Ребенок-манипулятор — психология

Собака и хвост: кто кем виляет и что делать, если ребенок манипулирует родителями?

Плохо ли быть манипулятором? В повседневности люди больше сталкиваются с негативными манипуляциями, потому «манипуляция» часто отождествляется с обманом, понуждением человека к принятию невыгодного ему решения.

Умелый манипулятор, как правило, действует так, что его манипуляции воспринимаются позитивно, либо тщательно скрыты и «жертва» даже не догадывается о том, что действует в интересах другого человека.

В отношении ребенка со стороны родителей это иногда необходимо, но когда все происходит наоборот – это неправильно.

«Разумеется, манипуляторами дети не рождаются, а их старательно «лепят» и создают из обычных малышей, буквально за руку вводя их в манипулятивный мир современного человечества, — рассуждает в своей книге «Человек-манипулятор: внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации» Шостром Эверетт. — Первые уроки дети получают, естественно, от родителей, которые представляют собой уже готовый продукт нашего манипулятивного общества; дети же —пока полуфабрикат».

Манипуляция не дает своему объекту возможности выбора. Предложенный манипулятором выбор всегда является выигрышным для него и проигрышным для того, к кому тактика применяется. Поэтому манипуляциям всегда предпочтительно взаимовыгодное сотрудничество. Но детская психика еще не готова к тому, чтобы пойти на это, дети обычно выбирают открытую тактику манипулирования родителями.

Истерики, слезы, вымогания, агрессия или показная беспомощность – это самые распространенные инструменты манипуляции детей над родителями.

Евгения, мама девятилетнего Глеба делится: «Сын всегда добивается от меня того, чего хочет. Он умеет поймать нужный момент, выставить ситуацию так, чтобы выгодно было ему. Устроить истерику в общественном месте? Запросто. Ведь знает же, что мне стыдно быть в глазах окружающих жадной и злой матерью. Понимаю, что иду у него на поводу, но ничего поделать не могу».

Шостром предлагает следующую классификацию типов детей-манипуляторов:

«Маленький слюнтяй» — такой ребенок ведет себя как беспомощное, слабое и недолюбленное существо.

Он всегда плохо чувствует себя, не может самостоятельно делать элементарных вещей, заставляя родителей выполнять обязанности за него. Его оружие – слезы, слабость. Такой ребенок не ленив, нет! Он хитер.

Это маленький лисенок, быстро усвоивший, что «недомогания» и жалобы способны творить чудеса: мама, жалея, все сделает сама.

«Маленький диктатор»: в отличие от первого типа, этот тип делает все иначе. Взрослые «ходят по струнке», потому что если такого ребенка что-то не устраивает, он добивается своего, топая ногами, ворчит, злится, обижается.

«Хитрый Фредди». Так психолог назвал тип ребенка-манипулятора, который в чем-то близок «слюнтяю». Хитрец с рождения понял, что слезы – то, что дарит внимание взрослых. Его любят и жалеют, как только первые слезинки заблестят в лукавых глазках.

«Крутой Том», — не любитель плакать, вместо слез у него иной инструмент — крутой нрав. Такой ребенок толкается и задирается, обзывается и дерется.

С раннего возраста он осознал, что ненависть и страх – то, что делает людей покорными. Совсем крохой «Тома» легко опознать уже по предпочтениям: не мягкие мишки и кубики, а пистолеты и ножи – вот любимые игрушки.

Такой ребенок не признает авторитетов, и в школе ему приходится несладко, как, впрочем, и окружающим от него.

«Карл-Победитель» — это особый тип маленьких манипуляторов, сочетающий в себе и «Фреди» и «Тома». Зачастую такими детками являются младшие семье, вынужденные всегда жить в некой конкуренции: преуспеть во что бы то ни стало и доказать свою «взрослость».

Конечно, это разделение весьма условно, но присмотритесь повнимательней к своему ребенку: никого не напоминает? А может, вы не умеете распознавать манипуляции?

Как понять, что это манипуляция, а не потребность во внимании?

В каких семьях чаще дети манипулируют взрослыми? Как правило, в тех, где папа и мама неуверенны в себе, постоянно задаются вопросами «хороший ли я родитель?», «все ли я делаю правильно?».

Если родители постоянно ощущают вину перед детьми, это создает условия для непоследовательного родительского поведения.

Да-да, правильно вести себя должны не только дети, но и их папы с мамами! Иначе у ребенка появляется возможность играть на родительских чувствах.

Когда ситуация поведения ребенка становится систематической, и повторяется не только сама уловка, но и мимика, жесты ребенка, но стоит ему получить желаемое, поведение приходит в норму – манипуляция налицо.
Когда ребенок пытается манипулировать родителями осознанно? Обычно после полутора лет, когда малыш начинает осознавать себя как личность.

От полутора до трех лет – наиболее опасный период, в который формируются манипуляторы.

Малыши особенно эмпатичны и на интуитивном уровне ощущают эмоциональное состояние близких. Детская манипуляция может видоизменяться в зависимости от возраста ребенка.

Так, младенец манипулирует плачем (не всегда рыдания крохи – это желание есть и сигнал о боли), а дошкольник катается по полу или притворяется больным; дети школьного возраста могут действовать хитро, и вскоре манипуляции видоизменяются в шантаж, симуляцию или лесть.

На лесть, кстати, ведутся больше мамы, чем отцы, и ситуация с лисицей и вороной повторяется вновь и вновь.

Валентина, мама тринадцатилетней Эрики, рассказывает: «Эрика всегда была ласковой девочкой, но вскоре к ласке добавилась хитрость, которую распознала я не сразу. Она начинала издалека: садилась рядом, обнимала меня, заводила разговор о том, как сильно меня любит.

«А знаешь, мама, — сказала она раз, — вот Ксюше и Оле родители дают деньги, за пятерки». Я тоже стала поощрять ее небольшими суммами. Вскоре дочка стала вымогать новый телефон, мотивируя это тем, что Оле купили за победу в олимпиаде. И когда Эрика победила на внутришкольном этапе, я купила телефон.

