Скорбь — психология

СКОРБЬ

Скорбь - психологияпсихическое состояние, обусловленное глубокими переживаниями утраты и сопровождающееся значительным снижением интереса к внешнему миру, погруженностью в себя и поглощенностью мучительными воспоминаниями.

   З. Фрейд обратился к осмыслению подобного психического состояния человека в связи с рассмотрением сходств и различий между скорбью и меланхолией.

Этому была посвящена его работа «Trauer und Melancholie» (1917). Использованный им термин «Trauer» может быть переведен на русский язык как «печаль» и «скорбь». Содержательное различие между этими понятиями не всегда учитывается переводчиками, в результате чего в отечественных изданиях соответствующая работа З.

Фрейда существует в двух вариантах – «Печаль и меланхолия» и «Скорбь и меланхолия».

   В русском языке печаль соотносится с чувством грусти, состоянием душевной горечи. Понятие скорби обозначает крайнюю печаль, горесть, страдание. Если исходить из подобного понимания этих явлений, то применительно к работе З. Фрейда речь может идти о скорби, как крайней печали, приносящей человеку глубокие страдания.

   С точки зрения З. Фрейда, скорбь может приносить с собой тяжелые отклонения от нормального образа жизни. Тем не менее она не является патологическим состоянием. С утратой любимого объекта у человека возникает внутренний протест, приводящий к существованию утраченного объекта в его психике.

Протест может быть таким интенсивным, что произойдет отрыв от реальности, а сохранение объекта окажется возможным с помощью галлюцинаторного видения. Подобная реакция на утрату сопровождается большими затратами накопленной энергии и душевной болью. Однако после завершения работы скорби Я человека снова становится свободным.

Нормой является ситуация, когда человек возвращается к реальности.

   З. Фрейд исходил из того, что скорбь является, как правило, реакцией на утрату любимого объекта. Воспоминания об этом объекте напоминают о привязанности к нему.

Вместе с тем реальность ставит человека перед необходимостью признания того, что объект больше не существует. В конечном счете он становится способным расторгнуть свою связь с некогда существовавшим объектом. Это расторжение происходит медленно и постепенно.

«Нормальная скорбь преодолевает утрату объекта и точно так же во время своего существования поглощает всю энергию “Я”».

   В случае тяжелой скорби реакция на утрату любимого человека включает в себя болезненное настроение и отход от всякой продуктивной деятельности, которая не связана с воспоминанием об умершем. У некоторых людей, у которых имеется склонность к патологической предрасположенности, вместо скорби проявляется меланхолия.

При всех сходных проявлениях скорбь не сопровождается расстройством чувства собственного достоинства, в то время как при меланхолии наблюдается понижение чувства собственного достоинства, выражающееся в упреках самому себе и перерастающее в бредовое ожидание наказания. Скорбь не связана с внутренними конфликтами.

Отношение к объекту при меланхолии усложняется амбивалентными конфликтами. Как подчеркивал З.

Фрейд, в отличие от скорби при меланхолии «завязывается множество поединков за объект, в которых борются друг с другом ненависть и любовь, первая, чтобы освободить либидо от объекта, вторая, чтобы под натиском сохранить позицию либидо».

   Представления З. Фрейда о скорби получили свое дальнейшее развитие в работах ряда психоаналитиков. В частности, данная проблематика нашла свое отражение в статьях Дж. Боулби «Печаль и скорбь у младенца и в раннем детстве» (1960) и «Процесс скорби» (1961), Дж. Поллока «Скорбь и адаптация» (1961), М. Вольфенстайна «Как возможна скорбь?» (1966).

   З. Фрейд набросал общий эскиз работы скорби.

Последующие психоаналитики выделили в ней следующие этапы: протест против утраты любимого объекта, отрицание того, что его уже нет, неверие в случившееся; принятие факта утраты и признание ее реальности; расторжение связи с утраченным объектом, отделение от него, отход от идентификации с ним; адаптация к жизни без утраченного объекта, возобновление эмоциональных связей, установление новых взаимоотношений, возможная (но не обязательная и не всегда реализуемая) привязанность к новому объекту.

   Нормальная работа скорби предполагает более или менее успешное прохождение человеком всех этих этапов, в результате чего с течением времени его воспоминания об утраченном объекте не сопровождаются мучительными переживаниями и он вновь обретает способность к продуктивной деятельности.    

Источник: https://vocabulary.ru/termin/skorb.html

Как выразить соболезнования? Психология слов скорби

Как выражать соболезнования? Как найти слова скорби? Бывало ли у вас такое, что хотелось поддержать знакомого, когда узнали о том, что его родителя не стало, но так и не нашли слов, чтобы позвонить?

Когда мы узнаем о смерти друзей, а может и дальних знакомых, мы хотим  утешить близких, и в тоже время не знаем, как это сделать. Позвонить, а может написать. Или приехать?

Зачем вообще нужны выражения скорби?

Дело в том, что ритуалы созданы и существуют тысячилетиями, именно для того, чтобы помочь нам пройти через горе, а не мимо него. То есть, попрощаться с человеком, осознать его смерть. Чтобы спустя годы не накрывать на него на стол, например. И вообще иметь возможность ЖИТЬ дальше. То есть жениться вновь, после смерти супруги, например.

Помните, как у нас обычно говорят на похоронах: «Не плачь, держись» или даже «не смей рыдать». На языке психологии это такой призыв к диссоциации, иными словами «не чувствуй», заблокируй, загони свою боль поглубже.

Потому что окружающие не знают, не понимают, как реагировать на чужие чувства, на чужое страдание. Происходит это и потому, что со своей болью непонятно как обходиться и что делать, а горюющий человек — это напоминание о том, что и мы не бессмертны.

То есть, смерть знакомых и родных сталкивает нас с этой данностью бытия.

Однако, не случайно в старину на похоронах наоборот предписывалось плакать. Даже профессия такая была – «плакальщицы». Именно своим плачем они давали толчок для эмоциональной разрядки близким, особенно, если они не могут «выплакать» горе. Ведь на похоронах оплакивают обычно именно свою потерю. Свои чувства.

Поэтому первым делом необходимо разобраться в своем оношении к теме смерти. Ведь как можно что-то сказать о том, о чем страшно, в чем мы сами себе боимся признаться. В качестве домашнего задания — рекомендую к прочтению книгу И. Ялома «Вглядываясь в солнце. Жизнь без страха смерти».

