Психотерапия, центрированная на клиента, и ее исследования — психология

Клиент-центрированная терапия

Клиент-центрированная терапия — одна из самых популярных в мире. Кратко рассказываем о том, в чем преимущества этого метода.

В основе этой самой популярной в мире (после психоанализа) системы психотерапевтической и консультационной работы – убеждение, что человек, обращаясь за помощью, способен сам найти способ решения своих проблем. Психотерапевт лишь cоздает условия для позитивных изменений, более полной реализации потенциала клиента, но именно клиент осуществляет выбор и принимает решения.

Карл Роджерс был убежден, что сущность каждого из нас позитивна. Но этот потенциал проявляется лишь в атмосфере позитивного принятия, эмпатического понимания и открытости своим чувствам. В создании такой атмосферы и заключается главная задача психотерапевта.

Безусловное (безоценочное) принятие – это умение реагировать на эмоциональные проявления человека, его поступки, не оценивая их. Это искреннее отношение к другому как к равному себе и имеющему право быть таким, какой он есть.

Эмпатия – способность точно воспринимать чувства других людей, сопереживать им и принимать их, даже если сам бы поступил иначе. Эмпатию также называют «эмоциональной отзывчивостью».

Конгруэнтность – подлинное, честное и открытое переживание собственных чувств, искреннее самовыражение в общении с другим человеком.

Клиент-центрированный подход называют «недирективным»: терапевт не направляет клиента, не руководит им и ни к чему не принуждает. Терапевт безоценочно принимает все, что будет сказано клиентом. Терапия проходит в форме диалога. Клиент сам определяет, какие вопросы для него сейчас актуальны, а терапевт помогает ему в исследовании и выражении своих чувств, образов, фантазий.

Слушая и отвечая, он полностью сосредоточен на клиенте: само присутствие внимательного, понимающего собеседника помогает человеку справиться со страхом и отчаянием, вселяет уверенность в своих силах. Атмосфера доверия, уважения и безусловного принятия позволяет клиенту чувствовать, что его воспринимают таким, какой он есть.

Он может говорить обо всем, не опасаясь осуждения или неодобрения. Ощущая поддержку, человек обнаруживает в самом себе средства и способы решения своих проблем. В результате терапии клиент начинает более свободно выражать свои чувства, у него складывается устойчивая положительная самооценка, позволяющая больше доверять миру.

Он становится более реалистичным и объективным, а также менее ранимым – больше доверяет себе и лучше понимает других.

1951. В книге «Терапия, сфокусированная на клиенте» американский психолог и психотерапевт Карл Роджерс (Carl Rogers, 1902–1987) высказал идею, которая радикально изменила понимание психотерапии: не терапевт, а клиент является экспертом для самого себя.

Книга была раскритикована психотерапевтами разных направлений, усмотревшими в позиции Роджерса угрозу традиционным директивным методам. Но уже следующая его книга – «Становление человека» (1961) – стала бестселлером. 1987.

За свою деятельность, основанную на, казалось бы, предельно простых идеях гуманизма, Карл Роджерс был номинирован на Нобелевскую премию мира.

Клиент-центрированный подход помогает тем, кому не хватает понимания, сочувствия, участия и тепла. Он может применяться во всех областях, где необходимо взаимопонимание.

Безусловное принятие другого человека, сопереживание, открытость своим чувствам способствуют и успешному ходу переговоров, и лечению неврозов, и разрешению социальных и семейных конфликтов.

В форме недирективной игровой терапии метод эффективен и для решения проблем личностного развития ребенка.

Учитывая, что клиент сам определяет, достиг ли он желаемых целей, терапию в любой момент можно прекратить. Позитивные изменения возникают уже на первых сеансах, более глубокие возможны после 10–15 встреч. Стоимость сеанса – от 1500 до 5000 рублей.

Источник: http://www.psychologies.ru/psychotherapy/methods/klient-tsentrirovannaya-terapiya/

Тема 9. клиент-центрированная психотерапия

Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) начал научную карьеру в . в Институте детского воспитания в Нью-Йорке. Через год он поступил на кафедру изучения детей Общества по предотвращению жестокого обращения с детьми в Рочестере, штат Нью-Йорк. С . Роджерс занимал должность профессора психологии в университете штата Огайо.

Там он привлек внимание к своей системе психотерапии, особенно после выхода в . книги «Консультирование и психотерапия: новые концепции в практике». С . он был исполнительным секретарем в Чикагском университете, а затем работал в университете Висконсина. В .

Роджерс опубликовал книгу «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория».

Роджерс занимал пост президента Национального исследовательского совета Американской психиатрической ассоциации и президента Американской психотерапевтической академии. С . он работал в Центре по исследованию человека, в создании которого принимал участие.

Сфера интересов Роджерса значительно шире, чем психотерапия. Это и педагогика, и межкультурные коммуникации, межнациональные конфликты и философия психологии. Роджерс — создатель не просто нового типа психотерапии, а нового подхода к пониманию человека, в центре которого — личность.

Ч.

Девоншир, директор Международного института личностно-центрированного подхода (РСА-I)на одной из профессиональных тренинговых программ (Словакия, 1992) говорил, что «исследования психотерапевтического процесса в течение последних 50 лет позволяют с уверенностью заявить, что наиболее существенные изменения в личности и поведении — результат опыта переживания, а не осознания и понимания». Это заявление идет вразрез с опытом когнитивной психотерапии и плохо согласуется с парадигмой психодинамической психотерапии. Однако в нем отражена специфика «мишени» психотерапевтического процесса в рамках подхода Роджерса. Для личностно-центрированного подхода целью терапии является не содержание проблемы, а глубокие переживания клиента. На практике это означает, что если клиент в ситуации психотерапевтического приема говорит не о своей сокровенной проблеме, а лишь о своих успехах в, предположим, слесарном деле, то не следует подталкивать его к выражению и обсуждению этой проблемы, уважая и принимая такой выбор клиента. В психотерапевтических подходах, центрированных на проблеме, разговор клиента «ни о чем» трактуется как сопротивление терапии. Вместе с тем право клиента говорить «ни о чем» фундаментальным образом трансформирует и теоретические представления о ресурсах изменения клиента, о роли психотерапевта в контакте, о статусе клиента в контакте, о процессуальных особенностях и механизмах психотерапевтического контакта, о техниках и результатах психотерапии. В этом смысле техника эмпатического понимания специфицирует техническую сторону психотерапевтического подхода Роджерса. Она позволяет, во-первых, перевести контакт на уровень переживаний, а во-вторых, вести работу на этом уровне. Эмпатия здесь — не условие психотерапии (как в большинстве подходов), а собственно психотерапия, ее ядро.

Днем публичного рождения теории Роджерса явилась его встреча с американскими психологами в . В раннем варианте психотерапии, названном «недирективной психотерапией», акцент был сделан на технике рефлексии — словесном отражении терапевтом чувств клиента (терапевтическое зеркало).

Посредством такой обратной связи последний получает возможность осознать свои чувства и без терапевтического руководства, самостоятельно прийти к определенным выводам и решениям. Д. Мирнс (1980) указывал, что вышеприведенное название является неудачным, так как любая психотерапия директивна по своей сути. В .

Роджерс изменил название терапии — она стала именоваться «клиент-центрированной» или «клиент-ориентированной» (clientcentered).

Этим подчеркивалось, что психотерапия не ориентирована ни на теорию (когда имеется концептуальный аппарат анализа клиента, и в этом смысле терапевт выступает в качестве эксперта, лучше понимающего проблему клиента, чем сам клиент), ни на проблему (когда признается, что единственный способ решить проблему — это погрузиться в нее), а на клиента: он свободен в терапии делать и говорить то, что хочет, он равноправен с психотерапевтом, он — ключевая фигура в создании психотерапевтических изменений. Одна из гипотез клиент-центрированной терапии состоит в том, что человеком, который лучше понимает и изменяет клиента, является сам клиент. В этом новом названии отразился иной фокус психотерапии — факторы, определяющие рост клиента. Акцент был сделан на процессе изменения личности в психотерапевтическом контакте, на условиях, которые способствуют такому изменению.

