Психика и душа — психология

Душа и психика

Первый вопрос, который я себе задала, начав размышлять на тему «психика и душа», — это вопрос о том, что между ними общего? Почему-то то, что есть общим, мне показалось более важным, чем то, в чем же их различие. Возможно, общее важнее для меня по той причине, что в современном мире как раз более актуально для выживания, для реализации идей как раз то, что объединяет.

Психика помогает ориентироваться во внешнем мире, управляет поведением и состоянием человека. Это внутреннее информационное пространство, мысли, чувства, переживания. Если говорить о душе не как о бессмертной части человека, а как о его нематериальной сущности, то оказывается, что именно она обуславливает жизнь, мысли и чувства, противопоставляя их телу.

Получается, что общего более чем достаточно.

В Толковом словаре русского языка Д.Ушакова говорится, что «душа как совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека – это «устаревшая психологическая терминология».

Но поскольку сам словарь Ушакова относится к советскому (а, следовательно, устаревшему) периоду, то я подумала о том, что «душа как совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека» — это как раз не устаревшая психология, а та, которая не соответствовала советской психологии. И я заинтересовалась, какие науки и как именно изучали психику и душу в разные времена?

Начнем с древних времен. Для «прачеловека» всякое страдание являлось природно обусловленным источником беспомощности. С развитием речи и мышления развивалось самосознание и человек получал новые возможности созидания своей жизни. Появились целители.

Целительство непременно предполагает сотрудничество с другими: люди и животные обладают основанной на эмпатии склонностью стремиться оказать помощь при виде чужого страдания.

Первобытный «помогающий специалист» должен был уметь распознать природу страдания, чтобы иметь возможность исцелять доступные влиянию недуги и быть сострадающим спутником больного неизлечимой болезнью. Практика искусства целительства требует от человека, чтобы он имел доступ в мир духов и был способен мобилизовать силу добра на борьбу против зла.

Потому исцеляющие ритуалы включают молитвы, травы и церемониальные действа. Получается, что древние целители не изучали психику, имели отдаленное представление о душе, но работали, в конечном итоге, именно с ними, а не только с телом.

Больные признавали за целителями власть, необходимую для того, чтобы победить болезнь, — власть, сопряженную с высоким социальным статусом. С другой стороны, испытывали глубокое недоверие, которое является неизбежным спутником зависимости. Вероятно, именно по причине этого двойственного отношения врачеватели порой попадали в немилость и подвергались преследованиям. Ведь именно то, что задевает душу, болезненно переживается.

В ХIХ веке естественнонаучное мышление достигло высшей точки, тело, его органы и функции стали центром внимания. Медицина приняла постулат объективности и принялась рассматривать свой объект – больного человека – как механическую систему.

Субъективность и эмоциональность «объекта», как и самого врача, превратились в помехи, или «возмущающие факторы». Такие неизмеряемые вещи, как чутье и харизма врача или внушаемость больного, исключались из рассмотрения. Психикой со временем займутся психиатры, о душе забудут на какое-то время.

Но ведь эмоциональный прессинг болезни, страдания отнюдь не смягчается одной лишь аппеляцией к рациональному пониманию. И часто рациональные методы оказываются неэффективными. Поэтому врачи должны ориентироваться на чувства и восприятие больного, соответственно, помнить о его душе и психике.

Курт Людевиг в своей книге «Системная терапия» говорит о необходимости различения медицины и врачевания.

Медицина связана со структурой и процессом, здоровьем и выздоровлением, содержанием и контекстом, а врачевание – с рамками человеческого взаимодействия, а соответственно, с душой и психикой, которые обусловливают жизнь, мысли и чувства. И не потому ли, что наши доктора забыли о душе, благодаря которой мы взаимодействуем, нам так не хочется лишний раз к ним обращаться?

Итак, будем надеяться, что медицина и врачевание найдут свои пути к человеку.

