Дваждыврожденное — психология

Джеймс о типах «единожды рожденных» и «дважды рожденных»

Существует глубокая противоположностью между двумя воззрениями на жизнь: воззрением людей, которых мы называли душевно-здоровыми, которые довольствуются одним рождением, и воззрением страдающих душ, которые должны пройти через второе рождение, чтобы стать счастливыми.

Таким образом, существуют два вполне различных понимания мира, постигаемого нашим опытом.

В религии однажды рожденных мир рассматривается, как прямолинейное и односложное явление, которое легко выразить одним определением, причем отдельные части его имеют тот смысл, который написан на их внешней поверхности; простая алгебраическая сумма положительных и отрицательных элементов этого мира представит его истинную ценность.

Счастье и религиозное удовлетворение заключаются в том, чтобы жить положительными элементами мира. Наоборот, для религии дважды рожденных, мир представляется двойственной тайной. Нельзя достичь душевного покоя простым сложением положительных и исключением отрицательных сторон из жизни.

Естественные блага жизни не только недостаточны и преходящи: в самой их сущности кроется ложь. Все они уничтожаются смертью и другими, раньше ее приходящими врагами, и не могут вызвать в нас длительного преклонения перед ними. Скорее они отвлекают нас от нашего истинного блага; отречение и разочарование в них – это первые шаги наши на пути к истине. Есть две жизни, – жизнь в природе и жизнь в духе, и мы должны умереть для первой, чтобы стать причастными ко второй.

Психологическая основа дважды рожденной души вероятно коренится в известной расколотости или гетерогенности врожденного характера человека, в неполном единстве его нравственного и интеллектуального склада. «Ноmo duple»

Некоторые люди наделены от самого рождения гармоническим и уравновешенным душевным складом. Их импульсы не противоречат друг другу, их воля покорно следует руководству разума, их страсти не чрезмерны, и раскаяние редко может найти себе место в их жизни.

Другие люди наделены противоположным душевным складом; в последнем есть разные ступени, начиная от такой мягкой формы внутреннего раздвоения, которая приводит только к несколько странному сочетанию противоположных черт в одном человеке, и кончая таким раздвоением, которое уже вносит настоящее расстройство в душевную жизнь.

Такую степень внутреннего разлада личности можно считать просто невинною слабостью; но более сильные степени его могут внести настоящий распад в жизнь человека.

Есть люди, жизнь которых подобна зигзагообразной линии, – в их душе побеждает то одно, то другое стремление.

В них дух борется с плотью, их желания противоречивы, упрямые и непреодолимые импульсы разрушают самые продуманные и сознательно принятые решения, и жизнь для них является долгой драмой раскаяния и усилий исправить совершенные ими проступки и ошибки.

как «плоть желает противного» духу, а дух – противного плоти» (Послание к Галатам, V, 17).

Я хочу теперь рассмотреть некоторые особенности процесса объединения раздвоенной души. Этот процесс может протекать медленно и может свестись к одному мгновению; его причиной может быть изменение в сфере чувства и воли, новые интеллектуальные воззрения или же те переживания, которые мы отнесем к «мистическому опыту».

Но какова бы ни была причина этого процесса, – он всегда дает человеку особый душевный покой, который полнее всего бывает тогда, когда этот процесс принимает религиозную форму. Ведь религия – только один из путей, которым человек стремится к счастью, и на котором обретает его.

Религия обладает чудесной властью самые невыносимые страдания человеческой души превращать в самое глубокое и самое прочное счастье.

Но обращение к религии все же только один из многих путей достижения внутреннего единства; процесс исправления своих внутренних недостатков и согласования в себе внутренних противоречий есть более общий психический процесс, могущий развиться в душах различного склада и не выливающийся непременно в религиозную форму. При рассмотрении душевного возрождения религиозного типа, которое мы теперь изучаем, важно сознавать, что мы имеем дело только с одной из разновидностей процесса, обнимающего наряду с этой и другие разновидности его. Второе рождение, например, может быть как переходом от религиозности к неверию, так и переходом от оков морали к полной нравственной свободе; оно может быть также вызвано и тем, что в душе поднимается новая страсть, – любовь, честолюбие, жажда богатства, жажда мщения или патриотический энтузиазм.

Обращение, возрождение, обретение благодати и веры, достижение внутреннего мира – все это выражения, обозначающие медленный или внезапный процесс, которым раздвоенная и сознающая себя недостойной и несчастной душа приходит к внутреннему объединению, к сознанию своей праведности и к ощущению счастья: она находит твердую опору в своей вере в реальность того, что ей открыли ее религиозные переживания. Таков общий смысл понятия «обращение» безотносительно к тому, верим ли мы или нет, что для такого нравственного перерождения необходимо непосредственное вмешательство Божественной Силы.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/5646.html

Врожденные формы психики и поведения человека

Без точного знания того, с чем ребенок рождается на свет, без глубокого понимания процессов его естественного развития по биогенетическим законам трудно воссоздать полную и достаточно сложную картину развития ребенка.

Ребенок рождается беспомощным, не может самостоятельно удовлетворить ни одной своей потребности (его кормят, купают, одевают).

Он обладает сравнительно ограниченным фондом безусловно рефлекторных форм поведения, приспособления к внешней среде – это наследственно закрепленные механизмы.

К ним относятся рефлексы, регулирующие протекание различных физиологических функций: дыхательный, сосательный, оборонительные и ориентировочные, защитные и др.

Жизнь ребенка в новых условиях обеспечивают врожденные механизмы. Он рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. Так, сразу после рождения включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания).

В первые дни после рождения у ребенка наблюдается: сильное раздражение кожи (укол, например) вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом – зажмуривание, а резкое увеличение яркости света – сужение зрачка и т.д. Эти реакциизащитные рефлексы.

Кроме защитных, можно обнаружить реакции, направленные на контакт с раздражителем. Это ориентировочные рефлексы.

Наблюдениями установлено, что уже в период от первого до третьего дня сильный источник света вызывает поворот головки (головка поворачивается в сторону света). У ребенка легко вызываются и ориентировочно-пищевые рефлексы.

Прикосновение к углам губ, к щекам вызывает у голодного ребенка реакцию поиска: он поворачивает головку в сторону раздражителя, открывает рот.

