Психосинтез: используемые техники — психология

Принципы и техники психосинтеза

В этой статье мы рассмотрим с вами понятие психосинтеза, его виды, техники психосинтеза. Здесь вы найдете ответы на вопросы, что такое психосинтез, принципы и техники, разработанные в этом направлении. Каковы направления психосинтеза?

Кратко расскажем вам об истории зарождения психосинтеза. Роберто Ассаджиоли создал психосинтез. Первоначально ученый занимался изучением и развитием психоанализа, но счел его методы недостаточными для того, чтобы достичь гармонии личности, поэтому создал другую отрасль науки – психосинтез.

Рекомендуем: Психокинез — это

Психосинтез Ассаджиоли – это не что иное, как развитие и самосовершенствование человеческой личности.

Прибегнув к помощи психосинтеза, каждая личность сможет понять, что имеет способность управлять своими психическими процессами.

Созданные техники и упражнения, разработанные специально для психосинтеза, позволяют устранить препятствие в виде рационального ума, найти проблему, скрытую в психике человека, и тем самым получить возможность ее решить.

Определение. Основные понятия

Психосинтезом называется метод, с помощью которого можно управлять сознанием и психической активностью человека. Психосинтез не является сугубо терапевтическим методом, он может быть использован каждым желающим для повышения психологической устойчивости.

Целью психосинтеза является объединение всех качеств и функций человека, только такая гармония позволяет активировать побуждения для дальнейших действий.

Сенсомоторный психосинтез – данный метод психологии направлен на управление состояниями сознания посредством психологического воздействия на сознание человека, то есть внушения, для помощи в решении определенных терапевтических проблем.

Рекомендуем: Что такое персонификация?

Интерактивный психосинтез базируется на этнокультурной и межкультурной символике и способах генерации особых переживаний, способствует созданию у человека целостного и единого «Я».

Рассмотрим этапы психосинтеза:

  • Первым делом необходимо обнаружить свои комплексы, которые складывались на протяжении многих лет с самого младенчества, поскольку они оказывают большое влияние на формирование неврозов.
  • Путем разбора своих проблем происходит открытие новых граней самого себя, улучшение себя и совершенствование.

Познание самого себя, своего сознания является в психосинтезе лишь начальной ступенью.

Основной принцип психосинтеза состоит в том, что человек способен к осознанию всех граней бытия, различных и отличных от себя.

Все мы отождествляем себя по-разному: чьи-то отождествления связаны с красотой и телом (модели, спортсмены); иные же связывают себя с интеллектом (ученые); третьи же на первое место ставят чувства (влюбленные люди). Сейчас мы привели пример «неполезного» отождествления, поскольку оно не дает вам возможности познать себя со всех сторон.

Нам необходимо «изъять» из своего внутреннего мира все комплексы, дурные мысли, то есть отделить их от внутреннего «Я». «Изъятые комплексы» необходимо разложить перед собой и постараться, разобравшись в них, избавиться от этих элементов внутреннего мира, чтобы освободиться от скованности. Необходимо учиться управлять ими.

Рекомендуем: Диссоциация: подробнее про явление

Ни в коем случае нельзя подавлять негативную энергию внутри себя, пуская все на самотек. Управление негативом подвластно лишь тому, кто познал все грани своей сущности.

Как контролировать элементы личности

Для обретения контроля над некоторыми из элементов личности психологи прибегают к методу работы над субличностями. Что такое субличность? Сейчас мы поясним.

Субличность – это часть личности человека, которая образуется вокруг какой-либо потребности, со временем становится больше и начинает стремиться к независимому существованию. Такие образования возникают в любом возрасте человека, имея при этом свой собственный стиль и характер. Можно наблюдать усиление их влияния в человеке, поскольку они имеют свои цели, отличные от других.

Рекомендуем: Психология личности

Нет понятий «плохая» или «хорошая» субличность. Это неотъемлемая часть нас самих, которая выражает наши мысли, желания и потребности. Однако она может принести вред, если мы позволим ей одержать над собой верх.

Чтобы не позволить субличности захватить нас, существует несколько правил обращения с ней:

  • Необходимо определить и отделить друг от друга разные стороны своей личности, они могут быть противоположны друг другу. Нельзя заключать их в бессознательные цепи разума, необходимо признать и принять их.
  • Необходимо сопротивляться и бороться с тем, что одерживает над нами верх, не позволяя бросать себя из стороны в сторону.
  • Субличности не должны противостоять друг другу, они должны дополнять друг друга и делать человека сильнее.
  • Необходимо возведение всех субличностей на высшую ступень и полное раскрытие каждой из них.
  • Познание каждой из них. Необходимо проделать большую сложную работу, и в результате мы познаем свое истинное «Я».

Этапы психосинтеза

Рассмотрим этапы, из которых состоит процесс психосинтеза:

1. Первый шаг связан с выбором идеальной личности, к которой нам предстоит стремиться. Нужно представить ее, быть может, нарисовать или же описать, каким вы хотите быть. Важно понимать, что представить и стать – это две разные вещи, и с этого все только начинается.

2. Необходимо задействовать все внутренние силы и энергию на пути к идеалу. Должны гармонировать все части личности, нельзя стремиться лишь какой-то из частей. Только их совместное постижение сможет помочь вам сделать следующий шаг.

3. Третий шаг трудоемок – теперь с помощью имеющихся уже качеств развиваем те, которые вы хотите приобрести для своей «идеальной» личности.

4. Соединение воедино всех своих качеств. Пребывание в гармонии с самим собой, со своим разумом. Буква сама по себе просто знак, но из букв складываются целые шедевры литературы.

Сегодня мы поговорили о психосинтезе. Психосинтез направлен на постижение нами самих себя, принятие и избавление от комплексов, которые так часто мешают нам в повседневной жизни.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/psixosintez.html

Чудесные психотехники психосинтеза

kantrium.com | MySuomi.com | HELSINKI | TourMANN.com

Прежде чем говорить о чудесных техниках психосинтеза  поговорим  немного о словах и о терминах в принципе.

 Психосинтез… Не надо пугаться слова с корнем «психо». Ведь «психо»-это совсем не  от «психа» Вообще-то на древнегреческом слово «психэ» означало душа.

 Да, мы живем в жестоком и прагматичном мире, но кому бы из нас понравилось, если бы нас сочли бездушным человеком. Душа- это эмоции, это радость, это любовь, это жизнь, настоящая жизнь.

 Психология изучает душу, а практическая психология работает с душой, помогает устранить душевную боль, очищает и возвышает душу и делает ее сильнее.