А какие еще науки продолжали интересоваться психикой и душой, о которых так много думает сам человек? На границе ХIХ-ХХ столетий появились разновидности целостной психологии, стремящиеся объединить теоретический интерес к сложному устройству человеческого опыта с господствующей естественнонаучной методологией.

К 1925 году Берлинская школа гештальт-психологии выдвинула основной постулат, согласно которому гештальты психики и физический мир взаимопроницаемы. Примерно одновременно с гештальт-теорией появились два других влиятельных психологических подхода – глубинная психология и поведенческая психология.

Глубинная распространяла механистическую картину мира конца ХIХ столетия на общую теорию психики. Поведенческая разработала модель возбуждения и реакции. Оба эти подхода старались раскрыть детерминированность человеческого поведения.

Согласно психоанализу, впервые так названному в 1896 году, психика является результатом сложного взаимодействия энергетических сил. Эти энергии отчасти служат самосохранению, отчасти ему препятствуют.

Все происходившее в глубинах психики объяснялось сравнительно простой теоретической моделью: существуют «регулятор» (Я), источник энергии (Оно) и контролирующая инстанция (Сверх-Я). Психические процессы создают динамику, недоступную сознанию. Поэтому глубинная психология считает себя теорией бессознательного. Некоторые основополагающие идеи психоанализа оказали глубокое влияние на представление о человеке в ХХ столетии. К ним относятся следующие: переживания и поведение человека детерминированы его бессознательным; ребенок в процессе своего развития проходит последовательные фазы овладения объектом.

Война в начале ХХ века заставила всех, кто был неудовлетворен механистическим мышлением, размышлять не только об этических ценностях, но и о социальных предпосылках человеческого поведения. Кроме того, процесс возвращения к гражданской жизни солдат, прошедших войну, вызвал мощную потребность в психологическом консультировании.

Поэтому в последующие годы возник настоящий «психобум» с сопутствующим новым рассмотрением задач психологии. Психологи все больше обращаются к рассмотрению контекста. В поле зрения попали другие, прежде игнорировавшиеся аспекты человеческой жизни: оветственность, креативность, любовь.

Внимание к этическим и контекстуальным моментам дало начало двум новым психологическим ориентациям – гуманистической и трансперсональной школам. Для Роджерса гуманистическая психология означала путь к пониманию «самости» (Self), в процессе личностной встрече.

А разговор о «самости», о встрече с собой разве может быть отделен от разговора о душе? Для Роджерса опыт – единственный источник истины, поэтому достоверное познание основывается прежде всего на эмпатии. И снова хочется сказать, что эмпатия неотделима от души.

После этого были десятилетия враждебного отношения к теории и бегства от нее во «внутренний мир», а за тем возврат к размышлению об основополагающих проблемах, таких как познание и коммуникация.

Отслеживая те события, которые происходят в нашей стране, можно предположить, что и у нас наступает «психологический бум». Кому-то придется быть медиком, кому-то заниматься врачеванием тела, а кому-то исцелять души. Или психику?..

Так или иначе, психика может рассматриваться в качестве самостоятельной динамики, не сводимой к телесным факторам. Психологи будут наблюдать, описывать и объяснять превратившиеся в человеческий опыт результаты этого биологического оперирования.

Если прибегнуть к метафоре, «все подходы можно уподобить цепочке вулканических островов, обитатели которых в соответствии с географией своих земель создали собственные культуры и со временем уже почти перестали знать друг о друге» (Курт Людевиг).

  А психика и душа все продолжают сосуществовать, то знакомясь друг с другом и с тем, кому они принадлежат,то вновь отдаляясь.

Источник: http://psy-studio.com.ua/chitalnya/dusha-i-psixika.html

Психология — это душа или психика. Лекция 1. — Блоги творческих и интересных людей

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 1. ПСИХОЛОГИЯ — ЭТО ДУША ИЛИ ПСИХИКА. ЛОГОС — это осмысленное, разумное слово. Можно сказать по другому. Психология — это разумное слово о душе или наука о психике. Человек состоит из физического тела, души и духа. ТЕЛО — это плоть, которую мы видим невооружённым глазом (руки, ноги, голова, сердце, печень, кровь и т.п.).