Кроме перечисленных у ребенка обнаруживается еще несколько врожденных реакций: сосательный рефлекс – ребенок сейчас же начинает сосать вложенный ему в рот предмет; цеплятельный рефлекс – прикосновение к ладони вызывает реакцию схватывания; рефлекс отталкивания (ползания) – при прикосновении к подошвам ног. Таким образом, ребенок вооружен определенным количеством безусловных рефлексов, которые проявляются в самые первые дни после рождения.

Наличие врожденных реакций необходимы ребенку для выживания. Они помогают ему приспособиться к новым условиям существования. Благодаря этим рефлексам для ребенка становится возможным новый тип дыхания и питания.

После рождения организм ребенка переходит к легочному дыханию и так называемому оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт). Это приспособление происходит рефлекторно.

После того как легкие наполняются воздухом, целая система мышц включается в ритмические дыхательные движения. Дыхание осуществляется легко и свободно. Питание происходит с помощью сосательного рефлекса.

Врожденные действия, включенные в сосательный рефлекс, на первых порах еще плохо согласованы между собой: ребенок при сосании захлебывается, у него быстро иссякают силы. Очень большое значение имеет также установление рефлекторного автоматизма терморегуляции: организм ребенка все лучше приспосабливается к температурным перепадам.

На большую часть внешних воздействий новорожденный отвечает глобальными, недифференцированными движениями ручек и ножек. Кора больших полушарий еще не полностью сформировалась: нервные клетки почти не имеют ответвлений, проводящие пути не покрыты защитными миелиновыми оболочками.

Это приводит к широкой иррадиации возбуждения и затрудняет образование условных рефлексов.

Отсутствие значительного количества врожденных форм поведения составляет не слабость, а силу ребенка – он обладает почти безграничными возможностями усвоения нового опыта, приобретения новых форм поведения, присущих человеку.

Люди, которые окружают младенца, помогают ему с рождения во всем. Они обеспечивают физический уход за организмом ребенка, воспитывают, обучают его, способствуют приобретению человеческих психологических и поведенческих черт, приспособлению к условиям общественного существования.

Младенец уже при рождении обладает запасом практически готовых к употреблению сложных сенсорных и двигательных способностей-инстинктов, позволяющих ему приспосабливаться к миру и быстро прогрессировать в своем развитии. У новорожденного с рождения, например, имеется немало сложных движений, развивающихся в основном по генетически заданной программе.

Содержание социальной ситуации развития младенца

Социальная ситуация развития в младенчестве, по мнению Л. С.

Выготского, состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым либо реализуются в сотрудничестве с ним.

Поэтому он назвал ее «Мы» (ребенок не может существовать без взрослого), что позволяет считать ребенка социальным существом, его отношение к действительности изначально социально.

Говоря о социальной ситуации развития, нужно отметить следующее. Младенец биологически беспомощен, он полностью зависит в удовлетворении потребностей от взрослых. Реакция на взрослого является не только первой собственно психологической реакцией ребенка, но и первой его социальной реакцией. Л. С.

Выготский, говоря о развитии младенца, писал о том, что это максимально социальное существо, и отчасти это действительно так, потому что ребенок полностью зависит от взрослого. Сам ребенок никогда не смог бы выжить, именно взрослый, окружая его вниманием, заботой и уходом, помогает ему нормально сформироваться.

При этом он лишен основного средства социального общения – речи. Ведущий вид деятельностимладенческого возраста – непосредственное эмоциональное общение. Эмоциональное общение с взрослым сильно сказывается на хорошем настроении ребенка.

Если малыш капризничает и не хочет играть, то подошедший к нему взрослый одним своим появлением поднимает настроение ребенка, и он может вновь остаться один и развлекаться теми игрушками, которые перестали было его интересовать. К четырем-пяти месяцам общение с взрослыми приобретает избирательный характер.

Малыш начинает отличать своих от чужих, знакомому взрослому он радуется, незнакомый может вызвать у него испуг.

Потребность в эмоциональном общении, имеющая огромное положительное значение для развития ребенка, может,однако,приводить и к отрицательным проявлениям. Если взрослый старается постоянно находиться с ребенком, то ребенок привыкает непрерывно требовать внимания, не интересуется игрушками, плачет, если его хотя бы на минуту оставят одного.

При правильных методах воспитания непосредственное общение (общение ради общения), характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка.

Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует всевозможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнять действие, направляя его движения.

Общение есть условие всех других видов деятельности человека как общественного существа. Младенец еще не владеет речью – средством социального общения, но у него развивается аппарат тонкой эмоциональной чувствительности по отношению к взрослым.

Контакт ребенка с окружающим миром осуществляется через взрослого. Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отношение ребенка к действительности и к самому себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком.

Иначе говоря, отношение ребенка к действительности оказывается с самого начала социальным, общественным отношением.

Младенец очень рано вводится в ситуацию общения с взрослыми.

В общении всегда проявляется направленность одного человека на другого, происходит взаимодействие участников коммуникации, когда действие одного предполагает ответное действие другого и внутренне на него рассчитано.

Потребность в общении не является врожденной, а возникает под воздействием определенных условий. Таких условий два.

Читайте также:  Шаблонное восприятие - психология

Первое условиеобъективная нужда младенца в уходе и заботе окружающих.

Только благодаря постоянной помощи близких взрослых ребенок может выжить в тот период, когда он не в состоянии самостоятельно удовлетворить свои органические потребности.

Однако подобная зависимость ребенка от взрослого не есть потребность в общении. Младенец еще не адресует свои сигналы конкретному лицу, пока еще нет общения.

Второе условие – поведение взрослого, обращенного к ребенку. Взрослый с первых дней появления ребенка на свет обращается с ним так, как будто тот может включаться в общение. Взрослый разговаривает с младенцем и неустанно ищет любого ответного знака, по которому можно судить, что ребенок включился в общение.

Эмоциональные контакты с детьми в возрасте двух, трех, четырех месяцев показывают, какой глубокий восторг вызывает у них ласковый разговор взрослого человека, который никогда никого из них не кормил и не пеленал, но теперь, нагнувшись, улыбается и нежно гладит.

