Поведение и деятельность — психология

«Общая психология»

Поведение — взаимодействие с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью.
Деятельность — осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде.

Оба этих определения далеко не бесспорны, но являются вполне приемлемыми в качестве рабочих.

Во всех аспектах человеческой деятельности и поведения проявляется, с одной стороны, основа, унаследованная от предшествующих поколений, а с другой – всё множество непрерывных взаимодействий физической и социальной среды. Соотношение врожденного и приобретенного и, далее, биологического и социального – важная часть анализа данной проблемы.

Человеческая деятельность является главным источником культуры и цивилизации и вместе с тем основной разрушительной силой.

Целесообразно выделение внешней и внутренней деятельности. Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности определяется тем, что обе они опосредствуют связи человека с миром.

Основными формами деятельности являются:

Основными видами (уровнями) деятельности являются:

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: ЛГУ, 1969.
  2. Годфруа Ж. Что такое психология.: В 2 т. — Т.1, М.: Мир, 1992.
  3. Костюк Г.С. Принцип развития в психологии. // Методологические и теоретические проблемы психологии.

    /Под ред. Е.В. Шороховой. — М.: Наука, 1963.

  4. Леонтьев А.Н. Деятельность. сознание. Личность. — М.: МГУ, 1975.
  5. Платонов К.К. О системе психологии. — М.: Мысль, 1972.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1940.

Основы теории деятельности

Понятие деятельности является основополагающим для концепции, разработанной А.Н. Леонтьевым. Это понятие, в силу его связи с марксистской теорией, наиболее характерно для советской психологии. Его рассмотрение имеет смысл, так как почти вся советская психология (в разной степени) оказалась построенной на этом понятии (или при его активном участии).

Истоки теории деятельности:

  • объективная рефлексология Бехтерева;
  • реактология Корнилова;
  • бихевиоризм Уотсона;
  • культурно-историческая концепция Выготского.

Особенно велико влияние культурно-исторической концепции Выготского.

Развитие высших психических функций (по Выготскому) включает в себя создание особых внешних средств, являющихся как бы психологическими орудиями, позволяющими добиваться значительно более высоких результатов и качественно перестраивать перво-начальные элементарные психические функции (деятельность – это культурное поведение, связанное с изготовлением и употреблением орудий).

Принцип единства сознания и деятельности (впервые сформулирован Рубинштейном в 1933г.): психическое отражение, сознание связано с активной деятельностью, исходит из нее, в ней осуществляется, ею определяется.

Согласно этому принципу, сознание вторично, оно проистекает из деятельности. Этот принцип развивался в  трудах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, а также в трудах других представителей теории деятельности.

Интересным представляется факт, что в поздних работах и Рубинштейн, и Леонтьев отказались (явно или неявно) от этих позиций. Ими развиваются представления о возможности самостоятельного развития и функционирования сознания, его спонтанности.

Можно констатировать, что, являясь основополагающим объяснительным принципом советской психологии, теория деятельности сдерживала ее развитие. Вместе с тем, рассматривая деятельность как предмет психологического исследования, теория деятельности внесла значительный вклад в развитие науки.

Любое человеческое действие является вместе с тем и психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружению.

А.Н. Леонтьев: «То, что непосредственно определяет Развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней» [1].

Деятельность, по Леонтьеву, – это единица жизни. Деятельность нельзя изъять из общественных отношений.

Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели.

Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а «функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности» [2].

Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется.

Внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение:

Основным отличием одной деятельности от другой является предмет деятельности (это главное). Леонтьев считает, что предмет, направляющий деятельность, есть её мотив. Немотивированная деятельность деятельность со скрытым мотивом. Действия процессы, подчиненные представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть представлению о созидательной цели.

Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к тому, что происходит расщепление функций мотива: выделяются функции побуждения и направления.

Достижение цели, то есть осуществление действия, происходит в определенных условиях. Цель, переформулированная применительно к определенным условиям, есть задача. Способ осуществления действия называется операцией. Операции направляются на решение задач.

Основным предметом исследования в психологической теории деятельности явилось действие, его структура и функции.

Начало психологической интерпретации действия было положено в трудах Л.С. Выготского. Затем в середине 30-х годов его ученики и последователи А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев и др.

предприняли цикл исследований сенсорных, перцептивных, мимических и умственных действий, уделив при этом особое внимание их генетической связи с предметно-практическими действиями. С.Л.

