Программа поведения — психология

Рабочая программа по дисциплине «психология массового поведения» Специальность

Программа поведения - психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Волгоградский Государственный Университет» (ВолГУ)

Факультет философии и социальных технологий

Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_______________ С.Г.Сидоров

«____»_________ 200___ г.

Рабочая программа по дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ МАССОВОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Специальность «Психология»

Составитель рабочей программы: доцент кафедры психологии А.Ю.Чернов

Курс 3

Семестр 6

Всего аудиторных занятий, час 34

Лекций, час 34

Практические (семинарские) занятия, час —

СРС 124

Органирзация СРС 31

Экзамен 6

Волгоград, 2005

Рабочая программа составлена на основании учебного плана по специальности «Психология»утвержденного приказом ректора ВолГУ от ______ № _____.

Составитель рабочей программы:

Доцент кафедры психологии А.Ю. Чернов

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры психологии ВолГУ “___”__________ 2005 г.

Заведующий кафедрой А.Ю. Чернов

Одобрено комиссией факультета от “___”_________ 2005 г.

Председатель методической комиссии

кандидат психологических наук О.В. Курышева

Декан факультета философии и

социальных технологий Н.В.Омельченко

Раздел 1. Цели и задачи учебной дисциплины

1.1. Цель преподавания дисциплины

Спецкурс «Психология массового поведения» углубляет знания студентов в сфере социальной психологии и позволяет сформировать знания в области закономерностей форм массового поведения и управления им.

1.2. Задачи изучения дисциплины

  • Обобщение знаний о взаимосвязи индивидуального и социального поведения на уровне форм массового поведения.
  • Формирование знаний о механизмах массового поведения.

1.3. Взаимосвязь учебных дисциплин

Социальная психология, психология личности, история психологии.

Раздел 2. Содержание учебной дисциплины

2.1. Распределение часов курса по темам и видам работ

ТемаКоличество часов
ВсегоЛекции
1Тема 1. Проблема толпы и массы в социальной психологии.88
2Тема 2. Психология массового сознания66
3Тема 3. Психология массового поведения.66
4Тема 4. Стихийное массовое поведение88
5Тема 5. Психология лидерства в контексте массового повдения: авторитет и харизма.66
6Всего за семестр3434

2.2. Общее содержание курса

Название темы и основные вопросы для изученияЛекции
1.Тема 1. Проблема толпы и массы в социальной психологии.«Психология народов» В. Вундта.Психологический закон «духовного единства толпы» Г. Лебона.Психология масси анализ человеческого «Я» З. Фрейда.Субъективная социология Г. М. МихайловскогоКоллективная рефлексология В.М. Бехтерева.8
2.Тема 2. Психология массового сознанияСодержательный аспект массового сознания: знания, представления, нормы, ценности, образцы поведения. Структура массового сознания: первичный (эмоциональный) компонент, вторичный (рациональный) компонент. -Характеристики массового сознания: эмоциональность, заразительность, мозаичность, подвижность, изменчивость.Действенное проявление массового сознания: массовое поведение6
3.Тема 3. Психология массового поведения.Субъекты массового (стихийного) поведения: толпа, собранная и несобранная публика.Понятие «толпы»Механизмы поведения толпы: «агрегат-группа»; «циркулярная реакция-коммуникация».Виды толп (окказиональная, конвенциональная, экспрессивная, действующая)6
4.Тема 4. Стихийное массовое поведение1. Массовая паника-индивидуальная и массовая паника-механизмы развития паники-предотварщение и ликвидация массовой паники2. Массовая агрессия. Приемы управления и манипуляции агрессивной толпой.8
5.Тема 5. Психология лидерства в контексте массового повдения: авторитет и харизма.Понятие харизмы и харизматического лидераВиды харизмы.6

Раздел 3. Учебно-методические материалы спецкурса

3.1. Лабораторные занятия не предусмотрены

3.2. Семинарские (практические) занятия не предусмотрены

3.3. Организация СРС

Форма организации самостоятельной работыСеместрСрок проведенияВремя, затрачиваемое на проведение СРС
1. Реферирование глав книги С. Московичи «Век толп. Исторический трактат по психологии масс»Глава 1. Индивид и масса.Глава 4. Открытие толпГлава 6. Психическая жизнь толп.Глава 7. Об авторитетеГлава 8. Авторитет и харизма2. Практическая работа «Психологическое изучение феноменов массового поведения» (на примерах современных событий в России и в мире)66Март-апрельМай2011

3.4. Литература

Учебники, учебные пособия

1. Ольшанский Д.В Психология масс. – СПб,: «Питер», 2002.

2. Назаретян А. Психология стихийного массового поведения. – М., 2001 (электронный вариант)

Дополнительная литература

1. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс– М., 1998.

2. Преступная толпа. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»; Изд-во «КСП+», 1998

3. Психология масс. Хрестоматия. Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 1998.

4. Психология толп. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»; Изд-во «КСП+.>, 1998

5. Революционный невроз. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»; Изд-во *КСП+». 1998.

6. Рошин С. К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и проблемы сегодняшнего дня //Психол. журн.- Т. 11. — 1990. — № 5. — С. 3-16.

7. Лебон Г. Психология народов и масс. –Издательство СПб. Макет, 1995.

8. Ранкур-Лаферриер Д. Психика Сталина.Психоаналитическое исследование. – М., 1996.

9. Райх В. Психология масс и фашизм. – Издательство СПб. Университетская книга. – 1997.

