Работа с верованиями — психология

Работа с верованиями

Работа с верованиями - психология

К религиозности либо не религиозности верования не имеют никакого прямого отношения, и работа с верованиями (предрассудками) — часть обычной психологической, психотерапевтической и педагогической работы, в том числе коучинга.

Бытовое название работы с верованиями — прочистка мозгов клиента.

[В транзактном анализе прочистка мозгов политкорректно называется деконтаминация — освобождающая терапия от замусоренного состояния Взрослого иллюзиями Ребенка или предрассудками Родителя: «А, готовиться к экзамену не обязательно, как-нибудь сдам!» — иллюзии Ребенка. «Все мужчина — сво…!» — предрассудки Родителя.

Основные направления, ради чего обычно идет работа с верованиями (могут быть и другие):

  1. Внутреннее «Хорошо»
  2. Создание мотивации и перспектив развития
  3. Лады с окружающими
  4. Как результат — успешность как в личной, так и в деловой сфере.

Работа с верованиями обычно состоит из следующих шагов.

Первое — это инвентаризация верований: нахождение того, что можно считать верованиями, составление их списка.

Например, за привычкой возмущаться обычно стоят два вида верований: верования «хорошо — плохо» («Грубость — это плохо!») и верования, как на нечто «плохое» нужно реагировать («В отношении таких вещей естественно возмутиться, потому что это — возмутительно!»).

Если первое верование («Грубость — это плохо!») скорее разумное и адекватное, то второе верование («Грубостью нужно возмутиться!») — достаточно спорно.

Полицейский грубость пресечет потому, что это нарушает общественный порядок, при этом не очевидно, что его что-то возмутит.

Второе — определение вредных, мешающих верований. Верования могут мешать развитию, продуктивному мышлению, портить отношения, портить настроение, порождать ненужные переживания. Если человек верит: «Утро добрым не бывает!», рано или поздно он добьется того, что любое утро у него будет регулярно хмурым.

Верование «Жизнь как зебра — за белой полосой обязательно будет черная!» — обязательно спровоцирует депрессивный фон после дней с приподнятым настроением. Верование «Любовь не может длиться вечно!» подталкивает к тому, что человек не следит за своими чувствами и их теряет.

В целом, убежденность «Эмоциями нельзя управлять» (вариант «Эмоции контролировать вредно») — также ведут к дестабилизации эмоционального тона. Смотри Управление эмоциями, Контроль эмоций, Эмоции и верования

Третий шаг — снятие вредных, мешающих верований. Верование, на каком-то этапе ставшим неадаптивным, мешающим решению жизненных задач, можно снимать. Как правило, предпочтительнее не бороться с мешающим верованием, а действовать позитивно, приживить новое, более полезное верование.

Важно, чтобы новое верование было экологичным, не противоречило системе ценностей конкретного человека, соответствовало культурным и этическим нормам общества.

Однако в ситуациях, где требуется быстрое решение вопроса и не до экологичности (иначе «ноги протянем»), используются и силовые решения.

Смотри видео: На заявление Кисы Воробьянинова «Никогда! Никогда Воробьянинов не протягивал руки!» (внутренний запрет на попрошайничество) Остап Бендер поставил вопрос жестко: забудь про эту глупость, выжить важнее, чем данное дворянское верование.

И последний, четвертый шаг — приживление полезных верований. Это можно делать через проговор, через объявление (декларацию), через новое действование. Чтобы овнутрить новую установку, ее хорошо проговорить на тренинговой группе несколько раз нескольким людям.

Например: «Я могу чувствовать что угодно в отношении кого угодно. Чувства и эмоции — это только чувство, а не руководство к действию!». Другой вариант — осуществить новое для себя поведение, реализующее новое, полезное верование.

Во многих тренинговых практиках для этого используется упражнение «Нестандартные поступки».

Именно на работе с иррациональными убеждениями (верованиями и комплексами) специализируется когнитивно-бихевиорального подхода, основоположниками которого являются А. Эллис и А. Бек.

Пример отчета по работе с верованиями

Как с верованиями работают в Синтоне? Смотри отчет Д.Щ. по работе с верованиями,→

Источник: https://knigarazuma.ru/article/rabota_s_verovaniyami

Работа с клиентом. Реальные психологические консультации

Работа с клиентом. Реальные психологические консультации

Практическое консультирование клиентов. Реальные психологические консультации. Все имена изменены, описание случаев приведено с согласия клиентов. 

Практическая часть. психологическое консультирование. 

Приводится описание клиента по формальным социальным признакам, дается описание заявленной проблемы в том виде, как ее видит клиент на начало курса психологической консультации.

Вкратце упоминаются основные вопросы, заданные терапевтом в течении сессии и соответствующая реакция клиента, разумеется, в том случае, если она, представляется психологу значимой.

Перечисляются основные техники, используемые в течение консультации, а также заданные клиенту как домашнее задание. Далее дается описание результата, если таковой имел место, с точки зрения психолога.

ВИКТОР ( февраль-март 2008 года)

37 лет

Образование высшее.

Религиозная принадлежность-затрудняется определить.

Социальное положение — безработный.

Неженат. Детей нет.

1. Консультация (1,5 часа)

Заявленная проблема-чувство пустоты и бессмысленности в жизни. Мысли о самоубийстве.

Путем расспросов выясняю, что основная эмоционально значимая тема – утрата отношений с любимой женщиной, которая произошла 2 года назад.

Я попросил рассказать историю отношений, с целью обнаружить наиболее эмоционально сильные моменты, для того, чтобы впоследствии, путем использования различных практик, возможно таких, как практики осознания и приятия, дать клиенту возможность прожить эти моменты заново, и, как возможное следствие, завершить «зависшую» ситуацию.

В ходе довольно длинного и подробного рассказа обнаружил довольно любопытную вещь, клиент рассказывает о значимых событиях вроде бы подробно и хронологически последовательно, но детали как бы растворяются или «замыливаются», и на мою просьбу пересказать подробно и детально определенную ситуацию следует выраженное, но завуалированное нежелание это делать.

