Больные темы — психология

Особенности психологии больных людей

Психология больного – это особое направление психологии, которое рассматривает пациентов медицинских учреждений как особую группу людей со своими особенностями. Изучение такой психологии позволяет медицинскому персоналу понимать больных людей, избегать конфликтов в процессе лечения.

Психология больного

Сознание больного человека условно можно разделить на 2 вида:

  • обычная форма сознания болезни;
  • состояние сознания болезни.

Обычная форма сознания болезни является нормальной особенностью психологии пациента, а сам больной нуждается в разумном подходе со стороны лечащего врача.

Состояние сознания болезни проявляется у человека в виде аномальных реакций, которые выходят за рамки нормальных и типичных для данного человека.

Также у больных могут проявляться стойкие изменения психики, порождаемые внутренней болезнью, могут наблюдаться болезненные состояния, которые будут еще больше усложнять и дополнять клиническую картину заболевания.

Больной человек отличается от здорового еще и тем, что вместе с изменениями, происходящими во внутренних органах и самочувствии, наблюдаются изменения и в психологическом состоянии. Из-за заболевания изменяется восприятие окружающих событий и самого себя. Такие последствия приводят к изменению положения больного как среди близких, так и в обществе.

Изменения психики больного

Чаще всего  у психосоматических больных наблюдается перестройка интересов к функциям своего тела, к собственным ощущениям. Вместе с этим в психологии больного отмечается изменение сторон личности.

Нарушениям подвергаются моторика, речь, меняется аффективная настроенность. Очень сильно психология больного изменяется при возникновении угрозы жизни.

В этом случае может изменяться восприятие времени, которое будет замедляться или ускоряться.

Очень сильное влияние на психологию больного оказывают воспоминания, которые приобретают форму наплывов и часто беспокоят пациентов. Причина их яркой выраженности и определенной насильственности может быть связана с вызванной болезнью интоксикацией.

Для больного очень большое значение имеет его собственное представление о болезни, которое основывается на сведениях, полученных из самых различных источников. При этом психология больного оказывается в довольно необычном состоянии, при котором нарушается устоявшийся ритм жизни, отдыха, труда, сна и бодрствования.

Не поленитесь уделить несколько часов изучению психологии больного, и вы заметите, как общение с таким человеком значительно улучшится. 

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/osobennosti-psihologii-bolnyh-lyudej.html

Презентация на тему «Личность и болезнь. Психология больного человека. Общение с пациентом»

  • Скачать презентацию (0.15 Мб)
  • 179 загрузок
  • 4.6 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентация для школьников на тему «Личность и болезнь. Психология больного человека. Общение с пациентом» по психологии. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов30
  • Словапсихология общение с пациентом психология больного
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 2Болевая сторона болезни Эмоциональная сторона болезни Интеллектуальная сторона болезни (рационально-информационный уровень) Волевая сторона болезни (мотивационный уровень)
  • Слайд 3Нормонозогнозия Гипернозогнозия Гипонозогнозия Диснозогнозия Анозогнозия
  • Слайд 4Содружественная реакция Спокойная реакция Неосознаваемая реакция Следовая реакция Негативная реакция Паническая реакция Разрушительная реакция
  • Слайд 5Гармоничный Эргопатический Анозогнозический Тревожный Ипохондрический Неврастенический Меланхолический Апатический Сенситивный Эгоцентрический Паранойяльный Дисфорический
  • Слайд 6Предмедицинская фаза Фаза ломки жизненного стереотипа Фаза адаптации к болезни Фаза капитуляции Фаза формирования компенсаторных механизмов
  • Слайд 8Если ты не можешь вылечить, то хотя бы облегчи страдания больного,Если не можешь облегчить,раздели их…
  • Слайд 10Косметические дефекты Заикание Особенности слепых и глухих людей «Калечащие операции» «Психический дефект»
  • Слайд 11Современный комплексный подход к лечению пациента должен сочетать 3 основных вида терапевтического воздействия:Биологическое Психологическое Социальное
  • Слайд 12Сопереживающий, недирективный Сопереживающий, директивный Эмоционально-нейтральный, директивный
  • Слайд 13Сестра-рутинер Тип сестры, «играющей заученную роль» Тип «нервной» сестры Сестра с сильным, мужским характером Материнский тип Сестра-специалист
  • Слайд 14Отсутствие медицинских знаний Вера в силы и умения врача Готовность выполнять назначения Умение кратко и четко излагать проблему Отсутствие ипохондрии
  • Слайд 15Экстраверты Обращены во внешний мир Широкий круг интересов В своих проблемах винят внешние обстоятельства Общение с ними начинают с формирования эмоционального контакта, а затем переходят к информационному Интроверты Обращены во внутренний мир Замкнуты, хуже адаптируются Ответственность за здоровье берут на себя Необходимо разбирать любой вопрос, иначе у них формируется тревога
  • Слайд 16Начальный этап. Происходит ориентация, знакомство пациента и медперсонала. Больной вынужден адаптироваться к условиям больницы. Со стороны медперсонала существует опасность прежних впечатлений и проецирования. Развернутый этап. Процесс лечения и выздоровления зависит от сформированности контакта медперсонала и пациента. Конечный этап. Возникают трудности при выписке.
  • Слайд 17Неэффективные Приказы, команды Угрозы Нравоучения Выговоры, обвинения Высмеивание Догадки, интерпретации Выспрашивание Отшучивание Эффективные Я-сообщение Техника трех «да» Перефразирование Активное и пассивное слушание
  • Слайд 18Метод выбора Метод вызова Метод авторитета Проекция Метод дефицита Сократовский диалог
  • Слайд 19Начинать критику всегда нужно с положительных моментов Все замечания желательно высказывать в форме предложений Правило «светской ноты» Хвалить человека надо прилюдно, а критиковать с глазу на глаз
  • Слайд 20Внутриличностные Межличностные Межгрупповые Между личностью и группой
  • Слайд 21Латентная стадия Конфликтная ситуация Инцидент Открытое противостояние Втягивание в конфликт все большего числа сторон Стычки, столкновения, разрыв отношений Переговоры Разрешение конфликта
  • Слайд 22Соперничество Компромисс Избегание Приспособление Сотрудничество
  • Слайд 23Основная тревога пациентов обычно связана С неизвестностью С методами обезболивания Следует помнить, что тревога может проявляться и соматически (тошнота, рвота, тахикардия, покраснение кожи)
  • Слайд 24Эффект плацебо Несистематическая раздача лекарств Отказ принимать лекарства: Неблагоприятные отношения с врачом, недоверие Страх побочных и вредных воздействий Отрицание заболевания Легкомысленное отношение Психические отклонения
  • Слайд 25Высокая температура Низкая температура На показатели температуры оказывает влияние и психологическое состояние пациента. Измерение температуры проводится в определенное время в том порядке, в каком больные размещены в палате. Тревожным пациентам температура измеряется в первую очередь. Проблема симуляции температуры.
  • Слайд 26Пациенты, которых чересчур мало или совсем не навещают. Разъяснительная работа Особое внимание в часы посещений Посещения медсестрой 2. Пациенты, которых слишком часто навещают. Разъяснительная работа Ограничения времени и количества посещений Санкции за нарушение общего режима
  • Слайд 27Боль имеет сигнальное значение Боль может иметь психогенный характер Умение понять – самый первый и самый трудный шаг Разъяснение того, что в некоторых случаях боль неизбежна, научить терпеть несильную боль Не злоупотреблять анальгетиками
  • Слайд 28Массаж Помогает облегчить боль, уснуть, снять напряжение, вносит разнообразие в привычный распорядок дня Дыхательные упражнения (отвлекающая методика) Метод описания картин Хобби, увлечения
  • Слайд 29Желание – это тысяча возможностей, а нежелание – это тысяча оправданий.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/psihologia/lichnost-i-bolezn-psihologiya-bolnogo-cheloveka-obschenie-s-patsientom

