Отличия секты от других типов религиозных организаций — психология

В чем отличие секты от религии

Отличия секты от других типов религиозных организаций - психология

Это главный вопрос. Словом «секта» в России называют едва ли не любое религиозное движение, исповедующее что-либо кроме так называемых «традиционных религий» — православия и некоторых направлений ислама, иудаизма и буддизма.

Другие направления этих же религий могут называть «сектами» (например, христиан-баптистов или буддистов, не связанных с традиционными общинами Бурятии и Калмыкии). Фактически сейчас многие ученые-религиоведы считают слово «секта» оскорбительным термином.

Иногда его используют, но в специфическом контексте и в значении, отличном от общепринятого — например, говоря о группах, которых называли сектами в XIX веке. А небольшие и недавно появившиеся религиозные группы ученые называют «Новые религиозные движения» (New religious movement).

Коротко: «секта» — оскорбительное слово, которым представители крупных религиозных течений, СМИ и некомпетентные люди называют все маленькие и непривычные течения. Твердого определения нет. В религиоведении почти не используется.

2

Но ведь эти движения бывают преступными!

Да, такое бывает, хотя и нечасто. Среди новых религиозных движений встречались откровенные бандиты и мошенники. Например, члены японского движения «Аум Синрике» устраивали теракты, а, скажем, лидера «Ашрама Шамбалы» Константина Руднева посадили в тюрьму за изнасилование.

Недавно арестованного лидера «секты бога Кузи» Андрея Попова обвинили в мошенничестве. Некоторые НРД в России запрещены как экстремистские. Но, как правило, новые религиозные движения не опаснее, чем традиционные или чем любая организация.

Везде может встретиться недобросовестный человек, манипулирующий своим положением ради наживы, самоутверждения или воплощения больных фантазий.

Во всяком случае нет никаких доказательств того, что сторонники НРД владеют какими-то особыми методами манипулирования сознанием вроде «зомбирования», о которых любят рассказывать с телевизионных экранов.

Коротко: большинство НРД опасности не представляют. Всегда стоит думать своей головой и не поддаваться на манипуляции, от кого бы они ни исходили.

3

Почему о сектах говорят плохо?

Причин пять. Во-первых, наше общество довольно секулярно настроено — слишком активные проявления религиозности многих пугает. Во-вторых, свою роль играет ксенофобия — участники НРД непривычно молятся, непривычно одеваются, навязчиво миссионерствуют и многих это напрягает.

В-третьих, против новых религиозных движений сильно настроены крупные религиозные группы. Существует целое движение борцов с сектами. В России большинство из них связаны с Русской православной церковью, хотя бывают и независимые фигуры.

В мире такое движение тоже есть, оно называется антикультистским (потому что в английском языке слово cult имеет примерно те же коннотации, что русское «секта», в отличие, кстати, от вполне невинного русского «культа»), но западные борцы с НРД часто настроены скорее атеистически. В-четвертых, в России существует мощная традиция государственного преследования НРД.

Молокан и духоборов преследовали еще в царской России, в советские времена отправляли в лагеря баптистов и Свидетелей Иеговы. В наши дни власти тоже часто настроены против «сект» — особенно против «Свидетелей Иеговы» и российских вайшнавов («кришнаитов»), хотя обе эти группы не более опасны, чем любая другая религия.

Их книги вносят в списки экстремистской литературы, а сами общины пытаются запретить. Наконец, в-пятых, деятельность отдельных экстремистских и мошеннических НРД скомпрометировала в обществе их все, и теперь любую малоизвестную группу подозревают в чем-то плохом.

Коротко: НРД — новые и непривычные россиянам группы, традиции которых не всегда хорошо вписываются в сложившийся контекст. Это накладывается на всеобщее недоверие и раздутые массовой культурой страхи.

4

Разрешены ли новые религиозные движения законом?

Формально в России все религии и убеждения равны — вера в Макаронного монстра ничуть не хуже веры в Аллаха. Понятие «секта» юридически не определено, закон знает только «религиозные группы и организации».

На практике, однако, власти выделяют четыре направления, которые называют «традиционными религиями» (что тоже не очень корректно с научной точки зрения). «Традиционные религии» получают государственную поддержку и в большей или меньшей степени поощряются.

Все прочие религиозные движения, как старые, так и новые, вынуждены преодолевать разнообразные препоны, а права принадлежащих к ним верующих нередко нарушаются. Некоторые общины объявили или пытаются объявить экстремистскими, и далеко не всегда религиоведы с этой оценкой согласны.

Те же проблемы затрагивают и противников всех религий, атеистов.

Давление властей мешает отличить честных людей от мошенников: из-за того, что многие религиозные группы преследуются без серьезных причин, мошенникам проще оправдывать свои криминальные действия перед доверившимися им жертвами — мол, всех преследуют ни за что, и нас тоже. Все это усложняется тем, что законодательство РФ сейчас предполагает возможность попасть под суд за высказывание как своих религиозных, так и атеистических убеждений — в первом случае за экстремизм, во втором — за оскорбление чувств верующих.

Коротко: религиозная сфера в российских законах разом одновременно и зарегулирована, и слишком размыта. Из-за этого нередко наказывают невиновных. Что до мошенников, то их конечно, надо наказывать, но не за взгляды, а за их преступления.

5

Как отличить опасную группу от неопасной?

Прежде всего — не паниковать зря. На самом деле опасных НРД очень мало, и скорее всего ваши страхи беспочвенны.

В частности, наиболее популярные в России НРД — Свидетели Иеговы, вайшнавы («кришнаиты»), члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней («мормоны»), как и причисляемые иногда к этому ряду протестантские группы (адвентисты седьмого дня, харизматы) с криминальной точки зрения опасности не представляют.

Но это не значит, что в той или иной религиозной группе не может попасться какой-нибудь мошенник — всякое бывает. Если вдруг понадобилось понять, не представляет ли опасности НРД, нужно обращать внимание на три вещи. Во-первых, законна ли деятельность участников? Если членов группы вынуждают делать что-то незаконное, это очевидный маркер опасности.

Если деятельность высшего руководства окружена тайной, тоже можно заволноваться. Во-вторых, стоит посмотреть на финансовый вопрос. Одно дело — небольшие, пусть даже и регулярные, взносы, которые есть везде. Другое — принуждение к продажам собственности, переписывание имущества или использование труда верующих в ущерб их основной работе и личной жизни.

