Метапсихология — психология

Метапсихология: история и подходы

Метапсихология - психология

Для человека, как для существа, у которого есть мозг, способный постоянно генерировать какие-либо идеи, мысли, совершенно нормально задавать себе на протяжении всей жизни вопросы: «В чём смысл жизни?», « В чём смысл самого существования?», «Как сделать существование лучше и “правильнее”?» и т.д.

Именно способность мыслить определяет каждого из нас как человека. Постоянное желание отыскать ответы и понять прежде всего самого себя побуждает нас к мыслительным процессам, осознанию наших действий, и мы, несомненно, нуждаемся в том, чтобы задавать себе вопросы и искать ответы. Мы начинаем невольно заниматься личным психоанализом.

А люди, которые занимаются этим профессионально, знают намного больше, чем обычный человек. Они разделяют психологию на различные типы, опираются на учение того или иного автора, исследователя. В этой статье мы рассмотрим такой тип психологии, как метапсихология. Постараемся понять, что обозначает этот термин и кто его впервые ввёл.

История

Слово «метапсихология» греческого происхождения, «meta» переводится как «после, через». Впервые этот термин начал употреблять всем известный психолог и психиатр из Австрии Зигмунд Фрейд. Он использовал его для обозначения человеческих переживаний, которые лежат за пределами сознательного, за пределами того, что было единственным объектом изучения психологии того времени.

Рекомендуем: Клиническая психология

Это понятие применимо к психоанализу, связано с осмыслением его основы и возникновением новых методов. Метапсихология, в отличие от простой психологии, рассматривает не только деятельность мозга и психологическое состояние индивида, но ещё и метаполе, метапсихику. Она собирает все эти аспекты при анализе в единое целое, но с разными качественными характеристиками.

Подходы

Суть метапсихологии в том, что она стремится описать психологические процессы, которые протекают в человеческой голове. Для этого существует несколько подходов, но перед тем, как их рассматривать, нужно понять как этот раздел психологии относится к изучению человеческого мозга и психики.

Главное, о чём стоит сказать, что эта наука не рассматривает мозг как материальную субстанцию. Метапсихология, конечно, также подходит к нему и со стороны физиологии, химии, биологии, относя к материальным функциям мозга клеточное движение, функционирование молекул, атомов.

Но все эти процессы неосознанны, неконтролируемы – они просто есть, просто протекают в теле человека, потому что так заложено, предопределено природой самого организма изначально. Можно сказать, что метапсихология рассматривает мозг в первую очередь не как физическое образование, но как нечто духовное, более высокое и теоретически сложно объяснимое.

Рекомендуем: Аналитическая психология Юнга

Материальными, если это рассматривать со стороны метафизики, являются клетка, атом, частица, молекула. Человеческое бытие заключено в субстанцию, оболочку.

А вот духовное наука рассматривает, как нечто, что не имеет структурного начала. Материя обладает меньшей свободой, нежели дух, который по своей сути бесструктурен.

Следовательно, можно утверждать, что духовное прежде всего относится к мирозданию и чему-то основополагающему, изначальному.

Далее стоит выяснить, какие же всё-таки существуют подходы в метапсихологическом изучении человеческого мозга, его функций и восприятий. Существуют три подхода, которые описал сам Фрейд. Это такие подходы, как динамический, экономический, структурный.

А ещё два аспекта были представлены уже в поздних работах психологов, последователей Зигмунда Фрейда, – эти две системы назывались генетическая и адаптивная. Сейчас мы поближе познакомимся с каждым из этих подходов к метапсихологии. Начнём с трёх классических и самых первых.

Экономический. Этот подход связан с понятием «энергия». Он описывает психологический процесс, в ходе которого происходит распределение энергии. Этот подход позволяет говорить о разрядке, самой энергетической сущности, её величине, аккумуляционных законах в контексте теоретического.

Рекомендуем: Ассоциативная психология

Динамический. В этом подходе описываются различного рода психологические феномены, которые базируются на силе, сложении, влечении. У каждого из этих понятий существуют свои истоки, при сочетании, столкновении они изменяются и объективируются. Это позволяет теоретически рассуждать о каких-либо конфликтах – например, о влечении на базе инстинктов и связанных с этим современных ограничениях.

Структурный или типографический подход. Относится к психическим явлениям, которые обусловливают всю базовую конструкцию психического аппарата. Включение различных навыков, моральных норм, интересов, установок, воспоминаний в этом подходе репрезентирует природу психических явлений.

Следующие два подхода были описаны уже после Фрейда. Александр Рапопорт, психотерапевт и по совместительству нью-йоркский актёр, а также выдающийся психотерапевт Джилл Эдвардз сформулировали ещё два подхода. Теоретическое обоснование новых способов было сделано ещё на ранних этапах развития психологии, но утвердилось оно только спустя довольно значительное время.

Рекомендуем: Житейская психология — это

Генетический. Этот подход описывает явления, которые происходят на психологическом уровне. Они связаны с временными параметрами, а именно параметрами развития человеческой личности от самого детства до осознанного возраста. Исходя из этой теории невозможно объяснить черты своего «я» без фактов из собственного детства, без учета опыта, полученного в детском возрасте.

Адаптивный. Подход основывается на изучении того, как межличностный и социальный феномены влияют на психическое состояние человека. Рассматривались психические изменения через ощущения влияния со стороны социума.

Современное отношение

На сегодняшний день метапсихология считается базисом, основой психологии классического типа. Несмотря на это, очень часто данный метод психоанализа вызывает критику, которая основана на том, что в системе присутствует большое количество противоречий, лежащих внутри подходов и идей основателя.

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/metapsixologiya.html

метапсихология — это… Что такое метапсихология?