ДУША состоит из разума, чувств, короткого физического ума и воли. РАЗУМ (ум) — это способность человека логически мыслить. ЧУВСТВА — это слух, зрение, вкус, осязание, обоняние. ВОЛЯ — это способность человека самостоятельно принимать решения.

ДУХ состоит из разума (ум), сознания (способность человека понимать происходящее вокруг него) и подсознания (память, которая состоит из картинок всего увиденного, услышанного, попробованного на вкус и т. д.). ПСИХИКА состоит из чувств, короткого физического ума, мозга, разума, сознания, подсознания.

Психика тесно связана с нервной системой (головной и спинной мозг, от которых к органам чувств идут нервы). По нервам, как по проводам, идут сигналы от органов чувств к мозгу и возвращаются назад с сигналом от мозга. ПСИХИКА — это отражение реальности, необходимое субъекту для жизни и деятельности в ней и для управления своим поведением.

У животных тоже есть психика. Сознание изучают методом интроспекции. ИНТРОСПЕКЦИЯ (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — метод психологического анализа — . Заключается в наблюдении собственных психических процессов, без использования каких либо инструментов или эталонов. В качестве особого метода интроспекция была обоснована в работах Р.

Читайте также:  Чувство стыда - психология

Декарта — , который указывал о непосредственном характере познания собственной душевной жизни, и Дж. Локка — , разделившего человеческий опыт на внутренний, касающихся деятельности нашего разума, и внешний, ориентированный на внешний мир.

В качестве самостоятельных вариантов этого метода можно выделить интроспекцию аналитическую — , систематическую — и феноменологическое самонаблюдение — . СОЗНАНИЕ — суть высшая форма психики. Оно способно дать субъективный отчёт (о себе). Сознание необходимо для регуляции совместной деятельности людей.

Сознание — есть представление субъекта о мире и своём месте в нём, связанное со способностью дать отчёт о своём поведении.

Сознание — это высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Психика — это характер, темперамент, менталитет, индивидуальность (совокупность всех психологических черт, способов поведения субъекта, которое отличает его от других людей). МЕНТАЛИТЕТ — (ментальность) (от позднелат. mentalis — умственный) — образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. Индивидуальностью обладают и животные. Существует четыре вида темперамента — сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Темперамент зависит от психики человека. ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ В СОЗНАНИИ. Объективное – это все то, что заимствовано, перенесено сознанием из внешнего мира, т.е. сходно, тождественно с объективным миром.

Субъективное – это отображение и познание человеком самого себя.

Познавая объективный мир в форме объективного содержания своего сознания, человек одновременно познает самого себя – в форме субъективной стороны своих ощущений, понятий, теорий и т. д.

Каждая форма отражения внешнего мира в психике и сознании содержит – сознаем мы это или нет – познание какой-то стороны нашего собственного бытия и сущности.

Что такое интеллект? ИСТОЧНИК

Интеллект — это способность человека целенаправленно действовать, рационально мыслить и достигать определенных результатов. Эта способность необходима при возникновении различных трудностей и проблем в жизни человека. Это может быть математическая задача, способность быстро принимать решение и действовать в опасной ситуации.

Виды интеллекта

Развитие интеллекта предопределяет и наследственность, и развитие психических функций.

В понятие интеллекта входят такие виды психической деятельности, как память, восприятие, мышление, речь, внимание, представляющие собой предпосылки познавательной деятельности, способность максимально использовать ранее приобретенный опыт, совершать анализ и синтез, совершенствовать навыки и умножать знания. Чем лучше память и мышление, тем выше интеллект.

Для уровня интеллекта важны и творческие способности, и социальный интеллект, а также способность решать психологические проблемы. Психологи для определения возрастных изменений интеллекта употребляют понятие флюидного и кристаллизованного интеллекта.

