Правило «плюс-минус-интересно» — психология

Стратегии чтения

Правило «плюс-минус-интересно» - психология

Стратегия ПМИ очень нравится детям, потому что похожа на игру-упражнение. Текст становится не просто набором предложений, а информационно площадкой для поиска плюсов,минусов и интересных фактов.

Это упражнение можно выполнять на стадии осмысления и на стадии рефлексии как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

Я использую разные виды таблиц. Одна из них — это «ОКНО». Когда мы смотрим в окошко, видим много разного: и хорошего, и негативного. и интересного.

ПМИ — это один из приемов активной работы с текстом. Цель этого приема – формирование разнообразного отношения к тексту. Данный прием формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая ее смысла.

На стадии осмысления новая информация заносится в таблицу из трех граф: «П» — » плюс «; «М» — » минус «; «И» — » интересно «. По ходу чтения текста учебника или прослушивания рассказа учителя (а в старших классах прослушивания лекции) учащимся предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:»П» — информация, которая, с точки зрения ученика носит позитивный характер, известна ученику, вызывает у него положительные эмоции; факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»;»М» — негативный характер, которая отвечает на вопрос «Что в этом плохого?», или все то, что у них отсутствует или осталось непонятным;»И» — наиболее  интересные  и спорные факты или все то, о чем хотелось бы узнать подробнее. В конце работы можно провести обсуждение спорных вопросов. При использовании  таблицы «П — М — И» внимание намеренно направляется сначала на » Плюс «, потом на » Минус «, затем на » Интересно «.


На стадии рефлексии
в графу «П» — » плюс » записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» — » минус » записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» — » интересно » учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается.

Данный прием можно использовать  так же при защите проектов.

Часть информации взята из материалов Жакулиной И.В. и Москвитиной Л.В.

Источник: http://www.selezneva-lichnost.ru/index.php/strategii-chteniya/642-pmi-plyus-minus-interesno

Меняйте минус на плюс — Психология жизни

Меняйте минус на плюс - Психология жизни

В этих простых советах — основа психологической профилактики стресса.

Итак, как улучшить свое настроение? Для начала, вы должны знать, что ваше настроение напрямую зависит от вашего физического и душевного самочувствия.

Это психофизиологический факт, который мы не можем отрицать. Если вы чувствуете себя хорошо, и у вас ничего не болит, значит дело и вправду в плохом беспричинном настроении.

Для того, чтобы улучшить свое настроение необходимо научиться управлять своим внутренним настроем или состоянием. Попробуйте на некоторые вещи или события можно смотреть с некоторой долей юмора. Развитие чувства юмора

Психологи про это шутят так: «У Вас плохое настроение? — Закройте глаза. Представьте себя на берегу прекрасного моря, и топите, топите тех, кто Вам настроение испортил»))

Как еще можно улучшить своё настроение?

Улыбайтесь, почаще улыбайтесь

Даже когда вам грустно, и хочется улучшить настроение, просто улыбнитесь, обманув собственный мозг. Как это работает? Когда вы искусственно улыбаетесь — мозг получает задачу, и отвечает, улучшая настроение.

Ваша улыбка формирует позитивный настрой на минуту, на час, на весь день и конечно же улучшает настроение.. Посмотрите в зеркало и сами себе широко улыбнитесь, расправив плечи. Не сразу, но результат не заставит себя долго ждать.

Меняйте минус на плюс

Это основополагающее в профилактике стрессовых состояний и депрессии.

Психологи установили, что любая ситуация, обстоятельство как монета — можно посмотреть на нее с двух сторон. Действительно, ваше настроение или плохое состояние по какой — либо причине или вовсе без причин — это всего лишь результат вашего восприятия данной ситуации. Только вы решаете, как вы будете воспринимать свою проблему. Как избавиться от депрессии?

То ли вы сделаете из мухи слона, то ли вообще не обратите на нее внимания — это ваш выбор И вообще, из каждой проблемы можно вынести много значимых плюсов и возможностей.

Как говорится, не было бы счастья да несчастье помогло. Просто не теряйтесь в неприятной ситуации, не расстраивайтесь, перешагните весь негатив и наберитесь терпения. Очень скоро вы отметите положительные моменты вашей проблемы.

Как еще можно улучшить настроение?

Избавьте себя от негатива

Поменьше смотрите новости, постарайтесь не общаться с негативными неприятными людьми, или людьми, которые постоянно жалуются.

