Пророк — психология

Психология и Сунна: почему Пророк ﷺ играл с детьми?

Дети нуждаются в воспитании, однако в какой форме оно обычно проходит? Нас, взрослых хлебом не корми, дай лишний раз отчитать своих непоседливых чад за малейший проступок.

А прийти с работы и поиграть со своими детьми в прятки, догонялки, построить гигантский замок из конструктора – нам кажется не рациональным, пустым времяпрепровождением. Тогда как дети растут играя, именно через игру они совершают открытия, меняются, взрослеют, учатся жить в этом непростом мире.

Поэтому родителям, если они хотят, чтобы ребёнок вырос самостоятельным и успешным, очень важно внимательно наблюдать за игрой своего чада, поощрять его старания.

В 3–4 года малыш пытается понять, как устроен мир, познаёт себя и учится активно взаимодействовать со сверстниками. Игра создаёт особую атмосферу доверия между всеми её участниками. В этом момент взрослые оказываются на равных со своими детьми. И могут аккуратно затронуть любые вопросы, которые волнуют их сына или дочь, погасить детскую тревогу, решить конфликты.

В 6-7 лет для подрастающих детей игра – будто психотерапия для взрослых, где они восстанавливают силы. Игра позволяет ребятам испытать победу, почувствовать себя умелым, активным, компетентным. Сшейте вместе одежду для кукол, наберите шишек и палочек для поделок.

Некоторым из нас не хватает фантазии, и мы не можем представить себе игры не из магазина. Но играть можно во что угодно: готовить вместе печенья, собирать букеты из листьев, играть в астрономов, наблюдая ночью за звездами. Найдите то, что нравится вам самим: вспомните, во что любили играть в детстве вы.

Вы до сих пор полагаете, что играть – это не серьёзно, что полезнее позубрить какой-нибудь учебник… Что ж, давайте продолжим!

Чему учат игры?

В игре мы можем научить детей таким важным навыкам как рисование, плавание, кулинария, умение пользоваться разными инструментами и т.п. Воспитать командный дух, честность, уважение к правилам, любознательность, вкус к риску, волю к победе – также помогут игры.

«Организуйте пространство для игры, выделите для неё достаточно времени, заранее определив, когда наступит время обеда или учёбы», – советуют психологи.

Для маленьких детей предпочтительнее игры, в которых участники делают одно общее дело. Детям постарше нравится соревноваться – для мальчишек нет большего удовольствия, чем помериться силой с отцом.

Сейчас разнообразие игрушек в магазинах поражает воображение. Производители развивающих игр обещают родителям фантастические результаты, которых могут достигнуть их дети. Но на самом деле, чтобы расти и развиваться, детям не нужны специальные игрушки – им достаточно того, что их окружает. Всё, что прожито самостоятельно, гораздо лучше развивает ребёнка, чем игры со штампом «развивающие»

«Предложите ребенку простые предметы из повседневной жизни: природные артефакты (шишки, камешки, ракушки), бытовые предметы (ложки, плошки, прищепки). Изучая их, дети будут не спеша развивать абстрактное мышление – сравнивать, анализировать, самостоятельно осваивать цвет, форму, вкус, качество, величину», – советуют педагоги.

Как же выбрать идеальную игрушку?

Всё зависит от возраста ребёнка. Совсем маленьким детям важно, чтобы игрушка была как можно более реалистичной. Например, зайчик, такой же, как на картинке в книжке. Ребёнок только знакомится с миром, и ему важно иметь ориентиры и не запутаться.

К 5-6 годам у детей уже прекрасно развита фантазия, поэтому и игрушки могут становиться менее детализированными. Ребёнку достаточно, что машинка – это нечто на колесиках.

В 7-9 лет им хочется рассматривать, сравнивать, изучать, находить тонкие отличия… Именно в этом возрасте начинается эра наклеек и карточек: их можно коллекционировать, ими интересно обмениваться друг с другом.

Предлагайте ребёнку игры в соответствии с его возрастом, психомоторным и эмоциональным развитием. Не забывайте о главном – чтобы он получал удовольствие.

Пророк Мухаммад ﷺ об отношении к детям

Примечательно, что всё, к чему призывают современные психологи, было известно мусульманам еще тысяча четыреста лет назад. Хадисы Пророка Мухаммада ﷺ рассказывают нам о том, как следует относиться к детям, чтоб воспитать их хорошими людьми.

Посланник Божий ﷺ очень любил детей и часто играл с ними.

Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает: «Однажды люди из числа бедуинов, пришедшие к Пророку ﷺ, спросили: «Так вы целуете своих сыновей?» Им ответили: «Да». Они сказали: «А мы, клянёмся Аллахом, не целуем их».

Услышав это, Посланник Божий ﷺ промолвил: «Что я могу поделать, если Господь лишил ваши сердца милосердия?!»» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Как-то Пророк ﷺ, посадив на одно колено Усаму бин Зайда, а на другое своего внука Хасана, прижал обоих к груди и обратился с молитвой к Аллаху: «Господи! Одари их милостью и счастьем, так как я желаю им добра и удачи!» (имам аль-Бухари).

Посланник Божий ﷺ всегда находил для детей время и заботился о них настолько усердно, насколько это было нужно для их духовного здоровья. Он играл с детьми, старался первым приветствовать их при встрече.

Когда разговаривал с ними, то наклонялся, чтобы при общении смотреть им в глаза. Также Пророк Мухаммад ﷺ советовал: «Дарите детям подарки и дайте им прекрасное образование» (Ибн Маджа).

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Источник: http://www.islam.ru/content/obshestvo/51290

Пророк Мухаммад – наилучший советчик и психолог

  Райа Шокатфард (Raya Shokatfard)

Всякому, кто хочет узнать, какими качествами должен обладать настоящий советчик, не надо ходить далеко – достаточно взглянуть на личность Последнего Пророка Аллаха, Мухаммада (мир ему и благословение), который был превосходным наставником и психологом.

Естественно, такой человек, прежде всего, должен быть примером для окружающих и живым воплощением того, чему он учит.

Премудрый Аллах всегда выбирал Своих Пророков из людей, обладающих наилучшим характером, моральными и духовными качествами. Очевидно, что человеку, обладающему качествами Пророка, дарована огромная мудрость, делающая его превосходным наставником.

Пророк Мухаммад был одним из великих Пророков, обладавших этим даром. Аллах наделил его совершенным характером, одной из черт которого была исключительная способность советовать и наставлять, и эта черта проявлялась во всей его жизни и учении. В Коране Бог описывает Пророка:

 

В Мекке

Несмотря на страшные гонения, каким подвергались мусульмане, Пророк все равно оставался наилучшим советчиком и утешителем. Именно из-за этого качества безжалостные арабы тянулись к нему и под его влиянием становились мягче и сердечнее. Когда они нуждались в совете, он никогда не отказывал.