Какие слова сказать, когда вы узнали скорбную новость? Сегодня будут конкретные примеры того, как выражать соболезнования. Вдумайтесь в это слово: «со-болезнование». То есть – совместная боль. Его можно выразить словами. А можно – прикосновением: обнять, или крепко взять за руку. Оно может быть красноречивее любых слов.

Если у вас нет возможности присутствовать на похоронах, то выразить соболезнование можно и по телефону. «Я хочу выразить свои соболезнования», «Тяжело терять такого близкого человека», «Мне трудно выразить словами, свою скорбь». Говорите, как чувствуете, пусть слова идут от сердца.

Затем необходимо предложить помощь и поддержку семье усопшего. «Я чем-нибудь могу помочь?», «Вы можете на меня рассчитывать», «Обращайтесь, если я хоть чем-то могу быть полезен».

В первые дни и недели после смерти, не стоит утешать человека предложениями «смотреть в будущее». Например «Встретишь ты еще мужа или жену». А также призывами, взять себя в руки и перестать реветь.

Постарайтесь с максимальным спокойствием и заботой отнестись к поведению человека, который перенес потерю. Ведь оно может быть разным и относится сейчас не конкретно к вам, а к переживаемому событию.

Если у вас нет возможности по различным причинам присутствовать на похоронах, то можно написать письмо с соболезнованиями.

Если человек был вам особенно близок, можно описать свои светлые воспоминания о нем, о том, как он приходил к вам на помощь, например.

Письмо может быть и более формальным: «Вся наша семья разделяет мое глубокое сожаление по поводу его/ее ухода в мир иной» или «Мы были потрясены, когда узнали, о том, что его больше нет с нами. В нашей памяти навсегда останутся воспоминания о нем».

За страхом похорон или выражением слов скорби может скрываться страх смерти, а может нежелание смириться с тем, что человека больше нет в этом мире. Прямо сейчас вы думаете над тем, справитесь ли, найдете ли нужные слова. А ведь вы прямо сейчас уже это делаете!

В такие моменты я вспоминаю притчу описанную Ирвином Яломом. Он рассказывал о том, как на берегу стоят люди и печально смотрят вслед уплывающему кораблю.

Они смотрят до тех пор, пока верхушка мачты не пропадает за горизонтом, и тогда кто-то произносит: «Уплыл». А в этот момент где-то далеко другая группа людей всматривается в горизонт, ожидая корабля.

И, когда становятся различимы его очертания, произносит: «Он приплыл».

Надежда Железняк, психолог

Мой блог в Instagram: https://www.instagram.com/iron_nerves/

А здесь мы обсуждаем кино: https://www.instagram.com/kino_s_psihologom/ 

И на ФБ https://www..com/kino.s.psihologom/

Источник: http://ironn.ru/stati/psihologiya-chuvstv-i-emociy/189-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B2%D1%8B%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2-%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B1%D0%B8.html

Скорбь как процесс переживания

Скорбь как процесс переживания

Скорбьэтопроцесс переживания состояния потери, смерти близких людей.

Процесс скорби описан как феномен, состоящий из трех стадий˸ первая стадия включает в себя шок и отказ верить в то, что любимый человек умер, сопровождается плачем и сильнейшим дистрессом; вторая стадия характеризуется болезненной тоской по умершему и мыслями о нем; третья стадия характеризуется уменьшением печали и возвратом к нормальной деятельности.

Проведены многочисленные исследования, в которых рассматривалось соотношение между горем и последующими болезнями и смертью того, кто понес утрату.

Современные исследования выявили несколько факторов, связанных с повышенным риском смертности у людей, потерявших близких˸ одиночество, отсутствие сети социальной поддержки, снижение эффективности иммунной системы (особенно у мужчин перенесших горе).

Основные стадии скорби

Временные этапыПроявления
Стадия 1 Начинается сразу после смерти близкого человека, обычно длится от одного до трех днейШок Неверие, отрицание Оцепенение Рыдание Смятение
Стадия 2 Пики наблюдаются между второй и четвертой неделями после смерти; обычно длится в течение годаБолезненная тоска Погруженность в переживания Воспоминания, Яркий образ умершего в душе Ощущение, что умерший жив Печаль, слезливость, бессонница Анорексия Потеря интереса к жизни Раздражительность и беспокойство
Стадия 3 Обычно наступает в течение года после смерти близкого человекаЗавершение Уменьшение количества эпизодов печали Способность вспоминать о прошлом с удовольствием Возобновление повседневной активности

2.6. Стратегии преодоления психологической травмы.

Понятию “психологическое преодоление” (coping) в зарубежной психологии посвящено значительное количество работ. Русскоязычные психологические журналы начали публиковать статьи по этой проблеме в конце 90 годов, которые опирались на исследования западных ученых.

Прежде чем рассматривать проблему преодоления следует на наш взгляд ответить на ряд вопросов˸ Когда возникает необходимость преодолений? Что мы преодолеваем? Какова природа критических ситуаций?

Стратегия преодоления, возникает, включаются (или не включаются)˸ а) при столкновении личности с новыми для этой личности требованиями; б) когда ранее усвоенные и привычные формы реагирования уже не срабатывают; в) когда субъект сталкивается с невозможностью реализации своих планов и намерений, стремлений и ценностей.

Определение критической ситуации дает Ф.Е. Василюк˸ “Критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.)”

Источник: http://referatwork.ru/lectionbase/psihologiya/view/220770_skorb_kak_process_perezhivaniya

Печаль

Печаль     В печали страдания переживаются «приглушенно». Вы не кричите во весь голос, а переживаете свое несчастье более спокойно. Ввергнуть вас в печальное состояние может что угодно, но чаще всего вы печалитесь о потерях. Потери, вызванные смертью или отвергнутой любовью.

Потери благоприятных возможностей или выгод в результате собственных ошибок, непредвиденных обстоятельств или пренебрежения других людей. Потеря здоровья или полученное увечье в результате болезни или несчастного случая. Печаль редко бывает кратковременной. Обычно она длится от нескольких минут, нескольких часов до нескольких дней и даже лет.
     Печаль пассивна.