Такие вещи редко, но случаются, и это верный признак опасности. Наконец, в-третьих, полезно посмотреть на высказывания лидеров общины. Если их лексика агрессивна по отношению ко всем остальным религиозным группам, если они склонны к травле отступников или резко отрицают общественную жизнь — это скверный знак.

Проблема состоит в том, что все эти признаки можно встретить и в общинах крупных религиозных групп, так что дело, опять-таки, не столько в статусе НРД, сколько в конкретных лидерах. В любом случае, если вы сомневаетесь, лучше обратиться за помощью к специалисту — ученым-религиоведам, полиции или психологам (заранее удостоверившись, что сами они не ангажированны в ту или иную сторону).

Коротко: следите за финансами и законностью, если что — обратитесь к специалистам. 

6

Что такое финансовые секты?

Некоторые НРД стремятся к заработку денег, а некоторые коммерческие (по сути — мошеннические) организации прикрываются религией. Дело в нюансах.

Какие-то деньги с верующих собирают практически все религии — в православном храме стоит ящик для пожертвований, в католическом костеле могут собирать деньги во время службы, а в исламе своего рода религиозный налог («закят») считается одним из пяти важнейших правил для верующего.

Поэтому сам факт сбора денег на нужды общины не криминален до тех пор, пока община не скрывает его от закона.

Именно на это и стоит обращать внимание: если деньги собираются тайно и идут на непонятные цели, если человека принуждают жертвовать свои деньги или имущество на нужды общины или, тем более, принуждают к криминальной деятельности, стоит начинать волноваться. Кроме того есть и коммерческие группы «внутреннего роста» и тому подобных вещей. Под видом тренингов из людей могут выманивать деньги. Стоит обратить внимание на лексику и идеи. Профессиональные психологи не будут рассказывать о «внутреннем оке» и «тайных энергиях».

Коротко: никаких особых «финансовых сект» нет, но бывают нечистые на руку люди, которые прикрываются религиозными идеями или околорелигиозными рассуждениями об успешности и саморазвитии. Это обычные мошенники, вести себя с ними стоит соответственно вне зависимости от того, к какой общине они принадлежат.

Источник: http://xn--108-iddybtxbgw3cxi.xn--p1ai/2016/10/28/religion-cult/

В чем отличие традиционной религии от секты ?

M@kc Гуру (4240) 9 лет назадРелигия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, а также объединения людей в организации (церковь, религиозную общину) .

Основы религиозных представлений большинства мировых религий, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных или вдохновленных непосредственно Богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития — великими учителями либо особо просветлёнными или посвещёнными, святыми. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями. Секта — религиозная группа или община, сформировавшая, как правило, в рамках определенной религии вокруг выдающегося лидера (пророка, проповедника, ….) или лидеров и склонная к отгораживанию от и противопоставлению себя исходной конфессии. Основной особенностью сект по сравнению с другими религиозными организациями является ее молодой возраст. Секта считает себя частью исходной религии, однако это отвергается остальной частью этой религии (как правило, на основе серьезных вероучительных разногласий) — например, мормоны и Свидетели Иеговы считают себя христианами, однако не признаются таковыми остальными христианскими деноминациями. Наряду с этим существуют еще тоталитарные и деструктивные секты. Наиболее важными признаками, отличающими тоталитарные секты от других религиозных организаций, является ВНУТРЕННЯЯ непрозрачность внутренней структуры и идеологии и обман рядовых членов. Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов. Среди прочего, в тоталитарных сектах широко применяется техника т. н. «промывания мозгов» . Это достигается прежде всего изоляцией адептов секты от внешнего мира. Сектантам навязывается представление обо всем, что не связано с сектой, как о зле.

Крайней формой тоталитарных сект являются деструктивные секты, или деструктивные культы, иначе называемые также «секты-убийцы» . Эти секты обвиняются в самоубийствах и убийствах других людей.

NeVa Профи (787) 9 лет назад

в порабощении личности

выборжАнка Мыслитель (8383) 9 лет назад

в секте наркоманы одни

Борис Ржевский Оракул (68106) 9 лет назад

я думаю, что любые определения упираются в термины. Что никогда сектант не назовет себя сектантом. Что большинство традиционных на сегодня для кого-то религий были созданы когда-то группой лиц, замкнувшихся в своих интересах. А уж без харизматического лидера и претензий ни у кого не обошлось :))

Комментарий удален

Nicholas Мастер (1971) 9 лет назад

В принципе, могут не отличаться. Не будем забывать, что так наз. традиционные религии когда-то начинали как заурядные секты. Например, христианство когда-то было заурядной еврейской сектой, а вот посмотрите во что выросло.

Поэтому намного важнее другое — какова степень свободы личности внутри религиозной группы. Этим и определяется является ли та или иная группа тоталитарной, то есть, осуществляющей полный контроль над жизнью верующих.

Как и все в жизни, даже в этом вопросе не провести четкой границы — мир разнообразен.

Екатерина Просветленный (29754) 9 лет назад

Дело не в том. Секта тоже имеет право на существование, у каждого своя вера. Если б только под прикрытием релинии не совершали преступления. Не отдавали бы люди все что имеют именно секте, не вели бы туда всех своих родственников. Вера это хорошо. Но без фанатизма.

Сергей Поляков Мудрец (17074) 9 лет назадОбратите внимание что секта и сектор однокоренные слова. Означают они что направление учения, взглядов ограничен определенным сектором сознания. С этой точки зрения любая церковь — тоже секта. только с более демократичными суждениями. пожалуй единственная среди них настоящая церковь — ВСЕЛЕНСКАЯ церковь объеденяет в себе све то что бесспорно принимается всеми религиями а именно 1. Существует единый Вселенский разум (неважно как его называют)

2. Все в этом мире развивается по единым законам (они описаны в основных законах философии) и должно придерживаться единых правил (то что содердится в заповедях Христовых)

Сид Просветленный (47505) 9 лет назад

Традиционная религия — та, которую признало большинство людей. Секта — то же самое, но признало маленькое количество людей. Например, первые христиане были сектой, а потом уже набрали вес.

