Психологическое здоровье — психология

Психологическое здоровье (стр. 1 из 5)

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3

§ 1. Психологическое здоровье ………………………………………………… 4

§ 2. Критерии и признаки нарушения психологического здоровья …………. 5

§ 3. Понятие, виды и источники психологической травмы:

· Физиология психологической травмы ……………………….. 8

· Психологические травмы у детей ……………………………. 10

§ 4. Семья как источник психологического здоровья ребенка:

* Понятие семьи ………………………………………………… 15

* Стили родительского воспитания ……………………………. 15

* Взаимосвязь стилей родительского воспитания и психологического здоровья ребенка ………………………….… 19

Заключение …………………………………………………………………….. 20

Список литературы …………………………………………………………….. 22

Введение

В последние годы состояние здоровья населения России вызывает обоснованную общественную тревогу.

У нас наблюдается кризис физического, нравственного и психологического здоровья практически всех возрастных групп: очень высока заболеваемость, смертность, сократилась продолжительность жизни, снижается доля трудоспособного населения, наблюдается рост преступности, наркомании, алкоголизма, числа самоубийств. Снизился уровень репродуктивного здоровья, что проявляется резким падением рождаемости, увеличением числа разводов, неполных и неблагополучных семей.

Причины такой ситуации в России многообразны.

Отчасти она обусловлена социально-экономической депрессией, отчасти — изменением ритма и образа жизни современного человека: характера питания, низкой двигательной активностью, информационными и психоэмоциональными перегрузками.

«Болезни поведения» становятся ведущей формой патологии современного человека. Первичная профилактика этих заболеваний может быть осуществлена только посредством воспитания осознанного отношения к своему здоровью, формирования навыков и привычек здорового образа жизни.

Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социоэкологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого – начале нового, XXI века – века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии.

Трудность исследуемой тематики состоит в том, что сам термин «здоровье» в менталитете россиян однозначно связан с медициной, а его нарушение – с обязательным лечением у врача, экстрасенса, ясновидящего, других различных направлений традиционной и нетрадиционной медициной. Психологическое здоровье связывается обычно со специалистами в области психиатрии и психотерапии.

Источник: http://MirZnanii.com/a/204564/psikhologicheskoe-zdorove

Что такое психологическое здоровье

Здоровье – одна из важнейших ценностей человека.

Это находит отражение в пословицах, поговорках, афоризмах, народной мудрости: «Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто», «Здоров будешь — все добудешь», «Здоровье — всему голова, всего дороже», «Здоровье не купишь — его разум дарит», «Здоровья за деньги не купишь», а кто не слышал в своё время крылатую фразу: «В здоровом — теле здоровый дух»? На этом лозунге в советское время была построена практически вся сфера любительского спорта. И мало кто знает, что автор этого выражения, древне-римский поэт Децим Юний Ювена вкладывал в него совсем иной смысл: «Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом!». Это утверждение актуально и поныне. Прежде чем мы начнем разговор о психологическом здоровье, давайте определим, что же включается в понятие «здоровье». Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов

Основываясь на определении Всемирной организации здравоохранения выделяют три составляющих здоровья
1. Физическое здоровье, которое можно поддерживать занятиями спортом, здоровым питанием, экологией.
2.

Социальное здоровье, проявляется способностью общаться с другими без конфликтов, чувствовать себя ответственным за общество в котором мы живем, работать для этого и в то же время быть способным ощущать красоту жизни..
3. Психологическое здоровье. Что же такое психологическое здоровье.

Самое простое определение психологического здоровья состоит в отсутствии психических расстройств.

В психологии термин «психологическое здоровье» толкуется как «состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности».

«Психологическое здоровье» характеризует личность в целом (в отличие от «психического здоровья», которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам),

Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека

  • Состояние психического развития, душевного комфорта;
  • Адекватное социальное поведение;
  • Умение понимать себя и других;
  • Более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
  • Умение делать выбор и нести за него ответственность.

Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:
1. Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:

  • Полное спокойствие
  • Уверенность в своих силах
  • Вдохновение

2. Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.

Психологически здоровый человек — это прежде всего человек творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей.

Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей.

Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно — умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра.

Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом.

Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи.

Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае — глубоко несчастным. Так или иначе, определение психологического здоровья связанно с понятием счастья. Человеку не обойтись без стремления к нему.