Рубинштейн также считал действия основной клеточкой или ячейкой психологии. По его мнению:

  1. В действии психологический анализ может вскрыть зачатки всех элементов психологии.
  2. Действие обладает порождающими свойствами.

А.В. Запорожец сформулировал положение, что способ действия является живым отображением предмета.

Для возникновения ощущения  необходимо элементарное сенсорное действие. Это положение доказывалось в исследованиях В.И. Аспина, В.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Б. Познанской.

Для возникновения образа восприятия необходимо осуществление сложного перцептивного действия, включающего в свой состав систему предметных операций (что существенно для формирования предметности восприятия.

Действие – основа мышления, необходимое условие формиро-вания смыслов, их расширения и углубления.

В действии лежит начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности.

Операция, действие, деятельность взаимообратимы. На это указывал А.Н. Леонтьев. Превращение операции в действия, а затем в деятельность замечательно проследил А.В. Запорожец. См.: Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – Т. 1, М., 1989.

Литература

  1. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир». //Вопросы философии. — 1993. — №5.
  2. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. – М.: МГУ, 1982.
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.
  4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды : В 2-х т. — Т. 1, М.: Периодика, 1983.
  5. Леонтьев А.Н.

    Проблема деятельности в психологии. //Вопросы философии. — 1972. — Т.9, 12.

  6. Леонтьев А.Н. Системный анализ в психологии. //Психологический журнал. — 1991. — № 4.
  7. Смирнов С.Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения. //Вопросы психологии. — 1993. — № 4.

[1] Леонтьев А.Н. Деятельность. сознание. Личность. — М.: МГУ, 1975.
[2] Там же.

Источник: http://www.persev.ru/book/povedenie-i-deyatelnost

Психология и педагогика. Курс лекций

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности.

Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение.

Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека[23].

Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) и этология человека (в Европе).

Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.

Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865). В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в.

развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения.

Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.

Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности.

Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной.

Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.

Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.

Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.

Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)—5) в табл. 3.2).[24]

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.

В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:

• мотив;

• цель;

• предмет;

• средства.

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.

Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.

Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.

Таблица 3.2

Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.

Рис. 4. Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)

Любая деятельность имеет определенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение и труд.

Основные свойства деятельности:

? предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;

? субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.

Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.

Источник: http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl19.shtm

Психика, поведение, деятельность

Поведение— ϶ᴛᴏ сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ исходя из уровня их психического развития характерно поведение различной сложности.

Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целœенаправленное поведение.

Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека[23].

Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) иэтология человека (в Европе).

Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.

Поиски ответа на вопрос, что же на самом делœе зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона ʼʼНаследование таланта и характераʼʼ (1865). В конце 50-х – начале 60-х гᴦ. XX в.

развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения.

Область науки, занимающейся исследованиями в данном направлении, принято называть генетикой поведения.

Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности.

Жизнь во всœех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает всœе более совершенные формы. Активность человека должна быть самой разнообразной.

Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность— ϶ᴛᴏ специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определœенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.

Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер.

Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.

Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти всœе они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целœенаправленного обучения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)—5) в табл. 3.2).

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всœегда является целœенаправленным, а также не предполагает создания определœенного продукта и часто носит пассивный характер.

Деятельность же всœегда целœенаправленна, активна, нацелœена на создание некоторого продукта. В случае если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.

В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:

‣‣‣ мотив;

‣‣‣ цель;

‣‣‣ предмет;

‣‣‣ средства.

Мотив — ϶ᴛᴏ то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.

Цель — ϶ᴛᴏ продукт деятельности. Целью должна быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, к примеру произведение искусства, мысль, теория.

Предмет — ϶ᴛᴏ то, с чем человек непосредственно имеет дело во время какой-либо деятельности, к примеру, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.

Таблица 3.2

Средства — ϶ᴛᴏ те инструменты, которые использует человек во время какой-либо деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.

Рис. 4.Структура деятельности (Действия — ϶ᴛᴏ относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целœей, подчинœенных общему замыслу.)

Любая деятельность имеет определœенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности:общение, игра, учение и труд.

Основные свойства деятельности:

♦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;

♦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.

Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всœегда носит опосредованный характер.

Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/372874_psihika_povedenie_deyatel_nost

Деятельность и поведение

Термины «деятельность», «моральная деятельность», «поведение», «моральное поведение», «поступок», «линия поведения» и др. широко применяются в социологической, психологической, этической литературе. При этом, очевидно, следует говорить о специфике их конкретного содержания в каждом из указанных разделов общественной науки.