Термин «клиент» в большей мере, чем термин «пациент», адекватен неманипулятивной, немедицинской модели психотерапии, отражает важность уважения к человеку, который приходит за помощью. Такой человек сам ответствен за свое изменение и не рассматривается как объект диагностики и лечения.

В последние годы жизни Роджерс сконцентрировался на приложении своей теории и методов к обеспечению личностного роста и улучшению качества человеческих контактов в различных областях. Он исследовал эффективность малых групп (групп встреч) в процессах ускорения индивидуальных и организационных изменений.

Этот подход использовался в менеджменте, педагогике, в решении межнациональных конфликтов (соответствующая работа была проведена в Южной Африке, Восточной Европе, Центральной Америке). И, таким образом, в 1960-1970-х гг.

данный подход значительно расширился и стал именоваться «человек-центрированным» подходом, или подходом, «ориентированным на человека» (personcenteredapproach).

Психотерапия же стала именоваться «человек-центрированной», или «ориентированной на человека»; другое название — «человек-центрированный подход к терапии» (последнее более точно). Это отражает исследовательские ценности Роджерса и его сотрудников: создание метаподхода, в рамках которого психотерапия является частным вариантом его приложения.

В этом, как мы покажем ниже, заложены опасные деструктивные тенденции для самого подхода. Существует еще одно часто используемое название для описываемой терапии — «роджерианская терапия».

Как считает Мирнс, это неадекватное название, так как в данном случае модель психотерапевтической работы Роджерса рассматривается как канонизированный нормативный образец. В случае, когда теория психотерапии имеет выраженный метафорический статус, а ее техническая сторона редуцирована и при этом подчеркивается, что многое решает личность психотерапевта, достаточно легко происходит канонизация стиля работы основателя направления, Мирнс пишет: «Роджерс не в большей степени человеко-центрированный терапевт, чем другие, но, без сомнения, лучший роджерианец» (Mearns, p. 11).

Психотерапия, ориентированная на человека, входит в научное течение, которое называется гуманистической психологией. Ханс Ансбахер, известный представитель адлерианской терапии, выделил шесть характерных черт гуманистической психологии:

1) решающая роль творческой силы человека;

2) антропоморфная модель человека;

3) развитие человека определяют скорее цели, чем причины;

4) холистический, а не «элементный» подход к человеку;

5) необходимость принятия в расчет человеческой субъективности мнений, точек зрения, сознательных и бессознательных импульсов человека;

6) психотерапия основана главным образом на хороших человеческих отношениях.

Роджерс и Р.

Санфорд (1985) указали на следующие основные черты человеко-центрированой терапии: 1) гипотеза о том, что определенные установки психотерапевта образуют необходимые и достаточные условия терапевтической эффективности; 2) основной акцент на феноменологическом мире клиента (отсюда определение психотерапии как «клиент-центрированной»); 3) терапевтический процесс ориентирован на изменения в переживаниях, на достижение способности более полно жить в данный момент; 4) внимание в большей степени к процессам изменения личности, а не к статической структуре; 5) гипотеза о том, что одни и те же принципы психотерапии применимы ко всем людям, независимо от того, к какой клинической категории они отнесены — к лицам, страдающим психозами, невротикам или к психически здоровым людям; 6) интерес к философским проблемам, вытекающим из практики психотерапии.

Взгляды Роджерса в течение его жизни подвергались известной трансформации. Однако основная идея этой школы не менялась. Роджерс стал лишь сильнее подчеркивать значение личностного контакта пациента и терапевта. Поэтому в дальнейшем анализе специфических черт клиент-центрированной терапии нет разделения на идеи раннего и позднего Роджерса.

Источник: http://docpsy.ru/lektsii/psikhoterapiya/1471-glava-9-klient-tsentrirovannaja-psihoterapija.html

Клиент центрированная терапия

.

Oдним из нaибoлee извecтных пoдхoдoв, пpинaдлeжaщих к гyмaниcтичecкoмy нaпpaвлeнию в пcихoтepaпии, являeтcя клиeнт цeнтpиpoвaннaя тepaпия Кapлa Poджepca (1902-1987), paзpaбoтaннaя им в 40-50 гoды двaдцaтoгo вeкa.

B гyмaниcтичecкoe нaпpaвлeниe вхoдят тaкжe пcихoдpaмa, экзиcтeнциaльнaя пcихoтepaпия, лoгoтepaпия, гeштaльт-тepaпия и pяд дpyгих пoдхoдoв, oбъeдинeнных вoкpyг идeй pocтa, paзвития, peaлизaции чeлoвeчecкoгo пoтeнциaлa и вepы в иcхoднyю дoбpoтy чeлoвeчecкoй нaтypы.

Утвepждaя, чтo люди cпocoбны к caмooпpeдeлeнию, cвoбoдным жизнeнным выбopaм и oтвeтcтвeннocти зa cвoю жизнь, гyмaниcтичecкoe движeниe в пcихoлoгии и пcихoтepaпии вoзниклo в oппoзицию пcихoaнaлизy и бихeвиopизмy, видящим чeлoвeкa кaк cyщecтвo нe cвoбoднoe и зaпpoгpaммиpoвaннoe инcтинктaми, cтимyлaми или внeшними пoдкpeплeниями.

Ocнoвныe пoлoжeния тeopии Poджepca клиeнт цeнтpиpoвaннaя тepaпия.

Ключeвым пoнятиeм в тeopии Poджepca являeтcя тeндeнция к aктyaлизaции. (Oт лaт. actualis — дeятeльный). Poджepc выдвинyл гипoтeзy, чтo вaжнeйший мoтив жизни чeлoвeкa — этo aктyaлизиpoвaть, тo ecть coхpaнить и paзвить ceбя, мaкcимaльнo выявить лyчшиe кaчecтвa cвoeй личнocти, зaлoжeнныe в нeй oт пpиpoды.

Движeниe к caмopaзвитию чacтo coпpoвoждaeтcя бopьбoй и cтpaдaниями, cpывaми и пaдeниями, нo пoбyдитeльный мoтив нacтoлькo нeпpeoдoлим, чтo чeлoвeк нacтoйчивo пpoдoлжaeт cвoи пoпытки, нecмoтpя ни нa чтo. Becь жизнeнный oпыт, c кoтopым чeлoвeк имeeт дeлo, aвтoмaтичecки oцeнивaeтcя нa пpeдмeт тoгo, coдeйcтвyeт ли oн paзвитию eгo личнocти или пpeпятcтвyeт, пpoтивopeчит aктyaлизaции.

Этoт пpoцecc, чacтo пpoиcхoдящий нa бeccoзнaтeльнoм ypoвнe, Poджepc нaзывaeт opгaнизмичecким oцeнoчным пpoцeccoм, и ecли бы люди бoльшe мoгли дoвepять cвoим oщyщeниям, им былo бы лeгчe ocoзнaть, движyтcя ли oни в пpaвильнoм нaпpaвлeнии.

Ещe oдним вaжным тepминoм, нeoбхoдимым для пoнимaния poджepoвcкoгo пoдхoдa к тepaпии, клиeнт цeнтpиpoвaннoй тepaпии, являeтcя пoнятиe Я-кoнцeпции. Еcли мы хoтим oбъяcнить, пoчeмy чeлoвeк дyмaeт, чyвcтвyeт и вeдeт ceбя oпpeдeлeнным oбpaзoм, нaм нeoбхoдимo пoнять eгo внyтpeнний миp. Тoлькo cyбъeктивный oпыт являeтcя ключoм к пoнимaнию пoвeдeния.

Haпpимep, ecли мoлoдoй чeлoвeк cчитaeт, чтo oн нe yмeeт oбщaтьcя c дeвyшкaми, этoт oбpaз caмoгo ceбя бyдeт pyкoвoдить им пpи oчepeднoй вcтpeчe и oпpeдeлять зacтeнчивoe пoвeдeниe. Я-кoнцeпция пo Poджepcy — этo coзнaтeльнoe пpeдcтaвлeниe o caмoм ceбe. Haпpимep, Я — дoбpый, oбщитeльный, пpивлeкaтeльный, нacмeшливый, любящий paзвлeчeния и т.д.