Дарвин писал, что печальные люди не желают действовать, остаются неподвижными, иногда могут раскачиваться вперед и назад. Кровообращение становится вялым, лицо бледным, мышцы дряблыми, веки опущенными; голова свешивается на стесненную грудь; губы, щеки и нижняя челюсть отвисают под воздействием собственной тяжести[2].      В печали вы испытываете страдание.

Это страдание вызвано не физической болью, а утратой, разочарованием или ощущением безнадежности. Страдание опечаленного человека может быть очень сильным, но и в своей предельно острой форме оно переносится легче, чем страдание, вызываемое страхом. Вы можете испытывать печаль в течение длительного времени и оставаться живым и здоровым.

     Печаль — это вариация горя, которое является наиболее общей негативной эмоцией. Горе чаще всего вызывается физической болью. Горе может быть вызвано и тяжелой утратой. В горе вы испытываете страдание, но ваше страдание выражается громко, а не тихо; вы рыдаете, а не молча глотаете слезы. Здесь наблюдается скорее активность, чем пассивность.

В горе вы пытаетесь справиться с тем, что ввергло вас в это состояние. Ваши усилия могут предусматривать целенаправленное устранение источника горя. Но нередко усилия бывают бесполезными, потому что вы не можете его устранить (например, проливая слезы по поводу смерти любимого человека).

Печаль часто cлeдуeт за горем, если оно оказывается продолжительным или если усилия по устранению источника горя не приносят результатов. По мере того как горе ослабевает, рыдания затихают, активность человека падает, а страдание постепенно становится безмолвным.

Нередко собственная память или чьи–то действия способны оживить пережитое горе, и тогда цикл повторяется: на смену громким стенаниям вновь приходит печаль. Слово печаль может использоваться также в тех случаях, когда горе целенаправленно контролируется: когда громкие, активные формы выражения горя не видны и проявляются только социально более приемлемые признаки печали.

     Если ваш ребенок только что был насмерть сбит автомобилем, то вашей немедленной реакцией на это будет не печаль. Вы испытаете горе или, возможно, шок или гнев в сочетании с горем. Печаль придет потом, через несколько часов или даже дней, когда вы по–прежнему будете страдать из–за перенесенной утраты, но перестанете кричать и плакать навзрыд, по крайней мере на какой–то период. В горе больше выражается протест против потери; в печали вы смиряетесь со своей потерей. Скорбь имеет в своей основе причину вашего чувства, например смерть любимого человека, а не само чувство — горе или печаль. Обычно на смену горю приходит либо неверие, либо печаль, затем человек снова может испытать горе, когда возникает новое воспоминание об умершем или новая подробность о его смерти, — этот цикл может повторяться снова и снова. Со временем от всего этого может остаться только печаль, которая будет длиться несколько месяцев или лет.      В романтических отношениях схема переживания отвергнутой любви выглядит сходным образом. Отвергнутый влюбленный сначала испытывает горе. Он может кричать и протестовать, проявлять отчаяние или гнев. Печаль приходит позднее и, возможно, сменяется неверием в возможность окончательного разрыва и повторением всего цикла страданий. Если отвергнутый влюбленный не показывает своего горя (не кричит и не впадает в буйство), вы можете решить, что он прекрасно умеет держать себя в руках, или не слишком дорожит потерянным любимым человеком, или демонстрирует стереотип поведения «настоящего мужчины». В соответствии с этим стереотипом мужчины не должны проявлять своего горя на людях (даже во время похорон) — допускается лишь проявление печали. Считается, что необходимо подавлять рыдания, контролировать жесты и резкие слова, но они могут служить дополнением к проявлению гнева. Хотя люди часто испытывают гнев в горе и печали, но нередко с помощью гнева маскируется горе. Интересно, что в то время как общественные условности запрещают мужчинам открыто проявлять свое горе и вместо него разрешают проявлять гнев, совершенно противоположное поведение предписывается женщинам. Женщины, соответствующие стереотипным представлениям о «женственности», не должны проявлять гнев открыто, не должны направлять его на людей, а вместо этого, напротив, обращать его на себя или показывать горе, слезы или дурное настроение.      Когда печаль возникает из контролируемого горя, то внешне она проявляется так же, как печаль, возникающая после открыто проявленного горя, но опыт переживания такой печали, вероятно, будет другим. Когда вы контролируете свое горе, то лицо может выглядеть печальным, но получаемый вами опыт, осознание произошедших событий, ваши ощущения, образы, воспоминания и заботы — все это изменяется из–за необходимости контролировать поведение. Это воспринимается совсем не так, как если бы вы раньше рыдали от горя, а затем стали испытывать пришедшую на смену горю печаль.      Печаль различается по интенсивности: от легкого уныния до предельной степени проявления — скорби. По своей силе печаль не обязательно уступает горю; интенсивность этих чувств может быть разной. Поскольку печаль проявляется спокойнее, тише, менее сумбурно и агрессивно, чем горе, то окружающим легче находиться в присутствии человека, который испытывает не горе, а печаль. Но человек может чувствовать себя в печали хуже, чем в горе, поскольку он лучше понимает свою утрату и перенесенные страдания и может больше размышлять об их последствиях.      Печаль может комбинироваться с любой из эмоций, но чаще всего она комбинируется с гневом и страхом. Смерть любимого человека может вызвать гнев наряду с горем и печалью: гнев на силы, ответственные за эту смерть, гнев на любимого за то, что он ушел из жизни, гнев на себя за свою уязвимость. Как уже упоминалось, гнев может преувеличиваться или симулироваться для маскировки горестного или печального выражения. Если вы знаете, что ваша нога должна быть ампутирована, вы можете испытывать страх перед опасностью или физической болью, а также горе или печаль по поводу потери вашей конечности. Печаль может комбинироваться с отвращением и проявляться как разочарование и отвращение или надменное пренебрежение. Печаль может также комбинироваться с радостью и проявляться как горьковато–сладкое чувство или сентиментальная меланхолия.

     Некоторые люди получают наслаждение, испытывая печаль. Кто–то может стремиться жить чужими печалями — подобно тем, кто стремится испытать псевдострах на американских горках.

Кто–то сознательно ввергает себя в состояние печали или ищет возможность поплакать, просматривая фильмы или читая романы, называемые «выжимающими слезу». Кто–то никогда не показывает своего горя и считает печаль (даже чужую) вредной.

Таких людей считают сухими, бесчувственными и неспособными принять близко к сердцу страдания и смерть других.