Психология пациента, особенности его психики реакции

ПСИХОЛОГИЯ ПАЦИЕНТА, ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПСИХИКИ

РЕАКЦИИ НА БОЛЕЗНЬ

СОДРУЖЕСТВЕННАЯ РЕАКЦИЯ Реакция характерна для лиц с развитым интеллектом Пациенты первых же дней заболевания становятся «ассистентами» врача • демонстрируют послушание, • проявляют редкую пунктуальность, • уделяют лечению большое внимание, • выказывают доброжелательность. Они безгранично доверяют своему лечащему врачу и признательны ему за помощь

СПОКОЙНАЯ РЕАКЦИЯ Характерна для лиц с устойчивыми эмоционально-волевыми процессами Такие пациенты не просто спокойны, а даже представляются «солидными» и «степенными», легко вступают в контакт с медицинским персоналом. • пунктуальны • адекватно реагируют на все указания врача • точно выполняют лечебно-оздоровительные мероприятия. Могут иногда не осознавать свою болезнь, что мешает врачу выявить влияние психики на болезнь

НЕОСОЗНАВАЕМАЯ РЕАКЦИЯ Такая реакция, имея патологическую основу , выполняет в ряде случаев роль психологической защиты , и эту форму защиты не всегда следует устранять, особенно при тяжелых заболеваниях с неблагоприятным исходом.

СЛЕДОВАЯ РЕАКЦИЯ После выздоровления, больные находятся во власти болезненных сомнений, в ожидании рецидива заболевания После болезни: • астенизированы, • угнетены, • депрессивны, • склонны к ипохондрическим реакциям, • продолжают посещать лечебное учреждение • считают, что стали хроническими, неизлечимыми больными.

НЕГАТИВНАЯ РЕАКЦИЯ Больные находятся во власти предубеждений, тенденциозности • подозрительны, • недоверчивы, • с трудом вступают в контакт с лечащим врачом, • не придают серьезного значения указаниям и советам врача. Часто возникает конфликт с медицинским персоналом

ПАНИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ Больные находятся во власти страха, легко внушаемы, часто непоследовательны, лечатся одновременно в разных лечебных учреждениях, как бы проверяя одного врача другим врачом. • Часто лечатся у знахарей. • Их действия неадекватны, ошибочны, характерна аффективная неустойчивость

РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ Больные ведут себя неадекватно, неосторожно, игнорируя все указания лечащего врача. • Не желают менять привычный образ жизни, профессиональную нагрузку. • Отказываются от приема лекарств, стационарного лечения. Последствия такой реакции бывают часто неблагоприятными!

ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ (ПО ЛИЧКО А. Е. , ИВАНОВ Н. Я. , 1980)

Гармонический • правильная, трезвая оценка состояния, • нежелание обременять других тяготами ухода за собой.

Эргопатический • «уход от болезни в работу», • желание сохранить работоспособность.

Анозогнозически й • активное отбрасывание мысли о болезни

Тревожный • беспрерывное беспокойство • мнительность, • вера в приметы и ритуалы.

Ипохондрический • крайняя сосредоточенность на субъективных ощущениях • преувеличение значения субъективных ощущений, • боязнь побочного действия лекарств и процедур.

Неврастенически й • поведение по типу «раздражительной слабости». • Нетерпеливость и вспышки раздражения на первого встречного (особенно при болях), затем — слезы и раскаяние.

Меланхолически й • неверие в выздоровление, • удрученность болезнью, • депрессивное настроение • ! угроза суицида

Апатический • полное безразличие к своей судьбе, • пассивное подчинение процедурам и лечению.

Сенситивный • чувствительный к межличностным отношениям, • полон опасений, что окружающие его избегают из-за болезни, • боится стать обузой для близких.

Эгоцентрический • «уход в болезнь» с выставлением напоказ своих страданий, • требование к себе особого отношения

Паронойяльный • уверенность, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла, а осложнения в лечении являются результатом халатности медицинского персонала.

Дисфорический • доминирует мрачно-озлобленное настроение, • выражена зависть и ненависть к здоровым. • вспышки гнева с требованием от близких угождения во всем. • амбивалентность отношения больного к болезни

ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ НОРМАЛЬНОМУ ТЕЧЕНИЮ ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Аггравация • преувеличение признаков заболевания и субъективных жалоб Симуляция • притворство, с помощью которого стремятся создать впечатление о наличии болезни Диссимуляция • скрывание болезни и ее признаков

ЗНАЧЕНИЕ БОЛЕЗНИ ДЛЯ БОЛЬНОГО

Болезнь — угроза или вызов

Болезнь — утрата

Болезнь — выигрыш или избавление

Болезнь — наказание

ДИНАМИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ БОЛЕЗНИ

ДИНАМИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ БОЛЕЗНИ 1. Предмедицинская фаза • длится до начала общения с врачом, появляются первые признаки болезни и заболевший стоит перед решением вопроса об обращении за медицинской помощью.

ДИНАМИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ БОЛЕЗНИ 2. Фаза ломки жизненного стереотип • переход в такую стадию болезни, когда больной становится изолированным от работы, а часто и от семьи при госпитализации. У него нет уверенности в характере и прогнозе своего заболевания и он полон сомнений и тревог.

ДИНАМИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ БОЛЕЗНИ 3. Фаза адаптации к болезни , • когда снижается чувство напряженности и безысходности, т. к. острые симптомы болезни постепенно уменьшаются, больной уже приспособился к факту заболевания.

ДИНАМИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ БОЛЕЗНИ 4. Фаза «капитуляции» • больной примиряется с судьбой, не предпринимает активных усилий к поиску «новых» методов лечения и понимает ограниченность возможностей медицины в его полном излечении. Он становится равнодушным или негативно угрюмым.

ДИНАМИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ БОЛЕЗНИ 5. Фаза формирования • компенсаторных механизмов приспособления к жизни , установки на получение каких-либо материальных или иных выгод от болезни (рентные установки)

Читайте также:  Мужчины и женщины - психология

Источник: http://present5.com/psixologiya-pacienta-osobennosti-ego-psixiki-reakcii/

По теме: Психология больного

Цели занятия:

  1. Закрепить и систематизировать знания о аутопластической картине болезни, внутренней картине болезни.
  2. Закрепить и систематизировать знания о факторах, определяющими ВКБ.
  3. Познакомиться с влиянием факторов – пол, возраст, профессия, индивидуальные и личностные особенности на ВКБ.

Продолжительность занятия:90 минут

Оснащенность занятия: Методическая разработка практического занятия для студентов.

План занятия:

Организационный момент – 5 минут.

Контроль исходного уровня подготовки – 10 минут.

Самостоятельное знакомство с новым материалом (конспектирование) – 25 мин.

Решение ситуационных задач по типам реагирования на заболевание – 10 мин.

Самостоятельная работа с психодиагностической методикой ЛОБИ – 30 минут

Подведение итогов занятия – 10 минут

Самостоятельное знакомство с новым материалом (конспектирование).

Познакомиться с материалом «13 типов психологического реагирования на заболевание по А.Е. Личко». В тетрадь выписать краткую характеристику каждого типа реагирования.

Решение ситуационных задач по типам реагирования на заболевание

Ситуационные задачи раздаются на карточках. Ответ на задачи записывается в тетради.

Самостоятельная работа с психодиагностической методикой ЛОБИ

— Знакомство с инструкцией по выполнению методики

— Проведение процедуры тестирования.

— Обработка результатов тестирования.

— Составление вывода в тетради.

Итоговая оценка за занятие складывается из оценки по теории за терминологический диктант, решение ситуационных задач и вывод по тесту.

Домашнее задание. Составить по одной ситуационной задаче на типы реагирования на заболевание.

Подготовить доклады по темам:

1) Психологические особенности больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

2) Психологические особенности больных с заболеваниями органов дыхания.

3) Психологические особенности больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

4) Психологические особенности больных с заболеваниями печени, почек, крови.

5) Психологические особенности больных с заболеваниями эндокринной системы.

6) Психологические особенности больных с хирургической патологией.

7) Психологические особенности больных в клинике акушерства и гинекологии.

8) Психологические особенности больных с инфекционными заболеваниями.

9) Психологические особенности больных с дефектами органов и систем (слух, зрение и т.д.)

10) Психологические особенности больных с дефектами лица и тела.

11) Психологические особенности больных с онкологической патологией.

12) Психологические особенности женщин с гинекологическими заболеваниями.

13) Психология беременной женщины.

14) Психологические особенности больных с травматическими поражениями и ожоговой болезнью.

Литература:

1) Лакосина Н.Д. Клиническая психология: Учебн. для студ. Мед. Вузов / Н.Д. Лакосина, И.И. Сергеев, О.Ф. Панкова. – 2-е изд.- М.: МЕДпресс-информ, 2005.

2) Спринц А.М., Михайлова Н.Ф., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии: Учебник для средних медицинских учебных заведений. – СПб.: СпецЛит, 2005.

3) Косенко В.Г., Смоленко Л.Ф., Чебураков Т.А. Медицинская психология для медсестер и фельдшеров / Серия «Медицина для всех». – Р-н-Д: «Феникс», 2002. – 416 с.

4) Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. — М.: «МЕДпресс», 1999. – 592 с.

Ситуационные задачи на тему «Психология больного».

Девушка 18 лет, студентка Мед. Академии. Поставлен диагноз – сахарный диабет средней степени тяжести. Узнав о диагнозе, девушка становится безразличной к учебе, развлечениям, своему молодому человеку, который, несмотря на болезнь, хочет на ней жениться. Она считает, что ни у нее, ни у этого брака нет будущего.

Определить тип отношения к болезни?

Больной к. 50 лет, работает руководителем на крупном предприятии, имеет диагноз – ишемическая болезнь сердца (ИБС).

Периодически испытывает давящие боли за грудиной различной степени выраженности, при этом снимает приступ нитроглицерином. На работе почти ежедневно задерживается допоздна.

На все уговоры родных пройти обследование и курс лечения, отвечает, что ему сейчас крайне некогда, и он пойдет к врачу, как только будет время.

Больная П. 40 лет, врач. Доставлена в лечебное учреждение после приступа эпилепсии. Выясняется, что и ранее у больной были приступы, связанные с расстройством сознания. Несмотря на проведенные обследования и предположительный диагноз, больная отказывается принимать лечение, ссылаясь на то, что никакой эпилепсии у нее нет, т.к. она сама врач и разбирается в своем здоровье.

Больной Д. 28 лет, На проф. осмотре обнаружен вирус ВИЧ. Больной поставлен на учет и проходит курс лечения по поводу своего заболевания. У мужчины преобладает злобное мрачное настроение.

Он с ненавистью относится к здоровым, обвиняя в своем заболевании всех окружающих.

Высказывает мысли о том, что не он один должен страдать и чем больше здоровых заразится ВИЧ, тем лучше они поймут его страдания.

По отношению к родным ведет себя вызывающе грубо, требует от них выполнения всех его желаний.