Кристаллизованный, или конкретный, интеллект — это навыки речи, знания и умение применить свои знания на практике или в научной деятельности. Флюидный, или абстрактный, интеллект — это способность абстрактно мыслить, делать выводы и умение ими пользоваться. С возрастом флюидный интеллект человека снижается, а кристаллизованный наоборот повышается.

Развитие интеллекта

В первые десять лет жизни человека интеллект постепенно повышается. В этом нетрудно убедиться, выполнив соответствующий возрасту тест. Интеллект человека 18-20 лет достигает своего пика, хотя, конечно, человек совершенствует свой интеллект на протяжении всей жизни, учится, приобретает опыт и т.п.

Уровень интеллекта можно прогнозировать сравнительно рано. Многие исследователи интеллекта полагают, что интеллект 5-летнего ребенка составляет половину интеллекта взрослого, а интеллект 8-летнего ребенка достигает 80% интеллекта взрослого.

В течение первых 18 месяцев жизни ребенка ничего нельзя сказать о его будущем интеллекте, однако уже в это время необходимо развивать умственные способности ребенка.

Можно ли влиять на развитие интеллекта?

На развитие интеллекта ребенка оказывают влияние не только наследственность, но и внешние факторы. Поэтому развитие интеллекта ребенка можно целенаправленно стимулировать.

Положительное влияние на его формирование оказывает внимание, забота и человеческое тепло, а также стимулирование активности, творчества и социальных контактов ребенка.

Отмечается, что умственные способности детей и молодых людей, растущих в негативной социальной среде, определенно ниже, чем растущих в благоприятной социальной среде. Серьезные нарушения интеллекта возможны при поражении коры головного мозга и различных психических заболеваниях.

Наследуется ли интеллект?

Интеллект человека обусловлен наследуемой генетической информацией и внешними факторами среды (воспитанием, образованием и т.д.).

Некоторые ученые полагают, что от среды зависит около 50-60% интеллекта человека. Однако этому противоречат результаты исследований гомозиготных (однояйцевых) близнецов.

Сегодня многие ученые утверждают, что интеллект наследуется почти на 90%.

Умственные способности человека можно развивать. Для этого необходимо заниматься умственной деятельностью, больше читать. Важно, чтобы методика тренировки соответствовала возрасту человека. Если 4-летний ребенок не вундеркинд, то не следует обучать его решению сложных задач.

Количество просмотров: 594
Количество комментариев:

Источник: https://www.beesona.ru/id4544/blogs/753/

Ответы@Mail.Ru: Психика и душа-тождественные понятия?

Алексей Александров Мыслитель (9489) 11 лет назад

Психос в переводе с греческого — дух вообще. Под духом или душевностью греки понимали личность, т.е. психос и личность — тождественные понятия. А вот душа в объемном русском звучании соответствует греческому омосиос — сущьность.

Психология, руководствуясь которой вы высказываете тождественность слов психика и душа — вообще наука крайне лживая, пустая, я бы сказал. С самых первых шагов её интересовали только патологические отклонения от «нормального» т.е. различия с личностью исследователя (Психолога).

Разница между этими словами психика и душа — столь огромна, что только слепой не видит пропасти между ними. Сущьность (душа) — ось вокруг которой строитя человеческая жизнь, а психика — качество проявления (одно из многих прявлений) этой сущьности.

Здесь примерно такое же различие как между словами тело и волосы- одно только часть другого, при чем та часть, лишение которой не приводит к летальным последствиям.

Trust Просветленный (43097) 11 лет назад

Психика — это душа по-научному

=ДиМ= Ученик (223) 11 лет назадЕсть разница и в буквах и в словах…Понятие понять довольно сложно,Психика рождается в мозгах…

А мать души представить невозможно!

Bunbury Мастер (2237) 11 лет назад

психика и душа понятия упругие и мягкие как надувные матрасы и умеют плавать тождественность тоже как матрас но не надувной.ещё у некоторых людей психика и душа одно и тоже а у некоторых нет потомучто душа не вся проявляется

Oleg Moskalik Мыслитель (5029) 11 лет назад

Psyche — ( по-моему с греческого) — душа… Так что ответ — да, это тождественные понятия.
P.S. Есть один интересный момент во всем этом. Ни в одном учебнике психологии( во всех ее проявлениях) Вы не встретите четкого определения что такое душа.

