Страдание — психология

Страдания

Страдание - психология

Страдания — негативное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией (достоверной или недостоверной) о невозможно удовлетворение важных жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее возможным, зачастую оказывается в форме эмоционального стресса.

Страдания — это глубинный аффекта, что сыграл свою роль в эволюции человека и продолжает выполнять важные биологические и психологические функции. Страдания и не радость можно считать синонимами.

Рассматривая сумм как форму страдания, ученые считают страдания более продуктивным чувством, которое приводит к активным действиям.

Такая позиция не совсем согласуется с теорией дифференцированных эмоций, согласно которой в основе страданий и сумму лежат одинаковые эмоциональные переживания.

Выделяются различия между страданиями и печалью, которые можно отнести скорее к сфере взаимодействия между страданиям, мышлением и воображением, а также других чувств. Например, активность, которую исследователи считают особенностью, которая отличает страдания от сумму, может быть результатом взаимодействия страдания и гнева.

Возникает страдания в результате длительного воздействия интенсивной стимуляции. Источниками стимуляции могут выступать боль, холод, шум, яркое освещение, голосные разговор, разочарование, неудача, потеря.

Боль, голод и некоторые сильные продолжительные эмоции могут быть внутренними Причинами страдания. Страдания также может вызываться упоминанием и предвидением условий, при которых оно произошло или должно возникнуть.

Итак, психологические причины страдания охватывают большое количество проблемных ситуаций жизни, потребностных состояний, других эмоций, воображение и т.д.

Переживание страдания описывается как сумм, изнеможения, одиночество, изоляция. Хотя страдание может быть вредным, оно характеризуется меньшей напряженностью, чем другие отрицательные эмоции.

Согласно положениям теории дифференцированных эмоций о динамике страдания в горе и депрессии здоровые обследуемая, которые представляют ситуацию страдания, сообщают о страх как о второй по силе эмоции в ситуации, которая обусловливает страдания.

Страдания для отдельных индивидов биологически полезное, если оно ведет к слез, которые снимают нездоровую сухость слизистых оболочек и содержат лизосомы, которые уничтожают вредные бактерии.

На социальном и психологическом уровнях страдания сигнализирует, что индивиду плохо. Выражение страдания вызывает эмпатии и желание помочь тому, кто страдает.

Поэтому в социальных отношениях страдания играет роль объединяющей силы.

Горе сводится преимущественно к страдания и сумму, хотя часто является комбинацией эмоций аффективных структур, к которым относятся страх, чувство вины и гнева. Горе — это реакция на утрату. Можно горевать через любую утрату.

Хотя страдания и сумм являются доминирующими эмоциями в горе, его нередко порождают другие эмоции.

Степень страха, гнева, стыда, которые взаимодействуют с страданиям в период горя, зависит от особенностей индивидуального жизненного опыта.

Горе является биологически адаптивным, выступает как фактор социального сплочения в виды, которые ведут групповой образ жизни. Сильное горе, такое как потеря друга, может сделать человека более восприимчивы к заболеваниям. Страдания являются наиболее негативные эмоции.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-emocii.html?id=Stradaniya

Душевные страдания — болезнь или реакция эмоций на происшествия

Душевные страдания – это, своего рода, необходимый процесс, который возвращает современного человека к «человеческому». Душевные страдания идут с человеком из поколения в поколение и остаются всегда вопросом и загадкой.

Страдания души представляют собой комплекс тягостных ощущений и мучений человека, выливающиеся в стресс и в душевную боль. Страдание появляется в результате реализации человеком свободы.

Душевные страдания лежат в основе других разновидностей страданий. Причиной таких  страданий является – гордыня. Гордыня включает в себя такие душевные страдания как обман, похоть, тщеславие и зависть.

Такие страдания являются последствием, так называемых, телесных страданий – это пьянство, блуд и объедание.

Люди, во время душевных страданий, наиболее глубоко оценивают какую – то потерю, либо другую жизненную ценность. Такая ценность измеряется продолжительностью и глубиной страдания. В душевных страданиях можно выделить цель. Целью, прежде всего, является оправдание, самооправдание или же привлечение внимания.

Человек должен всяческими путями отдаляться от страдания, избегать его, а не получать удовольствие,  так как душевное страдание – это такое качество человека, которое входит в привычку и в повседневную жизнь. Человек, по сути своей, такое существо, которое всегда желает большего и недостижимого. Именно это и является основной причиной душевных страданий.

Не нужно никогда и никому говорить, что несчастен, что болен.

https://www.youtube.com/watch?v=pLhxmMwhcvU

Пока человек живет на этом свете, он способен бороться абсолютно со всем. В этом случае необходимо найти в себе силы бороться со своим эгоизмом, который заставляет себя жалеть. Нужно оглянуться вокруг и понять, сколько людей, которые во много раз несчастнее или больнее и просто сравнить страдания.

Возможно после таких сравнений, человек поймет, что в принципе нет смысла себя жалеть? Зачем причинять себе муки и боль, когда в мире и так полно негатива? Нужно бороться с собой, со своим характером, со своим пессимизмом и достичь  душевного успокоения и покоя.

Не нужно самому себя жалеть или заставлять это делать близких людей. Нужно помнить, о том, что человек – это высшее разумное существо на планете, и оно не должно себя втаптывать в землю переживаниями и страданиями. В мире есть много позитивного, светлого, доброго и теплого.

Нужно довольствоваться тем, что есть и кто есть и говорить им спасибо.

Душевные страдания – это, пожалуй, самый распространенный недуг современных людей, которые бегут вслед за несбыточным и не реальным. Это болезнь и реакция эмоций на жизненные происшествия, которые в результате приносят боль. Целесообразнее сохранить силы для борьбы, а не для слез и мук.

Да, душевное страдание – это болезнь. Почему? А потому, что есть такая категория людей, которая испытав первое потрясение и стоя на пути выбора радостных ощущений или страданий, выбирают второе. Может быть от того, что нравиться самооправдание, а может быть от того, что просто нравится, когда жалеют. Человек сам хозяин своих эмоций и как с ними бороться решать только ему.

