Цепочка жизненных задач — психология

Этап 3. Оказание воздействия

Цепочка жизненных задач - психология

Продолжительность данного этапа — 5 — 10 минут при средней продолжительности консультативной беседы — 45 минут — 1 час 10 минут. Данный этап можно условно разделить на два подэтапа:

•1. Коррекция установок клиента.

•2. Коррекция поведения клиента.

Деятельность психолога консультанта на первом подэтапе«Коррекция установок клиента»

Задача психолога-консультанта на этом подэтапе будет выполнена, если в сознании клиента будет выстроена следующая цепочка событий: Чувство или переживание клиента, длительно существующее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и удовлетворения своих потребностей (в любви, власти, понимании, ощущении ценности прожитой жизни и так далее)  Неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях Негативная реакция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента.

Например, женщина хочет помочь своей дочери найти достойное место в жизни. Она волнуется из-за того, что судьба дочери может сложиться печально. Она хочет, чтобы дочь больше времени проводила дома, более осмысленно относилась к своей жизни, начала серьезно учиться, оставила компанию друзей с отклоняющимся поведением.

Таковы чувства этой женщины, потребности, цели. Возможно, она их не осознает или не вполне осознает. Подчас ей хочется просто отомстить дочери за свои страдания, и она забывает про более глубокую эмоциональную подоплеку своего поведения и своих страданий, забывает про свои цели.

Она зачастую просто увлечена процессом «домашней войны».

Бывает, что родители в такой ситуации настолько взволнованы и напряжены, что постоянно, на протяжении нескольких лет совершают одни и те же повторяющиеся действия, которые не только не приводят к желаемым результатам, а даже, наоборот, ведут процесс социализации ребенка в обратном направлении.

Они плохо осознают свои цели, смысл своих действий, их последствия для себя и окружающих. И вот, первым этапом помощи этим людям будет реконструкция в их сознании элементов представленной выше цепочки.

Первым элементом цепочки представлений, которую мы должны воссоздать в сознании клиентки в данном случае, будут ее эмоции, ее тревога, ее цели, ее потребности. Мы должны помочь ей осознать, что ее действия вызваны тревогой за судьбу дочери, что ее целью является нормальная судьба дочери — ее здоровье, ее образование, ее успешная социализация в обществе, высокий уровень развития ее личности, нормальная семья в будущем и так далее. Это будет первый элемент цепочки.

Перейдем теперь ко второму элементу цепочки, воссоздаваемому в сознании клиентки — средства, которые она использует для того, чтобы помогать своей дочери. Каждый вечер эта женщина разыскивает свою дочь по ночным клубам, со скандалом привозит ее домой, где скандал продолжается.

Если дочь задержалась дома, эта женщина каждые 15 минут заглядывает в комнату дочери — что дочь делает? Регулярны проверки карманов, обзванивание подруг, попытки не выпускать дочь из дому, которые еще ни разу не увенчались успехом. Водила дочь к экстрасенсу, пыталась поставить на учет в милиции.

Желательно собрать максимально полный список средств, с помощью которых родитель пытается или пытался спасать своего ребенка. Собрать это необходимо, прежде всего, для того, чтобы родитель осознал, что он, по сути, делает на протяжении последних нескольких месяцев или нескольких лет.

То есть, вслед за целями и лежащими в основе их эмоциональными переживаниями, клиенту необходимо осознать и свои реальные действия, соотнести их со своими целями. Эти реальные действия и будут вторым элементом цепочки.

И, наконец, третий элемент выстраиваемой цепочки — результаты. Добилась ли мама за последние несколько лет желаемого? Улучшилось ли поведение дочери? — Нет, оно даже ухудшилось. Так много активности, но эта активность не привела к желаемому, наоборот, еще более отдалила его.

Дочь прореагировала на активность матери усилением девиантного поведения, что только усугубило проблемы ее матери, а нашего клиента.

До прихода в консультацию мать могла этого не осознавать, она вся в плену текущих задач — что сделать, чтобы дочь сегодня вечером не ушла из дома, где ее реальнее сегодня ночью найти, откуда взять денег на такси, наконец, найти дочь, чтобы высказать ей всю свою обиду, а главное — как плохо теперь сложится ее, дочери, жизнь. Мы ставим клиента перед этим фактом — вот чего он хочет, желает, вот чего он делает, а вот к чему это реально приводит.

Зачем мы делаем это? Зачем мы выстраиваем в его сознании эту цепочку событий? — Для того, чтобы изменились установки клиента на неэффективное поведение, чтобы он осознал его неэффективность, чтобы начал искать более эффективное поведение применительно к своей ситуации. В этом и состоит суть коррекции установок клиента.

Для того, чтобы успешно выстраивать в сознании клиента разобранную выше цепочку событий психолог-консультант может использовать разные средства, приемы. Перечислим некоторые из них:

•1. Акцентуирование противоречий рассказа клиента, то есть подчеркивание их, делание их заметными, осознаваемыми, анализируемыми.

•2. Переформулирование и переструктурирование окружающей клиента реальности при помощи комментариев — интерпретация ситуации клиента на основе личного опыта или теоретических знаний.

•3. Постановка клиента в рефлексивную позицию, то есть предложение клиенту посмотреть на происходящее с позиции других участников ситуации и оценить их глазами собственное поведение.

•4. Открытая конфронтация с клиентом и его деструктивными действиями, если ничто иное не в силах пробить его многочисленных психологических защит, а его поведение наносит вред окружающим.

•5. Помещение клиента в такую ситуацию, которая помогла бы ему получить новый значимый опыт, призванный изменить его деструктивные поведенческие установки. Домашнее задание, которое позволило бы клиенту осознать деструктивность своих действий.

•6. Пересказ клиенту основных реалий его рассказа, частые резюме (повторения в сжатом виде основных фактов, фигурирующих в рассказе клиента, и чувств, с ними связанных.). Цель — создать условия для того, чтобы клиент сам задумался над своей ситуацией, погрузился в нее глубже и смог сам сделать необходимые выводы.

•7. Анализ эмоциональной подоплеки происходящего, интерпретация и обсуждение реалий эмоциональной жизни клиента.

•8. Самораскрытие психолога-консультанта, которое предполагает сообщение клиенту о своих чувствах по поводу его затруднений, рассказ о своем собственном или известном и личностно значимом опыте преодоления подобных проблем.

Более подробно на этих и других приемах ведения консультативной беседы мы остановимся впоследствии в рамках курсов «Концепции и методы психологической помощи» и «Психология семьи и семейное консультирование», когда будем изучать теоретический и социальный контекст, в рамках которого они возникли.