Первоначально ребенка втягивает в общение мама, позднее у него возникает потребность контакта, и отрабатываются средства для включения в общение с другими людьми.

Наиважнейшим средством общения в младенчестве являются экспрессивные действия (улыбки, активные двигательные реакции).

Младенец, в свою очередь, нуждается в избирательном наборе средств общения, предлагаемом взрослым: не все средства, существующие в человеческой культуре, с первых недель и месяцев жизни имеют для него эмоциональную значимость.

Наблюдения показали, что попытки организовать общение с младенцем трех месяцев на основе чисто словесных воздействий взрослого бесплодны – ребенок «берет» лишь экспрессивную сторону речи. Годовалых детей длинные монологи раздражают, причем примерно так же, как поглаживание по голове; в этом возрасте общение детей с окружающими людьми строится на основе совместной предметной деятельности.

Так, у младенца в процессе собственной деятельности, в общении с взрослыми формируется некоторое «целостное психическое образование, как бы централизующее его психическую жизнь и опосредующее его поведение в ответ на воздействия внешней среды», образование, субъективно выражающееся в эмоционально окрашенном самоощущении.

Основными новообразованиями данного возраста являются:

1) инстинктивная психическая жизнь, для которой характерно: неспособность выделять себя и других людей из общей ситуации; возникновение переживания в связи со своим состоянием.

2) формирование автономной речи, для которой характерно: непостоянство и многозначность слов и др.

К 2–3 месяцам у ребенка появляется улыбка как реакция на взрослого, как выражение радостного переживания. Ребенок останавливает взгляд на лице матери, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки, улыбается.

Это бурная эмоционально-двигательная реакция названа «комплексом оживления». Комплекс оживления является своего рода доминантой, так как другие потребности для ребенка теряют свое значение.

Когда к нему подходит взрослый – он замирает, а затем начинает усиленно двигать ножками и ручками, делает все, чтобы привлечь к себе внимание взрослого.

«Комплекс оживления»это специфический акт поведения младенца в отношении взрослого, это первая простейшая форма взаимодействия ребенка с окружающим миром. Он знаменует собой появление первой социальной потребности – потребности в познании и общении.

«Комплекс оживления» включает в себя 3 компонента:

1) улыбка: первые улыбки могут фиксироваться на 1-ой неделе 2-го месяца жизни. Первые улыбки легкие, с растягиванием рта, но без размыкания губ. Постепенно ребенок начинает улыбаться спокойно, с серьезной спокойной мимикой. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой;

2) вокализации: ребенок гулит, гукает, лепечет, вскрикивает навстречу взрослому;

3) двигательные реакции, оживление: открывается «комплекс оживления» поворачиванием головки, скашиванием глазок на взрослого, слабым движением ручек и ножек.

Постепенно ребенок начинает вскидывать ручки, сгибать ноги в коленях, поворачивается на бок с выгибанием спинки.

В развитом комплексе отмечаются энергичные повторные прогибы спинки с упором затылком и пятками («мостики») со столь же энергичным выпрямлением, а также шагающие движения ножками, вскидывание, размахивание и опускание ручек.

По данным М. И. Лисиной, систематическое эмоционально-словесное воздействие взрослого, начиная с 2,5 месяцев, оказывает положительное влияние на повышение общей активности ребенка, существенно влияет на развитие его познавательной деятельности, направленной на ознакомление с предметами.

«Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализм + двигательное оживление (к 3 месяцам). Кроме того, начало «комплекса оживления» связано с генерализованным привлечением любого взрослого, конец характеризуется появлением избирательного общения.

Так, уже 3-месячный ребенок выделяет свою мать из окружения, а к 6 месяцам начинает отличать своих от чужих.

С 8-9 месяцев ребенок будет проявлять активность, затевая первые игры с взрослыми (не из-за самой игры, а из-за удовольствия общения с взрослым), а к 11-12 месяцам дети уже умеют не только наблюдать за взрослыми, но и обращаться к ним за помощью. Подражает ребенок всегда только человеку.

Примерно до 5 месяцев «комплекс оживления» развивается и сохраняется как целое, а к 6 месяцам отмирает как единая комплексная реакция, но его компоненты начинают трансформироваться: улыбка – в мимику, гуление – в речь, двигательное оживление – в хватание.

Итак, в младенческом возрасте главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Для ребенка очень важна уверенность матери в своих действиях.

Если мать тревожна, невротична, если обстановка в семье напряженная, если ребенку уделяют мало внимания (например, ребенок в доме сирот), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм.

Сильно выраженный дефицит эмоционального общения ребенка с матерью, если он ограничен в контактах с взрослыми, то развивается глубокая физическая и психическая отсталость, именуемая госпитализмом.

Его проявлениями являются: запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера (раскачивание тела и т.п.).

Выявлено, что причиной госпитализма является неудовлетворение базовых социально-психических потребностей: в разнообразии стимуляции, в познании, в первичных социально-эмоциональных связях (особенно с матерью), в самоактуализации. Госпитализм возникает не только в результате изоляции или сепарации ребенка, но и в ситуациях эмоционального равнодушия к нему, отсутствия доброжелательного внимания со стороны близких взрослых.

Источник: https://cyberpedia.su/4x7a21.html

Дважды отвергнутые, или Почему опекуны возвращают детей в детдом?

Главная / Выбор редактора / Дважды отвергнутые, или Почему опекуны возвращают детей в детдом?

Просмотров: 0

Мы очень хотели ребенка. Долго шли к решению принять малыша в семью. Читали, анализировали, советовались со специалистами, смотрели деток, знакомились с жизнью других семей с приемными детьми. Казалось, что мы ко всему готовы. Однако жизнь распорядилась иначе.

К непослушанию, отрицанию, выходкам для привлечения внимания мы были готовы. Терпели и пытались любить. Видимо, плохо пытались. Время не лечило, а только усугубляло. Началась клевета, оговоры родителей, истории о том, как мы будто бы его бьем, морим голодом, заставляем работать и кладем спать на полу.

Дальше — хуже. Пошло воровство, шантаж одноклассников, запугивание младших и полное игнорирование нас — как близких, не то что родителей.
Школа стонала. Перевели на домашнее обучение, взвыл двор и соседи. Все родственники отвернулись, муж стал пропадать на работе, семья затрещала по швам.