А потом запросы стали выше – шуба, компьютер… Хотя учится она отлично и без подарков»

Детская манипуляция опасна даже не тем, что родители идут на поводу у ребенка, а тем, что это является серьезной установкой на будущее, превратившись в привычку, манипуляции над родителями перерастут в манипуляции над большим количеством людей и станут образом жизни. Таким людям сложно строить доверительные отношения, искать друзей и любовь. И малейший «сбой» в продуманной системе способен нанести повзрослевшему манипулятору серьезную душевную травму, вплоть до психопатии.

Как избавить ребенка от желания продолжать манипулировать близкими? В первую очередь, нужно забыть о жалости! Это не значит, что необходимо стать равнодушным или жестоким! Замените чувство жалости любовью и пониманием. А далее – с каждым типом манипулятора стоит избрать особую линию поведения и придерживаться ее, соблюдая терпение и не пересекая границу жалости.

Если в доме поселился «Маленький слюнтяй», и его беспомощность и медлительность вновь и вновь заставляют маму натягивать на него колготки и зашнуровывать ботинки, потому что у чада «болят ручки» или ему хочется спать, нужно задать четкие временные границы.

Можно использовать встречную манипуляцию: «не успеешь сделать то-то, не пойдем гулять!» Если, «копаясь», ребенок оттягивает время в надежде не идти в садик, ему необходимо дать понять: он все равно пойдет в сад! Даже если и опоздает.

Здесь особо важно, чтобы ребенок уяснил: родители не отступят от своего слова.

Когда папа сказал, что не позволит играть в приставку, если игрушки в комнате не будут убраны через полчаса – значит, ни жалобные просьбы, ни слезы – ничего со стороны манипулятора не должно заставить родительское сердце дрогнуть.

Подобно стоит поступать и с «Хитрецом-Фредди», и на истерики реагировать спокойно. Не стоит забывать, что в данном случае истерика – не проявление обиды, а театр, в котором зрители – папа и мама.

Лишите актера «публики», и он быстро успокоится, а в дальнейшем, когда поймет, что слезы не исполняют желаний, перестанет тратить энергию на истерики.

Но будьте осторожны: «Хитрец» может сменить тактику!

«Маленького диктатора» поставить на место можно, показав, что правила поведения, выработанные родителями, превыше его требований.

А «Крутому Тому» полезно объяснить, что его злость и агрессия вас не пугают. Поощряйте ребенка, если он говорит о своих требованиях напрямую, не завуалировав их в сложные психологические тактики.

Но спокойно объясните, почему сейчас эта просьба не может быть выполнена.

Иногда дети сами причиняют себе боль, пытаясь обратить внимание родителей на свои требования. Так, малыши часто бьются головой о стены или пол, кусают себя. Некоторые нарочно вызывают рвоту, засовывая пальцы глубоко в рот.

Галина, бабушка трехлетнего Сережи: «Когда внука привозили ко мне в гости, я удивлялась, отчего синяки на лбу никогда не сходят. Грешила, что родители за ним плохо смотрят, но они уверяли – так Сережа манипулирует ими! Какие манипуляции, он кроха! Но однажды, я заставляла малыша идти спать, выключив мультики, Сережа начал биться лбом в пол! Я очень испугалась, растерялась».

Как поступить, чтобы ребенок не нанес себе травму, но и не идти у него на поводу? Главное – сохранять спокойствие и невозмутимый вид. Стучит лбом в пол? Предложите ему подушку.

Видя, что мама потакает его желанию сделать себе больно, скорее всего, ребенок просто прекратит избивать себя. В случае продолжения «боя», прижмите ребенка к себе, успокойте, а после — продолжайте заниматься, чем хотели, не удовлетворив требования своего «бойца».

Понятно, что когда больно «хвосту», болеет и «собака», но здесь лучше «перетерпеть».

Советов по поводу того, как пресечь детские попытки манипуляции, довольно много. Но вслепую следовать им опасно. Не забывайте, что ребенок – это личность, в корне изменить его характер – неправильно. И порой манипуляции могут стать причиной нехватки родительского внимания. Ребенок манипулирует родителями иногда лишь потому, что ему мало их любви.

  • Не теряйте самообладания.
  • Старайтесь говорить реже «ты обязан» и делайте так, чтобы у ребенка возникло желание сказать: «Я сделаю».
  • Не ведитесь на провокации, даже если подросший манипулятор шантажирует тем, что уйдет из дома или подаст в суд.
  • Делайте собственные манипуляции скрытыми, ребенок не должен чувствовать, что им манипулируют родители, иначе скоро ролями придется поменяться.
  • Никогда не показывайте, что любите других детей в семье больше, чем маленького манипулятора. Не сравнивайте: «Он ведет себя лучше, чем ты».
  • Научите ребенка быть доброжелательным!
  • Проводите с ребенком больше времени, но помните, что здесь важно не количество, а качество: пусть всего полчаса совместного времяпровождения, но они должны быть запоминающимися.
  • И помните, что чувствовать вашу любовь должен даже самый капризный ребенок.

«Я полагаю, — высказывает мнение Э.Шостром, — что в качестве аналога взаимному манипулированию, к которому с одинаково переменным успехом прибегают и дети, и родители, стоит выработать новую философию дисциплины».

Быть родителями непросто. Не забывайте, что вы со своими детьми в определенном плане ровесники: «стаж» родителя начал вырабатываться одновременно с рождением ребенка. Поэтому необходимо поддерживать друг друга, понимать, «расти вместе».

Новые и интересные статьи по теме

Источник: https://www.tikitoki.ru/post/sobaka-i-hvost-kto-kem-viljaet-i-chto-delat-esli-rebenok-manipuliruet-roditeljami

Что делать, если ребенок манипулирует родителями? Советы психолога

В супермаркете вечером было многолюдно, но не заметить в толпе этого малыша было невозможно. Пухлый и розовый, лет 5-6 от роду, он лежал в красивой курточке с опушкой прямо на грязном полу и чистыми рукавами загребал щедрую весеннюю слякоть, принесенную покупателями на обуви. «Хочу-у-у-у! Купи-и-и-и!».

Его мама, смущаясь, оглядывалась по сторонам. Стыдно. А потом в одном порыве схватила с полки конструктор в коробке и бросила в тележку. Карапуз удовлетворенно кивнул, поднялся, мгновенно успокоился и, обтирая с куртки грязные разводы, затопал с ней к кассе.