 Существуют самые разные методы практической психологии и один из самых известных – психоанализ Фрейда. Он очень популярен во всем мире и в России тоже, хотя нельзя сказать, что он близок российскому человеку- слишком много анализа, а нам хотелось бы чувствовать и любить.

 Психосинтез, как видно из самого названия- это нечто прямо противоположное психоанализу, нечто соединяющее психику. Его создал  в средине XX века бывший ученик Зигмунда Фрейда итальянский психолог и психотерапевт Роберто Ассаджиоли.

 Работая с сотнями и тысячами клиентов  я существенно модифицировал этот метод,  дополнил его несколькими  десятками новых положений и методов, приблизил его к условиям современности ( все-таки прошло несколько десятков лет и жизнь сильно изменилась) и адаптировал его к российской психологии и русской ментальности.

 В результате родилась психологическая и психотерапевтическая система, которая получила название «Восточная версия психосинтеза» (WVP). Я защитил   ее  как свое авторское направление перед лучшими на Комитете модальностей (психологических направлений) Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ОППЛ).

 Я  изложил эту систему в сотнях статей, которые вы можете прочитать на моем сайте в разделе Обо мне, подраздел Моя авторская система.

 Итак, психосинтез в своей классической и восточной версии- это система эффективной саморегуляции, гармонизации личности и саморазвития, доказавший свою эффективность и гарантирующий человеку  долговременные положительные  изменения и во внутреннем мире, и во внешней жизни.

 Эта система содержит чудесные психотехники, материализующие желаемое и помогающие  всем положительным изменениям в жизни.

 Если вернуться к Ассаджиоли, то надо отметить, что  создавая свой метод, он исходил из того бесспорного факта, что наша психика раздроблена, что наша сознание состоит из частей, которые он назвал субличностями, т есть мелкими и несамостоятельными личностями.

 Они образовались из наших  самых разных и нередко очень противоречивых социальных ролей, которые нам приходилось играть в жизни.

 Например, на работе нам приходится быть очень жесткими и напряженными. Если мы хотим быть успешными, эту роль приходится играть очень часто и постепенно она становится нашей «второй натурой» и как маска прирастает к лицу.

 Но когда мы приходим домой в семью требуется быть другим человеком- нежным, внимательным и чутким.

 Когда-то мы были таковым, то есть у нас было это внимательное и способное любить «я», но постепенно суровая жизнь  ослабило его и превратило нас в жесткого работника, который приносит в дом эмоцию раздражения.

 Но дома от нас по-прежнему ждут любви. Налицо конфликт между двумя «я»- жестким и нежным, который, если длится  долго,  приводит к неврозу. Человек чувствует истощение и усталость, у него наблюдаются постоянные перепады настроения, переход от гнева к слезливости.

Так образуется  третье, невротическое «я», приводящее человека  в кабинет психолога и психотерапевта.

 Если мы изучим себя, самостоятельно (что происходит достаточно медленно) или с помощью психолога (что убыстряет процесс), вы увидите, что вы состоите из целого набора субличностей,  как правило, находящихся в состоянии конфликта.

 В вас могут одновременно уживаться  такие субличности как «заботливая мать», «обиженная дочь», «женщина, боящаяся мужчин», «гиперответственная  работница»,  «болтушка на вечеринках», «любительница шопинга», « лентяйка в отношении зарядки», «человек, с трудом принимающий решения».

 Перед вами случайный набор субличностей, но даже он наверняка содержит хоть одну, близкую вам. Если же вы покопаетесь в себе, то найдете целый ряд новых субличностей, причем о существовании этих субличностей вы и не задумывались.

 Субличности бывают разными для вас – хорошими или дружественными, нейтральными и негативными, разрушительными. От некоторых из них вам было бы очень полезно освободиться, ведь это именно они мешают вам  счастливо и гармонично, добиваться позитивных целей, общаться с людьми.

 Да  и сам хаотический и конфликтный порядок (точнее говоря беспорядок) общения этих субличностей между собой и называемый внутренним конфликтом, сложившийся  внутри вас тоже неплохо было бы поменять на что-то более счастливое и гармоничное.

 Особенно важно избавиться от негативных субличностей  и привести себя в состояние целостности и гармонии (пусть даже относительной и частичной, идеалы труднодостижимы) перед какими-то важными изменениями и поворотами судьбы.

 Это можно сделать с помощью  серьезной внутренней работы, основанной на применении чудесных техник психосинтеза. 

 Например внутреннее противоречивая женщина собирается выти замуж или конфликтный сложный мужчина получает новое, гораздо более ответственное назначение по службе.

 Если они не произведут внутреннюю работу с собой и не сумеют хотя бы до какой-то степени нейтрализовать эти внутренние противоречия и обрести новое единство (психосинтез) внутри себя, то они вряд ли выдержат испытание без потерь.

 Брак может завершиться разводом, а получение ответственного поста карьерным фиаско. Разве так не бывает в жизни? Разве  наши неудачи в ситуациях перемен и не объяснимы тем, что мы оказываемся внутренне не готовы к предлагаемым возможностям?

 Суть психосинтеза в том, чтобы собрать воедино  наши лучшие части самих себя ( субличности) и создать на основе их   новую субличность, способную справиться с переменами, вызовами судьбы,  непосильными нагрузками жизни,  сложными отношениями.

 Чтобы сделать это, психосинтез предлагает чудесные психотехники для изменения к лучшему.

 Это новое «Я», зрелое, ответственное, гармоничное и свободное от противоречий  представляет собой психосинтез первого уровня.

 Но эти делом не ограничивается.

 Для более полного саморазвития человеку необходимо соединиться с высшим духовным «Я», которое в религиях называли «искрой божией», «духом», «монадой», «совестью».

 Оно либо одобряет и поддерживает наши решения,  действия, поступки, посылая нам  новые силы, интуитивные прозрения, радость и вдохновение, либо не одобряет их,  в результате чего человек ощущает сомнения, замешательство, отсутствие удачи и вдохновения, угрызения совести.

 Не то, чтобы высшее «Я» специально наказывало человека, совершившего зло против других и самого себя или упорствующего в своих ошибках  и заблуждениях, но оно лишает такого человека естественной поддержки.

 И этого оказывается достаточно, чтобы человек сразу или по прошествии времени ощутил, что совершил ошибку.

 Соединение с высшим «Я» не достигается автоматически, оно требует усилий и внутренней работы над собой, не простой, но увлекательной, потому что нет ничего приятнее и радостнее, нежели наука совершенствования.

 Это и есть чудесные техники психосинтеза, помогающие стать лучше.

 В духовных учениях такая работа называлась молитвой, медитацией, созерцанием, катарсисом, современная психология говорит о достижении состояния вдохновения (Потока), интеграции всех частей и сил человека в единое целое.