Сергей Н. Мудрец (15916) 9 лет назад

Секта, обищает рай уже при жизни. а сами лиш тянут деньги, традиционные религии, деньги берут дабровольно, и обищают рай, смотря как ты себя вёл в этой жизни!

Олег Варганов Просветленный (28680) 9 лет назадА я думаю традиционная религия это узаконенная секта.Дело в том, что представители других религий считают только свою религию правильной, а другие религии сектами.Может быть ты в чем то прав, разделяя секты и традиционные религии. Но есть спорные моменты, Допустим Мормоны.. . их считают сектой, но это миллионы последователей более в 170 странах мира.Как их считать?

Или допустим Индуизм это религия Индии, в других странах их практически нет, это секта?

Комментарий удален

Вероника Живулько Профи (542) 9 лет назадВерующие и фанатики есть в каждой из них. Верить никто ни вочто не запрещает, а вот фанатики …Первый крестовый поход- «вырезание» иноверных …Священный «Джехад» разве не тоже

Святая инквизиция пожгла не одну тысячу женщин. . Разве все это не «Традиционные религии»!

Дина Просветленный (36757) 9 лет назад

Дело не в том, как называется религия (секта или традиционная). А в том, чтобы она была угодна Богу. Любовь — отличительная черта истинного поклонения. Иисус сравнил поиск истинного поклонения с поиском и выбором правильного пути.

Лишь один путь ведет к вечной жизни.

Читайте также:  Защита дурика в исполнении детей и взрослых - психология

Иисус сказал: «Входите через узкие ворота, потому что широка и просторна дорога, ведущая в погибель, и многие идут ею, тогда как узки ворота и тесна дорога, ведущая в жизнь, и немногие находят ее» (Матфея 7:13, 14).

Комментарий удален

Источник: https://otvet.mail.ru/question/19163624

Чем секта отличается от религии

Чем секта отличается от религииИногда можно услышать, что традиционные религии называют сектами, а секты религиями. Оставляя в стороне тех, кто поступает так сознательно, попробуем разобраться в рассматриваемом вопросе по мере сил.

В современном мире существует множество сект различных типов — классические, психокульты, коммерческие, экологические, оккультные, педагогические, псевдорелигиозные, UFO-культы и другие. В классическом смысле секта — община, отколовшаяся от традиционной религии.

Это происходит в том случае, когда некая группа лиц выбирает из того или иного учения определенные фрагменты, порой второстепенные, а не рассматривает его целиком, либо строит свое вероучение на понимании первоисточников, отличающемся от понимания первенствующей религии.

Обычно это является следствием человеческого фактора, изменением догматической части под предлогом улучшения и модернизации.

Такие секты не оказывают резко выраженного деструктивного воздействия на психику адептов, однако, если говорить с точки зрения православия, сообщают им не точные и, даже, ошибочные понятия о пути спасения, о добродетелях и пороках, о Боге.

Взращивая в своих членах искаженные понятия, эти секты искажают и путь по которому они могут придти к Богу и, в результате, не приводят к Нему. Деятельность человека на Земле зависит от образа мыслей. Если он правильный — человек в течение жизни приобретает качества, необходимые для наследия вечности.

Если образ мыслей ложный — человек впустую тратит драгоценное время, не имея точного понятия об упомянутых качествах, заостряет внимание на мелочах или вовсе, приобретая пороки и падая в пропасть, думает, что движется вперед.

В этом основное отличие классической секты от религии — в искаженном понимании учения последней. Поэтому такого типа секты всегда будут позже религии, от которой они откололись, и за основу будут брать ее источники. Так, например, секты, возникшие в 19-20 веке и отвергающие православное понимание Священного Писания, используют Евангелие, составленное и сохраненное Православной Церковью. (Подробнее об этом см. Формирование корпуса новозаветных текстов и Уточненная датировка книг Нового Завета)

Больше всего существует сект, порожденных протестантизмом, который, провозглашая, что все должно быть по Писанию, отверг апостольское понимание христианства, и каждая протестантская группа стала понимать Евангелие как ей удобно.

Так появилось женское и гомосексуальное священство, «венчание» однополых браков, отмена церковных таинств и прочее, вплоть до смеха, истеричных телодвижений и катания по полу во время т. н. богослужений.

Все это делалось ради пользы, ради улучшения христианства.

Следующий тип сект — тоталитарные. Этот термин введен религиоведом А. Л. Дворкиным в 90-х годах, и с тех пор успешно прижился. Тоталитарная секта отличается от классической тем, что оказывает более ощутимое воздействие на психику адепта.

Термины «зомбирование» и «эффект магнитофона» как раз относятся к этому виду сект.

Тоталитарные секты имеют целью полную власть над своими адептами и их материальную и физическую эксплуатацию, что достигается за счет обмана, сокрытия информации, контроля сознания, поведения, информации и регламентации всех сторон жизни.

Например, муниты, живут по двадцать человек в квартире, спят на полу, попрошайничают на улицах, соревнуясь друг с другом, а перед этим забрасывают институт, уходят из дома и уезжают в другой город. Но при вербовке новичков все это скрывается, даже название самой организации.

Если бы они сообщали все подробности пребывания в своей секте, никто бы к ним не пошел, поэтому они прибегают к такому приему, как обман при вербовке. Например, приглашают на бесплатные курсы английского или предлагают пройти бесплатный «оксфордский тест», не имеющий никакого отношения к Оксфорду и результат которого не зависит от того, что вы там напишете.

Другой прием используемый тоталитарными сектами — контроль сознания, или, говоря по простому, промывка мозгов, зомбирование. Дело в том, что доктрины многих сект довольно убоги.

Чего стоят утверждения саентологов о том, что посредственный писатель-фантаст Рон Хаббард — самый выдающийся человек из когда-либо живших на земле и все его сочинения и аудио-записи являются «священным писанием». Если кому-нибудь сообщить эти истины прямо в лоб, он может просто усмехнуться и уйти.

Поэтому в сектах применяются определенные психологические методики, встраиваемые в обучающие курсы — например, курс «как научиться больше зарабатывать», — которые влияют на сознание человека, устраняют критический подход к материалу и заставляют его поверить в свои доктрины в обход логики и свободной воли.

В этом заключается насилие над свободным выбором. Как пример, хочется привести фрагмент статьи «Контроль сознания в Саентологии»:

Еще пример, из практики отечественных саентологов: В том числе к контролю сознания относится сектантский язык: используя их терминологию, человек принимает для себя и те несуществующие предметы, которые она описывает.