И тем не менее, в названии науки , которой они занимаются это присутствует.

В каком-то далеком году, уже не важно, на занятиях психоанализом я спросил преподавателя: как психология( или психоанализ) определяет понятие душа? Ответ был короток и ясен: «Никак».

Читайте также:  Эффект аудитории - психология

Пользователь удален Профи (622) 11 лет назадПсихика включает в себя согласно богооткровенным писаниям. Ум, разум и ложное эго. То есть отождествление себя с телом. Есть грубое тело. Есть тонкое тело. Это разум, и ум. А над всем этим стоит душа. Чувства выше мёртвой материи. Ум выше чувств, разум выше ума, а она, душа ещё выше. Понятие о душе очень глубоко раскрывается в Ведических Шастрах. Бхагавад Гите и Шримад Бхагаватам. Предлагаю воспользоваться этим кладезем знаний. По всем вопросам. Исходящим от Самого Бога. Его то уж мнение безошибочно.Сам их читаю и постигаю. Помогает.

Источник: Бхагавад Гита.

Клиника доктора Панкратовой Мастер (1006) 11 лет назадНемного поясню Абхирама:Душа — это мы и есть, живые существа, личности, вечные и неизменные, частички Бога, равные ему по качеству, но различные количественно, как океан и капля. А психика — это один из инструментов, которые даются нам Богом для деятельности в этом материальном мире, так как мы, по природе своей, духовны и не можем самостоятельно существовать в этих условиях.Итак нам дается физическое тело — этакая совершенная биологическая машина, и психика — тонкий инструмент, состоящий, как уже выше было сказано, из чувств, ума и разума, сюда же можно добавить и ложное эго.Если нужна более полная информация, буду рад помочь.

Счастья и успехов!

С Мыслитель (7680) 11 лет назад

психика-это последствия состояния мозга, крови, внутренних органов и влияние внешней среды. а душа-это то, что есть помимо всего этого.она была,есть и будет.она неизменна.такая, какая была от рождения. если внимательно присмотреться в себя или в других-увидишь, что это индивидуальная черта,особенность.ее не убьешь,не изменишь.

herji fqwgg Гуру (3414) 1 год назад

Да, душа — это психика. По мнению многих западных и отечественных психологов, именно потребности составляют ядро психики (Зигмунд Фрейд, Курт Левин, Уильям Мак-Дугалл, Лев Выготский, Абрахам Маслоу и др.).

Источник: https://otvet.mail.ru/question/3548628

Психология древних. Знания о душе

Пообщавшись со студентом-психологом, можно несказанно удивиться современному пониманию психологии. Если вы спросите его, чем занимается психолог, он ответит вам приблизительно так: выявляет причины и следствия поведения человека или животного, изучает психику индивида, взаимоотношения в социуме, бессознательное. В учебниках по психологии пишут так:

«Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей.» Маклаков А.Г.

«Психология изучает внутренние, скрытые от внешнего наблюдения структуры и процессы, знание которых необходимо для объяснения поведения человека и животных, а также психологических особенностей как конкретного человека, так и групп людей.» Дружинин В.Н.

«Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяются отчетливо и ясно – это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания и т.п. – все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано.» Рубинштейн С. Л.

С первого взгляда, кажется, в чем искажение? Попробуем разобраться.

Само по себе слово «психология» переводится с греческого языка как «знание о душе».

«Душа» — это слово славянского происхождения, которое происходит от корней «дых-», «дух», некогда обозначавшее прекращение дыхания.

В свою очередь слово «психика» с древнегреческого переводится как «душа». То есть получается, что душа и психика – это одно и то же, просто сказано это на разных языках.

 

Для более глубокого понимания, обратимся к нашим прадедам

Психология стала наукой недавно – этот термин в современном его понимании впервые употребил Оттон Касман в 1590 году. А вот психология, как знание о душе в древнем мире не рассматривалась, как отдельная наука.