Материал составлен педагогом-психологом Микаелян Гаянэ Гамлетовна

Источник: http://www.familyomsk.ru/index.php%3Foption%3Dcom_content%26view%3Darticle%26id%3D205:2012-05-03-08-41-31%26catid%3D43:2009-11-30-06-59-23%26Itemid%3D2

Психология здоровья

Психология здоровья представляет собой науку, предметом изучения которой выступают психологические процессы здоровья и болезни. Согласно ей, физическое состояние здоровья или болезни определяется не только биологическими процессами, но и следующими факторами:

1. Психологические – психоэмоциональное состояние, выраженные черты личности, образ мыслей, степень восприимчивости и др.

2. Поведенческие – наличие здоровых или вредных привычек, типы реагирования и поведенческие стереотипы и т.д.

3. Культурные – социальная среда, вероисповедание, этническая принадлежность и т.п.

Эта отрасль психологической науки является сравнительно молодой, но достаточно перспективной. Рассматривая причины формирования определенного состояния здоровья, она также не упускает из внимания разработку методов сохранения и поддержания здорового состояния. Основными проблемами, рассматриваемыми психологией здоровья, выступают следующие:

  • предупреждение «нездорового» поведения;
  • оценка роли поведения в формировании заболеваний;
  • изучение взаимосвязей физиологических и психических процессов;
  • исследование мотивов, побуждающих человека к поддержанию здорового поведения;
  • оценка роли психологии в терапии заболеваний.

 

Какие задачи решает психология здоровья?

Психологические факторы имеют огромное значение не только в возникновении многих болезней, но и при их терапии. Именно поэтому главным вопросом науки на сегодняшний день выступает возможность мотивации к сохранению здоровья.

Однако эта задача не из простых. Как быть здоровым? На этот вопрос приходит на ум множество ответов. Психологические факторы представляют собой широкий перечень явлений, процессов, паттернов поведения, которые могут оказывать влияние на физическое состояние человека.

Другая, не менее важная задача отрасли, это возможности взаимодействия личности и болезни. Она позволяет раскрыть такие вопросы, как влияние настроя пациента во время терапии на скорость выздоровления, возможности человеческого организма при произвольном управлении болью, совладании с собой в определенных состояниях и др.

https://www.youtube.com/watch?v=WRtCyGMIPEI

Третьей задачей выступает возможность саморегуляции. Это также важно, поскольку даже при наличии выраженных мотивов к сохранению здоровья не каждый способен реализовать должным образом собственные намерения.

Перейти от желания к конкретному образу жизни – это и является целью предупреждения болезни.

Этому способствуют саморегуляция, самодисциплина, самоконтроль – необходимо не только иметь намерение, но и найти достаточно сил для того, чтобы противостоять соблазну, выполнять рекомендации, соблюдать диету и т.д.

Медицинские психологи проводят достаточное количество исследований для определения факторов, ведущих к болезни, установки взаимосвязи состояния здоровья и психики. Это позволяет также установить механизмы взаимовлияния личностных черт на определенные физиологические процессы, тем самым выявляя группы риска среди людей.

Также мы выяснили, что психология здоровья непосредственно взаимосвязана с ситуативными факторами. Это значит, что биопсихосоциальная модель – реальный инструмент помощи в понимании факторов воздействия на здоровье. Экономические, культурные, этнические, социальные характеристики являются источником информации о возможных нарушениях поведения, заболеваниях, пограничных состояниях и т.д.

Чем еще занимаются медицинские психологи?

Несмотря на сравнительно недолгое существование науки, полученные знания уже помогают на практике реализовать ряд программ по улучшению состояния здоровья граждан.

Психологи применяют методы по изменению поведения, помогают улучшить образ жизни, отказаться от вредных привычек (например, участие в антитабачной кампании – анализ воздействия рекламы табачных изделий на сознание курильщиков).

Немаловажной задачей является просвещение населения в отношении преодоления стресса.

Последний является реальной помехой к началу здоровой жизни, поскольку не только сам может спровоцировать ряд патологических состояний, но и способствует развитию вредных привычек и препятствует спокойному анализу и поиску способов выхода из неблагоприятных обстоятельств.

Задачей медицинского психолога также является стремление к пониманию причин отказа от профилактических визитов к врачу, прививок, других методов предупреждения болезни. Специалист разрабатывает и программы поощрения плановых медосмотров, поскольку последние являются основой ранней диагностики серьезных заболеваний сердца, сосудов, других органов и систем.

Читайте также:  Уместность смелости - психология

Профосмотры – не единственный способ профилактики. Предупреждение болезней осуществляется также в избегании рискованного поведения – особых стилей вождения авто, беспорядочной половой жизни и многого другого.

И это также лежит в компетенции медицинского психолога, при этом для него важно не только не допустить разрушительных действий, но и стимулировать к приобретению поведения благоприятного – регулярные гигиенические процедуры, занятия физическими упражнениями и проч.

