Судебная психология — психология

Как работается судебным психологам?

Автор Татьяна в 17/01/2015. Карьера в области психологии

В последнее время судебная психология стала одной из самых популярных областей психологии. Всё большее число студентов проявляет интерес к ней, но многие из них не знают, что им нужно, для того чтобы начать карьеру. Если Вы проявляете интерес к психологии, уголовному праву и правосудию — эта область может стать для Вас основной.

Что же такое судебная психология?

41 отдел Американской психологической ассоциации, известный как исполнительный совет Американского общества юридической психологии (AP-LS), формально определяет судебную психологию так:

По сути, судебная психология включает в себя применение психологии в области уголовного расследования и законодательства. Судебные психологи используют свои знания психологических принципов для понимания различных аспектов правовой системы.

Это также одна из наиболее быстро растущих отраслей психологии. AP-LS настоящее время насчитывает более 3000 членов, их число продолжает расти с каждым годом.

Чем же объясняется быстрый рост данной области? Популярность судебной психологии феноменально возросла из-за изображения деятельности судебных психологов в СМИ, в кино и на телевидении, которое, к сожалению не всегда может похвастаться достоверностью.

Часто судебные психологи изображаются в как узкие специалисты, практически всегда знающие следующий шаг преступника.

На самом же деле, в оригинале эти специалисты осуществляют психологическое консультирование в рамках системы уголовного правосудия и гражданских судов.

Лишь немногие из этих профессионалов работают рука об руку со следователями по уголовным делам и ещё реже они принимают непосредственное участие в процессе поимки преступников.

Обязанности судебного психолога

Судебные психологи часто участвуют в уголовных и гражданских делах: оспаривают опеку, помогают разбирать страховые претензии и гражданские иски. Некоторые специалисты работают над семейными делами и предлагают психотерапию, производят оценку опеки над детьми, расследуют случаи жестокого обращения с детьми и т.д.

Те, кто работает в гражданских судах, занимаются оценкой компетентности сотрудников, составляют второе мнение, а также обеспечивают психотерапией жертв преступлений. Специалисты, работающие в уголовных судах, производят оценки вменяемости, работают с детьми, свидетелями, а также обеспечивают оценку психического состояния как несовершеннолетних, так и взрослых правонарушителей.

Сколько обычно зарабатывают судебные психологи?

В судебной психологии заработная плата может варьироваться в зависимости от сферы занятости, большинство специалистов с докторской степенью в самом начале карьеры могут рассчитывать на сумму от $60,000 — 70,000 в год.

Согласно данным Indeed.com, что в 2013 году в среднем в США зарплата для судебно-медицинских психологов составляла около $75,000. А по информации Payscale.

com, средний оклад составляет около $ 62000, с минимальной около $35,000 и максимальной в районе $124,000.

Выпускники со степенью бакалавра или магистра как правило, начинают свою карьеру в должности помощника, получая около $35,000 — 40,000. Те, кто занимается частной практикой и предлагает консалтинговые услуги, зарабатывает больше — часто от $85,000 до $95,000.

Какое образование необходимо?

В настоящее время нет ни одной официальной модели обучения для судебно-медицинских психологов. В большинстве случаев, однако, судебные психологи должны получить докторскую степень в области психологии — клинической или консультативной. Также многие получают степень доктора философии до последипломной подготовки и специализируются в области судебной психологии.

Некоторые ученые заведения, например, университеты Аризоны и Вирджинии предлагают программы обучения в судебной психологии, сочетающие в себе специфику курсов как психологии, так и права. Такое обучение обычно занимает от 5 до 7 лет, затем выпускник на конкурсной основе поступает в докторантуру.

После получения соответствующего образования, прохождения специальной подготовки и практики судебный психолог может подать заявку на получение лицензии.

В статье для Psychology Today судебный психолог доктор Карен Франклин затронула сложную проблему резкого роста числа онлайн-программ, позволяющих получить магистерскую степень в судебной психологии.

Многие из них требуют всего два года обучения в аспирантуре и стали всё более популярным вариантом для студентов, заинтересованных в этой области.

Франклин наглядно показывает, что многие из этих программ — всего лишь пшик.

«Обладатели магистерской степени в области клинической психологии, вероятно, с трудом выдержат конкуренцию там, где доминируют более образованные профессионалы», — полагает Франклин.

Подходит ли карьера в судебной психологии для меня?

Перед тем, как Вы точно решите посвятить себя карьере в области судебной психологии, необходимо учесть несколько факторов.

Вам нравится работать с другими? Судебные психологи обычно работают с командой других специалистов, а не только напрямую с клиентами или преступниками.

Вам нравятся сложные задачи? В большинстве ситуаций люди сталкиваются с проблемами, которые не могут быть легко и быстро решены.

В дополнение к этим качествам, эксперты полагают, что судебные психологи должны иметь прочную базу знаний, понимать, как пересекаются и взаимодействуют психология и закон, иметь специальную подготовку в клинической, судебной психологии и опыт работы с этическими вопросами в судебной психологии.

Судебным психологам нужны терпение, креативность, целеустремленность. Вы заинтересованы в изучении как права, так и психологию? Студенты, которым нравятся оба предмета, довольно часто приходят к тому, что судебно-медицинская психология — идеальный выбор.

Каковы плюсы и минусы работы в области судебной психологии?

К преимуществам карьеры в судебной психологии можно отнести:

  • возможность помочь другим людям;
  • множество возможностей развития карьеры (например, уголовные суды, консалтинг, правительство, образование);
  • высокую сложность задач вместе с интересными возможностями.