Читайте также:  Психопатия - психология

 Если упростить подход и обобщить, все что было сказано выше, мы видим, что для интеграции самого себя нужно сделать два шага.  Вначале устранить внутренние психологические противоречия, которые возникает при достижении любой, более или менее серьезной цели и создать новое «я», ответственное за этот результат.

 А потом соединить это новое психологическое «я» с глубинным, вечным , живущим в глубинах нашего сознания высшим «Я», реальность которого хотя бы иногда в жизни чувствует каждый человек. Оно как бы благославляет наше начинание, вдыхает в него жизнь.

 Если вернуться к тем примерам, которые приводились — женщины, собирающейся  замуж   или мужчину, намеревающегося  вступить в должность, то психосинтез работает в  этой ситуации  по полной программе.

 Какие проблемы   у этих людей? Что они окажутся не на высоте предстоящих изменений и задач, неизбежно встающих перед  обеими кандидатами в жены или начальники.

 Что это означает на языке психосинтеза? Что у  этих женщины и мужчины недостаточно развиты  от природы и не сформированы воспитанием субличности  жены и начальника.

 Нужно усилить эти субличности, живущие внутри них как потенциальную силу и превратить их в реальную внутреннюю силу. Эти  новые, глубоко положительные субличности должны потеснить старые субличности, которые на сегодняшний момент правят балл внутри сознания наших героев.

 У молодой женщины к таким субличностям может относится светское ленивое «я», не желающее брать на себя ответственности будущего материнства или эгоистическая субличность, не умеющая уступать   мужчине в споре и принимаемых решениях.

 У мужчины это может быть некое неуверенное в себе «я», подсознательно боящегося необходимости управлять другими людьми и больше работать.

 Эти субличности укорены в сознании и даже теле женщины и мужчины и  с удовольствием привыкли к своему положению.  Чтобы потеснить их нужно проделать определенную работу по разотождествлению с ними и отождествлению с новыми субличностями.

 Что значит создать новую субличность в самом себе? Это значит выбрать конкретную  цель, создать ее яркий привлекательный образ  и устремится  к ней своим новым «я».

 Женщина должна захотеть стать женой и начать реальную психологическую работу над своими недостатками препятствиями, мешающими идее замужества.

 Мужчина также должен захотеть совершить карьерный скачок  и приступить к устранению внутренних и внешних препятствий. 

 Субличность, ответственная за достижение этих женских и мужских целей создается сосредоточенным размышлением о своем новом «я», нахождении своей новой роли,  образа  и стиля в поведении и попыткой применить это «я» к жизни.

 Найти, вырасти и укрепить субличность- это по сути дела найти, вырастить и укрепить нового себя.

 Чтобы  перейти на новый уровень пробуждающаяся субличность должна этого страстно захотеть, создать образ цели,  мысленно соединиться с этой целью ( в данном случае хорошее замужество или хороший карьерный пост).

 Чем чаще субличность думает на эту тему, чем более яркие эмоции  и вдохновение она испытывает по поводу цели, чем более эффективно и настойчиво она человек укрепляет ее чудесными техниками психосинтеза,  тем мощнее Поток- энергия, словно крылья переносящая нас в будущее и приближающая к цели.

 Надо понимать, что разные люди вдохновляются от различных целей и  образов. Женщина, сбежавшая от опостылевшего ей мужа-алкоголика  первое время  с ужасом будет думать о новом браке. Бизнесмен, уставший от бизнеса и думающий о дауншифтинге никак не вдохновится перспективой занять новый карьерный пост. 

 Потому хороший психосинтез говорит о необходимости вдумчиво и ответственно подбирать для себя вдохновляющие цели, соединяя с ними свое «я», новую субличность, которая постепенно  становится главным «я».

 И так женщина, вырастившая в себе хорошую внутреннюю жену обязательно выйдет замуж и  обретет реального мужа.

 А мужчина, внутренне подготовившийся к карьере по всем фронтам и взрастивший в себе образ внутреннего начальника рано или поздно сядет в хороший кабинет.

 Можно довольно долго готовиться к подобным переменам, но когда эти перемены происходят и человек получает предложение (женщина предложение руки и сердца, а мужчина предложение нового поста), все это  нередко выглядит как  внезапное чудо.

 Человек получает желаемое, когда перестает  его ждать. Мечты материализуются, воплощаются, становятся явью. Остап  Ибрагимович Бендер, веселясь над  пронизанной верой в чудо индийской философией называл фокусы йогов  «материализацией духов  и   раздачей слонов».

 Но как бы то ни было когда мы все-таки неожиданно получаем желаемое, мы его как бы материализуем и удача как большой белый слон входит в нашу жизнь.

 Все дело в том, чтобы найти вдохновляющую увлекательную цель , неважно большую или маленькую (законы работают одинаково, но большую все-таки лучше),  хорошо обдумать и представить путь к ней, соединиться с ней вначале мысленно, а потом и реально в точных поступках и действиях. 

 Действуя так, вы обязательно получите желаемое. В этом суть психосинтеза, материализующего наши сокровенные мечты и соединяющего с целями. Психосинтез-это не только  система чудесных психотехник, но и заслуженное счастье.

 Те удачливые  или упорные люди, осуществляющие задуманное были бессознательными носители философии психосинтеза. Но лучше стать сознательным мастером психосинтеза, владеющим его секретами.

 Еще один секрет психосинтеза в том, что помимо счастливого и удачливого  горизонтального Потока, соединяющего нас с целью и пробуждающего новое «я», нужно вызвать в жизни вертикальный поток, который как уже говорилась является неким  актом благословения, посылаемым нашей высшей духовной природой.

 Если мы даем  миру нечто правильное, оно наше высшее «Я»  дарует  поддержку и ободрение в виде прилива сил, радости, креативных идей,  понимания и …нередко счастливых обстоятельств.

 Психосинтез таким образом- это два потока, один горизонтальный, соединяющий нас с какой-нибудь земной целью, которая нас привлекает и второй, вертикальный, помогающий слиться  с высшим «Я» или с миром духа.

 Второй поток поддерживает и благословляет  все наши начинания.  Два в одном, два потока в одном человеческом  сознании. Все предельно просто- соедините земное и духовное, стремление к цели и ее поддержку Свыше, благословение.

 Соединить эти два потока в единое целое в самом себе и стать гармоничным реализованным человеком— это и есть самая чудесная техника психосинтеза.

 Чудо? Может быть. Но оно –реальное чудо.

 Есть множество стратегий,  методов, психотехник, упражнений, которые превращают мечты в реальность, материализует наши цели и помогают человеку жить интереснее, ярче, гармоничнее.

