Психическое состояние — психология

Психология психических состояний

Психические состояния — целостная характеристика психической деятельности на определенном отрезке времени, детерминированная: 1) предшествующей, наличной и ожидаемой ситуациями; 2) набором актуализированных свойств личности; 3) предшествующим психосоматическим состоянием; 4) потребностями, стремлениями и желаниями; 5) возможностями (проявившимися способностями и скрытым потенциалом);

6) объективным воздействием и субъективным восприятием ситуации.

Проблема психических состояний впервые поставлена в отечественной психологии Н.Д.Левитовым (О психических состояниях человека. М., 1964.)

Примеры психических состояний: агрессивность, апатия, азарт, волнение, бодрость, усталость, интерес, терпение, сонливость, леность, удовлетворенность, страдание, ответственность (долг), доверие, совестливость, сочувствие (сострадание), открытость, откровение.

Характеристики психических состояний: 1) Эмоциональные (модальные); 2) Активационные (отражают интенсивность психических процессов); 3) Тонические (ресурс сил); 4) Тензионные (степень напряжения); 5) Временные (продолжительность, устойчивость: от секунды до нескольких лет);

6) Полярность (благоприятные — неблагоприятные; положительные -отрицательные).

Классификация психических состояний: 1) Нейтральные (спокойствие, безразличие, уверенность); 2) Активационные (возбуждение — апатия);

3) Тонические: (а) эмоциональные (аффект, паника, настроение, стресс, депрессия, счастье и др.), (б) функциональные (оптимальные и неблагоприятные), (в) психофизиологические (сон, бодрствование, боль, гипноз);

Боль — психическое состояние, возникающее в результате сверхсильных или разрушительных воздействий на организм при угрозе его существованию или целостности. Бодрствование — поведенческое проявление активности нервной системы или функционального состояния человека в условиях реализации той или иной деятельности.

Сон — периодическое функциональное состояние с угнетением осознаваемой психической деятельности. Гипноз — особое психофизиологическое состояние, возникающее под влиянием направленного психологического воздействия (гипнотического внушения).

Значительное повышение восприимчивости к внушению сочетается в гипнозе с резким понижением чувствительности к действию других факторов.

4) тензионные (напряженность, расслабленность — зажатость). Возникают при повышенной нагрузке, при выходе за пределы комфортной зоны; при препятствии на пути удовлетворения потребностей, при физической и психической травме, тревоге, лишении условий.

Функции психических состояний: 1) Интегративная (интегрируют процессы и свойства личности для обеспечения протекания деятельности); 2) Адаптивная (установление соответствия между актуализированными потребностями человека и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения.; 3) Информационная; 4) Энергетическая; 5) Оценочная; 6) Антиципирующая; 7) Настроечная; 8) Побуждающая;

9) Уравновешивающая.

Непрерывность состояний — отсутствие резко выраженных переходов из одного состояния в другое.

Функциональные состояния определяют эффективность деятельности человека.

Оптимальные функциональные состояния: оптимальная работоспособность, готовность к действию, операционная напряженность. Высокая и стабильная продуктивность, работа выполняется легко и быстро без напряжения, внимание сосредоточено, психические и моторные функции активизированы; заинтересованность делом и целеустремленность.

Неблагоприятные функциональные состояния: ухудшение показателей выполняемой деятельности или опасное перенапряжение сил человека. Виды:
Утомление естественное истощение сил в результате интенсивной продолжительной работы, сигнал о необходимости отдыха.

Физическое, умственное, сенсорное, двигательное, позотоническое и др. Физиологический дискомфорт, раздражительность, апатичность, ухудшение внимания, желание отдохнуть.

Циклы: компенсируемое — некомпенсируемое — состояние срыва; острое — хроническое переутомление.

Монотония — из-за однообразной работы, стереотипных действий, содержательной бедности заданий. Способствуют: отсутствие разнообразия в обстановке, однообразный шум, приглушенная освещенность.

Снижается тонус и активация — сонливость, апатия, скука. Возникают автоматизмы. Итог: травмы, аварии, несчастные случаи.

Или возникает состояние пресыщения — активное эмоциональное неприятие скучной работы, которое разряжается в аффективной форме.

Стресс — работа организма в режиме сверх затрат. Физиологический стресс вызывают физические воздействия: сильный шум, высокая температура воздуха, яркие вспышки света, вибрация и т. п.

Среди факторов, детерминирующих развитие и возникновение состояний, выделяют пять групп явлений, определяющих их возникновение и развитие: • мотивация — то, ради чего выполняется деятельность. Чем интенсивнее, значимее мотивы, тем выше уровень функционального состояния.

От направленности и интенсивности мотивов зависит качественное своеобразие функционального состояния, на котором будет реализовываться конкретная деятельность; • содержание труда, характер задания, степень сложности предъявляют требования к формированию определенного функционального состояния, определяют уровень активации; • величина сенсорной нагрузки. К сенсорной нагрузке относят не только факторы, непосредственно связанные с деятельностью, но и окружающую обстановку. Она может изменяться от сенсорного пресыщения до сенсорной депривации; • исходный фоновый уровень, т. е. след от предшествующей деятельности;

• индивидуальные особенности субъекта, такие как сила, уравновешенность, лабильность нервных процессов. Определяют специфику и развитие функциональных состояний. В частности, монотонная работа по-разному влияет на лиц с разной силой нервной системы.

Регуляция и саморегуляции психических и функциональных состояний. Диагностика психических и функциональных состояний. Обеспечение оптимальной работоспособности.

