Самоанализ — психология

САМОАНАЛИЗ

Анализ индивидом собственных суждений, переживаний, потребностей и поступков. В отличие от близкого по смыслу понятия рефлексия (от позднелат. reilexio — обращение назад, отражение) — самонаблюдение, размышление над своими переживаниями и мыслями — понятие С.

в большей степени концентрирует внимание на процессуальном аспекте собственной психики, отличается целенаправленностью и произвольностью процесса этого анализа.

С. является неотъемлемой частью любой психотерапии. Уже во время первых бесед психотерапевт знакомится с С.

пациента, так как его обращению к врачу, как правило, предшествуют попытки анализа собственного психического состояния. На первых занятиях врач не только знакомится с больным, но и составляет первичное представление о причинах его заболевания. По словам В. Н.

Мясищева (1958), сделать это иногда весьма затруднительно, и в таких случаях особенно важно, чтобы пациент играл активную роль, а врач при выявлении причин болезни в значительной мере опирался на его С.

В большинстве случаев в рассуждениях и оценках больного таятся заблуждения и ошибки, ведущие его в тупик, самостоятельно выбраться из которых он не в состоянии. Перед психотерапевтом стоит задача направить С. пациента по психотерапевтически продуктивному пути.

Психотерапия, как система лечебного воздействия на психику и через психику, направлена на изменения всех ее основных сфер: эмоциональной, когнитивной и поведенческой. Особую роль когнитивного компонента в процессе таких изменений отмечают многие авторы.

Только осознанные изменения в психике больного гарантируют, по их мнению, эффективность психотерапевтических воздействий и стабильность их результатов. Больной как объект такого воздействия, являясь одновременно и субъектом, активен и целостен по своей природе.

Любая информация, вступающая в противоречие с самосознанием, должна быть интериоризирована личностью для сохранения своей целостности. В процессе психотерапии С. пациента обычно соответствует концепции, которой придерживается психотерапевт.

Удельный вес С. в процессе психотерапии неодинаков в различных ее методах. В суггестивной психотерапии С. играет второстепенную роль. Но и здесь он является необходимым звеном при знакомстве с пациентом, при подготовке больного к применяемым методикам, в беседах между сеансами внушения, в оценке результатов внушения (Лебединский М. С., 1959). Существенно более важное место С.

занимает не в симптомо-ориентированной, а в направленной на значительные изменения личности психотерапии, где активность пациента приобретает особое значение. В зависимости от базовой теоретической ориентации и применяемого метода психотерапевт фокусирует С.

пациента на тех сторонах его психики, которые рассматриваются в качестве основной детерминанты личностного развития и поведения.

В методах поведенческой психотерапии, основное внимание которой сосредоточивается на обучении пациента новым, более адекватным нормам поведения, предметом С. больного являются его связи с социальной средой преимущественно на уровне поведения.

В рациональной психотерапии, сущностью которой является логическое переубеждение пациента, обучение его правильному мышлению (поскольку, согласно Дюбуа (Dubois P.), психогения — это следствие ошибочных суждений, обусловленных недостатком верной информации), предметом анализа становятся логические построения, конструкции, поиск логических ошибок.

В психоанализе, способствующем переходу бессознательных, вытесненных из сознания, представлений в сознание, психотерапевт направляет внимание больного не на реальность, не на актуальную ситуацию, а на переживания раннего детства, на сексуальные влечения.

Вытесненные из сознания и проявляющиеся в свободных ассоциациях пациента, в сновидениях, описках, оговорках, они становятся предметом работы психоаналитика.

Подразумевается, что пациент по-новому оценит события своей жизни, осознает роль давно пережитого и вытесненного, что и приведет к выздоровлению.

Целью клиент-центрированной психотерапии, недирективной по своему характеру, является увеличение конгруэнтности пациента, открытости опыту, повышение уровня реалистичности и объективности восприятия себя и окружающих.

Психотерапевт лишь создает доброжелательную обстановку, пациент же сам формулирует свои проблемы и ищет выход из неблагоприятных ситуаций. С.

здесь направлен на чувства, выражение которых в процессе психотерапии становится все более свободным, на распознавание и дифференцирование своих чувств и восприятий, включающих собственное «Я», окружающих лиц и взаимоотношения между ними.

В патогенетической психотерапии Мясищева и личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова, целью которых является осознание пациентом противоречивых потребностей и мотивов, нарушенных отношений, приведших к невротическому срыву, и в итоге — регуляция потребностей, формирование сознательного отношения и разрешение психотравмирующей ситуации, задача психотерапевта состоит в том, чтобы направить С. пациента не только на его субъективные переживания и оценки, но также и на внешние условия его социальной среды, ее особенности, взаимоотношения с окружающими его людьми.

Первостепенную роль С. также играет в разговорной психотерапии, направленной на понимание и самостоятельное изменение пациентом тех сторон своей личности, которые препятствуют самоактуализации. Характерное понятие в системе разговорной психотерапии — самоэксплорация (Helm J., 1978), т. е.

мера, в какой больной включает в беседу свое собственное поведение и свои личностные эмоциональные переживания, анализирует их и делает на этой основе выводы для себя.

Основная задача психотерапевта здесь заключается в вербализации, отражении переживаний и чувств пациента, которая не должна выходить за рамки их осознания, что способствует активной роли больного в психотерапевтическом процессе.