Но главное зло тоталитарных сект, как мне кажется, состоит даже не в том, что они могут выжать из человека все силы и деньги, а потом выбросить его за ненадобностью. Главная их опасность — изменение нравственной шкалы, понятий о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Адепты ряда сект готовы нарушить не только общепринятые морально-этические нормы, но и совершать уголовные преступления, если это нужно секте. Этот принцип называется цель оправдывает средства.

Соврать, запугать, украсть, распространять наркотики, заниматься проституцией, даже убить — все это будет «правильными» поступками, если ведет к пользе организации. Конечно, далеко не каждый, попав в секту, готов совершить что-либо из упомянутого, поэтому секты имеют двойное учение: одно — для внешнего мира и новичков, другое — для продвинутых.

Например, новичкам говорят, что нарушать закон ни в коем случае нельзя, но в последствии они узнают, что закон написан «внешними» людьми, не просветленными учением секты, следовательно, он не идеален и даже ошибочен, поэтому, если никто не узнает, нарушать его можно, а иногда и нужно.

Если рассматривать традиционные религии и тоталитарные секты, можно отметить следующее кардинальное отличие. Когда какой-либо безнравственный поступок совершает представитель традиционной религии, это является следствием его несоответствия ее учению.

Плохой православный является таким не потому, что так поступать его учит Евангелие, а как раз наоборот: он не придает никакого значения тому, что там написано. И если он раскается и начнет жить согласно своей вере, его жизнь изменится.

В сектах же, безнравственные поступки оправдываются учением и в них происходит обратный процесс: то, что человек до секты считал для себя недопустимым, попав в секту может начать считать вполне естественным.

Таким образом, возвращаясь к классическим сектам, можно сказать, что они находятся в компетенции историков и богословов, в то время как тоталитарные секты должны находится в компетенции правоохранительных органов.

Другие признаки тоталитарных сект: запрет на чтение критики в адрес секты, что называется контролем информации, невозможность критически оценить действия руководства секты, невосприимчивость к фактам, разоблачающим секту и неспособность разобраться в них — своеобразная «упертость», «ничего не вижу, ничего не слышу».

Также во многих сектах у адептов намеренно культивируют гордость по отношению к людям, не принадлежащим секте и мысль, что сектанты делают великое и полезное дело, находясь в организации. Одна знакомая рассказывала мне про свою подругу, которая пыталась завербовать ее в какую-то коммерческую секту по продаже моющих средств (скорее всего, это был AMWAY).

Узнав, что подруга, ездя по стране и продавая эти средства, практически ничего не заработала и спросив о смысле такого бизнеса, моя знакомая получила ответ, что это уже само по себе доброе дело — продавать такое хорошее моющее средство.

Если мы присмотримся к признакам тоталитарных сект, то, скорее всего, заметим, что те или иные из них иногда встречаются в поведении окружающих нас людей, не состоящих ни в каких сектах. А если попробуем честно взглянуть на самих себя, то поймем, что и нам не совсем чужды вещи, описанные здесь.

Кто-то склонен к ним больше, кто-то меньше, но, в обычной жизни, они, хотя и могут сделать характер человека сложным, все-таки остаются в неких рамках. Секты же буквально гипертрофируют их. Гипертрофируют «упертость» и гордость, превращая их в фанатизм; искажают и эксплуатируют стремление бескорыстно сделать добро, помочь другим.

В результате человек, думая, что «спасает планету», может не только соврать, украсть или убить, но и будет считать при этом, что он лучше других и поступает правильно: этакий сверхчеловек, освободившийся от морально-этических условностей темного общества. Т.е. секты меняют личность адепта и, как правило, форматируют ее по образу основателя культа.

А что представляет собой классический основатель тоталитарной секты, можно понять из следующей цитаты:
Можно привести еще один тип сект — психокульты, строящиеся на основании различных психологических тренингов. Такие секты возникают в том случае, когда проводящему их психологу или считающему себя таковым не хватает положительных нравственных качеств, он побеждается различными пороками — сребролюбием, блудом, властолюбием, тщеславием — и начинает удовлетворять их посредством своих учеников, одновременно строя идеологическую базу, оправдывающую его поведение. Соответственно, эта база переходит из его головы в головы его последователей. Как пример можно привести секту-психокульт Михаила Лежепекова.

Надо сказать, что секту, как сказал А. Л. Дворкин, можно создать вокруг чего угодно, хотя бы вокруг лампочки, и она совсем не обязана иметь отчетливые религиозные черты. Однако, человек такое существо, что он может наполнить пускай даже не осознаваемым религиозным смыслом сферу своих интересов. Например, такая коммерческая секта, как Гербалайф, имеет все сектантские атрибуты — обман при вербовке, контроль сознания, почитание основателя и «продукта», который он изобрел.

Источник: http://zchapter.blogspot.ru/2012/07/blog-post.html

Признаки секты — как не попасть в секту и не стать жертвой обмана?

Многие секты, которые действуют по всему миру, могут быть очень опасны для общества. Свобода в выборе вероисповедания привела к тому, что сект с каждым годом становится отнюдь не меньше, а власть их только крепнет. Это значит, что каждый человек может рано ли поздно столкнуться с сектой и ощутить на себе ее последствия.

Секта — что это?

В более широком понимании — это различные социальные группы, которые объединены не только одной целью, но и духовной идеей. Секты — это группировки религиозного характера, которые отделились от основной веры.

Христианство, буддизм, ислам и многие другие религии не раз были взяты за основу вероисповедания во вновь организованной секте.

Тяжелее создавать группировку подобного типа с нуля, гораздо удобнее воспользоваться и переделать уже существующую религию и ее концепции.

Чем отличается секта от религии?

Для того, чтобы понять принцип сектантства, кто такие сектанты и что делают, необходимо уловить ту самую разницу между религией и сектой. Грань между ними очень тонка, и без понятия принципа действия сложно отличить ложь от истины. Отличие секты от религии:

  1. Религия куда старше сектантства, секты — молодые группировки, самой старшей не больше, чем двести лет. Образовываются такие псевдорелигиозные течения путем откола от общей веры, или же по прихоти какого-то человека.
  2. В основу религии входит поклонение Богу, создателю всего в этом мире, или божествам, а в основу может быть положена высшая цель, как, например, просвещение в буддизме. В основе религии секты главные роли играют их лидеры, которые сравнивают себя чуть ли не с Богом.
  3. Цель любой религии не поработить человека и затащить его под свое крыло. Путь к Богу каждый ищет самостоятельно, сам решает верить или нет. В сектах же осуществляется полный контроль над человеком, каждый из ее членов живет по правилам и скован определенными обязательствами.
Читайте также:  Аттитюды и поведение - психология

Какие бывают секты?

