Установка на данность и установка на рост — психология

Две установки, определяющие нашу жизнь

Многие считают, что ум, талант, способности, склонности и черты характера являются врожденными качествами, и как-то повлиять на них мы не можем.

В противовес этой пессимистической точке зрения, существует концепция, которая отводит главную роль в достижении высоких результатов нашим сознательным усилиям, стараниям и труду.

Сторонники этой теории полагают, что наш характер не является чем-то фиксированным и навсегда заданным, и мы способны изменяться в лучшую сторону и развивать наши творческие способности и интеллект.

В своей широко известной книге «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию детей и взрослых» Кэрол Дуэк, психолог из Стэнфордского университета, делится результатами многолетних исследований поведения людей в зависимости от присущей им установки — на данность или на рост.

Установка на данность — это комплекс убеждений человека в том, что врожденные качества человека, такие как ум, творческие способности, неизменны. Люди с установкой на рост, напротив, верят, что могут сознательно работать над собой, развивая свой потенциал.

Главная идея книги Кэрол Дуэк состоит в том, что гибкое сознание и установка на рост усиливают мотивацию, способствуют достижению успеха в бизнесе, спорте, работе, учебе и других сферах жизни. Установка на данность, напротив, делает людей уязвимыми перед изменениями, заставляет постоянно искать подтверждения своих талантов вместо того, чтобы их развивать.

Установка на рост и установка на данность

Проанализировав результаты своих исследований, команда Кэрол Дуэк пришла к выводу о том, что два перечисленных типа убеждений по-разному сказываются на поведении человека.

Люди, которые верили в то, что их качества, интеллект и таланты фиксированы, испытывали постоянную потребность в самоутверждении, доказывая окружающим, что в достаточной степени наделены способностями.

Они, с одной стороны, преуменьшали роль усилий и сознательной работы над собой, а, с другой стороны, боялись продемонстрировать, что в чем-то несовершенны или недостаточно компетентны. По сути, им было страшно поставить под угрозу свое представление о себе.

Наоборот, люди с установкой на рост, были способны адекватно оценивать свой реальный уровень умений, даже если он был далек от идеального. Они не игнорировали объективную информацию о себе и текущем уровне своих способностей. Такая позиция позволяла им прилагать усилия для того, чтобы развиваться и добиваться лучших результатов.

Таким образом, установка на данность заставляет людей заботиться прежде всего о своем образе в глазах других (и в собственных), а установка на рост — способствует развитию умений и раскрытию потенциала.

Если люди с установкой на данность добиваются успеха, то видят в нем подтверждение своего ума и таланта. Исходя из этой логики, необходимость прилагать усилия нежелательна, так как ставит под сомнение наличие ума, таланта или сверхспособностей, а неудача будет означать отсутствие ума или таланта.

Для людей с установкой на рост усилия — это то, что делает их талантливыми, а неудачи — временные свидетельства недостаточных усилий или опыта.

Люди с установкой на рост стремятся к постоянному развитию и покорению новых вершин, людям же с установкой на данность требуется избегать сложных задач, чтобы не поставить под сомнение свое превосходство над другими.

Наиболее сильна вера в существование прирожденных талантов в спорте, где учителя и тренеры постоянно заняты поиском самородков. В общественном сознании самородки — это те, кому все должно даваться без особых усилий.

Однако Кэрол Дуэк на примерах поведения таких профессиональных спортсменов, как теннисист Джон Маккинрой, бейсболист Билли Бин и других, демонстрирует, что установка на данность, выливающаяся в желание доказывать свое превосходство, в итоге негативно сказывается на достижениях, заставляя терять концентрацию, и срываться, когда что-то идет не так, не позволяя спортсменам надолго удерживаться наверху.

С другой стороны, спортсмены с установкой на рост спокойнее относятся к поражениям и провалам, видя в них источник мотивации, и не считают зазорным работать над собой. «Майкл Джордан также не был самородком.

Он был, возможно, самым трудолюбивым спортсменом во всей истории спорта».

До того как Майкл Джордан стал звездой первой величины в мире спорта, его исключали из сборной школы и не хотели принимать во многие баскетбольные клубы.

Когда Джордана исключили из сборной команды школы, он почувствовал себя опустошенным. Его мать вспоминала, что сказала ему тогда: «Иди и тренируйся. Спросите, послушался ли он ее? Еще как!».

Безусловно, установка на рост не означает, что изменить можно все, поэтому лучше изначально отбросить перфекционистский подход и развивать свои сильные стороны, принимая во внимание наличие собственных несовершенств.

Книгу Кэрол Дуэк «Гибкое сознание» читать очень просто. Она наглядными примерами демострирует то, что успеха достичь очень просто, нужно только захотеть. 

Хотите узнать ключевые идеи, или как их еще называют — саммари, из лучших книг по бизнесу? Читайте у нас в библиотеке! 

Источник: https://makeright.ru/blog/dve-ustanovki-opredelyayuwie-nashu-zhizn/

РЕЦЕНЗИЯ: «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей», Кэрол Дуэк

Вы были маленьким?

Да? Никогда бы не подумал.

А вам тогда взрослые говорили, что вы – гений? Или красавчик? Или богатырь?

Что ж, они оказали вам медвежью услугу или даже исковеркали всю жизнь. Так утверждает Кэрол Дуэк.

В этом посте – обзор ее новой книги.

Кэрол открыла, что существует два вида установок:

  • установка на ДАННОСТЬ
  • установка на РОСТ
Установка на данностьУстановка на рост
Хочет казаться лучшеХочет стать лучше
Не терпит рисковБез риска — нет прогресса
Талант необходимТалант – не главное. Главное — труд
Неудача равно неудачникНеудача – тренировка личности и мотивации
Критика – плохо. Не нужно под нее подставлятьсяКритика – хорошо. Это пища для самоанализа
Оценивай и будь оцененнымУчись и помогай учиться
От стресса все болезниТо, что не убивает нас, делает нас сильнее
Я не виноват в своих неудачахЯ отвечаю за свои неудачи

»
Как вы уже поняли, автор нахваливает установку на рост и критикует установку на данность.

