Синектика — психология

Метод синектики

Синектика - психология

Еще одним неординарным способом генерации идей наравне с такими приемами как мозговой штурм и метод шести шляп Эдварда Де Боно выступает метод синектики.

Метод синектики применяется для решения проблем и поиска новых идей посредством использования аналогий и переноса стоящих перед вами задач на готовые решения, существующие в различных сферах и областях.

Синектика – это сочетание разнородных, а иногда даже не совместимых элементов в процессе постановки и решения задач.

Чтобы доходчивее объяснить суть этого метода, можно обратиться к примеру его применения основателем синектики Уильямом Гордоном, использовавшим его при создании чипсов Принглс.

Перед компанией Kellogg (известный американский производитель сухих завтраков) стояла неразрешимая задача – как сделать и упаковать картофельные чипсы, чтобы уменьшить объем заполняемого воздуха в упаковку, при этом сделать ее компактнее и избежать крошения продукта.

Для решения этой задачи и был привлечен Уильям Гордон, который в 1961 году написал свою знаменитую книгу – «Синектика: развитие творческого воображения», а чуть позже создал фирму — Synectics Inc.

, обучающую творческому мышлению и предоставляющую услуги разработки инновационных идей (сегодня клиентами фирмы являются такие корпорации как «IBM», «General Electric», «Zinger» и многие другие).

В качестве аналогии, для создания новых чипсов, Гордоном был выбран процесс укладки опавшей листвы в полиэтиленовый мешок. Если листья, укладываемые в пакет, сухие, возникают определенные сложности – они ломаются и разлетаются, а когда листья мокрые — они мягкие и легко принимают форму соседнего листа.

Если убирать листья после дождя, пакетов для мусора потребуется немного, ведь сырые листья оставляют значительно меньше воздуха между собой и упаковываются компактнее. Эта аналогия дала начало чипсам Принглс — формовка и смачивание сухой муки из картофеля помогли решить проблему с их упаковкой.

Метод синектики появился в начале 50-х годов прошлого века как результат многолетней работы Уильяма Гордона над усовершенствованием метода мозгового штурма.

Важной отличительной особенностью рассматриваемого нами сегодня способа является то, что метод синектики применяется при решении конкретных проблем и не направлен на использование объективных закономерностей развития различных систем.

А над его применением должна работать более или менее подготовленная и постоянная группа обученных специалистов (несмотря на это, обычный человек, ознакомившись с приемами синектики, сможет взять на вооружение некоторые методики для решения каких-то своих проблем и задач).

В этом смысле синектика — это профессиональная деятельность, а мозговой штурм — лишь коллективная самодеятельность. Также стоит отметить, что в отличие от мозгового штурма, в синектике разрешена критика. Ну и, конечно, главной особенностью является суть метода синектики – использование сравнений и аналогий. Ориентируя свой гибкий ум на стоящую проблему, группа синектиков при обсуждении использует четыре типа аналогий.

Виды аналогий метода синектики

  1. Прямая аналогия — это любая похожесть, имеющая отыскиваемые элементы в системах или объектах, которые решают сходные задачи. Прямая аналогия чаще всего – природная или техническая аналогия.

    Например, прямой аналогией для улучшения методов окраски предметов мебели может быть процесс окрашивания кинопленки, бумаги либо рассмотрение на предмет окраски птиц, цветов или минеральных камней.

    Ярким примером метода синектики и использования прямых аналогий можно считать изобретение Изамбара Брюнеля — кессонный метод сооружения подводных строений. На это инженера натолкнуло наблюдение за червем-древоточцем, образующем при бурении древесины трубчатый канал.

  2. Символическая аналогия позволяет выразить и определить суть проблемы, используя метафоры и разнообразные сравнения, и заключается в обнаружении парадоксов и конфликтов в привычных и понятных фактах. Данный вид аналогии – это ценный инструмент для обнаружения «обычного в необычном» и наоборот — «необычного в обычном».

    По сути, он заключается в неожиданном определении предмета (как правило, состоящего из двух слов), показывающем его с интересной и противоречивой стороны.

    Примером символической аналогии может быть характеристика: храпового механизма как надежной прерывистости; дерева как качающейся твердыни, неподвижного движения или занозистой гладкости; шлифовального круга как точной шероховатости и т.п.

    Данная аналогия синектики хорошо зарекомендовала себя во многих областях, в том числе в кинематографе и литературе для вскрытия противоречивой сути обрисовываемых явлений или персонажей и отражения ее в названии: «Живые мертвецы», «Сухой лед», «Без вины виноватые» и т.д.

  3. Субъективная или личная аналогия синектики предполагает представление себя рассматриваемым и совершенствуемым предметом (его частью или деталью). Она требует от разработчика способность перевоплотиться, ведь для того, чтобы примерить на себе функции объекта, вжиться в роль неодухотворенного предмета, необходимо обладать ярким воображением.

    Главная задача личной аналогии — позволить рассмотреть такие нюансы изучаемой проблемы, которые, в силу косности человеческого мышления, не могут быть увидены и прочувствованы при помощи простых размышлений.

    При этом высказываемые аналогии могут быть абсолютно нелепыми, здесь главное прочувствовать и заметить новые, не воспринимаемые до этого грани и аспекты, которые невозможно разглядеть, используя логические рассуждения.

  4. Фантастическая аналогия, как и предыдущие синектические аналогии, требует от синекторов наличия развитого креативного мышления и творческой раскованности. Участники представляют себе объекты, предметы и рассматриваемые явления в отрыве от существующих физических законов и воображают их такими, какими хотели бы их видеть, невзирая на реальность. Часто для решения какой-либо задачи, определяя конечный результат, синекторы используют волшебную палочку или другой сказачный атрибут. Можно предположить, что фантасты при написании своих произведений вовсю используют метод синектики и в частности этот вид аналогий.