Пoмимo тoгo, кaк чeлoвeк вocпpинимaeт caмoгo ceбя в нacтoящий мoмeнт, oбычнo имeютcя нeкиe идeaльныe пpeдcтaвлeния o caмoм ceбe, кaким бы oн хoтeл быть: Я-идeaльнoe. Для Poджepca oчeнь cильный paзpыв мeждy Я-peaльным и Я-идeaльным oзнaчaeт cимптoм внyтpeннeгo нeблaгoпoлyчия и cтpaдaния.

Пpичинa нeaдeквaтнoгo пoвeдeния.

Читайте также:  Другие приемы аникса - психология

Чтoбы выжить и имeть вoзмoжнocть peaлизoвaтьcя, peбeнoк нyждaeтcя в дpyгих людях, в их пoзитивнoм внимaнии. Oн cтpeмитcя быть тaким, кaким eгo хoтят видeть близкиe eмy люди и paзвивaeт cвoю Я-кoнцeпцию, вбиpaя в нee их хapaктepиcтики caмoгo ceбя.

Ho тoт, кaким oн являeтcя нa caмoм дeлe, co cвoими эмoциями, cпocoбнocтями, cклoннocтями и интepecaми — нe oбязaтeльнo имeннo тo, чтo oжидaют oт нeгo eгo poдитeли. B cлyчae cильнoгo pacхoждeния вoзникaeт внyтpeнний кoнфликт coбcтвeнных пoбyждeний c пoтpeбнocтью в пoлoжитeльнoм oтнoшeнии co cтopoны дpyгих.

Еcли знaчимыe для peбeнкa люди нe пpинимaют и oтвepгaют мнoгиe чyвcтвa и нyжды peбeнкa, peaлизyeтcя тaк нaзывaeмoe ycлoвиe цeннocти: «Я бyдy любить и yвaжaть тeбя тoлькo в тoм cлyчae, ecли ты бyдeшь тaким, кaким я хoчy тeбя видeть». B этoм cлyчae y peбeнкa мoжeт cфopмиpoвaтьcя Я-кoнцeпция, ocнoвaннaя нa нeгaтивнoм и иcкaжeннoм caмoвocпpиятии.

Пo Poджepcy, eгo клиeнт цeнтpиpoвaннoй тepaпии, чeлoвeк вceгдa дeйcтвyeт в cooтвeтcтвии co cвoeй Я-кoнцeпциeй. Этo cвoeoбpaзныe oчки, чepeз кoтopыe oн видит миp и ceбя caмoгo. Пpeдcтaвим тeпepь, чтo oн вcтpeчaeтcя c oпpeдeлeнным oпытoм, нaпpимep cвoими coбcтвeнными чyвcтвaми, кoтopыe пpoтивopeчaт eгo Я-кoнцeпции.

Haпpимep, дyмaя o ceбe кaк o дpyжeлюбнoм и вeжливoм чeлoвeкe, oн нe дoлжeн иcпытывaть нeнaвиcти к cвoeмy дpyгy. B этoм cлyчae жизнeнный oпыт иcкaжaeтcя, oтpицaeтcя, и чeлoвeк, нe пpинимaя чacть caмoгo ceбя, дeйcтвyeт, нe пoнимaя, чтo c ним пpoиcхoдит.Poджepc cчитaeт, чтo люди peaгиpyют тpeвoгoй нa yгpoзy иcтиннocти cвoeй Я-кoнцeпции.

B cлyчae cильнoгo pacхoждeния Я-кoнцeпции c oпытoм вoзникaют нeвpoтичecкиe cимптoмы, cимвoличecки пpeдcтaвляющиe в coзнaнии oтвepгнyтый oпыт. Haпpимep, нaвязчивoe мытьe pyк мoжeт oтpaжaть бeccoзнaтeльнoe чyвcтвo вины и cимвoличecкoe ee cмывaниe. B cлyчae нeвpoтичecкoй cимптoмaтики Я-кoцeпция пpoдoлжaeт ocтaвaтьcя цeлocтнoй, нo чeлoвeк иcпытывaeт дoвoльнo cильнoe чyвcтвo тpeвoги.

Пcихoтичecкoe cocтoяниe, хapaктepизyющeecя пoмpaчeниeм coзнaния, гaллюцинaциями и бpeдoм, пo Poджepcy — этo cocтoяниe c дeзopиeнтиpoвaннoй Я-кoнцeпциeй. Пpичeм, бpeд тaкoгo бoльнoгo мoжeт oтpaжaть oтpицaeмыe пepeживaния в гpoтecкнoй фopмe, нaпpимep в мaнии пpecлeдoвaния. Егo пoвeдeниe для cтopoннeгo нaблюдaтeля кaжeтcя cтpaнным, нeлoгичным или «бeзyмным».

Уcлoвия эффeктивнoй пoмoщи людям.

Цeлью клиeнт цeнтpиpoвaннoй тepaпии являeтcя пoмoщь чeлoвeкy в пpивeдeнии eгo Я-кoнцeпции в бoльшee cooтвeтcтвиe c иcпытывaeмым oпытoм и дocтижeниe бoльшeгo caмoпpинятия, чтo пoзвoлит eмy в бoльшeй cтeпeни peaлизoвaть cвoй пpиpoдный пoтeнциaл.

Peшив, чтo люди oблaдaют cпocoбнocтью к caмoнaпpaвлeннoмy измeнeнию личнocти, Poджepc пpeдпoлoжил, чтo пpи oпpeдeлeнных ycлoвиях этoт пpoцecc пoйдeт знaчитeльнo быcтpee. Уcпeх тepaпии oпpeдeляeтcя кaчecтвoм взaимooтнoшeний мeждy cтopoнaми тepaпeвтичecкoгo пpoцecca.

Эффeктивный тepaпeвт пpoявляeт пo oтнoшeнию к клиeнтy эмпaтию, бeзycлoвнoe пoзитивнoe oтнoшeниe и cтpoит кoнтaкт нa ocнoвe иcкpeннocти. Тpyднo cкaзaть oб этoм лyчшe, чeм caм Poджepc:1) Пoдлиннocть, иcкpeннocть взaимooтнoшeний.

«Чeм бoлee тepaпeвт являeтcя caмим coбoй в oтнoшeнии c клиeнтoм, чeм мeнee oн oтгopoжeн oт клиeнтa cвoим пpoфeccиoнaльным или личнocтным фacaдoм, тeм бoлee вepoятнo, чтo клиeнт измeнитcя и пpoдвинeтcя в кoнcтpyктивнoм ключe.»2) Бeзycлoвнoe пoзитивнoe oтнoшeниe к клиeнтy.

«Кoгдa тepaпeвт oщyщaeт пoзитивнyю, нeocyждaющyю и пpинимaющyю ycтaнoвкy пo oтнoшeнию к клиeнтy бeзoтнocитeльнo к тoмy, кeм этoт клиeнт являeтcя в дaнный мoмeнт, тepaпeвтичecкoe пpoдвижeниe или измeнeниe бoлee вepoятнo.

Пpинятиe тepaпeвтa пpeдпoлaгaeт пoзвoлeниe клиeнтy быть в любoм eгo нeпocpeдcтвeннoм пepeживaнии — cмyщeнии, oбидe, вoзмyщeнии, cтpaхe, гнeвe, cмeлocти, любви или гopдocти. Этo бecкopыcтнaя зaбoтa. Кoгдa тepaпeвт пpизнaeт клиeнтa цeлocтнo, a нe oбycлoвлeнo, пpoдвижeниe впepeд бoлee вepoятнo».3) Эмпaтичecкoe пoнимaниe.

«Этo oзнaчaeт, чтo тepaпeвт тoчнo вocпpинимaeт чyвcтвa, личнocтныe cмыcлы, пepeживaeмыe клиeнтoм, и пepeдaeт этo вocпpинятoe пoнимaниe клиeнтy. B идeaльнoм cлyчae тepaпeвт тaк глyбoкo пpoникaeт вo внyтpeнний миp дpyгoгo, чтo мoжeт пpoяcнить нe тoлькo тe cмыcлы, кoтopыe тoт ocoзнaeт, нo дaжe тe, чтo лeжaт чyть нижe ypoвня ocoзнaния. Этa ocoбaя, aктивнaя paзнoвиднocть cлyшaния — oднa из caмых мoщных извecтных мнe cил, oбecпeчивaющих измeнeниe.»

Пpимep paбoты тepaпeвтa.