  • Метапсихология — (др. греч. μετα   приставка, обозначающая следование в пространстве или во времени)  термин, предложенный Фрейдом для обозначения наиболее общих теоретических основ психоанализа. Относится к теоретическому фундаменту, базовым основам… …   Википедия
  • МЕТАПСИХОЛОГИЯ — (греч. meta после, за, через, над и психология наука о психике) 1) В буквальном и наименее распространенном значении теория (или система), предметом исследования которой является теория психологии (и/или системы и понятия психологии); 2)… …   Новейший философский словарь
  • метапсихология — Нем.: Metapsychologie. Франц.: mйtapsychologie. Англ.: metapsychology. Исп.: metapsicologia. Итал.: metapsicologia. Португ.: metapsicologia. • Термин, которым Фрейд обозначает теоретические аспекты основанной им психологии. Метапсихология… …   Словарь по психоанализу
  • Метапсихология (психоанализ) — Статьи на тему Психоанализ Концепции Метапсихология Психосексуальное развитие Психосоциальное развитие Сознание • Предсознание Бессознательное Психический аппарат Оно • Я • Сверх Я Либидо • Вытеснение Анализ сновидений Защитный механизм Перенос • …   Википедия
  • Метапсихология (значения) — Метапсихология (др. греч. μετα   приставка, обозначающая следование в пространстве или во времени, др. греч. ψυχή  душа; λόγος  знание)  многозначный термин, употребляемый в различных аспектах научного знания, чаще всего в… …   Википедия
  • Метапсихология (metapsychology) — В буквальном смысле слова термин М. означает то, что находится «за» психологией или «позади» нее, так же как термин «метафизика» означает то, что находится «за» физикой или «позади» нее. Эти два значения связаны между собой, но не идентичны. То,… …   Психологическая энциклопедия
  • Фрейд, Зигмунд — Запрос «Фрейд» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Зигмунд Фрейд Sigismund Schlomo Freud …   Википедия
  • ПСИХОАНАЛИЗ — разработанный Фрейдом метод лечения психических заболеваний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Несмотря на, то что многие психоаналитики стремятся подчеркнуть научный (и …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь
  • Романтическая любовь — форма симбиотического союза, [ [http://slovari.yandex.ru/dict/azbuka/article/azbuka/ps7 017.htm «Азбука социального психолога практика». Статья «Близость»] ] [ [http://slovari.yandex.ru/dict/azbuka/article/azbuka/ps7… …   Википедия
  • ПСИХОАНАЛИЗ — (от греч. psyche душа и analysis решение) философско психологическая концепция и часть психотерапии, врачебный метод исследования, предложенный З. Фрейдом для диагностики и лечения истерии. В П. проводится различие между техникой П. как методом… …   Философская энциклопедия

Источник: https://psychology.academic.ru/1082/%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Метапсихология — Психология

Метапсихология - Психология

Новая Теория – научный форум для публикаций работ и статей описывающих новые теории, идеи и гипотезы.

Новое в закономерностях развития и функционирования психической деятельности.

Правила форума
Научный форум «Психология»<\p>

Комментарий теории:#1   Сергей_ » 20 окт 2010, 08:24

Ниже приводтся некоторые соображения автора относительно формирования математического базиса психологии.Психология — наука туманная и загадочная. Туманная потому, что подавляющее большинство изучаемых ею явлений поддаются огромному числу трактовок, как с точки зрения позитивистской науки, так и с более оригиналь-ных, например оккультной.

Загадочна — потому что пред-мет ее исследования — человеческая душа представляет собой нечто завернутое в покрывало тайны, к которому прикасаются только посвященные. Тем не менее, мысль о построении фундамента психо-логии, который по своей строгости сравним с математи-ческим, не нова. Чтобы убедиться в этом, следует по-знакомиться с работами Ж.Пиаже и его последователей.

Как кажется, идея о возможности изучения закономерно-стей психологии математическими методами вполне осмыс-ленна. Но эту задачу надо четко поставить, так как современный уровень психологии не дает надежд на воз-ведение ее фундамента подобного математическому. Пре-следуя эту цель, автор изложил некоторые собственные взгляды на психологию с позиций математики.

Такая постановка возникла из того, что для многих психологических явлений можно указать аналогии в теоремах матема-тики. Мы умышленно не используем термины доказательст-во или обоснование, а употребляем слово аналогия, по-тому, что строгое доказательство возможно лишь при наличии точного понятийного базиса, которым психология не грешит. А не строгого доказательства не бывает.

Речь идет именно об аналогии, так как хорошая аналогия порождает новые идеи, иногда небесполезные. Ко-нечно, если проводить аналогию между инстинктом про-должения рода и тем, что разноименно заряженные тела притягиваются, то, возможно, она интригует, но хоте-лось бы иметь иные, более продуктивные аналогии.

Поэтому наша основная цель состоит в описании свя-зи между психическими процессами и математическими результатами, демонстрирующие закономерности, которые эффективно экстраполируются в психологию. Под эффек-тивностью здесь подразумевает создание модели, позво-ляющей объяснять некоторые явления душевной деятельно-сти. В итоге математические теоремы становятся значи-мыми для психологии.

Интересен и обратный процесс, когда, описываемые психологией закономерности встречаются в точных науках в виде формальных законов.С необходимостью возникает вопрос, какие математи-ческие результаты можно сопоставить душевным процес-сам.

Чтобы аналогия была продуктивной, она должна представлять собой нетривиальное отображение одной области в другую, сохраняющее основные свойства ото-бражаемой области. В связи с этим отметим, что законы функционирования психики, в силу специфичности, имеют достаточно общий характер и применимы к любому субъек-ту.

Поэтому аналогию психическим явлениям в естествен-нонаучной области надо искать среди законов, имеющих общий, или по-другому, метанаучный характер. К таким законам можно отнести, например, результат Геделя о соотношении непротиворечивости и выполнимости, распро-страняемые на любую формальную область.

В этой работе мы остановимся на так называемых ме-таматематических теоремах, наиболее близких к психиче-ским закономерностям. Будет продемонстрирована анало-гия психических процессов и метаматематических зако-нов. Более того, такая аналогия позволяет надеяться на создание строгого базиса части (в первую очередь ког-нитивной) психологии, который претендует на математи-ческую строгость.

Но прежде необходимо более внима-тельно познакомиться с тем фрагментом психологии, ко-торый представляет интерес для нашего анализа.Ниже мы постараемся обосновать ряд тезисов. Первый состоит в том, что сознание локально и удовлетворяет законам, применимым для материальных объектов.