Медицинский психолог опосредованно воздействует на состояние пациента, проводя работу с другими специалистами – врачами, медсестрами. Он обучает медперсонал эффективному взаимодействию с больным, а также предоставляет информацию о способах преодоления барьеров при коммуникации. Это позволяет решить следующие проблемы:

  • отсутствие понимания специфической терминологии и, как следствие, недоверие специалисту;
  • отсутствие включенности пациента при выборе тактики лечения;
  • «директивные» консультации – авторитарный стиль общения, игнорирование нужд больного и др.

Это является важным при наставлении пациента следовать врачебным предписаниям и рекомендациям.

Медицинская психология для людей, имеющих неизлечимые заболевания

Задачами этой науки является не только помощь в эффективном лечении и профилактике заболеваний, ведь существует большое количество болезней и патологий, не поддающихся терапии.

Хроническое тяжелое заболевание оказывает влияние на психологическое благополучие, а особенно в тех случаях, когда характеризуется ограничением возможностей человека или болевым синдромом.

Серьезно заболевший человек имеет дело с большим количеством стрессоров:

  • восприятие себя заново с болезнью;
  • вопросы ухода (в послеоперационный, реабилитационный периоды и т.д.);
  • финансовые расходы на лекарства и мед. оборудование и др.

Сталкиваясь с новыми обстоятельствами, больной рискует «заполучить» снижение самооценки, депрессию, состояние уныния и угнетенности. Однако даже при том, что улучшить физическое состояние невозможно, всегда остается вероятность нормализации психологического настроя. Улучшить качество жизни за счет психологического благополучия – это и является функцией медицинских психологов.

Техники управления болью также являются немаловажными в процессе нормализации психологического состояния.

Перспективы развития психологии здоровья

Как уже было сказано выше, это направление является сравнительно молодым – в России данная наука находится на начальной стадии становления. Однако вопросы психического благополучия и взаимосвязи психики и физического здоровья уже стоят в ряду первоочередных, поэтому последние годы ознаменованы изданием нескольких пособий по психологии здоровья.

Интерес к этой отрасли свидетельствует о том, что через короткий промежуток времени психология здоровья станет одним из передовых направлений психологической науки, что является важным также и для области здравоохранения. Разработка и внедрение программ позволит более эффективно предупреждать и лечить многие заболевания, а также оказывать помощь пациентам и улучшать работу медиков.

Статью подготовила психолог Полторанина Маргарита Владимировна

Источник: https://stanzdorovei.ru/zdorove/psikhologiya-zdorovya.html

Психическое здоровье человека и факторы его нарушения

В современных условиях здоровье практически всех детей требует внимания и помощи взрослых: врачей, психологов, педагогов.

Ограничение или недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания в современных российских условиях, полноценного развития и социализации детей, приводит к ухудшению здоровья детей – физическому, психическому, социальному.

Целью практической психологической работы с детьми должно стать психологическое здоровье, т.е. те психологические аспекты психического здоровья, которые позволяют выделить собственно психологические проблемы детей в отличие от медицинских.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон известным в наше время отечественным психологом — И. В. Дубровиной. Психологическое здоровье – это психологические аспекты психического здоровья, которые относятся к личности в целом и находятся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности, адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей и обеспечивает возможность непрерывного развития в течение всей жизни.

Следует подчеркнуть отличие содержания понятия «развитие» от понятия «изменение».

Развитие в отличие от изменения предполагает не только отсутствие застоя и наличие движения, но и стремление к какой-то цели, определяющей последовательное накопление человеком позитивных новообразований.

Вопрос о цели развития человека сегодня является одним из наиболее спорных и решается по-разному в зависимости от принадлежности авторов к той или иной психологической школе. Для организации психологической поддержки в качестве цели развития можно принять выполнение человеком своих жизненных задач, т.е.

полную реализацию своих возможностей, ресурсов для обеспечения прогрессивного процесса. И использовать для описания целей развития метафору пути: «каждый человек имеет свой путь, поэтому важно определить, какой путь является именно твоим».

Психологическое здоровье подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования.

Проблема взаимосвязи психики и тела достаточно хорошо изучена психосоматической медициной, поэтому возможность влияния психологических факторов на развитие и течение болезней достаточно очевидна.

В рамках организации психологической поддержки в качестве предпосылки сохранения физического здоровья можно принять здоровье психологическое.

В последнее время выделилось такое новое научное направление, как «психология здоровья». Это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. В рамках этого направления подробно изучается влияние психических факторов на сохранение здоровья и на появление болезни.

