Материализм — психология

Материализм — как психологическая защита

Материализм - психология

03:16 pm — Материализм — как психологическая защита

Не Либидою единою жив человек.Напомню, что я ЗА психологию.Люблю как мать, но мне Отец дороже…

Причин  неисследованности  официальной психологией этого широкораспространённого симптома, полагаю, несколько:

– не было массового запроса от населения,

2 – психология, как наука обязана быть материалистичной иначе она не наука.  

3 – зачем помогать конкурентам (религиям).

Всем, думаю, очевидно, что и психология и духовные пути для «эго» одного поля ягоды.

И именно поэтому, если к психологам и приходят, то только тогда, когда уже… неудовлетворённость чем-либо достигает изрядных пределов. Как и к Богу – пока гром не грянет.

Или вы часто видите людей, которые кричат: «Караууул! Я в Бога не верю. Она ж вроде б была, была – мне… казалось так. Но вот… кажется, потерял L»?

Стоит ли говорить, что лучшей защитой изнутри от изменений любых своих страхов, неврозов, пограничных состояний, психозов и комплексов является самовнушение, что «лекарства от этого не существует, и никто мне не в силах помочь». А замаскироваться под «верующего» нынче куда безопасней визита к психологу и… «идти не едучи» с максимальным комфортом – так можно почти в каждой конфессии.

Знакомые с энергетическим описанием мира по этажам (эфир, астрал, ментал и т.п.

), множественностью миров и их обитателей в Едином Творении, как и приверженцы любой из серьёзных конфессий,  с этим легко согласятся, просто почитав и вникнув в психологическую литературу (и сравнив знакомые им процессы в таком описании).

  Но при всём этом я считаю, что верхние веточки личной кармы отслежены и описаны предостаточно точно (первая и вторая чакры особенно) – а это именно те причинно-следственные связи, которые влияют на данное воплощение

Термины.

пределений и типологий психологических защит… много. Приведу несколько.

«Психологический механизм защиты – форма проявления взаимодействия индивида с окружающей средой в ситуации возможного или действительного неуспеха деятельности.»

По-русски: если ожидается облом ожиданий личности или желаний (фрустрация) хоть в чём-то, то… пусть оно произойдёт с наименьшим вредом для всего организма, самооценки, картины мира и пр. (буддисты давно знают, что наше эго в бронежилете, и далеко не в одном).

По мнению дочери Фрейда механизмами защиты являются: регрессия, изоляция, проекция, идентификация, сублимация, рационализация, отказ. А так же они могут быть зрелыми, незрелыми и… когда уже совсем всё запущено до психоза. Это очень всё интересно и архиполезно знать любому Идущему, но… не хочу удаляться от темы – погуглите сами, плисс.

Психоаналитики К. Холл и Г. Линдсей выделяют две основные характеристики защитных механизмов: 1 – отрицание или искажение реальности, 2 – действие на бессознательном уровне.

Чаще всего люди используют защитные механизмы не по одному, а в комплексе и имеют склонность «предпочитать» одни защиты другим.

И… из этих механизмов защиты, как из мозаики, при прохождении возрастных кризисов (не очень то и осознанно, ибо самые важные в детские годы) каждый складывает целые витражи – черты личности, комплексы, жизненные сценарии, даётне даёт себе пропуск на это или на то. «Детство, детство, ты куда? Постой!»

Анамнез.

Лично я легко допускаю (и даже отчасти уверен), что приходящая в тело душа обладает заданными характеристиками и попадает в нужную среду для их огранки, и приобретает с взрослением те черты личности, которые и нужны для решения взятых с собою «кармических задач» на данное воплощение. И эти черты могут, как соответствовать критериям воспитывающей среды, так и быть им антагонистичными. Но… будет же изучать вопрос так, как видят его материалисты. А видят они его приблизительно так:

«Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций.

Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов.

Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы, потому что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим.

Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.
Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительной силы: некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами.

Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя или можно при бабушке, а при папе — ни в коем случае».

То есть родители и близкие предстают изначально для младенца как «Великие и Всемогущие Волшебники» — вначале мама (с 7-8 месяцев младенец уже может заявлять те или иные права на её присутствие рядом с собой), потом добавляются и другие.

И их «рейтинг» и функционал распознаётся ребёнком посредством их реакции на его запросы, желания.

И… если с первых дней рождения (а лучше ещё в пренатале) на подсознательном уровне, ни мама, ни другие близкие не дают ему почувствовать (а он в этом непревзойдённый эксперт), что над ними постоянно присутствует ещё и некий ВЕЛИКИЙ ВОЛШЕБНИК и от него ВСЁ многое очень зависит, то… зачем нам посредники или лишние элементы? Ребёнок усваивает, что всё чего он хочет, можно получить и без Бога. И в дальнейших своих наблюдениях и возрастных кризисах он только лишь дополнительно убеждается в этом, попутно решая вопрос «получиться быть Великим Волшебником» у него самого или придётся довольствоваться жизнью с  Божками поменьше.

Стоит ли после вышесказанного говорить, что любое «эго» на Духовном Пути (или просто с принятием концепции существования Бога, его законов и пр.) ожидают… мягко сказать, «неприятности» и страх изменений, как таковой, просто парализует излишнюю исследовательскую активность. И в психологии, как и в любой науке, конечно же, всё что с т.з.