Долгие месяцы я держалась за то хорошее, что было в нашем мальчике, и старалась вкладывать в него всю свою любовь и терпение, но это стало казаться бесконечным. Это как пытаться наполнить бездну. Пустота. Никакого отклика, никакого прогресса, никакой привязанности, ни-че-го. Между нами по-прежнему пропасть.

В конце концов я осталась одна в этой пустоте. И мне не хватило сил. Пришлось вернуть ребенка в детдом.

Взять ребенка под опеку — крайне серьезный и ответственный шаг, который совершают взрослые адекватные люди. Такое решение принимается не в один день. К этому ведет долгий путь, и нельзя сказать, что люди не готовятся к тому, что их жизнь перевернется с появлением ребенка.

Почему же они все-таки оказываются не готовы? Почему приемный ребенок ведет себя так, как ведет? Когда и почему заканчиваются силы и терпение опекунов или приемных родителей? Как избежать неблагоприятного варианта развития ситуации?

Поведение приемного ребенка

Как правило, надломленная психика «отказника» проявляет себя не так, как у обычного благополучного ребенка. И дело здесь не столько во «врожденных генетических пороках», как часто принято думать.

Мотивы поведения любого ребенка, с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, можно описать следующими понятиями:

  • во-первых, его врожденными психологическими свойствами;
  • во-вторых, жизненно необходимым в детстве ощущением защищенности и безопасности, которое дает мать (или другой взрослый — при ее отсутствии).

Детство — период как физического, так и психологического развития, но без чувства защищенности это развитие идет очень медленно либо вообще приостанавливается.

Утратив однажды чувство защищенности и безопасности, которое должно было исходить от матери, зачастую детдомовский ребенок, предоставленный сам себе, учится жить, как может, как умеет, как ощущает.

Без грамотного влияния извне чаще всего он так и остается на примитивном уровне развития.

МАЛЕНЬКИЙ ДОБЫТЧИК

Так, например, малыш с кожным вектором, ощущая в себе потребность добыть любым путем, победить любой ценой — чтобы выжить во что бы то ни стало, будет врать, приспосабливаться и воровать, реализуя подобным примитивным способом свои психологические свойства. Он не воспринимает это как воровство. Он просто «добыл», чтобы выжить.

Ведь только со временем в процессе развития при адекватном воспитании ребенок с кожным вектором способен научиться реализовывать врожденные свойства на более высоком уровне: экономия пространства и времени, логическое мышление, умение соревноваться. Он станет бизнесменом, спортсменом, руководителем, инженером.

Если понимать природу его врожденных свойств, их можно развить, а не подавлять. Зачастую за воровство бьют, наказывают.

Но это не только не помогает, а имеет обратный эффект: ребенок будет продолжать воровать и инженера из него так и не получится.

Кроме того, понимая его врожденные ценности, можно легче мотивировать ребенка на верное поведение и наказывать правильным образом. Например, для кожника понятным будет ограничение его в пространстве и во времени — поставить в угол.

ПОСЛУШНЫЙ УПРЯМЕЦ

Для любого ребенка мама является не просто самым близким человеком, а гарантом его защищенности и безопасности.

Для малыша же с анальным вектором мама представляет собой весь его мир, поэтому отсутствие матери формирует в его ощущениях состояние недополучения любви, защиты, похвалы.

Возникает тяжелая обида на мать, которую прекрасная память — как врожденное свойство анального вектора — способна пронести через всю жизнь и повлиять на нее самым негативным образом.

Стремясь выровнять свое психологическое состояние и восстановить внутреннее равновесие, неразвитый пока ребенок с анальным вектором будет вымещать свою обиду на других, особенно более слабых, младших, обижая их. Чтобы все для всех было поровну: и радости, и горести, — так это выглядит в его ощущениях.

По этой же причине самый послушный анальный ребенок становится самым большим упрямцем, переубедить которого просто невозможно. Меня не слушают (не дают завершить начатое, не хвалят, не считаются с моим мнением), значит, и я не буду слушаться, — так он бессознательно воспринимает мир.

В процессе развития в благоприятных условиях посредством адекватной похвалы малыш с анальным вектором получает удовольствие от хорошо выполненного задания, доведения до конца любого дела, помощи своим сверстникам в учебе. Он становится принципиальным, а не упрямым, верным и преданным, а не обидчивым или склонным к насилию.

Читайте также:  Позиция взрослого - психология

ПРИЕМНЫЙ РОДИТЕЛЬ

Приемным родителям — дать ребенку чувство защищенности и безопасности, искренне отдавать, не ожидая ничего взамен, — практически невозможно. Как мы выбираем ребенка? Вот эта девочка — такая красивая! — давай ее возьмем. Вот этот мальчик — такой несчастный, тихий — давай изменим его судьбу! Мы выбираем искренне, сердцем и по уму. А бессознательно?

А бессознательно мы не можем «отдавать» приемному ребенку так, как отдаем родному по крови. Бессознательно мы эгоистически ждем возврата от сделанного нами доброго поступка. И ребенок это чувствует.

Не будет в таких условиях ни чувства защищенности и безопасности, ни баланса отдачи и получения. Как бы мы ни старались, какие бы усилия ни прилагали сознательно.

Следовательно, и не будет гармоничного развития врожденных свойств приемного ребенка.

Исключением может стать принуждение к отдаче. Например, мы вынуждены взять на себя заботу о ребенке погибших родственников. Или когда мы берем такого ребенка, от которого ожидать чего-либо невозможно, например, ребенка-инвалида.

Таким образом мы изначально полностью настроены только на отдачу — сил, эмоций, любви. В таком случае, если мы наблюдаем прогресс, мы воспринимаем его как подарок судьбы, но не ожидаем его, не питаем иллюзий.

В жизни есть масса случаев, когда в семье с приемного ребенка снимали самые страшные диагнозы.

РАЗОЧАРОВАНИЕ В СЕБЕ

Все попытки адаптировать, социализировать, сформировать привязанность, искренняя забота и даже любовь к приемному ребенку часто разбиваются об отсутствие результатов и полное противоречие между поведением ребенка и внутренними установками его родителей.

