Эмоциональный формат общения — психология

Эмоциональное общение

Некоторые ассоциируют общение исключительно с речью, но это неправильный подход: человек начинает общаться задолго до того, как осваивает связную речь. Поэтому условно можно выделить два типа общения: речевое и эмоциональное общение.

Потребность в общении у ребенка появляется в возрасте примерно одного-двух месяцев, задолго до того, как он начинает осваивать речь. Уже с первых месяцев жизни ребенок начинает использовать эмоциональное общение, в то время как вербальный язык общения он начинает осваивать в возрасте около года.

Эмоциональное общение — это общение посредством мимики, жестов, поз, интонаций. В младенческом возрасте непосредственно-эмоциональное общение матери с ребенком (физический контакт, интонации голоса, адресованная ребенку улыбка и т. п.) очень важно, так как оно помогает установить более прочную связь между мамой и малышом.

Задача матери (или другого близкого человека, который ухаживает за ребенком) — как можно полнее удовлетворить его потребность в эмоциональном общении. Непосредственно-эмоциональное общение дарит ребенку радостное настроение, повышает его активность. Кроме того, эмоциональное общение предоставляют основу для развития восприятия, мышления и речи ребенка.

Со временем ребенок овладевает речью, однако это не значит, что пришла пора навсегда распрощаться с эмоциональным общением. В контексте общения между взрослыми людьми под эмоциональным общением часто подразумевают такой вид общения, при котором ведущим в процессе общения является обмен эмоциональной информацией.

В принципе, это не противоречит тому, что было сказано выше: при эмоциональном обмене важную роль играют именно невербальные средства коммуникации (мимика, жесты, позы, интонации).

Эмоциональное общение в этом случае состоит их трех основных компонентов: когнитивного, субъективного и экспрессивного.

Под когнитивным аспектом подразумевают восприятие чувств и эмоций партнерами по общению. Субъективный аспект — это переживания, вызываемые межличностными отношениями.

Экспрессивный аспект — это выражение эмоций по отношению к партнеру по общению (как вербальное, так и невербальное).

Иногда эмоциональное общение представляют как некий способ манипуляции людьми. Некоторые люди действительно используют этот вид общения, чтобы манипулировать окружающими.

Как мы уже говорили, этот вид общения в первую очередь используется для обмена эмоциями, в том числе через мимику и жесты.

Однако если можно выразить эмоцию через жест или выражение лица, возможно и обратное: использовать выражение лица или жест, чтобы создать впечатление, будто вы испытываете определенную эмоцию. Это и есть манипуляция.

Как не попасться на этот крючок при эмоциональном общении? За осознание и понимание как чужих, так и своих собственных эмоций отвечает так называемый эмоциональный интеллект. Чем выше уровень эмоционального интеллекта человека, тем меньше вероятность, что его обведут вокруг пальца при эмоциональном общении.

Чтобы не стать жертвой манипулятора, нужно больше внимания обращать на язык тела собеседника. Дело в том, что некоторые физиологические реакции, которыми сопровождаются эмоции, человек обычно не в состоянии подавить (по крайней мере, мгновенно) или сымитировать.

К ним относятся, к примеру, реакция зрачков, частота дыхания и пульса и т. п. Поэтому внимание нужно обращать не только на жесты и выражения лица, которые человек может использовать сознательно, но и на те сигналы, которые практически неподвластны контролю.

Итак, эмоциональное общение наиболее важно в младенческом возрасте, но даже после того как мы осваиваем речь, оно продолжает играть значительную роль в наших взаимоотношениях с окружающими людьми.

Источник: http://strana-sovetov.com/psychology/6962-emotsionalnoe-obshchenie.html

Эмоции и общение

Неопубликованная запись

Чтобы эмоционально грамотно общаться, нужно овладеть навыком понимания, что другой человек чувствует, и как это связано с вашими действиями. Для этого нужно перестать додумывать за других. Вы не можете в точности знать, что другой думает и чувствует, и не читаете мысли другого человека.

Если вам кажется, что ваш партнер такой же как вы – это иллюзия: оттенки чувств и мыслей различаются. Как нет двух идентичных сетчаток глаза, так нет двух идентичных восприятий одной ситуации.

Поэтому необходимо говорить другому человеку о том, что чувствуете вы (не ожидая, что он поймет сам), и спрашивать его о том, что чувствует он, не обесценивая его переживаний. 

Чтобы хорошо понимать, что чувствуют другие, сначала желательно в достаточно степени научиться понимать, что чувствуешь ты сам.

Многие люди едва ли хорошо различают свои чувства, и могут отличить гнев от обиды, вину от стыда, страх от печали, а часто и вообще ничего не могут сказать, кроме того, что испытывают приятные или неприятные ощущения.

Многие находятся на уровне эмоционального онемения – то есть считают, что вообще ничего не чувствуют, либо чувствуют, но не могут выразить этого словами. 

БОльшая способность различать и выражать свои чувства, часто сопряжена со страхом того что другие люди узнают какие-то болезненные секреты и тайны, которые хранит этот человек, или что он станет более уязвим и потеряет свою силу.

На самом деле, различая свои чувства, мы не становимся слабее, потому что начинаем лучше ориентироваться в окружающем пространстве, что дает больше возможностей, понимать других, улучшаем свои отношения, делая их более эффективными.

Если мы не понимаем, что ранит другого человека, а что делает более спокойным и довольным, мы достраиваем в голове некий образ другого человека, и выстраиваем отношения с этим виртуальным образом.

Мы обесцениваем все сигналы обратной связи от человека, мы закрыты для общения, мы продолжаем совершать те же ошибки и двигаться к печальной развязке.

Часть 2. 