То есть клиент честно пытается пересказать события, но детали постоянно ускользают из рассказа, чувствуется недоумение и легкое раздражение: « А зачем это нужно? Какая в этом необходимость», на что я даю объяснение, что детали важны потому, что это объективная картина произошедшего события, которые и определили в общем-то ту ситуацию, в которой находится клиент сейчас, и для того, чтобы понять эту ситуацию, надо как минимум понять ее причины, которые лежат в прошлом, в том числе и в поведении клиента.

Объяснение принято благосклонно (интеллектуальный уровень клиента довольно высок для того, чтобы «с ходу» объяснять некоторые подробности работы психолога), но от этого ясности в деталях не прибавилось.

Из чего я сделал промежуточный вывод о том, что ,возможно, клиенту не хочется восстанавливать истинный ход событий, и легче (удобнее?) на данный момент пользоваться собственной интерпретацией.

В ходе расспросов также выясняется, что в отношениях с женщиной значимым моментом было то, что по мнению клиента, она принадлежит к другому социальному кругу, нежели принадлежал мой клиент, более высокому, и, по его мнению, он сильно проигрывал ей в смысле социально-культурного положения.

Несмотря на то, что объективно это безусловно не так. Также клиент делал в эти моменты акцент на значимые для него качества, которые проговаривались по сути как позитивное, но не принимаемое обществом противопоставление качествам женщины и ее круга.

Здесь можно обратить внимание на две детали: первая — это то, что клиент очевидно стремится идеализировать женщину, второе — это то, что клиент сам же противопоставляет этой идеализации (но уже не так явно) свои собственные качества, которые, по его мнению, не работают из-за неприятия их обществом.

По моему мнению, этими качествами клиент завуалированно «бравирует» и стремится выставить напоказ, получая обычно результат, по его же словам, довольно странной реакции со стороны общества. Из дальнейших расспросов выяснилось, что в момент расставания инициатива все закончить принадлежала клиенту.

Интерпретация клиента звучала как: «Все равно я все испортил бы». Завершение отношений происходит на фоне внутреннего обещания продолжать любить ее всегда. На мой вопрос об отношении к любви вообще клиент ответил, что верит, что любовь только одна. На мой вопрос о том, было ли так всегда, ответ был, что такое мнение сформировалось после всей этой истории.

Промежуточная интерпретация с точки зрения психолога.

Возможно, у клиента страх ответственности за отношения.

Так или иначе, завершение отношений явно имело для клиента большую ценность, чем их продолжение, возможно, на фоне завышенных требований к себе и, соответственно, к своему положению в мире.

Очевидно стремление «не копать» глубже собственной интерпретации событий своей жизни. Очевидная склонность к аффекту и на этом фоне формированию сверхценной идеи.

Внутренняя сверхценность заменяет реальную жизнь и становится более значимой, чем реальность.

Еще одной возможной внутренней сверхценностью в данном случае, возможно, является стремление быть «не как все» за счет выраженного поведения, отличающегося от общественно принятого.

Обращает на себя внимание и факт возможной проекции своих собственных невостребованных качеств на другого человека, в данном случае, на женщину.

Вероятные действия – поиск альтернативных ценностей в жизни, формирование позитивного отношения к ним. Проработка и завершение прошлых отношений через техники осознания и приятия. Выявление «скрытых» внутренних причин конфликтов.

Вероятно, клиенту следует в дальнейшем предложить использовать технику противоположностей для выявления и последующего осознание проецируемых качеств.

Домашнее задание — написание автобиографии, рисуночный тест «несуществующее животное»

Возможные вопросы на следующую сессию:

По ключевым моментам автобиографии.

Понять какие черты характера выходили на первый план в критические моменты автобиографии, возможно, с точки зрения субличностей.

Более расширенно поговорить о том, что же такое, по его мнению, любовь.

Перевести в контекст любви к себе и к миру вообще. Рассмотреть любовь в контексте возникновения привязанностей. Определить те качества, которые для клиента являются значимыми в других людях.

Можно также поговорить о смысле жизни вообще, как он понимается клиентом. 

2. Консультация ( 1час 20 минут)

Сразу выяснилось, что биография не готова. Клиент столкнулся, по его словам, с большими трудностями в написании биографии.

Я спросил, почему так, и получил сначала весьма размытые общие ответы о том, что, вроде бы непонятно зачем все это и вообще, «типа не получается и все».

Я настоял все же на более детальном ответе и выяснилось, что проблема связана с тем, что писать о некоторых моментах было просто неприятно и фактически это и сделало невозможным написание автобиографии вообще.

Я расспросил о этих моментах и поросил, как и на прошлой консультации, подробно описать некоторые из них.

Два момента были описаны, один из которых — школьная история с влюбленностью в клиента девушки, с которой, по словам клиента, он вел себя «по-свински», и теперь испытывает чувство вины и неприязни к себе.

Другой момент был связан с отношениями с родителями, когда, по словам клиента, они часто вторгались, довольно беспардонно, в его личную жизнь.

Я опять, как и в прошлый раз, попросил клиента описать совершенно конкретную ситуацию, связанную с вмешательством родителей в жизнь клиента, и опять встретился с той же трудностью, что и на прошлом сеансе: давая общую картину, клиент как бы «замыливал» детали, и было фактически невозможно понять, какие чувства он испытывал в этой ситуации, а на прямой вопрос вспомнить и осознать испытанные чувства, клиент отвечал так, что будто бы описывал происходящее с другим человеком.

Из данной ситуации я понял, что, возможно, клиент не совсем готов к реальной и глубокой работе, возможно, это связано с подсознательным страхом потери тех ценностей, которые хоть и травмирующие, но являются сверх-значимыми на данный момент.