Скорее, это было что-то настолько очевидным и использовавшимся в обиходе, что не требовало разработки теорий и доказательств. Все цивилизации древнего мира имели целостное знание о природе человека, его видимой и невидимой конструкциях.

Древние индийцы, египтяне и другие древние народы считали, что не душа служит человеку, а тело и личность служит душе.

Отображение понимания предками души находится в мифах.Возьмем, например, древних греков, откуда и берутся корни слова «психология». Отражением видения души греками описано в мифе об Эроте и Психее.

Эрот – это крылатое существо, посещающее Психею, а Психея — юная женщина, которая может жить с крылатым Эротом (Купидоном) лишь тогда, когда он для нее невидим. Сюжет этого мифа краток. В нем говорится о том, что Психея влюбилась в невидимого бога, и этот невидимый бог посещал ее по ночам.

Это был Эрот Птерос, который сказал ей в темноте, чтобы она никогда не пыталась его увидеть, никогда не пыталась узнать, кто он на самом деле. Но Психея, любопытная, как и всё женское, то есть та часть, которая присутствует внутри каждого из нас.

Несмотря на то, что она любила Эрота и очень боялась его потерять, однажды Психея захотела узнать, как выглядит тот Бог, который приходит к ней по ночам. И когда Эрот заснул, она зажгла лампу и поднесла к нему. Сраженная его красотой и потрясенная тем, что у него крылья за спиной, она уронила лампу, которая обожгла его.

Он проснулся, вновь вознесся на Небо и больше не вернулся никогда. Таким образом, просматривается аллегория человеческой души, которая всегда стремится жить в любви. Ведь душа и любовь по своей природе неразлучны.

В древнеиндийской литературе есть утверждение, что душа, называемая атманом, может вселиться в любую форму живой материи и, является вечной, изначальной, истинной сущностью каждого индивида.

Только много позже душа стала отождествляться с поведением и психикой человека как исключительного существа. 

Австралийцы верили, что у человека две души. Первая — это душа времени первотворения или времени сновидений, она предсуществовала в особом обиталище, а ее возникновение обычно связывается с деятельностью культурного героя-творца.

По некоторым верованиям «предсуществующие» души могут создаваться вновь или оживляться при помощи героя-творца.

Возвращенная после совершения похоронного обряда в свое обиталище, эта душа будет существовать еще некоторое время или вечно, а по верованиям некоторых племен может быть вновь воплощена в новорожденном (особенно если это душа младенца).

Вторая же душа может после смерти владельца являться в сновидениях, вселяться в другого человека либо жить поблизости от стойбища, пугая или даже причиняя вред своим сородичам. Австралийцы часто оставляют место стойбища, где произошла смерть. 

А вот согласно верованиям славян, душа еще в течение жизни может временно расставаться с телом и потом снова возвращаться в него; такое «удаление души» обыкновенно бывает в часы сна, и схоже с понятием астральных путешествий. Таким образом, тело есть жилище души, та временная оболочка, в которую он заключается при рождении дитяти и покидает при кончине человека. 

Древние египтяне обладали знаниями о настоящей структуре человека. Они считали, что человек состоит из пяти субстанций (КА, БА, АХ, ХАТ, ХУ, подробнее о них можно узнать в книге А.

Новых «СэнсэйIV»). Из них две являются основными — КА и БА. КА – это двойник человека, его жизненная сила; БА – душа, изображалась в виде птицы с человеческой головой.

Египтяне обладали глубокими познаниями в области психологии и парапсихологии.

Если бы мы могли осмыслить их писания, мы бы поняли, что им удалось достичь в этой области невероятных высот – в такой мере, что жрецами и их учениками совершались многие врачевания, многие «чудеса», которые в то время не были чем-то мифическим. 

Но начало XIX столетия было ознаменовано открытиями в области физиологии, которая руководствовалась «анатомическим началом».