Несомненно, есть определенная специфика и в случае употребления их в рамках этических исследований, хотя их этическое содержание до сих пор раскрыто далеко не полностью. Иногда вообще высказываются сомнения в целесообразности их использования в анализе нравственных явлений.

Поэтому имеет смысл хотя бы кратко остановиться на том значении, в котором они будут употребляться далее.

Деятельностью вообще можно назвать всякую совокупность (последовательность) чьих-либо действий, вызывающих изменения в окружающем мире или в самом деятеле.

Очевидно, субъектом такой деятельности может быть признано любое живое существо, осуществляющее свою жизнедеятельность в какой угодно форме.

Сюда относится и жизнедеятельность человека как биопсихосоциального существа, включая деятельность его сознания.

В этой деятельности можно выделить человеческую деятельность как специфический способ отношения человека к миру, который отличается целенаправленностью действий. Эта деятельность соединяет в неразрывном единстве внешнюю предметную деятельность и деятельность сознания (на то она и деятельность, сознательно полагающая свои дели).

Наиболее известными видами человеческой деятельности являются: труд, учение (познание), игра, общение. Поскольку эта специфическая человеческая деятельность осуществляется (и только так она может осуществляться) в человеческих коллективах, в различных человеческих сообществах, то ее синонимом можно считать социальную деятельность.

Человеческую деятельность можно рассматривать и описывать просто как совокупность действий, акций и их ощутимых результатов.

Но те же самые акты деятельности, их результаты можно рассматривать (и это особенно существенно для квалификации социальной деятельности) и описывать не в терминах обычной констатации факта совершения действия, а с точки зрения их значения для кого-либо — для самого деятеля, для окружающих, для общества в целом; под углом зрения их общественной значимости (ценности) — правовой, политической, нравственной и т. д. При таком подходе к человеческой деятельности, когда принимаются во внимание преимущественно аксиологические (ценностные) характеристики действий и их результатов, принято употреблять термин и понятие поведение, точнее, человеческое поведение.

Человеческое поведение, конечно, не следует смешивать с другими значениями слова поведение, которые широко используются в некоторых науках и в обыденной речи.

В частности, оно не имеет никакого отношения, скажем, к поведению животных (предмет зоопсихологии, этологии), тем более к «поведению» машин (термин употребляется в кибернетике), к «поведению» частиц (в физике) и другим случаям подобного, подчас метафорического употребления этого слова.

Строго говоря, поведение младенца или душевнобольного также не удовлетворяет признакам человеческого поведения, поскольку в их действиях отсутствует сознательное полагание целей.

В отличие от деятельности в широком смысле слова, включающей в себя и отправление естественных потребностей, и совершение каких-либо чисто технологических операций и т. д.

, акты человеческого поведения всегда в той или иной мере выявляют удаленные от непосредственного удовлетворения потребностей интересы, ориентации, идеологические позиции в системе тех общественных отношений, в которых живет и действует субъект поведения.

Именно поэтому поведение выступает объектом правовой, моральной и т. д. оценки и регуляции.

Оценочными предикатами, указывающими на то или иное значение (ценность) человеческих действий, рассматриваемых как акты поведения, обычно выступают слова-определители, число которых хотя и велико, но не безгранично.

Действие может оказаться полезным, бесполезным или вредным; красивым, некрасивым или безобразным; эффективным или неэффективным, целесообразным или нецелесообразным, умелым или неумелым, умным или глупым, правильным или неправильным, законным или противоправным, наконец, хорошим или дурным, нравственным или безнравственным.

Все оценочные предикаты целесообразно разделить на две большие группы. Основным классификационным принципом этого деления может служить определение ценности действия (или поступка) в зависимости от того, с чем оно соотносится.

Соответственно в первую группу войдут все те предикаты, которые устанавливают ценность поведенческого акта путем его сопоставления с определенной целью. Этот подход к оценке действия обычно называют «операционным» или «праксеологическим».

Таковы, например, слова — определители ценности: целесообразно, полезно, эффективно, умело, умно, а также противоположные им понятия. Во вторую группу войдут все те предикаты, посредством которых ценность акта поведения устанавливается в результате его соотнесения с каким-либо правилом, нормой, идеалом или другим образцом, имеющим более общее значение.

Таковы оценочные суждения с предикатами: правильно, красиво, правомерно (или противоположными сказуемыми), т. е. суждения, устанавливающие логическую правильность рассуждений, эстетическую ценность чего-либо, значение действия с точки зрения его соответствия праву и т. п.

