Шаблонное мышление — психология

Шаблонное мышление

Пока существует действующая система образования, у людей будет формироваться шаблонное мышление, с массой установок, влияющих на поведение человека. Все дело в том, что образование в той форме, в которой оно есть сегодня, делает основной упор на запоминание информации, а не на ее поиск и осмысление.

Дело в том, что думающие люди нашему обществу не очень нужны, нужны люди исполнительные, и для этого их необходимо учить соответствующим образом. Система образования далеко не единственное место, где человека учат прошлому, давая ему устаревшую и укоренившеюся, в сознании людей информацию.

Наше окружение занимается тем же самым, ведь все мы варимся в одном котле, и лишь редкие исключения задумываются о действительности и ищут ответы, а не используют старые. Таких людей мы часто называем гениями, ведь они не такие как все, они ищут и находят, и главное у них есть смелость делать это.

На самом деле, гений живет в каждом из нас, просто люди убивают его в себе, принимая идею шаблонного мышления, постоянно гонясь за знаниями, вместо того чтобы учится их применять.<\p>

Нас учат всему, от того как правильно чистить зубы, до того как вести себя в конкретной ситуации.

Это конечно не плохо, вы по мере взросления и в течении всей жизни человек должен познавать и учиться это нормально. Но человека не учат задумываться над получаемой им информацией, это можно сравнить со слепой верой.

Мы смотрим на мир и отражаем его в своем сознании, затем выдаем обратную реакцию и свое представление о нем, согласно тем укоренившимся в нашей голове представлениям, что в нас старательно закладывали окружающие. Фактически мы видим мир его глазами, но не своими, мы видим его таким, каким он хочет, чтобы мы его видели.

Но если понятие мир — весьма растяжимое и обобщенное, то вот видение конкретного человека в конкретной среде, можно считать его заключением в матрицу иллюзий, которая полностью управляет его жизнью. О какой объективности может идти речь, какое свое мнение человек может отстаивать, если все его мнение формируется из убеждений других людей? Все утверждения в таком случае не что иное, как просто отстаивание своей веры и только.

Человек с шаблонным мышлением подобен компьютеру, выдающему определенный результат согласно полученным командам. Чтобы перестать мыслить шаблонно, человек должен перестать мыслить статично, фокусируя свое внимание на одном моменте. Динамичность мышления – вот что нужно человеку, желание задаваться вопросами и искать на них ответ.

Прежде всего уясните главное, все чему вас учили другие люди, отражает прежде всего их интересы, и лишь затем ваши, если только вас не учили думать. Если человек вас учит думать, значит он действительно желает вам добра, если он не просит верить ему на слово, а даже наоборот, заставляет вас проверять его слова, то это хороший учитель.

Настоящий учитель подобен восточному мудрецу, который может учить только посредством примеров, дабы его ученик самостоятельно дошел до правильного ответа на свой вопрос. Здесь есть два момента: первый – никогда не отвечайте на не заданный вопрос, и второе не требуйте, чтобы вам верили, это если вы учите кого-то.

Если же вы сами учитесь, то соответственно не давайте ответов на то, о чем вас не спрашивают, и не доказывайте ничего, не требуйте веры вам, ведь это означает, что вы лишаете человека возможности думать и осознавать.

Все шаблоны в основном своем большинстве сидят у нас в подсознании, мы не осознаем ни их наличие, ни их использование, ни желание их использовать.

Можно прожить хорошую во всех отношениях жизнь, имея шаблонное мышление, вы можете быть успешным человеком, уважаемым в обществе, но ваша жизнь будет неполноценной, ведь вы просто копировали ее, она не ваша.

И лишь ища свое внутреннее “я”, пытаясь осмыслить все, что с вами происходит, вы можете вкусить всю прелесть этой жизни и найти свое призвание в ней.

Ваша индивидуальность, даст вам гораздо больше впечатлений и откроет вам ваши истинные возможности, чем копия чужой жизни, которой вы можете жить даже не понимая этого.

Источник: https://psichel.ru/shablonnoe-myshlenie/

Шаблонное мышление

Автор: Светлана Соловьева

Шаблонное мышление

Приветствую вас в моем блоге, друзья. Эту запись я хочу посвятить такому понятию, как шаблонное мышление. Вы когда-нибудь задумывались о том, что все мы ежедневно живем по правилам? Обществом, воспитанием, морально-этическими нормами на уровне подсознания в нас вложены поведенческие скрипты.  Сегодня поговорим о том, как это влияет на нашу жизнь.

По образу мышления люди делятся на два типа. Тех, кто мыслит стереотипами, и тех, чей образ сознания находится вне шаблонов. Первых намного больше, ведь во все времена логика была наиглавнейшей из истин. Никто не брал в расчет ситуации, когда логическое решение было не единственным.