физики и физиологии объяснить в поведении человека не удаётся,  обозначается метафорами или же скажем ничем неизмеренными понятиями – либидо, сверхчувствительностью ребёнка (к невыраженным, невысказанным и уж никак ему неизвестным вещам из жизни родителей в том числе), открытостью подсознания, гипервосприимчивостью,  «периодом парадоксального сна», галлюцинациями и т.п.

И чем более пограничные материальному описанию мира  состояния исследуются,  тем больше там таких… специфических недосказок, но (!) обозначенных по латыни для пущей сурьёзности. Как все учёные-материалисты – психологи очень изобретательны в терминах и нелюбопытны ко всему, то выходит за непосредственные цели исследований.

При этом есть только одна аксиома верификации выводов «ЭТО РАБОТАЕТ!». И ведь не поспоришь – работает. АРГУМЕНТИЩЕ!!!

Сейчас в мире психологии как раз происходит интереснейший с т.з. материализма процесс: выработка позиции к Расстановкам по методу Хеллингера – предел интеллектуализации, аффектации, рационализации коллег-психологов  был исчерпан достаточно скоро.

Хеллингер, как искренний и отважный исследователь, пошёл дальше своих первых открытий и… оказался за гранью науки… Восторги, центры тренингов и обучения этой методике, куча специалистов уже научившихся этому «парадоксальному» научному методу… остались на «ранних» рубежах.

Последние наработки автора метода признаны чуть ли не старческим маразмом и… ненаучными. У всех вне профессионального поля просто обязано складываться впечатление, что как раз ранее этот метод с т.з. физики и физиологии был объясним))))  Моё вам, дорогой Берт, глубокое уважение и оптимизм.

  И долой материалистическое лицемерие из психологии!!!

А чтобы просто разрядить обстановку, представьте  себе разговор по сотовому: « Привет, брат! Закинь в меня грамм 300 либидо – прямо сейчас — очень надо!!!  Да-да, отдам обязательно. Выслал? Ждём-с… ждём-ссссс….  Оу! Йооохууу!!! Спасибо, брателлочко — завтра верну!..»  А вот если бы было всё 100%-но материалистично (и не только в психоанализе) – это бы уже давно стало былью.

Кстати…  граждане, Благой Кармы никто не подкинете? =)))

Навязчивые поиски счастья (диагноз).

Счастье— состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения (Википедия).

Материализм, на мой профессиональный взгляд, является не столько массовой философией, сколько массовой психологической зависимостью, отклонением на уровне хронического невроза.

Симптомами оного являются: суженная или очень избирательная сензитивность, слабая рефлексия, ложные представления о месте и роли человека, как такового, в своей судьбе, ложные планки и ориентиры, периоды депрессий, аффективной депривациии и т.д.

Главным признаком наличия материализма у человека является убеждение, что он сможет быть (рано или поздно) окончательно счастлив (последнее понятие хотя и носит очень индивидуальный характер, но его отличительной чертой от удовлетворённости чем-нибудь является некая финальная и бесконечная по времени продолжительность) и прочих сверхценных идей.

Именно с понятием «счастье» материалист субъективно соотносит представления о своей максимальной реализации. При наличии депрессивных страхов, и пр. неестественных в «мире победившего эгоизма» отклонений, у материалиста появляются идеи об «осчастливливании» близких себе людей.

В недавнем прошлом фиксировались даже массовые идеи о принудительном «осчастливливании» человечества, сопровождаемые частым повторением однотипного бреда с идеологическими оттенками и репрессиями к несогласным.

При материализме наблюдается создание своих субкультурных ритуалов и верований от элементарного фетишизма, шаманизма до идей, уходящих за пределы жизни самого индивида («светлое будущее»).

В случае перехода материалиста к вере ещё долгое время наблюдаются остаточные защитные механизмы и комплексы, получившие название духовного материализма.

«Психотическое отречение от реальности (которое не следует путать с вытеснением, то есть перемещением интрапсихических процессов в область бессознательного) играет важную роль в случае мании величия, любовной мании и при наличии иной психотической симптоматики, подразумевающей не только защиту от неприятных и пугающих переживаний, но также достижение компромисса и создание более или менее приемлемых условий для исполнения желаний и обретения уверенности в себе.»

И как сказал один очень уважаемый мною материалист: «Когда речь о счастье, часто бывает: полноценный вариант счастья — один. А если ты на него не способен — начинаешь искать варианты урезанные, неполные. И доказывать всем — это я такой уникальный, мне нормальное счастье не подойдет, психотип не тот…» %)

Для вдумчивых размышлений – полезное:

1.    Восемь стадий жизни человека от рождения до старости описаны Э. Эриксоном, который обратил внимание на развитие человеческого «Я» на протяжении всей жизни, на изменения личности по отношению к социальному окружению и к себе, включающие как позитивные, так и отрицательные моменты.

Первая стадия (доверие и недоверие) – первый год жизни.

Вторая стадия (самостоятельность и нерешительность) – 2–3 года.

Третья стадия (предприимчивость и чувство вины) – 4–5 лет.

Четвертая стадия (умелость и неполноценность) – 6-11 лет.

Пятая стадия (идентификация личности и путаница ролей) – 12–18 лет.

Шестая стадия (близость и одиночество) – начало зрелости.

Седьмая стадия (общечеловечность и самопоглощенность) – зрелый возраст.

Читайте также:  Развитие впечатлительности - психология

Восьмая стадия (цельность и безнадежность) – пожилой возраст.

