Проблемы с учителем (младший школьник) — психология

Особенности взаимоотношений учителя и младшего школьника

Статья посвящена особенностям взаимоотношений учителя и младшего школьника. Показано, что общение с учителем в этот период имеет исключительно большое значение для каждого ребёнка.

От взаимоотношений, которые сложатся между учителем и школьником зависит очень многое: его отношение к школе, к учебной деятельности, особенности успеваемости, взаимоотношения с родителями, сверстниками и эмоциональное состояние ребенка.

Ключевые слова: учебная деятельность, младший школьник, учитель, стили общения, взаимоотношения.

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. Учебная деятельность — это специфическая форма индивидуальной активности. Она сложна по своей структуре и требует специального формирования. Как и трудовая, учебная деятельность характеризуется целями, задачами.

Общие цели обучения: 1) формирование знаний (системы понятий) и способов деятельности (приемов познавательной деятельности, навыков и умений); 2) повышение общего уровня умственного развития, изменение самого типа мышления и формирование потребностей и способностей к самообучению, умение учиться.

В процессе обучения учителю необходимо решить следующие задачи:

– стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

– организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

– развитие мышления, памяти, творческих способностей;

– совершенствование учебных умений и навыков;

– выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Как и взрослый человек, выполняющий работу, ученик должен знать, что делать, зачемделать, как делать, видеть свои ошибки, контролировать и оценивать себя. Ребенок, поступающий в школу, ничего этого самостоятельно сделать не может, т. е.

он не обладает способностью к самостоятельной учебной деятельности.

В процессе обучения младший школьник не только усваивает знания, умения и навыки, но и учится ставить перед собой учебные задачи (цели), находить способы усвоения и применения знаний, контролировать и оценивать свои действия.

С поступлением в первый класс качественно меняется внутренняя и внешняя позиции ребёнка. Исследования отечественных психологов Божович Л.И, Гуткиной Н.И, Кравцовой Е.Е, Нежновой Т.А, Цукерман Г.А, Эльконина Д.Б, показывают, что большинство детей психологически готовы к вступлению в новые условия жизни.

Они идут в школу с желанием воспринимать и выполнять требования учителя, активно включиться в познавательную деятельность. С самых первых дней пребывания ребёнка в школе начинают формироваться его взаимоотношения с учителем.

Учитель — это человек, через которого ребёнок оценивает взрослых и своих товарищей, школу с её порядками и требованиями.

В исследованиях Н. П. Аникеевой, А. Н. Лутошкина, А. С. Макаренко, И. Е. Шварца и др. можно увидеть, что социально-психологический климат класса полностью зависит от учителя.

Именно в начальной школе начинается процесс формирования фундамента общих знаний, на которых ученик будет строить свое дальнейшее образование.

В данном контексте стоит отметить, что от того, насколько ребенку комфортно и хорошо в школе, во многом зависят его учебные успехи и эмоциональное равновесие.

Главным лицом в жизни ученика начальной школы является учитель, особенно в первых и вторых классах. Во многих вопросах он становится самым значимым и главным взрослым.

Широко описаны случаи, когда ребенок в случае несовпадения требований или способов действий родителей и педагога выбирает точку зрения педагога, как наиболее авторитетной фигуры.

Несмотря на это, и первоклассники, и четвероклассники считают своего учителя умным, авторитетным, хотя считают, что многое зависит от его настроения, а также указывают на небольшую импульсивность его поведения. [7, с. 15]

На протяжении всех лет обучения ребенка в начальной школе, учитель является для ребенка значимой личностью и остается важнейшим звеном социализации обучающегося.

Преподавательоказывает влияние не только на развитие когнитивной сферы, на приобретение необходимых знаний и навыков, наформирование учебной деятельности, но и на мотивацию обучающихся (прежде всего познавательной, учебной мотивации, а также мотивации достижения).

Особо важная характеристика учителя, как главного звена социализации и развития личности учащегося, является стиль педагогического общения.