Любые отношения, любое общение может иметь целительный эффект, при котором каждый участник беседы может расти и решать свои трудности.В кабинете психолога, люди приходят к осознанию, что самое трудное в проблеме для них, это не сама ситуация, а эмоции и переживания, которые в ней возникают. 

Есть несколько условий, которые полезно соблюдать в общении, чтобы оно имело целительный эффект и помогало принять себя:

1. Искренность. 

Осознание чувств и отношения к другому человеку. Доверие появляется тогда, когда мы видим, что человек является тем, кем предстает перед нами. Он проявляет те чувства, которые у него есть на самом деле, говорит то, что думает на самом деле. В таком случае мы тоже не боимся быть с ним самим собой. 

2. Открытость. 

Необходимо точно и недвусмысленно передавать свои чувства и ощущения. Дело в том, что если мы чувствуем одно, а говорим другое, то невербально мы все равно будем передавать 2 противоречивых сигнала, что будет мешать открытости. 

3. Положительное отношение и принятие другого. 

Необходимо помнить, что несмотря на то, что какие-то конкретные слова, действия, мысли, чувства другого могут носить деструктивный характер, сам он как личность все равно Ок. Личность всегда больше поведения, или каких-то конкретных чувств или мыслей человека. Поэтому человек всегда Ок. Важно это помнить и демонстрировать. 

4. Эмпатия. 

Необходимо мягко и безоценочно войти во внутренний мир другого и описывать его так же, как и он сам. Нужно сформулировать его мысли, чувства, эмоции так, чтобы он сам мог согласиться с тем, что это описание верное. Дать ему почувствовать, что вы действительно его поняли.  

Источник: http://shishkanovstas.ru/stati_psikhologhiia_obshchieniia/emotsii_i_obshchieniie

Психология общения. Эмоции

…Все–таки сложно устроен человек – как его не пытаешься познать, изучить – все равно многое теряется из виду, опускается в виде малозначительных деталей, и в итоге человек начинает задумываться – а знаю ли я его вообще?! «Чужая душа потемки…» Очень удобная формулировка, чтобы свалить с себя ответственность за других и себя. А ведь когда мы самоотстраняемся, мы теряем самое важное в межличностных отношениях – саму нить «человек – человек».

Почему чужое человеческое горе острее переживается (как сопереживание или злорадство), а чужая радость редко приносит счастье? Лишь потому, что мы более равнодушны и злее, чем нам кажется. И зачем же требовать от других сострадания, когда сами скупы на него…

Каждый, без исключения, человек мечтает встретить такого собеседника, с которым можно не опасаться подвоха, предательства или просто непробиваемого равнодушия. Люди стремятся к полноценному общению, жаждут искренности. Но найти такого партнёра удаётся не многим.

Эмоциональные контакты так же необходимы человеку как воздух, тепло и свет. Достоверно известно, что длительное отсутствие эмоциональных связей приводит к деградации личности, психозам и другим нервным расстройствам.

Неудовлетворение эмоционального контакта влияет на способность человека приспосабливаться к жизни.

Исследования показывают, что часто люди, имевшие в прошлом (особенно в детстве) длительные периоды отсутствия подлинных эмоциональных связей, испытывают трудности в общении, недоверчивы, не умеют сотрудничать с другими. Эмоциональный контакт принципиально важен для развития у человека чувства безопасности. Только человеческая близость может подарить ни с чем не сравнимое ощущение собственной значимости, силы и свободы.

Человек внутренне хочет быть открытым. Но для этого он должен быть свободен от внутренних напряжений и барьеров. Наша задача овладеть определёнными психологическими приёмами и научиться  влиять на человека так, чтобы общение с нами приносило ему удовольствие и создало максимальные возможности для самораскрытия.

При всём этом следует помнить, что душевные движения имеют гораздо большую власть над нами, чем мысли. Желания и поступки вызываются главным образом не мыслями и убеждениями, а эмоциями.

Поэтому власть над эмоциями особенно важна, как для становления Личности, так и для установления плодотворного общения и межличностных контактов.

Язык чувств – это язык подсознания. Отрицательные чувства знакомы нам больше, поскольку они проникают в импульсы мысли сами по себе, что обеспечивает им свободный проход в подсознание. Положительные же чувства пассивны.

Чтобы они вошли в подсознание, требуются сознательные целеустремленные, эмоционально насыщенные усилия  человеческого разума. Один из основополагающих Постулатов гласит: «Человек изначально добр». Но добр он пассивно.

Для того чтобы его доброта стала Добром он должен сознательно к этому прийти.

Помимо эмоций и чувств  важное место в эмоциональной  сфере человека отведено страстям.

Если эмоции можно трактовать как кратковременные проявления мысленных желаний в нашем сознании, а чувства – как воспитанные эмоциями установившиеся подозрительные формации, то страсти – это долговременные доминантные состояния, обусловленные сильным и длительным возбуждением психики.

Язык страстей – это язык природы, и каждый человек подвержен его влиянию. Всякий человек подобен укротителю диких зверей, а звери эти – страсти. Сделать их безопасными, приручить и одомашнить – суть личного воспитания. Не зная природы и сути своих страстей невозможно их приручить.

Самое верное средство для их обуздания – это ясное понимание их. По сущности, каждая страсть есть несправедливость или своекорыстие, поэтому очень опасно доверяться страстным порывам даже тогда, когда они кажутся совершенно искренними. Страсти, превращающиеся в привычки, становятся пороками.

Но даже с пороком можно справиться. Для этого надо осознать его. Существует восточная притча о том, как к святому отшельнику пришёл непорочный во всех отношениях юноша. «Святой человек, – обратился он к отшельнику, – я пришёл к тебе научиться святости».