     Здесь мы решили уделить основное внимание печали, поскольку внешнее проявление горя более очевидно (его легче распознать, оно обычно сопровождается плачем). Иначе обстоит дело с печалью. Иногда на лице человека может не быть никаких указаний на испытываемую им даже очень глубокую печаль, кроме общей утраты мышечного тонуса. Такие выражения печали не могут быть показаны на фотографиях. Когда печаль не слишком сильна и когда человек находится в состоянии перехода от горя к печали, на лице появляются характерные симптомы. Выражения лица, которые мы покажем на этой странице для демонстрации таких проявлений печали, могут наблюдаться и у людей, переживающих неглубокое горе или горе в начальной его фазе.
     Существуют характерные проявления печали в каждой из трех областей лица. Внутренние уголки бровей приподняты и могут быть слегка сведены. Внутренние уголки верхних век подтянуты кверху, а нижние веки могут казаться приподнятыми. Уголки губ опущены или же губы могут выглядеть дрожащими.Рисунок 1
     Внутренние уголки бровей приподняты и могут быть сведены вместе. На рис. 1 к нейтральным лицам Джона и Патрисии добавлены печальные брови — лоб (фотографии слева) и, для сравнения, испуганные брови — лоб (фотографии справа). Отметьте, что у Джона внутренние уголки бровей приподняты (1), выражая таким образом печаль; иначе выглядят поднятые и сведенные вместе сами брови (а не только их уголки), когда брови — лоб Джона выражают страх. Хотя на фотографиях Патрисии отражаются те же самые различия в движениях лицевых мышц, их результат гораздо менее очевиден. Есть два способа увидеть, что с бровями — лбом Патрисии и Джона произошло одно и то же. Взгляните на конфигурацию участков кожи под бровями Патрисии на рис. 1С и сравните с конфигурацией этих же участков кожи на рис. 1D. Вы видите, что треугольная форма в случае печальных бровей (2) отсутствует при ситуации испуга; этот результат объясняется сокращением мышц, подтягивающих внутренние уголки бровей кверху. Вы можете наблюдать тот же эффект на фотографии Джона. Другой способ увидеть особенность печальных бровей Патрисии состоит в том, чтобы сравнить общие впечатления от ее лица, показанного на правом и на левом снимках. Лицо слева создает общее впечатление легкой печали, а лицо справа — легкого беспокойства, даже несмотря на то, что обе фотографии являются составными и различаются только бровями — лбом. Те же различия выглядят еще более очевидными на фотографиях Джона на рис. 1.      Изображения печальных бровей — лба на рис. 1 позволяют также увидеть печальные верхние веки. Мы не смогли бы показать печальные брови — лоб без верхних век, потому что мышечные сокращения, воздействующие на брови при выражении этой эмоции, изменяют также положение внутренних уголков верхних век. На печальных лицах Джона и Патрисии верхние веки подтянуты кверху за внутренние уголки или верхние края.

     Обычно печальные брови — лоб (и верхние веки) дополняются печальными нижними веками и печальной нижней частью лица. Но так бывает не всегда. Когда печальные веки — лоб появляются на нейтральном лице, общее выражение лица может означать, что человек слегка опечален или контролирует проявление более сильной печали.

Такие брови — лоб могут быстро появляться и исчезать во время беседы, тогда это может означать акцент на какой–то фразе или слове. Это является альтернативой использованию поднятых бровей (страница «Удивление», рис. 1). или опущенных бровей (страница «Гнев», рис. 1).

), а также могут применяться в качестве «знаков препинания».

Рисунок 2     Лица на рис. 2 отличаются от печальных лиц на рис. 1 только тем, что печальные нижние веки на рис. 1 были заменены на нейтральные. Приподнятые нижние веки усиливают передаваемое выражение печали. На рис. 2 Патрисия выглядит более печальной, чем на рис. 1C, даже несмотря на то, что различие только в нижних веках.

     У Джона на рис. 2 не только печальные нижние веки, но и его взгляд направлен немного вниз.

Часто у опечаленного человека взгляд направлен вниз, а не прямо перед собой, особенно если к его печали примешивается чувство стыда или вины.

Когда рот нейтрален, лицо по–прежнему сохраняет признаки контроля эмоций — как на этих двух фотографиях, но печаль здесь выражена отчетливее, чем на рис. 1.

Рисунок 3
     На рис. 3А и рис. 3B у Патрисии мы видим два разных печальных рта. Рот, который чаще всего путают с печальным, а именно — выражающий одновременно отвращение и презрение, показан на рис. 3C. На всех трех снимках Патрисия имеет нейтральные глаза и брови — лоб. На рис. 3А уголки ее рта опущены вниз, на рис.

3B у нее расслабленный рот, что характерно для человека, у которого вот–вот задрожат губы и который готов разрыдаться, либо если человек пытается сдержать свои рыдания. Рот, выражающий отвращение и презрение, показан на рис. 3C, и вы можете увидеть его отличие от рта, выражающего печаль.

     Когда печаль демонстрируется только ртом (без участия век или лба), выражение лица становится неоднозначным. Иначе обстоит дело со всеми другими эмоциями (эмоции радости, удивления, страха, отвращения, показанные только ртом, придают лицу однозначные выражения). Лицо на рис. 3А может выражать недовольство, но этого нельзя сказать наверняка.

Лицо, показанное на рис. 3B, имеет еще более неоднозначное выражение: умеренного горя, пренебрежения или чего–то другого.

Рисунок 4

     На рис. 4 печаль у Патрисии выражается всеми тремя областями лица, причем в каждом случае мы наблюдаем печальный рот. Оба лица на рис. 4 выражают умеренную печаль. Более слабая печаль передается посредством более слабого вовлечения разных областей лица. Самая слабая печаль показана на рис. 1C. Следующее по силе выражение печали показано на рис. 2А.

Выражение еще более сильной печали, показанное на рис. 4, также вполне возможно, но оно должно дополняться слезами и дрожью губ — чего мы не можем показать на статичной фотографии. Еще более сильная печаль может быть выражена на отрешенном лице при значительном ослаблении мышечного тонуса.Рисунок 5

     На рис.