В гештальт-терапии, целью которой является увеличение личностного потенциала, мобилизация собственных ресурсов пациента, на первый план выступает переживание контакта с самим собой, повышение степени осознания различных установок и способов поведения и мышления, которые закрепились в прошлом и сохраняют устойчивость, а также осмысление их значения и функции в настоящем. Задача психотерапевта состоит в создании ситуаций для проведения пациентом поиска и эксперимента, в котором он сам проверяет, что может быть для него ценным и подходящим, а что вредит. Анализ переживаний основан на принципе «здесь и теперь» — больного просят анализировать, что он в настоящее время делает, чувствует, что с ним и вокруг него происходит в данную минуту, делая акцент на осмыслении того, «что и как» происходит.

В трансактном анализе, направленном на помощь больному в удовлетворении потребности в оптимальном контакте, психотерапевт знакомит пациента с основными понятиями трансактного анализа (3 состояния «Я»: Родитель, Ребенок, Взрослый), объясняет механизмы поведения и его расстройств.

В процессе психотерапии больной обучается самостоятельно анализировать ситуации с позиций Взрослого, т. е.

проверять и оспаривать иррациональные и чрезмерные требования Ребенка и Родителя, предвидеть последствия ошибочных шагов, а также рационально решать проблемы, с которыми сталкивается в жизни.

В групповой психотерапии С. пациентов имеет сложный характер.

Содержанием его становятся не только собственные переживания и поступки каждого участника группы, но также и его взаимоотношения с другими членами коллектива и главным образом то, каким, как ему кажется, его видят эти другие. Таким образом, С.

в групповом процессе — своеобразное двойное зеркальное отражение индивидами друг друга, взаимоотражение, содержанием которого является субъективный внутренний мир партнера по общению, который, в свою очередь, отражает внутренний мир самого рефлексирующего.

По ходу С. пациент сталкивается со значительными трудностями, но они имеют и свое позитивное значение. Прибегнуть к С. как к одному из видов самопомощи в нашем собственном развитии — это путь далеко не легкий. От индивида он требует большой решимости и самодисциплины. В этом отношении С. не отличается от других житейских ситуаций, которые способствуют личностному росту.

В психотерапевтическом процессе, в котором участвуют, как минимум, двое — пациент и психотерапевт, С. происходит у каждого из его участников.

Психотерапевт, вырабатывая ту или иную психотерапевтическую стратегию и тактику, опирается на анализ собственных чувств, суждений относительно своего пациента. В некоторых психотерапевтических направлениях С. психотерапевта играет существенную роль.

Так, например, в психотерапии психоаналитического направления анализ контрпереноса является важнейшим элементом работы психотерапевта.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/samoanaliz.html

Самоанализ психологического занятия «Успешный человек, его качества»

Девятых Светлана Филипповна

Коллеги! Делюсь своим самоанализом занятия, который готовила в рамках конкурса в

2011 г. Возможно, кому-то пригодится!

Самоанализ занятия

Уважаемые, председатель, члены жюри ! Здравствуйте!

Я приступаю к самоанализу своего занятия по теме «Успешный человек, его качества». Данное занятие является третьим по счету в программе элективного курса «Путь к себе планируем свое будущее».

Актуальность занятия «Успешный человек, его качества».

В современной жизни, помимо удачи в достижении какого-то результата, можно найти еще несколько более важных составляющих успеха. Для того, чтобы ими владел взрослый, развивать эти качества и навыки нужно ужес подросткового возраста.

Это  личные качества и навыки, такие как: уверенность в себе, умение контролировать свои мысли и чувства, способность, верно, выстраивать систему жизненных приоритетов, адекватная самооценка и самоуважение, умение получать собственный позитивный результат даже из негативного опыта, способность доводить любое дело до его завершения, умение ставить перед собой  реальные и осуществимые задачи.

Успех редко бывает случайным, чаще это результат «постоянного правильного выполнения правильных действий». Поэтому подростка можно научить быть успешным, а не только надеяться на удачу или какие-то счастливые случайности.

На данном этапе в рамках этого конкурса определены следующие цели:

1. Осознать, что значит “успех”, “успешный человек” и какими качествами необходимо обладать, чтобы достигнуть в жизни успеха,

2. Личные цели:

В рамках стандартного занятия я ставлю еще одну цель — проанализировать, какие качества формируются в школьной жизни, способствуют ли они будущему успеху?

На этапах занятия я использовала следующие методы: аудиальный, визуальный, кинестетический, практический, словесный, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны.

Форма проведения групповая дискуссия, индивидуальная, групповая работа.

На занятии присутствовали 12 учащихся (3 группы).В рамках стандартного занятия

Этапы

Содержание / Результат, который я предполагала получить

У меня получилось

Мне не удалось

I. Орг. момент.

Психологическая

разминка

На данном этапе Я использовала Упражнение «Бегущие огоньки».

На данном этапе, я предполагала небанальное, креативное знакомство в новой группе, подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать доверительную обстановку.

Считаю, что мне это удалось.

В ходе занятия я видела, что дети ориентированы на общение со мной и друг с другом: подростки слышали меня, удерживали словесную инструкцию, работали в заданном темпе.

Читайте также:  Вспышки глазами - психология

II.Основная часть

На данном этапе использовала Упражнение “Ассоциации”, групповая работа учащихся с карточками «Список качеств».