Разрабатывались программы построения психологической науки, обосновывались специфические методы психологического исследования, создавались лаборатории, институты, начали выпускаться психологические журналы, проводились конгрессы по психологии.

В начале ХХ века количество теорий и экспериментов, используемых в психологии, стремительно возрастало. Психологи увлеклись идеей измерения психических функций, что стало важным фактором становления психологии как самостоятельной эмпирической науки.

Это привело к тому, что люди начали терять внутреннюю опору и мир духовный стал мифом, а люди начали изучать лишь материальные проявления душевных проблем. Появились разного рода посредники и «специалисты», в том числе и психологи. 

Читайте также:  Дыхательная гимнастика - психология

В древности говорили: «при здоровых мыслях – здоровый дух, а при здоровом духе – здоровое тело».

Если придерживаться данной философии древних, и обрести свою внутреннюю опору, то людям априори не понадобятся никакие «специалисты», а уж тем более те, что лечат душу.

Каждый человек имеет колоссальный потенциал внутри себя и стоит лишь обратить свое внимание к своему внутреннему миру – к своей Душе.

Людмила Михайлова

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://allatravesti.com/psihologiya_drevnih._znaniya_o_dushe

Психология как наука о душе или душа как предмет психологии?

Сама эта фраза выглядит, согласитесь, довольно-таки деревянно. Может быть, лучше перефразировать эту мысль таким образом: психология как наука о душе?.. И действительно: считать душу неким предметом чего бы там ни было — странная затея. Научная категория и некая не вполне определенная эзотерическая субстанция… — не самые, пожалуй, сочетаемые вещи.

И тем не менее. Невозможно попытаться что-либо понять, не дав этому явлению то или иное определение: так уж работает наш мыслительный процесс — и с этим ничего не поделать. Поэтому — давайте-ка заглянем в психологический словарь, а точнее — в словарь психологических терминов. В первую очередь, он трактует словосочетание душа в психологии как:

То есть, связка души с нашей психикой здесь, как видим, уже присутствует. Далее, вопрос, что такое душа с точки зрения психологии — находит свое отражение и в последующих трактовках, таких, например, как:

Причем, если говорить о повседневном употреблении этого слова, то оно больше соответствует понятию внутреннего мира человека, ну, и слово душевность, которое так же тут встречается, говорит о доброте и присутствии у человека других подобных качеств.

Душа — предмет философского изучения

Впервые о понятии душа задумались философы древней Греции. Собственно, их представления об этом явились провозвестниками первых научных взглядов и представлений о мире и человеке. Этими философами были всем известные мыслители Сократ (470-399г. до н.э.), Платон (427-347г. до н.э.) и Аристотель (384-322г. до н.э.).

Так, Сократ одним из первых разграничил понятия души и тела, провозгласив то, что душа невещественна и нематериальна.

Платон определил в человеческой душе три ее начала:

  • первое —вожделеющее начало неразумное, которым обладает любое живое существо, включая растения и животных;
  • второе — начало разумное, противодействующее стремлениям первого начала;
  • и третье — это, так называемый, яростный дух: составляющая часть психики человека, приводящая его в процессе борьбы поисков справедливости в раздраженное состояние.

Определение психологии как науки о душе был дано Аристотелем. Он написал целый объемный трактат, состоящий из трех книг, и назвал его коротко: «О душе».

Здесь он определяет это понятие как явление и разделяет объекты одушевленные (somata empshycha) и неодушевленные (somata apshych). К одушевленным относятся растения, животные и люди.

Но, в отличие от первых, душа человека имеет привилегию возможности разумно мыслить.

Аристотель считал, что каждая сущность представлена в единстве материи и формы. То есть, и душа, если рассматривать ситуацию, согласно его учения, есть, как ни странно, — некая форма живого органического тела.

Хотя, возвращаясь к определению философом и ученым привилегии души как умения мыслить — здесь имеется в виду не просто душа, а душа разумная. Вот она-то как раз и есть та самая идеальная, отделимая от тела субстанция, и сущность ее — Божественная.