У работы в судебной психологии есть и недостатки:

  • длительное обучение (5-7 лет обучения в аспирантуре);
  • низкий уровень оплаты труда, не позволяющий быстро окупить затраты на образование;
  • потенциальные разочарование, стресс и выгорание.

карьера, психология, работа, судебная психология

Есть что сказать? Оставть комментарий!:

Источник: http://aboutyourself.ru/psycareer/kak-rabotaetsya-sudebnym-psixologam.html

Судебная психология и ее особенности

Судебная психология – достаточно серьезная дисциплина, так как целью ее изучения являются причины совершенных преступлений, способы их предотвращения и возможности перевоспитания совершившего преступление человека.

Еще в XIX веке большое значение уделялось психологии, в том числе и судебной. Сегодня судебная психология является одной из отраслей науки, и ее знания используются для решения многих юридических проблем.

Судебная психология: задачи

Вопросы надежности свидетельских показаний, мотивация криминального поведения, психология принятия решений, влияние особенностей человеческой памяти на свидетельские показания, вопросы общей свидетельской достоверности – все это изучается при помощи судебной психологии. В ней различают:

  • криминальную психологию;
  • психологию свидетелей;
  • судейскую психологию.

Данная дисциплина позволяет анализировать причины совершенных преступлений, выявлять черты характера преступника, повлиявших на их совершение, выяснять, как изменились черты характера и каким образом исправить психику преступника.

Как и всякая психология, судебная имеет ряд задач. При помощи нее выявляют подлинную картину совершения преступления и, основываясь на этом, принимают верное решение (выносят приговор). Также задачей психологии судебной практики является предотвращение совершения преступлений, перевоспитание преступников и правонарушителей, прививание населению стремления соблюдать закон.

Психологические методы

Методы, применяемые в психологии, сегодня используются и в такой юридической дисциплине, как судебная психология.

  1. Составление психологического портрета. Для этого анализируются ранее совершенные аналогичные преступления и выявляется тип человека, который смог бы совершить такое преступление. Таким образом составляется профиль преступника.
  2. Когнитивный опрос. Суть его заключается в том, что, отвечая на вопросы, свидетель вспоминает совершенное преступление до мелочей.
  3. Метод беседы (интервью). Чтобы установить контакт с подозреваемым в преступлении лицом, данный метод используется в начале расследования, вопросы понятны и кратки.
  4. Метод наблюдения. Данный метод психологии ведения судебного процесса требует составить определенную программу действий: определить закономерности и способы фиксирования результатов, выяснить роль и место наблюдателя среди других лиц. Кроме этого, метод наблюдения позволяет более точно отметить мимику и жесты наблюдаемого лица и зарегистрировать увиденные факты.
  5. Анкетный метод. Одинаковые вопросы с целью выявления каких-либо нюансов задаются большому количеству людей, а после результаты ответов обрабатываются.
  6. Метод эксперимента. Цель его проведения — определение реакции преступника на различные действия, то есть этот метод выявляет психическую реакцию, в результате воздействия которой произошло преступление.

Таким образом, судебная психология, взаимодействуя и с психологией, и с законом, решает правовые вопросы при помощи психологических знаний.

Источник: http://VitaPortal.ru/psihologiya/sudebnaya-psihologiya-i-ee-osobennosti.html

судебная психология — это… Что такое судебная психология?

  • СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — область психологии, изучающая круг вопросов, относящихся к нарушителям закона (криминальная психология) и свидетелям (психология свидетелей); отраслью судебной психологии, которая еще мало разработана, является судейская психология как наука о… …   Философская энциклопедия
  • Судебная психология — см. Юридическая психология …   Энциклопедия права
  • Судебная Психология — отрасль юридической психологии, изучающая закономерности деятельности расследования, судебного рассмотрения и предупреждения преступлений. Основной задачей судебной психологии является выяснение того, какие свойства личности обусловливают… …   Психологический словарь
  • Судебная психология — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Судебная психология представляет собой раздел юридической психологии, в котором изучаются… …   Википедия
  • Судебная психология — (юридическая психология)    отрасль психологии, изучающая особенности проявления закономерностей психической жизни в области предупреждения преступлений, судопроизводства, исправления и перевоспитания преступников. Данные С.п. используются в… …   Криминалистическая энциклопедия
  • Судебная психология — область юридической психологии, изучающая круг вопросов, относящихся к судопроизводству: психология судей, следователей и других работников правоохранительных органов и адвокатуры, психологическое содержание их профессиональной деятельности,… …   Психологический лексикон
  • Судебная психология — см. Юридическая психология …   Большой юридический словарь
  • Судебная психология — отрасль психологии, в которой знания психологии применяются для решения некоторых юридических проблем. Например, изучаются такие вопросы, как надёжность свидетельских показаний, психология принятия решений, включая групповые решения, мотивация… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • Судебная психология —         отрасль науки, изучающая особенности проявления закономерностей психической жизни в области предупреждения преступлений судопроизводства (См. Судопроизводство), исправления и перевоспитания преступников. С. п. исследует психологический… …   Большая советская энциклопедия
  • СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — Отрасль психологии, применяющая психологические знания и законы к юридическим проблемам. Обычно различается с судебной психиатрией. Она изучает ряд проблем психологического характера, включая надежность свидетельства, надежность показаний… …   Толковый словарь по психологии

Источник: https://psychology.academic.ru/3870/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Юридическая и судебная психология (стр. 1 из 3)

Предмет и система юридической психологии

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Право всегда связано с нормативным поведением людей. Ниже мы кратко рассмотрим эти понятия, после чего перейдем к рассмотрению системы «человек – право» и «человек – право – общество», а затем – к анализу правоохранительной и других видов юридической деятельности.