Не сплетничайте, и не распространяйте слухи о ком — либо. Эта привычка избавит вас от всевозможных конфликтных ситуаций, и тем самым не приведет вас к стрессу. И у вас будет больше возможностей улучшить свое настроение.   Люди, которых лучше избегать

Не копите обиды и научитесь прощать

Это трудоемкая и длительная работа над собой. Вам предстоит выработать в себе несколько принципов или правила, которыми вы будете в дальнейшем руководствоваться. Как перестать обижаться?

Например, если на вас кричит начальник, то вы не станете расстраиваться и злиться на него. Вы станете его жалеть, потому что считаете его очень несчастным человеком. Установив для себя принцип «счастливые люди ни на кого не повышают голос. Счастливые люди уверены в себе, уважают себя и заслуживают этого уважения от окружающих».  Что  мешает быть счастливым?

Чтобы улучшить настроение — формируйте позитивный настрой

Для профилактики любого стресса необходимо научиться по — философски относится к любым неприятностям. Если уж что — нибудь случилось непоправимое, например, трагедия, то конечно иметь плохое настроение в таком случае — это адекватная реакция. Или, если вы были втянуты в какую — нибудь аферу или конфликт. Здесь вернитесь к третьему пункту.  Как помириться с другом?

Ваша жизнь, в основном, зависит от ваших мыслей, от вашего состояния души, от целей к которым вы стремитесь Если у вас они корыстные, то в конце концов ваши анти духовные стремления будут раскрыты, вы впадете в депрессию, считая себя неудачником и т. п.. Вы хотите  улучшить настроение?

Будьте светлым человеком, старайтесь никому не желать зла, и не делать больно.

Смотрите в свое будущее с оптимизмом,…. верьте в себя,…..и не давайте себя в обиду!

Источник: http://psylive.com.ua/samorazvitie/menyayte-minus-na-plyus.html

Плюс на минус | Саморазвитие | Наша Психология

Свобода распоряжаться своей жизнью, быть ее автором и творцом – источник постоянной тревоги. Она принуждает нас каждый конкретный момент совершать выборы, колебаться, рисковать.

Выбор – мучает, пока он не сделан, и освобождает, будучи совершенным. Многие из нас стараются перенести ответственность на чужие плечи, например попросить совета.

Как облегчить муки выбора, разобраться в альтернативах и не изменить себе? Сегодняшний практикум – об этом.

1. УПРАЖНЕНИЕ НА АЛЬТЕРНАТИВУ

Выбрать между двумя альтернативами трудно, поэтому стоит перенести внутренний процесс метания на бумагу, проговорить его и зафиксировать. Эта техника – одна из самых популярных и известных, поэтому мы нередко ей пренебрегаем.

Имеет смысл всегда начинать с нее, поскольку она отлично «экономит» ваши нервы, время и сон. Она отлично работает как в случае выбора марки холодильника, так и в случае выбора будущей профессии. Единственное ограничение техники – альтернатив должно быть не больше двух.

Три и более вариантов уже очень трудно удерживать в поле внимания.

Вам понадобится:

лист бумаги, ручка и немного времени.

Инструкция

Расчертите лист пополам, наверху каждой половины напишите название альтернатив, между которыми вы выбираете. Каждую половину разделите еще раз пополам и выпишите в образовавшихся колонках плюсы и минусы каждого выбора. Пишите все, что приходит в голову.

Дайте получившемуся списку немного «отвисеться» – вернитесь к нему через некоторое время и обведите (подчеркните, выделите маркером) те плюсы и минусы гипотетически принятых решений, которые имеют ключевое значение в вашей жизни. Все остальное отбросьте.

Взвесьте их, примерьте на себя и используйте в качестве основания для окончательного выбора.

Эта техника как минимум поможет справиться с тревогой и страхом совершить необдуманный выбор, как максимум – позволит точно определиться в том, какие ценности и смыслы стоят за каждым из вариантов, и найти свой собственный путь.

2. УПРАЖНЕНИЕ «ПРОВЕРКА НА РЕАЛЬНОСТЬ»

Когда перед вами стоит важный выбор, от которого зависит будущее, будь то карьерное решение или поворот в судьбе, а вам трудно склониться к одному из конкретных вариантов, попробуйте «пожить» в каждом из них.

Это упражнение подходит, когда альтернативы, между которыми вы выбираете, четкие и известные. Например, связывать себя узами брака с конкретным человеком или нет.