Она описывает бесчисленные примеры из спорта, бизнеса и семейных отношений. Жил себе и жил человек с установкой на данность, жил плохо. И тут он меняет установку, и его личная жизнь расцветает, а успех сам стучится в дверь. Типичная американская бизнес-литература… В хорошем смысле ))

Новый старый взгляд

В заголовке книги мы видим – «новый взгляд», но такой ли он новый?

Смотрите, складываем:

  • Первый навык Кови «Будьте проактивны» (будьте хозяином, а не рабом обстоятельств, сами творите свою судьбу)
  • Седьмой навык Кови «Затачивайте пилу» (постоянно совершенствуйтесь)
  • И ориентацию на поток вместо ориентации на результаты от Михайя Чиксентмихайи

И мы получаем – ТА-ДАМ! – установку на рост от Кэрол Дуэк.

Только не подумайте, что я обвиняю Кэрол в плагиате. Ни в коем случае! Во многом она развивает вышеназванные идеи и идет дальше. К тому же, она практик, которая подкрепляет все экспериментами (особенно с детьми). Что же плохого в том, что отличные идеи увидели свет под другим углом и для совсем другой аудитории?

Через свою теорию Кэрол пропускает многие вещи. Перечислю некоторые из них.

Установки и политика

Вы заметили, что многие политики и даже целые государства имеют установку на данность?

В таких странах часто вспоминают про традиции, про великое прошлое, про исключительность своего народа, а лидер часто считается мессией и незаменимым человеком. Можно вспомнить, например, фашистскую Германию и Гитлера с его теорией о превосходстве арийской расы – это крайняя степень установки на данность в политике.

Установки и бизнес

В бизнесе лидер с установкой на данность тоже рискует свалиться в диктатуру и самодурство. В частности, Кэрол сильно критикует Ли Якокку, легендарного менеджера, которого обычно принято хвалить. Кэрол же разносит его просто в пух и прах.

Установки и дети

Добрая половина книги посвящена воспитанию детей. Ведь не надо быть Фрейдом, чтобы понимать, что все наши взрослые тараканы появляются в детстве.

Но как у нас принято воспитывать своего ребенка? По большому счету, используются только кнут и пряник – критика и похвала.

Кэрол говорит, что традиционная модель критики и похвалы опирается на установку на данность. Вынужден с ней согласиться.

Как НЕ надоКак надо
Получил пятерку? Ты мой маленький гений!Получил пятерку? Ты мой маленький трудяга!
Ты самый умный в классе! Остальные — просто бараныТы – лучший. Не зря ты столько занимался. Остальные занимались меньше
Занял 5 место? Не повезло, бывает. В следующий раз обязательно победишь!Занял 5 место? 4 первых мальчика работали больше. В следующем году надо подготовиться еще лучше.
Получил двойку? Идиота кусок!Получил двойку? Вот, что бывает, если смотреть телевизор весь день.
Разлила чай? Криворукая коза!Разлила чай? Не наливай больше так много. Наливай чуть-чуть.

Примеры я придумал сам. Идиота кусок, криворукая коза — кто-то скажет, что родители так не ругают детей. Поверьте, ругают, еще и не так! Вижу это почти каждый день.

А мысль проста – не надо вешать на детей ярлыки, будь то хорошие, типа «гений» или «красавчик», будь то плохие, вроде «дебил» или «криворукий». Позитивный ярлык расхолаживает ребенка, делает его высокомерным. Негативный ярлык гнобит и подавляет инициативу.

Я сам молодой отец, и книга заставила меня задуматься.

Установки и система образования

В моей школе первоклашек отправляли на тестирование. Лучших – зачисляли в «А» и «Б» классы. Я попал в «А». Нам потом уделяли повышенное внимание, предоставляли лучших учителей, отправляли на олимпиады и так далее. Мы считали себя очень умными. Избранными. А остальных обделяли.

В проигрыше оказывались и те и те. Первые — с позитивным ярлыком на шее, а вторые – с негативным.

Но, скажите, а какого черта? Это же, по большому счету, дело случая, разве нет?

Дурацкая, дурацкая система.

Резюмируя

Книга продвигает правильные идеи и мотивирует на рост. Причем, делает это хорошо. По крайней мере, мои настроение и боевой дух она улучшила ))

Это неудивительно, ведь Кэрол противопоставляет себя всей этой позитивной литературе в духе «Улыбнись, расслабься, и вселенная сама принесет тебе успех», которую я откровенно не перевариваю.

А вообще книга читается легко. Минимум рассуждений, максимум примеров.

Читать: да. Особенно, если вы воспитываете детей.

7/10

А с какой установкой вас воспитывали в детстве? И как вы воспитываете своих детей?

«Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей», Кэрол Дуэк

Источник: https://lifehacker.ru/recenziya-gibkoe-soznanie-novyj-vzglyad-na-psixologiyu-razvitiya-vzroslyx-i-detej-kerol-duek/

Установка на данность и установка на рост

Если вам свойственна установка на данность, каждая ситуация, в которой вы оказываетесь, представляет собой референдум по вопросу о том, обладаете ли вы теми качествами и способностями, которые себе приписываете? Дети с установкой на данность прекрасно себя чувствуют, пока решают относительно легкие головоломки. Но, когда начинаются трудности, у них в голове раздается шепоток: «Ты не справишься. У тебя для этого недостаточно способностей». И они начинают нервничать, теряют терпение, расстраиваются, утрачивают веру в успех. Лучше сразу сдаться, чем продолжать ощущать и демонстрировать свою некомпетентность.

Дети с установкой на рост предполагают, что способности к решению головоломок не являются чем‑то раз и навсегда данным.

Они предполагают, что это навык, который можно развивать, и видят в решении более трудных головоломок как раз те упражнения, которые необходимы для совершенствования данного навыка. Дуэк поясняет: «Неудачи их не только не обескураживали; они даже не считали это неудачами.

Такие дети видели в ошибках просто процесс учебы». Для них головоломка является не способом оценки навыков и способностей, а средством для развития их; она не экзаменатор, а тренер.

Получается так, словно дети с установкой на рост решают головоломки в учебном классе, а дети с установкой на данность делают то же самое в экзаменационной аудитории. В каком из двух помещений вы предпочли бы находиться?

Читайте также:  Белая ворона - психология

Дуэк замечает, что многие из нас считают, что наши фундаментальные черты характера, качества, особенности личности высечены в камне.