Мне было важно узнать, какие качества подростки считают главными на пути к успеху.

Я мотивировала учащихся на осознание качеств для их личностного роста.

Просмотр видеоролика –притчи, я считаю, закрепил у учащихся позицию, как важно собственное мнение и ответственность на пути к успеху.

На мой взгляд, многие дети сумели правильно выбрать качества успешного человека.

и стараюсь выявить, что для каждого учащегося означает слово “успех”.

На данном этапе мне не совсем четко удалось провести линию между мнениями психологов и мнением учащихся о качествах успешного человека. Но в формате стандартного занятия это получается.

Минусы (если есть – закрыты дети, камера, много людей, и т.д.)

III.Заключительная часть

Подведение итогов занятия

Экспресс-диагностика–На предложение «Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает, что можно стать успешным человеком?»

На этом этапе я предполагала выявить решила ли я поставленные задачи.

В результате:

Подростки подняли руки все (100 %).

Обратная связь прослеживается через реакцию и ответы детей.

Считаю, что подростки усвоили качества успешного человека для того, чтоб в дальнейшем самим стать успешными.

Я буду благодарна Вам за высказанные мне замечания, так как мне мой личный профессиональный рост важен.

Спасибо!

Источник: https://infourok.ru/samoanaliz-psihologicheskogo-zanyatiya-uspeshniy-chelovek-ego-kachestva-972378.html

Самоанализ

Если трудно понять, определить свои таланты и желания, то, в этом случае поможет только одно – тщательный самоанализ.

В принципе, психологические тесты основаны именно на самоанализе, они просто задают наводящие вопросы с вариантами ответов, судя по которым можно составить «картину» желаний и талантов человека.

Но можно обойтись и без тестов, психологов, гипнотизёров. Можно провести самоанализ самому.

Лучше всего вести дневник, который регулярно заполняется новыми событиями из вашей жизни с анализом ваших действий, поступков в этих событиях.

Важно: естественно, в дневнике надо писать ничего не боясь, откровенно, но так, как будто его будут читать другие.

Когда будете заполнять его страницы, думайте о том, что он предназначается не только для ваших глаз, но, вполне доступен и другим. Это позволит видеть свой внутренний мир с позиции «со стороны другого человека».

Если же вы не вели никогда дневник, то есть другой метод: Возьмите тетрадь и постарайтесь написать свою биографию – прожитую жизнь с самого рождения, старайтесь вспоминать детали и свои переживания, чувства в событиях тех дней, словно вы пишете художественный роман. Ну а если с «художествами» у вас не получается, то просто напишите подробную биографию, а после написания, когда будете читать, вспоминайте эти моменты и заново переживайте их в воображении. Это очень сильный самоанализ, вы увидите в себе то, чего раньше не замечали.

Можно ещё провести такой «конкретный» самоанализ с вопросами «в лоб»: ПИШИТЕ наводящие вопросы, отвечайте на них, и анализируйте, начиная со слова «почему?» и «как это могло подействовать на меня?». Например:

При всём вашем серьёзном подходе к самоанализу, вы всё равно не сможете добиться построения полной картины своего внутреннего мира.

Это бесконечный процесс, поэтому чтобы лучше себя понимать необходимо вести дневник (необязательно ежедневный, можете записывать только те события, которые по-особому на вас подействовали). Анализируйте свою жизнь, вашу ответную реакцию на действия окружающего мира.

Если, допустим, вы чего-то испугались, то обязательно подумайте – «ПОЧЕМУ я боюсь?». Постоянный самоанализ позволит вам контролировать не только свои эмоции и поступки, но и мысли.

При самоанализе очень внимательно присмотритесь к окружающим вас людям. Ваше окружение – это ваше зеркало.

Почему вам нравиться находиться в окружении именно этих людей? Что вас привлекает больше всего в них? Все знают старые пословицы: «С кем поведёшься, от того и наберёшься» и «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты».

Если вы хотите изменить вашу жизнь, то любой психолог посоветует вам начать со смены окружающих вас людей. Конечно, не в прямом смысле, а просто уделять большую часть вашего времени в окружении тех людей, качествами которых вы хотели бы обладать.

Проводя самоанализ, сделайте приоритетным анализ вашего детства и отношения с родителями. Сам анализ родителей тоже необходим, как с точки зрения генеалогии, так и с точки зрения воздействия на вас родителей.

Источник: http://RazLich.ru/samoanaliz/

Самоанализ — основы самоизучения, как понять самого себя

Светлана Соловьева

Самоанализ — основы самоизучения, как понять самого себя

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! Сегодня я хочу рассказать Вам о самом важном.

О том, как заглянуть в самого себя, о том, как понять самого себя. О том, что называется самоанализ себя своей жизни и характера. И это действительно самое важное в нашей жизни.

Поняв себя, Вы поймете, в чем счастье, что Вам делать, а от чего лучше всего отказаться.

А что такое хорошая жизнь?

Наверное, большинству современных людей при слове «научиться жить» приходит на ум «хорошо жить, стать богатым» и так далее. Но это не так. Вернее, не совсем так.

Богатство, слава и прочие призрачные элементы «верха счастья» на поверку оказываются не такие уж и счастливыми. Скорее наоборот.

Все это настолько осложняет человеку жизнь, что большинство богатых людей мечтает быть счастливыми. Потому что это точно не тождественно друг другу.