Мудрым читателям буду благодарен за помощь в детализации и развитии данной темы.

Для правильного с т.з. материализма, научного изучения феномена, как понимаете, необходимы достаточно грандиозные средства – спонсоры приветствуются J

Агрессивным оппонентам! Отвечу по предъявлении скана справки из психдиспансера, что у вас нет сопутствующих материализму расстройств — не дай Бог чужую психозащиту разрушить! %)

Все говорят, не хочу, не могу, а ты стяжай Духа Святого!

Источник: https://ru-dao.livejournal.com/4439716.html

Клуб Здорового Сознания

Материали́зм (от — вещественный) — воззрение, в соответствии с которым материя, материальная субстанция является онтологически первичным началом, а идеальное (понятия, дух и т.п.) — вторичным.

В вечном споре материализм представляет собой противовес .

Для материализма характерна опора на науку, доказательность и проверяемость утверждений.

История материализма

Развитие материализма можно проследить во всей истории западной мысли от самого её возникновения и встретить повсюду в истории философии.

В античности наиболее последовательно проводили материалистическую линию Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар.

Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.

Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения, но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Определяющее влияние на европейскую философию он приобретает в XIX веке.

Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России и в Западной Европе (Маркс, Энгельс).

Диалектический материализм Маркса, Энгельса и Ленина, в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу: материя для него — это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И. Полное собрание сочинений, том 18, стр. 131).

Исторический материализм — часть марксистской философии; исходит из того, что общественное сознание в конечном счёте определяется общественным бытием. Очень сильно повлиял на западную

мысль, особенно на М.Вебера, хотя тот и отрицал универсальность историко-материалистической методологии, постоянно полемизируя с марксизмом.

Влиятельные современные теории

В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике.

В отличие от античного материализма, материализм сейчас уделяет много внимания духовному развитию человека.

К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел.

Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что он отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Б.

Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.

Материализм конца XX и начала XXI века представлен философским направлением «онтологической философии», лидером которого является американский философ Барри Смит. Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания.

Еще одной в принципе продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление концепцией можно назвать принцип «Семантического экстернализма», в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».

Источник: https://psy-space.ru/?page=materializm

Материализм

Материализм

Идеализм.

Логический бихевиоризм.

Дуализм.

Философские теории сознания

Философия пытается ответить на два базовых вопроса о сознании: какова природа сознания и как сознание связано с физической реальностью, прежде всœего с телом.

Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована Декартом, после сознание получило широкое освещение в новоевропейской философии, а также в различных философских традициях, таких как феноменология и аналитическая философия.

Среди базовых философских теорий сознания можно перечислить следующие:

Дуализм есть теория о том, что существует две и только две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основателœем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомнится в существовании всœего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.

Логический бихевиоризм есть теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, т. е. либо осуществлять неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению.

Логический бихевиоризм связан с бихевиоризмом в психологии, но их следует различать: в последнем случае бихевиоризм принято понимать как метод для изучения человеческих существ, но не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и тела. Среди представителœей логического бихевиоризма можно назвать таких философов как Гемпель и Райл. Данная теория стремится опровергнуть дуализм Декарта͵ так как он противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Некоторые основные предпосылки данной теории разделялись также Людвигом Витгенштейном.

Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно данный тезис был развит Джорджем Беркли, который утверждал, что «быть — значит быть воспринимаемым».

Материализм есть теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер.

Сознание, в связи с этим, описывается материалистами как свойство мозга.

Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания.

Среди материалистов можно упомянуть Фридриха Энгельса, Владимира Ленина, Дэвида Армстронга, Дональда Дэвидсона и других.

Читайте также

  • — Истмат -Исторический материализм: превращение научного метода в идеологическую доктрину

    Истмат — Индивидуум и гражданское общество Истмат — Коммунизм и социал-демократия Истмат — Естественное право Окультуривание капитализма без его отказа от самого себя. А в чем же его суть? В том, что человек — товар на рынке и имеет цену, в… [читать подробнее].

  • — Современной теорией государства и права неизменно исследуются такие категории исторического материализма, как

    Современная наука позволяет сделать вывод о том, что ___ лет назад человек, выделившись из мира животных, жил в условиях первобытного стада Совокупность механизма государства, норм права, юридической, политической, а также социальной практики, в той части, в какой… [читать подробнее].

  • — Современной теорией государства и права неизменно исследуются такие категории исторического материализма, как

    Система основных понятий юриспруденции, пронизывающие все юридические науки, – это часть Система взглядов и идей, отражающих совокупность социальных, в первую очередь, экономических отношений, — это Своего расцвета теологическая теория… [читать подробнее].

  • — Французский материализм XVIIIв.

    Философия Просвещения XVIII в XVIIIв. – эпоха Просвещения, распространение научного знания вширь; значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой. Одной из важнейших характеристик философии этого периода является рационализм. Он понимается как… [читать подробнее].

  • — Материализм XVIII в.

    ФранцузскОе Просвещения и французский 1. Социально — политические и идейно — нравственные истоки эпохи Просвещения. 2. Родоначальники просветительских учений. 3. Французский материализм 18 в. 4. Этические и социально — философские учения французских материалистов 18 в. … [читать подробнее].

  • — МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis — вещественный) — философское миропонимание, мировоззрение

    МАРСЕЛЬ (Marcel) Габриэль Оноре (1889- 1973) — французский философ, основоположник католического экзистенциализма, профессор в Сорбонне. МАРСЕЛЬ(Marcel) Габриэль Оноре (1889- 1973) — французский философ, основоположник католического экзистенциализма, профессор в Сорбонне. В 1929, в… [читать подробнее].

  • — ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (материалистическое понимание истории) — парадигма философии истории, созданная и разработанная Марксом и Энгельсом.

    ИСТОРИЦИЗМ — стратегия исторического (и — шире — гуманитарного) познания, предполагающая постижение истории с парадигмальной позиции снятия субъект-объектной оппозиции внутри когнитивной процедуры. Quot;ИСПОВЕДЬ» — центральное произведение Августина… [читать подробнее].

  • — ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ (материалистическое понимание истории) — парадигма философии истории, созданная и разработанная Марксом и Энгельсом.

    ИСТОРИЦИЗМ — стратегия исторического (и — шире — гуманитарного) познания, предполагающая постижение истории с парадигмальной позиции снятия субъект-объектной оппозиции внутри когнитивной процедуры. Quot;ИСПОВЕДЬ» — центральное произведение Августина… [читать подробнее].

  • — Эволюция понятия материи в естественнонаучном материализме

    Длительным и сложным был путь формирования материалистического взгляда на мир, его первооснову, а следовательно, и понятие материи прошло длительную историю. С течением времени оно развивалось, углублялось, уточнялось, отражая в каждую историческую эпоху общий уровень… [читать подробнее].

  • — Материализм и его формы

    При всей неизбежности плюрализма мнений в решении основных философских проблем, установка человека такова, что он хотел бы видеть во мнении достаточную достоверность. История познавательной деятельности убеждает в том, что наибольшую степень научности философского… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/374857_materializm

    МАТЕРИАЛИЗМ

    МАТЕРИАЛИЗМ

    Научное направление в философии, утверждающее в противоположность идеализму, что мир по своей природе материален, существует независимо от сознания людей, что он познаваем, что материя первична, а сознание вторично.

    Источник: Словарь политических терминов проекта Me-i-oni

    учение, делающее особый акцент на материальных потребностях человека и их удовлетворении; в философском смысле — вера в то, что реальна только материя или же что в основе исторического процесса лежат экономические факторы.

    Источник: Политология: глоссарий по книге

    — философское направление, в основании которого лежат представления о первичности материи и вторичности сознания.

    Первичность материи означает несотворимость и вечность материи, образующей мир, объективность законов природы, их независимость от человеческих представлений о ней.

    Вторичность сознания означает убеждение в отражении действительности в человеческом сознании и тем самым познаваемость мира и его закономерностей.

    Материалистический подход к природным и общественным явлениям означает необходимость их объективного и непредвзятого изучения во взаимосвязи с другими явлениями и на основе этого создание представлений о сути явлений (их внутреннем механизме — причинно-следственных взаимоотношении частей) и только после этого функциональное (математическое) или какое-либо иное описание и определение численных соотношений и величин.

    Диалектический материализм — наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания.

    Исторический материализм распространяет эти положения на историю человеческого общества, что позволяет произвести системный анализ и найти объективные законы его развития.

    Источник: Краткий политологический толковый словарь

    одно из двух главных направлений в философии, единственно правильное и научное, верно решающее проблему отношения мышления и бытия. Материализм признает материю первичной, а сознание, мышление вторичным и тем самым коренным образом отличается от идеализма (см.).

    Материализм учит, что мир по природе своей материален и существует независимо от нашего сознания и вне его, что мир познаваем, и процесс познания начинается с ощущений, источником которых является материя, что дух, сознание производно и потому вторично по отношению к природе, материи.

    Зародился материализм как философское направление за несколько веков до нашей эры в древней Индии, Китае, Греции; в течение многих веков его борьба с идеализмом служила прогрессу в науке и развитии общества.

    Однако только в трудах Маркса, Энгельса, Ленина материалистическая наука пришла к своей высшей форме — диалектическому материализму, который принимает мир таким, каким он действительно есть, рассматривает его в соответствии с данными передовой науки и общественной практики.

    Читайте также:  Понимание собственных чувств - психология

    Диалектический и исторический материализм есть наука, изучающая наиболее общие, объективные законы развития природы и общества, ставящая перед собой задачу не только объяснить мир, но и революционно преобразовать его; она служит теоретической основой политики коммунистических и рабочих партий.

    Источник: Политология: понятия и дефиниции

    (materialism) В расхожем понимании слова – это убеждение, согласно которому смысл имеет только материальное благополучие (как противоположность духовным и иным идеалам). Но существует и научная трактовка. В ответ на идеализм философов XIX в.

    , в особенности Гегеля (Hegel), Маркс (Marx) и Энгельс (Engels) разработали теорию, названную ими «историческим материализмом» (historical materialism) и «диалектическим материализмом» (dialectical materialism). С XVII в. философы делились на две группы: одни настаивали на том, что все вокруг есть физическая материя; другие отводили независимую роль духу.

    Ярким представителем первого направления является Гоббс (Hobbes), чья механистическая концепция природы (названная так в капитальном исследовании Ф. Брандта, 1928) привела его к утверждению о том, например, что наши ощущения цвета целиком вызываются наблюдаемым нами цветным объектом, а не чем-либо в нашем мозгу.

    Характерным представителем второго направления является епископ Беркли (1685–1753), известный своим скептицизмом в отношении способности доказать существование чего бы то ни было, кроме представлений об этом в нашем уме. Гегель принял сторону Беркли, Маркс и Энгельс – Гоббса.