Слова, которые мы слышали в свой адрес в детстве, лишь подкрепляют эту тенденцию: «Он прирожденный лидер», «Она такая умница», «Ты такой добрый мальчик», «Ты рожден быть спортсменом». Наши идентификационные истории основаны на том, какими качествами мы обладаем.

И из этого напрашивается очевидный вывод: природу никакими усилиями не обманешь. Как нам на роду написано, так и будет, так что и суетиться незачем.

Но ведь некоторые черты действительно зафиксированы?

Возникает резонный вопрос: не является ли установка на данность просто признанием реалий жизни?

Действительно, разные качества личности поддаются определенному влиянию. Рыба лучше вас дышит под водой, и это явно достигается не за счет ее более позитивного образа мышления. И каждому из нас одни вещи даются легче, чем другие, например к математике и бегу у вас есть врожденные способности, а вот с рисованием и терпением большие проблемы.

Ученые спорят о том, в какой мере те или иные качества способны меняться, и приводят как интереснейшие свидетельства развития качеств, так и приводящие в уныние примеры их застоя.

Но конечный итог таков: для того чтобы чего‑то добиться, нужно стараться. А стараются люди тогда, когда верят, что могут стать лучше.

Это в равной мере применимо и к тем занятиям, в которых мы очень сильны, и к тем, в которых безнадежно слабы.

А прикладывать усилия имеет смысл в первую очередь к развитию тех качеств, которые действительно важны в жизни, – таких как интеллект, лидерские качества, профессионализм, уверенность в себе, сочувствие, креативность, самосознание, умение работать в команде. Все эти черты можно развить в себе, уделяя им должное внимание и обратившись за помощью к хорошему наставнику.

Установки и реакция на негативную обратную связь и неприятности

От нашего отношения к возможностям саморазвития зависит то, как мы воспринимаем себя и получаемую обратную связь, а также как мы на нее реагируем.

Правильность самовосприятия

Чтобы чему‑то учиться и расти над собой, надо более или менее точно представлять себе имеющийся уровень развития своих способностей.

Это позволит узнать, каковы ваши сильные стороны, на которых вы могли бы сыграть, и каковы ваши недостатки, над которыми надо поработать.

Дуэк пишет, что люди с установкой на рост удивительно точно определяют имеющийся уровень развития своих способностей, тогда как люди с установкой на данность на это не способны.

Почему так происходит? Если ваши качества зафиксированы, их легче оценить. Ведь в неподвижную мишень попасть проще, чем в движущуюся.

Но дело несколько осложняется вот каким обстоятельством: хотя вы ориентированы на фиксированную данность, информация, поступающая о вас день ото дня, может подвергаться очень сильным колебаниям. «Вчера меня называли умницей, а сегодня – тупицей.

Неделю назад я считался компетентным, а на этой неделе уже ни на что не годен». Бывает трудно сопоставить эту меняющуюся в широчайшем диапазоне входящую информацию с простым и фиксированным самовосприятием. Неудивительно, что вы теряетесь.

Если же вам свойственна установка на рост, то противоречивая информация воспринимается гораздо легче. Это всего лишь информация, а не приговор.

То, что могло быть воспринято как «Неделю назад я считался компетентным, а на этой неделе уже ни на что не годен», воспринимается вами как «Неделю назад у меня все получалось, а на этой неделе все валится из рук». Дело не в вас, а в ваших действиях.

Установка на рост позволяет преодолеть кажущиеся противоречия и побуждает искать уточняющую информацию, чтобы внести коррективы и чему‑то научиться.

Источник: https://infopedia.su/14x13fa7.html

Мозгология: почему интеллект и талант еще не гарантируют успеха

Видимо, то, что человеческие способности, например интеллектуальные умения, можно оттачивать, приложив к тому усилия. И именно этим они и занимались — становились умнее. Неудача их отнюдь не обескураживала — им даже в голову не приходило, что они терпят поражение. Они думали, что просто учатся.

Я же считала, что способности даны человеку раз и навсегда. Или ты умен, или нет, и если раз провалился — значит, не умен. Все просто. Пока тебе удается добиваться успеха и избегать неудач (любой ценой), ты остаешься в числе умниц. Попытки, ошибки, старания в этой «игре» не засчитываются.

Сегодня большинство экспертов склоняются к мнению, что нельзя ставить вопрос «или-или». Природа или воспитание, гены или среда. С момента зачатия между тем и другим идет постоянное взаимодействие. Более того, как сказал знаменитый нейробиолог Гилберт Готлиб, в процессе нашего развития гены и среда не просто взаимодействуют — гены требуют участия среды, чтобы они могли работать правильно.

Тем временем ученые выяснили, что люди наделены гораздо большими способностями для того, чтобы всю жизнь учиться и развивать свой мозг, чем предполагалось ранее. Конечно, каждый человек обладает своим, присущим только ему генетическим «приданым».

На старте люди могут иметь разный характер и разные наклонности, но уже ясно, что опыт, обучение и их личные старания способны помочь им преодолеть разрыв.

Как пишет Роберт Стернберг, современный гуру в области изучения интеллекта, основным фактором, от которого зависит, достигнет ли человек уровня компетентности в той или иной области, «является не какая-то заранее данная ему способность, а его целенаправленные усилия».

Или, как признавал его предшественник Бине, не всегда люди, которые поначалу были самыми умными, оказываются самыми умными в итоге.

За двадцать лет исследовательской работы я убедилась в том, что взгляды, которых человек придерживается, могут в корне изменить его образ жизни. Они способны определить, станете ли вы тем человеком, которым хотите быть, и добьетесь ли вы поставленных целей.

Как это происходит? Как простые убеждения могут изменить вашу психологию и в результате — вашу жизнь? Убежденность в том, что ваши качества высечены из гранита, — установка на данность — вызывает в вас потребность самоутверждаться снова и снова.

Если вам даны определенные нравственные качества, определенная индивидуальность, определенное, строго фиксированное количество интеллекта, тогда остается лишь одно: доказывать, что количество всего этого добра довольно велико.

Ни демонстрировать, ни даже чувствовать нехватку таких основополагающих качеств никак нельзя.

Я видела немало людей, одержимых одной этой целью — самоутверждением, в классе ли, в карьере, в отношениях с другими.

Такие люди в любой ситуации испытывают потребность доказывать свою образованность, индивидуальность, репутацию.