Оно «работает» в случае, когда варианты равновеликие и вы не можете определиться между «да» и «нет» – за каждым из них стоит одинаковое количество плюсов и минусов, а выбор дается с большим трудом, и вы постоянно колеблетесь.

Вам понадобится:

время – как минимум один день на каждую из альтернатив. Если выбор касается какого-то судьбоносного решения, то времени потребуется больше. Упражнение «стартует» накануне первого дня практики.

Инструкция

Если вам очень трудно определиться с выбором и все вероятные решения одинаково «сильны», выберите одно из них как окончательное. Вечером перед сном, уже лежа в кровати, проговорите, что вы выбираете этот вариант.

Читайте также:  Проблемы с ребенком: «что я за это получу?» - психология

Разверните его во внутренней речи как можно подробнее – конкретно опишите его по пунктам для того, чтобы с утра встать и начать жить в ситуации свершившегося выбора.

Обязательно произнесите про себя фразу, начинающуюся со слов «Я решил и выбрал…».

На следующий день организуйте «наблюдательный пункт» внутри себя – фиксируйте и подмечайте все детали и движения для того, чтобы понять, как отзывается в вашей душе совершенный выбор. Вас интересует все – уровень раздражительности, настроение, отклики на действия других людей, общее самочувствие, мысли, чувства, ваше состояние во всех подробностях.

При этом вам следует проживать свой обычный день, наполненный рутиной и привычными действиями. Единственное, что вам нельзя делать, – это совершать конкретные шаги, касающиеся выбранного варианта, как будто выбор уже сделан, но вы отложили его реализацию на завтра.

К вечеру у вас наберется богатый материал – как вам живется под знаком этого конкретного решения. Вечером перед сном повторите ранее пройденный этап проговаривания решения, только теперь выберите уже вторую альтернативу. Следующий день проживайте так, как будто вы сделали другой выбор. Фиксируйте свое внутреннее состояние так же, как и в первый день.

Если у вас есть третья альтернатива – выберите ее в качестве главной концепции в третий день и так далее.

Зачем нужно «понарошку» проживать свои выборы? Вы проверяете их на реальность, тестируете, как вам живется после их принятия. Это необходимо в тех случаях, когда выборы имеют одинаковый душевный «вес» и заставляют вас терять силы в метании между ними.

Выбрать, пусть даже на один день, конкретный вариант и прожить его – это способ «вытащить» себя из ситуации неопределенности и направить силы на внимательный анализ собственного состояния. Один из прожитых вами дней будет качественно отличаться от остальных, потому что вариант, под знаком которого вы его проживете, будет ближе всего лежать к вашим ценностями и жизненным смыслам.

Именно этот вариант – правильный с точки зрения вашего самочувствия, его вы сможете обозначить словами «на том стою и не могу иначе».

3. УПРАЖНЕНИЕ «ЗАГЛАЖИВАНИЕ ВРЕДА»

Муки выбора напоминают внутренний конфликт, при котором разные части вас озвучивают свои варианты, причем у каждого варианта есть конкретные последствия. Когда мы говорим о последствиях, то имеем в виду конкретный вред или пользу. Анализ выбора с этой точки зрения очень полезен, поскольку создает объемное видение и позволяет взвесить ситуацию с учетом отдаленных перспектив.

Вам понадобится:

несколько больших листов бумаги или ватмана, цветные фломастеры, около двух часов времени.

Инструкция

Емко и кратко сформулируйте для себя ситуацию, в которой вам нужно определиться с выбором, и каждый лист озаглавьте в соответствии с конкретным вариантом развития событий. Затем напишите, какие чувства вы испытываете по поводу этого конкретного варианта.

Следующий пункт – последствия каждого конкретного выбора, их нужно описать очень подробно. Вас интересуют не только последствия выбора конкретно в вашей жизни, но и в жизни ваших близких и всех, кто вовлечен в рассматриваемую ситуацию.

Особенно внимательно отнеситесь к негативным последствиям описываемого варианта выбора. Затем вам нужно к каждому негативному последствию подобрать и записать действия по заглаживанию вреда, причиненного вашим выбором вам или кому-то другому.

Подведите черту и напишите, какой выход вы видите из сложившейся благодаря этому выбору ситуации.

Теперь перед вами несколько листов, на каждом из которых зафиксированы последствия потенциально принятого вами решения.

И не только последствия, но и те меры, которыми вы собираетесь заглаживать возможный вред, с ними связанный.