Читайте также:  Методика построения тренингов синтон-программы - психология

В частности, математическим законам, которые описывают выразительные возможности языков с не более, чем счетной сигнатурой. Здесь под локальностью понима-ется сравнительно небольшая мощность совокупности дан-ных, которые могут одномоментно удерживаться в поле сознательного внимания.

Второй утверждает, что бессознательное принципи-ально не локально, и к его анализу не применимы про-странственно-временные закономерности, в точности так же, как не применим закон причинности. Поэтому созна-ние и бессознательное дополняют друг друга — сознание можно описать подобно тому, как описываются математи-ческие теории.

Бессознательное принципиально не подда-ется описанию в тех же терминах. Для этого надо обла-дать совершенно иным языком и возможностями. Можно сказать, что бессознательное преобразует сознание в открытую систему, снабжая его энергией, которая в ре-зультате функционирования определенных механизмов трансформируется в осознанные содержания.

Для каждой рассматриваемой далее темы исследуется соответствующие психологический экспериментальный ма-териал и соответствующие гипотезы. Затем формулируется некоторое утверждение, которое подчеркивает фактиче-ские результаты, позволяющие сформулировать определен-ную математическую модель.

Цель последней состоит в том, чтобы объяснить психологические закономерности и гипотезы, опираясь на математический фундамент.С точки зрения естественнонаучного процесса пред-лагаемая методика вполне традиционна: вначале исследу-ется предметная область, а затем конструируется ее математическая модель.

Если модель не противоречит предметной области, то она адекватная, в противном случае – дорабатывается. Предлагаемый курс требует от читателей определен-ной культуры мышления, так как создан на стыке психо-логии и математики. В нем используются с одной стороны — ставшие уже классическими модели психики, в основ-ном, З.Фрейда, К.Юнга и В.

Райха, с другой — математи-ческий аппарат, позволяющий описать некоторые проявле-ния психики. Кроме того, для подтверждения ряда гипо-тез, в частности описывающих энергетические процессы личности, используются не традиционные для психологии источники.

Изложение строится следующим образом:Вначале рассматривается формирование сознания как результат интериоризации объектных действий человека. Становление сознания происходит за счет расширения сознательного словаря, который включает объекты, собы-тия и т.п., т.е. сущности материального мира.

Это есть сознательная сигнатура, из которой впоследствии созда-ются сознательные конструкции: мысли, слова, образы, формы поведения и т.п., характеризующие сознательную деятельность.Тем самым можно говорить о языке сознания, который характеризуется определенным набором базисных операций и механизмом порождения новых элементов. Этот язык в каждый момент времени не полон, т.е.

некоторые образы не включены в него, хотя они могут появиться в нем со временем. Новый элемент сознательного языка непосред-ственно связан с новым аспектом сознательной деятель-ности человека. При развитии языка сознания формируются идеальные объекты (ментальные образы) — наши представления об объектах, и способ манипулирования ими — формально-логический аппарат.

При этом увеличивается способность субъекта генерировать новые образы, т.е. имеет место расширение сознания. Поэтому окружающая нас объектив-ная реальность может рассматриваться как реальная мо-дель нашего сознания. Здесь видна аналогия с теоремой Линденбаума-Тарского, объясняющей почему сформировав-шаяся сознательная система адекватно отображает объек-тивный мир.

При этом усматривается такое свойство соз-нания, как непротиворечивость (в математическом смыс-ле), т.к. моделью обладают только непротиворечивые системы, что следует из теоремы Геделя о полноте. Для того, чтобы возник образ чего-то, должен быть энергетический импульс, воздействующий на центр созна-ния.

Здесь под центром сознания понимается чистое соз-нание, без каких-либо субъективных компонентов. Нечет-кость наших субъективных представлений есть результат именно ограниченности сознания. Снятие этой неопреде-ленности есть постижение гармонии мира. Сознание характеризуется следующими качествами, которые используются при описании его развития.

А) Локальность — в каждый момент наблюдается огра-ниченность сознательного языка. Это легко иллюстриру-ется на примере содержательных рассуждений, используе-мых в повседневной жизни для объяснения или описания чего-либо.Б) Замкнутость — в каждый момент имеет место огра-ниченность возможностей генерирования новых конструк-ций (ограничения на правила порождения идеальных обра-зов).

Таким образом, замкнутость сознания понимается в том же смысле, как синтаксическая и семантическая замкнутость математических теорий. Действительно, ко-гда некоторый факт осознается, то его соответствующий образ помещается в систему понятий, т.е. выражается средствами сознательного словаря. С другой стороны, можно допустить разомкнутость сознания.

Действительно, человек постоянно сталкивает-ся с новыми конструкциями, которые не представимы в виде терминов уже существующего сознательного языка и тем самым помещены в уже оформленную сознательную сис-тему. Такие объекты приходят, например, как сигналы бессознательного в результате озарения или медитации.

Это позволяет получать новые идеальные объекты без априорных ограничений на их сложность.

В) Непротиворечивость — подразумевает отсутствие противоречия в системах:идеальное — объектное (поведение, без особого дав-ления обстоятельств, как правило, не противоречит осознанным положениям, описывающим наше представление о себе; наши знания о мире постоянно уточняются, они становится все менее противоречивыми по отношению к действительности);идеальное — идеальное (наши представления о самих себе уточняются, и тем самым становится более объек-тивными).Становление сознания знаменуется сформированной Я-концепцией и развитым логическим механизмом. В резуль-тате человек представляет собой систему, адекватно реагирующую на внешние и внутренние сигналы. Основные качества этой системы — внутренняя непротиворечивость, т.е отсутствие противоречия в системе Эго и Супер-Эго, и внешняя непротиворечивость — отсутствие длительного противоречия в системе — Эго, Супер-Эго и сознательное поведение.После того, как возникновение и развитие сознания прояснены, делаются некоторые выводы о субъекте, как о формальной системе с определенными свойствами. В част-ности, человек рассматривается, как управляющая систе-ма, в которой регуляторами служат эмоции: негативные эмоции сопровождают возникновение противоречия, т.е. угрозы нарушения целостности систем человек-среда или сознание-бессознательное. Отсутствие противоречия и подтверждение целостности системы сопровождается поло-жительными эмоциями.Осознание эмоции приводит к устранению противоре-чий и восстановлению целостности.