Опираясь на положения психологии здоровья, можно предположить, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. То есть если исключить влияние генетических факторов или катастроф, стихийных бедствий и т. п., то психологически здоровый человек, вероятнее всего, будет здоров и физически.

Взаимосвязь между психическим и соматическим здоровьем человека была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ).

В настоящее время разрабатывается новое перспективное направление — психосоматическая медицина, которая рассматривает механизмы влия­ния психики на телесные функции, систематизирует психосоматические расстройства, определяет методы их профилактики и лечения. Можно наблюдать тенденцию расширения спектра психосоматических заболеваний, т.е.

по мере развития науки обнаруживается психическая обусловленность все большего количества забо­леваний (вегето-сосудистая дистония, нарушение ритма сердца, расстройства желудочно-кишечного тракта, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, псевдоневрологические расстройства, психическая гипертензия, психогенная головная боль и т.п.).

А в качестве позитивного примера можно привести результаты исследований психологических характеристик людей, благополучно доживших до 80-90 лет: все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в портрет психологически здорового человека, который приводится многими исследователями.

Действительно, если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек — это, прежде всего человек спонтан­ный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией.

Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей.

Ключевым моментом для описания психологического здоровья является гармония между различными аспектами самого человека (эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и др.) и гармония между человеком и окружающими людьми, природой и т.д. Гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс.

Соответственно, психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение его жизненной задачи. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае – глубоко несчастным.

В качестве центральной характеристики психологически здорового человека можно отметить свойство саморегулируемости. Это возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям и воздействиям. В процессе адаптации к трудным ситуациям человек должен уметь не только противостоять им, но и смог бы использовать их для самоизменения, роста и развития.

Основная функция психологического здоровья – это поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.

В своих исследованиях О.В. Хухлаева выделяет следующие компоненты психологического здоровья: аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный.

Аксиологическийкомпонент психологического здоровья представлен ценностями собственного «я» человека и ценностями «я» других людей. Ему соответствует абсолютное принятие самого себя, личностная целостность, умение принять свои недостатки, умение разглядеть в каждом из окружающих что-то хорошее, принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей и т.п.

Инструментальный компонент психологического здоровья — предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими. Ему соответствует умение человека понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного и открытого проявления чувств, осознание причин и последствий своего поведения и поведения окружающих.

Потребностно-мотивационный компонент психологического здоровья определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет свой внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития, человек полностью принимает ответственность за свое развитие и становится автором собственной биографии.

Читайте также:  Принятие себя, самопринятие - психология

Компоненты психологического здоровья взаимосвязаны: для развития позитивной рефлексии и потребности в саморазвитии необходимо наличие у человека положительного самоотношения, а личностная рефлексия является механизмом саморазвития. Соответственно, самоотношение, рефлексия и саморазвитие взаимно обуславливают друг друга и находятся в постоянном взаимодействии.

Психологическое здоровье детей имеет свою специфику. И.В. Дубровина утверждает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. В течение жизни психологическое здоровье постоянно изменяется через взаимодействие внешних и внутренних факторов.

Психологическое здоровье ребенка является важной предпосылкой для достижения в будущем личностной зрелости. Психологическое здоровье включает в себя духовное начало в человеке, ориентацию на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро.

Следовательно, психологическое здоровье ребенка и взрослого будет отличаться совокупностью личностных новообразований, которые не получили своего развития у ребенка, но должны присутствовать у взрослого.

В наше время часто психологическое здоровье ребенка рассматривается молодыми родителями как результат (продукт) специальной «диеты», включающей соответствующие материальные условия, определенные «порции» родительской любви, достаточное количество игрушек и общения со сверстниками.

Это напоминает сбалансированное и здоровое меню, а в результате получаются «вареные овощи», которые хоть и питательны, но не вызывают аппетита. Продукт такой «диеты» станет хорошо отлаженным скучным человеком. Нередко приходится сталкиваться с детьми, выросшими в комфортной внешней среде, но при этом нуждающимися в той или иной психологической помощи.

В то же время, не все дети в неблагоприятных условиях «ломаются», иногда даже наоборот — добиваются жизненных успехов.

Рассматривая условия становления психологического здоровья, необходимо учитывать факторы риска его нарушения. Основным фактором риска нарушения психологического здоровья является переживание ребенком каких-либо критических ситуаций.

Критические ситуации — это события, воспринимаемые человеком негативно, как нежелательные и опасные, включающие в себя ситуации стресса, конфликта, кризиса, фрустрации и другие психотравмирующие ситуации. Понятие критической ситуации включается в понятие — жизненное событие. С.Л.