Таким образом, результатом работы психолога-консультанта на первом подэтапе третьего этапа психологического консультирования будет в той или иной степени выраженное непринятие прежних способов поведения в проблемных ситуациях, установка на поиск новых, более конструктивных, отвечающих реалиям возникшей ситуации способов поведения. Переход собственно к коррекции поведения знаменует собой начало второго подэтапа третьего этапа консультативной беседы.

Деятельность психолога-консультанта на втором подэтапе«Коррекция поведения клиента»

На этом подэтапе психолог-консультант должен помочь клиенту сформулировать возможные альтернативы привычному поведению, а затем, внимательно анализируя и критически оценивая их, выбрать тот вариант, который для клиента является наиболее подходящим. Ю.Е. Алешина (1993) уделяет особое внимание тому, чтобы результатом работы на этом подэтапе был детально разработанный план позитивного реагирования клиента.

Клиент может сам найти конструктивные альтернативы своему поведению, наблюдая за действиями друзей, близких, анализируя произведения культуры, искусства, на что его можно направить. Мы в свое время опубликовали материал, в котором излагали свой опыт использования анализа романа И.С.

Тургенева «Отцы и дети» в психологическом консультировании родителей для профилактики деструктивных родительско-юношеских конфликтов (Елизаров, 1996). Психолог-консультант должен стремиться к тому, чтобы клиент нашел альтернативы своему поведению именно сам, чтобы это были именно его альтернативы, чтобы они органично вырастали из его жизненного опыта.

Но в некоторых случаях психологу-консультанту допустимо и предлагать возможные поведенческие альтернативы клиенту.

Разработка плана конкретного позитивного реагирования клиента предполагает, что в психологической консультации психолог и клиент детально спланируют, где и когда, в каком месте, и в какое время, в какой форме новое конструктивное поведение будет иметь место. Будут обсуждены все подводные камни, возможные препятствия на пути этого поведения. Иначе позитивное поведение может быть отложено на очень далекое время, а то и вообще не состояться.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/31341.html

Мир науки

Мир науки

Среди многих исследователей бытует мнение, что мышление возникает в проблемной ситуации.

Проблемная ситуация — Маловыразительные, не очень четкое впечатление, будто сигнализирует: «что-то не так», «что-то не то». Это означает, что в своей деятельности человек сталкивается на неизвестное и непонятное

, что вызывает у нее интеллектуальные трудности. Она анализирует ситуацию, выясняет, пытается понять ее детали, фиксируя и то, что не удается познать или понять. В процессе осознания проблемная ситуация становится для человека задачей. Содержание задачи определяет объективная ситуация. Сама задача — понятие субъективное.

Объективная ситуация становится задачей только для субъекта, который осознает, что он чего-то важного в ней не знает. Формулировка задачи свидетельствует о том, что хотя бы приблизительно удалось установить известные и неизвестные величины.В решении задач выделяют несколько этапов:1. Осознание содержания задачи.

Уже при первом чтении задачу разделяют на условие и требование, то есть устанавливают, что известно и задано, а что надо определить установить. Анализируя условие, проявляют известные величины и связи и зависимости между ними, а также их связи с неизвестным.

От четкости и полноты анализа условия зависит скорость и правильность операции синтеза, позволяющая высказать догадку о пути решения задачи.2. Формулировка гипотезы. Фактически это — выбор стратегии решения, т.е. доминирующей тенденции в интеллектуальной поведении субъекта, который решает задачу.

Она определяет последовательность выполнения действий и зависит от качества анализа условия и опыта решения других задач. Чем больше опыт разрешения подобных задач, тем легче удается установить сходство между ними и на основе обобщения перенести способ решения известных задач на решение новой. Значительно облегчает такую работу использование знаковой символики.

В зависимости от того, какие величины и связи в условии задачи выбирают за основные ориентиры, может быть выдвинуто одно или несколько альтернативных гипотез. Правдоподобие гипотезы тем больше, чем большее количество величин и связей, отраженных в условии задачи, учтены при ее формулировке.3. Проверка гипотезы. Она может проводиться различными способами.

Самым распространенным из них является практическое применение гипотезы к решению задачи.Сам процесс решения является непрерывной взаимодействием субъекта с объектом, в которой субъект через анализ и синтез раскрывает отношения между данным (известным) и искомым, пытается определить искомое, выявляя его отношение к данным.

В процессе рассуждения в условие задачи вводятся все новые и новые данные, полученные в ходе анализа и синтеза. Результаты предыдущих мыслительных операций становятся основой для последующих шагов мышления. Вследствие этого отраженную в условии задачи ситуацию субъект переосмысливает, переформульовуе. В этом процессе другим становится и задача, которую необходимо ему решать.

Поэтому процесс решения задачи — это последовательные многочисленные переформулирование условия вплоть до получения конечного результата.Если гипотеза не подтверждается, субъект вновь возвращается к условию задачи и путем дополнительного анализа пытается установить, что было пропущено или не учтены в гипотезе.

Иногда после длительных и неудачных попыток справиться с задачей решение возникает внезапно, спонтанно. Таких примеров в истории науки немало. Это случалось, в частности, русским химиком Дмитрием Менделеевым (1834-1907), французским математиком Анри Пуанкаре (1854-1912) и другими исследователями.

Для обозначения этих случаев гештальтпсихология использует термин «инсайт» — прозрение, постижение. Представители Вюрцбургской школы немецкие психологи Макс Вертгеймер (1880-1943) и Карл Дункер (1903-1940) рассматривали инсайт как особый таинственный акт, противопоставляя его другим интеллектуальным операциям. На самом деле ничего мистического в нем нет. Внезапная догадка является завершением предыдущей длительной аналитико — синтетической деятельности не только коры, но и глубинных отделов головного мозга над задачей, о котором человек долгое время думала, полностью ее захватило.

Таким образом, процесс решения задачи является ярким примером объединения в процессе мышления различных мыслительных операций.

Загрузка…

Источник: http://worldofscience.ru/psihologija/3358-myshleniya-i-resheniya-zadach-psikhologiya.html

Жизненные задачи человека

Жизненные задачи человека

В своей жизни мы ставим цели и определяем задачи, стремимся к достижениям и успеху. Однако помимо задач, которые мы формулируем сами, существуют те задачи, которые существуют несмотря на наши желания. Адлер говорит о трех жизненных задачах, которые определяются теми условиями, в которых существует человек, т.е.