Каждая ситуация оценивается ими с позиции: «Я добьюсь успеха или провалюсь? Я покажусь умным или глупым? Меня примут или отвергнут? Я почувствую себя победителем или неудачником?»

Но ведь в нашем обществе интеллект, индивидуальность и репутация действительно в цене. Разве не естественно хотеть обладать ими? Да, но… Существует и другая установка, согласно которой «карты», полученные при раздаче, лишь отправная точка для развития. Это установка на рост.

Она зиждется на убеждении, что ваши качества, даже самые основополагающие, вполне поддаются культивированию, если приложить к этому усилия.

И хотя люди могут разниться буквально по всем «статьям» — по своим изначальным талантам и способностям, по интересам, по темпераменту, — благодаря стараниям и приобретаемым знаниям каждый способен меняться и развиваться.

Означает ли это, что люди с подобной установкой верят, будто каждый, обладая нужной мотивацией или образованием, способен стать Эйнштейном или Бетховеном? Нет. Но они убеждены, что настоящий потенциал человека неизвестен и непознаваем; что невозможно предсказать, чего способен добиться человек за годы увлеченного труда и тренировок.

Взгляд с позиций двух установок

Чтобы вы могли лучше понять, как работают эти два типа установок, представьте себе как можно нагляднее, что вы молодой человек, у которого день действительно не задался. Итак, сегодня вы пошли на очень важное для вас занятие, которое вам по-настоящему нравится.

Профессор вернул вам проверенные контрольные работы, вы получили тройку с плюсом. Вы крайне разочарованы. Добравшись вечером до дома, вы обнаружили квитанцию на оплату штрафа за неправильную парковку. Вконец расстроившись, вы позвонили лучшему другу, чтобы поделиться с ним своими переживаниями, но он от вас как бы отмахнулся.

Что вы подумаете? Как вы себя почувствуете? Что вы сделаете?

Вот как отвечали люди с установкой на данность, когда я задавала им эти вопросы: «Я ощутил бы себя отвергнутым». «Я подумал бы, что я полный неудачник». «Что я дурак». «Что я лузер». «Я почувствовал бы себя жалким и тупым — кто угодно лучше меня». «Что я отстой». Иными словами, они восприняли бы случившееся как непосредственную оценку их компетентности и значимости.

И вот что эти люди в такой ситуации подумали бы о своей жизни: «Моя жизнь просто жалкая». «Это не жизнь». «Кому-то наверху я точно не нравлюсь». «Весь мир на меня ополчился». «Кто-то хочет меня уничтожить». «Никто меня не любит, все только ненавидят».

«Жизнь несправедлива, и все усилия напрасны». «Жизнь — дерьмо. Я дурак. Со мной никогда не происходит ничего хорошего». «Я самый несчастный в мире человек».

Простите, а разве я что-нибудь говорила о смерти и крахе? Разве речь не шла только об отметке, квитанции и неудачном звонке?

Может, так говорили люди с очень низкой самооценкой? Или записные пессимисты? Отнюдь нет. В период, когда им не приходится справляться с неудачами, они чувствуют себя точно такими же оптимистичными, умными, привлекательными и достойными уважения людьми, как и люди с установкой на рост.

И как же они выйдут из затруднительного положения? «Я не стану больше вкладывать столько времени и усилий, чтобы проявить себя». (Иными словами, «я больше не позволю кому-либо оценивать меня».) «А ничего не буду делать». «Отлежусь». «Напьюсь». «Наемся от пуза». «Накричу на кого-нибудь, если под руку подвернется». «Съем шоколадку». «Буду слушать музыку и дуться».

«Запрусь в ванной и буду там сидеть». «Подерусь с кем-нибудь». «Буду плакать». «Разобью что-нибудь». «А что тут можно сделать?»

Что тут можно сделать?! Вы знаете, когда я писала эту главу, то намеренно сделала оценку не двойкой, а тройкой. И говорила о текущей оценке, а не об итогах семестра.

И это был штраф за стоянку, а не автомобильная катастрофа. И друг «как бы отмахнулся», а не откровенно «отшил» вас. Не произошло ничего катастрофического и необратимого.

Тем не менее из этих исходных условий установка на данность создала ощущение полного провала и бессилия.

Когда же я описывала эту ситуацию людям с установкой на рост, они говорили вот что: «Мне нужно серьезнее взяться за учебу, быть более внимательным, паркуя машину, и узнать у своего друга, не случилось ли с ним что-нибудь в тот день».

«Тройка покажет мне, что нужно прилагать гораздо больше усилий по этому предмету, но до конца семестра у меня еще будет время подтянуть успеваемость». И подобных ответов было великое множество, но думаю, вам общая идея и так уже понятна.

А как они выйдут из ситуации? Легко! «Я подумаю над тем, как бы мне лучше подготовиться (или изменить метод подготовки) к очередному тесту, оплачу штраф и при следующем же разговоре выясню, что произошло с моим другом».

«Я посмотрю, в чем именно я напортачил в контрольной, начну усерднее заниматься, оплачу квитанцию со штрафом и позвоню другу, чтобы объяснить, почему у меня вчера было плохое настроение».

«Основательнее проработаю материал к следующей контрольной, поговорю с преподавателем, буду осторожнее парковаться (а может, и опротестую штраф) и выясню, что с моим другом не так». Кто не расстроится в подобных обстоятельствах? Никто не рад плохой оценке, размолвке с другом или любимым человеком. Однако люди с установкой на рост не клеймили себя и не разводили руками в бессилии. Они, хотя и чувствовали себя подавленными, были готовы взять на себя риск принять «бой» с трудностями и работать над их преодолением.

Читайте также:  Дружеские отношения на работе: как дружить на пользу дела - психология

Источник: http://www.forbes.ru/forbes-woman/343529-mozgologiya-pochemu-intellekt-i-talant-eshche-ne-garantiruyut-uspeha

Гибкое сознание, или как стать успешнее

Добрый день, дорогие гости и читатели блога «Цветы жизни»! Как вы считаете: все, что с нами происходит — это заранее известный факт, судьба, если хотите, или нечто меняющееся в зависимости от неких факторов? Мы рождаемся «гениями, неудачниками, успешными руководителями, отличниками или двоечниками», или все же ими становимся?

