выбираются и осуществляются сознательно.

Некоторые люди используют регрессию как защиту чаще, чем другие. Например, некоторые из нас реагируют на стресс, вызванный ростом и возрастными изменениями тем, что заболевают. Многие, у кого не диагностируется та или иная болезнь, порой физически чувствуют себя очень плохо и укладываются в постель.

Этот процесс никогда не осознается (а если осознается, это называется просто симуляцией) и может причинять страдание как регрессировавшему, так и связанному с ним другому человеку.

Этот вариант регрессии, известный как соматизация, обычно оказывается резистентным к изменениям и трудным для терапевтического вмешательства.

Читайте также:  Модели отношений - психология

Некоторые ипохондричные люди, отвлекающие врачей монотонными неясными причитаниями и периодическими меняющимися жалобами, которые никогда не поддаются лечению, используют регрессию для того, чтобы находиться в роли слабого – самый ранний способ преодоления сложных жизненных аспектов.

К тому времени, когда они должны проконсультироваться у терапевта, пациенты уже выстроили дополнительную и фактически непроницаемую стену защит, берущую начало в обращении с ними как с избалованными детьми или своенравными людьми, ищущими постоянного внимания.

Они ждут, что клиницист попытается их разоблачить как симулянтов.

Следовательно, терапевт, чей пациент использует регрессию в позиции слабого в качестве своей любимой защиты, должен обладать сверхчеловеческими резервами такта и терпения, – тем более, если привычка пациента постоянно занимать постель больного обрела силу благодаря и другим выгодам этого положения (“вторичная выгода”).

Вывод, что человек, жалующийся на физическую боль или сильную усталость, пользуется регрессией как главной защитной реакцией на эмоциональный стресс, не должен быть поспешным или неотрефлексированным.

Стресс, наступивший в результате заболевания как такового, может обусловить регрессивную реакцию у страдающей личности. Люди нередко заболевают потому, что бессознательно депрессивны. Но они могут также впасть в депрессию и потому, что больны в медицинском смысле этого слова.

Однако широко известно, что соматизация и ипохондрия, как и другие виды регрессии, являющие собой беспомощность и детские модели поведения, могут служить краеугольным камнем в характере личности.

Когда регрессия определяет чью-то стратегическую линию преодоления жизненных трудностей, этот человек вполне может быть охарактеризован как инфантильная личность.

Источник: http://psychologiclub.com/psixologicheskie-zashhity-regressiya/

Регрессия

Когда человек вспоминает детство? Что нам несут эти воспоминания?

Следующий пример почти слово в слово могут повторить многие ученики и ученицы: «Я не выучила урок и поэтому испугалась, когда меня вызвали к доске». Капельки пота, мурашки, сердцебиение, дрожание голоса — вот первые признаки эмоционального стресса.

Вдруг девочка вспомнила, как мечтала стать актрисой. Воспоминания лишь промелькнули тенью, но этого хватило, чтобы спина выпрямилась, голос окреп, глаза засветились. Класс превратился в сцену и, затаив дыхание, слушал.

Она не отвечала урок — она говорила обо всем сразу, что видела и чувствовала ее душа в этот момент. Дотоле грозный учитель как бы растворился, слился со своими учениками, и их взгляды, как молчаливые аплодисменты, подтверждали ее победу.

Она хорошо запомнила, с чего все началось: в трудную минуту воспоминания подхватили ее — и понесли к успеху.

Ежедневные стрессы школьники преодолевают, используя ресурсы своей памяти. И каждый имеет опыт, когда яркое воспоминание спасало его от неприятных переживаний.

Я спрашивал людей, которые сидели в одиночных камерах, о чем они думали перед сном, — и оказалось, что многие погружались в детские воспоминания. Многие эмигранты, которые еще не обустроились на новом месте, отмечали необычно яркие и непосещавшие их ранее переживания детства.

Позже, когда все обустроится, детство не постучится в их сны — оно отправится в забвение до следующих тревожных ночей. Вот так: внезапно приходящее детство оказывается тихой гаванью, куда не докатываются разрушающие волны цивилизации.

Мы пользуемся регрессией, но в последствии можем не отдавать ей должного признания. Детские воспоминания могут лечить душу, и это лекарство может быть доступно всем.