Есть множество примеров того, каким мудрым советчиком и психологом был Пророк. Однажды к нему пришел молодой человек и спросил, нельзя ли разрешить ему совершить прелюбодеяние. Внимательно выслушав, Посланник задал юноше несколько вопросов:

Ответ Пророка был исполнен добротой и пониманием, и с их помощью он дал понять юноше всю тяжесть его намерений. Все с той же добротой Пророк пояснил, что в исламе мы не делаем таких вещей, а если человеку кажется, что он не в силах терпеть, то должен вознести дуа Аллаху, чтобы Тот помог воздержаться от греха.

Пророк Мухаммад был больше, чем просто проповедником.

Будучи наилучшим из психологов и наставников, он часто отвечал на вопросы людей, уделяя при этом внимание каждому в отдельности, так, что человек ощущал свою значимость и важность своего вопроса.

Он стремился укрепить в них веру, чтобы она вытеснила низкие чувства и помыслы из сердец людей, и впоследствии с помощью крепкой веры во Всевышнего они могли бы преодолевать не только маленькие проблемы, но и серьезные трудности.

Следует отметить, что давая советы и рекомендации другим, Пророк никогда никого не обличал и не критиковал, указывая, что есть харам, а что халяль. Он стремился заронить веру в самое сердце человека, а с нею – естественную способность различать халяль и харам. Таким и должен быть хороший наставник и психолог.

 

Черный камень

Еще до начала пророческой миссии с помощью своей мудрости Мухаммад сумел разрешить серьезную проблему, которая грозила перерасти в кровавое противостояние.

Когда Пророку было 35 лет, жители Мекки занялись перестройкой Каабы, которая пострадала от наводнения и пожара. Когда пришло время вернуть черный камень (хаджар аль-асуад) на прежнее место в восточной стене Каабы, начались споры, кому же достанется такая честь.

Никто не хотел уступать, люди уже были готовы хвататься за оружие, в любую минуту могло начаться кровопролитие. Тогда самый старый из курайшитов Абу Умайя предложил поручить разрешить этот вопрос тому, кто первым войдет в храм через ворота.

Этим человеком оказался Мухаммад, который пользовался среди жителей Мекки репутацией исключительно честного человека (аль-амин). Все возрадовались такому везению и предложили ему рассудить их. Он согласился.

Мухаммад предложил положить черный камень на плащ, а старейшинам каждого рода – взяться за края плаща и так перенести камень на место. Все согласились. После того, как камень поднесли к правой стороне Каабы, Мухаммад взял камень и собственноручно установил его в углу. Все племена были довольны, и строительство могло продолжаться.

 

Преображение Аравийского полуострова

Через 23 года Откровения Аравийский полуостров полностью преобразился.

Если некогда его населяли грубые и невежественные люди, то теперь он стал краем, жители которого были наделены прекрасными качествами, могли с легкостью отдать жизнь друг за друга и за своего предводителя Мухамада.

Разве это было бы возможным, если бы он просто проповедовал полученное откровение? На самом деле, залогом успеха его миссии были личные качества, характер и способ общения.

Пророк не был бы прекрасным советчиком и учителем, если бы сам не учился. Его учителем был Аллах, а он, в свою очередь, учил других. Но его учение не было просто изучением какого-то материала.

Он воплощал то, чему его учил Творец, и это становилось частью его существа. И тогда Пророк учил этому других и увлекал их души красотой послания. Самым важным его инструментом был Коран, и он использовал его для врачевания болящих душ.

Пророк смог установить закон в сердцах и душах, и так построить новый порядок в обществе.

И он бы не одержал эту великую победу, победу, которая повлияла на людей тогда и продолжает влиять по сей день почти на шестую часть населения планеты, если бы не обладал великолепным характером. Итак, не будем же сомневаться в том, что у учителя и советчика должен быть, в первую очередь, образцовый характер.

Поэтапный подход

Кроме того, чтобы совершить серьезный и долговременный сдвиг в сердцах людей, необходим поэтапный подход. Еще раз отметим, что Верховный Учитель пользовался этим методом, чтобы укрепить сердце Своего Пророка, который, в свою очередь, точно так же поступал со своими последователями.

Аллах говорит:

Есть множество примеров того, насколько целесообразен этот подход применительно к людям. И поэтому можно только благоговеть перед мудростью Пророка, с какой он разрешал некоторые ситуации, в которых простые люди были бы бессильны.

 

Мудрость

Рассказывают, что некий бедуин начал мочиться в углу мечети и люди принялись криком прогонять его. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) остановил их, а когда бедуин перестал мочиться, Пророк (мир ему и благословение) велел вылить туда ведро воды (аль-Бухари, Муслим). После этого Пророк мягко объяснил, что мечеть – место богослужения, поэтому должна содержаться в чистоте.

Лучший учебник для ищущего – Коран. Преуспеет тот, кто сделает его учение своей жизнью. Аиша, супруга Пророка Мухаммада, на вопрос о том, каким был Пророк, отвечала:

«Его мировоззрением был Коран. Он был доволен тем, чем был доволен Коран, и ненавидел то, что ненавидел Коран» (удостоверено аль-Албани).

Можно сказать, что таким, как Мухаммад, не сможет стать уже ни один человек, потому что он – последний Пророк и Посланник Аллаха человечеству. Это так, потому что никто никогда не сможет вынести ту ответственность, какую пришлось взять на себя ему.

Однако, как его последователи, мы должны стремиться развивать в себе такие же прекрасные свойства, как у него, и проявлять столь же высокие моральные качества в повседневной жизни, ибо жизнь Пророка была избрана Аллахом для того, чтобы служить учебником самосовершенствования для нас с вами.

И не только мусульмане должны пытаться уподобиться Пророку Мухаммаду характером и нравственностью – всякий, кто искренне интересуется его личностью, оценит его благородный нрав и будет стремиться походить на него.

На протяжении веков ученые пытаются следовать его примеру и учить других так, как это делал он.

Поэтому шейх должен посвящать достаточно времени ответам на вопросы людей после своей речи, так чтобы человек действительно получил ответ на свой вопрос. Именно этот момент, когда наставник находится один на один с верующим, – самая важная часть привлечения людей к исламу, потому что Пророк был не просто проповедником, он был советчиком и психологом. 

Источник: OnIslam

Источник: http://islam.plus/prorok-muhammad/1157-prorok-muhammad-nailuchshiy-sovetchik-i-psiholog

Сам себе пророк

Можно верить или не верить в то, что нам однажды напророчили. Точно одно: отношение к этим пророчествам многое говорит о том, исходя из каких принципов мы строим свою жизнь.

Сколько ни говори, что жить надо в настоящем, человек не может не заглядывать в свое будущее. При этом мы исходим из поставленных целей, оценки реальной ситуации, возможных препятствий и т.д., оценивая на этом основании вероятность успеха.