И после смерти тела она не умирает вместе с ним, а возвращается в бестелесный и невесомый эфир окружающего нас пространства.

Наука о психике или учение о душе?

Как и все, связанное с древей Грецией, учение о душе также нашло свое отражение в древнегреческой мифологии.

Одним из классических ее образцов в этом плане можно считать миф об Эроте и Психее: история, повествующая об истинной любви, которая и становится в этом случае примером и образцом высшей реализации души человеческой.

Суть этой истории в двух словах такова: молодой бог Эрот, бывший сыном богини Афродиты, полюбил красавицу Психею, которая была обычной женщиной не божественного происхождения. Естественно, такая ситуация не могла вызвать у матери Эрота радости: она не хотела, чтобы ее сын связал свою судьбу с женщиной из рода простых смертных.

Афродита делала все возможное, чтобы не дать влюбленным соединиться. Она заставляла Психею проходить через самые сложные испытания.

Но та любила Эрота столь сильно и так хотела с ним встретиться, что растопила тем самым сердца греческих богов, сделав их, в конце концов, своими союзниками.

И главное, — великий Зевс, являвшийся для греков верховным божеством, превратил, в итоге, Психею также в богиню, что сделало бессмертной и ее. Это позволило влюбленным соединиться навеки.

Говоря же о самом слове психология, стоит вспомнить, что пришло оно к нам также из Греции: от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука). Хотя само это слово впервые было использовано лишь в XVIII веке в трактате Христиана Вольфа, философа из Германии.

Душа как элемент религиозной идеологии

Не секрет, что история представлений о психике — и, как следствие, — психологии человека берет свое начало в первобытных религиях и верованиях. В этой связи душа всегда была для людей чем-то неземным, таинственным и непознанным.

И представления о ней основывались на тех знаниях и их версиях, которые в те времена существовали. По крайней мере, было очевидно, что пока человек был жив — душа в нем присутствовала.

В то время как наступавшие сон или смерть говорили о том, что душа в эти моменты его покидает.

Пришедшая на смену этому этапу человеческого развития Античность принесла с собою появление новых веяний, культур, развитие науки и философии.

Все это, естественно, вызвало необходимость более основательно разобраться с тем, что есть психика человека как таковая и насколько она связана с понятием души. Именно в эту эпоху (YII-YI века до н.э. — XYII век н.э.

) и началось формирование учения о душе и психологии как науке, а также появляется и метод исследования психики как таковой.

Психология — наука о душе и сознании

Один из важнейших этапов развития человеческой исследовательской мысли ознаменован в истории души и психологии таким именем как Рене Декарт (1596-1650гг). Этот человек развил свое учение о душе и сознании и вывел свой критерий истины, связанный с этими понятиями.

Суть его заключалась в том, что под человеческой психикой понимался теперь особый его внутренний мир, который был открыт для самонаблюдения и имел в себе некое особое духовное бытие, что противопоставлялось всему материальному и внешнему. В этой их абсолютной разнородности и состояло главное отличие философии Р.

Декарта от всех предшествующих ему учений.

В дальнейшем учение Декарта развивалось как философское направление, а позже (середина XIXв) — уже как самостоятельная наука психология. Философ и исследователь ввел в научный обиход понятие рефлекс, что полжило начало научному естествознанию: снаала на примере поведения животных, а потом и действий человека.

Последним произведением, которое создал в этом напрвлении Р.Декарт уже перед смертью, явилась его уже собственно психологическая работа «Страсти души».

Огромный вклад в развитие и расширение этого тайного знания и в пополнение человеческой сокровищницы идей и открытий уже на новом уровне и этапе внесла новая плеяда ученых, теологов и философов. В их числе была и Елена Петровна Блаватская. Но о ней мы поговорим чуть позже, в одной из ближайших наших публикаций.

Автор текста ExtraNorm

(Пока оценок нет)
Загрузка…

Источник: https://ExtraNorm.pro/dushevnye-podrobnosti/psihologiya-kak-nauka-o-dushe

Ссылка на основную публикацию