Заключительные разделы посвящены изучению процессов, которые можно назвать информационно-энергетическими. По мнению автора именно такие процес-сы характеризуют взаимодействие сознания и бессозна-тельного. Если связь сознания и бессознательного пред-ставить так, то такая тематика становится традиционной в русле существующих философских, религиозных и психо-логических направлений, изучающих этот феномен. Их сравнительному анализу посвящена последняя глава.

Код ссылки на тему, для размещения на персональном сайте | ПоказатьКод: выделить всеОбсудить теорию Метапсихология Вы можете на форуме «Новая Теория».

Сергей_ Сообщений: 2Зарегистрирован: 20 окт 2010, 08:07Благодарил (а): 0 раз.Поблагодарили: 0 раз.

Комментарий теории:#2   che » 21 окт 2010, 17:12

Может, конечно! Но по сути — наоборот: Разум (в этом его жизненное предназначение) порождает модели Реальности, позволяющие организму прогнозировать события и адаптироваться опережающим образом. Ну это так, придирки…

А в общем — очень толково!che Сообщений: 11320Зарегистрирован: 25 авг 2010, 18:50Благодарил (а): 800 раз.Поблагодарили: 828 раз.

Комментарий теории:#3   Сергей_ » 21 окт 2010, 18:03

Уважаемый (ая) che! В чем-то могу с Вами согласиться, но для теории нужна отправная точка, я ее выбрал такой. Если неверно, то вскорости придем к противоречию, что тоже результат! В любом случае получим нечто новое. С уважением, Сергей_

Сергей_ Сообщений: 2Зарегистрирован: 20 окт 2010, 08:07Благодарил (а): 0 раз.Поблагодарили: 0 раз.

Вернуться в Психология

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Все права на опубликованные материалы, размещенные на сайте, принадлежат их авторам и охраняются законом об авторских правах.Копирование материалов возможно только с согласия автора.

Администрация форума «Новая Теория» не несет ответственности за публикуемые пользователями материалы и комментарии.

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB GroupРусская поддержка phpBB phpBB Guru

Источник: http://www.NewTheory.ru/psychology/metapsihologiya-t646.html

Метапсихология — это..

Метапсихология - это..

(METAPSYCHOIOGY)Термин, используемый Фрейдом для обозначения подхода к явлениям, лежащим за пределами сознательных переживаний, буквально — 'за психологией' — в том смысле, в котором психология понималась и применялась в его время.

представляет высший уровень абстракции в континууме 'клиническое наблюдение — психоаналитическая теория' (Waelder, 1962) и служит концептуальным средством установления системы координат для клинических данных и психоаналитических положений более низкого уровня.

условно представлена пятью широкими системами или подходами: динамическим, экономическим, структурным, генетическим и адаптивным. Первые три принадлежат Фрейду. Последние два имплицитно содержатся в его работах, а также представлены в работах поздних теоретиков психоанализа; Рапопорт и Джилл первыми эксплицитно обозначили их как подходы.

Заложенные в них теоретические принципы иногда представлены в виде моделей, теоретических систем, призванных помочь изучению и пониманию.Динамический подход постулирует наличие в психике направленных психических 'сил', каждая из которых имеет источник, величину и объект.

Этот подход дает возможность теоретических рассуждений о побуждении и конфликте (например, между инстинктивными влечениями и ограничениями),Экономический подход предполагает распределение в психическом аппарате психической энергии, для рассмотрения чего предлагаются теоретические рассуждения о возбуждении и формах и природе разрядки.

Существенными для данного подхода являются представления о количестве и сущности энергий, порогах, законах аккумуляции и разрядки. Этот подход приводит нас также к мысли о том, что внутри психики действуют и отличные от интенциональности законы.

Структурный подход постулирует, что повторяющиеся и стойкие психические феномены обретают в психике более или менее организованную репрезентацию и что можно охарактеризовать природу этих репрезентаций. Они включают черты характера, защиты, навыки, моральные нормы, установки, интересы, воспоминания, идеалы.

Первоначальная модель Фрейда, называемая топографической, состояла из трех систем: сознательного, предсознательного и бессознательного. Феноменологию сознательного и бессознательного он рассматривал как релевантную идеации и эмоциям, находившимся в центре клинических интересов и теоретических построений того времени.

Вследствие теоретической ограниченности и противоречивости этой модели Фрейд в 1923 году предложил трехкомпонентную модель. Фрейд постулировал, что изначально энергетическое Оно борется с исполнительным органом. Я, которое помимо уравновешения влечений Оно и внешней реальности вынуждено обманывать напряжения, исходящие из Сверх-Я, хранилища и выражения совести и идеалов.

За трехкомпонентной моделью последовали, но не отменили ее, другие модели. В одной из них, которую можно обозначить как суперординатное Я, внимание фокусируется на Я как на главном исполнительном и адоптивном органе.

Сторонниками этой модели были Анна Фрейд, Хайнц Гартманн, Эрнст Крис, Рудольф Лёвенштейн, До-вид Рапопорт и Эрик Эриксон, работы которых послужили развитию общей психологии. В модели Мелани Кляйн постулируется наличие очень ранних патологических структур, которые персонализируются и приписываются себе или другим спутанными и деструктивными способами.

В теории объектных отношений утверждается многообразие примитивных ядер Самости, которые, в силу своей патологической природы, не интегрируются в единую связную и упорядоченную систему.

В психологии Самости Кохуто функционирование и связность постоянной «биполярной Самости' подвергаются угрозе из-за недостаточной структурированности, проистекающей из детских переживаний, которые вызваны взаимодействием с патологически разочаровывающими и неэмпатическими фигурами родителей.

Генетический подход обеспечивает концептуализацию временных параметров интрапсихических феноменов. Главное внимание уделяется прогрессивному развитию от младенчества до взрослого возраста; при этом считается, что понимание психики взрослого невозможно без знания фактов и обстоятельств его детства.