5 Джон и Патрисия показывают смешанное выражение печали (брови — веки) и страха (рот). Оно может возникнуть, если Патрисия, к примеру, опечаленная природной катастрофой, в результате которой она лишилась дома, узнает, что все жители должны срочно эвакуироваться по причине приближения новой опасности; в этом случае страх или опасение за свою судьбу может смешаться с печалью.

Лица как на рис. 5 могут также появиться у людей, которые испытывают горе, но молча, без плача, переносят физическую боль или готовы перенести ее в скором будущем. Вскоре после появления у человека такого выражения лица вполне можно ожидать плача и горестных восклицаний.Рисунок 6

     На рис.

6 показана комбинация печали (рот) и гнева (брови — лоб и глаза — веки), а для сравнения показаны выражения гнева на всем лице (рис. 6А) и печали (рис. 6B). Такое выражение лица могло бы появиться, к примеру, в том случае, когда Патрисия приближалась бы к невнимательному водителю, только что сбившему ее собаку.

Опечаленная гибелью любимого животного и разгневанная на водителя за его неосторожность, она может отразить на лице комбинацию этих двух чувств. Или же Патрисия могла услышать обидные слова от своей матери. Испытывая одновременно печаль из–за временной утраты добрых отношений и гнев на свою мать, она может выразить оба эти чувства в виде мрачного раздражения или недовольства.

На рис. 7C Джон показывает другой тип комбинации печали (брови — глаза) с гневом (рот). Для сравнения на рис. 7А показано выражение гнева на всем лице, а на рис. 7B — выражение печали на всем лице. Такая смесь печали и гнева чаще всего возникает при попытках маскировать или контролировать печаль с помощью разгневанного рта.

Или же это может быть опечаленное, но выражающее решимость лицо. Однако попытки Джона замаскировать свою печаль не слишком убедительны: он в буквальном смысле демонстрирует «несгибаемую» верхнюю губу.Рисунок 7

     Рисунок 8 дает два примера смешанных выражений печали (брови — лоб и глаза) и отвращения (рот и нижние веки).

Обозревая поле боя, Джон мог бы испытать печаль, вызванную воспоминаниями о погибших и отвращением к человечеству, допустившему такую бессмысленную бойню.Рисунок 8

     На рис. 9 показаны два смешанных выражения печали (брови — лоб) и радости (рот). На лице Патрисии веки выражают печаль; на лице Джона верхние веки выражают печаль, а нижние — радость.

Такие выражения лица могут возникнуть в случае ностальгических, горьковато–сладких переживаний или же когда выражение радости используется как маска — «смеюсь на людях, плачу про себя, ведь я еще люблю тебя». Или же когда кто–то говорит: «Приободрись, не все так плохо; пусть все видят, что ты улыбаешься».Рисунок 9

     На рис.

10 показаны лица, выражающие печаль во всех трех областях. Обратите внимание на отличительные черты проявления печали.
Рисунок 10

  • Внутренние уголки бровей приподняты.
  • Участки кожи под бровями имеют форму треугольника, опирающегося на свое основание.
  • Внутренние уголки верхних бровей приподняты.
  • Опущенные уголки рта или дрожащие губы.
  1. Возьмите части C и наложите их на лица рис. 10. Что у вас получилось? Такое лицо выглядит слегка печальным, потому что вы создали выражение, в котором печаль показывают только брови, как на рис. 1.

    Отметьте здесь одно отличие: вы не можете сделать так, чтобы печальные верхние веки закрывали верхнюю часть нейтральных глаз, как это бывает на печальном лице (показанном на рис. 1). Тем не менее полученное вами лицо все равно выглядит печальным.

  2. Возьмите части B и наложите их на изображения на рис. 10.

    Теперь Патрисия показывает, как может выглядеть гримаса недовольства (см. рис. 3), но это выражение является несколько неоднозначным. У Джона также появляется неоднозначное выражение лица, возможно, с легкими признаками приближающейся печали.

  3. Возьмите части D и наложите их на изображения рис. 10.

    Оба полученных лица будут выглядеть довольно печальными, но не настолько, как в случае использования печального рта. Уберите части D и быстро верните их на место — таким образом вы сможете увидеть произошедшее изменение.

  4. Чтобы увидеть градацию интенсивности печали, быстро выполните такую последовательность действий: наложите части B на изображения рис.

    10 (самая легкая печаль), удалите их и наложите на те же изображения части D (более сильная печаль) и затем откройте изображения на рис. 10 (еще более сильная печаль).

     Перечитайте еще раз инструкции, приведенные на странице страха. Теперь вы можете добавить к вашему списку радостные и печальные лица и лица, выражающие комбинацию радости или печали с гневом, отвращением, страхом и удивлением. Сначала попрактикуйтесь с лицами, выражающими радость, печаль и сочетания этих двух эмоций. Когда вы почувствуете уверенность, добавьте фотографии лиц, выражающих гнев, отвращение, страх и удивление, с которыми вы уже работали прежде. Практикуйтесь до тех пор, пока не добьетесь безошибочных ответов.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии

Источник: http://psyly.net/sadness

О скорби

О скорби

Глава II

О скорби

Я принадлежу к числу тех, кто наименее подвержен этому чувству. Я не люблю и не уважаю его, хотя весь мир, словно по уговору, окружает его исключительным почитанием.

В его одеяние обряжают мудрость, добродетель, совесть — чудовищный и нелепый наряд! Итальянцы гораздо удачнее окрестили этим же словом коварство и злобу.

Ведь это — чувство, всегда приносящее вред, всегда безрассудное, а также всегда малодушное и низменное. Стоики воспрещают мудрецу предаваться ему.

Существует рассказ, что Псамменит, царь египетский, потерпев поражение и попав в плен к Камбизу , царю персидскому, увидел свою дочь, также ставшую пленницей, когда она, посланная за водой, проходила мимо него в одеждах рабыни.

И хотя все друзья его, стоявшие тут же, плакали и громко стенали, сам он остался невозмутимо спокойным и, вперив глаза в землю, не промолвил ни слова; то же самообладание сохранил он и тогда, когда увидел, как его сына ведут на казнь.

Заметив, однако, одного из своих приближенных в толпе прогоняемых мимо него пленных, он начал бить себя по голове и выражать крайнюю скорбь .

Это можно сопоставить с тем, что недавно произошло с одним из наших вельмож . Находясь в Триенте, он получил известие о кончине своего старшего брата, и притом того, кто был опорою и гордостью всего рода; спустя некоторое время ему сообщили о смерти младшего брата, бывшего также предметом его надежд.