Метод регрессии (от лат. regressus — обратное движение) отличается от метода автобиографической памяти. При автобиографической памяти мы используем хорошо известные нам, легко вспоминаемые события, происшедшие с нами, с друзьями, с государством.

И, вспоминая, мы лишь касаемся этих событий, не вдаваясь в подробности, можем не переживать их эмоционально, как будто привычно перелистываем календарь. Они должны быть значимы для нас или для истории, иначе мы не зафиксировали бы их в памяти. При регрессии же мы погружаемся в новые, ранее не вспоминаемые события.

Мы как бы ищем клад, но не знаем, на что наткнемся. При этом мы можем вспомнить сущий пустяк, ничего не значащий ни для нас, ни для истории, но в этот момент к нам возвращается теплота, нежность, любовь и сознание важности каждого нашего вздоха.

Мы оказываемся на «острове памяти», и нам хочется задержаться и пережить все заново. Эти встречи не просто эмоционально окрашены, — мы не перелистываем календарь, а встречаемся лицом к лицу с жизнью, подозрительно нам знакомой.

Можно сказать, что мы не вспоминаем детство, а вновь оказываемся там, и яркость переживаемого доказывает обратимость времени. При этом состояние регрессии может быть настолько глубоким, что взрослый человек чувствует себя ребенком и демонстрирует формы детского мышления.

Когда он чувствует себя трехлетним и его спрашивают: «Как зовут твою маму?», — он отвечает: «Мама!» Его спрашивают: «Облака живые, деревья живые?» Он отвечает: «Облака живые, они двигаются; деревья — неживые!» Взрослые же при ответе на первый вопрос называют имя матери, а на второй вопрос отвечают: «Дерево живое, облака — нет.»

Если я спрошу человека, невладеющего этим методом, что он делал 5 лет назад, в этот день, в этот час, — он, наверняка, не ответит. Ученик, владеющий регрессией, сможет подробно описать этот день, хотя раньше никогда его не вспоминал. Способность воспроизводить детский возраст мало изучена. Но в ней — ключ к разгадке секретов памяти.

Почему одни люди (художественный тип) обладают яркими образами, легко входят в регрессию и могут вспомнить даже стук сердца матери, когда они еще были у нее в утробе, а другие (мыслительный тип) не могут видеть как наяву и довольствуются воспоминаниями по фотографиям, по рассказам бабушек, по наталкивающим ассоциациям? И только обучение приоткрывает дверь в этот потерянный мир, имевший когда-то такую власть над ними. Нужно ли нам туда возвращаться?

Этот вопрос можно было бы и не ставить, ведь дети и без нас нашли на него ответ, но перегрузки нашего времени говорят о том, что пришла пора развивать воображение и память — даже для сохранения здоровья, и делать это, начиная с детского сада.

При овладении этим методом желательно использовать спокойную музыку и уметь проводить релаксацию.

Как только ученик сможет вспоминать себя в 7, 6, 5, 4, 3 и даже в один-два года, — и при этом вспоминать новые события, а не известные ранее по рассказам родителей, — он овладел регрессией как методом психологической защиты, а вместе с ней и резервами своей памяти. Мы уже говорили, что сложнее научиться вспоминать, чем запоминать.

Не надо путать регрессию как метод развития образной памяти с регрессией как феноменом психоанализа, при котором происходит возврат к детским формам поведения.

В нашем случае поведения как такового нет, есть лишь яркие воспоминания, которые могут нахлынуть наяву или придти во сне. Это может занимать всего несколько минут и не сопровождается перестройкой поведения, характера, реакций на окружающих.

И наоборот, при регрессии в психоанализе может не наблюдаться визуализации детских воспоминаний, а есть просто формы возрастного поведения.

Но и в том, и в другом случае регрессия работает как механизм защиты, и разница лишь в том, что в нашем случае он протекает внутри, как мыслеобраз, а не снаружи, как поведение. И мы учим сознательно усиливать или ослаблять этот механизм, данный нам нашей природой.

В этой книге игры 1, 2, 3 направлены на тренировку указанных способностей. Каждый человек в своей жизни может припомнить случай, когда регрессия помогала ему справиться с неожиданной проблемой.

Вот что рассказала маленькая Ника: «У меня было плохое настроение, и я долго не могла заснуть. Тогда я вспомнила, как в годик мама укладывала меня спать. Она гладила меня и что-то шептала.