То, что существующие аналогии полностью охватывают опыт и мысли людей, станет более понятным, если эту классификацию объяснить следующим образом: прямые и фантастические – это реальные и нереальные аналогии, а субъективные и символические — телесные и абстрактны. Однако  об их фундаментальности речь не идет, так как регулярная практика применения метода синектики постепенно расширяет комплекс средств и позволяет разрабатывать все новые и новые приемы углубленного изучения и разбора предметов и явлений.

[ad#728×90]

Формирование синектического коллектива

Процесс формирования группы синекторов включает в себя три фазы:

  1. Первая — отбор членов группы. Используются специальные тесты, обращается внимание на наличие разнообразных знаний, общую эрудицию, достаточный уровень образования, опыт экспериментальной деятельности и гибкость мышления. Синекторами выбирают людей разных профессий и желательно с наличием двух несовместимых специальностей, например врач-физик, экономист-инженер или музыкант-химик.
  2. Вторая фаза формирования группы синекторов – их обучение. В России метод синектики не прижился (собственные учебные и методические разработки отсутствуют, а существующий мировой опыт за редким случаем игнорируется), однако на западе как небольшие компании, так крупные корпорации тратят немалые деньги на обучение своих специалистов в специальных заведениях. Например, в США подготовка синектических групп длится около года и состоит из очных и заочных сессий. Первые проводятся в учебных центрах, а дальше обучаемые проходят практику в своих компаниях, решая теоретические и реальные задачи.
  3. Заключительная фаза — внедрение группы в реальную среду. Фирма, отдавшая своих специалистов на обучение или заказавшая готовый коллектив (это может быть разовое или регулярное сотрудничество) получает его на определенных условиях для работы над собственными проектами.

История развития синектики показывает, что применение творческого мышления на предприятиях и использование специальных подразделений повышает вероятность успеха в области постановки задач и решения проблем, демонстрируя эффект синергии.

Что представляют собой специальные условия, создаваемые для проведения синектической процедуры:

  • Обязательная первоначальная абстракция участников от проблем и задач.
  • Сдержанность мнений и отказ от окончательных умозаключений.
  • Естественность и непринужденность в обсуждениях, предрасположенность к обыгрыванию и моделированию ситуации.
  • Проявление рациональности в суждениях.

Как видим, рациональность появляется лишь на заключительном этапе синектической процедуры. До этого используются образы, метафоры и аналогии.

[ad#yan4megduabzacami]

Этапы проведения метода синектики

Как и любой другой креативный метод генерации идей, метод синектики состоит из нескольких этапов, которые начиная с момента его создания, постоянно совершенствовались и видоизменялись. Если же брать фазы синектического процесса такими, какими они описаны Уильям Гордоном, в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения», выглядят они следующим образом:

  1. Проблема как она дана. Особенность этой фазы заключается в том, что никто (кроме руководителя) из участников синект-сессии не посвящается в конкретные условия задачи и необходимый результат. Считается, что раннее определение задачи не позволит уйти от привычного хода мыслей и затруднит абстрагирование. Здесь просто представляется проблема, явление или объект.
  2. Превращение не знакомого в знакомое. Открываются ранее неоткрытые элементы —  проблема делится на несколько частей и из незнакомой превращается в ряд более обычных задач.
  3. Проблема как она понята. Обдумывается и систематизируется проблема, как она понимается членами группы исходя из того, что получилось на предыдущем этапе.
  4. Оперативные механизмы. На этом этапе идет игра с метафорами, используются аналогии родственные проблеме и проблема, как понятая, раскрывается еще больше.
  5. Из знакомого сделать незнакомое. Это  позволяет рассмотреть проблему уже понятую и осмысленную в новой форме, с иной точки зрения.
  6. Психологическое состояние. Эта фаза подразумевает особое состояние ума к проблеме как она понята, идет размышление над ней. Используются все виды аналогий.
  7. Объединения с проблемой. На этом этапе самая подходящая аналогия сравнивается с проблемой как понятой. Проблема как понятая освобождается от своей старой жесткой формы.
  8. Точка зрения. На этой фазе происходит переход от аналогии к конкретному решению, идее. Идеи переносятся на проблему «как она дана».
  9. Принятие окончательного решения и проведение научно-исследовательских работ. Важным элементом является критическая оценка идей экспертами и доведение ее до практики.

В настоящее время этапы метода синектики упрощены и выглядят более понятно. Хотя на самом деле этот метод очень сложен в применении. Не просто же так обучение синекторских групп длится целый год.

Если владелец крупного предприятия решит использовать этот метод, ему так или иначе надо будет найти опытных специалистов, обучающих персонал всем премудростям синектики.

Обычный же человек для решения творческих задач может использовать аналогии, являющиеся важным инструментом метода синектики.

Источник: https://constructorus.ru/uspex/metod-sinektiki.html

Синектика и психологическая активизация творчества (стр. 1 из 3)

Синектика — наиболее сильная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества. Она является дальнейшим развитием и усовершенствованием мозгового штурма.

Однако если обычный метод мозгового штурма проводится людьми, не обученными специальным творческим приемам, то синектика предполагает собой метод поиска идеи путем атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций.

Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод «синектика» был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 50-х годов XX в.

В последние годы появилась разновидность конференции идей с некоторой ее модернизацией с учетом трудности быстрого и точного подбора «генераторов идей» при неожиданном появлении нестандартной проблемы. Эта разновидность получила название синектики (по наименованию созданной У. Гордоном в 1960 г.