Необходимо заметить при этом, что резкую границу между отмеченными двумя группами оценочных предикатов и соответственно суждений провести трудно, потому что некоторые предикаты (например, «правильно» и «неправильно») слишком определенны, чтобы их отнести к первой группе, и в то же время недостаточно определенны, чтобы их с уверенностью можно было включить во вторую группу. Само определение «правильно» нуждается в дальнейших уточнениях: о какой правильности, о правильности чего (игры в шахматы, езды на автомобиле, произношения, мышления и т. д.) идет речь в данном конкретном случае. При всем том, однако, бросается в глаза, что если предикаты первой группы представляются достаточно расплывчатыми, то оценочные предикаты второй группы имеют более выраженный нормативный характер, что и позволяет их фиксировать в правилах, нормах, эстетических канонах, статьях правовых кодексов, предписаниях моды и т. п.

Наиболее общими оценочными предикатами, указывающими на нравственную ценность (или неценность) поступков, выступают понятия «доброе» и «злое» или в разговорном языке — «хороший» и «дурной» (поступок).

Но сами эти понятия слишком абстрактны, чтобы заключать в себе в том или ином частном суждении какое-то определенное содержание. Поэтому, когда кто-либо говорит: «Этот человек поступил дурно», обычно тотчас следует вопрос: «Почему Вы так считаете?», т. е.

возникает требование наполнить абстрактную оценку более конкретным содержанием.

Ведь в каждом отдельном высказывании под добрым или злым в поведении подразумевают все-таки нечто более определенное, а именно соответствие или несоответствие данного акта поведения какой-либо зафиксированной в общественном сознании моральной норме.

Поэтому, хотя нравственные оценочные суждения не могут состязаться с правовыми вердиктами в нормативной определенности и жесткости, все же они, как правило, достаточно определенны, нормативны, чтобы отнести их ко второй группе оценочных суждений, а не к первой. Например, даже общая характеристика «безнравственный человек» (тем более злой, подлый и т. п.) звучит гораздо более жестко, решительно и определенно, чем, скажем, характеристика «неразумный человек».

Во всяком случае можно говорить о нравственном или безнравственном поведении, когда последнее рассматривается под углом зрения моральной ценности его субъективных побуждений и общественно значимых последствий. Именно о таком поведении будет идти речь дальше, хотя эпитет «нравственное», чтобы избежать назойливого его повторения, употребляться не будет.

В последние годы в нашей этической литературе в том же значении все чаще употребляется словосочетание «моральная деятельность» как синоним нравственного поведения. Последнее же рассматривается в качестве аспекта, стороны, свойства социального поведения в целом.

Иногда это понятие подвергается некоторыми авторами критике как не вполне удачное, недостаточно осмысленное содержательно.

Действительно, выражение «моральная деятельность» невольно наводит на мысль, что существует какой-то особый род деятельности наряду с другими видами — производственно-трудовой, научно-теоретической, художественно-творческой, политической, судебно-процессуальной, религиозно-культовой и т. д.

, что, стало быть, существуют какие-то особые субъекты моральной деятельности, общественные институты, призванные выполнять лишь эту деятельность.

Доводя критику до логического конца, авторы некоторых работ доходят до утверждения о полной «не-институциональности» и «нематериальности» нравственности, о том, что моральность есть свойство только сознания, но отнюдь не поведения, как такового. Согласно такой позиции, в поведении проявляются, обнаруживают себя свойства морального сознания, которые существуют лишь в идеальной форме. Между тем общепризнано, что моральной квалификации подлежит любая человеческая, социальная деятельность.

Указанные возражения достаточно серьезны (они касаются истолкования самой сущности морали) и заслуживают специального обсуждения. Что касается «нематериальности» морали, то в дальнейшем будет показано единство материального и духовного элементов в нравственном поведении. Относительно же «неинституциональности» морали вкратце скажем следующее.

Сомнения в целесообразности употребления термина «моральная деятельность» в значительной мере связаны с тем, что в этической литературе он применяется в основном в двух значениях без достаточно четкого их разграничения.

Есть все основания говорить о «моральной деятельности» в строго определенном, узком значении как о деятельности, побуждаемой прежде всего моральными мотивами. Очевидно, если иметь в виду именно деятельность, т. е.

какие-либо особые действия, и если содержательно раскрыть ее специфические «моральные мотивы» (потребности, интересы, цели и т. д.), то «моральная деятельность» в упомянутом узком смысле — это деятельность, главной целью которой является формирование морального качества поведения.

