Изменение собственного поведения — психология

Изменение поведения людей. Статья. Психология взаимоотношений. Самопознание.ру

В этой работе будет рассмотрено, какие изменения происходят в поведении людей и чем они обусловлены.

В последнее время все отчётливей проявляется тенденция расхождения выработанного обществом свода правил о поведении людей и поведением значительной части общества, когда они находятся вне поля зрения этого же общества.

С каждым годом разрабатывается и принимается все больше законов ужесточающих наказание за преступления, как против человечности вообще, так и против конкретно человека. В обществе все выше и выше поднимается планка норм человеческой морали. Общественное мнение становится все более и более непримиримым к проявлению насилия над человеком.

Причём степень непримиримости увеличивается не в арифметической, а в геометрической прогрессии. С другой стороны через средства массовой информации, а кое-кто и лично, наблюдаем все увеличивающиеся количество случаев немотивированной жестокости, издевательств над человеком «шутки ради», глумления за просто так.

Например, достаточно памятен случай, когда школьники на уроке физкультуры таскали за руку по паркету пожилую, полную учительницу пенсионного возраста только потому, что она при этом нелепо и смешно выглядела.

Ещё 100 лет назад невозможно было представить, чтобы матёрый преступник, застреливший не одного человека, мог бы так издеваться над пожилой немощной женщиной. Или когда подростки, забавы ради, скидывают с крыши высокого дома тяжёлую покрышку от грузовой автомашины на проходящего возле дома человека.

Естественно, человек от такого сильного удара погибает на месте. Причём подросток, сбросивший покрышку, в глазах своих друзей, которые смотрят на него восхищённо, приобретает ореол героя. Мол, он смог, а мы не смогли.

Это означает, что подросток, совершивший это убийство, не белая ворона среди окружающей его молодёжи, он просто чуть более решительный среди них. Такими же темпами возрастает другой вид немотивированных преступлений — преступления, связанные с увеличивающейся раздражительностью людей. Например, известны случаи, когда неадекватный автомобилист убивает другого автовладельца только за то, что он случайно задел его автомобиль. Или пассажир в общественном транспорте наносит увечья другому пассажиру за то, что он случайно его толкнул.

Так в чём же заключается бурный расцвет в последнее время немотивированных преступлений? Причины, объясняющие это, можно разделить на две части. Первое. Это изменение физиологических факторов, выражающееся, в первую очередь, в вариативности центральной нервной системы, что фиксируется в геноме человека. Второе.

Это что, как и каким образом человек усваивает с момента своего рождения. Если первое — это пласт знаний, включающий в себя принципиально иные объяснения как корковых образований: новой коры, старой коры, древней коры, так и подкорковых ядер: миндалины, хвостатого ядра и т.д., так и ядер среднего мозга, моста, продолговатого мозга.

Даже совсем кратко это займёт очень большой объем и освещаться будет позднее. Зато на втором мы сейчас и остановимся.

Чтобы понять, что усваивает ребёнок с момента своего рождения надо сравнить, что впитывает ребёнок сейчас и лет 100 назад. 100 лет назад, как и 200 лет назад, как и 300 лет назад в семье, обычно многодетной, целиком воспитанием занимались в основном бабушки и няни. Ребёнок получал только положительные, правильные объяснения любых ситуаций.

Во всех старых сказках, о которых узнавал ребёнок, всегда побеждает добро. Ребёнок собственными глазами видел, как отец галантен по отношению к матери, как младшие слушаются старших.

И ко времени, когда повзрослевшие дети попадали в общество, у них уже прочно сформировывалось собственное мировоззрение, в основе которого были оптимальные, выработанные человечеством на протяжении долгого времени суждения и принципы морали.

А что происходит с ребёнком сейчас, как происходит его формирование? Ребёнок в силу ряда причин, воспитывается только родителями, чаще одним.

Время, которое сейчас родители посвящают воспитанию ребёнка, на порядок меньше, чем лет 100 назад, не говоря уже о более ранних временах, потому что весь день у родителей плотно занят, сначала работой, потом заботой о хозяйстве.

И вечером, когда родители остаются наедине с детьми, у них уже просто нет сил и желания заниматься воспитанием.

Если к этому добавить то, что современные люди гораздо более раздражительны, чем, к примеру, в начале прошлого века, то следствием всех этих причин будет самое минимальное время, посвящаемое воспитанию ребёнка за последние много сотен лет. Причём с каждым десятилетием это время будет уменьшаться, стремясь к нулю. И тут мы приходим к вопросу: а чем же ребёнок заполняет освобождающуюся нишу правильного, положительного воспитания? Заполнение этой ниши будет проходить по трём путям:

  1. Первый. Это воспитатели яслей, детских садов и учителя школ. По изначальному замыслу они должны положительно освящать весь путь человеческого развития и устройство современного общества, кроме знаний по конкретным дисциплинам, которые изучаются позднее. Этот путь является единственным положительным из трёх, причём положительный эффект этого пути с каждым десятилетием стремительно уменьшается. И это будет происходить не из-за того что современные воспитатели и учителя обладают небольшими знаниями, а потому что современные люди становятся более раздражительными. Эта раздражительность воспитателей и учителей будет проявляться в виде крика, повышенного тона, оскорблений, физического воздействия на детей. А это, в свою очередь, будет приводить к уменьшению эффективности обучения и воспитания.
  2. Второй. Это средства массовой информации (телевидение, радио, интернет и т.д.), с которыми ребёнок остаётся наедине, предоставленный сам себе. Рассмотрим телевидение. С каждым годом оно становится все более пошлым, все более скандальным, все большее количество преступлений показывается на экране. А уровень морали и одухотворённости неизменно падает. Понятно, что телеканалы ожесточённо бьются за каждого телезрителя, ведь от этого зависит их материальное благополучие. И человека больше всего будет интересовать не то, каким должен быть человек, как он должен себя вести в той или иной ситуации, а то, что принципиально этому противоречит, так называемая «клубничка», жестокость, насилие и т.п. Поэтому нас интересует не то, как в самолёте все предсказуемо происходит, а то, как какой-нибудь пьяный пассажир устраивает скандал и ругань. Поэтому и юмористические передачи становятся все более пошлыми, и в боевиках убивают все больше людей, и количество скандальных передач растёт с каждым годом. А как на эти же боевики будет реагировать маленький ребёнок без жизненного опыта и с небольшим пока умственным развитием. Если взрослый человек как бы понимает, что главный герой, убивая десятки бандитов, вершит справедливое правосудие, то ребёнок, пока ещё не разбирающийся в справедливости, выносит из этого фильма, только то, что убивая направо и налево, у тебя будет больше всего славы и всеобщего уважения. В схожем ключе эволюционируют и мультфильмы. И в итоге телевидение, не говоря уже об интернете, оказывает на неподготовленного ребёнка отрицательное воздействие.
  3. Третий. Это путь самозарождающегося объединения разных особей одного вида. У любых видов животных, которые живут стаями, во главе всегда будет самец или самка, по любому поводу пускающие вход клыки или когти для завоевания или поддержания лидерства. Так и у человека. Как только детей начинают объединять с самого раннего возраста, а это ясли, сад и т.д., сразу же начинается явная и неявная борьба за лидерство. И победу здесь всегда одержит более сильный мальчик, который, не задумываясь, пускает в ход кулаки. И так он подчиняет себе всех остальных. А это обычно самый сильный и не самый разумный ребёнок. Его наклонности обычно самые низменные в этом возрасте. И он обычно укрепляет свой авторитет, совершая отрицательные поступки, показывая какой он всеобщий ниспровергатель, какой он крутой. Остальные же дети начинают ему подражать, стараются перенять то, что самим им было совсем несвойственно. Более же разумные дети становятся тихонями, не проявляющими всеобщего геройства, а потому обычно презираются лидерами и большей массой детей. И такое происходит с момента помещения разных несформировавшихся детей в одно замкнутое пространство. И поэтому родители иногда в шоке от тех фраз или действий своих детей, пришедших из яслей, садика или школы. Просто ребёнок подражает своему кумиру из этого же заведения. Аналогичным образом на ребёнка воздействует и двор, в котором он живёт. Понятно, что это исключительно отрицательно воздействует на формирование моральных устоев и повседневного поведения детей.