Приведу банальный пример — детские кубики. Ребенок собирает пирамиду кубиков, ставя друг на друга – это шаблонное мышление.  К этому действию его подталкивают родители.

А вот если ребенок, расставляет кубики, рисуя из них узор, или просто хаотично их раскидывает – это мышление вне рамок шаблонов.

При этом, возможно этот узор, который выложил малыш, может оказаться полезным ровно в той же степени, как если бы из кубиков была построена пирамида.

Два шага вперед, четыре назад… — не вздумайте уйти в сторону!

«Мужчина в жизни должен сделать три дела – посадить дерево, построить дома и родить сына» — слышали такое изречение? Это ни что иное как самый настоящий шаблон.

Незамужняя женщина — несчастлива, человек, не имеющий приличного счета в банке – неудачник, во-сколько нужно вставать и ложиться, что и как кушать, когда рожать детей и как их воспитывать – примеров шаблонов полно.

С самого первого дня жизни человека ему назначается шаблон, и чем старше он становится, тем шире круг шаблонов, по которым он должен жить. Вы спросите, что в этом плохого? Ничего!

Шаблон – ни что иное, как накопленные многими поколениями жизненный опыт. Человек, пользуясь уже совершенными кем-то другим ошибками в самых разных ситуациях, знает результат своего действия до того, как его совершит.

Если задеть огонь, то можно обжечься, если плохо питаться — начнутся проблемы со здоровьем, если не выходить на работу, то это грозит увольнением. В обществе должны быть правила! Иначе будет хаос.

Но! Масштаб шаблонности нашей жизни настолько велик, что рамки проникли в каждую ее сферу. Мы привыкли и нам это удобно. Но! Часто способность мыслить только шаблонами, мешает нам видеть больше, чем мы видим. Стереотипное мышление мешает нам принимать действительно нужные решения.

А вы уже компьютер или еще нет?

Самый точный прием шаблонного мышления – компьютер. Программа, заложенная в «мозг» вычислительной машины, обрабатывает информацию и дает на нее ответные действия, строго по утвержденным директивам.

Адаптивность человека к нормам, привычка мыслить скриптами, приводит к тому, что и он уже на уровне подсознания отвергает все, что вне шаблона, вне программы.

Так устроена человеческая психология – идти к тому, что наиболее удобно.

Но мы не видим это решение, ведь оно за ограничителями, которые ставит нам наше собственное подсознание. Отсюда неудачи, отсутствие идей, и, как следствие, потеря интереса.

Хорошо, если к конкретному вопросу, плохо – если к жизни. Шаблонная личность очень часто находится в борьбе со своим собственным внутренним миром.

Потому что естественные желания заменяются подсознательным стремлением соответствовать рамкам. Мыслите шире!

Откройте своего гения

Творчество – самый яркий пример не шаблонного мышления. При чем не только в искусстве. Химия, физика, рациональные теории, да что там – наша повседневная жизнь, начиная от бытовых проблем, заканчивая профессиональными – везде есть место творчеству.

Подумайте сами — если бы все человечество жило только по лекалам, то у нас не было бы гениев и их великих изобретений.

Мы бы не знали великого художника Леонардо Да Винчи, легендарного физика Альберта Эйнштейна, одного из лучших композиторов мира Вольфгана Моцарта и всех остальных, давших человечеству развитие в самых разных областях жизни.

Во многом, секрет огромного масштаба их таланта еще и в умении мыслить шире, чем все остальные. Стопроцентная незаурядность.

А что же мы с вами?

Пусть будут рамки, я выше написала – без них не обойтись. Но важно уметь открывать самому себе глаза там, где ситуация кажется безвыходной, и вроде бы абсолютно правильное и логическое решение не подходит. И этому можно научиться.

Сегодня в век информационных технологий доступность практически любой информации очень удобна. Интернет напичкан всевозможными советами, которые помогают избавиться от рамок и расширяют собственное сознание.

Что читать или смотреть решает каждый, но я могу вам посоветовать прочесть замечательную книгу, которая может научить видеть и действовать шире рамок.

Книга Брайан Трейси «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности».

Брайан Трейси автор многих нашумевших книг по саморазвитию. Среди любимых его тем – развитие бизнеса и личности, воспитание в себе качеств лидера. Он признан одним из лучших консультантов в мире.

Ну и на последок

Преодоление шаблона мышления может помочь в нужной ситуации воспользоваться не только логикой, но и найти не стереотипное, творческое решение. Искренне желаю вам выйти за рамки тогда, когда это будет необходимо. Успеха и удачи, и до новых встреч здесь, в моем блоге.