10. Лебон Г. Психология социализма. — СПб. Макет, 1996.

11. Бэрон Р. Агрессия. — СПб. Питер, 1997

12. Тард Г. Общественное мнение и толпа. — М. ,1999.

13. Булдаков В. Красная смута:Природа и последствия революционного насилия. — М., РОССПЭН, 1997.

Раздел 4. Контроль изучения дисциплины

Виды занятийФормы контроля
Теоретические занятия (лекции)6 семестр, экзамен
СРС6 семестр;1. Собеседование по материалам книги С. Московичи «Век толп. Исторический трактат по психологии масс».2. Учебная конференция «Массовое поведение в современном мире».

Вопросы к экзамену

  1. Раскройте понятие «стихийное массовое поведение». Объясните, почему этот социальный феномен изучается в рамках психологической науки.

  2. В чем состоит специфика предмета изучения стихийного массового поведения в социальной психологии.

  3. Раскройте содержание понятия «циркулярная реакция» как механизма массового поведения. В чем отличие циркулярной реакции от коммуникации.

  4. Раскройте исторический аспект понятия «масса» в социальной психологии (Вундт, Лебон, Тард). В чем сходство и специфика основных подходов?

  5. Каковы особенности рассмотрения массового поведения в психоаналитической теории З. Фрейда.

  6. Назовите и раскройте основные формы, компоненты и характеристики массового сознания.

  7. Расскажите о социальных представлениях как элементе массового сознания.

  8. Какие Вы знаете субъекты массового поведения? Охарактеризуйте каждый из них.

  9. Раскройте понятие «толпа»; назовите и охарактеризуйте основные механизмы поведения толпы.

  10. Назовите виды толп и дайте характеристику каждому из них. В чем состоит понятие «основное свойство толпы»?

  11. В чес сходство и различие «окказиональной» и «конвенциональной» толпы.

  12. В чем сходство и различие «экстатической» и «экспрессивной» толпы.

  13. Охарактеризуйте «действующую» толпу. В чем проявляется сходство подвидов поведения «действующей» толпы.

  14. Охарактеризуйте панику как разновидность стихийного массового поведения.

  15. В чем сходство и различие возникновения индивидуальной и массовой паники?

  16. Назовите факторы, способствующие возникновению массовой паники.

  17. Назовите способы предотвращения и остановки массовой паники.

  18. Охарактеризуйте «агрессивную толпу». Каковы способы противостояния агрессивному поведению толпы?

  19. Каковы основные закономерности влияния на поведение толпы «извне» и «изнутри».

  20. Как соотносятся понятия «авторитет» и «харизма» в контексте массовой психологии? Какие виды харизмы Вам известны?

Раздел 5. Протокол согласования рабочей программы

Изучение дисциплин, преподавание которой опирается на данную дисциплинуНаименование кафедры, с которой производится согласование рабочей программыПредложения об изменениях в рабочей программе; подпись зав. кафедрой, с которой производится согласованиеПринятое решение( протокол, дата ),кафедры разработчика

Раздел 6. Лист дополнений и изменений, внесенных в рабочую программу.

Дополнения и измененияНомер протокола, дата пересмотра, подпись зав.кафедройДата утверждения и подпись декана
  1. Рабочая программа

    Программа курса «Психология массовой коммуникации» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030602 — «Связи с общественностью».

  2. Рабочая программа

    Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура студентов специального медицинского отделения Алтайского госуниверситета» составлена на основании примерной учебной программы для высших учебных заведений, утвержденной приказом

  3. Рабочая программа

    Цель курса – изучение психологических основ и психологических закономерностей психологических коммуникаций, психологических особенностей субъектов политических коммуникаций.

  4. Рабочая программа

    Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» регионального составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения для специальностей

  5. Рабочая программа

    Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждена на заседании кафедры:

Источник: https://refdb.ru/look/1249222.html

Биологические программы поведения человека. Ревич Ю

Биологические программы поведения человека. Ревич Ю

Запрограммированные

Ревич Ю.

      Животное родится на свет не «tabula rasa», и человек в этом не исключение.

      Без программ мозг неспособен работать. Если нет соответствующей программы

      — нет и сколько-нибудь сложного и эффективного поведения.

      В. Р. Дольник

      В середине прошлого столетия в биологии произошло сразу два переворота.

      Первый общеизвестен — открытие двойной спирали ДНК и осознание того факта,

      что развитие живых организмов подчиняется информационным законам. Аналогия

      между процессом репликации ДНК, трансляции ее кода в РНК и последующей

      сборки белков на матрице РНК с одной стороны, и машиной Тьюринга с другой

      общеизвестна. На биологических семинарах все чаще стали звучать

      непривычные термины — «считывание данных», «кэширование», «запись

      информации», «надежность хранения информации» и прочие из арсенала

      прикладной математики и вычислительной техники. Уже в наше время (в 1994)

      известный криптограф Леонард Адельман (Leonard Adleman), один из авторов

      алгоритма шифрования с открытым ключом RSA, даже предложил идею

      вычислительной машины на основе ДНК. («ДК» # 2, 2002 г. Прим. ред.)

