Цель и средства — психология

Цели, содержание, средства и методы преподавания психологии

Цель и средства - психология

Согласно последним исследованиям, цель обучения психологии – овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности.

Особенность психологического сознания – в единстве знания и действия.

Поэтому только теоретическое познание вне  освоения способов конструирования ситуаций поведения и действования, которые могут быть направлены двусторонне – на себя и на других людей не возможно профессиональное психологическое знание.

Обучение психологии направлено не только на овладение способами понимания и преобразования условий, определяющих образ мыслей и образ действий других людей, но и на само преобразование условий собственной жизнедеятельности и сознания.

Сложность достижения цели освоения психологии – в этой особой сращенности способов познания и преобразования, познавательного отношения и личностно-преобразующего отношения.

Эта цель является составляющей более глобальных целей формирования личности специалиста, характерных для гуманистического воспитания, — становление мировоззрения, направленности личности на действенное участие в продуктивной профессиональной деятельности, в культурной и общественной жизни.

Современная система преподавания и усвоения психологических знаний предполагает инновационные педагогические технологии, которые обеспечивают его осознанную системную реорганизацию. Из чего состоят данные инновационные преобразования:

  • во-первых, из самой личности педагога;
  • во-вторых, из изменения строения и функций знаний, которые осваиваются в вузе и  способа организации процесса их усвоения;
  • в-третьих, решительного выдвижения на первый план социальной природы всякого учения и развития личности, с чем связана ориентация не на индивидуальные, а на групповые формы обучения, совместную деятельность, межличностные отношения и взаимодействия., богатого радостью  повседневного сотрудничества и сотворчества;
  • в-четвертых, отказом от репрессивной, подавляющей. Деструктивной роли контроля и оценок знаний, с изменением критериев оценивания эффективности учения и воспитания.

В центре познания на занятиях по психологии лежит личность. По мнению М.М.Бахтина, личность, как объект и субъект познания требует не «точности познания, но глубина «проникновения». Суть отношений познающего субъекта и субъекта познаваемого – в диалоге.

Диалог же предполагает раскрытие не только значений, которые ситуативны, но и смыслов, которые даны в бесконечном многообразии контекстов и в динамике изменений субъекта в ходе познания. В этой связи точность познания гуманитарного, как утверждаетВ.Я.Ляудис.

не в идентификации, а в «преодолении чуждости чужого, без превращения его в чисто свое», то есть в определенной мере проникновенности, взаимной сопряженности познающего и познаваемого.

Это возможно при специальной организации на учебных занятиях по психологии сложного соотношения теоретического и практического знаний, понятийного и чувственного, научного и художественного, объективного и субъективного.

Содержание методики преподавания психологи отражено в учебных программах, планах, учебниках, методических рекомендациях. Содержание обучения в данном случае охватывает любые учебные курсы по психологии от общей психологии до специальных.

В инновационном преобразовании содержания учебных дисциплин наблюдается использование межпредметных связей, осуществляются интегративные подходы. Это связано с необходимостью развивать не только научно-теоретические знания у студентов, но и художественно-образное, интуитивное, эмоциональное, креативное мышление.

Поэтому инновационное содержание преподавания психологии включает перечень дополнительных, важных для изучения психики человека знаний. Они включают, по мнению З.Фрейда:  психиатрию, сексологию. историю цивилизаций, психологию религий, историю литературы и литературную критику. Э.

Фромм дополняет данный список необходимостью познания драмы, изобразительного искусства, поэзии, мифологии. Лакан доказывает важность овладения риторикой (методом воздействия), диалектикой (в аристотелевском техническом смысле), грамматикой, поэтикой (анализ всех жанров, включая юмор, анекдоты).

Такие ученые как Л.С.Выготский, Б.М.

Теплов изучали психологию искусства и доказывали важность владения музыкальным инструментом, необходимость развития музыкальных способностей во всестороннем формировании личности.

Без овладения языком художественного образа трудно проникнуть в мир бессознательного, интуитивного, в те сферы психики, которые не поддаются рациональной логике символического сознания. 

Инновационные методы преподавания психологических дисциплин  строятся на принципе активности познающего субъекта.

При этом разнообразные формы активизации личностной позиции и жизненного опыта участников обучения (письменные высказывания, диалог, коллективное решение проблемной ситуации, групповая дискуссия, межгрупповое сотрудничество и др.) выступают и в другом аспекте – формировании личности психолога.

Все методы преподавания психологии можно разделить на три основные группы:

  • программные;
  • проблемные;
  • дистанционные;
  • интерактивные.

В инновационном подходе методики преподавания психологии их принято называть активными, диалоговыми методами обучения.

Методика преподавания психологии – сравнительно молодая, развивающаяся учебная дисциплина, требующая дальнейших научных поисков более эффективного содержание.

Методов, форм организации учебно-познавательной деятельности будущих специалистов.

Подготовка профессионала рассчитана на развитие научно-исследовательских навыков, ответственности, инициативы, творческих подходов в решении трудных психологических задач, которые ставит перед нами жизнь.

Педагогическая психология изучает закономерности и особенности специально организованной познавательной деятельности, направленной на усвоение социального опыта с целью ускоренного развития ученика (студента).

Такой вид усвоения называется учением или обучением. Педагогическая психология изучает процесс обучения: его структуру, характеристики, закономерности протекания. Педагогическая психология изучает также возрастные и индивидуальные особенности учения.

Центральное место занимает изучение условий, дающих наибольший эффект развития.

Под социальным опытом следует понимать не только интеллектуальный опыт, но и  другие виды опыта: нравственный, эстетический, духовный. В этом смысле речь идет о воспитании. Объектом педагогической психологии всегда являются процессы обучения и воспитания.