Психологический аспект отношения к тому, что называется «счастье» — вещь настолько глубокая и индивидуальная, что описать ее довольно трудно.

Моя задача не в том, чтобы подарить всем счастье, моя задача состоит в том, чтобы вы сами с моей помощью нашли его. А для этого вы сначала должны найти себя самого.

Профессиональный психотерапевт, коучинг или психолог учит человека не методике повышения интеллекта, таланта и способностей. А тому, чтобы сам человек смог сделать себя более умным, талантливым или способным. И здесь не важен объективный уровень — здесь важно, насколько вы сами оцениваете этот уровень и насколько ваш уровень поможет вам стать счастливым, жить в гармонии с самим собой.

Самоизучение и его методики

Для начала стоит понять, что самоизучение — это исследование бессознательного в самом себе. Вы сами выступаете в роли пациента и специалиста, например, психотерапевта.

Возникает вопрос: а возможно ли такое, что человек сам, со своими комплексами, недостатками и сопротивлениями смог бы объективно изучить себя и свой характер? Ответ прост — не только возможно, но является основой психотерапии.

Без работы над самим собой, невозможна помощь конкретной личности со стороны кого бы то ни было.

Возникает другой вопрос: а какую методику самоанализа лучше всего выбрать, какая из них лучше? И также ответ достаточно прост. Нет лучшей школы самодиагностики личности, есть Ваше желание, и ничего более. Конечно, школ много, и главным в них выступает не собственно, метод или школа, а умение донести знание до человека и побудить его к достижению гармонии с самим собой.

Здесь стоит упомянуть школу Фрейда и неофрейдистов. В последнее время это направление исследования бессознательного с довольно специфических позиций стало модным.

Думаю, не стоит доверять ни фрейдистам, ни неофрейдистам больше, чем другим школам.

Несомненно, сексуальное влечение оказывает существенную роль на личность и ее поступки, однако навряд ли эта роль является главенствующей. Но здесь, как говорится, дело вкуса.

Ваши чувства как ключ

Вернемся к основам самоанализа. Главное в методике самоизучения своего подсознательного — это максимально снизить сопротивление.

Необходимо пытаться забыть про свои привычки и пристрастия, отнестись к самому себе как будто к другому человеку. Нужно забыть свои чувства на данный момент, и сконцентрироваться на своих чувствах ранее, в какой-то определенный момент. Здесь важно ваше желание. Чем выше желание постичь себя, тем меньше должно быть сопротивление.

Например, вы испытываете страдания от того, что расстались с некогда близким вам человеком. Вы не можете полноценно спать, работать, общаться и мысли Ваши направлены только на это.

Для того чтобы понять, что же произошло с Вами, вы должны успокоиться и вспомнить свои чувства к этому некогда близкому вам человеку на разных этапах.

Вспомните, что вы чувствовали, когда он дарил вам цветы, когда Вы вместе смотрели интересный фильм, когда первый раз поссорились из-за Вашего флирта на вечеринке со своим знакомы.

Вспомните, как Вы читали гороскопы и один из гороскопов Вам внушил, что Вы якобы «водолей», а Ваш близкий человек — «рак», поэтому «водолей» всегда флиртует, а «рак» замкнут и эти два «знака» несовместимы.

Если Вы честно и объективно попытаетесь провести самоанализ, вспомните слова Вашей мамы по поводу Вашего близкого человека. Вспомните, что флиртовать со знакомым на вечеринке, собственно, и не хотели, но гороскоп просто обязывал Вас вести себя в полном соответствии с Вашим «знаком».

Углубитесь в себя:

  • Что вы чувствовали, когда первый раз встретились?
  • Страх одиночества?
  • Страх показаться толстой?
  • Страх запаха изо рта утром, когда вы один раз встали позже обычного и не успели почистить зубы?
  • Какие были Ваши чувства, когда Вы первый раз остались наедине?

Сопротивление и Ваше Я обязательно направит Вас по ложному следу, и заставит отторгнуть попытку самоанализа. Да, Ваш близкий совершенно точно чрезмерно ревнивый. Он ведь должен войти в ваше положение, признать Вашу свободу.

А теперь представьте все, что Вы чувствовали в те моменты, но с точки зрения стороннего наблюдателя. Как бы Вы отнеслись к другой девушке, которая на вечеринке открыто флиртует со знакомым, заранее зная, что ее близкому человеку это не нравится.

И вы наверняка увидите, что Ваше поведение было не просто некрасивым, но не к месту и не ко времени. Что Ваше поведение спровоцировала та бредятина, которую выдумывают люди и называют «гороскоп».

Читайте также:  Мимесис - психология

Что эти «гороскопы» противоречат друг другу, потому что являются не более чем выдумкой человеческой в силу фантазии и маркетинга…

Мы поверхностно рассмотрели лишь самый первый метод самоанализа самого себя и своего поведения, дали поверхностный взгляд на самоизучение. Чтобы вы поняли, что это такое и в каком направлении вам идти.

Далее мы рассмотрим с вами, какие методики для самоанализа существуют и что выбрать конкретно вам.

Обязательно подпишитесь на обновления моего блога и расскажите о нем друзьям!

? Поделитесь с другими!

Источник: https://lightsolo.ru/samoanaliz/samoanaliz-osnovy.html

Самоанализ – для чего нужен?