В какой-то момент силы бороться у приемных родителей иссякают, возможно, рушится семья, возникают проблемы с кровными детьми, родственниками, теряется работа. Приходит мысль, что опека была ошибкой.

Возврат ребенка в детский дом выливается в повторную потерю чувства защищенности и безопасности для ребенка и осознание фиаско несостоявшихся родителей. Это является большим ударом для психики и без того травмированного ребенка, что не может не сказаться на его дальнейшем психологическом развитии.

МЫ СПОСОБНЫ НА БОЛЬШЕЕ

Системно-векторная психология Юрия Бурлана детально раскрывает механизмы развития ребенка, влияние травмирующих факторов на отказников и трудности, возникающие в приемной семье.

Кроме этого, понимание общечеловеческих психологических механизмов помогает осознать важность заботы о детях как будущих членах социума.

Особо значимый вклад в дело воспитания подрастающего поколения могут внести обладатели зрительного вектора.

Современный уровень развития зрительного вектора дает своим представителям потенциал, соответствующий самым смелым их желаниям. Стремление к чувственной отдаче присуще этим людям с большим сердцем, а высокая психологическая грамотность позволяет помогать окружающим с максимальным эффектом.

Главная цель заботы о детях — это научить их жить в современном обществе таким образом, чтобы они получали наслаждение от своей жизни и приносили пользу другим людям.

Для этого необходимо развить способность создавать эмоциональные связи с другими людьми — как важную составляющую культуры.

Это означает развитие чувственной сферы ребенка, морально-нравственное воспитание через обучение состраданию — проживанию чувств другого человека, озабоченности эмоциями ближнего; то есть смещение фокуса с себя на окружающих людей.

Для человека с развитым зрительным вектором отличным вариантом может стать работа в детском учреждении, даже на частичной занятости, факультативно, в качестве волонтера, куратора.

Главное, понимать, что забота о детях — это не деньги, не вещи (подарки, одежда и прочие блага), а именно участие в жизни ребенка, совместное переживание с ним его радостей и горестей, формирование у него навыка налаживания связей с другими людьми.

Научить одного-двух — десятерых брошенных детей созданию эмоциональной связи — это дать им шанс на нормальную жизнь, дать им надежду на то, что они смогут вписаться в общество несмотря ни на что. Дважды отвергнутые дети — это огромная психологическая травма, но до окончания пубертата все же есть шанс на восстановление — ведь это время, когда еще идет развитие психологических свойств.

Все это можно попытаться дать ребенку, занимаясь с ним в детском учреждении. Для этого не обязательно брать его в семью. Можно проводить с ним выходные, водить в театры, музеи, развивающие центры.

Прививать культуру и нравственность через чтение классической литературы, чувственные фильмы, искренние беседы, развивать эмоциональную сферу в направлении сострадания, сопереживания другим, формировать полезные привычки и правила поведения в социуме.

Заниматься его развитием согласно врожденным психологическим свойствам ребенка.

Малыша с кожным вектором нужно стимулировать мыслить логически, соблюдая дисциплину и режим. Под строгим контролем поддерживать его стремление побеждать в созидательном ключе, а гибкость и адаптивность направлять в рациональное русло, используя соответствующие вектору поощрения и взыскания.

У ребенка с анальным вектором стоит развивать аналитическое мышление, поддерживать его стремление учиться и доводить все до точки через адекватную похвалу и признание его трудов. Приучать к чистоте и порядку. И так по каждому вектору.

Подробно про воспитание и развитие в каждом из восьми векторов можно узнать на тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Можно спасти одного, а можно попробовать изменить судьбы многих и сделать мир немного лучше, добрее, светлее. Теперь нам это по силам. Грамотно, последовательно, системно.

Регистрируйтесь на ближайшие бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии, и ваше большое сердце сможет растопить самый толстый лед и подарить надежду самым «трудным» детям.

Автор Диана Гадлевская

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Источник: http://svpjournal.ru/obshhestvo/dvazhdyi-otvergnutyie-ili-pochemu-opekunyi-vozvrashhayut-detey-v-detdom/

Влияние дефицита врожденных доминант психики на политическое поведение личности

Октанализ (октетанализ) [1, с.54] различает в личности пять инстанций: три инстанции сознания 5-Душа, 4-Сердце, 1-Рассудок и две инстанции бессознательного 3-Иррацио, 2-Рацио. Естественная иерархия инстанций личности 5, 4, 3, 2, 1.

В 2010 году октанализ открыл врожденное доминирование некоторых инстанций личности [2, с.1], которое зависит от даты рождения человека и влияет на его поведение всю жизнь. Успешная деятельность человека всегда построена на применении врожденных доминантных инстанций личности.

Те инстанции личности, которые не являются врожденными доминантами, октанализ называет «дефицит врожденных доминант личности». Этот дефицит ограничивает психические возможности человека.

Когда дефицит врожденных доминант включает в себя только две инстанции, можно говорить об акцентуации характера.

А когда дефицит — три инстанции, октанализ относит таких людей к группе риска по рождению и рекомендует проведение для них октаналитического патронажа с целью решения задач социальной адаптации человека и формирования сферы комфортной коммуникации человека.

Дефицит врожденных доминант ограничивает выбор профессии для человека, вынуждает человека к сотрудничеству с теми людьми, которые дополняют его по врожденным доминантам личности. Например, человек с дефицитом врожденных доминант 3-Иррацио, 2-Рацио, бессознательно или осознанно стремится сотрудничать с людьми, у которых инстанции 3-Иррацио, 2-Рацио проявляют себя как врожденные доминанты.

Отрадно, что октанализ дает возможность выявить дефицит врожденных доминант психики сразу после рождения ребенка.

На основе этих данных возможно целенаправленное проведение психокоррекционных мероприятий, оказание помощи в выборе профессии, работы, в выборе жениха (невесты) при образовании семьи, построении сферы своего общения.

Информация о дефиците врожденных доминант психики важна для учителей в школе и преподавателей в учебных заведениях среднего и высшего звена для организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей психики учащихся, для кадровых служб при приеме на работу, для руководителей при формировании рабочей команды и распределении обязанностей между сотрудниками, в избирательных компаниях для эффективного продвижения кандидатов на выборы и многих других направлениях человеческой деятельности.