Читайте также:  Привлекательность молодого человека: теория 100 баллов - психология

Такие ситуации повторяются каждый день. В магазинах, детских садах, в наших квартирах. Дети умело манипулируют взрослыми. И далеко не сразу родители понимают, что их используют в личных интересах.

Манипуляции – столкновение авторитетов родителей и детей. Кто кого? Воевать на семейном фронте, сами понимаете, противно, а потому часто родители сдаются без боя. Что делать, если ребенок манипулирует взрослыми?

Манипуляция – это неявная, скрытая тактика воздействия на психику других с целью добиться желаемого. В той или иной мере это делают все.

На работе в коллективе, в салоне общественного транспорта, в метро, в семье. Причем у всех без исключения способов манипулировать «ноги растут» именно из практики семейных манипуляций, то есть с детства.

Опытные манипуляторы достигли в этом впечатляющих высот!

Родители часто манипулируют детьми: «Купить тебе шоколадку? Тогда убери игрушки!», «Ты меня любишь? Тогда отправляйся с бабушкой на дачу!»…

Дети учатся искусству психологического воздействия практически с самого рождения, у них же прекрасные учителя – собственные мама и папа.

Даже если родители стараются не прибегать к манипуляциям, нет никаких гарантий, что дети не будут разными способами «шантажировать» своих предков. Осваивая это искусство, они, по большому счету, учатся быть более успешными.

Манипуляцию важно распознать как можно быстрее и принять меры, иначе негативных последствий не избежать.

Часто манипуляции детей в отношении жертв-родителей похожи на дефицит любви. Постарайтесь не перепутать.

Вы — стопроцентная жертва юного манипулятора, если:

  1. У вас нет права выбора. Предложенные манипулятором варианты иллюзорны, они всегда на руку лишь ему самому. Жертва же всегда проигрывает.
  2. Если вы не уверены, хороший ли вы родитель и многое делаете методом проб, часто меняете тактику воспитания ребенка. Хитрые дети (а они такие все без исключения) быстро «схватывают» вашу робость и непостоянство и начинают играть на чувстве вины.
  3. Если ребенок повторяет одну и ту же ситуацию часто, причем в ней точь-в-точь воспроизводит свою мимику, слова, жесты. Помните, это манипуляция!
  4. Если у родителей все чаще возникает ощущение, что их «загнали в угол».
  5. Если каждый раз из маленькой проблемы (например, надеть колготки утром, собираясь в детский сад), малыш устраивает целый спектакль. Если ритуал повторяется каждый день, это означает только одно: юный манипулятор пытается установить свой контроль над родителями (пример: ребенок не хочет ложиться спать, и каждый вечер требует, чтобы ему принесли попить, открыли окно, включили ночник, потом снова принесли попить. И так несколько раз. Это чаще всего — не жажда и не потребность в свежем воздухе. Это попытка отсрочить необходимый сон. Манипуляция.

Формируется эта способность во возрасте от 1,5 до 3 лет. Малыши прекрасно чувствуют эмоциональное состояние родителей, особенно мамы, ведь с ней у крохи связь давняя — с самого рождения и даже за 9 месяцев до него. Вот на маме-то малыши обычно и начинают оттачивать навыки манипулятора. Папы менее подвержены воздействию.

https://www.youtube.com/watch?v=VgRR7l6R6No

Некоторые психологи высказывают мнения, что младенцы до 1,5 лет не умеют манипулировать. Другая часть утверждают, что крохи манипулируют прекрасно при помощи плача.

По личным наблюдениям могу сказать, груднички плачут не всегда от голода, холода или боли. Бывают моменты, когда они кричат просто так. Они зовут маму, потому что им скучно, у них плохое настроение.

И что это такое, как ни самая первая манипуляция?

Малыши до года быстро распознают «слабые точки» родителей и успешно этим пользуются

Дети постарше, уже освоившие психологию отношений и простейшие приемы воздействия на родительскую психику, притворяются больными или катаются по полу в истерических приступах, чтобы добиться желаемого. Подростки вообще могут открыто шантажировать.

  • Они не умеют пока сотрудничать на равных. Манипуляция в этом случае заменяет им партнерские отношения со взрослыми.
  • Они хотят иметь «палочку- выручалочку» – всегда работающий способ, которым будут добиваться всего желаемого.
  • Они хотят быть взрослее и значимее.
  • Истерика («оружие» широкого спектра действия — от нытья до припадка).
  • Притворная беспомощность – «мама все сделает сама, потому что непременно пожалеет меня». Дети жалуются, что не могут обуться, одеться, что они устали, у них болит голова. Часто таким способом пользуются, когда не хотят идти в детский сад.
  • Напускная воинственность. Такой способ выбирает манипулятор с характером. Он пытается воздействовать на окружающих драками, ссорами. Обычно спокойный ребенок вдруг может стать настоящим террористом, если очень захочет получить желаемое.
  • Болезнь или ее симуляция. Если малыш прочно усвоил, что мама и папа готовы сделать для него все, когда он болеет, то может начать использоваться это в личных целях. Он будет демонстрировать слабость, жаловаться на головные боли, добровольно ложиться в постель и даже пить микстуру, ведь после этого родители обязательно разрешат ему больше, чем обычно, купят заветную игрушку и сладости.
  • Лесть. Этот способ встречается довольно часто. Прежде чем что-то попросить, малыш наговорит комплиментов, обнимет, поцелует родителей. Но не обольщайтесь, он пошел на лесть, чтобы получить желаемое.

Если манипуляции не пресечь в детстве, потакать им, идти на поводу, ребенок может вырасти с неправильными, «нездоровыми» установками на будущее.

Согласитесь, со взрослым опытным и хитрым манипулятором очень страшно иметь дело. Большинство людей умеют распознавать манипуляторов, они чувствуют их шестым чувством, интуитивно, и стараются избегать их. Поэтому таким повзрослевшим психологическим «террористам» будет крайне сложно строить дружеские отношения, обзаводиться семьей, вживаться в трудовые коллективы.

Если манипулятору с самого детства удавалось заставлять людей «плясать под свою дудку», а однажды вдруг случится сбой в работе отлаженного механизма воздействия, это может обернуться для самого манипулятора настоящей катастрофой – крушением жизненных ценностей, тяжелой депрессией и даже психопатией. А это сложный и неприятный диагноз.