задачи связаны с тем, что человек живет в определенном месте и развиваться должен в тех пределах и возможностях, которые все окружающее человеку представляет. Итак, три жизненные задачи по мнению Адлера — это работа, дружба и любовь.<\p>

Читайте также:  Синтон и лайфспринг - психология

Работа — это не то занятие, которое обеспечивает нам доход, работа — это любая полезная деятельность.

По Адлеру, работа создает удовлетворение и чувство собственной значимости, поскольку важность работы зависит от физической среды, нас окружающей. В течении всего существования рода человеческого, человек решал проблемы, которые ставила перед ним природа, приходилось что-то делать, чтобы улучшать качество жизни и совершенствоваться, т.е.

приходилось работать, таким образом, работа — жизненная задача человека.

Любовь — тесный союз ума и тела, величайшее сотрудничество между двумя людьми противоположного пола. Кстати для Адлера, любовь — только гетеросексуальная и основана на том, что отношения между полами очень существенны для продолжения рода.

Большое внимание Адлер уделяет кооперации (сотрудничеству) и говорит о том, что удачный брак, где люди очень успешно сотрудничают друг с другом, является лучшей средой для воспитания детей, т.к.

дети в таком браке научатся кооперации, а значит им не страшны не только неврозы, но и они станут более социально успешны и адаптированы.

Брак — это испытание нашей способности сотрудничать с другим человеком, если все удачно, то брачный союз будет крепким и надежным, если нет, то скорее всего возникнут конфликты, что будет являться неблагоприятной средой для воспитания детей.

Дружба — связь с обществом, в чем проявляется потребность человека взаимодействовать с другими людьми. С помощью дружбы, человек проявляет способность приспосабливаться к другим людям и тренирует толерантность ко всему происходящему вокруг. Ведь к другу мы всегда терпимее, даже если наши взгляды кардинально расходятся.

Все эти три задачи — составляющие одного целого, а именно необходимости поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой мы находимся. Разрешение одной задачи помогает разрешить и другие.

Если не ладится на работе, то откуда черпает силы человек? Из любви, например, благодаря чему идет и решает рабочие проблемы.

Работа, любовь и дружба, своего рода взаимозаменяемые ресурсы человека, необходимые для успешной жизни в тех условиях, в которых находится человек, как раса.

Возможно Вам будут интересны следующие статьи:

  • Сказка. Волшебство сказкотерапии.
  • Ищу работу или Где мое место?
  • 17 мая — Единый информационный день Детского телефона Доверия
  • Почему женятся те, кто не может ужиться в браке?
  • Психопатии: обзор по теме
  • Правила комментирования

    Источник: http://www.psytalk.spb.ru/psyvopros/jiznennie-zadachi-cteloveka/

    Цели и задачи в этой жизни

    Цели и задачи в этой жизни

    Многие люди на протяжении всей своей жизни, особенно в трудные минуты, задают себе вопросы: для чего я живу? Какова цель моего рождения? Что хочет от меня этот мир? Почему я так одинок, почему теряюсь в окружающем меня хаосе, в этом водовороте событий?.. Мы часто не находим ответов на эти вопросы. Но бывают моменты озарения, когда мы знаем, для чего, зачем и почему… Однако проходит немного времени, и наше знание покрывается пеленой забвения. Оно словно тает в воздухе.

    В этой связи вспоминается известный анекдот, когда папа объясняет мальчику, что такое философия: «Философия, сынок, — это когда в черной комнате ищут черную кошку, которой там нет, и при этом каждый кричит: “Нашел!”»

    И все-таки давайте попытаемся поискать ту самую «черную кошку» — цель нашего воплощения в настоящей жизни.

    Для этого попробуем сформулировать вопрос несколько иначе, а именно: какие у нас были цели и задачи перед этим воплощением в данное человеческое существо? Их можно определить по косвенным признакам, если оценивать прожитые годы нашей теперешней жизни. Ответ на данный вопрос становится понятным, когда мы находим причины своих поступков, желаний, намерений и т. п.

    Опыт людей описан в многочисленных книгах и рукописях, создававшихся на протяжении веков. Мы уже, наверное, можем сделать некоторые выводы относительно целей и задач, с которыми приходим в этот мир. Для этого приведу некоторые примеры подобных экспериментов. Одна личность решила прийти в этот мир в качестве подопытного кролика.

    Ей зачем-то понадобился опыт «летчика-испытателя», и всю жизнь над ней кто-то ставит эксперименты. Но если бы этот человек заранее знал о своем выборе, то, я думаю, он бы не так страдал и не задавал бы себе постоянно вопрос: «Почему это происходит именно со мной?» Так, значит, мы не жертвы, а добровольцы.

    Другой человек воплотился в этом мире, желая постоянно чему-то обучаться, причем любым способом. И сейчас в качестве уроков он очень часто получает «тумаки», процесс идет с трудом, и знания не усваиваются. Перед ним постоянно стоит задача — постараться осознать смысл происходящих с ним событий и извлечь из этого урок.

    Так значит, жизнь — это самая настоящая школа! А вот еще одна цель воплощения. Мы приходим сюда затем, чтобы отдать долги. Мы набрали их в прошлых жизнях, когда за счет других развлекались в свое удовольствие, и теперь нам, к сожалению, приходится платить по счетам.

    Или, возможно, мы в этой жизни выполняем данные нами обещания или клятвы, которые не успели исполнить в прошлой, поскольку преждевременная смерть не дала нам этой возможности. Среди нас встречаются и экспериментаторы, которые в настоящей реинкарнации являются творцами или сотворцами.

    Не удивляйтесь, когда такие люди считают себя отмеченными Богом, да, собственно, они и являются богами. Воплощаясь на Земле, они реализуют свой божественный творческий потенциал, который находит воплощение как в преобразовании окружающего мира в более гармоничные формы, так и в нахождении новых способов сохранения уже кем-то созданной гармонии.

    Есть и такие, у которых цель настоящего воплощения — наблюдение. Божественные наблюдатели, в этой реинкарнации они становятся глазами Бога, они пришли в этот мир, чтобы созерцать плоды творчества прошлых жизней — своих или их братьев по духу. Подобные воплощения, правда, в нашем мире можно встретить очень редко.

    Люди, несущие великую духовную и просветительскую миссию на Земле, приходят в наш мир нечасто. Впрочем, земная история сохранила память о подобных воплощениях — это Будда, Христос, Магомет, великие учителя и святые. Целью воплощения может быть и самосовершенствование, и просто «отдых» — в последнем случае мы будем придаваться праздности и развлечениям.

