Базовые потребности — психология

Основные потребности человека. Классификация потребностей по Маслоу

Здравствуйте, друзья. Сегодня речь пойдет о человеческих потребностях. Эх, сколько всего и сразу мы хотим! Причем иногда желания меняются буквально со скоростью света (особенно это касается прекрасной половины человечества).

Но существует несколько основных потребностей, которые практически каждый человек стремится удовлетворить в течение жизни. Рассмотрим их более детально.

Основные потребности человека

Потребность в выживании. Инстинкт выживания – самый мощный инстинкт человеческого существа. Каждый человек хочет сохранить свою жизнь, защитить от опасности семью, друзей, соотечественников. Только получив гарантию выживания, человек начинает думать об удовлетворении других потребностей.

Потребность в безопасности. Как только человек получает гарантии выживания, он начинает думать о безопасности каждого аспекта своей жизни:

  • Финансовая безопасность – каждый человек боится бедности и материальных потерь и стремится к их преодолению. Выражается в желании сэкономить и приумножить достаток.
  • Эмоциональная безопасность необходима для того, чтобы человек мог чувствовать себя комфортно.
  • Физическая безопасность – каждый человек до определенного уровня нуждается в еде, тепле, жилище и одежде.

Потребность в безопасности не означает, что человек нуждается в бронированной двери. Он вполне может хотеть приобрести качественные обои, которые долго будут ему служить.

Потребность в комфорте. Как только человек достигает минимального уровня обеспеченности и безопасности, он начинает стремиться к комфорту. Он вкладывает огромное количество времени и денег для создания уютной домашней обстановки, стремится создать комфортные условия на работе. Для этого он выбирает товары, удобные и простые в использовании.

Потребность в свободном времени. Люди хотят отдыхать как можно больше времени и ищут любую возможность прекратить работу и отдохнуть. Центром внимания основной массы людей являются вечера, уик-энды и отпуска. Деятельность в свободное время играет центральную роль в человеческом поведении и принятии решений.

Потребность в любви. Люди имеют насущную потребность в построении и поддержании любовных отношений.

Все что человек делает, направлено или на достижение любви, или на компенсацию недостатка любви. Взрослая личность формируется в условиях полученной или недополученной в детстве любви.

Желание создать надежные условия для любви являются основной причиной человеческого  поведения.

Потребность в уважении. Человек стремится заслужить уважение к себе других людей. На это направлена основная часть человеческой деятельности. Потеря уважения может стать существенной причиной неудовлетворенности, а получение высокопоставленной должности может служить большим стимулом, чем высокая заработная плата.

Потребность в самореализации. Высшее желание человека на протяжении всей жизни – реализация творческого потенциала личности, своих талантов и способностей. Мотивация человека направлена на достижение всего, чего они способны достичь. Потребность в самореализации может быть сильнее всех других мотиваций.

Теория иерархии потребностей Маслоу

Несмотря на то, что потребностей и желаний у людей очень много, их можно разделить по определенным группам. Американский психолог Абрахам Харольд Маслоу скомпоновал все человеческие потребности в структуру, или пирамиду потребностей, которая представляет собой упрощенное изложение его идей.

Классификация потребностей по Маслоу отражает одну из самых известных на сегодняшний день теорий мотивации – теорию иерархии потребностей. Маслоу проанализировал все человеческие потребности и расположил в виде пирамиды.

Классическая пирамида Маслоу (5 ступеней)

Маслоу считал, что человек не может испытывать потребности более высокого уровня, если испытывает недостаток в более простых вещах. Например, человек, которому нечего есть, не нуждается в признании и одобрении. Но когда голод утолен, появляются потребности более высокого порядка.

Расширенная пирамида Маслоу (7 ступеней)

Одни и те же потребности у разных людей проявляются по-разному, так как у каждого есть свои мотивы, способности, жизненный опыт, цели.

Например, потребность в уважении и признании у одного человека может выражаться в стремлении стать великим ученым, другому достаточно, чтобы его уважали друзья и родители.

То же самое можно сказать о любых потребностях, даже о пище – один человек рад, если у него есть хлеб, другому для полного счастья нужны деликатесы.

Классификация потребностей по Маслоу

Маслоу взял за основу своей классификации потребностей тезис о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и необходимости их удовлетворения для человека. Рассмотрим их, начиная с первой.

Первичные (врожденные) потребности человека

Первый уровень – физиологические потребности (жажда, голод, отдых, двигательная активность, воспроизводство рода, дыхание, одежда, жилище).

Это наиболее выраженная группа потребностей человека. Небогатый человек, по мнению Маслоу, испытывает, прежде всего, физиологические потребности.

Если встанет вопрос выбора между утолением голода и одобрением общества, большинство людей выберут пищу.

Второй уровень – потребность в безопасности (безопасность существования, комфорт, гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, уверенность в завтрашнем дне).

Здоровый, сытый человек испытывает потребность в безопасности, хочет обеспечить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения.

Например, он хочет получить определенные социальные гарантии при трудоустройстве.

Вторичные (приобретенные) потребности человека

Третий уровень – социальные потребности (социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке, внимание к себе, участие в совместной деятельности).

После удовлетворения физиологических потребностей и обеспечения безопасности, человек хочет получить тепло дружеских, семейных или любовных отношений. Он ищет такую социальную группу, которая удовлетворит эти потребности и избавит от чувства одиночества.

В частности, такую роль играют различные организации, группы, кружки, клубы по интересам.