Такова деятельность нравственного воспитания, например, детей в семье, в детских учреждениях; деятельность по перевоспитанию, например, лиц с отклоняющимся от нормы поведением в исправительных учреждениях, в товарищеских судах, при разборе так называемых персональных дел на собраниях; наконец, самовоспитание, нравственное самосовершенствование личности, которые обычно требуют значительных сознательных усилий, напряжения воли, даже специальных упражнений.

В обозначенном смысле «моральная деятельность» — это вся духовно-практическая деятельность людей, направленная на усвоение ими нравственного опыта, накопленного обществом, на повышение нравственного уровня поведения, а также на улучшение моральной атмосферы в коллективах.

Конечно, эта деятельность совершается в общем процессе социализации индивидов и сопутствует всякой другой деятельности (трудовой, учебной, игровой, эстетической и т. д.).

Но она может быть представлена, так сказать, и в «чистом» виде, в форме переживаний, возбужденных потревоженной совестью, как извлечение уроков из прошлых ошибок, выработка человеком навыков более правильной оценки своих и чужих поступков. Думается, применительно к этой специфической деятельности термин «моральная деятельность» вполне уместен.

Кстати сказать, существуют достаточно определенные и притом вполне «материальные» субъекты деятельности, направленной на моральное воспитание, перевоспитание, самовоспитание, выполняющие ее прямо или в ходе выполнения других задач.

Это семья, школа, другие детские учреждения и организации, исправительные заведения, суды, различные общественные организации, наконец, сама личность, осуществляющая нравственное самосовершенствование.

Тот факт, что названные и другие общественные институты выполняют преимущественно иные социальные функции и задачи, ничего не меняет, ибо они выступают также субъектами социальной деятельности, направленной на нравственное формирование людей.

Мало что меняет и то обстоятельство, что в классово антагонистических общественно-экономических формациях в силу определенных социальных причин многие общественные институты не выполняли вовсе или выполняли лишь под известным углом зрения задачи именно нравственного формирования людей, вследствие чего на практике преобладали методы внешнего принуждения, устрашения и т. п.

в регуляции поведения. Напротив, в социалистическом обществе по мере его развития все большее значение приобретают общественные институты (например, семья, производственный коллектив, сама личность), в деятельности которых нравственно-воспитательные моменты постепенно получают самостоятельное значение. Таким образом, «неинституциональный» характер морали относителен, хотя институциональность ее, конечно, не выражена столь четко, как в других сторонах социальной деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=j7xtm2HQZ5M

Однако рассмотрим «моральную деятельность» в более широком значении. Если бы «моральная деятельность» ограничивалась очерченными выше рамками, т. е.

процессами, связанными с усвоением нравственного опыта, то даже в этом случае она имела бы право претендовать на то, чтобы стать предметом специальной теории, допустим отраслью педагогической науки (для сравнения: ведь существует, скажем, такая частная медицинская паука о паразитах в кишечнике, как гельминтология).

Однако суть заключается в том, что объектом этического анализа может быть все человеческое поведение, всякая человеческая деятельность, поскольку она подлежит квалификации с точки зрения добра и зла, естественно в их конкретно-историческом содержании и значении.

Это деятельность, которая в подавляющем большинстве случаев непосредственно не преследует цели нравственного воспитания, перевоспитания или самовоспитания, ее главные цели — производственные, учебные, научные, художественные, спортивные и,т. д.

В таком случае речь может идти не о какой-то особой «моральной деятельности», а о нравственной стороне или характеристике любой социально значимой деятельности, любых актов поведения, поскольку последние соотносятся с определенной, существующей в данном обществе, исторически и классово обусловленной системой моральных ценностей, норм, идеалов. Вплетаясь в мотивационную структуру поступков, эти элементы общественной нравственности становятся неотъемлемыми свойствами самого поведения.

Поэтому в дальнейшем изложении во избежание терминологических недоразумений мы будем говорить не о «моральной деятельности» в описанном выше узком значении, а о поведении вообще и его моральных свойствах.

Источник: https://pro-psixology.ru/moral-i-povedenie/edinstvo-nravstvennogo-soznaniya-i-povedeniya/187-deyatelnost-i-povedenie.html

Психология и поведение человека | Дистанционные уроки

Вопрос А17 теста  ГИА по биологии —

Темы, которые надо знать:

  • Головной мозг;
  • Нервная система человека;
  • Органы чувств

Поведение человека определяется двумя составляющими:

  • нервно-гуморальной деятельностью организма;
  • социальными условиями его жизни.