    Бывают и «несчастные» случаи, когда нас затягивает водоворотом воплощения случайно, вопреки нашему желанию, из-за плохой кармы. Подобная ситуация встречается не так уж редко. Конечно, в перечисленных выше примерах мы нельзя отразить все возможные цели и задачи воплощений, да это и не представляется возможным. Но очевидно одно: мы здесь, на этой «грешной» Земле, воплотились в результате определенных причин и следствий.

    Поэтому однажды поставленный вопрос: «Зачем мы пришли в этот мир?» — должен сопровождать нас всю дальнейшую жизнь, пока мы на него не ответим. Только тогда, когда мы найдем ответ, блуждания в тумане иллюзий подойдут к концу и мы сможем почувствовать под ногами твердую почву. Тогда мы увидим со всей ясностью цели нашего перевоплощения, и нас наполнит радость.

    Наконец, появится истинный смысл жизни, а не жалкая цель животной борьбы за существование, которая настолько глубоко вошла в сознание общества, что некоторые страны даже заложили ее в основу программ внутренней и внешней политики. Вспомните, например, популярные в наше время школы выживания.

    Школа выживания — только вдумайтесь в смысл названия! — это полное подчинение себя животным инстинктам. Это страшно! Это совершенная деградация! Это приближение человека к обезьяне и в дальнейшем вымирание его как вида! Современный человек за счет изворотливого ума извращает даже животные инстинкты.

    Он стал хищником, который уничтожает все живое на своем пути и даже саму среду своего обитания, но и этим не ограничивается, стирая с лица земли себе подобных.

    Несомненно, для достижения целей настоящего воплощения необходимо решить ряд промежуточных задач. Давайте для этого попытаемся ответить себе на простые вопросы. Правда, некоторым они могут показаться не очень простыми, а подчас так и вовсе сложными.

    Но несмотря на это, мы себе их зададим. Итак… 1. Что я хочу получить от этой жизни?

    2. Чего я хочу добиться в этой жизни и что мне необходимо для этого сделать?

    Для ответа на эти вопросы возьмем чистый лист бумаги и выпишем на него в столбик все то, что вам хочется иметь или добиться. Здесь вы можете описать любые желания, даже если они будут казаться слишком примитивными или несбыточными. Запишем сюда же наши стремления, цели и задачи, которые мы себе поставили. Когда список будет готов, объединим желания по темам.

    Например, «предметы быта», «транспорт», «личное», «семья» и т. п. Назовем получившуюся структуру матрицей желаний. Посмотрим, какие области наиболее перегружены, а какие отражают только одно-единственное желание. Составленный список является отражением нашей будущей кармы.

    Просмотрев внимательно матрицу желаний, мы можем сразу понять, какая из областей потребляет больше всего сил и энергии, а какая менее загружена. Пусть вам подобное занятие не покажется бесполезным. Во-первых, этот список составляется только раз в жизни, а во-вторых, подобная работа бывает полезна для выявления жизненных приоритетов.

    Особенно он вам может помочь в критические моменты, когда вы чувствуете себя окончательно загнанным и потерявшимся и не знаете, за что хвататься и куда идти.

    Теперь для примера выберем из списка какое – нибудь желание или цель и озвучим его, спросим себя (можно это сделать вслух): «Кто этого хочет?» То есть кто хочет реализации данного желания или цели? Как ни странно, на поставленный вопрос может быть несколько ответов.

    А может быть, есть желания, которые навязали другие люди?! Вот тут-то мы и начинаем впервые осознавать, понимать, что желания могут быть истинными и ложными, навязанными извне. Подвергнем всю матрицу желаний подобной проверке, задавая все тот же вопрос: «Кто этого хочет?» И так мы прорабатываем каждую строчку этого списка. В результате у нас два списка своих и чужих целей и желаний. Отбросив список навязанных нам обществом потребностей, желаний и целей, мы получаем личный список. Назовем его матрицей истинных желаний.

    Кстати, если вам интересно, можно отдельно составить список ложных желаний, которые мы считали своими: что хочет моя мама? что хотят моя супруга и мой начальник? и т. п.

    Именно истинные желания являются составляющими целей нашего воплощения.
    Если я им следую, то выполняю кармические задачи, поставленные в этом воплощении, и мне не придется все начинать заново в следующей жизни. Следуя ложным целям и желаниям, идя неверным путем, мы не выполняем жизненного предназначения и вместо того, чтобы улучшать свою карму, своими действиями только усугубляем ее.

    Конечно, мы вправе заниматься всем тем, чем хотим, и добиваться всего того, к чему стремимся. Однако, если мы не нарушаем основных законов мироздания, это ведет к улучшению кармы или в худшем случае вообще на ней не отражается. В противном случае в результате наших действий увеличивается негативная карма.

    Давайте вернемся к нашей матрице желаний и еще немного поработаем с ней. Расположим наши потребности, желания, цели и т. п. по уровням, ответив на определенные вопросы.

    Что хочет мое тело? Что хотят мои эмоции? Что хочет мое эго? Что хочет мой ум? Что хочет моя душа?

    Теперь матрица желаний будет иметь следующие уровни: тело, эмоции, эго, ум, душа.

    Итак, проведя такой простой анализ, уже можно примерно понять, ради каких целей и задач мы пришли в этот мир. Однако далеко не все ответы лежат на поверхности. Система программ на эту жизнь — это самый настоящий айсберг, у которого есть и подводная часть. Есть цели и задачи, о которых мы не знаем, или не хотим помнить, или даже не допускаем мысли о них.

    Что же именно сокрыто от нашего сознания? К этим скрытым от сознания областям обычно относятся долги перед другими людьми и миром, невыполненные задания прошлых жизней, которые нам уже надоели, и мы устали к ним снова и снова возвращаться вследствие бесконечных собственных ошибок и т. п.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что у нас в этой жизни есть несколько предназначений. Во-первых, мы пришли сюда за новым опытом, а также для самосовершенствования во всех мыслимых и немыслимых планах.

    Во-вторых, мы пришли исправиться, работая над ошибками, устраняя последствия прегрешений прошлых жизней и отдавая окружающему миру долги и обязательства, которые некогда взяли на себя. Мы здесь также для того, чтобы испытать на прочность свою духовность: насколько мы готовы жить по космическим законам и перейти на следующий уровень развития.