Ждем Вашей оценки

(Еще не али)
Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ СВЕТСКИЕ НОВОСТИЦель, Человек, Чувства

Источник: https://ourmind.ru/dushevnye-stradaniya

Отрицательные эмоции: Страдание и Гнев (М.Е.Литвак — Если хочешь быть счастливым)

Страдание — самая частая отрицательная эмоция, так же как интерес — положительная. Это глубинный эффект, который может быть вызван голодом, холодом, болью, шумом, жарой, ярким светом, разочарованием, неудачей, потерей и т. д. Свою жизнь человек начинает со страдания.

При акте рождения ребенок лишается рая внутриутробного существования и выражает свое возмущение громким криком. И в дальнейшем, как указывает Изард, страдания становятся неотъемлемой частью жизни.

Страдание зависит от личностных установок.

Вот почему для одних увольнение с работы, конфликт на производстве, лишение девственности вне законного брака, неудача в любви являются глубокой драмой, другие переносят это спокойно. Но существует много причин для страданий, которые совершенно не зависят от личности.

Это кризисы экономические, война, тяжелая болезнь, катастрофа, внезапная смерть любимого человека. Часто мы начинаем осознавать, что были счастливы, когда наступает страдание.

Печальное выражение лица знакомо всем. При явном страдании брови поднимаются вверх и сдвигаются. Если человек часто находится в состоянии печального раздумья, то между бровями закладываются вертикальные морщины. В наиболее выраженные моменты страдания человек плачет.

Слезы облегчают страдание, не находя выхода, они душат. Как только человек заплакал, выраженность страдания становится меньше. Однако с самого детства ребенка приучают сдерживать слезы.

Поэтому одной из задач психологического тренинга является возвращение человеку способности плакать при страдании.

Страдающий человек чувствует себя покинутым, одиноким, никому не нужным, бессильным, глупым и т. д., в общем, он чувствует себя несчастным. Но страдание выполняет и полезную функцию. Оно дает знать человеку, что ему плохо, заставляет действовать, решать проблемы и тем самым спасает человека от разрушения. Кроме того, страдание сплачивает людей.

Не следует, не разобравшись в причинах страдания, пытаться облегчить его. Когда страдание возникает при утрате близкого человека, необходимо время, чтобы привыкнуть к отсутствию того, с кем провел долгие годы. Довольно часто человеку, находящемуся в горе, предлагают взять себя в руки.

Но у человека, который все время держит себя в руках, возникает своеобразная болезнь. Как пишет Ницше, «…он постоянно пребывает в оборонительной позе, вооруженный против самого себя, вечный вахтер своей крепости, на которую он обрек себя.

Да, он может достичь величия в этом! Но как ненавистен он теперь другим, как тяжек самому себе, как истощен и отрезан от прекраснейших случайностей души!» А как часто мы слышим такую «поддержку»: «Тебе бы мои беды!»

Как же поддержать человека, находящегося в горе? Я предлагаю такой вариант: «Я восхищен твоим мужеством, тем, как ты переносишь свое горе! Я бы давно не выдержал и разревелся!» Это, по-моему, настоящая поддержка, тогда как «Возьми себя в руки» — это фактически восхваление самого себя: «У меня обстоятельства потяжелее, но я держусь».

Человека надо не стыдить, а учить переносить страдание. Как указывала Изард, если родители выказывают к ребенку презрение, когда он плачет, он может привыкнуть сгорать от стыда всякий раз, когда ему захочется плакать. Все это может сделать ребенка боязливым, болезненно застенчивым.

По мнению Томкинса, отношение к страданию воспитывается посредством наказания, поощрения, неполного поощрения и смешанным способом.Если родители наказывают ребенка, не обращая внимания на причину его страдания, и у него нет возможности объясниться, это может привести к притворству, слабой выраженности индивидуальности, чрезмерному избеганию страдания, апатии и усталости.

Если еще при этом ребенка бьют, он начинает плохо переносить боль. Вот почему мужчины хуже переносят боль, чем женщины (мальчиков ремешком наказывают чаще, чем девочек).

Если родители поощряют ребенка проявлять свои страдания, пытаются успокоить его и уменьшить действие фактора, вызывающего страдание, устранить его, то ребенок будет иметь возможность выражать страдание, бороться с ним и побеждать его.

Он будет больше доверять людям, будет благополучно переживать страдания, которые обычно сопровождают радость и любовь, у него сформируется более оптимистическое отношение к жизни.При неполном поощрении родители целуют, обнимают и гладят плачущего ребенка, вместо того чтобы сделать понятной для него причину страданий.

Такой ребенок будет не преодолевать страдание, искать его причину, а искать успокоения. Из таких детей могут вырасти алкоголики и наркоманы.При смешанном способе маленького ребенка поощряют плакать, чуть подрос — начинают наказывать. Мать требует одно, отец — другое.

В результате замедляется развитие личности, возникает неудовлетворенность при контактах с другими людьми, зависимость в межличностных отношениях и боязнь конфликтов.Тяжелей всего переносить страдание, когда оно кажется бессмысленным. Поэтому нужно найти в нем смысл. «Потерпите немного, — говорит врач больному, ощупывая его живот.

— Я хочу определить, аппендицит у вас или просто колит». Страдание приобрело смысл. Ведь надо решать, делать операцию или нет, и больной терпит! Как утверждает Франки, если в потере найти что-то положительное, страдание станет легче.

«Никакие деньги не бывают помещены выгоднее, чем те, которые вы позволили отнять у себя обманным образом: ибо на них мы непосредственно приобретаем благоразумие», — писал А. Шопенгауэр.
Длительно существующая депрессия (тоска), давая известный отдых организму, является врожденным возбудителем гнева. Большинству людей знакомо чувство гнева, наступающего после страдания.

На работе его отругали, что вызвало страдание. Он пришел домой и с гневом набросился на ребенка. Гневается он не столько на ребенка, сколько на источник страдания, но, к сожалению, часто не осознает этого. В результате такая ситуация повторяется довольно часто.

Гнев возникает обычно тогда, когда появляются препятствия для удовлетворения потребностей. Это могут быть физические помехи, правила, законы и, наконец, собственная неспособность. Если препятствия незначительны и легко преодолеваются, гнев может не возникнуть. Иное дело, когда препятствие преодолеть не удается, а желание сохраняется. Часто низкий уровень гнева в течение длительного времени подавляется, что наносит вред здоровью. Я в гневе на партнера. Но в обществе мне надо скрыть это. Я весь напрягаюсь, с яростью сжимаю кулаки и вместо того, чтобы уничтожить источник гнева, уничтожаю себя.