      Второй переворот прошел практически незаметно для широкой публики, ибо был

      не столь ярок и внезапен, и первоначально, казалось, представлял интерес

      только для самих биологов. В 30-х годах ХХ века выделилась в отдельную

      дисциплину наука о поведении животных — этология (сам термин придуман еще

      в 1859 Сент-Илером), и к середине века ученые подытожили и

      систематизировали огромное количество описательного материала,

      накопленного предыдущими поколениями, начиная еще с Бюффона и Кювье

      (Чарльз Дарвин до своего знаменитого путешествия на «Бигле» тоже занимался

      этими проблемами). Становление «новой» этологии связано в первую очередь с

      именами австрийца Конрада Лоренца и голландца Н. Тирбенгена, осознавших в

      какой-то момент нетривиальную вещь: поведение человека регулируется в

      основном теми же законами, что и поведение других стайных животных, причем

      разум в этом деле играет роль достаточно второстепенную. Вы представляете

      — испокон веков, по крайней мере, со времен возникновения христианства,

      человека ставили на второе место после Бога в картине мироздания.

      Выражение даже такое родилось — «братья наши меньшие» (спасибо хоть за

      «братьев»). И вдруг как-то разом прояснилось, что пчелы и муравьи имеют

      несравненно более высокую и совершенную степень социальной организации,

      что гиеновые собаки относятся к своим сородичам внутри стаи гораздо более

      гуманно, чем люди друг к другу, что поведение многих приматов практически

      не отличается от поведения людей в аналогичных ситуациях.

Читайте также:  Дело и развлечение - психология

      Закономерности, которые руководят поведением и людей, и животных, были

      названы «врожденными программами поведения». Они отличаются от

      компьютерных программ только некоторой вариабельностью, разбросом степени

      действия от одной особи к другой, и проявляются стохастически, а в

      остальном они, как и столь же статистические по природе законы квантовой

      механики, действуют неумолимо и неотвратимо. И подобно тому, как нажатие

      клавиши на клавиатуре ПК неизбежно вызывает соответствующую процедуру из

      BIOSа, некий внешний стимул вызывает из подсознания определенную программу поведения.

      Стая

      Пчелы (создавшие одну из самых совершенных социальных организаций в

      природе) и муравьи — животные коммунальные (или социальные). Если бы люди

      произошли от пчел, построить коммунизм для них не составляло бы никаких

      проблем — наоборот, попытки построения иерархического социума в стиле

      феодального государства или общества, основанного на капиталистической

      конкуренции, для них заканчивались бы так же плачевно, как для нас

      уравнительные эксперименты «красных». Реально же у нас, как и у

      значительного большинства высших животных, совершенно иные программы

      поведения. По мнению К. Лоренца 1, В. Дольника и других этологов, мы

      животные стайные. И просто выйти за пределы врожденных программ нам так же

      невозможно, как компьютеру выполнить программу, написанную для MacOS на РС

      с установленной Windows (но аналогия тут простирается гораздо дальше, чем

      вы думаете — подобно тому, как для компьютеров существует специальный

      софт, позволяющий, к примеру, в Linux’е имитировать среду Windows, так и

      программы поведения можно обмануть — об этом речь дальше).

      Основные законы, которые управляют стаей (они практически одинаковы для

      всех стайных животных, так что с некоторыми вариациями, связанными с

      биологическими особенностями каждого вида, справедливы и для человека, и

      для павиана, и для овцы, и для волка, вороны или голубя) можно кратко

      сформулировать так: агрессия, доминирование и иерархия.

      Этологи вкладывают в понятие агрессии несколько иной смысл, чем мы в

      обыденной жизни. В быту всякое нападение считается агрессией, в то же

      время ученые квалифицируют агрессию как любое проявление ярости, ненависти

      и злобы, необязательно сопровождающееся нападением. Причем, когда волк

      нападает на зайца или лев на зебру, это вовсе не агрессия — хищник при

      этом совершенно равнодушен к своей жертве. А вот семейный скандал или

      арабо-израильский конфликт — типичный пример агрессии.

      В отношении агрессии крайне важно усвоить три вещи: во-первых, это не

      какое-то качество, присущее лишь отрицательным персонажам. Агрессивность —

      такая же программа поведения, как все остальные, и присуща всем животным,

      только в разной степени (есть более агрессивные и менее агрессивные

      особи). Во-вторых, агрессивность имеет свойство накапливаться. Если долго

      нет объекта для сброса накопившейся агрессии, то ее внезапная и ничем

      вроде бы не мотивированная вспышка обеспечена — так на пустом месте

      возникают яростные, с битьем посуды, скандалы между мужем и женой (через

      пару часов оба тайно недоумевают: чего ссорились-то?). В-третьих, агрессия

      имеет способность переадресовываться. Скажем, самый затюканный в стае

      голубь, которому страх не позволяет напасть на более высоких по рангу

      товарищей, просто в ярости клюет землю. Человек в аналогичной ситуации

      стучит кулаком по столу и ругается дома вместо кабинета начальства.

      Ну как тут не вспомнить споры о пользе и вреде компьютерных «стрелялок»?!

      С точки зрения этолога, это споры пустые, так как выплеснуть накопившуюся

      агрессию таким способом — только на пользу обществу (кроме, разве что,

      немногочисленных случаев патологического пристрастия).

      Агрессия есть механизм установления доминирования и иерархии. В любой

      группе животных так же, как и в человеческом коллективе, быстро

      устанавливаются отношения доминирования-подчинения — У. Голдинг

      замечательно описал такой процесс в «Повелителе мух». При этом вовсе не

      обязательно, чтобы иерархические отношения устанавливались в кровавых

      стычках — в подавляющем большинстве случаев достаточно демонстрации

      агрессивности, а иногда и этого не требуется: вспомните, как иногда,

      знакомясь с некой личностью, вы по выражению лица, улыбке, прищуру глаз и

      манере ходить уже через две минуты точно знаете: это лидер, и мне с ним не тягаться.