В основу разработанной нами программы (см. Зоткин Н.В. Обеспечение оптимальной работоспособности как способ повышения психического благополучия личности // Психология здоровья: психологическое благополучие личности: Материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: Изд-во УРАО, 2005. С.

81-84.) легли выделенные С.А. Шапкиным и Л.Г. Дикой феномены деятельности, функционального состояния и личности субъекта, которые могут выступать как структурные компоненты адаптации и психического благополучия личности.

Первый, активационный компонент, связан с органическими и функциональными затратами; основу второго, когнитивного компонента, составляют перестройки в когнитивных системах деятельности; третий, эмоциональный компонент, определяется динамикой эмоциональных переживаний; четвертый составляют мотивационно-волевые процессы, которые обеспечивают координацию всех остальных компонентов.

Подбор методик основывался на выводе о том, что оптимальная работоспособность зависит от высокой мотивации, способности к адаптации и способности выдерживать эмоциональные (психологические) и физические нагрузки.

Методики отбирались из большого количества описанных в литературе по критериям эффективности, простоты выполнения и минимального времени выполнения.

Оценка соответствия критериям также основывалась на данных из литературных источников (в основном, на утверждении авторов об экспериментальном или эмпирическом подтверждении их эффективности).

Программа обеспечения оптимальной работоспособности включает следующие методики.

Для активации интеллектуальной (когнитивной) сферы используется методика «Интеллектуальной саморегуляции» С.Е. Злочевского. Перед сном суммируются результаты дневной интеллектуальной и практической работы и производится планирование содержания, объема и порядка выполнения работы на следующий день (время выполнения 1-2 минуты).

Для активации на физическом и физиологическом уровне используются методики «Восстановления рабочего тонуса мышц» Ф. Перлза и дыхательные упражнения (время выполнения от 1 до 5 минут).

Инструкция дается в соответствии с оригинальным текстом Ф. Перлза: «Зевание и потягивание восстанавливают рабочий тонус мышц. Чтобы увидеть зевание и потягивание в наиболее благоприятной форме, понаблюдайте за кошкой, когда она просыпается после полуденной жары.

Она вытягивает спину, насколько возможно растягивает лапы, освобождает нижнюю челюсть, и при этом все время наполняет себя воздухом. Наполнившись до максимального объема, она дает себе «сдуться», как воздушному шарику — и готова к новым делам. Выработайте привычку зевать и потягиваться при каждой возможности.

Возьмите кошку за образец. Начинайте зевок, дайте нижней челюсти опуститься, как будто она совсем падает. Наберите воздуха, как будто нужно наполнить не только легкие, а все тело. Дайте свободу рукам, распустите локти, отведите назад плечи насколько возможно.

На вершине напряжения и вдоха отпустите себя и дайте всем напряжениям, которые вы создали, расслабиться».

Дыхательное «бодрящее» упражнение — каждый час несколько раз повторить медленный вдох и резкий выдох — и «восстанавливающее» упражнение: на счет шесть — вдох, на шесть — задержка дыхания, на шесть — выдох (время счета постепенно удлиняется при последующих выполнениях).

Для активации эмоциональной сферы и общего физического тонуса устраиваются перерывы в работе с использованием бодрой, активной музыки с любимой мелодией, воспроизводимой аудиотехникой или мысленно, с обязательным отвлечением от работы (время выполнения от 2 до 5 минут).

Дополнением к данной методике было предварительное (3-5 минутное) расслабление с инструкцией: «Взгляд чуть выше горизонта, погружение в себя и расслабление; расслабить мышцы и дать свободу мыслям».

Для активации эмоционально-мотивационной сферы использовались упражнения из тренинга счастья Р. Дэвидсона и Р. Холдена. Первое — улыбаться себе в зеркало по 1-2 минуте перед работой (с бодростью) и после работы (с удовлетворением); улыбка должна быть неподдельной, когда загораются глаза и ощущается (желательно) прилив счастья.

Второе — каждый день делиться хорошими новостями с коллегами и окружающими — не менее 10 минут в день в совокупности. Третье — планировать и устраивать себе каждый день маленький праздник или удовольствие, вне зависимости от того, заслужен он или нет.

Предварительно пишется список удовольствий, состоящий из 25 пунктов, который становиться основой действий в третьем упражнении.

Программа применяется в комплексе всех названных методик и занимает около 30-40 минут в день потраченных на себя.

Для предотвращения появления мотивации нежелания выполнять программу (в силу ограниченности времени или из-за стремления невыполнять малозначимые для них требования) участникам предлагалось делать не упражнения, а вырабатывать привычки.

В этом случае акцент смещался с обязательных сознательных усилий по выполнению заданий на обыденные автоматические (слабоосознаваемые) действия. Это позволяет участникам обойти собственное сопротивление, связанное с негативным отношением к долженствованию.

Программа предназначена для самостоятельного освоения и проведения при ежедневном контроле (самоконтроле) в течение двух-трех недель. Необходимым средством контроля и самоконтроля является (рефлексивный) субъективный отчет испытуемых о результатах освоения программы.

Такой отчет одновременно обладает для участников эффектом самовнушения, усиливая положительное отношения к освоенным заданиям программы.

Источник: https://psyera.ru/5079/psihologiya-psihicheskih-sostoyaniy

Причины образования и развития психических состояний

Состояние психики изменчиво на протяжении всей нашей жизни. Ежедневно мы испытываем разнообразные виды эмоций и смену настроения, что приводит к становлению общего психического состояния.

Оно может проявляться нейтрально, позитивно при радостных событиях и неожиданных известиях, негативно при тяжёлой стрессовой ситуации или, к примеру, затянувшемся конфликте.