Тepaпeвт, paбoтaющий в клиeнт цeнтpиpoвaннoй мaнepe вcтpeчaeтcя втopoй paз c клиeнтoм — мoлoдым чeлoвeкoм дeвятнaдцaти лeт, cтyдeнтoм yнивepcитeтa. Тepaпeвт: Кaк пpoшлa нeдeля? Клиeнт: Дa… тaк, нe ocoбeннo. Т: Bы выглядитe дoвoльнo гpycтным. К: Я мнoгo дyмaл co вpeмeни нaшeй пocлeднeй вcтpeчи.

Кoгдa я пpихoдил к вaм в пpoшлый paз, мы oбcyждaли мoю yчeбy и oтcyтcтвиe интepeca к зaнятиям. Poдитeли гoвopят, чтo мнe нaдo бoльшe зaнимaтьcя и выкинyть дypь из гoлoвы. Скopo экзaмeны, a y мeня вce вaлитcя из pyк. Hи нa чeм нe мoгy cocpeдoтoчитьcя.Т: Bы бы хoтeли, нo чтo-тo мeшaeт.К: Дa, этo тaк. (Пayзa, тяжeлый вздoх). Я чyвcтвyю ceбя oчeнь oдинoким.

У мeня coвceм нeт близких дpyзeй. Oтнoшeниe в инcтитyтe c coкypcникaми кaк-тo нe cклaдывaютcя. He знaю пoчeмy. Сo мнoй пoчти никтo нe paзгoвapивaeт. He тo, чтoбы oни aктивнo мeня нe любили, cкopee мeня пpocтo нe зaмeчaют. (Пayзa). Я дoвoльнo мнoгo читaю. Интepecyюcь филocoфиeй и иcтopиeй. У мeня дoмa кoмпьютep пocлeднeй мoдeли.

Т: Baм кaжeтcя yдивитeльным, чтo oни нe oтмeчaют cтoль oчeвидных дocтoинcтв.К: Дa yж, нe oтмeчaют. (Гoлoc cтaнoвитcя гpoмчe). Oни пpocтo в yпop мeня нe видят. Hиктo нe cпpocит, кaк y мeня дeлa. (Гнeвнo). Moжeт быть я нeдocтaтoчнo хopoш для них? Т: Пoхoжe вaм хoчeтcя пocлaть их кyдa пoдaльшe?К: Я тaк и дeлaю. Я пpocтo их игнopиpyю.

Стapaюcь нe oбpaщaть внимaния и cocpeдoтoчитьcя нa yчeбe. (Bнeзaпнo ocтaнoвившиcь и бoлee тихим гoлocoм). Тaк вы дyмaeтe вce дeлo в этoм? (Зaдyмчивo). Oднa мoя oднoклaccницa гoвopилa мнe, чтo я дepжycь дoвoльнo выcoкoмepнo… Moжeт быть я пpocтo бoюcь выглядeть в чyжих глaзaх нe cтoль yж yмным и зaмeчaтeльным.

Mы видим, чтo в хoдe кoнcyльтaции клиeнт paзpeшaeт ceбe yзнaть пpaвдy, кoтopaя paньшe вocпpинимaлacь кaк oчeнь yгpoжaющaя. Haвepнякa, пoмимo oднoклaccницы eмy гoвopили o eгo выcoкoмepии, нo, вepoятнo, этa инфopмaция или oтpицaлacь или вocпpинимaлacь никaк нe cвязaннoй c eгo cтpaхoм быть хyжe дpyгих.

Кaк дeйcтвyeт тepaпeвт? Oн нe нaвeшивaeт яpлыкoв и нe внocит в диaлoг кaких бы тo ни былo нoвых cмыcлoв и инфopмaции. Oн нe дaeт coвeтoв или пyтeй peшeния пpoблeмы. Paбoтa тepaпeвтa в этoм oтpывкe cвязaнa c иcключитeльнo тoчным, эмпaтичecким oтpaжeниeм cмыcлoв клиeнтa.

Кoгдa мoлoдoй чeлoвeк oкaзaлcя в блaгoпpиятнoй cитyaции и eмy былo пoзвoлeнo выpaзить cвoи чyвcтвa в пpинимaющeй и пoддepживaющeй мaнepe, oн cмoг paзpeшить ceбe взглянyть нa peaльнocть и ocoзнaть зaщитный хapaктep cвoeгo oтcтpaнeнo-выcoкoмepнoгo пoвeдeния.

Poджepc cчитaл, чтo в cлyчae, кoгдa клиeнт нe дeмoнcтpиpyeт кpaйнюю фopмy нeпpиcпocoблeннocти и cвoбoднoмy выхoдy эмoций клиeнтa нe пpeпятcтвyeт нeбpeжнaя paбoтa тepaпeвтa, тo клиeнт cпocoбeн caмocтoятeльнo paзoбpaтьcя co cвoими пpoблeмaми пocлe 6-15-ти чacoвых ceaнcoв.

Ha шкaлe внeшнeй aктивнocти пoзиция клиeнт-цeнтpиpoвaннoгo тepaпeвтa нaхoдитcя мeждy пoзициями пcихoaнaлитикa и пoвeдeнчecкoгo тepaпeвтa. Oн нe тaк зaкpыт, кaк пcихoaнaлитик, нo и нe paзpaбaтывaeт кoнкpeтный плaн, кaк клиeнтy нaдo дeйcтвoвaть в жизнeных cитyaциях, кaк этo дeлaeт пoвeдeнчecкий тepaпeвт.

Зaдaчa клиeнт-цeнтpиpoвaннoгo тepaпeвтa — пooщpить клиeнтa к пocтaнoвкe и дocтижeнию cвoих coбcтвeнных цeлeй.Идeям Poджepca глyбoкo coзвyчнo выcкaзывaниe Лao Цзы: «Этo пoхoжe нa тo, кaк ecли бы oн cлyшaл и тaкoe выcлyшивaниe oкyтывaлo бы нac тишинoй, в кoтopoй, нaкoнeц, мы бы нaчaли cлышaть тo, чeм мы, кaк пpeдпoлaгaeтcя, являeмcя».

Бeз coмнeния, Poджepc являлcя oдним из нaибoлee влиятeльных aмepикaнcких пcихoлoгoв двaдцaтoгo вeкa. Кapл Poджepc игpaл ключeвyю poль в paзвитии «гpyпп вcтpeч», кaк cpeдcтвa пoмoщи людям из вceх cлoeв oбщecтвa дocтичь yлyчшeния cвoих мeжличнocтных oтнoшeний. Егo идeи имeли oгpoмнoe влияниe нa тaкиe cфepы, кaк coциaльнaя paбoтa, yхoд зa бoльными, пeдaгoгикa и oбpaзoвaниe. Зacлyгa Poджepca, пoмимo paзpaбoтки opигинaльнoгo мeтoдa тepaпии, cocтoит в тoм, чтo oн пepвым cдeлaл дocтyпными для aнaлизa ayдиo- и видeoзaпиcи тepaпeвтичecких ceaнcoв, пpoвoдил oгpoмнoe кoличecтвo иccлeдoвaний, пoдтвepждaющих эффeктивнocть пcихoтepaпии и внec бoльшoй вклaд в пoпyляpизaцию идeй гyмaниcтичecкoгo oтнoшeния к чeлoвeкy.

Иcтoчник: Энциклoпeдия «Aвaнтa», тoм «Чeлoвeк»

Источник: https://psynavigator.ru/publikacii/klient-centrirovannaya-terapiya

Книга О становлении личностью. Содержание — Глава 12 ПСИХОТЕРАПИЯ, ЦЕНТРИРОВАННАЯ НА КЛИЕНТЕ, И ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ [63]

Как яснее изложить методы, результаты и значение исследований в психотерапии, центрированной на клиенте, для европейской аудитории, практически незнакомой с американской традицией эмпирических исследований в психологии? Эта задача встала передо мной, так как д-р Дж. Мэриан Кингет и я начали писать книгу о центрированной на клиенте психотерапии.

Книга должна была быть опубликована сначала на фламандском, а затем на французском языке. Д-р Кингет представила клинические принципы такой психотерапии, я же изложил основные теоретические положения (почти идентичные с данной в английском варианте «A Theory of Therapy, Personality and Interpersonal Relationships», in S.Koch (ed.). Psychology: A Study of Science, v.