Можно при вероятности успеха 1 на 12 миллионов сказать: «Кто не рискует, тот не пьет шампанское», купить лотерейный билет и выиграть. Можно даже, как это сделал один американец, поставить снова на эти же числа и снова выиграть, хотя вероятность этого 1 на 15 триллионов.

А можно отказаться от риска в игре «Угадай – в правой или левой руке», где вероятность выигрыша 50 на 50.

Прогнозирование не предрекает, а помогает принимать решения – такие, какие я считаю нужным и могу себе позволить принять. Верно решение или нет – покажет результат.

Читайте также:  Культура страха - психология

Пророчество предсказывает вещи, от человека не зависящие и не намечаемые как цели.

42-летний пациент обратился с жалобами на подавленность, тревогу, бессонницу, боли в области сердца, беспокоящие последние полгода. Все анализы – хоть в учебник вставляй.

Но ему напророчили-нагадали, что он умрет в 43 от сердечного заболевания. Нам понадобилось два месяца, чтобы его симптомы исчезли. Он жив и сегодня.

Одни люди верят Ванге, цыганкам и гаданию на кофейной гуще, другие нет. Одни верящие воспринимают это как прогноз и что-то делают, чтобы обойти угрозу или приблизить счастье, другие сидят и ждут, пока свалится обещанный камень на голову или счастье в руки.

Но человек – существо творческое и может быть сам себе пророком. Самопророчества так или иначе, больше или меньше повторяют друг друга в смысле их эмоциональной окраски.

И есть у них одно неприятное свойство – они часто сбываются. Можно, конечно, оказавшись в предсказанное время в предсказанном казенном доме, погордиться тем, какой я замечательный пророк, но как-то не до радости.

А можно посмотреть, как же это получилось.

Роберт Мертон, который ввел понятие самосбывающегося пророчества в 1948 году, говорит, что это «ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность».

А еще до этого Зигмунд Фрейд заметил, что, если человек морщится, глядя на вас, вовсе не обязательно, что вы ему не нравитесь – может быть, у него просто болит живот.

Как не обязательно и то, что улыбнувшаяся в сторону мужчины девушка заигрывает с ним – может быть, он в ее глазах малость смешон или она чему-то своему улыбнулась.

Но если я решу, что поморщившийся хотел выразить свою неприязнь, то могу повести себя так, что он меня возненавидит. А решу, что девушка не просто так улыбнулась, – и она может оказаться моей женой.

Мы часто видим так называемую объективную ситуацию не объективно, а через самые разные призмы: настроения, своего жизненного опыта, характера, принятых в нашей культуре стандартов и так далее. И реакция на такие картинки может сделать их реальностью, плохой или хорошей – уже другое дело. Другими словами, мы в изрядной мере сами творим жизнь, которую живем.

Молодой мужчина за три года сменил пять работ и ищет шестую. Любит свою профессию, не помешан на деньгах, но его отовсюду «выживают завистники».

Единственный сын родителей – «простых рабочих», положивших жизни на то, чтобы выучить его и «вывести в люди», всегда гордившихся им и тщательно оберегавших от ожидаемой агрессии завистников.

То, что он рассказывает о своих отношениях на работе, выглядит точным слепком отношения родителей к нему. Но у нас уходит пара месяцев на то, чтобы он смог осознать это.

Если жизнь «не задается», имеет смысл посмотреть, не участвует ли в этом сценарии самосбывающееся пророчество. И попытаться понять, как же это я так сам себе лапшу на уши навешиваю, что вступаю в отношения не с самой реальностью, а с ее отражением в кривом зеркале моих проблем, страхов, комплексов и получаю на выходе как раз то, чего меньше всего хочу.

Источник: http://www.psychologies.ru/observers/kagan-viktor/sam-sebe-prorok/

Читать онлайн «Психология пророчества», автора Цветков Эрнест Анатольевич

1

Эрнест Цветков

и

2

моделирование судьбы

.

3

Содержание

Эрнест Цветков и его наука радости. Предисловие – от издательства

Предисловие – от автора

Раздел I. Введение в судьбоанализ

1.

Невроз судьбы

2.

«Призраки», «Склепы»

3.

Бабочка взмахнула крыльями, и обрушился ураган

4.

«Я – это, прежде всего, Другой»

5.

Без Другого себя полюбить невозможно

6.

Судьба навязанная и судьба выбранная

7.

Парадкос любви

8.

Жизнь как самоактуализирующееся пророчество

Раздел 2. Голос Логоса, или анатомия пророчества

1. Жизнь как самоактуализирующееся пророчество

2. Жизнь есть текст

3. Случай с печальным человеком

4. Осевые тезисы психограмматики

5. Слово как формула

6. Психическая организация слова

7. ДИСК

8. Практика показывает

9. Психоактивный словарь

Раздел 3. Характер судьбы и судьба характера

1. Введение в характерологию

2. Модель судьбы 4-8-16

3. Комбинаторика. Модель 8

4. Лучи любви и базовые эмоции

5. Контуры антропогенных архетипов

6. Контуры антропогенных архетипов. Описание

7. Контуры тетраграмм

8. Отношения

Раздел 4. Вербигенация, или практика самоактуализирующихся

пророчеств

1. Речь есть пророчество

2. Праксис самоактуализирующегося пророчества

3. Определение базисного «Я-Центра»

4. Составление вербаты. Техника вербигенации.

5. Список семантических кодов

6. Конструирование вербаты

Раздел 5. Приложения

Приложение 1. Две медитативные разминки перед процессом

вербигенации

Приложение 2. Основы фоносемантики

Приложение 3. Имя и планетарные архетипы

Послесловие – от автора

Тренинг как практическая философия

О студии

4

Предисловие – от автора

Уважаемый читатель!

Вы держите в руках эту книгу, и я искренне рад новой встрече с вами.

Вероятно, вы уже знакомы с моими работами, а, может быть, впервые

соприкасаетесь с ними. Но не это важно. Важно то, что вы открыли эти

страницы, и, следовательно, вы – человек мыслящий, сомневающийся, настойчиво

стремящийся изменить что-либо в своей жизни. И все, что вы задумали, что пока

не получается, из-за чего не спится по ночам – все может стать вашей, и

только вашей реальностью, я уверен.

Уверенность моя – не пустые слова. Вы можете возразить: легко говорить

специалисту с многолетней психотерапевтической и исследовательской практикой,

но я-то не такой, мне-то сейчас очень (или не очень) трудно, я не умею и не

стану заниматься духовными практиками, я слабый человек, неудачник и вообще…

Ну что, я угадал ваши мысли? Поверьте, я сам немало лет провел в пустоте и

сомнениях. Казалось, я обладаю могущественным Знанием, и вот сейчас… еще

чуть-чуть… еще какими-то навыками овладею – и… Вперед, к сияющим высотам! И

тогда уже – чего я только не достигну! Каким я только не стану! Я всех научу…

всем помогу… отвечу на все вопросы! И вообще!.. Но Судьба – или Высшая Сила

— отучила меня от подобного самолюбования, и, поверьте, действенно и жестко.