Не менее важно и то, что генетический подход обеспечивает возможность концептуализации регрессивных феноменов, а также оценку настоящего и будущих перспектив индивида.Адаптивный подход предполагает изучение межличностных и социальных феноменов, влияющих на психику индивида или испытывающих влияние с ее стороны.

Читайте также:  Игра «с чужого голоса» - психология

Кроме пяти вышеупомянутых подходов существует множество допущений, распространенных столь широко, что их не выделяют в отдельные подходы, о рассматривают внутри названных. Назначение метапсихологии прежде всего состоит в построении такой теории психики, в которой человек рассматривается как биопсихическая целостность, как существо, овладевающее внутренней и внешней средой на основе данных ему и развивающихся способностей и при этом борющееся со своим животным началом. Система должно давать картину психологически детерминированных психических феноменов, противопоставляя их тем, что возникают случайно или на основе биологических или физических законов; она должна строиться, последовательно ориентируясь на принципы каузальной логики, а не телеологии. Она должна допускать множественное причинное объяснение, действуя путем конвергенции или дивергенции относительно донного элемента. Закономерности и параметры должны быть, по сути, безличны; личные рассуждения уместны но уровне, близком к наблюдениям или клиническому теоретизированию.Фрейд рассматривал свои теории как своего рода концептуальные 'строительные леса', подлежащие перестройке в соответствии с новыми наблюдениями и дедуктивными заключениями. Несмотря на противоречивость, отчасти вследствие отдаленности от клинических наблюдений, метапсихология рассматривается большинством аналитиков как необходимая, полезная и гибкая теоретическая система.

Новейший философский словарь

МЕТАПСИХОЛОГИЯ (греч meta — после, за, через, над и психология — наука о психике) — 1) В буквальном и наименее распространенном значении — теория (или система), предметом исследования которой является теория психологии (и/или системы и понятия психологии); 2) Введенное Фрейдом…

Психологическая энциклопедия

Нем.: Metapsychologie. -Франц.: m?tapsychologie. -Англ.: metapsychology. — Исп.: metapsicologia. — Итал.: metapsicologia. — Португ.: metapsicologia.o Термин, которым Фрейд обозначает теоретические аспекты основанной им психологии. разрабатывает совокупность концептуальных…

Психологическая энциклопедия

1. Общее название для любого теоретического предприятия, которое пытается синтезировать факты, теории и рассуждения всесторонним образом. Мета здесь означает вне, в том смысле, что такие метапсихологические попытки представляют собой нечто, выходящее за рамки того, что было…

Психологическая энциклопедия

— согласно З. Фрейду — психология, описывающая процессы психические в динамическом, топическом и экономическом отношении. Так же он на протяжении ряда лет именовал свое учение — теорию психоаналитическую.

Психологическая энциклопедия

(metapsychology) В буквальном смысле слова термин М. означает то, что находится «за» психологией или «позади» нее, так же как термин «метафизика» означает то, что находится «за» физикой или «позади» нее. Эти два значения связаны между собой, но не идентичны. То, что…

Психологическая энциклопедия

(METAPSYCHOLOGY) Термин, предложенный Фрейдом для обозначения того, что в других науках называется «общей теорией», т.е. положений на самом высоком уровне абстрагирования. Метапсихологические формулировки описывают психические явления в терминах умозрительного ПСИХИЧЕСКОГО…

Источник: http://insai.ru/slovar/metapsikhologiya-3

Метапсихология

Метапсихология ( греч. meta — после, за, через) — термин, предложенный Фрейдом для обозначения наиболее общих теоретических основ психоанализа. Относится к теоретическому фундаменту, базовым основам психоанализа.

Краткая история

Идеи метапсихологии были сформулированы и развиты Фрейдом в нескольких работах и отражают этапы теоретического осмысления им общих основ психоанализа.

Это «Проект научной психологии» (1895, при жизни Фрейда не публиковался), «Толкование сновидений» (1900), «О двух принципах функционирования психики» (1911), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923) и некоторые другие.

Суть метапсихологии

Метапсихология описывает психические процессы в аспектах (подходах) динамических, топических и экономических отношений.

  • Экономический аспект относится к понятию «энергия» и описывает психические явления через процессы возбуждения, распределения энергии, связывания, катексиса, разрядки.
  • Динамический аспект описывает психические феномены как результат столкновения и сложения сил или первичных влечений (влечение к жизни и влечение к смерти), каждое из которых имеет источник, величину и объект.
  • Топографический аспект относится к понятиям и формулировкам, которые характеризуют конструкт психического аппарата (сознание, предсознательное и бессознательное, а также Ид, Эго и Супер-Эго).

Дополнения

Сформулированные Фрейдом три подхода в метапсихологии, позднее Рапопортом и Джиллом были дополнены еще двумя: генетическим и адаптивным. Хотя их теоретическая основа имелась в раннем психоанализе, но в качестве метапсихологических составляющих они были обозначены позже.

  • Генетический аспект (подход) описывает психические явления во временных параметрах развития человека от младенчества до взрослого возраста, где существенными являются факторы и обстоятельства раннего детства.
  • Адаптивный подход предполагает изучение межличностных и социальных феноменов, влияющих на психику индивида или испытывающих влияние с ее стороны.

Современное положение метапсихологии

Метапсихология считается основой классического психоанализа и многими современными школами психоанализа (например, школой объектных отношений) не используется. Часто метапсихология подвергается критике из-за умозрительности, отдаленности от клинической практики, внутренних противоречиях.

Тем не менее, рядом аналитиков метапсихология рассматривается как необходимая, полезная и гибкая теоретическая система.

Новые концептуальные подходы в метапсихологическом ракурсе предложены в сводной формально-логической модели теории влечений Либидо и Лета (Корделия Шмидт-Хеллерау) и в монистической тифоаналитической концепции влечения к смерти (Юрий Вагин).