Сам себе психолог >>>> Самоанализ – для чего нужен?

Способность человека, в отличие от животного, обратить свое внимание на самого себя, а не только на свое окружение, открыло широкие возможности для самоанализа.

Самоанализ или самооценка — это способность со стороны вести наблюдение за своими поступками, переживаниями, концентрировать внимание на самом себе с целью разобраться в самом себе, проанализировать свои поступки, дать отчет своим намерениям. Порой самоанализ заменяет хорошего психолога, потому что именно самому себе вы можете открыть много тайников своей души, и никто не даст лучшего совета вам, чем вы сами.

Чаще всего люди занимаются самооценкой бессознательно, в силу особенностей своего мышления и порой перестают замечать, что окружающая действительность меняется, пока они разбираются со своими внутренними проблемами.

Человек, полностью сосредоточенный на самом себе, может незаметно для самого себя постепенно выпасть из социума. А, очнувшись от поглощенности собой, человек может осознать, что вокруг него образовался вакуум – нет семьи, друзей, родных и близких людей.

Тогда для чего нужен самоанализ?

Суть самоанализа в том, чтобы не навредить себе и вовремя остановиться, сделав выводы из собственного поведения.

Самооценка необходима, когда интуитивно понимаешь, что мог бы поступать по-другому: относиться к окружающим по-другому, относиться к себе по-другому, мог бы прекратить хаотическое движение по жизни — упорядочить ее, мог бы лучше понимать других, ведь они общаются с тобой и видят в тебе то, чего ты можешь и не замечать.

Самоанализ помогает найти точки соприкосновения не столько с самим собой, сколько с другими людьми, ведь в процессе самоанализа рождается истинное понимание того, кем ты приходишься своему окружению, и кем члены этого окружения приходятся тебе.

В процессе самоанализа можно:

  • выявить собственный эгоизм и начать разрушать его,
  • осознать, что ты ни чем не хуже других – и полюбить себя,
  • разобраться в своих чувствах к окружающим и обратить эти чувства на того человека, который оценит твое внутреннее содержание,
  • выбрать дальнейший путь движения по жизни и направить энергию души и тела в нужное русло.

Самоанализ еще никому не мешал. Но глубокий самоанализ, копания в себе по любому поводу, укоры в свою сторону о том, что здесь мог поступить по-другому, а тут вообще не следовало вмешиваться, способны постоянно травмировать самолюбие и перерости в болезненное состояние, например в депрессию.

Чтобы не устать от самоанализа, его не стоит слишком затягивать. Но и отказываться от него совсем тоже не стоит – это тот инструмент, который поможет в трудную минуту выбраться из тяжелых переживаний и найти точку опоры в жизни.

Анонс

Народная медицина – опасное увлечение
Народная медицина потому получила свое название, что все ее методы были собраны на бытовом уровне путем не единократного наблюдения за результатами применения того или иного народного рецепта. Как не «проколоться» на народных методах лечения и не упустить реальную возможность вылечить заболевание?
Борьба с бактериями – новые методы
Бактерии научились противостоять антибиотикам, а ученые «присматриваются» к лантибиотикам. Лантибиотики – это перспективные исследования, так как они представляют…
Светящиеся в темноте волосы все еще в тренде. Придать волосам неоновое свечение можно и в домашних условиях…
Добровольное тестирование реакций собственного организма на фармпрепараты, получило название биохакинг. Как проводят биохакинг?

Источник: http://medicalfairway.ru/page_stat.php?ids=595&n_word=%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Самоанализ: как выявить скрытые проблемы?

Самоанализ помогает выявить проблемы, найти способы их устранения. О видах личной оценки и ее проведении читайте в статье.

Самоанализ — это оценка себя. Она заключается в фиксации различных состояний человека, поиске причинно-следственных связей между ним и стимулами внешней среды. При самоанализе объект и субъект — одно лицо. В этом и состоит основная проблема, так как наблюдать за собой сложнее, чем за кем-то.

Скачайте документы по теме:

Проводить собственную оценку нелегко. Если вы не способны к самокритике, не достигнете желаемых результатов. В этом случае больше подходит работа с психологами, практикующими все виды самоанализов. Они выполняют детальную оценку, выявляют качества, над развитием которых вам нужно работать.

Схема самоанализа

Проводите самоанализ работы и личности, чтобы:

  • раскрыть таланты и способности;
  • узнать структуру собственной личности, объяснить себе поступки, мысли, чувства;
  • разглядеть недостатки, выявить и устранить ошибки;
  • укрепить здоровье, убрать из жизни эмоциональные разрушения;
  • научиться распределять личное и рабочее время.

Проведение самоанализа нередко вызывает отрицательные эмоции, которые провоцируют появление стресса, депрессии. Приступая к личной оценке, будьте готовы принять себя таким, какой вы есть. Не впадайте в уныние, смотрите на недостатки под другим углом.

Пошаговый алгоритм проведения самоанализа

Самоанализ профессиональной деятельности отнимает меньше сил, так как вам нужно выявить причины появления очевидных проблем. Оценка личных качеств, эмоциональных проявлений — более сложная и скрупулезная работа. На нее требуются месяцы, а иногда и годы. Придерживайтесь инструкции, чтобы провести самоанализ.