фирмы «Синектикс», успешно ее применявшей). Она предложена американским изобретателем и исследователем методологии творчества В.Дж. Гордоном. который получил разностороннюю подготовку в Гарвардском, Калифорнийском, Пенсильванском и Бостонском университетах. Д.

Гордон разработал этот метод решения проблем, когда руководил группой исследования изобретений для Артура Д. Литтла.

Работы в этом направлении он начал в 1944 г., анализируя деятельность одной изобретательской группы, отличавшейся высокой продуктивностью, а затем (в 1952-1959 гг.) предложил свою методику

В 1960 г. В.Дж. Гордон организовал фирму «Синектикс инкорпорейтед», которая берет на обучение группы специалистов из различных фирм и посылает в них своих сотрудников для участия в решении технических, организационных и иных проблем. С 1965 г. президентом фирмы стал Дж.М. Принс, внесший ряд усовершенствований в методику.

Читайте также:  Вывод - психология

Слово «синектика» в переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». В полном словаре английского языка дано такое определение: «Синектические группы — группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов».

При использовании синектики формируют постоянные группы (оптимальный состав 5-7 человек) людей различных специальностей, которых обучают изобретательским приемам. Желательно даже, чтобы каждый из них имел несколько различных профессий.

Теоретической основой сннектики стали утверждения, что творческий процесс познаваем и может быть рационально организован, творческие процессы отдельного лица и коллектива аналогичны, иррациональный момент в творчестве важнее рационального; в латентном (скрытом) состоянии находится очень много творческих способностей, которые можно выявлять и стимулировать.

Проблема подбора «генераторов идей» снимается тем, что на фирме создается постоянная группа профессионалов и интеллектуалов, которые от конференции к конференции накапливают опыт решения управленческих задач, совершенствуя свое мастерство в этом деле, оттачивая оперативность и точность выдаваемых проектов.

Кроме того, При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи(но только в благожелательной и конструктивной форме, поскольку в удачном решении заинтересованы все участники).

«Критик» в своем выступлении должен в первую очередь отметить все плюсы обсуждаемого проекта и лишь после этого остановиться на минусах. «Критикам» не рекомендуется давать проектам своим оценок: это руководство оставляет за собой. Тем самым исключается обострение отношений между генераторами идей и критиками..

Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

Синектика как метод поиска идеи — это, по сути, мозговая атака исследуемой проблемы специализированными группами профессиональных специалистов, инженеров, консультантов, экспертов с использованием ими различных аналогий и ассоциаций. Применение синектики в решении инновационной проблемы включает в себя следующие этапы:

1) ознакомление с проблемой;

2) уточнение проблемы, что означает превращение проблемы как она была дана (ПКД), в проблему, как ее следует понимать (ПКП);

3) решение проблемы. Здесь под решением проблемы понимается взгляд с какой-то новой точки зрения так, чтобы сбить психологическую инерцию.

Однако следует иметь в виду, что возможности синтетики ограничены, т.к. она оторвана от изучения объективных закономерностей развития экономики и финансов.

Метод синектики получил дальнейшее развитие и теоретическое обоснование в работах Г.Я. Буша. Суть метода синектики заключается в следующем. На первых этапах его применения идет процесс обучения «механизмам творчества». Часть этих механизмов авторы методики предлагают развивать обучением, развитие других не гарантируется. Первые называют «операционными механизмами».

К ним причисляют прямую, личную и символическую аналогии.

Такие явления, как интуиция, вдохновение, абстрагирование, свободное размышление, использование не относящихся к делу возможностей, применение неожиданных метафор и элементов игры, считают «неоперационными механизмами», развитие которых не гарантируется обучением, хотя может оказать на их активизацию положительное влияние.

В условиях применения метода синектики следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение целесообразно начинать не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл.

Не следует останавливаться при выдвижении идеи, если даже кажется, что уже найдена оригинальная идея и что задача уже решена. Если проблема (творческая задача) не решается, то целесообразно вновь вернуться к анализу ситуации, порождающей проблему, или раздробить проблему на подпроблемы.

В процессе применения метода синектики большое внимание уделяется использованию метода аналогий. Аналогия используется в самых различных видах: как личная (эмпатия), прямая, фантастическая и символическая. Символическая аналогия, например, приняла форму конкретного приема определенного поиска названия, характеризующего в парадоксальной форме определенное понятие.

У. Гордон в отличие от А. Осборна сделал упор на необходимость предварительного обучения и использование специальных приемов, а также на определенную организацию процесса решения.

Есть два механизма творчества:

а) неоперационный механизм — неуправляемые процессы, включающие в себя интуицию и вдохновение;

б) операционный механизм — процессы, включающие в себя использование разного вида аналогий.

Важно научиться применять операционный механизм, ведь это обес-печивает повышение эффективности творчества и создает условия для проявления неоперационного механизма.

Ключевым моментом синектики, отличающим ее от метода мозгового штурма, является подход к процессу решения. Обычное для мозгового штурма выдвижение идей отвергается синекторами практически в течение всего процесса работы.

Указывается, что законченная, целостная мысль, представляющая собой идею или совокупность идей, основанных на неких посылках, выдается индивидом после того, как он сам ее придумает. Эта целостность может быть принята окружающими как верная, полезная или отвергнута как неверная.

Целостность противодействует дальнейшим изменениям. Никто не может признать за собой авторство этой идеи, кроме того, кто ее высказал.

Попытки борьбы с этим негативным явлением видны из того факта, что перед проведением мозгового штурма специально договариваются о распределении (или общности) авторства на выдвинутые идеи, однако проблемы это не снимает.