Когда животное приходит в ярость, оно оскаливает зубы, широко раскрывает глаза. Вся поза выражает готовность напасть. Такое проявление гнева можно видеть только у ребенка. У взрослого человека она наблюдается только в экстремальных ситуациях.

А чаще всего нам приходится гасить свой гнев. Тогда зубы стискиваются, губы сжимаются, брови сводятся, ноздри расширяются и крылья носа приподнимаются. При гневе кровь кипит, лицо горит. Происходит мобилизация нервной системы и всего организма.

Читайте также:  Конкретика в просьбах - психология

Человек чувствует себя сильным, у него появляется потребность в немедленных действиях, которые могут быть иррациональны, если человек не предпримет что-нибудь для контроля над гневом. Гнев подавляет страх и страдание.

Связку «страх — страдание — гнев» можно проследить на следующем примере, который приводит Изард.

Мать пошла за покупками и оставила маленького сына дома. Вначале он чувствовал себя хорошо. Но мать задержалась. Стало темно. Ребенок испугался и стал плакать. Страх вызвал чувство заброшенности и страдание, которое усилило страх. Но если мальчик рассердится на мать, у него уменьшатся и страх, и страдание.

В эволюции человека гнев имел большое значение для выживания. Сейчас гнев часто выполняет отрицательную функцию. Когда он возникает, ему сопутствуют чувство несправедливости, ощущение, что тебя обманули, предали, унизили, а иногда появляется мысль и о всеобщей несправедливости.

Если гнев долго сдерживается, часто возникает отвращение к объекту, который его вызывает.

Родители, педагоги, начальники, часто конфликтующие со своими детьми, учениками, подчиненными! Хорошо запомните это положение. Если зависимый от вас партнер кричит на вас в ответ, он относится к вам еще более или менее сносно.

Но те, кто молчит и сдерживает свой гнев, испытывают к вам отвращение. Вот так-то!

Если удается справиться с опасным соперником, к гневу примешивается радость, и в результате возникает чувство презрения к сопернику (эта сложная эмоция представляет собой смесь гнева и радости). Презрение — самая холодная и разрушительная эмоция. Если доля гнева в презрении начинает падать и такое состояние становится хроническим, человек может превратиться в садиста.

██ М.Е.Литвак — Если хочешь быть счастливым. ██ Всем, потерявшим надежду и опустившим руки. Автор, как и Козьма Прутков, считает, что счастье человека в его собственных руках. И если он умеет общаться с собой, находит общий язык с близкими, способен управлять группой и быстро освоиться в новой ситуации, он обречен на счастье. Автор использует свой богатый клинический опыт и опыт психологического консультирования, дает простые рекомендации, как наладить общение. Жизнь — штука легкая, а если вам тяжело, значит вы что-то делаете не так. Радость — это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды.

Источник: https://anchiktigra.livejournal.com/840625.html

Зачем нужны страдания?

Время от времени каждому человеку приходится испытывать те или иные страдания, душевную или физическую боль, разочарования и неудачи.

Однажды, когда женщина, у которой умер ребенок, пришла к Будде и пожаловалась ему, он ответил, что поможет ей, но сначала она должна принести ему горчичные зерна из дома, где никто не умирал.

Женщина обошла весь город и вернулась ни с чем — ну не существовало там ни одного дома, где бы никто не умер.

То же самое можно сказать о страданиях — принесите горчичные зерна от человека, который никогда не страдал. Невозможно? Да. Ибо у страданий есть весьма важная функция, и пока мы ее не поймем до конца — мы не сможем освободиться от своих страданий.

Что собой представляет боль? К примеру, физическая. Тысячи нервных импульсов, спешащих по нейронным цепям к специальным центрам в мозгу.

Что же в таком случае боль психологическая? Душевная? Специфические состояния сознания — можно назвать это так.

Но почему мы время от времени вынуждены пребывать в них? Кто или что нас принуждает к этому? Ведь мы не выбираем их сознательно. Тогда как же? Почему? Зачем…

Любая боль — это неотъемлемый атрибут эго. Давайте сразу же определимся с этим термином. Эго — это осознание себя как обособленной от внешнего мира единицы — тело, ум, эмоции.

Но проделайте умственный эксперимент: представьте, что у вас отрезали руку, эта рука — это все еще вы? А ногу — это будете все еще вы? Хорошо, попробуем с другими частями тела — конечно, если удалить сердце, вы умрете, будет ли это значить что вы — это сердце.

Может, вы — мозг? Увы, современные ученые уже проделывали подобные эксперименты в этом направлении, но так и не смогли найти локализацию человека в мозге.

Выходит, что телом мы не являемся, хотя упорно продолжаем путать себя с телом, от чего и страдаем. Мы сознаем себя телом, вот этим вот мешочком из кожи с костями и кишками внутри, и поскольку сознание намертво приковано к нему ощущениями, мы считаем себя — им.

 Но давайте пока что оставим в покое этот бренный механизм и продолжим наш эксперимент: что на счет ума? То есть того самого потока мыслей, который не останавливается ни на миг (разве что в глубоком сне).

Можете ли вы остановить его хоть на несколько секунд? Как долго вы сможете концентрироваться на чем-то одном так, чтобы не возникало других мыслей? Попробуйте.

Если вы проделаете все правильно, результат вас ошеломит — вы не можете контролировать собственные мысли! Вы не можете остановить их! Тем не менее, вы до сих пор свято верите в то, что вы — думаете! Вы уверены, что это именно вы думаете?

Но мы несколько отклонились от темы статьи. Как долго вы можете терпеть боль? Какую интенсивность боли вы можете выдержать? Как физической, так и психологической. Предположите приблизительно, это и будет ваш уровень духовного развития.

Да, показателем духовного развития является то, насколько человек может терпеть боль.

Ибо боль — суть эго, гордыня, иллюзия, из-за которой вы, прекрасный, вечный и блаженный, путаете себя с этим мешком с костями и непрерывным потоком ментального бреда.

Вот почему многие аскеты, схимники, монахи и подвижники умерщвляли плоть и занимались прочими эпитимьями, аскезами и тапасьями. Вот почему непосвященным многие духовные практики кажутся самоистязаниями.

Ведь духовная практика — это, в сущности, причинение своему эго боли и осознанное ее проживание. Нет, подвижники вовсе не мазохисты, хотя бывают и такие.