 Я написал целую книгу «Эволюция сознания: как соединить эффективность, счастье и духовность», содержащую более 300 с лишним упражнений и чудесных техник психосинтеза. Они могут приблизить нас к чуду самореализации  в этом мире и преобразить наше сознание.

Источник: http://www.Kluchnikov.ru/sergej-klyuchnikov/avtorskaya-sistema/1831-chudesnye-psikhotekhniki-psikhosinteza.html

Психосинтез как метод психотерапии

Психосинтез — динамическая концепция психической жизни человека, разработанная итальянским психологом Роберто Ассаджиоли. Психосинтез относится к трансперсональной психологии.

Психосинтез используется как метод психотерапии психосоматических расстройств в первую очередь тогда, когда их причиной является глубокий и сложный конфликт между различными группами сознательных и бессознательных сил пациента или же когда они происходят в результате глубинных и мучительных кризисов. В последнем случае сами пациенты не всегда осознают или правильно оценивают происходящие в них процессы.

Ключевым в психосинтезе является понятие «субличности».

Работа с субличностями состоит из следующих этапов (Руффлер, 1998):

  1. Осознание и распознавание.
  2. Принятие.
  3. Координация и трансформация.
  4. Интеграция.
  5. Синтез.

Основными задачами психосинтеза, по Ассаджиоли, являются:

  • постижение своего истинного (высшего) Я,
  • постижение на основании этого внутренней гармонии и
  • налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.

Центральная проблема человеческой жизни — несвобода, кажущаяся «раздвоенность» (Я — личностное, не осознающее и отрицающее существование другого Я — истинного, присутствующего скрыто, не поддающегося непосредственному осознанию). На самом деле Я едино. Достичь внутренней гармонической целостности, истинной реализации своего Я и добрых отношений с окружающими можно через следующие этапы:

  1. Глубокое познание своей личности — исследование низшего бессознательного, затем — среднего и высшего (психоанализ), открытие истинных призваний, неизвестных возможностей, которые были ранее подавлены.
  2. Умение управлять различными элементами личности (метод дезиндентификации), состоящий в дезинтеграции выявленных вредных образов или комплексов (атак бессознательного) и управлении и использовании высвободившейся таким образом энергии. Нами управляет все, с чем мы себя отождествляем, и мы можем управлять всем, с чем мы себя дезиндентифицируем.
  3. Познание своего истинного Я — открытие или создание объединяющего центра, чтобы расширить сознание своей личности до осознания своего Я (двигаясь по лучу света, проследить его направление до самого источника света и объединить низшее и высшее Я). При использовании соответствующих активных техник или естественном внутреннем росте каждый этап связан с новой идентификацией. Например, человек создает идеал своей личности, соответствующий его масштабам, этапу внутреннего развития и психологическому типу, и таким образом делает этот идеал достижимым. («Идеал — художник, реализующий себя через создание прекрасного»). Идеальные модели затрагивают основные отношения с внешним миром и другими людьми, идет проекция внутреннего мира вовне — человек не теряет себя во внешнем объекте, но в какой-то степени освобождается от эгоистических интересов и внутренней ограниченности; он реализует себя через внешний идеал, какую-то внешнюю суть. Эта внешняя суть — не прямой путь к высшему Я, но истинная точка соприкосновения с ним, связующее звено между человеком и его высшим Я, которое отражается во внешнем объекте и является его символом.
  4. Психосинтез — формирование или реконструкция вокруг созданного нового центра новой личности, которой присущи согласованность, организованность и единство.

Процесс психосинтеза можно условно разделить на несколько этапов.

  • Выбор новой личности, к которой мы стремимся. Мы должны мысленно представить себе эту «идеальную модель», желательно визуализировать ее, подумать о том, чтобы она была для нас реалистичной, а потому достижимой. Все многообразие «идеальных моделей» обычно можно свести к двум основным группам. К первой группе относятся образы, олицетворяющие внутреннее гармоническое развитие, духовное совершенство. Такие модели более актуальны для интровертов. Вторая группа образов олицетворяет совершенство в определенной сфере деятельности (ученый, бизнесмен, политик и т. д.). Такие «идеальные образы» чаще выбирают экстраверты. Главное, чтобы выбранная для дальнейшего формирования «идеальная модель» была согласована с естественным ходом развития собственной личности. В результате психосинтеза можно стать лучше, совершеннее, но нельзя стать своим антиподом.
  • Использование всех имеющихся в распоряжении энергий. К ним Ассаджиоли относит прежде всего силы, высвобождающиеся в процессе анализа, в том числе в процессе «высвобождения» бессознательных комплексов, и устремления к гармонии, идеалу, присутствующие на разных психологических уровнях пациента и до конца не осознанные. Для того чтобы использовать энергию бессознательного, ее необходимо направить в нужное русло, превратить во что-то иное, «трансмутировать».
  • Развитие недостающих (или недостаточно развитых) для формирования «идеальной модели» элементов личности. Формирование новых качеств осуществляется двумя основными путями: с помощью самовнушения и с помощью систематической тренировки недостаточно развитых психических функций, таких, например, как память, воображение, чувства т. п.
  • Координация и соподчинение различных элементов психики, осознание гармонической целостной структуры личности. Это можно сравнить с творческим объединением (синтезом) отдельных звуков, цель которого — гармоничная музыка.

Более подробно с теоретическими положениями психосинтеза можно ознакомиться в работах (Ассаджиоли, 1992, 1994; Йоуменс, 1989; Руффлер, 1998; Рейнуоттер, 1996; Фер-руччи, 1972; Firman, 1991; Rowan, 1990).

Техники, используемые в Психосинтезе

Смотри Психосинтез: используемые техники

Источник: https://knigarazuma.ru/article/psihosintez_kak_metod_psihoterapii

Техника психосинтеза. Основные этапы работы

Основными задачами психосинтеза, по Ассаджиоли, являются: постижение своего истинного (высшего) Я, достижение на основании этого внутренней гармонии и налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.

На пути выполнения этих задач ученый выделяет несколько основных этапов: • глубинное познание своей личности; • контроль над различными ее элементами; • постижение своего истинного Я — выявление или создание «объединяющего центра» Я; • психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.

Глубинное познание своей личности. Познание личности нужно начинать с низшего бессознательного, со вскрытия «комплексов», которые были унаследованы из сознания еще в младенческом возрасте. Ассаджиоли называет их «фантазиями», «мыслеобразами», «темными силами» и придает им (так же, как и Фрейд) большое значение в формировании неврозов.