Стиль педагогического общения — устоявшаяся система способов и приемов, которые использует учитель при взаимодействии с учениками, их родителями, коллегами по работе.

В стиле общения учителя обычно можно наблюдать особенности коммуникативных возможностей педагога, стиль взаимоотношения педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога и особенности ученического коллектива.

Особого внимания требуют те стили педагогической деятельности, которые оказывают невротизирующее и дезадаптирующее влияние на учащихся, которые служат источником негативного психического состояния учащегося, вызванного нарушением педагогического такта со стороны учителя, которое встречается именно в младшем школьном возрасте.

Негативное психическое состояние учащихся, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (учителя, наставника, тренера) — называется дидактогенией. Дидактогения выражается в фрустрации, страхах, подавленном настроении и т. п.

В основе дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Дидактогения нередко перерастает в невроз и в этом случае может потребовать специального лечения, в частности методами психотерапии.

Для предотвращения возникновения дидактогении у учащихся педагог должен стремиться к максимальной тактичности в общении, учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности школьника. На рис.

1 представлены источники негативного и психического состояния учащегося, вызванные нарушением педагогического такта со стороны учителя. [4, c. 71)

Рис. 1. Источники негативного и психического состояния учащегося, вызванные нарушением педагогического такта со стороны учителя

В 1938 году К. Левин вместе с коллегами (Рональдом Липпитом и Ральфом Уайтом) решил провести эксперимент. Они сформировали четыре «клубы», в которых десятилетние дети занимались различными видами деятельности.

К апробированным двух стилей общения (авторитарного и демократического) они решили добавить третий — нейтральный, который позже был назван либеральным (попустительским). Добавление стиля общения произошло случайно — один из экспериментаторов начал вести себя слишком мягко, тем самым предоставив возможность детям самостоятельно все решать. К.

Левин, который наблюдал за ходом эксперимента, сразу же это заметил и предложил выделить третий стиль, который назвал либеральным (попустительским). [6, с. 73]

Данная классификация включает в себя три стиля педагогического общения, рис. 2.

Рис. 2. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения по К. Левину

При авторитарном стиле общения учитель один решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения характеризуется стремлением педагога к минимальному включению в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием.

При демократическом стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля — взаимопринятие и взаимоориентация. [6, с.

84] Одним из наиболее важных факторов, влияющих на социализацию и развитие ребенка в школе — являются убеждения учителя в возможностях ученика.

Этот феномен, известный как самоисполняющееся пророчество, или самоисполняющийся прогноз, представляет собой изначально ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое делает изначально ложное представление истинным.

Данный факт, применительно к педагогической практике, был впервые продемонстрирован в известном исследовании Р. Розенталя и Л. Джекобсон, назвавшим этот феномен «эффектом Пигмалиона». (Rosenthal, R. & Jacobson, L. (1992). Пигмалион в классе, Расширенное издание. Нью-Йорк: Ирвингтон). [1, с.54]

Исследования показывают, что ожидания учителя в наибольшей степени осуществляются по отношению к двум крайним категориям детей.

Рис. 3. Ожидание учителя по отношению к школьнику

Важнейшим условием в обоих случаях, является восприятие детьми педагога как значимого субъекта коммуникативного акта.

Следовательно, ожидания учителя, особенно важны в самом начале обучения, когда значимость его достаточно высока и учитель оказывает существенное влияние на мотивацию, поведение и самооценку ребенка.

Проявляющееся в этих ожиданиях избирательное отношение обнаруживается, прежде всего, в оценочной деятельности учителя, в атрибуции успехов и неудач, а также в той эмоциональной поддержке, которую он оказывает ученику.

Избирательное отношение, проявляющееся в этих ожиданиях, прежде всего, обнаруживается в оценочной деятельности учителя, в атрибуции успехов и неудач и т. д.

Значение оценочной деятельности педагога, как важнейшего фактора, посредством которого учитель влияет на формирование личности, и интеллектуальное развитие ребенка достаточно сильно. Обе формы отметки, без оценочной и оценочное суждение буквально пронизывают всю жизнь ребенка.