      Интересно также, что, по наблюдениям этологов, установившийся

      лидер-доминант в животной стае вовсе не обязан иметь какие-то выдающиеся

      качества — он может быть не самым сильным, не самым опытным, может

      заботиться о стае, а может на нее плевать. Единственные безусловно

      необходимые ему качества — способность выдерживать чужой прессинг, быстро

      оправляться от поражения и иметь повышенный уровень агрессивности.

      Известный профессор-этолог Виктор Рафаэльевич Дольник пишет 2: «Стихийно

      получивший руководящее положение человек, если он не только доминантен, но

      еще и умен, талантлив, порядочен, добр и заботлив, обеспечит всей группе

      очень большой успех. Причем у людей вклад такого доминанта может быть (в

      отличие от животных) неограниченно мощным. Вспомните выдающихся

      лидеров-ученых, конструкторов, тренеров […]».

      Но беда в том, что доминантом может стать и человек очень опасный для

      общества, аморальный и даже психически больной. Довольно часто бывает, что

      небольшой ростом и слабый парень в детстве проигрывал стычки (потому что у

      детей сила важна, они ей меряются). В результате в нем накопился страшный

      заряд нереализованной агрессивности и желания как-нибудь оказаться

      наверху. Став взрослым, он начинает борьбу за свой ранг «взрослыми»

      способами, действуя интригами, травлей и т. п. Если ему удается захватить

      власть, он распоряжается ею безобразно. Люди давно заметили, что многие

      тираны ростом невелики, а в детстве их много били.

      Для такого типажа в русском литературном языке нет подходящего слова. Но

      оно есть в уголовном жаргоне: «пахан»…

      В эпиграфе приведены слова Дольника о том, что никто в живом мире не

      рождается «чистым листом». И подобно тому, как едва появившийся на свет

      паук откуда-то уже знает, как надо плести паутину (его никто не учит

      этому), точно так же родившийся человек имеет некоторые представления о

      правилах поведения в стае, т. е. о морали.

      Мораль

      Человек, будучи от природы плохо вооружен, является одним из самых

      агрессивных существ на свете. В этом смысле с ним может сравниться, разве

      что, землеройка или ласка. (Те, кто хоть раз имел случай наблюдать

      состояние деревенского курятника после того, как там побывала ласка,

      навсегда забудут тезис о том, что животные убивают только по

      необходимости.) Беда человечества состоит в закономерности, которую

      этологи вывели путем наблюдения за многочисленными сообществами братьев

      меньших. По мнению В. Дольника, чем слабее от природы существо, тем слабее

      у него мораль. Слово «мораль» я использовал выше без всяких кавычек — дело

      в том, что довольно жесткие правила поведения в стае павианов или ворон

      являются не чем иным, как той же самой моралью, только у человечества она

      еще дополняется культурными запретами. В принципе, последние призваны

      компенсировать слабость врожденной человеческой морали — но не всегда у

      них это получается, как надо. Попробуем разобраться, почему.

      Человек получил в распоряжение огнестрельное оружие и пластиковую

      взрывчатку, атомную бомбу и ракеты, подводные лодки и истребители — а

      мораль его осталась на уровне каменного века. Не стоит его за это винить —

      врожденные программы могут измениться за время порядка сотен тысяч и

      миллионов лет, а человечество пока существует всего-то жалких тысяч

      десять. И в ситуации, когда повздорившие самцы-доминанты из разных

      группировок выясняли свои отношения в кулачном бою, они не могли всерьез

      нанести существенный урон друг другу. Даже если дело случайно и

      заканчивалось гибелью одного из них (очень редко, достаточно было сдаться,

      и такие поединки больше напоминают современный спортивный бокс или борьбу;

      понимаете, откуда взялась поговорка «лежачего не бьют»? — тоже программа),

      это не наносило существенного урона всей стае. А вот когда в конфликт

      таких самцов вовлекаются тысячи и миллионы людей, в принципе друг к другу

      ничего не имеющих, но вооруженных всякими дистанционными стрелялками, как

      это было в мировых войнах и как это происходит сейчас в войнах локальных,

      — тогда наступает трагедия.

      Есть и еще несколько проколов в моральных программах — например, человек

      от природы попрошайка и воришка. Ребенок знает, как все это делается, еще

      не научившись ходить. Воришками являются и все ближайшие наши

      родственники-приматы: для некоторых особей в стае, находящихся на самой

      нижней ступени иерархии, единственная возможность питаться — уворовать

      кусок и съесть его где-нибудь в кустах, пока доминант не заметил и не

      отнял, причем часто доминирующие особи делают это не в силу голода или

      необходимости, а просто для демонстрации своего более высокого положения.

      При этом отнятый кусок можно попробовать выпросить обратно, если просить

      как следует, принимая униженные позы и всячески изображая покорность

      (узнаете картинку из жизни московского метро?)…

      Нас возвышающий обман

      Так что — выходит, мы все роботы, зомби, которые вынуждены следовать

      зашитым в них программам, и ни шага в сторону? А как же все достижения

      цивилизации — все эти добро и зло, гуманизм и права человека, демократия и

      пацифизм? Но не все так печально — во-первых, как упоминалось выше,

      программы можно обмануть. Во-вторых, у нас на каждый внешний раздражитель,

      как правило, имеется не одна программа, а несколько альтернативных.