Далее необходимо исследовать среднее и высшее бессознательное. В результате мы можем обнаружить в себе скрытые способности, истинное призвание, резервные возможности. Все это чистой воды психоанализ, и проводить его лучше с помощью опытного психоаналитика. Так считает и Ассаджиоли, только в отличие от Фрейда он рассматривает психоанализ не как окончание, а как начало лечения.

Читайте также:  Личное - психология

Контроль над различными элементами личности. Разделение психосинтеза на этапы, несомненно, условно, так как все они тесно взаимосвязаны. Особенно это касается двух последующих этапов: контроля над различными элементами личности и постижения своего истинного Я. Такое разделение оправдано только в качестве методологического подхода, как элемент техники лечения.

Для того чтобы приобрести контроль над отдельными элементами личности, нужно их сначала выявить, а это невозможно без одновременного отграничения и постижения своего истинного Я. С этой целью в психосинтезе применяют два основных метода: разотождествление и работу над субличностями.

Оба метода базируются на психологическом принципе, который Ассаджиоли сформулировал следующим образом: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя отождествляем».

Разотождествление. Человеку, в отличие от животного, присуще самосознание.

Оно в свою очередь сопровождается процессом отождествления себя с наиболее актуальными элементами личности, чувствами, желаниями. Одни отождествляют себя преимущественно со своим телом (спортсмен, манекенщица), другие — с интеллектом (ученый, «премудрый пескарь»); третьи — с чувствами (влюбленный юноша).

Такое однобокое отождествление себя с одной из частей своей личности прежде всего затрудняет познание «себя для себя». Более того, длительное отождествление себя с отдельными элементами личности нередко ведет к трагедии: «страдающий спортсмен», «блекнущая актриса», «ушедший в отставку политик» и т.п.

Эти отождествления могут быть стойкими, но могут носить и временный характер. Каждый из нас иногда говорит (или думает): я раздражен; у меня все валится из рук; у меня ничего не получается.

Мы можем сдаться этим чувствам или отождествиться с ними и надолго впасть в гнев или депрессию, а можем и отграничить их от своего сознательного Я, осознать их, постараться увидеть причину их возникновения и нежелательные последствия. Иногда этого бывает достаточно, чтобы выдержать наступление «темных» сил.

Смысл разотождествления заключается в том, чтобы отделить выделенные комплексы и «мыслеобразы» от нашего сознательного Я, разложить их на элементы и постараться контролировать их и управлять ими. «Иными словами, — пишет Ассаджиоли, — нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно — так, как если бы они были просто внешними природными явлениями.

Необходимо установить между собой и ними «психологическую дистанцию» и, удерживая эти комплексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытянутой руки, спокойно изучать их происхождение, их природу и — их глупость». Это не означает, что энергию негативных чувств и желаний нужно обязательно сдерживать и подавлять. Однако ее нельзя пускать и на самотек.

Нужно научиться контролировать эту энергию и управлять ею, направляя в конструктивное русло, но это возможно только при отграничении и постижении стержня своей личности, своего истинного Я.

Работа над субличностями. По образному выражению П.

Ферруччи, субличности — это «психологические сателлиты, существующие как множество жизней внутри всецелой личности». Каждая личность, с одной стороны, цело-стностна и уникальна, с другой — многослойна и разнолика. В каждом из нас уживается множество «типажей», часто противоположных друг другу. Еще К.

Юнг, говоря о структуре личности, выделил «тень», противопоставляя ее нашему осознаваемому Я. Число субличностей бесконечно. Они изменчивы. Чем их больше, тем человек внутренне богаче, но и менее целеустремлен.

Вообще можно быть целеустремленным и при большом богатстве субличностей, но для этого нужно, чтобы они находились в определенном согласии, гармонии. Нельзя говорить о хороших или плохих субличностях, так как все они выражают лишь многогранность нашей целостной личности. Но иногда одна (или несколько) из субличностей доминирует и начинает контролировать наши чувства и поведение.

В первую очередь важно распознать свои основные субличности (обычно их две-три). Уже одно это дает возможность составить более четкое представление о своей внутренней жизни. Когда вы распознаете субличность, то обретаете возможность как бы отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны. Этот процесс в психосинтезе называется дисидентификацией.

Человек более склонен к идентификации; дисидентификация — обратный процесс. Если одна из субличностей начинает «контролировать» вас, то задача психосинтеза — добиться дисидентификации с ней, избежать подчиненности ей, а в последующем самому контролировать ее влияние. Это возможно только при повышении чувства истинного Я — «объединяющего центра» личности.

Из «центра» мы можем наблюдать ту или иную свою субличность, а при определенной тренировке — управлять ею. Что дает работа с субличностями? Подводя итоги этой сложной работы, П. Ферруччи (1985) отмечает следующее. «Мы учимся узнавать наши разные и противоречивые стороны, подвергаясь, таким образом, минипсихоанализу.

В результате мы как бы «усыновляем» все наши части вместо того, чтобы загонять их в бессознательное. Мы учимся быть свободными от контроля сил, которые обычно доминируют над нами, перебрасывая нас из стороны в сторону как пинг-понговый мячик. . Мы повышаем нашу интеграцию, давая возможность суб-личностя.м стать синергистами, а не антагонистами.

Мы можем поднять нашу субличность к ее наивысшему потенциалу и таким образом открыть, что каждый психологический аспект несет в себе зерно собственной трансформации. И. наконец, снимая маски одну за другой, мы все больше приближаемся к нашему «центру» — нашему истинному Я. Следует добавить, что работа должна проводиться с каждой субличностью по очереди.

Только так мы можем осознать, какое место она занимает в нашей личности, осознать динамику и взаимозависимость отдельных субличностей».

Постижение своего истинного Я — выявление или создание «объединяющего центра» Я.

Сущность постижения истинного Я заключается в расширении узкого поля личного сознания в основном за счет высшего бессознательного, объединения низшего Я с высшим Я (рис. 8.2). Все, казалось бы, просто: нужно познать свою истинную сущность, свое «ядро», но. как справедливо подчеркивает Ассаджиоли, «за этими легко произносимыми словами скрывается сложнейшее предприятие».

С позиции психосинтеза истинное Я рассматривается как самая элементарная и вместе с тем неизменная часть нашей личности — ее ядро. Причем оно полностью отличается от всех других элементов нашей личности (чувства, мысли и т.п.). В результате истинное Я может функционировать как «объединяющий центр», координирующий взаимодействия остальных элементов личности.

Все остальные элементы личности могут меняться с возрастом в зависимости от ситуации, от того, здоров человек или болен, пребывает он в радости или печали. Но есть в человеке «нечто», что всегда остается одним и тем же. Это «нечто» — истинное Я. «Можно сказать, — пишет П.