Четвертый уровень – престижные потребности (самоуважение, уважение со стороны других, признание общества, достижение успеха и высокой оценки, карьерный рост). Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств и достижений. Но он начинает верить в себя и свои силы, только достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию.

Пятый уровень – духовные потребности (самореализация, самоутверждение, самовыражение, саморазвитие через творчество). Согласно теории Маслоу, человек чувствует потребность в самовыражении только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

Теория иерархии потребностей Маслоу предполагает, что человек должен сначала удовлетворить потребности, расположенные внизу пирамиды, и только потом понять, что хочет удовлетворить потребность, расположенную на следующей ступени. То есть, это последовательное расположение основных потребностей в иерархии, является основополагающим в организации мотивации человека.

Большинство людей так и поступают, но из этой теории есть исключения. Например, люди науки, искусства могут развиваться и самореализовываться, несмотря на голод, болезни и социальные проблемы. Для некоторых людей их ценности и идеалы настолько важны, что они скорее готовы терпеть любые лишения, чем отказаться от них.

Также люди иногда могут создавать собственную иерархию потребностей и ставить на первое место другие ценности, например, уважение и карьерный рост, а не семью и детей.

Потребности человека зависят и от возраста. Например, удовлетворение физиологических потребностей и потребности в безопасности более характерно для детей, потребности в принадлежности и любви – для подростков, потребность в самовыражении – для людей старше 40 лет.

Маслоу предположил, что средний человек удовлетворяет свои потребности в следующей степени:

  • 85% физиологические
  • 70% безопасность и защита
  • 50% любовь и принадлежность
  • 40% самоуважение
  • 10% самореализация

Причем, неважно, на какой ступени пирамиды потребностей человек находится в данный момент. Если возникнут трудности в удовлетворении потребностей более низкого уровня, человек вернется туда и останется до тех пор, пока эти потребности не будут удовлетворены в достаточной степени.

Но это все теория. Давайте немного попрактикуемся. Вы знаете свои потребности? Составили ли вы классификацию своих потребностей? Если нет, давайте сделаем это прямо сейчас.

Подумайте, что важнее для вас – покупка сладостей или игрушек для ребенка, одобрение супруга или премия? Что бы вы ни выбрали, важно знать свою цель в жизни и, не отступая от нее, идти вперед.

Желаю вам, уважаемые читатели, добиться удовлетворения всех ваших потребностей.

Источник: http://prodawez.ru/marketing/klassifikaziya-potrebnostey.html

Психология потребностей

Потребность — это психическое явление отражения нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью и обществом (социальные потребности).

Психологическая структура потребности

В структуре потребностей выделяют две основных составляющие:

  1. Предметное содержание потребности – это совокупность тех объектов внешней или внутренней среды, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Однако предметное содержание потребностей носит обобщенный характер.
  2. Возникающее при наличии актуальной потребности напряжение, выражающееся в чувстве психологического дискомфорта – напряжения, беспокойства, чувства неудовлетворенности, обусловленного дефицитом того, что требуется.
    Естественное стремление человека избавиться от этого психологического дискомфорта становится источником активности поведения и деятельности. Таким образом, потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Виды потребностей

Существует несколько различных классификаций потребностей человека. Наиболее известной и распространенной в применении является классификация А.

Маслоу по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы.

У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей:

  1. Потребности физиологические (органические);
  2. Потребности в безопасности;
  3. Потребности в принадлежности и любви;
  4. Потребности уважения (почитания);
  5. Познавательные потребности;
  6. Эстетические потребности;
  7. Потребности в самоактуализации.

Перечисленные группы потребностей, согласно концепции Маслоу, одновременно являются и «основными уровнями потребностей, расположенными в виде строгой иерархической структуры соподчиненности, где первая группа образует основание, а пятая – вершину иерархии. Это означает, что потребности каждого вышележащего уровня возникают (актуализируются) только тогда, когда потребности всех нижележащих уровней удовлетворены.

Одной из наиболее распространенных в отечественной психологии является классификация потребностей человека по источнику происхождения. Согласно этой классификации потребности делятся на:

  1. Первичные (биологические: естественные, базовые, врожденные) потребности – потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Однако биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляются и развиваются иначе, чем у животных.
  2. Вторичные (социальные: культурные, приобретенные) потребности – потребности в принадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении, т.е. потребности, непосредственно связанные с жизнью человека в обществе и его взаимодействием с другими людьми.
  3. Некоторые авторы к перечисленным двум видам потребностей добавляют группу духовных потребностей, к которым относят потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности. Так же, как и социальные, духовные потребности возникают и развиваются в ходе развития человеческого общества и социализации личности, однако, в отличие от социальных, духовные потребности связаны с общественной жизнедеятельностью человека лишь опосредованно.

Особую группу потребностей составляют также патологические потребности — потребности, приобретенные на фоне употребления веществ, вызывающих состояние эйфории. Патологические потребности являются основным симптомом таких заболеваний, как алкоголизм и наркомания.

Если какую-либо из актуальных потребностей личности по объективным или субъективным причинам невозможно удовлетворить, то у человека возникает состояние фрустрации, при котором напряжение потребности сохраняется и вызывает дискомфорт, а предметное содержание потребности недоступно.

В этом случае, как правило, активизируется психологическая защита личности, направленная на устранение дискомфорта, вызванного напряжением потребности. Существует множество различных механизмов психологической защиты, однако для каждого человека может быть свойственен один или несколько механизмов, которые он регулярно применяет.

Наиболее часто используемые механизмы психологической защиты личности могут выступать как одна из характеристик ее направленности.