  1. Чтобы определить причины неудач, начните самоанализ с самого детства. Вспомните самое яркое событие и ответьте на вопрос, почему оно осталось в памяти. Подумайте, все ли сбылось, о чем вы мечтали. Если нет, то почему такое произошло.
  2. Вспомните, кем вы мечтали стать, что нравилось в этих профессиях. Опираясь на информацию, оцените, довольны ли вы своей работой и окружением. Проанализируйте, насколько успешно и легко справляетесь с должностными обязанности, с какими проблемами сталкиваетесь, чего хотите достичь.
  3. Вспомните и выпишите фамилии людей, которые вам нравились. Что именно вас привлекает в них? Перечисляйте конкретные черты характера, которые вызывают восхищение. Дополнительно запишите имена врагов, их отрицательные качества. Удобнее составлять таблицу, в которой пункты для самоанализа располагаются напротив друг друга.
  4. Определите, насколько трудовая деятельность соответствует направленности компании, ее целям. Над чем работает учреждение, какие задачи вы решаете. Оцените, какие именно потребности общества вы удовлетворяете работой.
  5. Опишите в нескольких словах, насколько эффективно используете личное и рабочее время. Расскажите о методиках, технологиях и приемах, которые помогают быстрее справляться с задачами. Рассмотрите, есть ли другие методики.
  6. Ответьте на вопрос, есть ли у вас достижения, которыми гордитесь. Как к ним относятся коллеги, пытаются ли вам подражать, перенимать опыт.
  7. Оцените отношения с коллегами, психологический климат в организации. Подумайте, что нуждается в корректировки, какие действия вы в силах предпринять для минимизации негативных факторов.
  8. Напишите о трудностях, испытываемых в работе. Перечислите список действий, которые предпринимаете, чтобы справиться с ними.

Совет от редакции: Составьте план личного и профессионального самоанализа, чтобы ничего не упустить. Выберите тесты, помогающие выполнить адекватную оценку личных, профессиональных качеств. После того как выявите имеющие проблемы, разработайте программу, помогающую совершенствоваться.

В нее могут входить тренинги, работа с коучем, повышение образования, расширение компетенций. Что развивать в себе, над чем поработать в новом году? Наметьте с помощью методики «Колесо жизненного баланса»! Чтобы прочитать статью в журнале «Директор по персоналу», оформите демодоступ на 3 дня.

Выполните самоанализ профессиональной управленческой деятельности, уделите внимание личной эффективности.

Если вы занимаете руководящую позицию в организации, сотрудники станут брать пример с менеджера, имеющего положительный имидж, чувство собственного достоинства.

Это поможет в управлении персоналом, выстраивании взаимоотношений с ним. Попросите коллег описать вас, чтобы провести углубленную оценку.

О личной эффективности читайте в электронном журнале «Директор по персоналу»:

Проводя самоанализ и самооценку профессиональной деятельности, личных качеств, не сосредотачивайтесь только на проблемах. Замечайте закономерности, которые помогут работать над собой, контролировать эмоции. Если вы не можете самостоятельно справиться с этим, не пытайтесь проводить оценку, чтобы не запутаться еще больше.

Обратите внимание!

При проведении терапии психолог направляет действия пациента, помогает избежать ошибок. Самостоятельное проведение оценки увеличивает риск недостоверности полученной информации. Если вы не хотите работать со специалистом, проводите самоанализ с применением тестов. Подойдут опросники Айзенка (тип темперамента), Леонгарда (акцентуация характера).

Не спешите выполнять самоанализ проделанной работы, личных качеств и жизни. Если у вас нет времени на оценку или желания ее проводить, отложите на потом. Приступайте к работе над собой, когда у вас хорошее настроение и самочувствие. В противном случае вы выявите не только те проблемы, которые имеются, но и мнимые неприятности.

Самые актуальные статьи по теме в «Системе Кадры»:

Игра для самоанализа «Не хочу, но надо» заключается в том, что вы выбираете конкретную задачу, работать над которой нет желания. Не пытайтесь заставлять себя, а пересмотрите свое отношение к делу. Ищите стимул, который вдохновит вас. Записывайте эмоции, физическое состояние, чтобы выявить закономерности.

Воспринимайте деятельность как игру. Не относитесь слишком серьезно к второстепенным задачам, чтобы не тратить на них силы и энергию. Ежедневно отвечайте себе на несколько вопросов:

  • Что я делаю?
  • Зачем это делаю?
  • К чему это приведет?
  • На самом деле мне это нужно?

Учитесь распознавать эмоции, нормировать график, отдыхать. В последующем это поможет избежать стрессов, конфликтов на фоне хронической усталости и повышенной загруженности. Доверяйте подчиненным, делегируйте полномочия. Не забывайте выполнять краткий самоанализ профессиональной деятельности ежедневно. Если не успеваете выполнить работу, подумайте, почему это происходит.

Читайте также:  Саморазвитие - психология

Вывод

Воспринимать самоанализ как игру, относитесь к процессу с некой долей иронии. Ищите не только отрицательные качества, но и сильные стороны. Если вы не в состоянии провести личную оценку, обратитесь к специалистам, чтобы избежать развития психологических проблем. Помните, что от вашей успешности, уверенности в себе зависит эффективная работа персонала организации.

