Поведенческий акт — психология

Организация индивидуального поведенческого акта

Поведенческий акт - психология

Тема: Этология с основами зоопсихологии  

Животные являются частью природы. Для того чтобы вид не выпал из биотопа, его отдельные представители должны постоянно оптимизировать свое состояние в соответствии с изменениями, происходящими во внешней среде.

У животных имеется несколько выработанных эволюцией стратегий адаптации к среде обитания. Это морфологические изменения, которые обеспечили видовое разнообразие животного мира, физиолого-биохимическая реактивность и поведение животных. Последнее можно рассматривать как механизм срочной адаптации.

Поведение позволяет уклониться от неблагоприятного фактора среды еще до того, как он нанесет повреждающий эффект. Так, рыбы быстро уходят из зоны водоема с низким уровнем кислорода, птицы улетают на юг с приближением холодов, а медведь строит берлогу и впадает в зимнюю спячку, уклоняясь таким способом и от холодов, и от бескормицы.

Все поведенческие адаптационные механизмы обеспечивают оптимальные отношения между организмом и средой, в которой он существует. Остается стабильной температура тела у гомойотермных животных, осмотическое и онкотическое давление внутренней среды, химический состав крови, межклеточной жидкости и протоплазмы клеток.

Поведенческие адаптационные механизмы обеспечивают и константность электрохимического состояния нервных структур.

К. Бернар, впервые обративший внимание на стабильность состава крови у животных, находящихся в различном физиологическом состоянии, и У.

Кеннон, заложивший основы учения о гомеостазе, создали предпосылки для того, чтобы позже исследователи начали рассматривать поведение животных как фактор стабилизации физико-химических констант внутренней среды. Собственно, уже сам У.

Кеннон, когда анализировал причины возникновения ощущений голода и жажды, рассматривал пищевое поведение животных как механизм стабилизации гомеостаза.

Помимо метаболических изменений поведенческие реакции предопределяют и чисто нервные явления, к которым можно отнести эмоции. Эмоции являют собой чувственную оценку внутренней потребности животного. А чувство субъективно. Поэтому одно и то же явление или раздражитель у разных индивидуумов может сопровождаться неодинаковой поведенческой реакцией.

У особей с высокой эмоциональной возбудимостью ответная реакция на внешние раздражители может иметь неадекватный характер. Однако функциональной особенностью эмоций как раз и является то, что они усиливают сигнальное значение фактора, вызывающего изменения гомеостаза, чем обеспечивают срочную и однозначную реакцию на него. Чрезмерно бурная (т. е.

неадекватная силе раздражителя) эмоция и следующая за ней избыточная ответная реакция животного оправдана в случае, когда факторы среды имеют большую биологическую значимость для животного, сиюминутную или отсроченную угрозу индивидууму или популяции.

В такой ситуации животное перестраховывается и, например, надежно уклоняется от потенциально опасного (для здоровья или даже жизни животного) изменения среды обитания.

Индивидуальный поведенческий акт лежит в основе всех этологических проявлений жизни животных, начиная от груминга в форме почесывания за ухом и кончая сложными коллективными действиями, скажем, охотой волчьей стаи.

Через действия индивидуума популяция и вид адаптируются к постоянно меняющимся условиям среды обитания.

Поэтому для понимания этологических явлений разной биологической направленности и разной сложности исследователю необходимо иметь подробные представления об организации поведенческого акта у отдельно взятого животного.

Автор посчитал методологически оправданным разделить индивидуальный паттерн поведения животных на три составные части и провести анализ организации поведения отдельной особи по следующей схеме: сенсорные системы — локомоции — внутренние причины поведения. Автор осознает условность данного подхода при изучении поведения и допускает применение иных методических приемов (Д. Мак-Фарленд, 1988; О. Меннинг, 1982; Р. Хайнд, 1975; Р. Шовен, 1972; A. F. Fraser и D. М. Broom, 1997).

Источник: http://www.activestudy.info/organizaciya-individualnogo-povedencheskogo-akta/

Психолог поведенческий

Психолог поведенческий

Поведенческий подход — подход, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, действия и результаты наших действий, все внешнее, видимое и объективное.

Оглавление:

Поведение человека — направленные (направленные к чему-то или от чего-то, в какой-то мере осмысленные и целесообразные) личностно или социально значимые действия, источником которых является сам человек и авторская ответственность за которые возлагается на него.

Поведением человека в узком смысле слова называют только его внешне видимые и свободные действия.

В более широком понимании к поведению человека относят и автоматические реакции его организма, если они внешне видимы и как-то значимы («голова повернулась»), и внутренние действия человека, его решения, изменение отношения и собственного состояния («Что ты себя расстраиваешь?» или «Не надо себя раскручивать»).

Основные вопросы поведенческого подхода: «что в поведении есть», «что мы в поведении изменить хотим» и «что для этого конкретно следует сделать». В поведенческом подходе процедуры влияния должны быть описаны на поведенческом языке: что нужно реально сделать, куда повернуться и какие слова сказать.

Если для успешного влияния нужно состояние вдохновения, то замечательно, просто добавьте дополнительные инструкции: что нужно конкретно сделать, чтобы это состояние вдохновение появилось, как получить уверенность, что оно уже пришло в достаточном количестве и каким образом теперь этим ресурсом рулить, каков его «способ употребления».

Это мужской и деятельный подход в практической психологии, где в центр внимания ставятся действия: действия внешние как реальность, действия внутренние как решения.

Действие, поведение — вот что оценивается и, главное, создается, делается. Важно то, что будет в результате, что будет делаться и что будет сделано.

Все внутреннее, душевное и глубинное важно лишь в той мере, насколько связано с реальным поведением, с тем, что делается.

Направления внутри поведенческой парадигмы

Поведенческий подход — это не бихевиоризм, бихевиоризм — только одно из направлений поведенческой парадигмы. Бихевиоральный подход — поведенческий подход, где человек рассматривается не как самостоятельная личность со своими целями, а только как организм, управляемый внешними обстоятельствами. См.→.

Подходы в практической психологии, основывающиеся на поведенческой парадигме

Практически полностью в поведенческой парадигме — РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческий подход), преимущественно синтон-подход, большой частью НЛП. См.→

Парадигмы практической психологии — и наука

Практическая психология работает в разных парадигмах, направлениях и подходах, в связи с чем где-то имеет меньшее отношение к науке, где-то большее. Практическая психология, работающая в поведенческой парадигме, в большей степени опирается на научную базу.