А теперь рассмотрим влияние дефицита врожденных доминант личности на формирование активной жизненной позиции представителей российской оппозиции Валерии Новодворской, Гарри Каспарова, Алексея Навального, Ксении Собчак.

Рассмотрим врожденные доминанты личности оппозиционера В. И. Новодворской.

Валерия Ильинична Новодворская (1950-2014) – российский политический деятель, диссидентка, правозащитница, независимая журналистка, видеоблогер, основательница либеральной партии «Демократический союз» (председатель ЦКС ДС). Колумнист журнала «The New Times».

По данным Википедии, с июня 1970 по февраль 1972 года В. И. Новодворская находилась на принудительном лечении в специальной психиатрической больнице в Казани с диагнозом «вялотекущая шизофрения, параноидальное развитие личности».

Насколько такой психиатрический диагноз может быть связан с дефицитом врожденных доминант личности?

Валерия Новодворская родилась 17 мая 1950 года, расширенная октаналитическая формула календаря 23-Телец/1-32-Тигр.

Ярко выражены врожденные доминантные творческие способности (тройка» дважды как вторая и первая доминанта) и рациональные способности («двойка» дважды как первая и вторая доминанта). Новодворская имеет врожденные доминантные аналитические способности («единица» как фоновая доминанта).

 Дефицит двух врожденных доминант: «пятерка» (инстанция сознания 5-Душа, альтруизм, служение), «четверка» (инстанция сознания 4-Сердце, управленческие способности).

Октанализ сопоставляет низкую врожденную активность инстанций сознания (5-Душа, 4-Сердце, 1-Рассудок), так называемый «дефицит врожденных доминант сознания» и проявления шизофрении.

 Швейцарский психиатр Эйген Блёйлер основным симптомом шизофрении считал амбивалентность. Блёйлер рассматривал три типа амбивалентности: эмоциональную, волевую и интеллектуальную.

Октанализ интерпретирует эти три амбивалентности как затрудненность осуществления соответственно эмоционального выбора инстанцией сознания 5-Душа, волевого выбора инстанцией сознания 4-Сердце и интеллектуального выбора инстанцией сознания 1-Рассудок.

Если человеку трудно осуществлять эти три выбора, то октанализ расценивает это как шизофренические проявления.

У Новодворской все три инстанции сознания (!) не проявляют себя как первая или вторая врожденная доминанта (инстанция 1-Рассудок проявляется себя только как врожденная фоновая доминанта, активность которой значительно ниже активности первой или второй врожденной доминанты).

Отсутствие врожденного доминирования как первой или второй доминанты для всех трех инстанций сознания октанализ связывает с шизофреническими проявлениями психики. Поэтому, с точки зрения октанализа, психиатрический диагноз «вялотекущая шизофрения, параноидальное развитие личности» для В. И. Новодворской вполне соответствует дефициту врожденных доминант ее личности.

Какие рекомендации может дать октанализ по профилактике психических и поведенческих расстройств, которые проявлялись у Валерии Новодворской?

Врожденные доминанты личности человека открыты октанализом только в 2010 году.

  1. Если бы октанализ был разработан до рождения В. И. Новодворской, расширенная октаналитическая формула календаря В. И. Новодворской23-Телец/1-32-Тигрмогла быть составлена через пять минут после ее рождения 17 мая 1950 года. На основе этой формулы был бы выявлен значительный дефицит врожденных доминант личности Новодворской (все три инстанции сознания 5-Душа, 4-Сердце, 1-Рассудок не проявляют себя как первая или вторая врожденная доминанта). Также была бы показана необходимость осуществления октаналитического патронажа В. И. Новодворской, проведения мероприятий по психокоррекции, оказания помощи в выборе профессии, направлений деятельности, образовании семьи, формировании и поддержании сферы близких людей Новодворской.
  2. Для эффективного функционирования личности октанализ рекомендует применять 543215-цикл доминирования инстанций личности (5-Душа → 4-Сердце → 3-Иррацио → 2-Рацио → 1-Рассудок → 5-Душа), цикл «Путь Сердца». В связи с тем, что у Новодворской инстанции сознания 5-Душа, 4-Сердце, 1-Рассудок не проявляют себя как первая или вторая врожденная доминанта, целесообразно организовать сотрудничество Новодворской с теми людьми, у которых инстанции сознания – ярко выраженные врожденные доминанты. Тогда при совместном выполнении 543215-цикла этим людям целесообразно доверить выполнение 5, 4, 1 ступени цикла, а Новодворской–выполнение 3, 2 ступени цикла.

Проведенный анализ врожденных доминант психики В. И. Новодворской показывает, что дефицит врожденных доминант личности может в сильной степени влиять на выбор направлений деятельности и, в частности, формирование мировоззрения оппозиционера.

Расширенная октаналитическая формула календаря Валерии Новодворской 23-Телец/1-32-Тигр похожа на формулу календаря оппозиционера Гарри Каспарова.

Гарри Кимович Каспаров (при рождении Вайнштейн), выдающийся советский и российский шахматист, 13-й чемпион мира по шахматам, шахматный литератор и политик, рожден 13 апреля 1963 года, расширенная октаналитическая формула календаря 32-Овен/5-23-Кролик.

Читайте также:  Поставить себя на деньги - психология

У Каспарова и Новодворской все три инстанции сознания (!) не проявляют себя как первая или вторая врожденная доминанта. У Каспарова фоновая доминанта – инстанция 5-Душа, а у Новодворской– инстанция 1-Рассудок. Значительный дефицит врожденных доминант личности Каспарова и Новодворской ограничивает возможности их психики и оказывает влияние на формирование их жизненной позиции оппозиционера.

Теперь перейдем к анализу дефицита врожденных доминант личности российского оппозиционера Алексея Навального.

Навальный Алексей Анатольевич – российский юрист, инвест-активист, политический и общественный деятель. Автор одного из самых рейтинговых общественно-политических блогов в «Живом журнале». Известен своей борьбой с коррупцией в России. Создатель и руководитель антикоррупционного проекта «РосПил».