Читайте также:  Методика построения тренингов синтон-программы - психология

После беседы по автобиографии я задал вопрос о том, если рассматривать его будущее в позитивном аспекте, как он его видит. На это я получил следующий ответ:

«Свобода в средствах, экстремальные развлечения, путешествия по миру, возможность общения с друзьями».

На вопрос какие качества, как он считает, необходимо ему развить, то, чего не хватает он ответил:

«Открытость, целеустремленность, собранность, способность доводить дело до конца, целостность, интуиция».

К сожалению, я не увидел среди значимых целей пункта о создании каких-либо отношений с женщинами. Однако в целом сделал вывод, что для первоначальной работы, есть определенный набор значимых альтернатив, что позволяет увидеть ситуацию не в таком безнадежном аспекте.

Домашнее задание.

Продолжать писать автобиографию, добавил также задание акцентировать внимание на значимых моментах и особенно на тех, которые неприятно вспоминать.

Вопросы на следующую консультацию.

Отношения с родителями, выявление черт характера, сложившихся в тот период под влиянием отца и матери, выявление проблемных точек соприкосновения с родителями и их возможный анализ.

Промежуточная интерпретация.

Сопротивление клиента, стремление все свести к собственной интерпретации и нежелание видеть события под другим углом. Попытка свести все к логическим рассуждениям.

Вероятные действия.

Работа с прошлым, с ключевыми точками биографии, отношения с родителями.

Необходимо, чтобы клиент сам, для начала, хотя бы на формально-логическом уровне вывел хотя бы несколько причин, по которым он оказался в такой ситуации,это могло бы послужить поводом для иного (альтернативного) понимания.

Следовательно, надо продолжать более углубленную работу с прошлым клиента. Одновременно необходимо прорабатывать те значимые цели, которые были заявлены, что, возможно позволит сместить акцент с внутренней ситуации на внешнюю.

В одну из последующих консультаций предложить технику противоположностей.

По мнению психолога, прежде чем приступать к медитативым техникам, таким как символдрама и работа с субличностями, необходимо будет проводить работу в основном на понятном для клиента уровне формальной логике, попутно, работая с повышением осознанности. Вероятно, следует дать технику медленных движений и, в дальнейшем, добавить технику осознанности этих движений.

После второй консультации прошло более 2 месяцев, до настоящего момента клиент не высказывал желания продолжать. Он не выходит на связь и я узнаю о нем только через наших общих знакомых. К сожалению, следует сказать, что здесь налицо случай сильнейшего сопротивления ментальной матрицы клиента.

Источник: http://xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai/psychologist-consultation/psychoterapy/

Психология работы с проблемными сотрудниками

Психология работы с проблемными сотрудниками

Нынешняя непростая финансовая обстановка заставила HR-в задуматься над сложными вопросами.

Каким образом можно успокоить волнения, связанные с сокращением рабочих мест? Как предотвратить панику и упадническое настроение персонала? Эти проблемы в совокупности со стрессом, нервными переживаниями не лучшим образом сказываются на производительности труда сотрудников. А ведь как никогда сейчас нужно всем работать с максимальной отдачей.

Объективные факты

Работа менеджера по персоналу в условиях кризиса усложняется, так как помимо HR-технологий особенно активно приходится использовать психологические техники, в том числе такие, как манипуляция, принуждение и другие.

Все дело в том, что порой невозможно сохранять взаимоотношения между руководителями и подчиненными только в рамках деловых.

В кризисных ситуациях в ответ на сообщение работодателя у сотрудника появляется соблазн перейти «на личность» и прибегнуть к психологическому давлению на начальника.

Например, руководитель сообщает сотруднику о необходимости увольнения ввиду финансовых затруднений в компании. Люди разные, поэтому и реакцию на такое сообщение предсказать сложно.

Одни сотрудники, узнав всю ситуацию, ведут себя в рамках деловых отношений, без излишних эмоций и агрессии, уточняя детали процесса и возможные последствия для себя. Это идеальный вариант.

Другие проявляют агрессию, или наоборот, апатичность, начинают плакать и пр. И это тоже надо учитывать менеджеру по персоналу.

К сожалению, и сами компании в период нынешних финансовых неурядиц прибегают к психологическому давлению на сотрудников. Такие действия не делают чести работодателю и могут серьезно повлиять на его имидж на рынке труда.

Какой сотрудник — проблема?

Чтобы не быть застигнутым врасплох неожиданной реакцией сотрудника на кризис в компании, давайте разберемся, какие работники в это время будут наиболее проблемными. Условно распределим людей в группы по эффективности их труда, личностным особенностям и мотивам, определяющим их отношение к работе.

Энтузиасты. Сотрудники, для которых главным мотивом в работе является интерес. Они инициативны, амбициозны, обладают высокой работоспособностью. Однако в условиях кризиса, когда многие новые проекты сворачиваются, у таких сотрудников снижается заинтересованность в работе.

Если в компании в будущем планируется открытие новых направлений, то таких работников отпускать нельзя, и нужно переориентировать их, например, на преобразование старых проектов с учетом кризиса. При этом обратите внимание, что такие сотрудники любят публичное признание их заслуг.

Если их не поддерживать, то в условиях потери интереса к работе они, как правило, увольняются сами.

Трудные сотрудники. Такие работники были приняты в компанию в результате ошибки на этапе рекрутинга, когда взяли специалиста не с тем опытом. Сложно понять мотивы, побудившие таких людей поступить на работу, которую они не смогут выполнить хорошо.

Если у него нет других профессиональных черт, компенсирующих его недостатки как специалиста, то сейчас, в условиях кризиса, он будет первым в списке на увольнение.

Дальнейшее взаимодействие с ним будет зависеть от его личностных особенностей (например, агрессивность, обидчивость) и причин, по которым он устроился на работу (например, если нет другой работы), и строиться с их учетом.

С такими сотрудниками лучше всего говорить на языке фактов (не успел выполнить в срок, допустил серьезную ошибку и пр.), проводить аттестацию накануне увольнения.