Источник: https://knigarazuma.ru/article/metapsihologiya

Психоанализ как метапсихология

Психоанализ как метапсихология

Елена Валерьевна Змановская

Современный психоанализ. Теория и практика

Мастера психологии –

«Современный психоанализ. Теория и практика»: Питер; Санкт-Петербург; 2011

ISBN 978-5-49807-629-4

Аннотация

Современный психоанализ, выросший на ниве идей Зигмунда Фрейда, представляет собой непрерывно развивающуюся систему теорий и методов, призванных раскрыть самые сокровенные стороны человеческой природы. Перед вами одно из первых российских изданий, интегрирующих базовые концепции психоанализа и постклассические аналитические подходы в систему современного научно-практического знания.

Наряду с метапсихологией Фрейда и его последователей в книге представлен анализ современных школ психоанализа, описаны основные положения клинического психоанализа и семейной психотерапии.

Раскрыты глубинные аспекты группового взаимодействия, харизматического лидерства, деструктивных культов, а также психологических эффектов СМИ.

Особое внимание уделено бессознательным фантазиям и скрытым мотивам поведения людей.

Книга адресована психологам, врачам, педагогам, социологам, представителям смежных специальностей, а также студентам профильных факультетов высших учебных заведений.

Елена Змановская

Современный психоанализ. Теория и практика

Предисловие

Истина сделает вас свободными.

З. Фрейд

Психоанализ Зигмунда Фрейда стал тем историческим событием, которое кардинальным образом изменило представления людей о самих себе.

Появление глубинной психологии, открыто заявившей о господстве влечений и существовании инфантильной сексуальности, в начале XX века было встречено бурным негодованием со стороны консервативно настроенной общественности.

Период активного сопротивления психоаналитическому знанию, к счастью, длился недолго и довольно скоро сменился этапом возрастающего интереса к нему. К настоящему времени психоаналитические идеи стали неотъемлемой частью человеческой культуры и нашли применение практически во всех сферах социальной жизни.

Одновременно с этим, в силу ряда исторических и психологических причин, имя Фрейда остается окутанным шлейфом неопределенности. Обывательские представления о психоанализе по большей части сведены к упрощенным и весьма далеким от истины штампам, вызывающим противоречивое, а в ряде случаев и необоснованно негативное отношение людей.

Определяя, что есть психоанализ, З. Фрейд указывал, что под ним одновременно скрываются: 1) способ исследования психических процессов, недоступных обычному пониманию; 2) метод лечения неврозов; 3) ряд возникших в результате этого психологических теорий.

Идея создания общей психологической концепции (метапсихологии), раскрывающей основные закономерности психической жизни человека в норме и патологии, никогда не покидала Фрейда.

В результате реализации данного замысла были разработаны основные положения классического психоанализа, составляющие теоретико-методологическую основу для всех последующих психоаналитических школ.

Более чем за сто лет своего существования психоанализ претерпел кардинальные изменения. На ниве монотеистической концепции Зигмунда Фрейда выросла сложная научная система, включающая разнообразные теоретические взгляды и практические подходы.

Современный психоанализ представляет собой совокупность подходов, объединенных общим предметом исследования, в роли которого выступают частично или полностью неосознаваемые аспекты психической жизни людей.

Общая цель психоаналитической работы определяется как освобождение индивидов от различных бессознательных ограничений, вызывающих страдание и блокирующих процесс прогрессивного развития.

Отличительной особенностью психоанализа всегда была тесная связь теории и практики. Психоанализ зарождался как метод лечения неврозов и развивался как учение о бессознательных процессах, на фундаменте которого постепенно сформировалась научно-практическая система, ориентированная на решение самых различных социальных задач.

В современном психоанализе отчетливо выделяются три взаимосвязанных направления: психоаналитическая теория , составляющая основу для различных практических подходов, клинический психоанализ , ориентированный на оказание психологической и психотерапевтической помощи в случае личностных затруднений или нервно-психических расстройств, и прикладной психоанализ , направленный на анализ культурных феноменов и решение социальных задач.

На данном этапе развития психоанализ уже не является монолитным образованием, объединяя в рамках общей методологии множество подсистем.

В связи с этим различают две главные парадигмы: классический (ортодоксальный) психоанализ , последовательно развивающий идеи, предложенные Фрейдом, и современный (неортодоксальный) психоанализ , дополняющий классический подход новыми оригинальными концепциями и методами. Не представляется возможным перечислить все современные психоаналитические теории.

В рамках общей канвы выделяются психоаналитические школы, делающие акцент на отдельных теоретических положениях или технических моментах, например кляйнианская традиция, школа Анны Фрейд, теория объектных отношений, эго-психология, структурный психоанализ Лакана и другие.

В качестве альтернативного, но близкого к психоанализу, варианта развивается психодинамический подход , используемый многочисленными консолидированными группами, среди которых: юнгианцы, адлерианцы, представители трансактного анализа и многие другие исследователи, чьи оригинальные подходы к теории и практике хотя и отклоняются от основной психоаналитической канвы, но имеют несомненную научную и практическую ценность.

В отношении психотерапевтической практики выделяют три относительно самостоятельных направления: 1) классическую технику психоанализа (психоанализ) ; 2) психоаналитическую терапию ; 3) психодинамические подходы.

В первом случае лечение индивидов выстраивается в максимальном соответствии с методикой, предложенной Фрейдом; во втором случае допускаются некоторые отступления от классических канонов, например, за счет уменьшения количества встреч с пациентом с пяти до двух раз в неделю; в третьем варианте имеют место принципиальные отклонения от первоначальной психоаналитической техники.

Современный психоанализ представляет собой непрерывно развивающуюся систему, в рамках которой классическое наследие закономерно преобразуется в актуальное знание. Любая историческая эпоха фокусирует свое внимание на концепциях, отражающих насущные потребности общества.

Если в период творчества Фрейда были особенно популярны теория влечений и концепция инфантильной сексуальности , то в настоящее время несомненными лидерами в области психоаналитических идей выступают теория объектных отношений и эго-психология.

Одновременно с этим постоянно видоизменяется техника психоанализа.

Перечисленные особенности изучаемого предмета наиболее полно освещены в специальной литературе, среди которой особое место занимает двухтомник Х. Томе и Х. Кэхеле «Современный психоанализ» (дословный перевод с немецкого звучит как «Учебник психоаналитической терапии»).

Данный труд представляет собой систематизированное руководство по использованию теории и методики психоанализа практикующими психотерапевтами.