Девушка 18 лет, студентка Мед. Академии. Поставлен диагноз — сахарный диабет средней степени тяжести. Узнав о диагнозе, девушка становится безразличной к учебе, развлечениям, своему молодому человеку, который, несмотря на болезнь, хочет на ней женится. Она считает, что ни у нее, ни у этого брака нет будущего.

Пациентка А. 25 лет. Обратилась в кожно-венерический диспансер с жалобами на кожные высыпания. После проведения диагностики поставлен диагноз – псориаз (длительно и хронически протекающее заболевание с периодическими обострениями, кожные высыпания могут покрывать значительную часть тела).

Больная очень обеспокоена тем, как она будет выглядеть, как на ее болезнь отреагирует муж и сослуживцы. Боится стать обузой для мужа и высказывает мысли о разводе.

Пациентка А., 24 лет лечится от венерического заболеваний почти пол года, очень переживает от этого, иногда перед результатами анализов «аж начинает трясти и тошнить…» Не может справиться с этой паникой, испытывает ужас, что это никогда не кончится.

Больной к. 50 лет, работает руководителем на крупном предприятии, имеет диагноз – ишемическая болезнь сердца (ИБС).

Периодически испытывает давящие боли за грудиной различной степени выраженности, при этом снимает приступ нитроглицерином. На работе почти ежедневно задерживается допоздна.

На все уговоры родных пройти обследование и курс лечения, отвечает, что ему сейчас крайне некогда, и он пойдет к врачу, как только будет время.

Пациент страдает множеством хронических заболеваний. Приходится часто лежать в больницах, видеть, как умирают люди. И в последнее время стало казаться, что вокруг одни смерти, что все не имеет смысла, все равно умирать.

Ничего не интересно. «Иногда смотрю на людей и не понимаю, причем, искренне не понимаю, чему они радуются.

Я стараюсь это не показывать, скрываю, но в душе я физически (если можно так выразиться) чувствую это неприятное ощущение».

Больной Д., 32 года. В 12 лет перенес торакотомию на легком, постоянно беспокоится о своем здоровье, находит симптомы различных заболеваний.

В последнее время стал находить симптомы онкологических заболеваний, посещал врачей, сдавал анализы.

После непродолжительного периода облегчения обратил внимание на спину – нащупал уплотнение на пояснице справа, которое расценил как опухоль на почке. Нарушился сон, больной похудел на 7 кг. Врачи советуют обратиться к психиатру.

Источник: https://infopedia.su/14x1ae7.html

Психология здоровья. Психологическое здоровье человека

Под психологическим здоровьем понимается нормальная работа структур психики, которые требуются для нормальной жизни. Психологическое здоровье означает не только нормальное состояние души, но и личности.

Это то состояние, когда душа гармонирует с личностью, у человека все хорошо, он стремится к росту личности, готов к нему. Человек, который здоров в психологическом плане, открыт для других, отличается разумностью.

Он защищен от жизненных ударов, способен справиться с вызовами судьбы.

Подобное здоровье показывает личность в общем. Оно пересекается со сферой мотиваций, эмоций.

Критерии психологического здоровья

К главным критериям психологического здоровья стоит отнести:

  • адекватность понимания общества;
  • осознание поступков;
  • работоспособность и активность;
  • стремление к новым целям;
  • умение находить контакты;
  • нормальная семейная жизнь;
  • чувство привязанности к родным;
  • ответственность;
  • умение составлять план жизни и следовать ему;
  • ориентированность на развитие личности;
  • целостность.

А социопатия, психопатия, невротичность – все это за пределами такого здоровья. К отклонениям стоит отнести и личностей с главным набором внутренних проблем:

Это люди с постоянным чувством вины. Человек с психологическими проблемами не отличается благоразумием, он враждебен, не способен защитить себя от жизненных ударов.

Психическое и психологическое здоровье. Главные различия

Мы редко задумываемся над тем, что означает слово «здоровье». Для одних – это отсутствие болезней тела или страшных заболеваний.

Но в данное понятие входит не только отличное самочувствие или физическое состояние, но также благополучие в эмоциональном и психологическом плане. Это такой тип взаимодействия с внешним миром, при котором личность ощущает счастье и удовлетворенность.

Это гармония внутри и снаружи, баланс, который дает шанс нормально жить. Психологическое здоровье важно разграничивать с психическим благополучием.

Психическое здоровье являет собой стабильность работы психики, что дает возможность личности оставаться адекватной в обществе. Неадекватность поведения говорит о заболеваниях и отклонениях в психике.

Иными словами, психологическое и психическое состояние – это разные понятия, которые не дополняются одно другим. При абсолютно здоровой психике люди чувствуют внутренний долгий дискомфорт, апатичность, враждебность, депрессию.

А вот бодрые люди, которые всегда в прекрасном настроении, иногда являются психически ненормальными.

Итак, психологическое здоровье – это благополучие личности, адаптивность, склонность к действию, а не переживанию.

Сюда же относится отличное расположение духа, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т.п.

С другой стороны находятся разрушающие проявления личности, которые мешают приятным эмоциям, они заставляют человека чувствовать общую неудовлетворенность, обиду, вину.

Если человек нездоров психологически, то он действует по привычным схемам, не желает менять что-то, неправильно воспринимает неудачи и удачи.

Но не стоит считать, что благополучие в психологическом плане и позитивные качества характера – это одно и то же, поскольку нормы позитивных черт в обществах мира отличаются. Это не пример идеальной личности, а стремление к себе и к другим. Здоровая психологически личность понимает, что с ней происходит, ощущает целостность. Получается, такой человек не считает остальных угрозой для себя.

Психологическое здоровье по Маслоу

По теории Маслоу психологическое здоровье не просто наполняет личность субъективным чувством благополучия, но являются верным само по себе. В таком смысле оно над болезнью. Оно не просто лучше, оно правдиво, поскольку здоровая личность может увидеть больше истины. Недостаточность такого здоровья не только угнетает личность, это своеобразная разновидность слепоты, патологии мысли.

Целиком здоровых людей мало, но они есть. Если человек желает этого, старается постичь абсолютное здоровье, то это реальная цель. Лучше жить в здоровом, адекватном доверительном обществе, чем в неприязни и неадекватности. Это важно для каждого из нас. Необходимо стремиться постичь психологического здоровье, равновесие духа и тела.

Тот факт, что люди бывают здоровыми и то, что они существуют (хоть и в малом количестве) вселяет веру и надежду, желание стремиться к большему, расти, как личность. Подобная вера в возможности души и природы человека подталкивает нас к строительству здорового общества.