С другой стороны, нерациональная информация является причиной проявления в памяти метафор, образов, еще смутно очерченных, зыбких. Однако, основываясь на ней, все члены группы могут продолжать свое движение к решению.

Постоянное стимулирование подсознания ведет к проявлениям интуиции.

Феномен «инсайта» проявляется довольно часто в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, постоянно фиксируясь на более или менее нерациональной основе, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи, мысли.

Таким образом в синектике, по мысли Гордона, результаты решения проблемы — рациональны, процесс же, приводящий к решению, -нерационален. Необычным также является организация влияния группы на творческую активность индивидов.

При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов.

Риск, трудное задание, имеют в группе синекторов большой психологический престиж, каждый стремится взять на себя наибольшую часть трудностей.

Наблюдения показали также, что в процессе работы полезно выдвигать совершенно нереальные идеи, предложения, абстрактные образы, то есть то, что первоначально было названо автором «игра» и «неуместность». Однако настрой на выявление операторов заставил в последующем уточнить, что же скрывалось под этими терминами. Оказалось, что здесь существует три общих типа действий:

1. Игра со словами, со значениями и дефинициями.

Она включает в себя преобразование специфической проблемы в ее определение с помощью обобщающего слова или высказывания. В этот механизм также была включена «инверсия» — как еще один метод обыгрывания уже принятых значений.

2. Игра с отрицанием какого-либо основного закона, научного понятия. В рамках этих действий группа задает себе ситуацию, в которой нарушен один из законов природы и пытается ответить на вопрос: «Каким образом мы можем добиться этого в действительности?»

Источник: http://MirZnanii.com/a/199530/sinektika-i-psikhologicheskaya-aktivizatsiya-tvorchestva

Синектика — Психологос

Наиболее эффективная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества — синектика (предложена В. Дж. Гордоном), которая является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.

При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.

В методе применены четыре вида аналогий — прямая, символическая, фантастическая, личная.

Виды аналогий

  1. При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п.

    или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п.

  2. Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления.

    Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) — весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.

  3. При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.

  4. Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься.

    Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

Сообщество «Синектика» в ЖЖ community.livejournal.com

Мозговой штурм Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — групповой метод нахождения идей для решения проблем…Бесплатные материалы
«Как стать психологом для себя, для семьи и для дела»

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/sinektika

Что это за метод — синектика? Назначение, суть и примеры :

Известно, что при создании всех, даже самых гениальных литературных произведений их авторы используют при написании текста обычные слова. Это же касается и изобретений.

Все они, в том числе и самые великие, созданы из повседневных для нас вещей. В чем же заключается их новизна? Во взаимосвязи, которая обладает синергетическим эффектом.

Другими словами, общая величина эффекта в этом случае намного больше, чем отдельно взятых элементов того или иного продукта.

Синектика является системой креативного мышления. При этом она основана на предположении о существующей взаимосвязи между всеми, даже самыми непохожими на первый взгляд вещами. В этом и заключена суть метода синектики. Его применение является процессом создания или открытия новых идей, нового синтеза, новых связей и решений.

На данный момент метод синектики находит свое применение при решении проблем, стоящих перед предпринимателями, маркетологами и т.д., что делает его весьма актуальным в сегодняшнем мире.

История креативного способа

Начало исследований в этой области относится к 1944 г. Именно тогда ученый из США Ульям Гордон вместе со своими единомышленниками начал наблюдать за процессом индивидуального творчества.

Первым предметом подобных исследований явилась работа изобретателя, который стремился создать новый высотомер.

В его задачу входило не только конструирование прибора, но и одновременное описание всех происходящих в самом конструкторе психических процессов, которое следовало наговорить на диктофон.

В 1945 г. Гордон начал серию интервью с людьми науки и искусства. Цель таких исследований заключалась в определении того психологического состояния, в котором творческие деятели находились в процессе своей работы.

После проведенного анализа этих интервью стало очевидно, что существует четыре аспекта подобной деятельности. Они представляют собой такие процессы, как вовлечение и отделение, размышление, а также автономия объекта.

После этого были проведены эксперименты в лаборатории подводной акустики Гарвардского университета. Результатом стало утверждение исследователями сходства между творческими процессами в сфере искусства и науки.

В 1948 г. Гордон организовал наблюдение за группой художников. Это был так называемый Рокпульский эксперимент. Он позволил обнаружить некоторые нюансы творческого процесса, такие как использование группы в противоположность индивидууму.

Обзор всей накопленной информации был сделан Гордоном в 1949 г. В 1952 г. впервые образовалась синектическая группа, работающая на базе кембриджской фирмы «Артур Д. Литтл Инкорпорейтед». Все проводимые ею сессии в области синектики записывались на магнитофон.

Данная группа опробовала открытые исследователями механизмы, которые призваны были решать разнообразные проблемы. После целого ряда проведенных научных работ возникла необходимость в выражении их результата на бумаге. Именно поэтому в 1961 г. свет увидела книга «Синектика.

Развитие творческой способности», написанная Уильямом Гордоном. Это и стало началом использования данного метода.

Определение понятия

Слово «синектика» имеет греческие корни. Буквально оно означает соединение разных, на первый взгляд, явно несовместимых элементов. Основная идея синектики заключена в объединении нескольких творцов в одну группу. Это помогает совместно поставить, а затем решить конкретную творческую задачу.

На чем основан данный метод? Синектика дает возможность использовать бессознательные механизмы, проявляющиеся в мышлении человека во время его творческой активности.

Гордон своим методом выдвинул своеобразный протест против той традиционной точки зрения, которая до его исследований рассматривала творчество как главенство индивидуального гения.

Разумеется, автором вовсе не отрицалась великая роль «личного озарения», но с другой стороны, он утверждал о необходимости в системе «направленного поиска» нужных решений.