      Наконец, если говорить о личности, а не об обществе в целом, то каждый

      может, в принципе, усилием воли преодолеть некоторые свои инстинкты в

Читайте также:  Полезные оперативные внушения - психология

      соответствии с требованиями разума, именно к этому призывают

      многочисленные культурные табу и запреты — вторичная, не врожденная мораль

      (примеры на поверхности, хотя бы заповедь «не прелюбодействуй»).

      Типичный пример обмана врожденной программы (притом одной из самых мощных)

      — эротические изображения. Программа сексуального возбуждения, по идее,

      должна срабатывать у самцов при виде вполне живой обнаженной самки (а для

      самок — самца с соответствующим поведением). Но откуда природа могла

      предвидеть, что человечество изобретет живопись, фотографию и кино? И вот

      подростки по ночам обливаются слезами, пряча под подушкой фотку любимой

      кинодивы (или киногероя), которую они живьем никогда и не видели, а вполне

      взрослые и семейные дяди тайком от начальства перегружают корпоративный

      трафик посещением порноресурсов. Во всем этом интересно то, что вовсе не

      обязательно разглядывать фотографии японского качества. На самом деле,

      программа срабатывает на символ — иногда достаточно пары штрихов,

      набросанных талантливым художником, чтобы зритель почувствовал сексуальное

      возбуждение. Аналогично биологи много раз производили опыты с

      изображениями «врага» или «соперника» — петух с яростью нападает на

      нарисованное изображение подобного себе (а иногда даже и на зеркало).

      Обман подобного рода (подстановку раздражителя) можно использовать во

      благо. К примеру, в каждом из нас сидит программа защиты своего племени,

      своей стаи от чужаков — это и есть глубинные истоки национализма и

      связанных с ним конфликтов, ведь чужак — потенциальный враг, который

      стремится захватить наших самок и наши охотничьи территории — именно это

      нашептывает нам подсознание. На чужака не распространяется подсознательный

      запрет на убийство. Мы все инстинктивно с недоверием относимся к человеку,

      говорящему на другом языке, с другим акцентом, не говоря уж о другом цвете

      кожи. Но, как показывает довольно положительный в этом отношении опыт США,

      эту программу можно успешно обмануть, если долго внушать, что все мы,

      проживающие вот на этой территории, независимо от вероисповедания и цвета

      кожи, единая стая, а чужаки остались где-то там. Культурные различия

      остаются, но, если они не слишком велики, объединиться вполне можно.

      Похоже, глобализация и есть процесс подобного рода во всемирном масштабе…

      Беда только в том, что человеческая стая, как и стаи многих других высших

      животных, устроена так, что внутри нее идет непрестанная борьба за место в

      иерархии, в которой все средства хороши (обман, предательство, подлог — а

      у человека даже и убийство), и единым фронтом все члены племени выступают

      только против внешнего врага. Эту программу поведения хорошо изучили

      политики, которые в критических ситуациях в целях «сплочения нации»

      выдумывают внешнего врага, даже если его не существует (примеров приводить

      не надо, надеюсь?). Поэтому пока с трудом можно представить себе

      человеческое общество единым по всему земному шару — против кого

      дружить-то? Наверное, против космических пришельцев…

      С иерархической структурой общества бороться бесполезно — это такой же

      инстинкт, как есть, ходить в туалет и периодически иметь дело с существом

      противоположного пола. Но ее, эту структуру, как показывает опыт, вполне

      можно ввести в культурные рамки. Человечество уже давно придумало

      механизмы для такой конвергенции животного и разумного начал — для того

      чтобы не пустить процесс становления иерархии на самотек (в результате

      чего к власти чаще всего приходят, как мы видели ранее, «паханы»), и

      придуманы различные политические системы. Да и альтернативные программы

      часто работают в нужную сторону — например, вместе с программой воровства

      человек получает от природы и понимание того, что это нехорошо… Так что не

      все потеряно!

      1 (обратно к тексту) — К. Лоренц. Агрессия. Пер. с нем. — М.: Издательская

      группа «Прогресс», «Универс», 1994 — 272 с. (Б-ка зарубежной психологии).

      Одной из причин, по которой К. Лоренц и вообще этология были под запретом

      в СССР, послужило участие ученого во Второй Мировой войне на стороне

      нацистов (в результате чего он даже побывал в русском плену). Хотя второй

      «отец» этологии, голландец Тинберген, участвовал в Сопротивлении и был

      заключен за это в нацистский концлагерь.

      2 (обратно к тексту) — В. Р. Дольник «Этологические экскурсии по запретным

      садам гуманитариев», «Природа» #1-3, 1993

      (http://vivovoco.nns.ru/VV/PAPERS/ECCE/VV_EH4_W.HTM).

      2005:01:05

Для чтения полного текста, перейдите по ссылке для скачивания файла:

Биологические программы поведения человека. Ревич Ю.

Источник: http://soul.dn.ua/article/132

Все основные способы психологического объяснения поведения людей

Все основные способы психологического объяснения поведения людей

Автор: Koнcтaнтин Элиacoвич Oкcинoйд, кандидат философских наук, пpoфеccор кафедры управления пepcоналом Госудаpcтвенного унивеpcитета упpaвления (ГУУ).

Сейчас в психологии сложились семь основных способов описания людей, на которые в той или иной степени опираются попытки объяснения их поведения в особых условиях, включая работу. Речь идет о таких концепциях, как теория личностных черт, бихевиоризм, теория социального научения, психоанализ, когнитивная методология, гештальт-психология и теория групповой динамики.