    Маркс свел свои расхождения с Гегелем к следующему: «Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, точно так же, как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, напротив, корни их в материальных условиях человеческой жизни? Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (предисловие к «К критике политической экономии», 1859). Таков исторический материализм Маркса. Он утверждает, что идеология, эстетика, представления об этике и религии и т.п. суть составляющие надстройки, базисом которой служат экономические отношения (см. также: базис/надстройка). Эта точка зрения, по мнению многочисленных критиков, опровергает сама себя: если идеи суть надстройка, то как могли интеллигент, выходец из среднего класса Маркс и капиталист Энгельс разработать теорию марксизма? Однако в защиту такого взгляда убедительно выступил Дж. Коэн в книге «В защиту исторической теории Карла Маркса» (1979). Диалектический материализм больше связан с Энгельсом. Говоря коротко, это исторический материализм, взятый в динамике. Он содержит мысль о том, что каждая стадия развития общества, кроме последней, несет в себе семена своего собственного разрушения: таким образом, капитализм возник из феодализма, а из капитализма возникнет социализм.

    Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

    Источник: http://politike.ru/termin/materializm.html

    История психологии — Материализм и идеализм

    История психологии - Материализм и идеализм

    Глашатаем эмпиризма выступил Френсис Бэкон (XVI в.) , сделавший главный упор на создание эффективного метода науки. В своем труде «Новый Органон» Бэкон отдал пальму первенства индукции, т. е. такому толкованию множества эмпирических данных, которое позволяет их обобщать с тем, чтобы предсказывать грядущие события и тем самым овладевать их ходом.

    При разработке проблем, связанных с методологией, и методов познания ученые разделились на два течения – эмпирическое и рационалистическое.

    Разногласия между ними возникали по трем кардинальным вопросам: об источниках и происхождении знаний, о природе всеобщих понятий, о соотношении и границах познавательных возможностей человека.

    Основатели эмпирического направления Бэкон, Гоббс, Локк и их последователи полагали, что источником всех знаний является чувственный опыт.

    Представители рационалистического течения, пионерами которого выступили Декарт и Лейбниц, считали, что источник знаний заключен в самом разуме, а всеобщие понятия происходят из самого ума и врожденных интеллектуальных способностей.

    В соответствии с этими различиями представители эмпиризма рассматривали в качестве ведущего научного метода индукцию, предполагающую восхождение от частных и отдельных фактов, устанавливаемых в чувственном опыте, к общим принципам и законам, тогда как представители рационализма видели основу приобретения достоверных знаний в дедукции как способе выведения искомых истин из принципов либо ранее установленных, либо врожденных.

    Достаточно остро стоял также вопрос о природе самих познавательных способностей человека, их отношении к внешнему физическому миру, с одной стороны, к телесному организму – с другой.

    Эти споры породили психофизическую проблему, различные способы решения которой разделили мыслителей на два других непримиримых лагеря – материализма и идеализма.

    Эта линия борьбы стала ведущей в усилении и дифференциации идейных позиций не только между упомянутыми рационалистическим и эмпирическим течениями, но и внутри них.

    Так, Декарт, Лейбниц и Спиноза, будучи родоначальниками рационализма, в решении психофизической проблемы были противниками и выступали с разных позиций: Декарт – с позиций дуализма; Лейбниц – идеализма; Спиноза – материализма.

    Подобным образом и эмпиризм развивался как представителями материалистического направления (Бэкон, Гоббс, французские и русские материалисты XVIII в.), так и сторонниками идеалистических течений (Беркли, Юм и др.).

    Источник: https://cribs.me/istoriya-psikhologii/materializm-i-idealizm

    Материалистическое понимание психики

    Материалистическое понимание психики

    Обратная связь

    ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

    Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

    Как определить диапазон голоса — ваш вокал

    Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

    Целительная привычка

    Как самому избавиться от обидчивости

    Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

    Тренинг уверенности в себе

    Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»

    Натюрморт и его изобразительные возможности

    Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

    Как научиться брать на себя ответственность

    Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

    Световозвращающие элементы на детской одежде

    Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

    Как слышать голос Бога

    Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

    Глава 3. Завет мужчины с женщиной

    Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

    Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

    Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

    Что же такое психика? Какова ее природа, происхождение?

    Еще на заре своего существования, когда человек в процессе исторического развития приобрел способность достаточно отчетливо осознавать окружающий мир и самого себя, внимание его начали привлекать такие загадочные, непонятные явления, как смерть, кратковременная потеря сознания, сон.

    Люди спрашивали себя: чем живое отличается от неживого, что происходит с чело веком, когда он умирает, да еще при отсутствии видимых повреждений тела? Исходя из своего жизненного опыта, человек уже отдавал себе отчет в том, что, помимо окружающего его вещественного мира (природа, животные и растения, различные предметы, другие люди), существуют еще особые явления (образы различных предметов и людей, воспоминания о пережитом, сновидения, чувства: страх, гнев, радость), причем эти явления невещественные — они не обладают характеристиками физических тел и не могут заменить собой реальных предметов (представлением о куске мяса не насытишься, как реальным куском, воспоминанием о костре не согреешься).

    Не будучи в состоянии правильно понять и объяснить эти явления, еще в глубокой древности люди пришли к выводу, что указанные явления существуют независимо от реального мира.