Конечно, не все дети подпадают под воздействие этих факторов. Многое зависит от генетико-физиологических параметров самого ребёнка, что будет раскрыто в других работах.

А в заключении можно сказать, что пропасть межу тем каким, с нашей точки зрения, должен быть человек и тем, каким он есть на самом деле, растёт с каждым годом. И с каждым годом нас будет все больше шокировать то, к каким издевательствам и жестокости может прийти современный человек в, казалось бы, цивилизованном обществе.

Работа с трудными детьми даёт обильную пищу для размышлений не только о самих этих детях и их семейном окружении, но и о множестве социокультурных факторов, способствующих расшатыванию и без того некрепкой детской психики. При этом нередко оказывается, что бытующие в современном массовом сознании представления… Читать дальшеМне предложили принять участие в ведении рубрики о ладной семейной жизни. Я принял это предложение.Во-первых, потому, что Ладом интересуюсь давно и у меня накоплен немалый материал по этой теме.Во-вторых, считаю тему полезной для многих.

Ладная семейная жизнь, что это такое?

Что такое ладная?… Читать дальше

Основная черта практически всех жён алкоголиков — это несгибаемая уверенность в том, что они жертвы. И в их страданиях виноват кто угодно (обычно это муж алкоголик, который разрушил их жизнь), но только не они сами. Именно жертвы — основные претенденты на роль жён алкоголиков.

Так кто же они такие… Читать дальше

Комплекс «хорошей девочки» — типичная история для наших женщин, взращённых в постсоветском пространстве. Удивляет в этом не столько сам синдром «хорошести», сколько его надуманность. Ведь на самом деле (как видно, в частности, на опыте нашей героини) такая внешняя «хорошесть» — это всего лишь один… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/izmenenie_povedeniya_ljudey/

Как изменить свои привычки: матрица моделей поведения человека

В течение последнего десятилетия представители разнообразных научных направлений проявляют недюжинный интерес к тому, как работает мозг человека. Геймификация, психология влияния, психология эмоций, нейромаркетинг и множество других технологий предлагает все новые и новые способы воздействия на поведение человека.

В основе каждого из этих методов лежит одна и та же цель — изменение привычек. Проблема заключается вот в чем: до сих пор невероятное количество методов, которые якобы могут изменить поведение человека, были чем-то вроде «сборной солянки» теорий и гипотез, сделанных когда-то именитыми учеными и исследователями.

Посвященные данной тематике книги и научные статьи не объясняют ровным счетом ничего, поскольку описанные там идеи иногда не просто внутренне противоречивы, но и взаимоисключащи.

Ученые позиционируют свои методики как панацею. Например, некоторые из них уверены в том, что, например, зарабатывание знаков отличия и постепенный переход от одного уровня сложности к другому поможет людям, больным ожирением, стать стройными. Но это практически невозможно.

Другие заявляют, что для того, чтобы достичь успеха, нужно ставить перед собой конкретные цели и задать себе дедлайны. Но и это не всегда помогает.

Данная статья поможет вам выбрать наиболее эффективный метод изменения привычек для определенной модели поведения человека.

Содержание

Матрица моделей поведения

Какую модель поведения вы изменяете?

1. Любитель (Amateur)
2. Эксперт (Expert)
3. Наркоман (Addict)
4. Завсегдатай (Habitué)

Вместо заключения

  • Как изменить свои привычки? — Контролируй внешнюю среду!

Матрица моделей поведения

Чтобы разобраться во всех вышеупомянутых технологиях и научиться правильно их использовать в реальной жизни, Нир Эяль (Nir Eyal), психолог, писатель и консультант, разработал матрицу моделей поведения человека, каждой из которых соответствуют определенные методы изменения привычек.

Для построения матрицы были использованы следующие критерии: степень самообладания (низкая или высокая) и непроизвольная реакция (для облегчения боли или поиска наслаждения) человека на происходящие с ним события.

Какую модель поведения вы изменяете?

Как изменить привычки, используя матрицу моделей поведения? Представьте, что вы хотите изменить какие-то особенности поведения вашего клиента. Сперва нужно понять, с какой моделью поведения вам придется иметь дело, а уже потом подобрать соответствующие техники и приемы.

Итак, рассмотрим каждую из моделей поведения более подробно.

1. Любитель (Amateur)

Нир Эяль называет Любителями людей, чьи поступки направлены на быстрое получение удовольствия при относительно низких затратах силы воли. Привычки Любителей практически полностью повторяют поступки, которые являются частью ежедневного распорядка большинства из нас: утренний душ, завтрак, прогулка, проверка почты и т. д.