Когда ситуация «разложена» на составляющие таким образом, вам становится ясна и очевидна цена, которую вы (а может быть, ваши родные и близкие) заплатят за каждый из вариантов выбора в той ситуации, которая вас мучает.

У каждого выбора есть цена. Если она вам по силам – не слишком велика и не слишком мала, то вы примете верное решение.

Понимать, как вы будете жить дальше, уметь разложить ситуацию на составляющие и оценить последствия каждого из вариантов – это важные умения, помогающие сделать правильный шаг.

Под правильным мы понимаем тот шаг, который помогает вам быть собой. Следуйте за собой, а не за белым кроликом!

Важно!

При выполнении этого упражнения нельзя пропускать подготовительные этапы и начинать сразу с последствий. Описание ситуации и чувства, которые вы испытываете, – шаги, необходимые для созревания готовности.

альтернативывыборпрактикумпсихологические установки

Источник: https://www.psyh.ru/plyus-na-minus/

Табличные приемы развития критического мышления

Табличные приемы развития критического мышления

Таблицы — это один из способов графической организации материала. Предлагаем рассмотреть табличные приемы развития критического мышления:

  • концептуальная таблица,
  • сводная таблица,
  • таблица-синтез,
  • таблица ЗХУ,
  • сюжетная таблица,
  • прием «До-После»

Можно рассматривать табличные приемы развития критического мышления (РКМ), как приемы стадии рефлексии, но в большей степени — это стратегии ведения урока в целом.

Прием «концептуальная таблица»

Особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Приём «сводная таблица» (описан Дж. Беллансом)

Позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Прием помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.

Выглядит эта таблица просто: средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Тема 1Тема 2Линия сравненияТема 3Тема 4

Основной смысл использования приема «Сводная таблица» заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики.

Для того, чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, но и не меньше 3, можно предложить следующий способ:

  1. Вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно «линий»,
  2. Попросить их определить наиболее важные. «Важность» необходимо аргументировать.

Таким образом, мы избежим избыточности. И сделают это сами учащиеся.

Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.

Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.

Сводная таблица позволяет более качественно подготовить домашнее задание, так как является уже готовой памяткой, сделанной на уроке.

Прием «Таблица-синтез»

Был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с художественным текстом.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА(СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) /до прочтения/ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ)ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ)
1……………. 2……………. 3……………. 4……………. 5…………….. /во время чтения/ 1……………..2……………..

На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста.

Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии.

Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.

При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант «таблицы синтез»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВАТОЛКОВАНИЕВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА

Прием «ЗХУ»

Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «Знаю — Хочу знать — Узнал«, которую разработала и предложила участникам семинаров по технологии развития критического мышления Донна Огл.

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить детям еще графы – «источники информации», «используемые понятия»,»что осталось не раскрыто».

Работа на стадии размышления может быть продолжена: учащиеся на уроке или на дом получают задание заполнить новую таблицу.

Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

Прием  позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика и поставить отметку за работу. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.

Сюжетная таблица

Суть работы с этой таблицей — читая текст, ребёнок делает пометки, создавая “скелет” текста. Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.

При чтении текста полезно проводить сравнительный анализ различных явлений и понятий. Такие сравнительные таблицы могут стать основанием для будущей дискуссии.

Прием «До-После»

Может быть использован  как прием актуализации знаний учащихся (до) и на этапе рефлексии (после).

Формирует:

  • умение прогнозировать события;
  • умение соотносить известные и неизвестные факты;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение сравнивать и делать вывод.

В таблице из двух столбцов заполняется часть «До», в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может записать гипотезу.

Часть «После» заполняется в конце урока, когда прочитан текст и т.д.  Далее ученик сравнивает содержание «До» и «После» и делает вывод.

Таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)

«П»-« +»Позитивный характер«М» «–»Негативный характер“И”Интересно

В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер.

В графу “М” – негативный характер.

Наиболее интересные факты заносятся в графу “И”.

Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.

Таблица “ПМИ” используется также и для того, чтобы учащиеся высказали свое отношение к уроку: было ли интересно, что понравилось, а что они считают недостатком в уроке.