Психологи, работающие в феноменологической парадигме, в большей степени опираются на обобщение и анализ практического опыта, следствием чего в некоторых случаях они опережают науку (наука действительно не очень поворотлива и часто сильно отстает), в других случаях — уходят от науки в совершенно произвольные спекуляции. См.→

Два основных подхода в психологии вообще и практической психологии в частности, это естественно-науч.

Подход – важен: с какой стороны на предмет посмотришь, то в нем и увидишь. Если психолог хочет на чт.

Парадигма в практической психологии — мировоззренческая база, определяющая главные жизненные ценност.

Термин «поведенческая терапия» охватывает ряд различных терапевтических методов, основанных на принц.

Феноменологический подход – это подход, где главным является не поведение, а содержание воспринимающ.

Обучение на тренера, психолога-консультанта и коуча. Диплом о профессиональной переподготовке

Элитная программа саморазвития для лучших людей и выдающихся результатов

Как проходят консультации у когнитивно-поведенческого психолога?

Как проходят консультации у когнитивно-поведенческого психолога?

Консультация когнитивно-поведенческого психолога – это индивидуальная, занимающая относительно не много времени консультация, устроенная следующим образом: клиент и психолог совместно исследуют мышление клиента, причём клиент принимает в этом самое активное участие. Главное условие успеха психотерапии – желание клиента изменится.

Консультация психолога условно делится на несколько этапов:

Первый этап – исследовательская часть консультации. Происходит знакомство с проблемой клиента и определяется его статус.

Второй этап – расспрос клиента. Психолог задает клиенту самые разные вопросы, цель которых – выявить возможные предубеждения, иррациональную логику и найти неправду, которая маскируется под истину.

На втором этапе устанавливается план для предстоящей беседы. Это очень важно, поскольку именно план не позволит отвлекаться от темы и работать над той проблемой, которая в данное время является приоритетной.

Третий этап – основная часть консультации (коррекционное воздействие). Это самая главная и занимающая большую часть времени консультации.

Во время коррекционного воздействия клиент должен понять, что его поведение и отношение к окружающим людям негативно сказывается на качестве его жизни.

Это нужно для того, чтобы клиент смог сам для себя решить поддерживаться ли их в дальнейшем или кардинально измениться.

Четвертый этап – завершение беседы, подведение итогов и домашнее задание, которое задает психолог клиенту.

Это могут быть конкретные эксперименты, введение дневника, сбор каких-то данных, проверка своих убеждений и многое другое. Отдельное значение придается выполнению клиентом домашнего задания.

От того, насколько серьезно клиент подойдет к выполнению задания зависит то, насколько успешна будет совместная дальнейшая работа психолога и клиента.

Система заданий, созданных на сеансе:

  1. Что конкретно делать к следующей консультации;
  2. Как правильно исследовать свои «когнитивные ошибки»;
  3. Как контролировать и исправлять эти ошибки;
  4. Как эффективно, а главное результативно менять свое поведение и настроение.

Пример из практики: Клиент из-за страха перед паническими атаками (ПА) не мог пользоваться метро. Во время консультации психолог выявил истинную причину этого страха, подробно разобрал механизм, запускающий эти панические приступы, создал конкретную стратегию чтобы клиент смог преодолеть этот страх и контролировать приступы.

Психолог вместе с клиентом запланировали шаги на последующие дни (домашнее задание). Сначала конкретные действия нужно было предпринимать в виде эксперимента и тренировки, а потом эти же шаги клиент должен был делать в реальной жизни.

Шаги эти были направлены не только на контроль за симптомами невроза, но и на выявление причин, которые вызывали в его жизни нервное напряжение, мешая ему полноценно жить, препятствуя развитию.

В итоге, после курса сеансов, клиент научился с амостоятельно контролировать панические атаки, связанные с фобией метро, негативные мысли и их следствия, такие как гнев, депрессия, страх и зависимое от этих составляющих поведение. Клиент избавился от панических атак и фобии метро. Он сформировал для себя эффективное, полезное и развивающее поведение, которое качественно улучшило его жизнь.

Основные положения когнитивно-поведенческой психотерапии:

  1. Ваши негативные переживания – это не результат прошедшей ситуации, а Ваша личная оценка этой ситуации, Ваши мысли о ней, а также кем Вы видите себя и людей, которые окружают Вас в этой ситуации.
  2. Возможно коренным образом изменить Вашу оценку к конкретной ситуации и изменить течение мыслей о ней с отрицательного на положительное.
  3. Ваши негативные убеждения на Ваш взгляд хоть и выглядят правдоподобно, но это никак не означает, что они истинные. Именно от таких ложных «правдоподобных» мыслей Вам и становится все хуже и хуже.
  4. Ваши негативные переживания напрямую связаны со схемами типичного мышления, к которым Вы привыкли, а также с ошибочной обработкой информации, которую Вы получили. Вы можете изменить схему своего мышления и проверить ошибки.

Отличительные особенности когнитивно-поведенческой психотерапии:

  • относительно короткий срок;
  • не дает возможности появится симптомам повторно;
  • решает конкретные практические проблемы;
  • по окончанию курса психотерапии улучшается качество жизни и поднимается настроение;
  • клиент сам учится в дальнейшем помогать себе, что исключает повторное обращение к психологу;
  • как правило применяется людям старше 16-лет (в исключительных случаях к детям-школьникам).

Остановимся подробнее на некоторых особенностях этой терапии и ответим на самые часто встречающиеся вопросы.

Какова длительность курса когнитивно-поведенческой психотерапии?

Так как решение проблемы при помощи КПТ не рассчитано на многие месяцы или годы, полный курс терапии может составить от 3 до 15 консультаций, которые будут проходить 1-2 раза в неделю длительностью от 1 – 1,5 часа. Во время первой консультации психолог договаривается с клиентом: сколько встреч нужно будет провести для успешной терапии.

Длительность курса напрямую зависит от цели терапии.

Например, достичь успеха в решении проблемы в отношениях можно уже после 3-ей консультации, а вот комплексные проблемы типа депрессии, социофобии, навязчивости или иных фобий потребуют больше консультаций.

А иногда бывает достаточно и одной консультации, во время которой клиент при помощи психолога смог взглянуть на ситуацию с совершенно другой стороны, а главное он смог увидеть решение своей проблемы, которую считал для себя неразрешимой.