Сотрудники с психологическими проблемами. Это наиболее сложная группа людей. Они могут быть эффективными в работе.

Однако добиваются результатов за счет индивидуальных качеств, которые могут казаться коллегам причудливыми или раздражающими, например, излишняя педантичность или склонность к сплетням.

Мотивы, определяющие его профессиональную деятельность, могут быть самыми разнообразными: хорошее или плохое настроение или самочувствие, излишняя болтливость и общительность, чрезмерная замкнутость и другие.

Если ценность такого сотрудника велика даже в кризисное время, то придется мириться с его особенностями или пригласить к нему психолога. Если вы приняли решение с ним расстаться, то реакция на ваше заявление полностью непредсказуема и зависит не только от умения убеждать, но и от психологической грамотности.

Словарь HR-аЛокус контроля — психологическое свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним (способности, знания человека) либо внешним (объективные обстоятельства, независящие от действий людей) факторам.Самооценка — в кадровой работе это деловая оценка сотрудником своей профессиональной компетентности.Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Как реагировать?

Выстраивая защиту от необоснованных, на ваш взгляд, реакций со стороны персонала, помните, что если ваши действия в рамках закона, то сотрудникам сложно будет что-либо выдвинуть против кроме своих эмоций и душевных переживаний.

Если эмоциональная реакция работников излишняя, используйте психологические методы.

Они помогут как в отношении тех сотрудников, кто уйдет (чтобы сохранить имидж компании), так и тех, кто останется (чтобы воодушевить или пресечь панику).

Необходимо сдерживать нервозность руководителей среднего звена, от которых, как правило, беспокойство передается и всем их подчиненным. Полезно информировать всех сотрудников о том, какую стратегию и тактику приняло руководство с учетом сложившихся условий, какой антикризисный план разработала компания.

Необходимо психологически готовить сотрудников к переменам, объяснять, что кризис — это время новых возможностей. Информировать персонал можно как с помощью почтовой рассылки, так и на локальных планерках внутри отдельных коллективов.

С сотрудниками лучше соблюдать прозрачность во всем, поскольку неизвестность порождает домыслы и слухи.

Есть общие психологические «инструменты», которые помогут вам управлять разнообразными реакциями сотрудников в случае их вынужденного, но обоснованного с точки зрения закона, увольнения. Так, если сотрудник проявляет агрессию, постарайтесь не прерывать поток его эмоций.

С одной стороны, это позволит ему избавиться от накопившегося негатива. С другой — вы узнаете то, о чем сотрудник умалчивал в разговорах с вами, настроение внутри коллектива или ваши управленческие упущения.

Поэтому эффективными методами здесь будет слушание и правильно построенная беседа.

Самая предпочтительная схема для сообщения неприятной новости о сокращении следующая. Сначала поблагодарите сотрудника за работу у вас, затем объясните причины, почему компания с ним вынуждена расстаться, например, финансовые затруднения из-за перебоя с заказами.

В заключение беседы используйте прием «поглаживания», то есть постарайтесь вызвать приятные эмоции у сотрудника: сообщите о размере выходного пособия и хороших рекомендациях. Конечно, хорошо, если сотрудник все-таки согласился с вашими доводами и больше не затевал скандалов.

Если нет, используйте установленную законом процедуру увольнения.

В случае если сотрудница пустилась в слезы или сотрудник выглядит подавленным, также поможет «поглаживание». Подчеркните их былые заслуги (даже если они незначительные) и выразите уверенность, что с таким профессионализмом новая работа быстро найдется, а вы в свою очередь подтвердите, если новый работодатель спросит о рекомендациях.

Все будет хорошо!

А как быть с теми, кто остался? Как воодушевить их на новые трудовые подвиги? Здесь уже ключевую роль должен играть руководитель, который своим примером может убедить оставшихся сотрудников, что кризис — это время интенсивной работы, порой с перегрузками, стрессом. Но отчаиваться не стоит, а нужно продолжать идти вперед, невзирая на преграды и надеяться на лучшее.

Как уже упоминалось выше, на вооружении руководителя организации несколько инструментов — коммуникативные каналы, например, электронная почта, личностные особенности, например, харизма, и другие качества, позволяющие анализировать ситуацию и оперативно принимать управленческие решения. Основные линии поведения руководителя в период кризиса — выступления с обращениями к сотрудникам, личный пример, демонстрирующий настрой, работоспособность и умение бороться со стрессом и нагрузками. Пригодятся и знания о своих сотрудниках и их возможностях.

Таким образом, ключевое значение приобретает личность руководителя, который должен проявить уверенность и веру в победу, быть открытым, суметь сплотить команду и организовать эффективное взаимодействие. Главное — смотреть в будущее с изрядной долей оптимизма!

В настоящее время сотрудники более всего опасаются сокращений и снижения заработной платы. При этом возрастет конкуренция: персонал, понимая, что останутся только лучшие и эффективные сотрудники, начнет работать с полной самоотдачей.

В целом морально-психологическое состояние коллективов зависит от руководителей, которые разъясняют причины и источники кризиса, суть принимаемых руководством мер, перспективы развития компании.

Надо помнить, решение и выход из кризиса есть всегда!

Галина Ускова
По материалам «Кадровое дело»

Источник: http://hr-portal.ru/article/psihologiya-raboty-s-problemnymi-sotrudnikami

Реверсивная психология: как это работает?

Вы наверняка делали это много раз, и даже не подозревали, что занимаетесь именно ей — реверсивной психологией. Этот феномен имеет простой принцип работы. Вы хотите чтобы кто-то сделал что-то, но абсолютно уверены в отказе, даже после вежливой просьбы.

Поэтому вы просите человека сделать нечто прямо противоположное тому, что вам нужно. Например, вы безуспешно просите своего мужа покрасить спальню.