Учитывая тот момент, что сект становится все больше, тяжело даже специалистам классифицировать такие группировки. Признаки секты начали существенно отличаться друг от друга, чтобы заманивать людей придумывают все более новые и изощренные методы. Критерии, которые характеризуют виды сект:

  1. Принцип разделения секст строится на харизматическом и иерархическом направлениях. В харизматическом, есть один лидер, он легко выделяется среди общей массы. В иерархическом – группа лидеров, лестница главных кукловодов.
  2. В сектах может быть как тоталитарный режим, так и мнимая свобода. Принцип один и тот же, разница лишь в длине веревочки, на которую пришита марионетка.
  3. Разделяются секты по тем религиям, догмы которых были взяты за основу. Есть последователи христианства, мусульманства и так далее, а есть и представители новой веры.

Религиозные секты

Христианские секты перекраивают на свой лад и ставят под сомнение всю христианскую веру. Они создают собственные божественные откровения и уверяют, что писания их лидера – это голос самого Бога.

Такие писания не только приравниваются к священным, но и имеют авторитет больше, чем сама Библия. Признаки христианской секты заключаются в том, что божественный лик личности Христа отрицается полностью.

Не верят сектанты в его непорочное зачатие, в жизнь без греха и чудесное воскрешение.

Тоталитарные секты

Для подобных группировок характерен авторитарный метод и права человека жестко ограничены. Тоталитарные секты – это реальная опасность не только для здоровья, но и для жизни человека. Признаки тоталитарной секты легко рассмотреть под маской религии.

  • есть лидер, он же посредник между Богом и людьми;
  • молодая организация;
  • внутренняя непрозрачность секты;
  • недопустимы свои мысли, только те, которые велит лидер;
  • обман, утаивание информации;
  • сектантам нельзя общаться с семьёй, друзьями;
  • под запретом книги, газеты, телевизор, радио, интернет;
  • оказывают на людей давление психологического характера;
  • убеждение, что мир за пределами секты – зло;
  • совершение преступлений (терроризм, массовые самоубийства).

Сексуальные секты

Культы построенные, как на религии, так и на похоти проводятся в группировках такой направленности. Покупаясь на очередной путь к спасению, который является истинно верным, у людей притупляется мозг. Как правило, большинство сексуальных сект создает определенный человек с единственной целью — удовлетворить свои желания. Оргии в сектах явление постоянное и неотъемлемое.

Оккультные секты

Мистические переживания, которые положены в основу вероучения – это основное понятие секты. Признаки оккультной секты выделяют ее среди религиозных сект других направленностей:

  1. У лидера обязательно есть дар пророка. При этом то, что сказано в Библии, пророческие писания в ней, никакого отношения к пророчеству оккультных сект не имеют.
  2. Дата конца света часто используется в оккультных сектах для нагнетания настроения и в целом у всех сектантов эсхатологический настрой.
  3. В учет в подобных сектах берутся только мистические озарения. Рациональное мышление и логика, вторичны для оккультиста.

Коммерческие секты

Рассуждая на тему, какие секты существуют, сложно представить, что в коммерции есть место сектантству. Если провести анализ, то такую деятельность, как сетевой маркетинг, можно смело записывать в коммерческие культы.

Весь сетевой маркетинг построен на пирамиде, которой может руководить только верхушка айсберга.

Чем больше включено методов с использованием манипуляционных средств у какой-то одной определенной фирмы, тем ближе она к сектантству.

Чем успешнее фирма и чем больше она распространена, тем больше вероятность, что это секта. Основные признаки:

  • есть спасительная идея чудо-товара;
  • создан миф о его необычном появление;
  • покупателей убеждают, что купив, они станут элитой, избранными.

Сатанинские секты

Одна из дичайших и криминальных группировок, даже на фоне тоталитарных. В стародавние времена культ сатаны сохраняли в тайне, в современном мире сатанизм уже не скрывается так рьяно.

Это поклонение высшей форме зла и воспринимается больше, как черная магия.

Псевдорелигия, сковавшая деструктивные секты, не только основана на поклонении дьяволу, все христианские добродетели там считаются пороками.

Сатанисты сражаются в вечной борьбе света и тьмы. Причем сражаются они на тёмной стороне, искренне полагая, что в итоге только она одержит победу. Культ сатаны существовал еще в дохристианский период. В этой секте модно было во всем времена приносить страшные жертвоприношения, нередко младенцев. Она опасна для жизни не только членов секты, но общества.

Как распознать секту?

Большинство группировок стараются эффективно замаскировать свою деятельность. Разоблачение секты — дело не простое, но использовав ключевые характеристики, сделать это будет легче:

  1. Пропаганда и привлечение все больших сторонников вместе с назойливыми звонками и письмам должны насторожить любого человека. Предложение часто поступает о посещении бесплатных семинаров, психологических тренингов и скрывает под собой заманивание в секту.
  2. Вновь прибывшего окружают особенным вниманием и связь не прекращается ни на день, чтобы не оставить ему время на размышления.
  3. Правды об истинных целях секты новичкам никто не расскажет. Для того, что бы стать человеком из числа просвещённых, надо занять место повыше в лестнице иерархии.
  4. Секты существуют на пожертвования. Дойдя до определённого этапа, участнику потребуется вносить взносы.
  5. Религия в сектах неоспорима, об этом толкует лидер, а все факты из его жизни указывают только на его связь со Всевышнем. Приказы лидера не обсуждаются.
  6. Для проникновения духом секты новому участнику выдается большое количество информации в виде книг, буклетов, фильмов. Он посещает собрания, на которых обязательно демонстрируются «чудеса».
  7. В секте постоянно учат, что только ее мышление правильное, а участники секты представляют элиту с невероятным знаниями и призывают сектантов пожалеть других людей и рассказать правду.
  8. Обычного человека буквально вырывают из семьи и привычного круга общения, устанавливая над ним постоянный контроль. Подстраивая его под жизнь секты, побуждают действовать активно.
  9. Признаки секты сокрыты в знаках отличия. С этой целью наносятся татуировки, носят кулоны, броши, делается особая прическа.