Читайте также:  Вопрос - психология

Значение потребностей в жизни человека

Потребности оказывают большое влияние на развитие личности и на особенности деятельности человека. Потребности лежат в основе всех видов активности человека, включая его деятельность. Поэтому потребности и мотивы оказывают влияние на эффективность деятельности человека. На эффективность деятельности оказывают влияние следующие  основные факторы, связанные с потребностями человека:

  1. Сила потребности: качество деятельности является наилучшим при средней силе потребности и ухудшается при слишком слабой или слишком сильной мотивации.
  2. Содержание потребностей, лежащих в основе данной деятельности: если деятельность непосредственно удовлетворяет потребность, лежащую в ее основе, то эффективность деятельности повышается. Например, если в основе профессиональной деятельности медицинского работника лежит стремление помогать другим людям, то его деятельность будет более эффективной, чем в случае, если в основе его деятельности лежат материальные потребности.

В процессе осуществления деятельности происходит развитие личности человека. Поэтому уровень психологического развития человека как личности определяется количеством, разнообразием и иерархией (соподчинением) имеющихся у человека потребностей.

Человек от животных отличается тем, что у него больше потребностей, чем у животных, и эти потребности гораздо более разнообразные.

У животных есть лишь органические потребности и некоторые потребности, связанные с обеспечением физической безопасности организма, в то время как у человека имеются также материальные, социальные, творческие, духовные потребности, а также потребности психического развития.

Каждая из названных групп потребностей может быть, в свою очередь, представленной многими входящими в соответствующую группу частными потребностями. Таким образом, число и степень дифференцированности потребностей, имеющихся у человека, может служить характеристикой уровня его психологи­ческого развития.

Еще более важной характеристикой уровня развития человека является разнообразие его потребностей. Но еще более чем общее число и разнообразие имеющихся потребностей, человека как личность характеризует то, какие из потребностей для него являются главными, а какие второстепенными.

Если среди множества имеющихся у него потребностей человек преимущественно уделяет внимание удовлетворению своих органических потребностей, то вряд ли мы имеем дело с психологически высокоразвитой личностью.

Но если на первом месте у человека по степени значимости стоят творческие или духовные потребности, то он действительно представляет собой высокоразвитую личность.

Источник: https://psy-diplom.ru/shpargalki/psihologiya-potrebnostey/

Базовые психологические потребности — Психологос

Разновидностью жизненно важных потребностей являются психологические потребности, без удовлетворения которых маленькие дети не получают полноценного развития. Не умирают, но как бы замирают, в развитии останавливаются и нередко подвержены заболеваниям, обходящих детей в более благополучной обстановке.

Если младенец получает пищу, но растет без общения и контакта с мамой, его развитие задерживается.

Возможно, тут точнее говорить о некоторых условиях, которые способствуют развитию ребенка или препятствуют ему. Связано ли это как-либо с потребностями и являются ли эти потребности психологическими — вопрос, видимо, отдельный.

Что касается взрослых людей, то к базовым потребностям психологического характера обычно относят потребности в:

  • автономии (самостоятельности и независимости),
  • компетентности (эффективности),
  • в значимых межличностных отношениях
  • быть членом группы и быть любимым, дополняемая потребностью в обретении чувства собственной значимости и признания другими

Если не удовлетворяются базовые физиологические потребности, страдает тело (физическое здоровье). Если не удовлетворяются базовые психологические потребности, страдает душа, тело души (душевное здоровье). Смотри Физиологические и психологические потребности

Сомнения

Самое главное — по поводу врожденности. Все исследования, описанные в статьях, проводились на взрослых людях. Каким образом данные этих исследований распространяются на младенцев? У младенцев есть эти потребности? У всех? Какими методиками это фиксируется?

Выдвину встречную гипотезу:

Потребность в автономии (самостоятельности и независимости), также как и в компетентности (эффективности), у некоторых детей бывает врожденной и сильно выраженной.

У других детей эти потребности врожденные, но выражены слабо, более силен момент культурного влияния. У части детей этих потребностей от рождения нет, но они в той или иной степени прививаются.

При этом в условиях глобализации момент культурной прививки имеет массовый характер, проявляющийся в самых разных культурах.

Потребность в общении является базовой для младенцев и не является таковой для взрослых людей.

Это правда, что младенцы, полностью лишенные общения и не имеющие возможности себе его организовать, получают задержки в развитии, однако взрослые люди — не младенцы, и если им то или иное общение необходимо, они всегда могут его себе организовать.

Да, с приятным общением жить приятно. Да, без достаточного количества денег жить неуютно. Потребность в общении не более базовая, чем потребность в деньгах — кому-то больше нужно, кому-то другое.

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/bazovye-psihologicheskie-potrebnosti

Александр Герасименко

Это статья полностью отвечает потребностям всех запутавшихся по жизни, у кого в последнее время возникала мысль “я не знаю, чего хочу от жизни”.

Все наши желания уходят корнями в 7 человеческих потребностей. Я разделил их на 2 большие категории: физические и психологические.

И если раскопать эти потребности поглубже, то вы можете действительно узнать, чего вам от жизни надо. Все, абсолютно все чего вы когда либо хотели или можете хотеть, попадает под одну из потребностей человека изложенных ниже.

Эти 7 человеческих потребностей лежат в основе всех наших чувств, мыслей и поступков и объясняют любое поведение, наше или чужое. Они обобщают всю нашу сложную и порой необъяснимую психологию.