Для изменения привычек Любителей подойдут стандартные методы воздействия на поведение человека. Речь идет о различного рода внешних раздражителях. Это может быть будильник, звуковое напоминание или даже конкретный объект, например, стратегически правильно расположенная зубная нить. 🙂

Через некоторое время, когда у человека появляется новая привычка, необходимость использовать внешние триггеры отпадает.

Нужно отметить, что модель «Любитель» является отправной точкой для формирования оставшихся типов поведения: Любитель может с легкостью превратиться как в Эксперта или Завсегдатая, так и в Зависимого (Наркомана).

Например, человек, не имеющий опыта работы с компьютером, сначала изучает самые простые алгоритмы и комбинации (Любитель), а со временем, прилагая все больше и больше усилий, совершенствует свои навыки до уровня Эксперта. Но в то же самое время у бывшего Любителя может развиться нездоровое пристрастие к компьютерным играм, и он очень быстро превратится в Зависимого.

Читайте также:  Прикладной анализ поведения - психология

Модель изменения поведения Любителя включает в себя следующие методы:

  1. Метод детских шагов (небольшие действия, способствующее достижению поставленных целей).
  2. Планирование и контроль.
  3. Использование внешних триггеров.

Неэффективные методы:

  1. Требование неукоснительно следовать инструкциям.
  2. Соревнование.
  3. Чувство вины и наказание.
  • Как выработать новую привычку? Стратегия из 5 шагов

2. Эксперт (Expert)

Модель поведения «Эксперт» требует от человека высокой степени самоконтроля. Все действия Эксперта доведены практически до автоматизма. Данная модель поведения присуща профессиональным теннисистам, шахматистам, компьютерным инженерам, высококвалифицированным хирургам, музыкантам и т. д.

Чтобы стать Экспертом, необходима усердная длительная практика. Человек должен приучить свои тело и разум молниеносно реагировать на происходящие события и принимать быстрые взвешенные решения. Чтобы приобрести навыки, необходимые для выполнения поставленных заданий на уровне Эксперта, нужно ставить перед собой конкретные цели и определять сроки их достижения.

Поскольку для развития профессиональных навыков требуется высокий степень самоконтроля, переход от модели поведения «Любитель» до модели «Эксперт» чаще всего происходит при наличии внешних мотиваторов. В данном случае самое сильное влияние на человека будут оказывать тренер, начальник или даже один из членов семьи.

Методы развития привычек, присущих модели поведения «Эксперт»:

  1. «Осознанная практика».
  2. Наставничество.
  3. Анализ ошибок.
  4. Конкуренция.

Неэффективные методы:

  1. Развитие профессиональных навыков на уровне «мышечной памяти».
  2. Совершенствование навыков, которые уже не требуют от человека предельной концентрации и внимания.
  • Психология продуктивности — как сделать больше в короткие сроки?

3. Наркоман (Addict)

Чтобы вновь испытать состояние блаженства, Наркоман должен вдохнуть, проглотить или вколоть препарат, развивающий наркотическую зависимость. Зачастую в погоне за очередной дозой удовольствия наркоманы не гнушаются прибегать к самым бесчеловечным методам.

Многие исследования процесса привыкания к наркотическим веществам показали, что при виде наркотика мозг зависимого человека подвергается сильному стрессу. Поэтому нездоровая модель поведения становится единственно возможным способом избавиться от подобного рода переживаний.

Поскольку употребление наркотических препаратов разрушает как психическое, так и физическое здоровье человека, внешний вид и поведение «опытного» наркомана имеют несколько видимых признаков: отрешенный взгляд, невнятная речь, плохая координация движений, повышенная раздражительность и грубость.

Изменить модель поведения наркомана можно только в том случае, если он сам этого хочет. Без осознания человеком серьезности данной проблемы и желания от нее избавиться ни один из перечисленных ниже методов не принесет никакого результата.

Методы изменения поведения наркоманов:

  1. Постепенное уменьшение дозы принимаемого препарата (детоксикация организма).
  2. Участие в социальных проектах, посещение собраний анонимных наркоманов.
  3. Заместительная поддерживающая терапия (форма медицинской помощи, основанная на применении подобного или идентичного вещества при лечении зависимости).
  4. Постановка строгих целей и определение сроков выполнения поставленных заданий.

Неэффективные методы:

  1. Наказание.
  2. Напоминание больному о его текущем состоянии.
  • Область наилучшего восприятия, или Как технологии влияют на мотивацию?

4. Завсегдатай (Habitué)

Несмотря на то, что слово «привычка» чаще всего имеет негативную коннотацию, у модели «Завсегдатай» несколько другой оттенок.

Данный тип поведения может оказывать как полезное, так и пагубное влияние: все зависит лишь от того, о каких привычках мы говорим. Например, привычка бегать по утрам расценивается большинством из нас как полезная. Особенность поведения Завсегдатая заключается в том, что он относится к этому ритуалу как к своей обязанности, тогда как Любитель бегает в свое удовольствие.

Обратите внимание на то, что некоторые приемы, используемые в отношении моделей поведения «Любитель» и «Эксперт», являются неэффективными для моделей «Наркоман» и «Завсегдатай». Например, «метод кнута и пряника», мотивирующий Любителя и Эксперта двигаться к своей цели, возымеет противоположный эффект в случае Завсегдатая или Наркомана.

Чтобы изменить привычки Завсегдатая, необходимо использовать методы, нивелирующие ощущение дискомфорта, которое может возникнуть в случае невыполнения желаний человека. К их числу относятся:

  1. Повышение эмоционально-волевой устойчивости.
  2. Повышение болевого порога.
  3. Занятия спортом.
  4. Медитация.
  5. Самопринятие (удовлетворенность человеком его нынешним уровнем индивидуального развития).

Неэффективные методы:

  1. Оценивание полученных результатов.
  2. Поощрение и наказание.

Вместо заключения

Несмотря на то, что Нир Эяль использовал всего два критерия для классификации моделей поведения человека, разработанная им матрица является уникальным инструментом, которая может быть полезной не только для психологов, но и для маркетологов. 🙂

Высоких вам конверсий!

По материалам nirandfar.com, image source Monica Weller / Old Habits 

Источник: https://lpgenerator.ru/blog/2014/09/16/kak-izmenit-svoi-privychki-matrica-modelej-povedeniya-cheloveka/

Модель изменения поведения

Модель изменения поведения (James Prochaska & Carlo Di Clemente)
Поступки человека в повседневной жизни, как правило, определяются привычной для него схемой поведения.