Как вербуют в секты?

Учитывая тот факт, что информации про опасность сект очень много, люди все равно попадают в расставленные ловушки. Как же получается такая профессиональная вербовка и как люди попадают в секты? Правда заключается в том, что у лидеров сект подкупающая харизма, плюс они профессионалы в манипуляции сознанием. Искусству убеждения в сектах обучают даже обычных проповедников.

Выбирают проповедники тех, кто склонен к внушению. Начинается все с агитации и приобщения к правилам. Чуть позже последует, что человека убедят ограничить общение с внешним миром. Как не попасть в секту? Уверенный и твердо стоящий на земле человек никогда не попадет в секту, но нет человека, у которого всегда все хорошо, значит, попасть в лапы секты может каждый:

  • помните, сектантом может оказаться и маленькая девочка, и милая старушка;
  • надо включить бдительность при внезапном предложении помощи просто так;
  • помните, что «нормальные» люди тоже туда попадают и любой человек в группе риска;
  • если кто-то из знакомых попал в секту, не ходите туда с ним, даже из любопытства;
  • не будьте падки на лесть.

Как понять, что человек попал в секту?

Есть ряд признаков, которые помогают определить, что человек попал в религиозную группировку. Благодаря тому, что современные секты стали работать изощренными методами, таких людей видно.

  • человек неожиданно пропадает на несколько часов;
  • у него появилась соответствующая литература, звучит духовная музыка;
  • появилось много разных новых друзей;
  • он начал обвинять кого-то в греховности жизни;
  • начал воспитывать окружающих;
  • стал замкнут.

Как вытащить человека из секты?

Религиозные группировки — это обычный бизнес. Стоящие у верхушки зарабатывают на этом большие деньги. Если человека туда уже затянули, вырвать его из секты очень тяжелая задача.

При первых шагах в секте, человек находится в состоянии эйфории и как выйти из секты его совершенно не волнует. Там он может почувствовать собственную уникальность и значимость. Единственный способ — общение с семьей и грамотный психолог.

Хорошо бы найти человека, который сумел выйти оттуда, он лучше всех знает, как бороться с сектой.

Самые опасные секты мира

На планете действует огромное количество сект. Все они более или менее опасны, но когда речь идет не только о затуманивание сознания и о вымогательстве денег, но и терроризме, массовых самоубийствах, растлении малолетних и человеческих жертвоприношениях — становится страшно. Самые опасные секты мира занимались или занимаются этой деятельностью.

Самые знаменитые секты:

  1. «Церковь Саентологии» — слеплена из самых разных искаженных идей из сферы науки и религиозной области. Это образец истинной опасной тоталитарной секты, которая уже много лет занимается убийствами, терроризмом. Проповедники секты тоогуют наркотиками и оружием, принуждают своих женщин зарабатывать на нужны секты проституцией.
  2. «Церковь Объединения» — это одна их самых богатых и влиятельных тоталитарных сект в мире. Более одного миллиарда долларов в год секта тратит на вербовку новых сторонников. Секта исковеркала и исказила всю христианскую культуру, заставляет людей попрошайничать, торговать и воровать.
  3. «Ку Клукс Клан» — опасная террористическая организация. Ее члены расисты, которые «своими методами» борются с чернокожими, евреями и даже католиками.
  4. «Движение за восстановление десяти заповедей Бога» — тоталитарная секта, пропагандирующая мнение, что апокалипсис близко. Группировка организована бывшей проституткой и «по-своему» чтит и трактует божьи заповеди. В предполагаемый день апокалипсиса 500 сектантов заживо сожги себя в церкви.
  5. «Аум Синрикё» — секту подозревают в убийствах и мошенничестве. После таких обвинений на одной из станций метро в Японии сектанты выпустили ядовитый газ. Лидер секты тут же был арестован, а в его доме нашли заложников, огнестрельное, химическое оружие, взрывчатые вещества.
  6. «Дети Бога» — в этой секте насилуют детей и это считается нормальным. Члены секты сами приводят своих детей, которых потом заставляют заниматься проституцией.
  7. «Орден Солнечного Храма» — секта основана на вере, что существование человека начинается только после его смерти. Массовые самоубийства — ее характерная черта. Свои деньги самоубийцы завещают лидерам секты.
  8. «Ветвь Давидова» — секта тоталитарного режима, лидер секты имеет право заниматься сексом с любой женщиной группировки, в секте распространена педофилия.

Источник: https://womanadvice.ru/priznaki-sekty-kak-ne-popast-v-sektu-i-ne-stat-zhertvoy-obmana

Традиционные религии и сектантство: постановка проблемы. Часть 1

Традиционные религии и сектантство: постановка проблемы. Часть 1

Автор: Виталий Юрьевич Питанов

Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя, дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь…

Прит. 2:10-12.

Значимость религиозных вопросов начинает все больше осознаваться в современном обществе. По исследованиям социальных психологов, с помощью государственных механизмов удается урегулировать не более пятидесяти процентов общественных взаимоотношений1.

Остальное регулирование осуществляется через другие социальные институты, в том числе и религиозные. Как признают западные исследователи, «… между государством и индивидуумом стоит великое множество «добровольных объединений» и «опосредующих структур», и среди них заметное место занимают религиозные институты»2.

Влияние религии на общество нельзя переоценить. Оказывая влияние на сферу мировоззренческих установок социума, религии тем самым участвуют в формировании его ценностных приоритетов. В современном мире религиозная проблематика особое значение приобретает в связи с распространением религиозного терроризма3.

Что представляет собой это явление? Извращение той или иной традиционной религиозной системы или закономерное следствие ее постулатов? Все ли религии как общественные институты являются религиозными организациями, или отдельные организации стремятся приобрести религиозный статус, в действительности ставя перед собой совершенно нерелигиозные цели? Есть ли разница между традиционными религиями и «нетрадиционными религиозными движениями», которые принято обозначать термином «секта» (данный термин будет использоваться и в нашей работе)? Созидательна или деструктивна деятельность тех или иных религиозных организаций? Каким образом и что считать проявлением деструктивности? Все эти вопросы очень важны для любого общества, стремящегося к социальной стабильности. В свете поставленных вопросов одной из важнейших проблем является вопрос тождественности и различия традиционных религий и организаций, называемых сектами. Есть ли между ними принципиальные отличия, или определяющим фактором может служить лишь срок их формирования? Какие мнения существуют на этот счет? Но начнем с определения основных понятий. Прежде всего, что такое «религия»?