Но сейчас мы говорим о других — о тех, кто пытается осознать себя истинным собой.

Вдумайтесь! Осознанное проживание боли делает нас сильнее и приближает к истине! Боль — иллюзия, и осознанность устраняет ее. Неосознанное же проживание боли ведет к устремлению в прошлое или будущее.

Страхи, желания, обиды, печали, подавленности и прочие патологические состояния — это не что иное, как неосознанное бегство от душевной боли к еще большей боли. Вот что поразительней всего — неосознанно стремящиеся от боли люди приходят к еще большим страданиям.

Обиженные помнят обиды, дорожат ими и провоцируют окружающих на новые. Ненавидящие, тревожные, завидующие, алчущие, ревнующие… Все так неистово устремляются в свой ад с новыми проживаниями все тех же негативных состояний.

Забывая рай здесь и сейчас и убегая в будущее или прошлое, эти несчастные заставляют окружение причинять им новую боль и дорожат ею.

Круг замыкается: чем неосознаннее люди проживают свою боль, тем в больший ад погружаются. Суть духовной практики в том, чтобы научиться проживать боль осознанно, не теряя любовь, веру, благодарность и осознанность во время причинения нам боли.

Страдания, неудачи, болезни и прочие напасти — не зло, это всего лишь сигнал о нарушении закона, а какого именно — дай Бог нам разума узнать. Но для этого нам придется обзавестись необходимой крупицей разума, чтобы принять ответственность и признать, что все наши страдания — не вина окружения, а результат наших прошлых действий, мыслей и состояний сознания.

Принимайте ответственность за вашу жизнь, проживайте свои испытания осознанно и будьте счастливы! И помните, что глубина есть только в том, кто страдал, но избавился от страданий. Не страдавшие так и остаются поверхностными пустышками всю жизнь. Страдавшие и продолжающие страдать — всего лишь преступники и жертвы, что, по сути, одно и то же.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/psychology/articles/46515/

Geum.ru

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >

Понятие о психических (УК РФ) и нравственных (ГК РФ) страданиях. Давно замечено, что человек — не только существо разумное, но и в не меньшей мере — существо страдающее.

Как подметил наш великий русский поэт, «страдать — есть смертного удел».

По тому, как люди переносят житейские невзгоды, как они ведут себя в состоянии стресса, проявляют индивидуальный стиль реагирования, переживаний различных неблагоприятных факторов, в том числе криминального характера, мы судим о переживаемых ими страданиях, оцениваем их состояние психики. Не случайно законодатель в целый ряд правовых норм уголовного и гражданского законодательства ввел такие понятия, как «психические страдания» (ст. 117 УК), «нравственные страдания» (ст. 151, 1101 ГК).

В настоящее время суды при рассмотрении уголовных и гражданских дел, определяя размеры компенсации морального вреда, стали чаще обращать внимание на вопросы, относящиеся к установлению признаков, подтверждающих пережитые субъектом физические или нравственные, психические страдания.

Подобная судебная практика в полной мере соответствует требованиям закона. Так, в ст.

151 ГК судам предписывается при решении вопросов, связанных с компенсацией морального вреда, «учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред».

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г.

№ 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются «нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина».

Таким образом, страдания, будучи чисто психологическим понятием, в настоящее время приобрели достаточно актуальное правовое значение.

Понимание сущности и раскрытие содержания этого понятия при рассмотрении целого ряда уголовных дел, гражданско-правовых споров требует, с одной стороны, использования психологических знаний, с другой стороны, юридически грамотного применения норм права.

В толковом словаре русского языка страдание определяется как «физическая или нравственная боль, мучение». В свою очередь, боль связывается с «ощущением страдания». Следовательно, боль и страдание неразрывно связаны между собой.

В психологии страдания рассматриваются как одна из фундаментальных и наиболее распространенных эмоций, которая при всем своем негативном характере выполняет очень важную в биологическом и психологическом отношении функцию, сигнализируя человеку о воздействии на него неблагоприятных факторов и тем самым побуждая его принимать те или иные меры, направленные на устранение причин их возникновения.

Страдания — это чувства, эмоциональное состояние человека в виде отрицательных переживаний, возникающих под воздействием травмирующих его психику, здоровье событий, глубоко затрагивающих его личностные структуры, настроение, самочувствие и другие ценности.

Эмоциональный профиль страданий считается одним из сложных, поскольку собственно страдание отдельно, в чистом виде, наблюдается крайне редко.

Обычно страданию сопутствуют страх, психическая напряженность, посттравматические стрессовые состояния, гнев, импульсивность, аффект, чувства вины, стыда, другие негативные психические, эмоциональные состояния.

Наиболее распространена связь страданий и страха, страданий и стресса (фрустрации). Так, угроза, реальная или мнимая (запугивание), совершить то или иное преступление против личности может вызвать страх.

Последний, действуя парализующим образом на волеизъявление субъекта, его мотивационную сферу (мотивацию достижения), способствует утрате смелости, свертыванию жизненной активности и, в свою очередь, приводит к нравственным страданиям.

Все это способствует появлению эмоциональной напряженности, стресса. Некоторые психологи напрямую связывают страдания со стрессом, рассматривая страдание в качестве одной из форм эмоционального стресса, его характерного признака.

С другой стороны, глубокий эмоциональный стресс (дистресс), особенно достигший своей третьей стадии (истощения), а также различные виды посттравматического стрессового состояния могут вызывать и нравственные, психические и физические страдания.

Весьма тесная взаимосвязь существует между страданиями и эмоциями гнева, аффектом.

По мнению ряда психологов, страдание является своего рода внутренним возбудителем гнева, а затем и агрессии, что можно наблюдать при развитии аффекта.

Поэтому установление у субъекта с помощью судебно-психологической экспертизы сильного эмоционального стресса, аффекта может служить подтверждением, доказательством того, что тот действительно переживал и страдания.

Характерные признаки страдания. Внешне страдающий человек выглядит печальным, отрешенным от происходящих событий, оторванным от людей.

Испытывает чувство одиночества, изолированности, особенно от тех, кто заботится о нем; чувствует себя неудачником, несчастным, потерпевшим поражение, неспособным к достижению прежних успехов.