1. Поведение в теории личностных черт

Согласно теории личностных черт, наблюдаемую вариативность поведения людей, находящихся в одинаковых условиях, например, участвующих в выполнении общего производственного задания, следует объяснять индивидуальными (врожденными или приобретенными в ходе социализации) чертами.

Например, если сотрудник не выполняет норму выработки, то приверженец теории личностных черт объяснит этот факт ее врожденной медлительностью.

Согласно известному американскому психологу Г. Олпорту, понимавшему поведение личности как борьбу за реализацию имеющихся у нее возможностей, человек может иметь от двух до десяти главных черт, характеризующих его образ жизни.

Среди них — такие, например, как трудолюбие или склонность к праздности, честность, деловые качества, любовь к музыке и т.п. Другие многочисленные второстепенные черты связаны скорее с его установками в отношении конкретных ситуаций.

2. Бихевиористская модель поведения

Слово «бихевиоризм» (англ. behavior — поведение) обозначает науку или учение о поведении. Методология бихевиоризма — основа теоретической базы современных концепций организационного поведения.

В целом она строится на отказе от объяснения причин поведения с помощью механизмов сознания, чем занималась классическая психология, оперируя такими понятиями, как «сознание», «воля», «мышление» и т.п.

Бихевиоризм понимает поведение человека достаточно упрощенно, как совокупность двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействия (стимулы) внешней среды.

При этом субъекты поведения сознательно выбирают такую линию действий, которая позволит избежать негативных санкций и повысить вознаграждение.

Таким образом, единица наблюдения — конкретная связь стимула S и реакции R: S →R.

Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон («Психология с точки зрения бихевиориста», 1913) разделил все реакции на наследственные (рефлексы, простейшие эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, чувства, социальное поведение).

Согласно этой модели, развитие поведения происходит путем приобретения новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы — стимулы, вызывающие строго определенные реакции.

Например, эмоцию страха у младенца вызывают лишь два безусловных стимула — потеря равновесия и громкий звук.

В последующем опыте жизни безусловные стимулы соединяются с условными (появляющимися одновременно с безусловными), которые способны вызывать аналогичную реакцию.

Страх у взрослого человека может быть вызван заметно большим числом других, условных, стимулов, возникающих из опыта, например, страха наказания, страха потерн близкого человека, работы и т.д. В процессе социализации элементарные реакции на разные стимулы связываются друг с другом, образуя сложные системы реагирования.

Кроме того, по критерию доступности для наблюдения реакции делятся на внешние (доступные для простого наблюдения — речь, эмоции, рефлексы) и внутренние (фиксируемые опосредованно с помощью специальных приборов — скрытые мускульные движения, изменения в процессах обмена веществ в организме).

Существенный вклад в развитие бихевиористской концепции применительно к поведению в организации внес Б. Скиннер, разработав концепцию оперантного поведения.

Суть ее состоит в том, что в ответ на определенные стимулы животное или человек научаются производить соответствующие действия, которые либо обеспечивают положительное подкрепление, либо избавляют их от действия болевых травмирующих факторов.

Таким образом, сами по себе эти действия выполняют функцию инструмента, обеспечивающего получение подкрепления (вознаграждение или ненаступление неприятного ощущения).

Б. Скиннер поставил следующий эксперимент. Голодную крысу помещают в изолированную от звуков, тускло освещенную клетку (ящик Скиннера), в одной из стенок которой находится рычажок.

Если на него нажать, то из специального отверстия появляется съедобный шарик и крыса может частично утолить голод.

Таким образом, для того чтобы насытиться, крыса должна выполнить определенную процедуру — оперант.

До этого крыса несколько дней получала пищу с помощью автоматической кормушки, включение которой сопровождалось характерным звуком. Если бы кормушка включилась, а пища вдруг не появилась, то крыса все равно побежала бы к кормушке, поскольку образовался условный рефлекс (устойчивая связь между возникновением шума от включения кормушки и появлением пищи).

Вот кормушка включается, а пищи нет. Для того чтобы она появилась, нужно нажать на рычаг, но крыса этого не знает.

Как только она узнает об этом, случайно нажав на рычаг, то начинает выполнять это действие снова и снова. Рычаг можно закрепить, чтобы при нажатии пища не появлялась.

Если подобная ситуация продлится достаточно долго, то происходит угасание операнта — шаблонного действия, ведущего к достижению полезного результата.

В развитие концепции оперантного поведения П. Лоуренс и Дж. Лорш сформулировали закон ожидаемого результата.

Этот закон в той или иной модификации используется в практике управления для стимулирования труда подчиненных.

В соответствии с ним, чтобы добиться желательного трудового поведения персонала и обеспечить его устойчивость, необходимо разработать систему постоянно действующих позитивных стимулов (подкреплений).

3. Теория социального научения

Концепция бихевиоризма стала методологической основой теории социального научения.

Согласно ей социальные, и в особенности сексуальные, роли людей, а также большинство форм социального поведения, составляющих основу адаптации к окружению, складываются в результате наблюдений за определенными социальными моделями: такими, как родители, учителя, товарищи по играм или герои романов и телевизионных фильмов.

В итоге получается, что личность — это результат взаимодействия между индивидом (с его способностями, прошлым опытом, ожиданиями и т.д.) и окружающей средой, которую он стремится узнать, чтобы разобраться, в каких ситуациях его поведение окажется адекватным, а в каких неприемлемым в зависимости от связанных с ним поощрений или наказаний.