Ресурсы:

Источник: http://nitforyou.com/smisltable/

УчПортфолио.ру

Статья «Рефлексия на уроке»

Эльвие Алимова  24.06.2015  6986  2  В помощь учителюАлимова Эльвие Назимовна учитель химии магистр химии МОУ «Вольновская школа» п.Вольное, Джанкойский район Республика Крым

Рефлексия на уроке

              Каждый учитель, учитывая планирование урока, знает, как важен его заключительный этап, включающий не только стадию осмысления, но и рефлексии. Необходимо, чтобы ученики могли самостоятельно оценить свой путь от представления к пониманию.        Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.          Для того, чтобы в процессе изучения учебного материала реализовалась человеческая способность к обучению, способ описания проблемы должен содержать возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывать умение находить компромиссы, позволять усомниться в своих решениях и вернуться к началу. Совершая ошибки и исправляя их, ученик вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию. Это становится возможным благодаря рефлексивному компоненту содержания.        Так что же означает термин «рефлексия»? Если обратиться к справочной литературе, энциклопедиям и словарям, то можно найти несколько трактовок этого понятия, в том числе и такие: a) Рефлексия от латинского «обращение назад»- процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. b) Рефлексия-размышление, самонаблюдение, самопознание. c) С философской точки зрения «рефлексия»- форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и законов. d) Рефлексия — размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания. e) Рефлексия — это принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания. (Философский энциклопедический словарь)

Читайте также:  Социальная психология - психология

       Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и готовность учащегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния, определить причины этих изменений.

            Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, воспринятого каждым. Ее цель – не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими.

Функции рефлексии в педагогическом процессе: 

1. Диагностическая  2. Проектировочная  3. Организаторская  4. Коммуникативная                        5. Смыслотворческая  6. Мотивационная  7. Коррекционная

Этапы  рефлексии 

1 этап – анализ своего настроения,  анализ своих успехов  2 этап – анализ работы  одноклассников  3 этап – анализ работы группы 

Виды рефлексии:

1.Содержательная (что понял, что узнал)      Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием “дерева целей”, оценки “приращения” знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… – Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.   

Синквейн

Правила составления синквейна:

·         Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

·         Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
·         Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. ·         Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

·         Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Пример, при изучении темы «Многоатомные спирты» в 10 классе 1. Глицерин 2. Сладкий, густой 3. Растворяется, притягивает, предохраняет 4. Сиропообразная жидкость 5. Трехатомный спирт

Чемодан, мясорубка, корзина

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Ладошка

На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.

большой – для меня это важно … / неважно … указательный — я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового… средний — мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)… безымянный – моя оценка психологической атмосферы… мизинец – хочу для себя выяснить …

«Плюс-минус-интересно».  

      Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» — «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. 2.Деятельностная (чему научился)          Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных приёмов. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. 

Мишень

Представляет из себя круг, поделенный на 4 сектора Моя деятельность. Деятельность группы.  Деятельность класса.  Деятельность учителя. Учащиеся выбирают, какая деятельность доминировала на уроке и была более значимой.

Лестница успеха

Нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены — у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны — у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх — мне всё удалось.

Лист опроса

«N» — ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «V» — ответил по просьбе учителя, ответ правильный «I»  — ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+» — ответил по своей инициативе, ответ правильный «0» — не ответил

 Ладошка

Учащиеся обводят свою ладошку и на каждом пальце фиксируют: 1.Большой – о чем шла речь на уроке (лучше – ЦЕЛЬ) 2.Указательный – что узнал 3.Средний — на чем еще нужно поработать 4.Безымянный – психологическая атмосфера 5.Мизинец – мне здесь не хватало…

Ромашка Знаний

Запиши на лепестке, что запомнил. Приклей на доску к желтому кругу. Учитель зачитывает ответы, неправильные удаляет.

 Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…

Ваш новый компьютер

Источник: http://www.uchportfolio.ru/articles/read/1160

25 Видов рефлексии

25 Видов рефлексии

Виды рефлексии

Ссылка на файл

Виды рефлексии:

  • Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

  • Информационная (приобретение нового знания)

  • Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

  • Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).

В конце урока учащиеся систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям. На этапе рефлексии целесообразно применение различных видов письма: эссе, ключевых слов, графической организация материала и.т.д.

Учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей.

С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Известно, что учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами.

Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда учащийся переформулирует понимание с использованием собственного словаря, то создается личный осмысленный контекст.

Действенным механизмом стимулирования рефлексии могут быть вопросы. Ещё одним стимулом активизации рефлексии являются субъективные суждения самого учителя по поводу происходящего на занятии.