Нередко у таких лиц появляются мысли об их профессиональной некомпетентности, утрате смысла жизни; понижается общий физический тонус, появляются сопутствующие этому различного рода функциональные расстройства, нарушаются сон, аппетит и т.д. (рис. 7.12).

Читайте также:  Декларация о правах ребенка - психология

Подмечено, что глубина страданий, как и стресса, во многом зависит не только от того, что произошло, но и в не меньшей мере от отношения к произошедшему, от индивидуально-психологических особенностей человека, его установок, социальных ожиданий, личностной предрасположенности к социально-дезадантивным формам поведения.

Переживаемые человеком страдания отрицательно отражаются на его профессиональной деятельности, познавательной активности, что обычно не остается без внимания со стороны его ближайшего окружения.

В законе упоминаются две разновидности подобного рода переживаний: страдания нравственные, психические и страдания физические.

Рис. 7.12. Homo sapiens страдающий… (рисунок X. Бидструпа)

В таком состоянии легко можно дойти и до сердечного приступа

Понятие «нравственность» и производное от него прилагательное «нравственный» имеют несколько смысловых оттенков. Нравственность — это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, принятые в обществе.

Понятие «нравственный» употребляется не только по отношению к человеку, соблюдающему требования нравственности, но и как характеристика того или иного явления, относящегося «к сознанию, внутренней жизни человека».

С этой точки зрения нравственные страдания человека напрямую связаны с его личностными, глубинными структурами, подвергающимися посягательствам, что вызывает у него сильную ответную эмоциональную реакцию в виде отрицательных переживаний, называемых страданиями.

Поскольку с помощью понятий «личность», «личностный» раскрываются включенность человека в общественные отношения, его социальная сущность, положение в обществе, есть все основания полагать, что источником нравственных страданий субъекта, причиненного ему морального вреда являются прежде всего посягательства на его социальный статус, авторитет, честь и достоинство, личностные убеждения (если они, разумеется, не носят антиобщественный, противоправный характер), его самооценку, положение, место в обществе, сложившуюся систему его межличностных связей и отношений. Все это, безусловно, связано с правами и основными свободами человека, гарантированными Конституцией РФ, поэтому посягательства на его личную неприкосновенность, свободу, мировоззрение, ценностные ориентации, т.е. на все то, что позволяет ему быть личностью, могут вызывать нравственные страдания, причинить человеку моральный вред. Как подчеркивается в вышеупомянутом постановлении Пленума ВС РФ № 10, моральный вред может заключаться также в нравственных переживаниях, страданиях человека, связанных «с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав».

Физические страдания в отличие от нравственных обусловлены причинением человеку физической боли, мучений, нанесением телесных повреждений, различного рода увечий, истязаниями и т.д., что, в свою очередь, может быть результатом, в том числе, перенесенных нравственных страданий.

При определении размера компенсации морального вреда суды должны учитывать «степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред» (ст.

151 ГК), а также выяснять, «чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены».

С учетом этих требований судом в качестве доказательств, подтверждающих факт причинения лицу физических страданий, могут быть признаны различного рода медицинские документы, в которых отражены полученные лицом телесные повреждения, перенесенные заболевания, функциональные, психосоматические расстройства, его жалобы на самочувствие, а также характер оказанной ему медицинской помощи. Существенно дополнить эту картину могут показания свидетелей, общавшихся с потерпевшим, относительно его внешних признаков, свидетельствующих о расстройстве его поведения, о том, что он им говорил о своих переживаниях. Так же подробно следует допросить самого пострадавшего о его ощущениях, мыслях, которые у него были в интересующий суд период.

Известно, что повышенная тревожность, сенситивность, психастеничность, неврастеническая симптоматика и т.п.

являются весьма благоприятной почвой для развития различного рода глубоких переживаний, травмирующих психику, в виде страданий.

В этих случаях помимо допроса самого потерпевшего, а также лиц, близко знающих его, существенную помощь суду, несомненно, может оказать судебно-психологическая экспертиза аналогично тому, как это делается при установлении аффекта.

< ПредыдущаяОглавлениеСледующая >

Источник: http://geum.ru/kurs/psihicheskie_nravstvennye_stradaniya.php

Страдание

Страдание

Вы можете себе представить, что через несколько сотен тысяч лет интеллектуальной эволюции некоторые вооружились бы беспроигрышным набором мыслительных плотов для достижения удовлетворенности? Более того, если у кого-то это получилось бы, можно было бы обоснованно ожидать появления способов получения необходимых всем в мире знаний. Несомненно, эти знания были бы настолько бесспорно эффективны в достижении удовлетворенности, что Интернет был бы ими переполнен, первые страницы каждой газеты пестрели бы их названиями, и в каждом утреннем шоу от Андорры до Занзибара транслировались бы интервью с экспертами в этой области.

Что удивительно, причины страданий и методы освобождения от них уже известны, и знания о них тысячелетиями передавались из поколения в поколение. Они не являются секретом. Их веками хранили в себе священные писания, начиная с Вед и заканчивая Библией.

Полное освобождение от страданий возможно для каждого, кто предпочитает просыпаться и работать над этим.

Но почему же столь немногие знают об этом и еще меньше используют свои знания для избавления от душевной боли? Потому что, в общем и целом, облегчение страданий не является задачей общества и потому не входит в состав необходимых мыслительных плотов, полученных нами при рождении.

Медитации, перемена образа жизни и распространение убеждений, важных для пробуждения сознания, оснащенного общепринятыми мыслительными плотами, выделили бы нас из толпы и сделали бы объектом социальной изоляции, которой мы так боимся. На самом деле это порочный круг: страдания, которые привязывают нас к нашим близким, в то же время не дают нам испытывать радость от общения с ними, в которой мы так отчаянно нуждаемся.

Огромное количество людей даже не осознают, что попали в порочный круг страданий, и поэтому не могут увидеть свои возможности.

Нетрудно понять, почему говорят, что история повторяет саму себя: те же самые идеи из поколения в поколение переходят от взрослых, не осознающих причин своих страданий, к их детям.

Пришло время разрушить эту систему, осознав, каким образом современные ценности и порядки усиливают и подпитывают цикл страданий, и как просто мы можем это остановить, начав ценить нечто другое.

Страдание – это результат работы двух мыслительных плотов, которые каждый день бесконечно повторяются миллиардами людей, верящих в то, что они могут облегчить свою боль.