Находясь в необычной для себя ситуации или перед необходимостью выбора, он может сделать совершенно неожиданный шаг либо последовать одной из опробованных ранее стратегий. Люди, обладающие широким и разнообразным набором коммуникативных стратегий, легче адаптируются в нестандартных ситуациях, чаще принимают взвешенные и ответственные решения.

Если же у человека в арсенале только одна или две стратегии, это значительно ограничивает его свободу выбора и повышает вероятность принятия неудачных решений.

Человек — сложное существо и в простые схемы вписывается не всегда. В связи с этим в 1993 году была предложена модель изменения поведения (James Prochaska & Carlo Di Clemente), которая включает следующие стадии.
Преднамерение Описание стадии.

На этой стадии человек не подозревает, что у него есть проблема, или серьезно не думает об изменении своего поведения. Скорее всего, он просто не обладает достаточной информацией. Отсутствием информации можно объяснить и активное нежелание ее получить.

Около 50 % людей отрицают существование проблемы и, следовательно, не видят причин изменить свое поведение. Они, безусловно, нуждаются в помощи.

Помощь нужна и тем людям, которые признают существование проблемы, но испытывают неуверенность в себе, им трудно смириться с ее присутствием в их жизни, трудно контролировать себя и свое поведение.

Примерная стратегия консультанта. Принять недостаток готовности. С самого начала прояснить ситуацию: решения принимает сам клиент. Предлагать и предоставлять информацию в нейтральной, не осуждающей манере.

Объяснить риски, связанные с употреблением ПАВ, и рассмотреть их в отношении клиента. Предложить информацию, которая будет способствовать снижению вреда. Поощрять переоценку существующей модели поведения.

Поощрять самоанализ, а не действия.

Намерение Описание стадии. На этой стадии человек начинает реально осознавать суть и значимость проблемы. Он в значительной мере оказывается подвержен психологическим расстройствам, поскольку убеждается в необходимости изменить поведение. Он пытается контролировать свою жизнь; зачастую, сомневаясь в своих возможностях, ищет поддержки у окружающих. Ему необходима дополнительная информация. На этой стадии происходит анализ требуемых затрат и возможных выгод в случае изменения поведения. Стадия намерения может быть довольно продолжительной.

Примерная стратегия консультанта. Принять недостаток готовности. Прояснить ситуацию: решения принимает сам клиент.

Поощрять анализ и оценку всех «за» и «против» изменения поведения. Понять, обобщить и высказать колебания и сомнения клиента по поводу изменений. Подчеркивать новые положительные перспективы изменений, обнаруженные в результате анализа и оценки.

Отслеживать, отражать и усиливать высказывания клиента, направленные на побуждение самого себя. Избегать соблазна предлагать доводы в пользу изменения, поощрять клиента делать это самостоятельно.

Решение Описание стадии.

На данной стадии человек уже владеет достаточной информацией о своей проблеме и осознает значимость этой информации для себя. Человек ищет выход из сложившейся ситуации. Принимает решение, будет ли он изменять свое поведение.

Обдумывает возможные варианты действий для изменения поведения и условия, необходимые для этого.

Примерная стратегия консультанта. Изучить вместе варианты и стратегии поведения. Выявить проблемы и препятствия, поддержать клиента в их преодолении. Оказать помощь в определении возможных источников социальной поддержки. Помочь клиенту поверить в его скрытую способность изменить поведение. Поощрять небольшие начальные шаги.
Действия Описание стадии. Это стадия, на которой человек изменяет свое поведение и влияющие на него факторы. Решение реализуется на практике. Человек начинает чувствовать уверенность в себе, потому что он верит в возможность реализации принятого решения. Окружающие также замечают происходящие изменения и обычно «отдают ему должное» (одобрение других людей очень значимо). Стадия действий обычно является наименее продолжительной, но она самая важная.
Примерная стратегия консультанта. Помочь в процессе определения целей, в планировании. Поддержать при решении проблем. Помочь в определении препятствий к осуществлению изменений и факторов, закрепляющих изменения. Сосредоточиться на признаках изменения и социальной поддержке. Поощрять самостоятельность и вселять уверенность в собственных силах при устранении препятствий. Помогать избавляться от чувства утраты прежнего образа жизни. Проговаривать долговременные преимущества изменения и укреплять их понимание.
Поддержание Описание стадии. На этой стадии человек пытается укрепить достигнутые результаты и предупредить рецидив. Для поддержания изменений важна позиция так называемого значимого окружения. Если есть поддержка со стороны близких людей, вероятность рецидивов снижается. Человек может испытывать страх перед возможным рецидивом, ослабевающий только со временем.
Примерная стратегия консультанта. Поддержать клиента в побуждении самого себя. Обсудить возможность противостояния срывам. Определить стратегии преодоления срывов, которые дали хороший результат. Исследовать и спрогнозировать факторы, которые могут вызвать срыв. Составить план поддержки (близкие, группы самопомощи, консультант).
Рецидив Описание стадии. Если человек оказывается не в состоянии поддержать происшедшие изменения, возникает рецидив — возвращение к проблемному поведению. Это может иметь серьезные негативные последствия: потерю веры в возможность реализовывать собственные решения, контролировать свою жизнь. Однако человек может вернуться на стадию намерения и совершить еще один оборот по «спирали изменений».

Примерная стратегия консультанта. Помочь клиенту проанализировать случившийся срыв. Предложить клиенту рассматривать срыв как поучительный опыт, а не как провал. Вместе оценить ситуации, связанные с высоким риском. Сосредоточиться на всех «за» и «против» того, чтобы немедленно вернуться к попыткам изменить поведение.

Данная модель циклична, и каждый человек может покинуть ее на любой стадии. Та стадия, на которой находится человек, является главным показателем возможного прогресса: чем дальше человек продвинулся по «спирали изменений», тем возможнее появление положительных результатов.

Необходимо четко осознавать, что невозможно заставить кого-либо перейти из одной стадии в другую или как-то побудить двигаться быстрее: у каждого своя индивидуальная скорость.

И решение человек принимает сам, консультант не может сделать это за него.
Источник: Голубицкий, Е.А. Практическое пособие по консультированию : пособие для социальных работников / Е.А. Голубицкий, И.А. Лукьянович.

— ООО «Полипринт». — Минск : 2012. — 48 с.

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/counseling-psychologist/190-konsultirovanie-soczialnix-rabotnikov/2294-model-izmeneniya-povedeniya

Психология поведения — о чем молчал Юнг?

Почему этот человек поступает именно так, а не иначе? Что стоит за его словами? О чем он думает на самом деле и что намеревается сделать? Чего от него можно ожидать? Правду ли он говорит? Можно ли ему доверять?.. Человек загадочен… БЫЛ. НЕДАВНО.