«А ты знаешь, что такое грех?» – спрашивает его старец. «Нет, – отвечает юноша, – я чист, как снег, лежащий на вершинах высочайших гор». Мудрец усмехнулся и сказал: «Тогда возвращайся в мир и познай, что такое грех. Ибо  не познавший греха – не познает и святости». Само осознание делает грех невозможным. Не возникает даже мысли совершить то, что осознанно как грех, порок или зло.

Читайте также:  Система «чувственное сознавание» - психология

Если Вы нашли данную статью интересной и полезной, нажмите на значок соц сетей и сердечко с надписью «Рекомендовать» в конце страницы.

Источник: http://www.mystericon.org/psychology/osobennosti-psihologii-cheloveka/psihologiya-obshheniya

Эмоции в общении — это… Что такое Эмоции в общении?

  • эмоции — (от лат. emoveo потрясаю, волную) особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Выделяя в …   Большая психологическая энциклопедия
  • ЭМОЦИИ —         (франц. emotion, от лат. emoveo потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически …   Философская энциклопедия
  • Эмоции дифференциальные в общении — различающиеся между собой переживания, влияющие на взаимодействие между людьми. Эмоции (Э.) характеризуются 3 компонентами: а) переживаемое и осознаваемое ощущение; б) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и… …   Психология общения. Энциклопедический словарь
  • Эмоции — (лат. – возбуждать, волновать) – особый класс психических процессов и состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний (удовлетворения, радости, страха) значимости каких либо явлений, ситуаций. Эмоции служат одним из главных… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
  • Интеллект эмоциональный в общении — Эмоциональный интеллект (Э. и.) (англ. emotional intelligence, intellect) понятие, вошедшее в психол. терминологию в 1990 г. и получившее исключительно широкое применение в практической психологии. Во многих анализирующих Э. и. работах отмечается …   Психология общения. Энциклопедический словарь
  • Гендерные различия в общении — Различия между мужчиной и женщиной интеллектуальные, эмоциональные существуют, но они скорее носят качественный, а не количественный характер. Мужчины и женщины по разному воспринимают окружающую действительность, по разному ее оценивают.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь
  • Интеллект в общении — Интеллект (И.), с одн. стор., является важным фактором О., во многом определяющим характер взаимодействия людей, а с др. стор., сам в значительной мере формируется в О. Собств. человеческое О. предполагает наличие у общающихся опр. уровня И. И.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь
  • Познание в общении — Как особая сфера человеческой деятельности, познание есть целенаправленная оптимизация субъективной картины мира, предполагающая преодоление наличной неопределенности. Познание в узком смысле слова есть рациональный (или когнитивный) аспект… …   Психология общения. Энциклопедический словарь
  • ровный — прил., употр. часто Морфология: ровен, ровна, ровно, ровны и ровны; ровнее; нар. ровно 1. Ровной называют что либо, чья поверхность не имеет впадин и возвышений. Ровная местность. | Ровное плато. | Ровная доска. | Идеально ровное колесо. | Ровная …   Толковый словарь Дмитриева
  • Орехи —     Во сне собирали орехи – впереди у вас успешное предпринимательство и радости любви.     Ели орехи – ждите процветания и исполнения желаний. Женщину, увидевшую во сне орехи, ожидает счастливая судьба.     Рассыпанный фундук сулит мирную… …   Большой универсальный сонник

Источник: https://communication_psychology.academic.ru/1078/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8

Роль эмоций в общении

Особое значение в учении о навыках общения имеет эмоциональная подстройка. Связано это с тем, что роль эмоций в общении переоценить невозможно. Эмоциональная подстройка позволяет выстроить раппорт даже в том случае, когда ваш собеседник взволнован или чем-то расстроен.

В связи с этим следует обратить внимание на один важный момент. Дело в том, что большинство психологов советую сохранять полное спокойствие в присутствии расстроенного или взволнованного человека.

Но это не относится к ситуациям, когда вам необходимо наладить контакт и решить важный вопрос.

А то может возникнуть очень интересная ситуация, когда ваш собеседник выкрикнет в вашу сторону «Я очень зол на тебя! Не могу понять, как ты мог это сделать!?» — вы вряд ли воспримите это безэмоционально  и с невозмутимым спокойствием спросите его: «А что такого произошло?» Вряд ли человек будет чувствовать себя лучше от того, что его собеседник невозмутим и спокоен, тогда как он сам разозлен до предела. Поэтому скорее всего, такая реакция приведет к противоположному результату — не только не успокоит человека, но и разозлит его еще сильнее.

Роль эмоций в общении трудно переоценить. Когда собеседник находится на эмоциональной волне, намного более эффективным оказывается попытка подстроиться под его состояние, выражающееся в активном поведении и бурной эмоциональной реакции.

При этом вовсе не обязательно проникаться и соглашаться с тем, что он вам выговаривает в состоянии стресса. Достаточно дать ему понять, что вы понимаете и разделяете его чувства. Люди ведь кричат для того, чтобы их лучше услышали.

Нужно воспринимать его эмоции как вербально, так и невербально, и это поможет вам быстро подстроиться под его состояние, даже особо не вникая в причины, которые вызвали такой шквал эмоций.

Поэтому если вам сказали, что на вас очень сильно разозлены или обижены, ваш ответ может быть таким: «Ты и в самом деле злишься (обижаешься) на меня. Что ж, я то же этим огорчен».

Главное в такой ситуации, чтобы ваши слова выглядели искренними, а не как издевка, а для этого нужно, чтобы интонации голоса были в гармонии с тем, что вы говорите.

Реагируя на эмоциональный фон своего собеседника вербально или невербально, вы ему как бы даете понять, что принимаете его в беседе таким, каким он есть на самом деле. По правде говоря, такое некритическое восприятие человека — лучшая услуга, которую вы можете оказать своему визави.