Поделитесь этой записью с друзьями, пусть они тоже решат, как мыслить.

Источник: https://lightsolo.ru/modelirovanie-lichnosti/shablonnoe-myshlenie.html

Шаблонное и нешаблонное мышление

Многолет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них.

Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным.

Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет пищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий.

Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод, которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта:

1) девушке следует отказаться тащить камешек;2) девушка должна дать попять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его таким образом мошенником;3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца.

Все предложенные варианты в равной степени беспомощны, ибо, если девушка откажется от жребия, отца бросят в тюрьму, если же она вытащит камешек, ей придется выйти замуж за ненавистного ростовщика.Эта история показывает различие шаблонного и нешаблонного мышления.

Шаблонно мыслящие люди в этой ситуации сосредоточили бы внимание главным образом на камешке, который девушка должна вытащить. Однако люди, мыслящие нешаблонно, по-видимому, направили бы внимание на тот камешек, который останется в сумке.

Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему.

Что же касается тех, кто мыслит нешаблонно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции.

Источник: http://o-psihologii.info/tradit/misli/814-shablonnoe-i-neshablonnoe-myshlenie.html

Как перестать мыслить шаблонно

Книга «Лиминальное мышление» рассказывает о том, как перейти границы своих убеждений в личной и профессиональной жизни.

Вот несколько советов, которые помогут отказаться от шаблонного мышления и взглянуть на проблемы или сложные ситуации с другой стороны.

Избавляемся от шаблонного мышления

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Признайте свою необъективность

Многие проблемы, которые руководители компаний хотят решить, вызваны их поведением — как минимум частично (бывает, что сами руководители этого не осознают). И если у вас есть трудноразрешимая насущная проблема, которая то и дело дает о себе знать, начните с признания собственной необъективности.

Чаще всего так и бывает: мы пытаемся решить проблему, будто глядя на нее со стороны. Когда человек говорит о проблемах, он часто показывает пальцем на других, исключая себя из ситуации. Он постоянно повторяет слово «их», потому что «они» и кажутся ему проблемой.

Но в большинстве случаев «они» — не единственная причина. Проблемы, которые долго не решаются, относятся к категории системных. И если вы часть этой системы, то неизбежно и часть проблемы тоже.

Самое большое слепое пятно — вы сами

Если вы не хотите обратить внимание на то, какой вклад в ситуацию вносите лично вы и насколько возникновение проблемы зависит от вас, у вас никогда не будет четкого представления о ней. Ваше понимание ситуации будет искаженным, как и ваши убеждения.

Прислушайтесь к эмоциям

Эмоции важны и даже необходимы для того, чтобы принимать решения по поводу дальнейших действий. Если вы не испытываете эмоций, если дело не вызывает у вас никаких чувств, вы никогда не придете к логически выверенному выводу о необходимости каких-либо действий. Вам не к чему будет стремиться.

У вас есть потребности. Вы работаете, ходите по магазинам, обедаете и т. д., чтобы удовлетворить свои потребности в пище, воде или убежище. И если они удовлетворены, появляются другие, более продвинутые: дом получше, или машина, или великая цель и поиски смысла.

«Оставить эмоции за дверью» — опасная идея. Вы не можете снять эмоции, как верхнюю одежду, и где-то их оставить.

Опустошите свою чашку

Самая распространенная ошибка при попытках что-то изменить — решить, что вы хорошо разбираетесь в ситуации. Иногда одни люди видят проблему так, а другие — иначе. А иногда другие вообще не видят проблемы или видят, но совсем иную.

Чтобы научиться чему-то новому, нужно опустошить свою чашку, избавиться от лишнего: знаний, учений, убеждений и предрассудков, которые вам мешают. В практике дзен это называется «сознанием новичка».

Иметь «сознание новичка» — значит пробудить желание учиться, стать любознательным, открытым всему новому. Даже будучи экспертом в какой-то области, вы начинаете изучать ситуацию с чистого листа, открываете ее для себя заново, как это делал бы новичок или ребенок.

Ломайте шаблоны

Многие действия мы совершаем автоматически. Иногда проблема кажется нам неразрешимой, потому что мы действуем по шаблону, которого не замечаем.

Если действовать не по привычке, а произвольно, не продумывая ход событий, то можно увидеть ситуацию в новом свете.

Подумайте, как работаете вы. Скорее всего, как и многие из нас, вы живете на автопилоте.

Каждый день вы едете одним и тем же маршрутом, видите по пути одно и то же, со временем перестаете замечать, что вас окружает.

Но если вдруг дорогу закрывают — на ремонт или по какой-то другой причине — и вам приходится искать объезд, вы вынуждены обращать внимание на все новое, что находится вокруг вас.