Читайте также:  Вертикаль и горизонталь - психология

Но как только вы скажете ему : «Не беспокойся, я сама покрашу — все равно я лучше тебя умею красить стены», будьте уверены, муж сразу возьмет в руки кисть.

«Реверсивная психология часто работает потому, что каждый человек нуждается в независимости, — говорит доктор Джанет Раймонд (Dr.

Jeanette Raymond), лицензированный психолог, психотерапевт и эксперт по отношениям из Лос-Анджелеса.

— Намного сильнее воодушевляет ощущение, что ты сделал что-то по своему собственному желанию, а не потому что тебя кто-то принудил, заставил, пристыдил или пригрозил разрывом отношений».

В психотерапии реверсивная психология носит название «парадоксальной интервенции» (термин «реверсивная психология» появился под влиянием медиа). В парадоксальной интервенции терапевт говорит клиенту вести себя именно так, как клиенту больше всего хочется.

Например, если клиент хочет побороть прокрастинацию, терапевт предлагает ему прокрастинировать один час в день.

Смысл в том, что это поможет клиенту сфокусироваться на поведении и его возможных последствиях и позволить ему увидеть, что поведение — явление добровольное и поэтому контролируемое.

Есть некоторые сомнения по поводу этичности парадоксальной интервенции в исполнении профессионала. Иногда проблема пациента может представлять собой, страх или боль, и в этом случае просить пациента намеренно создать это состояние не кажется допустимым.

  • Как брендам удается манипулировать нашим подсознанием?

На ком работает реверсивная психология?

Реверсивная психология, или парадоксальная интервенция — относительное новое понятие в психотерапии, но она имеет народные истоки. Например, считается, что родителям не стоит предостерегать своего ребенка от брака с неудачной пассией, иначе свадьба непременно состоится. Но работает ли это на всех и в любой ситуации?

Эксперты уверены, что реверсивная психология имеет больше шансов сработать на тех, кто не любит быть под контролем — подростки. бунтовщики, нарциссы, например.

Большинство людей с пассивным складом характера спокойно сделают то, что вы попросите, так что для них в реверсивной психологии нет необходимости.

Также она лучше сработает на тех, кто часто принимает эмоциональные решения, а не спокойно обдумывает свои шаги.

Реверсивная психология имеет больше шансов сработать на тех, кто не любит быть под контролем

Джанет Раймонд утверждает, что эффективность этого метода в меньшей степени зависит от типа личности, чем от динамики отношений. «Там, где человек борется за свою независимость и индивидуальность, парадоксальная интервенция может сработать, потому что человек стремится сделать то, что вы ему запрещаете».

В качестве примера она упоминает Джулиана Ассанжа, главу WikiLeaks.

«Чем больше его призывали остановиться и чем больше угроз от могущественных стран, вроде США, он получал в свой адрес, тем больше он их игнорировал и тем скорее приобретал ореол мученика», — говорит психотерапевт.

— «Если бы ему сказали, что его работа — это круто и потребовали продолжать в том же духе, вероятно, он не гнул бы свою линию так упорно».

К счастью, не часто перед нами стоит задача с помощью реверсивной психологии остановить распространение сверхсекретной правительственной информации. Большинство из нас использует этот метод по намного более мирным поводам — по отношению к детям и своему партнеру, а также для достижения бизнес-целей, о чем вы узнаете далее.

  • Психология принятия решений или Как мы делаем выбор?

Реверсивная психология и дети

Когда ни что иное не помогает, родители часто используют приемы реверсивной психологии со своими детьми.

Каждый, у кого есть дети, наверняка нередко использует испытывал этот метод в отношениях с ними. Дети очень часто делают совершенно противоположное тому, что от них хотят родители. И как многие из нас, они не любят, когда им указывают, что делать.

В одном эксперименте 2-летним малышам запретили играть с определенной игрушкой. И вот им внезапно очень понадобилось играть именно с ней.

Детей старшего возраста попросили выбрать любую картинку из пяти — но сразу после этого сообщили, что одну из них выбирать нельзя. И что в итоге? Запрещенная картинка срочно понадобилась всем.

Другие исследования также показали, что специальные предостерегающие знаки делали предмет очень привлекательным для детей — например, те, которые появляются на экране во время телешоу с кадрами насилия.

Итак, в чем суть? Родители могут использовать реверсивную психологию, чтобы не позволить естественному стремлению детей к независимости помешать их разумным желаниям.

Но родители должны делать это ответственно и выборочно. Если вы станете применять реверсивную психологию слишком часто, она станет привычной и перестанет работать.

Ваши дети будут воспринимать вас как манипулятора, что, конечно же, не очень хорошо.

Кроме того, никогда нельзя использовать «негативную» реверсивную психологию , которая может нанести вред личности ребенка.

Например, никогда не говорите ребенку, что спрячете его велосипед, потому что он не может заехать в гараж, не поцарапав стоящие рядом машины. Подбирайте позитивные и безобидные формы воздействия. Например, ваша дочка не хочет ужинать.

Скажите, что это прекрасно, но когда время обеда закончится, будет пора спать и поесть она просто не успеет.

С подростками хорошо работает подход, когда вы предоставляете им самим сделать выбор.

Например, если ваш 16-летний ребенок хочет пойти на какое-то подозрительное мероприятие, скажите ему или ей, что вы не можете принудить его остаться дома, даже если вам кажется, что там может быть опасно.

Так что придется самому решить, как будет умнее поступить. Таким образом, вы успешно сложите с себя полномочия, и в итоге ребенок может даже послушаться вашего совета.

«Парадоксальная интервенция не дает разрешения делать ребенку то, что хочет он, а не его родитель, — говорит Раймонд. — Вы просто вдохновляете ребенка поступить неправильно, и в итоге это становится ему просто не интересно».

Некоторые психологи выступают против использования реверсивных методов в любых обстоятельствах. Доктор Вики Паначиони (Dr.