Использование аналогий

Данный метод – это своеобразный мозговой штурм. Только в отличие от последнего синектика приветствует критику. Кроме того, мозговой штурм не ставит перед собой цель активного использования самых разных аналогий и сравнений.

Для того чтобы найти решение поставленной задачи, собирается группа людей (синектиков). Для нахождения правильного ответа на поставленный вопрос они начинают обсуждение темы. При этом ими используются различные аналогии. В синектике их всего четыре. Рассмотрим их подробнее.

Прямые аналогии

Под ними понимают любую схожесть, имеющуюся в различных объектах или системах, в которых решаются сходные задачи. К прямым, как правило, относят либо природные, либо технические аналогии.

Где был использован данный метод синектики? Пример тому – изобретение кессонного способа возведения подводных строений.

Его автор инженер Изамбар Брюнель пришел к гениальному решению после наблюдения за червем-древоточцем, который при бурении древесины образовывал трубчатый канал.

Личные (субъективные) аналогии

Данный метод предлагает изобретателю представить себя частью или деталью совершенствуемого предмета. Здесь от разработчика требуется пройти процесс мысленного перевоплощения, что возможно только при наличии яркого воображения.

Применение метода синектики субъективных аналогий ставит перед собой цель рассмотреть изнутри нюансы поставленной проблемы, что просто не под силу человеческому мышлению из-за его косности.

Это позволит увидеть и прочувствовать предмет изобретений с помощью простых размышлений. Порой высказывание подобных аналогий абсолютно нелепо. Однако это не главное. Ведь здесь важно другое. Творческому человеку необходимо заметить и прочувствовать новые аспекты и грани проблемы, которые просто невозможно разглядеть при использовании логических рассуждений.

Символические аналогии

Их также нередко использует рассматриваемый метод. Синектика при помощи символической аналогии определяет и выражает суть проблемы с использованием метафор и разнообразных сравнений.

В этом случае изобретателю предоставляется возможность обнаружить конфликты и парадоксы в, казалось бы, понятных и привычных фактах. Данная аналогия является ценным инструментом в руках творческого человека. Она позволяет обнаружить «обычное в необычном», а также «необычное в обычном».

При ее использовании предмет определяется с неожиданной, интересной и в то же время противоречивой стороны.

Яркие примеры символической аналогии можно найти в характеристике храпового механизма в виде надежной прерывистости, дерева, сравниваемого с качающейся твердыней, и т.п.

Хорошо зарекомендовал себя данный принцип во многих сферах человеческой деятельности. Например, кинематограф и литература используют символические аналогии для представления противоречивой сути описываемых персонажей или явлений.

Порой это отражается даже в названиях произведений: «Сухой лед», «Живые мертвецы» и т.д.

Фантастические аналогии

Данный метод генерирования новых идей потребует от изобретателя особой творческой раскованности и присутствия креативного мышления.

В этом случае синекторам предлагается представить себе рассматриваемые явления, предметы и объекты вне всяких связей с существующими законами физики.

При этом изобретатель должен увидеть свой продукт таким, каким он хотел бы его увидеть, невзирая на существующую реальность.

Нередко при решении поставленной задачи синекторы используют какой-либо сказочный атрибут, например, волшебную палочку. Можно также предположить и то, что подобным видом аналогии пользуются фантасты. Она им необходима при написании произведений.

Все рассмотренные выше аналогии синектики позволяют полностью охватить мысли и опыт людей. И это станет более понятно, если объяснить данную классификацию несколько иначе. Так, прямые и фантастические аналогии можно рассмотреть как реальные и нереальные, а личностные и символические – как телесные и абстрактные.

Однако стоит иметь в виду, что данные виды синектики не стоит считать фундаментальными. Ведь при своем широком практическом применении метод постепенно расширяет количество имеющихся у него средств, разрабатывая новейшие приемы разбора и углубленного изучения явлений и предметов.

Но для того, чтобы применить необходимую в каждом конкретном случае аналогию, важно правильно сформировать синектический коллектив. Этот процесс состоит из трех фаз, которые рассмотрим подробнее.

Отбор членов группы

На данной фазе применяются специальные тесты. При этом обращается особое внимание на присутствие у кандидатов самых разнообразных знаний, общей эрудиции, достаточного уровня образования, опыта в экспериментальной деятельности и гибкости мышления.

В группу синекторов подбирают людей самых разнообразных профессий. При этом желательно, чтобы у них были две, на первый взгляд, несовместимые специальности. Это может быть, например, физик-врач, инженер-экономист, химик-музыкант и т.д.

Обучение

Данная фаза формирования группы синектиков требует проведения среди специалистов соответствующей подготовки в специальных заведениях. Например, американские компании ведут подобную подготовку около года. При этом отобранные специалисты сдают несколько очных и заочных сессий.

Обучение проводят учебные центры, после чего будущие синекторы проходят практику в нанимающих их компаниях, во время которой решаются теоретические и реальные задачи.

Начало работы группы

Данная фаза является заключительной. Она проводится посредством внедрения группы в реально существующую среду. При этом компания, подготовившая подобных специалистов, использует их для разового или регулярного сотрудничества. Синекторы начинают свою работу на определенных условиях, осуществляя разработку предлагаемых им проектов.

Что дает компаниям подобный метод? Синектика позволяет предприятиям многократно повысить вероятность успеха при решении поставленной проблемы или задачи.

Условия для работы

Для успешного проведения синектической процедуры необходимы:

— обязательная изначальная абстракция участников группы от задач и проблем;- сдержанность высказываемых мнений и отказ от окончательного умозаключения;- непринужденность и естественность в обсуждениях;- предрасположенность к моделированию и обыгрыванию ситуации;

— рациональность суждений.