Выдержав оба эти удара с примерною твердостью, он по прошествии нескольких дней, когда умер один из его приближенных, был сломлен этим несчастьем и, утратив душевную твердость, предался горю и отчаянью, что подало некоторым основание думать, будто он был задет за живое лишь этим последним потрясением.

В действительности, однако, это произошло оттого, что для скорби, которая заполняла и захлестывала его, достаточно было еще нескольких капель, чтобы прорвать преграды его терпения.

Подобным же образом можно было бы объяснить и рассказанную выше историю, не будь к ней добавления, в котором приводится ответ Псамменита Камбизу, пожелавшему узнать, почему, оставаясь безучастным к горькой доле сына и дочери, он принял столь близко к сердцу несчастье, постигшее одного из его друзей. «Оттого, — сказал Псамменит, — что лишь это последнее огорчение может излиться в слезах, тогда как для горя, которое причинили мне два первых удара, не существует способа выражения».

Здесь было бы чрезвычайно уместно напомнить о приеме того древнего живописца , который, стремясь изобразить скорбь присутствующих при заклании Ифигении сообразно тому, насколько каждого из них трогала гибель этой прелестной, ни в чем не повинной девушки, достиг в этом отношении предела возможностей своего мастерства; дойдя, однако, до отца девушки, он нарисовал его с закрытым лицом, как бы давая этим понять, что такую степень отчаянья выразить невозможно. Отсюда же проистекает и созданный поэтами вымысел, будто несчастная мать Ниобея , потеряв сначала семерых сыновей, а затем столько же дочерей и не выдержав стольких утрат, в конце концов превратилась в скалу —

Они создали этот образ, чтобы передать то мрачное, немое и глухое оцепенение, которое овладевает нами, когда нас одолевают несчастья, превосходящие наши силы.

И, действительно, чрезмерно сильное горе подавляет полностью нашу душу, стесняя свободу ее проявлений; нечто подобное случается с нами под свежим впечатлением какого-нибудь тягостного известия, когда мы ощущаем себя скованными, оцепеневшими, как бы парализованными в своих движениях, — а некоторое время спустя, разразившись, наконец, слезами и жалобами, мы ощущаем, как наша душа сбросила с себя путы, распрямилась и чувствует себя легче и свободнее.

Во время войны короля Фердинанда со вдовою венгерского короля Иоанна, в битве при Буде , немецкий военачальник Рейшах, увидев вынесенное из схватки тело какого-то всадника, сражавшегося на глазах у всех с отменною храбростью, пожалел о нем вместе со всеми; полюбопытствовав вместе с остальными, кто же все-таки этот всадник, он, после того как с убитого сняли доспехи, обнаружил, что это его собственный сын. И в то время, как все вокруг него плакали, он один не промолвил ни слова, не проронил ни слезы; выпрямившись во весь рост, стоял он там с остановившимся, прикованным к мертвому телу взглядом, пока сила горя не оледенила в нем жизненных духов , и он, оцепенев, не пал замертво наземь.

Говорят влюбленные, желая изобразить терзания страсти:

Таким-то образом, в те мгновения, когда нас охватывает живая и жгучая страсть, мы не способны изливаться в жалобах или мольбах; наша душа отягощена глубокими мыслями, а тело подавлено и томится любовью.

Отсюда и рождается иной раз неожиданное изнеможение, так несвоевременно овладевающее влюбленными, та ледяная холодность, которая охватывает их по причине чрезмерной пылкости, в самый разгар наслаждений. Всякая страсть, которая оставляет место для смакования и размышления, не есть сильная страсть.

Нечаянная радость или удовольствие также ошеломляют нас.

Кроме той римлянки, которая умерла от неожиданной радости, увидев сына, возвратившегося после поражения при Каннах , кроме Софокла и тирана Дионисия, скончавшихся также от радости, кроме, наконец, Тальвы , умершего на острове Корсике по прочтении письма, извещавшего о дарованных ему римским сенатом почестях, мы располагаем примером, относящимся и к нашему веку: так, папа Лев X, получив уведомление о взятии Милана, чего он так страстно желал, ощутил такой прилив радости, что заболел горячкой и вскоре умер . И чтобы привести еще более примечательное свидетельство человеческой суетности, укажем на один случай, отмеченный древними, а именно, что Диодор Диалектик  умер во время ученого спора, так как испытал жгучий стыд перед своими учениками и окружающими, не сумев отразить выставленный против него аргумент.

Что до меня, то я не слишком подвержен подобным неистовствам страсти. Меня не так-то легко увлечь — такова уж моя природа; к тому же, благодаря постоянному размышлению, я с каждым днем все более черствею и закаляюсь.

Источник: https://psibook.com/library/2032/3.html

Модальности эмоций. Скорбь. Печаль. Ностальгия. Тревога

Модальности эмоций. Скорбь. Печаль. Ностальгия. Тревога

При очевидном, казалось бы, несходстве многих эмоций весьма нередко они определяются и различаются немалым числом и здоровых индивидов. Значительные разногласия существуют по этому поводу в специальной литературе.

Это не следует рассматривать как алекситимию — нарушение, при котором наблюдается неспособность или теряется способность дифференцировать и описывать собственные эмоции, а также эмоции других людей. Структура эмоций сложна, а самих эмоций достаточно много. Вундт, например, считал, что число разных эмоций значительно больше, чем 50 000.

Далее опишем наиболее употребительные трактовки эмоций и чувств. Полагаем, что это немаловажно в плане более адекватной оценки эмоций, особенно в тех нередких случаях, когда одновременно наблюдается не какая-то одна, а сразу несколько эмоций.

Считаем, что это может иметь значение для анализа и отграничения нормальных эмоций от измененных каким-то психическим расстройством. Внешние проявления эмоций здесь подробно не описаны. Об этом см. «Психопатологию» (2002). Итак, модальности эмоций, представляющие интерес и для психопатолога.

Горе или скорбь. Связаны с утратой важнейших ценностей (потеря близких, разлука ребенка с родителями, вообще огромное несчастье, разрывающее связь индивида с людьми, обществом). Переживается по-разному, это зависит от возраста, пола, личностных качеств, принадлежности к какой-то культуре, социальной группе.