При деятельностном подходе предметом исследования является ориентировочная часть деятельности учащегося.

При личностно-ориентированном, гуманистически направленном подходе, предметом педагогической психологии является процесс формирования личности в процессе обучения, воспитания и развития ребенка.

Исследуя современного ребенка и новые условия  социально-экономических преобразований в мире, педагогическая психология включает в себя знания из различных областей гуманитарных и психолого-педагогических наук.

К ним относятся такие смежные дисциплины как возрастная психология, психодиагностика, дифференциальная психология, инновационная педагогика, педагогические технологии, медицина, патопсихология, психология здоровья и др.

Современная школа решает задачу подготовки ребенка к жизни. Особое значение приобретает не столько сумма знаний, умений и навыков в учебной деятельности, сколько проблемы социализации, воспитания, развития личности ребенка.

Ученые выделяют такие аспекты личностного развития современного ученика как успешность учебной деятельности, учебные достижения, креативность мышления, способности, интеллект, самосознание, ценностные ориентации, направленность личности, акцентуации характера, девиантное поведение, волевая саморегуляция, социализация и пр.

В этой связи, создаются новые комплексы психодиагностических и психокоррекционных подходов в исследовании данных процессов. Разрабатываются программы развития личности ребенка в новых условиях обучения и воспитания.

Основоположниками и классиками отечественной педагогической психологии можно считать Н.Ф.Талызину, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, Б.М.Теплова, И.А.Зимнюю и др.

Центральной проблемой современной педагогической психологии можно выделить проблему исследования психолого-педагогических факторов развития личности в обучении и воспитании. Основными детерминантами развития личности в обучении и воспитании определяются содержание и методы обучения.

Среди множества различных классификаций методов обучения в современной школе особое значение приобретают интерактивные, диалоговые методы преподавания и усвоения учебного материала. К интерактивным методам относят не только те, которые орган изуют совместную учебно-познавательную деятельность, сотрудничество, но и проблемное обучение.

Особое место отводится концепции развития личности через систему контроля в обучении и через развитие личности преподавателя.

Таким образом, предметом педагогической психологии становятся как методологические, так и методические аспекты процесса преподавания и учения, направленного на развитие личности.

К методам педагогической психологии следует отнести: теоретические и практические способы исследования процесса развития личности в процессе обучения.

Практические методы включают: психолого-педагогическое наблюдение, эксперимент, беседу, изучение продуктов деятельности, анкетирование, интервьюирование и др. Наблюдение  предполагает целенаправленность и планомерность. Главными  моментами наблюдения являются:

  • выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он наблюдается;
  • программа наблюдений: перечень тех сторон, свойств объекта, которые будут фиксироваться;
  • способ фиксации получаемой информации.

Экспериментальное исследование может быть естественным или лабораторным. Однако любой вид эксперимента включает следующие этапы:

  • постановка цели: конкретизация гипотезы в определенной задаче;
  • планирование хода эксперимента;
  • проведение эксперимента: сбор данных;
  • анализ полученных экспериментальных данных;
  • выводы, которые позволяют сделать экспериментальные данные.

Различают этапы экспериментального исследования: констатирующий и формирующий. Наибольшее значение имеет формирующий эксперимент.

Например (пример можно привести из личной дипломной или курсовой работы по педагогической психологии). 

Источник: http://hr-portal.ru/article/celi-soderzhanie-sredstva-i-metody-prepodavaniya-psihologii

«Мотивация и личность»

«Мотивация и личность»

Если проанализировать наши обычные желания, то мы обнаружим по меньшей мере одну общую объединяющую их характеристику. Я говорю здесь о том, что эти желания предстают перед нами не как цель, но скорее как средство достижения некой цели. Человек желает заработать побольше денег, чтобы купить новый автомобиль.

В свою очередь, автомобиль он хочет купить для того, чтобы не чувствовать себя «хуже» соседа, который недавно купил новый автомобиль, то есть для того, чтобы сохранить самоуважение, уважение и любовь окружающих.

Взявшись за анализ человеческих желаний (я имею в виду осознанные желания), мы очень скоро обнаружим, что за каждым из них стоит какое-то другое, более фундаментальное желание, которое правильнее было бы назвать целью или ценностью.

Другими словами, при анализе человеческих желаний мы сталкиваемся с той же ситуацией, что и при анализе психопатологической симптоматики. Изучение симптомов – крайне полезное занятие, но всегда следует помнить, что нас интересует не симптом сам по себе, а его значение, его причины и последствия.

Изучение отдельного симптома почти бессмысленно, но анализ общей динамики симптомов полезен и плодотворен, потому что только на основании такого анализа мы можем поставить правильный диагноз и назначить курс лечения.

Так же и отдельно взятое желание интересно нам не само по себе, а только в связи с конечной целью, проявляющейся в нем, в связи с его потаенным смыслом, подоплекой, вскрываемыми только посредством глубинного анализа.

Глубинный анализ тем и хорош, что всегда подразумевает существование некой личностной цели, или потребности, глубже которых уже ничего нет, удовлетворение которых само по себе есть целью.

Характерная особенность этих потребностей состоит в том, что они, как правило, не обнаруживают себя непосредственно, а выступают скорее как своеобразный концептуальный источник множества специфических, осознаваемых желаний.

Другими словами, именно эти базовые цели и стремления должны быть главным предметом исследования человеческой мотивации.

Все вышеизложенное заставляет нас сформулировать одно очень важное требование, которое необходимо учитывать при построении мотивационной теории. Поскольку базовые цели не всегда представлены в сознании, то нам придется иметь дело с очень сложной проблемой – с проблемой бессознательного.

Изучение только сознательной мотивации, даже самое тщательное, оставляет за рамками рассмотрения очень многие человеческие мотивы, которые не менее, а, быть может, и более важны, чем те, что представлены в сознании.