Итак, уже давно пора познакомиться с собой:

Физические потребности человека

Мы живем, руководствуясь главным инстинктом – инстинктом самосохранения. Чем опасней для жизни ситуация, в которую мы попадаем, тем больший дискомфорт она будет нам причинять. Так что, что касается наших физиологических потребностей, тут природа расставила приоритеты за нас.

1. Физический комфорт

Отсутствие кислорода убьет человека за секунды, поэтому дышать нам хочется больше всего. Экстремальный холод может уничтожить нас за несколько часов. Жажда займет немного дольше. Чуть “поприятней” в этом списке человеческих потребностей будет голод…

Физический комфорт настолько запрограммирован в человеческие потребности, что даже когда все наши базовые нужды удовлетворены, мы все еще будем стараться их улучшать.

Люди будут “по инерции” переезжать в большие дома, даже когда в этом нет необходимости.

Мы будем есть задолго до наступления голода и некоторые из нас до сих пор проводят по 4 часа в день на загазованных трассах, возвращаясь с работы на дачу, думая что так лучше для их организма – на даче воздух чище…

Вывод: Зная как гипертрофирован в нашем понимании комфорт, вы сможете перестать улучшать то, что уже хорошо (комфортность вашей жизни) и обратить внимание на другие потребности, которые у вас еще абсолютно не удовлетворены.

Вы сможете понять почему качество вашей жизни не улучшается с добавлением комфорта – комфорта уже достаточно, вы должны уделить внимание другим человеческим потребностям, которыми вы абсолютно пренебрегали.

Психологические потребности человека

Мы одновременно проживем две жизни. Одна из них реальная, маленькая, физическая. Другая проживается в нашем сознании, в мыслях – психологическая. Она намного превосходит по размерам настоящую жизнь. Все страхи, мечты, желания и переживания в основном придуманы нами, массируются нашим мозгом по долгу и большом количестве и совершенно не существуют в реальном мире.

Психологические потребности человека требуют большего внимания в современном мире, так как физиологические уже легко удовлетворены, благодаря достижениям человечества и возросшему уровню жизни.

2. Стабильность

Стабильность – это базовая психологическая потребность человека. Ее можно обобщить простым предложением: вера в то, что хуже не будет.

В отличие от предыдущего пункта, стабильность – это психологическое понятие, основывающееся на наших мыслях, а не на объективной реальности.

Стабильность – это зеркальное отражение физического комфорта в нашем сознании, вера в то, что главная наша потребность, физический комфорт, будет продолжаться.

3. Новизна

Новизна – это постоянная потребность человека, которая, если не удовлетворена, причиняет нам серьезный дискомфорт в виде скуки.

Мы любим учиться, смотреть разные фильмы, ездить в новые места, испытывать свежие ощущения и даже нервничаем, когда блюда на нашей тарелке повторяются в течение дня! Новизна это одна из сильнейших потребностей человека, которая, возрастает в важности сразу после того, как стабильность достигнута, и начинает с ней конфликтовать.

В поисках стабильности люди женятся и обретают постоянство. Но следом за ней приходит потребность новизны и их совместное будущее уже не так предсказуемо.

Мы часто не знаем чего мы хотим, не из-за глупости, а потому, что наши потребности противоречат друг другу. И в разные периоды времени, у нас меняются желания, балансируя между стабильностью и новизной.

Это надо принять как нормальное явление, а не задавать себе вопрос: “что со мной не так?”.

Кстати, чем старше мы становимся, тем больше мы познаем в этом мире, а значит, тем меньше нового нас окружает, и с годами, скука может стать серьезной проблемой.

Взрослые, вместо возросшего с опытом самопознания, из-за появившейся скуки начинают все больше “искать себя”, в то время как на самом деле они ищут не себя, а новизны, которая стремительно убывает из их жизни с каждым новым испытанным ощущением.

4. Значимость

Человеческая потребность, которая является, пожалуй, самой ненасытной – это наша значимость, важность. Мы готовы простить человека, который случайно посадил нам синяк и при этом извинился, но можем вцепиться в горло тому, кто подумал про нас плохое. Глубоко в нашем сознании мы думаем, что соотношение нас ко всему человечеству не 1:5 000 000 000 (миллиардам), а 1:1. Я и мир.

При этом надо понять, что наша значимость выполняет важнейшую функцию в эволюции человека. Психологическая потребность быть значительным ставит для нас высокий стандарт и мы стремимся быть лучше.

Мы придумываем себе имидж и из кожи вон лезем, чтобы ему соответствовать. Мы стараемся заполучить уважение других и согласны платить за это высокую цену.

Мы готовы работать, учиться по 12 часов в день, только чтобы быть лучше, чем другие или превзойти себя вчерашнего.

С самого детства мы мечтаем стать пожарниками, космонавтами или хирургами, потому что мы думаем, что то, что мы будем делать, сделает нас значительными. Мы верим, что профессия нашей мечты придаст нам важности в глазах других людей.

Вспомните себя в детстве. Для меня, когда мне было 5 лет, пожарник в шлеме и сапогах, выглядел значительнее президента страны.

Читайте также:  Олигофрения - психология

Сегодняшняя эволюция человека, о которой я без сомнения еще напишу отдельные посты, во многом обязана потребности человека в значительности.

5. Общение

Потребность человека в общении объясняет огромное количество языков, которые сформировались на планете. Если вы проанализируете свою жизнь, то заметите что самые лучшие ощущения у вас в жизни связанны с другими людьми. Мы не можем стать счастливыми в одиночку.

Мы боимся тюремного заключения не столько потому, что это ограничит нашу свободу движения, сколько из-за того, что мы будем вырваны из нашего привычного круга общения. Общение – это потребность человека, которая может или конфликтовать со всеми остальными нуждами или помогать удовлетворять их, если оно происходит с правильными людьми.