Я очень хорошо помню эти блуждания в потемках псевдознаний. Я так же

грустил и очаровывался химерами, так же печалился по дурацким поводам и

собственными словами – словами, не поступками! – разрушал свою жизнь, и не

только свою. Я так же сомневался и считал себя прозорливцем… И сегодня все

эти состояния мне не чужды. Я обычный грешный человек, и хорошо знаю, как

сложно учиться (учить себя) думать или реагировать по-иному, как невозможно

поступать вопреки усвоенному за всю жизнь. Кажется, что работа над самим

собой архитрудна и нереальна, что все чужие советы – полная чушь и

абстракция. Но, пожалуй, мне удалось

по-настоящему постичь одну очень простую истину: я все могу изменить в

своей судьбе, если действительно хочу этого. Пусть я не умею – помощь

появится; пусть не знаю ничего – из мутного информационного потока ко мне

придут необходимые слова; пусть я одинок – люди, способные поддержать и верно

направить меня, обязательно приблизятся.

На постижение этой истины у меня ушло немало лет. И сегодня я могу

сказать, что обладаю некоторыми знаниями и навыками, способными помочь

каждому, кто не хочет склонять голову (или опускать руки?) пред ударами

судьбы, кто выбирает движение и развитие, а не биологическое прозябание на

Земле. Я покажу, куда вы идете и чего способны достичь, если вы готовы к

пути. Ну, а выбор направления – за вами!

Эта книга – о судьбе и пророчествах. Конкретнее – о том, как смоделировать

свою судьбу и научиться технике самоактуализирующихся пророчеств, или

.

Слово происходит от латаинского verbi-gena, буквально

означающего – «рожденный словом». И, по сути своей, все, что случается в

нашей жизни, все, что в ней происходит – есть вербигенация, поскольку, именно

словами мы творим жизнь, и любое ее событие, если приглядеться

повнимательнее, рождается из наших слов. Взаимосвязь слов и судьбы я уже

рассматривал в своих книгах «Режиссура судьбы» и «Психоактивный словарь».

Здесь же мы изучим одну осевую тему, посвященную вопросу о том, как научиться

с помощью простых и обычных слов сотворять реальнос ть, в которой мы хотим

жить и быть.

. Здесь мы изучаем

механизмы передачи родовой информации от предков к потомкам, причем не

столько генетической, сколько – то есть не связанной с

непосредственными биологическими влияниями, но обусловленной воздействиями

более тонкого, метафизического порядка. Этот порядок оказывается более мощным

и действенным, нежели связанный с генетикой.

Чтобы в этом убедиться, вспомним известный эксперимент.

В 70-х годах двадцатого века американский ученый Киллман обнаружил ген,

вызывающий у мышей прожорливость и ожирение. Ген был назван «ОБ». Дальнейшие

исследования человеческого организма выявили у людей с избыточным весом

наличие гена «ОБ» и его аналога, получившего название «АБ». Оба этих «гена

ожирения» вызывают нарушение липидного (жирового) обмена путем вызывания сбоя

в работе гормона лептина, регулирующего и контролирующего чувство насыщения.

Двадцать лет спустя Джефри Фридман разработал способ влияния на ген

ожирения и перепрограммирования его – путем введения блокирующих его

деятельность, препаратов. Эксперименты прошли блестяще и дали превосходные

результаты. Поговаривали о триумфе генной инженерии, а сам Фридман готовился

к нобелевской премии.

Однако, вскоре большая часть «излеченных» начала возвращаться к прошлым

пищевым привычкам и стремительно набирать вес.

Тогда поступили более радикально – участки с геном ОБ просто удалили. И

что же? Функцию удаленного гена взяли на себя другие гены. История

повторилась.

Сработала буквально , она же программа.

По всей очевидности (можно было бы сказать – по всей вероятности, но

вероятностей уже накопилось столько, что они стали очевидными

закономерностями), основным механизмом жизни и являются, как раз,

Источник: https://knigogid.ru/books/219802-psihologiya-prorochestva/toread

Арабская империя. Литература. Смысл жизни

Во второй части своей книги История арабской цивилизации (перевод которой в своей трактовке я представляю вам на сайте) Г.

Лебон раскрывает читателю о том, как зарождалась арабская цивилизация, как Пророк Мухаммед пришел к осознанию своей миссии на земле и как он постепенно завоевывал сердца все новых приверженцев своей веры.

Описывается священная книга Коран в сравнении с религиозными книгами других народов. Повествуется о завоеваниях арабов и распространении их влияния среди завоеванных ими народов.

Страны, на которые так или иначе оказали влияние арабы и их цивилизация

Книга Вторая Истории арабской цивилизации Г.Лебона:

Глава I    

Мухаммед. Зарождение арабской империи

Как воспитывался Мухаммед. Его путешествия в Сирию. Его хорошая репутация. Его брак.

— Юность Мухаммеда

Видения Мухаммеда в возрасте сорока лет. Он рассказывает о своей миссии своим родителям и друзьям. Незначительный успех его первых проповедей на протяжении десяти лет. Преследования, которым он подвергался. Необходимость бегства в Медину.

— Миссия Мухаммеда

— Проповеди Мухаммеда

— Арабское летоисчисление

Начало успехов Мухаммеда. Его влияние растет с каждым днем. Первые вооруженные сражения. Мухаммед завладевает Меккой. Его попытки распространить свою доктрину по всей Аравии. Его послание королю Персов. Последние мгновения жизни Мухаммеда.

— Религия Мухаммеда

— Мухаммед в Мекке

— Послания Мухаммеда

— Смерть Пророка

  1. Характер и жизнь Мухаммеда

Психология Мухаммеда согласно данным, предоставленным арабскими хроникерами. Его слабость к женскому полу. Творимые им чудеса. Умственные способности Мухаммеда. Его галлюцинации. Величие результатов, достигнутых Пророком Мухаммедом в течение жизни.

— Личность Мухаммеда

— Характер Пророка

— Жены пророка

— Чудеса пророка Мухаммеда

— Истоки ислама

— Значение Мухаммеда

Глава II

    Коран

  1. Краткое содержание Корана

Как был составлен Коран. Его окончательная редакция. Сходство Корана с иудейскими и христианскими книгами.

Его недостаточность по отношению к религиозным книгам Индии. Различные отрывки из Корана. Определение Бога. Сотворение мира. Грехопадение первых людей. Ад и Рай.