Скорее всего, вы действуете так же — причем намеренно — в самых разных сферах. Как только поймете, что застряли и события идут по кругу, попытайтесь что-то изменить.

Любое действие, которое вы предпримете, чтобы выйти из накатанной колеи, поможет вам увидеть ситуацию иначе и укажет на новые возможности. Сделайте что-то по-другому.опубликовано econet.ru.

Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

По материалам книги «Лиминальное мышление»

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Источник: https://econet.ru/articles/178971-kak-perestat-myslit-shablonno

Глава 1. Шаблонное и нешаблонное мышление. Часть 1

Глава 1. Шаблонное и нешаблонное мышление.

Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них.

Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным.

Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет пищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод, которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта:

1) девушке следует отказаться тащить камешек;

2) девушка должна дать попять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его таким образом мошенником;

3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца.

Все предложенные варианты в равной степени беспомощны, ибо, если девушка откажется от жребия, отца бросят в тюрьму, если же она вытащит камешек, ей придется выйти замуж за ненавистного ростовщика.

Эта история показывает различие шаблонного и нешаблонного мышления. Шаблонно мыслящие люди в этой ситуации сосредоточили бы внимание главным образом на камешке, который девушка должна вытащить. Однако люди, мыслящие нешаблонно, по-видимому, направили бы внимание на тот камешек, который останется в сумке.

Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему.

Что же касается тех, кто мыслит нешаблонно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции.

Итак, девушка в истории с камешками опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся.

Экая досада! — воскликнула она. — Ну да дело поправимое. Ведь по цвету оставшегося мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне.

А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный; стало быть, она могла вытащить только белый камешек.

Ведь ростовщик не станет признаваться в собственном мошенничестве! Вот каким образом, применив нешаблонное мышление, девушка не только вышла из, казалось бы, безвыходного положения, но, более того, оказалась даже в лучшем положении, чем прежде.

Ибо, если бы ростовщик вел честную игру, положив в сумку черный и белый камешки, девушка имела бы равные шансы как на спасение, так и на гибель. Сейчас же она избежала нежелательного замужества и погасила долг отца.

Шаблонное мышление всегда было единственно почитаемым способом мышления. Логика, как крайняя форма такого мышления, превозносилась как образец, достойный подражания. При этом не учитывалось, сколь серьезны ее недостатки.

Лучшим примером ограниченности шаблонного логического мышления могут служить вычислительные машины. Инженер-программист четко определяет задачу и указывает тот метод, каким эта задача должна быть решена. Затем вычислительная машина на жесткой, логической основе приступает к ее решению.

Гладкий переход шаблонного мышления от одной надежной ступеньки к другой в корне отличен от нешаблонного мышления.

Возьмем, к примеру, набор детских кубиков и начнем ставить кубики один на другой так, чтобы каждый кубик стоял на нижнем твердо и устойчиво. Мы получим наглядную иллюстрацию функционирования шаблонного мышления.

Если же мы рассыпем кубики в беспорядке, то получим пример нешаблонного мышления. Кубики можно как угодно соединять друг с другом или же не соединять вообще.

Однако тот узор, который при атом, возможно, получится, может оказаться в такой же степени полезным, как и вертикально возведенная постройка.

Нешаблонное мышление легче оцепить, когда его показывают в действии, как в истории с камешками. Каждому приходилось сталкиваться с проблемами, разрешить которые, казалось бы, невозможно, пока вдруг неожиданно не обнаружится удивительно простое решение.

А как только решение найдено, оно сразу же становится столь очевидным, что остается только удивляться, как оно раньше не приходило в голову, И в самом деле, такого рода задачи, видимо, трудно решить, пока для их решения используется шаблонное мышление.

Нешаблонное мышление занимается не только решением проблем, ему приходится также иметь дело с новым взглядом на вещи и с различного рода новыми идеями.

Если бы историю, подобную истории с камешками, сразу рассказать от начала до конца, сообщив таким образом ее решение, то слушатели, по-видимому, только усмехнутся — столь тривиальной она им покажется. И лишь в том случае, если дать возможность слушателям самим попытаться найти решение, становится очевидным, что это совсем не просто.

Даже в наиболее удачных примерах нешаблонного мышления решение становится логически очевидным лишь после того, как уже найдено. И тот факт, что оно найдено нешаблонным путем, быстро забывается. Как только решение уже есть, сразу находится масса желающих объяснить, как с таким же успехом его можно было получить с помощью шаблонного мышления.

Зная ответ, довольно просто обнаружить логическую связь между задачей и ее решением.