Мы рассмотрим первую составляющую — нейрогуморальную регуляцию психологии и поведения человека.

Сначала рассмотрим аспекты мозговой (нервной) деятельности:

Во-первых, правое и левое полушарие головного мозга — у каждого полушария есть своя функция:

  • Правое полушарие — творческое мышление, восприятие образов, музыки, эмоции, чувства, функциональность левой руки;
  • Левой полушарие — логика, стратегическое мышление,  чтение, счет, функциональность правой руки.

Интересно, что право- или леворукость человека закладывается еще в зародыше — та рука, пальчик которой он сосет, и будет функциональной, когда он родится и повзрослеет.

За высшую нервную (психологическую) деятельность человека отвечает кора , ее участки принято делить на доли головного мозга:

ФункцииОтдел коры головного мозга
Высшие психологические функции:

  • мышление
  • осознание
  • жизненные ценности
  • Движение,
  • речь,
  • аналитическая деятельность,
  • мотивация
  • Лобные доли головного мозга
  • Слух,
  • вкус,
  • понимание речи
  • Чувства человека — тепло,холод, боль и т.д,
  • восприятие музыки
  • Теменные доли головного мозга

Нервная система человека действует по принципу возбуждения — основные функции нейрона и нервной ткани — возбудимость и проводимость.

Однако есть противоположный механизм — торможение — прекращение возбуждения, блокировка поступающих в кору головного мозга импульсов. Это позволяет нервной ткани отдохнуть, восстановиться.

Самый яркий пример торможения — сон. В этот момент нервная система не перестает работать, она перестраивается на другой режим работы — отдых, приведение всех функций в норму, расслабление.

Виды торможения

  1. Внешнее торможение, оно же физиологическое, оно же безусловное — по названию и суть -это какое-то сильное воздействие на нервную систему извне, например, резкий звук, болевой эффект и т.д. Получается, что новый нервный импульс, новый «сигнал» подавляет, перебивает предыдущий.
  2. Внутреннее торможение — идет изнутри, т.е. из непосредственно из коры головного мозга, проявляется в следующих случаях:

Первая и вторая сигнальные системы человека

Психология и поведение человека определяется получением сигналов извне (внешних раздражителей).

  • первая сигнальная система — то, что человек слышит, видит, чувствует, воспринимает;
  • вторая сигнальная система человека — присуща именно человеку,  это получаемая информация через слова, это уже результат высшей нервной деятельности человека, социальный аспект.

Обсуждение: «Психология и поведение человека»

(Правила комментирования)

Источник: https://distant-lessons.ru/psixologiya-i-povedenie-cheloveka.html

1. Поведение и деятельность человека и ценности как их основа — Челябинский центр интегративной психологии и парапсихологии «Пси-синтез»

Поведение и деятельность человека является основным фактором, определяющим условия существования нашей планеты. С одной стороны, они являются причиной глубоких, часто негативных и необратимых, преобразований жизни людей и всего, что их окружает. С другой стороны — причиной возникновения и развития культуры, меняющей условия этой жизни к лучшему.

Это вызывает необходимость исследований, позволяющих прогнозировать последствия тех или иных способов организации поведения и деятельности человека и создавать предпосылки возникновения оптимальных форм его взаимодействия с действительностью.

Поведение рассматривается как присущее всем живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней [двигательной] и внутренней [психической] активностью [44, с. 525]. Взаимодействие человека с миром характеризуют посредством понятий «поведение» и «деятельность».

     Часто в понятии «поведение человека» смысловой акцент делается на приспособление человека к природным и социально-культурным условиям существования, а в понятии «деятельность» — на творчески-преобразовательном отношении человека к условиям его существования, к миру в целом [44, с. 525]. Такое соотнесение содержаний этих понятий нельзя признать обоснованным.

«Поведение» является более широким понятием, характеризующим взаимодействие с внешней средой любого живого организма. «Деятельность» — атрибут бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека [44, с. 210].

Так как нас интересует поведение и деятельность человека, то соотнести трактовки этих понятий можно при рассмотрении понятий одного порядка, т.е. понятий «поведение человека» и «деятельность». В этом случае становиться очевидным, что оба понятия обозначают форму [способ] установления взаимодействия человека с действительностью.

Деятельность можно трактовать как процесс установления человеком культурно-опосредованного отношения с действительностью.