Читайте также:  Клиническая смерть - психология

Как в условиях отметочного, так и без оценочного обучения, оценка, даваемая учителем школьнику, имеет особую значимость в глазах окружающих.Значимость, отметок прежде всего родителями и другими близкими взрослыми, нередко воспринимается ими как оценка качества личности и интеллекта ребенка.

Известно, что уже к концу начальной школы дети приобретают устойчивую позицию двоечника или отличника, которая становится главным фактором, оказывающим влияние практически на все стороны их жизни.

Многие исследования проводились на протяжении многих лет, доказали влияние оценочной деятельности педагога на общую учебную мотивацию младшего школьника, развитие его самооценки, эмоциональное благополучие, самореализацию и общение со сверстниками. (Г. А. Цукерман, Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов).

В этих исследованиях подчеркиваются особенности восприятия детьми оценки и оценочного суждения учителя. Оценочные ситуации по своей природе являются достаточно сложными для ребенка, поэтому младшие школьники, как правило, не могут объяснить, почему учитель поставил им хорошую или плохую отметку.

Дети часто не соотносят полученную оценку со своими знаниями и умениями. На восприятие ребенком оценки влияет пристрастность детского суждения — склонность оценивать свою работу не по результату, а по затраченным на работу усилиям.

Это объясняется детским эгоцентризмом, который ярко проявляется в дошкольный период, который, часто встречается и у учеников младших классов. [1, с. 27]

Неудивительно, что даже при безоценочной форме обучения оценка становится важнейшим, значимым и часто почти единственным мотивом учебной деятельности. В связи с этим у младших школьников ярко выражена боязнь сделать ошибку.Тревожность у младших школьников встречается как при оценочном, так и без оценочного обучения, что напрямую связано с негативным отношением педагога.

У тревожных детей формируется заниженная самооценка. Заниженная самооценка предрасполагает к негативной аффективности, т. е. склонности к отрицательным эмоциям. Ребенок сосредоточен на негативных моментах, игнорирует позитивные моменты происходящих событий. Такой ребенок запоминает в основном отрицательный эмоциональный опыт, что приводит к увеличению уровня тревожности.

Роль учителя в социализации младшего школьника, по мнению Э. Эриксона велика. Поэтому, подготовка и отбор учителей очень важны для предотвращения опасностей, которые могут подстерегать младшего школьника на этой стадии.

Развитие чувства неполноценности, переживания, формирование чувства того,что из тебя никогда ничего хорошего не выйдет — это опасности, которые могут быть сведены к минимуму педагогом, знающим, как подчеркнуть достаточно то, что ребенок может сделать. [8, с.

125]

Таким образом, в процессе педагогического взаимодействия педагог реализует две основные цели: передает учащимся сообщение или воздействует на них, т. е. побуждает к действию.

Благодаря педагогическому взаимодействию наиболее успешно развиваются инициативность, способность строить свои действия с учётом действий партнёра, понимать эмоциональные состояния участников совместной деятельности, способность добывать недостающую информацию в диалоге, готовность предложить свою помощь и план общего действия, способность к мирному разрешению конфликтов.

Литература:

  1. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки: Избранные психологические труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980, т. I — С.230
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Серия «Мастера психологии». СПб.: Питер, 2008. — С.400
  3. Блонский П. П. Психология младшего школьника: Учебное пособие. М.: МОДЭК, МПСИ, 2006. — С.632
  4. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 71
  5. Кочергина Г. А. Личность учителя: «Учитель» № 3. Рубрика: Образование. Педагогика-Школоведение. М.: Учитель, 2005. — С.185,с 73–74.
  6. Левин К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2000. 408 с.
  7. Раттер М. Помощь трудным детям: Практическая психология. М.: Прогресс, 1987. — С. 424
  8. Якиманская И. С. Педагогическая психология. Основные проблемы: Учебник. М.: МПСИ, МОДЭК, 2008. — С. 648

Основные термины (генерируются автоматически): младшего школьника, нарушением педагогического такта, педагогического общения, психического состояния учащегося, учебной деятельности, стороны учителя, оценочной деятельности учителя, оценочной деятельности педагога, взаимоотношений учителя, стиле общения, ожидания учителя, учебная деятельность, стиле общения учителя, особенностям взаимоотношений учителя, Особенности взаимоотношений учителя, стиля педагогического общения, Стиль педагогического общения, стиль педагогического общения, деятельностью младшего школьника, познавательной деятельности.