Так, как мы следим за собственным телом, важно следить за душевным состоянием. Дабы достичь физического здоровья, мы придерживаемся здорового образа жизни, занимаемся спортом, следим за диетой и т.д.

Чтобы достичь здоровья в психологическом понимании, потребуется труд и работа. Это понимание себя, самовоспитание, способность принимать решения, выделять другие варианты действий.

Это готовность к новому, действенное применение собственных ресурсов.

Читайте также:  Мир враждебен, враждебный и темный мир - психология

Безусловно, чтобы идти в верном направлении и развиваться требуется сначала узнать собственную личность, собственные слабые места, ресурсы.

В этом помогают специальные методики, которые направлены на изучение личности, интеллектуальности, характера.

Все это поможет построить жизненные перспективы, правила, которые способствуют росту личности, помогают осознать собственные возможности и реально оценить достижения.

Источник: https://sunmag.me/sovety/03-03-2014-psikhologiya-zdorovya-psikhologicheskoe-zdorove-cheloveka.html

MED24INfO

Медицинский менеджер, являясь организатором и координатором деятельности лечебного учреждения, постоянно общается с людьми. Это и врачи, и сестры, и младший медицинский персонал, и больные, — каждый из них имеет собственные представления о жизни, медицине, других людях, своем назначении в обществе.

Поэтому без знания психологии — науки о закономерностях развития и функционирования психики — руководитель любого уровня просто не справится с управлением коллективом. Медицинская психология является отраслью психологии, изучающей психологические аспекты гигиены, профилактики диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных.

В широком смысле предмет ее изучения — весь диапазон благотворных или пагубных влияний многообразно меняющейся личности и межличностных отношений на здоровье и болезнь. Иначе говоря, она призвана решать все психологические проблемы, возникающие в медицине.

Благодаря мощному распространению влияния психологии на медицину формируется новый подход к терапии: «искушение лечить тело» сменяет осмысленный психологический подход к больному с позиций социальной структуры общества, в котором находится заболевший человек, с учетом его «сетевых связей» с другими людьми, исследованием всего «поля психологического влияния» на больного.

Болезнь не исчерпывается страданием больного органа (физического тела) пациента. Основные характеристики болезни касаются всех социальных основ его жизни. Во- первых, в результате заболевания больной оказывается вне круга привычных социальных связей (семьи, профессионального коллектива, привычного круга друзей). С ним происходит то, что психологи называют «потерей сетевой линии общения».

Эта потеря сопровождается развитием . особого эмоционального состояния — «фрустрацией». «Фрустрация» — психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или воспринимаемыми как таковые) трудностями, связанными с переживанием неудачи.

Личность, неустойчивая к «фрустрации» (а болезнь является мощным фрустирующим фактором), находясь в ситуации «фрустрации», испытывает серьезное эмоциональное потрясение. Больные часто жалуются на чувство собственной малоценное™, одиночества и ненужное™.

По этому первоочередная задача психологической помощи пациенту, уже при первом общении с ним, вернуть чувство уверенное™ в себе, утраченную веру в выздоровление, восстановить потерянную связь с другими, дать пациенту необходимую психологическую силу, которую он утратил.

Однако до встречи со специалистом, прежде, чем пациент будет госпитализирован в лечебное учреждение, он должен принять себя в новом качестве «больного», «созреть» для роли больного. Для чего ему нужен определенный латентный период, который получил название «вход в болезнь». Болезнь, по мнению Лериша, может быть определена с трех различных позиций:

  • как некое состояние организма — изменение физического состояния тела;
  • как интерпретация специалиста — клинический диагноз;
  • как точка зрения пациента — полнота осознания им болезни: от эмоциональной реакции до самостоятельной концепции.

Осознание болезни проявляется в чувстве душевной слабости, беспомощное™ и страдания, и главное — в беспо койстве по поводу дальнейшего развития событий. Болезнь в сознании пациента всегда сопряжена с болью. В связи со сказанным диагноз и прогноз болезни принимают в сознании пациента два противоположных смысла: с одной стороны, диагноз — это опасность подтверждения своих наихудших опасений, с другой — надежда на медицинскую помощь и выздоровление. Эти две противоположные тенденции являются основой внутреннего конфликта больного, согласно внутреннему психологическому разрешению которого пациент согласится или откажется «войти в болезнь», то есть обратится за медицинской помощью или нет. Психологический феномен сопротивления пациента болезни выражается либо в полном отказе от обращения за медицинской помощью, либо во внезапном прекращении уже начатого курса лечения. Медицинская сестра должна знать, что психологическая мотивация сопротивления болезни может быть рассмотрена с трех принципиально возможных точек зрения. 1. Как сопротивление слабости. Принятие болезни есть с некой точки зрения поиск легкого пути. Сопротивление же болезни — это демонстрация моральной силы («силы воли»). Больной — стоик, если рассмотреть его психобиографию, окажется выходцем из «спартанской» среды, в его микрокультуре превалирует определенная система ценностей, культивирующая физическую и моральную силу, презирающая слабость и нытье. Сопротивление болезни в этой среде расценивается подобно сопротивлению боли и физической усталости. Не меньшее сопротивление болезни оказывают лица, имеющие высокий социальный статус. Чем более важный и ответственный пост занимает человек, чем больше людей имеет он в своем подчинении, тем более стойким является его сопротивление болезни. 2. Сопротивление вследствие вытеснения. Этот механизм сопротивления сопровождается излишним оптимизмом пациента. Некоторые субъекты считают, что «чем меньше болеешь, тем быстрее поправишься». Такой тип поведения в болезни психоаналитическая школа интерпретирует как регрессивный механизм отрицания, снимающий тревогу. В основе его лежит вытеснение нежелательного знания (механизм вытеснения) и дополнительно здесь участвует механизм «обращения» тревоги в экзальтированную эйфорию. Этот механизм защиты описан у тяжелых, часто ин- курабельных больных. В своем более мягком выражении он принимает характер «минимизации» болезни. Такие больные на расспросы о здоровье дают ответы типа «до свадьбы заживет». 3. Сопротивление, обусловленное страхом перед диагностическими процедурами и лечением. Отдавая отчет в происходящем, больные отказываются от лечения, так как испытывают панический ужас перед бормашиной, шприцами, медицинским инструментарием. Принятие болезни для них означает подчинение авторитету медицинского работника, выполнение различных болезненных манипуляций. Среди мотивов сопротивления болезни можно назвать также весьма значимый в последнее время страх перед экономическими издержками, связанными с покупкой дорогостоящих лекарств, частичной оплатой медицинских услуг.