Психоанализ неоднократно демонстрировал нам, что связь между осознаваемым желанием и лежащей в его основе базовой неосознаваемой целью не обязательно прямолинейна. Эта взаимосвязь может быть даже отрицательной, как это бывает в случае реактивных образований.

Таким образом, мы должны признать, что отрицание роли бессознательного делает невозможным построение теории мотивации.

Читайте также:  Женское и бабское - психология

Желания и культура

В нашем распоряжении имеется достаточно антропологических данных, указывающих на то, что люди гораздо меньше отличаются друг от друга в своих фундаментальных потребностях, нежели в повседневных, осознаваемых желаниях.

В пользу этого утверждения говорит тот факт, что представители разных культур прибегают к разным, порой совершенно противоположным способам удовлетворения одной и той же потребности, например, потребности в самоуважении.

В одной культуре для удовлетворения этой потребности человеку нужно стать удачливым охотником, в другой – хорошим врачом, в третьей – отважным воином, в четвертой – быть эмоционально сдержанным человеком и т.д. и т.п.

Очевидно, что стремление стать удачливым охотником и стремление стать хорошим врачом служат достижению одной и той же фундаментальной, конечной цели.

Поэтому при классификации эти два несоизмеримых на первый взгляд желания логичнее было бы объединить в рамках одной категории, игнорируя крайнюю несхожесть их поведенческих проявлений.

Очевидно, что цель гораздо более универсальна, чем средства достижения этой цели, потому что средства обязательно подвержены влияниям конкретных особенностей культуры, традиций и стереотипов.

Множественные мотивации

Опыт исследования психопатологии еще раз доказывает нам, что посредством осознанного желания и поведенческих актов, мотивированных этим желанием, человек может осуществлять и выражать совсем иные, неосознаваемые им желания. Поясним нашу мысль.

Известно, что осознанное половое влечение и продиктованное им сексуальное поведение – чрезвычайно сложные феномены, и сложны они именно потому, что за ними могут стоять различные неосознаваемые желания.

Если у одного человека половое влечение может быть обусловлено потребностью в самоутверждении, то у другого – стремлением произвести впечатление, у третьего – потребностью в эмоциональной близости, в дружбе, безопасности и любви, у четвертого – комбинацией нескольких или всех перечисленных потребностей.

Разные люди могут совершенно одинаково интерпретировать свое половое влечение; очевидно, что почти любой человек скажет сам себе, что ищет полового удовлетворения.

Но мы-то знаем, что все далеко не так просто, знаем, что слишком часто толкование человеком своих желаний и поступков бывает ложным, и будем стремиться к тому, чтобы постичь те фундаментальные потребности, которые стоят за осознанными желаниями и внешними проявлениями этих желаний. (Все вышесказанное верно и в отношении консумматорных реакций.)

В подтверждение этого тезиса можно привести еще один аргумент.

Как известно, за одним и тем же психопатологическим симптомом у разных людей могут стоять разные, порой диаметрально противоположные желания. Так, например, истерический парез может быть вызван и стремлением к мести, и потребностью в жалости, и жаждой любви, и потребностью в уважении.

Анализ осознаваемых желаний и психопатологических симптомов только с поведенческих позиций равносилен добровольному отказу от понимания мотивации поведения.

Хочу подчеркнуть – сам по себе факт, что один и тот же поведенческий акт, одно и то же осознанное желание могут иметь в своей основе разные мотивы, достаточно необычен.

Источник: http://www.persev.ru/book/cel-i-sredstvo

Роль психологии в системе наук, цели и задачи психологии

Роль психологии в системе наук, цели и задачи психологии

И роль и цель науки психологии глобальны. Их определяют по-разному и не только потому, что мнения ученых по этому поводу разнятся, но и потому что психология необычайно разнообразна и широка.

Оглавление

  • 1 Уникальность роли психологии
  • 2 Цель и задачи психологии

Уникальность роли психологии

В последнее время все больше психология из науки теоретической превращается в практическую. Не теория определяет практику, а практическая необходимость и потребности общества определяют объекты психологических исследований. Включенность психологии в решение практических задач изменяет условия развития ее теории.

Несмотря на это, практическая полезность психологии еще в недостаточной мере осознанна и оценена в нашем обществе. Она нужна во всех сферах жизнедеятельности, но чаще применяется лишь в педагогике, медицине, промышленности, политике, культуре и то не всегда в нужной форме и в достаточной мере.

До сих пор ведутся споры о том, к какому роду наук относится психология, гуманитарная это дисциплина или естественно-научная.

Все потому, что на протяжении многих веков психология была лишь «наукой о душе» в тени своей старшей сестры – философии.

Она смогла стать отдельной дисциплиной только благодаря сближению с естественными науками (анатомией, биологией, физиологией, прочими) и перенятию у них экспериментальных методов изучения человека.

Только в конце позапрошлого века, когда немецкий физиолог и психолог В. Вундт создал первую в мире психологическую лабораторию и начал идеальную по своей сути психику изучать экспериментальным путем, психологию признали настоящей самостоятельной наукой.

Уникальность психологии и ее главная роль состоит в объединении всех других наук, изучающих человека. Она, оставаясь самостоятельной гуманитарно-естественной наукой, становится тем связующим звеном, которое объединяет другие области научного знания в общую систему знаний о человеке.

Объектом исследования многих наук является человек, но только психология стремится интегрировать все знания о нем в единую систему.

Своеобразным сцеплением между всеми науками служит «человеческий фактор». Нельзя не учитывать личность человека, к примеру, совершившего преступление (пересекаются психология и юриспруденция), больного (медицина), учащегося (педагогика), трудящегося (менеджмент), бастующего (социология) и так далее.