Читайте также:  Про завоевание женщины - психология

Термин «религия» был введен знаменитым римским оратором Цицероном, жившим в I веке до Р. Х4.

Цицерон считал, что это понятие является производным от латинского глагола religere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием». Поэтому и самое существо религии Цицерон видел в благоговении перед высшими силами, Божеством.

Бюст Цицерона. Мрамор. I в. до н. э. Рим, Музей Римской культуры

Современная наука насчитывает более 200 определений термина «религия»5. Общепринятая в науке этимология такова: слово происходит от лат. religio — совестливость, благочестие, набожность, предмет культа; religare — связывать, привязывать; religere — возвращаться, обдумывать, бояться.

Рассмотрим некоторые из ныне существующих определений понятия «религия». В словаре Ожегова читаем: «Религия — одна из форм общественного сознания — совокупность мистических представлений, основанных на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения»6.

Словарь иностранных слов определяет термин «религия» следующим образом: «Религия — мировоззрение и мироощущение, основанные на твердой вере в реальное существование высших сил и предполагающие определенным образом устроенную и оформленную систему культа, поклонения этим силам»7. Известный православный богослов и философ о.

Павел Флоренский (1882-1937) пишет: «…если онтологически религия есть жизнь в Боге и Бога в нас, то феноменалистически религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение»8. Можно напомнить читателям, что онтология (от греч.

on — сущее, и logos — учение) — это учение о бытии, о сущем, о его формах и фундаментальных принципах, о наиболее общих определениях и категориях бытия9. Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций определил религию, как союз благочестия человека с Богом10.

Помимо того, существует множество определений религии, приведенных людьми, мировоззренческие взгляды которых носят явно антирелигиозный характер. Например, Ф.

Энгельс писал: «…всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных»11. Как видим, не существует однозначного определения понятия «религия».

Более того, социологический подход к религии утверждает, что «по общепринятой договоренности, сегодня международное законодательство по правам человека признает в качестве религиозных многочисленные теистические, нетеистические и атеистические верования»12.

Сторонники столь широкого толкования понятия «религия» приводят следующее определение основных его составляющих: «Вера — это принятая система убеждений и ценностей, касающихся вопросов происхождения, смысла и цели жизни. Культ — это соответствующие ритуалы, литургии и образцы поклонения и служения, выражающие эти убеждения.

Кодекс поведения определяет соответствующие индивидуальные и общественные обычаи тех, кто исповедует кредо и практикует культ»13. Так что при желании любое учение можно объявить религиозным, даже то, которое не говорит о Боге, например атеизм. Но подобный подход, на наш взгляд, скорее затрудняет решение религиозных вопросов, чем помогает в их разрешении.

Легко заметить, что толкование термина «религия» напрямую зависит от мировоззренческой позиции человека. Это неслучайно, потому что религия является одной из форм мировоззрения14: «…мировоззрение — это совокупность взглядов на самые основные вопросы бытия в целом и человека (сущность бытия, смысл жизни, понимание добра и зла, существование Бога, души, вечности).

Оно не зависит от степени образования, уровня культуры и способностей человека… . Мировоззрение всегда предстает в виде или религии, или философии»15. Можно ли любое мировоззрение назвать религиозным? Скорее всего, нет. Иначе само понятие «религия» потеряет смысл.

По крайней мере, большинство определений этого термина подразумевают наличие веры в высшие силы, оформленного культа этих сил, а также наличие системы нравственных координат, исходящей из вероучения религиозной организации. Можно ли, например, коммунистическую идеологию и атеизм в целом назвать религией? Как представляется, нет.

Возможно, некоторые западные религиоведы это могут сделать16, но вряд ли это правильно. В противном случае одним и тем же понятием будут обозначать как веру в Бога, так и отсутствие таковой, что не может создать ничего, кроме путаницы. С точки зрения православного понимания термина религия17, религиозными можно назвать только те мировоззренческие системы, которые, во-первых, исповедуют веру в Личного Бога, как Источник и Причину бытия всего существующего, во-вторых, признают отличие человека от других форм жизни и наличие у него души, носительницы ума, сердца как органа чувств, воли, самой личности, способной вступать в общение, единение с Богом, в-третьих, имеют веру в существование мира сверхъестественного, ангелов и демонов, вступая в духовный контакт с которыми человек в значительной степени определяет свою жизнь. Поэтому мистицизм, материализм, сатанизм и все формы оккультизма, равно как и все философские системы, в которых отсутствует идея общения с Личным Богом, не могут быть признаны религией18.

Как нет однозначного определения понятия «религия», так нет и общепринятого определения понятия «секта»19. Есть мнение, что секта — это группа лиц, имеющая отличия в вероисповедании и обрядах от доминирующей в данном обществе религии20.

Также существует мнение, что секта — это авторитарная организация, целью создания которой ее лидеры видят обогащение21. Некоторые полагают, что главным признаком любой секты является ложь при вербовке и психологическое манипулирование членами организации22 и т.д. и т.п.

Таким образом, вопрос определения понятия «секта» так же не имеет однозначных ответов.

Нет единства мнений и в вопросе соотношения традиционных религий и сект. Есть воззрение, что самой проблемы сектантства не существует, а все разговоры о сектах — всего лишь происки представителей традиционных религий (в первую очередь, Русской Православной Церкви) против религиозных меньшинств.

Таким образом, Церковь в рамках данного представления выглядит организацией, пытающейся удалить своих конкурентов на «религиозном рынке» с помощью государства и формирования через СМИ в глазах общественного мнения негативного имиджа «нетрадиционных религиозных движений»23.

Сторонники подобной позиции утверждают, что критика сектантства апологетами традиционных религий необъективна, предвзята, а потому не заслуживает доверия24. На наш взгляд, обвинять всех критиков сектантства в предвзятости и необъективности бессмысленно.