При всей глубине и содержательности книга Томе и Кэхеле, как и многие другие психоаналитические издания, ориентирована на специалистов, имеющих основательную профессиональную подготовку, неподготовленному же читателю довольно сложно, а в ряде случаев и просто невозможно извлечь пользу из подобной литературы в силу выраженной специфичности последней.

Настоящая работа имеет то же название, однако ориентирована на более доступное для широкой аудитории и одновременно с этим научно обоснованное описание современного психоанализа как динамично развивающейся системы, интегрирующей психоаналитические теории и их практическое применение.

Книга состоит из трех частей. В первой главе раскрываются базовые концепции психоанализа. Здесь представлены основные концепции Зигмунда Фрейда, со здающие единый контекст для всей психоаналитической системы. Вторая глава первой части содержит анализ взглядов Фрейда и его последователей на общественные процессы, составляющие основу современного прикладного психоанализа.

Вторая часть книги посвящена обсуждению современных школ психоанализа, большинство из которых ориентированы на решение клинических задач. Термин клинический психоанализ , хотя и не в полной мере, отражает обозначаемую им реальность, достаточно укоренился в сознании людей для обозначения «лечебных» целей психоанализа.

Читайте также:  Базовые потребности - психология

Современная практика психоанализа вышла далеко за границы лечения неврозов.

Несмотря на то что невротическая симптоматика по-прежнему рассматривается как показание для применения классической техники, современный психоанализ находит адекватные методы оказания помощи лицам с самыми разнообразными проблемами – от обычных психологических затруднений до тяжелых психических расстройств.

Во второй главе второй части раскрываются принципы и особенности организации отдельных форм клинического психоанализа на примере двух основных вариантов: классической техники и современной психоаналитической терапии.

Практика показывает, что психоаналитики, изначально ориентированные на индивидуальную работу с пациентом, начинают все более признавать важность парного консультирования и семейной психотерапии. Данное, относительно новое, применение психоанализа стало актуальным в 1960–1970-е годы в связи с наметившейся тенденцией кризиса традиционной патриархальной модели семьи.

В настоящее время терапия отношений востребована обществом и может рассматриваться как расширение возможностей аналитика в решении терапевтических задач.

В третьем разделе книги приводятся определение и основные положения прикладного психоанализа . На основе этого раскрываются глубинные аспекты актуальных социальных феноменов: группового взаимодействия, массовой культуры, харизматического лидерства, а также психологических эффектов рекламы и СМИ.

Для повышения эффективности восприятия читателей перечисленные социальные феномены рассматриваются преимущественно с позиций классического психоанализа. Основное внимание уделяется бессознательным фантазиям и мотивам поведения людей в обществе.

На примере современной рекламы демонстрируются возможности применения психоаналитических идей к решению различных социальных задач.

К сожалению, из-за ограниченного объема книги не удалось охватить все современные психоаналитические школы, среди которых юнгианское направление, структурный психоанализ Ж. Лакана, групп-анализ и другие. Данные подходы широко представлены в литературе и достойны отдельного изучения.

В настоящем пособии решалась конкретная задача описания современного состояния классической традиции психоанализа.

Хочется надеяться, что рассмотренные психоаналитические идеи окажутся полезными как для осмысления собственного жизненного опыта читателей, так и для повышения уровня их профессиональной компетентности.

Е. В. Змановская

Часть 1

Психоанализ как метапсихология

Глава 1

Источник: http://studopedya.ru/2-14180.html

Статья №1: Психоанализ vs Психология. Расхождения психоанализа с наукой и философией

Мифы и предрассудки о психоанализе

Психоанализ возник на рубеже XIX и XX веков. По прошествии столетия, довольно часто приходится слышать, что психоанализ – это странное ответвление психологии, которое притворяется наукой, но на самом деле давно уже опровергнуто и устарело. Так является ли психоанализ психологией и наукой?

Самое общее суждение о психоанализе, которое вы вероятно услышите, будет базироваться на том, что это одно из направлений психологии, значимость и пользу которого можно оценивать по-разному.

Собственно, из предпосылки, что психоанализ претендует на место в ряду других научных теорий о психике человека, как раз и следует логика опровержения или защиты психоанализа.

Но это совершенно неверная перспектива.

Психоанализ можно признать частью психологии только в одном случае, если под «психологией» вы понимаете «всё подряд, касающееся психики человека или хотя бы этого слова».

Методологически и концептуально можно и нужно разводить психологию как науку о психическом и психоанализ как клиническую теорию и практику, основанную на совсем ином, ненаучном дискурсе [аналитический дискурс не противостоит науке, не является анти- или псевдо-наукой, он устроен иначе чем дискурс современных наук – прим.авт.].

Психоанализ принципиально отличается не в части теории, а в части методологии и этики. Это отличие настолько существенно, что психология и психоанализ вряд ли могут считаться явлениями одного поля, даже несмотря на общий корень «Пси-».

  Несходство между ними принципиально, хотя некоторые психологи читают Фрейда и пользуются его идеями. По сути нельзя быть одновременно и тем, и другим.

Психоанализ выстроен как анализ субъекта, обращение к нему, психология, как и любая другая «-логия» – как исследование объекта, даже если таковым является личность.

Кроме того, стоит помнить, что к моменту появления психоанализа психологии как науки практически не существует: сформирована только экспериментальная психология Вундта, остальные элементы этой науки всё еще зависят от медицины, психиатрической практики, философии.

Зигмунд Фрейд уже в ходе создания психоанализа довольно хорошо представлял проблемы и ограничения медикалистской психиатрии [органицистская модель Крепелина – прим.авт.

]. Ее ключевая проблема не в отсутствии хороших инструментов для исследования, а в том, что она ищет причины.

В то время как человеческий мир, мир субъекта связан не только с причинами, но и смыслами.

Более того, Фрейд отнюдь не становится еще одним представителем гуманитарных наук [которые изучают смыслы через понимание – прим.авт.