Вот почему наши самые счастливые моменты и самые большие несчастья связанны с другими людьми – общение с ними переплетено сразу с несколькими главными потребностями человека.

6. Рост

Если вы соедините две человеческие потребности – значимость и новизну, вы получите рост. Личностный рост, рост банковского счета, улучшения. Эта нужда настолько сильна в нас, что существует обособленно от остальных.

Мы хотим развиваться, думаем как изменять себя и даже не можем остановиться во время празднования на 1-2 рюмках, потому что чувство опьянения нарастает. Нам всегда всего мало. Нам все надо улучшать.

Улучшение себя это отдельная потребность, которая существует в каждом из нас.

7. Желание помогать другим

Последняя человеческая потребность – это желание помогать другим. Я поставил ее последней, потому что  эта она меньше всего связана с инстинктом самосохранения и поэтому работает слабее остальных. Кроме того, мы не можем отдать другому, то чего у нас самих нет.

Люди сначала зарабатывают деньги, а потом занимаются филантропизмом.

Последнее место обоснованно здесь и логически – когда базовые нужды удовлетворены, мы обращаем взор на остальных и начинаем помогать им. Да это правда, мы вряд ли отдадим кому-то последний кусок хлеба, но можем поделиться, если у нас хлеба много.

Желание помогать людям идет последним в списке потребностей человека, но это не означает, что мы должны дожить до старости, чтобы занятся филантропизмом. Помощь другим развивает в нас множество других полезных для успеха качеств и проявляется в нашем поведении в разной степени с раннего возраста.

Подводя итог, необходимо напомнить что, все наши желания уходят корнями в упомянутые выше 7 потребностей человека. И если мысль “я не знаю, чего хочу” вас все еще беспокоит, то вам нужно

  1. разбить упомянутые выше нужды до мельчайших деталей
  2. обнаружить множественные конфликты между ними и
  3. расставить для себя приоритеты.

Это не так трудно как кажется, если заняться этим методически и потратить на это некоторое время. Вы проще, чем вы думаете.

Источник: http://askalex.ru/2011/05/16/human-needs/

Базовые потребности человека

В ходе изучения потребностей личности важно взять во внимание, что главные человеческие потребности отличаются не только по содержанию, но и по уровню зависимости от социума.

В науке популярностью пользуется система потребностей по А.Маслоу. Им были выделены группы человеческих потребностей, они выстроены в определенной иерархии. Важность зависит от уровня влияния социума.

Беря во внимание систему потребностей по Маслоу, выделяются такие потребности, которые играют серьезную роль в поведении людей:

  • жизненные;
  • основные;
  • природные;
  • физиологические.

Потребность в безопасности

Для львиной доли личностей потребность в безопасности играет важную роль. Она серьезно влияет на поведение, самоощущение человека.

Изначально имеется в виду физическая безопасность человека (криминогенная обстановка в обществе, произвол в правовой сфере, низкое качество воздуха, продуктов питания и воды, неготовность к встрече с катастрофами и т.д.

), а также недостаточность социальной защищенности человека в сфере образования и здравоохранения.

Потребность в общении и обособлении

Поистине серьезную роль в формировании психики человека и личности играет потребность в общении, а также обособлении.

Необходимость общения с окружающими – это одна из базовых потребностей каждой личности.

Сквозь исполнение данного требования человек усваивает нормы общества, правила поведения, ценности, получает опыт жизни в обществе. Кроме того, происходит политическая, правовая социализация.

Благодаря общению личность учится познавать окружающих, себя, увеличивает собственный общественный потенциал, учиться решать важные для жизни задачи.

Данная потребность – это один из видов проявления социальной сущности личности. Работает она с момента появления человека на свет и длится на протяжении жизни. Исполняется в разных формах: взаимодействие матери и малыша, педагогическое общение, профессиональное, игровое и т.п.

Кроме общения, серьезное значение имеет потребность обособления. Ее претворение создаст различные варианты развития, социализации личности. Она обычно удовлетворяется:

  • благодаря обособлению в референтной группе (компания друзей, семья и т.п.). К подобной группе в психологии относят общества, где интересы, нормы и другие серьезные факторы совпадают с правилами личности. В подобной среде человек ощущает себя, «как рыба в воде», чувствует защищенность, способен проявить собственную индивидуальность;
  • благодаря уединению. Пребывание человека один на один с собой обретает 2 главных вида: умозрительное и в виде предметной и практической деятельности. Первый вид проявляется тогда, когда личность желает оставаться сама с собой, чтобы подумать над чем-либо. Это обособление имеет серьезное влияние на развитие личности, а также жизнь человека, в процессе вырабатывания самооценки и мнения. Второй тип – это разнообразные виды увлечений и хобби.

Этнические потребности

Серьезную роль в жизни общества и человека играют этнические потребности. Их основа лежит в трех главных потребностях:

  • самосохранение;
  • продление рода;
  • сбережение вида.

Данные потребности есть и у представителей животного мира, что обеспечивает существование конкретного вида. У людей эти составляющие по средствам, форме, содержанию и типу реализации обладают наполнением и общественно-культурным окрасом. Но стоит учесть такие обстоятельства:

  • только проявление и действие 3-х данных потребностей личности обеспечат существование и рост общества. Разрушение одной потребности становится причиной падения этноса;
  • энергетический потенциал данных потребностей разнится. Энергия 3-й по счету потребности превышает в 2,5 раза энергию первой. Это значит, когда человек не имеет или почти не имеет желания в продлении рода и сбережении вида, то инстинкт самосохранения не способен обеспечивать нормальную энергетику для качественной жизни, нормального поведения (у бомжей, пожилых людей).