Крайняя терпимость Корана по отношению к евреям и христианам. Мнимый фатализм Корана.

— Книга Коран

— Суть Корана

— Суры Корана

— Ад и рай в Коране

— Мухаммед о других религиях

  1. Философия Корана. Его распространение в мире

Абсолютный монотеизм Корана. Из этого крайнего монотеизма проистекает предельная простота религии Мухаммеда. Ее простота и отсутствие загадок делают ее доступной для всяких разумных существ. Ясность доктрин Корана, его дух милосердия и справедливости во многом способствовали его быстрому распространению по всему миру.

Важность политического и просветительского влияния Корана. Он пережил цивилизацию, созданную под его влиянием. Ислам по-прежнему является одной из наиболее распространенных религий на поверхности земного шара. Связи, налаженные между разными народами, благодаря Корану.

Заблуждения историков относительно причин прогрессивного распространения Корана в мире.

— Философия Корана

— Польза Корана

— Изучение Корана

— Религиозная терпимость

— Фатализм

Глава III

Завоевания арабов

Состояние Восточной Империи и персидской империи. Состояние Европы. Причины, которые облегчили завоевания арабам. Могущество нового идеала, созданного Мухаммедом. Как арабы обрели военные навыки, которых им не доставало.

— Когда Мухаммед умер

— Влияние идеала

  1. Характер завоеваний арабов
Читайте также:  Партнерский брак по женскому типу - психология

Политическая ловкость первых последователей Мухаммеда. Их терпимость. Сдержанность условий, которые они налагали на подчиненные народы. Их уважение к вероисповеданию, законам и обычаям завоеванных народов.

Их правило никогда не навязывать Коран силой. Правление Омара в Иерусалиме. Величие просветительского влияния, оказанного арабами.

Их религия и язык, которые так никогда и не были искоренены в странах, где они их ввели.

— Сражения арабов

— Арабские завоеватели

— Цивилизация арабов

  1. Первые последователи Мухаммеда

Состояние Аравии в момент смерти Мухаммеда. Очень большие трудности, с которыми столкнулись его последователи. Простота и строгость первых халифов. Принципы равенства, которые они сначала поддерживали между всеми арабами. Начало великих завоеваний арабов.

— Преемники Мухаммеда

— Абу Бакр

— Халиф Умар

  1. Изложение истории завоеваний арабов

Их завоевания во время первых веков хиджры. Период упорядочения. Период дислокации, а затем упадка. Нашествие монголов. Народы, которые низвергают арабов, ассимилируют их религию и язык, пытаясь продолжать тем самым их цивилизацию.

— Арабский халифат

— Арабская империя

— Арабский мир

— Войны мусульман с христианами

— Достижения арабской цивилизации

Источник: http://alinec.ru/novel-content/istoki-arabskoj-civilizacii.html

Самореализующееся пророчество (эффект розенталя)

Самореализующееся пророчество (эффект розенталя)

Самореализующееся пророчество — это предсказание, которое влияет на реальность таким образом, что в итоге оказывается верным. Убеждённость  в чём-либо влияет на поведение людей и на ситуацию в целом так, что становится реальностью.

Объясняется это тем, что убеждённость, ожидания человека во многом определяют характер его действий и интерпретацию действий окружающих.

 Эффект Розенталя работает в различных сферах жизни: в быту, на работе, в процессе обучения.

Если ребенка постоянно называть «недотёпой», то он им непременно станет.

Если Вы считаете своего супруга неудачником, то он будет неудачником.

Если муж ревнует жену, то очень часто она начинает ему в конце концов изменять, даже если этого у неё и в мыслях не было.

Важно не то, как ведут себя люди, а то, чего от них ждут.

Концепцию самоисполняющихся пророчеств (англ.

«self-fulfilling prophecy») предложил в 1948 социолог Роберт Мертон: «Самосбывающееся пророчество это изначально ложное определение ситуации, порождающее новое поведение, которое приводит к тому, что ложная концепция оказывается правдивой, и в результате ошибка становится правилом. При этом «пророк» в качестве доказательства своей правоты опирается на цепь реальных событий. Таковы парадоксы социальной логики». 

Эффект Розенталя может быть как со знаком плюс, так и со знаком минус: если ты ждёшь от жизни или от человека плохого — они эти твои ожидания скорее всего оправдают. И, наоборот, если ты ждёшь от жизни и человека только хорошего — они так и будут с тобой поступать!

Часто девушки убеждены, что «все мужики — сво…» И тем самым подсознательно ожидают от мужчин определённого поведения, неосознанно подталкивают их к нему и своей манерой поведения, и жестами, и словами. Женщина проецирует свои ожидания на мужчин, и те ведут себя с ней согласно её ожиданиям.

Человек, убеждённый в верности той или иной информации, непроизвольно ведёт себя таким образом, что она получает подтверждение:

* у меня имеются некие ожидания по отношению к человеку

* я проявляю эти ожидания через прямые или косвенные действия – «сигналы»

* человек воспринимает эти сигналы и подстраивает под них своё поведение

* мои первоначальные ожидания подтверждаются

* и постепенно закрепляются по мере получения новых подтверждений!

Так образуется замкнутый круг самореализующегося пророчества.

Этот феномен был подтвержден многими экспериментами. Вот лишь два из них.

ОПЫТ 1: ЛЮБИМЧИКИ УЧИТЕЛЕЙ

В апреле 1968 г. вышла в свет книга Роберта Розенталя и Леноры Якобсон «Пигмалион в школьном классе». Розенталь и Якобсон провели исследование в начальной школе, расположенной в одном из рабочих районов Сан-Франциско. В качестве испытуемых были отобраны по три учителя в каждой из шести параллелей. Эксперимент состоял в следующем.

В начале учебного года было проведено тестирование учащихся с целью определения их IQ. Результаты были доведены до сведения учителей: им объяснили, что тесты предназначены для выявления учащихся, у которых в течение предстоящего учебного года должен наблюдаться скачок интеллектуального развития.

Специфика эксперимента состояла в том, что педагогам сообщались фиктивные результаты. В каждом из восемнадцати классов было произвольно отобрано по несколько школьников, которым предстояло играть роль потенциальных интеллектуальных «звёзд».

Учителей поставили в известность, что эти дети, по данным тестирования, должны вскоре проявить незаурядный познавательный прогресс. Учителя удивились, но спорить не стали.

В конце учебного года они удивились ещё больше: как показало измерение IQ, у этих детей по сравнению с одноклассниками интеллектуальные возможности в среднем существенно повысились. Причем речь шла не об академической успеваемости, а об IQ, показателе объективном. Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся.

Не все ученики повысили свою успеваемость, но большинство из них действительно стали получать более высокие баллы, что свидетельствует о том, что это не было случайным совпадением, а закономерностью работы закона самосбывающегося пророчества.