Рубинштейн дал определение жизненного события как этапа жизненного пути, на котором принимаются важные поворотные решения. Жизненные события могут быть как позитивными, так и негативными.

Особенность реагирования на какое-либо жизненное событие зависит не только от того, что именно происходит, а от восприятия или отношения к ней самого человека.

Для определения целей психологического консультирования критические ситуации делят на две группы: во-первых, это периоды возрастных кризисов, во-вторых — ситуации стресса, фрустрации, конфликта и другие трудные ситуации. Возрастные кризисы— это особые периоды онтогенеза, относительно непродолжительные по времени, характеризующиеся резкими психологическими изменениями

Переживание ребенком трудных и критических ситуаций связано непосредственно с понятием стрессоустойчивости. Стрессоустойчивость – это устойчивость человека к психотравмирующим воздействиям, способность человека к положительным самоизменениям в стрессовых ситуациях.

Личностные предпосылки стрессоустойчивостиперекликаются с выделенными нами ранее структурными ком­понентами психологического здоровья: самопринятием, рефлексией и саморазвитием, что еще раз доказывает их необходимость.

Соответственно личностными предпосылками пониженной устойчивости к стрессу можно назвать негативное самоотношение, недостаточно развитую рефлексию и отсутствие стремления к росту, развитию.

Психологическое здоровье человека предполагает его устойчивость к стрессовым ситуациям. Пониженная устойчивость к стрессу может быть обусловлена свойствами темперамента. Выделяются свойства так называемого «трудного» темперамента (А.

Томас): неритмичность, низкая адаптивная способность, тенденция к избеганию, преобладание плохого настроения, боязнь новых ситуаций, чрезмерное упрямство, чрезмерная отвлекаемость, повышенная или пониженная активность.

Эти свойства во взаимодействии с окружающей средой ребенка повышают риск возникновения расстройств его поведения, т.е. являются внутриличностными факторами риска нарушений психологического здоровья.

Ведущей тенденцией становления психологического здоровья в онтогенезе можно назвать постепенное развитие у ребенка способности к стрессоизменчивости, к положительным самоизменениям в стрессовых ситуациях, к поиску в трудной ситуации сил в самом себе. Стрессоустойчивость — важнейшая характеристика психологически здорового человека.

Для развития человека необходима некоторая доля фрустрации. Исследования психологов показывают, что преодоление препятствий играют положительную роль в развитии ребенка. М. Кляйн при описании младенца говорит о необходимости баланса между фрустрацией и потаканием желаниям ребенка.

Она утверждает, что определенная доля фрустрации, за которой следует удовлетворение потребности, дает младенцу чувство, что он может справиться с тревогой.

Полное отсутствие конфликтных ситуаций в жизни младенца мешает его возможности обогащения своей личности. И.В. Дубровина и Е.Е. Данилова в своих исследованиях доказывают роль препятствий в развитии детей и считают, что препятствия вызывают активность субъекта, порождают потребность искать и находить способы овладения ими, вырабатывать стратегии преодоления.

Трудные ситуации позволяют ребенку накопить опыт борьбы, стимулируют его активность, способствуют его личностному развитию, а в некоторых случаях позволяют добиться сверхкомпенсации (А. Адлер).

Однако это происходит только тогда, когда степень трудности ситуации соответствует возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психологического и физического здоровья.

Таким образом, одним из важнейших условий становления психологического здоровья является наличие некоторого напряжения, побуждающего к действию.

Абсолютный эмоциональный комфорт, полное эмоциональное благополучие детей не способствует становлению психологического здоровья, а может привести и к развитию нежизнеспособной и безынициативной личности. Конечно, напряжение не должно быть бесконечным, а должно периодически чередоваться с расслаблением.

Задача взрослых заключается в том, чтобы помочь детям не только преодолеть трудную ситуацию, но и понять ее смысл, т.е. извлечь из нее пользу, сделать выводы.

Следующим важным условием становления психологического здоровья человека является наличие положительного фона настроения. Хорошее настроение повышает эффективность решения человеком тех или иных трудных ситуаций.

Настроение детей во многом определяется настроением взрослых, поэтому особое значение приобретает личность взрослого, находящегося с ребенком. Взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора.

Для полноценной жизни человеку необходима способность быть счастливым в качестве черты характера, развитие которой начинается еще в детстве.

Родителям необходимо формировать у детей установку для радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники положительных эмоций.

Для развития у ребенка чувства оптимизма, важно постоянно фиксировать ребенка на прогрессе, любых положительных изменениях, связанных как с учебной, так и с внеучебной деятельностью.

Намеренное фокусирование даже на незначительных признаках прогресса помогает созданию положительной атмосферы, развитию веры в себя и собственные силы. Психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающийся успехом.