    Так возникло представление о духе или душе как бесплотном, бестелесном, бессмертном существе, которое в момент рождения каким-то таинственным образом вселяется в тело человека (свое временное обиталище), а в момент смерти покидает тело и продолжает существовать вне его.

    Именно душа, считали в древности, ощущает, мыслит, помнит, воображает, переживает. Любопытно, что первоначальные попытки найти конкретное обиталище души в теле человека никак не были связаны с мозгом,— ее «помещали» в сердце, зрачке, крови.

    И это тоже понятно — видимые отличия мертвого человека от живого связаны с тем, что у человека перестает биться сердце, зрачки тускнеют и становятся неподвижными, вытекает кровь (в случае смертельного ранения).

    Из подобных наивных, примитивных домыслов постепенно развилось глубоко ошибочное, антинаучное философское течение — идеализм. Согласно идеалистическим представлениям духовное начало (бог, Дух, идея) существует вечно, независима от материи и первично по отношению к ней, к вещественному миру: материя, окружающая нас природа появилась якобы позже, ее сотворил бог, дух.

    Идеалистическая психология отрицает прямую зависимость психики от организма, нервной системы человека, психические явления считает проявлением его души.

    В глубокой древности возникло и другое прямо противоположное философское течение — материализм, в основе которого лежало правильное представление о том, что вещественный мир существует вечно, что первична материя, а психика вторична, является порождением материи. Примитивные на уровне науки того времени, но правильные в своей основе взгляды древнегреческих философов-материалистов развились в логически стройную науку — материализм.

    Борьба между материалистическим и идеалистическим пони­манием и объяснением психических явлений происходила и про­исходит на протяжении всей истории развития психологии.

    Если возникновение идеалистических представлений объясняется примитивным уровнем мышления людей, низким уровнем их знаний, то развитие этих представлений и сохранение их до на­ших дней есть проявление классовой борьбы, стремление эксплуа­таторских классов сохранить и укрепить свои позиции.

    Идеалистическая психология активно служила и служит реакционным силам, стараясь «научно» обосновать необходимость веры в бога — творца мира, помогая одурманивать сознание трудящихся масс религиозными предрассудками о бессмертии и спасении души.

    Этим самым эксплуататорские классы с помощью религии отвле­кают рабочих и крестьян от классовой борьбы за лучшее буду­щее, обещая им в качестве награды за их страдания и угнетение здесь, на земле, вечное блаженство и райскую жизнь в загробном мире. Все это показывает классовую сущность идеалистической психологии, которая выражает мировоззрение, политические взгляды и интересы враждебных нам классов.

    Идеалистическая психология совершенно несостоятельна с научной точки зрения. Она пытается доказать то, чего нет,— существование какой-то души, не связанной с материей. Но не­лепо доказывать независимость психических процессов от деятель­ности мозга, нервной системы. Невозможны мысль без мозга, разум человека, оторванный от человека.

    Поэтому идеалисти­ческая психология как необоснованная, ложная в научном отно­шении и реакционная в политическом отношении нами полностью отвергается. Она постепенно теряет свои позиции.

    Многие за­рубежные психологи в последнее время все больше и больше отходят от идеалистических позиций и постепенно приближаются к материалистическому пониманию психики.

    Правильное и подлинно научное решение вопроса о проис­хождении психики, о взаимоотношении психических явлений с материальными дает марксистско-ленинская философия диалек­тического материализма.

    Диалектическим материализм называ­ется потому, что в основе его лежит учение о непрерывном, закономерном изменении и развитии материального мира, переходе его из одного качественного состояния в другое.

    Диалектический материализм учит, что в мире нет ничего, кроме вечно движущейся, изменяющейся, развивающейся мате­рии. Психика является результатом длительного развития мате­рии. Далеко не всякая материя обладает психикой.

    Лишь на определенной стадии развития появилась материя ощущающая, мыслящая. В истории развития мира было время, когда психики, и тем более сознания, не было.

    Неорганическая природа, растительный мир никакой психической жизнью не обладают, у них отсутствует способность восприятия, мышления, переживания.

    Психическая жизнь возникла на самой высокой ступени раз­вития материального мира — на стадии появления живых су­ществ: животных и человека.

    Подлинно научное учение о происхождении и сущности пси­хики развивается на основе ленинской теории отражения. Соглас­но этой теории психика есть особое свойство особым образом организованной материи, заключающееся в способности этой ма­терии отражать окружающий мир. Необходимо детально разоб­раться в этой формуле.

    «Особым образом организованная мате­рия» — это высокоорганизованная живая материя, а именно специальный орган психики — нервная система и ее высший отдел — головной мозг, сформировавшиеся в ходе эволюции животных. Психика есть свойство живого мозга, продукт его работы (точнее, особых физиологических процессов, протекающих и мозгу). Но психика не просто свойство, а, как указывал В. И.

    Ленин, «особое свойство». В чем же особенность этого свойства?

    Во-первых, это свойство не является материальным, хотя оно реально, т. е. действительно существует.

    Что это значит? Сам мозг, как и всякое материальное тело, обладает рядом физико-химических свойств: размерами, формой, объемом, весом, плотностью, определенным строением, химическим составам и т. д.

    Обладает мозг и физиологическими свойствами (может находиться в различных физиологических состояниях — возбуждения и тор­можения, порождать биотоки и т. д.), которые также имеют материальную природу.