Субъекту, находящемуся в состоянии гипнотического транса, можно дать инструкцию вести себя самым странным образом после выхода из транса. Когда подходит время, субъект выполняет задания гипнолога, среди которых могут быть, например, такие: раскрыть, зонтик в гостиной, дать каждому по стакану молока или же встать на четвереньки и лаять по-собачьи.

Если спросить, почему испытуемый ведет себя таким странным образом, он немедленно приведет вполне разумное объяснение, убедительно доказывающее силу рационализации. И хотя все участники опыта прекрасно знают истинную причину столь странного поведения испытуемого, тот может дать ему настолько разумное объяснение, что убедит любого неискушенного человека.

Когда решение проблемы уже найдено посредством нешаблонною мышления, вполне возможно (и в этом нет ничего плохого) дать ему рациональное объяснение.

Опасность заключается лишь в том, что поскольку шаблонный путь к решению задачи можно ретроспективно проследить, то создается впечатление, что с помощью шаблонного мышления можно с такой же легкостью решить любую задачу, как и с помощью нешаблонного.

Один из приемов нешаблонного мышления состоит в умышленном использовании рационализирующей способности ума. Вместо того чтобы продвигаться шаг за шагом обычным, шаблонным путем, вы занимаете новую, совершенно произвольную позицию. Затем вы возвращаетесь обратно и стараетесь воссоздать логический путь между вашей новой позицией и отправной точкой.

Возможность такого пути следует проверить в конечном счете со всей логической строгостью. Если ваш путь оказался вполне логичным — вы стоите на правильной позиции, которую никогда бы не заняли, используя шаблонное мышление.

Если же эта произвольно выбранная позиция оказалась логически неправильной — вы так или иначе приобрели ряд полезных новых идей, пытаясь установить ее правильность.

Некоторые до такой степени увлекаются идеей нешаблонного мышления, что начинают постоянно его использовать вместо шаблонного. Большинство же вообще отвергают нешаблонное мышление, полагая, что для них вполне достаточно одного шаблонного, логического. Фактически оба типа мышления не исключают, а дополняют друг друга; они, как говорят, комплементарны.

В том случае, когда нет возможности решить проблему шаблонным мышлением или когда возникает потребность в повой идее, следует применить нешаблонное мышление. Новые идеи зависят от нешаблонного мышления, ибо самой природе шаблонного мышления свойственны ограничения, делающие его неэффективным для подобных целей.

В то же время ограничения шаблонного мышления имеют и свои положительные стороны.

функциональная организация мозга, являясь оптимизирующей системой, заставляет его интерпретировать любую ситуацию наиболее вероятным образом. Степень вероятности определяется опытом и требованиями данного момента.

Шаблонное мышление оперирует высокими вероятностями; без этого повседневная жизнь была бы невозможной. Любое ощущение или действие пришлось бы анализировать самым тщательным образом, поскольку оно всегда нуждалось бы в доказательствах.

Подобно тому, как сороконожка, обладая самосознанием, не знала бы, с какой ноги начать движение, так и человек в силу сложности и запутанности окружающей его обстановки не мог бы начать действовать.

Задача мышления как раз и сводится к тому, чтобы дать возможность приступить к действию на основе осознанной ситуации. Это становится возможным только тогда, когда наиболее вероятная интерпретация какой-либо ситуации побуждает к наиболее эффективному действию.

Источник: https://psibook.com/library/3822/2.html

Источник: http://alimero.ru/blog/psychology/stereotipi-mishleniya.14680.html

Думай! Выпуск №028: Осознанность и толковость. Включаем голову

Осознанность и толковость. Включаем голову

Знакомы ли вам ситуации, когда вы просите сделать что-то ну совершенно простое и ваш коллега, друг или знакомый соглашается выполнить эту просьбу (ведь она легкая), и выполняет ее совершенно не так, как вы ему говорили? С чем связано такое «механистичное» выполнение задач, просьб? Почему «включать голову» — так трудно и от кого и чего это зависит? Попробуем выяснить и разобраться в статье ниже.

Одной из причин механистичного выполнения заданий является шаблонное мышление. В статье «Нынешнее образование приносит вред» мы упоминали, что работать головой — крайне трудное, энерго-затратное и невыгодное для мозга занятие. Таким образом, очевидно, что если у нас появляется возможность применить шаблонное мышление в любой ситуации — мы его применим.

Это ярчайших пример шаблонного мышления. Мозг не напрягаясь и не утруждая себя пошел по шаблону, который у него уже был сформирован. На таких и подобных этому шаблонах нас ловят умные рекламщики и маркетологи, политики и руководители.