После этого я быстро заснула».

Примеры, подобные этому, показывают, что дети имеют опыт применения регрессии, но они не придают ему значения, пока на это не обратит внимание педагог. Отсюда направление многих игр в этой книге: обратить внимание на собственный опыт, оглянуться назад и — поучиться у себя самого. А уже затем, как спортсмены тренируют свои мышцы, тренировать свое образное мышление на других примерах.

Успешность занятия можно оценить коэффициентом полноты воспоминания. Для этого мы применяем шкалу регрессии (от 0 до 5):

0 — образов нет, вспоминаю логически, — скорее вычисляю, чем припоминаю, когда надо вспомнить какую-нибудь дату.

1 — образы смутные, расплывчатые, как в тумане. Что-то вспоминается, но с подсказками родителей или по фотографиям.

2 — образы яркие, но «внутри головы». Хорошо представляется то, что было знакомо ранее.

3 — образы яркие, «вынесенные во вне». Хорошо представляется то, что было знакомо ранее, при этом могут вспомниться новые подробности.

Например, взрослые хорошо помнят 1 сентября в 1 классе, но только регрессия показывает им, как выглядит ручка у входной двери школы, что нацарапано на соседней парте, как одета учительница из параллельного класса и многие другие детали, которые раньше не вспоминались бы «даже под пытками».

4 — образы яркие, «вынесенные во вне», полимодальные. Легко представляется то, что было знакомо ранее, при этом могут вспомниться новые подробности. Воспоминания могут менять модальность. Например, во время сеанса регрессии ученик рассказывает: «Я вижу себя на юге. Мы с мамой идем к морю.

» В этот момент ученику говорят: «Ты продолжаешь вспоминать, но зрительный образ исчезает.» И ученик продолжает вспоминать дальше, используя другую модальность: «Теперь я слышу, как мне это кто-то рассказывает, я узнаю это и вслед за ним повторяю.

» Некоторые ученики утверждают, что им иногда легче сначала вспоминать запахи или звуки, а затем уже визуализировать то, что вспомнилось и узналось.

Так, например, у Гали, увлеченно занимающейся музыкой, регрессия происходит в слуховой модальности: «При вспоминании двух лет сначала из темноты донеслось ворчание бабушки, затем появилось чувство вины, и уже потом темнота раздвинулась — и я увидела свою комнату и ссору с сестрой.»

Но здесь ученики вспоминают и видят себя со стороны глазами взрослого человека.

5 — образы яркие, «вынесенные во вне», полимодальные, происходит полная регрессия — роль взрослого наблюдателя исчезает, ученики переживают полное растворение в детстве.

У них наблюдается феномен детского мышления, они смотрят на мир глазами ребенка, к ним приходит полное ощущение реальности представляемого.

Это переживание можно сравнить с ярким сновидением, когда все кажется явью, и пока не проснешься — не понимаешь, что это был всего лишь сон.

Очевидно, что при коэффициентах полноты вспоминания 0, 1 регрессии нет. Для овладения ею выход один — развивать способность к визуализации. При коэффициентах 2, 3, 4, 5 учеников ждет достойная награда. Мир детства — это космос, в котором есть все. Черпанье энергии и мудрости в своем детстве есть высшее философское отношение к жизни.

Только один раз автор встретил человека, который не хотел вспоминать свое детство. Это был польский режиссер, который сказал: «Я много болел в детстве и не хочу туда возвращаться. У меня нет детства!»

Занятия с пожилыми людьми показывают, что даже в голодном, холодном, военном детстве находятся дни, минуты, к которым хотелось бы вернуться вновь, и эти воспоминания обладают лечебным свойством.

Одна пожилая дама вспомнила театр, модное платье, шепот из соседней ложи: «Посмотрите на руки этой женщины, какие они красивые!» Она уже давно не думала о своих руках.

Переживание этого события вернуло ей былую улыбку, уверенность, ощущение, что не так уж неуловимо ускользают прожитые нами дни. У женщины даже на какое-то время нормализовался сахар в крови (у нее был сахарный диабет).

Ежеминутно регрессией пользуются миллионы людей, и грех не использовать этот метод воспитателям и психологам в обучении.

Источник: https://psibook.com/books/19/1.html

Ссылка на основную публикацию