Потребность в самоутверждении и труде

К списку базовых потребностей стоит отнести и потребность в самоутверждении, принятии достижений другими людьми, особенно значимыми. Серьезное значение имеет потребность в труде, поскольку это источник для нормальной жизни в обществе. Данная потребность совершенствует остальные нужды человека, придает им смысл. В этом случае личность обретает общественную значимость.

Потребность в самопознании

Нельзя не упомянуть серьезный вклад в развитие личности, ее успешную жизнь и деятельность потребности в самопознании и познании. Желание познать жизнь и мир исполняется через такие пути:

  • с помощью науки. Здесь цель познания – истина. Главной чертой подобного познания является объективность информации. Цель научного познания заключается в установлении истины. Чем ближе к истине приближается знание, тем большую объективность оно обретает, перестает зависеть от индивидуальных стремлений и желаний. Становится ясно, что подобные знания раздвигают горизонты личностных возможностей, защищают ее, помогают и учат находить адекватные решения;
  • с помощью искусства. В нем заключается стремление к образному, прямому, личностному восприятию мира. Целью подобного познания выступает понимание правды жизни, получение достоверных знаний. Отличительная черта заключается в субъективности. Во всех проявлениях искусства представляется субъективный взгляд на мир, жизнь. Главная проблема всех типов искусства – это человек, мысли, чувства, эмоции и поступки. В данной сфере принимает участие много творческих личностей. По этой причине искусство становится одним из ресурсов для познания людей;
  • с помощью религии. Практические все жители планеты живут с религиозным ощущением и пониманием мира. И по этой причине важно иметь представление о религиозном и научном видении мира;
  • с помощью собственного опыта (полученного в обществе или в процессе работы). Это относится к пониманию окружающих и самого себя.

Идеологические потребности

К чисто социальным личностным потребностям относятся идеологические. Это требование личности проявляется в поиске идей, пояснений проблем, осознаний причин факторов и явлений. Реализуется такая потребность сквозь:

  • применение данных разных видов наук. В итоге человек способен сложить научное понимание мира;
  • усвоение норм религии. Под их воздействием личность формирует религиозное видение мира.

Стоит заметить, что люди под влиянием данных потребностей и в ходе их исполнения формируют мозаичное, многополюсное понимание мира. В нем преобладает научное видение у человека со светским воспитанием, а у личностей с религиозным – религиозное понимание.

Потребность в справедливости

Одной из серьезных и работающих у нас в обществе необходимостей является потребность в справедливости. Она выражается в соответствии в личностном сознании собственных обязанностей и прав, в отношениях личности с обществом, в согласованности с общественной средой. В данной сфере человек способен ориентироваться на:

  • защиту и увеличение собственных прав;
  • значительное исполнение собственных обязанностей относительно к окружающим, а также обществу в целом;
  • гармонию в сочетании обязанностей и прав при решении задач в обществе и в работе.

Согласно с преобладанием определенной ориентации и собственным пониманием справедливости и несправедливости, личность оценивает активность и поведение окружающих.

Эстетические потребности

Серьезную роль в личностной деятельности играют эстетические потребности. Они включают в себя понимание гармоничности, красоты, правильное восприятие поведения. Также жизнь по канонам красоты, которая соответствует образному и гармоничному пониманию.

К списку общественных человеческих потребностей, которые занимают главное место для личности, относятся: необходимость саморазвития, развития, улучшения себя и окружающего мира. Все люди в определенной степени стремятся стать умными, сильными, успешными, красивыми и т.п.

На процесс исполнения подобных стремлений серьезно воздействуют не только факторы извне, условия и особенности жизни, но и личностные ценности и нормы. При этом ключевое значение имеет самооценочная деятельность, что дает шанс личности выявить и отследить уровень собственного развития.

В роли таких выступают базовые потребности людей, которые серьезно влияют на активность, поступки, жизнь личности в обществе. Данные потребности стоят в конкретном иерархическом положении их взаимосвязи друг с другом.

Их значение обуславливается обстоятельствами жизни, а также взаимным расположением в иерархии. К примеру, первостепенные желания требуют исполнения в первую очередь, по отношению к остальным, которые активно воздействуют на личность после исполнения первостепенных.

Варианты претворения потребностей первого уровня отличаются разнообразием от методов исполнения потребностей низкого уровня. Но человек чувствует действие каких-то потребностей постоянно, т.к. место претворенной потребности занимает новая, получающая весомую роль.

Человеческие потребности стоят на ключевом месте и играют главную роль в сфере личностной ориентации как в сложном психическом свойстве, которое включает в себя систему мотиваций и влечений. Она определяет жизнь человека, избирательность отношений к миру вокруг.

Читайте также:  Софизм - психология

Источник: https://sunmag.me/sovety/21-03-2014-bazovye-potrebnosti-cheloveka.html

Потребности личности

Предпосылкой того или иного поступка, источником деятельности человека является потребность. Люди осуществляют различные виды деятельности, не придумывая их, а нуждаясь в их результатах. В «Диалектике природы» Ф. Энгельс писал:
«Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей…».

Потребность обусловливает направленность организма, индивида, личности, социальной общности к созданию и реализации условий существования и развития.