В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Мною приведены 9 видов рефлексии, которые найдены были из разных Интернет источников. Десятый мой личный — «Несколько мышек». Ко всем видам рефлексии сделаны презентации для демонстрации на уроках.

Коллекция вариантов рефлексии

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» — «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» — «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» — «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Какие цели видит перед собой ученик? Разместить на своем «дереве».

В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен

легким / трудным интересно / не интересно

Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Это таблица ЗХУ, концептуальная таблица, сводная таблица. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегии ведения урока в целом.

Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)

З – знаем Х – хотим узнать У – узнаем

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать

Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спрашиваю, что они знают. Показываю им картинку или предмет или обсуждаю с ними то, что знаю сама.

Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписываю их на доску в первую колонку таблицы. В колонку «Хочу узнать» предлагаю внести свои спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы урока.

Затем обучающиеся читают новый текст, пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста предлагаю заполнить колонку «Узнал». Располагаем ответы напротив поставленных вопросов.

Далее обучающимся предлагаю сравнить, что они знали раньше, с информацией, полученной из текста. При этом желательно излагать сведения, понятия или факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

  1. Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить «да» или «нет», но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.

Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы).

Читайте также:  Мученик - психология

Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

кто.

что.

когда.

может.

будет.

мог ли.

как звали.

было ли.

согласны ли вы.

верно.

дайте объяснение, почему.

почему вы думаете.

почему вы считаете.

в чем разница.

предположите, что будет, если.

что, если.

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.

Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают «тонкие» вопросы, потом «толстые».

2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –»тонкие», а потом «толстые». 3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам.

Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.

После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь – ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.

При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие – только один.

Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.

Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать – необходимо поощрять даже незначительные успехи.

При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому нужно грамотно детей разделить на группы.

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

I – interactive: самоактивизирующая «У» – уже знал; N – noting: системная разметка «+» – новое; S – system: для эффективного «–» – думал иначе; E – effective: чтение и размышление «?» – думал иначе. R – reading T – thinking

При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

Пометки должны быть следующие: v если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; – если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали; + если то, что вы читаете, является для вас новым; ? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт, состоящую из 4-х колонок. Причём, заполняется сначала 1-я колонка по всему тексту, затем 2-я и т.д. Прочитав учебный текст один раз, возвращаемся к своим первоначальным предположениям. Следующим шагом может стать заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V» – знаю

«+» – новое

«?» – вопросы

Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы ученикам понадобится вновь вернуться к тексту. Таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким.

На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Данный прием используется на этапе осмысления.

Положительные стороны приема «Кубик»:

– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания; – создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале; – создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это. (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики) 2. Сравни это. (На что это похоже? Чем отличается?) 3. Проассоциируй это. (Что это напоминает?) 4. Проанализируй это. (Как это сделано? Из чего состоит?) 5. Примени это. (Что с этим можно делать? Как это применяется?) 6. Приведи «за» и «против» (Поддержи или опровергни это)

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.

Какие цели видит перед собой ученик? Разместить на своем «дереве».

Учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за пять минут все слова, которые относятся к теме, которую предстоит изучать.

За пять минут все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать.

Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать).

это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.

Слово происходит от французского “5”.

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

На первых этапах синквейн можно составлять в группах, потом в паре и затем индивидуально. Смысл синквейна можно изобразить рисунком. Учащиеся могут составлять синквейн на уроке или дома.

Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Образец по теме карта:

Назовите тему урока одним словом

Географическая карта

Назовите 2 прилагательных, которые характеризуют карту.

плоская, уменьшенная

Назовите 3 действия, которые можно выполнять с картой.

Находить, измерять, изучать

Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока

Знания, которые пригодятся каждому

Как иначе можно назвать географическую карту?

Изображение земной поверхности

Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

  1. Саморефлексия работы в группе или паре

Над чем работали?

Как спланировали работу?

Уложились во времени или нет?

Что нового узнали?

Чему научились?

Что получилось? Что не получилось?

Над чем нужно работать?

В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей? (Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).

  1. Аргументированные ответы на один из вопросов:

1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

4. Была ли польза от такого рода работы?

5. В чем вы видите собственное приращение?

6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.

9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?

10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

  1. Техника «рефлексивная мишень

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности.

Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности.

Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.

Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим.

При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:

• Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?

• Что не оправдалось и почему?

• Мои и наши перспективы?

-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)

Источник: https://multiurok.ru/blog/25-vidov-rieflieksii.html

Ссылка на основную публикацию