Первым является убеждение, что удовольствие уменьшает страдание. Вторым – то, что попытки избежать страдания снижают вероятность его возникновения.

Эти два мыслительных плота называются спиралью желания и спиралью неприятия.

Спираль желания обрекает нас на бесконечное разочарование и постоянную необходимость питать наши потребности, так как наше отношение к желаемому объекту со временем меняется.

Например, вы хотите новую машину, но, когда вы ее приобретете, красота и очарование автомобиля будут меркнуть по мере того, как на рынке начнут появляться новые модели.

Что изменилось больше: сама машина или ваше ее восприятие? Сила очарования новым автомобилем сходит на нет, и постепенно ваше желание превращается в страдание, так как устаревшая модель больше вас не радует.

При этом, если бы ваш разум не впал в зависимость от этого процесса, вы бы так не страдали. Очевидно, что разум, а не автомобиль является причиной ваших страданий. Большинство из нас стремится сменить надоевшую машину, когда гораздо лучше было бы начать внимательнее относиться к своему способу мышления.

Спираль желания

Спираль неприятия

Неприятие – это обратная сторона желания. Мы избегаем всего, что, по нашему мнению, усиливает страдания или ослабляет удовольствие. Пока мы, с одной стороны, находимся в поиске удовольствия, с другой стороны, мы стараемся избежать всего, что нас расстраивает.

Доказательством этого будут наш страх физической боли или смерти, которых мы пытаемся избежать, страстно стремясь к обыденному комфорту, приобретая материальные ценности, застраховывая свою жизнь и покупая хорошо оснащенные холодильники.

Досадным побочным продуктом физической реальности является то, что самые тяжелые, болезненные и сильные страдания, эмоциональная травма и душевное смятение заставляют нас меняться.

Боль и страдания помогают нам встать на правильный путь, изменить свое мировоззрение, привычки и модели поведения, чего бы мы не сделали самостоятельно без столь сильной физической мотивации.

В дальнейших разделах этой книги вы узнаете, что болезнь – это способ тела заявить: «Проснись! Помоги! Изменись! Перестань заниматься этим!» Поэтому, несмотря на то, что мы не приветствуем боль с раскрытыми объятьями, затрата большого количества энергии на то, чтобы ее избежать, не будет ни полезной, ни практичной. Современная культура в страхе бежит от подобных переживаний, потому что мы верим, что они не продлевают наше существование, в то время как нам на самом деле не хватает этой чувствительности и осознания того, что страдания значат для нас, и как справляться с ними наиболее эффективно.

Заимствованная личная истина гарантирует возобновление страданий. Природа вселенной изменчива, и, тем не менее, мы стараемся достигнуть удовлетворенности, всеми силами пытаясь удержать вещи и эмоции, которые нас устраивают, одновременно избегая тягостных событий и переживаний.

Тем не менее, желание всегда порождает страдание, а попытки избежать нежелательных перемен физически невозможны, таким образом, мыслительные плоты желания и неприятия стопроцентно гарантируют повторное появление боли в вашей жизни.

Как доказал тестом на саморегуляцию доктор Гроссарт-Матичек, восприимчивость к спиральному циклу страданий и применение техник по освобождению от них требует отказа от мыслительных плотов, которые при­украшивают личную истину. Вот почему это далеко непросто.

Но аналогично тому, как мыслительные плоты могут быть заучены, они могут быть и забыты.

Источник: http://bysolo.ru/stradanie.html

Любовь и страдание

Любовь и страдание

Где любовь, там страдание. И зачем Бог послал это несчастье на нашу голову?

Да простят нас влюбленные, но дело в том, что безумная, несчастная любовь, приносящая боль и страдания даже в самом начале отношений, на самом деле не любовь, а любовная зависимость. Она не имеет ничего общего с высоким, жизнеутверждающим чувством − настоящей любовью. Любовная зависимость − это «голод», «жажда» по «любимому».

«Я тихо и грустно свершаю

Без радостей жизненный путь,

А как я люблю, как страдаю,

Почему же это болезненное, зависимое состояние принимают за любовь? Именно такая любовная зависимость описана и, к сожалению, воспета в литературе. K сожалению, так как эта любовь ведет к боли, трагедии и разрушению. Чего стоят только строки Цветаевой, Ахматовой, Шекспира, Блока, Пушкина, Лермонтова.

«В любви узнав одни страданья,

Она утратила желанья

Часто поэтические строки отражают внутреннее (редко, счастливое) состояние автора, его любовные переживания, личную драму. Энергия несчастной любви сублимируется в энергию творчества, в высокий творческий потенциал.

Поэту, писателю некуда было девать переполняющие его чувства, некому высказать их, и они направляли их в поэтические строки, наполненные страстью и страданием, что, впрочем, облегчало их душу. Яркий пример этого − Петрарка с его Лаурой. Kстати, прописывание страданий, негативных мыслей, чувств − один из психотерапевтических приемов.

Да и стихи легче пишутся, когда душа страдает, слова сами «ложатся» на бумагу. Когда душа радуется, как-то не до стихов становится, хочется «ловить» настоящий момент, жить им, наслаждаться жизнью.

Иногда творческие люди умышленно (кто-то осознанно, кто-то по наитию) заражаются таким состоянием, выискивают такие объекты для любви, настраиваются на наркоманическую любовь, чтобы творить.

Для них наркоманическая любовь − искусственно вызванное состояние, источник творчества. Ведь о том, что хорошо и радостно, читать неинтересно.

Читателю нужна романтика, страдания, испытания и преграды, которые преодолевают герои, горе, кровь, смерть…

Литература часто программирует читателя любовные страдания, любовную зависимость, на принесение себя в жертву во имя прекрасного чувства − Любви. Вспомните Ромео и Джульетту, Анну Kаренину, «бедную» Лизу.

Такая литература, особенно поэзия, романтизирует негативные переживания, трагедию, горе.

И тем, кто, зачитывается подобными стихами и романами (а зачитываемся ими мы, обычно, в юном возрасте), кажется, что именно это и есть высокие чувства, это и есть любовь, что любви без страданий и боли не бывает.

«Любви познает сердце горе,

Читайте также:  Патриотизм - психология

И мы начинаем чувствовать, думать и действовать, как литературные герои. Особенно, такие негативные программы опасны для впечатлительных, романтичных, эмоциональных подростков. Они и так разочарованы в реальной, кажущейся им пошлой, действительности.