Источник: https://www.hr-director.ru/article/66919-professionalnyy-samoanaliz-metody-osnovy-17-m11

Самоанализ профессиональной деятельности педагога-психолога

Самоанализ профессиональной деятельности

     Я, поветкина Юлия Сергеевна, с 1 августа 2006 года работаю психологом в МБОУ СШ №12 города Евпатории Республики Крым. Профессия педагога-психолога для меня – это профессия, через которую я осуществляю свою миссию и предназначение. Главным достижением в своей деятельности считаю признание и уважение учеников, чего сегодня добиться не так уж и просто.

     Психолого-педагогическое сопровождение осуществлялось в соответствии с государственным заказом «Об Образовании», с учетом результатов учебно-воспитательной работы в школе в условиях внедрения ФГОС и потребностями всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

     Основная цель моей профессиональной деятельности – обеспечение условий для полноценного психологического и личностного развития всех субъектов образовательной среды в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями.

Широко использую в практической деятельности информационно-коммуникативные  технологии. На сайте МБОУ «СШ №12» http://evp-school12.edu.ru/index.php мною заведена страничка «Школьный психолог» куда входят следующие разработки:

— для учителей: «Леворукий ребенок в школе. Рекомендации учителям», «Основные методы поведения в конфликте», «Профилактика конфликтных ситуаций в классе», «Что такое «буллинг»?».

— для родителей: «Как вашему ребенку избежать переутомления?», «Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий», «Как привить интерес ребенку к чтению?», «Как помочь детям подготовиться к экзаменам», «Результаты опроса Как я встретил Новый год», «Нет наркотикам!», «Мониторинг питания ЕОШ №12», «Почему у ребенка появляются школьные страхи», «Четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей».

— для учащихся: «Телефон доверия для детей», «Советы выпускникам: Как успешно подготовиться к сдаче экзаменов», «Ошибки и затруднения при выборе профессии», «Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию», «Памятка выбирающему профессию», «Что такое страх? Сторож или враг?».

В 2015 году в социальной сети работников образования nsportal.ru создала свой мини-сайт педагога-психолога http://nsportal.ru/povetkina-yuliya-sergeevna где разместила свое портфолио и методические разработки (имеется Сертификат).

На сайте учителей «Инфоурок» http://infourok.ru/user/povetkina-yuliya-sergeevna также разместила свой мини-сайт с публикацией авторских статей и методических разработок (имеется Сертификат)

Имею хорошие знания и умения в области основ теории педагогики и психологии, возрастной физиологии, понимаю значимость психологической службы в школе в современных социально-экономических условиях.

Психолого-педагогическую работу провожу на основании следующих видом деятельности: консультативное, диагностическое, просветительское, развивающее, экспертное, методическое.

    Особое внимание в начале учебного года уделяю учащимся 5 класса, впервые пришедшим в среднее звено из начальной школы. Проблема процесса адаптации пятиклассников становится особенно актуальной в данный период.

Провожу групповые развивающие занятия на развитие психических процессов: память, внимание, мышление, воображение.

Веду индивидуальную коррекционную работу с отдельными учащимися, имеющими проблемы в адаптации, обучении и межличностных отношениях.

     Значительную часть моей деятельности занимает работа с детьми с так называемой  «школьной дезадаптацией» и неблагополучными семьями. Изучаю их умственное развитие, личностные качества, взаимоотношения со сверстниками, родителями. С ними провожу тренинги, консультирования, индивидуальные беседы, развивающие занятия.

На особом контроле находятся те, кто пропускает занятия. Таких детей совместно с социальным педагогом посещаем на дому, с ними также проводятся индивидуальные беседы, консультирования.

     Результатом такой работы является то, что дети без уважительных причин  школу не пропускают, стараются изменить свое поведение.

В профориентационной работе с учащимися старших классов помогаю изучить самих себя, свои склонности Провожу тренинговые занятия в 9-х, 11-х классах, обучаю приёмам и методам быстрого снятия эмоционального напряжения.

В выпускных 9-х, 11-х классах провожу работу по психологической готовности к ЕГЭ: диагностику, тренинги по различным проблемам, в том числе по проблемам, связанным с боязнью предстоящих экзаменов. Даю рекомендации по подготовке и поведению во время экзамена, учитывая свою работоспособность, темперамент и подверженность стрессу. Выпускники обучаются простейшим приемам  релаксации.

В 12 школе каждый четверг для обучающихся 5-11 классов 1 уроком проводятся классные часы. Для меня это возможность проведения психопрофилактической и просветительской работы с учащимися средней и старшей школы, приглашать с лекциями представителей соц. служб, полиции, прокуратуры. Основные темы моих классных часов:

* «Осторожно наркотики!»

* «Карьера и профессия»

* «Портрет нашего класса»

* «Пятый класс: что нового?»

* «Я выбираю жизнь»

* «Особая миссия»

* Занятия на сплочения классных коллективов

Составной частью моёй деятельности как педагога-психолога является работа с родителями. Это родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации. Выступления на родительских собраниях:

* 1класс: «Помощь первоклассникам в адаптационный период».

* 5класс: «Адаптация в средней школе».

* 9класс: «Окончание школы не за горами», «Подготовка к ГИА: общая задача семьи и школы»

Принимает активное участие в работе педагогического совета, методического семинара школы, методического объединения учителей. Провожу с педагогами школы ряд психологических тренингов 

Стараюсь не останавливаться на достигнутом, изучаю новое, передовое и внедряю его в практическую деятельность.