Ферруччи, -что истинное Я — это состояние сознания в его химически чистом, неразведенном виде; это состояние психической на-•оты, в котором мы сняли с себя все психические одежды — мысли, чувства и представления, телесные ощущения».

4 вот это «чистое сознание», оставаясь стержнем лично-п- может легко идентифицироваться с различными элементами личности, но при определенном навыке может отделиться от них, стать «самостоятельным, независимым центром» (дисидентификация), из которого, как из укрепления, можно наблюдать за своими эмоциями, мыслями, поступками, а при соответствующей тренировке — управлять ими.

Таким образом, истинное Я — это та часть личности, которая способна отслеживать любой аспект нашей психики, не будучи вовлеченной в ее атмосферу. А это позволяет, в свою очередь, находить тот баланс (гомеостазис), достигать той гармонии, которые необходимы для психического и физического комфорта. В этом контексте интересна мысль П.

Ферруччи: «В психосинтезе Я не является ни пассивным зрителем, ни актером. Оно — скорее продюсер, ставящий шоу, отвечающий за качество, своевременность и чуткое руководство». Процесс познания истинного Я достаточно сложен, и не каждый пациент даже с помощью опытного психотерапевта в состоянии быстро достичь конечного результата.

В качества промежуточной стадии Ассаджиоли рекомендует формирование «внешнего объединяющего центра» . Можно создать приемлемый для себя идеальный образ и во всем подражать ему*. Некоторые личности, особенно экстраверты, иногда спонтанно проецируют жизненный центр своей личности вовне.

Это патриот, полностью отождествляющий себя с Родиной, или любящая женщина, отождествляющая себя с любимым мужчиной.

Такого рода проекции вовне нельзя недооценивать, так как это достаточно удачная форма опосредованного самопостижения. Если человек не растворится в своем внешнем объекте, в своем кумире (а с помощью психотерапевта этого легко избежать), то он постигает себя, свое истинное Я через посредство этого внешнего идеала. Таким образом, внешний «объединяющий центр», который отражает и символизирует тождественный идеал, может стать связующим звеном между «низшим» и «высшим» Я.

Источник: https://infopedia.su/17x1d79.html

Техника психосинтеза

Теоретические основы психосинтеза.

Еще П. Жане говорил о ментальном синтезе, имея в виду ликвидацию диссоциации психических процессов, возникающих иногда в результате психотравмы. Е.

Кречмер писал о психоанализе, или синтезе существования, подразумевая под этим развитие целостной и гармоничной личности. К. Юнг ввел понятие о синтетическом этапе аналитической психотерапии.

При этом основателœем психосинтеза как метода психотерапевтического лечения по праву считают итальянского психиатра Роберто Ассаджиоли.

Структура личности.Низшее бессознательное представляет собой наиболее примитивную часть нашей личности. В него входят: простейшие формы психической деятельности, управляющее жизнью тела.

Среднее бессознательное (предсознательное) – область, где пребывают навыки и сознания.

Высшее бессознательное (супербессознательное) – область формировании и источник вдохновения, творчества, героизма, альтруизма и других высших чувств.

Поле сознания — ϶ᴛᴏ непосредственно осознаваемая нами часть личности. Это непрерывный поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и анализу.

Сознательное Я — ϶ᴛᴏ центр нашего сознания, но это не есть осознаваемая нами часть личности (поле сознания).

Высшее Я – наша истинная сущность. Сознательное Я изменяется или исчезает при нарушении сознания (кома, обморок, наркоз, состояние гипноза).

На пути выполнения этих задач Ассаджиоли выделяет несколько базовых этапов:

· Глубинное познание своей личности;

· Контроль над различными ее элементами;

· Постижение своего истинного Я – выявление или создание ʼʼобъединяющего центраʼʼ Я;

· Психосинтез: формирование или перестройка личного вокруг нового центра.

Глубинное познание своей личности.Познание личности нужно начинать с низшего бессознательного, со вскрытия ʼʼкомплексовʼʼ, которые были унаследованы из сознания еще в младенческом возрасте.

Контроль над различными элементами личности.Разделœение психосинтеза на этапы, несомненно, условно, так как всœе они тесно взаимосвязаны. Разотождествление. Человеку, в отличие от животного, присуще самосознание.

Самосознание в свою очередь сопровождается процессом отождествления себя с наиболее актуальными элементами личности, чувствами, желаниями. Работа над субличностями. В каждом из нас уживается множество ʼʼтипажейʼʼ, часто противоположных друг другу. Число субличностей бесконечно. Οʜᴎ изменчивы.

Чем их больше, тем человек внутренне богаче, но и менее целœеустремлен.

  • — Техника психосинтеза.

    На пути выполнения этих задач Ассаджиоли выделяет несколько основных этапов: · Глубинное познание своей личности; · Контроль над различными ее элементами; · Постижение своего истинного Я – выявление или создание «объединяющего центра» Я; · Психосинтез: формирование… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/371250_tehnika_psihosinteza

    Психосинтез по Ассаджиоли

    Если существует анализ (разложение на части), то существует и синтез (создание целого из частей).

    • Для того, чтобы найти причину дисгармонии, невроза, предпочтителен анализ.
    • Для того, чтобы создать гармонию, гомеостазис, предпочтителен синтез.

    Дисбаланс (психический дискомфорт) часто возникает потому, что наши психические процессы разрознены или даже противоречат друг другу.

    Роберто Ассаджиоли (1888 — 1974) считал, что в процессе психосинтеза нужно эти «части», эти разрозненные психические процессы, желания, стремления прежде осознать, а потом — объединить. Но не просто объединить, а объединить так, чтобы возникла гармония.

    В основе психосинтеза лежит психоанализ Фрейда (вы сейчас заметите схожесть терминологии), однако оригинальность отдельных теоретических взглядов и методологических подходов в лечении позволила Ассаджиоли создать самостоятельное психотерапевтическое направление.

    Структура личности, или «карта внутреннего мира», по Ассаджиоли, состоит из:

    Низшее бессознательное представляет собой наиболее примитивную часть нашей личности.

    В него входят:

    • простейшие формы психической деятельности, управляющие жизнью тела;
    • основные влечения и примитивные побуждения;
    • многочисленные комплексы, несущие сильный эмоциональный заряд;
    • образцы кошмарных сновидений и фантазий;
    • неконтролируемые парапсихические процессы.

    Среднее бессознательное (предсознательное) — область, где пребывают все психические навыки и состояния. Здесь происходит усвоение полученного опыта, зарождаются и созревают плоды нашего ума. Среднее бессознательное и сознание тесно связаны между собой и могут спонтанно переходить друг в друга.