Являясь активным членом общества, человек совершает поступки. действия, которые подчиняются определенным правилам. Правила, обязательные для какого-то конкретного множества (массы) людей, называются нормами поведения, которые устанавливаются самими людьми в интересах либо всего общества, либо отдельных групп и классов.

Все нормы поведения обычно делят на технические и социальные. Первые регулируют деятельность человека по использованию природных ресурсов (нормы расхода топлива, электроэнергии, воды и т.п.) и орудий труда. Социальные нормы регулируют человеческие действия в отношениях между людьми.

Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Все социальные нормы, исходя из принятых в обществе требуют либо воздержания от определенных поступков, либо совершения каких-то активных действий.

Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т.п.

Читайте также:  Падение на спинку стула - психология

Психическое состояние так же, как и устойчивые особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развиваются и протекают не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам.

Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения в процессе установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушения правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

Следователь, производя предварительное следствие, суд, разбирая дело в судебном заседании, выясняют сложные переплетения человеческих взаимоотношений, порой трудно поддающиеся учету психологические, субъективные качества людей, мотивы, по которым человек совершил преступление.

Так, в делах об убийстве, о доведении до самоубийства, об умышленном нанесении тяжких телесных повреждений, о хулиганстве, о кражах рассматриваются по существу психологические вопросы – корысти и мести, коварства и жестокости, любви и ревности и др.

При этом судья, прокурор, следователь, работник органов дознания имеют дело не только с преступниками, но и с самыми различными людьми, выступающими в качестве свидетелей, потерпевших, экспертов, понятых.

Личность каждого из них сложилась в определенных условиях общественной жизни, индивидуальны образы их мышления, неодинаковы их характеры, своеобразны их отношения к самим себе, к окружающему миру.

Точное представление о том, почему мы поступаем так, а не иначе, дает нам возможность лучше понять свою жизнь и более сознательно властвовать над нею.

Судья и следователь, прокурор и защитник, администратор и воспитатель исправительных колоний должны быть вооружены психологическими знаниями, позволяющими правильно ориентироваться в сложных и запутанных отношениях и конфликтах, в которых им приходится разбираться.

Бесспорно, что значение психологической науки необходимо каждому, кто имеет дело с людьми, кто признан воздействовать на них, воспитывать их.

Наука о психической жизни и деятельности человека, изучающая такие процессы, как ощущение и восприятие, запоминание и мышление, чувства и воля, свойства личности с индивидуальными особенностями, как темперамент, характер, возраст, склонности, не может не иметь самого прямого отношения к раскрытию и расследованию преступлений, рассмотрению дел в суде.

В значительной степени задачи юридической психологии определяются потребностями в совершенствовании практической деятельности органов правосудия.

Работники следствия и суда, повседневно сталкиваясь с разнообразными проявлениями психики подследственного, потерпевшего, свидетеля, конечно, стараются разобраться в сложностях их душевного мира с тем, чтобы правильно понять его и должным образом оценить.

Особенность самой профессии следователя, прокурора и судьи состоит в том, что она постепенно формирует определенные знания о человеческой психике, заставляя оперировать положениями так называемой практической психологии и быть в какой-то мере осведомленными в этой области.

Однако объем и качество таких знаний, преимущественно интуитивных, не могут выйти за рамки индивидуального опыта и личных данных того или иного работника. Кроме того, такие эмпирические знания о душевном мире человека, приобретаемые от случая к случаю, бессистемны, и поэтому они не могут удовлетворять все возрастающие требования жизни.

Для наиболее объективного и квалифицированного решения множества вопросов, постоянно возникающих перед судебно-следственными работниками, наряду с юридической и общей эрудицией, профессиональным опытом, требуются также и обширные психологические знания.

Занимаясь исследованием теневых сторон жизни, иногда в самых отталкивающих ее проявлениях, следователь, судья должны уметь сохранить личную невосприимчивость (иммунитет) к отрицательным влияниям и избежать нежелательного искажения личности, так называемой профессиональной деформации (подозрительность, самоуверенность, обвинительный уклон и т.п.).

Особенности труда этих работников делают необходимой морально-психологическую закалку, ибо они связаны со значительным напряжением умственных и моральных сил.

Юристам необходимо уметь рационально распределять свои силы и способности, чтобы сохранить результативность труда на протяжении всего рабочего дня, владеть профессиональными психологическими качествами, чтобы при наименьшей затрате нервной энергии получать оптимальные доказательственные данные.

В последовательном развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума и характера, острая наблюдательность и цепкая память, самообладание и выдержка, принципиальность и справедливость, организованность и самостоятельность, большое значение имеют рекомендации психологической науки, которая указывает верные пути и средства их формирования. Наряду с этим дальнейшее повышение эффективности труда судебно-следственных работников требует всесторонней, глубокой разработки психологических основ криминалистической тактики, а также психологии других участников уголовного судопроизводства (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и др.). Психологическая компетентность судебно-следственных работников помогает «предотвратить чреватые иногда тяжелыми последствиями ошибки, которые могут возникнуть при суждении о человеческих поступках вследствие недоучета психологических моментов» [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М., 1946. С. 26.].