Школьные учителя, поверившие в высокий интеллектуальный потенциал этих учеников, вольно или невольно передали им свои ожидания, а те, в свою очередь, оправдали надежды учителей и достигли значительных результатов. Выходит, когда учителя ожидают от ученика отличных знаний, то тот скорее всего их продемонстрирует. И наоборот.

За учителями велось видеонаблюдение. И на кадрах было видно, что «умниц» и «умников» преподаватели поощряли едва уловимыми способами: чаще им улыбались, более одобрительно реагировали на их ответы. В свою очередь и дети показывали чудеса учёбы: с большим удовольствием ходили в школу и работали старательно.

Впоследствии эксперимент был опробован в разных школах и странах мира, и в большинстве случаев (правда, не всегда), он давал положительный результат.

ОПЫТ 2: ЗЕРКАЛЬНАЯ СИМПАТИЯ

Американские психоаналитики Ребекка Кёртис и Ким Миллер разделили на две пары четырёх ранее незнакомых друг с другом добровольных участников эксперимента.

Каждому испытуемому из первой пары «по секрету» сообщили, что партнер ему симпатизирует. А во второй паре каждого предупредили, что партнер его не выносит. В итоге испытуемые в первой паре всерьез понравились друг другу.

А настроенные против друг друга во второй паре, наоборот, по мере общения все более отчуждались.

Поведение испытуемых вызывало ответное поведение партнеров. Они вели себя «зеркально».

Таким образом, многочисленные эксперименты убедительно доказали: мы получаем то, во что верим, и сегодня тот факт, что самореализующиеся пророчества имеют место быть, не вызывает уже никаких  сомнений.

Следите за своим поведением Произносите чаще такие волшебные фразы:

«Я слышал от многих, что вы добрый и отзывчивый человек и не откажете мне в помощи»,

«Я уверен в вашем высоком профессионализме»,

«Не сомневаюсь, Вы выполните условия контракта в указанные сроки»,

«Я вам доверяю»».

И люди будут стремиться оправдать Ваши ожидания.

Однако самореализующиеся пророчества срабатывают не всегда

Во-первых, развитие ситуации должно зависеть только от самих людей. То есть это замечательно работает в сфере межличностных отношений, но никак не там, где в дело вмешиваются силы природы.

Во-вторых, механизм это неосознаваемый, то есть самому себе заказать такое «самореализующееся пророчество» практически невозможно, потому что оно касается таких тонких внутренних материй, как убеждения, ожидания, установки.

Они очень долго формируются и очень трудно меняются, особенно с возрастом.

Зато другой человек вполне может «заронить» у Вас в голове какое-либо устойчивое представление (сродни предсказаниям гадалок), которое, особенно при условии Вашей высокой внушаемости, со временем может превратиться во внутреннее убеждение и начать управлять Вашим поведением.

Неизбежны ли самореализующиеся пророчества?

К счастью, нет.

Исполняются они с наибольшей вероятностью при наличии 2 условий:

1) если ошибочных ожиданий придерживаются люди, которые контролируют ситуацию,  от которых эта ситуация во многом зависит;

2) если те, к кому эти ожидания относятся, считаются с мнением первых.

Начальник, связывающий свои позитивные ожидания с определенным сотрудником;

Врач, уверенный в том, что его пациент поправится, –

их уверенность и позитивный настрой создают особую атмосферу, в которой вера в себя у сотрудника или пациента растет и успехи не заставляют себя ждать.

Мужчины, более чем женщины, склонны формировать самоисполняющиеся пророчества, возможно потому, что они в целом подготовлены воспитанием к тому, чтобы стремиться контролировать ситуацию.

Женщины чаще становятся жертвами самоисполняющихся пророчеств, возможно потому, что они в целом воспитываются более мягкими, сговорчивыми и внимательными к мнению других.

Полезные в случае, если они правильны, ожидания могут принести вред, когда они ложны. Потому что они не только заставляют нас неверно судить о людях (ведь не все же мужчины – «сво…»!), но также ограничивают возможности людей и становятся причиной того, что они сами создают себе ту реальность, которой больше всего боятся.

Источник: http://piliugina.ru/samorealizuyushheesya-prorochestvo-effekt-rozentalya/

Юрий Максимов. Почему христиане не считают Мухаммеда пророком. Часть 2 / Православие.Ru

Почему христиане не считают Мухаммеда пророком. Часть 1

Выше мы назвали несколько весьма веских причин, по которым христиане не могут считать Мухаммеда истинным пророком Божиим: во-первых, в Божественном замысле спасения Мухаммед как пророк – фигура лишняя; во-вторых, он учит противоположно тому, чему учит Спаситель; в-третьих, нет никаких объективных доказательств избранности Мухаммеда на пророчествование.

В-четвертых, Мухаммед, каким он известен по мусульманским сказаниям, не соответствует нравственному образу пророка, каким его рисует Священное Писание.

Мухаммед корыстен. И это прежде всего отличает его от истинного пророка. Все истинные пророки бескорыстны, это не просто личная черта характера каждого из них, но свидетельство того, что тот, кто действительно имеет связь с Вседержителем, не может зависеть от смертных людей.

Пророк Елисей силою Божией исцелил Неемана от проказы и возвратился к человеку Божию он и все сопровождавшие его, и пришел, и стал пред ним, и сказал: вот, я узнал, что на всей земле нет Бога, как только у Израиля; итак прими дар от раба твоего. И сказал он: жив Господь, пред лицем Которого стою! не приму.

И тот принуждал его взять, но он не согласился (4 Цар 5: 15–16). А когда пророк узнал, что Гиезий, слуга его, догнал Неемана и от его имени выпросил денег и одежды и скрыл это у себя дома, то сказал: Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек.

И вышел он от него белый от проказы, как снег (4 Цар 5: 27).

У пророка Валаама лишь появился помысел пойти к Валаку ради личной выгоды, и уже это явилось тягчайшим грехом пред Богом, в котором пророк раскаялся (Числ 22–24), но все равно был убит (см.: Числ 31: 8) и стал символом погибельного корыстолюбия (см.: Иуд 1: 11). Это момент принципиальный.

А в Коране христианин видит сплошную корысть «пророка». Ни один пророк Божий не изрекал таких «откровений», как, например, такое: а мне причитается пятая доля всей добычи (см.: Коран 8: 42), или: а мне вот позволено неограниченное количество жен (см.

: Коран 4: 3) или: а мне позволено жениться на жене приемного сына (см.: Коран 33: 36–51), или: захваченое у врага недвижимое имущество все переходит в мое распоряжение (см.: Коран 59: 7), или: мне Бог позволил не соблюдать клятвы, данные женам (см.

: Коран 66: 1–2), а еще позволил самому устанавливать очередность их посещения (см.: Коран 33: 51) и т.д.