    Мы сами в свою очередь являемся испытанием для своих родителей, близких, друзей и т. п., как, впрочем, и они для нас. Мы постоянно проверяем силу их духа и веры в Высшие Силы. В этой жизни мы являемся наблюдателями и судьями себя и своих поступков, а также окружающих нас людей и социума в целом.

    Читайте также:  Вспоминание дел дня - психология

    Вот небольшой перечень целей и задач настоящей жизни, обычно скрытый пеленой забвения.

    Когда мы стремимся к жизненной цели, на пути часто появляются те или иные преграды. Как правило, мы умеем их преодолевать: для этого в нашем арсенале существует бесчисленное количество вариантов и способов. И все было бы нам по плечу, если бы не препятствия, которые находятся внутри нас самих.

    Это чувство вины, склонность к жертвенности, тяжесть невыполненного долга, обиды на окружающих людей и самих себя и конечно же страхи. Даже если мы узнаем цели и задачи на это воплощение, это знание не должно превратиться в слепую веру, мы должны ясно осознавать его и быть уверены в своей правоте.

    Наша вера в истинные цели и задачи, подкрепленная волей и знанием, позволяет реализоваться наиболее полно.

    Для решения задач необходимы силы и средства, а также время и место реализации, а это определяется исключительно кармическими законами. К сожалению, окружающий нас социум со своей ложной моралью и ложными целями отнюдь не заинтересован в реализации истинных целей нашего настоящего воплощения.

    Человек, следующий своему предназначению, становится свободным от клятв, обязательств, обетов, в том числе и религиозных, обещаний, миссий, которые общество придумало для того, чтобы опутать его сетями ограничений и посадить в ловушку собственных страхов.

    Зачем? Таким человеком легче всего управлять, ограничив свободу его воли и свободу выбора. Несомненно, те люди, которые препятствуют свободе выбора других и верно служат подобному, живущему в искаженном мире обществу, нарабатывают очень большую негативную карму.

    Чем тяжелее их карма, тем ниже они падут, и могут в итоге оказаться на самых низших уровнях воплощений — возродиться в демонических мирах. Путешествие по жизни — это не легкая прогулка, часто это очень серьезное испытание.

    Поэтому, чтобы не сойти с дороги, вы должны выработать свою собственную философию, которая позволит вам противостоять любой ложной идеологии, пытающейся сбить вас с истинного пути, предписанного кармой.

    Если на вашем жизненном пути встретится духовный партнер, который в трудные минуты может вас поддержать, — это случай, который следует рассматривать как подарок судьбы. Бывает, что встречаются и идеальные любовники — те души, которые из жизни в жизнь идут рука об руку, всегда, однако, воплощаясь с разными половыми признаками.

    На нашем жизненном пути никто не застрахован от ошибок. Но мы должны понимать, что имеем право ошибаться, поскольку жизнь — это еще и обучение, а тот, кто учится, должен иметь различный опыт. Не зря это так хорошо отражено в русской поговорке: «За одного битого двух небитых дают!» Мы должны научиться прощать себя, а также окружающих, понимая, что жизнь — это приобретение опыта и все люди, пришедшие в этот мир, появились здесь именно для этого.

    Итак, из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: мы сюда пришли для обучения и получения опыта, весь же негатив, с которым мы сталкиваемся в жизни, — следствие наших ошибок, вызвавших причинно-следственные кармические процессы.

    Источник: http://astro-germes.com/celi-i-zadachi-v-etoj-zhizni/

    5 основных звеньев в цепи Успеха или логическая цепочка на пути к Успеху | Календарь лунных дней на www.lyna.info

     Каждый выбирает для себя
    Женщину, религию, дорогу.
    Дьяволу служить или пророку
    Каждый выбирает для себя.
    (Юрий Левитанский)

     Каждый день человек сталкивается с ситуациями, где ему предстоит выбор одного из нескольких вариантов.

    Чаще это мелкие ситуации, например, куда пойти пообедать – туда или сюда. Или утром, какую рубашку одеть эту или эту. Позвонить сначала этому человеку или тому.

    Но случаются ситуации посложнее, когда результат выбора может определить жизнь человека на многие годы.

    Например, выбор, в какой институт поступать, или с какой компанией заключить договор на работу, а может выбор своей ниши в сфере интернет-маркетинга.

    Ведь если выбор будет ошибочным, то можно потратить годы на создание и раскрутку своего проекта в интернет или на получение нелюбимой профессии, а в результате — остаться у разбитого корыта.

    Вам, конечно, будет проще сделать свой выбор, если Вы владеете простым методом «Выбор или-или».

    Потому что Успех в жизни человека – это тоже когда-то сделанный правильно Выбор.

    И часто не простой выбор.

    Есть масса примеров, когда в годы своей юности нынешние великие артисты поступали в театральное училище с третьей, четвертой или пятой попытки. А в промежутке между поступлениями работали или на заводе, у станка, или подметали улицы.

    Такие же примеры при желании, можно найти и у известных людей в других сферах деятельности. Сегодня это относится и к бизнесу в интернет.

    Абсолютно уверен, что очень многие шли к известности и своим хорошим заработкам в интернет не месяцы, а годы.

    Когда-то они правильно сделали свой Выбор и не свернули с пути. Конечно, может быть, в их ситуации было бы проще подать документы в другой институт, в случае провала на экзаменах. Или пойти по накатанной дороге, допустим, по стопам своих родителей, или за компанию с друзьями.

    Но человек делает свой Выбор и достигает свой Цели осознанно.

    Я, уверен, что эти три слова: Выбор, Цель, Успех, можно поставить рядом в логической цепочке достижения человеком, Счастья и Успеха.

    Хотя если говорить серьезно, то не всякая цель подвластна в конкретный момент времени конкретному человеку.

    Человек может быть просто не готов сегодня к данной цели.

    Есть очень действенное упражнение «Путь к цели», которое с большой степенью вероятности сможет Вам дать ответы на такие непростые вопросы:

    • — Покориться ли Вам конкретная цель?
    • — Хватит ли у Вас сил для достижения данной цели?

    Очень часто можно прочесть такие вопросы:

    • — Надоела работа… Что делать?
    • — Нет денег… Что делать?
    • — Хочу получить что-то… Что делать?

    Так и просится на язык ответить вопросом на вопрос – А кто виноват?

    А если из небольших звеньев сделать цепочку и найти достойный ответ на эти вопросы?

    # Во-первых, надо себе четко сказать, что то состояние и положение, где Вы сегодня находитесь, Вас абсолютно не устраивает и не удовлетворяет. Ну, часто с этим проблем нет.