Юридическая психология – научно-практическая дисциплина, которая изучает психологические закономерности системы «человек – право», разрабатывает рекомендации, направленные на повышение эффективности этой системы.

Методологическую основу юридической психологии составляет системно-структурный анализ процесса деятельности, который рассматривается во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм.

Таким образом, в центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы.

Исследуя проблему предмета и системы юридической психологии, автор исходит из принципиального положения, что психологические закономерности в области правоприменительной деятельности делятся на две большие категории: деятельность правопослушную и деятельность, связанную с теми или иными правонарушениями.

Этими методологическими предпосылками, а также принципом иерархии определяется построение системы юридической психологии, в которой последовательно анализируются психологические закономерности в сфере правопослушного поведения и в сфере социальной патологии).

В общей части юридической психологии излагаются предмет, система, история, методы, связь с другими научными дисциплинами, а также основы общей и социальной психологии. В специальном разделе рассказывается о закономерностях правопослушного поведения, правовом сознании и интуиции личности, их роли в формировании иммунитета личности к криминогенной ситуации.

Особенная часть юридической психологии, которую часто называют судебной психологией, состоит из следующих разделов: криминальная психология, психология потерпевшего, психология правонарушений несовершеннолетних, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза и исправительно-трудовая психология.

Юридическая психология – самостоятельная психологическая дисциплина, изучающая человека во всей полноте. С другой стороны, в этой научной дисциплине ярко выражены юридические аспекты, которые обусловливают комплекс объективных закономерностей, изучаемых данной дисциплиной. Она разрабатывает психологические основы:

правопослушного поведения (правосознание, мораль, общественное мнение, социальные стереотипы);

преступного поведения (структура личности преступника, преступный стереотип, структура преступной группы, криминогенная ситуация, структура личности потерпевшего и их роль в генезисе преступного поведения);

Источник: http://MirZnanii.com/a/200643/yuridicheskaya-i-sudebnaya-psikhologiya

Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы

Судебная психология — отрасль юридической психологии, изучающая закономерности деятельности расследования, судебного рассмотрения и предупреждения преступлений.

Основной задачей судебной психологии является выяснение того, какие свойства личности обусловливают успешную профессиональную деятельность судебно- следственных работников, и как они могут быть целенаправленно сформированы.

В ее рамках рассматриваются вопросы оптимальных приемов взаимодействия юристов с другими участвующими в уголовном деле лицами, осуществления следственных и судебных действий (допроса, осмотра, очной ставки, обыска, опознания).

В предмет судебной психологии входит и разработка специальных судебно-психологических методов, реализуемых в деятельности по осуществлению правосудия.

Задачей науки является конкретизация, суммирование потребностей теории и практики в направленности исследований.

Эта наука должна помогать:

установлению объективной истины при рассмотрении уголовных и гражданских дел; вынесению правильного

приговора, решения;

перевоспитанию и исправлению лиц, совершивших Преступления и правонарушения;

воспитанию всех граждан в духе неуклонного исполнения советских законов и правил социалистического общежития;

предупреждению и искоренению преступлений И правонарушений.

В судебной психологии можно выделить общие и частные задачи. К общим относится изучение общих психологических особенностей и условий деятельности по осуществлению правосудия, а также задачи, решение которых имеет непосредственное значение для одной или нескольких общих целей правосудия на всех стадиях его осуществления.

Под частными задачами подразумевается решение указанных' общих задач применительно к процессуальным условиям отдельных стадий осуществления правосудия, отдельных следственных и судебных действий, к деятельности различных лиц.

Состязательный подход в судопроизводстве: большая справедливость или тенденциозность

Состязательный характер в судопроизводстве с участием конфликтующих сторон, представителей защиты и обвинения, является одной из главных черт познавательного процесса в суде. Доводы сторон становятся достоянием гласности для участников судебного разбирательства, а также всех заинтересованных лиц.

Важное психологическое значение состязательности, а равно и иных принципов осуществления правосудия, закрепленных в законодательстве, состоит, в том, что они, определяют

■эффективность и качество познания истины судьями,

■создают максимально благоприятные условия для судебного разбирательства, ограничивая искажающее влияние различных отрицательных факторов на психические познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление),

■в определенной мере нейтрализуют предубеждение судей в восприятии и оценке ими той или иной информации, относящейся к делу, к личности отдельных участников процесса, неблагоприятное воздействие на состав суда общественного мнения, поддерживая у судей на должном уровне состояние познавательной активности, решительности и настойчивости в исследовании доказательств.

Коллегиальное и состязательное начала при осуществлении правосудия отвечают закономерностям социальной психологии. Согласно этим закономерностям, решению сложных задач, к таким относится большинство уголовных дел, благоприятствует взаимодействие при принятии решения группой лиц.

В ходе совместной деятельности смягчаются крайности показателей психических процессов всех членов группы, повышается эффективность мышления, сковывается действие тех субъективных факторов, которые могут привести к ошибочному результату.

Коллективная оценка доказательств является максимально объективной, особенно в суде присяжных.

Юридико-психологические аспекты

Подсудимого (физическая привлекательность, сходство с судьёй/присяжными).

Результаты исследований свидетельствуют о том, что судья и присяжные чаще выносят привлекательным обвиняемым более мягкие приговоры и при этом привлекательность реже отождествляется с виновностью или невиновностью. Хотя большинство исследований касалось не настоящих, а смоделированных судов присяжных.

Интересное исследование провели психологи из университета в Пенсильвании (Stewart, 1980). В ходе этого исследования оценивалась физическая привлекательность семидесяти четырех подсудимых.