Психологические проявления обусловлены социальными, культурными, внешними и внутренними факторами, на базе которых строится вся наша жизнь.

Психические состояния обладают неоднозначной трактовкой. В основном, это совокупная характеристика психологической и поведенческой жизнедеятельности индивида за конкретный промежуток времени. Она отображает смену психологических процессов при ситуативных, эмоциональных, поведенческих переменах, а также особенности психоэмоционального склада человека.

Психические состояния имеют тесную взаимосвязь с психологическими особенностями личности и процессами, происходящими на физиологическом уровне.

В некоторых случаях психологические процессы отображают как самочувствие индивида, так и психические проявления, которые при неоднократном повторении могут перейти в личное свойство человека.

Следовательно, можно утверждать, что психологическое состояние по своему строению является многообразным, перетекающим из одной формы выражения в другую, изменяющим своё направление движения.

Взаимодействие с функциями организма

Психические состояния взаимодействуют с соматическими функциями организма. Их проявления связаны с динамичностью нервной системы, сбалансированной работой обоих полушарий мозга, чётким функционированием коры и подкорки головного мозга, индивидуальными особенностями психической саморегуляции.

Структура проявления психологических аспектов содержит в себе несколько основополагающих компонентов, которые неразрывно связаны между собой. Сюда относятся такие уровни:

  • Физиологический. Выражается в частоте сердцебиения, измерении кровяного давления;
  • Моторный. Изменения ритма дыхания, мимики, тембра и громкости речи;
  • эмоциональный – проявление позитивных или негативных эмоций, переживаний, лабильного настроения, тревожность;
  • Когнитивный. Ментальный уровень, куда входят логика мышления, анализ прошедших событий, прогнозы на будущее, регулировка состояния организма;
  • Поведенческий. Чёткость, верные действия, соответствующие потребностям человека;
  • Коммуникативный. Проявления психических свойств при общении с окружающими, возможность услышать собеседника и понять его, определение конкретных задач и их исполнение.

Причины образования и развития

Основная причина развития психических проявлений выражается в поведенческих и социальных условиях среды индивида.

Читайте также:  Бездумно - психология

Если психологические установки соответствуют идеалам и намерениям личности, она будет умиротворённой, позитивной, благодушной.

При невозможности реализовать свои внутренние потребности человек будет испытывать эмоциональный дискомфорт, что впоследствии выльется в тревожность и негативное психическое состояние.

https://www.youtube.com/watch?v=xDinakOA4S4

Изменение психологического статуса влечёт за собой смену мироощущений, чувств, настроения, эмоций человека.

При реализации индивидом личных эмоциональных потребностей психическое состояние сходит на нет, если же произошла определённая фиксация или немотивированный отказ от психологической реализации, наступает отрицательная стадия проявления психического состояния. Она определяется раздражением, проявлением агрессии, фрустрацией, тревожностью.

Войдя в новое психическое состояние, человек вновь пытается добиться желаемого результата, однако не всегда достигает конечной цели. В этом случае организм включает средства психологической защиты, предохраняющие состояние человека от стресса и психического расстройства.

Психическое состояние является целостной, подвижной, относительно устойчивой и полярной структурой, имеющей собственную динамику развития.

Оно зависит в равной степени от временного фактора, единой циркуляции психологических процессов и эмоций в организме, наличии противоположного состоянию значения. Любовь сменяется ненавистью, гнев — милостью, агрессия — умиротворённостью.

Глобальная смена психоэмоциональных ощущений происходит у беременной женщины, когда тревожность может буквально за пару минут перейти в позитивное расположение духа.

В период беременности у женщины изменяется гормональный фон в организме, все соматические процессы направлены на развитие плода. При постоянном угнетённом настроении будущей матери, у новорождённых детей могут наблюдаться некоторые виды отклонений в психической активности.

Определяется заторможенность развития психических реакций, слишком активная или пассивная моторика движений, дальнейшее медленное ментальное развитие. Примеры подобных случаев на сегодняшний день, к сожалению, не являются редкостью.

Поэтому необходимо всегда осознавать и контролировать собственные психические состояния, чтобы тревожность не проявилась в психологии детей и не сопутствовал близким людям.

Спектр формирования

Классификация психических состояний содержит довольно широкий спектр. В группе преобладания психологических процессов можно выделить гностические, эмоциональные и волевые виды.

Гностические виды содержат такие эмоциональные проявления, как изумление, любознательность, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, жизнерадостность.

Эмоции выражают чувства печали, тоски, радости, злости, обиды, обречённости, тревожности, подавленности, страха, влечения, страсти, аффекта, тревожность.

Разнообразие эмоций

Проявления воли характерны в активном, пассивном, решительном, уверенном/неуверенном, растерянном, спокойном психологическом состоянии.

Психические состояния делятся на затяжные, кратковременные и долгосрочные с учётом их временной продолжительности. Они бывают осознанными и неосознанными.

В формировании психологического самоощущения преобладают несколько ведущих признаков: оценка шанса на успех, эмоциональное переживание, мотивационный уровень, тонический компонент и степень причастности к деятельности. Данные виды относятся к трём классам психических состояний:

  • Мотивационно-побудительный. Осознание индивидом своей психической деятельности, проявление стараний и усилий для достижения намеченных целей;
  • Эмоционально-оценочный. Неосознанное формирование собственной деятельности, ориентирование на предположительный результат, оценочный анализ проделываемой работы, прогнозирование успеха намеченной цели;
  • Активационно-энергетический. Пробуждение и угасание психической активности в соответствии с уровнем достижения заданной цели.