Сейчас я скажу очень непривычную для любящих родителей вещь – нужно забыть о жалости! Научимся различать жалость и милосердие.

Первое — деструктивное чувство. Оно не идет на пользу ни жалеющему, ни тому, кого жалеют. Милосердие подразумевает понимание, отзывчивость, любовь и понимание причины происходящего. Прекращаем жалеть манипулятора и набираемся сил и терпения.

Если вы уже точно знаете, что вами манипулируют, и смогли с нашей помощью определить, к какому типу манипуляторов относится ваш ребенок, время выбирать тактику поведения с ним:

  • Медлительных и беспомощных, вечно глядящих на вас жалостливыми заискивающими глазами нужно призвать к самостоятельности и устанавливать им жесткие временные рамки. «Делай это сам. Надеть майку ты можешь сам. И тебе на это 15 минут!». Аккуратно воспользуйтесь встречной манипуляцией – «не успеешь одеться, нам придется отложить поход в зоопарк». Главное – ваша решительность и непреклонность. Слезы и жалобный вид не должны заставить ваше сердце дрогнуть. За плаксу нужно браться всей семьей, чтобы никто из домочадцев не изменил своего решения в последний момент и не пошел навстречу ноющему «шантажисту».
  • С детьми, чей любимый инструмент для манипуляции — истерика, следует сохранять нордическое спокойствие. Спокойствие. И еще раз спокойствие. Это трудно, никто не спорит, но только так манипулятор сможет понять, что истериками ситуацию не улучшить, что тот метод не работает. Но будьте внимательны – склонные к истерикам ребята обычно очень сообразительны и лабильны, они могут довольно быстро сменить тактику на другую.
  • Задир и забияк, которые манипулируют при помощи драк и ссор, нужно поставить на место. Покажите им, что вы не боитесь их, и никто не боится. Боевой задор начнет идти на убыль.
  • С имитирующими болезнь все обстоит довольно просто. Ребенок начал жаловаться, укладываться в постель и намекать, как Карлсон, что «банка варенья обязательно спасет самого больного человека в мире»? Сразу вызывайте врача или записывайтесь на прием в поликлинику. Всегда. После любой жалобы. Тут ваша совесть будет чиста: либо обман и манипуляции раскроются, либо болезнь, существующую на самом деле удастся пролечить на ранней стадии. Дети в большинстве своем терпеть не могут врачей и лекарства. Поэтому манипулировать ребенок прекратит довольно быстро.
  • Самые опасные манипуляторы — те, которые начинают делать это в общественном месте. Родителям принародно сложнее сохранить спокойствие и не пойти на поводу. Но сделать это необходимо. Твердое и категоричное «Нет!». И больше никаких пояснений и убеждений.
  • Эмоциональные шантажисты – тоже категория не из простых. Их любимый прием — тяжело вздыхать: «Меня тут никто не любит. Я вам не нужен, зачем вы меня родили?». Они же виртуозно сталкивают родителей лбами. Особенно если супруги в разводе. Если что-то запретил один, то второй в ответ на тяжелые вздохи скорее всего уступит и разрешит. Договоритесь с мужем (женой) о единстве намерений. Чтобы «нет» одного из родителей никогда не становилось «да» от другого. Тем более, если вы находитесь в разводе.
  1. Поощряйте прямое высказывание своих желаний. Если не можете дать то, что ребенок просит, прямо и твердо скажите свое «нет» и обоснуйте, почему сейчас просьба малыша не может быть исполнена.
  2. В процессе освобождения из-под действий манипулятора не допускайте, чтобы личность и характер ребенка были покалечены. Он такой, какой есть. И в корне его изменить не получится.
  3. Самый жестокий манипулятор — подросток. Он может угрожать даже уходом из дома. Это можно и нужно перетерпеть.
  4. Старайтесь сами не быть манипуляторами. Вместо: «Сделаешь уборку- куплю мороженое» можно сказать: «Давай сделаем уборку, а потом вместе поедим мороженого?».
  5. Не сравнивайте детей в семье. «Посмотри, он ведет себя хорошо, а ты почему такой?».
  6. Пусть ребенок всегда чувствует, что он любим.
  7. Не запускайте ситуацию с манипуляциями, пресекайте ее как можно быстрее.
  8. Не применяйте к манипулятору физических наказаний. Это не даст нужного результата, а отношения испортит окончательно.
  9. В борьбе с манипуляциями ссор будет немало. Главное правило, которые вы должны усвоить сами и внушить ребенку — всегда нужно помириться перед сном!
  10. Научите малыша уважать и родительские потребности – мама тоже человек, может уставать, нуждаться в тишине. И поэтому совместная лепка переносится на более позднее время.
  11. Родителям крайне сложно справиться с чувством вины. Помните, что чувством вины дети тоже могут манипулировать.
  12. Родителям важно самим перестать быть манипуляторами, хотя бы на семейном фронте. Самыми распространенными супружескими инструментами добиться чего-то являются молчание, внезапный отъезд «пожить к подруге или к маме», загул. Знакомо? Тогда самое время научиться доверять и высказывать свои желания открыто.

Посмотрите следующие видео, которые помогут еще лучше понять проблему.

Источник: http://www.o-krohe.ru/psihologiya/manipuliruet-roditelyami/

Детская психология: дети-манипуляторы – Ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Развитие личности ребенка совершается благодаря его взаимодействию со взрослыми, прежде всего — с родителями. Такое взаимодействие предполагает обоюдную активность — со стороны как взрослого, так и ребенка.

Большинство конкретных исследований детско-родительского взаимодействия строится по схеме «родительское воздействие — детский ответ».

В качестве действующего субъекта выступает взрослый, ребенок же оказывается не активной, а только реагирующей, реактивной стороной.

Лишь в немногих работах этого направления делается попытка учесть также и вторую сторону детско-родительского взаимодействия — воздействие детского поведения на родителей.

В детско-родительских отношениях действия ребенка и родителей взаимно ориентированы друг на друга.

Не только поступки ребенка являются ответом (реакцией) на действия родителей, но в той же мере и поступки родителей представляют собой реакцию на действия ребенка.

Эта кольцевая взаимосвязь порождает межличностную ситуацию развития ребенка, являющуюся источником формирования его личностных особенностей. .