    # Во-вторых, надо сделать Выбор и определиться с дорогой, по которой Вам предстоит пойти.

    Как очень хорошо сказал автор книг по простым секретам достижения Успеха, и одной из моих самых любимых книг «Семь стратегий достижения богатства и счастья», Джим Рон:

    «Если Вам не нравится Ваше местонахождение, смените его — Вы же не дерево!»

    # В-третьих, конечно же, выбрать такую цель, чтобы Вас грела в холода, кормила в безденежье, манила, как запретный плод.

    # В-четвертых, подключите воображение. Чтобы картинка Вашей цели вызывала у Вас слюноотделение, как от представленного лимона, и сердце начинало биться, как на первом свидании.

    # В-пятых, начните действовать, не предаваться пустым мечтаниям и нытью, а ДЕЙСТВОВАТЬ!

    Сила реки в движении, если река остановится, то она превратиться в болото.

    Чтобы Ваше «болото» отступило, Вам нужно обязательно выработать у себя несколько новых привычек, чтобы они вошли в Вашу плоть и кровь.

    Эту возможность Вам может дать «Система Пифагора».

    Она поможет Вам сформировать самую лучшую привычку всех успешных людей, независимо от Вашего выбора пути, будь-то online или offline дорога.

    • Привычку к анализу Ваших дел и поступков.
    • Привычку к повышению эмоциональной составляющей Вашей жизни.
    • Привычку каждый новый день считать лучше и прекраснее, чем прошедший.
    • Привычку к осознанию того, что хороших людей всегда больше, а рядом с Вами их абсолютное большинство.

     И вот на горизонте уже замаячил и Ваш Успех.

    Вот простоя цепочка Успеха, Вашего Успеха!

    • Выбор превращается в Цель.
    • Постоянное повторение Цели превращается в Веру.
    • Вера ведет к Действию.
    • Действие ведет к Концентрации.
    • Концентрация и нужные Привычки ведут к Успеху.
    • Повторение Успеха ведет к Мастерству.
    • Мастерство ведет к Смыслу Вашей жизни!

    Виктор Кириченко
    Сайт: Журнал Слагаемые успеха в online и offline

    Источник: https://lyna.info/5-osnovnykh-zvenev-v-tcepi-uspeha-ili-logicheskaia-tcepochka-na-puti-k-uspehu/

    Правильный выбор Жизненной Цели — залог Успехов!

    Правильный выбор Жизненной Цели — залог Успехов!

    Жизненные цели человека определяют вектор его развития, его будущее. Это элемент, который концентрирует силы и энергию на том, что должно быть достигнуто. Цели, которые задают направление Вашего движения и Вашей жизни.

    Цели могут быть долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Цели могут быть практическими, связанными с нашей социальной жизнью или профессиональной деятельностью, а могут быть нравственными или психологическими, направленными на выработку в нашем характере определенных черт, качеств или установок.

    Люди ставят перед собой цели во всех сферах жизни. Но центральными, определяющими являются: «Жизненные цели человека» — это главные, сверхдолгосрочные цели. В них заложен смысл Вашей жизни. Они должны «греть» Вас, заставлять двигаться по жизни.

    А выбрать их нужно еще до того, как Вы начнете формулировать и ставить цели более осязаемые.

    Жизненные цели человека

    Их выбор не прост! И происходит это из-за нашей озабоченности внешнею стороной своего существования, что не позволяет нам обратить внимание на собственные чувства. А ведь именно в них содержится ключ к нашим истинным желаниям. Игнорируя чувства, мы создаем почву для внутреннего конфликта, который может иметь чрезвычайно длительные и негативные последствия.

    Если, к примеру, человеку приходится неоправданно много затрачивать усилий по достижению определенной цели, к которой он идет на пределе физических возможностей, если при этом его сопровождает затянувшаяся психологическая депрессия, если тело заболевает серьезными необъяснимыми болезнями — то это ложная цель.

    В погоне за ложной целью Вы либо ничего не добьетесь, либо, достигнув цели, убедитесь в том, что это вовсе не нужно. Стоит ли упускать уникальный шанс, данный жизнью, и тратить драгоценное время на исправление ошибок? Несмотря на то, что жизнь кажется длинной, она очень быстро и незаметно проходит.

    Поэтому необходимо научиться находить именно Ваши цели, которые принесут счастье лично Вам.

    [ad#adaptiv]

    Все мы индивидуальны, поэтому жизненные цели человекадолжны отражать его индивидуальность.

    Если Вы хотите добиться успеха в жизни, то Вам необходимо выбрать цели, которые будут соответствовать вашим ценностям, вашим сильным чертам, вашим пристрастиям и вашему желаемому стилю жизни.

    И уже после, ощутив суть собственных перспективных целей, человек способен достичь небывалых высот в творческом, профессиональном и карьерном росте, материальном благополучии, устройстве личной жизни.

    Многим из нас с детства внушали мысль о том, что успеха можно достичь только упорным трудом. А еще надо настойчиво идти к своей цели, преодолевая препятствия. Одно из самых больших заблуждений состоит в том, что за счастье надо бороться, проявить настойчивость, упорство, преодолеть множество препятствий, в общем, завоевать свое место под солнцем.

    Заблуждение человека состоит в ложном убеждении: «Если я преодолею препятствия, тогда там, впереди, меня ждет счастье». Это не более чем иллюзия. Впереди нет никакого счастья! Многие люди, добившись с большим трудом поставленной цели, не ощущают ничего, кроме опустошения. Куда же это счастье подевалось? Счастье приходит во время движения к своей цели.

    Если человек находится на своей стезе, тогда он испытывает счастье уже сейчас, даже если цель еще впереди. Тогда жизнь превращается в праздник. Когда цель будет достигнута, это будет радость вдвойне. Однако, уже само движение к своей цели превращает каждый день в праздник. Движение к чужой цели всегда оставляет праздник в иллюзорном будущем.

    Достижение чужой цели приносит разочарование и опустошение, но никак не счастье.

    Цель человека в жизни не определяется какими-то временными потребностями. Она должна отвечать на вопрос: чего вы хотите от жизни? Что сделает вашу жизнь радостной и счастливой? Только это имеет значение. Все остальное можете считать шелухой.

    Читайте также:  Как строить себя в направлении своего идеала - психология

    Поиск жизненной цели

    Найдите одну главную, жизненную цель. Достижение ее потянет за собой исполнение всех остальных желаний. Вы не сможете определить цель путем анализа и размышлений. Настоящую цель может идентифицировать только ваша душа. Анализ — это деятельность разума. Душа думать не умеет.