Психологические проявления также подразделяются на три обширных аспекта, где учитываются повседневные ситуативные факторы, а также эмоциональные проявления.

Ведущие свойства и эмоции

Свойства типично положительных психических состояний определяются уровнем повседневной жизни человека, его основным типом деятельности.

Им присущи положительные эмоции в виде любви, счастья, радости, творческом вдохновении, искренней заинтересованности в изучаемом деле. Позитивные эмоции наделяют человека внутренней силой, вдохновляя на более активную работу, реализацию своего энергетического потенциала.

Положительные психические состояния обостряют ум, сосредоточенность, концентрацию внимания, решимость в принятии важных решений.

Типичные отрицательные проявления содержат антонимичные положительным эмоциям понятия. Тревожность, ненависть, стресс, фрустрация являются неотъемлемыми составляющими отрицательных эмоций.

Специфические психологические самоощущения определяются уровнями сна, бодрствования, изменения сознания. Бодрствование у человека может проявляться в спокойной, активной, напряжённой форме. Это усиленное взаимодействие личности с окружающим миром. Во сне сознание личности пребывает в полном состоянии покоя, не реагируя на внешние проявления.

Изменённое состояние сознания является суггестивным, может оказывать как благоприятное, так и деструктивное воздействие на психику человека. К гетеросуггестивным аспектам относятся гипноз и внушение.

Одним из ярких примеров массового внушения считаются рекламные ролики, оказывающие сильное визуальное и слуховое воздействие на зрителя при помощи специально выстроенного видеоряда, внушающие потребителю купить тот или иной товар.

Гипнотическое внушение, исходящее от одного субъекта к другому, погружает человека в особое состояние транса, где он может реагировать исключительно на команды гипнотизёра.

Специфическим состоянием психики считается осознанное и неосознанное самовнушение, при помощи которого индивид избавляется от вредных привычек, неприятных ситуаций, излишних эмоций и т.д. Неосознанное самовнушение чаще всего происходит под влиянием внешних ситуативных, предметных проявлений.

Тест-опросник Г. Айзенка

Уровень текущего психического состояния можно определить по тесту-опроснику Айзенка, включающему в себя сорок вопросов личностного и эмоционального характера. Самооценка психических состояний Айзенка рассматривает четыре основных вида негативных проявлений человека: фрустрацию, личностную тревожность, агрессию и ригидность.

Тревожность личности обуславливается ожиданием негативного развития событий, неудачи в сфере деятельности, возникновением трагичных или катастрофичных ситуаций. Тревожность носит диффузный характер, не имея под собой объективных оснований для переживания. Со временем у человека образуется замедленное развитие психической реакции на реальную тревожную ситуацию.

Фрустрация – предстрессовое состояние, возникающее в определённых ситуациях, когда у индивида появляются препятствия на пути к достижению намеченной задачи, изначальная потребность остаётся неудовлетворённой. Выражается в отрицательных эмоциональных проявлениях.

Агрессия является активным психическим проявлением, при котором человек достигает своей цели при помощи агрессивных методов воздействия на окружающих, применения силы или психологического давления.

Ригидность подразумевает трудности смены вида деятельности, выбранного индивидом, в ситуации, когда требуется объективное его изменение.

Диагностика самооценки по Айзенку выявляет присущее на данный момент психическое состояние, при помощи наводящих вопросов помогает определить степень его тяжести.

Данный тест позволит объективно взглянуть на собственные психоэмоциональные и поведенческие проявления, переосмыслить некоторые из них и, возможно, со временем полностью избавиться от них.

Самооценка психических состояний Айзенка является ключиком к улучшению психологического самочувствия и физического здоровья.

Психические состояния человека имеют многозначную вариативность. Их сущность определяется посредством различных социальных, физических, внешних и внутренних факторов. Своевременная самостоятельная диагностика психического состояния позволит избежать усугубления личностных отрицательных психоэмоциональных процессов.

Источник: https://ODepressii.ru/psihicheskie-rasstroystva/sostoyaniya.html

Психические состояния

Психические состояния — целостные характеристики психической деятельности за некоторый период времени. Они сопровождают жизнь человека — его взаимоотношения с другими людьми, обществом и т. д.

В любом из них можно выделить три измерения:

  • мотивационно-побудительное;
  • эмоционально-оценочное;
  • активационно-энергетическое.

Определяющим выступает первое.

Существуют психические состояния как отдельного человека, так и общности людей (микро- и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два их вида — общественное мнение и общественное настроение.

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, многообразием, полярностью.

Целостность проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность, выражают конкретное соотношение всех компонентов психики.

Подвижность заключается в изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны. Состояния влияют на процессы, являясь фоном их протекания.

В то же время они выступают в качестве строительного материала для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека.

В свою очередь, оно, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности — сосредоточенностью.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому из них соответствует противоположное (уверенность/неуверенность, активность/пассивность, фрустрация/толерантность и т. д.).

Психические состояния человека можно классифицировать.

В основу деления положен ряд оснований:

  1. В зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний — личностные и ситуативные.
  2. В зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые проявлены) — интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.
  3. В зависимости от степени глубины — (более или менее) глубокие либо поверхностные.
  4. В зависимости от времени протекания — кратковременные, затяжные, длительные и т. д.
  5. В зависимости от влияния на личность — положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические.
  6. В зависимости от степени осознанности — более или менее осознанные.
  7. В зависимости от причин, их вызывающих.
  8. В зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т. д.), так и в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными условиями. Сюда следует отнести профессиональную пригодность, осознание значимости своей профессии, радость от успехов в работе, волевую активность и т. д.