Читайте также:  Мученик - психология

Менее привлекательных подсудимых обвиняли в совершении более серьезных преступлений и выносили им более серьезные приговоры, однако привлекательность редко определяла I будет ли подсудимый признан виновным или оправдан.

Очевидно, привлекательность подсудимого редко оценивается как самостоятельная величина в зале суда, и с ней взаимодействуют другие факторы — ! например, до какой степени подсудимый ! выражает раскаяние, насколько i бе:пристрастны присяжные и как подробно сни обсуждают случай, сходство присяжных и обвиняемого, красноречие обвиняемого и т.д.

{ В некоторых случаях привлекательность ■ подсудимого может свидетельствовать против | него — если его обвиняют, например, в мошенничестве.

j Сходство с судьей/присяжным. S — чрезвычайно мощный фактор. Дело з том, что похожие в чем-то на нас люди не могут | нам не нравиться. Подсознание ассоциирует j их с нами самими, и поэтому таким людям I гораздо легче нас убеждать.

Источник: https://megalektsii.ru/s37169t7.html

Психология — Судебная психология

Судебная психология, возникшая на стыке психологии и права, изучает взаимодействие между психологией и законом и занимается приложением психологических знаний к решению правовых вопросов.

Эта специальность охватывает широкий круг клиентов и ситуаций, включая частных лиц всех возрастов, супружеские пары, группы, организации, производственные структуры, правительственные учреждения, школы, университеты, стационарные и амбулаторные психиатрические клиники, и исправительные заведения.

Судебные психологи могут привлекаться к работе в таких различных областях, как уголовная правоспособность и ответственность, ответственность за гражданские правонарушения и/или убытки, ответственность производителя за качество товара, направление в психиатрическую больницу на лечение, развод и судебные споры о родительской опеке, не карательное воздействие на преступников, права пациентов и преступников, специальное обучение, свидетельская идентификация, отбор состава присяжных, отбор и обучение полицейских, практика найма на работу, заработная плата рабочих, и профессиональная ответственность.  В отличие от психиатрии, уже на протяжении многих лет выполняющей свою роль в судебной системе, психология приобрела прочный правовой статус лишь в 1962 г., после решения Судьи Апелляционного Суда США Бэйзлона в деле «Дженкинс против Соединенных Штатов» (Jenkins v. United States). Судья, участвовавший в рассмотрении уголовного дела Дженкинса, предложил присяжным пренебречь свидетельскими показаниями психолога в отношении психического расстройства. Он поступил так на основании представления, что психолог не обладает квалификацией для вынесения медицинских заключений. Апелляционный Суд США постановил, что данный судья допустил ошибку, и определил, что «некоторым психологам предоставляется право свидетельствовать в качестве эксперта в области психических расстройств». Далее он предложил критерии, позволяющие квалифицировать психолога как эксперта. За прошедшие со времени этого решения годы др. дела значительно расширили круг охватываемых психол. экспертизой проблем. Сегодня, несмотря на существование определенных различий между штатами и между правительством штата и федеральными властями, психологам регулярно предоставляется статус эксперта практически в каждой соответствующей области уголовного, гражданского, семейного и административного права.  Развитие судебной психологии проявилось в целом ряде других направлений. В 1960-х годах юридические школы и психологические факультеты приступили к совместному созданию междисциплинарных учебных программ. В начале 1970-х появились первые совместные программы подготовки докторов философии и докторов юриспруденции, а также программы докторов философии в области психологии со специальностью в судебной или коррекционной психологии. На сегодняшний день уже существует множество таких программ, а также отмечается тенденция включать в программы психологических аспирантур курсы правового содержания.  Появился целый ряд профессиональных организаций. К ним относятся Американская ассоциация коррекционной психологии (American Association of Correctional Psychology) и Американское общество психологии и права (American Psychology-Law Society). В 1980 г. члены Американской психологической ассоциации (American Psychological Association, АРА) одобрили создание отделения психологии и права (Division of Psychology and Law) (Отделение 41). АРА также учредила Комиссию по правовым проблемам (Committee on Legal Issues, COLI). В 1978 г. была учреждена Американская коллегия судебной психологии (American Board of Forensic Psychology). Ее целью является аттестация квалифицированных специалистов и продвижение судебной психологии как самостоятельной законной дисциплины.  Другим свидетельством развития является публикация журналов и книг в данной области. Наряду с основными журналами, Law and Human Behavior («Право и человеческое поведение») и Criminal Justice and Behavior («Уголовное судопроизводство и поведение»), существует множество других журналов, также публикующих соответствующие статьи. Среди книг, рассматривающих состояние дел в этой области, можно назвать New directions in psycholegal research («Новые направления в психолого-юридических исследованиях») Липситта и Сейлса, The role of the forensic psychologist («Роль судебного психолога») Дж. Кука и Law and psychological practice («Закон и психологическая практика») Швитцгебел и Швитцгебел.

Специфические вопросы, адресуемые судебным психологам.