Наличие трудных ситуаций, разрешаемых ребенком самостоятельно или с помощью взрослых, положительный фон настроения и фиксация на прогрессе ребенка являются основными педагогическими условиями становления психологического здоровья человека.

Источник: http://3ys.ru/psikhologicheskoe-konsultirovanie-v-strukture-psikhologicheskoj-pomoshchi/psikhicheskoe-zdorove-cheloveka-i-faktory-ego-narusheniya.html

Психологическое здоровье – залог успешной жизни

«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов» (Всемирная Организация Здравоохранения)

Категория  здоровья складывается из трех компонентов:

  • физического;
  • психического;
  • социального.

 Физическое здоровье, как правило, определяется удовлетворенностью человека функционированием своего организма (отсутствием болевых симптомов).

Труднее определить психическое и социальное здоровье. Очень сложно найти критерии психического и социального благополучия.

Обычно человек жалуется окружающим на трудности в жизни и трудности общения, на проблемы психологического и социального характера.

Таким образом, «здоровье» рассматривается, как мера способности человека быть активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности.

Что такое психологическое здоровье?

Психологическое здоровье – это отсутствие сильно выраженных отклонений душевной жизни человека, мешающих его социально-психологической адаптации, достижению целей и задач, которые человек ставит перед собой.

Психологическое здоровье — более широкое понятие по отношению к психическому здоровью. Нарушения психического здоровья — психозы, неврозы и другие расстройства, требуют, в большинстве случаев, компетентного вмешательства психиатра.

Нарушения психологического здоровья — это лишь стойкие негативные изменения в работе психических процессов, склонность к дискомфортным психическим состояниям, расстройства характера, наличие аддиктивных зависимостей, проявление весьма необычных интересов и склонностей.

К психологическому нездоровью относят также комплексные расстройства в душевной жизни, например излишнюю склонность к психологическим защитам.

Основные критерии психологического здоровья

  • адекватное восприятие окружающей среды;
  • осознанное совершение поступков;
  • активность, работоспособность, целеустремлённость;
  • способность устанавливать близкие контакты, полноценная семейная жизнь;
  • чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям;
  • способность составлять и осуществлять свой жизненный план;
  • ориентация на саморазвитие;
  • целостность личности.

Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами в изменяющемся мире, способен  формировать позитивные личностные силы, обеспечивающие полноценную жизнь.

3 уровня психологического здоровья:

Креативный, высший уровень психологического здоровья бывает у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции, они успешно ориентируются в этом мире потому, что хорошо усвоили и приняли его законы.

Адаптивный, средний уровень, проявляют люди в целом адаптированные к социуму, однако имеющие повышенные тревожность, притязательность, законы жизни в основном понятны, но выполнение некоторых вызывает трудности. Таких людей можно отнести к группе риска, поскольку они не имеют запаса прочности психологического здоровья.

Дезадаптивный, низший уровень психологического здоровья наблюдается у людей с нарушением баланса процессов:

— поведение при разрешении конфликта характеризуется, прежде всего, стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в негибкости стиля поведения, попытках полностью соответствовать требованиям окружающих.

— поведение, наоборот, характеризуется активно-наступательной позицией, стремлением подчинить окружение своим потребностям. Это, когда человек «в любой монастырь идет со своей молитвой». Их девиз: «Нам все равно как, лишь бы по-нашему».

К признакам низкого уровня здоровья также относятся: непонимание своих потребностей, эмоций, способностей, конфликтов и нежелание их осознавать; игнорирование и искажение реальности с помощью защитных механизмов, ее замена фантазиями, ложью; неумение установить баланс своих и чужих потребностей, неуважение либо к потребностям других, либо к своим, эгоцентрический смысл жизни (обладание и разрушение), использование других как средства достижения своих целей, неспособность к самоотдаче и любви, забота только о самом себе и др.

Читайте также:  Эмоциональное состояние - психология

Психолог А. Маслоу  (Abraham Maslow) о психологическом здоровье

«Психологическое здоровье не только наполняет человека субъективным ощущением благополучия, оно само по себе правильно, истинно и реально. Именно в этом смысле оно «лучше» болезни и «выше» ее.

Оно не только правильно и истинно, но и более правдиво, ибо здоровый человек способен увидеть больше правды, и более высокой правды.

Недостаток психологического здоровья не только угнетает человека, но его можно рассматривать как своеобразную форму слепоты, когнитивной патологии, равно как форму моральной и эмоциональной неполноценности. Нездоровье – это всегда ущербность, ослабление или утрата способности к деятельности и самоосуществлению».