В дальнейшем вам необходимо будет удостовериться в том, что собеседник принял и понял ваше отношение к его состоянию и к нему самому. Присмотритесь к его поведению. Если вы все сделали правильно, то человек понемногу начнет расслабляться и его раздражение сойдет на нет.

Это совершенно закономерно, поскольку множество проблем в отношениях между людьми возникает только из-за того, что люди ощущают безразличие к их персоне со стороны окружающих.

Поэтому если вы сумеете разуверить их в этом посредством принятия их эмоционального состояния, это приведет к уменьшению негативных чувств.

И только после выплеска эмоций ваш собеседник сможет начать адекватно воспринимать голос вашего разума. Вот тогда и можно будет приступить к решению проблемы, начав примерно так: «Предлагаю присесть, что вы смогли мне рассказать о том, почему это вас так сильно расстроило.

Думаю, нам следует обсудить причины возникшего недоразумения, а потом прояснить все спорные моменты ради сохранения наших отношений. Как вам такое предложение?» Вряд ли ваш собеседник откажется от такой конструктивной позиции, поскольку он тогда действительно начнет чувствовать, что вы готовы проникнуться его отношением к случившемуся.

Поэтому роль эмоций в общении в том, что они (эмоции) помогает лучше подстроиться под собеседника.

Действуя подобным образом, вы даете своему собеседнику понять, что за этой неприятной ситуацией спрятан положительный фундаментальный слой отношений, который не может быть разрушен мелкими непонятками.

Ведь если вы не прячетесь от проблем и не избегаете неприятных разговоров, значит в целом по отношению к этому человеку вы настроены положительно и вам есть ради чего продолжать отношения.

Значительная часть методик, разработанных специалистами в области нейролингвистического программирования, опираются именно на эту базовую посылку.

Главное в таких случаях, чтобы вы сами были настроены на конструктивный лад, улучшение качества общения и позитивную волну в отношениях с окружающими людьми. Если вы будете всегда придерживаться этой установки, то вам по силам будет разрешать и намного более серьезные конфликты.

Читать дальше: Профессиональная компетентность и общение

Назад: Построение раппорта: физическое соответствие

Источник: http://zdips.ru/nlp-dlya-zdorovya/otnosheniya-eto-vse/115-rol-emotsij.html

Что такое социальный и эмоциональный интеллект?

Мы часто задаемся вопросами: что же все-таки является залогом и основой успешности современного человека.

Всегда ли человек должен обладать уникальными интеллектуальными способностями, чтобы реализовать себя в полной мере? Достаточно ли для этого иметь только высокий уровень IQ?

Известно, что интеллект определяется показателем IQ, который в совокупности отражает наши мыслительные возможности: в его состав входят все наши познавательные процессы, т.е. характеристики внимания, памяти, восприятия, воображения и представления.

Вместе с тем, на развитие и проявление интеллектуальных способностей влияют такие факторы как пол, возраст, наследственность, страна проживания, окружающая среда и др., которые, в свою очередь, отражают все многообразие личностных и социальных характеристик, а также выражают индивидуальность каждого человека.

Выражая различные возможности этих познавательных и личностных особенностей, интеллект в целом определяется как живость ума и уникальность мысли.

В современной психологии все чаще стали обращаться и к другим видам интеллекта, которые являются показателями успешности в социальном пространстве, в общении с окружающими и в профессиональной сфере.

Таким образом, получается: для того, чтобы быть успешными в различных сферах, иметь адекватную самооценку, получать удовольствие от радости общения с близкими, необходимо позаботиться о том, чтобы другие виды интеллекта были развиты в достаточной мере.

Это такие виды интеллекта как социальный и эмоциональный.
Несмотря на то, что эти компетенции личности называются интеллектом, а интеллект общеизвестен показателем IQ — эти понятия прямой связи с уровнем IQ не имеют.

Социальный интеллект, который в научном мире исследуется уже почти целый век, имеет свою структуру, которая измеряется адаптивными и поведенческими показателями человека.

Социальный интеллект – это способность человека прогнозировать и понимать поведенческие реакции других людей в процессе общения, умение обходить «острые углы», тем самым обеспечивая взаимопонимание. Итак, в структуре социального интеллекта можно выделить следующие составляющие компоненты:

  1. умение понимать и «читать» поведение других людей;
  2. умение быстро и адекватно реагировать на поведение других людей, при этом эта реакция должна быть направленной на конструктивное решение.
  3. гибкость поведения и умение адаптироваться к поведению и реакциям других.
  4. умение правильно понимать позы, жесты, мимику других людей, и на основе этого понимания выстраивать отношения,которые будут взаимовыгодными.
  5. умение перерабатывать ежедневный социальный опыт, извлекая из него положительные и перспективные выводы, которые позволяют не допускать в следующий раз недопонимания или же просто помогут исключить из вашей повседневной практики конфликтные и деструктивные ситуации.
Читайте также:  Позитивизм - психология

Эмоциональный интеллект, в отличие от социального интеллекта, относится не к поведенческому, а к эмоциональному аспекту личности.

Эмоциональный интеллект — это умение понимать эмоциональный смысл ситуации. Он тесно связан с умением проявлять чуткость и теплоту в общении (Salovey & Mayer, 1990).