Задумайтесь: в Библии перечисляются несколько десятков пророков, а именно: Моисей, Аарон, Самуил, Давид, Гад, Нафан, Самей, Ахия, Иуй, Адда, Илия, Одед, Елисей, Михей, Иона, Исаия, Иеремия, Варух, Иезекииль, Аггей, Захария, Даниил, Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Наум, Аввакум, Софония, Малахия, Иоанн Креститель. Многие из них оставили записанные ими книги с откровениями, о жизни и откровениях других сообщают библейские исторические книги – и ни один из подлинных пророков Божиих ни разу не изрекал подобного. Более того, как мы уже показали, и малая корысть, даже в мыслях, считалась тягчайшим грехом.

И корысть, увы, не единственное, что отличает Мохаммеда от библейских пророков.

Ни один из них не брал себе в жены девятилетнюю девочку, как Мухаммед – Айшу; ни один не подвергал пленных пыткам, как Мухаммед – Кинана; ни один не насиловал женщин, захваченных во время боя, как Мухаммед – иудейку Райхану; ни один не заставлял признавать себя пророком под угрозой смерти; ни один не посылал наемных убийц, чтобы под покровом ночи расправиться с оппонентами, как Мухаммед – с Каабом ибн Ашрафом, Асмой бинт Марван, Абу Афаком, ал-Харисом ибн Сувайдом, Умм Кирфой и Абу Рафии; ни один не занимался грабежом, как Мухаммед, нападавший на караваны; ни один не считал возможным нарушать данные им клятвы.

Как видим, отличие Мухаммеда по мусульманским же рассказам от истинных пророков Божиих весьма существенное.

Наконец, главное отличие Мухаммеда от истинных пророков Божиих: он был не способен творить чудеса. Ему многократно арабы-язычники говорили: сотвори чудо – и мы поверим в тебя. Однако Мухаммед все время отговаривался тем, что творить чудеса может только Аллах, а сам он всего лишь «увещеватель».

Вот пример из «Сирата» Ибн Хишама, когда курайшиты просили хоть каким-либо знамением подтвердить его пророческие притязания: «Они сказали: Попроси своего Господа, чтобы он послал вместе с тобой ангела, который подтвердит твои слова и защитит тебя… Тогда мы убедились бы в твоем высоком положении при Господе твоем».

Читайте также:  Обидчивость - психология

И Мухаммед ответил им: «Я этого не сделаю… Господь не посылал меня к вам за этим. Аллах послал меня вестником и увещевателем». Они сказали: «В таком случае, опускай на нас небо кусками! Как ты утверждал, Господь твой, если захочет, сделает это. Мы не поверим в тебя, пока не сделаешь».

Мухаммед ответил: «Это уже дело Аллаха. Если он захочет сделать это с вами, сделает».

Они сказали: «О Мухаммед! Разве не знал твой Господь, что мы будем сидеть с тобой и спросим тебя о том, о чем спросили, и потребуем то, что потребовали? Пусть бы пришел к тебе и научил, как отвечать на наши расcпросы, как поступить с нами, если не примем то, что ты принес?».

И в Коране об этом ясно сказано: «Те, которые не уверовали, говорят: “Почему ему не ниспослано знамение от его Господа? Но, воистину, ты – всего лишь увещеватель”» (Коран 13: 7); «И сказали они: “Не поверим мы тебе, пока ты не изведешь нам из земли источника, или будет у тебя сад с пальмами и виноградом… или спустишь на нас небо, как говоришь, кусками, или придешь с Аллахом и ангелами пред нами, или будет у тебя дом из золотых украшений, или ты поднимаешься на небо… Скажи: «Хвала Господу моему! Разве я только не человек-посланник?»”» (Коран 17: 90–93). Будь Мухаммед действительно чудотворцем, будь все легенды о чудесах, описанных в позднейших мусульманских преданиях, действительно верны, ему не составило бы труда ответить на эти вопросы. Но в каком бы месте Корана ни задавался Мухаммеду вопрос, может ли он повторить чудеса предыдущих пророков, ответ был всегда неизменен – нет.

Впрочем, даже если и происходили те чудеса, которые приписаны Мухаммеду в мусульманском предании (а они, как правило, все происходили только при «своих»), то сама невозможность для него сотворить чудо именно тогда, когда этого просили как знака подтверждения, что он действительно от истинного Бога, весьма симптоматична. Пророки Вааловы, которые вышли состязаться с пророком Илией, в другое время тоже могли творить чудеса магической силой – этим объясняется то, сколь уверенно они пошли на состязание. Но как только вопрос встал об истинном Боге, они оказались бессильны (см.: 3 Цар 18).

Следующее принципиальное отличие – форма призвания к пророчествованию. Для библейских пророков совершенно немыслимо то, что рассказывается о Мухаммеде: ночью ему явился некто страшный и без предисловий начал мучить его, заставляя читать, притом что Мухаммед, как уверяют мусульмане, был неграмотным.

Вот как это описывается: «Когда наступил этот месяц… посланник Аллаха отправился к горе Хира… Когда наступила ночь… принес ему Джибрил веление Аллаха.

Посланник Аллаха рассказывал: “Явился мне Джибрил, когда я спал, с парчовым покрывалом, в которое была завернута какая-то книга и сказал: «Читай!» Я ответил: «Я не умею читать». Тогда он стал душить меня этим покрывалом, так что я подумал, что пришла смерть.

Потом он отпустил меня и сказал: «Читай!» Я ответил: «Я не умею читать». Он опять стал душить меня им, и я подумал, что умираю. Потом он отпустил меня и сказал:»Читай!» Я ответил: «Что читать?», желая только избавиться от него, чтобы он не стал опять делать со мной то же, что раньше.

Тогда он сказал: «Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! Ведь Господь твой щедрейший, который научил тростинкой для письма человека тому, чего тот не знал»”» (Коран 96: 1–5).

После этого душитель исчез, а Мухаммеда охватило такое отчаяние, что он решил покончить жизнь самоубийством.

Но когда уже собирался спрыгнуть с горы, он снова увидел того же духа, испугался и в страхе прибежал домой, где рассказал о видении своей жене Хадидже, сказав: «О Хадиджа! Во имя Аллаха, я никогда ничего так не ненавидел, как идолов и предсказателей, и я боюсь, что сам должен стать предсказателем… О Хадиджа! Я слышал звук и видел свет, и я боюсь, что сошел с ума» (Ибн Саад. Табакат. Т. 1. С. 225).

Та отправилась к своему двоюродному брату-христианину Вараке, и он истолковал видение в том смысле, что это было явление архангела Гавриила, который якобы являлся всем пророкам, и что Мухаммед также, следовательно, является пророком единого Бога.

Ни одного истинного пророка ни Бог, ни ангел не мучили и не пытали, заставляя подчиниться призванию. Ни у кого Бог не ломает воли. Напротив.