Таким образом, психологическое здоровье – это неотъемлемая часть здоровья человека. Узнать больше о формировании и поддержании психологического здоровья можно в наших статьях:

 Статью подготовила: медицинский психолог Шахрай Е.О.

Источник: http://profilaktika.tomsk.ru/?p=25644

Что такое Психология здоровья?

Автор Evgeniy в 30/09/2013. Опубликовано Психология здоровья

Состояние здоровья человека зависит от целого ряда факторов. Среди них встречаются и те, которые оказывают невидимое, но всё-таки ощутимое влияние.

В наше время, когда заразные и наследственные болезни стали обычным явлением, существует множество поведенческих и психологических факторов, которые также могут оказать сильное воздействие на общее физическое здоровье.

Психология здоровья является специальной областью психологии, рассматривающей влияние биологии, психологии, поведения и социальных факторов на здоровье человека.

Наравне с «психологией здоровья» иногда используются и другие термины, в том числе «медицинская психология» и «поведенческая медицина».

Психология здоровья своей целью имеет общее укрепление здоровья, а не только профилактику или лечение заболеваний. Специалисты в этой области также акцентируют своё внимание на том, как именно люди реагируют на болезнь, как справляются с ней и как выздоравливают. Некоторые психологи работают над улучшением системы здравоохранения и правительственным подходом к политике здравоохранения.

Например, как раз психологией здоровья занимается 38-е подразделение Американской психологической ассоциации (АПА). В соответствии с направлением подразделения, его сотрудники работают над проблемами понимания здоровья и болезни, изучают психологические факторы, влияющие на здоровье, и содействуют развитию системы здравоохранения и политики в области здравоохранения.

Так что же выделяет психологию здоровья среди других отраслей науки? Какой вклад в наше понимание здоровья и благополучия она делает? «Заостряя своё внимание на поведении и его изменениях, психология здоровья может сделать уникальный вклад», – предполагают ученые 38-го подразделения АПА.

– «Например, психологи здоровья в настоящее время проводят прикладные исследования на тему формирования здоровых привычек, а также предотвращения или сведения к минимуму нездорового поведения.

В настоящее время изучаются как влияние поведения на физическое здоровье, так и, наоборот, физического состояния на здоровье психическое».

Заболевания, связанные с психологическими факторами

К подобным проблемам со здоровьем – обусловленным или связанным с психологическими или поведенческими факторами – относятся:

  • инсульт;
  • сердечная недостаточность;
  • ВИЧ / СПИД;
  • рак;
  • врожденные дефекты;
  • младенческая смертность;
  • инфекционные заболевания.

По данным одного из исследований (его автор – доктор Али Мокдад, 2004), почти половина всех смертей в Соединенных Штатах может быть связана с нездоровым образом жизни или факторами риска, которые, в основном, можно предотвратить. Психологи здоровья работают с отдельными лицами, группами и сообществами, стараясь уменьшить эти факторы и стремясь улучшить общее состояния здоровья, снизить заболеваемость.

Актуальные вопросы психологии здоровья

Психологи здоровья участвуют в самых разных видах деятельности. Среди актуальных вопросов, рассматриваемых ими с точки зрения в психологии, встречаются:

  • снижение стресса;
  • управление весом;
  • отказ от курения;
  • улучшение ежедневного питания;
  • ограничение рискованного сексуального поведения;
  • хосписная помощь и психотерапия для неизлечимых больных.

Понимание биосоциальной модели в психологии здоровья

Сегодня основным подходом, используемым в медицинской психологии, считается биосоциальная модель. Согласно этой точке зрения, болезнь и здоровье являются результатом сочетания биологических, психологических и социальных факторов.

Биологические факторы включают унаследованные черты личности и генетические особенности. Психологические факторы связаны с образом жизни, личностными характеристиками и уровнем стресса.

Социальные факторы включают социальную поддержку, семейные отношения, культуру и убеждения.

Источник: http://aboutyourself.ru/psi-health/psixologiya-zdorovya.html

Психология здоровья. Проблемы и перспективы

Психология здоровья. Что это?

Психология здоровья является достаточно новой и активно развивающейся отраслью психологии.

  Она определяется как наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Психология здоровья включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти. Она изучает здоровую личность, учитывая разнообразие индивидуальных и социальных норм «здоровья» и «болезни».

Среди основных теоретических проблем психологии здоровья, вызывающих интерес исследователей можно выделить следующие:

  • Оценка роли поведения в причине развития болезней

  • Предотвращение нездорового поведения

  • Изучение взаимосвязи между психологией и физиологией (например, ощущение боли может усиливаться из-за тревоги и ослабевать под влиянием возбуждения или других факторов).