Человек – сложная система. Нельзя рассматривать различные аспекты его существа в отрыве от остальных, хотя это делается довольно часто. А потом, когда возникают проблемы, с сожалением говорится: «Сказался человеческий фактор!».

К примеру, врач, не учитывающий психологию больного, относится к нему лишь как к телу, и не понимает почему больной не выздоравливает; управленец, не осознающий ценности личности, относится к работнику как к машине, выполняющей поставленную задачу и никак не поймет почему работа не ладится.

Роль психологии состоит в объединении этой наукой всех знаний о человеке для практического улучшения жизни и деятельности каждого конкретного индивида и всего общества.

Цель и задачи психологии

Цель теоретической психологии – изучать законы психической деятельности, психические процессы, состояния, свойства – весь класс психических явлений и способы их действия.  Для чего? Для того чтобы понимать как рождается, формируется и функционирует то самое субъективное отражение объективного мира, которое называется психикой.

Цель практической психологии – оказывать психологическую помощь человеку на пути становления и развития его личности.

Психодиагностика, психокоррекция, консультирование, психотерапия, тренинги, прикладная психология – все служит воплощению прекрасных и стройных теорий в жизнь.

В конечном итоге все исследования ученых и работа психолога с клиентом нацелены на достижение психологического благополучия человека.

Объектом (а точнее – субъектом) исследования и практического приложения психологических знаний всегда является личность, человек.

Отсюда задачи психологии:

  • понять сущность, законы и закономерности психики,
  • проанализировать развитие психики в ходе филогенеза, онтогенеза, социального взаимодействия людей и их трудовой деятельности,
  • научиться регулировать, влиять, управлять механизмами психических явлений и процессов с целью помочь конкретному человеку/группе людей,
  • научиться применять получаемые знания на практике в различных отраслях и сферах жизни, лежащих на пересечении с психологией.

А так как на пересечении с психологией лежат практически все области практики, она сталкивается со многими специфическими проблемами этих сфер. Эти проблемы комплексные. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований эффективно лишь тогда, когда она обогащает их своими наработками и сама обогащается новыми идеями и подходами.

Кроме науки психологии есть психология как система жизненных явлений. Именно о ней чаще всего говорят люди, произнося слово «психология». Для не-психолога, человека не решающего психологические научные и практические задачи, психология это не система научных знаний, а совокупность ощущений, интересов, мотивов, потребностей, чувств и так далее, то есть внутренний мир.

Человека беспокоит прежде всего его внутренний мир и в этом плане цель психологии – познакомить человека с собой, направить его на путь познания себя и самосовершенствования.

С этой целью пишутся книги, научные работы и статьи, поэтому создаются психологические службы, практикуют психологи-консультанты и психотерапевты.

Психологические знания помогают взглянуть на себя, окружающих людей и мир с другой стороны, найти корни личных проблем и решить их, приобрести навыки саморегуляции, повысить уровень психологической культуры и так далее.

Психология сильна своим многообразием, оно обеспечивает ее объяснительный и практический потенциал, стремительное развитие и популярность.

Считаете ли Вы психологию самой важной и нужной наукой?

Ждем Вашей оценки

(Еще не али)
Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ СВЕТСКИЕ НОВОСТИ

Источник: https://ourmind.ru/rol-i-cel-nauki-psixologii

Цели обучения психологии

Цели обучения психологии

Определенное время целью обучения считалось вооружение студентов, учащихся психологическими знаниями, умениями и навыками. В настоящее время все больше возрастает роль науки, растет объем знаний.

Цель изучения студентом психологии и цель преподавания сходятся в конце обучения студента в его результате: в формировании у него умения практически руководствоваться научными психологическими знаниями при реальном взаимодействии с другими людьми, что, в свою очередь, как раз и предполагает формирование умения мыслить психологически.

Как отмечают многие авторы [Климов, 1998; Кузнецова, 2006; Иванова, 2006], цель обучения психологии сложный, многомерный компонент процесса обучения, дифференцируемый по различным основаниям.

Первым основанием для определения цели обучения психологии являются особенности различных отраслей науки. Так, теоретическую (общую) психологию принято называть – объяснительной, а прикладную психологию – практическим приложением этой теории к различным сторонам живой действительности: к фактам, событиям и явлениям психики.

Отмечается, что психология рассматривается как гуманитарная дисциплина [Ляудис В.Я., 2004], что не исключает в ее арсенале естественнонаучных методов исследования. Ведущую роль в ней играют методы социальных наук, методы гу­манитарного познания.

Гуманитарное познание – особый тип научного познания, пред­полагающий познание не вещи, а личности, отношение субъект-субъект, и важна не столько точность, сколько глубина познания.

Кроме того, психологическое познание предполагает не только научно-теоретическое, логическое мышление, но и образное, худо­жественное, символическое, наглядно-действенное и так далее.

Поэтому общей целью обучения психологии является формирование у обучаемых умения психологически мыслить, применять свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности: – обучения и воспитания, формирования коллектива, психологической коррекции отклоняющегося поведения, психотерапевтического лечения нервно-психологических расстройств и т.д.

Следующим основанием для выделения цели обучения психологии является потребность в психологических знаниях с позиции профессиональной деятельности специалиста или в рамках развития личности обучающегося:

Цели психологии в области профессиональных умений бу­дущих психологов-педагогов (умение решать психологические задачи в сис­теме учебно-методических и воспитательных задач педагогиче­ской деятельности):

— диагностика готовности к обучению, уровня освоенности и осознанности учебных действий, уровня развития по­знавательной деятельности;

— анализ направлений совершенствования целей, содержа­ния, методов и средств обучения конкретному предмету;

— диагностика личности и коллектива учащихся и состав­ление психологических характеристик;

— анализ направлений совершенствования воспитательного процесса в школе, анализ конфликтных ситуаций и средств их преодоления;

Читайте также:  Деменция - психология

— анализ учебных взаимодействий и межличностных взаи­моотношений.