Vicki Panaccione), детский клинический психолог, считает, что если вы хвалите ребенка за то, что он сделал не то, что вы просили, — например, вы сказали сыну продолжать отращивать длинные волосы, а он в ответ сделал короткую стрижку, — вы учите его не слушаться вас. Ребенок также поймет, что ваши слова не всегда соответствуют действительности.

  • Нейромаркетинг: Как «эффект обладания» влияет на восприятие цены?

Использование реверсивной психологии в отношениях и бизнесе

Иногда в отношениях партнеры уклоняются от откровенного разговора на определенные темы и не говорят о своих чувствах и эмоциях. Если вы понимаете, что это происходит в вашей паре, вы можете попробовать применить реверсивную психологию.

Может быть, ваша половина говорит вам, что хочет взять тайм-аут, потому что вы слишком дотошны. Радостно сообщите ему, что вы как раз поняли, что вероятно свалили на него слишком много. И на некоторое время оставьте его в покое.

Скорее всего, он резко изменит свое мнение и ваши отношения продолжатся.

Или, возможно, вы обсуждаете иметь или не иметь детей с вашей женой. Вы твердо уверены, что она хочет детей прямо сейчас, но говорит, что разумнее будет немного подождать. Вы говорите: «Хорошо, давай подождем пару лет». Будьте готовы к тому, что она внезапно скажет — не будем ждать, давай прямо сейчас.

В случае с бизнесом, реверсивная психология наиболее эффективна в продажах. Не стоит применять эту технику, чтобы заставить людей покупать то, что им не нужно. Но использовать ее с покупателями, заинтересованными в вашей продукции, вполне оправдано.

Есть несколько способов применения реверсивного подхода в продажах. Первый — «дисквалификация клиента». В этом сценарии, вы говорите клиенту, что он не может себе позволить конкретный товар или он ему не очень нужен, рассчитывая при этом, что покупатель захочет этот продукт еще сильнее.

Например, вы помогаете паре подобрать машину. Вы показываете им все машины в салоне, кроме двух дорогих автомобилей в углу. Они спросят вас, почему им не показали эти машины. Вы отвечаете им, что эти машины слишком дороги и вам кажется, что, скорее всего, пара не сможет себе их позволить. Покупатели настаивают на просмотре и в итоге покупают одну из них, чтобы доказать вам вашу неправоту.

Другая распространенная техника — предложить покупателю оценить ваш продукт по шкале от 1 до 10 после того, как вы дали клиенту полную информацию о товаре. Покупатель оценивает товар в 7 баллов. Вы изображаете удивление и говорите, что по его реакции ожидали оценку не выше 3-4 баллов. Зачастую далее клиент аргументирует свою оценку и по мере объяснений продает этот продукт сам себе.

Высоких вам конверсий!

Источник: https://lpgenerator.ru/blog/2016/02/19/reversivnaya-psihologiya-kak-eto-rabotaet/

Работа с дилеммами

?Цитируем по книге:

Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской конференции: в 2 т. / редколлегия: Н.А. Батурин (отв. ред.) и др. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. Т.1. – 380 с.

Со стр. 322-327

УДК 159.923:2-4

ББК Ю93 + Ю952.2

ДИАГНОСТИКА РЕЛИГИОЗНОСТИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Чумаков М.В.

E-mail: mihailchv@mail.ru

Курганский государственный университет, г. Курган

Этапы развития психологии религии в России и диагностика религиозности личности. Тесты диагностики религиозности личности. Кросс-культурная шкала религиозности личности, субъективного благополучия в религиозной сфере, копинга с опорой на религию, шкала мистицизма, шкала внутренней и внешней религиозности.

Ключевые слова: религиозность, личность, диагностика.

В настоящее время увеличивается количество работ, в которых религиозность, вера включается в контекст общей психологии и психологии личности [1].

Исследования религиозности личности имеют свои особенности, связанные с историческими и культурными рамками, в которые они были включены.

Нами с некоторой долей условности были выделены три периода в развитии психологии религии в нашей стране в зависимости от исторического контекста.

Содержательный анализ особенностей каждого периода позволяет сделать некоторые выводы в отношении развития психодиагностики религиозности как одной из задач психологии личности.

Этап до 1917 года характеризуется тем, что психология религии в нашей стране развивается в русле мировых тенденций в данной области психологии. В этот период на русский язык переводится большинство основных публикаций по психологии религии. Например, книги У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта», Ж. Шарко «Исцеляющая вера», Т. Рибо «Психология чувств», которая содержит главу, посвященную религиозному чувству, Т. Флурнуа «Принципы религиозной психологии», Р. Грассери «Психология религий». Работа Т.Флурнуа опирается на анализ лучших работ по психологии религии того времени – С. Холла, У. Джеймса, Дж. Леуба, Т. Рибо, Е. Старбука, Е. Мюризье и др. Помимо зарубежных переводов появляются монографии по проблемам религиозности личности русских психологов, такие как «Психология веры» А.И. Введенского, «Вера. Психологический этюд» П.П. Соколова, «Религиозный элемент мысли» Н.М.Соловьева, «Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве» Д.Г.Коновалова, «Психология молитвы» В.В. Платонова и др. При всем разнообразии работ по психологии религии в этот период диагностика религиозности не выделяется как актуальная задача психологии личности.

322

Это объясняется, в частности, общим состоянием психодиагностики, которая находится в начальном периоде своего развития и значительной представленностью идеографических методов в психологии религии.

Читайте также:  Аффилиация - психология

Этап с 1917 по 1990 годы характеризуется сокращением публикаций и переводов по психологии религии.

Серьезные работы отечественных психологов в данной отрасли психологии, отвечающие критериям научной монографии, носят единичный характер. Эти работы содержат качественный теоретический анализ, но в них, как правило, не содержится ни диагностических методик, ни эмпирических данных.