О поведение человека говорится как о комплексе способов деятельности [познавательной, ценностно-ориентировочной, коммуникативной, организационной, и т.п.], характерном для субъекта [индивидуального или коллективного].

Таким образом, изучение качеств, характеризующих форму взаимодействия человека с миром, позволяет выявить и сущностные особенности человеческого поведения, и сущностные особенности деятельности.

Философские исследования показывают, что все качества и свойства поведения и деятельности человека закладываются при возникновении формы отношенийорганизма с действительностью, свойственной только для человека. То, что стало началомтакого возникновения, рассматривается как основа поведения и деятельности человека.

К позитивным или негативным результатам этого поведения и деятельности приводят различные способы воспроизводства начала деятельности, т.е. основы установления взаимодействия человека с действительностью.

Результаты будут позитивными, если способы деятельности и поведения человека обеспечивают воспроизводство всех тех качеств, которые заложены в их основе как необходимые и достаточные [достаточность – это полнота необходимого] для проявления сущностных качеств человека.

Таким образом, выявление и изучение основы деятельности и поведения человека позволяет установить способы их организации, оптимальные по отношению к сущностным качествам человека и условиям его жизни.

Основой поведения и деятельности человека выступает то, что является началом возникновения взаимодействия человека с миром, то, что вызывает внутренние и внешние движения человека.

Американские психологи основой поведения считают инстинкты, которые у животных и человека рассматриваются как одинаковые.

Инстинкт – это цепной безусловныйрефлекс, обеспечивающий установление генетически обусловленной формы взаимодействия живого организма со средой.

Такая форма взаимодействия предполагает генетически обусловленное выделение предметов потребностей живого организма и способов их удовлетворения. Генетически обусловленное – это врожденноедля организма качество, общее для рода и вида.

Цепной безусловный рефлекс — это «ряд последовательных рефлекторных движений, из которых каждое предыдущее является начальным толчком для каждого последующего» [60, с. 365]. Анализ поведения животных и человека показывает, что и у тех и у других поведение возникает и на основе врожденного [т.е.

инстинктивного] и на основе опыта, приобретенного в ходе индивидуального развития живого организма. При изучении поведения животных легко устанавливается, что основу их поведения составляют инстинкты, обеспечивающие генетически обусловленный выбор и предметов потребностей животных, и форм удовлетворения этих потребностей.

Возможности приобретения животными индивидуального опыта, также определяющего их поведение, ограничены рамками инстинктов. То есть животное может заинтересовать во внешней среде только то, что по каким-то признакам сходно с генетически определенными предметами их потребностей и с условиями их удовлетворения.

Возможности мышления животных также имеют границы, свойственные для вида и рода животных.

Предметы потребностей человека, а также способы их удовлетворения генетически не определены. Человек рождается с открытой программой.

Это значит, что врожденной является только рамочная форма существования его потребностей, то есть, базовые потребности, которые выражают удовлетворяемую за счет внешних факторов общую потребность организма в поддержании физиологических процессов, в безопасности, в общности и любви, в уважении, в познании, эстетические потребности, потребность в самоактуализации [А. Маслоу] [38]. Предметы и способы удовлетворения потребностей человека определяются им в процессе жизни, т.е. являются не врожденными, а приобретенными.

При анализе поведения людей очень трудно установить, какое сочетание врожденного и приобретенного определяет характер их поведения. Отечественная школа психологии [Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.

] настаивает на том, что  поведение человека определяется освоенным им социально-культурным опытом и мышлением, развитие которого также обусловлено социально-культурными воздействиями.Исследуя развитие форм поведения живых организмов Сергей Львович Рубинштейн выделил две основные большие ступени: «1.

Основанные на биологических формах существования, вырабатывающиеся в процессе приспособления организма к среде, инстинктивные, т.е. несознательные формы поведения. 2. Основанные на исторических формах существования, вырабатывающихся в процессе общественно-трудовой практики, изменяющей среду, сознательные формы поведения» [56, с. 141].

Инстинктивное поведение, по словам Рубинштейна, «характеризуется: «1] специфическим способом мотивации и 2] специфическими механизмами выполнения. Инстинктивное действие – это сложное действие, исходящее из органической мотивации – из биологических потребностей – и выполняемое посредством первично автоматических реакций» [56, с. 124].

«Психическое развитие животных обусловлено общими закономерностями биологического развития организмов в условиях определенных взаимоотношений его с окружающей естественной средой.Психическое развитие человека обусловлено общими закономерностями общественно-исторического развития.