Кэрол Дуэк — психолог, потратившая много лет на изучение успехов или неуспехов людей самых разных профессий. Свое видение на психологию развития взрослых и детей она выложила в гениальной книге «Гибкое сознание».

Что автор включила в понятие «гибкое сознание»? К.Дуэк считает, что каждый человек следует одной из двух установок: установкой на рост или установкой на данность. Что это за установки и как они влияют на успех в жизни человека?

Установкой на данность обладают люди, верующие лишь в свою исключительность, в свои таланты, данные при рождении и не подлежащие изменениям.

Установка на рост присуща людям, уверенным в том, что для достижения успеха в любой сфере жизни важна не только вера в свои силы и умения, но и старания, которые мы прилагаем, обучение и самосовершенствование.

В спорте — это усиленные тренировки, в бизнесе — качественное исследование рынка и движение в ногу со временем, обучение персонала и работа в команде.

Увы, все глубокие и разносторонние размышления автора в одной статье не уместить.  Но, уверяю вас, если вы хотите расти сами и сделать своих детей успешнее, вам стоит лично познакомиться с этой книгой и внедрить советы на практике. Кстати, небольшие отрывки из книги вы можете прочитать на сайте издательства «Манн, Иванов и Фербер».

Приведу небольшой пример из книги о том, как внушить детям уверенность в себе. Прежде всего основная мысль в этом ключе от автора:

Детям свойственно волнение перед экзаменом или выступлением. Если вы хотите ему помочь, то ни в коем случае не надо говорить ему: «Ты — талант!» , «Ты — особенный, у тебя особый интеллект и все у тебя получится!». Почему нельзя? Потому что это установка на данность и она приводит к обратному эффекту: ребенок начнет еще больше бояться ударить в грязь лицом.

Что следует говорить родителям? Вот пример из книги, как поддерживать ребенка, робеющего перед предстоящими экзаменами:

Необходимо учиться быть гибче, развивать в себе гибкое сознание — установку на рост. Успех, разве что в начале пути, может прийти благодаря исходным данным. Но, чтобы его удержать, необходимо учиться, прилагать все усилия, развиваться и самосовершенствоваться.

Я очень рада, что познакомилась с этой книгой. Должна признаться, читается она не легко. Но она позволяет переосмыслить свои мысли и поступки, стать гибче и научить детей развивать в себе установку на рост, помочь им преодолевать неудачи и достигать вершин успеха, верить в себя и свои старания.

Дорогие читатели, а как вы считаете, можно ли развивать свое сознание? Можно ли стать лидером и успешным человеком, если на тебе висит клеймо «неудачника»? Приглашаю вас поразмышлять на эту тему, и заранее благодарю за проявленный интерес.

С уважением,

Людмила Поцепун.

Источник: http://tsvetyzhizni.ru/knigi-dlya-detej-i-ix-roditelej/gibkoe-soznanie-ili-kak-stat-uspeshnee.html

Краткое содержание «Гибкого сознания» К. Дуэк

Установка (внутренние убеждения) определяет тип мыслей и поступков, направление жизненного пути: к чему надо стремиться, в чём смысл усилий, что такое успех и неудача.

Существуют два типа установок:

На данность — успех обеспечивается неизменностью ума и других качеств. Сложные задачи пугают, критика воспринимается очень болезненно, неудача расценивается как полный провал. Главное — самоутверждение.

На рост, на развитие — желаемые качества можно развить. Успех — результат целенаправленных усилий и упорной практики. Ориентация на обучение и самосовершенствование — человек стремится решать трудные задачи, внимателен к критике и расценивает неудачи как залог будущих успехов.

Установка: взгляд изнутри

Выбирая установку, вы выбираете либо самоутверждение, либо саморазвитие.

При установке на данность можно ничему не учиться, так как есть способности, талант, а успех легко достижим (усилия — это для неспособных). Если возникают проблемы — виноваты другие или обстоятельства.

Продолжение после рекламы:

Такие люди мечтают о «вершине», но часто не любят своё дело. Главное — результат, демонстрация таланта. Поэтому они берегут своё самолюбие, дорожат оценкой окружающих и боятся неудач, которые расценивают как пожизненное клеймо.

При установке на рост, для достижения успеха в любимом деле нужно учиться всю жизнь. Успех достигается с помощью силы духа и стойкости, неудача — не приговор, а шанс получить новые знания и опыт. Усилия — ключ к успеху. Люди такого типа ценят и любят своё дело, поиск, процесс, независимо от результата.

Каждая установка имеет свои плюсы. При установке на данность, знаешь правду о себе и преуспеешь в том, к чему есть талант. При установке на рост только от вас зависит, развивать ли определённые способности и с какими несовершенствами надо смириться.

Установка — важная часть личности. Если её изменить, можно начать действовать по-новому.

Стремитесь к обретению новых знаний, преодолевайте препятствия, извлекая уроки из поражений, вновь продолжайте усилия, учитывая конструктивную критику и наслаждаясь любимым делом.

Истина о способностях и достижениях

Нельзя недооценивать способность человека к развитию. Многие успешные люди в детстве ничем не выделялись, но смогли достичь больших высот в определённой области благодаря ненасытной любознательности и поддержке окружающих.

Установка на рост способствует развитию талантов и приносит реальные плоды. Для её укрепления нужно хвалить не за способности, а за приложенные усилия. Тогда человек будет работать усерднее и думать о новых знаниях, а не о том, как его оценят. Он научится добиваться цели даже во враждебной среде, отбросив влияние негативных ярлыков и стереотипов.

Похвала за способности вгоняет в установку на данность, вызывая неприязнь к усилиям и критике. Ограничивающие влияния стереотипов лишают уверенности, спокойствия и позитивного настроя, тем самым уменьшая масштаб достижений.

Развивайте свою установку. Создайте среду, которая приучает и детей, и взрослых к установке на развитие. Тогда, столкнувшись с трудностями, они отстоят своё право на развитие и успех.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Спорт: установка чемпионов

В спорте велика вера в талант. Считается, что прирождённым талантам усилия не нужны, это — для других, менее одарённых.

Но установка важнее таланта. К победе ведёт подготовка, психологическая устойчивость и решимость, которые обеспечиваются правильной установкой. Она помогает выработать характер: трудиться в поте лица, сохранять концентрацию в трудные моменты и побеждать. Провал расценивается как источник мотивации.