  Основные вопросы, на которые приходится отвечать психологу в большинстве судебных дел, можно разделить на три категории: а) вопросы диагностического характера, касающиеся личностной динамики, наличия психоза или органической психопатологии, доказательств симуляции и т. д.; б) вопросы, требующие перехода от уровня диагностики к вынесению экспертных заключений, касающихся специфических правовых вопросов, правоспособности отвечать перед судом, связи психол. расстройства с аварией, соблюдения интересов ребенка и т. д.; в) вопросы, касающиеся решений по делу — необходимости направления на лечение и прогноза его результатов, возможности опасного поведения в будущем и т. д. Для ответа на такие вопросы судебному психологу недостаточно лишь традиционных диагностических умений, ему также необходимо владение специальными оценочными процедурами и знание рассматриваемого судебного дела. Кроме того, ему придется столкнуться с важными проблемами, касающимися конфиденциальности, которые будут изменяться от ситуации к ситуации.  Прежде чем приступать к оценке, психолог должен также проработать с адвокатами круг вопросов, которые перед ним ставятся, и помочь им понять, что психол. оценка может дать и чего она дать не может. Адвокат должен тж понимать, что психолог получает свой гонорар только за оценку и что он не несет обязательств свидетельствовать в интересах клиента. Будут предоставляться такие свидетельские показания или нет, зависит от результатов проведенной оценки.  Психологу также необходимо ознакомиться с «судебной историей» (forensic history), которая является более обширной, чем обычная биография, и зачастую включает такую информацию, как клинические записи, полицейские отчеты и свидетельские показания. На эти источники информации впоследствии надлежит ссылаться при составлении заключения по результатам оценки.

Свидетельствование в суде.

В отдельных случаях заключение судебного психолога может быть принято без его появления в суде. Однако нередко психолог может быть вызван в суд для дачи показаний. Дача показаний может оказаться травмирующим опытом; ключевым фактором, позволяющим свести трудности к минимуму, является тщательная предварительная подготовка.

Такая подготовка осуществляется на нескольких уровнях. Первый уровень предполагает тщательное изучение соответствующего закона, используемых тестов и полученных результатов. Психолог также должен уметь излагать данные тестов без злоупотребления профессиональным жаргоном, иллюстрируя свои утверждения соответствующими примерами поведения.

Второй уровень подготовки представляет собой встречу с адвокатом. Судебный психолог должен строго следовать этическим принципам и сохранять личную честность. Однако, психолог также несет ответственность за представление результатов максимально эффективным образом. От адвоката, напротив, требуется содействие интересам клиента.

Адвокатов учат никогда не задавать свидетелю вопрос, на который адвокат уже заранее не знал бы ответа. Подготовка, следовательно, включает согласование между психологом и адвокатом порядка, в котором будут оглашаться результаты тестирования, и того, какие вопросы будут задаваться и каковы на них будут ответы психолога.

Полезно также рассмотреть вопросы, которые могут задаваться психологу в ходе перекрестного допроса, чтобы наметить на них возможные ответы.  Доверие к психологу в зале суда будет зависеть от ряда факторов.

Первым является уровень его квалификации (credentials): психолог должен обеспечить адвоката своей краткой автобиографией (curriculum vitae), которую адвокат может использовать при представлении психолога и характеристике его квалификации. Доверие к психологу будет тж зависеть от его поведения в зале суда.

Находясь на месте для свидетельских показаний психолог должен помнить, что ведущий перекрестный допрос адвокат лишь выполняет свою работу, когда выражает сомнение в доверии к психологу и полученных им результатах.

Кроме того, ситуация в зале суда зачастую не оказывается столь формальной, как это ожидается, и судья обычно готов оказать помощь свидетелю-эксперту. При свидетельствовании психолог не должен стесняться признаться в том, что он не понял вопроса, или не знает ответа, или что у него недостаточно информации для ответа на данный вопрос.

Судебное некарательное воздействие.

  Судебное некарательное воздействие (forensic treatment) охватывает столь же широкий круг ситуаций, как и судебная оценка. В случае уголовных дел некарательное воздействие может заключаться в терапии, фокусирующейся на возвращении неправоспособному индивидууму его правоспособности отвечать перед судом, или в оказании эмоциональной поддержки человеку, которому предстоит тюремное заключение. Некарательное воздействие в уголовных делах иногда включает терапию, сфокусированную на личностных проблемах либо на агрессивном или сексуальном поведении индивидуума во время содержания его под стражей или амбулаторной терапии в качестве условия, предписанного решением суда о условном осуждении (пробации) или условно-досрочном освобождении. Терапевтическая работа с преступниками требует специальных знаний о системе уголовного судопроизводства, характере и эффектах тюремной среды, системе пробации и надзора за условно-досрочно освобожденными, а тж об особенностях личности и/или поведения, часто наблюдаемых у преступников. Процедуры групповой терапии или поведенческой терапии часто оказываются чрезвычайно полезными при работе с сексуальными насильниками, преступниками с алкогольными проблемами, и др. категориями преступников.  В ситуации гражданских дел о взыскании убытков не карательное воздействие может состоять из инсайт-ориентированной или поддерживающей психотерапии. В дополнение этому, специальные методы, такие как поведенческая терапия, когнитивная терапия или методика биолог. обратной связи, могут использоваться для лечения тревоги, фобий или депрессии. Терапевт должен отдавать себе отчет, что суду могут потребоваться свидетельские показания, и это может временами оказывать влияние как на психическое состояние клиента, так и на ход терапии. В таких случаях терапевт зачастую может обнаружить, что судебная ситуация находится в противоречии с терапевтической ситуацией. В таких случаях терапевт обязан довести до сознания пациента и адвоката свои рекомендации, но принятие окончательного решения в отношении того, следовать этим рекомендациям или нет, ложится на самого пациента.  В ситуации установления права опеки над ребенком (child custody) не карательное воздействие часто предписывается судом либо для того, чтобы избежать полного судебного разбирательства по установлению права опеки, либо в качестве составной части разрешения спора. Осную цель такого воздействия состоит в том, чтобы помочь ребенку успешно адаптироваться к новой ситуации, и это, конечно, требует работы с ребенком. Однако почти всегда при этом также требуется работа с родителями. Работа с родителями фокусируется на таких вопросах, как процесс общения с ребенком, неосознанное или сознательное ограничение прав др. родителя в отношении ребенка и разрешение конфликтов между родителями.