Читайте также:  Как строить себя в направлении своего идеала - психология

Теория социального научения объясняет зависимость между изменениями поведения человека и теми последствиями, которые они вызывают в определенных ситуациях.

Она, однако, не позволяет понять личность в целом и те константы, которые характеризуют личность данного индивида.

Особенно мало она пригодна для того, чтобы объяснить тот контроль, которому столь многие люди пытаются подвергнуть свое существование с целью придать ему какой-то смысл. Такую попытку делает когнитивный подход.

4. Психоаналитическое объяснение поведения

Психоаналитическое объяснение поведения является альтернативой бихевиористскому. Психоанализ рассматривает поведение как определенный результат разрешения внутриличностного конфликта между тремя подсистемами психики:

  • подсознанием — id;
  • самосознанием — ego;
  • super-ego, представляющим «социальную» часть психики.

В этом конфликте ведущая роль отводится подсознанию, вследствие чего активность людей понимается как совокупность реакций на действие разных по своей направленности импульсов подсознания, функционирующего по своей собственной, не вполне понятной логике. Таким образом, наблюдаемое поведение людей по своей сути неосознанно и, следовательно, должно анализироваться и описываться как следствие внутренних конфликтов и противоречивых стремлений личности.

5. Когнитивная концепция поведения

Согласно когнитивной (англ.

cognitive — познавательный) методологии поведение человека рассматривается не как механическая реакция на тот или иной стимул, а как результат интерпретации им конкретной ситуации, осуществляемой с учетом его знаний и всего совокупного опыта жизни. Человек по своей природе не является пассивным существом, чьи действия полностью зависят от контроля внешней среды.

Характер его реакций на возникающие ситуации и события чаще всего определяется той когнитивной интерпретацией, которую происходящему с ним и вокруг него дает он сам.

Соответственно предмет когнитивной психологии составляют процессы и свойства личности, связанные с получением информации: восприятие, создание и распознавание образов, внимание, мышление, речь, воображение, принятие решений и пр.

Когнитивная концепция поведения исходит из приоритетной роли перечисленных психических явлений как факторов поведения.

В соответствии с этим подходом человеческое поведение в организации следует рассматривать не как реакцию человека на объективную рабочую ситуацию, а скорее как реакцию на ее субъективный образ.

Следовательно, предметом управленческого воздействия на поведение персонала должны быть не объективные условия работы, а результаты их восприятия. Хороший управляющий — тот, кто «господствует прежде всего над эмоциональными реакциями подчиненных» (Д. Мак-Грегор).

6. Гештальт-психология

Приверженцы гештальтпсихологии (нем. gestalt — форма, структура, фигура) видят в поведении человека реализацию его жизненной стратегии, корректируемой с учетом жизненных стратегий других.

В основе такого понимания лежит основной постулат гештальт-психологов, согласно которому человек воспринимает окружающий его мир в виде целостных образов, а не путем последовательного накопления и суммирования ощущений.

Например: музыкальную мелодию мы воспринимаем целиком, а не отдельными звуками; решение какой-либо задачи появляется одномоментно в целом виде; исполнение различных приемов в спорте, танцах, труде воспринимается в формах слитных плавных движений, а не в виде последовательного ряда перемещений тела и его частей в пространстве.

Человек, который входит в комнату, где находятся другие люди, воспринимает не передвигающиеся пятна цвета и даже не лица и тела по отдельности. Он воспринимает комнату и находящихся в ней люден как некоторое единство, в котором один из элементов, выбранный из многих других, выделяется, в то время как остальные составляют фон.

Согласно методологии гештальта, человеческая природа (если под ней понимать психическую жизнь) организована в виде целостностей и только таким образом может быть воспринята и понята.

Человек взаимодействует с окружающим миром, выделяя в нем актуальные для него в данный момент целостности.

Что же касается поведения людей в организации, то его нужно понимать как одно из проявлений их бытия, переживаемое в виде единого образа.

Этот образ будет индивидуально различным в силу индивидуальности восприятия. Для одного сотрудника помещение, в котором он работает, будет выступать в качестве фигуры, а все остальное (включая сотрудников) — как фон.

Для другого фигурой будет являться личность руководителя, а остальные сотрудники — фоном, и т.д.

Сама же организация, очевидно, не для всех сотрудников будет являться целостным объектом восприятия и отношения, поэтому для гештальт-психологов, изучающих феномен организационного поведения, описание происходящего «здесь и теперь» будет важнее поиска объяснения его причин.

7. Концепция групповой динамики

Концепция групповой динамики строится на утверждении о прямой обусловленности (детерминированности) поведения человека коллективным поведением группы, в первую очередь малой.

Из такой точки зрения следует, что поведение человека в организации непосредственно связано с коллективной деятельностью, в которой он участвует, и является ее продуктом.

В связи с этим анализировать и прогнозировать поведение людей на работе необходимо в контексте процессов группообразования в организации, внутригруппового взаимодействия и стадий развития группы.

8. Социологические теории, объясняющие особенности и факторы различий организационного поведения

Напомним, что социология изучает главным образом поведенческую активность не отдельных индивидов, а различных объединений людей — социальных общностей. Это отнюдь не означает, что для социологов не представляют интереса конкретные люди.

Напротив, социология личности традиционно является одним из основных направлений социологических исследований и структурных элементов социологических теорий.