Почему бы тогда не обвинить в предвзятости всех профессоров-атеистов, рассказывающих о религии, или представителей сект, вещающих о традиционных религиях? Обвинение каждого критика в необъективности и предвзятости лишь на том основании, что он — критик, несостоятельно. Необходимо оценивать состоятельность содержательной стороны критики, ее аргументационную базу.

Иной подход, на наш взгляд, является тривиальной пропагандой, попыткой манипулирования общественным мнением.

Критика определенных социальных явлений несет в себе немалый созидательный заряд, помогая определить обществу его деструктивные элементы, поэтому само по себе право обоснованного и критического анализа как традиционных, так и «нетрадиционных» религиозных движений, сомнению подлежать не может. Вместе с тем нельзя ставить под сомнение факт существования немалого числа критиков «нетрадиционных религиозных движений», которым было бы нелишним сменить сферу своей деятельности по причине профнепригодности, однако это тема отдельного разговора. В любом случае, чрезмерно широкие обобщения в этом вопросе неправомерны.

Позиции тех, кто проводит границы между традиционными и «нетрадиционными» религиозными движениями, различны.

Некоторые суждения, на наш взгляд, можно оценить как здравые и справедливые, имеющие под собой серьезную аргументационную базу, но нередко встречаются и достаточно спорные, базирующиеся на поверхностной компетентности в рассматриваемой теме. Познакомимся с обеими категориями.

Позиция американского пастора Ричарда Доухавера (Richard L. Dowhower) относится, по нашему мнению, к спорным; пастор выделяет следующие отличия традиционных религий от тоталитарных сект25:

1) Религии уважают автономию индивида — секты подавляют самостоятельность, формируют зависимость.

2) Религии стараются помочь индивидам удовлетворить свои духовные потребности — секты эксплуатируют духовные потребности.

3) Религия терпимо относится к вопросам, относящимся к ее деятельности, и даже поощряет их, одобряет независимое критическое мышление — секты отбивают охоту задавать вопросы и пресекают независимое критическое мышление.

4) Религии способствуют психической, духовной интеграции личности — секты «расщепляют» личность членов на «хорошее культовое я» и «плохое прошлое я».

5) Религии бережно относятся к тайне личностной сущности — секты грубо вторгаются в самые потаенные уголки сознания, лишают адепта права на личное самоопределение.

6) Религии рассматривают деньги как средство, подчиненное этическим ограничениям, направляя их использование на достижение благородных целей — секты рассматривают деньги как самоцель, как средство достижения власти или реализации эгоистических целей лидеров.

7) Религии осуждают сексуальные связи между духовенством и верующими — лидеры сект часто подвергают своих адептов сексуальным притязаниям.

8) Религии уважительно реагируют на внешнюю критику — секты часто угрожают критикам физической или юридической расправой.

9) Религии лелеют семью — секты рассматривают семью как врага.

10) Религии предпочитают, чтобы присоединение новых последователей было осмысленным — секты форсируют присоединение к их организации, не обосновывая решение человека достаточной информацией.

По мнению заслуженного врача Российской Федерации, доктора медицинских наук, профессора психиатрии института судебной психиатрии им. Сербского Ф.В.

Кондратьева, «главное, принципиальное отличие традиционных религий от ересей, от тоталитарных сект в том, что последние осуществляют внедрение в душу неофита через лишение его свободы и права на информированное согласие, то есть нарушают основные положения Всеобщей декларации Прав человека, Конституции РФ и других основополагающих документов о свободе совести путем психологического насилия»26. Также признаком сектантства можно считать чувство элитарности, «богоизбранности»27, основанное на факте принадлежности к той или иной организации вне зависимости от духовного и морального облика человека. Однако при этом, на наш взгляд, нужно различать сектантскую психологию и сектантство как социальное явление. Сектантской психологией может обладать представитель любой традиционной религии, в том числе и христианства. Например, достаточно православному мирянину обожествить Русскую Православную Церковь как организацию или конкретного священника, чтобы можно было говорить о сектантской психологии. Достаточно священнику приписать себе обладание особыми духовными качествами, как появляется потенциальный руководитель «секты», пусть и не отдельной социальной группы, но отдельной группы почитателей некого священника, мнение которого оказывается в их глазах авторитетнее суждений Церкви. В Православии с такими явлениями борются, многие уважаемые православные подвижники предостерегают христиан от искушений подобного рода, например архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «…духовный отец только помощник, советник и молитвенник Ваш, дающий благословение на обдуманное Вами предложение…»28. Когда какой-либо харизматический лидер формирует вокруг себя общество людей, имеющих сектантскую психологию, и усиленно культивирует ее в созданной группе, тогда возникает секта как социальный организм. И то, что в традиционных религиях, по крайней мере в Православии, воспринимается как патология, в подобного рода организациях воспринимается как норма. Зачастую такие группы становятся опасны не только для духовного, но и для психического здоровья своих адептов. Например, исследования состояния психического здоровья сектантов профессором Ф.В. Кондратьевым заставило его сделать вывод, что у адептов сект развивается т.н. «зависимое расстройство личности»29, проявляющееся в активном и пассивном перекладывании на руководство сект большей части жизненно важных решений. Помимо того, зависимое расстройство личности выражается в подчинении потребностей адепта секты потребностям других людей, от которых он в секте зависит, а также в выработке неадекватной податливости всем их желаниям. Если человек остается в одиночестве, то чрезмерная боязнь оказаться неспособным к самостоятельной жизни формирует чувство психологического дискомфорта и беспомощности. Появляется страх быть покинутым сектой и оказаться предоставленным самому себе. Резко снижается способность к принятию самостоятельных решений. Как пишет профессор Ф.В. Кондратьев, «…зависимое расстройство личности является начальным нарушением психики, вслед за ним возможно развитие более тяжелых психических расстройств вплоть до психозов с агрессивным поведением или с суицидальными действиями. Острые психотические состояния могут носить характер аффективно-бредовых состояний, параноидов, индуцированных психозов, а также стрессовых реакций с последующим затяжным пострессовым синдромом. Кроме того, в результате пребывания в секте могут возникать резкие обострения уже имевшихся латентных форм заболевания (чаще всего шизофрении)»30.

©Питанов В.Ю.

Источник: http://www.pravklin.ru/publ/12-1-0-326

Ссылка на основную публикацию