Эмоциональный интеллект включает следующие структурные компоненты:

  1. Умение точно выражать свои эмоций и точно оценивать эмоции другого человека. Неумение выражать испытываемые эмоции часто приводит к добровольной социальной изоляции, к избеганию всяческих контактов, которые предполагают демонстрацию именно данного навыка. Неумение правильно понимать эмоции и состояния другого человека влекут за собой формирование таких качеств как отсутствие такта, эмпатии, т.е. способности к сопереживанию.
  2. Умение регулировать свое эмоциональное состояние,что способствует повышению мыслительных способностей, так как существует тесная связь между эмоциями и мышлением) Подавленное эмоциональное состояние никогда не способствовало повышению эффективности личности. Напротив, воодушевление и положительный эмоциональный настрой и ожидание нацеливают на хороший результат в любом виде деятельности.
  3. Умение осмысливать эмоциональный опыт на основе понимания и правильной оценки эмоций. Осмысление включает в себя не только переработку полученного в процессе общения эмоционального опыта, а также умение улавливать, какое влияние может оказывать на вас музыка, образы, цвета, лица людей. Умение отслеживать такие ваши особенности позволит повысить эмоциональную чуткость.
  4. Умение хорошо регулировать свое состояние. Развитый эмоциональный интеллект способствует тому, что какая-либо деструктивная эмоция не будет вас «захватывать», и предполагает, что человек сформирует навык быстро отходить от переживания негативного эмоционального опыта. Проще говоря, эмоциональный интеллект – это умение быстро переключаться на положительный настрой в общении, иногда несмотря на предлагаемый неэффективный формат общения.

Для развития социального и эмоционального интеллекта важно развивать наблюдательность, а также готовность к применению полученного и переработанного опыта на практике, готовность улучшать качество общения в семье, в профессиональной сфере.

Наблюдательность можно развивать, каждый день упражняясь, ненавязчиво наблюдая за поведением и эмоциями окружающих, также отслеживая свое поведение и эмоции. Важно замечать, каким состояниям и эмоциям других людей какие позы свойственны, каким бывает их выражение лица, о чем говорит их взгляд, какие жесты соответствуют этим состояниям и эмоциям.

Ежедневное накопление собственного опыта способствует повышению эффективности в общении с супругами, детьми, родителями, коллегами.

Постижение эмоционального и поведенческого равновесия позволит реализовать имеющийся потенциал, так как часто приходится видеть, как человек, обладающий уникальными способностями, оказывается невостребованным в социальном мире из-за недостатка именно социальной и эмоциональной зрелости.

Таким образом, социальный и эмоциональный интеллект являются той базой и инструментами личности, которые помогают реализовать и демонстрировать знания и умения в различных сферах.

Источник: https://www.all-psy.com/stati/detail/2905

Психология общения: 13 базовых принципов как правильно общаться с людьми

Общение одна из величайших возможностей человека. По большому счету одна из главных целей жизни человека — научиться гармонично общаться. Иначе зачем и для каких задач воплощаться в среде перенасыщенной людьми ? Не оттого ли, что человеческая среда наиболее способствует реализации этих задач.

Нас делают человеками с младенчества. Общение у нас в крови. Но насколько мы умеем пользоваться и наслаждаться этим шикарным инструментом ? И какова наша культура общения ?

А здесь поговорим основательно. Из чего складываются навыки успешного общения и как в действительности научиться общаться с людьми.

Рекомендую для полноценного разбора психологии общения:

Мини тренинг — как научиться правильно общаться.
Гордыня. Убираем препятствия на пути к взаимопониманию.
Одиночество. Смените изоляцию от мира на радость общения.
17 причин конфликтов в общении. Анализ, управление и налаживание разговора.
Любовь. Что такое настоящая любовь.

Из чего мы строим Фундамент для общения с людьми ?

В детстве мы как губки, впитываем все что можем, ведь это способствует выживанию. И далее бессознательно используем в строительстве расцветающей жизни, но на каком фундаменте. 

Много лет исследуя и практикуя разные подходы в сфере общения, выделил базовые принципы, которые в форме правил и навыков помогают проще, легче и продуктивней общаться с людьми.

Есть люди с «врожденной» способностью налаживать контакты, им на первый взгляд не нужна психология общения.

Хотя вне зависимости от врожденных и сформированных способностей, знание сути психологии общения помогает людям лучше понять свое поведение, пересмотреть основы на которых оно сформировалось, и научиться получать больше радости, информации и пользы как от дружеского, так и делового общения.

Общение это обмен энергией и информацией в форматерамках взаимоотношений. А поскольку мы — люди, то атмосфера общения тут же обрастает множеством наших атрибутов и потребностей — иерархии, власти, зависимости, претензий, ожиданий, помощи и т.д.

Что же, давайте раскладывать все по полочкам

Фундаментальные принципы психологии общения с людьми это каркас, гармоничная структура, которая дает наглядную карту о том что происходит, и что исправить чтобы правильно общаться с людьми.

Это естественные механизмы формирующие наше общение, а не речевые приемы убеждения, спора или манипуляции.

Такой всесторонний подход к психологии общения помогает самостоятельно разобраться в том, как правильно общаться и говорить с любыми людьми, учитывая основы общения и уникальность каждого человека.

  1.  Самостоятельностьсамодостаточность.
  2.  Конфликт
  3.  Комфорт
  4.  Выражение эмоций, чувств
  5.  Уважение, забота, любовь.
  6.  Интерес.
  7.  Искренность, открытость.
  8. Принятие.
  9. Взаимодополнение.
  10. Сочетаемость.
  11. Тишина.
  12. Динамика, дистанция.
  13.  Реализация, текущие задачи.

Применять каждый принцип следует сначала к себе(!), а затем к собеседнику.

Самостоятельностьсамодостаточность показывает насколько вы самоценны, эмоционально и энергетически независимы, целостны. Можете ли вы не «цепляться», не «проваливаться», не быть завязанным на собеседника.

Конфликт. В любом взаимодействии зрелых людей присутствуют их желания, и пока общение находится в зоне общих интересов все идет гладко. Зачем вы общаетесь, чего вы хотите и не хотите ? Ожидаете ? Каковы ваши претензии, условия ? Что вы делаете в конфликтной ситуации — как конфликтуете ?