Ill (New York: McGraw-Hill, 1959), 184-256).

Сейчас я хотел бы осветить исследования, которыми мы занимались с целью подтвердить или опровергнуть эти теоретические положения. Эта глава (немного измененная) появилась в результате моих усилий, и я надеюсь, что она имеет значение как для американцев, так и для европейцев.

В одном пустяковом вопросе я прошу у читателей снисхождения. Три параграфа, в которых описывается усовершенствование и использование Q-сортировки, предназначенной для измерения восприятия «Я», почти совпадают с подобным материалом в главе 11.

Я оставил в книге оба описания, чтобы каждое из них могло быть прочитано независимо, без обращения к другому. Эта глава возвращает нас к самым ранним нашим попыткам исследования – примерно к 1940 году – и заканчивается описанием нескольких неоконченных проектов, которые до сих пор бросают вызов нашим лучшим работам 1961 года.

Таким образом, я постарался представить хотя бы небольшую выборку из итогов наших более чем двенадцатилетних усилий.

* * *

Психотерапию, центрированную на клиенте, всегда отличало то, что с самого начала она не только стимулировала исследования, но и существовала в контексте исследовательской мысли. Впечатляет количество и разнообразие завершенных исследований.

В 1953 году Симан и Раскин, анализируя тенденции и направления исследований, описали или упомянули почти пятьдесят работ, относящихся к центрированной на клиенте психотерапии, проводимой со взрослыми (9).

В 1957 году Катрайт опубликовал аннотированную библиографию теоретических исследований в области центрированной на клиенте психотерапии и нашел нужным включить в нее 122 ссылки (4).

Он, подобно Симану и Раскину, опустил все ссылки на литературу, относящуюся к исследованию игровой и групповой психотерапии, центрированной на клиенте. Кажется совершенно очевидным, что теория и практика центрированной на клиенте психотерапии привели в действие удивительное множество эмпирических исследований. Представляется разумным спросить, почему.

Во-первых, теория центрированной на клиенте психотерапии с самого начала рассматривалась не как догма или истина, но как ряд высказанных гипотез, как орудие развития нашего знания.

Мы чувствовали, что теория, или ее часть, полезна лишь тогда, когда ее можно подвергнуть проверке, что каждый важный аспект нашей гипотезы должен быть подвергнут объективной проверке.

Мы исходили из убеждения, что единственный способ, с помощью которого знание может быть отделено от личного предрассудка и желаемого, – это объективное исследование.

Чтобы быть объективным, это исследование должно быть проведено так, чтобы другой исследователь, действующий аналогичным образом, обнаружил те же или подобные результаты. Короче говоря, с самого начала мы верили, что область психотерапии продвинется с помощью открытой объективной проверки всех гипотез такими способами, о которых всем можно рассказать и которые можно воспроизвести.

Вторая причина, почему центрированная на клиенте психотерапия вызвала столько исследований, заключается в нашей точке зрения, что изучение может начинаться везде, на любом уровне – необработанных фактов или утонченной теории, – так как оно лишь направляет, а не определяет методы.

С этой позиции записанная на пленке беседа – это уже небольшое начинание в научной работе, так как она связана с бoльшим числом объективных данных, чем беседа, представленная по памяти; приближенная теория психотерапии и грубые средства для измерения ее понятий более научны, чем их отсутствие.

Таким образом, ученые чувствовали, что они могли начать двигаться в тех научных направлениях, которые представляли для них наибольший интерес.

Это отношение к исследованию способствовало появлению все более утонченных средств для анализа протоколов беседы, были начаты важные измерения таких кажущихся недоступными понятий, как «Я-концепция» и психологический климат психотерапевтических отношений.

Это привело меня к мысли о третьей, главной причине того успеха, с которым наша теория стимулировала исследования. Понятиям этой теории по большей части могли быть даны операциональные определения.

Это, вероятно, удовлетворило настоятельную нужду психологов и других ученых, желающих продвинуться в изучении личности, но на пути которых возникли трудности в виде операционально неопределяемых теоретических конструктов. Возьмем для примера основные понятия, отраженные такими терминами, как «Я», «Эго», «личность».

При разработке конструкта некоторые теоретики включают в него и осознаваемое, и неосознаваемое, и в настоящее время невозможно дать операциональное определение этому конструкту.

Но, включив в содержание «Я-концепции» или представления о себе только осознаваемое, этому понятию можно дать более тонкое операциональное определение с помощью Q-методики, анализа протоколов бесед и т.д., и, таким образом, открывается целая область исследования. Со временем последующие исследования, возможно, позволят операционально определить и неосознаваемые явления.

Читайте также:  Особенности речи оратора - психология

Исследование операционально определяемых понятий имеет еще одно последствие. Оно сделало совершенно ненужным использование терминов «успех» и «неудача», бесполезных в качестве научных критериев при изучении психотерапии.

Вместо того чтобы мыслить с помощью этих глобальных и плохо определяемых терминов, научные работники могут сделать конкретные предсказания с помощью операционально определяемых конструктов, и эти предсказания могут быть подтверждены или не подтверждены совершенно независимо от оценочных суждений по поводу того, считать ли изменения после психотерапии «успехом» или «неудачей». Таким образом, была уничтожена одна из главных преград на пути научного прогресса в этой области.

Другая причина эффективности этой системы психотерапии в стимулировании исследований состояла в том, что конструкты науки обладают всеобщностью.

Поскольку психотерапия является микрокосмосом значимых межличностных отношений, значимого научения и значимых изменений в восприятии личности, конструкты, разработанные для упорядочения этой области, применяются и в других областях.

Такие конструкты, как «Я-концепция», или потребность в положительном отношении, или условия для изменения личности находят применение в анализе большого числа видов человеческой деятельности.

Отсюда следует, что они могут использоваться в разнообразных областях для изучения, например, управления на производстве или в армии, изменения личности у психопатических больных, психологического климата в семье или классе или отношений между психологическими и физиологическими изменениями.

Заслуживает внимания еще одно, последнее счастливое обстоятельство. В отличие от психоанализа, центрированная на клиенте психотерапия всегда существовала в университетской среде.

Это означает постоянный процесс тщательного просеивания и отсеивания зерен истины от плевел в ситуации полной личной безопасности.

Это значит, что она находилась под прицелом дружественной критики коллег и подвергалась их критическому рассмотрению точно так же, как, скажем, новые взгляды в химии, биологии или генетике.

61

Источник: https://www.booklot.ru/genre/nauchnoobrazovatelnaya/psihologiya/book/o-stanovlenii-lichnostyu/content/2685050-glava-12-psihoterapiya-tsentrirovannaya-na-kliente-i-ee-issledovaniya-63/

Клиент центрированная терапия К. Роджерса

Направление гуманистической психологии, изучающее целостную личность, использует различные подходы в своей практике. Одним их них, самым известным, является клиент центрированная терапия.

Эта концепция теории психотерапии и психологии, разработчиком которой является К.Р. Роджерс, очень значима для терапевтической практики.

Влиятельный психолог в 30-50-х годах прошлого века смог разработать самостоятельное ответвление науки познания индивида с точки зрения его автономности и индивидуальности саморазвития.

Какие в связи с этим принципы имеет такая терапия и каковы ее особенности?

Как возникло направление

Практикуя психодинамическую терапию в середине 30-х годов XX столетия, Карл Рэ́нсом Роджерс поставил под сомнение ее ценность и эффективность. Решив поместить в центр внимания пациента, а не терапию и ее методы, этот психотерапевт впервые использовал принципиально новый подход, который на тот момент многим специалистам показался неформальным.

Отказываясь быть беспристрастным к клиенту и его потребностям, американский психолог Карл Роджерс позволил пациентам во время сеансов решать самостоятельно, когда, как и о чем им говорить. Одновременно с этим сам терапевт не пытался менять направление или ход приема, чтобы подчеркнуть значимость чувств и роли пациента.

В настоящее время такой подход активно применяется в гуманистической психологии (не только в терапевтической деятельности, но и в консультировании). Подобная практика известна в научных кругах под названием клиент концентрированной терапии К.Р. Роджерса, подчеркивающим ее основное направление.