Величие в спорте — это качество человека, который отважился на попытку и вложил в неё все силы. Майкл Джордан тренировался с упорством, о котором ходили легенды.

Супергерои спорта — обычные люди, которые сами сделали себя необычными. Это результат ежедневного труда, психологической устойчивости, анализа побед и поражений, но другие видят в их достижениях только дарование.

Характер, дух и мозги чемпиона — всё, что нужно, чтобы стать великим спортсменом.

Развивайте установку на рост, чтобы выработать характер и добиться успеха.

Бизнес: установка и лидерство

Очень важна установка для лидера, стоящего во главе компании. Лидер с установкой на данность озабочен только своим имиджем и выгодой, не думает о поощрении и образовании подчинённых, боится критиков и конкурентов. Для него важны самоутверждение и видимость благополучия, а не реальность с её изъянами и провалами.

Великие руководители корпораций не ставили своей целью самоутвердиться, просто с энтузиазмом занимались любимым делом, получая от работы огромное наслаждение — и всё это привело их на бизнес-Олимп.

Для процветания компании лидер должен обладать установкой на рост. Работа даёт ему новый опыт, знания и радость. Он умеет признавать ошибки и перестраиваться, поощряет профессиональный рост сотрудников и конструктивную критику, верит в свою команду и долгосрочный успех.

Взаимоотношения: установка и чувства

Люди по-разному справляются со своими чувствами. При установке на данность в браке или дружбе всё должно получаться само собой, без усилий, ведь есть идеальный человек — надо только его найти. Главное в отношениях — самоутверждение, можно легко втянуться в конкуренцию с партнёром — кто умнее, кто талантливее.

Следуя установке на рост, для создания крепкого союза нужно прилагать усилия, уметь признавать недостатки друг друга, понимать проблемы и решать их вместе. Обе стороны учатся сосуществовать, развиваются как личности, их связь становится глубже. Смысл брака и дружбы — способствовать развитию партнёра и с его помощью развиваться самому.

С помощью установки на развитие можно преодолеть застенчивость и агрессивность, так как эти черты характера присущи людям с установкой на данность. Они зациклены на том, как их оценивают, тогда как нужно стремиться к развитию отношений, сотрудничеству и самосовершенствованию.

Родители, учителя и тренеры: как формируются установки

Не судите, а учите. Научить можно всему. Лучшее, что можно сделать для ребёнка, — научить его любить испытания, с интересом анализировать ошибки, радоваться успехам и никогда не переставать учиться.

Установка на рост формируется, если родители поощряют развитие и обучение детей, установка на данность — если они заботятся об имидже, а не о развитии ребёнка. Нахваливая способности ребёнка, можно подорвать мотивацию, снизить результаты и уверенность в себе. Нужно выражать восхищение и уважение к усилиям и сделанному выбору.

У педагогов должна быть установка на рост и в отношении себя, и в отношении детей. Требовательность и забота — таким должен быть их подход. Их цель — научить детей самостоятельно мыслить, любить учиться и упорно трудиться, чтобы соответствовать высоким стандартам.

https://www.youtube.com/watch?v=i1IC8puAhcs

Тренеры через установку ведут к победе. Они прививают воспитанникам ценности и качества, которые помогут им стать не только хорошими спортсменами, но и хорошими людьми.

Родители, преподаватели, тренеры в ответе за жизнь людей. Установка на рост играет ключевую роль: помогает им использовать свою миссию, а воспитанникам — реализовывать свой потенциал.

Как изменить установку

Люди меняются, перемены возможны — на этом основана установка на рост. Простое знание о существовании установки на рост может привести к большим переменам в представлении людей о себе и жизни, открыть иные перспективы, помочь отважиться идти за своей мечтой.

К каким коренным переменам может привести изменение установки? Раскрепостить интеллектуальный потенциал и вдохновить на труд и свершения; использовать время более разумно; учиться каждый день.

Придерживаясь установки на данность, вы повышаете самооценку и учитесь завоёвывать любовь и уважение. Но, открывшись для роста, вы становитесь самим собой в большей степени.

Сначала, ещё в рамках установки на данность, измените оценочные суждения, затем составьте план перехода к установке на рост — когда, где и как — и строго его придерживайтесь.

Чтобы изменить установку ребёнка, демонстрируйте установку на рост на собственном примере. Учёба должна обрести новый смысл — не высокие оценки, а новые знания, получаемые с удовольствием и интересом.

Изменение установки влечёт за собой коренные перемены. Переходя к установке на рост, вы переходите от позиции «Оценивай и будь оцениваемым» к платформе «Учись и помогай учиться другим». Рост требует много времени, усилий и взаимопомощи.

Люди, которым удалось измениться, знают, как преобразилась и улучшилась их жизнь — стала богаче и насыщеннее, а сам человек стал более живым, открытым и смелым.

Вам решать, нужны ли такие перемены? В любом случае никогда не забывайте о существовании установки на рост. И тогда, столкнувшись с очередными преградами, вы, возможно, обратитесь к ней. Она будет вас ждать, указывая путь в будущее.

Автор пересказа неизвестен. Источник: BookIdeas — интересные мысли из хороших книг. На обложке: Иллюстрация Брифли.

Источник: https://briefly.ru/dweck/gibkoe_soznanie/

Установка на рост и самоконтроль

Есть, однако, и такие люди, которые подходят к потере веса или контролированию гнева с позиций установки на рост. Они понимают: чтобы добиться успеха, необходимо освоить и применять тактики, которые реально работают.

Вспомним студентов-химиков с установкой на рост. Они применяли более продвинутые методики усвоения новых знаний, внимательно планировали свое время и поддерживали мотивацию на должном уровне. Иными словами, использовали все возможные стратегии и тактики, чтобы обеспечить себе успех.

Подобно им, люди с установкой на рост не порываются в канун каждого Нового года «начать новую жизнь», чтобы посмотреть, получится у них что-нибудь или нет.

Они понимают: чтобы сесть на диету, им необходим план. Может, им придется объявить десерты в доме вне закона. Или заранее продумать, что они будут заказывать в ресторанах.

Или раз в неделю проводить разгрузочный день. Или чаще ходить в спортзал.

Они также серьезно обдумают и то, как впоследствии сохранить достигнутое. Какие навыки они должны в себе развить, чтобы поддержать результат?