Читайте также:  Создание команды - психология

Исследования в судебной психологии.

  Большинство вопросов, задаваемых судебному психологу, требуют от него лишь описания текущего состояния индивидуума. Однако мн. др. вопросы заключают в себе эксплицитное или имплицитное требование прогноза будущего поведения. Ответы на вопросы, касающиеся вероятности будущего опасного поведения, реакции на психиатрическое лечение, или адаптации ребенка в различных возможных альтернативных жизненных ситуациях, требуют не только проведения тщательной клинической оценки, но и знания релевантных исследований. В исследовании может часто обнаруживаться ошибочность традиционных клинических представлений. Недавним примером этому служат результаты исследований детской адаптации к травме, вызванной разводом родителей. Существующий уровень научных знаний зачастую не позволяет поддержать клиническую точку зрения с позиций имеющихся исследовательских результатов. Это диктует необходимость для судебного психолога быть не только получателем информации, но и поставщиком исследований по этим вопросам. В других случаях, например, связанных со свидетельской идентификацией, преимущественной основой для составления заключения является проведение соответствующего исследования.

  Судебный психолог должен постоянно находиться в курсе новой информации, которая появляется в результате исследования. Такие усилия, наряду с современным уровнем знаний права и изменений, вносимых в них новыми делами, обеспечивают перспективу того, что, при условии сочетания с тщательным клиническим подходом, они позволят судебному психологу оказывать наибольшую помощь правовой системе.

Источник: http://70-unit.ucoz.ru/index/sudebnaja_psikhologija/0-40

Коллектив авторов — Медицинская и судебная психология

Здесь можно скачать бесплатно » Коллектив авторов — Медицинская и судебная психология» в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентТеревинфDRM39579a53-8d9d-11e3-9d2a-0025905a0812, год 2016.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы

Описание и краткое содержание «Медицинская и судебная психология» читать бесплатно онлайн.

Учебное пособие представляет собой первое отечественное издание, в котором в лекциях ведущих ученых отражен системный междисциплинарный подход к подготовке специалистов в области медицинской и судебной психологии.

Освещены проблемы патопсихологии, психодиагностики, психокоррекции, психологии аномального развития, судебной психиатрии, психиатрии чрезвычайных ситуаций, наркологии, суицидологии, виктимологии, агрессиологии, сексологии, психосоматики.

Особое внимание уделено организационным, теоретическим, методологическим, этическим основам и предметным видам комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессах.

Для студентов психологических факультетов (направление «Психология», специальность «Клиническая психология»); медицинских и юридических психологов, судебных психиатров, обучающихся в системе дополнительного послевузовского образования; судебно-психологических и судебно-психиатрических экспертов.

Медицинская и судебная психология

Курс лекций

© Издательство «Генезис», 2004, 2016.

* * *

Ф.С. Сафуанов,

профессор, доктор психологических наук, руководитель лаборатории Федерального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского, заведующий кафедрой клинической и судебной психологии МГППУ

Вместо предисловия к четвертому изданию о Татьяне Борисовне Дмитриевой (1951–2010)

В начале 1993 года Т.Б. Дмитриева пригласила меня работать на только что созданной ею на базе Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского кафедре социальной и судебной психиатрии факультета постдипломного профессионального образования Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.

Передо мной были поставлены две задачи: первая – читать лекции по клинико-психологическим темам и проблемам комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ) общим и судебным психиатрам; вторая – организовать курсы повышения квалификации медицинским психологам, участвующим в производстве судебных экспертиз.

Первый такой цикл был организован в 1993 году. Эти курсы, которые проводятся один раз в год, сразу обрели популярность не только в масштабах Российской Федерации, но и в пространстве бывших советских республик: на них обучались эксперты-психологи из Литвы, Беларуси, Казахстана, Молдовы, Украины.

Если в 90-е годы количество обучающихся составляло 30–50 человек, то в последнее время регулярно приезжают повышать квалификацию более 100 психологов.

Среди них – не только медицинские психологи организаций Минздрава России, но и эксперты-психологи учреждений Минюста России, психологи из различных силовых структур, научные работники и преподаватели высших учебных заведений. Каждый год проводятся и выездные циклы в регионах страны.

Татьяна Борисовна уделяла большое внимание процессу обучения медицинских и судебных психологов, всегда участвовала в круглых столах при открытии цикла и при его завершении.

В начале обучения она интересовалась пожеланиями курсантов, а на завершающем собрании просила поделиться их своим мнением о достоинствах и недостатках проведенных занятий, о проблемах профессиональной деятельности.

Эта постоянная обратная связь заставляла преподавателей все время совершенствовать свои лекции и практические занятия, а меня как куратора цикла – регулярно вводить новые актуальные темы, касающиеся патопсихологических, судебно-психологических и смежных дисциплин, привлекать к проведению занятий ученых, разрабатывающих эти темы.

Именно в таком диалоге Т.Б.