Всё изменилось.

22 30111 20 Июня 2012 в 18:50

Психология человека… Дает ли она понимание, почему люди поступает именно так, а не иначе? Что стоит за их словами? О чем каждый человек думает на самом деле и что намеревается сделать? Чего от него можно ожидать? Правду ли он говорит? Можно ли ему доверять?..

Человек загадочен…

БЫЛ. НЕДАВНО.

Всё изменилось. Человека можно видеть насквозь, буквально читая его мысли. Психология поведения человека с первых минут общения позволяет знать всю его подноготную, вплоть до сексуальности: от того, насколько он сексуально активен, до амплитуды коитальных движений, совершаемых им во время полового акта.

О да, можно знать о человеке даже то, чего он сам и предположить не может. И для этого не нужно быть ясновидящим.

Это не шутка. Не мистика. Не телепатия, не экстрасенсорика, нет. Это реальность, которая стала возможной благодаря революционным открытиям Системно-векторной психологии – психологии о человеке и для человека. Это психология отношений между мужчиной и женщиной, психология парней в отношениях, детская психология и все прочие сферы человеческих взаимоотношений.

Сознание – это лишь верхушка айсберга психического человека. Поступки человека – это следствие, причины которого находится глубоко в бессознательном.

Читайте также:  Джулиан роттер - психология

Психология человека непостижима без понимания бессознательного так же, как следствие необъяснимо без понимания причины. Именно в бессознательном спрятаны все программы и врожденные желания, называемые векторами. И именно вектора определяют сущность человека, его судьбу, способ мышления, сексуальность, ценности и место в обществе.

Узнавая в человеке тот или иной вектор, ты узнаешь о нём практически всё. Простая и понятная психология отношений, мужчина и женщина перед вами, друг или начальник, ребенок или взрослый, поможет как в трудной ситуации, так и в решении простых и обыденных мелочей.

Существует 8 векторов, 8 мер, которые отличают нас друг от друга. Психология поведения каждого отдельного человека обусловлена именно его психическими свойствами – векторами.

Внутренне мы настолько же отличаемся друг от друга, как внешне отличается рыбка от обезьянки, а обезьянка от птички. Человек-птичка не может поступать, как человек-рыбка.

Психология отношений мужчины и женщины прежде не давала нам этого понять, из-за чего решить проблемы, избежать неприятностей было практически невозможно.

Потому что то, что характерно для одного человека, не характерно для другого. Бесполезно сравнивать человека с кем-либо, требовать от него того, что для него неестественно. Так,  для девушек прежде психология парней в отношениях была загадочна и не понятна, выстраиваемая на собственном опыте, который часто очень мешает строить новые отношения и не защищает от тех же ошибок.

 Глупо ожидать от человека поступков, которые он не может совершать по своей природе. Системно-векторная психология человека позволяет все это понять и научиться правильно взаимодействовать с людьми, будь то развитие отношений между мужчиной и женщиной или воспитание детей. 

Чтобы лучше понять природу бессознательного, мы копнём глубже, в те далекие времена, когда племена людей жили в дикой саванне. У каждого члена племени была своя видовая роль, каждый приносил пользу стае. Иначе было не выжить.

Кто-то ходил на охоту, а кто-то оставался защищать от хищников женщин и детей. Кто-то был вождем, а кто-то выполнял тяжелую физическую работу. Кто-то охранял стаю ночью, вслушиваясь в тишину, а кто-то охранял ее днем, вглядываясь в окружающий пейзаж. Кто-то чуял опасность нутром, а кто-то криком оповещал о ней стаю.

Сама природа позаботилась о целостности стаи, наделив каждого её члена необходимым набором психических свойств и физических особенностей.

Все это раскрывает психология отношений, мужчина и женщина в которой занимают свои четкие позиции, идеально вписанные в законы мироздания.

Современная саванна усложнилась, человек прошел долгий путь развития. Но архетипичные бессознательные программы до сих пор работают.

Тот, кто ходил на охоту, сейчас занимается бизнесом (или ворует), а тот, кто оставался дома, становится профессионалом, внимательным к деталям (или продолжает сидеть на диване, ожидая, что ему принесут его кусок мамонтятины, положенный за охрану пещеры).

Вожди стали лидерами и управляющими (или предводителями преступных группировок), физически сильные ребята строят дома и пашут землю (или работают «братками» на воров в законе).

Кто-то наслаждается миром через созерцание и создает искусство (или истерично требует внимания мира к себе). Кто-то пишет книги, создает музыку (или атомную бомбу).

Кто-то управляет финансами (или ворует их в особо крупных размерах), а кто-то зарабатывает на жизнь ораторским мастерством (или постоянно врет).

Всё зависит от того, насколько родители дали развиться психическим свойствам ребенка. Но без знаний, которые открывает системно-векторная психология человека, ошибок не удается избежать никому.  

Язык бессознательного. Как говорят вектора

Вектора живут в человеке, выражаются в его словах и ключевых смыслах, в его внешнем виде, жестах и мимике, в его характере и выражении лица.

«Это вредно, а это полезно», «главное – время» — эти фразы характерны для людей с кожным вектором. Психология парней в отношениях, если они обладают этим типом психического, не отличается надежностью и стабильностью, ведь кожники всегда ищут перемен.

«Главное, чтобы всё по-людски было» — а так любит приговаривать человек с мышечным вектором.

https://www.youtube.com/watch?v=SHFLR9GVqIs

Вектор — это целый комплекс психических и соматических характеристик, которые выражают себя самым ярким образом. Когда мы ощущаем вектор в человеке, определяем его степень развитости и реализованности, тогда мы знаем о человеке всё, вплоть до его жизненного сценария. Это очень точная, безошибочная прикладная психология человека.

Для того, чтобы полностью изучить психологию человека, не нужно много лет учиться на психолога. Чтобы познать себя, определить свои таланты и истинные желания, понять свое предназначение и осознать свою судьбу, не нужно ехать в Тибет, годами медитировать, обращаться к гадалкам и экстрасенсам.

Не нужно заниматься эзотерикой и обращаться к высшим силам. Не нужно гадать на кофейной гуще, что ожидает тебя с тем или иным человеком – это на 100% предсказуемо. Не нужно воспитывать своих детей вслепую, это чревато тяжелыми последствиями.