    Читайте также:  Центропупизм - психология

    Высшее бессознательное (супербессознательное) — область формирования и источник вдохновения, творчества, героизма, альтруизма и других высших чувств. Здесь же, по мнению Ассаджиоли, зарождаются и сосредоточиваются высшие парапсихические функции и духовная энергия.

    Нельзя говорить, что низшее бессознательное «хуже» высшего. Просто низшее бессознательное — это начало, основание, а супербессознательное — это резерв развития личности.

    Поле сознания — это непосредственно осознаваемая нами часть личности. Это непрерывный поток ощущений, мыслей, желаний, доступных нашему наблюдению и анализу.

    Сознательное Я — это центр нашего сознания, но это не есть осознаваемая нами часть личности (поле сознания). Ассаджиоли так подчеркивает эту разницу: «Существующее между ними различие в каком-то смысле напоминает различие между освещенной зоной экрана и проецируемыми на ней изображениями». Именно этот элемент личности Ассаджиоли называет Эго.

    Высшее Я — наша истинная сущность. Сознательное Я изменяется или исчезает при нарушении сознания (кома, обморок, наркоз, состояние гипноза и т. д.).

    Высшее Я не изменяется и не исчезает.

    Поэтому Ассаджиоли называет его истинным Я и считает, что именно из него после глубокого сна, обморока или наркоза Я снова возвращается в «поле сознания», т. е. снова начинает осознаваться нами.

    Сам Ассаджиоли пишет: «В действительности нет двух Я, двух независимых и обособленных существ. Есть только Я, которое проявляется на разных уровнях сознательности и самопостижения».

    Осознание персонального Я — условие психического здоровья, реализация трансперсонального Я — признак духовного совершенства.

    Наша психика не изолирована, она, по образному выражению Ферруччи, плавает в океане, который Карл Юнг назвал коллективным бессознательным.

    По мнению Юнга, коллективное бессознательное содержит в себе опыт всего человечества и передается из поколения в поколение.

    Ассаджиоли подчеркивает, что внешний овал его схемы «Структура личности», не случайно представляющий пунктирную линию, следует рассматривать не как «отделяющий», а только как «разграничительный» с коллективным бессознательным Юнга.

    Техника психосинтеза

    Основными задачами психосинтеза, по Ассаджиоли, являются:

    • постижение своего истинного (высшего) Я,
    • достижение на основании этого внутренней гармонии,
    • налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.

    В психосинтезе применяют два основных метода:

    1) метод разотождествления,

    2) работу над субличностями.

    Оба метода базируются на психологическом принципе, который Ассаджиоли сформулировал следующим образом: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем. Мы можем властвовать над тем и контролировать все то, с чем мы себя разотождествили».

    Разотождествление

    Человеку, в отличие от животного, присуще самосознание. Самосознание, в свою очередь , сопровождается процессом отождествления себя с наиболее актуальными элементами личности, чувствами, желаниями.

    • Одни отождествляют себя преимущественно со своим телом (спортсмен, манекенщица),
    • другие — с интеллектом (ученый, «премудрый пескарь»),
    • третьи — с чувствами (влюбленный юноша).

    Такое однобокое отождествление себя с одной из частей своей личности прежде всего затрудняет познание «себя для себя». Более того, длительное отождествление себя с отдельными элементами личности нередко ведет к трагедии: «страдающий спортсмен», «блекнущая актриса», «ушедший в отставку политик» и т. п.

    Эти отождествления могут быть стойкими, но могут носить и временный характер.

    Каждый из нас временами говорит (или думает): я раздражен; у меня все валится из рук; у меня ничего не получается. Мы можем сдаться этим чувствам или отождествиться с ними и надолго впасть в гнев или депрессию, а можем и отграничить эти чувства от своего сознательного Я осознать их, постараться увидеть их причину и нежелательные последствия.

    Иногда этого бывает достаточно, чтобы выдержать наступление «темных» сил.

    Смысл разотождествления, учит Ассаджиоли, заключается в том, чтобы отделить выделенные комплексы и «мыслеобразы» от нашего сознательного Я, разложить их на элементы и постараться контролировать их и управлять ими.

    «Иными словами, — пишет Ассаджиоли, — нам следует наблюдать их холодно и бесстрастно — так, как если бы они были просто внешними природными явлениями.

    Необходимо установить между собой и ними «психологическую дистанцию» и, удерживая эти комплексы и мыслеобразы, так сказать, на расстоянии вытянутой руки, спокойно изучать их происхождение, их природу и их глупость».

    Это не означает, что энергию этих негативных чувств и желаний нужно обязательно сдерживать и подавлять. Эту энергию нельзя пускать и на самотек. Нужно научиться контролировать ее и управлять ею, направляя в конструктивное русло, но это возможно только при отграничении и постижении стержня своей личности, своего истинного Я.

    Работа над субличностями

    По образному выражению П. Ферруччи, субличности — это «психологические сателлиты, существующие как множество жизней внутри всецелой личности». Каждая личность, с одной стороны, целостна и уникальна, с другой — многослойна и разнолика.

    В каждом из нас уживается множество «типажей», часто противоположных друг другу.

    Еще К. Юнг, говоря о структуре личности, выделил «тень», противопоставляя ее нашему осознаваемому Я.

    Число субличностей бесконечно. Они изменчивы. Чем их больше, тем человек внутренне богаче, но и менее целеустремлен. Вообще можно быть целеустремленным и при большом богатстве субличностей, но для этого нужно, чтобы они находились в определенном согласии, в гармонии.

    Нельзя говорить о хороших или плохих субличностях, так как все они выражают лишь многогранность нашей целостной личности. Но иногда одна (или несколько) из субличностей доминирует и начинает контролировать наши чувства и поведение.

    В первую очередь важно распознать свои основные субличности (обычно их две-три). Уже одно это дает вам возможность составить более четкое представление о вашей внутренней жизни. Когда вы распознаете субличность, то обретаете возможность как бы отстраниться от нее и наблюдать за ней со стороны. Этот процесс в психосинтезе называется дисидентификацией.

    Человек более склонен к идентификации; дисидентификация — обратный процесс. Постижение своего истинного Я — выявление или создание объединяющего центра Я.

    Сущность постижения истинного Я заключается в расширении узкого поля личного сознания в основном за счет высшего бессознательного, объединения низшего Я с высшим Я. Все, казалось бы, просто: нужно познать свою истинную сущность, свое «ядро», но, как справедливо подчеркивает Ассаджиоли, «за этими легко произносимыми словами скрывается сложнейшее предприятие».