Источник: https://moluch.ru/archive/194/48456/

Что делать родителям, если у младшего школьника конфликт с учителем

Одно из умений, которым должен овладеть ученик начальной школы, – научиться общаться со взрослыми и другими детьми от своего имени, отстаивать свою позицию и выполнять требования, предъявляемые учебным заведением.

Это очень сложные задачи, с которыми вчерашний дошкольник справляется далеко не всегда. Поэтому родители иногда жалуются на то, что:

— их ребенок плохо ведет себя на уроках;

— ругается с учителем;

— не желает идти в школу.

Разобраться в причинах такого поведения непросто, но если вовремя не вмешаться в сложившуюся ситуацию, то в будущем ребенку сложно будет стать коммуникабельным, дипломатичным и научиться сопоставлять свои желания с потребностями других.

Чем учитель не угодил

Педагог и его ученики – это люди, а между представителями вида Homo sapiens, как известно, далеко не всегда бывает взаимопонимание. Итак, конфликты у младшего школьника и учителя возникают, если:

— педагог придерживается авторитарного стиля общения. Сели-встали, упали-отжались – все по команде. А если шаг в сторону – повышение голоса (порой доходящее до крика) и нелицеприятные слова в адрес якобы провинившегося.

Такая позиция особенно неприемлема для тех детей, которые привыкли к доверительным отношениям в семье, и к тому, что мнение младших принимают в расчет.

Тяжело приходится и учащимся с творческим потенциалом. Высказывание своего мнения на уроке зачастую принимается за недостаток воспитания, а нестандартно написанное сочинение – за плохое освоение учебной программы;

— учитель слишком требователен к внешнему виду своих подопечных и другим проявлениям аккуратности: застегнутые пуговицы, белый бант, каллиграфический почерк, отведенные поля, чистые обложки и прочее.

Никто не утверждает, что дети должны быть неряхами, но у ученика младших классов вполне может помяться пиджак, закататься брючина, расплестись коса и т. д. Подобное случается не так уж и редко, поэтому виноватыми оказывается большая часть класса;

— ребенку на уроках скучно. Увлечь учеников, заинтересовать их предметом – задача, с которой может справиться педагог высокой квалификации, или, по крайней мере, энтузиаст своего дела. Если учитель сам равнодушен к своей работе, то не стоит ждать образцовой дисциплины от детей;

— имеют место недоразумения в семье ученика или недопонимание между родителями и наставником их ребенка. Малыш подсознательно переносит отрицательные эмоции на педагога, а учитель в свою очередь умышленно или нет «отыгрывается» на ученике;

— ребенок действительно неправ: без причины отвлекается на уроках, плохо выполняет домашние задания, грубит, обижает одноклассников и т. д.

У ребенка конфликт с учителем: вникаем в проблему

Противостояние педагога и ребенка ни в коем случае нельзя оставлять без внимания. Не стоит делать и поспешных выводов. Главное – детально разобраться в ситуации и наметить пути ее исправления. Родители должны:

— постараться не упустить начало обострения отношений между их чадом и педагогом. Сигналом тревоги станут плохие отметки, замечания в дневнике, отказы ребенка идти в школу, нежелание делать уроки, а также карикатуры, нарисованные на учителя;

— при первых же проявлениях вышеупомянутых «симптомов» поговорить с ребенком по душам, выяснить, что случилось, дать возможность выплеснуть ему эмоции, продемонстрировать свое родительское сочувствие;

— выслушав точку зрения своего чада, побеседовать с учителем. Во время разговора, и особенно при оценке ребенка, необходимо постараться сделать так, чтобы педагог был как можно более объективным. Обязательно следует выяснить, что именно ему не нравится в поведении малыша и почему.