У них нет в жизни других идеалов, кроме этих страдающих, несчастных героев, и им сознательно или неосознанно так хочется на них походить. «Я страдаю, как героиня, и горжусь этим! Я знаю, что такое настоящая любовь!».

Кроме этого, подобная литература помогает создать не только собственный идеал, но и идеал возлюбленного (возлюбленной), которого в реальной жизни просто и быть не может.

Несовпадение же реальности с идеалом приводит к большим разочарованиям в жизни, страданиям, постоянной неудовлетворенности тем, что есть. А такие негативные переживания разрушают нашу жизнь, нашу судьбу.

Любовные страдания возникают в состоянии любовной зависимости, ее еще называют наркоманической любовью. Зависимость даже в самом начале отношений − это комплекс негативных чувств, выражающихся в сплошном страдании по другому человеку, в желании контролировать каждый его шаг и «приобрести его в собственность».

Зависимый «застревает в страданиях», ему ничего не интересно в жизни, кроме «любимого», он ни о чем другом не может думать, ни о чем другом не может говорить (любой разговор сводится к «любимому»: к тому, что с ним делать, как себя повести, что сказать, где он ходит, чем занимается). Для зависимых людей любовь − это страдание.

И страдание становится «лакмусовой бумагой» любви: если я страдаю по этому человеку, значит, я его люблю, если не страдаю, значит, не люблю.

Настоящая Любовь − это светлое, радостное, позитивное чувство. Любовь − это АKТИВНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ в жизни и свободном развитии объекта любви. Я люблю тебя, но каждый из нас свободен (в своих мнениях, в принятии решений). Если тебе будет лучше без меня, я пойму и отпущу тебя с пожеланиями счастья.

Истинная Любовь − это РАДОСТЬ! Это − дарение и получение радости. «Лакмусовой бумагой» настоящей любви является РАДОСТЬ, а не страдание: если я радуюсь тебе и твоим радостям, а ты радуешься мне и моим радостям, если нам радостно и комфортно вместе, значит, мы любим друг друга.

Статья помогла? Поддержите работу сайта!

Источник: http://psiholog4you.ru/lyubov-i-stradanie/

Страдание: понятие, психодиагностические признаки, его правовая оценка

Как тонко подмечено, человек — не только существо разумное (homo sapiens), но и в неменьшей мере — существо страдаю­щее.

По тому как люди переносят житейские невзгоды, как они ведут себя в состоянии стресса, проявляют свой индивидуальный стиль реаги­рования, переживаний различных неблагоприятных факторов, в том числе и криминального характера, мы судим о переживаемых ими стра­даниях, оцениваем их состояние психики.

Не случайно законодатель в целый ряд правовых норм уголовного и гражданского законодательства ввел понятия: «психические страдания»(ст. 117 УК), «нравствен­ные страдания»(ст. 151, 1101 ГК).

В настоящее время суды при рассмотрении уголовных и гражданских дел, определяя размеры компенсации морального вреда, стали чаще об­ращать внимание на вопросы, относящиеся к установлению признаков, которые подтверждают пережитые субъектом физические или нравст­венные, психические страдания.

Подобная судебная практика в полной мере соответствует требова­ниям закона. Так, в ст. 151 ГК судам предписывается при решении вопро­сов, связанных с компенсацией морального вреда, «учитывать степеньфизических и нравственных страданий,связанных с индивидуаль- , ными особенностями лица,которому причинен вред».

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г.

«Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», специально посвященном вопросам компенсации морального вреда, указано, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездей­ствием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство лич­ности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимуществен­ные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими иму­щественные права гражданина.

Таким образом, страдание, будучи чисто психологическим понятием, в настоящее время приобрело достаточно актуальное правовое значе­ние, понимание сущности и раскрытие содержания которого при рас­смотрении целого ряда уголовных дел, гражданско-правовых споров становится непременным условием юридически грамотного применения норм права.

В толковом словаре русского языка страдание определяется как «физическая или нравственная боль, мучение». В свою очередь боль связы­вается с «ощущением страдания»2. Следовательно, боль и страдание неразрывно связаны между собой.

В психологии страдание рассматривается как одна из фундаментальных и наиболее распространенных эмоций, которая при всем своем нега­тивном характере вместе с тем выполняет очень важную в биологичес­ком и психологическом отношении функцию, сигнализируя человеку о воздействии на него неблагоприятных факторов и тем самым побуждая его принимать те или иные меры, направленные на устранение причин их возникновения. Кроме того, переживаемые людьми страдания побуж­дают их к групповому сплочению, взаимной помощи и поддержке. Стра­дание — самая первая эмоция, которую переживает человек, отторгаемый от матери в момент своего появления на свет. Этим, видимо, объяс­няется, что отчуждение человека (физическое или психологическое) на протяжении всей его последующей жизни является одной из распространенных причин страданий.

И другая сторона рассматриваемого эмоционального явления, существенно дополняющая ее, состоит в том, что страдание выступает не только в качестве отдельно взятой эмоции, но и как процесс неприят­ных переживанийсубъектом воздействующих на него неблагоприят­ных факторов физического, социального (или,«как мы говорим, нравственного, морального) характера, вызывающих у него «инстинктивное напряжение»[31].

С учетом выше приведенных рассуждений можно дать следующее определение страдания.

Страдания — это чувства, эмоциональное состояние челове­ка в виде отрицательных переживаний, возникающих под воз­действием травмирующих его психику событий, глубоко затра­гивающих его личностные структуры, настроение, самочувствие, здоровье.

Эмоциональный профиль страдания считается одним из сложных, поскольку собственно страдание отдельно, в чистом виде наблюдается крайне редко Обычно страданию сопутствуют, страх, напряженность (стресс), гнев, импульсивность, аффект, вина, стыд и другие негативные эмоции. Наиболее распространена связь страдания и страха, страдания и стресса.

Угроза реальная или мнимая (запугивание) совершить то или иное преступление против личности может вызвать страх Последний, дейст­вуя парализующим образом на волеизъявление субъекта, его мотивационную сферу (мотивацию достижения), способствует утрате смелости, активности, а следовательно, приводит к нравственным страданиям.Все это способствует появлению эмоциональной напряженности, стрес­са. Некоторые психологи напрямую связывают страдание со стрессом, рассматривая страдание в качестве одной из форм эмоционального стресса, его характерного признака С другой стороны, глубокий эмоцио­нальный стресс (дистресс), особенно достигший своей третьей стадии (истощения), а также различные виды посттравматического стрессового расстройства могут вызывать и нравственные, психические и физичес­кие страдания.