Каких результатов стоит ожидать от консультаций когнитивно-поведенческого психолога?

Читайте также:  Интеллигенция и элита (на примере фильма "тот самый мюнхгаузен") - психология

Основными результатами данной терапии являются следующие знания:

  • научитесь понимать причины и источники отрицательных переживаний;
  • будете уверенны в том, что с переживаниями можно справится в более подходящей форме;
  • облегчатся боли от затяжных обид из детства или других негативных событий из прошлого;
  • появится новая возможность развиваться как личность;
  • сможете применять в дальнейшем навыки, которые разработал психолог индивидуально для Вас;
  • улучшатся отношения с окружающими людьми;
  • улучшится морально-психологическое состояние.

После консультаций когнитивно-поведенческого психолога человек учится самостоятельно решать проблемы, учится помогать себе и в сложной ситуации мыслить конструктивно и благоразумно, что в свою очередь позволяет противостоять появлению негативных мыслей и переживаний. Клиент становится сам себе психологом. Именно поэтому результат от полученных сеансов закрепляется и удерживается на долгое время.

Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Источник: http://nards-info.ru/psiholog-povedencheskij/

Как понять человека по его поведению — научный подход

Как понять человека по его поведению - научный подход

Мысли и чувства собеседника невозможно узнать, не спросив о них, но некоторым людям это все-таки удается. Есть то, что помогает разгадать внутренний мир другого человека – его поведение. Как понять человека по его поведению?

Научный подход

Поведение – это целенаправленная система последовательных действий. Действие – это психофизиологический акт, то есть результат сложного сочетания физиологических процессов, происходящих в организме, и проявления особенностей личности человека.

Помимо физиологии и психологии, есть еще третья сила, определяющая поведение личности – ситуация. В различных ситуациях можно заметить разные стороны личности, при том, что в общем и целом, она остается устойчивой системой социально значимых черт, вне зависимости от обстоятельств.

Один и тот же человек в одной ситуации выглядит как боязливый и нерешительный, а в другой как настоящий герой. Почему? Просто ситуация как прожектор может осветить лишь одну грань личности, оставив остальные в тени. Причем трудно бывает понять: то, что проявилось в этом случае, является свойственной или несвойственной человеку чертой?

Не нужно спешить делать выводы, основываясь на одном единственном поведенческом акте личности. Чтобы узнать человека по-настоящему, потребуется время и не одна ситуация (как привычная, так и непривычная).

Народная мудрость гласит «Чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли». Пуд соли примерно равен шестнадцати килограммам. Чтобы съесть столько, должно пройти примерно два года.

Но составить общее и довольно точное представление о личности, можно и не дожидаясь, когда пройдут годы. На помощь придет наука психология.

Каждый человек, задавшийся целью понять другого по его поведению, становится исследователем. В деле изучения поведения всегда используется старый как мир, но до сих пор широко применяемый научный метод – наблюдение.

Наблюдение – это целенаправленное и организованное восприятие и фиксация психических явлений субъекта. При наблюдении за индивидом, замечаются и записываются особенности его поведения. При этом нужно постараться быть как можно более объективным наблюдателем.

Итак, чтобы понять человека по его поведению, нужно за ним наблюдать когда он находится в поле зрения или во время общения с ним. Достаточным сроком для того, чтобы на основании результатов наблюдения сделать правдивые обобщающие выводы не только о том, что думает и чувствует человек в конкретной ситуации, но и в принципе о его личности, нужно как минимум две недели.

Но что же именно нужно наблюдать в человеке? Какие составляющие его поведения будут самыми показательными и «говорящими»? И, самое главное, как узнать, что означает та или иная поведенческая особенность личности?

Пособиями для людей, желающих научиться читать человека как открытую книгу, в основном служат труды:

  • австралийского писателя Аллана Пиза «Новый язык телодвижений», «Язык взаимоотношений», «Почему мужчины врут, а женщины ревут» и другие;
  • американского психолога Пола Экмана «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь», «Узнай лжеца по выражению лица», прочие;
  • других авторов, например: В. Биркенберг «Язык интонации, мимики, жестов», Л. Гласс «Все лгут. Как выявить обман по мимике и жестам», Н.Н. Равенский «Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика».

Как читать человека, словно открытую книгу?

Поведение – это высший уровень взаимодействия организма с окружающей средой. Организм должен уметь воспринимать, сохранять и преобразовывать поступающую извне и изнутри себя же самого информацию для самосохранения и адаптация во внешнем мире.

https://www.youtube.com/watch?v=h2o5TwpD2Vk

Поведением называют как действие, так и бездействие. В молчании бывает больше смыла, нежели в словах. Поведение является совокупностью как вербальных (речь), так и невербальных (поза, мимика, жесты) актов.

Речь, то есть вербальная составляющая поведения, контролируются сознанием. Невербальные компоненты поведения трудно контролировать. Жесты, мимика, позы – это в большинстве своем рефлекторные, бессознательные сигналы. Зачастую в них больше правды, нежели в словах.

Именно поэтому так важно уметь понимать язык тела собеседника. Ведь так шансы быть обманутым и разочарованным уменьшаются в разы, а возможность не упустить подходящего и желанного спутника жизни увеличивается.

Все ученые, занимающиеся изучением поведения, сходятся во мнении что, наблюдая за человеком с целью понять его, важно обращать внимание на такие элементы поведения:

  1. Речь. Наблюдая речь, обращают внимание не столько на слова, сколько на соответствие и совпадение слов с выражением лица. К примеру, если на словах человек выражает сожаление, а на лице у него «написана» плохо скрываемая радость, его истинная эмоция именно радость. Если такое несоответствие наблюдается постоянно, можно предположить что человек часто лжет.

Также при анализе речи учитывается:

  • интонация,
  • темп речи,
  • запинки,
  • оговорки,
  • смысл слов.

Наблюдая за тем, как и о чем чаще всего говорит человек, делается вывод о его увлечениях, интересах, симпатиях и антипатиях, уровне интеллекта, в том числе и эмоционального.