Человек с шаблонным мышлением подобен компьютеру, выдающим определенный результат согласно полученным командам. Чтобы перестать мыслить шаблонно, человек должен перестать мыслить статично, фокусируя свое внимание на одном моменте. Динамичность мышления – вот что нужно человеку, желание задаваться вопросами и искать на них ответ.

Прежде всего уясните главное, все чему вас учили другие люди, отражает прежде всего их интересы, и лишь затем ваши, если только вас не учили думать. Если человек вас учит думать, значит он действительно желает вам добра, если он не просит верить ему на слово, а даже наоборот, заставляет вас проверять его слова, это хороший учитесь.

Обратите внимание на еще одну поучительную историю:

Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным.

Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет нищей и умрет с голоду. Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня.

Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца. Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий.

Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали? Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление.

Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод, которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта: 1) девушке следует отказаться тащить камешек; 2) девушка должна дать попять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его таким образом мошенником; 3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца. Все предложенные варианты в равной степени беспомощны, ибо, если девушка откажется от жребия, отца бросят в тюрьму, если же она вытащит камешек, ей придется выйти замуж за ненавистного ростовщика. Эта история показывает различие шаблонного и нешаблонного мышления. Шаблонно мыслящие люди в этой ситуации сосредоточили бы внимание главным образом на камешке, который девушка должна вытащить. Однако люди, мыслящие нешаблонно, по-видимому, направили бы внимание на тот камешек, который останется в сумке. Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. Что же касается тех, кто мыслит нешаблонно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции. Итак, девушка в истории с камешками опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся. «Экая досада! — воскликнула она. — Ну да дело поправимое. Ведь по цвету оставшегося мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне». А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный; стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Ведь ростовщик не станет признаваться в собственном мошенничестве! Вот каким образом, применив нешаблонное мышление, девушка не только вышла из, казалось бы, безвыходного положения, но, более того, оказалась даже в лучшем положении, чем прежде. Ибо, если бы ростовщик вел честную игру, положив в сумку черный и белый камешки, девушка имела бы равные шансы как на спасение, так и на гибель. Сейчас же она избежала нежелательного замужества и погасила долг отца.

Если бы историю, подобную истории с камешками, сразу рассказать от начала до конца, сообщив таким образом ее решение, то слушатели, по-видимому, только усмехнутся — столь тривиальной она им покажется. И лишь в том случае, если дать возможность слушателям самим попытаться найти решение, становится очевидным, что это совсем не просто. Даже в наиболее удачных примерах нешаблонного мышления решение становится логически очевидным лишь после того, как уже найдено. И тот факт, что оно найдено нешаблонным путем, быстро забывается. Как только решение уже есть, сразу находится масса желающих объяснить, как с таким же успехом его можно было получить с помощью шаблонного мышления. Зная ответ, довольно просто обнаружить логическую связь между задачей и ее решением.

Многие люди, считающие себя умными, на самом деле являются великолепными аналитиками, способными просчитать варианты (из истории) и их последствия.

И выбрать наиболее выгодный, либо тот, где наименьшие потери (про теорию потерь и выборе в условиях недостатка времени — мы расскажем в ближайщих статьях).

Но на самом деле — такие люди неосознанно сужают количество возможных вариантов до «логически понятных», отсекая тем самым довольно перспективные возможности решения сложных ситуаций.

Какие еще причины могут быть для нежелания думать, помимо биологических (шаблонное мышление)?

Мы выделили следующие:

  1. Безразличие
  2. Страх
  3. Белый бунт
  4. Думает о чем-то другом (неверное делегирование или постановка задачи — когда не убедились, что человек понял)
  5. Недостаток образованности или информации, чтобы сформировать собственную точку зрения

По каждому из этих пунктов можно очень много сказать и мы обязательно это сделаем в следующих статьях. А пока кратко опишем суть каждого пункта.

Безразличие — человеку безразличен результат. Он не думает о нем, ему не важно, что и с каким качеством и в какой срок будет в конце задания. Соответственно, не пропустив это через себя — невозможно достич некой «включенности» человека в процесс, в задачу, в дело.

Страх — еще никогда страх не улучшал ситуацию. Он только парализует творческое мышление, делая нас неспособным рассуждать, думать и включать голову. Человек становится своего рода роботом, четко выполняющим инструкцию, боящимся сделать шаг вправо или влево, ведь за отклонение от согласованного алгоритма действий — «расстрел»-наказание.

Белый бунт или итальянская забастовка. Сродни страху, только алгоритмизация выполняется осознанно. Человек идет четко по инструкции, даже зная, что делая так — будет беда. На самом деле беда — и есть его цель. Показать, что алгоритм, чек-лист, список действий — всегда будет иметь исключения, всегда не совершенен.