Как видно, в начальной стадии синектической процедуры находят свое применение метафоры, аналогии и образы. Рациональность появляется лишь на ее заключительной стадии.

Основные этапы

Как же решить все поставленные перед группой задачи? Метод синектики, как и любой другой креативный способ генерации уникальных идей, включает в себя несколько этапов. Стоит сказать, что данная категория также не является незыблемой.

Начиная с того момента, когда был открыт метод синектики, этапы его применения постоянно видоизменялись и совершенствовались.

Однако если взять их классическое описание, согласно труду Уильяма Гордона, то они выглядят следующим образом:

1. Проблема в том виде, в котором она дана.

Особенностью данного этапа является то, что никто из участников группы, помимо ее руководителя, не знаком с конкретными условиями задачи и требуемым результатом.

Это делается для того, чтобы синекторы были способны на уход от привычного хода мысли и абстрагирование. Именно поэтому на данном этапе компания лишь предлагает проблему, объект или явление.

2. Превращение в знакомое незнакомого. Прохождение данного этапа призвано открыть ранее неизведанные элементы. Для этого проблему делят на несколько частей. В результате она из одной незнакомой превращается в несколько обычных задач.

3. Проблема в ее понимании. На данном этапе поставленная задача подлежит систематизации и обдумыванию. И это производится в том ракурсе, как она понимается членами собранной группы.

4. Оперативные механизмы. Данная фаза работы имеет форму игры с метафорами. При этом активно используется выбранный метод аналогии. Синектика при этом способствует большему раскрытию проблемы.

5. Сделать из незнакомого знакомое. Такой подход позволяет рассмотреть уже осмысленную и понятую проблему совершенно с другого ракурса.

6. Психологическое состояние. Данный этап предполагает особое состояние ума синекторов. Ведь они должны размышлять над уже понятой проблемой, используя при этом все виды аналогий, которые предлагаются методом.

7. Объединение с проблемой. Данный этап подразумевает сравнение самой подходящей аналогии с понятой задачей. При этом проблема должна быть освобождена от старой жесткой оболочки.

8. Точка зрения. Данная фаза позволяет перейти от аналогий к конкретной идее, которая затем и переносится на данную изначально проблему.

9. Проведение исследовательских работ. Этот этап весьма важен, так как подразумевает под собой критическую оценку идей и доведение их до практики.

Заключение

Несмотря на то что компании могут решать самые разнообразные стоящие перед ними задачи, метод синектики является весьма сложным в применении и используется далеко не всеми.

На это, как правило, идут только крупные предприятия, способные привлечь к работе опытных специалистов и обучить свой персонал премудростям этой удивительной науки.

Для обычного же человека при решении творческой задачи подойдет использование аналогий, которые являются основным инструментом синектики.

Источник: https://www.syl.ru/article/323394/chto-eto-za-metod—sinektika-naznachenie-sut-i-primeryi

Синектика как метод развития творческого мышления

Метод синектики разработан У. Гордоном в 1948 г. Ее основной принцип — сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым, изменить сложившийся взгляд на вещи.

Многие сравнивают его с методом мозгового штурма. Так же как и в «мозговом штурме», основная цель состоит в устранении стереотипов мышления. Однако между ними есть принципиальные отличия.

  1. в синектике приветствуется критика,
  2. активно используются различного рода сравнения и аналогии.

Кроме того, метод синектики обучает, если можно так выразиться, метафорическому мышлению, умению сочетать логическое и образное мышление, свободно переходить с одного мыслительного уровня (по терминологии Я. А. Пономарева) на другой, актуализировать латентный опыт.

Если «мозговой штурм» направлен на решение задачи «здесь и сейчас» и перенос освоенных способов мыслительных действий индивид производит уже сам и стихийно, то синектика не только помогает решению конкретной проблемы, но и закрепляет способы активизации образного мышления в виде навыка.

Метод синектики имеет те же ограничения в своем применении, что и «мозговой штурм».

Синектика выделяет 4 механизма превращения известного в неизвестное:

  • личная аналогия;
  • прямая аналогия;
  • символическая аналогия;
  • фантастическая аналогия.

По мнению Гордона без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения творческих задач. Эти операторы являются «специальными орудиями активизации творческого процесса». То есть, синектеры рассматривают творческую активность как результат сознательных усилий.

Личная аналогия предполагает способность творческой личности поставить себя на место рекламируемого предмета или даже — услуги, образа. Это значит — найти в себе какой — то отзвук на то, что «делает» этот предмет или образ, понять его трудности, достоинства и недостатки как свои собственные. Вхождение » в образ» — сложный и довольно трудный процесс.

Прямая аналогия — это оператор, который обеспечивает процесс сравнения уже существующих образов, творческих решений в близких областях.

Он требует от человека активации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в чужом или своем предшествующем творческом опыте или в жизни природы, общества подобия того, что требуется «изобразить» в рекламе. Фактически применение прямой аналогии — это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире.

Успешное использование механизма прямой аналогии обеспечивается разнообразием жизненного опыта членов группы. Скажем, избитая прямая аналогия — орел или тигр как символы могущества и преуспевания.

Символическая аналогия в отличие от предыдущих операторов использует для описания предметов или явлений объективные и неличные образы. Цель символической аналогии — обнаружить в привычном явлении парадокс, удивительное противоречие.

Собственно символическая аналогия — это состоящее из двух слов определение предмета. Это определение неожиданное. Яркое, показывающее предмет или явление с необычной стороны.