  1. Мимика. Наблюдая за движениями лицевых мышц, замечают разные эмоции и чувства:
  • приоткрытый рот, широко раскрытые глаза, приподнятые брови – это удивление;
  • приподнятые уголки рта, улыбка, приподнятые скулы, суженые глаза и морщинки возле них – радость и счастье;
  • сморщенный нос, приподнятая верхняя губа или один край губ – отвращение, презрение;
  • сжатые губы, напряженная челюсть, сведенные и опущенные брови, блеск в глазах – злоба, ненависть, агрессивность;
  • поднятые и сведенные вместе брови, поднятые верхние веки и напряженные нижние, расширенные зрачки, приоткрытый рот и растянутые горизонтально губы – паника, страх, тревога;
  • опущенные вниз верхние веки, взгляд, уголки губ – печаль.

В зависимости от такого, какие эмоции чаще всего наблюдаются на лице человека, делается вывод о его эмоционально-волевой сфере, доминирующих эмоциях и чувствах, преобладающем настроении, отношении к жизни, о характере и темпераменте.

  1. Походка. Целеустремленные люди ходят быстро, уверенные в себе держатся ровно и смотрят вперед, а неуверенные опускают взгляд в землю и часто шаркают ногами. Если человек даже в жаркую погоду держит руки в карманах, он скрытный и властный. Если во время ходьбы человек все время оглядывается, он тревожится или боится чего-то конкретного. Если человек ходит медленно, он пассивен или пессимистичен.

Отдельно нужно понаблюдать как человек ходит рядом с кем-то. Если пытается навязать спутнику свой темп и ритм ходьбы, он привык занимать подавляющую позицию, быть лидером.

Если идет рядом в том же темпе, но при этом смотрит вперед, а не на другого человека, сосредоточен на чем-то постороннем или скрывает волнение. О скрытности говорит также опущенная голова во время ходьбы.

Руки в карманах говорят о том, что человеку комфортно и спокойно рядом со спутником.

  1. Взгляд. Самые точные сведения можно получить, наблюдая реакцию зрачков человека, она никак не контролируется сознанием. Если можно постараться и сдержать улыбку, то сужение или расширение зрачков не возможно предотвратить. Зрачки расширяются когда человек испытывает страх, радость, счастье, сексуальное возбуждение, сужаются при раздражении, ненависти, гневе.

Избегают контакта глаза-в-глаза люди, испытывающие негативные эмоции по отношению к собеседнику, что-то от него скрывающие, а также застенчивые личности. О явной лжи рассказывает бегающий взгляд, частое моргание – признак замешательства или тревожности. А вот если индивид слишком пристально сморит в глаза, он либо настроен агрессивно, либо очень заинтересован в общении с собеседником.

  1. Позы и жесты. Чем ближе человек стремиться оказаться к собеседнику, тем приятнее он ему. Наклон корпуса и головы вперед в сочетании с поворотом носков обуви в сторону собеседника, открытыми жестами, улыбкой и прямым взглядом свидетельствуют о явном расположении и интересе. Еще более показательно, когда человек бессознательно копирует позу и жесты собеседника. Зеркальное отражение собеседниками друг друга – самый явный признак симпатии.

Если же человек отстраняется, напрягается, делает указательные жесты, скрещивает руки перед собой или за спиной, а также перекрещивает ноги – это свидетельство нежелания общаться и раскрываться перед собеседником или признак негативной оценки происходящего.

Внимание следует обращать и на другие детали. Например, волосы, обувь, одежда расскажут о том, насколько человек аккуратен, чистоплотен, серьезен, а также о его материальном благополучии.

Отдельно выделяют так называемые позы и жесты флирта – невербальные сигналы тела, свидетельствующие о заинтересованности в общении с лицом противоположного пола.

Интуитивное понимание

Ни один элемент поведения нельзя рассматривать отдельно от остальных. Именно в их сочетании проявляется индивидуальный стиль поведения личности. Именно так, в совокупности всех наблюдаемых признаков, рассматривают и интерпретируют поведение.

Наблюдая за человеком с целью понять его, замечают не только то, что есть, но и то чего нет в его действиях. Например, отсутствие «гусиных лапок» в уголках глаз, естественного прищура при наличии улыбки, говорит о наигранности положительных эмоций.

Важно учитывать тот факт, что наблюдатель, проводящий наблюдение за человеком во время общения с ним, скорее заметит личное отношение, чувства, намерения по отношению к самому себе, нежели общие закономерности поведения личности. Поэтому более показательными бывают случаи, когда человек не понимает, что его поведение наблюдается и оценивается, а также когда он не контактирует с наблюдателем.

Всего выделяют около трех тысяч(!) вербальных и невербальных элементов поведения. Умение читать человека как открытую книгу, отталкиваясь от его поведения – целая наука.

Конечно, можно досконально изучить всевозможные элементы поведения и запомнить их значение, но не нужно забывать о том, что существует хоть и не научный, но часто очень точный дополнительный инструмент познания – интуиция.

Помимо сознательной оценки другого человека, всегда работает и бессознательная. Мозг считывает всю поступающую извне информацию и та ее часть, которая осталась неосознанной, все равно проходит обработку.

Вывод, который делает мозг человека без ведома сознания, часто выражается в интуитивном знании. Так, уже при первом взгляде на нового знакомого, можно сказать нравится он или нет, хотя еще ничего о нем не известно и не всегда понятно почему именно человек понравился или не понравился.

Совместив объективное наблюдение с интуицией, можно научиться понимать внутренний мир людей по их поведению.

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/kak-ponyat-cheloveka-po-ego-povedeniyu

открытая библиотека учебной информации

открытая библиотека учебной информации

Направленностьможно рассмотреть, как систему мотивов, при помощи которой удовлетворяют потребность.

Система мотивацииэто совокупность побуждений, вызывающих определяющую активность человека, ᴛ.ᴇ. система факторов, детерминирующих поведение.

Мотивация достижения — «общая тенденция при выполнении определœенных заданий ориентироваться на высокие стандарты, стремление к высоким результатам, испытывая удовлетворение при их получении».

О наличии мотивации достижения можно судить по поведению человека.

Мотивация зависит от особенностей задания и ситуации. Уровень мотивации неодинаков в различных видах деятельности.

Теории мотивации к работе можно разделить на две группы: теории содержания и теории процесса: первые делают упор на исследовании и объяснении того, что мотивирует и каковы мотивы определœенного поведения, вторые пытаются выявить процесс, который приводит к конкретному поведению человека. Οʜᴎ концентрируют внимание на выборе поведения, способного привести к желательным результатам.