Цели обучения психологии в области развития личности сту­дентов:

— развитие научного мировоззрения и ценностных ориен­таций будущего педагога;

развитие самосознания и самоорганизации личности сту­дентов;

— развитие психолого-педагогического творческого мыш­ления, наблюдательности, внимания, памяти, педагогиче­ского такта;

— развитие коммуникативных способностей.

Следующая дифференциация целей обучения психологии [Гинецинский, 2003] осуществляется на основе принципа триединства учебной цели: цель учебного занятия гармонично включает обучающую, воспитывающую, коррекционно-развивающую цели (табл.1). Цель психологического образования – освоение профессионального, научного подхода к решению психологических задач.

Обучающая цель в преподавании психологии заключается в освоении научного психологического подхода, получении научных знаний по психологии, освоении научно обоснованных способов оперирования этими знаниями.

Воспитательная цель обучения психологии заключается в формировании соответствующих требованиям профессии психолога личностных качеств обучающегося.

Развивающая цель формирует и развивает те психические структуры, которые необходимы для будущей профессиональной деятельности. Этот компонент цели образования фиксируется коррекционно-развивающей целью.

Становление компетентного психолога, обладающего профессиональными знаниями, умениями и навыками, профессионально значимыми личностными качествами и высоким уровнем развития необходимых для профессиональной деятельности психических структур предполагает комплексное достижение всех трех целей.

Цели обучения и содержание учебного предмета всегда взаимосвязаны.

Как известно, выделяются три основные цели психологии как дисциплины и деятельности психологов:

1. Поиск новых психологических знаний;

2. Применение психологических знаний для решения практических проблем;

3. Передача психологических знаний.

Таблица 1

Соотношение обучающих, воспитательных и развивающих целей

в процессе обучения психологии

Обучающая цельВоспитательная цельРазвивающая цель
1Основная цель психологического образованияДополнительная цель психологического образованияДополнительная цель психологического образования
2Направлена на освоение психологических знаний, умений и навыковНаправлена на формирование профессионально значимых качеств психологаНаправлена на коррекцию и развитие психических структур, необходимых психологу
3Формулируется в соответствии с учебной программой (образовательным стандартом), отражающей социальный заказ и потребности государстваФормулируется в соответствии с теми значимыми личностными качествами, которые в данной группе проявляются недостаточноФормулируется в соответствии с требованиями профессии к особенностям и уровню психического развития

На достижение этих целей психологии направлены: ­ первой цели – научная психология, ­ второй — прикладная и практическая психология, ­ третьей — методика преподавания психологии.

Цели и содержание обучения психологии в средней обще­образовательной школе не должны дублировать цели и содержание высшего про­фессионального образования.

Главным в изучении психологии в средних школах, гимназиях и лицеях является психологическое просвещение, формирование пси­хологической грамотности и психологической культуры учащихся.

В учебно-вос­питательной программе психология выполняет общеобразовательную, общекуль­турную и развивающую функции.

В старших профильных классах преподавание психологии может играть также профориентационную роль, способствовать бо­лее близкому знакомству со сферой будущего среднего специального или высше­го профессионального образования [Дьяченко, 2000; Иванова, 2002; Никольская, 2004].

Перечислим основные цели изучения психологии младшими школьниками и учащимися основной школы:

¾ первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения учащихся;

¾ знакомство с психологией как средством познания других людей;

¾ знакомство с познавательными процессами в целях познания и развития себя как субъекта познавательной деятельности;

¾ знакомство с эмоциональными, волевыми явлениями и индивидуальными осо­бенностями личности человека в целях понимания других людей, самопозна­ния и саморазвития;

¾ знакомство с психологией общения, методами речевого и неречевого общения; профессиональная ориентация.

При этом нецелесообразно ставить перед учащимися начальной и основной школы цель изучения психологии как научной дисциплины. Психологические знания выступают скорее как средства психологического сопровождения умственного, эмоционального, коммуникативного и личностного развития детей и под­ростков.

Источник: http://kursak.net/celi-obucheniya-psixologii/

Цели психологии. Дисциплина психология. Процессы

Древние греки и римляне уже в то время старались найти объяснения психологическим процессам человека, изучали цели психологического воздействия на человека, стремились воспитать человека дисциплине и воздействовали на него психологически.

Процессы в психологии человеческого мышления и воздействие на сознание человека являлись первостепенными задачами и в армии Рима. И в наши дни цели психологии не изменились, дисциплинарная психология наиболее выражена в современной армии.

Дисциплинарные армейские уставы трактуют структуру поведения солдат при прохождении воинской службы. Инструкции, Законы, Декреты и другие проекты в законодательстве — это меры построения дисциплинарного воздействия на меняющиеся жизненные обстоятельства в различных сферах жизни человека.

   Подходы к изучению психологии подразделяются на статические и динамические. Статистические — получены методами статистических исследований, это опросы, анкеты, тесты и др. Динамические подходы — это конкретные данные и результаты, полученные из разных областей науки.

Цели психологии и ее задачи. Изучить психологические параметры человека и использовать полученные результаты в жизни. Выделяются 2 раздела психологических целей. Это гражданская психология и военная.

Гражданская психология — это жизненные факторы поведения человека во всех сферах жизни, общество, семья, здоровье, быт, работа, отдых и другие. Военная психология — это психологическая дисциплина (программа), которая состоит из многих подразделов: психологическая выучка солдата, устойчивость, выносливость, обучение и другие.

В военной психологии существую закрытые разделы, которые изучаются и практикуются для применения в  военных и разведовательных целях.