Думает о чем-то другом (неверное делегирование или постановка задачи — когда не убедились, что человек понял) — человек не с нами. У него другие интересы, его мысли совершенно в другом месте.

Он способен даже повторить нам в ответ нашу просьбу, но на самом деле она стирается из его кратковременной памяти через 3-5 секунд после разговора. Этот пункт сродни пункту про безразличие, только неосознанное.

Хотя результаты — все равно  схожие.

Недостаток образованности или информации, чтобы сформировать собственную точку зрения — это примерно как поручить неандертальцу оформить за вас субсидию в госструктуре. Буквально без шансов. Не имея какой-либо информации или подходящих навыков, человек просто не способен выполнить задачу или просьбу, которую вы ему поручили.

Таким образом очевидно, что ситуаций, когда люди совершенно не включены в то, что вы хотели бы делать совместно с ними — таких моментов достаточно много. Выясняйте, что именно мешает людям быть вовлеченными? Какие из перечисленных пунктов мешают в конкретно вашем случае.

И думайте! Первый шаг по выяснению причин — крайне важен. От него зависят ваши дальнейшие действия. Ведь очевидно, что при «белом бунте» или при «безразличии» нет смысла мотивировать человека сделать что-то — причина не в мотивации. Выяснив причину — можно переходить к следующим шагам.

Успехов!

(с) Алексей Егошин

И в завершение хотим сказать:Любой гражданин должен иметь правоосуществлять предпринимательскую деятельностьбез каких либо дополнительных согласований и разрешений.

Спасибо!

  1. Были ли ситуации, когда вы не могли выбрать ни один из видимых вам вариантов действий, в какой-либо ситуации в прошлом?
  2. Какой процент дневных дел — вы делаете на автоматизме, даже не задумаваясь?
  3. Как вы думаете, была бы какая-то выгода от изменения вашего подхода к задачам, которые вы должны сделать?
  4. Что мешает лично вам применять нешаблонное мышление в жизни?
  5. Какое действие вы сделаете завтра, чтобы начать применять нешаблонное мышление?

Присылайте свои ответы к нам в редакцию на адрес ans [at] e-ideya.com. В теме письма, пожалуйста, добавьте «[Think-028]» (без кавычек). Лучшие ответы (по мнению редакции) будут опубликованы с указанием авторства в следующем номере. Спасибо!

  1. Всё наше достоинство заключено в мысли. Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить, возвышают нас, а именно она, наша мысль. Будем же учиться хорошо мыслить. (Блейз Паскаль)
  2. Преобразить свою жизнь можно только одним путём — изменив своё мышление. (Джозеф Мерфи)
  3. Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто. (Альберт Сент-Дьерди)
  4. Мышление — душевное заболевание, неизменно порождающие недовольство. (Вашингтон Ирвинг)
  5. Логика – замечательная штука, однако против человеческого мышления она бессильна. (Терри Прачетт)
  6. Когда у человека отнимают свободу и приучают его жить в клетке, он теряет способность мыслить как прежде. (Стивен Кинг, «Побег из Шоушенка»)
  7. Думать – трудно. Думать больно и опасно. Если в мире нет неизвестных опасностей – тебе вовсе не нужно думать. (Сергей Лукьяненко, «Спектр»)
  8. Не мыслям надобно учить, а мыслить. (Иммануил Кант)
  9. Я люблю всех, чьи мысли идут дальше ведерка с попкорном. (Стивен Спилберг)
  10. Обдумывать — незаметно умнеть. (Геннадий Малкин)

В критических ситуациях мы делаем свой выбор немножечко по другому, чем в спокойной обстановке. И в то же время, спокойная обстановка — далеко не всегда возможна.

Часто нам говорят «решайте сейчас — осталось последнее предложение и оно исчезнет через 10 минут» (врут, конечно). И у нас включаются механизмы, которые давно уже исследованы учеными и известны рекламщикам.

Как мы себя ведем под давлением недостатка времени, почему именно так и что с этим делать — поговорим с ближайших статьях. Читать >>

Источник: http://e-ideya.com/think-028/

Стереотипное мышление, негативные мысли человека, мешающие жить

Позитивное мышление человека — основа разумной, осознанной деятельности, основа хорошего самочувствия, здоровья и процветания.

Однако, негативные мысли людей, зачастую представляющие стереотипное мышление (т.е.

заученное, обусловленное глубинными убеждениями), иногда довольно плохие, навязчивые идеи, заставляют многих людей страдать, быть неудачливыми и несчастными.

Основные виды стереотипного мышления, приводящие к негативным мыслям и искажению мировосприятия

Один, или несколько, из этих 12 видов стереотипного мышления, заставляют человека искаженно воспринимать себя, других людей или мир в целом. Автоматически возникшие негативные мысли, приводят к соответствующим чувствам и эмоциям, и как следствие, к неадекватному ситуации поведению.