Читайте также:  Культурно-историческая психология - психология

Теория подкрепления мотиваповедение зависит как от определœенной последовательности и повторяемости подкрепления, так и от интенсивности и временной близости подкрепления с желательной реакцией.

Теория ожиданияповедение человека отражает его сознательный выбор, основанный на сравнительной оценке нескольких поведенческих альтернатив. Теория пытается объяснить определœенную линию поведения.

Целœевая теория мотивации, почему человек выбирает поведение направляется и руководствуется целями, и в этом состоит подлинное значение процесса постановки целœей с точки зрения мотивации и результативности

Рассмотренные теории демонстрируют широкий диапазон организационных переменных, от которых зависит мотивация.

Читайте также

  • — Признаком инсценировки является обстоятельство (событие, факт, след, поведенческий акт), несущее информацию о том, что в данном случае могла иметь место указанная акция.

    Признаки инсценировок.

    Выявление и разоблачение инсценировок. В целях выявления и разоблачения инсценировки устанавливаются: 1) обстоятельства события, в связи с которым осуществлена инсценировка (характер, время, место, участники события и т.д.); 2)..

    . [читать подробенее]

  • — Поведенческий акт.

    Направленностьможно рассмотреть, как систему мотивов, при помощи которой удовлетворяют потребность. Система мотивации – это совокупность побуждений, вызывающих определяющую активность человека, т.е. система факторов, детерминирующих поведение. Мотивация… [читать подробенее]

  • — Любое преступление, как социальное явление, реально проявляется в действиях, поведении людей. Поэтому любой поведенческий акт индивида должен быть осознан им и руководим.

    Это свидетельствует о сравнительной распространенности подобных преступлений среди несовершеннолетних. Поэтому Т.В. Сысоева предлагает установить минимальный возраст уголовной ответственности при совершении преступлений, предусмотренных ст. 107 УК РФ, в 14 лет. Нет… [читать подробенее]

  • Источник: http://oplib.ru/random/view/855085

    Психология

    Одной из традиционных теоретических и практических проблем в психологии было изучение поведенческих реакций человека. Нередко и саму психологию определяют как науку о поведении. В частности, работами В. М. Бехтерева, Б. Г. Ананьева было убедительно доказано, что поведение следует рассматривать как интегральный показатель психической активности человека.

    Традиционным этот вопрос является и в общей биологии. Однако лишь сравнительно недавно физиологические науки начали рассматривать его применительно к человеку, что не обошлось без определенного идеологического противостояния и обусловило известную противоречивость позиций, которая существует в науках по данному вопросу.

    Поведение можно определить как целостную активность человека, направленную на удовлетворение биологических, физиологических, психологических и социальных потребностей.

    Нетрудно заметить, что рассматриваемое понятие по своей сущности близко к понятию инстинкт (от лат.

    instinctus – побуждение), который в физиологии определяют как жизненно важную целенаправленную адаптивную форму поведения, обусловленную врожденными механизмами, реализующуюся в ходе онтогенетического развития, характеризующуюся строгим постоянством (стереотипностью) своего внешнего проявления у данного вида организмов и возникающую на специфические раздражители внешней и внутренней среды.

    Анализ литературы по данной проблеме свидетельствует о том, что у всех представителей животного мира, кроме человека, инстинктивная активность генетически детерминирована как по вызывающей ее причине, так и самой форме этой активности.

    На современном уровне наших знаний мы просто не можем судить, осознается ли эта активность и может ли произвольно корректироваться.

    Вряд ли можно сомневаться, что у человека многие виды поведения вначале проявляются как инстинкт, но уже на ранней стадии (у психически здоровых людей) они осознаются и могут произвольно корректироваться и даже полностью затормаживаться.

    В поведении как целостном акте можно выделить следующие взаимосвязнные этапы. Во-первых, формирование потребности. Во-вторых, развитие мотивации, выражающейся в мотивационном возбуждении. В-третьих, развитие вегетативных реакций, направленных на обеспечение поведенческой активности, а также субъективных переживаний (эмоций) соответствующей модельности и негативных по знаку.

    В-четвертых, принятие решения применительно к конкретному состоянию и внешней ситуации. В-пятых, поиск или формирование программы для реализации принятого решения.

    В-шестых, осуществление этой программы и достижение необходимого результата, снимающего потребность, которая запустила поведенческий акт и развитие эмоций типа специфического по модальности удовлетворения, удовольствия или даже экстаза.

    Рассмотрим эти этапы поведенческого акта. Какое содержание вкладывается в понятие потребности? Потребность в психологии принято определять как состояние индивида, создаваемое испытываемой (но нередко и подсознательной) им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

    Как было отмечено выше, потребности по своему генезу и значимости предлагается разделить на биологические, физиологические, психологические и социальные. Между ними существует эволюцион-но-иерархическая взаимосвязь.

    Первичными являются биологические потребности, на основе которых в процессе эволюции человека вообще и его психики в частности возникают все последующие.

    Это обстоятельство обусловливает тот факт, что всякая последующая в этом ряду потребность обладает способностью подавлять все предшествующие.

    Биологические потребности по своей сути являются и инициаторами поведения в интересах сохранения вида. По своему генезу это врожденные, передаваемые по наследству потребности.

    К их числу принято относить репродуктивные (половые), родительские, оборонительные, территориальные, исследовательские (в том числе ориентировочные), стадные и ряд других, аналогичных им. Нередко к этой категории потребностей относят и агрессивные.

    Однако по этому поводу следует заметить, что необходимо различать агрессию как форму поведения, обусловленную конкуренцией за полового партнера, еду, территорию и т. п., и агрессию как потребность борьбы за существование вида, против представителей других видов.

    В биологии принято считать, что внутривидовой агрессии как потребности не существует, во всяком случае, это в полной мере применимо к виду Homo sapiens, у которого агрессия появляется на более высоком уровне потребностей и достаточно часто проявляется как форма поведения, направленного на удовлетворение других потребностей.

    Физиологические потребности связаны с существованием индивида на протяжении его реальной жизни. По своему происхождению часть из них являются врожденными, другие же – приобретаемыми в процессе индивидуального обучения.

    К первым относятся прежде всего потребности, связанные с поддержанием гомеостаза, в частности потребности в пище, воде, минеральных веществах, а также связанные с мочевыведением, дефекацией, сном и аналогичные им. К ним также причисляют стремление к комфорту в расширительном понимании этого термина, т. е.