Как видим, психологическое состояние больного, находящегося на «входе в болезнь», обусловлено целым рядом воздействующих на него психологических факторов, большинство из которых имеют «отрицательную валентность». Основные из них:

  • страх диагностики и лечения;
  • изменение физического самочувствия и болевые ощущения;
  • страх смерти или осложнений, связанных с заболеванием;
  • экономические трудности, особенно значимые для пациентов, являющихся кормильцем семьи.

Госпитализация также сопровождается отрицательными воздействиями на пациента, некоторые из них связаны с отсутствием надлежащего климата психологического ком форта в лечебном учрежден™, незнанием медицинским персоналом психологических основ болезни. В таком учреждении пациент часто сталкивается с потерей собственной значимости: «кто я здесь такой, никому нет до меня дела». Образно говоря, больной ощущает себя иголкой в стоге сена: вокруг кипит профессиональная жизнь различных служб и функциональных подразделений, медицинский персонал держится высокомерно и неприступно, к нему адресуются безличным обращением «больной», и он начинает переосмысливать собственную значимость. Снижение самоценности, переживаемое больным называется «простудой Эго» («Эго» — психоаналитический термин, идентичный понятию «Я» в отечественной литературе). Следующая проблема, переживаемая больным, — это потеря контроля над ситуацией: больной чувствует себя жертвой обстоятельств, он не хозяин собственной жизни, он утратил радость бытия и физического комфорта. Изменение эмоционального состояния, «снижение качества жизни» у некоторых пациентов может дойти до тоски и отчаяния, депрессии — на языке психопатологии. Причем пациент часто склонен винить себя в происшедшем: «что я сделал, чем заслужил эту болезнь?». Для обозна ения этого психологического феномена существует понятие «собственная вина в болезни». Как видно из сказанного, пациент в связи с заболеванием испытывает сложные психологические переживания: это и потеря собственной значимости, и потеря контроля за событиями своей жизни, и потеря понимания причины происходящего. Очень часто в подобных обстоятельствах на помощь пациенту приходят механизмы психической защиты. Это способы защиты своей личности (своего «Я») путем бессознательного, то есть нецеленаправленного и непроизвольного исследования, имеющегося у каждого арсенала специальных психических средств, в первую очередь воображения. Например, мечты, фантазии могут так изменить восприятие ситуации, что удовольствие, получаемое от воображения, возобладает над объективным неудовольствием. «Я» способно преодолеть значительное количество объективного неудовольствия при помощи фантазии. Особенно эффективен этот механизм защиты у детей, он получил название «заместительное фантазирование». Еще один механизм защиты «Я» от разрушающего знания получил название «трансформация эффекта», например, в агрессию. Ведущий механизм защиты «Я» от разрушающего личность знания называется «вытеснение». Этот механизм защиты считают основным, наиболее эффективно используемым для защиты сознания от влечений и инстинктов, удовлетворение которых табуировано (от слова «табу» — запрет) социальным развитием общества. Механизмы защит подробно описаны 3. Фрейдом и его последователями, представителями психоаналитической школы, в первую очередь А. Фрейд — дочерью великого психоаналитика. «Техника привычных защит, часто употребляемых субъектом, считает 3. Фрейд, входит в структуру личности, определяет стиль ее поведения». Во взаимоотношениях пациента с медицинским персоналом большое место принадлежит механизму переноса — «трансферу». Под трансфером понимают перенос на личность медицинского работника сформированных у пациента отношений с другим «значимым лицом», в первую очередь перенос касается детско-родительских отношений. В результате переноса у пациента оживляется целая серия психологических переживаний, но не как переживаний, относящихся к прошлому, а как переживаний настоящего момента, связанных с личностью медицинского работни ка, участвующего в процессе лечения. 3. Фрейд отмечает, I что перенос не всегда является помехой для лечения, напротив, он может сыграть решающую роль, вызвать веру в успех лечения, то есть перенос может быть использован как психотерапевтический фактор. Еше один из механизмов защиты «Я» получил название «идентификация с агрессором» через уподобление объекту, субъективно воспринимаемому как угрожающий. Разные механизмы защиты используют люди, пытаясь справиться с тяжелой психологической ситуацией, и к разным психологическим типам относятся люди, безлично ( обозначаемые в медицинской среде термином «больной». Поэтому психологический подход к повседневной работе медицинской сестры по уходу за больными людьми требует специальных знаний по психологии личности, опираясь на которые мы можем провести классификацию (отнесение) характера и поведения больного к определенному типу.

В клинической психологии существуют различные классификации типов больных. В медицинской среде распространенной является клиническая классификация:

  • тревожный, вечно волнующийся больной. Стиль поведения этих больных отличается повышенной тревожностью. Принято различать ситуативную тревогу, связанную с конкретной ситуацией. Например, тревога перед экзаменами, ' любым жизненно важным событием. И так называемую I личностную тревогу, являющуюся свойством личности. Очень часто тревожные больные представляют собой тревожный тип личности. В обращении с медицинскими сестрами они отличаются робостью, покорностью, неуверенностью в себе. Их чрезмерная пугливость часто выражается в так называемой соматизации страха: у них легко возникают различные вегето-сосудистые реакции при проведении диагностических и лечебных процедур. С ними необходимо провести подготовительную психокоррекцию, иногда обратившись к помощи специалиста — медицинского психолога;
  • подозрительный больной. Стиль поведения этих больных отличается угрюмой настороженностью и подозрительностью по отношению к медицинскому персоналу и лечению в целом. Если выясняется, что таким же образом эти люди ведут себя и в обыденной жизни, вполне возможно, что речь идет о так называемой «паранойяльной

акцентуации характера» или психопатии Ответить на вопрос, что скрывается за фасадом недоверия к медицинскому персоналу, также должен специалист в области медицинской психологии. В любом случае, прежде чем начинать лечение, необходимо преодолеть барьер недоверия и отчужденности больного;