Весьма тесная взаимосвязь существует между страданиями и эмо­циями гнева, аффектом. Страдание, по мнению ряда психологов, являет­ся своего рода внутренним возбудителем гнева, а затем и агрессии, что можно наблюдать при развитии аффекта с его разрушительной второй стадией эмоционального «взрыва» (фазой кульминации).

Поэтому установление у субъекта с помощью судебно-психологической экспертизы сильного эмоционального стресса, аффекта может слу­жить подтверждением, доказательством того, что тот действительна переживал и страдания.

Характерными признаками страданияявляются следующие: внешне страдающий человек выглядит печальным, отрешенным от происходящих событий, оторванным от людей, испытывает одиночество, изолированность, особенно от тех, кто заботится о нем; чувствует себя неудачником, несчастным, потерпевшим поражение, неспособным к до­стижению прежних успехов; уныние, упадок духа, появляются мысли о своей профессиональной некомпетентности, об утрате смысла жизни; понижается и общий физический тонус, появляются сопутствующие этому различного рода функциональные расстройства, нарушаются сон, аппетит и т.д. Подмечено, что глубина страданий, равно как и стресса, во многом зависит не только от того, что произошло, но и в не меньшей мере от нашего отношения к этому, от индивидуально-психологических особенностей личности потерпевшего, от его установок, социальных ожиданий.

Переживаемые человеком страдания отрицательно отражаются на его профессиональной деятельности, познавательной активности, что обыч­но не остается без внимания со стороны его ближайшего окружения.

В законе упоминаются две разновидности данного класса эмоций: страдания нравственные, психические и страдания физические.

Понятие «нравственность» и производное от него прилагательное «нрав­ственный» имеют несколько смысловых оттенков Нравственность — это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами[32].

Понятие «нравственный» употребляется не только по отношению к человеку, соблюдающему требования нравственности, но и как прилага­тельное, характеризующее то или иное явление, «относящееся к созна­нию, внутренней жизни человека»[33].

С этой точки зрения нравственные (душевные) страдания человека напрямую связаны с его личностны­ми, глубинными структурами, которые подвергаются посягательствам, что и вызывает у него столь сильную ответную эмоциональную реакцию в виде отрицательных переживаний, называемых страданиями.

Поскольку с помощью понятий «личность», «личностный» раскры­вается включенность человека в общественные отношения, его социаль­ная сущность, его положение в обществе, есть все основания полагать, что источником нравственных страданий субъекта нередко являются прежде всего посягательства на его социальный статус, авторитет, честь и достоинство, личностные убеждения (если они, разумеется, не носят антиобщественный, противоправный характер), на его самооценку, по­ложение, место в обществе, сложившуюся систему его межличностных отношений.

Все это, безусловно, связано с правами человека и его свободами, гарантированными Конституцией РФ. Поэтому посягательства на его личную неприкосновенность, свободу, мировоззрение, ценностные ори­ентации, т.е. на все то, что позволяет ему быть личностью, могут вызы­вать нравственные (душевные) страдания, причинять ему моральный вред.

Моральный вред также может выражаться, как подчеркивается в упомянутом постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10, в нрав­ственных переживаниях, страданиях человека, связанных «с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распро­странением не соответствующих действительности сведений, пороча­щих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав»[34].

В отличие от нравственных физические страданиясвязаны с при­чинением человеку физической боли, мучений, нередко сопутствующих нанесению телесных повреждений, различного рода увечий, с истяза­ниями, с заражением какой-либо инфекцией, с заболеванием, которое может быть результатом в том числе и перенесенных нравственных страданий.

При определении размера компенсации морального вреда суды должны учитывать «степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причи­нен вред» (ст. 151 ГК), а также выяснять, «чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены»[35].

С учетом этих требований судом могут быть признаны в качестве доказательств, подтверждающих факт причинения лицу физических страданий, различного рода медицинские документы, в которых отраже­ны полученные им телесные повреждения, перенесенные заболевания, функциональные, психосоматические расстройства, его жалобы на само­чувствие, а также характер оказанной ему медицинской помощи Суще­ственно дополнить эту картину могут показания свидетелей, общавшихся с потерпевшим, относительно его внешних признаков, свидетельствующих о расстройстве его поведения, о том, что он им говорил, о своих переживаниях. Так же подробно следует допросить самого пострадавшего о его ощущениях, мыслях, которые у него были в интересующий период. В некоторых особо сложных случаях потерпев­ший может быть направлен на дополнительное медицинское обследова­ние либо на судебно-медицинскую экспертизу.

При доказывании факта причинения потерпевшему нравственных страданий требуется больше обращать внимания на индивидуально-пси­хологические особенности его личности: нравственные, ценностные ори­ентации, установки, самооценку, социальный статус, его стремление к самоактуализации, характерологические особенности, наличие у него акцентуированных свойств характера того или иного типа.

Известно, что повышенная тревожность, сенситивность, психастеничность, неврастеническая симптоматика и т.п.

являются весьма бла­гоприятной почвой для развития всевозможного рода глубоких пережи­ваний, травмирующих психику, в том числе и негативного характера в виде страданий И в этих случаях помимо допроса самого потерпевшего, а также лиц, близко знающих его, существенную помощь суду, несомнен­но, может оказать судебно-психологическая экспертиза аналогично тому, как это делается при установлении аффекта.

Таким образом, понимание роли эмоциональных состояний у субъек­тов уголовного, гражданского, административного судопроизводства по­могает следователю, суду наиболее эффективно, с точки зрения задач правосудия, объективно оценивать поступки людей, их мотивационную сферу, принимать правильные решения по делу.

Существенное влияние эмоциональные состояния оказывают на эф­фективность и качество профессиональной деятельности самих юристов, которые должны владеть приемами саморегуляции собственной эмоцио­нальной сферы, уметь вовремя нейтрализовать свои отрицательные и стимулировать положительные эмоции и чувства.

Источник: https://infopedia.su/13x117a1.html

Ссылка на основную публикацию