    к минимизации отрицательных и максимализации положительных ощущений и переживаний. К числу физиологических потребностей относятся сформированные в процессе онтогенеза стереотипные действия очень высокой степени прочности и автоматизмы – привычки. Отсюда «привычка – вторая натура». В процессе онтогенеза может сформироваться и физическая зависимость, т.

     е. потребность в употреблении психоактивных веществ, что нередко является уже признаком девиантного поведения (например, никотинизм, алкоголизм, наркомания и т. п.).

    Психологические потребности носят личностный характер, они обеспечивают сохранение психической целостности и полноценности человека.

    Формируются такого рода потребности главным образом в процессе развития личностной структуры и непосредственно не связаны с генетическими механизмами. Это религиозные, эстетические, учебно-познавательные потребности, альтруизм, эгоцентризм.

    Как психологическая потребность может выступать агрессивность, а также психическая зависимость, т. е. стремление к употреблению психоактивных веществ с целью получения приятных ощущений.

    Социальные потребности связаны с интересами общества. В определенных условиях они становятся определяющими и подавляют все другие потребности. К ним относят патриотические, общественно-политические, деятельностные, коммуникативные, идейные, коллективистские потребности, мораль, нравственность, социально-детерминированную агрессию и др.

    Нетрудно заметить, что у человека в каждый конкретный момент могут возникать биосоциальные предпосылки для развития потребностей нескольких, порой весьма различных, видов, но при этом в реализации поведенческого акта удовлетворяется только одна из них. Это объясняется тем, что на таком фоне формируется мотивация, дающая выход только одной из них.

    Мотивация согласно принятым в психологии толкованиям представляет собой побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта; или (на это хотелось бы обратить особое внимание) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Есть основания полагать, что в этом осознании, а следовательно, и произвольной коррекции лежит принципиальное отличие поведения человека от других представителей животного мира. И это необходимо как-то совместить с неосознаваемыми психическими процессами у человека.

    К настоящему времени пока еще не сформировались общепринятые представления о физиологических механизмах поведенческого акта. Нам представляется, что наиболее обоснованной является концепция отечественного физиолога академика К. В. Судакова, сформированная на основе представлений А. А. Ухтомского о доминанте и П. К. Анохина о функциональной системе.

    Согласно этой точке зрения в основе всякого поведенческого акта (в том числе психологического и социального) лежат глубинные биологические процессы.

    Изменение параметров внутренней среды (осмотическое давление, концентрация глюкозы, концентрация водородных ионов, температура и многие другие) являются первоосновой, пусковым механизмом, стимулом, возбуждающим активность мотивационных центров промежуточного мозга (гипоталамуса), способствующим формированию специфического (т. е. определенной биологической модальности) мотивационного возбуждения, которое охватывает формирование адекватных по своей физиологической значимости реакций со стороны физиологических вегетативных систем, а также отрицательного эмоционального фона в связи с развившейся, но пока еще неудовлетворенной потребностью.

    На силу и дальнейшую динамику мотивационного возбуждения очень значимое влияние оказывает наличие (и его сила) или отсутствие релизера (от англ. release – освобождение, облегчение), т. е.

    внешнего фактора, способствующего развитию мотивации на фоне той или иной потребности (например, буфет на фоне пищевой потребности) или угнетению ее (например, неприятная информация на фоне пищевой потребности).

    Мотивационное возбуждение, достигая фронтальной коры, трансформируется в осознаваемую цель деятельности (принятие решения в связи с проблемной ситуацией, обусловленной первоначальной потребностью). Программа реализации принятого решения выбирается из числа уже апробированных на основании жизненного опыта или формируется ее новый вариант.

    Конкретное претворение в жизнь этой программы начинается с моторной коры, функционирование которой приводит в действие соответствующие двигательные акты (вспомним часто приводимую цитату из статьи И. М.

    Сеченова «Рефлексы головного мозга»), направленные на непосредственное удовлетворение потребности.

    Как пример, в случае пищевой потребности – это поиск пищи, захват ее тем или иным способом и последующей акт ее потребления и переваривания.

    Эта деятельность является основой для возбуждения специфического центра удовлетворения, который не только обеспечивает формирование положительных эмоций в связи с удовлетворением потребности, но и фиксирует в памяти способ достижения цели, что значительно облегчит поведенческую активность в последующей жизни.

    Эта специфическая целенаправленная деятельность нормализует состояние внутренней среды, по крайней мере в отношении того ее параметра, который привел к развитию специфического мотивационного возбуждения, первоначально инициировал эту деятельность, открывая тем самым возможность для приведения в исполнение поведенческих актов иной модальности, связанных с иными потребностями.

    Предлагаемая схема рассматривается ее авторами как универсальная, позволяющая объяснять поведенческую активность в связи не только с биологическими, но и социальными потребностями.

    В последнем случае, по всей видимости, инициирующими моментами служат не факторы внутренней среды (но они все-таки выступают конкурентами), а идеи, мысли, суждения, формирующиеся на основе аналитико-синтетической деятельности в лобно-теменной части коры головного мозга в связи с поступающей туда информацией на базе второй сигнальной системы.

    Очевидно, что не всегда оказывается возможным удовлетворить ту или иную потребность по причинам чисто физическим (отсутствие необходимого объекта), моральным, этическим и т. п. Такую ситуацию и развивающееся вследствие этого состояние называют депривацией (от англ. deprivation – лишение, утрата).

    Даже в нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с такой ситуацией довольно часто.

    Достаточно упомянуть следующие виды депривации: сенсорная – полное или частичное лишение внешних раздражителей, половая – невозможность удовлетворить сексуальные потребности, социальная – ограничение или лишение общения с другими людьми и очень много аналогичных примеров.

    В большинстве случаев привыкание, адаптация к такому ограничению не развиваются, а, наоборот, происходит возрастание мотивационного возбуждения, возрастание негативности соответствующих эмоций с возможным переходом во фрустрацию (от лат. frustatio – обман, расстройство, разрушение планов), которую часто рассматривают как одну из форм психологического стресса.

    Однако у сильных личностей с хорошо выраженными волевыми качествами, способностью к самоанализу возможна психологическая защита путем произвольного, а иногда и подсознательного подавления стремления удовлетворить очень сильную потребность и связанные с этим негативные эмоции.