  • демонстративный больной. Этот больной пытается произвести впечатление на окружающих, испытывает постоянную потребность в признании, в том числе и в «признании в болезни». Он упивается своими страданиями, испытывает «невыносимые мучения» и старается привлечь к себе повышенное внимание. О его пребывании в лечебном учреждении знает весь персонал. Демонстративный характер поведения такого больного, преувеличенное описание своих жалоб, самовосхваление могут вызвать негативное отношение к нему окружающих, желание доказать, что он «далеко не умирающий». Однако при психологической работе с этим контингентом лиц не стоит «разоблачать» их, лучше апеллировать к «героизму» и стойкости их характера. Пусть пациент получит от вас требуемую долю признания;
  • депрессивный больной. Такой больной подавлен, изолирован от окружающих, отказывается от разговора с другими пациентами и персоналом, плохо раскрывает свой внутренний мир. Он настроен крайне пессимистично, так как потерял веру в успех лечения и выздоровление. С этим типом поведения вы можете встретиться у тяжело и неизлечимо больных. Однако депрессивное поведение может быть обусловлено и другими причинами, лежащими вне круга физического заболевания. В работе с такими больными обязательное участие принимает медицинский психолог, но это не значит, что сестринский персонал не может помочь такому больному. Факторы психологического воздействия всех медицинских работников: сестер, младшего медицинского персонала, помощников по социальной и реабилитационной работе — являются очень значимыми даже если внешне это не проявляется в реакциях больного. Оптимизм медицинского персонала, вера в выздоровление пациента имеют для него большое значение. Очень полезными являются пробуждение активности больного, привлечение его к уходу за другими больными, выполнению несложных поручений;
Читайте также:  Альфред адлер: биография - психология

— ипохондрический больной. Этот больной чрезмерно внимателен к своему здоровью, интересуется анализами всех лабораторных исследований, необоснованно предполагает у себя наличие самых разных заболеваний, читает специальную литературу. Следует помнить, что ипохондрия — понятие собирательное. Ипохондрическая реакция, как чрезмерная озабоченность своим здоровьем, не всегда обусловлена соматическим заболеванием, ипохондрический синдром может быть и невротической этиологии. В этом случае физические жалобы являются жонверсион- ным» (обращенным) симптомом невроза и не имеют органической основы, выражая «страдания души на языке органа». Существует понятие и ятрогенной ипохоцдии, то есть обусловленной медицинской суггестией. Когда больной превратно истолковывает сказанное персоналом или медицинский работник действительно был неосторожен, говоря с тревожным больным о тяжелом прогнозе его заболевания и вызывая при этом нездоровую фиксацию внимания больного на своих телесных ощущениях, усиливая страх потери здоровья.

Источник: http://www.med24info.com/books/sestrinskoe-delo-tom-1/psihologiya-bolnogo-i-ego-reakciya-na-bolezn-18813.html

Психология больного (стр. 1 из 3)

1 .В отношениях врача к больному содержится диалектиче­ское единство устойчивого, принципиального и динамическо­го, изменяющегося.

Выбор правильного их соотношения, умение модифицировать научные и этические принципы без потери их сущности в зависимости от особенностей больного и ситуаций профессиональной деятельности являются важ­ной научно-педагогической проблемой медицины. С одной стороны, для врача недопустимы торопливость, пустая трата времени и сил.

Они вызывают у больного ощущение нена­дежности. Не случайно в истории медицины мудрость врача всегда была и остается связанной с внутренней силой и спокойствием, не подвластным колебаниям повседневности. Отсюда и поговорка: «Спокойствие—мудрость сильного»(3.стр43) Твердость духа не должна позволять врачу выходить из себя при неудачах и трудностях.

Сущность человеческого во враче—это спокойная устойчивость этической перспективы, волевое и интеллектуальное преодоление трудностей в ее практическом осуществлении. В таком понимании спокой­ствия нет ничего от равнодушия.

В философии давно сложилось видение сущности как единого в явлениях, как устойчивого и спокойного. Конспек­тируя книгу Гегеля «Наука логики», В. И. Ленин специально выделяет эту диалектическую мысль: «… Несущественное, кажущееся, поверхностное чаще исчезает, не так «плотно» держится, не так «крепко сидит», как «сущность»(2.стр.25).

Сущность врачевания—человечность, это закон жизнеде­ятельности врача, это спокойное, устойчивое в его беспокой­ной и внешне динамической деятельности. Такому врачу, — воспитавшему в себе высокую и несокрушимую человеч­ность, больной доверяет- жизнь, спокойно пойдет на риско­ванную, но необходимую операцию.

В общении с врачом больной и сам становится чище и человечнее.

Вместе с тем работа врача богата многообразием ситу­аций, динамично и противоречива. Провести нравственную черту через это изменяющееся многообразие жизни не просто. Этому надо учиться и учиться. Особенности медици­ны состоят не только во внешней стороне условий деятель­ности, но прежде всего в их смысловой значимости для человека, для его судьбы.

С этой точки зрения «… в медицине все величаво, трепетно, значимо. Это такая сфера деятельности, где нет мелочей, нет незамеченных поступков, взглядов, переживаний. Здесь все, даже незначительный будничный факт человеческого участия, волнует с не мень­шей силой, чем большие жизненно важные деяния.

Врачеб­ный долг не знает мелочей, он строг и нетерпим к любым погрешностям, он не проходит мимо любой занозы, которая ранит сердце больного.

Совестливость и порядочность, вели­кодушие и доброжелательность, благородство и внимание, такт и вежливость во всем, что касается жизни и здоровья больного, должны выступать у врача как привычные, пов­седневные нормы поведения'. Эти уникальные особенности медицины определяют одну из важнейших заповедей — тщательность и осторожность во всем. М. Я.

Мудров указы­вал: «Все, что ни делаешь, не делай наудачу, не делай как попало»(1стр.54) Сформулировать призвание, воспитать общую культуру, дать образование и профессиональные навыки — важная задача подготовки врача. Все эти качества должны быть воплощены в практике, в условиях работы лечебно-профилактических учреждений.

Для этого мало знать сущ­ность той или иной болезни, лечебных и профилактических мероприятий. Жизнь ставит врача в такие условия, когда все общие положения проявляются в причудливом и противоре­чивом переплетении. Возникают системы мотиваций, в кото­рых нелегко определить главное и второстепенное.

Понятие качества деятельности врача — не сумма свойств его личности, а их органический сплав на основе практиче­ского умения, отвечающего не только на вопрос «что надо делать», но и «как надо делать». Качество и культура работы врача связаны с понятием способа деятельности.