Конечно, у обладателей установки на рост тоже случаются неудачи. Но они знают, что легких побед не бывает. А потому, когда такое происходит, они не занимаются самоуничижением, а спрашивают себя: «Какой вывод я могу для себя сделать? Как я поступлю в следующий раз, если сложится подобная ситуация?» Ведь мы имеем дело с обучением, а не с борьбой между хорошим «я» и плохим «я».

Вернемся к последнему эпизоду. Что можно было сделать, ощутив, как в вас начинает вскипать гнев? Первым делом — подумать над тем,почему именно вы так разволновались.

Возможно, тот факт, что ваш супруг увильнул от выполнения обязанности или нарушил ваше правило, вы восприняли как проявление пренебрежения и неуважения — как будто он тем самым заявил вам: «Ты для меня никто.

Твои потребности не имеют значения. Меня нельзя беспокоить».

Читайте также:  Декларация о правах ребенка - психология

И вы мгновенно отреагировали, сердито напомнив ему о его обязанностях. «Ах так, раз ты считаешь себя таким важным, посмотрим, что ты на это скажешь».

А ваш супруг, вместо того чтобы заверить вас в том, как вы значимы для него, просто напрягся в ожидании атаки. Вы же, приняв молчание за демонстрацию его чувства превосходства, еще больше рассвирепели.

Что можно было сделать? Много чего.

Во-первых, необходимо понять, что ваш супруг не умеет читать мысли на расстоянии, а потому, когда возникает ситуация, вызывающая ваш гнев, вам следует спокойно объяснить ему, что не так.

«Я не знаю почему, но, когда ты так поступаешь, я чувствую себя человеком, малозначимым для тебя. Как будто ты считаешь, что незачем утруждать себя и делать то, что для меня важно».

Ваш супруг, в свою очередь, может заверить вас, что вы на самом деле очень важны для него и что он попытается впредь быть более внимательным. («Это что, шутка такая? — скажете вы. — Он никогда этого не сделает». Ну, тогда прямо попросите его об этом, как я сама иногда делала: «Пожалуйста, скажи мне, что тебе не все равно, как я себя чувствую, и что ты постараешься быть более внимательным».)

А еще, когда вы начинаете понимать, что теряете самоконтроль, можно выйти из помещения и изложить на бумаге все свои неприглядные мысли, а затем описать то, что, скорее всего, происходит на самом деле. («Она не понимает, как это важно для меня» или «Он не знает, что делать, когда я начинаю выпускать пар».) И затем, уже успокоившись, возвращайтесь к обсуждению ситуации.

Еще вы можете научиться давать послабления по некоторым из своих правил, чтобы не каждое из них являлось мерилом уважения к вам. Со временем вы, возможно, привыкнете относиться с юмором к их нарушению.

Например, если ваш супруг иногда оставляет носки в гостиной или выбрасывает в мусорную корзину не то, что надо, покажите пальцем на возмутивший вас предмет и спросите: «С каким глубоким умыслом ты оставил это здесь?» Возможно, вам удастся даже от души посмеяться.

Когда люди перестают мыслить в категориях «плохой-хороший» или «слабый — сильный», произрастающих из установки на данность, им становится проще осваивать новые, полезные тактики поведения, облегчающие самоконтроль.

И если время от времени вы все равно будете срываться, это не означает, что попытка обречена на провал. Для установки на рост это дело житейское.

Небольшие неудачи лишь напоминают о том, что в них можно найти подсказку, как в следующий раз лучше справиться с ситуацией.

Поддержание перемен

Независимо от того, к какой перемене стремятся люди — меняют свою установку, чтобы добиться профессионального роста, пытаются пережить личную потерю, помогают развиваться своим детям, стараются сбросить лишний вес или обуздать свой гнев, — во всех случаях результаты необходимо поддерживать. Просто поразительно: как только проблема начинает решаться, люди перестают делать то, что, собственно, и привело к улучшению. Стоило почувствовать себя лучше, как тут же перестаешь принимать лекарство, верно?

Но с переменами такое не пройдет. От того, что вы похудели, склонность к полноте не исчезла. Если вашим детям стало интересно учиться, это не означает, что любовь к знаниям привита им навсегда.

И когда вы с вашим мужем более-менее наладили коммуникацию, это еще не гарантирует счастливую совместную жизнь.

Перемену необходимо поддержать, иначе ее результаты сойдут на нет гораздо быстрее, чем они пришли к вам.

Возможно, поэтому в обществе анонимных алкоголиков людям говорят, что они останутся алкоголиками навсегда — чтобы они не расслаблялись и не переставали вдумчиво вести трезвый образ жизни. Их как бы предупреждают: «Вы всегда будете уязвимы».

Вот почему изменение установки нельзя свести к усвоению нескольких приемчиков. На самом деле, если человек сохранит свою установку на данность и при этом попробует применять стратегии, характерные для установки на рост, это может привести к обратным результатам.

Вэс, отец семейства, обладатель установки на данность, оказался в тупике и не знал, что делать. Он пришел вечером с работы уставшим, а его сын Майки вел себя несносно.

Вэс просил тишины, а Майки шумел. Вэс предупредил его, но Майки и ухом не повел. Вэс решил, что Майки упрям, непослушен и проявляет неуважение к отцу.

Ситуация грозила перерасти в громкий скандал и окончиться наказанием Майки.

Наконец, почувствовав, что ему нечего терять, Вэс решил опробовать одну из тактик установки на рост. Он начал демонстрировать уважение к занятиям Майки, и, когда мальчик проявлял понимание или желание помочь, Вэс поощрял малыша. И постепенно поведение Майки изменилось до неузнаваемости.

Но как только эта перемена произошла, Вэс перестал применять эту тактику. Он получил то, что хотел, и ожидал, что впредь всегда так и будет. А когда не получилось, он начал еще больше злиться и еще чаще наказывать Майки. Ведь Майки уже показал, что способен вести себя хорошо, а теперь отказывается это делать.

То же самое нередко происходит и у пар с установкой на данность, которые пытаются наладить коммуникацию. Семья Марлен и Скотт была из тех, которые мы с мужем называем четой Бранниковых.

Они только тем и занимались, что бранились: «Почему ты никогда за собой не убираешь?»; «Может, я бы и убирал, если бы ты не была такой занудой»; «Я не была бы занудой, если бы ты делал то, что от тебя требуется»; «А кто тебе дал право решать, что от меня требуется?»