  • Оценка роли психологии в переживании болезни, изучение роли психологии в лечении болезни.

  • Изучение мотивов поведения человека, ориентирующих его на поддержание здорового поведения и формирование соответствующих паттернов

Какая связь между психикой и телом?

Психологические факторы имеют значение как при возникновении болезни, так и при ее лечении: так, изменение поведения и снижение уровня стресса могут снизить риск последующих сердечных приступов. Понимание психологических последствий болезни может помочь облегчить клинические проявления заболевания, например, боль, и уменьшить психологическую симптоматику.

Недавно Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) объявил набор в Магистратуру психологии здоровья.

Слушатели получат возможность самостоятельно разрабатывать и внедрять индивидуальные, групповые и коллективные программы под руководством опытных экспертов, ориентируясь на собственные профессиональные интересы и потребности; овладеют современными технологиями аудита и менеджмента здоровья.

Поступить в Магистратуру могут все желающие, имеющие высшее профессиональное образование любого уровня (бакалавр, специалист, магистр) в области психологии, педагогики, других гуманитарных наук или в области биологии, медицины. Подробнее

Какие задачи решаются?

Один из главных вопросов прикладной психологии здоровья – как мотивировать людей на сохранение и укрепление собственного здоровья? Даже для тех, кто декларирует здоровье как ценность, ответ на вопрос, как заставить себя быть здоровым, выглядит очень размытым.

Другой важной исследовательской проблемой психологии здоровья является вопрос о способах и возможностях взаимодействия личности и болезни (совладание, управление болью и т. п.). Существует большое количество материалов, представляющих разнообразные варианты попыток решения данной проблемы.

В частности, исследуются психологические предикторы выздоровления и протекания болезни. Было, например, показано, что оптимизм пациентов, проходящих лечение панического расстройства и/или агорафобии, влияет на эффективность лечения, помогает им сопротивляться дистрессу, повышает эмпатию, а также способствует оптимизму врача.

Третьей важной проблемой для психологии здоровья является проблема саморегуляции.  Даже если у человека присутствуют намерения сделать свое поведение более ориентированным на здоровье оно зачастую остается нереализованным.

Потому что многие люди так и не переходят от желания к конкретному поведению. За последние десятилетия наблюдается изменение характера заболеваний: меняется соотношение «не зависящих от поведения человека» (пневмония, туберкулез и т. п.

) и «поведенчески обусловленных» (рак, ВИЧ/СПИД, зависимости) в сторону увеличения последних. Современные исследования показывают, что причиной возникновения многих заболеваний являются курение, пищевое поведение, употребление алкоголя и т. п.

Люди, даже понимая опасность, вред привычных и часто приятных им способов поведения, не находят в себе достаточно сил и навыков, чтобы изменить его.

26-29 сентября 2011 года в Москве в Московском городском психолого-педагогическом университете состоится Всероссийская научно-практическая конференция «Психология здоровья: спорт, профилактика, образ жизни». Конференция предполагает широкое обсуждение темы здоровья: от отдельных заболеваний и проблем профессионального спорта до социальных и психологических аспектов сохранения здоровья и поддержания здорового образа жизни. Подробнее

А есть ли перспектива?

В целом за сравнительно короткий период психология здоровья превратилась в обширную область исследований. Этому факту свидетельствует большое количество литературы, разработок посвященных данной проблематике.

В США внедрено уже более 5 тысяч программ по охране психического здоровья.

 В Европе подобная инициатива, нацеленная на улучшение психического и физического здоровья популяции, получила название «Здоровье-21 – Здоровье для всех в 21-ом столетии».

В современной России психология здоровья как новое и самостоятельное научное направление еще только проходит начальную стадию своего становления.

Но уже на данный момент тема психического, в том числе и профессионального, здоровья  поставлена в ряд первоочередных задач. В последние годы в нашей стране уже издано несколько учебных пособий по психологии здоровья. В апреле 2000 г.

в Санкт-Петербурге прошла первая конференция, посвященная вопросам психического здоровья.

Очевидное усиление интереса к проблематике психологии здоровья — и не только со стороны представителей психологической науки — дает все основания полагать, что уже в обозримой перспективе она станет одним из авангардных направлений российской психологии.

Касаткин Владимир Николаевич, доктор медицинских наук, профессор, зав. лабораторией «Психология здоровья» Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ рассказал о различных направлениях психологии здоровья, а также о значимости проектов и исследований, связанных с продлением и повышением качества жизни.

Источник: http://psypress.ru/articles/25199.shtml

Ссылка на основную публикацию