Огромное значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности, связанное с осознанием значимости такой деятельности, стремлением больше узнать о ней и активными действиями в соответствующей области, концентрацией внимания на объектах из данной профессиональной сферы, на которых сосредоточено сознание специалиста.

Разнообразие и творческий характер трудовой деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме, обострении восприятия, повышении способности воспроизвести ранее запечатленное, возрастании мощи воображения, возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений и т. д.

Важное значение для эффективности профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к ее составным частям.

Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности могут возникать и отрицательные (астенические). Например, нерешительность появляется не только при отсутствии самостоятельности, уверенности в себе, но и из-за новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации. Экстремальные условия приводят к состояниям психической напряженности.

Психологи также говорят о состоянии сугубо операционной (операторной, деловой) напряженности, которая возникает в результате сложности выполняемой деятельности (это трудности сенсорного различения, состояния бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т. д.), и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т. д.).

Источник: https://pro-psixology.ru/psixologiya-lichnosti/125-psixicheskie-sostoyaniya.html

Психологическое состояние человека и его компоненты

09-07-2014 Теги: мозг,психологические советы

На человеческое поведение влияют факторы, которые проявлялись в определенный период времени. Они связываются с особенностями психических процессов и таких же свойств личности, которые имели место в конкретный час.

Несомненно, что человек, пребывающий в бодрствующем состоянии, существенно отличается от находящегося во сне. Аналогично следует отделять трезвых людей от пьяных, а счастливых от несчастных.

Поэтому психологическое состояние человека носит весьма подвижный и динамичный характер.

Оно полностью зависит от психических процессов и психических свойств, так как такие параметры психики наделены тесной взаимосвязью. Психические состояния оказывают сильное влияние на выполнение психических процессов. Если им свойственна частая повторяемость, то они приобретают более устойчивые качества, становясь свойством личности.

Определение психического состояния

В современной психологии психическое состояние выступает относительно самостоятельным аспектом, характеризующим психологию личности.

Читайте также:  Ребенок ударил взрослого: что тут делать? - психология

Под психическим состоянием следует понимать определение, которое используется психологией для определения психического состояния индивидуума как относительно устойчивого компонента.

Понятие «психический процесс» создает своеобразную грань между динамическим моментом психики и «психическим свойством». Оно характеризуется устойчивым проявлением психики индивида и ее утверждением в структуре личности.

В связи с этим психологическое состояние человека выступает устойчивой на определенном этапе времени характеристикой его психической деятельности.

Обычно под этим понятием подразумевается своеобразная энергетическая характеристика, показатели которой зависят от активности человека, которую он проявляет в процессе своей деятельности.

К ним можно отнести бодрость, эйфорию, усталость, апатию и депрессию.

«Не будет лишним выделить состояние сознания, которым в основном определяется уровень бодрствования. Это может быть сон, гипноз, дремота и бодрствование».

Нынешняя психология внимательно подходит к психологическому состоянию человека, который пребывает в стрессовых условиях при экстремальных ситуациях, которые требуют необходимость быстрого принятия решений, например, в военной обстановке, на экзаменах. Также она проявляет повышенный интерес к ответственным ситуациям, которыми можно считать предстартовые состояния спортсменов.

Многокомпонентность структуры психологических состояний

Каждое психологическое состояние наделено своими физиологическими, психологическими и поведенческими аспектами. Поэтому структура психологических состояний состоит из многих разнокачественных компонентов:

  • физиологический уровень определяется частотой пульсации и артериальным давлением;
  • моторная сфера выражается усиленным ритмом дыхания, изменением мимики, повышением тона и темпа голоса при ведении разговора;
  • эмоциональная область наделена положительными или отрицательными переживаниями;
  • когнитивная сфера устанавливает определенную степень логичности мышления, точный прогноз предстоящих событий и возможность контролирования состояния организма;
  • поведенческий уровень влияет на точность и правильность осуществляемых действий, а также их соответствие существующим потребностям;
  • коммуникативный уровень определенного состояния психики зависит от характера общения, в котором участвуют другие люди, способность прислушиваться к своему собеседнику и влиять на него путем установления и достижения адекватных целей.

На основании результатов проведенных исследований можно утверждать, что те или иные психологические состояния возникают на основании актуальных потребностей, которые выступают как системообразующийся фактор.

Из этого следует, что благодаря оптимальным условиям внешней среды можно достичь быстрого и легкого удовлетворения потребностей.

Оно спровоцирует возникновение позитивного состояния, такого как радость, воодушевление, восторг и восхищение.

В свою очередь психологические болезни могут возникнуть по причине низкого удовлетворения (либо его отсутствия), определенного желания, что приведет к пребыванию психики человека в негативном состоянии.

В зависимости от характеристики возникшего состояния кардинально изменяются и основные показатели психологического настроя человека, куда входит его установка, ожидание, чувства.

Так, любящий человек обожествляет и идеализирует свой объект привязанности, хотя на самом деле он не отвечает таким показателям.

В другом случае человек, находящийся в гневном состоянии, видит другого человека исключительно в черных тонах, и даже определенные логические доводы не способны повлияет на его состояние.

Психологи утверждают, что если выполнить те или иные действия с окружающими предметами либо социальными объектами, которые провоцируют повышенную активизацию того или иного психологического состояния (такого как любовь либо ненависть), то человек получает определенный результат. Он может быть двухсторонним (то есть отрицательным) либо позволит человеку реализовать потребность, в которой нуждается его психическое состояние.

Видео: Эмоции, психические состояния

Источник: http://bitnet.ru/psihologicheskoe-sostoyanie-cheloveka-i-ego-komponentyi/

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени.

Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д.

В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения: мотивационно-побудительное, эмоционально-оценочное и активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).

Наряду с психическими состояниями отдельного человека существуют и «массовидные» состояния, т.е. психические состояния определенных общностей людей (микро- и макрогрупп, народов, обществ). В социологической и социально-психологической литературе специально рассматриваются два вида таких состояний- общественное мнение и общественное настроение.

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.

Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства, личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания.

В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности – сосредоточенностью.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность – неуверенность, активность – пассивность, фрустрация – толерантность и т.д.).

Источник: http://psyvision.ru/help/psikhologiya/36-psyhology/360-psysost

§ 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЯХ — Txtb.ru

  Человек не только познаёт действительность, но и относится к ней так или иначе. Всё, с чем он сталкивается в своей жизни, вызывает у него определённое отношение: что-то вызывает к себе симпатию, нравится, радует его, что-то бывает ему неприятно, огорчает, вызывает отвращение.

При этом человек по-иному ведёт себя и относится к окружающему, когда он сыт, когда хочет спать, когда он болен или когда здоров.  Психическое состояние (англ.

condition) — существующая в течение определённого периода времени система своеобразно проявляющихся (с разной интенсивностью, качеством) психических компонентов, связанных с текущей ситуацией (внешними обстоятельствами), выполняемой человеком деятельностью, состоянием его здоровья и другими факторами.

Психическое состояние помогает человеку успешно адаптироваться к ситуации, причём не пассивно «приспособиться» к ней, а активно взаимодействовать со своим предметным (физическим) и социальным окружением.  Психические состояния не являются спонтанными — они всегда причинно обусловлены.

Возникновение психических состояний зависит и от ситуации как совокупности конкретных условий внешней среды, и от человека — его личностных особенностей, прошлого опыта и пр. В частности, на психические состояния человека влияют: целиего деятельности, предыдущие, ранее испытывавшиеся им состояния, его психические свойства, его воспитание, пример и т.д.

  Выделяют следующие особенности психических состояний: целостность — они характеризуют в определённый промежуток времени психическую деятельность человека в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики; подвижность — они изменчивы, имеют стадии протекания (начало, определённая динамика, конец); относительная устойчивость — их динамика менее выражена, чем у психических процессов; взаимосвязь с психическими процессами и свойствами — они влияют на психические процессы, являясь фоном протекания последних, и в то же время выступают в качестве «строительного материала» для формирования свойств личности, прежде всего характерологических; индивидуальное своеобразие и типичность ; многообразие и полярность.   Психические состояния выполняют следующие функции:  1) интегрирующая — на уровне психических состояний происходит интеграция (объединение) разных компонентов психики, необходимых для взаимодействия, активного установления оптимального контакта человека со средой;  2) регуляторная — благодаря психическим состояниям обеспечивается «уравновешенность» субъекта с социальной и предметной средой (т.е. достигается адаптационный эффект). За счёт накопленного и обобщённого ранее опыта психические состояния опосредуют осуществление психических процессов в знакомых ситуациях и позволяют адаптироваться к восприятию и действию в незнакомой, непривычной обстановке. Поскольку в течение жизни человек научается сознательно управлять многими своими психическими состояниями, данная функция со временем развивается — расширяются приёмы и средства, благодаря которым человек произвольно может регулировать свои состояния, приводя их в соответствие с целями собственной деятельности;  3) формирующая — в условиях повторяющейся деятельности возникновение у человека сходных психических состояний способствует развитию более или менее устойчивых психических свойств;  4) функция отражения — в психическом состоянии проявляется единство отражения человеком конкретной ситуации и его отношения к ней;  Виды психических состояний. Существует несколько различных подходов к классификации психических состояний.

  По уровню активации ретикулярной формации психические состояния располагаются в следующем континууме (рис. 21).

Рис. 21. Континуум психических состояний

  В данном случае критерием для классификации служит один из физиологических механизмов, лежащих в основе психических состояний.  Несмотря на традиционность расположения психических состояний в континууме «сон — бодрствование», данная классификация не исчерпывает всего их многообразия.

  По степени осознанности психические состояния могут быть неосознаваемыми, частично либо полностью осознаваемыми. Например, решительность всегда осознана, тогда как утомление может осознаваться лишь частично. Степень осознанности психических состояний связана, в частности, с возможностью их произвольной регуляции человеком.

  Психические состояния неизбежно имеют определённую, различную или одинаковую напряжённость, силу. По степени напряжённости различают психические состояния предельно низкой, низкой, обычной, высокой и предельно высокой для конкретного человека напряжённости.

  По силе влияния на переживания и поведение человека психические состояния делятся на глубокие и поверхностные — например, страсть как психическое состояние значительно «глубже» настроения.  По качеству влияния психические состояния подразделяются на положительные и отрицательные — например, вдохновение и апатия противоположным образом влияют на деятельность человека.

  По роли в возникновении психических состояний ситуативных и личностных факторов выделяют следующие их виды: личностные — в них на первый план выходит выражение индивидуальных свойств человека; ситуативные — в них преимущественно проявляются особенности ситуации, которые нередко могут вызывать нехарактерные для человека реакции.

  В любой момент времени психическое состояние человека можно проанализировать с точки зрения доминирующего психического компонента. Например, в состоянии страха процесс мышления несколько заторможен, задавлен; угнетена и волевая, сознательная регуляция поведения; при этом доминирует эмоциональное отношение (сильная эмоция как бы подавляет рассудок — «обезумел от страха», «лишился ума» и т.п.).