Комфорт. Насколько вам комфортно и хорошо. Что вы можете сделать что бы стало комфортней. Как долго вы готовы терпеть дискомфорт ? Что мешает расслабиться ?

Выражение эмоций и чувств. Скованность, стеснительность, робость, неуверенность гасят ваши эмоции и как следствие общение лишается сочности, текучести, естественности и удовольствия. В главе «Как контролировать свои эмоции» указаны рекомендации по решению этих вопросов.

Уважение, забота, любовь. Бережное и заботливое отношение к собственным ресурсам — целостности, телу, энергетике, делам, деньгам и как человеку вообще.

Интерес, любопытство. Проявляя искренний интерес к собеседнику вы даете ему возможность рассказывать и говорить с вами. Прежде всего ищите и акцентируйте свое внимание на хорошем в людях.

Искренность, открытость. Есть смысл говорить что есть, но осторожно, так как правдой можно навредить. С открытостью есть нюансы в деловых отношениях, но близкие отношения без сонастроенности, открытости и контакта душа-в-душу чахнут и теряют всякий смысл.

Принятие. Жизнь каждого человека это сосуд его индивидуальности. Человеческая среда дает возможность разным мирам, воплощаясь в теле, взаимодействовать в едином пространстве.

Принятие, а точнее восприятие другого человека без вовлечения, следования или сопротивления к его позициям, стремлениям, ограничениям.

Чем выше уровень самостоятельности, тем проще принимать другого человека таким какой он есть, при этом целиком оставаться самим собой.

Взаимодополнение. Очень продуктивно для развития общаться с людьми с отличными от ваших сильными сторонами.

Сочетаемость. Иногда нормальные люди сильно конфликтуют, не из-за непримиримого идеологического фанатизма (apple-pc, iphone-android, bmw-mercedes, христианство-буддизм, мясоеды-веганы, пунктуальные-разгилдяи), а по причине структурной несочетаемости энергетики и характеров.

Тишина. Учитесь сохранять собственное пространство покоя и невовлеченности в разговоре. Центрироваться и быть «здесь и сейчас», а не только в эмоциях, образах и словах. Хорошо помогает работа с эмоциями и практики медитации.

Динамика, дистанция. У любого общения есть канва взаимоотношений, за исключением «попутчиков в поезде» ). Это определяет дистанцию общения и «правила игры». Это большая тема рассмотрена в «Психологии взаимоотношений».

Реализация, решение задач. Общение не просто приятный разговор, это еще и помощь делу. Насколько ситуации общения способствуют решению конкретных жизненные задач, — связи, идеи, знания, понимание, энергия.

Особенности жизненных задач будут задавать специфику общения — человек с учительскими задачами неявно будет чему то учить, человек с задачами по власти будет так же неявно командовать, агитировать или удерживать позиции любой ценой, человек с задачами по сексу — приносить удовольствие и т.д.

С теорией всё, а теперь простые примеры из личной жизни

Сначала изучите себя через призму 13-ти принципов психологии общения, а затем примените их к собеседнику — насколько ваше общение учитывает и способствует его интересам, развитию, целостности. Не становится кто либо из вас жилеткой, энергетическим донором, слугой, прогибается, старается быть только хорошим и т.д. Для начала это следует осознать.

В современной психологии и на тренингах по общению существует множество речевых и энергетических приемов для налаживания общения.

Во многом эти методы не работают с причинами проблем общения, не учитывают основные принципы общения, и по сути пытаются на грязную одежку излить одеколон.

Выравнивая общение ситуационно за счет искусственных надстроек и без учета последствий для человека в целом. Вместо того чтобы подойти к вопросу чуть шире, и учесть всего человека в целом.

А поскольку общение это выражение, прорастание из себя самого и изучение реальности другого человека, то плоды и качество общения приятны когда собеседники в первую очередь осознанные, гармоничные и целостные люди. И различные правила или методы психологии общения, могут лишь указать на дисгармоничные черты характера, кривые модели поведения, и помочь вырастить новые, что бы сделать общение более естественным, насыщенным и Живым.

Как правильно общаться с людьми — экспресс анализ типичных ошибок и проблем в общении

Не всегда получается наладить или продолжить общение в нужном русле. Бывает человек «соскальзывает», или между вами «глухая стена», или вы просто за счет разности ритмовинтересов не стыкуетесь. Мелкие «фишки» или «приемы» общения, безусловно простимулируют течение разговора и на этой эмоциональной волне куда-то да выплывете. Но насколько это естественно, природно и близко вам ?

К сожалению многие люди от страха одиночества всячески подавляют и игнорируют себя, лишь бы быть интересным собеседнику или обязательно навязать свою волю, желания, мысли.

Читайте также:  Мотив реакции - психология

С течением времени это забывается и у человека не остается привычки быть искренни, любить себя и видеть другого без пелены воздействия.

И вот эти принципы становятся как ушат холодной воды, отрезвляют и побуждают задуматься.

Давайте еще раз пройдемся по краеугольным проблемам общения:

Самостоятельность — один из участников разговора «вешается», «проваливается» в собеседника. Отдавая свою энергию и инициативу. Проблема «сильного» в том, что ему вне рамок подпитаться слабым и отдающим, такой разговор не интересен.

Конфликт — один из собеседников постоянно лезет на рожон, и ему в этом потакают. Также кто-то из участников может неосознанно проживать сценарий старого конфликта, и на другого будут сыпаться все претензии и обиды.

Комфорт — неумение говорить из своего комфорта создает некую дистанцию и отстраненность собеседников.  В разговоре точкой опоры и «ведущим» становится более комфортный и расслабленный участник.