Педагог-психолог МБОУ СШ №12                                Ю.С. Поветкина

Источник: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2016/01/14/samoanaliz-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga

Самоанализ: 50 важных вопросов к себе

Рейтинг статьи:
Загрузка…

Наверх

 

Вам знакомо это чувство, как и большинству людей? Каждый из нас хоть раз ловил себя на мысли, что погружается в зону комфорта и начисто забывает, что есть шанс на более глубокую, настоящую и насыщенную жизнь.

Почему это происходит? Наверное, потому, что люди перестают бросать себе вызов и выбирают более простой вариант.

Многие из нас боятся ставить себе провокационные вопросы, которые могут вытолкнуть нас из этой зоны комфорта.

Тем не менее, Вы не должны делать вид, что все в Вашей жизни прекрасно, если это на самом деле не так. Вы заслуживаете ту жизнь, о которой мечтаете! Никогда не поздно изменить образ жизни и почувствовать настоящее удовольствие от работы.

Задайте себе эти 50 важных вопросов, которые помогут Вам изменить взгляд на жизнь. Убедитесь, что Вы честны с самим собой и у Вас хватит сил, чтобы привнести необходимые изменения в жизнь!

Вопросы для самоанализа

  1. Что бы Вы сделали по-другому в своей жизни, если бы знали, что никто Вас за это не осудит?

  2. Как Вы бы описали себя в трех словах? Запишите их.
  3. Как часто Ваши наибольшие опасения сбываются?
  4. Какие уроки Вы вынесли из жизни?
  5. Какие моменты заставляют Вас любить свою жизнь?
  6. С кем Вы, как правило, сравниваете себя?
  7. Есть ли у Вас личные долгосрочные и краткосрочные цели? Если есть, запишите их.
  8. Кто те люди, которыми Вы себя окружили?
  9. Довольны ли Вы тем, кто Вы сейчас?
  10. Как бы Вы определили свои главные ценности? Запишите их.
  11. За какие поступки Вы чувствуете гордость в последнее время?
  12. К чьим советам Вы прислушиваетесь в последнее время?
  13. Разумно ли Вы тратите свои деньги?
  14. Довольны ли Вы своей работой?
  15. Если бы у Вас были неограниченные ресурсы, как бы Вы изменили свою жизнь и жизнь окружающих? Запишите.
  16. Празднуете Вы свои небольшие достижения?
  17. Считаете ли Вы себя достойным восхищения?
  18. Вы делаете жизнь других лучше? Кого именно? Запишите.
  19. В чем разница между жизнью и существованием, по Вашему мнению?
  20. Сколько лет Вы дали бы себе, если бы не знали эту цифру на самом деле?
  21. Какая Ваша самая большая мечта и самый большой страх? Запишите их рядом с сегодняшней датой.
  22. Что бы Вы сделали по-другому в жизни 5 лет назад?
  23. Существует ли человек / вещь / явление, которое делает Вас счастливым каждый день?
  24. Как Вы определяете успех?
  25. О чем Вы жалеете больше: о провале или о том, что так никогда и не попытались?
  26. Если бы Вы могли стать другим человеком на некоторое время, кем бы Вы хотели стать?
  27. Каким был худший день в Вашей жизни и почему?
  28. Есть ли что-то, что Вы делали по-другому, чем большинство людей привыкли?
  29. Что вдохновляет Вас больше всего?
  30. О чем Вы больше всего жалеете?
  31. Когда в последний раз Вы узнавали что-то новое, что Вас удивило? Что это было?
  32. Боитесь ли Вы выражать свое мнение на публике?
  33. Как часто Вас останавливают собственные страхи?
  34. Какой след Вы хотели бы оставить в этом мире? Запишите одним предложением.
  35. Может ли существовать счастье без печали?
  36. Приходится Вам оправдываться за свои поступки перед другими, или перед собой?
  37. Какой будет Ваша жизнь через 10 лет? В 2026 году?
  38. Говорите Вы «нет» на просьбы? Если нет, то почему?
  39. Зациклены ли Вы на каких-либо ошибках прошлого?
  40. Опишите самую большую проблему, с которой Вы столкнулись в настоящее время?
  41. Сколько людей Вы сейчас действительно любите и что Вы делаете для них?
  42. Если бы Вы могли попросить выполнение только одного желания, что бы это было?
  43. Вы внимательно слушаете людей, когда они говорят с Вами?
  44. Опишите одну черту характера, с помощью которой Вы хотели бы запоминаться людям?
  45. От каких плохих привычек Вы хотите избавиться?
  46. ??Как часто Вы общаетесь с людьми, которых любите?
  47. Какие лучшие 3 комплимента Вы получили от других о себе? Запишите их.
  48. Как бы Вы описали свое будущее в двух словах?
  49. Какое Ваше любимое место на Земле?
  50. В чем Вы эксперт?

Рекомендовано отвечать на эти вопросы письменно время от времени. Это поможет не только следить за своим развитием, но и открывать новые моменты, которые необходимо изменить, чтобы продолжить путешествие к познанию собственного я.

Это полезно узнать:

К оглавлению ↑

Вы можете использовать их как вопросы для самоанализа воспитателя ДОУ, педагога, менеджера. Они помогут любой творческой личности получить более четкое представление о себе и о возможных путях развития.

Источник: http://leaky.ru/samoanaliz-50-vazhnyh-voprosov-k-sebe/

Ссылка на основную публикацию