Значительная часть работ под рубрикой психологии религии в этот период носит предвзятый характер и прямо или косвенно посвящена вопросам борьбы с религиозностью личности. Религиозное сознание рассматривается как пережиток прошлого, как низший его уровень в противоположность атеистическому сознанию, которое рассматривается как более высокий уровень развития.

Диагностика религиозности не рассматривается как актуальная задача психологии личности в виду отсутствия запроса общества и значительного влияния идеологии.

Нет смысла вкладывать ресурсы в создание методик психодиагностики религиозности личности, если религиозность населения неуклонно снижается и, согласно идеологическим установкам, в будущем сведется к минимуму.

Оценочный подход к религиозности, в котором эта черта рассматривается как признак недостаточного развития личности, а атеизм как признак ее высокого развития не создает предпосылок для качественного развития психодиагностики в этой области. В этот период произошло значительное отставание психологии религии у нас в стране от мировых стандартов.

Причем это отставание во многом возникло в результате того, что в зарубежной психологии высокими темпами развивалась психодиагностика религиозности личности. Это привело к значительному расширению эмпирических исследований в зарубежной психологии религии при практическом их отсутствии в отечественной психологии.

В первую очередь речь идет о создании психологических тестов, которые измеряют выраженность религиозности как личностной черты. Представления о религиозности как об одномерной величине развиваются в сложные, многомерные модели религиозности личности. Эволюция теоретических моделей осуществляется на основе эмпирических данных.

Новые теоретические модели требуют новых тестов для диагностики, новые диагностические методики обеспечивают получение эмпирических данных, обобщение которых приводит к детализации, коррекции и усложнению теоретических моделей. Диагностика религиозности личности осуществляется не только на основе психометрического подхода, опирающегося на тесты религиозности. Разрабатываются методы, претендующие на большую глубину анализа. Например, клиническое интервью, направленное на диагностику уровня развития религиозного сознания Ф. Озера. Метод Ф. Озера ориентирован на диагностику структурных изменений религиозного

323

сознания и личности. Испытуемого стимулируют к рассуждениям на религиозные темы при помощи специальных дилемм. Дилемма содержит про-тиворечие, в разрешении которого испытуемым проявляются особенности его религиозности на структурном уровне. Интервью сочетает в себе возможности стандартизации процедуры и возможности творческой коррекции хода интервью в зависимости от получаемых ответов.

Итогом диагностики является не количественный показатель, как в тестах религиозности, а качественный вывод о принадлежности испытуемого к какому либо структурному уровню развития религиозности или к промежуточному уровню, если структура находится на этапе своего становления. Развитие религиозности личности в подходе Ф.

Озера представлено не в континууме религиозности и атеизма, где атеизм рассматривается как более высокий уровень развития, а в континууме последовательно сменяющих друг друга стадий развития религиозного сознания. Каждая последующая стадия характеризует религиозность на более сложном когнитивном структурном уровне, который сочетается с более сложной организацией социального взаимодействия.

Теоретическая модель Ф.Озера описывает прежде всего когнитивную организацию религиозности на уровне структур, но неизбежно затрагивает и личность, включенную в процесс социального взаимодействия.

По результатам интервью диагностируется принадлежность к одной из пяти стадий религиозного развития личности, каждая из которых характеризуется более сложной структурной организацией и качественным своеобразием. Диагностическая процедура предполагает возможность отнесения испытуемого к промежуточному уровню. Одной из задач создания структурированного интервью Ф.

Озер видит в том, чтобы создать эмпирически подтвержденную теорию религиозности личности и избежать умозрительных заключений. В подкреплении теоретических положений эмпирическими фактами Ф. Озер видит большой потенциал не только для психологии религии, но и для теологии. Актуальна задача адаптации процедуры диагностики для русскоязычной выборки, поскольку Ф.

Озер предполагает универсальность структур религиозного сознания для различных культур.

Наш опыт проведения процедуры на русскоязычной выборке показал, что дилеммы инициируют рассуждения на религиозные темы, позволяют получать диагностически значимые суждения испытуемых, поддающиеся классификации в соответствии с уровнями. Вместе с тем выявилась некоторая специфика в восприятии дилемм.

В частности дилемма Поля требует дополнительного изучения. Обещание Поля провести всю жизнь в одной из стран третьего мира расцениваемая в дилемме как жертва, не всегда так воспринимается испытуемыми. Таким образом, существует проблема проработки процедур диагностики религиозности личности для кросс-культурных исследований.

Этап с 1990 года по настоящее время отличается тем, что происходит увеличение публикаций по психологии религии и переводов зарубежных

324

исследований и теоретических работ. Появляются отечественные тесты диагностики религиозности личности. Например, шкала диагностики религиозной активности Д.О. Смирнова.

Проводится работа по переводу и адаптации зарубежных тестов, таких как шкала измерения общей религиозности, рассматриваемой как совокупность пяти измерений религиозности личности (DeJong, Faulkner, Warland), шкала субъективного благополучия в религиозной сфере (Paloutzian, Ellison), шкала копинга, с опорой на религию (Pargament, Ensing, Falgout, Olsen, Reilly, Van Haitsma, Warren), шкала религиозной ориентации (Gorsuch, McPeter), шкала мистицизма (Reviewed, Christopher T. Burris), шкала внутренней и внешней религиозности (Reviewed, Christopher T. Burris).

Ряд из перечисленных инструментов прошли психометрическую проверку на русскоязычной выборке [2]. Появилась возможность измерять различные грани религиозности личности. Так, шкала общей религиозности позволяет определить измерение веры, измерение религиозного опыта, религиозного поведения, религиозные знания, религиозные моральные принципы и религиозные социальные нормы [3]. Опираясь в теоретическом плане на модель, представленную Ч. Глок и Р. Старк, в практическом отношении шкала позволяет получить как обобщенный показатель религиозности личности, так и выраженность ряда факторов, являющихся его составными частями. Религиозность личности предстает как дифференцированный психометрический показатель, кото-рый не только соответствует более сложным теоретическим моделям, но и делает диагностику более надежной. Выпадение у испытуемого какой-то отдельной грани религиозности при выраженности других ее сторон не приводит к критическому снижению общего показателя, искажающему реальную картину. Применение теста на русскоязычной выборке показало, что его шкалы в данном случае имею некоторую специфику. Актуальной задачей в настоящий момент является создание сокращенной версии шкалы и подтверждение теоретической модели, лежащей в ее основе.