Понятие «клиент центрированная терапия» подразумевает под собой то, что ключевой фигурой в осуществляемой психотерапевтической деятельности по внесению изменений в процесс развития и роста личности является сам пациент. Действие такой терапии направлено на то, чтобы клиент смог почувствовать себя свободным во время сеанса терапии, чтобы это способствовало более интенсивному продвижению к намеченной цели.

Рекомендуем: Гештальт терапия

Пациент, почувствовавший себя наравне с профессиональным психотерапевтом, сможет полнее раскрыться, а значит, погрузиться в саму проблему, не отвлекаясь на вопросы или замечания терапевта, который предусматривает любой другой более корректный подход.

Психотерапия по принципу Роджерса ориентирована не на теоретический анализ, где психотерапевт демонстрирует свою осведомленность в качестве эксперта, и не на проблему, которую в ходе контакта с пациентом необходимо выявить и устранить.

В понимании Н.Ф.

Калины, ведущего специалиста в области гуманистической психологии, термин «клиент центрированная терапия» отражает направление, суть которого направлена на актуализацию возможностей человеческого организма и его психики к саморазвитию, что происходит посредством личного контакта с терапевтом. Психотерапевтический контакт в этом случае акцентирует внимание на тенденции к изменению личностных характеристик в условиях, способствующих подобным изменениям.

Рекомендуем: Особенности групповой терапии

Такая модель не используемой в медицине психотерапии, как клиент концентрированная терапия Роджерса, специально задействует термин «клиент» вместо «пациента». Такой прием позволяет выразить уважение к индивиду, обратившемуся за профессиональной помощью к адекватному, неманипулятивному, но менее корректному методу.

В подобной ситуации ответственность за свои изменения несет сам пациент. Помимо этого, такой человек не рассматривается специалистом в качестве подходящего для диагностики и лечения пациента.

Карл Рэнсом Роджерс предполагал, что каждому индивиду свойственно осуществление самопознания. Именно эта идея стала основополагающей для клиент центрированной терапии. В своих исследованиях американский психолог акцентировал внимание на том, что способность человека воспринимать свой внутренний мир, а не оболочку снаружи, имеет большую ценность.

В понимании Карла Рэнсома, окружающий мир и происходящее в реальности — это всего лишь символы, отдельные элементы. А вот то, что способно воздействовать на восприятие человеком его окружения, заложено только в нем самом.

Для Карла Роджерса самость (прообраз личности, которой человеку предназначено стать с момента его появления на свет) – восприятие самого себя, которое может меняться по мере развития и становления личности. Понятия идеальной и истинной самости различаются:

  • Идеальная самость – это когда в представлении человека он – идеал.
  • Истинная самость – это часть человеческой сущности, отражающей природу человека.

Степень отличия этих понятий зависит от того, насколько дискомфортно личности. Различные состояния невротического характера могут возникать по мере того, насколько сильным будет становиться такой дискомфорт. Конечным итогом развития индивида может быть идеальная самость. В то же время она не будет являться причиной неврозов и душевных расстройств.

Клиент центрированная терапия Рэнсома Роджерса призвана создавать условия, оптимальные для устранения факторов и ситуаций, воздействующих на личность и изменяющих ее. На фоне этого данный подход позволяет восстановить баланс здоровых возможностей самости, что помогло бы человеку выздороветь.

Основа учения: задачи, понятия, концепция

Основное внимание в своей практике Рэнсом Роджерс уделял социальному аспекту. Межличностные отношения играют немаловажную роль в изменениях психологического характера.

Взаимоотношения с социумом могут влиять не только на механизм развития душевных конфликтов, но и на тенденции выздоровления. То есть только при условии взаимосвязи с окружающими его людьми индивид сможет раскрыться, познать себя и осознать свое эго. Одной из основных форм, обусловливающих межличностные отношения, Роджерс считал семью.

Рекомендуем: Что такое локус контроля в психологии?

Вместе с тем своей задачей в положительных изменениях личности Роджерс считал создание оптимальной среды для «внутреннего» роста человека со стороны психотерапевта. И основные принципы клиент центрированной терапии Карла Рэнсома Роджерса сводятся к нескольким положениям:

  • Выздоровление клиента зависит от его стремления к поставленной цели. Задачей терапевта при этом является правильное использование желаний и стремлений клиента, а также направление их по необходимому для выздоровления пути.
  • Эмоциональные аспекты имеют большую значимость, чем интеллектуальные.
  • Непосредственная конкретизация ситуации ставится во главе терапии, что выделяет ее среди других методов, использующих прошлый опыт пациента.
  • Терапевтическая деятельность ориентируется на исходящую от клиента инициативу, способствуя тому, чтобы он смог найти выход из проблемной ситуации с минимальным участием в этом процессе терапевта.

Основой терапевтической практики Роджерса является необходимость создания отношения, которое характеризовалось бы тремя обязательными позициями, связанными между собой:

1. Безусловное позитивное отношение. Задача специалиста – демонстрация уважения и заботы о клиенте.

От терапевта требуется показать, что он принимает нуждающегося в помощи клиента как полноценную личность, которая вполне способна измениться.

Специалист должен внимать каждому слову клиента, не прерывая его и полностью принимая мнения и взгляды человека, не оценивая, не одобряя, не осуждая и не подвергая сомнениям его высказывания.

Рекомендуем: Методы игровой терапии

То есть терапевт должен принять пациента и выразить свое доверие избранному человеком решению относительно ситуации, являющейся для него проблемной. Клиент концентрированная терапия исключает советы.

По мнению американского психолога Роджерса, любые рекомендации со стороны специалиста могут содержать замаскированное послание о том, что человек некомпетентен в принятии решений, — это снижает эффективность терапии и заставляет клиента чувствовать себя менее уверенным.

2. Эмпатия. Эта позиция требует от терапевта взгляда на ситуацию с точки зрения внутреннего восприятия клиента.

Специалист должен рассмотреть внутренний мир клиента и понять, как он выглядит, не пытаясь при этом диагностировать клиента, повесив на него тот или иной ярлык.

Основной прием эмпатии – активное слушание (эмоциональные проявления, кивки головой, прочие знаки внимания). Также может применяться рефлексия, то есть прием отражения, который позволяет терапевту показать, что он сопереживает клиенту и понимает его.

3. Конгруэнтность. Такая позиция определяет согласованность между действиями и чувствами терапевта. Позитивный настрой специалиста должен дать клиенту понять, что честные признания и открытость могут быть основной составляющей доверительных взаимоотношений между людьми.

Рекомендуем: Механизмы психологической защиты

Практикуя клиент центрированную терапию, Роджерс отмечал существенные положительные изменения. В ходе такой терапии пациенты:

  • Приобретали уверенность в себе.
  • Принимали свои истинные чувства, осознавали их.
  • Чувствовали себя более комфортно в процессе взаимодействия с социумом.
  • Могли вести себя естественно.
  • Учились доверяться собственной оценке ситуации.
  • Могли осуществлять полезную деятельность.
  • Обретали покой.

Преимущества подхода

Осуществляя психотерапевтическую деятельность, Роджерс разработал оптимальную последовательность действий в ходе применения клиент центрированной терапии, позволяющей индивиду определить собственный путь, заручившись поддержкой и одобрением, которые подсознательно внушил ему профессионал. Пошаговая схема действий, после того как клиент обратился к специалисту с намерением получить посильную помощь:

  • Выявление фактора, представляющего сложность для человека.
  • Поощрение и поддержка свободного изложения мыслей.
  • Принятие и прояснение ситуации (роль терапевта).
  • Постепенное проявление истинных ощущений, позитивного мировосприятия.
  • Поиск импульсов, обладающих положительным характером.
  • Выражение инсайта.
  • Действия с позитивным настроем.
  • Усиление инсайта.
  •  Увеличение, рост независимости.
  • Снижение ожидания помощи от посторонних.

Таким образом, по мнению Роджерса, терапевт оказывает посильную помощь нуждающемуся человеку, выражая свою заботу о нем. Как отмечал американский психолог, у каждого человека есть «ключи для исцеления», найти и правильно применить которые – основная задача специалиста по психологии.