Читайте также:  Аутизм - психология

Ситуации столкновения интересов детей и родителей случаются в каждой семье. Конфликты на почве родительских запретов и наказаний, детского непослушания и сопротивления разрешаются в каждой семье и в каждом конкретном случае по-своему.

Зачастую само противодействие родителям становится для ребенка важнее, чем неудовлетворенная потребность: он и не против бы прекратить играть на барабане, но не может смириться с тем, что ему запрещают это делать, лишая возможности самостоятельного выбора.

К проблеме поведения детей в ситуациях запрета и наказания обращались многие ученые. К. Левин, классик психологии, обсуждая психологическую ситуацию запрета и наказания, выделил следующие варианты поведения детей в подобных ситуациях:

  • Выполнение требования. Ребенок соглашается с родительским запретом или требованием.
  • Принятие наказания. Ребенок соглашается на наказание, поскольку оно представляется ему путем к свободе. Однако нередко после наказания он снова оказывается в такой же ситуации принуждения и стоит лицом к лицу с чередой наказаний, где каждое следующее сильнее предыдущего.
  • Действие, направленное на барьер. Это может быть либо импульсивная, неконтролируемая атака, либо серия продуманных попыток преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своих желаний.
  • Борьба со взрослыми. Препятствия к удовлетворению желаний ребенка являются, как правило, социальными и основываются на реальной власти взрослых над жизненным пространством ребенка. Восставая против внешнего барьера, ребенок борется, в конечном счете, с волей и властью взрослых, воздвигающих этот барьер.

Значительный вклад в изучение реакции на фрустрацию внес А. Адлер.

Согласно его теории, во фрустрирующих ситуациях ребенок испытывает чувство бессилия, на основе которого развивается чувство неполноценности, а в неблагоприятном варианте — более глубокие переживания, обозначенные как «комплекс неполноценности».

Ребенок стремится компенсировать чувство неполноценности, однако компенсация не всегда оказывается успешной. А. Адлер выделил несколько типов псевдокомпенсации (неадекватной компенсации) чувства неполноценности:

  • Уход в болезнь. Ребенок оправдывает некоторые свои поступки, неудачи или непослушание плохим самочувствием, немощностью и беспомощностью, что дает ему возможность управлять ближними, вызывая к себе жалость.
  • Сила воды. Это более слабый вариант «ухода в болезнь» — «уход в слабость»: слезы, жалобы и т.п.
  • Ленивец. При отсутствии желания следовать требованиям родителей ребенок-ленивец как бы дает понять, что на самом деле он все может и все умеет, просто сейчас ему лень это делать.
  • Лжец. Обманывая других в отношении своих действий, мотивов и достижений, лжец может на время уйти от обвинений и требований родителей в ситуации препятствия.
  • Жестокий тиран. Это вариант самоутверждения за чужой счет, когда ребенок идет в атаку на запрещающих что-либо или обвиняющих его в чем-то родителей.

В современных работах, посвященных детско-родительским отношениям, подобные формы поведения рассматриваются как манипулирование родителями. Так, Э. Шостром выделил несколько типов детей-манипуляторов:

  • Фредди-Лиса — «мастер извлечения жалости из людей». В сложных ситуациях такие дети демонстрируют слабость или болезненность, обеспечивая себе тем самым привилегии в отношениях с окружающими — требования к ним снижаются, им оказывают помощь. Этот тип соответствует адлеровскому варианту «сила воды».
  • Том-Крутой. Поведением таких детей управляют ненависть и страх. Особенностями детей с подобным способом поведения являются агрессивность, строптивость и неспособность принимать власть взрослых. Этот вариант близок к жестокому тирану по А. Адлеру.
  • Соревнующийся Карл. Этот тип — комбинация двух предыдущих. Поведением «соревнующегося Карла» руководит стремление быть первым везде и во всем. Такое поведение чревато появлением страхов, невозможностью установить контакты со сверстниками и отсутствием нормальной детской непосредственности в общении со взрослыми.

В ситуациях запрета и наказания дошкольники склонны чаще всего реагировать cледующим образом: ребенок снимает с себя ответственность за происходящее, приписывая ее внешним обстоятельствам, людям или предметам.

При этом в детских высказываниях подчеркивается дискомфорт, испытываемый ребенком, осуждается внешняя причина сложившейся ситуации. Решение проблемы вменяется в обязанность родителям или другим людям.

Само высказывание в большинстве случаев носит характер протеста или имеет агрессивный оттенок:

Второй по частоте выраженности в ситуациях препятствия является реакция, когда дети довольно равнодушно относятся к проблеме, выражают надежду на ее разрешение в будущем. Трудности как бы не замечаются или отрицаются. Ответственность самого ребенка сводится к минимуму. Разрешение ситуации предполагается возможным за счет взаимных уступок и взаимопонимания ребенка и родителей.

Третий вариант поведения — ребенок берет на себя ответственность за возникшие с родителями разногласия. Обычно в этих случаях звучит формулировка «я больше не буду» и ожидается, что на этом конфликт будет исчерпан. В ряде случаев дошкольники идут на компромисс.

Современные дети прибегают к четырм основным способам манипулирования:

I тип — уход в слабость. В качестве способа давления на окружающих используются слезы, уговоры и истерики: «Ну, пожалуйста! Я же еще никогда не играл на барабане!», «Буду плакать, пока не купят новую игрушку», «Мама, у меня глазки не закрываются».

II тип — использование разногласий между родителями. Сталкиваясь с запретом или наказанием, ребенок как бы «ставит в пример» родителю других («хороших») членов семьи, более снисходительных к ребенку и идущих у него на поводу: «Я хочу к папе!», «У тебя что, денег не хватит? А мама мне всегда покупает!», «Я попрошу бабушку. Она мне всегда дарит все, что я захочу».

III тип — подмена реального мотива поведения более «благообразным», на взгляд ребенка.

IV тип — угрозы. «Ты купишь игрушку! А то я буду сердиться и плохо себя вести».

Помните, что манипулирование, как бы это парадоксально ни звучало, вредно для самого ребенка, поскольку он усваивает определенную модель поведения, в которой требуется минимум усилий для достижения цели посредством шантажа, достижение своих целей посредством другого человека. Поэтому, чем раньше Вы начнете работать с ребенком-манипулятором, тем лучше для развития ребенка.