В соответствии со своими взглядами на природу человеческой активности социологи объясняют особенности поведения отдельных людей двумя факторами:

  • принадлежностью их к конкретным социальным общностям, отличающимся размерами, культурой, целями, видами деятельности, образом жизни, интересами и пр.;
  • положением, которое эти люди занимают в данных общностях.

В социологии (так же, как и в психологии) пока не сложилось единого целостного представления о собственном предмете исследования — обществе. В частности, существуют два противоположных взгляда на соотношение человека и общества:

  1. Согласно первому взгляду человек, точнее, его личность, — продукт того общества, в котором он появился на свет, рос, воспитывался, учился и работал.
  2. Согласно противоположной точке зрения общество и другие, менее масштабные социальные общности непрерывно создаются деятельностью людей и, таким образом, являются ее результатом.

О разнообразии социологических взглядов на природу поведения человека в организации дает представление следующий краткий обзор основных теоретических концепций, разработанных социологами.

Теория типичности социальных свойств.

Поведение индивидов и групп в организации объясняется наличием у них как субъектов организационных отношений социально типичных свойств, обусловленных принадлежностью к определенной социальной категории (культурной, профессиональной и др.

) Согласно данной логике, факт социальной принадлежности членов группы и группы в целом служит достаточным основанием для объяснения конкретных действий и прогнозирования особенностей их поведения в организации.

Теория социального действия. В соответствии с теорией социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс и др.

), поведение в организации необходимо рассматривать как следствие в основном рациональных и скоординированных коллективных действий, при которых каждый субъект поведения учитывает интересы, восприятия и ожидания других участников взаимодействия.

В развитие данной теории возникла концепция ограниченной рациональности (Г.

Саймон), учитывающая фактический предел возможностей человека в принятии (в условиях известного дефицита времени) полностью рациональных решений, которые требуют учета всей совокупности факторов, от которых зависит его принятие и выполнение. В условиях реального управления (в силу указанных обстоятельств) возможно принимать лишь условно рациональные решения.

Институциональная теория предполагает рассмотрение организационного поведения в контексте функционирования единой социальной системы и составляющих ее институтов, действие которых в свою очередь обеспечивается набором соответствующих социальных ролей, норм и санкций.

Другими словами, поведение в организации понимается как результат принятия (соблюдения) субъектом установленных в данном социуме ролевых требований и санкций за нестандартные действия. Все это обеспечивает необходимый уровень социального порядка и предсказуемости поведения персонала.

Функциональная теория объясняет поведение в организации, рассматривая его в качестве функционального элемента единой социальной системы. Другими словами, утверждается, что поведение в организации сводится к выполнению определенной функции или нескольких функций.

При этом предполагается, что взаимодействующим субъектам — индивидам (группам) — свойственно изначальное стремление к сохранению и укреплению целостности данной системы и поэтому все процессы, включая процессы в организациях, осуществляются в целях ее выживания. Соответственно они направлены на обеспечение интеграции, сотрудничества, равновесия и т.п.

Поведение же при таком понимании (в том числе и поведение в организации) удобно анализировать с помощью одномерной шкалы на континууме: функциональное — дисфункциональное. Ключевые понятия этой теории — «выживание организации», «социальные функции организации», «дисфункции в организации».

Интеракционизм видит предмет социологии в совокупности взаимодействий индивидов в малых группах. Отсюда поведение в организации — это поведение, связанное прежде всего с взаимодействием между сотрудниками формальных структурных подразделений и внутри малых неформальных групп.

Поведение субъектов взаимодействия строится, как правило, исходя из учета фактического состава социальных позиций, ролей, ролевых предписаний и ожиданий.

Соответственно основное внимание при его изучении должно уделяться рассмотрению и описанию процессов взаимодействия, детерминируемых системой ролей и ролевых ожиданий в группах.

Теории социального конфликта занимают видное место среди социологических объяснительных моделей поведения в социуме. Рассматривая поведение в организации, приверженцы данной теории главное внимание уделяют конфликтам, которые в свою очередь объясняют наличием и столкновением противоположных интересов и социальных позиций коллективных субъектов трудового взаимодействия.

Варианты этой теории различаются в зависимости от того, какой именно социальный феномен рассматривается в качестве объекта конфликта (власть, собственность, материальные ресурсы, право на достойное вознаграждение). Теории социального конфликта также стремятся ответить на естественные вопросы о степени его неизбежности и возможных условиях разрешения.

Теории социального обмена основное внимание уделяют механизму поведения индивидов и групп. При этом они видят его пружины в рациональном, взаимовыгодном обмене деятельностями и вознаграждениями.

Выявление и изучение правил, обеспечивающих такого рода обмен, составляет основную задачу ее сторонников.

Нарушение этих правил рассматривается в качестве главной причины часто наблюдаемого распада групп и организаций.

Феноменологический подход к описанию поведения в организации опирается на идеи феноменологической социологии, называемой еще социологией повседневности, интересующейся сознательными аспектами поведения, соотнесением собственного потока сознания и восприятия сознания других.

Ключевое понятие этого подхода — понятие жизненного мира, или мира повседневности, разделяемого многими людьми и вместе с тем содержащего частные, биографически конкретные аспекты.

Соответственно в жизненном мире различаются интимные отношения лицом к лицу (мы-отношения) и сдержанные безличные отношения (они-отношения).

Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой

Источник: http://www.elitarium.ru/povedenie-lyudej-vospriyatie-lichnost-biheviorizm-teoriya-socialnogo-naucheniya-psihoanaliz-geshtalt-psihologiya/

Ссылка на основную публикацию