Выражение эмоций и чувств — зажатость и скованность мешает говорить что хочется. Поэтому для выражения себя используются неестественные роли и маски. Также подавленные чувства мешают слышать другого человека. Люди общаются сталкиваясь скорлупами и открытого разговора  не получается.

Уважение, забота, любовь — игнорирование другого человека ставит под сомнение целесообразность общения.  Излишнее проявление заботы также настораживает и расслабляет человека до уровня хамства и потребительства.  Если вы принимаете другого таким как он есть , то есть любым, то почему бы ему не вести себя только в своих интересах ?

Интерес — отсутствие интереса к другому человеку говорит или о вашей усталости или необходимости прекратить общение на сейчас. Без интереса нет смысла в общении.

Искренность, открытость — будучи закрытыми нам сложно расслабиться и включиться в общение целиком. Искренность помогает оздоровить разговор живой порцией интереса.  Обиды, гнев, злость наоборот перекрывают кислород общения.

Принятие — другой человек всегда в чем-то отличен от нас. Как мы относимся к этой разности. Можем ли воспринять эту разность ?

Взаимодополнение — как разность другого человека может усилить вас. Вы готовы доверить другому человеку какую-то функцию в своей жизни или научиться этому и собеседника.

Сочетаемость — есть не стыкуемые с вами люди, глубинно.  Готовы ли вы это принять и просто идти дальше. Есть ли желание искать «своих» людей ?

Тишина — что мешает приятно помолчать, почему всегда «надо» что-то говорить ? Вы же не на радио, в прямом эфире. Паузы заполняются ценой собственного комфорта, искренности, самодостаточности.

Реализация, текущие задачи — непонимание своих целей общения создает неудовлетворенность и не позволяет подобрать адекватные инструменты общения и свою позицию. Почувствуйте, вам хочется внимания и просто поговорить, самоутвердиться и поспорить, узнать человека ближе и т.д.

Практика : упражнения на развитие навыков общения

Практика заключается в предварительном анализе, осмыслении, выработки одного принципа, а затем в осознанном общении с позиции этого принципа. И тогда, шаг за шагом вы проработаете все базовые принципы общения,  вырабатывая и оттачивая свой стиль естественного и эффективного общения с людьми.

Начните с принципов самостоятельность, выражение эмоций и чувств, цели и задачи.

Вот так, постепенно, принцип за принципом вы проработаете все базовые грани общения.

Источник: http://www.daology.ru/psihologiya-obsheniya-13-principov-kak-pravilno-obshatsia/

Техники вербализации эмоций и чувств в межличностном общении

Лариса Григорьевна Титoвa, кандидат философских наук, профессор Всероссийского заочного финансово-экономического института.

Обмениваясь коммуникативными сигналами, деловые партнеры передают информацию и о своих внутренних психических состояниях: эмоциях, чувствах, переживаниях. Эмоции и чувства служат важнейшими регуляторами их межличностной коммуникации.

Вместе с тем эмоциональное напряжение деловых партнеров, их взволнованность, импульсивность, нервозность, нетерпение могут искажать смысловое поле информации, создавая своеобразный «эмоциональный шум», в связи с чем возникает необходимость в оптимизации эмоционального фона межличностной коммуникации деловых партнеров. Это достигается с помощью техник регуляции эмоционального напряжения. Поэтому важным звеном технологической цепочки информационно-коммуникативных технологий является вербализация эмоций и чувств.

Техники вербализации

Техники вербализации эмоций и чувств включают:

  • непосредственную вербализацию собственных эмоциональных состояний партнера;
  • косвенную (опосредованную) вербализацию эмоций и чувств партнера;
  • метафорическую вербализацию эмоциональных состояний партнера;
  • вербализацию общности с партнером;
  • вербализацию значимости партнера.

Техника непосредственной вербализации эмоций и чувств состоит в прямом информировании партнера о собственном эмоциональном состоянии («Меня взволновало…», «Меня тревожит…», «Меня беспокоит…», «Меня радует…») или вербализации переживаемых партнером эмоций и чувств («Вас беспокоит…», «Вас тревожит…», «Вас удивляет…»). Непосредственная вербализация позволяет несколько снизить напряженный психоэмоциональный фон межличностной коммуникации деловых партнеров.

Косвенная (опосредованная) вербализация эмоций является более эффективной для локализации негативных эмоций партнера, когда их непосредственная вербализация не только неуместна, но и неприемлема (например, в сложных конфликтных ситуациях, когда прямая (непосредственная) вербализация негативного эмоционального состояния партнера лишь провоцирует его усиление).

Косвенная вербализация чаще всего реализуется в таких формулировках, как: «Я понимаю, что это беспокоит вас», «Я чувствую, что вы чем-то расстроены». Использование позитивных высказываний при вербализации негативных эмоций способствует снижению эмоциональной напряженности межличностной коммуникации партнеров.

Метафорическая вербализация более приемлема для локализации амбивалентных, противоречивых, эмоциональных состояний деловых партнеров, которые связаны с их двойственным отношением друг к другу, с одновременным принятием и отвержением каких-либо свойств друг друга.

Например, нетерпение партнера в межличностной коммуникации может быть связано с тревожным ожиданием бурной эмоциональной реакции на его деловое предложение или с предчувствием быстрого разрешения деловой проблемы.

Метафорическая вербализация, использующая аналогии, сходства, сравнения, которые понижают психическое напряжение, способствует позитивной коррекции дискомфортного эмоционального состояния делового партнера.

Техники вербализации общности с партнером. Регуляция эмоционального напряжения в межличностной коммуникации деловых партнеров может осуществляться и с помощью техник вербализации общности с партнером. Подчеркивание общности с партнером должно быть релевантным (уместным), относящимся к деловой, профессиональной или личностной, персонифицированной зоне партнера.