Дисциплина — психология. В содержание дисциплины психологии входят такие понятия, как сознательные и без сознательные проявления психики человека, общение человека и его речь, структура личности психологических особенностей человека, темперамент, характер человека, способности мотивационной сферы деятельности. Введена рейтинговая система оценки в психологии.

Основа рейтинговой системы — это следующие ее принципы и познавательные процессы:

1.Объективная оценка знаний и их самооценка

2.Индивидуальность обучения

3. Самостоятельность обучения психологии

Рейтинговая оценка знаний в психологии позволяет повысить активность студентов, она проявляется в оценке выполненных работ студентами, следствием которых являются зачеты.

Процессы в психологии. Различаются разделы процессов психологии. Это :

1.Психологический процесс — Внимание.

Концентрация внимания на тех или иных объектах наблюдения.

2.Представление и воображение.

Это мысленные представления, воображения. Преобразование наблюдаемых образов в содержание. Познание и воображение. Познанные гипотезы и воображения. Реальное моделирование и осмысленное воображение.

2.Мышление и речь.

Мышление как явление и его классификация. Основы мыслительных процессов человека благодаря осознанному мышлению и речи.

3.Восприятие и ощущения.

Классификация восприятий и ощущений человека, закономерности ощущений и восприятий, иллюзии зрения в восприятии целого и его части, портретные иллюзии человеческих ощущений.

4.Память.

Это воспроизведение и сохранение в памяти прошлого опыта в реальную деятельность настоящего.

5.Эмоции и чувства.

Это — теории и факторы эмоций, классификация чувств и эмоций, их функции, аффективные реакции чувств и эмоций, восприятие, информационный эмоциональный заряд, теория эмоций информационная и биологическая.

Цели психологии — способность раскрыть познавательные способности человека, ее рефлекторную теорию, моделирующую систему мозга, психологические процессы поведения, психологические процессы памяти и внимания, свойства ощущений и восприятий, восприятия и ощущения пространства и времени, процессы, происходящие в памяти человека, аспекты развития познавательных процессов, особенности и сущность ощущений психологии человека, характеристика перцептивных сенсорных процессов, эмоциональные процессы в образовании, работе, в быту, в общении, развитие образного схематического мышления, цветовые и тоновые эквиваленты эмоций, процессы в психологии личности.

Психология – наука о поведении, о сознании человека, наука прогрессивного будущего.

Изучающая психику человека, это «наука о душе» человека, она не изучена до конца, поэтому ставит перед собой цель — дальнейшее исследование психологических факторов человеческого мышления.

Рожденная в конце XIX – ого века, наука – психология совершенствует свои принципы исследований непознанного мышления человека и в наши дни.

Источник: http://SunHi.ru/celi-psihologii-disciplina-psihologiya-processy-v-psihologii/

Теоретические основы психологии воспитания школьника. — Цель психологии воспитания — Зачет без хлопот

Страница 5 из 34

Цель психологии воспитания

Цель психологии воспитания – изучить, понять психологическую сущность процесса вос-питания, вооружить практиков научно обоснованными знаниями о психологической природе воспитательного воздействия.

В число этих знаний входят знания особенностей взаимодействия воспитателя и воспитуемого, диалектических взаимосвязей их ролей субъекта и объекта воспитания; знания взаимодействия воспитательных мер с психологическими особенностями человека, влияние этого взаимодействия на развитие личности.

Вместе с другими науками психология воспитания исследует психолого-педагогические и социально-психологические причины возникновения тех или иных недостатков личности, приводящих к отклонениям в поведении, психологические условия и факторы их предупреждения и коррекции, закономерности процесса перевоспитания, ведет поиск и разработку психологических критериев эффективности методов и форм воспитательного воздействия.

Воспитание – сложный, многогранный, диалектически противоречивый целенаправленный процесс формирования человека. Сложны структура и содержание личности, разнообразны и неоднозначны условия и факторы ее формирования, сложен и вместе с тем раним организм подрастающего человека.

В диалектической связи находятся процессы формирования и развития личности и физического развития человека. К сожалению, это не всегда принимается во внимание педагогами.

Между тем установлены связи между телосложением человека, его темпераментом, а потому, в известной мере, его характером и расположенностью к некоторым заболеваниям, в том числе и алкоголизму. Сказываются на характере и поведении молодого человека его рост, вес, внешность.

И это должно обязательно учитываться при выборе средств педагогического воздействия и оценке его эффективности.

Нередки противоречия в самом процессе воспитания, что обусловлено, например, различием между миропониманием, ценностными ориентациями взрослого и подростка. Вследствие этого порой возникают конфликты между старшими и младшими.

Противоречивы присущее подрастающему человеку стремление к самостоятельности – и неизбежная необходимость педагогически регулировать процесс его становления, направлять его в русло общепринятых требований.

Противоречивы методы убеждения и принуждения, гуманного подхода к воспитаннику и необходимость в некоторых случаях его наказания и т.д. И эти противоречия требуют глубоко продуманной целенаправленности воспитания.

Воспитание – процесс, происходящий не только в педагогически организованной среде, но и в среде специально не организованной. Воспитывает человека буквально все, что его окружает.

Но целенаправленное воспитание предусматривает, во-первых, создание специальных условий и методов воздействия на человека и, во-вторых, использование в воспитательных целях неорганизованной среды и противодействие ее возможному отрицательному влиянию.

В воспитании всегда взаимодействуют воспитатель и воспитанник, коллектив и отдельные его члены. Воспитанник – не пассивный объект педагогического воздействия. Меняясь под влиянием этого воздействия, он, сознательно или неосознанно, сам начинает влиять на педагогов и коллектив, заставляя их вносить коррективы в содержание и средства воспитания.