Общественная деятельность Алексея Навального показывает, что его любимые темы для разговора: тема ЖЕРТВЫ и тема ПРЕСЛЕДОВАНИЯ. Рассмотрим, насколько такая специфическая направленность общественной деятельности Навального связана с врожденными доминантами его психики.

Алексей Навальный родился 4 июня 1976, расширенная октаналитическая формула календаря 13-Близнецы/3-13-Дракон. Формула содержит врожденные доминанты: 1-Рассудок дважды как первая доминанта и 3-Иррацио дважды как вторая доминанта и как фоновая доминанта

По врожденным доминантным свойствам психики октанализ относит Алексея Навального к группе риска по рождению № 13. Октанализ отмечает, что людям из группы риска по рождению необходимо оказывать поддержку как в детстве, так и во взрослом возрасте через систему октаналитического патронажа.

К этой же группе риска по рождению № 13 относится латиноамериканский революционер Че Гевара (1928-1967, полное имя Эрнесто Гевара де ла Серна Линч или по-испански Ernesto Guevara de la Serna Linch), команданте Кубинской революции 1959 года и кубинского государственного деятеля, рожденный 14.06.1928. Расширенная октаналитическая формула календаря Че Гевары 13-Близнецы/2-13-Дракон похожа на формулу календаря Алексея Навального 13-Близнецы/3-13-Дракон.

Своеобразие мышления людей из группы риска по рождению видно по их высказываниям. После победы революции на Кубе Че Гевара скажет: «После революции работу делают не революционеры. Её делают технократы и бюрократы. А они — контрреволюционеры».

Рассмотрим врожденные доминантные свойства личности Алексея Навального.

У Навального ярко выражены врожденные доминантные творческие способности («тройка» трижды (!) как вторая доминанта и фоновая доминанта) и аналитические способности («единица» дважды как первая доминанта).

 Дефицит трех (!) врожденных доминант личности: «пятерка» (инстанция сознания 5-Душа, альтруизм, служение), «четверка» (инстанция сознания 4-Сердце, управленческие способности) и «двойка» (инстанция бессознательного 2-Рацио, рациональные способности).

В формуле календаря Навального нет «двойки» (инстанция 2-Рацио, по Фрейду — Сверх Я, Суперэго; по Бёрну — Родитель; по Карпману — Спасатель).

Это означает, что у Навального нет склонности к строгому соблюдению правил, договоренностей, традиций, обычаев, проявляется постоянное стремление к изменению законов, традиций, введению новшеств.

Небрежное отношение к деталям, мелочам, игнорирование чувства меры. Нет склонности к рациональной деятельности, к юриспруденции, он не может быть успешным адвокатом.

Сравним врожденные свойства психики Алексея Навального и выдающегося адвоката XIX века Фёдора Плевако (1842-1909).

Фёдор Никифорович Плева́ко, адвокат, юрист, судебный оратор, действительный статский советник, родился 13 (25) апреля 1842 года, расширенная октаналитическая формула календаря 23-Телец/5-32-Тигр.

У Плевако ярко выражены врожденные доминантные творческие способности («тройка» дважды как вторая и первая доминанта) и рациональные способности («двойка» дважды как первая и вторая доминанта).

Врожденные доминантные свойства — альтруизм, служение («пятерка» как фоновая доминанта).

 Дефицит двух врожденных доминант личности: «четверка» (инстанция сознания 4-Сердце, управленческие способности) и «единица» (инстанция сознания 1-Рассудок, аналитические способности).

В формуле календаря Плевако две «двойки». Это означает, что у Плевако ярко выражена врожденная склонность к состоянию Родитель (по Бёрну), рациональной деятельности, в том числе к юриспруденции.

Сознательная деятельность Плевако построена на альтруизме, служении – свойствах инстанции 5-Душа.

А у Навального сознательная деятельность построена на эгоизме, критике – свойствах инстанции 1-Рассудок.

В драматическом треугольнике Карпмана «Преследователь (свойство инстанции 1-Рассудок) – Жертва (свойство инстанции 3-Иррацио) – Спасатель (свойство инстанции 2-Рацио)» у Фёдора Плевако отсутствует состояние Преследователь, поэтому функционируют только состояния Жертва и Спасатель. Психика Плевако настроена на спасение жертвы, оказания реальной помощи человеку.

В драматическом треугольнике Карпмана у Алексея Навального отсутствует состояние Спасатель, а функционируют только состояния Жертва и Преследователь. Психика Навального настроена не на спасение Жертвы, а на социально одобряемую разрушительную деятельность с помощью Преследователя.

Этот факт объясняет ярко выраженную склонность Алексея Навального к темам Жертва и Преследователь.

Октанализ отмечает, что дефицит врожденных доминант личности устойчиво сохраняется всю жизнь и влияет на поведение человека. Поэтому направленность политической и общественной деятельности российского оппозиционера Алексея Навального будет устойчиво сохраняться всю его жизнь.

К группе риска по рождению № 41 октанализ относит оппозиционера Ксению Собчак.

Ксения Анатольевна Собчак, российская теле- и радиоведущая, журналист, общественный деятель, член Координационного совета российской оппозиции, рождена 5 ноября 1981 года, расширенная октаналитическая формула календаря 41-Скорпион/1-41-Петух.

У Собчак ярко выражены врожденные доминантные управленческие способности («четверка» дважды как первая доминанта) и аналитические способности («единица» трижды (!) как вторая и фоновая доминанта).

 Дефицит трех (!) врожденных доминант личности: «пятерка» (инстанция сознания 5-Душа, альтруизм, служение), «тройка» (инстанция бессознательного 3-Иррацио, творческие способности) и «двойка» (инстанция бессознательного 2-Рацио, рациональные способности).

Люди, не знакомые с октанализом, искренне возмущаются скандальным поведением Ксении Собчак.

Они не учитывают тот факт, что скандальное поведение человека зависит, в первую очередь, не от воспитания и жизненного опыта человека, а от дефицита врожденных доминант личности, который устойчиво проявляется на протяжении всей жизни человека.

Для людей со значительным дефицитом врожденных доминант психики скандальное поведение может служить профилактикой психических и поведенческих расстройств.