Достигается это тем, что эти слова характеризуют предмет и одновременно — образуют противоречие, то есть они являются противоположностями. «Живой труп», «человек в футляре» — всего — то два — три слова, а воображение рисует яркий, полный образ. Есть еще одно название такой пары слов — «заглавие книги».

Необходимо в лаконичной форме показать всю суть того, что кроется за «названием». Синекторы утверждают, что символическая аналогия — эффективнейший инструмент для того, чтобы увидеть необычное в обычном.

Фантастическая аналогия — это «творческий бред». То есть снова «летающие слоны». Таким «чудесным» путем создается художественный образ некого идеала. Суть этого инструмента состоит в том, чтобы воспользоваться в художественной реализации идеи сказочные, запредельные, фантастические средства и аналогии.

Ниже представлена общая схема последовательности этапов синектического метода:

Активизация воображения, фантазии, привлечение образов из очень далеких от содержания задачи сфер опыта помогают разорвать привычные смысловые связи.

Помещая объект в совершенно новый контекст, участники открывают в нем свойства, ранее отступавшие на задний план, казавшиеся несущественными.
С синектикой перекликается метод преодоления инерционного эффекта мышления (Дж. Менделл).

Как видно уже из его названия, главная цель остается все та же — разрушить стереотипы мыслительного процесса, увидеть новое в уже известном. Да и использующиеся для этого приемы напоминают таковые из синектики.

Различие состоит в том, что этот метод предназначен для индивидуального «употребления» и содержит рекомендации по организации творческого процесса не только на ограниченном отрезке времени, но и на более длительный срок. Вот некоторые из них:

  • стремиться представить объект в неожиданной обстановке;
  • установить смысловую связь между данным объектом и любым другим, взятым наугад;
  • задавать как можно больше вопросов по поводу объекта (например, можно ли его сжать, увеличить, заменить? на что это похоже? как это получается? из каких частей состоит? для чего это годится?);
  • заходить в магазины и библиотеки, просматривать любую привлекающую внимание литературу;
  • отсрочить решение неподдающейся задачи до момента, когда почувствуется вдохновение;
  • фиксировать на бумаге все идеи, приходящие в голову в связи с решением текущей проблемы или имеющие к ней отдаленное отношение.

Дополнительно:

Источник: http://nitforyou.com/sinektika/

Метод синектики: особенности и применение на практике

Метод синектики: особенности и применение на практике

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Сегодня речь пойдёт о том, как легко генерировать идеи и находить творческие решения даже самых сложных проблем. Для этих целей успешно применяют метод синектики, который является таким себе симбиозом абсолютно разнородных элементов, что помогают разрешить поставленную задачу.

Этот метод возник примерно в 1950-х годах благодаря Уильяму Гордону, который длительное время пытался создать более адаптивные и совершенные варианты мозгового штурма, и в итоге изобрёл этот метод. Несмотря на то, что он является усовершенствованным вариантом, синектика значительно отличается от своих истоков тем, что допускает критику и использование аналогий.

Приведу пример, чтобы было понятнее.

Знаете, как появились чипсы Принглс? Компания Kellogg обратилась к Гордону с просьбой помочь придумать способ, чтобы сделать максимально компактную упаковку для чипсов, но при этом защищающую от повреждений продукта, как при транспортировке, так и во время хранения или продажи. Уильям предложил вариант, который применяется для уборки улиц от опавшей листвы.

Если пытаться собрать сухие листья в мусорный мешок, то процесс будет долгим и кропотливым, потому что они будут ломаться, разлетаться в разные стороны и занимать много места. Но если кучу с листьями намочить – они «слипнутся» и не будут оставлять зазоров в пакете, как и крошиться при любом воздействии на них. Гениально, правда?

Виды сравнений синектики

  1. Прямая аналогия, чаще всего имеет природную или техническую основу.

    К примеру, сочетание цветов на перьях попугаев активно используют как дизайнеры, так и художники, техника окрашивания стен отлично подходит по отношению к мебели, а самоочищающаяся краска была создана на основе строения обычного листа, который, имея определённые впадинки и бороздки способен отталкивать воду.

  2. Символическая.

    Включает в себя использование метафор и преобразование как обыденного в необычное, так и наоборот.

    К примеру, в кинематографе этот тип сравнений очень популярен, так как помогает заинтриговать зрителя и привлечь внимание, допустим, смотрели фильм «Живые мертвецы»? А слышали, как говорят: «Это было началом конца», или «Я оказался без вины виноватым»?

  3. Субъективная.

    Её ещё называют личной, а всё потому, что тому, кто её использует, необходимо попробовать ощутить себя в роли какого-то предмета или объекта.

    Особенности этого способа в том, что он позволяет нестандартно, совсем под другим углом взглянуть на проблему или задачу, которая в силу определённых обстоятельств не может быть решена с помощью обычных размышлений и логики. Например, психологи рекомендуют во время серьёзного конфликта немного абстрагироваться и представить себя мухой на потолке, которая в данный момент наблюдает за ссорой. Это помогает не только «не наломать дров», порушив отношения, но и понять, как смотрится со стороны эта ситуация.

  4. Фантастическая. Синекторы ( то есть люди, использующие этот метод) игнорируя все законы физики и прочее, пытаются вообразить, что какой-либо предмет или явление обладают сверх способностями. Ну, допустим, чтобы быстрее закончить какую-то задачу, они представляют, что ручка является волшебной палочкой, способной ускорить рабочий процесс.

Фазы формирования

1. Как, в принципе, и везде, для начала необходимо отобрать участников синективной группы. Происходит это с помощью тестирования, важными компонентами которого являются показатели уровня общих знаний и компетентности в профессиональной деятельности, гибкость мышления, способность находить креативные решения, экспериментировать.