Подрастая и осознавая себя как личность, воспитанник начинает менять и самого себя. У него формируется своя точка зрения на людей, на многие явления окружающей его действительности. Он пытается ориентироваться в сложных вопросах внешней и внутренней политики государства. Происходит известная переоценка ценностей.

То, что он принимал на веру, будучи ребенком, теперь нередко подвергается критическому анализу.

Психология воспитания изучает изменения, которые происходят в личности подрастающего человека, закономерности и особенности формирования его характера, привычек, потребностей, мотивов и способов поведения, новых чувств и отношений, закономерности формирования его мировоззрения – совокупности общих научных сведений о мире, осознанных общечеловеческих и классовых интересов и идеалов, правовых и нравственных норм, социальных приоритетов и гуманистических ценностей – всего того, что определяет выбор линии поведения человека в жизни, его отношение к обществу и к самому себе. В центре внимания психологии воспитания находится личность, ее связи с окружающей и формирующей ее средой.

Читайте также:  Регрессия - психология

Под целью воспитания выдающийся отечественный педагог А.С.

Макаренко понимал программу человеческой личности, программу человеческого характера, который понимал весьма широко: характер внешних проявлений личности и ее убежденности, ее политические взгляды, знания. К сожалению, психолого-педагогическую программу формирования личности наука еще не создала, разработаны лишь определенные подходы к этому.

Нелишне напомнить и еще об одном требовании А.С. Макаренко, которое он рассматривал в качестве важного принципа воспитания: единство уважения к учащемуся и высокой требовательности к нему. Требовательность, хотя и не всегда целеустремленную и последовательную, мы в большинстве случаев к учащимся предъявляем.

Что же касается уважения личности учащегося – это еще не стало незыблемым принципом деятельности всех, без исключения, педагогов. Еще нередки случаи недоверия к подросткам, к их силам, их возможностям.

Это выражается у иных воспитателей в авторитарном стиле руководства, в нажиме на учащихся, в подмене самоуправления игрой в него, а то и просто в педагогической бестактности, доходящей в отдельных случаях до унижения учащихся, оскорбления их.

Уважать учащегося – значит верить в него, проявлять по отношению к нему максимум такта, видеть в нем человека, личность.

Воспитание личности невозможно без ее знания и понимания. В то же время большинство людей привыкли смотреть на воспитание как на весьма простой процесс: были бы жизненный опыт да здравый смысл, и можно воспитывать. Ссылаются на то, что, в прежние времена необразованные крестьяне прекрасно воспитывали своих детей. Верно, жизненный опыт и здравый смысл играют неоценимую роль в воспитании.

Верно и то, что подрастающего человека воспитывает буквально все и вся, а не только родители и дипломированные педагоги. Но в человеческом обществе произошли и происходят огромные изменения. Много сложнее стала жизнь, а потому – и воспитание. Важнейшим условием эффективности воспитания является глубокое понимание личности воспитанника, его индивидуальных психологических особенностей.

Понятия личность и человек иногда используются как синонимы. Понятия эти едины, но не тождественны. Личность вне человека и человек вне личности – абсурд. Вместе с тем человек – понятие более широкое и емкое, это единство организма и психики, биологического и социального, а личность – социальное качество человека, психическое отражение отношений, в которых он воспитывался.

Общество может влиять на формирование личности непосредственно и опосредованно. Непосредственное влияние оказывают средства массовой информации, произведения искусства, литературы, кино, театр, примеры массового героизма и трудовой самоотверженности людей и многое другое. Осознание и усвоение этого является непосредственным отражением наших общественных отношений.

Опосредованное влияние общества на человека происходит через окружающую его социальную микросреду – семью, образовательное учреждение, друзей и других людей, чье мнение для него значимо.

Но есть и другие объективные и субъективные факторы, которые могут как способствовать правильному осознанию человеком общественных отношений, требований общества и государства по формированию навыков и привычек нравственного поведения, так и противодействовать этому, а то и просто отрицательно влиять на личность. Это окружающие человека люди, его личные связи, так называемые референтные группы, в которые входит человек, и которые оказывают на него большое влияние. Человек как личность не формируется вне референтных групп.

Особенности человека, его характер, социальная направленность определяются воспитанием и особенностями среды, в которой он живет и действует. В педагогической теории и практике это означает, что личности вне людей, вне коллектива нет и быть не может. Первый коллектив, в котором начинается формирование личности, – это семья ребенка.

Сначала она одна играет решающую роль в его воспитании. Потом человек начинает сотрудничать с детским учреждением – детским садом, школой, внешкольным учреждением.

Если семья и учебное заведение действуют рука об руку, если семья благополучна, если учебное заведение – это, как принято говорить, коллектив единомышленников, положительный эффект воспитания будет налицо.

В результате индивидуального психического развития личности формируется ее определенная структура, которая рассматривается в трех планах: эволюции человека, изменения его психофизиологических функций в ходе возрастного развития от рождения до глубокой старости; истории развития человека, его становления как субъекта труда, познания и общения; истории личности, жизненного пути человека. Как индивид, человек характеризуется определенными психофизиологическими функциями и органическими потребностями. В основе структуры личности – ее общественные функции или, как нередко говорят, социальные роли, а также цели поведения и деятельности и ее ценностные ориентации. Наконец, как субъект практической деятельности, человек характеризуется личными, обусловленными выполняемой деятельностью свойствами и теми техническими средствами труда, которые способствуют наиболее эффективному использованию этих свойств.

Важнейшим стимулом действий и поведения человека являются его потребности – духовные и материальные.

Духовные потребности зависят в первую очередь от воспитания, но в их проявлении и формировании некоторую роль могут играть наследственный фактор, заложенные в человеке от рождения задатки.