Как известно, объект врачебной деятельности, независимо от различий предмета медицинских специальностей, есть в то же время и субъект, личность.

Из этого существенного обстоятельства вытекает требование, чтобы в способе де­ятельности врача всегда и при всех условиях учитывался в качестве одного из ведущих личностный фактор.

Вне понятия характера деятельности отношения врач — больной превращаются в абстракцию, лишенную конкретно-исторического содержания; больной для врача становится просто случаем, а его социальные функции сводятся к формальному долгу назначений в соответствии с модифика­циями случаев.

Такая функция действительно поддается алгоритмизации и моделированию в ЭВМ. Однако на медици ну всегда смотрели как на нечто бесконечно большее, чем формальная функция, т. е.

как на живое, полнокровное социальное отношение, в котором врач видит призвание и способ самовыражения человеческой сущности, а больной – понимание, сочувствие, облегчение, всестороннюю помощь в сохранении жизни и здоровья.

История медицины выработала такой способ отношений, который наполняет схему подлинно человеческим содержа­нием,—это врачебная тактика, этика, деонтология. Названия были разными, но суть их—общая. Медицинская деонтоло­гия—исторический продукт. Он имеет над индивидуальный характер.

Независимо от степени выполнения норм врачеб­ная этика и деонтология существуют как свод писаных и неписаных формул, имеющих объективное историческое содержание. От невыполнения этих норм страдает не сама по себе деонтология, как безличный духовный продукт исто­рии, а реальные больные люди, пришедшие к врачу в данное время и в данном месте.

В этических кодексах «кумулировался» опыт многих поколений врачей, содержание этих кодексов—бесценное наследие прошлого. Вся глубина и значимость их открываются тому, кто вдумается в их содержание и примет его как должное.

Посредством включе­ния врачебной этики и деонтологии практическая деятель­ность врача наполняется культурно-историческим содержа­нием, становится адекватным человеческой сущности спосо­бом деятельности, личной культурой.

В своем историческом возникновении и развитии деонтология полностью обязана моральному фактору, хотя с внешней стороны она и пред­ставляет свод профессионально-служебных предписаний. В классово-антагонистическом обществе эта зависимость зату­шевывается, в результате чего врачебный этикет становится внеморальным. За ширмой его внешней вежливости может скрываться нравственное или юридическое преступление.

Глубинная связь деонтологии с общечеловеческим содер­жанием морали важна для понимания системы деонтологии как единственно адекватного культурно-исторического спо­соба профессиональной деятельности.

Утверждая суверен­ность медицинской этики и деонтологии как духовного продукта истории медицины, следует в то же время подчер­кнуть их открытость для будущего, для развития. Не только сохранить, но передать новым поколениям врачебную этику и деонтологию в обогащенном, виде — таков нравственный долг врача.

Для этого необходимо выяснить систему истори­ческой мотивации этических и деонтологических норм, по­нять, чем обусловлены и какими факторами они модифици­ровались.

2 Структура мотиваций деонтологии сложна и многообраз­на, включает классовые, национальные, политические (иде­ологические), эстетические, психологические факторы, кото­рые влияют на сущность, содержание и форму деонтологи­ческих принципов, норм, требований, этикета, а также их теоретическое обоснование. Из всего многообразия мотивации остановимся на медико-психологических, поскольку они приобретают возрастающую роль и вместе с тем наименее разработаны.

Существенную роль в мотивации (обосновании) деонтологических норм и требований играют психологические ситу­ации конкретных специальностей и психологические особен­ности больных.

Необходимость развития медицинской психо­логии обусловлена потребностью совершенствования деонто­логии как способа дальнейшего повышения культуры меди­цинского обслуживания. Медицинская психология, как изве­стно.

способна выполнять и другие специальные функции, е частности, она разрабатывает психологические тесты диаг­ностики и ряд важных методов лечения и предупреждения болезней (анамнез, психотерапия и психопрофилактика).

М. Я. Мудров ставил в прямую зависимость искусство врачевания от умения учитывать психологию больного «Зная взаимные друг на друга действия души и тела, долгом почитаю заметить, что есть и душевные лекарства, которые врачуют тело. Они исчерпываются из науки мудрости, чаще из психологии.

Сим искусством печального утешишь, серди­того умягчишь, нетерпеливого успокоишь, бешеного остано­вишь, дерзкого испугаешь, робкого сделаешь смелым, скрытного откровенным, отчаянного благодетельным. Сим искусством сообщается больным та твердость духа.

которая побеждает телесные боли, тоску, метания и которая самые болезни, например, нервические, иногда покоряет воле боль­ного»(2стр64).

О роли психологии в медицинской практике писали также С. П. Боткин, А. И. Остроумов, И. М. Сеченов. Г. И. Россолимо. И. П. Павлов. В. М. Бехтерев и др. И, П. Павлов неоднократно говорил, что врачу непременно нужно быть еще и психологом, а Г. И.

Россолимо характеризовал психо­логическое взаимодействие врача и больного как наиболее существенную черту медицины: «Обращаясь к врачу, боль­ной идет как человек к человеку, но как человек более слабый к более сильному, потому что он в нем нуждается»(2.

стр46).

Преимущества одного врача перед другим обусловлены не только лекарственной терапией, так как лекарства в руках всех врачей в основном одни и те же.

Отличительным фактором являются профессиональные знания и умение применить их к каждому конкретному больному с учетом его психологических и других особенностей.

В одних случаях врач может убеждать больного в возможности улучшение его состояния, но его убеждения не достигают цели и не успокаивают больного, в других—врач.

не распространяясь о многом, умеет возбудить у больного доверие, веру в выздоровление, что вызывает хорошее настроение и приводит к благоприятному течению заболевания.

Если врач смог вызвать доверие больного и добился веры его в радостную перспективу, он с наибольшим эффектом применяет лекар­ственную терапию. Следовательно, врач должен обладать не только суммой знаний, но и высокими нравственными каче­ствами, умением распознавать личность и психологию боль­ного, располагать к себе больного. Единство доброты, спокойной мудрости, готовности понять и помочь, надеж­ность, добродушие и теплота—все эти душевные качества объединяются понятием личного обаяния, которое, к сожа­лению, в педагогической практике вспоминается редко.

Источник: http://MirZnanii.com/a/151860/psikhologiya-bolnogo

Ссылка на основную публикацию