    Она способна только видеть и чувствовать. Задача разума в процессе поиска цели состоит не в том, чтобы искать. Разум будет это делать как обычно, то есть методом анализа и построения логических цепочек на базе общепринятых стереотипов и штампов.

    Если бы свою стезю можно было определить таким способом, все люди были бы счастливы.

    [ad#adaptiv]

    Задача разума состоит в том, чтобы пропускать через себя всю внешнюю информацию, обращая при этом особое внимание на состояние душевного комфорта. Разум должен лишь сделать установку: я ищу то, что превратит мою жизнь в праздник. А затем просто впускать в себя внешнюю информацию и наблюдать за чувствами души с позиции этой установки.

    Активный поиск ни к чему не приведет. Не беспокойтесь, наблюдайте и ждите. Если будет установка на поиск, нужная информация придет сама. В определенный момент вы получите какие-то сведения, которые пробудят у вас живой интерес. Главное, чтобы разум в этот момент не лез со своими размышлениями, а просто обращал внимание на состояние душевного комфорта.

    Можно самим ускорить приход нужной информации. Для этого будет очень полезно расширить круг своих интересов. Сходите туда, где вы еще не бывали: в музеи, на экскурсии, в кино, в поход, в другую часть города, в книжный магазин, куда угодно. Не нужно активно заниматься поиском, просто расширьте диапазон внешней информации и наблюдайте.

    Дайте себе неопределенный срок, не зажимайте себя во временные рамки и не превращайте поиск жизненной цели в обязанность. Просто держите в мыслях такую установку: я ищу свое призвание, себя в жизни, я ищу то, что превратит мою жизнь в праздник.

    Следите за своими чувствами внимательней, чем делали это раньше. Пусть такая установка постоянно работает в фоновом режиме. Любую информацию, которая к вам поступает, пропускайте через вопросительный фильтр: что я по этому поводу -чувствую, нравится мне это или нет?

    Рано или поздно вы получите какой-нибудь знак или информацию, от которой внутри что-то словно встрепенется: «О, это мне нравится!» Обдумайте хорошенько данную информацию со всех сторон, внимательно наблюдая за состоянием душевного комфорта.

    Но вот наконец вам удалось отделаться от искушения размышлять о средствах, и вы определили цель. Когда появится решимость иметь и действовать во имя достижения этой цели, тогда слой вашего мира подвергнется удивительной трансформации. А произойдет вот что. Вы освободились от бремени ложных целей и вздохнули свободно.

    У вас больше нет необходимости принуждать себя делать то, к чему не лежит душа. Вы отказались от борьбы за иллюзорное счастье в будущем и позволили себе иметь его здесь и сейчас. Раньше вы пытались заполнить душевную пустоту дешевыми суррогатами.

    А теперь разум выпустил душу из футляра, и появилось удивительное ощущение легкости и свободы, словно пришла весна, и вы пробудились от долгой зимней спячки. Тягостное ощущение угнетенности и бремени исчезло.

    Согласитесь, гораздо приятней двигаться к собственной жизненной цели, осознавая, что отыскали внутри себя то, что раньше безуспешно пытались найти во внешнем мире. Ваш разум выбросил ненужный хлам чужих целей, отказался от бесполезных раздумий о средствах достижения и просто впустил нужную задачу в слой своего мира.

    Душа сама выбрала игрушку и от радости запрыгала и захлопала в ладошки. Вы взломали ложный стереотип и позволили себе иметь, несмотря на мнимую недоступность цели. Поэтому перед вами распахнулись двери, которые раньше были закрыты. Тут и разум наконец осознал, что цель действительно реально достижима.

    Теперь вы стали счастливее и жизнь превратится в праздник, поскольку радостная душа побежит вприпрыжку за разумом, который впустил цель в слой своего мира. Душа и разум весело зашагают рука об руку по ровной и приятной дороге к счастью, которое есть уже здесь и сейчас.

    Источник: https://constructorus.ru/uspex/pravilnyj-vybor-zhiznennoj-celi-zalog-uspexov.html

    Методы решения задач психологии

    Методы решения задач психологии

    Для решения задач психологии применяются следующие методы:

    • лабораторный и естественный эксперимент;

    • исследование продуктов деятельности;

    • биографический метод;

    • психологическое моделирование;

    • сравнительно-генетический метод и др.

    Психологический тест — краткое, стандартизированное, как правило, ограниченное во времени испытательное задание для установления отдельных индивидуальных особенностей испытуемого.

    В настоящее время широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тссты достижения (определяющие уровень овладения знаниями и навыками), диагностики личностных качеств, клинические тесты и др.

    https://www.youtube.com/watch?v=w_EMT2P1q-k

    Ценность тестов зависит от их валидности и надежности — их предварительной экспериментальной проверки.

    Наиболее распространены тесты интеллекта (тест Кеттелла и др.) и тесты личности (MMPI), ТАТ-тест тематической апперцепции, тесты Г. Роршаха, Г. Айзенка, Дж. Гилфорда, С. Розснцвейга (16-факторный личностный опросник) и др.

    В последние годы в целях психологической диагностики стали широко использоваться продукты графической деятельности индивида — почерк, рисунки.

    Графический метод психологической диагностики, являясь модификацией проективного метода, позволяет исследовать особенности проецирования личностью действительности и се интерпретации.

    При этом используются разработанные в западной психологии стандартизированные приемы и процедуры: «рисунок человека» (тест Ф. Гудинафа и Д. Харриса), тест «дом-дерево-человек» (Д. Бука), «рисунок семьи» (В. Вульфа).

    Биографический метод исследования направлен на выявление стиля жизни индивида, типа его адаптации в среде. Он используется как для анализа, так и для коррекции жизненного пути личности.

    Возможна диагностика обследуемого при помощи компьютерной программы «Биограф». Метод позволяет выявить факторы, наиболее влияющие на поведение личности.

    Полученные данные используются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов.

    По задачам и методам исследования психология находится на стыке общественных и естественных наук.

    Формулируя некоторые универсальные методы науки, методология вместе с тем выделяет и некоторые специфические методы, которые наиболее соответствуют объекту познания той или иной конкретной науки. Так, особое значение для психологии имеют следующие методы исследований:

    Оптимальное соотношение разрабатываемых той или иной наукой теории и метода представляет собой тот идеал, к которому стремится каждый исследователь.