Читайте также:  Локус контроля - психология

Способы разрешения конфликта: главное – без суеты

При разговоре с учителем важно не впасть в одну из двух крайностей: заискивать перед наставником или несправедливо защищать свое дитя.

Чаще всего истина находится посередине, а потому, чтобы разрешить конфликт, на уступки должны пойти обе стороны: учителю следует пересмотреть свое отношение к ребенку, а младший школьник начнет готовить уроки, следить за собой и попытается проявить хоть какую-то активность.

Если, как окажется, малыш действительно неправ (сам выступает в роли инициатора конфликта), то необходимо сделать ему соответствующее внушение и наставить на путь истинный.

Если первоисточником конфликта между учителем и младшим школьником является недопонимание между родителями и наставником, то следует попробовать нивелировать данную ситуацию.

Например, чтобы найти точки соприкосновения, – пригласить педагога на семейный ужин и пообщаться с ним в неформальной обстановке или же как можно чаще посещать школу (забирать ребенка после уроков, принимать активное участие в классных мероприятиях и т. д.) и при этом не забывать разговаривать с наставником.

Когда причиной конфликта с учителем, плохого поведения младшего школьника или его неуспеваемости являются проблемы или недоразумения в семье, то необходимо родителям решить их как можно скорее, например:

— снизить нагрузку на чадо, связанную с выполнением домашних обязанностей (если их действительно много);

— исключить негативное влияние на малыша, исходящее от других родственников или взрослых (если таковое имеется);

— обеспечить младшему школьнику достаточный уровень комфорта для учебы (если он низок). Как минимум, у ребенка должен быть собственный письменный стол, детское эргономичное кресло, соответствующее всем санитарным нормам искусственное освещение;

— уделять ребенку больше внимания (если ему его действительно не хватает по каким-либо причинам: в связи с занятостью мамы с папой, их сосредоточенностью на собственных проблемах или интересах, из-за их неправильного подхода к воспитательному процессу и пр.).

При этом в обязательном порядке необходимо учесть следующее: если в семье несколько детей – никаких любимцев! То есть ни в коем случае нельзя допускать, чтобы кому-то из них внимания уделялось больше, чем другим, и тем более, чтобы кто-то из них чувствовал себя изгоем. Даже существует золотое правило, позволяющее существенно снизить вероятность внутрисемейных конфликтов и обид, которое гласит: родители свое внимание должны правильно распределять – каждому ребенку достаточно много и примерно в равной степени;

— стараться не ссориться при малыше, не употреблять спиртные напитки и т. д. и т. п.

Но есть и такие случаи, когда единственным выходом из сложившейся ситуации будет перевод своего чада в другой (параллельный) класс или даже смена учебного заведения. К такому придется прибегнуть, если:

— точки соприкосновения между учителем, учеником и родителями невозможно найти;

— выяснится, что наставник придерживается авторитарного стиля общения, а для ребенка и родителей это неприемлемо;

— педагог по тем или иным причинам не в силах сделать так, чтобы малышу хотелось учиться.

Источник: http://dnevnk.ru/blog-post/chto-delat-roditeljam-esli-u-mladshego-shkolnika-konflikt-s-uchitelem/

Неуспеваемость младших школьников и ее причины

Неуспеваемость ребенка нередко обусловлена многими факторами. Знание причин неуспеваемости поможет сделать процесс обучения более продуктивным и интересным.

Неуспеваемость можно подразделять на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью подразумевается отставание ребенка по всем основным предметам школьной программы.

  При специфической неуспеваемости ребенок отстает лишь по какому-то одному предмету при хорошей или удовлетворительной успеваемости по всем остальным предметам школьной программы.

И в том, и в другом случае определяются и анализируются факторы, которые являются причинами школьной неуспеваемости.

Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, психологи объединяют в две группы: недостатки познавательной деятельности ребенка и недостатки в развитии мотивационной сферы.

Как правило один нежелательный фактор, в последствии порождает другие нежелательные факторы, поэтому при решении проблемы неуспеваемости нужно искать и устранять сразу несколько причинных факторов.

Трудности в обучении, вызывающие неуспеваемость младшего школьника

  • Пропуск букв в письменных работах. Возможные причины: низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания, несформированность, приемов самоконтроля, индивидуальные особенности личности.
  • Орфографические ошибки при хорошем знании правил. Возможные причины: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.
  • Невнимательность и рассеянность. Возможные причины: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.
  • Трудности при решении математических задач. Возможные причины: плохо развито логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления.
  • Трудности в пересказе текста. Возможные причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.
  • Неусидчивость. Возможные причины: индивидуальные особенности личности, низкий уровень развития волевой сферы.
  • Трудности в понимании материала с первого раза. Возможные причины: слабая концентрация внимания, несформированность приемов учебной деятельности, низкая степень восприятия и произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень развития переключения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти.
  • Постоянная грязь в тетрадях. Возможные причины: слабое развитие мелкой моторики руки, недостаточный объем внимания.
  • Плохое знание таблицы сложения (умножения). Возможные причины: низкий уровень развития механической памяти и долговременной памяти, слабая концентрация внимания, несформированность приемов учебной деятельности.
  • Трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы. Возможные причины: несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.
  • Постоянное забывание дома учебных предметов. Возможные причины: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания, высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.
  • Трудности при ответе на вопрос учителя. Возможные причины: заниженная самооценка, трудности в семье, стрессовое состояние, индивидуальные особенности.

В целом можно выделить три группы детей, имеющих трудности в обучении:

  • Дети, которые могут учиться, но не хотят. Основные причины: нарушения в эмоционально-волевой сфере и проблемность в самоутверждении в активной, практически осязаемой деятельности, в признании со стороны авторитетных для них сверстников. Как правило, эти потребности не находят удовлетворения в учебной деятельности, и ребенок стремится утвердить себя в различных видах внешкольных занятий.
  • Дети, которые хотят учиться, но не могут. Основные причины: недостаточное развитие познавательной сферы, что связано, как правило, с бедностью чувственного и речевого опыта ребенка, обусловленными низким культурным уровнем родителей, недостатком родительской любви и заботы в дошкольный период и во время обучения в школе, либо это результат микропоражения в коре головного мозга, либо и то, и другое вместе.
  • Дети, которые не могут и не хотят учиться. Основные причины: низкий уровень развития познавательной сферы, как результат недостаточного внимания к ребенку со стороны родителей; несформированность мотивов учения на начальном этапе обучения, либо легкие нарушения функций эмоционально-волевой сферы; тотальная психологическая неготовность к школьному обучению, ярко выраженная психическая инфантильность, охватывающая не только эмоционально-волевую, но и другие сферы личности.

Любая причина и обусловленные ею трудности сигнализируют о необходимости развивающе-коррекционного воздействия на ребенка с целью преодоления негативного влияния этих трудностей на усвоение детьми школьного материала.

Это воздействие может быть ограничено лишь включением в работу с ребенком соответствующих развивающих или коррекционно-развивающих игр и упражнений.

А в отдельных случаях необходима помощь специалиста — психолога, психиатра, дефектолога или логопеда.

Необходимые условия для хорошей учебы ребенка

  • Хорошо развитая познавательная сфера (зрительное восприятие, пространственная ориентация, слуховое восприятие и внимание, фонематический слух, сенсорно-двигательные координации, движения пальцев и кистей рук, память, анализ и синтез).
  • Достаточно культурный уровень семьи или хотя бы стремление к достижению такого уровня.
  • Достаточное проявление любви, внимания, интереса, заботы со стороны родителей. Уважительное отношение к ребенку в семье.
  • Мастерство педагогов, работающих с ребенком в школе.
Читайте также:  Дефицит любви - психология

Начать Консультацию Психолога

Источник: http://www.onln.pro/neuspevaemost-mladshih-shkolnikov-i-ee-prichiny/

Младший школьник: особенности и проблемы

Самое лучшее, что могут сделать родители для своего семилетнего ребенка, это психологически подготовить его к учебе в школе. Чтобы ребенок безболезненно преодолел этот жизненный перелом, родителям необходимо знать об особенностях физиологического и психического развития детей в таком возрасте.