], его открытие действительно революционно – он обнаруживает промежуточную область: смыслы, которые перестали быть смыслами и работают как причины, и напротив, причины, которые вынужденно порождают смыслы, работающие в качестве защит, оправданий, и поэтому их никак не познать без разбора напластований смыслов. Бессознательное очень часто проявляет себя как что-то автоматическое и повторяющееся, но откуда берется то, что будет повторяться? Этим вопросом и задается Фрейд.

Свой подход Фрейд назвал метапсихология, т.к. с самого начала понимал и другую трудность. Существуют принципиальные ограничения нашего психического аппарата в деле познания самого себя. Любая модель в науке, в т.ч.

в психологии, предполагает описание реальности «как она есть» пусть и с некоторой долей абстракций и идеализаций.

Психоаналитические модели, описывающее устройство психики, изначально строятся на принципе «карта – это не сама территория».

Метапсихология Фрейда отдает себе отчет в том, что ее понятия являются аналитическими конструкциями, которые схватывают некоторые закономерности, но не идентичны реальному устройству психики.

Поиск работающей структуры, создание карты или даже нескольких карт, а не схватывание объекта. Наука стремится разложить всё «по полочкам», но в нашей психике никаких заготовленных «полочек» нет.

Психика остается вещью-в-себе, на функционирование которой лишь частично проливают свой свет как клиника психоанализа, так и современные нейронауки.

Именно поэтому первая и вторая топика Фрейда – это картография, облегчающая работу со структурами, а не метафизическая схема с самостоятельными сущностями. Нужно быть очень тугим на ухо, чтобы не услышать, как часто Фрейд намекает на то, что Эго – лишь некоторый комплекс, вычленимых защит и содержаний, но никак не самость или другая сущность.

Фрейд надеялся на признание психоанализа научным сообществом, и по этой причине прибегал к аналогиям с экономикой, гидравликой, археологией и др. науками. Но он всё больше убеждался в том, что этого не произойдет.

Во-первых, из-за разницы подходов, а во-вторых, из-за того, что для ученых, сформировавшихся в парадигме науки XIX века, психоанализ неприемлем по личным причинам. Идеи психоанализа противоречили нарциссическим иллюзиям о власти разума над самим собой и природой.

И в самом деле, то, с какой частотой ученые и философы науки нападали на психоанализ [на фоне множества других откровенно мракобесных теорий ХХ века – прим.авт.] свидетельствует об их явной предвзятости.

При этом обычно звучат два несочетающихся мнения о научном статусе психоанализа. Согласно первому свидетельства психоанализа непроверяемы объективными методиками, и потому его следует признать ненаучным и неэффективным.

Меж тем к началу XXI века обнаружилось, что многие положения о превосходстве научных и формализованных методик оказались мифом. Какой бы объективной ни казалась та или иная методика, при пристальном взгляде легко увидеть, что она не отделима — от личности ее создавшей, ее выбравшей для работы и интерпретирующей ее результаты.

Считавшаяся эмпирически подкрепленной когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) со временем дает очень слабые эффекты. Недавние исследования эффективности работы КПТ с депрессией показали, что в долгосрочной перспективе она не гарантирует даже минимального уровня защиты от рецидива.

И напротив, длительная психоаналитическая терапия, критикуемая сциентистской частью психологии, показывает довольно высокую эффективность при ее глубоком изучении.

На эту тему в «Гардиан» в 2016 году выходит статья с ярким названием «Терапийные войны: месть Фрейда», которая вновь обращает клиницистов к актуальности психоанализа. Ирония только в том, что Фрейд никому не мстил: сложно назвать мстительным того, кто предостерегал вас от прыганья по граблям.

Второе мнение начинается с формального принятия достижений психоанализа, но лишь для того, чтобы тут же заявить о его устаревших подходах. Подобные заявления редко подкрепляются доказательствами или хотя бы рассуждениями на нетривиальный вопрос – кто собственно может принимать в науке такое решение, что устарело, а что нет? Более того, ни наука, ни культура не существуют в вакууме.

Как заметил французский мыслитель Поль Рикёр:

Так что современным ученым стоит быть скромнее, помня о том, что их самих как личностей и исследователей сформировала культура ХХ века, немыслимая без психоанализа.

Иногда в качестве примиряющего жеста используется следующая теоретическая уловка: мол, психоанализ – это скорее философия, ряд непроверяемых положений о человеке и мире, которые могут быть основой мировоззрения, других теорий и практик. Что ж, это весьма спорное утверждение, содержащее ряд передержек.

Более корректно было бы говорить о том, что философия в ХХ веке интересовалась как самим психоанализом [его наблюдениями, понятиями, социальными и личностными эффектами – прим.авт.], так и той сумеречной областью, которую открыл психоанализ.

Однако философия всегда будет принципиально отличаться от психоанализа в одном элементе: в отношении к истине. То, что выстраивается как аксиология философа, для психоаналитика – уловки обсессии. Или как заметит Ален Бадью, философы всегда стремятся к представленю о самостоятельности мысли, тем самым разрывая ее связь с вещью [и наслаждением – прим.авт.].

Философия тяготеет к возвышению ценности истины через универсализм, психоанализ занимается истиной частной.

Более того, он по большей части интересуется этой истиной лишь для того, чтобы создать некоторое знание в субъекте, которое позволит принять эту истину. Поклонение истине психоанализ не интересует.

Человек – это существо, которое появляется благодаря языку, но психоанализ обращен к той индивидуальной части психики, которая не может быть целиком выражена общими словами и привычным дискурсом.

Таким образом, если подвести итог, то стоит заметить следующее. Психоанализ – это поле знания, отличное от других [не наука, не философия, не суррогат религии – прим.авт.], возникающее из иного способа говорить и вопрошать (аналитический дискурс).

Для превью взяты работы Misi Szilagyi

  1. Зигмунд Фрейд «Введение в психоанализ».
  2. Darian Leader «Introducing Lacan».

  3. Жан-Мишель Кинодо «Читая Фрейда. Изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе».
  4. Сержио Бенвенуто «Мечта Лакана».

  5. Виктор Мазин «Введение в Лакана».

Источник: http://concepture.club/post/mify-i-predrassudki-o-psihoanalize/psihologija-vs-psihoanaliz

Ссылка на основную публикацию