Условия, необходимые для жизни и развития человека, делятся на три группы: а) условия для жизни и развития человека как естественного организма (отсюда естественные или органические потребности); б) условия для жизни и развития человека как индивидуума, как представителя человеческого рода (условия для общения, познания, труда);

в) условия для жизни и развития данного человека как личности, для удовлетворения широкой системы его индивидуализированных потребностей. Все эти условия образуют оптимальные параметры жизнедеятельности человека, его психофизиологический гомеостаз.

Потребность – это испытываемая человеком необходимость устранения отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для него как для биологического существа, индивида и личности.

Наиболее значимые, базовые потребности определяют направленность всей психики человека – его чувств, мышления, воли и сенсорных систем.

Различаются потребности потенциальные (неактуализированные) и актуализированные – текущее психическое состояние напряженности, дискомфортности, вызванное рассогласованием внутренних и внешних условий жизнедеятельности данного индивида. Это выраженное в потребности противоречие внутреннего и внешнего является основным фактором человеческой активности.

Потребности можно разделить по основным видам человеческой активности: 1) потребности, связанные с трудом, – потребности познания и созидания; 2) потребности, связанные с развитием, – потребность в игре, научении, самореализации;

3) потребности, связанные с социальным общением, социальной идентификацией, – нравственные и духовные потребности.

Все эти потребности социально обусловлены, порождаются в определенном человеческом обществе и поэтому называются социогенными.

Кроме этого, большая сфера потребностей человека обусловлена биологической необходимостью. Эти потребности называются биогенными (витальными, от лат. vita – жизнь).

К ним относятся: 1) потребность безопасности, самосохранения; 2) потребность в восстановлении энергии и в двигательной активности; 3) потребность в подготовке к преодолению препятствий (одна из сфер реализации этой потребности – научение и физическая игра); 4) потребность в продолжении рода.

Абрахам Харольд Маслоу (1908–1970), американский психолог, предложил концепцию системного исследования психологии личности на основе анализа иерархии ее ценностно-смысловых образований.

Маслоу создал иерархическую модель мотивации личности («Мотивация и личность», 1954) и полагал, что высшие потребности направляют поведение человека в той мере, в какой удовлетворены его потребности более низкого уровня.

Естественные, органические потребности человека возникают без специального формирования, тогда как все социальные потребности возникают лишь в процессе воспитания. Однако даже органические потребности человека подвергаются социализации. В зависимости от того, с какими социальными ценностями связаны потребности, различаются разные их уровни – высшие и низшие.

Асоциальное поведение связано с переходом за грань так называемых разумных потребностей. Неразумные потребности – это гипертрофированные потребности низших уровней, препятствующие развитию потребностей более высоких уровней. Только упорная работа личности и всего общества по возвышению потребностей может ограничить неразумные потребности – гипертрофию вещизма, делячества, утилитаризма.

Материальное потребление для социализированной личности является прежде всего условием ее созидательной деятельности. Если животные действуют лишь для того, чтобы потреблять, то человек потребляет, чтобы действовать, созидать, обеспечивать прогресс общественного развития.

Непомерное материальное потребление, ставшее самоцелью, – признак десоциализации личности.

Потребности людей зависят от исторически сложившегося уровня производства и потребления, от условий жизни человека, традиций и господствующих вкусов в данной социальной группе.

В отличие от животных, имеющих стабильный круг потребностей, потребности человека постоянно расширяются (по мере расширения его производительных возможностей).

Для исторического процесса развития человечества характерен объективный закон возвышения человеческих потребностей. Для отдельного же индивида возможен регресс потребностей – «расползание» вширь потребностей низших уровней.

Все потребности обладают направленностью, напряженностью, цикличностью.

Потребность с нейрофизиологической точки зрения представляет собой образование доминанты – устойчивого возбуждения определенных механизмов головного мозга, которые и организуют, регулируют необходимые поведенческие акты.

Потребности закрепляются в процессе их удовлетворения. Удовлетворенная потребность сначала угасает, но затем возникает с большей интенсивностью. Слабые потребности в процессе их многократного удовлетворения становятся более стойкими.

Потребность становится основой поведенческого акта лишь в том случае, если для ее удовлетворения имеются или могут быть созданы средства и условия (предмет деятельности, орудие деятельности, знание и способы действия). Чем разнообразнее средства удовлетворения данной потребности, тем прочнее они закрепляются.

Потребность определяет весь приспособительный механизм психики. Объекты действительности при этом отражаются как возможные условия (или препятствия) удовлетворения потребности. Как отмечает П. Милнер, потребности оснащены ее детекторами и эффекторами.

Возникновение определенных насущных потребностей, их актуализация организует психику на постановку соответствующих целей. При этом внешние воздействия избирательно охватываются доминирующей мотивационной активностью индивида.

Источник: https://psyera.ru/2890/potrebnosti-lichnosti

Потребности человека — физические, эмоциональные, общественные, интеллектуальные, духовные, творческие

Потребности или нужда – это самый сильный фактор, определяющий целенаправленность активности любого субъекта, поскольку личностные потребности человека являются основной мотивацией, двигающей силой, побуждающей индивидуум на конкретные действия с целью их удовлетворения.

Можно также говорить о том, что потребности человека – это специфическое состояние личности, проявляющееся зависимостью от возможности в определенных условиях или событиях.

Сугубо биологическая точка зрения рассматривает такое понятие как «надобность» в качестве специфического состояния организма, выражающее объективное желание в каком-либо материальном или духовном благе. Исходя из такого определения, можно говорить, что потребности полностью зависят от жизненного образа конкретного индивидуума. А также от сферы его обитания и условий, которые она ему задает.