Познакомиться с тайнами бессознательного можно, зарегистрировавшись на бесплатный онлайн-тренинг по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана и тогда психология взаимоотношений между парнем и девушкой, психология отношений мужчины и женщины, родителей и детей и любые другие типы отношений станут для вас просты и понятны..

Главный результат тренинга — системное мышление, которое даёт глубинное понимание себя и психологию человека в целом.

Кроме того, во время тренинга люди получают множество других важных для жизни «побочных эффектов»:

  • проходят самые тяжелые депрессии (многие приходят на тренинг в крайне тяжелом состоянии, граничащем с суицидом);
  • уходят страхи и фобии;
  • приходит понимание своих детей, отношение с ними меняется в качественно лучшую сторону. Исчезают многие проблемы, такие как детские кражи, неуправляемость, постоянное враньё, упрямство, заторможенность;
  • возможность предотвратить суицидальное состояние ребёнка, аутизм, шизофрению;
  • возможность защитить ребёнка от педофилии. Вы будете узнавать педофила с первого взгляда;
  • появляется понимание, каким образом можно себя реализовать в социуме, какую профессию выбрать;
  • налаживаются отношения в браке, психология мужчин и женщин, психология семейных отношений дает возможность их улучшить;
  • исчезает ощущение неудовлетворённости от жизни;
  • уходят тяжелые обиды, отношения с близкими людьми налаживаются.

Еще сомневаетесь? Убедитесь сами – вводные бесплатные лекции уже скоро. А первые азы того, что дает психология отношений между мужчиной и женщиной читать онлайн можно начать прямо сейчас.

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/psiholigiya-povedeniya

Психология зависимого поведения

(Психолог-консультант Устинов А.Г. 2013г.)

Современный мир предлагает разнообразные материальные блага, щедро представляемые техническим прогрессом. В связи с урбанизацией ослабевают межличностные связи между людьми.

Стремясь к независимости, человек жертвует необходимыми ему поддержкой других людей и ощущением безопасности.

В связи с этим происходит подмена, где некая деятельность, либо химический продукт, заменяет дружбу, любовь, общение с людьми, проявление симпатии, сочувствие, эмоциональную поддержку. Именно эта подмена характеризует аддективную (зависимую) личность.

Зависимое поведение — одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема химических веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс становится настолько захватывающим, что начинает управлять жизнью человека, который становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять зависимости.

Принято выделять следующие признаки зависимого поведения:

  • Тяга, влечение к объекту зависимости или поведенческой деятельности.
  • Нарастающее напряжение, пока объект не будет употреблен или деятельность не будет завершена.
  • Завершение данной деятельности или употребление объекта немедленно, но ненадолго снимает напряжение.
  • Повторная тяга и напряжение через часы, дни или недели.
  • Внешние проявления уникальны для каждого вида зависимости.

Далее цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью. Такая установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а его употребление — образом жизни. Жизненное пространство сужается до ситуации получения объекта.

Прежние ценности, интересы, отношения перестают быть значимы. Желание «слиться» с объектом зависимости становится настолько сильным, что человек способен преодолеть любые преграды на пути к нему, проявляя незаурядную изобретательность и упорство.

Критичность к себе и своему поведению существенно снижается, учащаются случаи агрессивного поведения, нарастают признаки социальной дезадаптации.

В целом понятие зависимого поведения охватывает различные типы поведения, мотивы которого остаются бессознательными. Оно характеризуется компульсивностью и обсессивностью.

Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется постоянно возникающими обсессиями (навязчивые мысли, фантазии, сомнения) и компульсиями (навязчивые побуждения или действия), осознаваемыми пациентами как болезненные и воспринимаемыми с чувством сильного внутреннего сопротивления.

Расстройство часто сопровождается различными по выраженности тревожными и депрессивными состояниями, и в психиатрической парадигме рассматривается как патология сферы влечений.

Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться и переходить друг в друга, что часто рассматривается как свидетельство общности лежащих в его основе механизмов.

Например, азартный игрок, отказавшись от посещения казино, может заменить рулетку спортивным тренажером, или человек, зависимый от компьютера, будет поддерживать ремиссию с помощью траты денег.

Зависимости разделяются на химические, нехимические и промежуточные. Химическими называются аддикции, связанные с приемом наркотиков, алкоголя, токсических веществ.

К нехимическим относятся азартные игры, аддикция отношений, аддикция сексуальная, аддикция любовная, аддикция избегания, работоголизм, аддикция траты денег, а также промежуточные аддикции, например, к еде (анорексия, булимия), характеризующиеся частичным задействованием физиологических механизмов.

В настоящее время в поле внимания психологов попало значительное число новых нехимических аддикций: многообразные компьютерные зависимости или интернет-зависимости, аддикция упражнений, духовный поиск, «состояние перманентной войны», зависимость от «веселого автовождения».

Основные причины развития зависимости, являются нарушения в процессе развития ребенка, особенно в первые три года жизни.

Наиболее необходимым фактором является установление базового доверия ребенка к родителям, которое позволяет завершить ему психологическое рождение, при котором он учится быть психологически независимым от родителей.

Ребенок в этом случае учится полагаться на себя, а не ждать, что кто-то другой будет управлять им, учится брать ответственность на себя за свои действия, взаимодействовать с другими, выражать свои чувства, справляться со страхом, тревогой, агрессией.

В случае не завершения или негативного выхода из этой стадии ребенок, а в дальнейшем и взрослый человек, не может в полном объеме брать ответственность за себя, различать свои истинные потребности и естественно их удовлетворять, различать свои чувства. Он становится инфантильным, постоянно ищет советов и одобрения со стороны и возможности их получить, имеет низкую самооценку.

В результате такой работы зависимый человек начнет чувствовать свою собственную целостность, уверенность в своих силах, сможет справляться с одиночеством, строить более зрелые отношения.

Одним из первых и важнейших этапов здесь опять, как и в детстве, является установление доверия к значимой личности, которой может быть психолог, а уже опыт, приобретенный в процессе психотерапии, переносится и на другие отношения.

Источник: http://mp-34.ru/publication/general-psychology/psihologiya-zavisimogo-povedeniya.html

Психология поведения

Одно из самых интересных направлений в изучении человека – это изучение психологии человеческого поведения.

Этот вопрос занимал и древних философов, и современных психологов; волнует он и тех, кто к науке не имеет никакого отношения.

Руководители и политики, торговцы и просто люди, увлеченные познанием, хотят понять, почему человек ведет себя определенным образом и можно ли им управлять.

Как изучалась психология поведения?