Вот Моисей, подойдя к горящему кусту, слышит голос Божий, и Господь, во-первых, представляется: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх 3: 3), а после этого предлагает: Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх 3: 6).

Моисей поначалу не решается: Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых? (Исх 3: 8). Но Бог не начинает его душить, как некто Мухаммеда, а убеждает словесно, поддерживает: Я буду с тобою, и вот тебе знамение (Исх 3: 11). И Моисей, убежденный и укрепленный Богом, решает вступить на пророческий путь.

Вот призвание Иеремии. Первым делом Господь ему объявляет, кто Он: Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя (Иер 1: 5) и после объявляет о пророческом служении.

И пророк Иеремия также сначала сомневается в своих силах: О, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод (Иер 1: 6). Но и здесь любящий Господь не начинает его мучить и пытать, а убеждает и ободряет словесно: Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь.

И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои (Иер 1: 8–9).

А пророку Иезекиилю было явлено само видение Божией славы, так что он со смирением пал на лице свое.

И что же сказал ему Господь? В те времена, когда даже перед земными царями простолюдинам не дозволялось говорить стоя, Бог объявляет: Сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою (Иез 2: 1), и снова убеждает и укрепляет словесно: Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным… А ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся речей их… слушай, что Я буду говорить тебе; не будь упрям, как этот мятежный дом; открой уста твои и съешь, что Я дам тебе (Иез 2: 3, 6). И затем пророку дается небесный свиток, и я съел, и было в устах моих сладко, как мед (Иез 3: 3).

Также и пророку Исаие было видение: В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном… И сказал я: горе мне! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.

Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен (Ис 6: 1, 5–7).

Заметьте, пророк не сообщает ни о какой боли от прикосновения очищающего небесного огня, ибо огонь этот не причиняет боли, как и чудесный благодатный огонь, сходящий каждый год на Гробе Господнем в Иерусалиме, как и небесный свиток пророка Иезекииля оказался сладок, как мед.

Еще важнее то, что ни Бог, ни серафим не заставляют Исаию становиться пророком, не навязывают свою волю и не ломают насилием волю пророка – все происходит совсем наоборот: И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Ис 6: 8).

Некоторые мусульманские полемисты, дабы оправдать Мухаммеда, ссылаются на эпизод борьбы с Богом праведного Иакова, а также на то, что, якобы «Бог силой заставил упорствовавшего пророка Иону принять откровение свыше и сообщить его жителям Ниневии: Он воздвиг бурю на море и повелел киту проглотить его».

Но говорить это может лишь тот, кто не знает либо сознательно искажает текст Священного Писания. Ибо Бог является Иакову не для того, чтобы призвать его к пророчествованию: И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари (Быт 32: 24). Ясно видно, что Бог ничего не требует от него и не заставляет принять Свою волю.

Но еще важнее то, что состязание Иакова с Богом закончилось прямо противоположно тому, чем закончилось состязание духа с Мухаммедом, – победил Иаков: И, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.

И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт 32: 25–28).

Здесь вполне уместно спросить: кто сильнее – Бог или человек? Разумеется, Бог. Тогда почему победил Иаков? Разумеется, только потому, что этого пожелал Бог.

Святые отцы Православной Церкви приводили этот текст как пример отношения Бога к человеческой свободе. Он, признавая Свой дар – свободу человека, не ломает ее, а уступает ей.

Итак, пример Иакова, напротив, доказывает, что тот, кто явился Мухаммеду в пещере, был не от Бога Иакова.

Что же касается пророка Ионы, то мусульманские апологеты путают читателя. Господь послал кита проглотить Иону не как наказание или муку, а как спасение ему, когда моряки бросили за борт пророка во время шторма: И взяли Иону и бросили его в море… И повелел Господь большому киту поглотить Иону (Ион 1: 15, 2: 1). Это во-первых.

А во-вторых, утверждения о том, что при этом у пророка во чреве кита «условия для свободного выбора и размышления были не слишком комфортны» являются собственными домыслами мусульман. Нигде в книге пророка Ионы о каких-либо «некомфортных условиях» не сказано.

Само нахождение Ионы во чреве кита было чудом, которое, кстати, признается и Кораном, а в условиях чуда, как мы понимаем, для Бога не сложно было сделать пребывание для пророка во чреве кита не менее, а то и более комфортным по сравнению с нашим.

Вся вторая глава книги пророка Ионы посвящена его молитве, произносимой из глубины морской, но и в этой молитве он нигде не жалуется на «некомфортные условия китового чрева», которые якобы, как пытаются представить мусульмане, вынудили пророка дать согласие.

Напротив, эта молитва как раз свидетельствует о раскаянии Ионы и добровольном решении следовать воле Божией. И, наконец, в-третьих: даже если бы условия и впрямь были «некомфортными» (хотя ни Библия, ни сам пророк не говорят об этом), все же «некомфортные условия» и пытка – это совсем разные вещи.

Ни Библия, ни даже Коран не говорят о том, что Ионе во чреве кита являлся ангел и душил его, заставляя принять волю Бога. Вот в таком бы случае аналогия между призванием Мухаммеда и Ионы была бы справедливой. Однако же ни того, ни другого, ни третьего нет: И был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита… И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу» (Ион 2: 1–2, 11).

Итак, видны три принципиальных отличия призвания Мухаммеда. Во-первых, дух, явившийся ему, не представился, кто он и от кого, почему сам потерпевший и заподозрил в нем дьявола.

Во-вторых, этот дух сразу же начал мучить, заставляя подчиниться: «стал душить меня этим покрывалом, так что я подумал, что пришла смерть».

И, наконец, в-третьих, результатом этой инициации было то, что Мухаммед впал в отчаяние и решил покончить самоубийством – ни один истинный пророк не испытывал желания покончить собой после видения Бога или Его подлинных ангелов!

Параллелей данного способа «откровения» в Священном Писании христиан с Кораном не усматривается. Зато усматриваются некоторые параллели с призыванием шаманов, когда на человека находит некая сила и заставляет его стать проводником своей воли в мир и своим служителем в миру.

Как известно, шаманами никто не становится по своей воле. Шаманы избираются потусторонними силами для службы им, после чего духи заставляют, в том числе и мучениями (так называемая «шаманская болезнь»), кандидата принять определенную им миссию[1].

Видна основная параллель и в призвании Мухаммеда, и в призвании шаманов – насилие над личностью, желание силой и мучениями заставить человека принять чуждую ему волю. Эту параллель отмечали и светские исследователи, например, Мирча Элиаде[2], М.Б. Пиотровский[3], Е.А.

Резван со ссылкой на И.Н. Винникова[4].

Разумеется, параллели не означают тождества. Тем не менее они дают пищу для размышлений.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/3479.html

Ссылка на основную публикацию