Источник: Консультация психолога и психологическая помощь детям

Источник: http://deti-club.ru/deti_manipulatori

Ребенок-манипулятор

Авторы: Психологос — энциклопедия практической психологии

Ребенок-манипулятор — ребенок со склонностью влиять на окружающих (взрослых и сверстников) адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, эмоции, интонации и формулировки, чтобы получить нужную реакцию или ответ. Манипулятор, он же коммуникатор, устраивает интересные и сложные многоходовки.

Иллюстрация

  • Пикник Семья собирается на пикник, сын вдруг говорит: «Вы знаете, мне что-то не хочется. Я лучше дома останусь, книжки почитаю…» (понятно, врет, никакие книжки читать он не планирует). Но когда он сделал такое заявление, а семья уже вся настроилась — что делать всем взрослым? Теперь его все будут уговаривать, обещать радости и развлечения. А ребенок будет показывать, что — нет, вы знаете, все равно вот как-то недостаточно интересно… В конце концов он согласится, но тогда уж как минимум все подготовительные хлопоты родители возложут не на него, а на дуру сестру, которая изначально обнаружила энтузиазм…
  • Личный пример — Антон КленовРебенок в возрасте полтора года — талантливый, уже вполне сформировавшийся манипулятор, умеющий подставлять и сшибать лбами взрослых.

Ребенок-манипулятор: врожденное или приобретенноеНекоторые дети, похоже, рождаются с изначальной склонностью к манипулированию.

Это не злые дети, и манипулирование — не негативная, а нейтральная характеристика. Но они любят крутить, играть окружающими, у них нет (или почти) нет простых естественных эмоций. Все, что они делают, они делают зачем-то. Они вполне могут быть искренними, но искренность они делают так же, как и любое другое свое состояние для эффективного влияния на окружающих.

А другие дети рождаются — простыми, бесхитростными. Они ничего не выдумывают, они чувствуют то, что они чувствуют, и говорят то, что чувствуют. См.→

Предпосылки развитияЕсть предположение, что ребенок-манипулятор — это ребенок со слабым центром страха. На него кричат, а ему — не страшно. Он слушает крик, смотрит на кричащее лицо и как обычно подыскивает варианты действий, чтобы получить то, что ему нужно.

Что подталкивает ребенка развиватся по типу ребенка-манипулятора?Первое возможное обстоятельство — это естественное развитие ребенка, освоение им более эффективным форм влияния (может быть и личным творчеством ребенка, и результатом влияния взрослых — их обучением или продуктом заражения).

Второе возможное обстоятельство — неудачные взаимоотношения ребенка с родителями, в результате чего у ребенка формируется недоверие, скрытность, желание попривлекать внимание, захватить власть или отомстить родителям через манипулятивные игры. Смотри Причины конфликтного поведения.

Направление развития
Ребенок-манипулятор — может быть как врожденным, так и приобретенным типом поведения (чертой личности ребенка). Ребенок может родиться манипулятором, а может — простым, бесхитростным ребенком. Похоже, что из простого ребенка со временем может развиться манипулятор, но манипулятор в бесхитростного ребенка, по наблюдениям, не превращается.

ИнтересноНа форуме Синтона встретил такую позицию от женщины:Когда перепробованы ВСЕ меры, все попытки уговоров и способов «по-хорошему», разговор с позиции силы — единственно эффективный.

Аппелировать к хорошей стороне здесь бесполезно. Манипулятор преследует свои, жесткие цели. Сюсюкать и заигрывать с террористами немудро. Манипуляция — прием ниже пояса и по своей сути, применение силы.

Отвечать силой на силу — вполне адекватно. Главное — эффективно.

Вопрос: насколько это применимо в отношении к ребенку-манипулятору?

Энциклопедия практической психологии «Психологос»

Источник: http://lib.komarovskiy.net/rebenok-manipulyator.html

Ребенок-манипулятор: как реагировать на детские уловки и хитрости

Пожалуй, каждый ребенок хотя бы раз пробовал манипулировать мамой с папой. Если манипуляция достигает цели, она прочно входит в арсенал маленького хитреца. И все чаще из детских уст звучат ультимативные фразы: «Я уйду из дома», «Вы меня не любите» и т.д.

Давайте разберемся, с помощью каких выражений дети манипулируют взрослыми и как себя нужно правильно вести, если в семье подрастает манипулятор.

Манипуляция – это способ воздействия на других людей с целью получить какую-либо выгоду. Она может быть очевидной или неявной, тщательно спланированной или применяться неосознанно, действуя по принципу – единожды получилось, почему бы не попробовать еще раз?

Если взрослые идут на поводу у малыша, манипулирование становится особенностью его характера. Как быть и что противопоставить юным манипуляторам?

Предлагаем 10 самых удачных и популярных детских выражений, после которых многие мамы и папы стараются выполнить каждый каприз своего чада.

1. «Кажется, я заболел»

Часто эта фраза звучит перед обещанным серьезным разговором, ответственным диктантом в школе, походом в садик, где сегодня работает нелюбимый воспитатель.

Родители тут же отбирают уже собранный портфель или рюкзачок, укладывают обратно в постель и поят горячим чаем с малиновым вареньем. Какая уж тут беседа о поведении и плохих оценках?

Выход:

  • уделяйте ребенку чуть больше внимания;
  • вызывайте доктора, поскольку это действительно помогает – либо обман раскрывается, либо диагностируется заболевание (с детским здоровьем шутки плохи);
  • попробуйте сделать болезнь «непривлекательной», а здоровье – выгодным: здоровый малыш может играть и веселиться, а больному запрещено смотреть телевизор и играть в компьютер.

2. «Это не я сделал!»

Перекладывание вины на других людей – любимая уловка ребенка-манипулятора.

Безусловно, это не он, а кошка съела варенье, младшая сестренка разлила молоко, приятель разбил соседское окно.

Такое поведение характерно для детей, стремящихся избежать наказание. Однако зачастую оно приводит к проблемам с родными и сверстниками. Кто будет доверять обманщикам?

Выход:

  • попробуйте объяснить, что вам можно и нужно доверять, признаваясь в проступках;
  • не наказывайте ребенка, а предлагайте исправить то, что он натворил – убрать за собой, вытереть молоко, попросить прощение у обиженного им человека;
  • высоко оценивайте «чистосердечное признание», попутно объясняя, почему именно поступок был плохим.