Тем не менее картина горя у разных людей имеет много общего. В горе представлены глубокая подавленность, тревога, чувство вины, чувство благодарности, сохраняется способность откликаться на страдания других, она может даже обостряться, могут быть отчаяние и чувство безнадежности.

Собственное горе при виде страдания других всегда оставляет место сочувствию с желанием помочь, поддержать.

Горе заразительно: каждый вдруг ясно начинает понимать, что и с ним в любой момент может случиться что-то подобное, чувствует, что его покидают зависть, злорадство, озлобление и многое другое, кажущееся теперь чем-то мелким и недостойным.

Вид скорби облагораживает и самые черствые души. Тем самым укрепляется связь между людьми, разрушенная гордыней, тщеславием, алчностью.

Только эмоционально тупой человек или не вполне благополучный в духовном плане не знает ни истинного горя, ни того, что при этом испытывает человек в бездне несчастья. Переживание горя сильно зависит от усвоенных культурных традиций.

В коллективистских культурах, где сильна поддержка одних людей другими, горе переживается более стоически. В американской культуре горе и чувство вины тесно связаны, в этом есть нечто болезненное.

В норвежской культуре, напротив, горе и чувство вины ортогональны; они далеки друг от друга, может быть, потому, что у норвежцев принято поддерживать друг друга не только в беде. Боулби (1960) отмечает приспособительное значение горя: оно помогает человеку «превозмочь себя», как бы подняться над собой и показать себя людям с лучшей стороны. Примерно о том же писал Р.

Тагор: «Большое горе в себе самом изживает боль. А мелких бед, потерь, обид так груз тяжел, что надрывается душа от этих зол». Особенно тяжело в горе одиноким, в Библии так и сказано: «Горе одинокому!» Одинокого человека горе может сломить так, что более он никогда не поднимется. В таких не столь уж редких случаях горе делается болезнью. Вероятно, это имел в виду В.

Даль, написав, что скорбь есть не только тяжелое душевное состояние, она может стать причиной расстройства, хвори. В России поэтому истории болезни назывались скорбными листами, а психиатрические больницы — скорбными домами, что как бы указывало на общее мнение о том, что именно скорбь особенно часто приводит несчастного человека туда.

К узникам больниц, равно как и к глубоко обездоленным обитателям тюрем простой народ России, свидетельствует Ф.М.Достоевский, всегда относился с трогательной заботой даже в период зарождения капитализма.

Внешние проявления скорби разнообразны: траурные одежды, опечаленные лица, плач, рыдания, слова любви и благодарности к ушедшему и в то же время теплое отношение к другим, деловитость и желание исполнить свой последний долг с честью и чувством достоинства.

Печаль или тоска (грусть, мучительная грусть, уныние, хандра). Это комплекс эмоций, включающий, по К.Изарду, по убывающей напряжение, импульсивность, самоуверенность, удовольствие.

Сложно переводить с русского на русский же язык, но, видимо, речь идет о том, что в тоске представлены душевное стеснение, неуверенность в себе, заторможенность в мыслях, действиях и, наконец, потеря способности испытывать удовольствие.

Тоска — это траур по утраченному когда-то счастью, дарованному судьбой по каким-то высшим законам справедливости, но не обязанного людям и своим каким-то усилиям или достоинствам. Тоска — это удел нарцисса.

Тоска как бы грызет человека изнутри и подрывает его душевное благополучие, духовную сущность и физическое здоровье. Человек в тоске на все происходящее смотрит безучастно, его снедает еще и скука.

Он самоустраняется от людей, мучается одиночеством и таит обиду к тем, кто лишил его прежнего рая. Тоска порой превращается в озлобленность или даже ненависть, а это, в свою очередь, влечет чувство вины, недовольство собой, если человек еще не до конца растерял себя.

Тоска не порождает такого ответного сострадания, как горе, и человек может ожесточиться к людям. Теперешняя жизнь в тоске кажется не имеющей смысла, будущее лишено перспективы и мрачно. Чувство смыслоутраты толкает на самоубийство. Такие самоубийцы не оставляют после себя прощальных записок с просьбами не винить никого.

Мотивация самоубийства может быть и как бы местью, выражением желания кого-то наказать.

Тоска блокирует продуктивную активность, оставляя человеку мало шансов на то, чтобы преодолеть хандру. В глубине тоски угадываются неуверенность и чувство неполноценности, которые не дают покоя и доставляют невыносимые порой мучения. При неглубокой тоске люди стараются развеяться, чтобы «мир забыть и несчастную долю свою».

Некоторые пускаются во все тяжкие, стремятся попасть в рискованные и опасные ситуации, другие завязывают и меняют интимные отношения, кто-то «заедает тоску», иные могут пристраститься к азартным играм, алкоголю, в поисках острых ощущений стараются разными, обычно неразумными способами разнообразить жизнь, делаются экстремистами, террористами и т. п. Разумеется, существуют и другие виды тоски, тут очень многое зависит от личности человека. Бывает «светлая печаль», не омрачающая жизнь ни себе, ни другим. Пишут о «высокой печали» — тоске по чему-то возвышенному, справедливому, человечному. Но всякая печаль тормозит активность и делает человека более созерцательным, нежели созидательным существом.

Ностальгия — тоска по Родине, местам, где прошло детство и потерялись привязанности, детские дружба и радости. Особенно подвержены ностальгии рефлексивные интеллигенты и творческие натуры, которые не нашли на чужбине духовного приюта.

Ностальгии не подвержены люди, у которых снижена способность формировать устойчивые и глубокие привязанности, люди, для которых Родина там, где им сегодня живется вполне комфортно. Особенно тоскуют изгнанники Родины, жестоко страдают от этого художественные натуры.

На чужбине они чахнут и переживают тяжелый творческий кризис, отчего их мучения удваиваются. Такая тоска «по Родине превращается иногда в тяжелую болезнь», пишет В.Даль.

В мифологии ностальгия представляется тоской по прародине, утраченному раю и девственной, безгрешной жизни человека.

Тревога (треволнение) — сильное волнение, беспокойство, душевная буря, смятение (В.Даль). Часто определяется как беспредметный страх, свободноплавающий страх, страх чего-то неизвестного.

Тревога мечтательных и мнительных людей — это страх чего-то воображаемого, связанного с фантазией, преувеличенным ожиданием несчастья. Тревоге подвержены не уверенные в себе люди, опасающиеся потерять контроль над ситуацией.