Особенности развития ребенка в 7 лет

Физиология

Самое любимое время в школе для семилеток — это перемена, а самое любимое занятие на перемене — бегать! Ваш ребенок нуждается в активном движении, так он сбрасывает психологическое и физическое напряжение от новой для него ответственности школьника.

Так позвольте же ему побегать, попрыгать, активно провести время. Не надо перегружать его интеллектуальными занятиями. Отложите репетиторов и курсы на чуть более позднее время. Если уж Вы так желаете занять своего малыша чем-то, помимо школы, отведите его в спортивную секцию.

Не добавляйте ему эмоционального напряжения. Пусть учеба станет удовольствием, а не каторгой.

Психология

Поступление в школу даже для самого подготовленного и уравновешенного ребенка всё равно — стресс. Дайте понять Вашему первокласснику, что Вы всегда за него, что любите и цените его независимо от школьных успехов или отношения к нему в классе.

А конфликты в этом возрасте у детей возникают часто. Не только со сверстниками, но и с учительницей. Подскажите ребенку, как не конфликтовать и как выйти из ссоры, если она уже произошла.

Не ругайте его за неумение строить отношения, пусть он найдет в вашем лице советчика и друга, которому не страшно рассказать о том, что тревожит его сердечко. Не отмахивайтесь от детских проблем.

То, что для взрослого совершеннейший пустяк, для ребенка может перерасти в форменную трагедию, которая способна определить его поведение и отношения с другими людьми на долгие годы.

Особенности развития ребенка в 8-9 лет

Физиология

В этом возрасте уже можно дополнительно интеллектуально загружать ребенка. Занятия изучением языков, музыкой, различные курсы и тренинги уместны. Не забывайте о занятиях спортом. Спортивное рвение поощряйте в ребенке в любом возрасте.

Помните, что дети в этом возрасте нуждаются в полноценном отдыхе: 9-ти часовом сне, прогулках на свежем воздухе, правильном питании, режиме дня. Не ограничивайте движения ребенка.

Лучше побуждать его побегать с друзьями во дворе или поиграть в футбол, чем сидеть перед компьютером или телевизором.

Детский скелет в этом возрасте продолжает формироваться, и малоподвижный образ жизни негативно сказывается на его формировании.

Психология

В этом возрасте дети уже не чувствуют такую сильную зависимость от родителей. У них появляются свои друзья, свое мировоззрение, своя позиция по тем или иным вопросам. Задача родителей — не контролируя и не подавляя ребенка, направить его в нужное русло, быть в курсе событий, которые с ним происходят.

Интересуйтесь, задавайте вопросы, обсуждайте жизнь и происшествия в классе. Откровенно делитесь своими проблемами, тогда получите откровенность за откровенность от ребенка. Поощряйте его самостоятельность. Пусть он сам готовит уроки (Вы можете потом проверить), чистит одежду и обувь для школы, собирает портфель.

Ребенок должен быть уверен, что может прийти к Вам с любой проблемой и получить помощь, совет, подсказку, а не упреки и обвинения.

Просто любите своих детей, в каком бы возрасте они не были!

Источник: https://pyatochkin.ru/deti/deti-starshe-7-let/354-mladshij-shkolnik-osobennosti-i-problemy

Младший школьник плохо учится: что делать родителям

Ребенка не заставишь делать домашние задания, учителя жалуются, что на уроках он занимается чем угодно, только не учебой. Почему это происходит и как можно изменить ситуацию.