Наверное, первыми в научном изучении поведения стали бихевиористы. Но они считали, что поведенческая реакция, наследственная она (физиология и рефлексы) или приобретенная (речь, привычки и социальные навыки), всегда – только ответ на определенный стимул. Бихевиоризм серьезно критиковался за такой подход, абсолютно лишающий поведение человека всякой гибкости и избирательности.

Поэтому вслед за ним основы психологии поведения человека взялся изучать необихевиоризм. Новая школа признала, что человеческие поступки – не только ответ на внешние раздражители. Они исходят из потребностей и целей человека, могут изменяться и быть непредсказуемыми.

Так сформировалась идея о том, что психология человеческого поведения гораздо сложнее, чем заданный набор стимулов и реакций.

Новое учение П. Жане – «Психология поведения» – подтверждало, что поведение имеет две составляющие – внешнюю активность и внутреннюю. А способность самостоятельно направлять и контролировать свои поступки – т.е. управление поведением – психология сочла высшим проявлением развитой, зрелой личности.

Читайте также:  Цепочка жизненных задач - психология

Так же сориентирована современная общая психология, рассматривающая поведение как высокоразвитую психическую активность человека. Но здесь образуется своеобразная проблема понимания поведения и деятельности в психологии, поскольку одни авторы выделяют их как два разных понятия, а другие – употребляют как синонимы.

Возможно, разница их в том, что деятельность – в первую очередь активность, а поведение – отчасти и реакция. Причем эта реакция обязательно носит социальный характер, ведь каждый человек – член общества с принятыми в нем ценностями и установками.

А если они игнорируются или прямо нарушаются, поведение называют асоциальным.

Теория поведения от эволюционной психологии

Почти все мотивы поведения, как полагает эволюционная психология, по-прежнему ориентированы на решение проблем, какие вставали перед людьми на заре их развития и были связаны с необходимостью выживания. А все потому, что в современном мире человек живет ничтожно малое время по сравнению огромным периодом эволюции, который насчитывает миллионы лет.

Например, в человеке силен страх темноты, хищных животных, змей, хотя в условиях цивилизации они не могут ему реально угрожать. Но в прошлом этот страх был вполне обоснован и защищал людей, оберегал их от возможной смерти.

А в выборе сексуальных партнеров, когда женщины ориентируются на достаток мужчин,а те – на внешность и возраст женщины, на самом деле проявляется забота о продолжении рода.

Все потому, что экономическая состоятельность мужчины позволит женщине обеспечить детей пищей, а здоровье и ярко выраженные физиологические особенности женщины говорят о ее потенциальной способности выносить и родить ребенка.

Эта попытка объяснить человеческие поступки воспринимается неоднозначно. Но принимаются ее выводы или нет, остается помнить о том, что поведение человека – сложный феномен. Оно зависит как от внешних факторов – социума, воспитания, условий жизни, так и от внутренних – наследственности, уровня целеполагания, потребностей и желаний.

Вам наверняка бы хотелось стать человеком, все просьбы, требования и пожелания которого без запинки выполнялись бы другими людьми. И даже если кто-то скажет вам, что это из мира фантастики, вы-то знаете, что такие люди существуют. И как же им это всё удаётся?

Ни для кого не секрет, что в нашем обществе существуют персоны, которые нередко берут на себя роль кукловодов и управляют поведением других людей. Причём среди них попадаются как мастера своего дела, так и те, манипулирования которых не остаются незамеченными.

Психология манипулированияНи для кого не секрет, что мы ежедневно сталкиваемся с людьми, которые любыми путями пытаются заставить нас сделать что-то против нашей воли. Некоторых из них мы можем узнать издалека, например, цыганей. А вот вычислить, а главное противостоять скрытому манипулятору намного труднее.У многих людей слова «нейролингвистическое программирование» ассоциируются прежде всего с пикапоп, но не как не с бизнесом. В этом материале мы решили доказать вам, что техники НЛП можно с не меньшим успехом использовать и в деловой сфере.

Источник: http://kak-bog.ru/psihologiya-povedeniya

Как мы становимся другими или необходимые шаги в процессе изменения своего поведения

Аннотация

Информационная статья о транстеоретической модели поведенческого изменения Прохазки, Норкросса и Ди Клементе. В ней рассказываются о стадиях, через которые проходит человек в процессе изменения своего поведения.

Ключевые слова: поведенческое изменение, стадии изменения, транстеоретическая модель.

Огромное количество людей годами пытаются что-то изменить в своей жизни, бьются над поиском эффективного решения своих проблем.

Согласно транстеоретической модели поведенческого изменения американских психотерапевтов Джеймса Прохазки, Джона Норкросса и Карло Ди Клементе изменение – это процесс, имеющий ряд стадий. Их нельзя пропускать, всем предстоит пройти один и тот же путь.

Каждому, кто пытался изменить какую-то свою пагубную привычку знакома ситуация, когда чтобы унять чувство вины и тревоги, мы даем себе обещание начать «новую жизнь» прямо на следующий же день. И довольно часто так и поступаем.

Но обычно действие без подготовительного этапа длится день, два, максимум – неделю. Как показывает опыт, многие из тех, кто дает себе обещание с какого-то момента начать новую жизнь, сообщают о том, что делают это на протяжении ряда лет, прежде чем им удается достигнуть устойчивых перемен.

Как показывают результаты эмпирических исследований, чтобы действительно изменить свое поведение, необходим крепкий фундамент, который закладывается постепенным, подлинным прохождением стадий изменений. Каковы же эти необходимые шаги в процессе изменения своего проблемного поведения? Давайте рассмотрим их подробнее.

Сопротивление изменениям
В большинстве случаев исходная позиция – это активное сопротивление изменениям. Отличительная черта данной стадии – сопротивление признанию наличия проблемы. Находящиеся на этой стадии могут считать, что у них есть недостатки, но не согласны, что им нужно что-то в себе менять.

Однако людям из их ближайшего окружения – членам семьи, друзьям, коллегам, зачастую бывает очевидно, что проблема есть и весьма серьезная. На этой стадии индивиды недостаточно осознают свои проблемы отрицают их и тем или иным образом защищаются от попыток других указать на них. Когда такие люди приходят к психотерапевту, то, как правило, они делают это под влиянием окружающих.

Обычно к изменению их подталкивают партнер по браку или родитель. «Сопротивленцы» могут уступать давлению и делать вид, что они признают проблему и хотят измениться, но, в действительности, совершенно не рассматривают изменения своего поведения в обозримом будущем.