На основании этого предположения Карл Роджерс ввел новый термин – «терапевт, центрированный на клиенте». Истинные эмоции и посылы специалиста помогут ему заручиться доверием клиента и найти решение его проблемы.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/klient-centrirovannaya-terapiya.html

Клиент-центрированная психотерапия — Популярная Психология

Клиент-центрированная психотерапия Карла Роджерса основывается на природной способности организма к самоисцелению. Карл Роджерс отвергал взгляды 3. Фрейда о первичности иррационального инстинкта, о том, что терапевт играет роль исследователя, интерпретатора и директора в терапевтическом процессе.

Исследователь рассматривал психотерапию как процесс устранения ограничений, препятствующих деятельности. Роджерс считал, что такие ограничения вырастают из нереалистических требований, которые люди склонны предъявлять к самим себе.

В этом случае человек верит, что условием его совершенства является то, что он не должен испытывать определенные чувства, например враждебность. Отрицая тот факт, что на самом деле он обладает этими чувствами, человек не имеет никакого представления о том, что творится в нем самом.

Как только он утрачивает контакт со своими подлинными переживаниями, у него уменьшается интеграция с окружающим миром, ухудшаются личные отношения и появляются различные формы дезадаптации.

Основной целью терапии Роджерса и является устранение подобной неконгруэнтности, чтобы клиенты могли принять себя, почувствовать себя самими собой. Для этого терапевт создает такой психологический климат, чтобы клиенты чувствовали, что их, безусловно, принимают, понимают и ценят.

В таких случаях терапевт прибегает к недирективным методам, например сочувственному отражению и повторению описаний клиентом его жизненных проблем.

При успешном контакте клиент, возможно, впервые чувствует себя достаточно свободно для того, чтобы исследовать свои реальные чувства и мысли, а также принять ненависть, гнев и негативные чувства как часть самого себя.

По мере того как Я-концепция клиента становится все более конгруэнтной реальным переживаниям, он все сильнее склонен принять себя, стать более открытым по отношению к новому опыту и перспективам; короче говоря, он становится более интегрированным человеком.

В отличие от большинства других форм терапии, клиент-центрированная терапия не дает ответов и не интерпретирует то, что говорит клиент, не исследует бессознательные конфликты и не рассматривает определенные темы.

Вместо этого терапевт внимательно и сочувственно слушает все, о чем хочет рассказать клиент, прерывая его только для того, чтобы другими словами повторить сказанное им. Подобные повторы, без каких-либо суждений или интерпретаций терапевта, помогают клиенту еще больше прояснить свои чувства и идеи, реально посмотреть на них и признать это.

Предлагаемый отрывок из второй беседы терапевта с молодой женщиной поможет проиллюстрировать метод отражения и выяснения, используемый в рамках клиент-центрированной терапии.

Читайте также:  О некоторых направлениях работы в психотерапии - психология

Разбор случая: пример клиент-центрированной терапии.

Алиса: Я думала обо всех этих стандартах. Я думаю, я приобрела умение, м-м-м, привычку пытаться заставить людей чувствовать себя легко со мной или делать так, чтобы все шло гладко…

Консультант: Другими словами, вы всегда старались заставить события идти гладко, хотели, чтобы люди чувствовали себя лучше и желали сгладить любую ситуацию.

Алиса: Да, я думаю, что все было именно так. Ну а возможная причина, почему я так поступала, мне кажется, отнюдь не в том, что я была доброй маленькой самарянкой, делающей добро всем окружающим; возможно, именно эту роль мне было легче всего играть. Я столько всего делала по дому. У меня просто не было своих собственных убеждений.

Консультант: Долгое время вы чувствовали, что сглаживаете все трения и трудности.

Алиса: М-да.

Консультант: Вместо того чтобы иметь свое собственное мнение по поводу ситуации или как-то отреагировать на нее. Да?

Алиса: Да. Или я не была достаточно честной сама с собой, или действительно не знала, что я есть на самом деле, и просто играла какую-то фальшивую роль. Какую бы роль ни приходилось играть, я пыталась делать это.

В обзоре основных тенденций в психотерапии и консультировании, который сейчас уже несколько устарел, Карла Роджерса назвали одним из самых влиятельных психотерапевтов среди клинических практиков. Помимо влияния, оказанного на клиническую работу, Карл Рождерс был первым, кто пытался заниматься эмпирическими исследованиями в области психотерапии.

Позднее, систематически записывая терапевтические сессии, ученый смог дать объективный анализ беседы, отношений между клиентом и терапевтом, а также процессов, происходящих во время сессий. Роджерс сравнивал поведение клиента и его установки на разных стадиях терапии.

Такой сравнительный анализ позволил исследователю выявить типичную последовательность: на первых сессиях у клиента преобладали негативные чувства и обескураженность. В дальнейшем, с течением времени, у него появлялись первые ростки надежды и большее принятие себя. В конце концов, клиент начинал испытывать позитивные чувства по отношению к окружающим, уверенность в себе и интерес к будущему.

Эта типичная последовательность подтвердила гипотезу Роджерса, согласно которой человек, вступивший на этот путь, приобретал способность достижения психического здоровья.

Источник: http://MyPsychologic.ru/klient-centrirovannaya-psixoterapiya/

О становлении личностью

Небольшое исследование, завершенное Бергманом (2) в 1950 году, служит примером того, как записанные беседы способствовали микроскопическому изучению процесса психотерапии. Вся его работа была посвящена решению следующего вопроса: каково отношение между методами или приемами консультанта и ответными действиями клиента?

Материал для проведения исследования был взят им из десяти записанных случаев психотерапии (тех же самых случаев, которые изучались Раскиным и др.).

В этих записях Бергман нашел 246 примеров, в каждом из них клиент просил консультанта либо разрешить его проблемы, либо оценить процесс его приспособления или продвижения, либо подтвердить его собственную точку зрения, либо предложить, как он должен поступить. Каждый из этих примеров был включен в исследование как единица ответа.

Единица ответа состояла из всего утверждения клиента, которое включало просьбу, сразу же следующий за ней ответ консультанта и полное высказывание клиента после высказывания консультанта.

Бергман обнаружил, что ответы консультанта на просьбы клиента могут быть разбиты на следующие группы.

Оценочный ответ. Это может быть интерпретация высказывания клиента, согласие или несогласие с клиентом или предположение, а также какая-либо информация.

«Структурирующий» ответ. Консультант, возможно, объясняет свою роль или то, как действует психотерапия

Просьба разъяснить. Консультант, возможно, показывает, что ему неясно значение просьбы клиента.

Отражение содержания просьбы. Консультант, возможно, не упоминает саму просьбу.

Отражение просьбы. Консультант, возможно, старается понять просьбу клиента или просьбу, сопровождаемую какими-то чувствами.

Бергман разработал ряд категорий для отражения высказываний клиента, следующих за ответом консультанта.

Клиент часто высказывает или неоднократно повторяет просьбу об оценке, либо расширяет ее, либо изменяет ее, или высказывает другую просьбу.

Клиент, принимая или отклоняя ответ консультанта, оставляет попытку исследовать свои установки и проблемы (обычно углубляясь в другие, менее существенные вопросы).

Клиент продолжает исследовать свои установки и проблемы.

Клиент словесно выражает понимание отношений между чувствами – проявляет интуицию.

Проверив надежность отнесения к определенной категории высказываний и клиента, и консультанта и найдя ее удовлетворительной, Бергман продолжил анализ данных. Он определил частоту, с которой одни категории выступали вместе с другими. Вот некоторые из полученных им результатов.

Определенно была обнаружена только случайная связь между категориями первоначальной просьбы клиента и последующим ответом клиента. То же самое наблюдалось между начальной просьбой клиента и ответом консультанта. Таким образом, казалось, что ни ответ консультанта, ни последующий ответ клиента не были вызваны начальной просьбой.

С другой стороны, была найдена значимая взаимосвязь между ответом консультанта и последующим высказыванием клиента.

За отражением чувств консультантом более часто, чем бы ожидалось при случайном выборе, у клиента следовало продолжение изучения себя или понимание. Эта связь значима на уровне 1%.

За ответом консультанта типа 1 или 2 (оценочного, связанного с интерпретацией просьбы или «структурирующего») более часто, чем это ожидалось при случайном выборе, следует отказ от изучения себя. Это также значимо на уровне 1%.