  По доминирующему психическому компоненту психические состояния делятся на интеллектуальные, аффективные и волевые (рис. 22).

Рис. 22. Классификация психических состояний

  Поскольку главной функцией психических состояний является «уравновешивание» человека с внешней средой, то доминирующими компонентами временно становятся те, деятельность которых необходима для сохранения равновесия и нужного взаимодействия в данной ситуации, и затормаживаются, имеют сниженную или обычную напряжённость те, деятельность которых не должна быть активной в данный момент.

  Психическое состояние может и не иметь «монохарактеристики», т.е. доминирующее значение на какое-то время может приобрести не один, а несколько компонентов.

По пространственным характеристикам выделяют: общие психические состояния, которые проявляются в активности большинства или всех психических компонентов, и локальные, имеющие максимально ограниченное количество доминирующих компонентов психики. Например, состояние аффекта относится к общим (или генерализованным) психическим состояниям, т.к.

оно захватывает все явления психики, а состояние острой зависти — к локальным (или частичным), т.к. оно связано с возбуждением определённых эмоций и чувств.

  Психические состояния по их продолжительности подразделяют на: оперативные (длятся секунды или минуты) — они включают, как правило, одну эмоциональную или волевую составляющую и обеспечивают адекватную реакцию на ситуацию (гнев, досада, испуг и др.

); текущие (длятся в течение часов, дней) — включают в себя несколько различных компонентов психики и связаны с актуальными задачами деятельности человека (радость, спокойствие, апатия, вдохновение и др.); длительные (длятся в течение месяцев, года и более) — обладают сложным, многокомпонентым содержанием и обусловлены в целом образом жизни человека (увлечённость, одержимость и др.).

Все виды состояний взаимосвязаны друг с другом: уникальная последовательность оперативных состояний влияет на текущие, а текущих — на длительные.   В отдельную группу выделяют функциональные психические состояния, которые возникают в процессе трудовой деятельности человека.

Они связаны с воздействием процесса труда и условий, в которых он осуществляется, на работающего человека, и обусловливают разную степень эффективности выполняемой человеком деятельности (энтузиазм, оптимальная работоспособность, готовность к действию, утомление, монотония, стресс, психическая напряжённость, десинхроз, фрустрация и др.).

Читайте также:  Созидание - психология

  Функциональные состояния делятся на благоприятные и неблагоприятные, а также различаются по влиянию на общий уровень здоровья, по степени напряжения психологических и физиологических ресурсов, по адекватности реакции человека. Традиционно они изучаются в рамках психологии труда, что связано с практическими задачами оптимизации деятельности специалистов различных профессий1.

  В отдельную группу выделяют и так называемые «изменённые состояния сознания» — психические состояния, в которых функции сознания выполняются в искажённом или неполном виде (в отличие от «нормально» функционирующего сознания) . Они вызываются разнообразными физиологическими, психологическими или фармакологическими факторами — независимо от воли человека либо намеренно. Исторически сложившимися способами достижения глубоких изменённых состояний сознания являются: использование температурных контрастов, специальных трав и медикаментозных веществ, применение медитативных практик, гипноза, специально организованных дыхательных упражнений и др.  Итак, многообразие психических состояний, их зависимость от видов деятельности человека и конкретных условий её осуществления, чрезвычайная важность выполняемых ими адаптационных функций делают их исследование самостоятельной областью психологической науки.

  Необходимо подчеркнуть, что изучение психических состояний невозможно без изучения эмоциональной, волевой сфер личности, а также сознания.

Практическое задание

  Проведите самонаблюдение в течение одного дня, выполняя привычные действия. Попытайтесь выделять возникающие психические состояния и, если это возможно, фиксировать с помощью записей их названия и продолжительность. В конце дня проанализируйте результаты самонаблюдения.

Удалось ли отследить последовательность своих психических состояний? Нет ли в течение дня «провалов», когда вам казалось, что никакого состояния вообще нет? Чем, на ваш взгляд, было обусловлено каждое из замеченных вами состояний — ситуацией, вашими особенностями (если да, то какими) или их совокупностью? Какие компоненты — интеллектуальные, эмоциональные или волевые — преобладали в ваших психических состояниях в течение дня? Каким образом это соотносится с вашими личностными особенностями и образом жизни?

Добавить свое объявление
Загрузка…

Источник: http://txtb.ru/146/37.html

Психическое состояние человека

Оглавление 3

Введение 4

Глава I. Классификация психических состояний человека 6

Глава II. Виды и характеристика основных психических состояний человека по уровню активации организма 8

11

Глава III. Саморегуляция психического состояния 12

Виды саморегуляции 13

Суть «позы кучера на дрожках»: 19

Суть ПМТ 20

Заключение 24

Список литературы 25

Для поддержания своей жизнеспособности человеку в каждый момент времени необходима определенная степень пластичности психики, способствующий разрешению тех или иных повседневных задач.

Эти задачи включают в себя успешное построение общественных отношений, эффективное выполнение деятельности, которые, в свою очередь, во многом зависят именно от гибкого регулирования людьми своих психических состояний.

Психическое состояние — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира.

Иными словами, саморегуляция психических состояний проявляется в самоуправлении их функциональной организации в соответствии с целями и требованиями психологической активности личности.

Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве её специфического свойства.

Так как в каждом психическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т.д.), что создаёт дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой.

В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах.

Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными её отношениями, поведенческими потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.

Вот почему возникают запросы людей на поиск способов регулирования собственных состояний, а также механизмов, продуктивно же корректирующих. В этой связи вербальные (словесные) механизмы саморегуляции психических состояний приобретают особое значение.