    Читайте также:  Кризис идентичности - психология

    В реальной жизни нередко также могут возникать ситуации, когда удовлетворение той или иной потребности приносит вред другим людям, а иногда и самому себе. Возникающую в таких условиях форму поведения обозначают как девиантное (от лат. deviatio – отклонение), или отклоняющееся, поведение.

    Причины девиантного поведения достаточно разнообразны. Среди них можно выделить следующие:

    1) врожденные или приобретенные повреждения головного мозга, особенно тех его структур, которые имеют отношение к реализации поведенческого акта;

    2) выработанные в процессе психического и физического развития программы действий, по форме неадекватные или нецелесообразные;

    3) неестественное возбуждение центра удовлетворения с прочным закреплением функциональной, детерминирующей связи с этими обстоятельствами;

    4) длительная депривация при сформировавшемся очень сильном мотивационном возбуждении и наличии сильнодействующего релизера;

    5) чрезвычайная сила релизера.

    С точки зрения психофизиологической организации резкой границы между нормальным и девиантным поведением нет. Как правило, отношение к нему определяется с социологических позиций.

    Соответственно с учетом степени вменяемости определяется его оценка – то ли это уголовно наказуемое деяние с принудительным лечением, то ли только адекватное лечение вплоть до такого мягкого, как психокоррекция или психотерапия.

    Мерами предотвращения случаев отклоняющегося поведения могут служить:

    1) смягчение в рамках допустимого депривации;

    2) устранение релизеров, связанных с депривационной потребностью;

    3) формирование иной мотивации, по механизму доминанты вытесняющей и заменяющей неудовлетворенную потребность;

    Психология bookap

    4) отрицательное подкрепление, т. е. в той или иной форме наказание за проступки, связанные с девиантным поведением.

    На сегодняшний день девиантное поведение – это еще не до конца понятная и не всегда успешно решаемая проблема.

    Источник: http://bookap.info/genpsy/krylov_psihologiya/gl125.shtm

    Поведенческая психология

    То, что нас окружает, что происходило у нас в жизни, определяет и наш тип поведения. Только благодаря этим событиям мы становимся теми, кем есть сейчас.

    Поведенческая психология – (бихевиоризм) психологическое направление, что опирается на изучение причин трудностей человека и всевозможных проблем, которые связаны с тем, что человек в неблагоприятных обстоятельствах принял для себя неправильную или даже неадекватную форму поведения, что, естественно, приносит страдания ему и окружающему обществу. Эти действия, линии поведения способствуют возникновению фобий, всевозможных панических атак.

    Что всему виной?

    Почему же так происходит? Все очень просто, поведенческая психология закладывается в детстве и человек рожден с определенным набором поведенческих установок.

    Наши родные вкладывают в нашу генетику собственные представления о жизни, тем самым создают в наших головах поведенческие принципы, которыми необходимо руководствоваться при той или иной ситуации. Фильмы, авторитеты вносят в наши головы поведенческие стереотипы.

    По этой теме существует достаточное количество исследований, что открыли определенные подходы к проблемам и новые правила оценки.

    Поведенческий подход в психологии

    Поведенческий подход в психологии рассматривает поведение, как предмет исследования. Этот метод возник на основании механического детерминизма Чарльза Дарвина, что означает поведение, как взаимодействие физических тел.

    Дарвин в своих экспериментах доказал, что поведение живых существ – это соединение как внешних, так и внутренних проявлений. Также интересной является концепция И.

    Павлова, согласно которой бихевиоризм − поведенческая психология, которая противопоставляет сознание поведению, где последнее было сведено только к двигательным реакциям на внешнюю среду. Последователи этой концепции со временем внесли в нее коррективы.

    Когнитивная психология

    Еще одним направлением данного вида этой науки является когнитивная поведенческая психология, которая доказывает, что причинами наших отрицательных эмоций и негативных последствий определенных ситуаций является не сама ситуация, наши действия и поведение, а общественное мнение и оценка тех событий.

    Мы подсознательно боимся этого. Примером можно назвать ситуацию, в которой после увольнения один человек отчается и будет думать, что не достоин ничего лучшего, а другой, решит, что с таким самодуром-шефом работать невозможно и будет надеяться только лучшее.

    Вот так из одной ситуации выходит два решения и два типа когнитивного поведения.

    К сожалению, тревожность и фрустрация на сегодняшний день — настоящие проблемы современного человеческого сообщества. Как избежать таких явлений мы расскажем в этой статье.

    Вопрос о существовании магии обсуждается на протяжении многих веков, но однозначный ответ на него так никто и не смог дать. Мы расскажем о существующих точках зрения относительно магических способностей.

    Чувственное и рациональное познаниеЭта статья расскажет об основных функциях рационального и чувственного познания, его формах и как гармонизировать эти виды познания, примирить науку и искусство.Смена имиджа, только на первый взгляд кажется чем-то простым, не требующим каких-либо специальных знаний. На самом деле все не так просто. О том, как сменить имидж мы расскажем в этой статье.

    Источник: http://kak-bog.ru/povedencheskaya-psihologiya

    Большая Энциклопедия Нефти и Газа

    Cтраница 1

    Поведенческие акты могут храниться в памяти организма только в форме определенных целенаправленных интеграции различных уровней сложности. На уровне отдельных нейронов жизненный опыт организма представлен ограниченными рецептивными полями — специфическими совокупностями синапсов, которые при совместном возбуждении могут вызвать разряд нейрона.  [1]

    Вебер) называют только теповеденческие акты, которые носят в той или иной мере преднамеренный характер, являются мотивированными, т.е. осуществляются во имя определенной цели, связаны с анализом, выбором определенных средств, способствующих достижению цели в данной ситуации, в данных условиях.  [2]

    А это значит, чтосоциальные поведенческие акты реализуются теми же анатомо-физиологическими структурами, что и удовлетворение биологических потребностей человека как индивида. Человек как организм и как личность един. Соответственно психика человека изучается ОДНОЙ психологической наукой, а не двумя. Обоснованию этого итога посвящен весь текст.  [3]

    Применение как форма реализации международных норм сочетает в себеразличные поведенческие акты.  [4]

    Наши мысли, наблюдения, желания и устремления существенны, потому что они представляют собой начинающиеся, возникающие действия, которые превратятся потом вопределенные поведенческие акты. Они содержат в себе зачатки приспособления к органической среде и потому важны: в них наше единственное спасение от власти рутинных привычек и слепых импульсов.  [5]

    Принцип редукции влечений налагает запрет на эти поступки, так как предпочтение в ситуации выбора голода и боли перед голодом кажется нелогичным. Но если нелогичные с точки зрения гомеостазаповеденческие акты все-таки совершаются, должен быть механизм, который санкционирует их наступление и повторение.