Проведенный анализ дефицита врожденных доминант личности для представителей российской оппозиции (В. И. Новодворская, Г. К. Каспаров, А. А. Навальный, К. А. Собчак) показывает, что движущим мотивом оппозиционеров служит, как правило, не обостренное чувство патриотизма и стремление к справедливости, а дефицит врожденных доминант их личности.

Список литературы:

  1. Яценко В.И. Октетпсихология и пентапсихология – новые возможности изучения психики человека : Психология и психотехника, 2009, 2, с. 54-66.

Источник: http://euroasia-science.ru/psixologicheskie-nauki/vliyanie-deficita-vrozhdennyx-dominant-psixiki-na-politicheskoe-povedenie-lichnosti/

Пренатальная психология: память плода

Память плода тесно связана с дородовой средой – это ощущения плода и будущего ребёнка, которые начинаются в материнской утробе. Память об этих ощущениях сохраняется на всю жизнь.

До недавнего времени такая идея вызывала скептицизм у психологов, но теперь, с усовершенствованием способов контроля за жизнью и состоянием эмбриона, начала меняться научная парадигма о взаимодействии матери и ребёнка, которое начинается во время беременности и влияет на всё последующее поведение детей.

Современные матери посвящают много времени чтению книг о беременности, слушают классическую музыку, занимаются йогой и медитацией.

Их собственные наблюдения подтверждают, что плод действительно чутко реагирует на все внешние раздражители.

Но, оказывается, ребёнок не только чувствует, но и запоминает полученную информацию и эмоции, формируя и используя в дальнейшем определённую модель поведения в ситуациях своей взрослой жизни.

Беременность и стресс

Известно, что гены – это главное, что предопределяет внешность и здоровье ребёнка, но его внутренние психологические характеристики будут зависеть именно от матери.

Это, так называемая, — программа жизни, которая формируется задолго до рождения.

И хоть мозг плода ещё не умеет обрабатывать информацию и сигналы извне, но беременная мать и её будущий ребенок страдают от негативных внешних условий в равной степени, а восприятие этих сигналов происходит на уровне чувств.

Стресс матери провоцирует выброс гормонов, которые поступают в кровь ребёнка через плацентарный барьер, стрессовая реакция плода, то есть ощущения с ним связанные, проникают в долговременную память и проявляются затем на всех этапах взросления.

С медицинской точки зрения, стресс вызывает сокращение массы плода, снижение иммунитета, провоцирует аллергические заболевания, астму, задержку психического развития.
Ещё более страшные последствия негативной дородовой памяти – высокая склонность к алкоголизму, депрессиям и суициду. Последнее характерно для нежеланных детей.

Нежеланные дети и склонность к саморазрушению

Пренатальная психология объясняет склонность к саморазрушению человека, как ответ на стрессовую ситуацию, которую мать создаёт для ребёнка, если не желает его появления.

У этого механизма много ипостасей, и в основном он проявляется бессознательно: сначала возникает постоянное ощущение тревоги, чувство одиночества и отверженности, затем — трудность в построении отношений, потом уязвимость к постороннему влиянию и дурным привычкам. Всё это объединяется одним чувством: утрата смысла жизни уже в раннем возрасте.

Научные исследования о взаимосвязи негативных мыслей и чувств матери в период беременности и суицидальными наклонностями нежеланных детей ещё не имеют конкретной статистики и доказательств, однако результаты исследования детей, имеющих проблемы адаптации в социуме, а также, так называемых, «сложных» детей показали, что они родились в семье, где матери слишком были заняты собой и своими проблемами, а рождение в семье – первого или последующего ребёнка не только не планировали, но и вообще не хотели его появления на свет.

Нежеланные дети, как правило, имеют психосоматические заболевания и их симптомы (телесные заболевания, провоцируемые психологическими факторами), — головокружения, вегетососудистая дистония, язва желудка, нарушение работы пищеварительного тракта, бронхиальная астма, ишемическая болезнь сердца, эссенциальная гипертензия — гипертоническая болезнь, при которой наблюдается сужение артериальных сосудов из-за повышенной активности биологических механизмов.

Рождаясь, ребёнок также испытывает колоссальный стресс, поэтому важно не терять энергетическую, эмоциональную и духовную связь с ребёнком и после его рождения. Например – кормление грудью. Сознательный отказ от кормления своего ребёнка безо всяких причин увеличивает риск психосоматических заболеваний.

Что такое энергетическая и духовная связь с ребёнком?

Истинное материнство не нуждается в ответе на этот вопрос, а материнская любовь подразумевает выход за пределы мира видимого. Эти знания и чувства одинаковы у женщин в разных уголках мира.

Среди способов пренатального дородового общения матери и ребёнка – и медитация, и Йога-Нидра, и творческая визуализация, и даже восторженное состояние молитвы.Священные тексты создают благоприятные вибрации для матери и плода, поэтому оказывают исключительно положительное влияние.

Кто-то читает Веды и Упанишады, а кто-то просто чувствует трепетное соприкосновение с чудом – с новой жизнью внутри себя, — и та и другая женщина погружаются в духовный мир и становятся ближе к своему будущему ребёнку!

И если ум воспринимает этот мир в довольно ограниченной форме, то подсознание – живо, оно умеет говорить с ребёнком, — пусть пока языке символов, звуков и цветов, на языке чувств, эмоций и образов. И чем прекраснее они будут, тем больше перспектива рождения здорового человека и гармоничной личности.

Не будем говорить о высоких показателях интеллектуального развития, так как это больше зависит от внешних факторов и воспитания, но пренатальная память — память о любви, память о физической защите и психологическом комфорте внутри материнского организма, — это тот источник, из которого человек затем черпает свою собственную любовь, умение заботиться о других, сопереживать, позитивно относиться к жизни, а также сохранять душевную связь с матерью до самого конца её земного пути.

Пренатальная психология – это учение о психическом внутриутробном развитии человека, но зная, что способы дородового общения матери и ребёнка были заложены ещё задолго до возникновения науки — психологии, например, в древних Ведах, мы может говорить о духовном пренатальном общении, в основе которого лежит – психея, — олицетворение человеческой души.

Источник: http://ladydiary.ru/detki/prenatalnaya-psihologiya-pamyat-ploda.html

Ссылка на основную публикацию