За ответом консультанта с просьбой о разъяснении обычно следует повторение просьбы или уменьшение изучения себя и понимания. Эти последствия значимы на уровне 1 и 5%.

Таким образом, Бергман заключает, что изучение себя и понимание, которые выступают положительными сторонами процесса психотерапии, следуют главным образом за ответами, которые «отражают чувства», тогда как оценочные, интерпретативные и «структурирующие» ответы обычно ведут к появлению у клиента таких реакций, которые отрицательно сказываются на процессе психотерапии.

Эта работа – иллюстрация того способа, с помощью которого во многих исследованиях каждая минута словесной записи психотерапевтических бесед была детально изучена, чтобы пролить свет на некоторые аспекты психотерапии, центрированной на клиенте. В этих исследованиях субъективные события психотерапии исследовались с помощью объективных методов, которые позволили пролить свет на процесс психотерапии.

Изучение «Я-концепции»

Было проведено много исследований, изучающих изменения в представлениях клиента о себе, его «Я-концепции». Это центральный конструкт для теории психотерапии и личности. Здесь будет кратко обсуждено одно из них, выполненное Батлером и Хейгом (3).

Для этой цели часто используется Q-методика, разработанная Стефенсоном (10) и адаптированная для изучения «Я». Поскольку метод, основанный на Q-методике, используется в работе Батлера и Хейга, он может быть в основных чертах описан перед тем, как представить результаты их исследований.

Из записанных на пленку сеансов консультирования было выбрано множество утверждений, относящихся к представлениям о себе. Из их числа была сделана выборка, составившая 100 утверждений, которые впоследствии для большей ясности были отредактированы.

Цель заключалась в том, чтобы как можно полнее отразить все способы возможного восприятия себя индивидом.

Этот список включал такие утверждения, как: «Я часто чувствую себя обиженным», «Я сексуально привлекательная», «Я совсем не расстроена», «Я чувствую неудобство, когда говорю с кем-нибудь», «Я чувствую себя легко, и меня ничто не беспокоит».

В исследовании Батлера и Хейга каждого человека просили рассортировать 100 карточек с записанными на них 100 утверждениями. Клиенту говорили: рассортируйте эти карточки так, чтобы описать себя так, как вы видите себя сегодня.

Карточки должны были быть разложены на 9 кучек, начиная с тех, которые описывали его как наиболее непохожего на себя, до тех, которые описывали его наиболее правильно. Каждую кучку ему нужно было пронумеровать.

(Номера в каждой кучке были 1, 4, 11, 21, 26, 21, 11, 4, 1, таким образом давая вынужденную и приблизительно нормальную дистрибуцию.) После этого его просили рассортировать карточки еще раз, чтобы описать человека, которым он очень хотел бы быть.

Это значило, что каждое высказывание будет выражать не только восприятие себя этим индивидом, но также и ценность этого восприятия для него.

Отсюда можно вычислить коэффициент корреляции между разными классификациями.

Можно установить корреляцию между представлениями о себе перед психотерапией и представлениями о себе после психотерапии или корреляцию между представлениями о «реальном себе» и представлениями об «идеальном себе» или представлениями об «идеальном себе» у одного клиента и представлениями об «идеальном себе» у другого клиента. Высокий коэффициент корреляции свидетельствует о небольших различиях или изменениях, низкие корреляции – о противоположном. Изучение определенных корреляций, изменившихся в течение психотерапии, дает нам качественную картину природы изменений. Вследствие большого числа утверждений эти данные сохраняют свое клиническое разнообразие, что важно для их статистической обработки. В общем этот метод дал исследователям возможность обратить тонкие феномены восприятия в объективные данные, с которыми можно иметь дело.

Давайте рассмотрим, как использовалась Q-сортировка утверждений о себе в исследовании Батлера и Хейга.

Были выдвинуты следующие гипотезы: 1) в результате психотерапии, центрированной на клиенте, происходит уменьшение различий между «реальным собой» и «идеальным собой»; 2) это уменьшение различий будет более выраженным у тех клиентов, которые по независимым критериям были отнесены к более продвинутым в процессе психотерапии.

Как часть более широкой общей программы исследований (8) Q-сортировка для определения «реального Я» и «идеального Я» применялась по отношению к 25 клиентам перед началом психотерапии, после окончания психотерапии и в последующем периоде, длящемся от шести до двенадцати месяцев после окончания психотерапии. Эта же программа тестирования имела место и в контрольной группе, не проходившей психотерапию и уравненной по возрасту, полу и социоэкономическому статусу.

Полученные результаты представляют интерес. Коэффициент корреляции между «реальным Я» и «идеальным Я» в группе клиентов перед психотерапией находился в диапазоне от -0,47, то есть с очень выраженным различием между собой и идеалом, до +0,59, показывающим, что «Я» ценится достаточно высоко таким, каким оно есть.

Средний коэффициент корреляции перед психотерапией равен -0,1. По окончании психотерапии средний коэффициент корреляции равнялся +0,34 и в последующем периоде – +0,31. Это очень высокозначимое изменение, подтверждающее гипотезу.

Особо интересно то, что корреляция лишь незначительно уменьшается в течение последующего периода. Изменение станет еще более явным, если принять во внимание 17 клиентов, которые, по оценкам консультанта и изменений в тематическом апперцепционном тесте, показали наиболее определенные улучшения в процессе психотерапии.

Здесь средний коэффициент перед психотерапией был +0,02, в последующем периоде – +0,44.

Пятнадцать членов группы составили «собственную контрольную» группу. Они были тестированы, когда впервые обратились за помощью, а затем их попросили подождать 60 дней до начала психотерапии. В конце этого периода они вновь были тестированы перед началом психотерапии, так же как после нее и в последующем периоде.

В этой группе корреляция между «реальным Я» и «идеальным Я» при первом тестировании была равна -0,1, после повторного тестирования она не изменилась и была также -0,1.

Таким образом, изменение определенно связано с психотерапией и произошло не потому, что прошло время, и не потому, что у больных было сильное желание получить психотерапевтическую помощь.

У контрольной группы результаты представляли собой совсем иную картину, нежели у клиентов, участвовавших в психотерапии.

Начальный коэффициент корреляции восприятия себя и идеала составлял +0,58, и он не изменился, будучи равным +0,59 в последующем периоде.

Очевидно, в этой группе не было той напряженности, которая чувствовалась у клиентов психотерапии, члены этой группы обычно высоко оценивали себя и в этом отношении не показали заметных изменений.

Из этого исследования разумно сделать вывод, что одно из изменений, связанных с психотерапией, центрированной на клиенте, заключается в том, что представления о себе изменяются в направлении более высокой самооценки. Это изменение не временное, оно сохраняется и после психотерапии.

Уменьшение внутренней напряженности высокозначимо, но даже в конце психотерапии «Я» оценивается менее высоко, чем в контрольной группе, не участвующей в психотерапии. (Другими словами, психотерапия не привела к «совершенному приспособлению» или к полному отсутствию напряженности.

) Также ясно, что изменения, о которых идет речь, не возникли просто как результат времени и не в результате появления решимости искать помощи. Они определенно связаны с психотерапией.

Это исследование – одна из многих работ, осветивших проблему отношения психотерапии и самовосприятия. Из других исследований (описанных в работе Роджерса и Даймонд (8)) мы знаем, что при психотерапии главным образом изменяется «реальное Я», а не «идеальное Я».

Последнее имеет тенденцию изменяться, но в небольшой степени, и это изменение заключается в том, что у «идеального Я» уменьшаются притязания, оно становится более достижимым. Мы знаем, что образ себя, появляющийся в конце психотерапии, оценивается клиницистами (способом, исключающим возможное пристрастие) как более приспособленный.

Мы знаем, что это появляющееся представление о себе обладает бoльшим внутренним спокойствием, самопониманием и самопринятием, большей ответственностью за свои поступки. Мы знаем, что это внутреннее «Я», появляющееся после психотерапии, находит большее удовлетворение и поддержку в отношениях с другими.

Таким образом, мало-помалу мы смогли увеличить наши знания о том, что нам объективно известно об изменениях, принесенных психотерапией в существующие у клиента представления о себе.

Источник: http://bookap.info/clasik/rodzhers_o_stanovlenii_lichnostyu/gl89.shtm

Ссылка на основную публикацию