  1. Полярное мышление (дихотомическое), по принципу: «Все или ничего» (черно-белое).
    Свойственно подросткам (подростковый максимализм) и людям с тревожным типом личности.
    Подобное, часто неосознанное мышление, приводит к пассивному поведению, плохому самочувствию и сильным депрессиям.
  • Мысли в виде негативного предсказания (катастрофикация).
    Люди с такими мыслями предсказывают события своего будущего, исключительно негативно. Они не учитывают других возможных исходов. Игнорируя эти возможности, они могут впасть в депрессию и страдать еще до того, как что-то плохое (ими придуманное) случится в реальности.
  • Мышление, обесценивающее чего-то позитивное.
    Люди с подобными мыслями видят в себе и своих делах лишь негативы, забывая и не замечая свой позитивный опыт, прошлые успехи и достижения. Это приводит их к эмоциональным расстройствам и бездействию.
  • Искаженное мышление на основе эмоционального обоснования.
    Такие люди безусловно верят в истинность какого-либо утверждения, только на основе того, что они это ЧУВСТВУЮТ. Поэтому, они игнорируют возможность доказательства обратного утверждения, и страдают от этого.
  • Стереотипное навешивание ярлыков.
    Люди с таким мышление безусловно наделяют себя, или других людей, различными глобальными, негативными характеристиками. Они не учитывают, что могут быть доказательства, с большой вероятностью, приводящие к позитивным, или, хотя бы, к менее негативным выводам.
    Такой подход приводит к разрушениям отношений.
  • Минимизирующее мышление.
    Человек с этим видом ошибочных мыслей, оценивает себя, других или ситуацию, преувеличивая негатив, или преуменьшая позитив. Что в свою очередь, не дает ему возможности на раскрытие своих способностей и возможностей на достижение успехов.
  • Избирательное мышление (мысленный фильтр).. Люди с этим видом мыслительных процессов, безосновательно учитывают только негативные стороны: неудачи, поражения…, вместо того, чтобы полностью рассмотреть все события, включая и позитивные.

    У таких людей много неудач в жизни.

  • «Чтение мыслей». Люди, пытающиеся читать чужие мысли, убеждены в том, что они реально умеют это делать. Они исключают возможности того, что могут быть и другие расклады. В общении, такие люди, разговаривают как бы сами с собой, не дожидаясь ответа собеседника. (типа, сам спросил — сам ответил, и на свой же ответ разозлился…).

    У этих людей проблемы в общении и в личных отношениях, и как итог — одиночество.

  • Сверх-обобщение (сверхгенерализация). Подобный тип мышления формирует слишком обобщающие негативные выводы, которые выходят далеко за пределы конкретной ситуации. Люди с обобщающими мыслями, по типу, все мужчины или женщины плохие, или весь мир нехорош, реально ОБОБЩАТ (повторят) свои неудачи в схожих ситуациях.

    (программа жизни)

  • Персонализация. Человек мыслит и представляет о себе, как о причине негативного поведения других людей, не учитывая (игнорируя) вероятность реального происхождения их поведения. Также, люди с подобным мышлением думают, что их ошибки и просчеты находятся в центре внимания окружающих.

    Такие мысли могут привести к неврозам и фобиям, например, к агорафобии…

  • Долженствование (мышление по типу, «Я должен или Он должен…».
    Такой человек убежден, что он сам или другие должны себя вести определенным образом, в той или иной ситуации. И если его ожидания не оправдываются (фрустрация), то он воспринимает это как неудачу и страдает.
  • «Туннельное мышление».
    В данном случае человек акцентирует свое внимание только на негативных аспектах конкретной ситуации. Он не замечает (игнорирует), что есть и позитивные моменты, решения и выходы.
  • Если Вы обнаружили у себя один или несколько видов стереотипного мышления, приводящего к негативным, порой навязчивым мыслям, плохому самочувствию и поведению, то вам непременно нужно изменить свои убеждения и мышление.

    Самостоятельно, зачастую, сделать это сложно, а в некоторых случаях — невозможно, поэтому ЗАПИШИТЕСЬ на онлайн психологическую помощь Матвеева Олега.
    Изменив мышление — Вы измените свою жизнь к лучшему!

    Бесплатные психологические тесты, в том числе, и на мышление человека.

    Тест на навязчивые мысли

    Смотрите другие записи:

    Источник: http://xn—-7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/psychoanaliz/stereotipnoe-myshlenie-negativnye-mysli-cheloveka-meshayushhie-zhit/

    Ссылка на основную публикацию