После консультации у психолога Марлен и Скотт перестали из-за любой мелочи вступать в перепалку. Каждый из них все больше и больше приветствовал попытки другого подходить ко всему вдумчивее.

Любовь и нежность, которые они считали навсегда ушедшими из их отношений, вернулись. Но как только это произошло, пара забросила старания. Установка на рост не предусматривает потребность в усилиях.

Хорошие люди должны просто вести себя хорошо, а хорошие взаимоотношения — просто хорошо развиваться.

И когда перебранки возобновились, они стали еще более яростными, чем раньше, так как в них сквозило и разочарование от неосуществившихся надежд.

Если вы собираетесь изменить установку, не рассчитывайте, что вам придется всего лишь учесть кое-какие советы и кое-где что-то подправить. Изменение установки означает коренную перемену.

Когда люди — будь то семейные пары, тренеры и спортсмены, менеджеры и рабочие, родители и дети, учителя и ученики — решают перейти к установке на рост, они оставляют позицию «оценивай и будь оцениваемым» и переходят к платформе «учись и помогай учиться».

Они настраиваются на рост, а рост требует много времени, усилий и взаимопомощи.

Учись и помогай учиться

Каждый новый день предоставляет вам новые возможности для личного роста и для оказания помощи близким людям в их росте. Как научиться открывать эти возможности?

Во-первых, сделайте копию обобщенной схемы двух типов установки, которую разработал замечательный дизайнер Найджел Холмс, и приклейте ее к зеркалу.

Каждое утро она будет напоминать вам об отличиях между установкой на данность и установкой на рост. И затем, обдумывая предстоящий день, задайте себе следующие несколько вопросов.

Если размеры зеркала позволяют, перепишите эти вопросы и приклейте их туда же.

Какие сегодня намечаются возможности для учебы и роста? Для меня лично? Для людей вокруг меня?

Пока вы будете обдумывать эти возможности, составьте себе план и спросите себя: Когда, где и как я займусь выполнением плана?

«Когда», «где» и «как» делают план конкретным. «Как» требует от вас подумать над возможными способами реализации вашего плана и тем самым повышает вероятность его выполнения.

А если вы столкнетесь с непреодолимыми препятствиями и неизбежными неудачами, составьте новый план и еще раз спросите себя:

Когда, где и как я займусь выполнением своего нового плана?

Независимо от того, как плохо вы себя будете чувствовать, выполните его!

Добившись успеха, не забудьте спросить себя:

Что я должен сделать, чтобы сохранить достигнутое и продолжить рост?

Вспомните, что сказал великий бейсболист Алекс Родригес: «Человек пойдет или одной дорогой, или другой». Но какой именно, решаете вы сами.

Дорога вдаль

Перемена бывает тяжелой, но я никогда не слышала, чтобы кто-то сказал: она того не стоила.

А может, люди просто пытаются оправдать свои действия? Может, они ведут себя так по тем же причинам, по которым люди, столкнувшиеся с неудачей, всегда твердят, что игра стоила свеч? Но люди, которым удалось измениться, могут поведать, как преобразилась и улучшилась их жизнь. Они расскажут вам, чего они добились (о чем прежде и мечтать не могли), а также о том, как они себя чувствуют (об ощущениях, которые не осмеливались испытывать прежде).

Смена установки решила все их проблемы? Нет. Но я, например, знаю, что благодаря установке на рост у меня совсем другая жизнь — намного богаче и насыщеннее. И что я теперь более живая, смелая и открытая — опять же благодаря ей.

Вам решать, нужны ли вам сейчас такие перемены. Может, да, а может, и нет. Но в любом случае никогда не забывайте о существовании установки на рост. И тогда однажды, столкнувшись с очередными преградами, вы, возможно, обратитесь к ней. Она будет вас ждать, указывая путь в будущее.

Благодарности

Мне хотелось бы воспользоваться случаем и поблагодарить всех тех, кто сделал возможным проведение моего исследования и выход в свет этой книги. Мои студенты превратили научную работу в сплошное удовольствие. Надеюсь, они у меня научились столь же многому, сколь и я у них.

Хотела бы поблагодарить также и те организации, которые поддерживали наше исследование: Фонд Уильяма Гранта, Национальный научный фонд, Министерство образования, Национальный институт психиатрии, Национальный институт детского здоровья и развития человека, а также Фонд Спенсера.

Команда издательства Random House оказала мне такую поддержку, о какой я могла только мечтать. Я хочу поблагодарить этих людей: Уэбстера Янса, Дэниела Менакера, Тома Перри и прежде всего моего редактора Кэролайн Саттон.

Воодушевление, с которым они приняли мою книгу, и их замечательные предложения имели для меня огромное значение.

Еще я хочу поблагодарить моего потрясающего агента Джайлса Андерсона, а также Хайди Грант — за то, что познакомила меня с ним.

Спасибо всем, кто давал мне пищу для ума и снабжал отзывами о моей работе, но особую благодарность хочу высказать Полли Шулман, Ричарду Дуэку и Марианн Пешкин за их подробные и проницательные замечания. И наконец, хочу поблагодарить своего супруга Дэвида за любовь и вдохновение, которые придали моей жизни еще одно измерение. На протяжении всего проекта он был для меня надежнейшей опорой.

Об авторе

Кэрол Дуэк широко известна как один из ведущих исследователей в области психологии личности, социальной психологии и психологии развития. Она долгие годы была рэнс-фордским[93] профессором психологии в Колумбийском университете.

Сегодня Дуэк — профессор психологии Фонда Льюиса и Вирджинии Итон в Стэнфордском университете, член Американской академии гуманитарных и точных наук.

Ее научный труд «Я-теории: их роль в мотивации, становлении личности и развитии» Всемирным обществом прогрессивного воспитания был назван «Книгой года».

О профессоре Дуэк и ее работах писали ряд газет и журналов, среди которых New Yorker, Time, New York Times, Washington Post и Boston Globe. Она также была гостьей передач Today телеканала NBC и 20/20 телеканала ABC. Кэрол Дуэк с супругом живут в Пало-Альто, Калифорния

Источник: https://megalektsii.ru/s35406t2.html

Ссылка на основную публикацию