Помимо прочего, важным критерием отбора является:

  • Возраст. Принимаются личности только от 25 и до 40 лет.
  • Невербалика, то есть соотношение того, что говорит человек с его телесными реакциями и проявлениями.
  • Общительность. Работать придётся в группе, и если человек не способен «простроить» отношения с другими людьми, он не сможет активно участвовать в обсуждениях, поисках вариантов и прочее.

Для работы стараются подключить людей с совершенно разных сфер, допустим, могут создаваться такие пары, как: врач-художник, спортсмен-химик, литературовед-инженер и прочее.

2. Далее необходимо обучить новоявленных членов группы основам метода.

В Америке на это уходит примерно год, в течение которого синекторы помимо теории, постоянно решают задачи и ищут совершенно новаторские подходы к проблемам в разных сферах деятельности.

К сожалению, в странах СНГ этот способ не прижился, ввиду того, что требует немалых финансовых вложений в процесс специализированного обучения.

3. Непосредственно практика уже готовых специалистов. Происходит по-разному, либо человек самостоятельно обращается в подобный центр, чтобы повысить квалификацию и сменить сферу деятельности, либо компания отправляет на курсы своего сотрудника, чтобы в дальнейшем он вёл проекты по вопросам модернизации и развития корпорации.

Специальные условия, необходимые для группы:

  • Предоставление пространства, в котором они могут абстрагироваться от насущных проблем и включиться в процесс, чтобы генерирование идей происходило без помех и отвлечений.
  • Возможность высказывать своё мнение независимо от того, насколько оно абсурдно или нереально.
  • Формирование непринуждённой обстановки, чтобы люди имели возможность экспериментировать и отыгрывать различные варианты, моделировать ситуации и просто участвовать в обсуждениях.
  • Подвергать рационализации какое-либо решение уже на завершительном этапе поиска выхода из сложной ситуации.

Этапы проведения

  1. Первым делом участники знакомятся с проблемой.
  2. Процедура превращения неизвестного в известное. Исследуются нюансы, невидимые на первый взгляд, и рассматриваются более подробно. После чего делятся на несколько составных и определяются в линейку заданий.

  3. На этом этапе берётся во внимание та информация, которая «всплыла» у группы ранее, то есть, участники теперь отталкиваются только от тех задач, что были сформированы изначально.
  4. Настало время действовать, поэтому в этот период коллектив, вооружившись различными типами аналогий, начинает работу.

    В ход идут метафоры, представления себя на месте самой сложности и прямые, фантастические сравнения. Это помогает раскрыть суть сложности намного больше и сделать понятнее для тех, кто включён в поиски ответов.

  5. Теперь обратные действия – преобразование знакомых нюансов в неизвестную и новую форму.

    Это даёт возможность заглянуть в потаённы углы, ранее не замеченные. Опять-таки, если провести аналогию, то этот процесс схож с тем, когда 3д картинку разглядывают с разных сторон. Допустим, мы видим перед собой объемный квадрат, но, заглянув за угол, мы понимаем, что его обратная сторона – треугольник.

  6. Важно учитывать психологическое состояние людей.

    То есть, если звучит критическое замечание или несогласие с идеей – никто не должен обижаться. А этого достигнуть можно только в том случае, если участники «сработались», у них возникло доверие друг к другу. Признание, если они будут общаться на равных, проявляя уважение к знаниям, опыту и вообще, личности коллеги.

  7. Объединение.

    Теперь все мысли и метафоры необходимо немного структурировать, облачить в форму и обозначить границы. Выбирается наиболее удачная идея и примеряется к основной задаче.

  8. Необходимо преобразовать выбранную аналогию во вполне реальное решение.

    Например, если звучало предложение о том, чтобы повторить структуру листа для водоотталкивающего эффекта, то нужно составить схему рисунка, адаптировать его под материал заказчика и т.д.

  9. После ряда экспериментов выбирается наиболее подходящий вариант решения и предоставляется на оценку экспертам и непосредственно заказчику.

Рекомендации при применении

Умалчивается информация об ожидаемых результатах, только руководитель в курсе условий и сути. Знаете, для чего это делается? Чтобы не ограничивать синекторов ведь, если поставить перед ними определённое задание, то они будут действовать согласно шаблонам.

А в этой технике привычный тип мышления и логика, наоборот, не приветствуются. Таким образом, группа сможет обнаружить «слабые места» озвученной проблемы, о которых даже руководство не догадывалось.

Также предложить свои варианты их устранения или совершенствования качества, дизайна и прочее.

А ещё важна психологическая зрелость, благодаря которой человек не будет «выпадать» из профессиональной позиции в личную, детскую, считая, что к нему несправедливы и намеренно хотят обидеть, поэтому не принимают какое-то предложение. Самый банальный пример не профессионализма и «выпадания» — когда продавцу говоришь о не качественности товара, а он принимает замечание лично к себе, искренне негодуя и оскорбляясь.

В общем, если необходимый микроклимат создан ранее, то на этом этапе в воздухе «витают» идеи, размышления и предложения. Говорится всё, что приходит в голову без страха осуждения и отвержения.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Несмотря на то, что этот метод сложный, и применение его в обыденной жизни практически нереально (хотя бы если учесть тот момент, что обучаться ему следует не меньше года), вы можете просто взять на вооружение основной инструмент синектики – сравнение. Попробуйте отойти от привычных шаблонов мышления, приостановите логические умозаключения и прочее, и возможно, у вас получиться создать что-то совершенно новое и гениальное. Успехов вам!
Материал подготовила Журавина Алина.

Источник: http://qvilon.ru/samorazvitie/metod-sinektiki.html

Ссылка на основную публикацию