При этом значение биологических природных закономерностей не упраздняется, а «снимается», т.е. вместе с тем и сохраняется, но в опосредованном и преобразованном виде» [56, с. 141].

Эти выводы подтверждаются тем, что дети, попавшие к обезьянам или волкам в раннем возрасте, а позднее опять к людям, так и не смогли освоить человеческий образ поведения.

То есть генетически открытая программа человеческой жизни может быть выстроена и по образцу жизни животных [только в раннем возрасте] и по образцу человеческой жизни. Таким образом, для человека генетически определена свободная форма установления взаимоотношений с действительностью, т.е. основным инстинктом человека является инстинкт свободы.

Во 2-ой половине 20-х годов 20-го века Николай Александрович Бернштейн «начал проводить исследования поведения человека, результаты которых позволили ему создать оригинальную психофизиологическую теорию построения движений. Эта теория является своеобразным антиподом учения о рефлексах Ивана Петровича Павлова.

По Бернштейну в основе поведения человека лежит не реакция на внешнее воздействие, а акция как преодоление внешних и внутренних препятствий в процессе решения задачи [в этом случае поведение человека не приспособление к окружающей среде, а её активное преобразование] [21, с. 21].

«Бернштейн экспериментально показал, что поведение человека направляется так называемой моделью потребного будущего, которая строится мозгом на основе информации о текущей ситуации и прежнем опыте, однако не носит строго фиксированного характера, так как организм стоит перед необходимостью вероятностного прогноза и выбора наиболее эффективных путей достижения цели. Создав программу поведения, организм постоянно корректирует её в соответствии с особенностями внешней среды. Это позволяет активно перестраивать поведение по принципу обратной связи, благодаря чему оно, согласно Б., носит характер рефлекторного кольца, в отличие от традиционной схемы рефлекторной дуги. По Б., непрерывное цикличное взаимодействие организма со средой осуществляется на различных уровнях построения движений. Эта концепция представляет собой попытку раскрыть механизм прогнозирования действия, его психического моделирования, создания образа предстоящего действия – того представления, которое в дальнейшем направляет и контролирует выполнение этого действия» [21, с. 82-83].

Идея Н.А. Бернштейна поддерживалась Л.С. Выготским. В конце ХХ века исследования А.Г. Асмолова и А.В. Петровского [2], эмпирически доказавшие неадаптивностьповедения человека, также стали подтверждением этой идеи.

Таким образом, характер поведения человека в основном определяет приобретенный им социально-культурный опыт и то, что это поведение направлено не на приспособление к окружающей среде, а на её активное преобразование.

Такой способ установления взаимоотношений человека с действительностью предполагает предварительное [т.е.

до установления взаимодействия]существование в его сознании образа предстоящего действия [модель потребного будущего], который выступает как эталон, позволяющий человеку направлять и контролировать выполнение этого действия.

Поэтому, решение проблемы выявления основы поведения человека может быть сведено к исследованию существующего в его сознании образа взаимоотношений с действительностью, определяющего направленность его поведению и деятельности.

В философских исследованиях с момента возникновения аксиологии обосновывается, что направленность поведения и деятельности человека задается ценностями. То есть, именно ценности рассматриваются как основа поведения и деятельности человека. Это положение позволяет нам рассматривать аксиологические основы поведения и деятельности человека предметом данного учебного курса.

Поиск образа потребностного будущего может быть осуществлен при помощи рефлексии,организованной как ряд вопросов и ответов человека, позволяющих ему выявить основную причину какого-либо своего действия. Например: «1. Почему Вы читаете данный текст? 2.

Что является для Вас причиной того, что Вы назвали при ответе на первый вопрос? 3. Что является для Вас причиной того, что Вы назвали при ответе на второй вопрос? 4. и т.п.».

В результате рефлексии каждый человек может выделить в своем сознании образ формы своих отношений с миром, в котором зафиксированы такие качества этих отношений, которые представляются для человека значимыми, необходимыми не в силу каких-то обстоятельств, а сами по себе.

То, что представляется для человека и для людей значимым самим по себе и определяет направленность его и их активности философией рассматривается как ценности.Это определение ценностей не включает в себя все их сущностные характеристики.

Подробное исследование ценностей показывает, что они представляют собой структуру индивидуального сознания, которая является формой взаимодействиявнешних и внутренних, врожденных [инстинктивных] и приобретенных, природных и социально-культурных факторов, определяющих поведение человека.

Источник: http://www.Psi-Sintez.ru/Axiology/Khudyakova/I/1

Ссылка на основную публикацию