Дмитриевой с курсантами и родилась идея создания этого сборника: психологи говорили о потребности в более углубленном изучении тем, освещающихся в лекциях, и жаловались на то, что литература, рекомендованная преподавателями, издана в различных журналах и сборниках, часто малотиражных и малодоступных психологам, проживающим в регионах. Тогда мы и приняли решение о создании учебного пособия, в котором был бы отражен спектр дисциплин, необходимых для постдипломной подготовки медицинских психологов, участвующих в проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в уголовном и гражданском процессах. Первое издание (2004) разошлось очень быстро, потом книга переиздавалась в 2005 и 2009 годах. Она оказалась востребованной не только психологами-экспертами, но и психологами, не участвующими в экспертизе, а также психиатрами, в первую очередь – судебно-психиатрическими экспертами.

Хочется отметить, что медицинские и юридические психологи, в первую очередь судебно-психологические эксперты, ощущали доброжелательное отношение и поддержку Т.Б. Дмитриевой на всех уровнях. Эта поддержка основывалась на ее глубоком понимании роли психологии при решении научных и прикладных задач, стоящих перед различными медицинскими и юридическими практиками.

Значительным вкладом в становление судебно-психологической службы в судебно-экспертных учреждениях Минздравсоцразвития РФ явился Приказ Минздрава России от 19.05.2000 г ода № 165 «О медицинском психологе в судебно-психиатрической экспертизе» – документ, инициированный и поддержанный Т.Б. Дмитриевой.

Значение этого приказа трудно переоценить: согласно ему, количество медицинских психологов в штатном расписании судебно-экспертных учреждений практически приравнялось к количеству судебно-психиатрических экспертов (на сегодняшний день около 900 ставок).

Практические последствия выхода данного приказа не заставили себя ждать – за короткое время число проводимых в нашей стране КСППЭ в уголовном и гражданском процессах возросло до 50–55 тысяч в год и в настоящее время составляет примерно третью часть от числа всех судебно-психиатрических экспертиз. Т.Б.

Дмитриева способствовала выходу и других ведомственных нормативных и подзаконных актов, повышающих эффективность профессиональной деятельности медицинских психологов, в частности Положения о производстве КСППЭ, Приказа МЗ РФ № 401, содержащего регламентацию составления заключения КСППЭ.

Забота о подготовке кадров в психологической области ярко проявилась в активном участии Т.Б. Дмитриевой (в содружестве с академиком РАО В.В. Рубцовым) в создании факультета юридической психологии МГППУ. Она поддержала и создание двух магистратур факультета – по юридической психологии детей и подростков, по судебно-психологической экспертизе.

При переходе отечественной системы высшего образования на принципы Болонского соглашения Т.Б.

Дмитриева сыграла значительную роль, во-первых, при решении вопроса о сохранении специальности «Клиническая психология», во-вторых, при разработке Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Клиническая психология» третьего поколения.

В роли председателя Ученого совета по психиатрии Минздрава России и председателя Ученого совета Центра им. В.П. Сербского Т.Б. Дмитриева часто включала в повестку дня заседаний актуальные вопросы медицинской и юридической психологии.

К примеру, активно обсуждались вопросы взаимодействия судебных экспертов-психологов систем здравоохранения и юстиции, методологические проблемы КСППЭ в гражданском судопроизводстве, проблема участия психологов при применении принудительных мер медицинского характера в отношении лиц с психическими расстройствами.

Т.Б. Дмитриева обладала выдающимся стратегическим мышлением, точно прогнозировала развитие научных направлений и практических отраслей в психиатрии и психологии, она всегда поддерживала разработку инноваций и способствовала апробации и внедрению наиболее эффективных из них.

Не случайно наиболее проработанные стандарты и алгоритмы в различных предметных видах КСППЭ изданы под ее руководством и редакцией – это касается и экспертизы несовершеннолетних обвиняемых, и экспертизы матерей, обвиняемых в убийстве новорожденного, и экспертизы аффекта, и многих других.

Мы надеемся, что настоящее издание окажется полезным для широкого круга специалистов – психологов и психиатров.

Т.Б. Дмитриева,

академик РАМН, директор ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, заведующая кафедрой социальной и судебной психиатрии ФППО ММА им. И.М. Сеченова

Предисловие к первому изданию

Решение проблем современной психиатрии требует применения системного междисциплинарного подхода, использования широкого спектра биологических и психологических методов исследований. Но если биологическая психиатрия в России успешно развивается еще с начала ХХ века, то медицинская психология имеет более короткую историю.

Научные и прикладные психологические исследования в психиатрии активно проводятся примерно с начала 60-х годов прошлого столетия, именно к этому периоду относятся классические работы Б.В. Зейгарник, С.Я. Рубинштейн, Ю.Ф. Полякова в области патопсихологии – разделе медицинской психологии, получившем развитие в нашей стране.

Особенно актуально объединение усилий клиницистов и психологов в судебной психиатрии.

Это обусловлено тем, что решение судебных экспертных вопросов требует не только диагностики психического состояния обвиняемых, свидетелей, потерпевших, других подэкспертных, но и определения юридических критериев, которые, как правило, в уголовном и гражданском законодательствах сформулированы в психологических понятиях.

Правильная квалификация преступлений, индивидуализация уголовной ответственности, другие судебные решения зависят не столько от наличия тех или иных психических расстройств у лиц, подвергающихся судебной экспертизе, сколько от установления влияния этих расстройств на их сознание и волевую регуляцию деятельности в юридически значимой ситуации.

Источник: https://www.libfox.ru/655408-kollektiv-avtorov-meditsinskaya-i-sudebnaya-psihologiya.html

Ссылка на основную публикацию