3. «Пожалуйста, я очень прошу!»

Маленькие манипуляторы часто применяют эту хитрость, чтобы заполучить от впечатлительных родителей и бабушек то, что им «жизненно» необходимо – дорогую игрушку, гаджет, сладость.

Читайте также:  Плач и закрывание век - психология

Зачастую это волшебное слово сопровождается слезами, истериками в общественных местах – магазинах и торговых центрах.

Выход:

  • с малышом может сработать небольшая хитрость – переключение внимания на другой предмет;
  • ребенку постарше нужно объяснять, что своего решения вы менять не собираетесь: «Сначала уроки, а только потом – компьютер»;
  • простой и одновременно сложный совет – не сдавайтесь, иначе дети догадаются, что вами легко манипулировать.

4. «Я уйду жить к бабушке»

Подобные угрозы свойственны как детям, лишенным особого тепла и любви, так и малышам, купающимся в родительской нежности.

Во втором случае ребенок апеллирует к вашим чувствам, поскольку в них уверен. Вариант «Я уйду из дома» чаще применяют подростки. Они как бы утверждают, что в семье их никто не понимает, они здесь никому не нужны.

Если эта манипуляция сработает, то ребенок станет использовать эту фразу все чаще и чаще.

Выход:

  • никогда не угрожайте малышу, что за его плохое поведение отдадите чужой тете или просто оставите на улице;
  • разберитесь, почему дети используют именно эти слова, возможно, вы на самом деле уделяете ребенку мало времени.

5. «Ты – самая лучшая мама на Земле!»

Пожалуй, эта лучшая фраза, которую можно услышать от собственного ребенка, но если только она сказана от чистого сердца. Однако маленький манипулятор зачастую говорит эти слова, чтобы заставить вас делать то, что ему нужно.

Есть ли способ понять, манипулирует ли малыш или говорит правду? Конечно, есть. Если после данной фразы не звучит просьба купить новую куклу или телефон, значит, у вас подрастает любящий и ласковый ребенок.

Выход:

  • не отмахивайтесь от проявлений чувств, обязательно обнимите и приласкайте в ответ;
  • объясните своему чаду, что любите его, но выполнить желание прямо сейчас не можете, пусть он подождет пару месяцев.

6. «Ты – самая плохая мама на свете»

Это обратная реакция. Малыши хотят причинить боль матери или другим близким людям, надеясь, что те будут сожалеть о своей твердости, неправильных (с точки зрения ребенка) методах воспитания и в следующий раз обязательно выполнят все их требования.

Такую фразу или ей подобные, например, «Я тебе не люблю», «Ты злая», дети произносят и в пылу ссоры.

Выход:

  • не забывайте, что на самом деле ваше чадо так не считает, просто хочет получить от вас желаемое;
  • научите ребенка выражать отрицательные эмоции социально приемлемыми способами;
  • эти обидные слова будут повторяться все чаще и чаще, если вы начнете уступать малышу, боясь его обидеть.

7. «Можно, я еще немного поиграю?»

Подсчитайте, сколько раз вы слышите этот вопрос за один вечер. Наверняка не единожды. Вы разрешаете малышу еще немножко поиграть с машинкой, потом еще чуть-чуть, а затем оказывается, что уже настало время ужинать и идти в постель.

На уборку же и выполнение домашнего задания времени просто не остается. Особенно это касается младших школьников и подростков, любящих посидеть за ноутбуком, играя в онлайн-игры или общаясь в сети.

Выход:

  • старайтесь придерживаться дневного распорядка – не поддавайтесь на манипуляцию, если отбой у ребенка строго в 22.00;
  • послабления возможны в пятничный и субботний вечер, в эти дни можно разрешить подольше посидеть за компьютером или посмотреть мультик;
  • попробуйте завести будильник или мобильник на оговоренное время, объясните, что игра прекращается по сигналу.

8. «А почему мама (папа, бабушка) разрешает это?»

Подобная хитрая уловка достаточно неплохо работает с близкими родственниками или няней, особенно если мать, отец или бабушка является непререкаемым авторитетом в семье.

Такие фразы звучат еще и потому, что домочадцы не могут договориться о выработке единых требований.

Иногда малыш действительно не понимает, почему бабушка разрешает есть шоколадку перед обедом, а мама категорически против этого.

Выход:

  • выработайте общие правила воспитания, чтобы у ребенка не было возможности манипулирования;
  • обязательно проверяйте, правду ли говорят дети или выдумывают с целью манипуляции.

9. «У всех ребят во дворе (группе, классе) есть…»

Классические фразы ребенка-манипулятора: «Родители Женьке опять нового робота купили», «У всех одноклассников современные компьютеры, только у меня старый».

Многие мамы и папы после таких слов начинают считать, что нужно срочно приобрести суперсовременного робота для своего сына, чтобы он был не хуже пресловутого Женьки.

Выход:

  • подумайте, возможно, ребенку на самом деле не хватает нужной вещи, которую стоило бы приобрести для учебы;
  • для подростков очень важны статусные вещи, поэтому и разговаривать с ними нужно осторожно, объясняя причину отказа – отсутствие денег и т.д.;
  • старайтесь объяснять, что судить о человеке по модели телефона – глупо и бесперспективно.

10. «Купи мне это, а я тогда…»

…всегда буду убирать за собой игрушки, ложиться рано в кроватку, закончу четверть на «отлично», никогда больше не стану обзываться. Вариантов идеального поведения масса.

Не секрет, что ради обладания полюбившейся вещью и маленький ребенок, и подросток может пообещать что угодно, даже совершить настоящий подвиг.

Выход:

  • не относитесь всерьез к детскому обещанию – малыши не учитывают временные рамки: «всегда» для них это примерно две недели, а «никогда» – до нового года;
  • с серьезным и вдумчивым подростком можно попробовать договориться – иногда желание гаджета заставляет ребенка быть более собранным.

Детская манипуляция – это не только желание «вымотать» нервы родителям, но и достаточно неприятная психологическая установка на будущее. Из маленьких хитрецов могут вырасти отъявленные манипуляторы, шантажирующие родственников своей любовью.

Идеальный выход – общаться с детьми так, чтобы им не приходилось прибегать к манипулированию.