Прежде всего, имеет смысл объективно оценить сложившуюся ситуацию. Иногда родители (а зачастую и учителя) изначально предъявляют к ребенку настолько завышенные требования, что он в силу возрастных особенностей никогда не станет в их глазах «успешным учеником».

Если ребенок справляется со школьной программой, спокойно идет утром в школу, осваивает основные школьные навыки, это означает, что ребенок вполне успешно учится. Даже если он при этом с нежеланием садится за уроки дома, неаккуратен в тетрадях, крутится на уроках или плохо ведет себя на переменах.

Причины проблем с учебой

Если проблемы с учебой все же вызывают тревогу, начать нужно с поисков причин этих трудностей. Основной тезис, который стоит понимать родителям, — если ребенок плохо учится, что-то мешает ему учиться хорошо. Не существует младших школьников, которые хотят быть плохими учениками, даже если они это прямо заявляют.

Среди множества возможных причин наиболее часто встречаются следующие.

  • Начало учебы при неготовности ребенка к школьному обучению. Дети, не успевшие наиграться в дошкольном возрасте, играют еще всю начальную школу. Это обычно дети, которые часто отвлекаются на уроках, болтая с одноклассниками, что-то напевая, рисуя в тетради.
  • Индивидуально-психологические особенности ребенка. Гиперактивность, медлительность, повышенная тревожность, быстрая утомляемость — все эти особенности могут значительно осложнить учебную деятельность ребенка, если не учитывать их в организации обучения.
  • Недостаточное развитие основных познавательных психических функций. Память, мелкая моторика, восприятие, мышление — недостаточный уровень развития любой из этих функций ведет к серьезным трудностям в обучении. При этом причины низкого уровня развития памяти или восприятия могут лежать и в физиологической плоскости.

Что делать бесполезно

Однозначно бесполезны увещевания о необходимости учебы (поступлении в вуз, поиске хорошей работы и т.д.), младший школьник еще не мыслит такими категориями.

Бесполезно давить на ребенка при выполнении домашних заданий, заставляя переделывать много раз и вызывая все больший негатив. Основная задача начальной школы — сформировать и сохранить учебную мотивацию, пусть даже за счет неидеально сделанного домашнего задания.

Вредны любые наказания, особенно лишением прогулок, игр. Ребенку и так не хватает спонтанного общения с друзьями и игр, а родители еще больше его в этом ограничивают: остается заниматься этим в школе на уроках. Ребенок в любом возрасте не должен ограничиваться лишь учебной деятельностью.

Наказания бесполезны, потому что ребенок ведет себя так не от собственной «вредности», а потому что не справляется, не может иначе. Решение в том, чтобы искать пути помощи ребенку.

Что нужно делать

Прежде всего, важна безусловная родительская любовь. Многие родители с началом школьной жизни ребенка делают акцент в общении с ним на его учебе, забывая, что главная функция семьи не образование, а эмоциональное тепло и любовь, не зависящая от успехов и неудач ребенка. Это тот фундамент, без которого невозможно эффективное обучение и развитие.

Важно, чтобы общение школьника с родителями не ограничивалось вопросами учебы, чтобы в нем оставалось место для совместных интересных дел, прогулок, игр.

Необходима поддержка любых, даже маленьких достижений школьника. И основной путь, конечно, в постепенном развитии познавательного интереса: нужно совместно с педагогами приложить максимум усилий к тому, чтобы учиться ребенку было интересно. Нужно также дать ему возможность явно видеть свой прогресс по сравнению с самим собой, а не другими детьми.

Однако прежде всего нужна действенная помощь ребенку в преодолении трудностей, мешающих его успешной учебе. Лучше всего обратиться к школьному психологу, чтобы специалист понаблюдал за ребенком в учебных ситуациях, провел диагностику, а потом совместно с родителями и учителями разработал программу помощи ребенку в адаптации к школе и развитию познавательных потребностей.

Источник: http://VitaPortal.ru/razvitie-rebenka/mladshij-shkolnik-ploho-uchitsya-chto-delat-roditelyam.html

Ссылка на основную публикацию