Анализ литературных источников показывает, что в научных дискуссиях вопросы функционального значения психических состояний рассматривались такими учеными как Н.Д. Левитов (1964); Т.А. Немчин (1983); А.Б. Леонова (1984) и др. Однако, мало изучена динамика психических состояний, механизмы их регуляции.

Глава I. Классификация психических состояний человека

Психические состояния отличаются крайним многооб­разием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность — неуверенность, активность — пассивность, фрустрация — толерантность и т.д.).

Психические состояния человека можно классифици­ровать по таким основаниям:

1) в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состо­яний — личностные и ситуативные;

2) в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) — интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.;

3) в зависимости от степени глубины — состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;

4) в зависимости от времени протекания — кратковременные, затяжные, длительные и т. д.;

5) в зависимости от влия­ния на личность — положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астеничес­кие;

6) в зависимости от степени осознанности — состоя­ния более или менее осознанные;

7) в зависимости от причин, их вызывающих;

8) в зависимости от степени адек­ватности вызвавшей их объективной обстановки.

Принцип разделения состояний на те или иные категории объясняется ниже в Табл. 1

В структуру психических состояний входят множество компонентов на самом разном системном уровне: от физиологического до когнитивного (Табл. 2):

Глава II. Виды и характеристика основных психических состояний человека по уровню активации организма

Состояние бодрствования в покое встречается при (пассивном отдыхе, чтение книги, просмотре нейтральной телепередачи). При этом наблюдается отсутствие выраженных эмоций, умеренная активность ретикулярной формации и симпатической нервной системы, а в головном мозге отмечается чередование бетта-ритма (когда человек о чем-то думает) и альфа-ритма (когда мозг отдыхает).

Состояние релаксации – это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил. Оно встречается во время занятий аутогенной тренировкой, транс, молитва. Причина непроизвольной релаксации – прекращение напряженной деятельности.

Причина произвольной релаксации – занятие аутогенной тренировки, медитация, молитва и пр. Преобладающие ощущения в этом состоянии – расслабление всего тела, чувство покоя, приятное тепло, тяжесть.

Отмечается повышенная активность парасимпатической нервной системы и преобладание альфа-ритма в электроэнцефалограмме.

Состояние сна – особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды. Во время сна отмечается двухфазный режим работы мозга – чередование медленного и быстрого сна (которые, по большому счету, являются самостоятельными психическими состояниями).

Сон связан с необходимостью упорядочения информационных потоков и восстановления ресурсов организма. Психические реакции человека во время сна непроизвольны, а время от времени возникают эмоционально окрашенные сновидения. На физиологическом уровне отмечается попеременная активация сначала парасимпатической, а затем симпатической нервной системы.

Для медленного сна характерны тетта- и дельта- волны биопотенциалов мозга.

Оптимальное рабочее состояние — состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние токаря, вытачивающего деталь, учителя на обычном уроке).

Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления и повышенная активность ретикулярной формации.

Ритмы мозга – в основном лежат в бетта-диапазоне.

Состояние напряженной деятельности – это состояние, возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, летчика – испытателя во время испытания новой машины, артиста цирка при выполнении сложного упражнения и т. д.).

Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требования к работнику. Оно также может быть определяться высокой мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки.

Для него характерны очень высокая активность симпатической нервной системы и высокочастотные ритмы головного мозга.

Монотония – состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например — состояние водителя – дальнобойщика в конце долгого рейса). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информация. Преобладающие эмоции — скука, равнодушие, снижение показателей внимания. Часть поступающей информации блокируется на уровне таламуса.

Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти. На физиологическом уровне отмечается появление запредельного торможения центральной нервной системы.

Стресс – состояние повышенного и длительного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающее возможности адаптации организма.

Оно характеризуется психическим напряжением, чувством фрустрации, тревоги, беспокойства, а в последней стадии – равнодушия и апатии.

На физиологическом уровне отмечается истощением запасов гормонов надпочечников, мышечным напряжением и двухфазной активацией вегетативной нервной системы.

Депрессия – (от лат.

deprimo «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности.

Как психическое расстройство является нарушением аффекта. При длительном течении времени (свыше четырех-шести месяцев) депрессия рассматривается как психическое заболевание.

Депрессия хорошо поддаётся лечению, более чем в 80 % случаев наступает полное выздоровление, тем не менее, в настоящее время именно депрессия — наиболее распространённое психическое расстройство. Ею страдает 10 % населения в возрасте старше 40 лет. Из них 2/3 — женщины. Среди лиц старше 65 лет депрессия встречается в три раза чаще.

В некоторых случаях человек, страдающий депрессией, начинает злоупотреблять алкоголем (или иными препаратами, воздействующими на ЦНС), уходит «с головой» в работу.

Соотношение между указанными состояниями показано на Рис. 1. Динамика их развития играет важную роль в производственной деятельности человека, поэтому является одним из предметов научной дисциплины «Психология труда».

Невменяемость — психическое состояние человека, характеризующееся его неспособностью отдавать отчет в своих действиях и контролировать их вследствие хронической болезни или временного расстройства психики, слабоумия и т.д.

Прострация — состояние полной физической и нервно-психической расслабленности организма, наступающее после тяжелых болезней, сильного переутомления, нервных потрясений, голодания.

Фрустрация — психологическое состояние личности, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Фрустрация сопровождается отрицательными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины и т.д. Различают:

— фрустратор — причину, вызывающую фрустрацию;

— фрустрационную ситуацию; и

— фрустрационную реакцию.

Источник: https://works.doklad.ru/view/PFqHBhNV3Yk.html

Ссылка на основную публикацию