Тревога свойственна, наконец, людям, в прошлом переживших много несчастий или одну неудачу за другой. При этом как бы формируется установка ожидать прежде всего каких-то угроз и в будущем.

Тревогу характеризуют тягостные предчувствия, преувеличение возможных несчастий или вероятности их наступления, чувство внутреннего напряжения (необязательно, чтобы напряжение указывало непременно на тревогу), торопливость, суетливость, чувство, будто все время куда-то опаздываешь.

У пациентов с тревогой упомянутые переживания возрастают многократно: «Все время тороплюсь, кажется, никуда не успеваю вовремя, чуть что, сразу срываюсь с места… Постоянно куда-то тороплюсь, куда-то спешу, все время в напряжении, и кажется, будто что-то важное я не успею сделать…

Чувствую себя как человек, который знает, что скоро умрет, и боится, что не поспеет сделать что-то очень важное». В тревоге экспрессивные действия явно преобладают над инструментальными. По К.

Изарду, тревога есть сложный эмоциональный паттерн, включающий по мере убывания страх, интерес, чувство вины, отвращение, смущение, гнев, удивление и радость. Автор считает, что тревогу нельзя рассматривать как отдельный, самостоятельный феномен. В каждом конкретном случае, полагает К.

Изард, необходимо понимать, какие конкретные эмоции образуют тревогу. Это может означать, что существует множество вариантов тревоги. На самом деле тревога бывает неодинаковой, но в основном связана с личностными качествами человека и, как упоминалось, с его характером.

По Э.Шострому (1994), в тревоге человек сильно и неотвязно хочет что-то делать, но не может. Он подавляет при этом растущую в нем агрессию, в результате чего впадает в апатию.

Массерман (1955) рассматривает тревогу как результат столкновения двух противоположных тенденций, например к нападению и бегству.

В экзистенциальной теории тревога есть эмоциональное состояние, сопровождающее осознание бессмысленности, несовершенства и изначальной хаотичности мира, в котором мы живем.

Позиция экзистенциалистов в данном случае выражает состояние растерянного человека, в глазах которого мир превратился в остатки прежнего в нем порядка и предсказуемости. З.Фрейд различает «сигнальную тревогу», предупреждающую Эго о надвигающейся угрозе его целостности (и тут он как бы смыкается с экзистенциалистами), и «первичную тревогу» — эмоцию, сопровождающую распад Эго и проявляющуюся в кошмарах.

Добавим, что тревога может быть у человека и в отношении себя, правда, это уже явно болезненная тревога. Пациенты, испытывающие неприемлемые, «ненормальные» побуждения, нередко пребывают в тревоге длительное время, с напряжением и страхом ожидая от себя каких-нибудь опасных, безумных действий, что кажется идентичным «сигнальной тревоге».

Совместить определения тревоги разных психологов достаточно сложно, настолько это понятие многогранно.

В тревоге, однако, почти всегда присутствует один весьма существенный элемент — это страх воображаемой, надуманной опасности, которая порой представляется вполне возможной, почти реальной или даже неизбежной.

Это может означать, что тревога связана каким-то образом с нарушениями самовосприятия, а именно с апперсонализацией. Высшая степень тревоги — полное смятение, растерянность.

К содержанию

Источник: https://psyclinic-center.ru/biblioteka-kliniki/vvedenie-v-klinicheskuyu/modalnosti-emociy-skorb-pechal-nostalgiya-trevoga

Клуб Здорового Сознания

Клуб Здорового Сознания

Скорбь — состояние крайней , переживание большой утраты.

Что считать большой утратой?

Большая утрата — понятие очень относительное. Чем меньше опыт у человека, тем с большей легкостью даже потерю мелочи он может оценивать как вселенскую потерю. «Мама, у меня игрушка сломалась!» (и полный ужас…)

Как делается скорбь?

Скорбь — эмоция социальная, прививаемая через типовые высказывания «мы скорбим» и коллективную демонстрацию того, как это делать следует. В узком кругу скорбят обычно молча, сутулясь, с опущенной головой и глазами, смотрящими в пол.

Смысл скорби

Плюсы скорби: Скорбь прививает уважение к лицам авторитетной линейки, привлекает к педагогически полезным размышлениям о смерти и смысле жизни, нужной людям.

Минусы скорби: любовь и уважение можно проявлять более деятельным способом, например продолжая дело умершего. «Люби меня, пока я живой!».

Знания умножают скорбь

«Знания умножают скорбь» — эту фразу приписывают царю Соломону. Есть мнение, что это не просто философское суждение о тщетности человеческого познания, но особенность человеческой физиологии.

Американские ученые обнаружили интересную закономерность: люди, имеющие высшее образование, чаще страдают стрессом в сравнении с людьми менее образованными.

Вместе с тем, люди с неразвитыми интеллектуальными способностями страдают хотя и реже, но переносят душевный кризис тяжелее.

Мировая скорбь

Мировая скорбь — термин из литературоведения, который обозначает комплекс пессимистических настроений, пронизывающих творчество некоторых писателей и поэтов конца XVIII и первой трети XIX веков.

Является литературным выражением определенного социально-психологического «недуга», симптомы которого: пресыщение жизнью, и , к культуре и обществу, бегство от людей, горделивое самозамыкание, любование собой и своей тоской, «интоксикация мыслью» и атрофия воли как следствие неустанного самоанализа, отвлеченная скорбь о судьбах человечества и от сознания своего бессилия изменить существующее положение вещей. Наличие этого недуга с теми или иными оттенками и вариантами констатировали у Руссо, молодых Гёте и Шиллера, Байрона, Шатобриана, Сенанкура, Б. Констана, Нодье, Виньи, Фосколо, Леопарди, Ленау, Гейне, Лермонтова и др.

Скорбь в христианстве

Скорбь наряду со страданиями занимает особое место в христианской традиции.

«От скорби происходит терпение…», «Без скорбей мы останемся булыжниками, невзрачными, негодными.»

Дионисий Тацис писал: «Скорбь — это то, что смиряет человека, отрывает его от мирского, проявляет его характер, очищает его мысли и возвеличивает его, ибо он терпит скорбь.»

Источник: https://psy-space.ru/?page=skorb

Ссылка на основную публикацию