А если это уже происходит, наша статья поможет вам заранее продумать правильные действия и ответы на самые популярные уловки ребенка-манипулятора.

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/rebenok-manipulyator

Чем опасна манипуляция в воспитании: рассказывает психолог

Все родители хотят детям добра, действуют в рамках любви и своего представления о благе ребенка. Но иногда в погоне за этим самым добром, мы легко причиняем и зло, совершенно этого не желая, а подчас  не замечая.

Для того, чтобы осознать свои ошибки, иногда достаточно просто  понять суть происходящего. В вопросах манипуляции как способе воздействия на ребенка нам поможет разобраться психолог Светлана Выскуб. 

Что такое манипуляция?

В психологической литературе манипуляция обозначается как любое личностное влияние на человека с целью изменения мышления и поведения, вопреки его интересам.

Другими словами, манипуляция – это непрямое насилие,  вторжение в личные границы, с целью принудить его сделать то, что хочет манипулятор.

Манипуляция  позволяет загнать другого в чувство вины, страха, стыда и с помощью этих чувств добиться желаемого. Вот и мы, загоняя ребенка в чувство вины, можем заставить его сделать то, что мы хотим, что считаем важным и очень нужным для него самого. Нередко мы таким образом пытаемся самоутвердиться за его счет, компенсировать свое «нереализованное», реализовать свои мечты  в ребенке.

Почему мы так поступаем?

Манипуляторами не рождаются, ими становятся. Родитель переносит стиль общения со своим чадом, исходя из  своего детского опыта

Нередко под манипуляцией скрывается  действия, за которые взрослому сложно взять на себя ответственность. Ведь искренне прося о чем-либо другого человека, мы показываем свои настоящие желания, иногда беспомощность, растерянность. А это не так просто для многих перед ребенком «оголить» свою  «несостоятельность» в чем-либо.

Для удобства, чтобы ускорить любое действие своего ребенка и получить быстрый результат, родители довольно легко становятся манипуляторами для своих же детей, часто не осознавая это.

Как проявляется манипуляция?

Проявляться манипуляция со стороны взрослого может по-разному. Даже чрезмерная опека — может быть разновидностью манипуляции. Когда взрослый действует из принципа «Всё лучшее детям», живет ради детей, то малыш, как правило, растет в полной зависимости от него, боясь проявляться в этом мире, брать ответственность за свою жизнь. В психологии это называется «инвалидизация».

Что получает взрослый на уровне подсознания?  Для взрослого — это возможность ощутить свою важность и нужность кому-то, завоевать авторитет таким способом и… позволить себе не заниматься своей жизнью, видя весь смысл в ребенке.

Как реагируют дети на манипуляцию?

Один ребенок в этом случае может  привыкнуть во всем подчиняться взрослому, становиться услужливым, ему сложно отличать свои  желания от желаний  других.  И не важно действует ребенок  из-за страха перед родителем ( например,  пригрозили чем-то ) или наоборот из-за очередного поощрения (например, купят новый телефон ).

Другой ребенок, более независимый,  начинает сопротивляться родительской манипуляции разными способами. Своим  «бунтарским  поведением», особенно в подростковом возрасте, ребенок может  проверять родителей на прочность в любви: а слабо любить меня и таким?  

К слову, самая страшная — манипуляция любовью: «Я тебя не люблю, потому что ты ведешь себя не так! или Ты меня не любишь, раз ты такой непослушный».

Худший из вариантов, когда ребенок заболевает, чтобы получить ту самую безусловную любовь взрослого.

Хотя вариантов для реакции на манипуляции родителей могу быть очень разные: детская психика может создавать такие механизмы защиты, что любая фантазия взрослого окажется недостаточной.

Опасны и требования родителя-перфекциониста. Быть самым лучшим невозможно. Ведь совершенству нет предела, а родители разными способами стимулируют ребенка к этому, желая ему великих успехов…

В результате у ребенка возникает постоянное ощущение, что любят меня только, когда я чего-либо достигаю, любовь моих безупречных родителей надо заслужить. Часто родительские  потребности  могут маскироваться под потребности ребенка. Поэтому ребенок может всю жизнь пытаться что-то кому-то доказывать, не чувствуя своих настоящих желаний и потребностей.

Какие методы манипуляции применяются чаще всего?

 Еще один прием родителя-манипулятора состоит в том, чтобы поощрять в ребенке ориентацию на других: «А что скажут другие? Как делают другие? Что подумают?»  Такой ребенок может  вырасти слабым и безынициативным, зависимым от мнения окружающих. Ведь важно, чтобы ребенок учился понимать, чего хочет сам, осознавать истинные свои потребности. 

Кроме всего, родитель-манипулятор может прибегнуть и к шантажу: «Если ты не выполнишь то и то, то я… Угроза и ультимативные формы тоже относятся к способам манипулятивных действий.

Используя тот или иной способ манипуляции, взрослым кажется, что этот механизм действенный в воспитании ребенка. Однако это может быть бомбой замедленного действия. Спустя время  результат может получиться  плачевным  как для ребенка, так и для родителя.

Что делать, если многие ошибки уже совершены?

Хорошая новость в том, что независимо от возраста взрослого и ребенка, никогда не поздно начать строить гармоничные отношения о своими детьми.

Важно позволять ребенку делать свои собственные ошибки, получать собственный опыт . Приучать ребенка и показывать на своем примере к ответственности, объяснять ему, что за последствия его поступков отвечает он сам.

Отслеживать свои требования и пожелания. Что за ними стоит? Чем можно заменить манипуляцию? Договор для старших. Увлекающие или мотивирующие игры и занятия для младших.

Правила, которые стоит обсудить вместе на семейном совете, написать и утвердить. Выполнение таких правил уменьшит потребность  заставлять (через манипуляцию, в том числе) ребенка делать нужные действия. 

И самое главное, что поможет избегать манипуляций:  принятие своего ребенка таким, каким он есть на самом деле, безусловная любовь и поддержка со стороны родителей – залог гармоничного развития личности ребенка.

Наш консультант и автор:

Светлана Выскуб,

семейный психолог.

Источник: http://tvoymalysh.com.ua/children/child-psychology/3757-chem-opasna-manipulyatsiya-v-vospitanii-rasskazyvaet-psiholog.html

Ссылка на основную публикацию