    Психика же потому и считается особым свойством, что она не обладает подобными характеристиками. Она не характеризуется ни плотностью, ни протяженностью, не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, ее нельзя измерить, взве­сить, осязать, подвергнуть химическому анализу. Словом, психи­ка — порождение, продукт материи, но не материальный продукт.

    Возникает вопрос: а как же возможно познать психику, если она не поддается непосредственному наблюдению? Такое познание возможно только через анализ деятельности, поведения человека. Если мы не наблюдаем за деятельностью, поведением человека, мы никогда не узнаем, смел он или труслив, настойчив или без­волен, каковы особенности его памяти, внимания, каковы его способности.

    Диалектико-материалистическое понимание психики как свой­ства, продукта материи необходимо отличать от взглядов вуль­гарных (от слова «вульгаризация» — грубое, чрезмерное упроще­ние, искажающее опошляющее сущность какого-либо учения) материалистов-механицистов XIX в.

    , которые не видели и не понимали качественных различий между материальными (химическими, биологическими, физиологическими) и психическими явлениями природы. С их точки зрения, все эти явления представляют собой механическое движение материальных частиц в пространстве.

    Представители вульгарного материализма утверждали, например, что мысль так же выделяется мозгом, как желчь выделяется печенью. Желчь является материальным веществом, таким же материальным веществом они считали и мысль, психику.

    Диалектический материализм отвергает отождествление психики и материи.

    Признание зависимости психики от мозга не означает сведения психики и сознания к материальным и физиологическим процессам деятельности мозга. «Что и мысль и материя,— указывал В. И.

    Ленин, — «действительны», т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль материальной — значит сделать ошибочный шаг к смешению материализма с идеализмом» [1].

    Следовательно, психику нельзя отрывать от материи, как это делают идеалисты, но ее нельзя также и отождествлять с материей, как поступают вульгарные материалисты.

    Во-вторых, особенность рассматриваемого свойства мозга заключается в способности мозга отражать внешний объективный (независимо от нас существующий) мир.

    Предметы и явления окружающего мира, воздействуя на человека, на его мозг через органы зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния, отражаются в коре мозга в виде образов, или, как говорят, моделей этих предметов и явлений.

    Когда мы видим предметы, слышим издаваемые ими звуки, ощущаем их поверхность, температуру, вкус, запах, это и значит, что в мозгу отражаются эти предметы и их свойства, в результате чего человек получает представление об окружающей его внешней среде, величине, форме, цвете окружающих его предметов.

    Понятие отражения у В. И. Ленина весьма глубоко и содержательно. Никоим образом не следует понимать психическое отражение как простое и пассивное отражение в мозгу предметов внешнего мира (наподобие их отражения в зеркале или на другой полированной поверхности).

    Прежде всего, это не простое пассивное, мертво-зеркальное отражение, а активный процесс взаимодействия человека с окружающим миром.

    Отражение происходит в деятельности человека, в условиях практического воздействия человека на природу и общественные явления, да и само является своеобразной деятельностью — не простым копированием действительности, а сложной ее переработкой.

    Далее, в отличие от зеркального отражения психическое отражение есть и сохранение, удержание образов отраженных ранее явлений (память человека). И наконец, психическое отражение отнюдь не бесстрастно, не безразлично и равнодушно к тому, что оно отражает, а связано с определенным отношением, чувствами человека, вызванными отражаемым.

    Возникающие при воздействии окружающего мира на мозг психические процессы в коре головного мозга — ощущения, восприятия, запоминание и припоминание, мышление, воображение — все это разные формы отражения. Отражение человеком предметов и явлений объективной действительности и есть по знание этой действительности.

    Формы отражения не только перечисленные познавательные психические процессы. Своеобразным отражением окружающей действительности будут и чувства, переживаемые человеком. Ведь нельзя радоваться неизвестно чему, огорчаться неизвестно чем, любить или ненавидеть неизвестно кого и неизвестно за что.

    Чувства наши имеют объективную основу и поэтому включают в себя и своеобразную характеристику (т. е. отражение) предметов и явлений. Равным образом и воля, проявляющаяся в различного рода действиях, также связана с отражением того, над чем мы производим действия, представлением (т. е. отражением) цели, результата действия.

    Словом, вся психика есть отражение или результат такого отражения.

    В результате процесса отражения действительности, отражения воспитательных воздействий возникают и формируются психические качества личности, потребности, интересы, способности и характер, складывается жизненный опыт человека.

    В итоге можно сделать вывод, что способность отражать окружающий мир — совершенно необходимое условие жизни человека. Эта способность дает ему возможность ориентироваться в мире, приспосабливать его к своим нуждам, преобразовывать в своих собственных интересах.

    Но верно ли и точно ли отражается мозгом окружающий мир? Ведь в отдельных случаях могут быть и ошибки восприятия (иллюзии). Мы не замечаем вращения Земли, но наблюдаем движение Солнца по небу.

    Точно так же мы ясно видим «переломленной» ложку, опущенную в стакан с водой. Одно и то же явление, один и тот же предмет по-разному отразят специалист профессионал и дилетант, школьник и взрослый.

    Не только восприятия, но и мысли наши могут быть ошибочными.

    Да, в отдельных случаях у человека могут возникать и искаженные образы действительности. Но в целом человек всегда совершенно точно отображает предметы и явления окружающего мира. И критерием (показателем) правильности нашего отражения служит Личный опыт, а также общественно-историческая практика людей.