    В этом контексте интересна мысль П. Ферруччи:

    «В психосинтезе Я не является ни пассивным зрителем, ни актером. Оно — скорее продюсер, ставящий шоу, отвечающий за качество, своевременность и чуткое руководство».

    Для знакомства с методами психосинтеза вы можете сделать следующее упражнение.

    «Кто я?»

    Это упражнение способствует выявлению нашего истинного Я, которое проявляется вовне не только положительными, но и отрицательными сторонами. Можно выполнить его дома.

    Выполняя упражнение, придерживайтесь следующего порядка.

    1. Выберите тихое место, возьмите свою рабочую тетрадь, поставьте дату и напишите вопрос: «Кто я»? Ниже напишите ответ на этот вопрос. Постарайтесь, чтобы ответ был предельно открытым и честным. Можно задать этот вопрос несколько раз и несколько раз ответить на него.

    2. Сядьте, закройте глаза, расслабьтесь. Мысленно задайте себе вопрос «Кто я?» и попытайтесь уловить на него ответ в форме образа. Беспристрастно изучите возникший образ, откройте глаза и опишите его.

    3. Через минуту снова закройте глаза и снова задайте себе тот же вопрос. Теперь позвольтет ответу выразиться в движениях, в танце или пении. Доверьтесь мудрости своего тела. Возможно, вы выразите в движениях какой-то конкретный образ.

    4. После поделитесь своим опытом с кем-то, кому доверяете, или опишите свои ощущения в тетради.

    В зависимости от области и цели применения психосинтез может быть:

    • методом самопознания и саморазвития личности;
    • методом лечения (в основном пограничных нервно-психических расстройств и психосоматических заболеваний);
    • методом воспитания.

    В заключении хотелось бы разобрать одну интересную мысль, которую Ассаджиоли высказал почти 30 лет тому назад, но которая актуальна и в наши дни.

    Мысль эта заключается в том, что индивидуальный психосинтез является частным случаем всеобщего межперсонального синтеза. Человек не живет в вакууме.

    Каждый индивидуум тесно связан с другими индивидуумами, поэтому человека следует рассматривать как элемент человеческой группы. Малые группы (семья) являются элементами больших групп (общественный класс, нация).

    Большие группы могут быть объединены в государства, а государства являются элементами человечества в целом.

    Между людьми внутри группы и между группами (малыми и большими) постоянно возникают конфликты, по своему механизму удивительно схожие с теми, которые присущи каждому отдельному индивидууму.

    Поэтому разрешать их (межперсональный психосинтез) можно по тому же плану и примерно теми же методами, с помощью которых осуществляется индивидуальный психосинтез.

    От анализа конфликтов, дисгармонии — к синтезу гармонии вокруг истинного и независимого «центра».

    Первоначально Р. Ассаджиоли рассматривал два уровня психосинтеза. Он выделял этап формирования полноценной личности (личностный психосинтез) и далее этап духовного совершенствования (духовный психосинтез). К области духовного психосинтеза он относил множество феноменов и психических состояний, с которыми встречается тот, кто окунается в глубины своего бессознательного.

    В настоящее время многие последователи этого направления склонны принимать трехуровневую модель, предложенную Т. Йомансом. Он делит процесс психосинтеза не на два, а на три этапа:

    • личностный,
    • трансперсональный,
    • духовный.

    Этап формирования личности соответствует этапу, выделяемому Р. Ассаджиоли. В этот период происходит работа по интеграции личности вокруг «личного Я». Задача этой стадии в том, чтобы структурировать и (или) согласовать все аспекты личности, дать ей возможность новым здоровым, эффективным способом справляться с окружающей действительностью.

    Эта работа должна предварять переход к другим этапам. Преждевременное открытие энергиям трансперсонального может привести, напротив, к углублению расстройств личности, разрастанию Эго, регрессивному поведению.

    Трансперсональная работа имеет отношение к расширению сознания за пределы обычных границ в любую другую область (в личное или коллективное бессознательное).

    Эта работа предполагает подробное исследование различных уровней психики, соответствующих, например, различным области овальной диаграммы Р. Ассаджиоли, или работу с «воспоминаниями о своем рождении». Сюда же может относиться работа с тем, что К.

    Юнг назвал «тенью» или Анима и Анимус и их интеграцией. Это также может бы «переживание прошлых жизней», проявление экстрасенсорных способностей, парапсихические явления и т.д.

    Таким образом, трансперсональное — это та область, которая дает возможность в буквальном смысле глубже и полнее познать себя, увидеть и прочувствовать, а иногда и услышать те стороны и энергии, которые до сих пор были недоступны сознанию и включить их в более полное ощущение своего «личного Я».

    Духовный уровень по сравнению с трансперсональным, внимание которого направлено на содержание бессознательного, обращается непосредственно к энергиям синтеза, к воле «Духовного Я». Здесь ставится задача приведения личной воли в соответствие с волей «Духовного Я», т.е. фактического растворения в Высшей воле.

    В отличие от трансперсонального уровня, переживания на этапе духовного психосинтеза не имеют содержания. Если психика имеет содержание, личность обладает динамической структурой, то «Духовное Я» — есть чистое бытие, пронизывающее их.

    Это энергия, наполняющая всю жизненную систему, это чувство полной гармонии, полная удовлетворенность существующим положением вещей, ощущение внутренней силы и уверенности. При этом уже нет необходимости познавать какие-либо области сознания, осмысливать их.

    Все ясно и присутствует знание без осмысления.

    Работа с «Духовным Я» имеет свои уровни и проблемы. Здесь не предлагается расширение сознания для получения новых знаний. Если предположить, что «Духовное Я» есть условие существования психики, а психика — условие существования личности, то ясно, что чем прозрачнее «призмы» психики и личности, тем больше света от «Духовного Я» будет достигать внешнего мира.

    Таким образом, работа на личностном и трансперсональном уровнях сводится к тому, чтобы связать и настроить внутренние системы «призм». Духовное Я» становится во главу работы психосинтеза, оно становится как условием, так и результатом работы на других уровнях.

    Именно «Духовное Я» заключает в себе сознание Бога, потенциальную возможность постичь Его.

    Человек, которому удается достичь полной «настройки» живет в Абсолютном Мире, где понятия «внутренний Мир» и «внешний Мир» идентичны и граница между ними исчезает и, следовательно, отсутствуют противоречия.

    Живя в Абсолютном Мире он обретает абсолютные мысли и чувства, совершает абсолютные действия. Именно поэтому каждое слово, действие и даже мысль такого человека содержат в себе огромную трансформирующую силу.опубликовано econet.ru

    P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

    Источник: https://econet.ru/articles/153346-psihosintez-teoriya-lichnosti

    Ссылка на основную публикацию