Этим, например, определяется стремление одаренных подростков к музыке, рисованию, техническому творчеству и т.д. Потребности материальные в основном зависят от воспитания.

К материальным потребностям относятся и физиологические – в еде, сне, одежде и др.
В зависимости от воспитания они проявляются, реализуются и влияют на поведение человека по-разному. Каждый, например, испытывает потребность в комфорте.

Но один все силы тратит на то, чтобы приобрести для своей квартиры роскошную обстановку, лишь бы следовать моде, другой покупает только то, что действительно необходимо и красиво.

Половые потребности — потребности естественные, присущие каждому от рождения, у большинства людей они находят свою реализацию в условиях крепкой семьи, в заботе о детях.

Часть людей удовлетворяет лишь свою физиологическую потребность, не задумываясь о последствиях своих действий, не испытывая ни малейшего духовного влечения к половому партнеру. Вот почему сегодня так остро ставится вопрос о нравственных основах воспитания, в том числе и полового, о подготовке молодежи к браку и семейной жизни.

Основное условие и главная сфера формирования и проявления личности – деятельность. Единство слова и дела, организация педагогически целесообразной среды, образа жизни учащегося и его социально значимой деятельности в единстве с его обучением и просвещением – это должно быть прежде всего в поле зрения и объектом заботы педагогов и воспитателей.

В связи с этим – о роли слова в воспитании. Педагоги порой злоупотребляют словом, а иной раз и недооценивают его или используют неверно. Слово дает теоретические знания, играет большую роль в формировании целей и мотивов деятельности, но жизненный смысл оно приобретает лишь в единстве с делом.

Существует ряд условий, при которых слово может быть наиболее эффективным. Первое: авторитетность человека, слово которого должно воздействовать на подростков. Для них должностные авторитеты если и существуют, то лишь на первом этапе сотрудничества.

Второе: эмоциональная окраска слова. Особенно большое значение это имеет в преподавании общественных дисциплин. Монотонное, тусклое изложение даже очень существенного и интересного для учащихся материала резко снижает его педагогическую ценность. Третье – это единство слова и дела.

Это единство обеспечивается по-разному, но наиболее распространенными являются три его варианта. Слово может предшествовать делу и делом подкрепляться. Слово может следовать за делом, анализируя, оценивая его.

Слово может подкрепляться жизненным опытом учащихся, равно как жизненным и производственным опытом людей вообще.

Детям с возрастом становятся свойственны известная категоричность и торопливость суждений. И вместе с тем – стремление к познанию и самопознанию, проникновению в суть явлений, осмысливанию их причинной взаимосвязи и взаимозависимости. Это не противоположные качества, не недостаток и достоинство.

Это две стороны одного и того же явления, проявление диалектического противоречия в умственной деятельности учащихся этого возраста, противоречия развития. Стремление к самостоятельному познанию действительности и самого себя сочетается с недостатками знаний и жизненного опыта. Отсюда и категоричность, и торопливость суждений.

Просто принимать это как естественное проявление возраста нельзя, потому что категоричность и торопливость могут, со временем, перерасти в верхоглядство, самоуверенность и привести при стечении неблагоприятных обстоятельств к ошибочным поступкам или даже неправильному поведению в целом.

Педагог должен преодолевать этот недостаток в процессе систематического обучения учащихся, не только реализуя соответствующее содержание учебных программ, сообщая ребятам какие-то знания, но и обучая их мыслить, рассуждать, самостоятельно овладевать знаниями.

Необходимо обратить внимание на взаимосвязь психологии воспитания и методики воспитательного воздействия. Между ними существует теснейшая связь, но отождествлять их, что встречается на практике, не следует. Иногда педагоги говорят: «Мы использовали все средства воздействия на ученика.

Но ничто не помогло» – и ищут причины неудач где-то на стороне и в методах воспитательного воздействия. Но метод сам по себе ничего не значит, если его не соотнести с целью воздействия и особенностями личности учащегося, а также со сложившейся психолого-педагогической ситуацией.

Как известно, метод индивидуальной беседы, например, считается весьма полезным и чаще, чем другие, используется в педагогической практике. Но этим же методом часто злоупотребляют в работе с педагогически запущенными учащимися, несовершеннолетними правонарушителями: говорят, уговаривают, убеждают… И никакого результата. Не метод виноват в подобных случаях.

Просто он не столь эффективен по отношению к таким подросткам. Убеждения, разъяснения, конечно, не теряют значения в работе с ними. Но не меньше нужны здесь и меры наказания, принуждения, а мы их используем весьма нерешительно.

Без знания общей психологии, психологии воспитания и индивидуальных качеств воспитанника педагог работает вслепую, интуитивно, полагаясь лишь на свой опыт, да на методические традиции, которые далеко не всегда бесспорны.

Этим, в частности, обусловлено «формотворчество», погоня за новыми, необычными формами работы без их должного психологического и педагогического обоснования. И о труде организаторов и руководителей воспитательного процесса нередко судят по внешней эффективности придуманных ими мероприятий, а не по их конечному педагогическому результату.

Затрачивается масса времени, сил, но коэффициент полезного воспитательного воздействия оказывается непропорционально малым, а то и просто равным нулю. Знание психологии воспитания в значительной степени исключает такую вероятность. С этой целью и написано настоящее учебное пособие. Конечно, оно далеко не исчерпывает всех вопросов и проблем психологии воспитания.

Мы пытались дать педагогу-практику некоторые психологические ориентиры, помочь ему в понимании своих учащихся, особенностей формирования их личности и поведения.

Источник: http://www.libsid.ru/psichologiya-vospitaniya-shkolnika/teoreticheskie-osnovi-psichologii-vospitaniya-shkolnika/tsel-psichologii-vospitaniya

Ссылка на основную публикацию