    В своей деятельности, труде человек руководствуется имеющимися у него образами предметов, понятиями о них. И если действия человека приводят к желаемым результатам, не приходят в противоречие с этими образами и понятиями, значит, этиобразы и понятия являются верным отражением действительности.

    Проверяя в своем опыте правильность отражения внешнего мира, человек таким образом достигает полного и достоверного дознания окружающего мира.

    Итак, отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного (не зависящего от человека) и субъективного (присущего человеку, зависящего от него).

    Отражение объективно по своему содержанию, поскольку оно возникает в результате воздействия объективного мира и дает человеку верные представления и знания об этом мире.

    Но одновременно отражение носит и субъективный характер, поскольку отражает конкретный человек, личность со всеми ее особенностями и своеобразием, с собственным отношением к тому, что он отражает.

    Отражение, таким образом, осуществляется словно через призму личного опыта человека, оно обусловливается целями и задачами, которые человек перед собой ставит. Поэтому отражение нашим мозгом внешнего мира всегда является субъективным образом объективного мира.

    Теперь мы можем ответить на вопрос, что такое психика. По своему происхождению психика есть продукт работы мозга. По своему содержанию психика есть отражение внешнего мира.

    Таким образом, психика является функцией высокоорганизованной материи мозга, функцией, заключающейся в активном отражении объективного мира.

    Источник: http://megapredmet.ru/1-22821.html

    Материализм и проблемы психиатрии термины психология

    МАТЕРИАЛИЗМ И ПРОБЛЕМЫ ПСИХИАТРИИ

    Термины психология, психиатрия, психика, психотерапия имеют один и тот же корень «психе» (psyche), что в переводе с греческого означает «душа». Следовательно, под этими терминами мы должны подразумевать науку о душе, лечение души.

    Подобный подход был наиболее распространенным на протяжении всех предыдущих веков.

    С распространением нигилизма, атеизма и материализма понятие «душа» постепенно улетучилось из психиатрии, и современные ученые ищут только материальный субстрат психических заболеваний.

    Однако сугубо материалистический подход не позволяет понять проблему на самом фундаментальном ее уровне, а потому и не дает возможности эффективного воздействия и устранения причин нарушений психики.

    Из всех психических заболеваний наибольшее беспокойство доставляют шизофрения и эпилепсия по причине неясности их этиологии (происхождения) и, следовательно, — необходимых методов лечения. До настоящего времени не удалось найти материальную причину шизофрении.

    Поиски специфических морфологических, конституционально-биологических, генетических, иммунологических, гормонально-обменных, нейромедиаторных и нейропептидных, вирусных, аутоинтоксикационных и других факторов, которые были бы свойственны только шизофрении, пока не приводили исследователей к полному успеху. Именно поэтому единая гипотеза патогенеза заболевания отсутствует до сих пор

    Исследователям не удалось обнаружить ни одного устойчивого нарушения мозговой ткани при шизофрении. Эпилепсию делят на симптоматическую (постинфекционную, посттравматическую) и криптогенную (причина которой неизвестна).

    Именно криптгенную эпилепсию называют настоящей эпилепсией или эпилептической болезнью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению ни о сущности эпилепсии, ни об истинной ее распространенности среди населения, ни о ее клинической систематизации.

    Упрощенно схему психических заболеваний можно представить следующим образом: причина => головной мозг => клиническое проявление заболевания.

    Лечение, применяемое при шизофрении или эпилепсии, имеет точкой своего приложения головной мозг, однако причина заболевания остается в стороне. Организм пациента подвергается воздействию химиопрепаратами, инсулиношоковой, атропинокоматозной, электросудорожной и трудотерапии.

    Механизм инсулиношоковой терапии окончательно не выяснен. Предполагают, что в его основе лежит неспецифическое стрессорное влияние, вызывающее у больных острый синдром адаптации. Общепринятого представления о лечебном эффекте судорожных припадков также не существует.

    По сути дела, инсулиношоковая, электросудорожная, атропинокоматозная терапии являются аналогами применяемых ранее оглушения больного, окунания в холодную воду и т. п. , т. е. создания стрессовой ситуации.

    Таким образом в последнее время, несмотря на развитие различных методов лечения, существенного прогресса в понимании причин психических заболеваний не наблюдается.

    Более традиционный подход утверждает о существовании не только материальных причин психических расстройств. Этим, в частности, объясняется первостепенное поражение нематериальных свойств личности — сознания, мышления, восприятия и т. п. при психических заболеваниях.

    В пользу нематериальных причин психических заболеваний говорит тот факт, что у ряда больных, страдающих длительно текущей шизофренией с выраженным дефектом личности, отмечаются случаи спонтанного, хотя и непродолжительного улучшения состояния под влиянием сильного стресса или незадолго до смерти, что было бы невозможно при органических поражениях в виду необратимости таковых.

    Различные религиознофилософские системы различным образом определяют нематериальные причины психический расстройств. В рамках европейской иудеохристианской традиции эти причины связаны с понятием «бесы», а подверженность им определяется как «одержимость». Наиболее ранние письменные упоминания об одержимости бесами мы можем найти в Библии.

    В ряде случаев они сопровождаются деталями, позволяющими соотнести описанные случаи с проявлениями психических заболеваний, описанных в современной психиатрической литературе.

    Источник: http://present5.com/materializm-i-problemy-psixiatrii-terminy-psixologiya/

    Ссылка на основную публикацию