    Мы думаем, что эту функцию выполняет механизм положительных эмоций. Активируясь по механизму условного рефлекса на самых начальных этапах поведения, этот механизм помогает преодолевать препятствия на пути к достижению цели и тем самым выступает в качестве дополнительной движущей силы поведения.

    Мы видели также, что физиологические и биохимические сдвиги при самораздражении можно трактовать как антистресс; поэтому положительная эмоция на пути движения животного к цели, возможно, тормозит не только субъективные, но и объективные показатели стресса, возникающие во время трудной или активной деятельности, и предохраняет организм от возможных поломок.  [6]

    Обе эти стратегии так же хороши, как перетягивание крепежного болта, держащего предохранительный клапан: в любую минуту можно сорвать резьбу и вызвать взрыв.

    Мы не знаем, насколько важны всеповеденческие акты человека, в которых чувство собственного достоинства принимает участие.

    Думается, очень важны, и особенно самоуважение, без которого, пожалуй, исчезло бы многое в человеке-работнике.  [7]

    Согласно этим представлениям, сомато-вегетатив-ное обеспечение однотипных квантов меняется в процессе выработки навыка, его упрочения, автоматизации и угашения.

    Представление о системогенезе поведенческого акта распространяет принцип избирательного обеспечения результативной деятельности функциональных систем наповеденческие акты, а также на динамику их формирования в индивидуальной жизни субъектов, в процессе их обучения удовлетворению ведущих биологических и социальных потребностей.

    Нетрудно заметить, что системогенез поведенческого акта в первую очередь затрагивает такие узловые стадии системной архитектуры поведенческого акта, как формирование акцептора результатов действия и эфферентный синтез. Общие представления о системогенезе поведенческих актов рассмотрены ниже.  [8]

    Поведенческие реакции, обеспечивающие увеличение или уменьшение расстояния между животным и стимулом, играют важнейшую роль в приспособлении и выживании всего живого.

    Эти противоположные тенденции, которые называют положительными и отрицательными реакциями, или реакциями приближения и избегания, охватываютповеденческие акты разной сложности, начиная от стереотипных таксисов простейших вплоть до сложнейшей деятельности человека.  [9]

    Таким образом, во многих отношениях проблема поведения является обратной стороной проблемы Образа. Образ — это отражение внутри организма его окружения, а поведенческий акт — это отражение в окружающей среде того, что имеется внутри организма.

    Поведенческие акты — это достижение результатов; так, например, построение гнезда или написание книги совершается во внешнем мпре, как оно было запланировано организмом, то есть соответствует его намерению или установке.

    То, как организуется поведенческий акт, и составляет предмет этого раздела нашей книги.  [10]

    Различие поведения и деятельностихне означает, что в жизни субъекта деятельностные и поведенческие-акты противостоят друг другу и не связаны друг с другом. Наоборот, они определенным образом соединены в активности субъекта, сохраняя свои специфические черты.

    Деятельностные и поведенческие акты могут совершаться одновременно или чередоваться, причем непосредственная функция деятельности всегда состоит в достижении конкретных предметных результатов.

    Возможно, видимо, и перерождение тех или иных деятельностных актов в поведенческие jio мере создания и стабилизации искусственной среды обитания.

    При этом поведение, в отличие от деятельности, выступает как совокупность действий, непосредственно обуслов — Ленных переживанием, волей, эмоциями субъекта, в более широком смысле — его жизненными установками, его жизненной позицией.  [11]

    В то же время эти животные видят и слышат, поворачивают голову в сторону звуковых и световых раздражителей. Они с определенной помощью могут передвигаться в пространстве и обходить предметы, принимают пищу и отвергают несъедобные продукты. Из этого следует, что коре головного мозга передаютсясложные поведенческие акты и функция приобретения индивидуального опыта.  [12]

    Простейшим случаем перехода от большого количества алгоритмов к единой структуре является работа специального алгоритма синтеза, который выявляет тождественные участки в рабочих алгоритмах и объединяет их. Затем отыскиваются принципы наиболее оптимального представления структур в едином виде.

    Показано, что непосредственно в структурах нервных сетей не реализуются ниповеденческие акты, ни алгоритмы. Исходя из этого предположения, разработали методы исследования функций отделав головного мозга, связанные с использованием целостных моделей.

    Эти методы аналогичны тем, которые применялись, например, при расшифровке структуры ДНК.  [13]

    Если после вынимания поломанного ключа у нее еще сохранится потребность в банане, то она не сразу, а походив некоторое время перед дверью, обязательно воспользуется той же связкой ключей и возьмет из нее любой, который, однако, не будет для нее вторым ключом.

    Рассмотренный пример имеет также прямое отношение к результатам экспериментальной части данной работы.

    При изучении операции мысленного вращения образов установлено, что описанная выше генетическая первичность практических операций, соотносящих отдельные поведенческие акты в целостную координированную структуру, является главной причиной инвариантного влияния ряда факторов на время выполнения человеком мысленных и практических операций.  [14]

    Поскольку во внешней среде не содержится сведений о том, какой именно поведенческий акт приведет к удовлетворению данной мотивации, в то время как в памяти организма такие сведения имеются, то целенаправленный поведенческий акт может быть извлечен только из памяти.

    Согласно теории функциональной системы выбор из всего материала памяти только одного поведенческого акта осуществляется как сокращение излишних степеней свободы поведения.

    Та или иная мотивация, связанная с метаболическими потребностями организма, осуществляет первичное сокращение степеней свободы, делая возможными только те акты, которые в прошлом приводили к удовлетворению именно этой мотивации.

    Поскольку удовлетворение одной и той же мотивации может быть осуществлено через достижение различных конкретных целей, то дальнейшее сокращение степеней свободы осуществляется под влиянием обстановочной афферентации, которая делает возможным только теповеденческие акты, цели которых достижимы в данной ситуации. В этом интервале и осуществляется принятие решения относительно отдельного поведенческого акта.  [15]

    Страницы:      1    2

    Источник: http://www.ngpedia.ru/id644721p1.html

    Ссылка на основную публикацию