Если подчеркивание общности с партнером связано с выделением личностных черт, то эти черты должны восприниматься как его достоинства. Примером вербализации общности с партнером может служить высказывание: «Нам с вами, как творческим людям, присущи изобретательность и поиск нестандартных решений деловой проблемы».

Техники вербализации значимости партнера. Оптимизировать эмоциональное состояние делового партнера можно также с помощью техник вербализации его значимости в решении деловой проблемы.

Поскольку «эмоциональный язык» деловых партнеров в межличностной коммуникации нередко является неконгруэнтным, для получения правдивой обратной информации важно подчеркнуть ценность вклада партнера в нахождение оптимального варианта решения деловой проблемы.

Такое подчеркивание значимости партнера способствует смягчению напряженного эмоционального фона деловой коммуникации.

Необходимое условие вербализации значимости партнера — эмоциональный оттенок формулировки высказывания, его убедительность и искренность. Примером вербализации значимости партнера может служить формулировка: «Ваша способность к быстрому нахождению решений в сложных экономических ситуациях вызывает восхищение».

Техники активного слушания

Добиться взаимопонимания с партнером в деловой коммуникации помогают и техники активного слушания. Основными компонентами этих техник являются три ступени рациональной вербализации высказываний партнера: А, Б, В (разработка этих ступеней и их практическое применение впервые было осуществлено Карлом Роджерсом, основателем гуманистического направления в психологии.

Вербализация на ступени А включает повторение сказанного партнером с цитированием его отдельных фраз. Такая вербализация позволяет выделить в высказывании партнера главную мысль и «возвратить» ее партнеру в наиболее приемлемой, мягкой форме.

Например, партнер-коммуникатор: «Я считаю, что коммерческий успех невозможен без создания привлекательного имиджа фирмы»; партнер-реципиент: «Вы считаете, что достижение коммерческого успеха невозможно без создания привлекательного имиджа фирмы!».

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Приемы и психотехники публичного выступления

Вербализация на ступени Б. Если цитирование партнера является нежелательным или нерелевантным «смысловому полю» диалога, то необходимо перейти ко второй ступени вербализации — ступени Б. Она состоит в перефразировании — вербализации высказывания партнера посредством иной формулировки.

При перефразировании важно соблюдать два условия: перефразирование должно быть лаконичным и релевантным, соответствующим главному смысловому содержанию высказывания партнера.

Ключевые фразы начала перефразирования могут быть следующими: «Если я правильно понимаю Вас, то…», «Другими словами, вы считаете, что…»

В российской деловой культуре, отличающейся высокой контекстностью и полиактивностью, ориентированной больше на поддержание хороших личных отношений с партнером, чем на конечный результат, применение ступени Б получило наибольшее распространение.

Вербализация на ступени В. Наиболее продуцируемая ступень вербализации в российской деловой культуре — ступень В. Она состоит в интерпретации — формулировании высказывания, в котором присутствует предположение об истинном значении вербализованного суждения партнера или причинах его употребления в деловом разговоре.

В техниках К. Роджерса интерпретации используются крайне редко, поскольку, по его мнению, они могут быть неточными, искажающими смысловое поле высказывания партнера или лишающими партнера его защитной маски. «Встреча с самим собой» в присутствии других не всегда приятна. Однако в российской деловой культуре межличностной коммуникации использование ступени В более привычно и приемлемо.

Техники постановки вопросов

Важное значение при этом приобретают техники постановки вопросов. Они играют большую роль в выявлении смыслового поля информации, получаемой от партнера. Алгоритм этих техник включает в себя формулировку открытых, закрытых и альтернативных вопросов.

Техники постановки открытых вопросов предполагают развернутый ответ делового партнера и получение от него дополнительной информации. Формулировки этих вопросов рекомендуется начинать со слов: «Что?», «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «При каких условиях?» (например: «При каких условиях Вы хотите достигнуть изменения сложившейся ситуации?»).

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Правила эффективной организации рабочего дня

Вопрос «Почему»? в деловой коммуникации может мобилизовать защитные реакции партнера, вызвать его раздражение. Поэтому к его постановке рекомендуется прибегать как можно реже.

К открытым также можно отнести:

  1. информационные вопросы, задаваемые с целью получения информации о каких-либо объектах, включенных в деловую ситуацию;
  2. ознакомительные вопросы, предполагающие выявление мнения партнера по какому-либо конкретному вопросу;
  3. зеркальные вопросы, повторяющие те слова партнера, которые акцентируют смысловой оттенок высказывания.

Все перечисленные виды вопросов расширяют информационные рамки деловой коммуникации и создают благоприятные возможности для поддержания непрерывного диалога с партнером.

При применении техник постановки открытых вопросов необходимо использовать такие формулировки, которые приемлемы для партнера и не вызывают у него психического отторжения. Поэтому вопросы, содержащие скрытые обвинения, упреки, домыслы, из деловой коммуникации должны быть исключены.

Техники постановки закрытых вопросов предполагают однозначный ответ делового партнера. По существу, закрытые вопросы связаны с однозначными ответами «да» или «нет».

Кроме того, они могут предполагать и такие краткие ответы, которые сообщают дату или название какого-либо события, количественные параметры какого-либо объекта, включенного в деловую ситуацию.

Но поскольку закрытые вопросы не способствуют деловой коммуникации, то их применение желательно ограничить.

Только практические современные знания и навыки. Учитесь чему хотите по абонементу, со скидкой

Источник: http://www.elitarium.ru/tekhniki-verbalizacii-partner-problema-ehmocionalnoe-sostoyanie-vopros-mezhlichnostnaya-kommunikaciya-obshchenie-vyskazyvanie-ehmociya-chuvstvo-otkrytye-voprosy-kultura/

Ссылка на основную публикацию