Шкала субъективного благополучия в религиозной сфере и шкала копинга с опорой на религию позволяют включить исследования по психологии религии в контекст некоторых перспективных направлений психологии личности. Например, рассмотреть субъективное благополучие религиозных людей с учетом специфики их мировоззрения, субъективное благополучие не религиозных испытуемых, ориентированных на экзистенциальные ценности, исследовать использование религии в целях совладания со стрессом как религиозными, так и не религиозными испытуемыми. Шкалы религиозной ориентации и внутренней и внешней религиозности позволяют дифференцировать религиозность в соответствии с теоретической моделью Г. Олпорта как в ортодоксальном ее варианте, так и с учетом разделения внешней религиозности на личностно ориентированную и социально ориентированную. Шкала мистицизма позволяет исследовать специфические переживания, которые испытуемый, в зависимости от мировоззрения и уста-

325

новок, может расценивать или не расценивать как религиозные.

Таким образом, на современном этапе появляется возможность проведения эмпирических исследований на русскоязычной выборке, которые в перспективе дадут возможность понять положение религиозности в структуре личности, ее взаимосвязи с социальным взаимодействием и деятельностью, рассмотреть различные разновидности религиозности.

Эти задачи сохраняют свою актуальность как в контексте зарубежной, так и в контексте отечественной психологии религии. В контексте отечественной психологии особенно актуально включить религиозность в контекст психологии личности.

В настоящее время актуальной остается задача создания методик диагностики религиозности и адаптации зарубежных методик.

Так, шкалы мистицизма, внутренней и внешней религиозности не имеют достаточного психометрического обоснования. Особенность изучения религиозности личности состоит в том, она изучается на примере определенной конфессиональной принадлежности. Перечисленные методики предназначены для христиански ориентированных испытуемых.

Актуальна для психологии личности задача изучения религиозности на примере ислама, буддизма, что требует разработки соответствующего диагностического инструментария и применение к области психологии религии инструментария, преодолевающего недостатки ретроспективных подходов [4].

При изучении личностных особенностей родителей религиозность как правило не принимается в расчет [5]. Проблема идеологического влияния на психологию религии, ярко проявлявшаяся в нашей стране на предыдущем этапе, сохраняет свою актуальность. Как справедливо отмечает Ю.М.

Зенько, психология религии сталкивается с субъективными ограничениями, к которым относятся ограничения мировоззренческого, нравственного и конфессионального характера. Конфессиональная принадлежность может влиять как на интерпретацию результатов, так и на постановку задач исследования, задавая определенные рамки. В связи с этим остаются актуальными принципы психологии религии, сформулированные Т. Флурнуа и методологические положения А. Вергота о нейтралитете психологии религии в отношении теологической проблематики.

Итак, диагностика религиозности является актуальной задачей психологии личности. Ограниченность инструментария для диагностики религиозности личности привела к недостаточности эмпирических исследований в данной области. Как следствие, многие учебники и монографии по психологии личности не учитывают ее религиозное измерение.

Методологический принцип нейтралитета психологии религии и безоценочный подход к рассмотрению религиозных явлений не освобождают психологию личности от исследований в этой области. Религиозность личности существует как психологический факт, требующий своего изучения вне зависимости от идеологических установок.

В настоящее время остается актуальной задача разработки методик диагностики религиозности, особенно ме-

326

тодик с учетом особенностей различных религиозных конфессий. Дело не только в том, что эмпирические данные, полученные на основе христианской модели, преобладают, а в том, что практически отсутствуют эквивалентные для различных конфессий формы тестов.

Такая задача является довольно трудоемкой технически и сложной методологически в отношении доказательства эквивалентности форм.

В результате необходимость проверки закономерностей на представителях различных религий остается скорее пожеланием, чем реальностью современной психологии религиозной личности.

Остается актуальной проблема перевода и психометрической проверки методик диагностики религиозности, что необходимо для проведения кросс-культурных исследований. Очевиден диссонанс между религиозностью личности как повседневно наблюдаемым фактом и слабой представленностью этого направления исследований в психологии личности.

Литература

1.   Братусь, Б. С. Вера как общепсихологический феномен сознания человека /   Б.С. Братусь // Вестник Моск. ун–та. Серия 14 «Психология». – 2011. – №1. –

С. 25–38.

2.   Чумакова, Д.М. Религиозность личности: основные подходы к исследова-нию, структура и диагностика / Д.М. Чумаков // Вестник Южно–Уральского гос-ударственного университета. Серия «Психология». – 2011. – Вып. 15. – №42 (259). – С. 111–114.

3.  Чумакова, Д.М. Социально – психологические особенности семьи и рели-гиозность родителей / Д.М. Чумаков // Вестник Южно–Уральского государ-ственного университета. Серия «Психология», 2010. – Вып. 10. – № 27 (203). – С. 100–103.

4.  Чумаков, М.В. Эмоциональные аспекты волевого усилия / Д.М. Чумаков // Вестник Южно–Уральского государственного университета. Серия «Психоло-

гия».  – Вып. 4. – 2009. – №5 (138). – С. 77–87.

5.   Чумаков, М.В. Личностные особенности супругов и психологические ха-рактеристики современной семьи / Д.М. Чумаков // Вестник Южно–Уральского государственного университета. Серия «Психология». – Вып. 17. – 2012. – № 19 (278). – С. 30–37.

Источник: https://rabota-psy.livejournal.com/342202.html

Ссылка на основную публикацию