    Специфические методы психологической науки, которые определяются особенностями се объекта, принято делить на два основных вида: неэкспериментальные (наблюдение, опрос) и экспериментальные (наблюдение в специально созданных условиях, а также специализированный метод тестирования).

    • для анализа характера изменений поведения при изменившихся условиях и выявления наиболее эффективных методов труда, планирования и стимулирования трудовой деятельности;

    • для наблюдения за поведением различных операторов в одинаковых условиях и выявления таким образом индивидуальных различий между операторами, сравнения качества деятельности каждого из них.

    По характеру организации наблюдение может быть внешним или внутренним, разовым или систематическим.

    При проведении наблюдения необходимо обеспечить такие условия, чтобы не отвлекать наблюдаемого от работы, не сковывать его действия, не делать их менее естественными.

    Повышению объективности наблюдений способствует многократность наблюдений, их сочетание с другими методами исследования.

    Метод наблюдения используется не только изолированно, но и в сочетании с другими методами.

    При проведении беседы необходимо учитывать, что она должна:

    • строиться по заранее продуманному плану;

    • проводиться в атмосфере взаимного доверия, носить характер

    • свободного диалога, а не допроса;

    • исключать вопросы, имеющие характер подсказки или внушения.

    Важным требованием к проведению этого исследования является соблюдение этических норм: конфеденциальность обстановки, соблюдение профессиональной тайны, уважение к собеседнику.

    При анкетировании работник сохраняет анонимность, поэтому он отвечает на вопросы более откровенно. Кроме того, он может более основательно продумать и сформулировать свои ответы. Анкетирование позволяет получить данные в короткие сроки и от большого количества людей, причем в форе, доступной для машинной обработки.

    Для повышения уровня достоверности данных анкетированию должна предшествовать предварительная организационная работа: беседа о целях и порядке анкетирования: вопросы анкеты должны быть ясными и конкретными; анкета должна быть четко структурирована с выделением основных разделов. Сегодня при анкетировании возможно использование таких современных технологических методов, как рассылка вопросов по электронной почте, через Интернет. Эти технологии в значительной мере ускоряют получение и практическое использование нужных данных.

    Наблюдение во всех его формах не вносит изменений в изучаемый процесс, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно тс ситуации, которые больше всего интересуют исследователя. Для устранения этого недостатка следует прибегать к эксперименту.

    Традиционно используются два вида эксперимента: лабораторный и естественный.

    Недостатком данного метода является искусственность создаваемого трудового процесса, что иногда ведет к снижению чувства ответственности у испытуемых.

    Таким образом, в психологии используется целый ряд методов. Какой из них следует применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-то метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

    Специфика психологических исследований состоит в том, что при их проведении специалисты должны проявлять заботу о людях, сохранении их достоинства и благополучия. Психологи-исследователи разработали соответствующий комплекс этических требований, в который входят следующие основные этические нормы:

    • при планировании эксперимента исследователь несет ответственность за его этическую приемлемость;

    • исследователь должен информировать испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принять в нем участие:

    • исследователь должен с уважением относиться к праву испытуемого сократить или прервать свое участие в процессе исследования в любое время;

    • исследователь обязан защитить участников исследования от любого физического или душевного дискомфорта, вреда и опасности;

    • информация, полученная в ходе исследования о его участниках, является строго конфиденциальной.

    Следует также учитывать, что психологическое исследование — это всегда социально-психологическое взаимодействие между экспериментатором и испытуемым, в ходе которого под влиянием некоторых факторов может возникнуть искажение объективной информации.

    Самонаблюдение (интероспекция) — исторически первый метод изучения души и психики.

    Это “внутреннее” наблюдение человека за собственными психическими явлениями, которое при всей кажущейся житейской простоте является в действительности очень сложным и многофакторным процессом.

    Такому отражению самого себя человека нужно специально учить. Квалифицированная интроспекция, сопоставленная с результатами других методов, всегда полезна, порой необходима.

    Эксперимент является основным методом современной психологии, находится у ее истоков. Хотя необходимо признать, что ввиду своего предмета психология остается наукой в значительной мере описательной. Не над всем в психике возможен эксперимент в его классическом понимании. Однако особое значение экспериментального метода обусловлено рядом его несомненных преимуществ.

    • Во-первых, эксперимент позволяет задействовать у испытуемого любой интересующий исследователя процесс или состояние. Не нужно ждать, к примеру, проявления воли, а можно создать для этого экспериментальные условия.

    • Во-вторых, экспериментатор, предварительно выделив все условия, влияющие на исследуемое явление, может планомерно менять их: увеличивать, уменьшать, исключать, т.е. целенаправленно организовывать течение изучаемого процесса.

    • В-третьих, управляемое варьирование факторов дает возможность достоверно выявить меру влияния каждого из них на исследуемое явление, т.е. обнаружить объективные закономерности, зависимости. Это путь от живого явления, факта к познанию сущности.

    • В-четвертых, полученные материалы позволяют и с необходимостью предполагают строгую количественную обработку, математическое описание и моделирование изучаемого явления в целом.

    Однако из перечисленных преимуществ эксперимента неизбежно вытекает его основная трудность — ограничение. Как психологическая, так и внешняя деятельность испытуемого протекает как бы искусственно, в навязанной последовательности, в необычных условиях. Человек знает, что это не реальная практика, а лишь эксперимент, который, например, по его желанию может быть прекращен.

    По разным основаниям выделяется множество видов эксперимента: аналитический и синтетический, констатирующий и формирующий, психолого-педагогический, моделирующий, обучающий, лабораторный, полевой.

    Особое место в этом ряду занимает естественный эксперимент, предложенный знаменитым русским психологом А. Ф. Лазурским (1874-1917).

    Суть его заключается в том, что исследуемая деятельность испытуемого протекает в привычных для него условиях, он не знает о проведении эксперимента.

    Третью группу (по Б. Г. Ананьеву) составляют методы обработки полученных результатов. Это ограниченное единство количественного и качественного, содержательного анализа. Обработка результатов — это всегда творческий, поисковый процесс, предполагающий подбор наиболее адекватных и чувствительных математических средств.

    Наконец, четвертую группу составляют так называемые интерпретационные методы, направленные на теоретическое объяснение, психологическую трактовку изучаемого явления. Здесь всегда присутствует комплексный, системный набор различных вариантов функционального и структурного методов, замыкающих общий цикл психологического исследования.

    Источник: https://infourok.ru/metodi-resheniya-zadach-psihologii-1100761.html

    Ссылка на основную публикацию