Виды личностных потребностей

В современном мире существует много различных возможностей, что приводит к наличию большого спектра потребностей каждого индивидуума.

Не стоит также забывать, что на формирование желаний влияют особенности воспитания, культурный уровень, масса различных социальных условий.

Создать единую систему, которая позволила бы максимально точно классифицировать все виды личностных потребностей практически нереально.

Сейчас уже предложена масса классификаций, распределяющих потребности в группы по тому или иному признаку. Простейшая из них подразделяет индивидуальные нужды на материальные и духовные. Материальные нужды также принято называть биологическими, подразумевая тот факт, что они реализуются как исключительно естественные потребности человека как существующего вида.

К биологическим потребностям относят, например, потребность в еде, отдыхе и сне, необходимость в тепле и одежде, наличие дома, личное пространство, сексуальные потребности. Другой же вид потребностей, которые принято называть духовными или идеальными, включает в себя такие стремления как потребность в своем социальном признании, дружбе, отношениях, общении, познании мира в целом.

Также популярной является концепция, выдвинутая А.Х. Маслоу.

Согласно ей, иерархическая структура потребностей представляет собой определенное направление деятельности индивидуума в зависимости от того, какой «уровень» иерархии потребностей удовлетворен, а какой – нет.

Сам Маслоу изображал ее в виде пирамиды, где каждый последующий сегмент заключал в себе определенную потребность, регулирующую поведение субъекта в зависимости от степени удовлетворения предыдущих сегментов.

Следует отметить тот неизменный факт, что у каждого индивидуума существует своя степень выраженности любых потребностей, так как эта черта является сугубо уникальной. Тем не менее, ни один человек не сможет полноценно существовать, скажем, без окружающего социума, поскольку его наличие делает возможным удовлетворение потребности в актуализации своего «Я».

перейти наверх

Ведущие потребности личности

В психологии все чаще применяется выделенный ряд надобностей, которые представляют собой так называемые ведущие потребности личности или основные потребности. Наличие данного ряда потребностей не зависит от возраста или пола индивидуума, при этом они могу розниться не только по своему содержанию, но и по уровню их выраженности в окружающем социуме.

Подразумевается первичное соотношение одной потребности к другим, что обуславливает некоторую приоритетность. Это факт также подчеркивал создатель иерархической структуры потребностей Маслоу. При этом он называл потребности, вызванные отсутствием того или иного блага «дефицитными».

В случае «дефицитной» потребности индивидуум всячески концентрирует свои действия на восполнение данного дефицита, в то время как другие потребности становятся «вторичными». К примеру, если человек испытывает выраженное чувство жажды или голода, его уже мало беспокоит мнение соседа или близких людей о его внешнем виде или каком-то поступке.

Выделяют шесть общих групп ведущих потребностей:

  • Физические потребности и нужды. Они включают в себя такие естественные и физиологические нужды как наличие воздуха, еды, питья, возможности отдыха и сна. Также к данной группе причисляют и социальные потребности в общении и интимных отношениях.
  • Отдельным уровнем выделены эмоциональные потребности. Это может быть необходимость в постороннем доверии, признании, чувствах дружбы и любви.
  • Общественная потребность – нужда в том, чтобы обладать определенной «нишей» в каком-либо обществе, дружеском коллективе, организации.
  • Интеллектуальные потребности представляют собой необходимость находить ответы на возникающие вопросы, нужду в удовлетворении любопытства.
  • Также выделяют ряд духовных потребностей. Они заключаются в необходимости веры в божество, высшее существование, определенную атрибутику. Подобные вещи помогают сохранить внутреннюю гармонию и переносить возникающие трудности.
  • Творческая потребность, заключающаяся в необходимости самовыражения любым из доступных способов, творческой реализации.

Необходимо подчеркнуть, что удовлетворение личностных потребностей человека – это неотъемлемая часть его благосостояния. Выполнение всех основных нужд является залогом позитивного настроя и эмоциональной гармонии человека.

перейти наверх

Личностные потребности и мотивация

Мотивационный процесс человека характерен тем, что он представляет собой совокупность различной направленности деятельности индивидуума. Она может заключаться как в стремлении достижения определенной цели, так и в попытках любым способом избежать ее, выражаться в решении вопроса о том, должно быть реализовано определенное действие или же нет.

Характерным является то, что данные сложные процессы в сознании сопровождаются определенным эмоциональным всплеском, который может найти свое проявление в возбуждении, волнении, радости или страха. Также мотивационные процессы нередко сопровождаются субъективным ощущением внезапного роста или упадка сил.

Можно утверждать, что личностные потребности и мотивация связаны между собой, поскольку именно она определяет целенаправленность действий индивидуума, являясь движущим механизмом в принятии решений, собранности, преодолении возникающих преград и трудностей. Дело в том, что под мотивацией подразумевают не только совокупность конкретных мотивов, подталкивающих к достижению целей.

Мотивация – это набор психофизиологических процессов, влияющих на целенаправленность действий и уровень внутренней энергии, которая является необходимой для выполнения этих самых действий.

Следует отметить, что мотивация является своеобразным следствием возникающих у индивидуума потребностей.

По сути, она представляет собой своеобразный «посредник» между возникающей потребностью и реальными физическим активными действиями, выражаясь в виде психического «побуждения к движению».

Этим также объясняется тот факт, что за, казалось бы, одинаковыми действиями разных индивидуумов, стоит совершенно разная мотивация и причина.

Источник: http://PsyTheater.com/lichnostnye-potrebnosti-cheloveka.html

Ссылка на основную публикацию