Как известно, знание – сила, поэтому первый шаг на пути к сознательным изменениям – признать проблему, осознать ее негативные аспекты и следствия своего пагубного поведения.

Обдумывание
На этой стадии люди признают факт проблемы и начинают всерьез обдумывать пути ее решения. Они изо всех сил стараются осознать ее суть, докопаться до причин, рассматривают возможные варианты решений. Но они еще далеки от воплощения этих намерений в поведении.

Обдумывающие прикидывают различные варианты, множество раз убеждаясь, что сама собой проблема не решится. На этой стадии люди могут задерживаться надолго – зачастую годами.

Для продвижения вперед очень важно избежать ловушки умственной жвачки, то есть хронического обдумывания, которое, в действительности, ни к чему не ведет.

Серьезно рассматривая последствия существующей проблемы, злясь на себя за то, что оказался в таком положении, обдумывающие постепенно подходят к твердому решению начать действовать. Робкие, пробные действия становятся шагом к переходу на следующую стадию. Конец этапа обдумывания – время предвкушения, беспокойства и возбуждения.

Подготовка Большинство из тех, кто находится на этапе подготовки, планирует приступить в действиям уже в следующем месяце и вносят в планы последние коррективы. Они не обязательно справились со своей нерешительностью. Им все еще приходится себя убеждать, что принятое ими решение единственно верное.

Стадию подготовки характеризует объединение усилий и предпринимаемых предварительных действий. Это приводит к некоторым успехам в устранении проблемного поведения, но они еще не достигли желаемого результата, например, желающий бросить курить, может существенно сократить курение, но еще не отказался от него полностью.

Подобно любому человеку, находящемуся на пороге важных свершений, индивидам на стадии подготовки необходимо определить свои цели и приоритеты, ведь изменение требует усилий, внимания и энергии. Чтобы перейти к этапу действию эта цель должна стать для них делом первостепенной важности.

Они должны в деталях продумать и решить придерживаться плана действия, который они выработали.

Действие
На этой стадии индивиды переходят от размышлений и слов к делу. Конечно же, действия требуют значительных волевых усилий, энергии и временных затрат.

Чтобы прервать привычные, проблемные паттерны поведения и избежать срывов и рецидивов индивидам приходится попутно отслеживать подводные камни, могущие встать на пути изменения своего поведения. Этап действия длится несколько месяцев.

Первые два месяца – самый опасный период с точки зрения рецидива. Сохранение изменений основывается на работе, проделанной на предыдущих этапах.

Успехи по изменению своего поведение заслуженно сопровождается чувством гордости собой («Говорить об изменениях может любой, я же совершаю определенные действия, чтобы измениться»). Изменения, достигаемые на этой стадии, наиболее заметны другим людям, поэтому получают максимальное внешнее признание и поддержку.

Сохранение
Сохранение – это не статичное положение, а продолжение изменения. Без твердого намерения закрепить достигнутое рецидив случается почти со стопроцентной вероятностью, поэтому переход от действий по осуществлению перемен к сохранению изменения имеет решающее значение.

Цель этапа сохранения изменения – не что иное, как стойкое изменение, которое становится частью личности и новым образом жизни. На этой стадии индивиды работают над профилактикой рецидивов и укрепляют достигнутое ранее изменение.

В случае хронических проблем эта стадия длится после начальных действий от полугода до неопределенного промежутка времени. При серьезных хронических проблемах, таких как алкогольная или наркотическая зависимость, стадия сохранения может продолжаться всю жизнь.

Отличительная особенность сохранения – это стабилизация поведенческого изменения и недопущение рецидивов.

Как уже было сказано, когда индивиды пытаются отказаться от хронического проблемного поведения, то рецидивы и повторное прохождение через стадии происходят весьма часто.

При серьезных хронических проблемах, таких как зависимое поведение, линейное продвижение по стадиям – это возможный, но очень редкий феномен, скорее исключение из правила. В случае рецидива индивиды регрессируют к более ранней стадии, например, к стадии подготовки или обдумывания.

Срыв обычно сопровождается чувства разочарования, стыда и вины. Те, кто очень болезненно воспринимают рецидив и считают себя неудачниками – могут оказаться деморализованными и гонят от себя мысли о поведенческом изменении.

В результате они возвращаются на стадию сопротивления изменения и могут оставаться на ней сколь угодно долго. Однако, как свидетельствует опыт, большинство тех, кто потерпел неудачу, не ходят бесконечно по кругу и не возвращаются к исходной точке, теряя все нажитое.

Благодаря своим попыткам они скорее научаются чему-то и в следующий раз пытаются избежать прежних ошибок, ведя себя иначе. Именно поэтому авторы этой модели предпочитает использовать термин «повторный цикл», а не рецидив. Повторный цикл дает возможность учиться. Тот, кто действует и терпит неудачу, в следующий раз имеет больше шансов добиться успеха.

Этап завершения – конечная цель всех тех, кто работает над собой. На данном этапе старое проблемное поведение или пристрастие перестают быть искушением или угрозой.

Разрешение проблемы характеризует состояние, когда человек больше не испытывает соблазна вернуться к проблемному поведению и ему уже не нужно прилагать усилия к тому, чтобы удерживаться от рецидива. Он выиграл битву и прошел весь цикл до конца.

Тем, чья проблема остается нерешенной в течение продолжительного времени, потраченного на ее самостоятельное преодоление, пришло время подумать об обращении к специалисту.

Любому человеку, вступившему на путь самоизменения, необходимы поддерживающие отношения, помогающие ему не терять надежду и решать задачи каждой из стадий. Психолог-консультант или психотерапевт имеет необходимые знания и навыки и может помочь вам изменить свою жизнь к лучшему.

Чем дальше клиенты самостоятельно продвинулись в стадиях изменения, тем большего прогресса они смогут достичь в ходе психотерапии.

Если за месяц прохождения психотерапии клиент, находящийся на стадии сопротивления изменению, перешел на следующую стадию, то как показывают исследования, вероятность того, что он предпримет те или иные действия по самоизменению в течении последующих 6 месяцев значительно возрастает.

As we Become Others or the Necessary Steps in the Process of Changing our Behavior

Annotation

Informational article about Prochazka, Norcross and Di Clemente’ transtheoretical model of behavioral change. It tells about the stages in the process of changing a human behavior.

Key words: behavioral change, stages of change, transtheoretical model.

Источник: http://psyjournal.ru/articles/kak-my-stanovimsya-drugimi-ili-neobhodimye-shagi-v-processe-izmeneniya-svoego-povedeniya

Ссылка на основную публикацию